Методическое сопровождение процесса обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.03, кандидат педагогических наук Потемкина, Алла Вадимовна

  • Потемкина, Алла Вадимовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.03
  • Количество страниц 249
Потемкина, Алла Вадимовна. Методическое сопровождение процесса обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.03 - Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия). Санкт-Петербург. 2003. 249 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Потемкина, Алла Вадимовна

Введение.

Глава 1. Основные аспекты педагогического сопровождения образовательного процесса детей с нарушениями зрения.

1.1. Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе слабовидящих школьников.

1.2. Методическое сопровождение в логике личностно-деятельностного подхода.

1.3. Развитие творческой деятельности в условиях зрительной депривации.

1.4. Изобразительная деятельность как средство творческого развития детей с нарушениями зрения.

1.4.1. Возрастные особенности развития изобразительной деятельности.

1.4.2. Особенности изобразительной деятельности слабовидящих младших школьников.

1.4.3. Приемы совершенствования изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников.

Глава 2. Проблемы развития изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников.

2.1. Изучение уровня развития изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников в процессе преподавания изобразительного искусства.

2.2. Анализ опыта практического обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников.

2.3. Анализ программ по изобразительному искусству.

Глава 3. Методическое обоснование модели сопровождения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников.

3.1. Теоретическое обоснование модели сопровождения процесса обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников.

3.2. Реализация модели методического сопровождения процесса обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников.

3.3. Анализ результатов опытного обучения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)», 13.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методическое сопровождение процесса обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников»

Актуальность исследования обусловлена широким распространением в системе образования в последнее время подсистемы сопровождения, как специфической педагогической деятельности по созданию учащимся оптимальных условий для развития потенциальных возможностей, духовного начала, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации.

В логике личностно-ориентированного обучения происходит поиск новых подходов к организации педагогического взаимодействия, в основе которого лежит процесс развертывания "субъект-субъектного" отношения, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность. Назначение разнообразных программ сопровождения связано с обеспечением основных прав человека на образование и свободы выбора развития. Особое значение приобретает проблема сопровождения человека в единстве с проблемой его индивидуальности. Становление индивидуальности происходит как присвоение и воспроизведение человеком элементов культурно-социального опыта в процессе общения, обучения, трудовой и других видов деятельности, когда не ограничиваются возможности полноценного развития [ 144].

В многообразии форм и уровней сопровождения, реализуемых в настоящее время, наблюдается определенный "дефицит" внимания к проблемам специальной (коррекционной) школы, ориентированной на социальную реабилитацию и интеграцию в общество детей с проблемами в развитии. Противоречие в данном случае заключается в том, что этот сектор образования, в наибольшей степени ответственный за предоставление обучающимся индивидуально-дифференцированных условий личностного развития, все еще не становится объектом внедрения сопровождения как комплексного метода, обеспечивающего создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в ситуациях выбора

М.И.Никитина, В.З.Кантор, Н.Н.Малофеев, Г.В.Никулина, Л.И.Плаксина, Л.И. Солнцева).

В то же время, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года относит сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья к приоритетам образовательной политики государства [70].

Таким образом, интерес к проблеме полифункционального педагогического сопровождения, интегрирующего различные формы оказания помощи субъекту развития во взаимодействии с образовательной средой, продиктован не только инновационными процессами в системе образования, но и на государственном уровне.

В настоящее время в педагогической науке активно уточняется смысл понятия "сопровождения" по отношению к различным объектам сопровождения — введены термины "дидактическое сопровождение", "организационно-управленческое сопровождение образовательных программ", "информационное сопровождение", "методическое сопровождение" и т.д. [14; 98,144].

Доминанта цели развития определяет смысл и назначение соответствующего вида сопровождения [98. С. 13]. В этой связи методическое сопровождение процесса обучения, рассматриваемое в настоящей работе, не адекватно методическому сопровождению образовательной программы. В условиях признания ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса, когда в процессе обучения происходит, по словам И.С.Якиманской, не просто интериоризацня ребенком заданных педагогических воздействий, а "встреча" задаваемого и субъектного опыта, обогащение последнего, его приращение, преобразование, методическое сопровождение процесса обучения изобразительному творчеству слабовидящих младших школьников определяет их целенаправленное саморазвитие и становление индивидуальности в единстве с окружающим миром. Именно такой смысл заложен автором диссертационного исследования в основу предложенной им модели методического сопровождения, которая, будучи ориентированной на преодоление массово-репродуктивного характера традиционных форм обучения, выводит его на личностный уровень.

