Ландшафты как эстетическая основа объектов Православной Церкви тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 25.00.23, кандидат географических наук Маркарян, Давид Арсенович

  • Маркарян, Давид Арсенович
  • кандидат географических науккандидат географических наук
  • 2010, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ25.00.23
  • Количество страниц 186
Маркарян, Давид Арсенович. Ландшафты как эстетическая основа объектов Православной Церкви: дис. кандидат географических наук: 25.00.23 - Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов. Краснодар. 2010. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат географических наук Маркарян, Давид Арсенович

Введение.

1 История и методика исследования.

1.1 Теоретические основы эстетического ландшафтоведения.

1.2 Развитие представлений об эстетике природы.

1.3 Научно-методические основы эстетического ландшафтоведения. 21 1.4Эстетическая геоморфология, как составная часть социальной геоморфологии.

2 Эстетические свойства ландшафтов как основа культовых сооружений.

2.1 Пейзаж как ключевое понятие в эстетике ландшафтов.

2.2 Привлекательность как критерий эстетического ландшафтоведения.

2.3 Эстетические свойства ландшафтов и духовная культура.

2.4 Ландшафтная архитектура.

3 Ландшафты объектов Православной Церкви.

3.1 Концепция культурного ландшафта.

3.2 Типология культурных ландшафтов.

3.3 Всемирное наследие и место в нём культурных ландшафтов.

3.4 Островные монастыри в культурном ландшафте России.

3.4.1 Валаамский монастырь как образец функционирования системы «природа-человек».

3.4.2 Роль Соловецкого монастыря в культурном ландшафте

Русского Севера.

3.5 Особенности расположения культовых сооружений в городах.

3.6 Религиозные ценности как движущая сила экологической переориентации общества.

4 Пространственный анализ ландшафтов культовых сооружений.

4.1 Функционально-пространственные аспекты расположения объектов Православной Церкви.

4.2 Геоморфологические аспекты в процессе создания монастырей России.

4.3 Структурно-пространственный анализ монастырей.

4.3.1 История возникновения монастырей.

4.3.2 Монастыри центральной части России.

4.3.3 Структурно-пространственный анализ монастырей Европейского Севера России.

4.4 Социально-функциональная классификация монастырских комплексов.

5 Особенности ландшафтной организации христианских объектов на

Северном Кавказе.

5.1 Роль Северо-Западного и Северного Кавказа в распространении Православия.

5.2 Особенности создания на Кубани объектов Православной Церкви

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов», 25.00.23 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ландшафты как эстетическая основа объектов Православной Церкви»

Актуальность темы. На протяжении всей истории Православия культовые объекты выполняют важную религиозную и социально-культурную миссии (просветительную, воспитательную, благотворительную и др.), составляя духовное, культурное и природное наследие человечества. Русские монастыри соборы и другие сакральные объекты играли и продолжают играть огромную роль в духовной и культурной жизни страны. В научной и просветительной литературе широко освещены вопросы, связанные с историей их возникновения, исследована роль монастырей в истории страны, влияние их на развитие русской культуры, искусства, образования, воспитания. Вместе с тем практически не изучены функционально-пространственные, религиозно-семантические, эстетические взаимосвязи русских монастырей с окружающей природной средой.

В настоящее время исследование ландшафтных особенностей территорий Русской Церкви предопределено возрождением Православной культуры и духовного самосознания соотечественников в условиях практически полной утраты опыта возведения культовых сооружений в XX в. Распространение атеизма в России привело к потере многих ценных памятников православного зодчества и почти 80-летнему перерыву в строительстве храмов и монастырей. В 1988 г. в России действовало всего 16 монастырей из 1200 на начало XX в., остальные были использованы не по назначению, а частью разрушены. Восстановление монастырей, особенно в российской провинции, идет медленно: во многих комплексах до сих пор размещены складские помещения, фермерские хозяйства, школы и др. Тем не менее, сейчас количество действующих монастырей возросло до 600.

