Лингвопрагматические особенности ток-шоу как жанра телевизионного дискурса: На материале американских телевизионных программ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат филологических наук Ларина, Елена Геннадиевна

  • Ларина, Елена Геннадиевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ10.02.04
  • Количество страниц 171
Ларина, Елена Геннадиевна. Лингвопрагматические особенности ток-шоу как жанра телевизионного дискурса: На материале американских телевизионных программ: дис. кандидат филологических наук: 10.02.04 - Германские языки. Волгоград. 2004. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ларина, Елена Геннадиевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Теоретические проблемы исследования телевизионного дискурса.

1.1. Современное интерактивное телевидение в системе средств массовой коммуникации.

1.2. Телевизионная речь.

1.2.1. Устный модус телевизионной речи.

1.2.2. Телевизионная речь в условиях «дискурсивного переворота».

1.3. Особенности телевизионного дискурса на современном этапе.

1.3.1. Дискурс как лингвистическая категория.

1.3.2. Диалогический характер телевизионного дискурса.

1.3.3. Телевизионный дискурс в аспекте теории прямой и непрямой коммуникации.

1.4. Жанры телевизионного дискурса.

Выводы к главе 1.

Глава 2. Ток-шоу как жанр телевизионного дискурса.

2.1. Общая характеристика жанра.

2.2. Лингвостилистические особенности жанра ток-шоу.

2.3. Жанр ток-шоу как лингвосоциокультурный феномен.

2.4. Лингвопрагматические особенности жанра ток-шоу.

Выводы к главе 2.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Лингвопрагматические особенности ток-шоу как жанра телевизионного дискурса: На материале американских телевизионных программ»

На протяжении нескольких десятилетий зарубежные и отечественные ученые, представители разных наук: философии, политологии, психологии, социологии и журналистики, глубоко и всесторонне исследовавшие масс-медиа, говорят об исключительной роли данного социального института, ставшего сегодня ежедневной потребностью социокультурной жизни человека, обладающего возможностями воздействовать на его мировоззрение, его национальную культуру и язык. Среди отечественных исследователей масс-медиа, особенно прессы, хорошо известны имена Я. Засурского, В. Здоровеги, М. Ковалевой, Е. Прохорова, JI. Татариновой, В. Ученовой и других. Большой тематический раздел в литературе о масс-медиа составляет телевидение. Исследователями этого социального феномена и его роли в жизни общества являются Ю. Богомолов, И. Бродский, А. Вартанов, В. Вильчек, Г. Кузнецов, С. Муратов, Г. Оганов, А. Юровский и другие. В числе зарубежных исследователей особенно выделяют имена Р. Бауэра, Дж. Гербнера, Дж. Клеппера, У. Липпманна, А. Лоуэлла, Г. Маклюэна, Р. Мертона, Г. Стейнера, Г. Тарда, Э. Тоффлера, У. Шрэмма и других.

Лингвистические исследования последнего десятилетия (см. работы Б.А. Зильберта (1991), А.В. Капишниковой (1999), И.В. Алещановой (2000), О.В.Гусевой (2000), Е.А. Курченковой (2000), Л.М. Майдановой (2000), ОЛО. Найденова (2000), Ю.З. Кантор (2001), М.А. Ягубовой (2001), А.А. Котова (2003)) посвящены рассмотрению вопросов моделирования массово-коммуникационной деятельности, технологии манипулирования, стратегии воздействия средств массовой коммуникации (СМК) на массовую аудиторию. Анализу подвергается дискурс масс-медиа (как правило, дискурс печатных изданий). Однако телевизионный дискурс остается малоизученной областью. Исследования, проведенные в этом направлении, носят экспериментальный характер (например, работа Ю.В. Артемьевой (2000)), или посвящены специфике незначительного числа телевизионных жанров: телеинтервью (Ухова 2001), игровых программ (Канчер 2002), теледебатов

