Лексика церковного деревянного зодчества Северной Руси XVI-XVII веков: К проблеме лекс.-семант. поля тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Цыцылкина, Лилия Анатольевна

  • Цыцылкина, Лилия Анатольевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1998, Вологда
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 277
Цыцылкина, Лилия Анатольевна. Лексика церковного деревянного зодчества Северной Руси XVI-XVII веков: К проблеме лекс.-семант. поля: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Вологда. 1998. 277 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Цыцылкина, Лилия Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

§1. Общая характеристика работы.

§2. Проблема семантического поля в лингвистике.

§3. Из истории церковного деревянного зодчества на Руси.

ГЛАВА I. Номинативная система ядра и центра лекси-ко-семантического поля "Церковь (здание)".

§ 1. Ядро ЛСП. Названия церковного здания.

§ 2. Центр ЛСП. Названия частей, помещений церкви и предметов ее интерьера.

2.1. Микрополе "составная часть церковного здания".

2.1.1. Тематическая группа 'верхняя часть церковного здания'

2.1.2. Тематическая группа 'основная часть церковного здания'.

2.1.3. Тематическая группа 'нижняя часть церковного здания'

2.1.4. Тематическая группа 'пристроенная часть церковного здания'.

2.2. Микрополе "внутренняя часть церковного здания".

2.2.1. Названия внутренних помещений церкви.

2.2.2. Названия предметов и деталей интерьера церкви, имеющих культовое назначение.

ГЛАВА II. Названия деталей помещения, строительных материалов и трудовых процессов, связанных с возведением церковного здания.

§1. Названия деталей помещения.

§2. Названия строительных материалов.

§3. Названия плотницких операций.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Лексика церковного деревянного зодчества Северной Руси XVI-XVII веков: К проблеме лекс.-семант. поля»

Восстановление в полном объеме лексико-семантической системы старорусского языка — одна из главных задач исторической лексикологии.

Для упорядочения большого количества неоднородных языковых фактов используются различные принципы исследования, основным из которых остается системный подход, предполагающий классификацию материала по лексико-семантическим и предметно-тематическим группам.

Многие из тематических групп лексико-семантической системы русского языка донационального периода описаны достаточно глубоко: бытовая лексика [В.Н.Прохорова 1953; Е.Н.Борисова 1957; Г.В.Судаков 1985; Г.Н.Лукина 1989 и др.]; сельскохозяйственная лексика [Ф.П.Филин 1936; Л.Т. Выгонная 1968; Ю.И.Чайкина 1975; Н.С.Бондарчук 1977; Л.Ю.Астахина 1985; С.В.Репневская 1989; Л.И.Кислик 1991 и др.]; военная лексика [С.Д.Ледяева 1955; Р.И.Сидоренко 1960; Ф.П.Сороколетов 1970; Г.М.Егорова 1984; Г.Ф.Одинцов 1986 и др.]; лексика имущественной сферы [К.П.Смолина 1989 и др.]. Кроме того, можно отметить большой интерес лингвистов к различным разрядам специальной лексики: корабельного дела [С.Я.Розен 1960; Б.Л.Богородский 1964 и др.]; рыболовецкого [Н.Е.Попова 1967; Е.П.Андреева 1985 и др.]; железоделательного [Е.К.Саматова 1992, Т.М.Юдина 1996 и др.]; соляного [Н.А.Ставшина и др.]; ткацкого [О.Н.Трубачев 1966; Л.П.Михайлова 1970,1975 и др.]; пушного [М.Н.Полынская и др.] промыслов; переплетного дела [В.В.Калугин], метрологической лексике [Г.Я.Романова

1975; О.И.Новоселова 1988 и др.]. Вместе с тем многие сферы лексики остались за пределами внимания исследователей. В частности, до сих пор недостаточно изученным остается пласт слов, связанных с духовной, религиозной стороной жизни человека. Только в последние годы появились работы, где анализу подверглась лексика иконописи [Л.Г.Фридгендлер 1988; А.А.Баландина 1997], а также имена собственные — названия икон и храмов [Е.Ю.Бурак, Т.Ф.Сапронова, Г.П.Смолицкая].

Особый интерес для лингвистов представляет лексика строительного дела, зодчества, отражающая важную сферу деятельности человека. В нее входят несколько групп слов: названия жилых и хозяйственных построек, городовых, оборонительных укреплений, названия зданий культового назначения, названия строительных материалов, лиц, занимающихся строительством и т.д.

В трудах русских ученых наиболее детальному анализу подвергается обычно лексика, связанная с гражданским строительством. В ряде работ на материале современного русского литературного языка и говоров рассматриваются названия жилых, хозяйственных построек и их частей [В.Г.Руделев 1958; В.Е.Гольдин 1965; С.И.Котков 1970; Р.Д.Машарипов 1980; Р.Г.Гатаулина 1987 и др.]. Исследование строительной лексики в историческом аспекте представлено в работах В.Н.Вакурова (1959); А.С.Львова (1966) ; В.П.Кондратьевой (1969); Н.Н.Бражниковой (1970); М.А. Корчиц (1970); В.И.Щеголихиной (1974); Т.В.Бахваловой (1981); О.Н.Мораховской (1982); Л.Д.Молчановой (1982); Л.Г.Панина (1985) и других ученых.

Термины городового дела (названия башен, оборонительных сооружений, острогов и т. п.) практически не исследованы. Ряд слов (тарасы, облам, острог, бой, надолбы) рассматривается в работе С.И.Коткова и Н.Н.Бражниковой

1982) .

Лексика, отражающая названия строений культового назначения и их частей, также не подвергалась всестороннему системному анализу. Отдельные термины данной группы рассмотрены в диссертационных сочинениях Р.М.Хмелинской

1983); Е.А.Барутчевой (1984); Л.Л.Титковой (1992).

Анализ языкового материала в данных работах ведется в русле, традиционном для исторической лексикологии: устанавливается происхождение и ареал распространения лексических единиц, отмечаются закономерности их функционирования в определенный период. Источниковая база диссертаций — данные словарей и летописные материалы, предмет исследования — термины как деревянного, так и каменного зодчества.

Настоящая работа посвящена рассмотрению лексики церковного деревянного зодчества Северной Руси ХУ-ХУН вв.

Все сказанное выше в известной степени определяет актуальность избранной нами темы исследования.

1.Изучение лексики церковного деревянного зодчества ХУ-ХУН вв., до сих пор не подвергавшейся рассмотрению, может дать ценные сведения по истории не только материальной, но и духовной культуры той эпохи.

2. Обращение к теории поля в ходе исследования данного пласта лексики актуально, поскольку дает значительные преимущества как при анализе отдельной лексической единицы, так и системы в целом.

3. Кроме того, актуальным является изучение специфики семантики старорусского слова, принадлежащего к группе специальной лексики.

4. В исторической лексикологии метод компонентного анализа активно применяется при рассмотрении семантики отдельных слов. Мы считаем актуальным выявление структуры лексического значения не только лексем, но и составных наименований старорусского языка.

Цель данной работы — подвергнуть анализу лексику церковного деревянного зодчества Северной Руси ХУ-ХУН вв., являющуюся составной частью лексико-семантической системы старорусского языка.

Для достижения данной цели выдвигаются следующие конкретные задачи:

1. На основе материалов письменных памятников Северной Руси ХУ-ХУИ вв. построить семантическое поле "Церковь (здание)". Для этого необходимо:

- установить состав и лексические значения элементов поля.

- выявить структуру (зоны) поля: ядро, центр, периферию .

2. Установить системные связи лексических единиц внутри зон поля.

3. Определить, какими отношениями в свою очередь связаны части (зоны) поля.

