Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория: Теория вопроса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Сергунина, Наталья Александровна

  • Сергунина, Наталья Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 172
Сергунина, Наталья Александровна. Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория: Теория вопроса: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Воронеж. 2006. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Сергунина, Наталья Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. РУЛИНЕТ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

1. Интернет - продукт информационного общества.

1.1.1. Интернет как составная часть ноосферы.

1.1.2. Сущностные признаки Интернета.

1.1.3. Постмодернизм - эстетическая основа Интернета.

2. Литературный процесс в Рунете.

1.2.1. Современный литературный процесс.

1.2.2. Сетература: специфика существования.

1.2.3. РуЛиНет: тенденции развития.

ГЛАВА II. ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА В РУЛИНЕТЕ

1. Критика как движущаяся эстетика.

2.1.1. Специфика литературной критики в РуЛиНете (теоретический аспект).

2.1.2. Общие характеристики критики в РуЛиНете: тенденции развития.

2. Пользователь как литературный критик.

2.2.1. Особенности выражения авторской позиции в нет-критике.

2.2.2.Жанровое наполнение нет-критики.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория: Теория вопроса»

Компьютерная коммуникация, возникшая в последней трети XX века, именуемая Интернетом, заметно преобразует современную цивилизацию. Во-первых, она ускоряет процессы переработки и доставки информации; во-вторых, она влияет на мышление всех субъектов, причастных к обработке информационных потоков, размывая границы между реальным и виртуальным мирами; в-третьих, она активизирует креативную деятельность адресантов; в-четвертых, стирает социальные и географические границы между отдельными группами источников и потребителей информации, создавая достаточно демократическую всеохватную Сеть.

Интернет из элитарной компьютерной системы, решавшей поначалу довольно утилитарные экономические и военно-технические задачи, превратился в общемировую систему, обеспечивающую разнообразной информацией огромное количество людей, имеющих выход в Сеть.

Интернет наступает, становится общедоступным, что делает его все более и более привлекательным. Это легко проследить на отечественном сегменте Сети.

7 апреля 1994 года в мировой паутине возникла зона RU. За эти годы российский Интернет, или Рунет, превратился в мощный экономический и культурный объект. Справедливости ради стоит отметить, что 7 апреля 1994 года организация ICAAN, устанавливающая правила Интернет-жизни, зарегистрировала домен RU, но до этого четыре года существовал домен SU. Таким образом, если считать Россию правопреемницей бывшего Советского Союза в различных областях - политике, экономике, культуре, - то Рунет на четыре года старше, чем это обычно считается.

За это время отечественный сегмент «всемирной паутины» прошел большой путь. Если говорить о количественных показателях, то в 2000 году в России было 4,3 миллиона пользователей, в 2001 - 6,1 миллиона, в 2002 - 9 миллионов, 2003 — 12 миллионов, в 2004 — 18,5 миллионов, в 2005 - более 20 миллионов человек. Считается, что, когда число пользователей превышает 10 процентов от населения страны, Интернет превращается в реальную экономическую среду. Сегодня можно говорить о том, что этот процесс успешно завершается. Понятно, что количество пользователей определяется, прежде всего, благосостоянием отдельных граждан, но интенсивная компьютеризация всех сторон жизни российского общества позволяет проследить не только экономическую сторону развития Рунета. Он становится влиятельным фактором культурного развития общества.

Интернет сегодня - это не только новейшая технология в области коммуникаций. Это важнейшее средство управления обществом. Это информационный и рекламный бизнес.

Всемирная сеть Интернет с каждым днем все активнее заявляет свои права на заполнение глобального информационного пространства, тесня СМИ, которые до недавнего времени безраздельно хозяйничали в нем.

Интернет — это не просто новое средство массовой информации, технически более совершенное по сравнению с предыдущими. Это принципиально новый вид коммуникации, уникальность которого заключается в его всеохватно-сти, открытости, отсутствии единого центра управления и невозможности установить тотальный внешний контроль над процессами, происходящими внутри него, и их последствиями. Более того, Интернет - это не только новая медийная среда, но еще и самобытное явление в области культурной и духовной жизни современного общества. М. Кастельс называет его «технологическим базисом для организационной разновидности информационной эры»1. Важную роль Сети в жизни общества отводят и Ж.Ф. Лиотар, связывающий вхождение человека в «постсовременный период» с процессами всеохватывающей информатизации, и Э. Тоффлер называющий компьютерные сети «совершенно новым уровнем коммуникации в социальной системе»2.

Интернет стал знаковым явлением, поскольку его появление свидетельствовало о формировании новой цивилизации (по формуле Э. Тоффлера - наступление Третьей ее волны) - постиндустриального общества (позже названного информационным). Эстетической базой этого общества часто называют по

1 Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - С. 13.

2 Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - С. 560. стмодернизм. Формирование постмодернистской парадигмы в культуре в свою очередь определило во многом развитие литературного процесса на рубеже XX - XXI веков. В России эволюция этого процесса совпала с коренными изменениями в политической, идеологической и экономической сферах, что привело к существенным изменениям социокультурного ландшафта на всем постсоветском пространстве. В постиндустриальном обществе, живущем в среде непрерывно совершенствующихся технологий, информационную и коммуникативную функции выполняет Интернет, задумывавшийся как электронная сеть по обмену данными, которая могла бы связать несколько независимых друг от друга компьютеров.

Открытость, являющаяся основной чертой Сети с момента ее создания, и отсутствие ограничений в подключении к ней дали возможность стать Интернет-пользователями огромному и, что самое главное, постоянно увеличивающемуся количеству людей. Примечательно, что для многих компьютер, подключенный к Сети, становится также средством интеллектуального отдыха или игры, в том числе и литературной. По мере того как Интернет развивается, все чаще и чаще его начинают воспринимать как «виртуальную реальность» (термин, появившийся впервые в середине 80-х годов прошлого века в произведениях американского писателя-фантаста Уильяма Гибсона), как проекцию реальной жизни, существующую в пространстве «всемирной паутины». Действительно, в Интернете отразились фактически все стороны человеческой деятельности.

Все это обусловливает актуальность предпринятого исследования. В этой связи необходимо обратить внимание на следующие факторы.

Первый из них - судьба печатной прессы в связи с очевидным ростом влияния Интернета. Интернет триумфально шествует по миру: речь идет не только о количественном росте пользователей Сети, но и о вытеснении им печатных изданий. Многие пользователи Интернета уходят из информационного пространства традиционных - по своей технологии - изданий.

Трагедия газет, - пишет Иван Засурский, вице-президент холдинга «Рамблер», - заключается в том, что они потеряли молодое поколение. Люди привыкают получать новости через Интернет. Этот процесс вполне закономел рен» . По мнению Ивана Засурского, главные преимущества Интернета - оперативность доступа к информации (бесспорно!) и интерактивность (тут исследователю можно возразить: «горячие линии» многих масс-медиа, предоставление газетных полос читательской почте, живой диалог в режиме on-line в теле-и радиовещании - тому подтверждение).

Не все исследователи согласны с позицией И. Засурского. Евгений Абов, вице-президент Всемирной газетной ассоциации (WAN), признав, что появление новых медиа-носителей «приводит к сокращению доли традиционных СМИ в структуре медиа-потребления», замечает: «Глобальное преимущество газет в том, что ни одно медиа-издание не обладает такими разветвленными журналистскими ресурсами, как газеты»4.

Спор этот, судя по всему, будет продолжаться, ибо для него существуют объективные причины. Мультимедийность (а Интернет обладает этим качеством в полной мере) ставит в центр внимания теоретиков проблему максимального использования информационного ресурса, которым обладают и Интернет, и традиционные средства получения, переработки и передачи информации.

