Литературные стратегии современных писателей: В. Строгальщиков, М. Немиров тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Лазарева, Татьяна Сергеевна

  • Лазарева, Татьяна Сергеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Тюмень
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 230
Лазарева, Татьяна Сергеевна. Литературные стратегии современных писателей: В. Строгальщиков, М. Немиров: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Тюмень. 2004. 230 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Лазарева, Татьяна Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАТЕГИЯ ПИСАТЕЛЯ КАК ПРОБЛЕМА

СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ.

§1. Традиция изучения литературной стратегии писателя в отечественном литературоведении.

§2. Эволюция представлений об успехе и виды литературных стратегий писателей в русской культуре.

ГЛАВА 2. ИЗ ПРОВИНЦИИ В СТОЛИЦУ И ОБРАТНО:

ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАТЕГИЯ В.СТРОГАЛЬЩИКОВА.

§1. Стратегия писателя в массовой литературе.

1.1. Феномен массовой литературы и стратегия писателя.

1.2. Русский триллер на фоне теории жанра.

§2. Текстовая с пратегия В.Строгальщикова.

2.1. Политический триллер: тюменская версия. «Слой-1».

2.2. Политический менеджмент в триллере «Слой-2».

2.3. Производственно-политический триллер. «Слой-3».

2.4. Смешение жанров в триллере «Край».

§3. Стратегия провинциального писателя: от рукописи к книге.

ГЛАВА 3. МЕЖДУ ПРОВИНЦИЕЙ, СТОЛИЦЕЙ И ВСЕМИРНОЙ

ПАУТИНОЙ: ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАТЕГИЯ М.НЕМИРОВА.

§1. Литературная стратегия некоммерческого писателя.

§2. Текстовая стратегия М.Немирова.

§3. Внетекстовая стратегия некоммерческого писателя.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Литературные стратегии современных писателей: В. Строгальщиков, М. Немиров»

Феномен творческого процесса принадлежит к вечным объектам науки об искусстве, языки описания которого бесконечно изменчивы. Только в XX веке появились такие категории для его осмысления, как творческий метод писателя, творческое поведение, а в последнее время всё громче заявляет о себе понятие литературной стратегии писателя, отражающее, очевидно, процесс коммерциализации литературы. «Сложность положения современного литературного критика, — по замечанию М.Берга, с которым нельзя не согласиться, - заключается в том, что он по старинке пытается анализировать «стиль автора», «текст произведения», в то время как анализировать имеет смысл стратегию художника. Поэт в России теперь действительно больше чем поэт, потому что он ещё и режиссёр своей судьбы, и автор своей стратегии» [Берг 1997:117].

Последние несколько лет ведутся споры о состоянии современной литературоведческой науки, в ходе которых поднимаются вопросы о кризисе литературоведения, о необходимости изменения подходов к литературе, создании новых языков описания, новой «методологической парадигмы» [Гаспаров 2003; Бенедиктова 2003; Эткинд 2003; Гудков 1996; Дубин 2003; Аннинский 2002; Латынина 2001; Зенкин 2001; Ямпольский 2003; Калинин 2003; Кукулин 2003; Строев 2003 и др.].

Основная дискуссия развернулась на страницах журнала «Новое литературное обозрение», который выпустил специальные номера, посвящённые «другим литературам» (№22, №59). Это свидетельствует, по мнению главного редактора журнала Ирины Прохоровой, о том, что «потребность в пересмотре базовых основ собственной деятельности, модернизации профессионального инструментария давно назрела в филологической (и общегуманитарной) среде и ею уже осознанно артикулируется» [Прохорова 2003:9].

Причины нынешнего кризиса науки литературоведы видят, в частности, в её «дисциплинарной изоляции» (Л.Гудков), в её замкнутости на себе.

Л.Гудков в критической и вызывающей споры статье «Массовая литература как проблема. Для кого?» (1996) пишет о том, что наука о литературе сегодня похожа на музейный экспонат. Методология же современного литературоведения, на его взгляд, - каша из остатков «общепринятых способов описания историко-литературного материала» [Гудков 1996:82].

