Лирическое начало в прозе М.А. Тарковского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Беляева, Наталия Владимировна

  • Беляева, Наталия Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Уссурийск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 191
Беляева, Наталия Владимировна. Лирическое начало в прозе М.А. Тарковского: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Уссурийск. 2009. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Беляева, Наталия Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИРИЧЕСКОГО НАЧАЛА В ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.

1.1. Понятие «лирическое начало».

1.2. Лирическое начало как жанрообразующий признак лирической прозы.

1.3. Лирическая проза в литературоведческом освещении.

ГЛАВА II. СПОСОБЫ ЛИРИЗАЦИИ ПОВЕСТВОВАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ М.А. ТАРКОВСКОГО.

2.1. Субъектное повествование М.А. Тарковского.

2.2. Ритм прозы М.А. Тарковского: лирико-медитативное звучание.

2.3. Смена голосов как ритмообразующий прием.

2.4. Своеобразие композиции: от эпической экспозиции к лирическому финалу.

2.5. Жанровый синкретизм рассказов М.А. Тарковского.

ГЛАВА III. ЛИРИЧЕСКОЕ НАЧАЛО В СОЗДАНИИ ХРОНОТОПА ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.А. ТАРКОВСКОГО.

3.1. Циклическая концепция времени: лирическая идея замороженного времени».

3.2. Герой как субъект восприятия пространства.

3.3. Образ Енисея - основа лирического созерцания.

3.4. Субъективность восприятия хронотопа героем.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Лирическое начало в прозе М.А. Тарковского»

Русская лирическая проза — уникальное явление в мировой литературе, это один из наиболее эффективных способов передачи в прозаическом тексте гармонии окружающего мира, вечности и бесконечности бытия, самоценности человеческой личности. Свойственный русскому словесному творчеству лиризм с развитием литературы усиливался и достиг своей кульминации в середине XIX-XX вв. Мастера лирической прозы тяготели к различным способам создания художественной модели мира — от романтического и реалистического до модернистского.

Одним из продолжателей реалистической традиции в современной лирической прозе является Михаил Александрович Тарковский. Как это свойственно лирической прозе, произведения писателя находятся в тесном сопоставлении с судьбой и личностью автора, с его стремлением к гармонии и совершенствованию, этическими и эстетическими взглядами. Мир, создаваемый писателем, красив и гармоничен, а его манера письма, метафоричность, ритм, интонации соответствуют лучшим образцам лирической прозы XX в. В изображении человека, природы, родины автор традиционен. Сам писатель и в интервью, и словами своих автобиографических героев указывает на влияние, которое оказали на его прозу русские классики. Своими учителями он считает JI.H. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.А. Бунина, В.П. Астафьева.

Интерес к прозе М.А. Тарковского проявляют известные столичные литературные журналы: «Юность», «Наш современник», «Москва», «Октябрь», «Новый мир» и др. Писатель является одним из постоянных авторов литературно-художественного альманаха «День и ночь». В настоящее время отдельными изданиями опубликован сборник стихотворений (1991), а также сборники повестей и рассказов «За пять лет до счастья» (2001) и «Замороженное время» (2003). Лучшие произведения писателя собраны автором в трехтомнике («Замороженное время», «Енисей, отпусти!» и «Тойота-Креста»), вышедшем в 2009 г.

М.А. Тарковский - обладатель ряда (по его словам, «около десятка») литературных премий, самые престижные из которых - премия журналов «Наш современник» (1999), «Русский переплет» (за лучший рассказ «Вековечно», 2000), премия «Роман-газеты» «Открытие» (повесть «Шыштындыр», 2001), им. Ю.П. Казакова журнала «Новый мир» (2002), писатель стал финалистом премии им. И.П. Белкина за повесть «Кондромо» (2003).

В 2003 г. М.А. Тарковский вместе с другими писателями представлял современную русскую литературу на Франкфуртской книжной ярмарке.

Рецензии на отдельные произведения писателя (рассказ «Ложка супа», повести «Лерочка», «Тойота-Креста и другие») опубликованы в периодических изданиях, в целом же творчество М.А. Тарковского остается не изученным. Нет ни одной серьезной литературоведческой работы, посвященной исследованию поэтики прозы данного автора. В предлагаемой диссертации мы наблюдаем, как классическая литературная традиция, идущая от И.С. Тургенева, И.А. Бунина и писателей «лирической» и «деревенской прозы» второй половины XX в., реализуется и преломляется в прозе нашего современника.

Тема представляется актуальной по нескольким причинам. Во-первых, творчеству М.А. Тарковского, бесспорно, заслуживающему внимания филологов, на сегодняшний день не посвящено отдельных исследований. Во-вторых, важно и актуально постижение пограничных жанрово-родовых признаков как в рамках одного произведения, так и в контексте всего творчества художника. И, наконец, сосредоточенность на поэтике произведений писателя никогда не утрачивает своей литературоведческой актуальности. Мы обращаемся к следующим базовым литературоведческим принципам: исследование произведения как эстетического объекта, осмысление авторского начала и способов его выражения в тексте.

Объектом исследования является проза М.А. Тарковского от первых рассказов конца 1990-х гг. до повести «Тойота-Креста», опубликованной в журнале «Октябрь» в 2007 г.

Предмет исследования — поэтика лирической прозы М.А. Тарковского.

Подробный анализ стиля М.А. Тарковского представляет в данной работе научный интерес и определяет цель диссертации - через исследование стилевых доминант произведений выявить своеобразие поэтики писателя. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Изучить накопленный литературоведческий опыт по теории лирики и эпоса как родов литературы, лирических жанров и синкретических жанрово-родовых образований;

2. Охарактеризовать двойственную природу лирического начала: как вида пафоса и как жанрообразующего принципа лирической прозы;

3. Выявить своеобразие повествовательной манеры М.А. Тарковского;

4. Осмыслить жанровую специфику произведений писателя;

5. Проанализировать хронотоп повестей и рассказов художника;

6. Через исследования стиля прийти к постижению идейного замысла автора;

7. Определить место М.А. Тарковского в современном литературном процессе.

Научная новизна заключается в том, что данная работа представляет собой первое монографическое исследование творчества писателя рубежа XX-XXI вв. М.А. Тарковского. Выявлены те аспекты поэтики писателя, которые позволяют утверждать о доминировании в прозе лирического начала. Это организация повествования (как с точки зрения смены субъектов, так и со стороны ритмообразующих факторов) и концепция мира и личности, смысловое единство времени и пространства, реализуемые через ощущения героя. Автором вводятся в научный оборот ранее не упоминавшиеся в литературоведении произведения писателя.

Теоретико-методологической основой работы являются труды Э.А. Бальбурова, М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, А.С. Георгиевского, Л.Я. Гинзбург, А.Б. Есина, В.М. Жирмунского, Б.О. Кормана, Ю.М. Лотмана, Г.Н. Поспелова, И.В. Силантьева, Т.И. Сильман, Л.И. Тимофеева, О.И. Федотова и других.

Поставленными целью и задачами обусловлен и выбор метода исследования - системно-целостного. Также в работе применяется сравнительно-типологический, структурно-семантический метод. Обращение к данным методам продиктовано общей логикой работы, характером подлежащей рассмотрению проблемы и спецификой исследуемого материала.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В литературе XIX-XX вв. появляется жанровая форма — лирическая проза. Это стало возможным благодаря «качественному» включению лирического начала в прозаический текст. Доминирующим звучанием в произведениях этого жанра становится лирический голос основного субъекта, являющегося своего рода концентрацией эстетических и этических позиций автора. Лирическое начало преобладает в этом жанре над эпическим, это проявляется в субъект-субъектных отношениях, предельной автоисповедальности, концентрации на сиюминутном, настоящем переживании, наличие лирической точки зрения и установки на лирический диалог.