Иванова 2003). Остаются за рамками исследовании специфически телевизионные и очень популярные жанры, большей частью заимствованные из европейских и американских медиа, выполненные в жанрах телевизионное ток-шоу, телемост, телеигра, телешоп, тслеэкстрим, телерасследование, реалити-шоу и других. Следовательно, актуальность предпринятого исследования обусловлена недостаточной изученностью теледискурса и его жанровой специфики, осмысление которых является одним из перспективных направлений в современной лингвистике.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые предложена классификация жанров телевизионного дискурса, отражающая реальную картину происходящих на современном телевидении интерактивных процессов; выявлены лингвистические и экстралингвистические признаки жанра ток-шоу; дана характеристика конститутивных признаков теледискурса ток-шоу; разработана модель телевизионного жанра ток-шоу; теледискурс в рамках жанра ток-шоу показан как лингвосоциокультурный феномен. Результаты данного научного изыскания в области дискурса масс-медиа представляют большую ценность для понимания соотношения таких областей как медиа и культура в целом, социокультурная реальность и ее репрезентация в медиа, а также для выявления сложной семантической структуры текстов масс-медиа и различных аспектов коммуникативного поведения языковой личности.

Настоящее диссертационное исследование выполнено в русле теории дискурса масс-медиа, лингвокультурологии, лингвостилистики, лингвопрагматики, социолингвистики, теории прямой и непрямой коммуникации, жанроведения и посвящено анализу ток-шоу как жанра телевизионного дискурса.

Объектом исследования является телевизионный дискурс как лингвосоциокультурный и лингвистический феномен.

Предмет исследования составляют лингвостилистические, лингвопрагматические и лингвосоциокультурные средства, определяющие ток-шоу как жанр телевизионного дискурса, реализуемого в ситуации межличностного общения, осложненного условиями массовой коммуникации и институциональным статусом телекоммуникатора (телеведущего), основной интенцией которого является оказание воздействия на телеаудиторию.

В работе выдвигается гипотеза, согласно которой телевизионный дискурс относится преимущественно к интерактивному (диалогическому) типу дискурса; предстает как явление процессуальное, деятельностное, непосредственно соотносится с реальным временем и ассоциируется со звучащей устной речью.

Цель работы состоит в выявлении лингвистических и экстралингвистических признаков, характеризующих ток-шоу как жанр телевизионного дискурса, сложного коммуникативного и лингвосоциокультурного явления.

Для реализации поставленной в работе цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

1. Определить характер происходящих на современном телевидении изменений и показать взаимосвязь последних с особенностями телевизионной речи и телевизионной коммуникации.

2. Обосновать особый интерактивный (диалогический) характер телевизионного дискурса и определить тип коммуникации, лежащий в основе теледискурса.

3. Разработать классификацию жанров телевизионного дискурса и описать их своеобразие.

4. Охарактеризовать конститутивные признаки теледискурса ток-шоу.

5. Выявить универсальные и дифференциальные признаки жанра ток-шоу лингвистического и экстралингвистического характера.

6. Проанализировать особенности жанра ток-шоу как лингвокультурного феномена, отражающего наиболее значимые ценности американской лингвокультуры.

7. Создать модель телевизионного жанра ток-шоу на базе его лингвистических и экстралингвистических признаков с учетом интерактивного характера телекоммуникации и национально-культурной специфики общения коммуникантов в ток-шоу.

Функциональная и содержательная сложность изучаемого нами явления — телевизионного дискурса в жанре ток-шоу предопределили использование в работе гипотетико-индуктивного и гипотетико-дедуктивного методов; описательного метода (приемы наблюдения, интерпретации и обобщения); метода компонентного анализа лексических единиц; контент-анализа.