Дискуссионной является и работа С.Зенкина «Филологическая иллюзия и её будущность» (1999), в которой автор пишет о том, что современное литературоведение основное внимание уделяет анализу классики, тогда как авторы «второго ряда» фактически рассматриваются либо «в качестве резерва для заполнения вакансий в будущем классическом каноне, либо в качестве резервуара интертекстуальных перекличек, помогающих понять главные, «классические» тексты» [Зенкин 2001:74]. Литературовед считает, что отечественная филология должна совершить своего рода «экзистенциальный акт»: делать себя из «вещи в себе» «вещью для себя», в этом и будет её спасение [Зенкин 2001:77].

Т.Венедиктова в статье «О пользе литературной истории для жизни» (2003) отмечает, что развитию историко-литературного знания мешает строгое следование традициям: современные литературоведы вполне уютно себя чувствуют в «коконе Периодов, Жанров, Направлений и Измов» [Бенедиктова 2003: 13]. По мнению Т.Венедиктовой, в филологи быстрее принимают тех, кто способен воспроизвести «прописные истины».

А.Эткинд в работе «Русская литература, XIX век: Роман внутренней колонизации» (2003) называет нормы, принятые сегодня учёными, окостенелыми и не соответствующими современным проблемам, а саму литературоведческую науку «сообществом эрудитов». Поэтому вся осуществляемая научная деятельность (проведение конференций, исследований и др.) интересна, с точки зрения учёного, по большому счёту только самим филологам [Эткинд 2003:103].

Закрытость науки, «отработанность» литературоведческих подходов приводит, по утверждению исследователей (Л.Гудков, А.Эткинд, Т.Венедиктова и др.), к тому, что публика теряет интерес к литературе и филологии, потому что «они не в состоянии понять и ответить на изменившиеся ожидания в отношении них» [Гудков 1996:82].

Подтверждением служат споры о конце «настоящей» русской литературы (А.Латынина) и смерти образованного читателя. Эта тема активно обсуждалась на страницах «Литературной газеты» (А.Латынина, П.Басинский, А.Варламов, А.Мелихов, Л.Пирогов, В.Курбатов, Л.Аннинский, А.Шорохов и др.) и в программах В.Ерофеева «Апокриф» и М.Швыдкого «Культурная революция». Последнее, в частности, свидетельствует о том, что состояние и перспективы развития литературы интересует сегодня не только специалистов-филологов, но и широкую общественность.

Катализатором дискуссии стала статья А.Латыниной «Сумерки литературы» (2001), в которой она подводит итог прошедшему десятилетию. Он неутешителен: ничего выдающегося, что можно было бы причислить к классике, по её мнению, создано не было. В подобном положении, как отмечает А.Латынина, виноваты сами писатели, которые предпочитают описывать состояние своей души либо устало и изобретательно играть с чужими текстами. При этом они забыли о читателе, считая его не способным понять «высокое» искусство: «Не найдя искомого в той литературе, которая высокомерно величает себя «настоящей», читатель обращает свой взор к массовым жанрам и обнаруживает, что там можно найти не только стрельбу, убийства и погони, но порой весьма точную картину действительности и вполне убедительный её анализ» [Латынина 2001:7].

О читателе в статье «Больной скорее полужив, чем полумёртв» (2002) рассуждает Л.Аннинский, который считает нынешнее состояние литературы закономерным, так как современный читатель сильно изменился. Всё то, что раньше он вычитывал в романах, теперь он может узнать или увидеть на телеэкране, в Интернете: «Понятие «литература» . растворяется в безбрежном словоизвержении Интернета» [Аннинский 2002:7].

П.Басинский («Литературные гадания», 2001), напротив, видит причины современного состояния литературы в процессах, происходящих в критике, которую интересует издательская политика и стратегия, тогда как личное творчество, писательская индивидуальность отошли на второй план; говорить о них, с точки зрения критика, считается «верхом неприличия». «Читатель как интимная категория растворился в безликой массе книжного потребителя» [Басинский 2001:7].

А.Шорохов в заметке «На пороге дурной бесконечности» (2002) связывает происходящие процессы с утратой русской литературой своих позиций в культуре. С точки зрения исследователя, читатель перестал доверять слову, «произошла инфляция смыслов, ценностей, морали» [Шорохов 2002:7].