Современное общество ставит в жесткие условия выживания всех своих членов. И, конечно, в самом сложном положении оказываются люди, имеющие те или иные виды ограничения развития. Поэтому перед образованием в целом и перед коррекционной педагогикой, в частности, встает сложная задача не только формирования основ знаний, обеспечения обучаемых системой знаний, но и вооружения их продуктивными способами, умениями самостоятельно приобретать новые знания, конечной целью которых является реабилитация и адаптация инвалидов в обществе. Необходимым условием становится раскрытие личностных возможностей ребенка, выявление и развитие его творческого потенциала, обучение реальному видению и использованию своих возможностей.

Современная педагогическая парадигма, педагогический опыт, накопленный за последние годы, предполагает образование и воспитание ребенка, направленное на раскрытие его индивидуальных черт и возможностей. "Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность" [162. С.46]. Следовательно, личность должна обладать индивидуальными качествами и возможностями, для раскрытия которых необходимо создание условий содействия ее развитию. Реализация таких условий в коррекционной школе осуществима на основе оснащения учебно-методическими комплектами всех видов учебной деятельности.

Отсутствие же таковых комплектов по ряду дисциплин (трудовое обучение, изобразительное искусство) создает предпосылки для поиска модели методического сопровождения процесса обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников, что также определяет актуальность настоящей работы.

В соответствии с вышесказанным кратко формулируется концепция исследования: методическое сопровождение процесса обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников представляет собой важнейший фактор их личностного развития.

Объект исследования — изобразительная деятельность слабовидящих младших школьников.

Предмет исследования — структура методического сопровождения процесса обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников.

Цель исследования — разработка и обоснование модели методического сопровождения процесса обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников.

Гипотеза исследования — наличие зрительного дефекта в виде слабовидения, порождает противоречие между программными требованиями, предъявляемыми к уровню изобразительных знаний и умений, и реальным уровнем их развития у слабовидящих младших школьников. Разрешение этого противоречия не может быть в полной мере реализовано в рамках существующего программного оснащения уроков изобразительного искусства в школах 3 и 4 вида и требуют разработки теоретико-методических подходов к организации и содержанию методического сопровождения начального этапа процесса обучения изобразительной творческой деятельности детей с нарушениями зрения, основанных на реализации общих, специальных и специфических принципов и пронизывающих основные компоненты образовательного процесса (целевой, содержательный, технологический, результативный).

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие и сущностные характеристики методического сопровождения образовательного процесса в контексте личностно-ориентированного подхода.

2. Выявить трудности обучения изобразительной деятельности слабовидящих младших школьников в условиях образовательного процесса.

3. Разработать и обосновать модель методического сопровождения процесса обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников в соответствии с современной педагогической парадигмой.

4. Апробировать модель методического сопровождения процесса обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников на практике, выявить ее эффективность в образовательном процессе.

5. Разработать методическое сопровождение процесса обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников в рамках предмета "Изобразительное искусство".

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретический анализ научной литературы по теме исследования;

- общенаучные специальные методы и приемы познания: моделирование, аналогия, сравнение, обобщение;

- анкетный метод;

- сравнительно-сопоставительный анализ;

- изучение продуктов деятельности;

- изучение документации учебных заведений.

Методологической и теоретической основой исследования явились: положения диалектической теории познания; методологические концепции развития знания; методологические принципы отражения, соответствия, дополнительности, единства исторического и логического; философские, культурологические и педагогические идеи о роли образования в современном мире, его влиянии на становление личности, развитие общества; методологические регулятивы современной образовательной парадигмы.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в:

- реализации комплексного подхода к проблеме сопровождения процесса обучения слабовидящих младших школьников, включающих психофизиологические, возрастные, индивидуальные факторы их развития и индивидуальные проявления зрительной патологии;

- выявлении трудностей практического обучения изобразительной деятельности слабовидящих младших школьников;

- установлении фактических причин возникновения трудностей в $ обучении изобразительной деятельности в начальной школе слабовидящих;

- разработке и обоснованиии модели методического сопровождения процесса обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников в контексте регулятивов новой педагогической парадигмы;

- использовании интегративного подхода к разработке и практической апробации условий оптимизации процесса обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников;

- разработке методического сопровождения на основе учета индивидуального развития ребенка и создании специальных условий обучения.

Результатом эксериментальной работы явилось повышение уровня изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников, основой чему стала реализация модели методического сопровождения образовательного процесса урока изобразительного искусства в начальной школе слабовидящих.