Процесс восстановления отечественных монастырей, соборов, обуславливает необходимость возрождения традиций и выработки новых ландшафтно-архитектурных решений. Исследование закономерностей формирования православных комплексов требует определения теоретических положений и практических рекомендаций для реконструкции, проектирования и нового строительства, что особенно актуально для нашей страны.

Таким образом, актуальность данного исследования продиктована необходимостью теоретического обоснования практического использования эстетических свойств компонентов природы, в частности рельефа, как основы объектов Православной Церкви.

В настоящее время возрос интерес к теоретическому обоснованию и практическому использованию свойств рельефа как основы любой экосистемы. Особое внимание геоморфологов привлекают эстетические свойства рельефа, а именно - красота, привлекательность, типичность и необычность и другие свойства рельефа, так как именно они являются определяющими при выборе местоположения культовых сооружений. Поэтому их строительство становится сферой деятельности не только архитекторов-практиков, ландшафтных, дизайнеров, ученых (инженер-геологов и инженер-геоморфологов), но и для их проектирования необходимы теоретические исследования.

Наиболее значимыми и многофункциональными культовыми объектами являются монастыри. Монастыри - это многоуровневая природно-антропогенная система, состоящая из тесно связанных взаимопроникающих подсистем: географической, ландшафтно-архитектурной, социально-экономической сред и населения.

В соответствии с темой проведенного диссертационного исследования монастырские территории рассматриваются как:

- среда обитания и производственной деятельности людей, природный и созданный людьми материальный мир;

- совокупность природных, инженерных, социальных и экономических условий жизни на занимаемой территории;

- физическое (материальное) и духовное пространство, включающее территорию монастыря и обладающее специфическими природными и социально-экономическими особенностями внутренней структуры, динамики, эволюции.

На примере Валаама - каменистого острова в Ладожском озере, снискавшего себе мировую славу, можно раскрыть любой функциональный аспект русских монастырей. Универсальный пример Валаама, а также Соловецких островов, наиболее подходит к тематике данного исследования, так как помогает раскрыть вопросы единения человека с природой, и определить роль геоморфологического фактора (в частности эстетические свойства рельефа) в выборе местоположения культовых сооружений.

Объектом исследования являются свойства ландшафтов, которые определяют месторасположение культовых сооружений.

Предмет исследования - ландшафты объектов Русской Православной Церкви (РПЦ), в частности - природно-эстетические ресурсы, ставшие базисом культовых ландшафтов Европейской части России.

Цель диссертационного исследования — определить роль эстетических свойств ландшафтов в формировании объектов Русской Православной Церкви, как единых ландшафтно-архитектурных культурных комплексов.

Задачи исследования:

- дать характеристику ландшафтов объектов Православной Церкви, акцентируя внимание на эстетических свойствах рельефа;

- рассмотреть островные монастыри в культурном ландшафте на севере Европейской части России; отметить особенности расположения культовых сооружений в городах;

- провести пространственный анализ культовых сооружений, расположенных на территории Европейской части России;

- показать уникальность Свято-Михайловского монастыря, расположенного в горах Северо-Западного Кавказа.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили материалы научно-справочных изданий РПЦ, работы российских ученых А.Г. Исаченко, Е.Ю. Колбовского, В.Н. Тюрина, A.B. Лысенко,

JI.K. Казакова, А.П. Вергунова, В.А. Горохова, Э.А. Лихачевой, Д.А. Тимофеева, O.A. Борсука, В.И. Кружалина, Ю.Г. Симонова, Г.Ф. Уфимцева, Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой, Г.Н. Колосовой, В.А. Николаева, К.И. Эрингиса, А.-Р.А. Будрюнаса и многих других.

Методы исследования. Основой методологии исследования является системный подход к проблеме изучения культовых комплексов. Монастырь рассматривается как динамично развивающаяся открытая система, представляющая комплекс трех подсистем: ландшафтно-градостроительная среда монастыря, структурно-функциональные зона его территории и архитектура его сооружений. Системный подход включает основные методы: структурно-функциональный, типологический, историко-эволюционный, социокультурный. Таким образом, методологической основой данного исследования послужило использование различных областей научного знания сообразно со спецификой темы, т.е. междисциплинарный подход в исследовании геосистем.