Подобные рассуждения позволяют нам сделать предположение о том, что литературоведение сегодня не охватывает всего литературного потока, оставляя без внимания достаточно большую часть текстов, в основном, это массовая литература, которая является на сегодня одной самых востребованных отраслей современной культуры. Таким образом, в нынешней науке и культуре в целом наблюдается разрыв, если не пропасть между интересами писателей, профессиональных литературных критиков, литературоведов и читателей.

В 2001/2002 году нами было проведено зондажное исследование читательской культуры тюменцев (см. Приложение). Опрос показал, что горожане не перестали читать, но круг их интересов значительно изменился.

Первое место в структуре чтения тюменцев занимает массовое чтение: детективы (22%), романы о любви (14,5%), книги по истории (13,5%) и т.д. На втором месте так называемое функциональное (информационное) чтение (33,8%) - специальная литература (19,3%), энциклопедии (14,4%), справочники (12,2%) и пр. На третьем месте - классическая литература (15,6%), на четвёртом - элитарная литература (4,7%). Неоднозначное отношение у тюменцев к региональной литературе. Большинству знакомы имена тюменских писателей, но читали их лишь около половины опрошенных. Одновременно большое количество читателей негативно воспринимает местную литературу (76,4%).

Самым читаемым тюменским писателем является К.Лагунов, он известен 28% респондентов. Наиболее популярное его произведение относится к детской литературе — «Ромка, Фомка и Артос». Второе место занимает В.Строгальщиков с романом «Слой» - 6,7%. О М.Немирове знают 7,7% горожан.

Мы считаем, что результаты проведённого нами исследования очень показательны, поскольку те же процессы происходят во всероссийском масштабе (см.: Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1998. №2; 2000. №1,4).

Поэтому позиция, занимаемая литературоведами, которых (в основе своей) интересуют только образцы «высокой» литературы, выглядит, с нашей точки зрения, недостаточно объективной. В этой связи нам кажется справедливым высказывание А.Варламова в одной из публикаций о том, что «литература - это не только список романов избранного круга авторов» [Варламов 2001:7]. Современная литература, как известно, явление мозаичное и полицентричное.

Очевидно, что целый ряд новых явлений (массовая литература, сетература), появившихся в 1990-е годы, требует осмысления и включения в литературный процесс. Только осознание всех тенденций развития современной литературы и их изучение будет способствовать, по нашему мнению, дальнейшему развитию литературоведения.

Одним из вариантов выхода дисциплины из «внутреннего кризиса» является, по словам исследователей (А.Эткинд, С.Зенкин, JI. Гудков Т.Венедиктова и др.), взаимодействие литературоведения с другими дисциплинами: антропологией, социологией, культурологией, теорией коммуникаций и т.д.

В современной науке новый статус получило социологическое изучение литературы [Левинсон 1987; Зоркая 1983; Рейтблат 1991; Левада 1993; Гудков 1994; Ионин 1996; Страда 1995; Берг 2000; Дубин 2001 и др.], на новом уровне осмысляется связь литературы и общества, позволяющая говорить о реальном функционировании произведения, например, через рассмотрение литературной стратегии писателя.

С этим связана актуальность темы нашей диссертации, посвященной реконструкции различных типов литературных стратегий современных писателей. Изучение литературных стратегий писателей обусловлено возрастающим интересом литературоведов к функционированию произведения в обществе, а также востребованностью этой неизученной категории. Актуальность диссертационного исследования связана также с новым взглядом на региональную (тюменскую) литературу.

На базе кафедры русской литературы Тюменского государственного университета складывается научная школа литературоведческой регионалистики, занимающаяся литературным краеведением Тюменской области. У истоков школы - научное творчество Л.Г. Беспаловой, которая является автором целого ряда краеведческих книг: «Тюменский край и писатели 19 века», «Сибирский просветитель», «.И дум высокое стремленье», «Живое прошлое» и т.д.

Большой вклад в изучение региональной литературы внесли Л.В. Полонский (Писатели земли Тюменской. Тюмень, 1980; В семье единой: О творчестве писателей Обского Севера. Тюмень, 1982) и В.А. Рогачёв (Страна Тюмения в региональной литературе после 1985 года. Тюмень, 1988). В 1990-е годы Н.А. Рогачёвой, Е.Н. Эртнер, Н.Н. Горбачёвой, Г.И. Данилиной, В.А. Рогачёвым созданы учебник (Литература Тюменского края: Книга для учителя и ученика. Тюмень, 1997), две хрестоматии (Литература Тюменского края.