2. Лирическое начало в произведениях М.А. Тарковского проявляется на всех уровнях повествовательной структуры, которая организована таким образом, что установка на объективность, содержащаяся в начале произведения, постепенно преодолевается, уступая место ярко выраженному лирическому голосу основного субъекта. Точки зрения остальных героев представлены через призму восприятия носителя лирического сознания: их слова (отдельные реплики, монологи, диалоги) воспроизводятся главным героем «по памяти», часто с помощью приема несобственно-прямой речи, что позволяет «стереть» временную дистанцию между событием, о котором рассказывается, и «событием самого рассказывания», сосредоточить внимание на настоящем, сиюминутном состоянии главного героя.

3. Циклическая концепция времени, выраженная в произведениях М.А. Тарковского, способствует лирическому звучанию: опыт воспринимается основным субъектом речи не как завершенное прошедшее, а как прошлое, обусловливающее повторяемость в настоящем и будущем.

4. Лирическая исповедь главного героя М.А. Тарковского всегда осуществляется в момент, когда он находится в одиночестве. Одиночество — одно из условий возникновения потока ассоциативных воспоминаний, составляющих основу его переживаний — роднит творчество писателя с элегией. Элегическое звучание проявляется в субъектной, лексико-синтаксической, ритмической организации. Традиционное время — осень, преобладающие цвета — желтый, серый, белый, доминирующее чувство — сожаление о прошлом, финальная тональность - жизнеутверждающая идея бесконечности бытия.

5. Основой лирического созерцания является образ Енисея. Проза М.А. Тарковского представляет собой бесконечный гимн Енисею. В художественном мире писателя Сибирь, Енисей представляют собой идеальное пространство, где человек чувствует себя в гармонии с собой и окружающим миром, и определяют основной тип авторской эмоциональности - «благодар-' ное приятие мира и сердечное сокрушение» (В.Е. Хализев). Восхищение великой рекой распространяется и на все окружающее пространство, в том? числе и на людей, живущих здесь, независимо от возраста, пола, профессии, вероисповедания и образа жизни. Их образы, так же как и образ сибирской природы, поэтизируются автором.

6. Организация художественных текстов писателя, весь комплекс художественных средств позволяют выразить авторскую идею об уникальности каждой личности, ценности отдельного мгновения бытия, необходимости остановить, «заморозить» время, чтобы обрести гармонию с собой и с миром, почувствовать себя счастливым в бесконечном потоке бытия.

Апробация работы. Основные положения исследования отражены в 12 статьях, общим объемом 6 п. л. Отдельные положения работы излагались в качестве докладов на международных научно-методических конференциях «Проблемы славянской культуры и цивилизации» (Уссурийск, 2004-2008),

XII Всероссийской научно-практической конференции «Художественный текст: варианты интерпретации» (Бийск, 2007), а также обсуждались на научно-методических конференциях учителей-словесников г. Уссурийска и Уссурийского района Приморского края «Актуальные проблемы современного литературного образования» (Уссурийск, 2005-2007) и на заседаниях аспирантского объединения кафедры литературы, теории и методики преподавания литературы ГОУ ВПО «Уссурийский государственный педагогический институт».

Теоретическая значимость заключается в расширении представления о способах лиризации прозы, исследовании повествовательной и пространственно-временной организации прозы современного писателя М.А. Тарковского, а также в предложенных вариантах имманентного и сопоставительного анализа текстов художника.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в школьном и вузовском преподавании современной литературы, а также в литературоведческих курсах при изучении жанрово-родовой специфики, повествовательной структуры, выявлении особенностей пространственно-временной организации.

Объект, предмет и цели работы определили ее структуру. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего библиографический указатель произведений М.А. Тарковского. Объем работы - 191 е., из них основного текста — 169 с. Список использованной литературы включает 240 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Беляева, Наталия Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творчество современного писателя М.А. Тарковского представляет собой богатейший материал для исследования. Следуя классической традиции лирической прозы, автор создает гармоничный, оригинальный мир.

Стилевой доминантой прозы художника является лирическое звучание, которое проявляется на всех уровнях: фонетическом (в том числе ритмико-интонационном), лексическом, синтаксическом, композиционном.

Само понятие «лирическое начало» многозначно. Оно обозначает два взаимосвязанных, но различных литературных явления.

Под лирическим началом мы понимаем одну из универсальных составляющих эпических (драматических) или синкретичных лиро-эпических (ли-ро-драматических) произведений, благодаря которой наиболее открыто выражается субъективно-авторская эмоциональность.

Наиболее традиционно использование этого понятия для обозначения лиризма (лирического пафоса). Такого рода лирическое начало может эмоционально окрашивать как отдельные элементы, так и все произведение. Это проявление «количественного» проникновения лирического звучания в прозаический текст. Однако количественная ассимиляция не меняет родовой эпической природы произведения, это не та форма лирического начала, которая наблюдается в произведениях М.А. Тарковского.

В лирической прозе лирическое звучание преобладает над эпическим. Особенностью рассматриваемого нами жанра является наличие лирического события, которое заключается в особом способе создания героя (его внутреннего мира), хронотопа (преодоление дистанции между событием, о котором рассказывается и «событием самого рассказывания»).

Проза М.А. Тарковского является «прозой поэта» (Ю.Б. Орлицкий). Художник впервые заявил о себе как автор стихотворений (журнальные публикации 1990-х гг. и сборник стихотворений, 1991 г.) и продолжает писать стихи (последняя публикация — цикл стихотворений «Лед твоего окна», 2006, а также финальные главы повести «Тойота-Креста», 2007 г.). Обращение и к стихам, и к прозе сближает М.А. Тарковского с И. Тургеневым, И. Буниным, Ю. Казаковым, В. Солоухиным и другими художниками. М.А. Тарковский не скрывает влияние на свое творчества опыта классической русской литературы. Своим главным учителем М.А. Тарковский считает И. Бунина, одним из этапов ученичества - умение соединить стихи и прозу. Стихотворный опыт влияет на специфику повествования и у Бунина, и у Тарковского.

Лиризация повествования писателя наблюдается в выборе основного субъекта речи. Рассказчик, выраженный местоимением «Я», приближен лирическому герою, так как наделен автобиографическими чертами, выражает авторское отношение к миру. В тех произведениях, в которых повествование ведется от третьего лица, основным субъектом речи становится главный герой, сознание которого сливается с сознанием повествователя.

Исследуемый нами автор наряду с традиционными повествовательными формами использует нехарактерные для классической прозы неполные, односоставные предложения. Такие синтаксические конструкции формируют лирическую недосказанность, символичность, позволяют «вжиться» в образ главного субъекта речи, начать мыслить и чувствовать его мыслями и чувствами. Подобный синтаксис является одним из оснований для осуществления лирического диалога. Важнейший прием писателя - активное использование несобственно-прямой речи, что служит стиранию границ между «событием, о котором рассказывается» и «событием самого рассказывания», способствует усилению субъективного начала, и как следствие — лирического звучания. На субъективность восприятия мира указывают также многочисленные повторения слов семантического поля «память» («помню», «вспоминается» и т. д.), вводные конструкции («кажется», «как мне тогда казалось» и т. п.). Эти повторы, а также обращение к традиционным темам и мотивам (смерти, осени, одиночества, неразделенной любви, осознания себя в вечности и т. п.) свидетельствуют о близости прозы писателя элегии. Элегическое звучание находит выражение прежде всего в неспешном, медитативном ритме и финале большинства произведений.