Научная новизна работы. В основу исследования ландшафтно-архитектурных комплексов объектов РПЦ положена комплексная методика, сущность которой определяется тем, что впервые:

- систематизирована методологическая основа исследования эстетических свойств ландшафтов;

- определена роль эстетических свойств рельефа в ландшафтно-архитектурных комплексах культовых объектов и территорий;

- разработана социально-функциональная классификация монастырских комплексов и в соответствии с ней определена доминирующая роль рельефа в эстетике культовых сооружений;

- выделена мифологическая основа в развитии традиций органического включения системы сакральных объектов в природно-ландшафтный контекст;

- в контексте этнических особенностей рассмотрены процессы формирования территориально-пространственной организации архитектурно-природных культовых комплексов и храмов на Северном Кавказе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ландшафты объектов Русской Православной Церкви являются индикатором образа жизни и результатов труда иноков. Духовный и мировоззренческий характер отношения к природе является стратегией устойчивого развития.

2. Процесс формирования культурных ландшафтов, в том числе объектов Русской Православной Церкви, зависит от многих факторов, доминирующими из которых являются геоморфологические, климатические и гидрологические особенности.

3. Принципы формирования территориально-ландшафтного расположения храмов и монастырей на Европейской территории Российской Федерации сложились на основе традиционных и привносимых христианской культурой приемов и традиций.

4. Эстетические свойства ландшафтов и морфологические особенности местности являются основополагающими при выборе мест возведения сакральных объектов и территорий.

5. Пространственное размещение монастырей, храмов, скитов Центральной части и Европейского севера России традиционно приурочено к отдаленным и сравнительно труднодоступным территориям: границам Русского государства, островам, полуостровам, устьям больших рек.

6. На юге Российской федерации в пределах Северного Кавказа объекты Русской православной церкви с давних времен сооружались преимущественно на торговых путях, в горах, на высоких хорошо обозреваемых снизу и труднодоступных хребтах и горных вершинах.

Информационной базой диссертационного исследования являются статистические, картографические, фондовые и другие материалы Екатеринодарской и Кубанской Епархии. Автором использовались также материалы Интернет-сайтов туристских организаций, паломнических центров и монастырей РПЦ. Часть информации была собрана автором в ходе паломнических экспедиций, в частности на Соловецкие и Валаамские острова, монастыри Москвы и Подмосковья, а так же к святыням Палестины, Израиля, Иордании и Египта.

Практическая значимость работы. Материалы проведенного исследования используются при: проектировании новых и восстановлении старых культовых объектов; разработке маршрутов паломнических поездок, для просвещения людей участвующих в таких поездках; проведении экскурсий в монастырях и других сакральных объектах (Майкопской и Адыгейской Епархией РПЦ); в учебном процессе при чтении спецкурсов по эстетическому ландшафтоведению, экологической геоморфологии студентам географического факультета ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет» по специальностям 020401, 050103 «География».

Апробация результатов исследования: основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на: «XX межреспубликанской научно-практической конференции — Актуальные вопросы экологии и охраны природы экосистем южных регионов России и сопредельных территорий» (Краснодар, 2007); «I Екатерининских научных чтениях» (Краснодар, 2008); «V Международной научной конференции «Вулканизм, биосфера и экологические проблемы» (Туапсе, 2008). По теме диссертации опубликовано пять работ; из них две авторские работы в журналах, рекомендуемых ВАК.

Структура и объем работы определяется ее целью и задачами. Работа включает введение, пять разделов, заключение, список использованных источников (включающий 119 наименования) и 5 приложений. Текстовая часть диссертационного исследования сопровождается 21 рисунком и 7 таблицами. Общий объем работы 186 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов», 25.00.23 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов», Маркарян, Давид Арсенович

Выводы

В разных регионах Северного Кавказа существовали свои особенности функционально-пространственной организации храмов, связанные как со своеобразием понимания христианского богослужения и источником проникновения христианства, так и добавлениями дохристианской обрядности.