Исследование лингвосоциокультурных, коммуникативнопрагматических и лингвостилистических особенностей жанра ток-шоу проведено на материале регулярных американских телевизионных программ («The Oprah Winfrey Show»), записанных в период 2002 — 2004 годов. Объем исследуемого материала - 14 программ (11 часов звучания видеотекста в чистом виде - без рекламы). В расшифрованном виде объем текста составил примерно 15 п.л. (около 600 тыс. печатных знаков). Для анализа тематических предпочтений ток-шоу в американской лингвокультуре использовано 260 названий выпусков (тем) программы «The Oprah Winfrey Show». Выбор для исследования указанной программы обусловлен тем, что эта передача является одной из самых высокорейтинговых ток-шоу на американском телевидении, регулярно транслируется с 1986 года, ведущая ток-шоу Опра Уинфри -известная во всем мире журналистка, первая женщина в истории, постоянно ведущая собственное ток-шоу, которое многие в США называют «Терапевтическим часом Опры Уинфри». Материалом для анализа экстралингвистических (универсальных и дифференциальных) признаков жанра ток-шоу стали передачи, транслируемые на американском телевидении в 2002 - 2003 годах (8 программ).

Теоретической базой диссертационного исследования послужили работы отечественных и зарубежных лингвистов в области теории дискурса (В.Г. Борботько, Р. Водак, И.Р. Гальперин, В.И. Карасик, M.JT. Макаров,

Е.И. Шейгал, R.F. Barsky, Т.Л. van Dijk, S. Slembrouck, M. Stubbs), дискурса масс-медиа (Т.Л. ван Дейк, И.В. Алещанова, О.В. Гусева, Б.Л. Зильберт, Ю.З. Кантор, Л.В. Капишникова, Л.Л. Котов, Е.Л. Курченкова, JI.M. Майданова, О.Ю. Найденов, М.А. Ягубова), теории коммуникации (в плане изучения диалогического общения) (М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, P.P. Гельгардт, Т.Н. Колокольцева, Е.В. Красильникова, Л.К. Михальская, Л.П. Семененко, Л.П. Якубинский), жанроведения (В.М. Алпатов, М.М. Бахтин, В.Е. Гольдин, В.В. Дементьев, О.Н. Дубровская, К.Ф. Седов).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты проведенного исследования способствуют дальнейшей разработке проблем моделирования жанров теледискурса с учетом интерактивного характера и национально-культурной специфики телевизионной коммуникации, расширяют понятийный аппарат теории дискурса масс-медиа.

Практическая ценность работы определяется возможностью использования ее основных положений в теоретических курсах общего языкознания, лингвокультурологии и стилистики, в спецкурсах по теории дискурса и теории дискурса масс-медиа. Кроме того, результаты исследования могут быть востребованы специалистами в области телекоммуникаций в качестве рекомендаций для осуществления успешной коммуникации между участниками телевизионного дискурса.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Специфика телеобщения между коммуникантами, стиля телеречи, типа телевизионного дискурса предопределена интерактивным характером современного телевидения.

2. Конститутивными признаками телевизионного дискурса ток-шоу являются участники, хронотоп, цели, ценности, стратегии, тематика, жанры (разновидности), прецедентные тексты, дискурсивные формулы, сценарность и драматургичность.

3. Стратегии, составляющие основу речевого взаимодействия коммуникантов в процессе создания телевизионного продукта (ток-шоу), представлены двумя основными системами: 1) реализуемые телекоммуникатором (стратегии неуклонного следования теме ток-шоу, вызова на откровенность, разъяснения); 2) реализуемые телезрителем (стратегии самовыражения и аргументирования). В структуре каждой из стратегий выделяется набор тактик, которые соотносятся со стратегией как варианты с инвариантом.

4. Модель телевизионного жанра ток-шоу строится на основе его лингвистических и экстралингвистических признаков с учетом интерактивного характера телекоммуникации и национально-культурной специфики телевизионного общения коммуникантов в ток-шоу.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на научных конференциях Волгоградского государственного университета (2001 -2003), региональной научной конференции Поволжья и Северо-Кавказского региона (2004), на аспирантских семинарах кафедры английской филологии. По теме диссертации опубликовано 5 статей (объем 1.8 п.л.).

Объем и структура диссертации. Диссертационное исследование включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и лексикографических источников. Первая глава посвящена теоретическим проблемам исследования телевизионного дискурса. Во второй главе выявляются универсальные и дифференциальные признаки жанра ток-шоу лингвистического и экстралингвистического характера, дается характеристика конститутивных признаков теледискурса ток-шоу; разрабатывается модель телевизионного жанра ток-шоу; теледискурс в рамках жанра ток-шоу показывается как лингвосоциокультурный феномен. В заключении подводятся итоги исследования. Общий объем текста — 148 стр.

Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Германские языки», Ларина, Елена Геннадиевна

Выводы к главе 2.

1. Конститутивными признаками теледискурса ток-шоу как вида институционального дискурса являются участники, хронотоп, цели, ценности, стратегии, тематика, жанры (разновидности), прецедентные тексты, дискурсивные формулы, сценарность и драматургичность.

Для создания «эффекта зрелищности» авторы ток-шоу прибегают к целой системе тщательно продуманных приемов (технических, «людических» и языковых), применяемых для соответствующего «оформления» разговорного представления и которые вместе со сценарной разработкой последнего составляют драматургию жанра.

2. Модель телевизионного жанра ток-шоу строится на основе его лингвистических и экстралингвистических признаков с учетом интерактивного характера телекоммуникации и национально-культурной специфики общения коммуникантов в телевизионном ток-шоу.

3. Универсальные и дифференциальные экстралингвистические признаки выявляются на основе антропоцентрического и огранизационно-технического факторов.

4. Лингвистические признаки жанра ток-шоу включают тематическую и стилистическую определенность и композиционность (универсальные признаки ток-шоу как речевого жанра), а также признаки жанра ток-шоу, рассматриваемого как лингвистический феномен.

По тематическому признаку выделяются политико-аналитические, развлекательные, интеллектуальные, детективные и пародийные ток-шоу. По структурно-композиционному признаку жанр ток-шоу относится к диалогическому жанру. Элементами композиционной структуры ток-шоу являются: зачин, развитие, кульминация, развязка. По стилистическому признаку ток-шоу принадлежит к числу телевизионных программ «разговорного» жанра.

К универсальным лингвистическим признакам жанра ток-шоу (наиболее частотным устно-разговорным явлениям) относятся: наречия, фразеологизмы, междометия и существительные (уровень лексики и фразеологии); внелитературные явления (сленгизмы); конструкции, характеризующиеся избыточностью синтаксического построения и компрессией (уровень синтаксиса). Дифференциальные лингвистические признаки жанра ток-шоу (наименее частотные устно-разговорные явления) включают: прилагательные, фразовые глаголы, союзы, глаголы, местоимения (уровень лексики и фразеологии); отрицание, транспозиция, парцелляция (уровень синтаксиса).

5. Анализ жанра ток-шоу в лингвокультурном аспекте, включающий исследование тематических предпочтений ток-шоу с целыо выявления основных концептов американской лингвокультуры, позволяет сделать ряд важных обобщений. В американской лингвокультуре коммуникация в жанре ток-шоу главным образом ориентирована на самовыражение личности, а ее ключевыми концептами являются: «self» (self-presentation, self-made man), «challenge» (change your life, change the world), «success» (only the best, geniuses). Тематические предпочтения и основные концепты американской лингвокультуры относятся к числу универсальных экстралингвистических признаков жанра ток-шоу, учитывающих национально-культурную специфику общения коммуникантов в американском телешоу.

6. В процессе интерактивного взаимодействия и воздействия телекоммуникантов друг на друга в ток-шоу, ими используется ряд коммуникативных стратегий и тактик. Телекоммуникатор реализует стратегии неуклонного следования теме ток-шоу, вызова на откровенность, разъяснения. Телезритель использует стратегии самовыражения и аргументирования. Выявленные стратегии входят в число универсальных экстралингвистических признаков телевизионного жанра ток-шоу, коммуникативные тактики относятся к его дифференциальным признакам. При разработке модели телевизионного жанра ток-шоу важно учитывать данные признаки, поскольку они отражают интерактивный характер телекоммуникации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В представленном диссертационном исследовании ток-шоу как жанр телевизионного дискурса рассматривается с позиции теории дискурса масс-медиа, лингвокультурологии, лингвостилистики, лингвопрагматики, социолингвистики, теории прямой и непрямой коммуникации, жанроведения.