Для творчества писателя характерен жанровый синкретизм. В его произведениях одновременно могут встречаться признаки дневника, сказа, очерка, эссе, миниатюры, притчи и других жанровых форм. Наиболее показательно почти обязательное включение в произведение лирической миниатюры или стихотворения в прозе в качестве вставного композиционного элемента. Жанровый синтез в пределах одного текста свойствен лирической прозе, которая сама по себе уже является жанром, разрушающим традиционные представления и не подчиняющимся строгим правилам.

Все произведения М.А. Тарковского объединены в своеобразный цикл, что свидетельствует о лирическом начале прозы художника. Так, очевидное сближение наблюдается в повести «Гостиница «Океан» и «Тойта-Креста», которую сам автор считает продолжением «Гостиницы.». Еще более явно цикличность прослеживается'в рассказах, в которых повторяются одни и те же герои, структурирующим в цикл фактором становится пространство, а также повторяющиеся сюжетные ситуации. Таким образом, лирическая традиция цикла сохраняется в творчестве М.А. Тарковского.

Хронотоп прозы М.А. Тарковского сосредоточен на внутреннем мире героя-охотника, который является одновременно и alter ego автора, и художественным воплощением писательского идеала. Взаимосвязь «герой» — «окружающий мир» обусловливает пересечение, взаимопроникновение различных пространственных категорий в повестях и рассказах художника. Действительность в эстетической программе М.А. Тарковского становится реальной в том случае, если ее полноценно воспринимает и переживает основной субъект произведения.

Доминирующая концепция времени в творчестве М.А. Тарковского — циклическая. Это свойство лирического рода литературы. Сюжет выполняет факультативную, вспомогательно-ассоциативную роль, готовя героя (и читателя) к главной мысли; поэтому развязка и финал не совпадают. Заканчивая историю, основной субъект речи приходит к выводу, ради которого событие и вспоминалось. В большинстве случаев сюжетная развязка окрашена трагическим пафосом (надежды и ожидания героя оказываются обманутыми; герой расстается с любимой женщиной; герой умирает; умирает близкий человек и т. п.), но в финале произведения этот трагизм обязательно преодолевается: рассказчик (повествователь) переосмысливает свою жизнь и приходит к выводу о закономерности, бесконечности, красоты бытия. Осознав потерю, он начинает обостренно чувствовать прелесть кратких мгновений счастья. Важнейшим фактором объективности существующего мира становится, таким образом, у М.А. Тарковского наличие рефлектирующего, медитирующего субъекта.

Особый склад души, характера человека формируют географические реалии. В прозе исследуемого автора «святым» местом является Сибирь, Енисей. Красота и простор этих мест способствуют, в отличие от крупных городов, размышлениям, медитации, восхищению. Писатель часто противопоставляет Енисей (Сибирь, Дальний Восток) Москве, Россию — Европе. Вводя образ Енисея как одного из главных героев прозы, М.А. Тарковский поэтизирует, идеализирует его, наделяет человеческими качествами. Тради-ционен для писателя идущий от устного народного творчества мотив пантеистического поклонения Енисею.

Лирическое начало наблюдается и в субъективности восприятия хронотопа героем, в сознании которого стираются границы между временем и пространством, миром реального и вымышленным, сложно взаимодействуют время объективное и субъективное с доминированием последнего. Такой «вызов» традиционному сознанию есть результат субъективной способности автора видеть мир необыкновенным, красочным, противоречивым, но всегда — справедливым и прекрасным.

Подводя итог, мы констатируем, что лирическое начало в прозе М.А. Тарковского является основным признаком его поэтики.

Намеченные нами особенности исследования творчества М.А. Тарковского требуют дальнейшего углубления и конкретизации, так как проза этого автора - уникальное, самобытное и художественно ценное явление современного искусства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Беляева, Наталия Владимировна, 2009 год

1. Тарковский, М.А. Бабушкин спирт: Повесть // Новый мир. — 2004. № 6.-С. 10-26.

2. Тарковский, М.А. Где ты, Россия?: Рассказы // Наш современник. -2003.-№9.-С. 104-128.

3. Тарковский, М.А. Енисей, отпусти!: Повесть // Октябрь. 2004. — № 10. - С. 62-86.

4. Тарковский, М.А. Енисей, отпусти!: Книга прозы / М.А. Тарковский -Новосибирск: ИД «Историческое наследие Сибири» , 2009. — 352 с.

5. Тарковский, М.А. Енисейские очерки // Октябрь. 2004. — № 4. - С. 132-136.

6. Тарковский, М.А. За пять лет до счастья: Рассказы и повести / М.А. Тарковский М.: Хроникер, 2001. - 335 с.

7. Тарковский, М.А. Замороженное время: Повести и рассказы / М.А. Тарковский. -М.: Андреевский флаг, 2003. 441 с.

8. Тарковский, М.А. Замороженное время: Книга прозы. / М.А. Тарковский Новосибирск: ИД «Историческое наследие Сибири», 2009. - 416 с.

9. Тарковский, М.А. Кондромо: Повесть // Октябрь. 2003. - №3. — С. 3—38.

10. Тарковский, М.А. Куклы тетки Дарьи: Рассказ-спектакль для театра кукол // День и ночь. 2005. — янв. - февр. (№ 1—2).

11. Тарковский, М.А. Отдай мое: Повесть // Новый мир. — 2003. — №2. С. 11-40.

12. Тарковский, М.А. Последняя любовь: Стихотворения // День и ночь. -1999. — №1. С. 39-42.

13. Тарковский, М.А. Стихотворения / М.А. Тарковский. М.: Терра-Тек,1991.-24 с.

14. Тарковский, М.А. «Тойота-Креста» и другие»: Повесть / Октябрь. -2007. 38. - С. 3-41.

15. Тарковский, М.А. Тойота-Креста: Книга прозы. / М.А. Тарковский -Новосибирск: ИД «Историческое наследие Сибири», 2009. — 384 с.

16. Научная и критическая литература

17. Абашеева, М.П. Литература в поисках лица. Русская проза в конце XX века: становление авторской идентичности Текст. / М.П. Абашеева. — Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2001. — 320 с.

18. Агаджакова, М.Г. Образ автора как семантическое состояние художественного текста Текст.: дисс. . канд. филол. наук. / М.Г. Агаджакова -М., 1997.-179 с.

19. Ананичев, А. Утонувшая в песнях проза Текст. / А. Ананичев // Литературная Россия № 6. — 2001. - 9 февр.

20. Антонов, С.П. От первого лица. Рассказы о писателях, книгах и словах Текст. / С.П. Антонов М.: Сов. писатель, 1973. - 368 с.

21. Антонова, Т.И. Лирическая строфа Гоголя Текст. / Т.И. Антонова // Вопросы стилистики — Саратов, 1985. С. 112-122.

22. Апухтина, В.А. Современная советская проза (60-70-е гг.). 2 издание Текст. / В.А. Апухтина- М.: Высш. школа, 1984. 272 с.

23. Аристотель. Поэтика (об искусстве поэзии). / Пер.В.Г. Аппельрота Текст. М.: Худож. лит-ра, 1957. - 184 с.

24. Арутюнова, Н.Д. Метафора и дискурс Текст. / Н.Д. Арутюнова // Теория метафоры. М: Прогресс, 1990. С. 5-33.

25. Астащенко, О.А. Принципы художественной организации текста И.А.Бунина (Поэзия и проза эмигрантского периода) Текст.: автореф. дисс.канд. филол. наук / О.А. Астащенко. — М., 2003. — 22 с.