На основании проведенного исследования следует остановиться на наследующих моментах. Принимая во внимание распространенный в раннехристианский период обычай поклонения Святому Кресту и его частицам, а также значительное количество сохранившихся в горных районах Северного Кавказа отдельно стоящих каменных крестов и стел (датируемых У1-Х11 вв.), можно утверждать, что именно они являлись первыми объектами христианской культуры на Северном Кавказе.

Их местоположение в структуре ландшафта соответствует дохристианскому принципу размещения сакрального объекта на труднодоступных горных вершинах. Иногда кресты и стелы возводили рядом с языческими святилищами, также имевшими экстерьерный характер восприятия.

Постепенно на Северном Кавказе формировались новые принципы территориально-ландшафтного расположения христианских храмов на основе сложившихся традиционных и привносимых христианской культурой приемов: первый принцип — храм должен располагаться непосредственно в поселении, чтобы была возможность регулярного посещения богослужения, происходящего внутри храма; второй принцип основан на осознании эсхатологического перехода христианина в вечную жизнь, в связи с чем храм и прилегающая к нему территория становятся местом захоронений. При этом оба принципа, как правило, сочетались при строительстве храмов.

Следует подчеркнуть, что исторически культовые постройки служили ориентирами в степных ландшафтах Северного Кавказа; практически все они располагались так, чтобы быть воспринимаемыми с дальних точек (с дороги, при подъезде к поселению, в панораме рек), для чего выбирались наиболее возвышенные места в ландшафте.

Для настоящего времени характерно социально-культурное обновление общества, в связи с этим существует реально возросшая потребность в культовых объектах. Сейчас людям так нужен нравственный подъём, который, без сомнения, даёт церковь, как храм душе, культура, воплощённая в архитектуре, живописи, окружающей природе.

Проблема сохранения культурного наследия, в том числе и Православных объектов - одна из важнейших проблем современности. Стремительное преобразование окружающей среды предполагает новый взгляд на культурное наследие как на часть глобального экологического комплекса, от сохранения которого во многом зависит уровень знаний, духовности и исторической памяти общества. Каждый из монастырей является ярким элементом культурного ландшафта.

Человеку издавна было свойственно стремление не только умело хозяйственно осваивать природную среду, но и художественно обустраивать ее. Эстетизация среды практиковалась во всех видах рукотворных ландшафтов, в том числе и культовых сооружений.

На основании проведенного диссертационного исследования сделаны следующие основные выводы:

- ландшафты монастырей - это пример умелого использования любых, даже незначительных по масштабам форм рельефа; естественный рельеф определял архитектурно-планировочные решения. Большинство культовых ансамблей располагались на возвышенных местах — на высоких берегах озер, рек, склонах. Тем самым достигался эффект их связи с окрестностями, с соседними населенными пунктами;

- на юге развитие монастырей задерживали постоянные набеги кочевых народов; искавшие уединения избирали поэтому более спокойные, безопасные места на севере России, где, главным образом, и развивается монашество; у каждого монастыря своя история возникновения, своя судьба, но объединяет их то, что они были созданы в эстетически выразительных местах; привязка к определенному рельефу - характерна для большинства сакральных объектов. Обители и храмы располагались на уникальных красивейших местах - вершине горы, холма, возвышенных местах островов, откуда во всем блеске открывалась далекая перспектива, а купола храмов, колоколен видны со всей округи, знаменуя торжество Православия; островные монастыри занимают особое место в культурном ландшафте и духовно-религиозной жизни Русского государства. Именно островное положением способствовало соединению в них множество смыслов, создававших феномен островного монастыря; местоположение храма выбирали в соответствии с особенностями рельефа и спецификой фонового окружения, которое гармонично дополняло образно-композиционное решение сакрального ансамбля; характер освоения пространства и традиционное природопользование являлись одной из составляющих общности традиционной культуры народов Северного Кавказа, поэтому региональные особенности архитектуры христианских храмов в целом наиболее ярко проявились в местоположении храма в структуре поселения, его взаимосвязи с ландшафтом и природным окружением;

В результате проведенного функционально-типологического анализа установлено, что православный монастырь является целостным архитектурно-функционально-территориальным объектом-комплексом со сложными церковно-богослужебными функциями, а также развитым социально-культурным назначением. Строгое соблюдение канонических требований церкви обеспечило не только стабильность основных принципов архитектурной организации монастырей и храмов, но и взаимосвязь с ландшафтом и природным окружением.