Хрестоматия: В 3-х кн. Тюмень, 1996; Страна без границ: Литературная хрестоматия. В 2-х кн. Тюмень, 1998) и программа курса по литературе Тюменского края.

O.K. Лагуновой ведётся исследование в рамках темы «Этносубъекты и этнопоэтика литератур коренных малочисленных народов Севера Западной Сибири». В рамках актуального научного направления «Философия географии» изучается феномен провинциального текста: исследуется образ провинции как конститутивный для поэтики региональной литературы (Е.Н. Эртнер). Кроме того, Н.П. Дворцова занимается изучением так называемой альтернативной культуры Тюмени, в частности, творчества М.Немирова. Проблемам литературного краеведения посвящены сборник «Город как культурное пространство» (2003) и журнал «Филологический дискурс».

Необходимо отметить, что почти все названные исследователи тюменской литературы изучают прежде всего так называемую серьёзную литературу, ориентирующуюся на традиции высокой русской и советской классики. Практически никто из них (за исключением Н.П. Дворцовой) не включает в массив изучаемых текстов литературные произведения, представляющие массовую литературу и сетевую словесность — явление 1990-х годов. Сегодня, однако, очевидно, что без этих направлений в развитии современной литературы невозможно понять особенностей её нынешнего этапа. Поэтому мы решили сделать объектом своего исследования произведения писателей, представляющих новые процессы и тенденции в тюменской (в целом - в русской) культуре - массовую литературу (В.Строгальщиков) и неофициальную литературу, становящуюся сетевой словесностью (М.Немиров).

Кроме того, мы впервые предпринимаем попытку изучения тюменской литературы через анализ литературных стратегий писателей. К сожалению, стратегии провинциальных -писателей на сегодняшний день практически не изучены1.

Объектом исследования являются произведения «Слой-1,2,3», «Край» В.Строгалыцикова и «Большая тюменская энциклопедия» М.Немирова. Наш выбор, при всей его очевидной субъективности, обусловлен неизученностью текстов как с точки зрения поэтики, так и функционирования этих произведений в читательском сознании. Кроме того, жизнь и творчество этих писателей связаны (хотя и по-разному) с провинцией, тюменской литературой и столицей, с выходом на общероссийский уровень. Оба писателя, на наш взгляд, добились (каждый по-своему) столичного успеха и, следовательно, общероссийского признания.

Предметом исследования в диссертации являются литературные стратегии писателей В.Строгалыцикова и М.Немирова, рассмотренные в их текстовом и внетекстовом пространстве.

Новизна нашего исследования связана с тем, что мы впервые предпринимаем попытку проанализировать произведения В.Строгалыцикова и М.Немирова с точки зрения особенностей их функционирования в современной литературе и воссоздать литературные стратегии писателей, показав их связь с текстом.

Цель нашего исследования - реконструкция различных типов литературных стратегий современных писателей: успешного тюменского

1 В 2001 году была опубликована монография М.П. Абашевой «Литература в поисках лица (русская проза в конце XX века: становление авторской идентичности)», посвященная изучению писательской идентичности, самоидентификации художника. Исследователь устанавливает связи между самоощущением писателя, в том числе провинциального, и художественным текстом (текстуальные стратегии авторства). В работе М.П. Абашевой речь идёт о «самоопределении» писателя, которое находит проявление в «художественно-дискурсивных практиках, формируется теми же процессами, что любая идентичность, но процессами, претворёнными в специфически художественном сознании. Законы же художественного сознания эксплицируются в текстах, знаках, символах, которые подлежат интерпретации именно как повествовательные .» [Абашева 2001:10]. писателя, «работающего» в пространстве массовой литературы (В.Строгальщиков), и некоммерческого писателя, существующего между провинцией, столицей и мировой паутиной, между книжной и сетевой словесностью (М.Немиров).