4. С целью выяснения специфики терминов церковного деревянного зодчества XVI-XVII вв. в сравнении с элементами других групп специальной лексики установить происхождение слов, основные способы номинации.

7. Рассмотреть влияние внелингвистических факторов на судьбу слов.

Источниковая база диссертации — рукописные и опубликованные памятники деловой письменности XVI-XVIII вв.

В качестве основного источника использовались порядные, благословенные и челобитные грамоты на постройку церквей, дозорные, писцовые и переписные книги городов, уездов, церквей, монастырей Севера России (см. список источников).

Дополнительными источниками послужили летописные памятники, текстовые и графические документы XVIII в., обмеры церквей.

Для уточнения семантики, ареала терминов, установления наиболее ранней фиксации привлекались данные Картотеки "Словаря русского языка XI-XVII вв." (КДРС), материалы исторических, специальных (архитектурных) и областных словарей.

Наиболее богатый и ценный материал по лексике церковного деревянного зодчества содержится в таком жанре деловой письменности, как порядная запись. В связи с этим мы сочли необходимым обратиться к истории жанра, рассмотреть структуру (формуляр) документа.

По свидетельству историков, крестьянский подряд как система сложился к XVII в. и особое распространение получил в строительных работах [Муравьева 1971, 167] . Он был связан с особой формой организации труда, предполагал заключение порядной, поручной записи, что давало нанимателю и нанимающемуся определенные правовые гарантии.

Данный жанр деловой письменности, представленный большим количеством документов (порядные на половничество, порядные на аренду земли, порядные на строительство хором и церквей), в русле исторической стилистики русского языка практически не рассматривался [С.В.Клочков 1945; Г.Н.Образцов 1953; В.Я.Дерягин 1971] .

До наших дней дошло небольшое количество порядных записей на строительство деревянных церквей XVII в. (около сорока). Ряд документов опубликован в дореволюционных изданиях Н.А.Суворовым, А.С.Непеиным, региональными архивными комиссиями (Вятской, Воронежской, Рязанской и др.) . В настоящее время публикацией и изучением порядных записей на строительство и ремонт церквей занимается М.И. Мильчик (1973, 1989). Нам удалось обнаружить 4 неопубликованных документа в Государственном архиве Архангельской области (ГААО).

Порядная на постройку церкви составлялась в двух экземплярах - от имени заказчика (крестьянской общины во главе со старостой) и от имени подряжавшихся плотников.

Факт заключения сделки отражается в первой части (клаузуле) документа, представленной, как правило, двусоставным предложением, имеющим следующую структуру - Се аз NN дал (дали) есми запись NN в том, что порядили делать храм . . . (или Се аз NN дали есми на себя запись в том, что порядились у NN делать храм): Се азъ Карп Трофимов сын Сметанин, плотник, дал есми на себя сию запись Устюга Великого соборной церкви протопопу Владимиру Никитину и всей братии в том, что срубить мне, Карпу. . . холодная церковь (Порядн. УВ 1672, 422).

Вторая часть документа (наиболее объемная) представляет собой подробное описание процесса постройки: а) условия добычи и доставки необходимых строительных материалов (А лес колокольной стеновой и на брусье, и гвоздье на шатер чешуиное. то все их, мирское; Порядн. Верховажск. в. 1643, 418); и б) описание здания (внешний облик храма; внутреннее устройство помещений). Эта часть документа содержит наибольшее количество строительной лексики (в некоторых порядных зафиксировано около ста терминов).

В третьей клаузуле, где определяются сроки исполнения и стоимость заказа, можно выделить три части. В первой оговариваются условия оплаты: рядили найму (цены) мы от того церковного дела . рублей. Во второй части указываются сроки изготовления храма, при этом строгая формула не соблюдается: А храм ему взделать в два лета, зготовить одна служба на срок на Покров Святый Богородицы 147 году . а весь храм сполна сготовить в третье лето на тот же срок (Порядн. Троицк, в. 1637, 416). Данная часть документа может отсутствовать.

Необходимой является третья часть клаузулы, где обе стороны дают обязательства друг другу: мастера - делать "церковное дело добро и безохульно", крестьяне - помогать плотникам "по записи".

Четвертая клаузула, сохранившаяся в единичных документах, дошедших до наших дней, содержит подписи тех, кто составлял документ, а также поручителей: На то послуси земьской диячок Верховажские волости Елизар Костянтинов, да Иван Иванов Диаконовский. Порядную запись писал по Борисову и Яковлеву и Афонасьеву велению Пречистенской церковной диячок Ивашко Кондратьев 7151 году июля в 7 день (Порядн. Верхов, в. 1643, 418).

Таким образом, можно говорить о том, что порядная запись на строительство храма являлась документом, составленным по правилам делопроизводства, обладающим определенным формуляром, закреплявшимся на протяжении десятилетий .

В нашей работе исследуется лексический состав порядных записей на строительство храмов.

Научная новизна работы заключается в следующем:

- одна из ранее не исследованных групп предметной лексики старорусского языка изучается в виде полевой структуры;

- диссертация является одной из первых работ, где сделана попытка рассмотреть лексику, связанную с сакральной сферой жизни человека.

На защиту выносятся следующие положения:

- среди множества лексических группировок старорусского языка лексика церковного деревянного зодчества является особым системным множеством, объединенным архилексемой "церковь (здание)";

- лексико-семантическое поле (ЛСП) "Церковь (здание)" имеет особую структуру: в нем выделяется ядро, центр и периферия;

- элементы в составе рассматриваемого поля, а также его части связаны различными типами системных отношений;

- ЛСП "Церковь (здание)" граничит с другими полями, образуя зоны переходов.

Методы исследования обусловлены предметом исследования и его задачами.

При рассмотрении отдельных лексических единиц используются описательный, сопоставительный, в ограниченном объеме - статистический методы, а также методы структурно-семантического анализа: дистрибутивный, семный (компонентный) . В целом методическим базисом работы является системный полевый подход.

Семантика слова в нашей работе исследуется с помощью компонентного анализа: выявляются категориальные, дифференциальные, потенциальные и др. семы [О.С.Ахманова и др. 1969; Э.В.Кузнецова 1973; И.А.Стернин 1985; А.М.Кузнецов 1986; К.П.Смолина 1986; Л.Е.Кругликова 1988; П.Н.Денисов 1993; Ю.П.Солодуб 1997 и др.].

В ряде случаев изучается структура семы: семный признак и семный конкретизатор.

Обращение к методике компонентного анализа обусловлено прежде всего спецификой исследуемого материала.

В старорусском языке существовали слова с недостаточной семантической дифференцированностью, то есть те, у которых наряду с основным значением выделялся ряд дополнительных оттенков. Вслед за работами О.С.Ахмановой (1969); К.П.Смолиной (1972); Д.Н.Шмелева (1973); В.Г.Гака (1976), А.А.Уфимцевой (1986) под оттенком значения мы понимаем "усиление в процессе словоупотребления какого-либо элемента значения" [Виноградова 1977, 6] . Как отмечает В.Г.Гак, "в конкретных условиях действие может повернуться к говорящему любой своей гранью, сема, отражающая эту грань, может актуализироваться, другие семы "погашаются"" [Гак 197 6, 88] . В исторических словарях [СлРЯ Х1-ХУ11] подобные случаи отмечаются либо знаком //, либо не фиксируются: ср. помост - 1. Покрытие, настил.// Настил внутри помещения, пол.// Алтарный помост (СлРЯ XI-XVII, 17, 30); мост - 4. Пол, помост, настил или перекрытие в постройке // Ярус (помост) башни (СлРЯ XI-XVII, 9, 272).