Таким образом, по мнению автора, невозможно найти объект религиозно-культового, ритуального восприятия мира (поклонения), будь-то обычная сельская церковь или известный всему миру храм, собор, монастырь или Лавра, которые бы не использовали в своем расположении наиболее выдающиеся для определенного региона морфологические особенности рельефа.

Восстановленные и восстанавливаемые православные храмы, церкви, часовни и монастыри — главный визуальный знак новой эпохи. А возрождение социокультурных функций монастыря решает проблемы духовно-нравственного воспитания общества и, частично, занятости населения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат географических наук Маркарян, Давид Арсенович, 2010 год

1. Алексеев А.Н. Нижегородский край — Земля Серафима Саровского // Возглас, 2002. № 6. С. 1-2.

2. Алилова K.M., Зубаиров P.M. Религиозные ценности как движущая сила экологической переориентации общества // Юг Росии: экология, развитие. Махачкала, издательский дом «Камертон», 2007. № 3. С.121-126.

3. Алферова Г.В. Русские города XVI-XVn в. М.: Стройиздат, 1989.216 с.

4. Анализ природного и техногенного риска в строительстве. М.: ПНИИИС, 1995. 104 с.

5. Антошкина Е.В. Эколого-геоморфологическая оценка территории города Краснодара. Краснода, Просвещение-Юг, 2009. 190 с.

6. Атлас Краснодарский край, Республика Адыгея / Под ред. В.И. Чистякова. Минск: Белгеодезия. 1995. 26 с.

7. Атлас Московской области. М.: ГУГК, 1976. 40 с.

8. Атлас рекреационных ресурсов Подмосковья: Культурное наследие. М., 1998. 126 с.

9. Болысов С.К. Современные геоморфологические процессы на территории Московской области // Геоморфология, 1994. № 3. С. 42-48.

10. Бородина A.B. Основы православной культуры. М., 2006. 234 с.

11. Бороденко В.Е. Роль ландшафта и природно-климатические условия в процессе зарождения монашества и создания монастырей Северного Кавказа // Вест, регион, отд. Русского географического общества. Краснодар, 2005. С. 81-83.

12. Борсук O.A., Тимофеев Д.А. Рельеф как природное и культурное наследие // Проблемы экологической геоморфологии (м-лы XXV Пленума Геоморфологической комиссии РАН). Белгород: Изд-во БГУ, 2002. С. 14.

13. Бронгулеев В.Вад. Современный экзодинамический режим Русской равнины // Геоморфология, 2000. № 4. С. 11-23.

14. Веденин Ю.А. Проблемы сохранения культурного и природного наследия в зонах катастроф // Наследие и современность. Вып. № 3. М., 1996. С. 3-14.

15. Веденин Ю.А., Шульгин П.М. Новые подходы к сохранению и использованию культурного и природного наследия в России // Изв. РАН. Серия географическая. № 3. 1992. С. 90-99.

16. Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия // Изв. РАН. Серия географическая, 2001. № 1.С. 7-14.

17. Вергунов А.П. Архитектурно-ландшафтная организация города. JL: Стройиздат, 1982. 112 с.

18. Вергунов А.П., Горохов В.А. Монастыри. Природа и люди. М., 2006. 624 с.

19. Вернадский В.В. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.254 с.

20. Веселовский С.Б. Подмосковье в древности. М.: АИРО-ХХ, 2002.127 с.

21. Геоэкология Москвы: методология и методы оценки состояния городской среды / Отв. ред. Г.Л. Кофт, Э.А. Лихачева, Д.А. Тимофеев. М.: Медиа-ПРЕСС, 2006. 200 с.

22. Гидрометеорология и гидрохимия морей СССР. T. II. Белое море. Вып. 1. Гидрометеорологические условия / Под ред. Б.Х. Глуховской. Л.: Гидрометеоиздат, 1991. 240 с.

23. Гнутов а C.B. Крест в России. М., 2004.