26. Бабореко, А.К. Бунин. Жизнеописание. ЖЗЛ Текст. / А.К. Бабореко

27. М.: Молодая гвардия, 2004. 457 с.

28. Бальбуров, Э.А. Поэтика лирической прозы (1960-1970-е гг.) Текст. / Э.А. Бальбуров — Новосибирск: Наука, Сибирск. отд, 1985. — 132 с.

29. Барахов, B.C. Литературный портрет. Истоки, поэтика, жанр Текст. / B.C. Барахов-М.: Наука, 1985. 312 с.

30. Бахтин, М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук Текст. / М.М. Бахтин СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.

31. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет Текст. / М.М. Бахтин М.: Худож. лит-ра, 1975. — 502 с.

32. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи Текст. / М.М. Бахтин — М.: Худож. лит-ра, 1986. 541 с.

33. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / Прим. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова Текст. / М.М. Бахтин — 2-е изд. — М.: Искусство, 1986.- 444 с.

34. Белинский, В.Г. Взгляд на русскую литературу Текст. / В.Г. Белинский- М.: Современник, 1982. 606 с.

35. Белинский, В.Г. Собр. соч.: В 9 т. Текст. / В.Г. Белинский — М. Худож. лит-ра, 1976.

36. Блок, А.А. Собр. соч.: В 6 т. Текст. / А.А. Блок М: Худож. лит-ра, 1980-1983.

37. Болдырев, Е.М. Автобиографический роман русской литературы первой трети XX века Текст.: автореф. дисс. канд. филол . наук / Е.М. Болдырев-Ярославль, 1999. — 19 с.

38. Большев, А.О. Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины XX века Текст.: автореф. дисс. докт. филол. наук / А.О. Большев СПб., 2003. - 334 с.

39. Бондарев, Ю.В. Человек несет в себе мир Текст. / Ю.В. Бондарев — М.: Молодая гвардия, 1980. — 256 с.

40. Бондарчук, Е.М. Лирическая проза в историко-теоретическом освещении: Учеб. пособие Текст. / Е.М. Бондарчук — Самара: Изд-во Са-марск. ун-та, 2002. -36 с.

41. Борев, Ю.Б. Художественная культура XX века (теоретическая история): учебник для студентов высших учебных заведений Текст. / Ю.Б. Борев М.: ЮНИТИ, 2007. - 484 с.

42. Борев, Ю.Б. Эстетика. Теория литературы. Энциклопедический словарь терминов Текст. / Ю.Б. Борев М.: ACT, - 576 с.

43. Бочаров, А.Г. Законы дневникового жанра Текст. / А.Г. Бочаров // Вопросы литературы. 1971. — №6. — С. 30-68.

44. Бочаров, С.Г. Сюжеты русской литературы Текст. / С.Г. Бочаров М: Языки славянской культуры, 1999. - 632 с.

45. Бройтман, С.Н. К проблеме субъектно-образной целостности поздне-классической лирики Текст. / С.Н. Бройтман // Проблема автора в художественной литературе. — Ижевск: Изд-во Удмурдск. гос. ун-та, 1990.-С. 120-131.

46. Бройтман, С.Н. Три концепции лирики (проблема субъектной структуры) Текст. / С.Н. Бройтман // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. 1995. -№ 1. -С. 18-29.

47. Бунин, И.А. Собрание сочинений в 8 т. Текст. / И.А. Бунин / Редкол. Ю.В. Бондарев и др.— М.: Худож. лит-ра, 1988.

48. Бялый, А.Г. Русский реализм. От Тургенева к Чехову Текст. / А.Г. Вялый JL: Сов. писатель, Ленингр. отд., 1990. — 637 с.

49. Вантенков, И.П. Бунин-повествователь Текст. / И.П. Вантенков — Минск: Изд-во БГУ, 1974. 157 с.

50. Варламов, А.Н. Пришвин и Бунин. Литературный этюд Текст. / А.Н. Варламов // Вопросы литературы. — 2000. — №1. — С. 21—38.

51. Васильева, Л.А. Лирическое и эпическое в творчестве И.А. Бунина (соотношение и взаимодействие) Текст.: автореф. дисс. канд. филол . наук / Л.А. Васильева М., 1979. - 21 с.

52. Величкина, И.И Стихотворения в прозе» и их место в творчестве И.С. Тургенева 70-80-х гг. Текст.: автореф. дисс. . канд. филол. наук / И.И. Величкина: М., 1971. - 20 с.

53. Виноградов, В.В. О языке художественной прозы. Избранные труды Текст. / В.В. Виноградов М: Наука, 1980. - 226 с.

54. Виноградов, В.В. Проблема авторства и теория стилей Текст. / В.В. Виноградов — М.: Гос. изд-во худож. лит-ры. — М., 1961. 182 с.

55. Витковская, JI.B. Авторское «Я» в когнитивной парадигме: литературоведческое исследование Текст. / JI.B. Витковская — Пятигорск: Пятигорск. гос. лингвист, ун-т., 2005. 241 с.

56. Владимирова, Е.В. «Записки охотника» И.С. Тургенева и очерки М.М. Пришвина о русской деревне предреволюционных лет Текст. / Е.В. Владимирова // Третий межвузовский тургеневский сборник. Орел: Изд-во ОГПИ, 1971. - С. 195-202.

57. Войтас, С.А. Миниатюра в контексте русской лирической прозы 1960— 80-х гг. Текст.: дисс. канд. филол . наук / С.А. Войтас М., 2002.

58. Волков, А.А. Проза Ивана Бунина Текст. / А.А. Волков — М.: Московский рабочий, 1969. 448 с.

59. Выходцев, П.С. Субъектное и объектное в литературе: Поэтический образ Текст. / П.С. Выходцев // Время. Пафос. Стиль. Художественные течения в современной советской литературе. — M.—JL: Наука, 1965. — С. 116-132.

60. Галанинская, С.В. Способы ритмизации цикла И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе» и основные тенденции развития жанра в русской литературе конца XIX — начала XX века Текст.: дисс. . канд. филол. наук / С.В. Галанинская М., 2004. - 196 с.

61. Гачев, Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр Текст. / Г.Д. Гачев М.: Просвещение, 1968. - 303 с.

62. Гегель, Г.В. Эстетика: В 4 т. Текст. / Г.В. Гегель М.: Искусство, 1968-1973.

63. Гей, Н.К. Время и пространство в структуре произведения Текст. / Н.К. Гей //Контекст. 1974. - М.: Наука, 1975. - С. 213-228.

64. Георгиевский, А.С. Владимир Солоухин и некоторые тенденции современной лирической прозы Текст.: дисс. канд. филол. наук / А.С. Георгиевский М., 1985. - 189 с.

65. Георгиевский, А.С. Русская проза малых форм последней трети XX века: духовный поиск, поэтика, творческие индивидуальности Текст.: дисс. д-ра филол. наук / А.С. Георгиевский — М., 2005. — 336 с.

66. Георгиевский, А.С. Художественное своеобразие русской прозы малых жанровых форм последней трети XX века: Материалы для преподавателя Текст. / А.С. Георгиевский М.: АНО НИЦ «Просветитель», 2005.-34 с.

67. Гете, И.В. Об искусстве Текст. / И.В. Гете М.: Искусство, 1975. - 624 с.

68. Гинзбург Л .Я. О лирике. 2-е изд., доп. Текст. / Л.Я. Гинзбург Л.: Отд. изд-ва «Сов. писатель», 1974. - 407 с.