Во-вторых, Интернет стал не только одним из важнейших средств коммуникации, но и новой духовной средой, которую довольно быстро освоили различные виды искусства, в том числе и литература. Ее сегодня можно назвать одной из популярных, динамично развивающихся и изменяющихся сфер виртуального пространства. К сожалению, современный сетевой литературный процесс, несмотря на свой динамизм: интенсивное обновление авторского корпуса (приток молодых сил в литературу), тематическое расширение (отсутствие цензуры и табу на ранее малодоступные для литературы темы), эстетическую мно-голикость (рядом с традиционной психологической литературой существуют постмодернистские, концептуалистические, неомодернистские и иные направления), - не является предметом обстоятельного анализа ни в средствах массовой информации, ни в специализированных изданиях.

3 Засурский И. От «галактики Гуттенберга» к «галактике Маклюэна» / И. Засурский // Известия. - 2005. - 21 сентября. - С. 6.

4 Абов Е. Газеты - это масс-медиа будущего, а не прошлого! / Е. Абов // Известия. - 2005. - 21 сентября. - С. 6.

В то же время РуЛиНет занимает достаточно прочное место среди пользователей, интересующихся процессами, протекающими в современном искусстве и литературе. По информации статистического портала Rambler's Тор 100, доля литературного контента в составе русскоязычной части Интернета на протяжении 2002-2005 годов колеблется в районе 2%, что довольно много. Количество ссылок на регулярно посещаемые пользователями Интернета виртуальные страницы о литературе и окололитературных явлениях на статистическом портале Rambler's Тор 100 в середине сентября 2005 года составляло 1878. Фактически каждая из этих страниц имеет раздел критики, а также гостевую книгу или форум, которые регулярно в оперативном режиме дают эстетическую оценку опубликованным в Сети и на бумаге литературным произведениям.

Литературная критика традиционно рассматривается как звено литературной коммуникативной системы. При этом всегда подчеркивается, что литературная критика сориентирована на публичность, поскольку важнейшая ее задача - воздействие'на литературную и общественную жизнь. Иными словами, литературная критика тесно связана с политическими, идеологическими, социокультурными и экономическими процессами, протекающими в обществе. Отсюда - та важная роль, которая отводится ей во взаимодействии с художником, с одной стороны, и с аудиторией - с другой.

Публичность литературной критики, во-первых, повышает социально-нравственную ответственность автора за создаваемый им текст, а во-вторых, подталкивает общество (и - власть!) к той или иной степени внимания к творческой деятельности критика как эксперта художественного процесса. Тем более, что критика довольно очевидно социально институциализирована - в стране действует разветвленная сеть литературных изданий, издательств, творческих союзов, высших учебных заведений, активно участвующих в художественном процессе. Если к этому добавить чисто экономический фактор и участие критики в пропаганде интеллектуальной продукции, то нетрудно понять какое значение отводится литературно-критической деятельности в системе массовой коммуникации.

По форме и содержанию критические выступления, опубликованные в Интернете, нередко отличаются от существующих газетно-журнальных аналогов. Литературная критика в Сети имеет другой, по сравнению с печатной прессой, авторский и жанровый составы, меняет роль автора (потенциальным автором в Интернете становится универсальная и в немалой степени обезличенная фигура Пользователя).

В-третьих, если в печатной публицистике последнего десятилетия все больше усиливается тенденция к персонификации творчества, к стремлению закрепить текст за конкретным субъектом высказывания, то в Интернете получают развитие противоположные процессы. Адресанту сетевой публикации зачастую неважно, кто именно является источником информации.

В-четвертых, благодаря Интернету, в начале XXI века родилась новая информационная цивилизация, которая реализовала философско-культурологические представления эстетики постмодерна. Поэтому Интернет можно рассматривать как коммуникацию, выражающую основную эстетическую тенденцию начала нового века.

Новизна и степень научной разработанности темы. Принципиальным отличием русскоязычного сегмента Сети является существование «русского литературного Интернета» (РуЛиНета). Литературный Интернет существует только в русскоязычном сегменте всемирной информационной Сети. На Западе распространению современной литературы в цифровом виртуальном пространстве мешает суровый, по сравнению с российским, закон об авторском праве. Информация, публикуемая на зарубежных литературных сайтах (даже если речь идет о персональных страницах популярных сегодня авторов Паоло Коэ-льо5 и Милорада Павича6), как правило, содержит только небольшие отрывки из их произведений, а также критические статьи об их творчестве, интервью, форум фанатов и адреса Интернет-магазинов, где можно купить изданные произведения.

5 Paulo Coelho Official Site. - (http://www.paulocoelho.com).

6 Милорад ПавиЬ: Khazars.com. Official Site. - (http://www.khazars.com).

Литература в российском сегменте мировой паутины развивается и живет относительно самостоятельной жизнью. В Сети в свободном доступе содержится огромный массив художественных текстов, как современных, так и принадлежащих более ранним эпохам, разнообразные отклики на них, интересные литературоведческие находки.

К сожалению, проблемами развития русского литературного Интернета в нашей стране занимается небольшое число исследователей. В частности, вопросам специфики сетевого литературного процесса посвящены диссертацион

7 X ное исследование А.Ю. Долгополова и его публикации в научной периодике , докторская диссертация и выступления в научной периодике О.Б Скородумо-вой9, а также глава «Сетература» в учебнике «Современная русская литература (1990-е - начало XXI в.)»10. Развитие литературной критики в Сети остается предметом «внутрицеховых» дискуссий и высказываний только среди сотрудников литературно-художественных изданий, таких, как «Новый мир», «Новое литературное обозрение», «Знамя», «Континент», «НГ - Ex libris», многие из которых впервые опубликовали свои мнения в Интернете на сайтах проектов «Сетевая словесность» (www.litera.ru/slova), «Русский журнал» (www.russ.ru), литературно-философский журнал «Топос» (www.topos.ru), Национальный сервер современной прозы (www.proza.ru), Национальный сервер современной поэзии (www.stihi.ru), электронные литературные журналы «Итака»11

7 Долгополов А.Ю. Формирование литературного процесса в российском Интернете: Структура, особенности организации и функционирования: автореф. дис. . канд. филол. наук / А.Ю. Долгополов. - Воронеж, 2005. -24 с.

8 Долгополов А.Ю. Категориальные признаки объектов в гуманитарном Интернете / А.Ю. Долгополов // Вестн. Воронж. гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика.-2004.-№2.-С. 139-145.

Долгополов А.Ю. Литературные ресурсы в российском Интернете: Функциональный подход и попытка классификации / А.Ю. Долгополов // Акценты. - 2003. - №3. - С. 34-39.

Долгополов А.Ю. Российский литературный Интернет / А.Ю. Долгополов // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий. Материалы всероссийской научно-практической конференции / Воронеж, гос. ун-т. -2003.-С. 102-104.

Долгополов А.Ю. Художественная литература в Интернет: Формы хранения и способы функционирования / А.Ю. Долгополов // Ростовская электронная газета. - 2003. - № 12 (90). - (http://www.relga.ru).

9 Скородумова О.Б. Социокультурные функции Интернета и особенности их реализации в современной России: автореф. дис. док-pa филос. наук/ О.Б. Скородумова. -М., 2004 -40 с.

Скородумова О.Б. Интернет О.Б Скородумова // Глобалистика: Энциклопедия. - М.: Радуга, 2003. - 1030 с. Скородумова О. Б. Интернет-торговля и социокультурные факторы формирования потребителя нового типа// Экономика и производство: Электронный журнал депонированных рукописей, август, 2003, №8.

10 Современная русская литература (1990-е г.г. - начало XXI в.): учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учебн. заведений / [под ред.'С.И. Тиминой]. - СПб.: Филологии, ф-т СПбГУ; М.: Издат. центр «Академия», 2005. - С. 269-289.