24. Город-экосистема / Отв. ред. Э.А. Лихачева, Д.А. Тимофеев, М.П. Жидков и др. М.: Медиа-ПРЕСС, 1996. 336 с.

25. Гришин A.C. Комплексная количественная модель земной коры юго-восточной части Балтийского щита // Геодинамика и глубинное строениесоветской части Балтийского щита. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 1992. С. 116-126.

26. Гумилев JI.H. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993.

27. Ефремов Ю.В. Основные критерии эстетического восприятия рельефа // Проблемы экологической геоморфологии: м-лы XXV Пленума Геоморфологической комиссии РАН. Белгород: Изд-во БГУ, 2002. С. 22-23.

28. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашества в XIX в. и начале XX в. М., 1999. 204 с.

29. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М.: Высшая школа, 1991. 366 с.

30. Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. М.: НЛО, 2001.

31. Каганский В. Л. Советское пространство наше наследство // Русский журнал, 20.08.04.

32. Казакевич А.Н., Тростникова Е.В. Православный храм. М: ОЛМА Медиа групп, 2010. 256 с.

33. Казаков Л.К Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 336 с.

34. Калуцков В.Н. Ландшафт в культурной географии. М: Новый хронограф, 2008. 144 с.

35. Караваев В.А. Влияние рельефа на границы городских местностей и городского ландшафта // Геоморфология, 2008. № 2. С. 44-53.

36. Каталог православной архитектуры. Описания православных храмов. 2000. (Рус.). 360 с.

37. Князин К.Ф. Русское градостроительное наследство. М.: Искусство, 1972. С. 23-27.

38. Коваль В.Ю. Древние славяне на берегах Москвы-реки // История Москвы. http -.//www.clio .orc.ru/hm3 htm

39. Колбовский Е.Ю. Ландшафтоведение. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 302 с.

40. Колосова Г.Н. Географический анализ исторических территорий: Соловецкий архипелаг. Тр. Соловецкого отряда морской Арктической экспедиции. М., 1998. 76 с.

41. Колосова Г.Н. Природно-географический анализ исторических территорий: Соловецкий архипелаг. М.: Институт наследия, 1999. 144 с.

42. Комеч А.И. Русские монастыри: история и кулыура Х-ХУП ст. М.,2001.

43. Косаревский И.А. Искусство паркового пейзажа. М., 1977. 203 с.

44. Куза A.B. Малые города Древней Руси. М.: Наука, 1979. 124 с.

45. Кружалин В.И., Симонов Ю.Г., Симонова Т.Ю. Человек, общество, рельеф: Основы социально-экономической геоморфологии. М.: Диалог культур, 2004. 120 с.

46. Кулешова М.Е. // Наследие и современность. Вып. 15. М.: Институт Наследия, 2007. С. 21-46.

47. Кулешова М.Е. Культурные ландшафты: общие представления, понятия, подходы к оценке // Экологические проблемы сохранения исторического и культурного наследия. М.: Институт наследия, 2000. С. 10-25.

48. Культурный ландшафт как объект наследия / Научн. ред. Ю.А. Веденин. М., 2004. 324 с.

49. Культурные ландшафты России и устойчивое развитие. Четвертый выпуск трудов семинара «Культурный ландшафт» / Под ред. Т.М. Красовской. М.: Географический факультет МГУ, 2009. 270 с.

50. Культов! будинки та споруди р1зних конфесш. Пошбник з проектування / Пщ загальною ред. В.В. Куцевича. К.: КшвЗНДГЕП, 2002. 115 с.

51. Лихачева Э.А., Тимофеев Д.А. Экологическая геоморфология. Словарь-справочник. М.: Медиа-ПРЕСС, 2004. 240 с.

52. Лихачева Э.А. Очерки по геоморфологии урбосистем. М., 2009. 350 с.

53. Лысенко A.B. Культурные ландшафты Северного Кавказа: структура, особенности формирования и тенденции развития. Автор. докт. геогр. наук. Ставрополь, Ставропольский госуниверситет, 2009. 41 с.