69. Гинзбург Л.Я. О литературном герое Текст. / Л.Я. Гинзбург — Л.: Отд. изд-ва «Сов. писатель», 1979. — 222 с.

70. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе Текст. / Л.Я. Гинзбург Л.: Отд. изд-ва «Худож. лит-ра», 1977. — 443 с.

71. Гиршман, М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа Текст. / М.М. Гиршман М.: Высш. школа, 1991. - 160 с.

72. Гиршман, М.М. Ритм художественной прозы Текст. / М.М. Гиршман -М.: Сов. писатель, 1982. — 368 с.

73. Горецкий, В.Ф. Творчество Виктора Лихоносова в контексте лирической прозы Текст.: дисс. . канд. филол. наук / В.Ф. Горецкий — Нальчик, 1999.- 163 с.

74. Горышин, Г. Жребий: Рассказы о писателях Текст. / Г. Горышин. Л.:

75. Сов. писатель. Ленинградск. отд., 1987. 227 с.

76. Гречнев, В.Я. Русский рассказ конца XIX -XX века: Проблематика и поэтика жанра Текст. / В.Я. Гречнев Л.: Наука, Ленинградск. отд., 1979. - 208 с.

77. Гринфельд-Зингурс, Т.Я. Природа в художественном мире М.М. Пришвина Текст. / Т.Я. Гринфельд-Зингурс — Саратов: Изд-во Сарат. унта, 1989.- 194 с.

78. Грякалова, Н.Ю. От символизма к авангарду. Опыт символизма и русская литература 1910-1920-х гг. (Поэтика. Жизнетворчество. Историософия) Текст.: дисс. . доктора филол. наук / Н.Ю. Грякалова — СПб., 1998.-355 с.

79. Давыдова, Т.Т., Пронин, В.А. Теория литературы.: Учеб. пособие Текст. / Т.Т. Давыдова, В.А. Пронин М.: Логос, 2003. - 229 с.

80. Дарвин, М.Н. Циклизация в лирике Текст.: автореф. . д-ра филол. наук / М.Н. Дарвин Екатеринбург, 1996. - 43 с.

81. Дарвин, М.Н. Фрагмент Текст. / М.Н. Дарвин // Введение в литературоведение: Учеб. пособие/ Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др; под ред. Л.В. Чернец. М.: Высш. шк., 2004. - С. 118-124.

82. Долгополов, Л.К. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX — начала XX веков Текст. / Л.К. Долгополов — Л.: Сов. писатель. Ленинградск. отд., 1985. 351 с.

83. Доля, Т.Д. Становление и развитие жанра лирической повести в русской советской литературе Текст.: дисс. . канд. филол. наук / Т.Д. Доля -Ташкент, 1974. 193 с.

84. Егнинова, Н.Е. Рассказы Ю.П. Казакова в контексте традиций русской орнаментальной прозы Текст.: автореф. дисс. канд. филол. наук / Н.Е. Егнинова Улан-Удэ, 2006. - 25 с.

85. Егоров, Б.Ф. Категория времени в русской поэзии XIX века Текст. / Б.Ф. Егоров // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: Сб. статей. Л.: Наука, 1974. - С. 160-172.

86. Ермолаева, И.И. Лирическое отступление как включенный текст (на материале произведений Гоголя) Текст.: дисс. . канд. филол. наук / И.И. Ермолаева — Екатеринбург, 1996. — 197 с.

87. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие Текст. / Есин А.Б. 8-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2007.- 248 с.

88. Есин А.Б. Психологизм Текст. / А.Б. Есин // Введение в литературоведение: Учеб. пособие/ Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А .Я. Эсалнек и др; под ред. Л.В. Чернец. -М.: Высш. шк., 2004. С. 236-251.

89. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика, Стилистика. Избранные труды Текст. / В.М. Жирмунский Л.: Наука. Ленинградск. отд., 1977. - 407 с.

90. Зарникова, Н.Б. Лирическая проза А.И. Левитова и И.А. Бунина Текст.: дисс. . канд. филол. наук. / Н.Б. Зарникова — Липецк, 2003.

91. Захарченко, Н.А. Лирическое начало в творчестве И.С. Тургенева 40— 50-х гг. XIX века Текст. / Н.А. Захарченко: дисс. . канд. филол. наук.- Самара, 2005. 226 с.

92. Золотусский, И. Час выбора: Очерки Текст. / И. Золотусский М.: Современник, 1976. — 319 с.

93. Зырянов, О.В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект Текст. / О.В. Зырянов: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Екатеринбург, 2004. - 22 с.

94. Иссова, Л.Н.Жанр стихотворения в прозе в русской литературе (И.С.

95. Тургенев, В.М. Гаршин, В.Г. Короленко, И.А. Бунин) Текст. / JI.H. Ис-сова: автореф.канд. филол. наук. Воронеж, 1969. — 20 с.

96. Казаков, Ю.П. Две ночи. Проза, заметки, наброски Текст. / Ю.П. Казаков М.: Современник, 1986. - 335 с.

97. Казаркин, А.П. Поэтика современного лирического рассказа (Проблема автора) Текст. / А.П. Казаркин: дис. . канд. филол. наук. Томск, 1974.- 184 с.

98. Карамзин, Н.М. Избранные статьи и письма Текст. / Н.М. Карамзин -М.: Современник, 1982.-351 с.

99. Кириллов, И. Средь зерен и плевел Текст. / И. Кириллов — Завтра. — 2001. 6 июл.

100. Князева, М.П. Лиризм как вид пафоса Текст. / М.П. Князева: дисс. канд. филол. наук.-М., 1985. 155 с.

101. Ковыршина, О.А. Диалектика времени и вечности в художественном сознании Михаила Пришвина Текст. / О.А. Ковыришина: дисс. канд. филол . наук. — Елец, 2005. — 205 с.

102. Кожевникова, Кв. Спонтанная устная речь в эпической прозе Текст. / Кв. Кожевникова. PRAHA: UNIVERITA KARLOVA, 1970. - 169 с.

103. Кожевникова, Н.А. Из наблюдений над классической («орнаментальной») прозой Текст. / Н.А. Кожевникова // Изв. АН СССР. Серия литры и яз. Т. 35. — №1. 1976-С. 58-62.

104. Кожевникова, Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX — XX вв. Текст. / Н.А. Кожевникова М.: Инс-т рус. яз. РАН, 1994. - 336 с.

105. Кожемякина, Л.И. Развитие традиций лирической прозы в творчестве И.А. Бунина Текст. / Л.И. Кожемякина // Проблемы традиции и новаторства в литературе и фольклоре. — Ижевск: Изд-во Удм. гос. ун-та, 1990.-С. 45-62.

106. Кожинов, В.В. К проблеме литературных родов и жанров Текст. / В.В.

107. Кожинов // Теория литературы: В 3 т. — М.: Наука, 1964.

108. Корман, Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы Текст. / Б.О. Корман. Ижевск: Изд-во Удм. гос.ун-та, 1992. - 196 с.

109. Корман, Б.О. Изучение текста художественного произведения. Для студентов-заочников III-IV курсов фак. рус. яз. и литературы пед. институтов Текст. / Б.О. Корман.- М.: Просвещение, 1972. 110 с.

110. Корман, Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. Лирическая система Текст. / Б.О. Корман. Ижевск: Удм. гос. ун-т, 1978. - 90 с.

111. Корман, Б.О. Родовая природа рассказа Паустовского «Телеграмма» (к вопросу о специфике лирической прозы) Текст. / Б.О. Корман // Жанр и композиция литературного произведения. — Калининград: КГУ, 1976. С. 124-127.

