Любовь как этическая ценность: этико-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Тарновский, Константин Юрьевич
- Специальность ВАК РФ09.00.05
- Количество страниц 170
Оглавление диссертации кандидат философских наук Тарновский, Константин Юрьевич
ВВЕДЕНИЕ.З
ГЛАВА I. Методологические и историко-философские основания любви как нравственной ценности.
§ 1 .Понятие любви: историко-философские, ценностные истоки и основания космологический и аксиологический подходы).
§2. Религиозно-богословский и эротический подходы в понимании любви. Виды любви, их нравственный смысл.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Философская рефлексия любви как традиция русской культуры2006 год, кандидат философских наук Кочетовская, Елена Германовна
Философия любви немецкого романтизма2009 год, кандидат философских наук Садунова, Наталия Владимировна
Историко-культурная традиция интерпретации любви в России: на примере творчества А.И. Герцена и Л.Н. Толстого2006 год, кандидат философских наук Харыбин, Владимир Борисович
Философия любви: основания самореализации человека2007 год, доктор философских наук Сабекия, Раушана Бейсеновна
Любовь как смысложизненная ценность2008 год, кандидат философских наук Базарова, Марина Владимировна
Заключение диссертации по теме «Этика», Тарновский, Константин Юрьевич
Основные выводы
Этико-философский анализ феномена любви, в его нравственно-ценностном аспекте, позволил прийти к следующим выводам.
1. Нравственное содержание любви заключается в духовном преображении человеческой личности, которое происходит через нравственное совершенствование, механизмом которого является любовь.
2. Можно выделить следующие ступени нравственной актуализации любви: 1) объект любви наделяется чертами идеала, любящий противопоставляет собственную неполноценность его полноценности; 2) соединение с объектом любви: происходит обретение полноценности, достижение идеального «Я», что связано с процессом реализации блага Другого, осознаваемого как ценностное восполнение любящего; 3) в любв№ идеал предстаёт не только в образе идеального «Я» любящего, но и в образе абсолюта — т.е. идеальной1 гармонии мира, механизмом реализации которой является любовь.
3. Любовь может быть определена как базовая* нравственнаяь ценность, которая связана с такими ценностными категориями-как долг, добро, красота, с добродетелями милосердия, самопожертвования, сострадания. Нами, показано; что любовь в системе нравственных ценностей выступает как механизм, посредством которого высшие нравственные идеалы и ценности (долг, добро, красота, истина), проявляются в добродетелях, образуя ценностно-мотивационную и эмоционально-психологическую установки, личности, которые, формируя воление, реализуют ценностные идеалы в нравственной деятельности личности, образ и стиль жизни.
4. Установлено, что характерной чертой любви как ценности является ее амбивалентность, что подразумевает ее одновременную- абстрактность и конкретность. Устремлённость на соединение с определённым объектом любви (появление «Мы»-бытия) рождает возможность единения с бытием, космосом, абсолютом. Любовь формирует не только отношение к конкретному индивиду (явлению), но и к миру в целом. Сущность любви заключена в том, что, будучи способным любить конкретного Другого, человек получает способность любить мироздание в его целостности, стремиться к его совершенствованию, что делает любовь силой эволюционного развития.
5. Можно утверждать, что в настоящее время в общественном сознании происходят ценностные подмены нравственного содержания любви, в основе которых - вызовы культуры, навязывающие общественному сознанию идеалы успешной жизни, атрибутом которых являются сексуальность, половая сексуальная любовь. Происходит внедрение в сознание таких мотиваций любви как удовлетворение половых потребностей, что сужает ее ценностное содержание, ограничивая этический ареал любви форматом чувственных потребностей и индивидуальных, эгоистических интересов. В сущности, современные представления о любви демонстрируют, утрату традиционных ценностей и идеалов, обозначая факт наличия в современном обществе ценностей «измененного сознания», содержание которых раскрывается как процесс формального единения с Другим и направлено на цели эгоистической самореализации.