11 В настоящее время этот сайт не работает. Он был закрыт два года назад. www.rema.ru/itaka/html) и «Вавилон» (www.vavilon.ru). Среди авторов сетевых выступлений необходимо отметить Д. Кузьмина, М. Константинову, Алек-срому, М. Митренину, Э. Шмидт и О. Чемоданову, внесших весомый вклад в теоретическое осмысление явлений сетевой литературы и литературной нет-критики. Особняком в этом ряду стоит фигура создателя и координатора самого первого литературного проекта Рунета «Сетевая словесность» Е. Горного12. В 1997 году «Сетевая словесность» выделилась из недр проекта Zhurnal.ru и к 2000 году она превратилась в библиотеку, вмещающую огромный массив сетевых литературных текстов и их критических разборов.

Среди работ по проблемам гуманитарного Интернета можно назвать учебник А.А. Калмыкова и J1.A. Кохановой «Интернет-журналистика», монографии А.И Каптерева «Информатизация социокультурного пространства», Э. Дайсона «Жизнь в эпоху Интернет», А.А. Грабельникова «Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества», а также сборники «От книги до Интернета: журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия» и «Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета». Последние два включили размышления как отечественных, так и зарубежных авторов о взаимодействии традиционной книжной культуры с новой культурой цифровых сетей. В фокусе внимания этих работ оказывается, как правило, коммуникаци

12 Кузьмин Д. Где же Гамбург? Рейтинги, конкурсы, премии и русский литературный Интернет / Д. Кузьмин // Сетевая словесность. - (http://www.Iitera.ru/sIova/kuzmin/kuzminhamburg.htmI).

Кузьмин Д. Краткий катехизис русского литературного Интернета / Д. Кузьмин // Сетевая словесность. -(http://www.Iitera.ru/sIova/kuzmin/kuzrn-inIit.htmI).

Константинова M. В сетях РуЛиНета / M. Константинова // Сетевая словесность. -(http://www.Iitera.ru/slova/teoriya/konstantinova.html).

Алексрома. Первый и последний рейс «сетературы» / Алексрома // Русский журнал. — (http://old.russ.ru/netcult/20000819alexroma-pr.html).

Митренина М. Интернет и русский литературный процесс / М. Митренина // Русский журнал. -(http://www.russ.ru/netcult/2003 0224mitrenina.htm).

Шмидт Э. Литературный русскоязычный Интернет: между графоманией и профессионализмом / Э. Шмидт // Сетевая словесность. - (http://www.litera .ru/slova/Schmidt/liternet.htm).

Шмидт Э. Об универсальных библиотеках и садах расходящихся тропок. Русские гипертексты / Э. Шмидт // Сетевая словесность. - (http://www.Utera .ru/slova/Schmidt/hypertexts.htm). Чемоданова О. Сетература и РуЛиНет / О. Чемоданова // Библиограф. - 2004. - 17 ноября. -(http://www.bibliograf.ru/index.php?addcomment=1 &id= 1442).

Чемоданова О. На крыльях паутины / О. Чемоданова // Бибилиограф. - 2004. - 4 апреля. -(http://www.bibliograf.ru/index.php?id=398).

Горный Е. Виртуальная личность как жанр творчества / Е. Горный // Ruhr-Universitat Bochum. http://www.ruhr-uni-bochum/russ-cyb/library/seminars/RussianCyberspace/info/infoeg2.htm).

Горный Е. О гестбуках / Е. Горный // Сетевая словесность. - (http://www.litera.ru/slova/gorny/eggb.html). онная специфика Интернета. Этой теме посвящены и работы А.И. Акопова13. Немало публикаций данной тематики содержится также в разделе «Net-культура» Интернет-проекта «Русский журнал»14.

Методика исследования включила в себя:

- изучение работ по теории Интернета как средства коммуникации, по теории литературно-художественной критики, по теории автора в литературе и публицистике;

- анализ и синтез эмпирического материала, изучение более ста сайтов в Интернете, посвященных литературе, а также журналов «Знамя», «Новый мир», «Иностранная литература», «Континент», «Новое литературное обозрение», газет «Литературная газета», «НГ - Exlibris», еженедельника «Книжное обозрение» за 2002-2005 годы.

Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования составили положения и выводы, представленные и обоснованные в трудах М.М. Бахтина и А.А. Потебни, посвященных изучению своеобразия авторской позиции художественного произведения, работы М.К. Мамардашвили В.А. Емели-на, М. Кастельса, Д. Белла, Г.М. Маклюэна, Э. Тоффлера и П. Козловски13, по

13 Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика: учеб. пособие / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 383 с.

Каптерев А.И. Информатизация социокультурного пространства / А.И. Каптерев. - М.:ФАИР-ПРЕСС, 2004. -512 с.

Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета / Э. Дайсон. -М.: Бизнес и компьютер, 1998. - 398 с.

Грабельников А.А. Массовая информация в России: От первой газеты до информационного общества / А.А.

Грабельников. - М.: Изд-во РУДН, 2001. - 330с.

От книги до Интернета: журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.-256с.

Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. - М.: Традиция, 2000. - 280с.

Акопов А.И. Некоторые проблемы журналистики электронных сетей / А.И. Акопов // Акценты, 2000. - №3-4. С. 5-12.

Акопов А.И. Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета / А.И. Акопов // Акценты, 1999. -№1-2. -С. 42-44.

Акопов А.И. Текст как сущность и форма сетевой коммуникации / А.И. Акопов // Ростовская электронная газета, 2004. - №7(97). - (hppt://www.relga.ru).

14 Net-культура на «Русском журнале». - (http://old.russ.ru/netcult/).

15 Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. - M., 1986. - 506 с. Потебня А.А. Эстетика и поэтика / А.А. Потебня. - М., 1976. - 440 с.

Мамардашвили M.K. Литературная критика как акт чтения / M.K. Мамардашвили // Философия в России. -«М». - (http://www.philosophy.ru/library/rnmk/critique).

Емелин В. А. Постиндустриальное общество и культура постмодерна / В.А. Емелин. - Официальный сайт Вадима Емелина. - (http://emeIine.narod.ru/postindustrial.htm).

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. -608 с.

Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 328 с.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. - М.: Academia, 1999. - 956 с. зволяющие с философских, социокультурных и эстетических позиций взглянуть на тенденции развития современного общества. Для обоснования тезиса о том, что Интернет является базовой технологией для существования нового постмодернистского искусства (в частности, литературы и сопутствующей ей литературной критики), использованы работы видных теоретиков постмодернизма Ж.Ф. Лиотара, Ю. Кристевой, Р. Барта16. Терминологической базой стал

17 18 словарь Ю. Борева и энциклопедия «Постмодернизм» .

Теоретическая значимость исследования обусловлена разработкой положений, связанных с осмыслением своеобразия литературно-художественной критики в РуЛиНете, исследуемой современной теорией литературы, а также рассмотрением позиции сетевого автора в соотнесении с положениями постмодернистской эстетики и сквозь призму теорий об информационном обществе и цифровой эпохе. Работа исследует степень взаимного влияния литературного процесса, протекающего в Интернете, и литературного процесса, отражаемого традиционными «бумажными» изданиями.

Объект исследования - литературные ресурсы русскоязычного Интернета и их литературно-критические разделы, а также оценки их деятельности современной критикой, опубликованной в литературно-художественных изданиях и на виртуальных страницах.

Предмет исследования — литературно-художественная критика в Интернете, ее специфические особенности; характер взаимоотношений автора и читателя сетевых критических текстов; отличие литературно-художественной критики в Интернете от современной газетно-журнальной художественной критики.

Маклюэн Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Г.М. Маклюэн. - М., 2003. - 464 с. Тоффлер Э. Третья волна / Э.Тоффлер. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 776 с.

Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития / П. Козловски. - М.: Республика, 1997.-240 с.

16 Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна / Ж.Ф. Лиотар. - М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Але-тейя, 1998,- 160с.

Кристева Ю. Разрушение поэтики / Ю. Кристева // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 9. Филология. - 1994. - №5. -С. 44-63.

Барт Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика / Р. Барт. - М., 1994. - 615 с.

17 Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов / Ю.Б. Борев. - М.: Изд-во Астрель: Изд-во ACT, 2003. - 576 с.