54. Мазуров Ю.Л. Факторы среды и состояние культурного наследия // Изв. РАН. Серия географическая. № 6. 2003. С. 58-65.

55. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. М.: Логос, 2002. 343 с.

56. Маркарян Д.А. Физико-географические особенности Валаама -базис эстетического и нравственного воспитания //М-лы I Екатерининских науч. чтений. Краснодар, 2008. С.65-68.

57. Маркарян Д.А., Ефремов Ю.В. Духовные аспекты устойчивого развития горных территорий юга России // Материалы V Международной научной конференции «Вулканизм, биосфера и экологические проблемы». Туапсе, 2008. С.110-113.

58. Маркарян Д.А. Эстетический потенциал ландшафтов православных монастырей // Вест. Адыгейского государственного университета. Серия «Естественно-математические и технические науки». Майкоп, 2010. Вып 2(61). С.129-134.

59. Маркарян Д.А. Рельеф в эстетике культовых сооружений: теоретические и практические аспекты // Изв. вузов Северо-Кавказского региона. Естественные науки. Ростов-на-Дону, 2010. С. 120-123.

60. Михайлова В. Возвести колокольню построить город // Колокол

61. Православия. 2007. № 1(54). С. 3.

62. Монастыри Русской православной церкви: Справочник-путеводитель. М., 2001. 512 с.

63. Монастыри: Энциклопедический справочник / Под общ. ред. Архиепископа Бронницкого Тихона. М., 2001. 634 с.

64. Некрасова JI.A. Социальные аспекты эколого-геоморфологических исследований // Геоморфология, 2008. № 2. С. 22-31.

65. Низовский А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. М., 2000. 234 с.

66. Никишин H.A. Особенности развития берегов Соловецких островов в голоцене //Вест. Московского ун-та. Серия 5. География. 1984. № 5. С. 23-33.

67. Николаев В.А. Ландшафтоведение: Эстетика и дизайн. М., 2003.176 с.

68. Никольский Н.М. История русской церкви. М.: Политиздат, 1985. 256 с.

69. Орехов Д. Святые источники России. СПб: ИД Невский Проспект,2002. 160 с.

70. Орехов Д. Святые места России. СПб., 2002. 350 с.

71. Православная Церковь на Кубани: конец XVIII начало XX в. // Сб. докл. Краснодар, 2001. С. 219-221, 336, 463-465.

72. Православные храмы и монастыри России // М.: Русская православная церковь. 2000. 375 с.

73. Прокопенко Т.А., Максимов Д.В., Лобзина О.В. Классификация православных религиозных центров с учетом маркетинговых исследований // Вест. Краснодар, регион, отд. Русского географического об-ва. Краснодар, Просвещение-Юг, 2008. Вып. 5. С. 279-287.

74. Раздольский С.А. Монастырские обители юга России, их роль в религиозном и культурном развитии края в XIX — начале XX в. Майкоп,2003. С. 7-18, 55-62,73-75.

75. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 637 с.

76. Рельеф и человек / Матер. Иркутского геоморфологического семинара. Иркутск, Институт земной коры СО РАН, Ассоциация геоморфологов России, 2004. 178 с.

77. Рельеф среды жизни человека (экологическая геоморфология) / Под ред. Э.А. Лихачевой, Д.А. Тимофеева. М.: Медиа-ПРЕСС, 2002. 640 с.

78. Руденко В. Г. Особенности религиозности кубанского казачества // Кубанское казачество: Три века истинного пути: Мат-лы междунар. науч. практ. конф. Краснодар, 1996. С. 207-209.

79. Сазонов Э.В. Экология городской среды. СПб.: ГИОРД, 2010. 312 с.

80. Седов В.В. Славяне в древности. М.: Изд-во ИА РАН, 1994. 303 с.

81. Свириденко Л.П., Светов А.П. Валаамский силл габбро-долеритов и геодинамика котловины Ладожского озера. Петрозаводск: Карельский научный центр Российской академии наук. Институт геологии, 2008. 208 с.

82. Семенов-Тянь-Шанский В.П. Район и страны. М.-Л.: Госиздат,1928.