3. Любовь есть актуализация нравственного идеала. Стремление выйти за пределы «Я» означает наличие нравственного идеала, к которому стремится человек. Актуализация идеального в любви подразумевает три ступени: стремление к Другому, наделённому идеальными качествами; стремление к идеальному «Я»; стремление к идеальному мироустройству. В любви восхождение к идеальному «Я» осуществляется через личность Другого, через другого человека, который для «Я»-эмпирического наделен определенными идеальными качествами. Приближаясь к Другому, человек осознает себя сопричастным идеальному, осознает свою сопричастность идеальному, выраженному в поступках и качествах любимого человека или явления. Такая взаимосвязь присутствует во всех так называемых видах любви (мы считаем возможным указать на условность этрго термина) — половой, родительской, любви детей к родителям, любви к тому, что не является человеком (Богу, природе, работе, музыке). Любя, человек видит в объекте своей любви идеал, объект любви всегда отражает представления любящего об идеале. Здесь осуществляется взаимодействие сущего (эмпирического «Я» любящего) и должного (которое для любящего олицетворяется, в частности, объектом его любви, наделенном идеальными качествами). Так, родитель всегда считает своего ребенка «особенным», самым лучшим. В свою очередь, ребенок любит родителей, видя в них пример того, «как должно быть», руководствуясь их поступками как идеальными, даже если они не являются таковыми. В половой любви возлюбленный (возлюбленная) наделяется, а часто и обладает, теми качествами, которых не хватает любящему, и которыми он (увидев их в любимом человеке) дополняет, восполняет своё эмпирическое «Я». Однако идеал также раскрывается как образ мировой гармонии, т.е. идеального мироустройства. Идеал всегда лежит вне эмпирического «Я», достижение идеала и есть восполнение человеческой сущности, стремление к целостности, и механизмом реализации этого стремления выступает любовь. Целостность есть взаимодействие человека с миром Абсолюта, осознание безграничности возможностей совершенства, в стремлении к ней реализуется желание человека в целом нравственность нередко подразумевает выбор между рациональностью и иррациональностью, то в любви такой выбор на начальном этапе отсутствует, действие, совершаемое по любви, всегда глубоко нравственно и не предполагает рефлексии, связанной с антагонизмом между нравственностью и разумом. Поэтому только в любви достигается гармоническое сосуществование биопсихической и духовной сторон человека.
6. Реализация способности к совершенствованию мира и своего «Я» путем сознательного действия во благо (развитие) Другого (объекта любви) может быть названа нравственным смыслом любви. Любовь благодаря этому оказывается механизмом нравственного самосовершенствования. Способность к любви (как к чувству) присуща каждому человеку, однако она проявляется в различной степени в зависимости от духовно-нравственного развития. Чувство любви — лишь форма проявления этого феномена, через чувство проявляет себя любовь и высокая, oco3HaBaeMafli как нравственная* ценность, и «случайная», реализующая стремление человеческих индивидов к единению (такое стремление, по B.C. Соловьёву, присуще всему живому). В способности к отходу от эгоизма, бескорыстному усилению «Я» Другого, выходу за пределы своего «Я» состоит сущность любви. На определённом уровне личностного развития' любовь осознаётся в качестве нравственной ценности, посредством которой удовлетворяется потребность человеческого существа в самосовершенствовании и совершенствовании мироздания. В системе нравственных ценностей любовь занимает особое место, придавая наполненность и целесообразность другим нравственным ценностям, таким как долг, жертвенность, милосердие, сострадание, и способствуя успешной их реализации в процессе человеческой жизни.