Исходя из цели, мы формулируем следующие задачи исследования:

1) сформировать категориальный аппарат изучения литературной стратегии писателя на основе работ, посвященных проблеме литературного успеха и литературной репутации писателя;

2) описать литературные стратегии писателей, создающих свои произведения в поле коммерческой и некоммерческой литературы;

3) выявить элементы текстовой и внетекстовой стратегии писателей, обусловливающие характер функционирования их произведений в обществе.

Теоретико-методологическая основа диссертации.

В работе мы опираемся на опыт отечественного литературоведения в изучении литературных стратегий писателей. В основу нашего исследования положены идеи Л.Гудкова, Б.Дубина, А.Рейтблата, М.Берга, В.Страды, Н.Зоркой, Ю.Левады, М.Самохиной, С.Козлова, О.Седаковой, М.Абашевой, В.Бакштановского и др.

Мы предлагаем следующее рабочее определение литературной стратегии - это писательское поведение, направленное на достижение успеха и проявляющееся в произведении, его структуре.

Обобщая отечественный опыт интерпретации и изучения литературной стратегии писателя через категорию успеха, выделяем два аспекта: текстовый и внетекстовый, исследуем их проявление и взаимодействие. С этим связана техника анализа (методика исследования) в работе. Анализ литературной стратегии писателя осуществляется нами в два этапа:

1) при изучении текстового пространства стратегии мы анализируем поэтику произведения с точки зрения её воздействия на читателя. М.Бахтин писал в этом случае о «факторах художественного впечатления»: жанр, герой, субъектная организация текста, повествовательные формулы и типы повествования (линейное/нелинейное), сюжет, композиция, смешение стилей, языковая игра, гиперавтор, виртуальность, гипертекст и т.д.;

2) при изучении внетекстового пространства стратегии писателя мы изучаем «продвижение» произведения на книжный рынок, к читателю и его функционирование в обществе: выбор издательства, пиар-акции, выступления автора в средствах массовой информации, референтные группы, участие в книжных ярмарках и выставках, презентации книги, оформление издания, победа в литературных конкурсах, литературный успех и т.д.

При осмыслении истории представлений о литературном успехе мы опираемся на работы Д.Лихачёва (Развитие русской литературы X-XVII веков. М., 1973), А.Панченко (Русская культура в канун петровских реформ. М., 1984), Г.Потаповой («Все приятели кричали, кричали.». М.,1995), Т.Гриц, В.Тренина (Словесность и коммерция. М., 1929), Б.Эйхенбаума (В ожидании литературы, 1924), И.Розанова (Литературные репутации. М., 1980), А.Рейтблата (Как Пушкин вышел в гении. М., 2001), Ю.Лотмана (Культура и взрыв. М., 1992), М.Берга (Гамбургский счёт, 1997), М.Абашевой (Литература в поисках лица (русская проза в конце XX века: становление авторской идентичности). Пермь, 2001) и др.

При описании литературной стратегии массового писателя, а соответственно формульной литературы, мы обращаемся к трудам Ю.Лотмана, А.Зверева, Дж.Кавелти, К.Теплиц, М.Адамович, В.Хализева, А.Долгина, М.Литовской, Б.Дубина, Л.Гудкова, Н.Мельникова и др. В своём понимании постмодернистской и сетевой литературы мы опираемся на работы И.Ильина, И.Скоропановой, В.Курицына, М.Липовецкого, И.Смирнова, М.Эпштейна, А.Андреева, С.Корнева, Г.Гусейнова, В.Линецкого, А.Ваганова, Э.Шмидта, О.Дедовой, О.Баранова, А.Парамонова, Л.Пирогова и др.

На защиту выносятся следующие положения.

1. На уровне функционирования текстов, их выхода к читателю гетерогенность современной тюменской литературы проявляется в соединении и взаимодействии коммерческой и некоммерческой стратегий писателей, представляющих собой современные версии традиционных стратегий: «поэт-учитель», придворный и коммерческий художник.

2. Стратегия В.Строгалыцикова складывается в поле массовой литературы. Автор создаёт серию политических триллеров о приключениях региональной властной элиты, которые строятся по формуле: герой своего времени (журналист, политик, банкир), призванный защищать гуманистические ценности и действующий в опасных для жизни ситуациях. Формула политического триллера, написанного на так называемом местном материале, во многом предопределила круг читателей и пространство функционирования произведений в тюменской и общероссийской литературе.