Синтагматические отношения выявляются с помощью дистрибутивного метода, а также за счет разложения значения составного наименования (СН) на семантические компоненты.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в следующем:

- намечены основные пути изучения лексических множеств старорусского языка, обладающих полевой структурой;

- материалы диссертации могут быть использованы при проведении спецкурсов и спецсеминаров по истории лексики, изучении дисциплин историко-лингвистического цикла, а также они нашли применение при подготовке словарных статей для "Словаря промысловой лексики Северной Руси XV-XVII вв.", создаваемого на кафедре русского языка Вологодского государственного педагогического университета.

Апробация работы

Основное содержание исследования было изложено в докладах на научной конференции студентов и аспирантов ВГПУ (г. Вологда, 1996), на семинарах аспирантов (г. Вологда, 1997, 1998), межвузовской научной конференции "Проблемы русской лексикологии и лексикографии" (Вологда, 1998), а также в трех статьях и трех публикациях в виде тезисов.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. В качестве приложения дается указатель терминов, список источников и условных сокращений, список литературы, иллюстрации, карта.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Цыцылкина, Лилия Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ севернорусских памятников деловой письменности XVI-XVII веков свидетельствует о том, что складывание лексики церковного деревянного зодчества (лексико-семантического поля "Церковь (здание)") в целом завершилось к концу XVII в.

Формирование лексики церковного деревянного зодчества проходило под влиянием как вне-, так и внутриязыковых факторов.

Культовое деревянное зодчество Русского Севера, совершенствуясь на протяжении нескольких веков, к XVII в. достигло наивысшей ступени развития, обладало большим набором архитектурных форм и приемов их создания. В связи с этим, значительную группу слов, входящих в лексику церковного деревянного зодчества, составляют плотницкие термины (в том числе связанные с архитектурным устройством здания), которые возникли непосредственно на Руси в XV-XVII вв. Лексические единицы, отражающие духовную, сакральную сущность храма, названия его частей, имеющих символическое значение — более древний пласт слов. Это заимствования из греческого, старославянского, латинского языков, не подвергающиеся в старорусском языке семантическим изменениям, лишенные вариантности и синонимии.

Становление анализируемой лексики проходило не изолированно от функционирования других системных множеств старорусского языка. На развитие лексики церковного деревянного зодчества повлияла общерусская плотницкая терминология, в которую входили названия жилых и хозяйственных, городовых строений и их частей, названия строительных материалов и трудовых операций (шатер, венец сгородо-вое дело>; клетка, подклет, житье, жира, кровля, окно волоковое и т.д. сгражданское зодчество>; лес, тес, дрань, брус и т.д. <названия строительных материалов>)

Вместе с тем, ЛСП "Церковь (здание)" является одним из центральных объединений семантической зоны "Церковь" (храм — это прежде всего здание для богослужения, культовая постройка), следовательно, оно связано с другими лексическими группами, входящими в данную семантическую зону: иконостас — икона <иконопись>; место архиерейское — архиерей сцерковная организациям церковь приходская — приход Сцерковная иерархия, территориальное деление церкви>; престол — крест напрестольный, евангелие напрестольное Спредметы, предназначенные для богослужения> и т.д.

Исследование большого количества языковых фактов дало возможность поставить, а в некоторых случаях и решить ряд теоретических проблем, связанных с полевыми методами анализа лексики.

1. Изучение лексико-семантического поля предметной лексики церковного деревянного зодчества XVI-XVII вв. свидетельствует о том, что метод построения и анализа поля применим не только к лексике современного русского языка, но и русского языка донационального периода.

2. В связи со спецификой лексического материала, извлеченного из памятников, исследование поля предполагает дополнительные аспекты: анализ лексики со стороны происхождения, а также применение методов компонентного и дистрибутивного анализа для выявления особенностей семантического содержания старорусского слова и установления его места в поле. Не исключается и ономасиологический подход, поскольку при исследовании способов номинации вскрываются системные деривационные отношения, представляется возможным сделать вывод о наиболее типичных путях образования лексических единиц в той или иной части поля.

3. Методы изучения ЛСП позволяют выявить в полном объеме признаки системной организации лексики: членимость системы, наличие смысловых частей поля — ядра, центра и периферии.

Первый признак ЛСП — наличие семантического ядра, группирующего вокруг себя слова (семантический компонент лцерковь/храм' входит в лексическое значение большинства элементов поля).

Во-вторых, семантические части (зоны) поля включают ряд группировок, объединенных на основе тех или иных системных отношений.

Прежде всего, это парадигматические отношения, представленные на семном уровне отношениями вхождения, тождества и реже схождения. Элементы- центра ЛСП, ближе всего расположенные к ядру, вступают в привативную семантическую оппозицию со словами храм, церковь, находятся с ними в партитивных отношениях (алтарь, верх, паперть, подклет, придел, стопа, трапеза и др.), обозначают часть церковного здания. В свою очередь сами данные лексемы находятся либо в гиперо-гипонимических, либо в партитивных отношениях с конститу-ентами центра поля (верх — бочка, клин, куб, полатка, шатер разновидность верха церкви>; паперть — паперть глухая, паперть в косяк, паперть полуперье разновидность пристройки к храму>; верх — глава, дуга, крест, охлупень, причелина и др. <часть верха церкви>; стопа — венец, повал, стена <часть основного сруба церкви>; крыльцо — лесница, подручи, рундук, тетива <часть входного помещения церкви>), либо в отношениях схождения, отражающих локальную близость (горнее место, жертвенник, престол Находящиеся в алтаре>; амвон, крылос, налой <находящиеся в церкви>).

Семантика гипонимов, которые вступают друг с другом в эквиполентные оппозиции, отличается одной дифференциальной семой (ее семантический признак может быть 'форма реалии': верх клинчатый — верх бочешный — верх шатровый верх нешатровый — верх столповой; четверня — восьмерня шестерня; олтарь круглый — олтарь четвероугольный или 'способ устройства, изготовления реалии': паперть в косяк паперть в полкосяка — паперть полуперье; олтарь прируб-ной — олтарь отрубной; лес тесовый — лес бревенной — лес чешуйный и т.д.). Лексические значения слов, обозначающих часть целого, дифференцируются не одной, а тремя семами, семантические признаки которых обычно 'назначение реалии', 'расположение реалии', 'особенности внешнего вида реалии' (см. сравнительные таблицы в тексте глав) .

Отношения семантического тождества, возникающие между конституентами поля, во многом зависят от функционирования его в системе старорусского языка.

Функционирование поля обусловило отбор лексических единиц, входящих в поле, их количество и порядок (в составных наименованиях), что, в конечном счете, связано с жанровыми особенностями документов, территориальной закрепленностью ряда слов, взаимодействием данного системного множества с другими множествами лексико-семантической системы русского языка XVI-XVII веков.

4. Отметим, что системные связи существуют не только между отдельными конституентами поля, но и его частями, зонами (ядром, центром и периферией). Как правило, связь м^жду частями поля осуществляется за счет синтагматических и деривационных отношений. Кроме того, в качестве связующего звена между зонами поля выступают полисемантичные слова: церковь ('здание' - 'часть здания'); престол ('здание'- 'часть здания').

5. Рассмотрение поля глагольной лексики, связанной с процессом возведения деревянного храма, позволило установить эпидигматические отношения между существительным и глаголом, еще раз доказать системность ЛСП "Церковь (здание)", проведя сопоставление групп глаголов с зонами рассматриваемого поля, тем самым убедиться в существовании такого явления в лексике, как наложение полей.