Таким образом, оказывается возможным построить следующую схему проявления любви: чувство (оно характеризует любовь с точки зрения, прежде всего, психологии и социальной психологии) => способность к трансценденции и бескорыстная устремлённость к благу Другого, или к развитию объекта любви (в этом - онтологическая и этическая характеристики любви) => нравственная ценность (в этом случае любовь как способность к трансценденции осознаётся и принимается как ценное с точки зрения нравственности, как то, следование чему само по себе воспринимается как благо; это — этическая и аксиологическая характеристики любви). В признании блага Другого высшей целью и стремлении реализовать это благо — сущность феномена любви; в чувстве, носящем • биопсихосоциальный, осознанный характер и проявляющемся- через различные эмоции - его природа. В» признании благом самой любви как бескорыстной отдачи — её нравственная ценность. Любовь как чувство • способно стать силой нравственного преображения, т.е. предшествовать ему, а, с другой стороны, выступая в качестве ценности, она сама подразумевает под собой нравственную основу.
7. В современном обществе содержание понятия «любовь» изменяется, в первую очередь, под воздействием рынка, который путем рекламы навязывает упрощенное, вульгаризированное содержание* этого - понятия' (хрестоматийным примером может служить название одиозной телепередачи «Дом-2. Построй свою любовь»). В то время как человек мыслится как проект, который оценивается в соответствии с его > успешностью или неуспешностью, любовь осознается как часть этого ^ проекта. Такое содержательное наполнение категории любви поверхностно, игнорирует нравственно-ценностную составляющую сознания любого человека, а-потому может быть признана губительной1 для человеческого общества. Изменению такой системы может способствовать только общее повышение нравственности каждого^ конкретного индивида, устойчивость нравственных установок перед соблазнами рационально построенного общества.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Тарновский, Константин Юрьевич, 2011 год
1. Августин Аврелий. Исповедь/Аврелий Августин, пер. М.Е. Сергеенко. - Спб.: Азбука, 1999. - 391 с.
2. Августин Августин. О граде Божием/Аврелий Августин. — М.: ACT; Мн.: Харвест, 2000. 1296 с.
3. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии/А. Адлер. — М.: Когито-центр, 2002. 218 с.
4. Адлер А. Понять природу человека/А. Адлер. Пер. с нем. Е.А. Цыпина. Спб.: Академический проект, 2000. — 253 с.
5. Алексеев A.A. Любовь, альтруизм, гедонизм: к определению единства понятий/А.А. Алексеев /Смыслы, ценности, нормы бытия человека, общества, государства. II региональная научная конференция, 30 мая 2010. — Челябинск, 2010. 251 с. - с. 3-4
6. Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию/С.Ф. Анисимов — М.: Современные тетради, 2001. 128 с.
7. Апресян Р.Г. Заповедь любви/Р.Г. Апресян//Человек. 1994. №1. - С. 103-11; №3.-С.22-33.
8. Апресян Р.Г. Золотое правило в этике Аристотеля/Р.Г. Апресян// Философия и этика. Сборник научных трудов к 70-летию академика А. А. Гусейнова/ Под ред. Р.Г. Апресяна. М., «Альфа-М», 2009. - 797 с. - С. 157170.
9. Апресян Р.Г. Идея морали/Р.Г. Апресян. М.: ИФРАН, 1995. - 348с.
10. Апресян Р.Г. Разночтения любви/ Р.Г. Апресян// Грани познания. Наука, философия, культура в XXI в.: сб. статей в 2 т. Т.2/Под ред. Н.К. Удумян. -М.: Наука, 2007. С. 325-342
11. Аристотель. Этика/Аристотель. М., «ACT», 2010. - 492 с.
12. Аристотель. О душе'. Электронный ресурс. http ://psy Iib.org.ua/books/arist01 /txt02.htm
13. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.1. /В.Г. Белинский; Под общей ред. Ф.М. Головенченко. М., ГИХЛ Гослитиздат, 1948. -800 с.
14. Берберова H.H. Курсив мой. Автобиография/Н.Н. Берберова. — М.: Захаров, 2009. 688 с:
15. Бердяев H.A. Метафизика пола и любви/Н.А. Бердяев. Спб.: Азбука-классика, 2008. — 219 с.