112. Кормилов, С.И. Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам Текст. / С.И. Кормилов. 2-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 2002.- 112 с.

113. Кравченко, И. Тайги великолепный монастырь Текст. / И. Кравченко // Аргументы недели. 2007. - 8 окт.

114. Кравченко, Т. Мило, но мало. Повесть Михаила Тарковского в «Новом мире» Текст. / Т. Кравченко // Независимая газета. 2001. - 14 июн.

115. Красных, В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? Человек. Сознание. Коммуникация: Монография Текст. / В.В. Красных-М.: Диалог-МГУ, 1998. 352 с.

116. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / Под ред. А.А. Суркова. —

117. М.: Сов. энциклопедия, 1962-1975.

118. Крячко, JI. Дискуссия о лирической прозе Текст. / JI. Крячко. // Литературная газета. 1967. - № 47. - С. 4.

119. Курляндская, Г.Б. И.С. Тургенев и русская литература Текст.: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Г.Б. Курляндская. — М.: Просвещение, 1980.- 192 с.

120. Курляндская, Г.Б. Бунин и Тургенев. Сравнительно-типологическое исследование Текст. / Г.Б. Курляндская // Творчество И.С.Тургенева. Проблемы метода и мировоззрения. — Орел: Изд-во ОРЛИ, 1991. — С. 67-85.

121. Курочкина, А.В. Поэтика лирической прозы Б. Зайцева Текст.: дисс. канд. филол. наук / А.В. Курочкина. — Уфа, 2003. 226 с.

122. Лебедев, Ю.В. Тургенев Текст. / Ю.В. Лебедев. — М.: Молодая гвардия, 1990.-607 с.

123. Левина, Н.Р. Жанровое своеобразие стихотворений в прозе Текст.: ав-тореф. дисс. . канд. филол. наук / Н.Р. Левина. — Л., 1972. 20 с.

124. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература.: В 2-х кн Текст. / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. М. : Academia, 2003.

125. Леонова, Н.А. Скрытый симфонизм прозы Текст. / Н.А. Леонова // Вопросы литературы. 1969. - №3. - С. 168-175.

126. Липин, С.А. Лирическая проза в современной советской литературе Текст.: автореф. дисс. канд. филол. наук / С.А. Липин. М., 1974. -18 с.

127. Липин, С.А. Сквозь призму чувств. О лирической прозе Текст. / С.А. Липин. М.: Сов. писатель, 1978. — 288 с.

128. Лирическое начало и его функции в художественном произведении: Межвузовский сб. науч. трудов. Владимир: Владимир, гос. пед. ин-т им. П.Т. Лебедева-Полянского; Редкол.: Т.В. Анищук (отв. ред.) и др.,1989.- 186 с.

129. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Нико-люкина. -М.: Интелвак, 2001. 1660 с.

130. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX — начала XX века. М.: Наука, 1975. - 416 с.

131. Литературный энциклопедический словарь. / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. — М.: Сов. энцикл., 1987. — 750 с.

132. Лихачев, Д.С. Художественное наследие древней Руси и современность Текст. / Д.С. Лихачев. — Л.: Наука. Ленинградск. отд., 1971. — 121 с.

133. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы Текст. 3-е изд., доп. / Д.С. Лихачев - М., Наука, 1970. - 352 с.

134. Лотман, Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи и исслед. Заметки. Рецензии. Выступления Текст. / Ю.М. Лотман — СПб.: Искусство СПБ, 1996. 846 с.

135. Максимова, Е.О. О миниатюрах Бунина Текст. / Е.О. Максимова // Русская литература. — 1997. №1. - С. 11—15.

136. Мальцев, Ю.Б. Иван Бунин, 1870 1953 Текст. / Ю.В. Мальцев. - М.: Посев, 1994. - 432 с.

137. Матхаузерова, С. Функция времени в древнерусских жанрах Текст. / С. Матхаузерова // Т. 27: История жанров в русской литературе X-XVII в.в. / Отв. ред. A.M. Панченко Л.: Наука, Ленинградское отд., 1972. С. 227-236.

138. Океанский, В.П. Метафизика разъятия в поэтическом мире Михаила Тарковского Текст. / В.П. Океанский // Океанский В.П. Софийное время: культурологии, очерки. Иваново: Ивановский гос. химико-технологич. ун-т, 2003. - С. 27-34.

139. Минералова, И.Г. Русская литература серебряного века (поэтика символизма) Текст. / И.Г. Минералова. — М.: Изд-во Лит. ин-та им. A.M. Горького, 1999. 176 с.

140. Мирошникова, О.С. Структурно-семантические признаки метапрозы Текст. / О.С. Мирошникова // Традиции русской классики XX века и современность: Материалы межвузовской научной конференции / Ред.-сост. С.И. Корнилов. М: Изд-во МГУ, 2002. - С. 65-68.

141. Михаил Тарковский. Ни жизни с головой не принадлежу, ни литературе. Текст. // Беседовал Захар Прилепин // Владивосток. — 2008. — 30 янв.

142. Михаил Тарковский: «Мир мужицкого труда золото!» Текст. Беседу вел Александр Яковлев // Литературная газета. — 2007. — 23-29 мая. — С. 15.

143. Михаил Тарковский: Схватить ощущение ветра Текст. Беседовала Юлия Гордиенко. // Отдых. 2003. - 20-26 окт. (№32).

144. Михайлов, Н.Н. Теория художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений Текст. / Н.Н. Михайлов — М.: Издательский центр «Академия», 2006. 224 с.

145. Мовнина, Н.С. Поэтика тургеневской повести 1850-х гг. К проблеме взаимоотношения поэзии и прозы в русской литературе Текст.: дисс. . канд. филол. наук / Н.С. Мовнина. СПб., 2000. — 156 с.

146. Молчанов, В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии: Монография Текст. / В.И. Молчанов. — М.: Высш. школа, 1998. -144 с.

147. Муриков, Г. Границы прозаической миниатюры Текст. / Г. Муриков // Звезда. 1981. - № 9. - С. 194-201.

148. Нагибин, Ю.М. Размышления о рассказе Текст. / Ю.М. Нагибин. — М.: Сов. Россия, 1964. 109 с.

149. Назарова, Л.Н. Тургенев и русская проза конца XIX начала XX в. Текст. / Л.Н. Назарова - Л.: Наука. Ленинградск. отд., 1979. - 201 с.

150. Немзер А. Дневник читателя. Русская литература в 2003 г. — М.: Время, 2004. 336 с.

151. Немзер, А. Замечательное десятилетие. О современной русской литературе Текст. / А. Немзер. -М.: Захаров, 2003 608 с.

152. Нефагина, Г.Л. Русская проза конца XX века: Учеб. пособие Текст. -2-е изд. / Г.Л. Нефагина-М.: Флинта: Наука, 2005. 320 с.

153. Николина, Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы: Учеб. пособие Текст. / Н.А. Николина. М.: Флинта: Наука, 2002. - 424 с.

154. Новикова, Е.Г. «Лирические» повести И. Тургенева «Призраки» и «Довольно». (К проблеме жанра) Текст. / Е.Г. Новикова // Проблемы метода и жанра. Вып. 12. Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та, 1986. — С. 186-206.

155. Новикова, Л. Книги за неделю Текст. / Л. Новикова // Коммерсант. -2002.-23 янв. (№10).

156. Огнев, А.В. Русский советский рассказ 50—70-х гг. Текст. / А.В. Огнев. -М.: Просвещение, 1978. 208 с.