В заключение отметим, что результаты анализа материала подтверждают положение о том, что лексико-семантическое поле является одним из системообразующих множеств лексико-семантической системы языка, обладающих определенной структурой. Изучение лексики с помощью полевых методов позволяет более глубоко и полно выявить семантику слова, определить роль отдельной лексической единицы в формировании системного множества, проследить ее отношения с другими членами группы, за счет которых и существует система. Кроме того, данный подход способствует установлению закономерностей функционирования системы в определенный исторический период: взаимодействие с другими группами лексики (случаи пересечения и наложения полей) , зависимость выбора лексических единиц от жанровой, территориальной принадлежности памятника.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Цыцылкина, Лилия Анатольевна, 1998 год

1. Благослов. Важск. у. 1623 — Благословенная грамота патриарха Филарета Введенской Уздренской пустыни на постройку храма Николая Чудотворца 1623 г. // СГКЭ II. — С. 690.

2. Благослов. Важск. у. 1627 — Грамота Новгородского митрополита Киприяна с благословением о разрешении на строительство новой церкви в Богословском монастыре взамен сгоревшей 1627 г. // ГААО, ф. 829, оп. 1, № 1079.

3. Благослов. Заостр. в. 1683 — Благословенная память архиепископа Афанасия на постройку новой церкви во имя апостолов Петра и Павла в Заостровской волости 1683 г. // ГААО, ф. 1025, оп. 1, № 29.

4. Благослов. К.-Бел. м. 1644 — Благословенная грамота на постройку новой церкви в Кирилловом Белозерском монастыре 1644 г. // Арх. Стр. II. С.1145-1147.

5. Благослов. Кожеручск. пуст. 1637 — Благословенная грамота на постройку храма Нерукотворного Спаса в Коже-ручской пустыни 1637 г. // ГААО, ф. 1408, оп. 1, № 123.

6. Благослов. Лодом. 1685 — Благословенная грамота Афанасия архиепископа Холмогорского и Важеского на постройку в Лодомском приходе новой церкви 1685 г. // РИБ XXV. — С. 272.

7. Благослов. Муромск.у. 164 0 — Благословенная грамота 164 0 г. архиепископа Рязанского и Муромского Моисея на постройку храма в с. Клине Муромского уезда // Старинные акты. к описанию г. Шуи. — С. 80-82.

8. Благослов. УВ. у. 1652 — Благословенная грамота митрополита Ростовского Варлаама на постройку церкви вместо часовни св. Николая и св. Параскевы в Ярокульском стану Устюжского уезда 1652 г. // АХУ I. — С. 273.

9. Благослов. Шартом. м. 1675 — Благословенная грамота Суздальского и Юрьевского архиепископа Стефана в Шартом-ский монастырь на строение каменной церкви Димитрия Се-лунского 1675 г. // Старинные акты. к описанию г. Шуи.- С. 234-236

10. Выпись из кн. доз. Бе лоз. у. 1580 — Выпись из дозорных книг Белозерского уезда 1580 г. // Шумаков. Обзор ГКЭ. С. 144 - 154.

11. Выпись из кн. писц. Арх. м. 1586-1587 — Выпись из писцовых книг Василия Звенигородского Архангельскому монастырю 1586-1587 гг. // СГКЭ I. С. 300.

12. Выпись из кн. писц. Умбск. в. 1584-1585 — Выпись из писцовой книги Умбской волости 1584-1585 гг. // СГКЭ I.- С. 272.

13. Грам. Ант.- Сийск. м. 1629 — Грамота о разрешении попу Никольской церкви остаться при указной церкви 1629 г. // Акты Сийск. м. — С. 54.

14. Грам. Валд. 1653 — Патриаршая грамота 1653 г. о найме мастеровых людей и о воспоследовавшем переименовании Валдайского озера в Свято-озеро // РИБ V. — С. 43.

15. Грам. Важск. 164 9 — Грамота о дозволении строить деревянный храм на месте старого 164 9 г. // Ист. опис. Вельск. — Л. 41 об.

16. Грам. Важск. 168 6 — О дозволении устроить в церкви Св. Троицы новый престол, индитю и проч. 168 6 // Ист. опис. Вельск. — JI. 47.

17. Грам. Верхотурск. 164 6 — Царская грамота Верхотурско-му воеводе о возобновлении зданий в Верхотурском Покровском монастыре // АИ IV. — С. 36.

18. Грам. Вишерск. м. 1661 — Царская грамота в Великий Новгород о построении вновь церкви в Вишерском монастыре на счет государевых дворцовых новгородских доходов 1661 г. // ААЭ IV. С. 177.

19. Грам. Вятск. 1624,1655,1672,1673,1684,1686 Храмоз-данные грамоты на построение церквей в Вятской епархии // Труды Вятской ученой архивной комиссии за 1914 год. Вып. 2-3. Отд. II. - Вятка,1914. - С. 1-508.

20. Грам. Вятск. 17 00 — Храмозданная грамота прихожанам с. Архангельского (Кирчана) Казанского митрополита Тихона 1700 г. // Труды Вятской ученой архивной комиссии за 1906 г. Вып. V-VI. Вятка,1907. - С. 32-33.

21. Грам. Иверск. м. 1653-1654 — Грамота патриарха Никона в Иверский монастырь о устройстве монастырских зданий, отчины, рыбной ловли // АИ IV, 191.

22. Грам. о налог. Устюж. у. 164 6 — Грамота о налоговом обложении Устюжского уезда 164 6 г. // АПД 1977. — С. 57.

23. Грам. Солов, м. XVII — Две грамматы Игнатия митрополита Тобольского о построении церкви на Савватиевой горе, что на Соловецком монастыре XVII в. //Досифей. — С. 228232 .

24. Грам. храмозд. Вол. 1652 — Храмозданная грамота Пресв. Маркела, архиепископа Вологодского и Великоперм-ского, на построение в Вологде новой деревянной церкви 1652 г. (публикация Н. А. Суворова)// ВЕВ. 1873. - № 2. - С. 62-63.

25. Грам. Шадренск. 1690 — Храмозданная грамота архиепископа Холмогорского и Важеского 1690 г. на постройку церкви вместо часовни в Шадренском погосте // ИИАО III. — С. 474-478.

26. Грам. Шенкурск. 1652 — Грамота митрополита Новгородского и Великолукского на постройку придела к соборной церкви в Шенкурском остроге 1652 г. // ГААО, ф. 14 08, оп.2, № 42.

27. Данная Солов, м. 1564 — Данная Марьи Ивановой дочери, жены Пимена Пятутина с сыном Соловецкому монастырю и церквам Сретение и Козьмы и Демьяна на деревню Волковскую 1564 г. // АСЭИ. С.176.

28. Данная Тот. 157 9 — Данная в Троице-Сергиеву лавру попа Василия Михайлова на Тотемский Борисоглебский монастырь 1579 г. // BEB. 1869. - № 11. - С. 445.

29. Данная Устюж. 1614 (1) — Данная воеводы Ивана Урусова Успенскому монастырю в Устюжне Железопольской 1614 г. // ААЭ III. С. 94.

30. Данная Устюж. 1614 (2) — Данная устюжского воеводы Ивана Степанова Урусова игумену Шалоцкого монастыря Вас-сиану на новое место 1614 г. // Арх. Стр. II. — С. 355.

31. Дело Важск. у. 1631 — Дело о даче старцу Ионе пустыни (грамота патриарха Филарета Важскому воеводе 1631-1632 гг) // СГКЭ II. С.721.

32. Дело Верхопушемск. в. 1694 — Дело о постройке церкви в д. Шутакове вместо часовни в д. Романовской и об образовании выставки прихода в Верхопушемской волости 1694 г. // АХУ I . С. 1124-1127.

33. Дело о стр. ц. Вол. 1762 — Дело о строительстве Преображенской церкви в Вологде 17 62 г. // ГАВО, ф. 4 96, оп. 1, № 2374.

34. Дело Сольвычегод. у. 1682 — Дело о строительстве новой церкви в Архангельской пустыни Сольвычегодского уезда 1682 г. // РГАДА, ф. 1206, оп. 1, № 134.