16. Бердяев H.A. О назначении человека/Н:А. Бердяев. М.: ACT; М.: Хранитель, 2006. — 478 с.
17. Бердяев H.A. Смысл- творчества Электронный ресурс. .http://www.philosophy.ru/librarv/berd/creation.html
18. Бреус Т.В: Любовь как вид бытия.: Дисс. канд. философских наук/Бреус Татьяна Владимировна. — Уфа; 2002. — 198 с.
19. Бреус Т.В. Тело и дух в любви/Т.В. Бреус// Материалы Научно-практической конференции «80 лет высшему образованию Оренбуржья», 14-15 окт. 1999 г. В 2 ч. Ч. 2: Гуманитарные секции. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 1999. С. 80-81
20. Булгаков С.Н. Свет невечерний Электронный ~ ресурс. http ://www.vehi.net/bulgakov/ svet/
21. Бычков B.B. Апологеты. Блаженный Августин (серия «Эстетика отцов церкви») Электронный ресурс. http ://www.krotov.info/libr min/b/bul gakovs/page25 .htm ■
22. Бэкон Ф. Собрание сочинений в 2 т. Т. 2. /Ф. Бэкон. М.: Мысль, 1978.-568 с.
23. Валла Л. О наслаждении. Электронный ресурс. http://libelli.ni/works/o kaife.htm
24. Волков В.Н. Онтология личности/В.Н. Волков. Иваново: Иван, гос. ун-т, 2001.-378 с.
25. Вышеславцев Б.Н. Этика преображённого эроса/Б.Н. Вышеславцев. 1 М.: Республика, 1994. - 367 с.
26. Гаджикурбанова П.А. Учение о долге в этике Ранней Стой : дисс. канд. философских наук/Гаджикурбанова Полина Аслановна. — М., 2001. — 121 с.
27. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х т. Т. 1 ./Г.В.Ф. Гегель; Пер. с нем. М. И. Левиной. М.: Мысль, 1975. - 532 с.
28. Гильдебранд Д. Метафизика любви/Д. фон Гильдебранд. Спб.: Алетейя, 1999.-628 с.
29. Гильдебранд Д. Этика/Д. фон Гильдебранд. СПб.: Алетейя; Ступени, 2001.-566 с.
30. Гиппиус З.Н. Задумчивый странник. О Розанове/Гиппиус З.Н.// Розанов В.В. Миниатюры/В .В. Розанов; сост. А.Н. Николюкин. М.: Прогресс-плеяда, 2004. - 544 с. - С. 499-542.
31. Гоготский С.С. Философский словарь/С.С. Гоготский. — Спб.: Тропа Троянова; Иваново: ИТ «Роща Академии», 2009. 297 с. — (Первые философские словари).
32. Дерябин B.C. Чувства, влечения и эмоции. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций/В.С. Дерябин. М.: ЛКИ, 2010. - 224 с.
33. Джонсон Р. Мы: Источник и<, предназначение романтической любви/Р. Джонсон. пер В.К. Мершавки. М.: Гиль-Эстель, 1998. — 156 с.
34. Епифанова H.H. Нравственность и жизненный мир человека. Осмысление трансцендентального идеала/Н1.Н. Епифанова. — Саратов: Научная книга, 2009.- 153 с.
35. Ефимов В.И., Таланов В.М. Общечеловеческие ценности/В.И. Ефимов, В.М. Таланов. М.: Академия естествознания, 2010. - 248 с.
36. Жанбуршина Р.Б. Онтологическое обоснование любви: философско-антропологический аспект. Автореф. дисс. . канд.филос. наук/Жанбуршина Раушана Бейсеновна. Уфа, 1996. — 17 с.
37. Зайцева О.В. Любовь как принцип бытия человека/О.В. Зайцева//Смыслы, ценности, нормы бытия человека, общества, государства. II региональная научная конференция, 30 мая 2010. Челябинск, 2010. - 251 с. -с.80-82.