Телевизионный дискурс в жанре ток-шоу рассматривается как сложный лингвистический, коммуникативный и лингвосоциокультурный феномен, в работе выявляются его лингвостилистические, лингвопрагматические и лингвосоциокультурные особенности.

В основу исследования указанных особенностей положены теоретические обобщения об интерактивном характере современного телевизионного вещания, который предопределяет специфику телеобщения между коммуникантами, стиля телеречи, типа телевизионного дискурса и типа коммуникации.

Установлено, что в телевизионном дискурсе реализуется, прежде всего, непрямой тип коммуникации (преднамеренная и непреднамеренная непрямая коммуникация). В сложных видах коммуникации как телевизионная, непрямая коммуникация всегда сосуществует с прямой коммуникацией, причем первая из них - «содержательно осложненная коммуникация» - вторична по отношению к последней. В условиях интерактивного телевидения общение между коммуникантами рассматривается не как речевое воздействие одного партнера на другого, а как речевое взаимодействие. Для создания общего языкового пространства, установления и поддержания контакта между субъектами телевизионного общения, для привлечения и удержания внимания партнера по коммуникации в телевизионную речь вводятся элементы разговорности; следовательно, стиль телеречи (телевизионного дискурса) может быть охарактеризован как публицистический с элементами разговорности.

В ходе проведенного анализа подтверждается гипотеза об интерактивном (диалогическом) характере телевизионного дискурса. Основными аргументами в пользу признания теледискурса преимущественно диалогическим типом дискурса являются следующие. Во-первых, это определение теледискурса как подчеркнуто интерактивного способа речевого взаимодействия, что предполагает обязательное наличие адресата в процессе телевизионной коммуникации, его непосредственное или опосредованное участие в создании телевизионного продукта. Во-вторых, невозможность абсолютной дифференциации монолога и диалога (монолог в той или иной мере диалогизирован). Наконец, доводом в пользу диалогичности теледискурса становится сама социальная сущность коммуникации.

В работе представлена новая классификация жанров телевизионного дискурса и их разновидностей по тематическому признаку. По структурно-композиционному и стилистическому признакам выделяются, соответственно, монологические и диалогические, «публицистические» и «разговорные» жанры телевизионного дискурса, каждые из которых обладают рядом особенностей из-за специфики телекоммуникации.

Одним из неисследованных и весьма популярных жанров телевизионного дискурса является жанр ток-шоу, выявление лингвостилистических, лингвопрагматических и лингвосоциокультурных особенностей которого составляет предмет настоящего диссертационного исследования.

Конститутивными признаками теледискурса ток-шоу являются типовые участники, хронотоп, цели, ценности, стратегии, тематика, жанры (разновидности), прецедентные тексты, дискурсивные формулы, сценарность и драматургичность.

Результатом исследования жанра ток-шоу как лингвистического, коммуникативного и лингвокультурного феномена стало создание модели телевизионного жанра ток-шоу, которая строится на основе его лингвистических и экстралингвистических признаков с учетом интерактивного характера телекоммуникации и национально-культурной специфики общения коммуникантов в телевизионном ток-шоу.

Универсальные и дифференциальные экстралингвистические признаки выявляются на основе антропоцентрического и огранизационно-технического факторов. Лингвистические признаки жанра ток-шоу включают тематическую и стилистическую определенность и композиционность (универсальные признаки ток-шоу как речевого жанра), а также признаки жанра ток-шоу, рассматриваемого как лингвистический феномен.

По тематическому признаку выделяются политико-аналитические, развлекательные, интеллектуальные, детективные и пародийные ток-шоу. По структурно-композиционному признаку жанр ток-шоу относится к диалогическому жанру. Элементами композиционной структуры ток-шоу являются: зачин, развитие, кульминация, развязка. По стилистическому признаку ток-шоу принадлежит к числу телевизионных программ «разговорного» жанра.