35. Дело Тот. 168 9 — Дело о строительстве новой Благовещенской церкви в Тотьме 1689 // РГАДА, ф. 1206, оп. 1, № 886.

36. Дело Тот. у. 1682 — Дело о строительстве новой Афанасьевской церкви Стрелицкой волости Тотемского уезда 1682 г. // РГАДА, ф. 1206, оп. 1, № 131.

37. Дело Тот. у. 1685 — Дело о строительстве новой Никольской церкви Демьяновской волости Тотемского уезда вместо сгоревшей 1685 г. // РГАДА, ф. 1206, оп. 1, № 325.

38. Дело УВ у. 1687 — Дело о строительсве новой Ильинской и Богородицкой церкви Устюжского уезда 1687 // РГАДА, ф. 1206, оп. 1, № 633.

39. Дело Устюжск. у. 1682 — Дело о постройке новой Георгиевской церкви Устюжского уезда 1682 // РГАДА, ф. 102 6, оп. 1, № 132.

40. Дело Устюжск. четв. 1672 — Из дела Устюжской четверти о разрешении крестьянам дворов в с. Пятницком, принадлежавшем церкви Прокопия Устюжского чудотворца 1672 г. // АПД 1990. С.250.

41. Ист. опис. Вельск. — Историческое и статистическое описание церквей г. Вельска и Вельского уезда, составленное в 1851-1857 гг. (Приложения) // ГАВО, ф. 883, оп. 1, № 162.

42. Кн. вкладн. Ант.-Сийск.м. — Изюмов А.Ф. Вкладные книги Антониева Сийского монастыря XVI — XVII вв. // ЧтОИДР. 1917. - Кн. 2. - Отд. 1. - С. 1-104.

43. Кн. вкладн. К.- Бел. м. 1693 — Иванова Г. О. Приходские церкви г. Кириллова по архивным источникам // Кириллов I. С.165-187.

44. Кн. городов. К.-Бел. 1656 — Строительство Нового города. (Хроника работ по данным городовых книг 1653-1660 гг.) // Памятники письменности в музеях Вологодской области. Ч. 4. Вып. 1. Вологда, 1985. - С.159-162.

45. Кн. городов. Вол.1627-1628 — Боярская городовая книга г.Вологды 1627-1628 гг. // МИОВ. С.5-22.

46. Кн. доз. Белоз. 1617-1618 — Дозорная книга города Бе-лоозера "письма и дозору" Г.И.Квашнина и подьячего П. Дементьева (подгот. Ю.С. Васильевым) // Белозерье I. — С. 37-76.

47. Кн. доз. Твер. 1616 — Дозорная книга г. Твери 1616 г. Сост. В.Н. Сторожев. — Тверь: Изд. Тверской ученой архивной комиссии, 18 90.

48. Кн. описн. К.-Бел. м. 1668 Савваитов П. Церкви и ризницы Кирилло-Белозерского монастыря ( по описным книгам 1668 г.) // Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского Археологического общества.-Т II. - СПб,1861. - С.126-343.

49. Кн. описн. Княгининск. у. 1672 Описная книга церквей Княгининского уезда 1672 г.(Сообщение иеромонаха Ма-кария) // Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского Археологического общества.-Т.I.-С.140-156.

50. Кн. описн. Ник.-Кор. м. 1602 — Описные книги Николая Чудотворца Корельского монастыря 1602 г. // ГААО, ф. 191, оп. 1, № 6.

51. Кн. описи. Ник.-Кор. м. 1694 — Описная книга Николая Чудотворца Корельского монастыря 1694 г. // ГААО, ф. 191, оп. 4, № 35.

52. Кн. описн. Холмогор. 17 01 — Книга описная Холмогорского Спасо-Преображенского собора 17 01 г. // ГААО, ф. 831, оп. 2, № 1.

53. Кн. описн. Рязанск. м. 1673-1687 Книги описные Рязанского Богословского м. 1673-1687 // Труды Рязанской ученой археографической комиссии за 1903 г.-Т. XVIII,вып.3. - Рязань,1903. - С.245-274.

54. Кн. отводн. Солов, м. 1635 — Отводная книга Соловецкому монастырю 1635 г. // СГКЭ I. — с. 730-754.

55. Кн. отписн. Белоз. у.1568 — Отписная книга 15 68 г. Белозерского уезда // Шумаков. Обзор ГКЭ . — С.128.

56. Кн. отписн. Устьшехонск. м. 1660 Отписная книга Троицкого Устьшехонского монастыря отписчика сына боярского Вологодского архиерейского дома Федора Блинова игумену Иоанну 1660 г. (подготовлена Ю.С.Васильевым) // Бе-лозерье I.- С.93-107.

57. Кн. отписн. Чухченем. м.1615 — Отписная книга пристава г. Архангельска Троице-Сергиеву монастырю на Николаевский Чухченемский монастырь 1615 г // СГКЭ I. — С.4 96497 .

58. Кн. пер.-доз. Вол.у. 1589-1590 гг Переписная дозорная книга дворцовых земель Вологодского уезда 1589-1590 гг (подготовил Н.И.Федышин) // САС II.- С.6-183.

59. Кн. пер. Ант.-Сийск. м. 1663 — Преписная книга церковного имущества Антониева Сийского монастыря 1663 г. // АЛОИИ, ф. 5, оп. 2, № 15.

60. Кн. пер. Лопотов. м. 1670 — Переписные книги монастырей 167 0 г. (Лопотов монастырь) // ГАВО, ф. 4 96, оп. 1, № 3. .

61. Кн. пер. Ник.- Кор. м. 1673 — Переписная книга церковных строений Николо-Корельского монастыря 1673 г.// ГААО, ф. 191, оп. 1, № 606.

62. Кн. пер. Нил. Столб, пуст. 1636 — Переписная книга Ниловой Столбенской пустыни 1636 // КДРС.

63. Кн. пер. Пск.-Печ. м. 1639 — Переписная книга имущества Печерского Успенского монастыря 1639 г. // КДРС.

64. Кн. пер. Солов, м. 167 6 — Переписная книга церковных строений Соловецкого монастыря // РГАДА, ф. 1201, оп. 1, № 542.

65. Кн. пер. Сольвычегод. у. 1710 — Переписная книга Сольвычегодского уезда 1710 г. // Пономарев. — С.103-114.

66. Кн. пер. Сп.-Прил. м. 17 04 Переписная книга Спасо-Прилуцкого монастыря 17 04 г. // ГАВО, ф.696, оп. 1,№ 95.

67. Кн. пер. Тот.164 6 — Переписная книга Тотьмы Ивана Семеновича Вяземского и Левонтья Нестерова 164 6 г. // Тоть-ма I. С.143.

68. Кн. пер. Устьянск. в. 1717 — Книга ландратской переписи Устьянских волостей 1717 г. // Колесников 1973. — С.59-106.

69. Кн. пер. Устюж. 1713 — Баландин Н. И. Червяков В. П. Переписная ландратская книга Устюжны Железопольской 1713 г. // Аграрная история Европейского Севера СССР. — Вологда, 1970. С. 199 - 252.

70. Кн. пер. Ферапонт. м. 1693 — Переписная книга зданий, скота, казны и крестьян Ферапонтова монастыря за 1693 г. // ГАВО, ф. 883, оп. 1, № 78

71. Кн. писц. Ант.-Сийск. м. 1587 — Писцовая книга Анто-ниева Сийского монастыря 1587 г. // ЧтОИДР. — 1878. — Кн. 3. Отд. 2. - С. 1-122.