38. Зубец О.П. Мораль в зеркале любви/О.П. Зубец//Размышления о любви (Любовь как нравственное явление) (Сборник)/ Сост. Зубец О.П. — М.: Знание, 1989. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика», №4).- С. 3-17.
39. Ивин; A.A. Многообразный мир любви/А.А. Ивин// Философия любви. Сб. статей в 2 т. Т.1. /Под ред. Д.П. Горского, сост. A.A. Ивин. — М.: Политиздат, 1990. -С.380-508.
40. Ильенков Э.В. Философия и культура Сборник./Ильенков Э.В., ОЙзерман Т.И., Шилов Г.Е., Суворов A.B. М.: Политиздат, 1991. - 462 с.
41. Ильин Е.П. Эмоции и чувства/Е.П: Ильин. СПб.: Питер, 2001. -749 с.
42. Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 4. Ч. 2/И. Кант; под; общ. ред. В.Ф. Асмуса. А. В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. М.: Мысль, 1966. - 478 с.
43. Котова Е.В. Философский анализ понятий энергии и информации. Дисс. . доктора философских наук/Котова Елена Викторовна. Киев, 1984. -307 с.
44. Котылев А. Ю. Феноменология любви. Античность. Средние века. Эпоха Возрождения. XVII в. Очерки. Хрестоматия/А.Ю. Котылев. Сыктывкар, Сыктывкар, гос. ун-т, 2003. - 259 с.
45. Кузьмина A.B. Категория "интерес" в философии и праве/А.В. Кузьмина. М.: Юридическая литература, 2009. - 189 с.
46. Ларошфуко Ф. Мемуары. Максимы/Ф. Ларошфуко. М.: ACT, 2003. -349 с.
47. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян/Н. Лапин//Социс. 1996. -№5. - С.3-23.
48. Ласло Э. Макросдвиг (К устойчивости мира курсом перемен)/Э. Ласло. М.: Тайдекс Ко, 2004. - 206 с.
49. Левова И.Ю., Пашнина Л. А. Анализ проблемы любви: этимологический, историко-культурный, аксиологический/И.Ю. Левова и Л.А. Пашнина Электронный ресурс. http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Linguist/Article/lev anprobl.php
50. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Электронный ресурс. http://www.philosophv.ru/library/losef/renaesth/06.htm
51. Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда/К.С. Льюис. М.: Республика, 1992.-432 с.
52. Минкинен Л.Д. Онтологические и теоретико-познавательные основания этического идеала : дисс. канд. философских наук/Минкинен Людмила Дмитриевна. Спб, 2006. — 150 с.
53. Мир и эрос. Антология философских текстов о любви/Сост. Р. Г. По дольный. М.: Политиздат, 1991.-333 с.
54. Нагапетян E.H. Социально-философская концепция долженствования в эстетической деятельности: автореф. дисс. . канд.филос. наук/Нагапетян Елена Николаевна. Омск, 2006. - 19 с.
55. Назаров В.Н. Прикладная этика. Учебник по направлению подготовки «Прикладная этика»/В.Н. Назаров. М.: Гардарики: 2005. — 302 с.
56. Наука и жизнь: бюро иностранной научно-технической информации//Наука и жизнь. — 2010. №9. — С. 72-73.
57. Налимов В.В. Вездесуще ли сознание?/В. Налимов//Человек. 1991. - №6.-С. 15-22.
58. Некрасова H.A. Феномен духовности. Бытие и ценность/Н.А. Некрасова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. - 232 с.
59. Новейший философский словарь/ В. А. Кондратов, Д. А. Чекалов, В. Н. Копорулина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 668 с.
60. Ортега-и-Гассет X. Этюды о любви/Х. Ортега-и-Гассет. СПб.: Лимбах, 2003.-416 с.