157. Ольсен, Г. О циклической и линейной концепциях времени в трактовке античной и средневековой истории: Цивилизации Текст. Вып. 2. / Г. Ольсен М.: Наука, 1993. - 237 с.

158. Ольховская, Ю.И. Жанровые процессы в прозе М.М. Пришвина: от миниатюры к контекстовым лирическим формам Текст.: дисс. канд. филол. наук / Ю.И. Ольховская. Омск, 2006. — 188 с.

159. Орехова, Л.А. Образ автора и поэтика жанра: русская лирическая проза Текст.: дисс. . д-ра филол. наук / Л.А. Орехова. — Симферополь, 1992. -328 с.

160. Орехова, Л.А. Современная лирическая проза (проблемы стиля и жанра) Текст.: дисс. канд. филол. наук / Л.А. Орехова. — М., 1983. — 165 с.

161. Орлицкий, Ю.Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории Текст. / Ю.Б. Орлицкий. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1991.-199 с.

162. Остапцева, В.Н. Лиризм русской прозы 30-х годов XIX века: В.Ф. Одоевский, М.Ю. Лермонтов Текст.: дисс. канд. филол. наук / В.Н. Остапцева. М., 2004. - 224 с.

163. Павлов, О. Пути и тропы Михаила Тарковского Текст. / О. Павлов // Тарковский М.А. За пять лет до счастья. Вступ. ст. М.: Хроникер, 2001.-С. 5-8.

164. Павловский, А. О лирической прозе (О. Берггольц и Вл. Солоухин) Текст. / А. Павловский // Время. Пафос. Стиль. Художественные течения в современной советской литературе. М—Л.: Наука, 1965. - С. 247- 271.

165. Павлючек, Л. Его позвала тайга Текст. / Л. Павлючек // Труд. — 2002. -05 марта (№38).

166. Першукевич, О.Р. «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева и развитие русской «малой прозы» начала ХХв. Текст.: автореф. дисс.канд. филол. наук / О.Р. Першукевич. — М., 1999. 21 с.

167. Петров, С.М. И.С. Тургенев Текст. / С.М. Петров. М.: Учпедгиз, 1957.-211 с.

168. Петров, С.М. И.С. Тургенев: Творческий путь Текст. / С.М. Петров. — 2-е изд. М.: Худож. лит-ра, 1979. — 542 с.

169. Пирогов, Л. Извлечения. Михаил Тарковский о жизни, литературе, Михаиле Тарковском Текст. / Л. Пирогов // Дни.ру. Российская электронная газета. 2003. - 11.06.

170. Платон. Соч.: В 4 т.-М.: Мысль, 1990.

171. Полоцкая, Э.А. Взаимопроникновение поэзии и прозы у раннего Бунина Текст. / Э.А. Полоцкая // Изв. АН СССР. Серия литературы и языка.

172. Т. XXIX. Вып. 5. 1970. С. 412-418.

173. Поспелов, Г.Н. Лирика: Среди литературных родов Текст. / Г.Н. Поспелов. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1976. - 208 с.

174. Поспелов, Г.Н. Теория литературы Текст. / Г.Н. Поспелов. — М.: Высш. школа, 1978. 351 с.

175. Пришвин М.М. Дневники Текст. / М.М. Пришвин. М.: Московск. рабочий, 1994.-380 с.

176. Пришвин, М.М. Собрание сочинений в 8 тт. Текст. / М.М. Пришвин -М.: Худож. лит-ра, 1982 86 с.

177. Пространство и время в литературе и искусстве: Сб. ст.; под ред. Ф.П. Федорова- Даугавпилс: Даугавпилс. пед. ин-т им. Я. Э. Калнберзина, 1987. 74 с.

178. Пустовойт, П.Г. И.С. Тургенев — художник слова Текст. / П.Г. Пусто-войт. М.: Изд-во МГУ, 1987. - 301 с.

179. Ремизова, М. Прорыв из круга Текст. / М. Ремизова. // Русский журнал. -2001.-24 дек.

180. Рот, Т.А. Поэтическое наследие Тургенева Текст.: автореферат дисс. канд. филол. наук / Т.А. Рот. М., 1965. - 17 с.

181. Рудзиевская, С.В. Дневник писателя в контексте культуры XX века Текст. / С.В. Рудзиевская // Филологические науки. — 2002. — №2. — С. 12-19.

182. Русский советский рассказ. Очерки истории жанра / Под ред. проф. В.А. Ковалева. Л.: Наука. Ленинградск. отд., 1970. — 736 с.

183. Рымарь, Н.Т. Современный западный роман: Проблемы эпической и лирической формы Текст. / Н.Т. Рымарь. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1978. 128 с.

184. Связь времен: Проблемы преемственности в русской литературе конца XIX начала XX века. - М.: Наследие, 1992. - 328 с.

185. Себина, Е.Н. Пейзаж Текст. / Е.Н. Себина// Введение в литературоведение: Учеб. пособие/ JI.B. Чернец, В.Е. Хализев, А .Я. Эсалнек и др; под ред. JI.B. Чернец. М.: Высш. шк., 2004. - С. 264-275.

186. Силантьев, И.В. Поэтика мотива / Отв. ред. Е.К.Ромодановская Текст. / И.В. Силантьев. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 296 с.

187. Силантьев, И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике. Очерк историографии Текст. / И.В. Силантьев. -Новосибирск: Изд-во ИДМИ, 1999. 104 с.

188. Силард, JI. Поэтика символистического романа конца XIX — начала XX века (Брюсов, Сологуб, Белый) Текст. / J1. Силард // Проблемы поэтики русского реализма XIX века. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 285 с.

189. Сильман, Т.И. Заметки о лирике Текст. / Т.И. Сильман. — Л.: Ленингр. отд. изд-ва «Сов. писатель», 1977. — 224 с.

190. Синельникова, Л.Н. О множественной референции событийной части лирического сюжета Текст. / Л.Н. Синельникова // Семантика слова, образа, текста: Тезисы между нар. конф. — Архангельск: Изд-во Поморского междунар. пед. ун-та, 1995. — С. 53-54.

191. Сквозников, В.Д. Лирика Текст. / В.Д. Сковозников // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М. Наука, 1964. - С. 176-214.

192. Сквозников, В.Д. Реализм лирической поэзии. Становление реализма в русской лирике Текст. / В.Д. Сквозников. — М.: Наука, 1975. — 368 с.

193. Словарь литературоведческих терминов /Составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. — М.: Просвещение, 1974. — 510 с.

194. Словарь русского языка: В 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз. / Под ред. А.П. Евгеньевой. — 3-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1985 —1988.

195. Солоухин, B.C. Слово живое и мертвое: Статьи, очерки, выступления Текст. / B.C. Солоухин М.: Современник, 1976. - 333 с.

196. Степанов, H.JI. Поэты и прозаики: Сборник статей Текст. / H.JI. Степанов. М.: Худож. лит-ра, 1966. - 360 с.

197. Судьбы русского реализма начала XX века / Под ред. К.Д. Муратовой -Л.: Наука, 1972. 284 с.

198. Тамарченко, Н.Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика Текст. / Н.Д. Тамарченко. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. — 72 с.

199. Тарковская, М.А. Осколки зеркала Текст. / М.А. Тарковская. 2-е изд., доп. - М.: Вагриус, 2006. - 416 с.

200. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. — Т. 2: Бройтман С.Н. Историческая поэтика Текст. М.: Академия, 2004. — 368 с.

201. Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы Текст. / Л.И. Тимофеев. — М.: Просвещение, 1971. —464 с.