3. Выстраивая внетекстовую стратегию, В.Строгальщиков использовал различные средства для «продвижения» книги к читателю, но успешной его стратегию в поле коммерческой культуры сделала победа в конкурсе «Российский сюжет» (2002) и, как следствие, контракт со столичным издательством «Пальмира». Референтная группа писателя - массовый читатель, предпочитающий остросюжетную прозу другим жанрам формульной литературы.

4. Стратегия некоммерческого писателя М.Немирова связана с его изначальной ориентацией на неофициальное искусство. Автор создаёт произведение, рассказывающее о становлении тюменской «андеграундной» культуры, используя для этого художественные «парадигмы» классической, постмодернистской и сетевой литературы, что определяет пространство функционирования его произведений и референтную группу.

5. Внетекстовая стратегия М.Немирова складывается на границе реальности (Тюмень - Москва, Санкт-Петербург) и виртуальности (Интернет).

Специфика существования «Большой тюменской энциклопедии» в этих пространствах связана с её текстовым аспектом. Книга долгое время была произведением самиздата. Сотрудничество М.Немирова со столичными художественными кругами (М.Гельманом, Митьками, издательством «Красный матрос», «Русским журналом», сайтом «ЛЕНИН» и др.) определило дальнейшее творческое поведение писателя, разместившего «БТЭ» в Интернете и создавшего там новые виртуальные проекты. Референтную группу М.Немирова составляют читатели, владеющие современными художественными языками, предпочитающие «серьёзную» литературу так называемого авангардного направления.

Основные результаты исследования, обладающие научной новизной:

1. В диссертации впервые тюменская литература изучается с точки зрения реконструкции литературных стратегий писателей, для чего обосновывается возможная техника анализа стратегий современных авторов, включающая текстовый и внетекстовый аспекты.

2. В работе выявлено, что стратегия В.Строгалыцикова связана с полем массовой литературы. Это коррелирует с поэтикой его произведений (выбор жанра триллера, а также героя, сюжета, тематики и проблематики в их региональном компоненте).

3. В исследовании установлено, что внетекстовая стратегия В.Строгалыцикова строится по формуле: из провинции в столицу и обратно, что позволило автору завоевать своего читателя (увеличить референтную группу) не только на региональном, но и общероссийском книжном рынке массовой литературы.

4. Текстовая стратегия М.Немирова предстаёт как соединение различных художественных практик (сетевой, классической и постмодернистской), совмещение которых определяет стилевую эклектику «Большой тюменской энциклопедии»: сочетание в поэтике произведения пародийности, цитатности, гипертекстуальности, мультимедийности, интерактивности и др.

5. В работе обосновывается внетекстовая стратегия М.Немирова, которая осуществляется по формуле: между провинцией, столицей и всемирной паутиной. Перемещение «БТЭ» из разряда самиздатовских текстов в ряды постмодернистской и сетевой литературы с их официальным статусом позволило автору реализовать новые проекты и одновременно расширить свою референтную группу, то есть соединить в литературной стратегии представления о творческом процессе и форме функционирования своих произведений.

6. В диссертационном исследовании тюменская литература впервые предстаёт как явление гетерогенное и полицентричное, включающее в себя не только так называемые «серьёзные» тексты (ориентирующиеся на традиции реализма XIX-XX веков), но и произведения массовой (коммерческой) и сетевой словесности.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, приложения и списка использованной литературы, включающего 309 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Лазарева, Татьяна Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертационное исследование, осуществлённое нами, является одним из возможных вариантов изучения механизмов функционирования современной, в частности, региональной (тюменской) литературы прежде всего с точки зрения того, как писатель добивается успеха, а литература находит свой путь к читателю. Перспективным направлением, открывающим в современном литературоведении новые возможности, представляется реконструкция литературных стратегий писателей, что позволяет включить тюменскую литературу в общероссийский процесс.