61. Платон. Диалоги/Платон. М.: Эксмо, 2009. - 640 с.
62. Платонов К.К. Структура и-развитие личности/К.К. Платонов. — М.: Наука, 1986. 254 с.
63. Разин A.B. Основы этики/А.В. Разин. М.: Форум; Инфра-М, 2010.- 304 с.
64. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия, от истоков до наших дней в 4 т. Т.З. От Возрождения до Канта/Пер. с итальянского и ред. С. Мальцева.- М.: «Пневма», 2008. 880 с.
65. Розанов В.В. Миниатюры/В.В. Розанов. ; сост. А.Н. Нйколюкин. Приложение: 3. Гиппиус. Задумчивый странник (О Розанове). — М.: Прогресс-плеяда, 2004. 544 с.
66. Розин В.М., Шапинская' Р.В. Природа любви. Понимание и изображение любви и сексуальности в разных культурах, в работах философов, в искусстве/В.М. Розин, Р.В. Шапинская. -М.: Б.и:, 1993: 173 с.
67. Руденко А.М: Философско-антропологическая экспликация феномена любви: от классики до постмодерна : дисс. . канд. философских наук/Руденко Андрей Михайлович. Ростов-на-Дону, 2007
68. Рюриков Ю.Б. Любовь: ее настоящее и будущее// Философия любви. В12 тт. Т. 1/Под ред. Д.П. Горского, сост. A.A. Ивин. М.: Политиздат, 1990.-510 с.-С. 268-331.
69. Сабекия Р.Б. Самореализация личности : онтология, гносеология, аксиология любви/Р.Б. Сабекия. -М.: Наука, 2007. 256 с.
70. Сабекия Р.Б. Философия любви: основания самореализации человека : дисс. . доктора философских наук/Сабекия Раушана Бейсеновна — Уфа, 2007 330 с.
71. Сабиров В.Ш., Соина О.В. Этика и нравственная жизнь человека/В.Ш. Сабиров, О.В. Соина. — Спб.: Дмитрий Буланин, 2010. 486 с.
72. Садунова Н.В. Философия любви немецкого романтизма. Дисс. канд. филос. наук/Садунова Наталия Владимировна. Тверь, 2009. — 154 с.
73. Салас Соммэр Д. Наука любви/Д. Салас Соммэр. — М.: Научная книга, 2008. 256 с.
74. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к Другому: любовь, язык, мазохизм / Философия любви. В 2 тт. Т. 2/Сост. A.A. Ивин. — М.: Политиздат, 1990.-605 с.-С. 459-478.
75. Спиноза Б. Краткий трактат о боге, человеке и его счастье Электронный ресурс. http://www.i-u.ru/biblio/archive/spinosa kratkiv
76. Спиноза Б. Этика/Б. Спиноза; пер. с латинского H.A. Иванцова. — М.: Академический проект, 2008. 431 с.
77. Соловьёв1 B.C. Оправдание добра: Нравственная философия/В.С. Соловьёв. М.: Академический проект, 2010. — 672 с.
78. Соловьёв B.C. Сочинения в 2 т. Т.2/В.С. Соловьёв. — М.: «Мысль», 1990.-822 с.
79. Соловьев B.C. Избранные произведения/В.С. Соловьёв. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544 с.
80. Старостин В.П. Сострадание как социально-философский феномен: автореферат дисс. . канд. философских наук/Старостин Владимир Петрович. — Якутск, 2008. 22 с.
81. Суворов О.В. Сознание и абсолют (Философский трактат)/О.В. Суворов. М.: Логос, 1999. - 190 с.
82. Таранов П.С. 150 мудрецов и философов. Жизнь, судьба, учение, мысли. Интеллектуальный энциклопедический справочник. В 2 т. Т.1/П.С. Таранов. Симферополь - Запорожье: «Нарус-М», 2000. - 848 с.