18 Постмодернизм: энциклопедия / [под ред. А.А. Грицанова и М.А. Можейко]. — Минск.: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001. - 1040 с.

Цель работы - провести исследование литературно-критических ресурсов русскоязычного Интернета; определить особенности РуЛиНета и его место в культурном процессе современной художественной практики. Задачи работы:

1. Выявить специфику литературного процесса в РуЛиНете и его отличительные черты;

2. Определить характерные особенности литературно-художественной критики в РуЛиНете;

3. Систематизировать представления о функциональных особенностях литературной критики в Интернете;

4. Определить своеобразие системы жанров литературной критики в РуЛиНете;

5. Выявить своеобразие авторской позиции в литературно-критических текстах в Интернете;

6. Выявить закономерности развития литературно-художественной критики в Интернете как эстетического явления постмодернизма.

Положения, выносимые на защиту:

1. Возникновение во второй половине 1990-х годов и дальнейшее развитие РуЛиНета позволяет говорить о появлении нового типа автора. Им становится Пользователь, который выступает одновременно и как потенциальный творец текста с неограниченными авторскими возможностями, и как его реципиент.

2. Зафиксированная в эстетике постмодернизма утрата автором имени отчетливо проявляется в сетевой литературно-художественной критике. С одной стороны, это делает ее массовым явлением в Интернете, а с другой — снижает эстетические критерии в ней. Автор воспринимается не как носитель авторитетного мнения, а как один из множества пользователей, выражающих публично свою позицию.

3. Литературно-художественная критика в РуЛиНете обновляет поэтику современных литературно-критических выступлений за счет широкого использования приемов повествования, принятых в литературном Интернете (в частности, приемов стилевой игры, в которой идет очевидная контаминация литературоведческого анализа с фамильяризацией высказывания).

4. Русский литературный Интернет демонстрирует повышенный уровень эмоциональности, связанный с сокращением дистанции между автором и читателем как потенциальным критиком предлагаемого текста.

Практическая значимость исследования. Его результаты могут быть использованы журналистами-практиками, занятыми в сетевых СМИ, в их повседневной творческой деятельности, пользователями Сети, посетителями литературных электронных страниц и порталов, литературными критиками. Основные положения диссертации могут быть использованы при чтении курсов «Основы теории литературы», «История отечественной литературы», в спецкурсах.

Апробация диссертации. Результаты исследования были изложены в научных сообщениях автора на межрегиональных научных и научно-практических конференциях в Воронежском государственном университете. Основные положения работы опубликованы в сборниках тезисов и научных работ (7 публикаций), а также в курсе «Основы теории литературы», читаемом диссертантом на факультете журналистики ВГУ.

Структура работы. Основное содержание исследования изложено во Введении, двух главах и в Заключении, к которым приложен список использованной литературы.

Во Введении определяется актуальность, научная новизна работы, формулируются ее задачи и положения, выносимые на защиту.

Первая глава - «РуЛиНет как социокультурный феномен» посвящена рассмотрению теоретических и практических аспектов специфики функционирования РуЛиНета. Анализируется степень его влияния на современный литературный процесс и место в нем.

Вторая глава «Литературно-художественная критика в РуЛиНете» посвящена изучению структуры художественного процесса. Наиболее подробно рассматривается его составляющая — литературная критика.

В Заключении делаются выводы из осуществленного исследования.

Список использованной литературы включает 185 наименования отдельных монографий, книг, статей, содержащихся как в печатных изданиях, так и в Интернете.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Сергунина, Наталья Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Постиндустриальное (информационное) общество, формирующееся на рубеже XX - XXI веков, выдвигает на первый план осмысление роли Интернета как одной из составных частей ноосферы. Всемирная паутина претендует сегодня на статус «пятой власти», активно воздействуя на все сферы деятельности цивилизации - политическую, экономическую, социокультурную, информационную. Духовная сфера цивилизации «Третьей волны» претерпевает серьезные изменения: появляются не только новые концепции организации жизни общества, но и новые подходы к сущности человеческой личности. Формулы «одномерный человек», «человек кликающий» и другие, появляющиеся в последнее десятилетие, свидетельствуют о том внимании, которое уделяют современные философы, социологи и культурологи мировоззренческим и нравственно-этическим сторонам человеческой личности.

Существенное место в ее формировании отводится литературе и искусству и, в частности, - литературному сегменту Интернета. В этой связи несомненный интерес представляют процессы, протекающие в русском литературном Интернете.

Массовое развитие Интернета, начавшееся в России во второй половине 1990-х годов, дало импульс развитию сетевого литературного процесса и появлению сетературы. Это время отмечено появлением популярных сетевых писателей (М. Фрай, А. Экслер, М. Шелли и др.) и масштабных литературных конкурсов («Тенета», «Улов» и др.). Главное сетевое литературное событие - появление художественных гипертекстовых произведений, созданных десятками пользователей Сети. Самыми знаменитыми в РуЛиНете гипертекстовыми литературными проектами становятся «Буриме», «РОМАН», чуть позднее - «Со-нетник», «Сад расходящихся хокку». Каждый из них изначально рассчитывался на игровое вовлечение пользователя в процесс создания художественного произведения.

Начиная с середины 1990-х годов литературный процесс, протекающий в Сети, становится одной из составляющих общего литературно' художественного процесса России, разделившегося на несколько, практически не соприкасающихся между собой сегментов (к ним, помимо сетевого, относятся литературно-премиальный, журнальный и коммерциализированно-издательский).

Специфика литературного процесса в РуЛиНете заключается в том, что он всегда открыт для новых имен, экспериментаторских литературных проектов; для него характерны большая стилистическая и эстетическая свобода выступлений, внерыночная система отношений между автором и читателем, автором и публикующее инстанцией (руководством сайта, вывешивающего произведение). Сеть способствует созданию полиавторного текста, основанного на

I технологии компьютерного гипертекста, и объединению — нередко на основе игры - творческих усилий неограниченного числа анонимных пользователей. Существующее в Сети творчество по большей части носит постмодернистский характер. Но, помимо постмодернизма, основанного на гипертексте, в РуЛиНет перешли и другие течения и направления «бумажной» литературы. Технология электронного гипертекста дает возможность литературному или литературно-критическому тексту в Сети возможность познакомить пользователя с неограниченным количеством разнообразных сведений, многократно расширяющих его кругозор.

В числе характерных особенностей литературно-художественной критики в РуЛиНете выделяются следующие: а) существование профессиональной и стихийной литературной критики; б) большая оперативность по сравнению с бумажной критикой: высокая интенсивность творческого процесса в Сети заставляет мгновенно реагировать на события литературной жизни; в) спонтан ность публикации информации эстетического характера; г) сокращение дистанции между автором художественного текста, критиком и аудиторией, обусловленное возможностью непосредственного контакта и отсутствием четких границ между ними; д) отсутствие жесткого механизма отбора для публикации литературно-критических выступлений; е) отсутствие самоцензуры, а также жестких требований к творчеству сетевого критика; ж) большие возможности для критика в выборе собственной роли в постоянно становящемся в сети художественном процессе; з) «букетный» характер нет-критики: вокруг одного художественного произведения быстро появляется несколько разнохарактерных и разнокачественных мнений («букет»), способных дать читателю возможность посмотреть на критикуемый текст с разных сторон.

Литературно-художественная критика в РуЛиНете, обладая рядом специфических характеристик и отличий от критики внесетевой, выполняет важную функцию регламентации литературного процесса, протекающего в Интернете, дает оценки не только сетевым литературным событиям и явлениям, но и активно откликается на происходящее за ее пределами. И если в начальный период своего существования она стремилась к обособленности и отмежеванию от «бумажного» литературного процесса, то последние тенденции ее развития говорят о постепенном взаимопроникновении и взаимном обогащении нет-критики и критики традиционной.