Анализ показывает, что стратегии современных авторов - новые версии традиционных форм поведения писателей в русской культуре: поэта-«властителя дум» (учителя, пророка), «придворного» и коммерческого писателя. На протяжении всего развития отечественной литературы все три стратегии тесно взаимодействуют: в одной стратегии писатель может совмещать разные элементы. Применительно к сегодняшней литературной ситуации, когда категория успеха (успешности писателя) и ориентация на читателя выходят на первый план, можно, вероятно, говорить о стратегиях коммерческого (быстрый успех у потребителя) и некоммерческого («гамбургский счёт» - эстетическая оценка произведения) писателя.

Проведённое нами исследование литературных стратегий В.Строгальщикова и М.Немирова позволяет предположить, что в их писательском поведении, направленном на успех, много общего, хотя они и выбирают для функционирования своих произведений разные пространства успеха.

Литературная стратегия В.Строгальщикова складывается в поле массовой литературы, что определяет её текстовый аспект. Мы полагаем, что автор осознанно выбирает для своих произведений одну из самых популярных на сегодня художественных форм и создаёт в рамках тюменской литературы новый жанр - политический триллер. Главные герои его книг - политик, банкир, журналист. При их создании писатель использовал традиционные стереотипы массовой культуры. Они - представители высших властных структур, которые, впрочем, как и полагается в формульной литературе, не отражающей, а преображающей реальность, воплощают лучшие человеческие качества - мужскую дружбу, преданность делу и т.п. Вероятно, именно эти качества должны привлекать читателя в героях книг. Кроме того, на противопоставлении внутреннего мира героев (который неизменен на протяжении всех романов) и внешних обстоятельств (деньги, выборы и т.п.) строятся в произведениях все сюжетные линии, вследствие чего в них постоянно возникают ситуации на грани жизни и смерти.

Отличительной чертой текстовой стратегии В.Строгалыцикова является ориентация прежде всего на регионального, тюменского читателя. Не случайно свой последний роман «Край» он сначала опубликовал в Тюмени. Это, в частности, обусловливает тематику и проблематику триллеров Строгалыцикова, который, в принципе, во всех четырёх книгах разрабатывает одни и те же образы: города, России, криминала и др. Но интриги, тайны, сюжетные коллизии в его романах держат внимание аудитории в напряжении, заставляя следить за очередным приключением персонажей.

Всё это в совокупности составляет «коммерческий потенциал» произведений писателя. Референтная группа автора в этот период - любители остросюжетной прозы, знакомые с проблемами региона.

Полностью реализовать свою стратегию ему удаётся лишь после победы на конкурсе «Российский сюжет» (2002). Издательство «Пальмира» взялось за «раскрутку» его текстов, применив весь спектр издательских технологий — презентация в Интернете, участие в Московской книжной выставке-ярмарке, рецензии в столичных изданиях и т.д. Это привело к тому, что читательская аудитория Строгалыцикова значительно расширилась. Увеличилась она, как мы полагаем, не только за счёт привлечения столичного потребителя, но и тех же тюменцев, которые, поддавшись столичной рекламе (усиленной местными

СМИ) и новому формату изданий, посмотрели на книгу иначе.

Таким образом, В.Строгальщиков добился успеха во многом благодаря тому, что его внетекстовая стратегия выстраивается в столичном пространстве, которое транслировало книги писателя обратно в провинцию, но уже как столичный «продукт».

Текстовая стратегия М.Немирова также складывается в провинции. В качестве пространства успеха писатель выбирает некоммерческую литературу. Первоначально он «работает» в поле неофициальной культуры, что обусловливает функционирование его произведений в рамках самиздата. С этим связана и тематика «Большой тюменской энциклопедии», в которой описывается становление неофициального искусства Тюмени: создание тюменской богемы, рок-групп, рок-клубов, проведение рок-фестивалей и т.п.

В границах некоммерческой литературы существуют различные писательские стратегии, оперирующие различными художественными языками - от реализма до постмодернизма. М.Немиров выбирает прежде всего те художественные практики, которые рождаются из духа противостояния официально-реалистическому направлению тюменской литературы. Авангардист по духу, человек андеграунда (богемы) в постмодернизме и сетевой словесности, М.Немиров создаёт сложнейший текст, в пространстве которого пересекаются разные типы письма, обусловливающие структурную эклектику текста (жанр энциклопедии, ризоматические связи, пародийность, цитация и т.д.).