72. Кн. писц. Балахны 167 4-167 6 — Писцовая книга г. Ба-лахны (Нижегородской губернии) 1674-167 6 гг. Под ред. А.Н. Садовского // Действия Нижегородской губернской ученой археографической комиссии.- Т. XV.-Bbin.l. — Нижний Новгород, 1913. С.11-170.

73. Кн. писц. Вол. 1685 — Писцовая книга г. Вологды, писца воеводы Б. А. Змеева с товарищи 1685 г. // ГАВО, ф. 137, оп. 1, Вологда № 3.

74. Кн. писц. Вол. 1689 — Писцовая книга Вологды 1689 г. // РГАДА, ф. 137 Вологда 3 (1).

75. Кн. писц. Воронеж 1615 — Писцовая книга Воронежа 7123 (1615) г. // Материалы для истории Воронежской и соседних губерний.- Т. 2. Писцовые книги. — Воронеж, 1881. С.3-76.

76. Кн. писц. Галич. 1672 Книга по г. Галичу за 1672 г. // ЧтОИДР.- 1904.- Т. 4. - Отд. III.- С.1-170.

77. Кн. писц. Кунгурск. 1684 — Кунгурская писцовая книга 1684 г. // Шишонко. С. 1 - 115.

78. Кн. писц. Нижн. Новг. 1621-1622 — Писцовая книга Нижнего Новгорода 1621-1622 гг. // Русская историческая библиотека .- Т. XVII. СПб., 1898. - С. 2 - 354.

79. Кн. писц. Ник. Коряжем. м. 1625 — Копии с писцовых книг Николаевского Коряжемского монастыря Сольвычегодско-го уезда за 1625 и 1645 гг. // ГАВО, ф. 883, оп. 1, № 13.

80. Кн. писц. Новг. XVI в. — Новгородские писцовые книги.- T.III-V (Бежецкая, Вотская, Шелонская пятина). — СПб.: Изд. археографической комиссии, 1868-1910.

81. Кн. писц. Перми 1624 Писцовая книга Перми 1624 г.// Шишонко. - С.35-47.

82. Кн. писц. Ростов, у. 1629-1631 — Церковные земли в Ростовском уезде (по писцовым книгам 1629-1631 гг.) С предисловием и примечанием A.A. Титова. // ЧтОИДР. — 1896. Кн. 2. - С. 8-42.

83. Кн. писц. Тот. 1623-1625,1676-1678 Григоров Д. А. Тотьма и ее окрестности // Тотьма. — С. 119-287.

84. Кн. писц. УВ 167 6-1683 — Писцовая книга Устюга Великого 1676-1683 гг. // УВ. Материалы. С. 41 - 143.

85. Кн. писц. Устюж. у. 1685-1686 — Пугач И.В. Писцовая книга Устюжно-Железопольского уезда 1685-1686 гг. // Проблемы историографии и источниковедения истории Европейского севера. — Вологда, 1992. — С.169-189.

86. Кн. писц. Яренск. у. 164 6 — Писцовая книга Яренского уезда 164 6 г. // ГАВО, ф. 883, оп. 1, № 22.

87. Кн. пр.-расх. Волоколам. м. 157 3 — Приходо-расходная книга Иосифова Волоколамского монастыря 1573-1574 гг. // КДРС.

88. Кн. пр.-расх. К.-Бел. м. 15 67 — Приходо-расходная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1567 г. // Никольский. OLXVII-OLXXVII.

89. Кн. пр.-расх. К.-Бел. м. 1608 — Приходо-расходная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1608 г. // Никольский." OCXI-OCXXVI.

90. Кн. пр.-расх. Ник.-Моденск. м. 178 6 — Книга прихода — расхода денежных сумм по смете государства: на церковные потребы, починку церкви и т. д. 1786 г. // ГАВО, ф. 1009, оп. 1, № 5 6.

91. Кн. пр.-расх. Сп.-Прил. м. 17 68 — Сведения об израсходовании денег на ремонт церквей (приходо-расходные книги Спасо-Прилуцкого монастыря) 17 68 г. // ГАВО, ф. 4 96, оп. 1 (2) , № 2 658.

92. Кн. пр.-расх. Сузд.-Покров. м. 1698 — Приходо-расходная книга Суздальского Покровского монастыря 1698 г. // Памятники деловой письменности XVII в. Владимирский край. М.: Наука, 1984. - С. 119-126.

93. Кн. пр.-расх. УВ 1681 — Приходо-расходная книга Устюжского поповского старосты розрубным сборным братским проторным деньгам, что сбирано по братскому поповскому и дьяконскому заручному розрубнику // АХУ I. — С.533 — 548.

94. Кн. пр.-расх. УВ 1682 — 1683 — Приходо-расходная книга домоваго двора на Устюге // АХУ I. — С. 1011 — 1061.

95. Кн. расх. УВ 1678-1679 — Таможенная книга г. Устюга Великого и Устюжского уезда сбора головы Демида Яковлева Кожевникова с товарищами. Расходная книга Устюжской таможни 1678-1679 гг. // ТКМГ III. С. 242-255.

96. Кн. там. УВ 1676-1677 — Таможенная книга города Устюга Великого. Устюжского уезда сбора головы Филипа Амбро-симова Вестужих с товарищами 1676-1677г. // ТКМГ III.-С. 9-126.

97. Материал Вол. 17 66 — Разный материал, касающийся постройки и освящения церквей, замене антиминсов и др. 177 6 г. // ГАВО, ф. 496, оп. 1 (2), № 2569.

98. Наемн. Минецк. пог. 1700 — Наемная на строение церкви Егорьевского Минецкого погоста 1700 г. // АЮБ II. — С. 521-524.

99. Наказ о доз. Устюж.164 4 — Наказ из Устюжской чети о дозоре Вязьмы 1644 г. // АПД 1977. С.114.

100. Наказ о переп. Тот. 164 6 — Наказ из Устюжской чети о переписи Тотьмы 1646 г. // АПД, 1977. С.79.

101. О постр., рем. ц. Вол. у. 1711 — О постройке, ремонте и об оборудовании церквей и монастырей 1711 г. // ГАВО, ф. 496, оп. 1, № 344.

102. О постр., рем. ц. Вол.у. 17 64 — Рапорты, прошения и пр. о постройке, ремонте и пожаре церквей Вологодского уезда 1764 г. // ГАВО, ф. 496, оп. 1 (2), № 2477-а.

103. О рем., стр. ц. и мон. Вол. у. 1730 — О ремонте и строительстве церквей и монастырей Вологодского уезда 1730 г. // ГАВО, ф. 496, оп. 1, № 914.

104. Оп. Авнежск. м. — Мелетий, иеромонах. Исторические сведения об упраздненном Авнежском Троицком монастыре Вологодской епархии // BEB. — 1869. — № 12 (Прибавления). — С. 445-447.

105. Оп. Горн.-Усп. м. 1634 — Опись Горнего Успенского женского монастыря 1634 г. (Суворов Н. Несколько материалов для истории Вологодского Горнего Успенского монастыря) // BEB. 1872. - № 3. - С. 101-102.

106. Оп. Дмитриевск. ц. 174 7 — Опись новопостроенной Дмитриевской церкви Вологодского уезда 1747 г. // ГАВО, ф. 496, оп. 1, № 1667.

107. Оп. им. Ник.-Озер. м. 1703 — Опись имущества Николо-Озерского монастыря 1703 г. // ГАВО, ф. 496, оп. 1, № 55.

108. Оп. Корнильев. м. 1659 — Опись Корнильева монастыря 1659г. // ГАВО, ф. 674, оп. 1, № 1.

109. Оп. Корнильев. м. 1661 — Опись Корнильева монастыря 1661г. // ГАВО, ф. 674, оп. 1, № 2.