83. Словарь иностранных слов / Под ред. В.И. Лехина, Ф.Н. Петрова. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1954. 853 с.

84. Соколова E.H. Историко-географический анализ формирования и развития монастырской сети на территории Вологодской области // Экология культуры. М., 2000. С. 44-50.

85. Спиридонов А.И. Геоморфология Европейской части СССР. М.: Высшая школа, 1978. С. 110-126.

86. Тимофеев Д.А., Борсук O.A., Уфимцев Г.Ф. Геоморфология: вчера, сегодня и завтра // Геоморфология, 1999. № 4. С. 3-10.

87. Тимофеев Д.А., Борсук O.A., Лихачева Э.А., Уфимцев Г.Ф.

88. Эстетическая геоморфология / Докл. IV междунар. конф.: Инженерная география. Экология урбанизированных территорий. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1999. С. 136-140.

89. Томпсон М. Философия религии. М., 2001. 390 с.

90. Трехбратов Г.А. История Кубани: Учеб. пособие. Краснодар:

91. Краснод. кн. изд., 2000. 440 с.

92. Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники: Учеб. пособие. М.; Брянск, 1997. 278 с.

93. Тюрин В.Н., Мищенко A.A., Морева JI.A. и др. Ландшафты Краснодарского края: антропогенизация, меры стабилизации. // Вест. Краснодар, регион, отд. Русского географического об-ва. Краснодар, Просвещение-Юг, 2008. Вып. 5. С. 219-233.

94. Тюрин В.Н., Мищенко A.A., Морева Л.А. и др. Ландшафтное районирование территории Краснодарского края: особенности морфологической и экологической структуры ландшафтов // Географические исследования Краснодарского края. Краснодар, 2005. С 69 -77.

95. Уфимцев Г.Ф. Любование природой как фактор здоровья и культуры человека // Проблемы экологической геоморфологии: м-лы XXV Пленума геоморфологической комиссии РАН. Белгород, Изд-во БГУ, 2002. С. 75-76.

96. Уфимцев Г.Ф. Рельеф в геоморфологии и в пейзажной живописи / Рельеф и человек: м-лы Иркутского геоморфологического семинара. Иркутск: Институт земной коры СО РАН, Ассоциация геоморфологов России, 2004. С. 97-98.

97. Храмы Москвы. Культовые постройки столицы. 2002. (Рус.). URL: http://hram.codis.ru.main.htm.

98. Чернов С.З. Исторический ландшафт окрестностей Троице-Сергиева монастыря и его семантика. М., 2000. 156 с.

99. Шальнев В.А. Эволюция ландшафтов Северного Кавказа. Автор. докт. геогр. наук. Ставрополь, Ставропольский госуниверситет, 2007. 51 с.

100. Шаров В.Н., Шарова В.П. Результаты глубинных сейсмических исследований Северной Карелии // Геофизический журнал, 1997. Т. 19. № 1. С. 82-87.

101. Шварцман Ю.Г., Болотов И.Н. Механизмы формирования экстразональных биоценозов на Соловецких островах // Экология, 2005. № 5.1. С. 1-9.

102. Шептун C.B. Из истории Православной Церкви на Кубани. Краснодар, 1995. 285 с.

103. Щеглов А.Д., Москалева В.Н., Марковский Б.А. и др. Магматизм и металлогения рифтогенных систем восточной части Балтийского щита. СПб: Недра, 1994. 244 с.

104. Эрингис К.И., Будрюнас А.-Р.А. Сущность и методика детального эколого-эстетического исследования пейзажей // Экология и эстетика ландшафта. Вильнюс: Минтис, 1975. С. 107-170.

105. Эрингис К.И. Экология и эстетика ландшафта. Вильню: Искусство, 1975. 237 с.

106. Некоторые объекты Русской Православной Церкви, включенные в список

107. Всемирного наследия ЮНЕСКО

108. Успенский собор Дворец Андрея Боголюбского

109. Спасо-Евфимиев монастырь Новодевичий монастырь1. Суздаль) (Москва)

110. Храм Покрова на Нерпи (р-н Боголюбово, Владимировская обл.)

111. Церковь Вознесения в Коломенском

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.