Все это позволяет сделать следующие выводы:

1. Видимо, было бы неправильно считать реальностью известный прогноз Билла Гейтса о том, что в 20-е годы нынешнего столетия электронные СМИ (и в частности - компьютер) окончательно вытеснят традиционные средства массовой информации. Однако стоит признать, что в новом веке информационное общество становится той реальностью, с которой нельзя не считаться. Обладание информацией приобретает решающую и определяющую силу в обществе, двигает цивилизацию по пути поступательного развития.

2. Существенным фактором этого развития является модернизация взаимоотношений внутри коммуникационной цепочки «источник информации - автор - текст - потребитель информации».

Интернет вводит в информационное пространство фигуру Пользователя -человека, сочетающего потребительскую функцию с функцией креативной. Интернет повышает статус потребителя информации, превращая его в потенциального со-творца, побуждая его к активному интеллектуальному действию.

Соединяя в себе функции канала информации и средства информирования (то есть технологическое и созерцательное начала), Интернет сокращает дистанцию между Адресантом как субъектом высказывания и Адресатом как субъектом восприятия информации.

3. Сближение Адресанта и Адресата в Интернете - это не только процесс изменения пространственно-временных координат внутри Сети (их принципиальное «уплотнение»). Сеть не просто снимает проблему организации времени и пространства при взаимодействии Адресанта и Адресата, она принципиально меняет характер этих взаимоотношений, уравнивая Автора и Аудиторию: Пользователь выступает как потребитель информации (Читатель) и как потенциальный ее творец (Автор).

Это обстоятельство влияет на функционирование всего литературного сегмента Рунета.

4. Литературный сегмент Сети еще не приобрел того значения, каким обладают финансово-экономические, рекламные, информационные и другие составляющие Интернета. Процессы, протекающие в сетевой литературной сфере, отражают, в частности, особенности развития современной отечественной словесности. РуЛиНет можно считать в известной степени одним из явлений, определяющих эволюцию отечественной литературы.

В то же время можно отметить ряд устойчивых признаков РуЛиНета: а) Последовательно идет формирование РуЛиНета как своеобразного нет-института - со своими изданиями («Топос», «Русский журнал», «Переплет»), конкурсами («Тенета», «Анти-Тенета», «Улов»), проектами («РОМАН», «Буриме», «Гусарский клуб»), авторами (М. Фрай, А. Экслер, М. Шелли, Норвежский лесной и др.). б) Возникла нет-критика (как профессиональная, так и любительская), формирующая вокруг себя достаточно постоянную аудиторию. в) Создается литературное информационное пространство, отражающее общее тенденции развития современного литературного процесса.

5. В пространстве РуЛиНета особая роль отведена литературно-художественной критике. Следует признать, что критический сегмент РуЛиНета - явление уникальное в мировой эстетической практике. На Западе в Сети литературно-художественная критика практически отсутствует - она заменена литературоведческими публикациями (по истории и теории литературы, в том числе и такой ее составляющей, как электронные художественные гипертексты). Свойственный РуЛиНету обмен оперативной эстетически значимой информацией в западном сегменте Интернета отсутствует (или, по крайней мере, не занимает столь значительного места, как в РуЛиНете).

6. Существенной особенностью литературно-критического сегмента Сети является его спонтанность: открытость доступа рождает ощущение возможности любой формы критической оценки художественного текста. Главное здесь - интуитивность анализа. Отсутствие четких эстетических критериев делает размытыми оценки произведений. В результате литературно-критический текст превращается в «постмодернистский дискурс поневоле» (фрагментарность, травестирование, ироничность анализа являются не столько органически присущими тексту высказывания признаками, сколько следствием поверхностных суждений о вещи).

7. Вместе с тем следует признать, что литературно-художественная критика в Сети унаследовала целый ряд общеродовых признаков Интернета: муль-тимедийность, интертекстуальность, гипертекстовость. Последний признак особо важен для понимания специфики и сетературы, и сетевой литературно-художественной критики.

Информационное общество порождает новый вид взаимоотношений при создании, обмене и получении сообщений (в том числе - и эстетического характера).

С одной стороны, Сеть интимизирует и фамильяризует отношения между Пользователями, а с другой - втягивает их в процесс коллективного создания интертекстуального продукта. Гипертекст, предполагающий наличие ссылок в базовом тексте, рождает, по существу, огромное количество новых текстов — Пользователь волен самостоятельно решать, каким путем двигаться вдоль ссылок (а это означает, что каждый раз рождается новый текст). Гипертекст не только поливариантен при восприятии - он открывает дополнительные возможности для самостоятельного подключения к обсуждаемой проблеме.

8. Суть сетевой стратегии - в установлении гиперкоммуникативных контактов, а значит, - гипертекстов с бесчисленным количеством гиперссылок и комментариев.

Человеческая цивилизация развивается циклично: почему бы не представить, что в XXI веке появится неофольклор — массив произведений, созданных коллективными (и не обязательно анонимными) усилиями Пользователей, сознательно включающихся в творческий процесс?

Этот процесс распространяется и на литературно-критическое творчество в Сети, поскольку сетевые отношения стимулируют все виды творчества.

9. Перестав быть уделом одиночек, творчество в информационную эпоху способствует формированию сообщества интеллектуалов не столько из числа избранных (мировой элиты), сколько из достаточно демократического числа всех желающих сотрудничать в инфоноосфере.

Самсебяиздат» (Н. Глазков), легший в конце XX века в основание РуЛиНета, постепенно трансформируется в легко саморегулирующийся процесс со-творчества Пользователей, заинтересованных в получении, потреблении и переработке эстетически значимой информации.

Коммуникативная стратегия литературно-художественного процесса тесно связана сегодня с общей потребностью к взаимодействию всех участников его - и производителей интеллектуального продукта, и потребителей его, и менеджеров, продвигающих товар на эстетический рынок.

Литературная критика - один из инструментов такого продвижения: она не только информирует общество о существовании соответствующего товара, но и фиксирует качество производимой продукции. Научно обоснованная эстетическая экспертиза произведений искусства способствует сохранению текстов и - одновременно - создает благоприятные предпосылки для дальнейшего развития социокультурного информационного пространства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Сергунина, Наталья Александровна, 2006 год

1. Абов Е. Газеты — это масс-медиа будущего, а не прошлого! / Е. Абов // Известия. 2005. - 21 сентября. — С. 6.

2. Акопов А.И. Некоторые проблемы журналистики электронных сетей / А.И. Акопов // Акценты. 2000. - №3-4. - С. 5-12.

3. Акопов А.И. Текст как сущность и форма сетевой коммуникации / А.И. Акопов // Ростовская электронная газета. 2004. - №7(97). - (http://www.relga.ru).

4. Акопов А.И. Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета / А.И. Акопов // Акценты. 1999. - № 1 -2. - С. 42-44.

5. АлексРома. Первый и последний рейс «сетературы» / АлексРома // NeT-культура в «Русском журнале». (http://old.russ.ru/netcult/20000819alexroma-pr.html).

6. Андреев А. СЕТЕИАтура и как ее NET: от эстетики Хэйана до клеточного автомата и обратно / А. Андреев // Сетевая словесность. -(http://www.litera.ru/slova/andreev/setnet).

7. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и тенденции / Г.П. Бакулев. М.: АспектПресс, 2005. - 176с.

8. Барт Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика / Р. Барт. М.: Прогресс, Уни-верс, 1994.-615 с.

9. Басинский П. Самоубийство жанра / П. Басинский // Литературная газета. -2003.-№28.-С. 7.

10. Ю.Бахтин М.М. Автор, и герой: к философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. - 332 с.

11. П.Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. М., 1986. - 506 с.

12. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. — М.: Искусство, 1986.-444с.

13. Безбородов Ю. Искусство для искусства / Ю. Безбородое // Топос: Литературно-философский журнал. 2005. - 13 июл. - (http://www.topos.ru/article/3806).

14. Белинский В.Г. Статья пятая. Взгляд на русскую критику / В.Г. Белинский // Собр. соч.: в 9 т.- М.: Худож. лит., 1981. Т.6. - С. 249-298.

15. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. М.! Academia, 1999.-956 с.

16. Белобородое Д. В. Самосознание российской литературной критики 1990-х годов: Опыт философско-культурологической рефлексии: автореф. дис. . канд. филос. наук / Д.В. Белобородое. Томск, 2002. - 23 с.

17. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов / Ю.Б. Борев. -М.: Изд-во Астрель: Изд-во ACT, 2003. 576 с.

18. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю. Б. Борев,- 2- е изд.- М.: Политиздат, 1975.- 270 с.

19. Боссарт А. Ветка славы / А. Боссарт // Новая газета. Ежемесячное обозрение. -2006. Февраль. С. 22.

20. Булкина И. Журнальное чтиво: Вып. 191 / И. Булкина // Русский журнал. -2005. 5 апр. - (http://www.russ.ru/culture/periodicals/20050405).21 .Бурсов Б.И. Критика как литература / Б.И. Бурсов. Л.: Лениздат, 1976. - 328 с.

21. Ванденко А. Уроки чтения / А. Ванденко // Итоги 2005. - 17 октября. - С. 7276.

22. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление / В.И. Вернадский. -М.: Наука, 1991.-272 с.

23. Верли М. Общее литературоведение / М. Верли. М.: Изд-во иностр. лит., 1957.-244 с.

24. Верникова Б. Кстати о птичках / Б. Верникова // Сетевая словесность. -(http://www.litera.ru/slova/vernikova/kp/html).

25. Визель М. Гипертексты по ту и эту сторону экрана / М. Визель // Иностранная литература, 1999. №10. - С. 169-177.

26. Власова Е., Волкова М., Яковлева Е. Известия о главном / Е. Власова, М. Волкова, Е. Яковлева // Российская газета. - 2005. - 9 нояб. - С. 4.

27. Воложин С. Если максимизировать / С. Воложин // Переплет: Литературный журнал. 2005. - 15 мая. - (http://www.pereplet.ru/text/volozhinl5may05.html).

28. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. -М.: Совр. гуманит. ун-т, 2001.-211 с.

29. Гаспаров М.Л. Критика как самоцель / М. Л. Гаспаров //Новое литературное обозрение. -1994. №6. - С.6-9.31 .Глобалистика: Энциклопедия / под ред. Мазура И.И., Чумакова А.Н.. М.: Диалог, ЦНПП (Центр научных и прикладных программ), 2003. - 1328 с.

30. Горный Е. Виртуальная личность как жанр творчества / Е. Горный // Ruhr-Universitat Bochum. (http://www.ruhr-uni-bochum/russ-cyb/library/seminars/RussianCyberspace/info/infoeg2.htm).

31. Горный E. О гестбуках / E. Горный // Сетевая словесность. -(http://www.litera.ru/slova/gorny/eggb.html).

32. Горный Е. Пять лет сетературы / Е. Горный // Нетоскоп. 2002. - 28 февр. -(http://www.netoscope.ru/siteofday/2002/02/28/4889.html).

33. Григорьева Н.Я., Смирнов И.П. Критика критики / Н.Я Григорьева, Смирнов И.П. // Новое литературное обозрение. 2000. - №46. - С. 353-357.

34. Грабельников А.А. Массовая информация в России: От первой газеты до информационного общества / А.А. Грабельников. М.: Изд-во РУДН, 2001. — 330с.

35. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета / Э. Дайсон. М.,.: Бизнес и компьютер, 1998.- 398 с.

36. Долгополов А.Ю. Категориальные признаки объектов в гуманитарном Интернете / А.Ю. Долгополов // Вестн. Воронж. гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика.-2004.-№2.-С. 139-145.

37. Долгополов А.Ю. Литературные ресурсы в российском Интернете: Функциональный подход и попытка классификации / А.Ю. Долгополов // Акценты. -2003.-№3.-С. 34-39.

38. Долгополов А.Ю. Российский литературный Интернет / А.Ю. Долгополов // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий. Материалы всероссийской научно-практической конференции / Воронеж, гос. ун-т. 2003. - С. 102-104.

39. Долгополов А.Ю. Формирование литературного процесса в российском Интернете: Структура, особенности организации и функционирования: автореф. дис. . канд. филол. наук / А.Ю. Долгополов. Воронеж, 2005. - 24 с.

40. Долгополов А.Ю. Художественная литература в Интернет: Формы храненияи способы функционирования / А.Ю. Долгополов // Ростовская электронная газета. 2003. - №12 <90). - (http://www.relga.ru).

41. Дубин Б.В. Средняя литература для среднего человека / Б.В. Дубин // Русский журнал. Круг чтения. - 2001. - 11 сент. - (http:// www.russ.ru/krug/20010911-pr.html).

42. Елина Е.Г. О соотношении понятий «литературный процесс» и «литературная жизнь» / Е.Г. Елина //Вопросы литературы. 1998. - №3. - С.31-38.

43. Емелин В. А. Постиндустриальное общество и культура постмодерна / В.А. Емелин. // Официальный сайт Вадима Емелина. -(http://emeline.narod.ru/postindustrial.htm).

44. Емелин В. Постмодернизм: в поисках определения. / В.А. Емелин. // Официальный сайт Вадима Емелина. (http://emeline.narod.ru/articles01.htm).

45. Женетт Ж. Фигуры: Работы по поэтике / Ж. Женетт // Собр. соч.: в 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. - Т. 1. - 469 с.

46. Зоркая Н.М. Литературная критика на переломе эпох / Н.М. Зоркая // Новое литературное обозрение. 2004- №69. - С. 275-285. - Рец. на кн.: Menzel Birgit. BЯrgerkrieg um Worte: die russische Literaturkritik der Perestrojka. КЪ1п; Weimar; Wien, 2001.

47. Иванова Н.Б. В России все начинается со слова, а кончается кровью / Н.Б. Иванова // Русский журнал. Это критика. - Вып. 24. - 2004. - 26 февраля. -(http://www.russ.ru/columns/critic/20040226krit.html)

48. Иванова Н. Между: О месте критики в прессе и литературе / Н. Иванова // Новый мир. 1996. - №1. - С. 203-214.

49. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа / И.П. Ильин. М.: Интрада, 1998. - 225 с.

50. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм / И.П. Ильин // Философия в России. (http://www.philosophy.ru/library/il/8.html).

51. История русской литературной критики: учеб. для вузов / под ред. В.В. Прозорова. М.: Высш. шк., 2002. - 463с.

52. Иz Е. Бумеранг не вернется: Несколько подъемов на общем спуске / Е. Иг II Топос: Литературно-философский журнал. 2005. - 24 марта. -(http://www.topos.ru/article/3406).

53. Иг Е. Лири в воспоминаниях искушенных / Е. Hz II Обсёрвер. 2004. - 4 окт. -(http://megalit.ru/observer/iz/2004-10-04-leary). -Рец. на кн.: Тимоти Лири: Искушение будущим / под ред. Р. Форте. - М.: Ультра. Культура, 2004. - 448 с.

54. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика: учеб. пособие / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 383 с.

55. Каптерев А.И. Информатизация социокультурного пространства / А.И. Капте-рев. М.:ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 512 с.

56. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 328 с.61 .Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

57. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения / М.Н. Ким. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. 320 с.

58. Кладо С. Отчаянный пафос / С. Кладо // Литературная газета. 2003. - №37. -С. 7.

59. Климова М. Глазами гения: Вып. 13: Однажды в России / М. Климова // Топос: Литературно-философский журнал. 2003. - 16 дек. -(http://www.topos.ru/article/1892).

60. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития / П. Козловски. — М.: Республика, 1997. 240 с.

61. Константинова М. В сетях РуЛиНета / М. Константинова // Сетевая словесность. — (http://www.litera.ru/slova/teoriya/konstantinova.html).

62. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учеб. для вузов / С.Г. Корконосенко. -М.: Аспект Пресс, 2001.-287 с.

63. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения / Б.О. Корман. -М., 1972.- 110 с.

64. Корнев С. «Сетевая литература» и завершение постмодерна. Интернет как место обитания литературы / С. Корнев // Новое литературное обозрение. -1998.-№32.-С. 29-47.

65. Костырко С. Элегическое, отчасти ностальгическое и предельно субъективное / С. Костырко // Новый мир. 2004. - №3. - С. 205-211.

66. Кот Аллерген. Постмодернизм? Нет, нетнеизм! / Кот Аллерген // Net-культура в «Русском журнале». 2003. - 16 марта. -(http://www.russ.ru/netcult/20030316alllergen.html).

67. Кристева Ю. Разрушение поэтики / Ю. Кристева // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 9. Филология. 1994. - №5. - С. 44-63.

68. Критик. Макс Фрай / Критик // Самиздат: Журнал. 2006. - 26 февр. -(http://zhurnal.lib.rU/b/bushmaniw/fraj.shtml).

69. Кройчик JT.E. Автор публицистического текста как субъект высказывания / JI.E. Кройчик // Журналистика: Информационное пространство. 2003. - №2(8). - С. 14-22.

70. Кузьмин Д. Где же Гамбург? Рейтинги, конкурсы, премии и русский литературный Интернет / Д. Кузьмин // Сетевая словесность. -(http://www.litera.ru/slova/kuzmin/kuzminhamburg.html).

71. Кузьмин Д. Краткий катехизис русского литературного Интернета / Д. Кузьмин // Сетевая словесность. (http://www.litera.ru/slova/kuzmin/kuzm-inlit.html).

72. Кузьминский Б. Стук лбов / Б. Кузьминский // Русский журнал. 2004. - 10 дек.- (http://old.russ.ru/culutre/kiterature/20041210.html).

73. Латынина А. У меня нет аргументов, чтобы убедить людей читать современную русскую литературу / А.Латынина // Русский журнал. Это критика. - Вып. 26.- 2004. — 9 апреля, -(http://www.russ.ru/columns/critic/20040409.htm).

74. Лейбов Р. Как читать РОМАН / Р. Лейбов. -(http://teneta.rinet.ru/2000/POMAH/howtoread.html).

75. Лейбов Р. Как писать РОМАН / Р. Лейбов. -(http://teneta.rinet.ru/2000/POMAH/how-to-html.html).

76. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна / Ж.Ф. Лиотар. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160с.

77. Литературный процесс: Сборник / под ред. Г.Н. Поспелова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.- 236 с.

78. Лихачев Д.С. Если это не имитация. / Д.С. Лихачев // Литературная газета. -1978.- 18янв.-С. 7.

79. Лихачев Д.С. Об эстетическом изучении памятников культуры прошлого / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы. 1963. - №3. - С. 190-230.

80. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Г.М. Маклю-эн.-М., 2003.-464 с.

81. Мамардашвили М.К. Литературная критика как акт чтения / М.К. Мамарда-швили // Философия в России. «М». — (http://www.philosophy.ru/library/mmk/critique).

82. Минаков А. Некоторые психологические свойства и особенности Интернета как нового слоя реальности. / А. Минаков // Флогистон: Психология из первых рук. 1999. - 22 нояб. - (http://flogiston.ru/projects/articles/minakov.shtml).

83. Митренина М. Интернет и русский литературный процесс / М. Митренина // Русский журнал. (http://www.russ.ru/netcult/20030224mitrenina.htm).

84. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера / Н.Н. Моисеев. М.: Мол. гвардия, 1990. -351с.

85. Монахов В.Н. СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования / В.Н. Монахов. М.: ЭКОПРИНТ, 2003. - 320 с.

86. Морозов А.А. Русская стихотворная пародия. XVII начало XX в.в. / А.А. Морозов. - М.: Сов. писатель, 1960. - 854 с.

87. Мясников В. Экономика мейнстрима / В. Мясников // Новый мир. 2001.- №3. -С. 153-158.

88. Немзер А. Дневник читателя. Русская литература в 2004 году / А. Немзер. М.: Время, 2005.-336 с.

89. Нестеров В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете / В. Нестеров // Флогистон: Психология из первых рук. 1999. - 22 нояб. - (http://flogiston.ru/projects/articles/netemotions.shtml).

90. Никитин Е. О культуре чтения в Сети / Е. Никитин // Сетевая словесность. -(http://www.litera.ru/slova/nikitine/okulture.html).

91. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / под ред. В. С. Степина, Г. Ю. Семи-гина. М.: Мысль; Ин-т философии РАН, 2001.

92. Носик А. Интернет не СМИ / А. Носик // Вести.ру. - 2000. - 26 янв. -(http://vesti.lenta.ru/editor/2000/01/26/internetsmi/).

93. Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. М.: Традиция, 2000. - 280с.990 средствах массовой информации: федер. закон от 27 июля 2002 г. №114-ФЗ // Российская газета. 2002. - 30 июля. - С. 6-7.

94. От книги до Интернета: журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 256с.

95. Петровская И. Парка для голых королей / И. Петровская // Известия. -2006.- 10февр.-С.8.

96. Пирогов JI. Все мы немножко лисы: О романе Игоря Малышева / JL Пирогов // Топос: Литературно-философский журнал. 2003. - 19 сент. -(http://www.topos.ru/article/1592).

97. Пирогов Л. Грядущие перспективы / Л. Пирогов // НГ Ex libris. - 2006. -12 янв.

98. Пирогов Л. Филологии не бывает в он-лайне / Л. Пирогов // НГ Ex libris. -2005.- Юнояб.

99. Постмодернизм: энциклопедия / под ред. А.А. Грицанова и М.А. Можей-ко. Минск.: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001. - 1040 с.

100. Пирогов Л. Хрен осенью: Между Шукшиным и Довлатовым / Л. Пирогов // Топос: Литературно-философский журнал. — 2005. — 14 февраля. -(http://www.topos.ru/article/3270).

101. Потебня А.А. Эстетика и поэтика / А.А. Потебня. М., 1976. - 440 с.

102. Проблемы теории литературной критики: сб. статей / под ред. П. А. Николаева и Л. В. Чернец. М.: Изд-во МГУ, 1980. 262 с.

103. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. — 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс; М.: Изд-во МГУ, 2003. - 367 с.

104. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: учебник для студентов вузов / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 477с.

105. Пушкин А.С. О критике / А.С. Пушкин // Собр. соч.: в 6 т. М., 1950. -Т.5.-С. 114-118.

106. Ростовцева И. Основной инстинкт / И. Ростовцева // Литературная газета, -2003.-№30.-С. 7.

107. Сахаров В. У нас была литературная критика / В. Сахаров // Литературная газета. 2002.-№10. - С. 7.

108. Скафтымов А.П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы / А.П. Скафтымов. — Саратов, 1966. -217 с.

109. Скородумова-О.Б. Социокультурные функции Интернета и особенности их реализации в современной России: автореф. дис. . док-pa филос. наук / О.Б. Скородумова. М., 2004 - 40 с.

110. Скородумова О. Б. Интернет-торговля и социокультурные факторы формирования потребителя нового типа // Экономика и производство: Электронный журнал депонированных рукописей. 2003. - №8.http ://www4.mte.m/www/toim.nsf/).

111. Словарь литературоведческих терминов / под ред. Л.И. Тимофеева и С.В. Тураева. М. Просвещение, 1974. - 500 с.

112. Смоленский В. Русская сетевая литература: Доклад на симпозиуме "Русская культура на пороге нового века" / В. Смоленский. // Virtualnye Susi / под ред. Д. Коваленинаи Д. Смоленского. (http://www.susi.ru/sapporo2000.html).

113. Современная русская литература (1990-е г.г. начало XXI в.): учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учебн. заведений / под ред. С.И. Тиминой.

114. СПб.: Филология, ф-т СПбГУ; М.: Издат. центр «Академия», 2005. С. 269289.

115. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики / М.И. Стюфляева. -М.: Мысль. 1982.- 176с.

116. Тоффлер Э. Третья волна / Э.Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 776 с.

117. Травин А. Электронная письменно-устная переписка / А. Травин // NeT-культура в «Русском журнале». -(http://www.russ.ru/netcult/20011001trvin.html).

118. Тынянов Ю.Н. Поэтика. Литература. Кино / Ю.Н. Тынянов. М.: Наука, 1977.-574 с.

119. Фрай М. Постмодернизм / М. Фрай // Словарь современного искусства: Арт-азбука. «П». - «Постмодернизм». -(http://azbuka.gif.ru/alfabet/p/postmodernism/).

120. Фуко М. Что такое автор? / М. Фуко // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Магистериум-Касталь, 1996.-С. 7-46.

121. Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. 2-е изд. - М.: Высш. шк., 2000.-398с.

122. Хорольский В.В. Публицистика и литература в эпоху постмодерна: сотрудничество и конкуренция (методологический аспект) / В.В. Хорольский // Акценты. 1997. - №2. - С. 65 - 68.

123. Чемоданова О. На крыльях паутины / О. Чемоданова // Бибилиограф. -2004. 4 апреля. - (http://www.bibliograf.ru/index.php?id=:398).

124. Чемоданова О. Сетература и РуЛиНет / О. Чемоданова // Библиограф. -2004.- 17 ноября.http://www.bibliograf.ru/index.php?addcomment=l&id=1442).

125. Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения / Н.Г.

126. Чернышевский. М.: Искусство, 1978. - 560 с.

127. Чугунов А.В. Социология Интернета: Социально-политические ориентации российской интернет-аудитории / А.В. Чугунов. 2-е изд., доп. - СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2003. - 104 с.

128. Шакилов А. Спринтер / А. Шакилов // Проза.ру: Национальный сервер современной прозы. (http://www.proza.ru/texts/2002/12/18-30.html).

129. Шмидт Э. Бестелесные радости: Проблемы тела, реальности, личности и языка в русском литературном Интернете / Э. Шмидт // Сетевая словесность. -(http://www.litera.ru/slova/schmidt/radosti.html).1'

130. Шмидт Э. Литературный русскоязычный Интернет: между графоманией и профессионализмом / Э. Шмидт // Сетевая словесность. (http://www.litera .ru/slova/Schmidt/1 itemet.htm).

131. Шмидт Э. Об универсальных библиотеках и садах расходящихся тропок. Русские гипертексты / Э. Шмидт // Сетевая словесность. (http://www.litera .ru/slova/Schmidt/hypertexts.htm).

132. Шорохов А. Между собакой и волком / А. Шорохов // Литературная газета, 2003. №32. - С. 7.

133. Щербенок А. История литературы между историей и теорией: история как литература и литература как история / А. Щербенок // Новое литературное обозрение, 2003.-№59.-С. 158-170.

134. Эдельштейн М. Это критика: Вып. 18 / М. Эдельштейн // Русский журнал.- 2003. 20 нояб. - (http://www.russ.ru/krug/20031120krit.html).

135. Эдельштейн М. Это критика: Вып. 12 / М. Эдельштейн // Русский журнал.- 2003. 15 авг. - (http://old.russ.ru/ltrug/20030815krit.html).

136. Эпштейн М.Н. Постмодерн в России: Литература и теория / М.Н. Эп-штейн. М.: Изд-во Р. Элинина, 2000. - 368 с.

137. Яцутко Д. Здравствуй, дорогая Литература / Д. Яцутко // Обсёрвер. Еженедельное обозрение языковой реальности. 2001. - 14 сент. (http://megalit.ru/observer/mozgi/2001-09-14-1 /shtml).

138. Яцутко Д. Просто хорошие книги: Типа обзор / Д. Яцутко // Обсёрвер: Еженедельное обозрение языковой реальности. -(http://megalit.ru/observer/mozgi/2001-06-05-l.shtml).

139. Howard S. Becker. New AKt Form : Hypertext Fiction / Becker Howard s. -Howie's Home Page. (http://home.earthHnk.r\et/~hsbecker/lisbon.html).

140. Michael Thomas Joyce. Of Two Minds : Hypertext Pedagogy and Poetics (Studies in Literature and Science). -Ann Arbor: U of Michigan Press, 1995. 177 p.

141. Jay David Bolter. Degrees of Freedom // Ball State University. -(http://wvvw.bsu.edu/web/00wwnewbold/673/degrees.htm)

142. Материалы и источники (сайты Интернета)

143. Активная органика: журнал научной фантастики и фэнтези. -(http://megalit.ru/organica).

144. Буриме. (http://centrolit.kulichki.com/centrolit/cgi/br.cgi).

145. Бюро маркетинговых исследований в сети Интернет. -(http://www.iresearch.ru/Analitycs/Read.aspx?id=l 8).

146. Вавилон. Современная русская литература. (http://www.vavilon.ru).

147. Веер будущностей. Техно-туманный вестник М. Эпштейна и АлексРомы. (http://www.veer.info/).

148. Воспоминания Академика-депутата. РОМАН в стихах. -(http://www.kulichki.com/centrolit/tvm/index.html).

149. Гусарский клуб. (http://www.kulichki.com/gusary/).

150. Живой журнал. (http://www.livejournal.com).

151. Журнальный зал. Электронная библиотека современных литературных журналов России. (http://magazines.russ.ru).

152. Лев Пирогов's Journal. (http://pirogov.livejournal.com).

153. Литературная промзона. (http://litpromzona.narod.ru).

154. Литературное кафе в Интернете. (http://www.tema.ru/rrr/litcafe).

155. ЛитКафе Александра Борисова / Форум. -(http://litcafe.ru/forum/index.php).

156. Милорад ПавиЬ: Khazars.com. Official Site. (http://www.khazars.com).

157. Независимый литературный портал «Решето». (http://resheto.ru/).

158. Ыет-культура в «Русском журнале». (http://www.russ.ru/netcult).

159. Обсёрвер. Еженедельное обозрение языковой реальности. -(http://megalit.ru/observer/mozgi/).

160. Присутствие. Литературный альманах. -(http://alman.novoch.ru/alman.html)

161. Проза.ру: Национальный сервер современной прозы. -(http://www.proza.ru).

162. РОМАН. (http://www.cs.ut.ee/~romanl/hyperfiction/).

163. Русская фантастика и фантастика в Сети. (http://www.rusf.ru).

164. Русский журнал. (http://www.russ.ru).

165. Сад расходящихся хокку. (http://www.litera.ru/slova/hokku/).

166. Самиздат: Журнал (http://www.zhurnal.lib.ru).

167. Сетевая словесность. (http://www.litera.ru/slova/).

168. Сонетник. (http://www.kulichki.com/centrolit/cgi/sonnet.cgi).

169. Статистический портал Rambler's Topi00. -(http://topl00.rambler.ru/topl00/index2.shtml).

170. Стихи.ру: Национальный сервер современной поэзии. -(http://www.stihi.ru/poems/2005/10/07-1050.html).

171. Стихия: классическая русская / советская поэзия. (www.litera.ru/stixiya).

172. Тенёта: Конкурс русской сетевой литературы. (http://teneta.rinet.ru).

173. Точка зрения: Современная русская литература в Интернете. -(hhtp://www.lito.ru).

174. Топос: Литературно-философский журнал. (http://www.topos.ru).

175. Флогистон: Цсихология из первых рук. — (http://flogiston.ru/).

176. Философия в России. (http://www.philosophy.ru).

177. Интернетско-русский разговорник. — (http://slovari.yandex.ru).

178. Paulo Coelho: Official Site. (http://www.paulocoelho.com).

179. Zooknic Internet Geography Project. Geography of the Internet Industry. (http://www.zooknic.com/index.html).

180. Virtualnye Susi / под ред. Д. Коваленина и Д. Смоленского. -(http://www.susi.ru),

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.