202. Тимофеев, Л.И. Проблемы стиховедения. Материалы к социологии стиха Текст. / Л.И. Тимофеев. — М.: Федерация. Интернациональная тип., 1931.-227 с.

203. Трефилова, Т.М. М.М. Пришвин Текст. / Т.М. Трефилова // История русской советской литературы: В 3-х т.т. — М., 1956. — Т.З. — С. 287— 315.

204. Тузкова, И.В. Лирическое начало в русской прозе конца XIX века (на материале малых эпических жанров) Текст.: дис. . канд. филол. наук / И.В. Тузкова. — Днепропетровск, 1999. — 154 с.

205. Тураева, З.Я. Категория времени: Время грамматическое и время художественное Текст. / З.Я. Тураева. —М.: Высшая школа, 1979. — 219 с.

206. Туранина, Н.А. Индивидуально-авторская метафора в контексте и словаре Текст. / Н.А. Туранина. — Белгород: Изд-во Белгородск. гос. унта, 2001.-75 с.

207. Успенский, Б.А. Поэтика композиции Текст. / Б.А. Успенский. СПб.: Азбука, 2000. - 347 с.

208. Утехин, Н.П. Жанры эпической прозы Текст. / Н.П. Утехин. Л.: Наука: Ленингр. отд., 1982. — 185 с.

209. Федосова, Е.А. Мотивы творчества и словесная живопись в прозе В. Солоухина Текст.: дисс. канд. филол. наук / Е.А. Федосова. — Ставрополь, 2005.-178 с.

210. Федотов, О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Текст. / О.И. Федотов М.: Флинта: Наука, 2002.

211. Федотов, О.И. Основы теории литературы. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. Текст. / О.И. Федотов М.: Владос, 2003.

212. Федь, Т.Н. Малые жанровые формы современной русской прозы: В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Пикуль, Ю. Бондарев Текст.: дисс. канд. филол. наук / Т.Н. Федь. -М., 1993.-185 с.

213. Философский энциклопедический словарь. Ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. М.: Изд. дом "ИНФРА-М", 1997. - 574 с.

214. Фоменко, И.В. Практическая поэтика: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений Текст. / И.В. Фоменко. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. 192 с.

215. Фортунатов Н.М. Ритм художественной прозы Текст. / Н.М. Фортунатов // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: Сб. статей. -Л., 1974.-С. 173-186.

216. Фохт, У.Р. Пути русского реализма Текст. / У.Р. Фохт. — М.: Сов. писатель, 1963. 264 с.

217. Фразеологический словарь русского литературного языка конца XVIII -XX вв. / Под ред. А.И. Федорова. — М.: Топикал, 1995. — 608 с.

218. Фролова, Е.Д. Рассказ-миниатюра в современной советской прозе Текст. / Е.Д. Фролова // Малые жанры в русской советской литературе.- Киров: КГПИ, 1986. С. 21-26.

219. Хализев, В.Е. Теория литературы. Учеб. 2-е изд. Текст. / В.Е. Хализев- М.: Высш. шк., 2000. 398 с.

220. Хмельницкая, Т.Е. Лирика в прозе. Автобиографические повести К.Г.Паустовского Текст. / Т.Е. Хмельницкая // Нева. — 1956. — №8. — С. 35-44.

221. Холодова, З.Я. «Кащеева цепь» М.М. Пришвина (Идейно-худож. своеобразие. Проблема жанра) Текст.: автореф. . канд. филол. наук / З.Я. Холодова. М., 1977. - 18 с.

222. Храпченко, М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. 4-е изд. Текст. / М.Б. Храпченко - М.: Худож. лит-ра, 1977. - 446 с.

223. Хуако, Ф.Н. Жанр лирической повести в северокавказском литературном процессе (вторая половина XX в.: 40-90-е гг.) Текст. / Ф.Н. Хуако.- Майкоп: МГТУ, 2003. 275 с.

224. Хуако, Ф.Н. Двадцатый век: эпоха и ее художественное отражение в северокавказской лирической повести Текст. / Ф.Н. Хуако. — Майкоп: МГТУ, 2005.-270 с.

225. Целкова, Л.Н. Мотив Текст. / Л.Н. Целкова // Введение в литературоведение: Учеб. пособие/ Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др;под ред. JI.B. Чернец. М.: Высш. шк., 2004. - С. 230-236.

226. Чернейко, JI.O. Способы представления пространства и времени в художественном тексте Текст. / Л.О.Чернейко // Филологические науки. -1994.-№2.-С. 58-70.

227. Чернец, Л.В. Виды образа // Введение в литературоведение: Учеб. пособие Текст. / Л.В. Чернец // Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др; под ред. Л.В. Чернец. М.: Высш. шк., 2004. - С. 33-45.

228. Чернец, Л.В. Литературные жанры: ( Пробл. типологии и поэтики) Текст. / Л.В. Чернец. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 192 с.

229. Шатин, Ю.В. Мотив и контекст Текст. / Ю.В. Шатин // Роль традиций в литературной жизни эпохи. Сюжеты и мотивы: Сб. научн. трудов / Под ред. Е.К. Ромодановской, Ю.В. Шатина. — Новосибирск: Ин-т филологии СО РАН. 1994. - С. 5-16.

230. Шленская, Г.М. К вопросу о соотношении жанров в творчестве В. Солоухина (от очерков и стихов к лирической прозе) Текст. / Г.М. Шленская // Проблемы стиля и жанра в советской литературе. Сб. 2. -Свердловск: Свердловск, гос. пед. ин-т, 1969. — С. 66—94.

231. Шленская, Г.М. Дом и мир: Очерки о творчестве красноярских поэтов Текст. / Г.М. Шленская. Красноярск: Красноярск, кн. изд-во, - 1984. - 118с.

232. Шмид, В. Нарратология Текст. / В. Шмид. М.: Языки славянской культуры, 2003. - 312 с.

233. Шмид, В. Проза как поэзия. Пушкин, Достоевский, Чехов, авангард. 2-е изд, испр., расшир. Текст. / В. Шмид СПб.: ИНА ПРЕСС, 1998. - 352 с.

234. Шром, Н. Литература современной России. 1987 — 2003 гг. Текст. / Н. Шром М.: Абразив, 2005. - 224 с.

235. Штерн, М.С. В поисках утраченной гармонии (проза И.А.Бунина 19301940-х гг.): Монография Текст. / М.С. Штерн Омск.: Изд-во ОмПГУ,1997. 240 с.

236. Щерба, JI.B. Избранные работы по русскому языку Текст. / JI.B. Щер-ба. -М.: Учпедгиз, 1957. 188 с.

237. Эйдинова, В.В. Проза Э. Казакевича (лирическое начало в творчестве писателя) Текст.: дисс. канд. филол. наук / В.В. Эйдинова. Горький, 1970. -155 с.

238. Эйхенбаум, Б.М. О литературе: Работы разных лет / Б.М. Эйхенбаум. -М.: Сов. писатель, 1987. 540 с.

239. Эйхенбаум, Б.М. О прозе. О поэзии: Сб. статей Текст. / Б.М. Эйхенбаум. Л.: Худож. лит-ра: Ленинградск. отд., 1986. — 453 с.

240. Эльяшевич, А.П. Горизонтали и вертикали: Современная проза — от семидесятых к восьмидесятым Текст. / А.П. Эльяшевич. Л.: Сов. писатель: Ленинградск. отд., 1982. - 367 с.

241. Эсалнек, А .Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения Текст. / А.Я. Эсалнек. М.: Изд-во МГУ, 1985.- 183 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.