Анализ жанра ток-шоу как лингвистического феномена (исследование его лингвостилистических особенностей) доказывает, что жанр ток-шоу можно условно отнести к числу «разговорных» жанров, поскольку: а) в публичной речи телекоммуникантов разговорный пласт лексики и фразеологии составляет 8.8.%, пласт внелитературной лексики (сленгизмов) — 0.7%; б) на уровне синтаксиса примерно половина высказываний партнеров в телевизионной коммуникации в ток-шоу построена с использованием разговорных конструкций. Кроме того, анализ выявляет лингвистические признаки телевизионного жанра ток-шоу.

Установлено, что к универсальным лингвистическим признакам (наиболее частотным устно-разговорным явлениям) относятся: наречия, фразеологизмы, междометия и существительные (уровень лексики и фразеологии); внелитературные явления (сленгизмы); конструкции, характеризующиеся избыточностью синтаксического построения и компрессией (уровень синтаксиса). Дифференциальные лингвистические признаки жанра ток-шоу (наименее частотные устно-разговорные явления) включают: прилагательные, фразовые глаголы, союзы, глаголы, местоимения (уровень лексики и фразеологии); отрицание, транспозиция, парцелляция (уровень синтаксиса).

Анализ жанра ток-шоу в лингвокультурном аспекте, включающий исследование тематических предпочтений ток-шоу с целью выявления основных концептов американской лингвокультуры, позволяет сделать ряд важных обобщений, отражающих ее национально-культурную специфику. В американской лингвокультуре коммуникация в жанре ток-шоу главным образом ориентирована на самовыражение личности. Ключевыми концептами такой лингвокультуры являются: «self» (self-presentation, self-made man), «challenge» (change your life, change the world), «success» (only the best, geniuses). Тематические предпочтения и основные концепты американской лингвокультуры относятся к числу универсальных экстралингвистических признаков жанра ток-шоу, учитывающих национально-культурную специфику общения коммуникантов в американском телешоу.

В процессе интерактивного взаимодействия телекоммуникантов ими используется ряд коммуникативных стратегий и тактик. Телекоммуникатор реализует стратегии неуклонного следования теме ток-шоу, вызова на откровенность, разъяснения. Телезритель использует стратегии самовыражения и аргументирования. Выявленные стратегии входят в число универсальных экстралингвистических признаков телевизионного жанра ток-шоу, коммуникативные тактики относятся к его дифференциальным признакам.

К перспективам исследования следует отнести детальный лингвистический анализ жанров телевизионного дискурса, классификация которых представлена в данной работе, выявление их лингвокультурных, лингвопрагматических и других особенностей, изучение национально-культурной специфики телевизионного дискурса в сравнительном аспекте.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ларина, Елена Геннадиевна, 2004 год

1. Агуреев А. Ток-шоу по-американски // Независимая газета. — 2003. -29 мар. // (http://www.ng.ru/+v/2002-03-29)

2. Адамьянц Г. 3. К диалогической телекоммуникации: От воздействия к взаимодействию.-М., 1999.

3. Адамьянц Г. 3., Шилова В. А. Телевидение телезритель: Возможно ли взаимопонимание // Мир психологии. — 2001. -№ 3. - С. 173 - 186.

4. Алещанова И. В. Цитация в газетном тексте (на материале современной английской и российской прессы): Автореф. дис.канд. филол. наук. — Волгоград, 2000. 18 с.

5. Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка. Л.: Просвещение, 1973. - 304 с.

6. Артемьева Ю. В. Акты референции в телевизионном дискурсе: Автореф. дис.канд. филол. наук. Тверь, 2000. - 15 с.

7. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н.Ярцева. 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 136 - 137.

8. Арутюнова Н. Д. Речь // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н.Ярцева. — 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.-С. 414-416.

9. Архипов И. К. Человеческий фактор в языке. СПб., 2001.

10. Багиров Э. Г., Борецкий Р. А., Юровский А. Я. Основы телевизионной тележурналистики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 240 с.

11. Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. М., 1999.

12. Бахтин М. М. Работы 1940-х — начала 1960-х годов. Т. 5 // Собрание сочинений: В 7 т. -М.: Русское слово, 1996.-731 с.

13. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. -424 с.14

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.