110. Оп. м. Ник. Чуд. на Лятке 1604 — Опись монастыря Николая Чудотворца на Лятке (под Новгородом) 7112 г. // ИИАО IV. С. 427.

111. Оп. Умбск. ц. 1594 — Опись Умбских церквей и находящихся в них икон, утвари и книг 1594 г., произведенная чернецом Созонтом // РГАДА, ф. 1201, оп. 5/1, № 7.

112. Оп. ц. Белоз.у. 17 73 — Описи церквей с планами и чертежами. Сведения о движении прихожан по Белозерскому уезду 1773 г. // ГАВО, ф. 496, оп. 1 (2), № 2955.

113. Оп. ц. Вол. у. 1773 (II) — Описи церквей Вологодского уезда с планами и чертежами церковных зданий 1773 г. // ГАВО, ф. 496, оп. 1 (2), № 2956.

114. Оп. ц. Вол. у. 17 73 (I) — Описи церквей Вологодского уезда с планами и чертежами 17 73 г. // ГАВО, ф. 4 96, оп. 1 (2), № 2954.

115. Оп. ц. и мон. Вол. у. 17 47 — Опись имущественного и хозяйственного состояния церквей и монастырей Вологодского уезда 1747 г. // ГАВО, ф. 496, оп. 1, № 1668.

116. Оп. церкви Вол. н. XVII в. — Опись сельской церкви Вологодской епархии в начале XVII века // ИИАО IV. — С. 371-373.

117. Оп. Ильинск. м. 1627 Опись Ильинского монастыря 1627 г. (из переписной книги Вологды 1627 г.) // ВЕВ.-1880.- № 15 (Прибавл.).- С.317-320.

118. Оп. Пертом, м. 1690 — Опись Пертоминского монастыря по указу Холмлгорского архиепископа Афанасия 1690 г. // ГААО, ф. 60, оп. 1, № 63.

119. Оп. Свияжск. м. 1614 — Опись имущества Свияжеского Богодицкого мужского монастыря 1614 г. // ИИАО IV. — С. 576-578.

120. Опис. Спасск. пуст, на Вычегде — Описание Спасской Ульяновской пустыни (на р. Вычегде) // ВЕВ. — 1867. — № 3. С. 87-93.

121. Опис. ц. Ненокс. — Описание церквей Ненокского посада б/г. // ГААО, ф. 1025, оп. 3, № 19.

122. Отписка УВ 1682 — Отписка протопопа соборной Успенской ■церкви Устюга Максима о сгоревшем кресте даннойцеркви, о начале строительных работ по восстановлению церкви 1682 г. // РГАДА, ф. 1206, оп. 1, № 128.

123. Пам. Арх. м. 1682 — Память Архангельскому монастырю об устройстве архиерейского места 1682 г. // АХУ II. — С. 1094

124. Пам. доз. Двинск. у. 1606 — Дозорная память земского судьи Ивана Назарьева о дозоре Черногорской пустыни Двинского уезда 1606 г. // СГКЭ 1. С. 416.

125. Пам. доз. Пинежск. 1606 — Дозорная память на Волок Пинежский 1606 г. // АИ II. С. 93.

126. Пам. расх. УВ 1615-1619 — Расходная память спасского церковного прикащика попа Тимофея 1615 — 1619 гг. // АХУ I. С. 29 - 40.

127. Пам. Троицк. 1691 — Память Троицкого приказа 1691 г. о постройке новой церкви // ГААО, ф. 1025, оп. 2, № 172.

128. Пам. Троицк, ц. 1693 — Память архиепископа Афанасия о разрешении сооружения притвора, подволоки и печи вместо трапезы в Троицкой церкви 1693 г. // ГААО, ф. 1025, оп. 1, № 511.

129. Пам. Унск. Ус. 1691 — Память архиепископа на челобитье Унского Усолья св. Афанасия с указом обновить и отремонтировать кровлю на церкви 1691 г. // ГААО, ф. 1025, оп. 2, № 169.

130. Пам. Шенкурск. 1697 — Память архиепископа Афанасия на челобитье протопопа Шенкурского острога Благовещенского собора о построении новой Благовещенской церкви в г. Шенкурске 1687 г. // ГААО, ф. 1025, оп. 2, № 208.

131. Поручи. УВ 1617 — Поручная по плотниках, порядившихся покрыть Соборную Успенскую церковь большим тесом 1617 г. // АХУ I. С. 161-162.

132. Порядн. 1420 — Поппэ А. Порядная запись 1420 г. на постройку церкви св. Троицы на Клопске (к вопросу об одном из источников жития Михаила Клопского) // Проблемы источниковедения. Т.IX.- М. : Изд-во АН СССР, 1961.- С. 386-407.

133. Порядн. Белоз. 1552 — Строительная порядная 1552 г. на каменные работы в г. Белозерске // АЮБ II. — С. 77 6.

134. Порядн. Вол. 1700 Порядная запись на построение деревянной Пятницкой церкви в Вологде 1700 г. // ИИАО III. - С.280-284.

135. Порядн. Дмитриевск. в. 164 6 — Порядная запись мастера Игнатия с церковным старостой Никитой и крестьянами Дмитриевской волости на ремонт церкви Дмитрия Солунского 164 6 г. // ПРИАН. С. 127-128.

136. Порядн. Дмитриевск. в. 1658 — Порядная запись церковного старосты Терентия Иванова Чюбарова и крестьян Дмитриевской волости с плотником Борисом Лихачевым на ремонт церкви Николая Чудотворца 1658 г. // ПРИАН. — С. 130-131.

137. Порядн. Мих.-Арх. м. 1687 — Контракт, заключенный крестьянином Худяковым с товарищами на поправку церковных глав в Михайло-Архангельском монастыре 1687 г. // ГААО, ф. 57, оп. 2, № 271.

138. Порядн. на половн. Сийск. М. 1659 Порядная запись Сергея Федотова сына с детьми и Симона Данилова сына с детьми на деревню в Матигорах сроком на 10 лет // Ист. архив. VIII,№ 172.

139. Порядн. на половн. УВ 1665 Порядная Луки и Прокофья Куликовых на три года в вотчинную Устюжского Успенского собора д. Борок // АХУ I.-С.402-403.

140. Порядн. Пертом, м. 1690 — Порядная плотников Килеост-ровской волости на перенос церкви и постройку двух больничных келий 1690 // ГААО, ф. 60, оп. 1, № 60.

141. Порядн. Пертом, м. на огр. 1690 — Порядная на постройку ограды Филипа Кулакова и Ефима Корелянина 1690 г. // ГААО, ф. 60, оп. 1, № 61.

142. Порядн. УВ 167 2 — Порядная запись устюжанина плотника Карпа Сметанина с причтом усюжского собора на постройку церкви в Щекинском погосте 1672 г. // САС III. — С. 422424 .

143. Порядн. УВ 1680 Порядная запись на постройку теплой церкви св.Козмы и Дамиана с трапезою 1680 г. // АХУ I (РИБ .-Т.12).- С.523-528.

144. Порядн. Устькул. в. 1680 — Порядная запись Федора Ко-немаза с церковным старостой Кондратьем Пешковым и всеми крестьянами Устькулуйской волости Кокшеньгской четверти на постройку церкви Варлаама в той же четверти 1680 г. // САС III. С. 424-425.

145. Порядн. Шенкурск. 1697 — Порядная на постройку Благовещенской соборной церкви в Шенкурском остроге 1697 г. // ГААО, ф. 102 6, оп. 1, № 4.

146. Расх. УВ 1620 — 1621 — Расход спасских казенных денег при церковном прикащике СтефанЪ 1620 — 1621 // АХУ I. — С. 51 55.