Главными героями энциклопедии являются тюменщики - поколение, существующее сразу в двух эпохах (советской и постсоветской) и двух культурах (официальной и неофициальной). Это определяет внутренний сюжет произведения, выстраивающийся вокруг судеб действующих лиц. В книге есть и автобиографический герой - думающий, размышляющий человек; поэт, воспитанный андеграундной эпохой. С ним связаны поднимающиеся в произведении вопросы о роли художника в современной культуре, построенной, по мнению Немирова, во многом по законам массового искусства.

В «Большой тюменской энциклопедии» писатель использовал и некоторые элементы поэтики сетевой литературы: интерактивность, визуальные и вербальные ссылки, мультимедийность и т.п. Всё это позволило автору перенести «БТЭ» в виртуальное пространство, не нарушив при этом смыслового и структурного единства текста.

Переезд М.Немирова в Москву, победа в престижном Интернет-конкурсе (ТЕНЕТА), сотрудничество с Маратом Гельманом, «Русским журналом» и т.д. не внесли существенных изменений в его стратегию, поскольку для него важны такие категории, как самовыражение, эстетическая оценка творчества и т.п. Таким образом, внетекстовые факторы хоть и являются значимыми для «продвижения» произведений на книжный рынок, но не определяют стратегию писателя. Внетекстовая стратегия М.Немирова, в частности, складывается в пространстве «альтернативной» культуры. Автор общается с такими группировками и людьми, как Митьки, ОсумБез, А.Тер-Оганян, М.Вербицкий, М.Сапего («Красный матрос») и др.

Стилевая эклектичность «Большой тюменской энциклопедии» (текстовый аспект стратегии) определила её функционирование в нескольких полях: провинциальном, столичном и виртуальном. При этом референтная группа писателя - сообщество провинциалов-тюменщиков - постепенно расширяется. Это читатель, владеющий языком постмодерниской и сетевой словесности, предпочитающий «серьёзную» литературу, рассказывающую о становлении и развитии неофициальной культуры (авангардного направления).

Итак, литературная стратегия М.Немирова (в её полном варианте) реализуется в провинциальном, столичном и виртуальном пространстве. При этом провинция в этой триаде (в отличие от оппозиции «столица» — «провинция» у В.Строгалыцикова) - равнозначный элемент, без которого бы стратегия не состоялась ни в её текстовом, ни во внетекстовом аспектах.

Очевидно, что литературные стратегии современных тюменских писателей складываются по формуле: из провинции в столицу. Дальше у каждого свой путь.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Лазарева, Татьяна Сергеевна, 2004 год

1. Тюменцы также предпочитают детективы (22%) другим жанрам формульной литературы.

2. 60 Итого

3. Русская классическая литература 1,8 4,5 2,6 1,1 3,7 0,5 0,7 15,6

4. Романы о любви (любовные, «женские») 3,2 1,6 о,з 1,8 7,1 ОД 0,3 14,5

5. Детективы 0,5 2,2 4,3 2,8 7,5 1,8 0,5 22

6. Боевики 0,1 0,7 0,9 0,3 1,8 - 3,7

7. Триллеры 0,1 ол 1,3 1,5 0,7 - 3,7

8. Приключенческая литература 0,7 2,2 3,7 1,6 2,6 0,3 1,1 13

9. Научная фантастика, фэнтези 2,2 2 3 0,9 2 - 10,3

10. Элитарная литература 1,8 0,7 0,5 1,3 ~ 0,1 4,7

11. Книги по истории 1,1 2 2,4 0,9 4,9 0,7 1,5 13,5

12. Книги о жизни известных людей/«звёзд» 0,5 0,7 2 1,3 5,2 0,7 2,2 13

13. Справочники 1,6 1,8 1,8 1,6 4,3 0,5 0,7 12,2

14. Энциклопедии 3,2 2 2,8 1,6 3,7 0,2 0,9 14,4

15. Специальная литература 4,1 3 4,5 1,6 5 0,5 0,3 19,3

16. Научная литература 1,1 2,6 4 0,7 2,8 0,3 0,3 12

17. Чем вызван постоянный интерес к детективу со стороны читателей?

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.