83. Тейяр де Шарден П. Божественная среда/П. Тейяр де Шарден. — М.: ACT, 2003.-314 с.
84. Тейяр де Шарден. Феномен человека/П. Тейяр де Шарден; пер. с фр. О.С. Вайнер и др. М.: ACT, 2002. - 352 с.
85. Унамуно^М: О трагическом? чувстве жизни у людей и народов. Электронный ресурс. http://www.musa.narod.ru/unam.htm.
86. Фейербах Л. Собрание сочинений в 2 т. T.l/Л. Фейербах; отв. ред. Б.В. Мееровский. -М.: Наука, 1995. 502 с.
87. Фейербах Л. Собрание сочинений в 2 т. Т.2./Л. Фейербах; отв.ред.Б.В. Мееровский. М.: Наука, 1995. - 424*с.
88. Философия любви. Сб. статей в 2 т. Т. Г. /Под ред. Д.П. Горского, сост. А.А. Ивин. -М.: Политиздат, 1990. 510 с.
89. Философский энциклопедический словарь/Сост. Е.Ф. Еубский, Г.В. Кораблёва, В.А. Лутченко. Mi: Инфра-М; 2009. - 570 с.
90. Фичино М. Комментарий на «Пир» Платона Электронный ресурс. http://www.i-u.ru/biblio/archive/fichinipir
91. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины Электронный ресурс. http://imwerden.de/pdi7florensky stolp i utverzhdenie istini 1914.pdf
92. Фомин А. А. Любовь к себе: где ошибка?/А.А. Фомин// Николин день. Ежеквартальное приложение к газете «Инженер транспорта». — 2010 №42 (осень): - С. 7-8.
93. Фрагменты ранних греческих философов/Отв. ред., авт. вступ. ст. И.Д. Рожанский, изд. подгот. А. В. Лебедев. М.: Наука, 1989. - Ч. 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - 576 с. - (Памятники философской мысли).
94. Франк C.JI. С нами Бог. Три размышления Электронный ресурс. http://www.vehi.net/frank/neposty06.html •
95. Фромм Э. Иметь или быть? Электронный ресурс. http://ru.philosophy.kiev.ua/library/fi'omm/haveorbe.html
96. Фромм Э. Искусство любить/Э. Фромм. М.: ACT, 2008. - 223 с.
97. Фромм Э. Психоанализ и этика/Э. Фромм. — М.: Республика, 1993. -414 с.
98. Хачатрян A.A. Природа эгоизма, альтруизма и человеческая природа (Лекция)/А. Хачатрян. Ереван, 1982. - 22 с.
99. Шапинская E.H. Эстетика красоты и любви в культуре Индии Электронный ресурс. http://iph.ras.ru/page50837155.htm
100. Шестаков В. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство Электронный ресурс. http://lit.lib.ru/s/shestakow w p/text OOlO.shtml
101. Шопенгауэр А. Метафизика половой любви/А. Шопенгауэр; пер. с нем. Ю.И. Айхенвальда. СПб.: ИД «Азбука-классика», 2008.-224 с.
102. Шпрангер Э. Формы жизни/Шпрангер Э.//Психология личности. Тексты, под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. -287 с.
103. Шумилов С.Н. Идеал и идеализация в социальном познании: дисс. канд. философских наук/Шумилов Сергей Николаевич. — Казань, 2008. 163 с.
104. Эразм Роттердамский. Философские произведения/Эразм Роттердамский. — М.: Наука, 1986 702 с.
105. Юркевич П.Д. Философские произведения/П.Д. Юркевич. М.: Правда, 1990. - 669 с.
106. Яковлева Е.И. Ценностные основы глобализации/Е.И. Яковлева. -Н. Новгород, 2010.- 159 с.
107. Xirau, Joaquín. Amor у mundo у otros escritos / Joaquím Xirau. -Barcelona: univ. autónoma de Barcelona. Colegio de México, 1983. 281 c.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.