147. Росп. с кн. писц. Усольск. у. 1644-1645 — Дополнительная роспись с писцовых книг 1644-1645 гг. в Усольском уезде // АПД 1977. С. 23-25.

148. Росп. церков. имущ. Моск.1687 — Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVII ст. Радонежская десятина Московского уезда // ЧтОИДР. — 188 6. Кн. 1. - Отд. 1. - С. 59-71.

149. Росп. церков. стр. Керецк. в. 1635 — Роспись церковного строения, утвари и крестьянских бобыльских дворов 3-х четвертей Керецкой волости, переписи соборного старца Ефрема Квашнина 1635 г. // РГАДА, ф. 1025, оп. 5/1, № 47.

150. Рядн. Важск. у. 1666 Мирская рядная запись на построение деревянной церкви Важского уезда 1666 г. // ИИАО II.- Ст.316-320.

151. Рядн. Вятка 1700 Рядная и поручная запись о построении деревянной церкви в с. Архангельском (Кирчане) 1700 // Труды Вятской ученой архивной комиссии за 1906 г. -Вып. У-У1.- Вятка,1907.

152. Рядн. У.-Вымь 1683 Рядная запись 1683 г. на построение деревянного собора в Усть-Выми // ИИАО IV.-Ст.73-75.

153. Сотн. с кн. описи. Варз. 1563 — Сотная с книг описи на волость Варзугу 1563 г. // СГКЭ I. С.160-162.

154. Сотн. с кн. писц. Ант.-Сийск. м. 1586-1587 Сотная с писцовых книг В.Звенигородского 158 6-1587 гг на вотчину Антониево-Сийского монастыря (подготовил А.А.Амосов.) // САС II.- С.223-236.

155. Сотн. с кн. писц. Двинск. у. 1554 — Сотная с писцовых книг Двинского уезда 1554 г. // СГКЭ I . С. 136-137.

156. Сотн. с кн. писц. УВ 1630 — Сотная книга Устюга Великого 1630 г. // Устюг Великий. Материалы. — С. 1 — 41.

157. Сотн. с кн. писц. Устюжны 1567 Сотная с книги И.И. Плещеева и Григория Зубатова Никитина сына Беспятого на посад Устюжны Железопольской 1567 г. (подг. к печ. Ю.С.Васильевым и Н.П.Воскобойниковой)// СППК. — С. 136178.

158. Сотн. с кн. писц. Усольск. у.158 6 Сотная с писцовых книг 1586 г. в Усольском уезде // СППК. - С. 178-191.

159. Сотн. с кн. писц. Устюжны 1597 Воскобойникова Н.П. Колесников П.А. Сотная из писцовых книг Д.Г.Вельского на посад Устюжны Железопольской 1597 г.//Крестьянство Сев. — С.130-158.

160. Сотн. с кн. писц. Каргоп. у. 1556 Сотная на Турча-совский стан Каргопольского уезда с книг письма Я.И.Сабурова и И.А.Кутузова 1556 г. (подготовлена Ю.С.Васильевым) // СППК. - С.95-136.

161. Сотн. с кн. писц. К.-Бел. м. 154 4 Сотная с писцовых книг Ф.Ф.Хидырщикова и Г.J1.Клементиева на земли Кирилло-Белозерского монастыря 154 4 г (подготовлена

162. Л.С.Прокофьевой) // САС II.- С.184-204.

163. Сотн. с кн. писц. Каргоп. у.1561-1562 Сотные на волости Каргопольского уезда с книг письма Никиты Григорьевича Яхонтова 1561-1562г.(подготовил Ю.С.Васильев // САС II.- С. 300-476.

164. Список с кн. писц. Вол. 1629 — Источники истории г.Вологды и Вологодской губернии. Список с писцовой книги г.Вологды 1629 г. — Вологда.: Типолитография Шахова, 1904. С. 131-134.

165. Список с кн. писц. Тот.у. XVII в. — Списки с сотных грамот и писцовых книг Тотемского уезда XVII в. // ГАВО, ф. 883, on. 1, № 98.

166. Судн. дело Куростр. в. 17 09 — Судное дело по прошению плотника Матвея Емельянова сына Мехрякова о невыполнении прихожанами Куростровской волости условий поряда на ремонт Дмитриевской церкви 17 09 г. // ГААО, ф. 831, on. 1, № 272.

167. Челобит. Верхопаденг. пуст. 1693 — Челобитная строителя Верхопаденгской пустыни монаха Игнатия о ремонтецерквей во имя Пресвятые Богородицы и Николы Чудотворца 1693 // ГААО, ф. 1025, оп. 1, № 526.

168. Челобит. Заостр. в. 1693 — Челобитная священника Дионисия о разрешении постройки новой церкви в Заостровской волости 1693 г.// ГААО, ф. 1025, оп. 1, № 527.

169. Челобит. Кемск. в. 1694 — Челобитная священника церкви апостолов Петра и Павла в Кемской волости о разрешении постройки новой церкви 1694 г. // ГААО, ф. 1025, оп. 1, № 569.

170. Челобит. рем. Троицк, ц. 1693 (I) — Челобитная священника Троицкой церкви Афанасия о необходимости проведения ремонта 1693 г.// ГААО, ф. 1025, оп.1,№ 535.

171. Челобит. рем. Троицк, ц. 1693 (II) — Челобитная священника Козьмы о разрешении проведения внутреннего ремонта церкви апостолов Петра и Павла (поправка иконостаса и паперти) 1693 г. // ГААО, ф. 1025, оп. 1, № 537.

172. Челобит. УВ 1659 — Челобитная царю Алексею Михайловичу от устюжских монастырей относительно выдачи отказных по духовной на дострой каменной церкви 1659 г. // АХУ I. С. 324-327.

173. Челобит. Устькул. в. 1684 — Челобитная на постройку новой церкви в Устькулуйской волости 1684 г. // Ист. опис. Вельск. — Л. 100-101.

174. Челобит. Усть-Моржегор. 1694 — Челобитная Холмогорскому архиепископу Афанасию строителя Усть-Моржегорской Николаевской пустыни Антония с братиею о хозяйственных делах пустыни 1694 г. // АХУ I. С. 114-115.

175. Челобит. Ухтоостр. 164 6 — Челобитье приказчика Ухтоо-стровской Троицкой церкви о разрешении постройки новой церкви вместо сгоревшей 164 6 г. // ГААО, ф. 14 08, оп. 1, № 151.

176. Челобит. Халезск. в. 1682 — Челобитная крестьян Ха-лезской волости Устюжского уезда о постройке новой церкви 1682 г.// РГАДА, ф. 1206, оп. 1, № 133.

177. Челобит. Чухченем. в. 1698 — Список с пометы архиепископа Афанасия по челобитной о постройке новой часовни в Чухченемской волости 1698 г. // ГААО, ф. 1025, оп. 1, № 707 .

178. Челобит. явочн. Троицк, в. 1662 — Явочная челобитная плотников Бориса Васильева и Константина Фомина на своего товарища Андрея Титова сына Миронова, не выполняющего свои обязательства по порядной записи 1662 г. // ПРИАН. — С. 134.

179. Явка УВ 162 6 — Явка церковных мастеров о том, что церковные старосты и прихожане Вотложемской волости несвоевременно предоставляют им материалы для церковного строения 1626 г. // АХУ I. С. 186.

180. Явка УВ 1627 — Явка устюжан церковных мастеров на церковных старост и крестьян Вотложемской волости, не дающих им гвоздей и кровельного леса 1627 г. // РИБ XXV. -С. 32 34.

181. Явка УВ 1677 — Явка Богословского священника Исидора Иванова от имени церковных старост и прихожан о похищении из церковной казны венцов и привесок к иконам и разных мирских документов 1677 г. // РИБ XXV. С. 341 - 344.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.