Практическая значимость исследования заключается в реализации разработанной модели методического сопровождения в образовательном процессе школы слабовидящих. Разработанные автором исследования методические рекомендации к урокам изобразительного искусства «Занятия изобразительным творчеством в начальной школе слабовидящих» внедрены в практику работы школ слабовидящих Санкт-Петербурга, Кронштадта, Сыктывкара, Вологды и др. городов.

Результаты исследования были использованы при прочтении курса лекций " Педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения", «Методика обучения изобразительной деятельности и тифлографика».

На защиту выносятся следующие положения:

1. С позиций личностно-ориентированного подхода понятие методического сопровождения процесса образования предстает как педагогическое взаимодейсивме, основанное на саморазвитии субъектов образовательной деятельности.

2. Реализация методического сопровождения процесса обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников является одним их необходимых условий их личностного развития.

3. Адекватное методическое сопровождение процесса обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников строится с учетом специфики зрительного дефекта и вторичных отклонений и способствует преодолению трудностей в развитии изобразительных умений и навыков, обусловленных зрительной депривацией.

4. Система методического сопровождения процесса обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников строится с опорой на реализацию общих (гуманизация, интегративность), специальных (ориентация на возрастной, индивидуальный уровень развития изобразительных умений и способностей) и специфических (степень нарушения зрения, характер нарушения зрения, наличие вторичных отклонений в развитии) принципов, а также пронизывает такие компоненты процесса обучения, как целевой, содержательный, технологический и результативный.

5. В условиях методического сопровождения процесса обучения изобразительной творческой деятельности повышается коррекционно-развивающая эффективность предмета изобразительного искусства как в плане развития изобразительных умений, так и творческого начала.

Основные положения и результаты диссертационного исследования получили апробацию на 10 научно-практических и научно-методических мероприятиях, в том числе 6 международных. Среди них: -VI — X международные конференции "Ребенок в современном мире" (Санкт-Петербург, 1999-2003гг);

- V международная научно-практическая конференция "Личность. Образование. Общество", Санкт-Петербург, 21-22 мая 2002 г.;

- Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению", Санкт-Петербург, 3-5 ноября 1999г.;

- городская научно-практическая конференция " Современные подходы к обучению, воспитанию и реабилитации детей с глубокими нарушениями зрения", Санкт-Петербург, 9 ноября 2001 г.;

- Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции», Санкт-Петербург, 13-15 октября 2003 г. и др.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения. Общий объем диссертации составляет 234 страниц (из них — 215 с. — основной текст), в том числе 4 таблицы, 4 рисунка и список литературы из 183 наименований. Кроме того, работа включает 9 приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)», 13.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)», Потемкина, Алла Вадимовна

ВЫВОДЫ К III ГЛАВЕ:

1. Основными факторами, определяющими компоненты модели методического сопровождения процесса обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников, являются необходимость учета их индивидуальных особенностей и создание оптимальных условий для развития личности ребенка с максимальным использованием его потенциальных творческих возможностей.

2. Реализация методического сопровождения процесса обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников способствует развитию их творческого потенциала, о чем свидетельствуют результаты обучающего эксперимента.

Заключение

Настоящая работа содержит результаты законченного научно-педагогического исследования проблемы обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников в контексте личностно-ориентированного подхода. Разворачивая идею методического сопровождения как педагогического взаимодействия в контексте создания максимально благоприятных условий для развития личности обучаемого, автор диссертации стремился доказать, что развитие изобразительной деятельности слабовидящих младших школьников происходит по тем же законам, что и развитие изобразительной деятельности нормально видящих детей при условии учета индивидуальных особенностей первых.

Особое значение в реализации методического сопровождения уделено деятелъностному аспекту обучения изобразительному творчеству, что и оказывает, в конечном итоге, решающее значение на развитие личности слабовидящего ребенка адекватно условиям окружающего мира, в который ему предстоит войти на правах равноправного члена общества. В этой связи, занятия изобразительной творческой деятельностью обладают мощным развивающим потенциалом, поскольку стимулируют субъективное отражение личностью реальной или возможной связи своих действий с достижением конечного результата — иначе говоря, способствуют "рождению действий" — главной "единицы" человеческой деятельности по А.Н.Леонтьеву.

Использование результатов исследования на практике подтвердило востребованность методического сопровождения обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников на основе предложенной автором модели.

Сравнительные результаты констатирующего и обучающего экспериментов, показатели контрольной группы позволяют говорить в повышении как уровня изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников, так и их личностного развития, что подтверждает гипотезу исследования.

В ходе решения поставленных задач автором диссертационной работы получены следующие результаты.

1. Проведенный анализ понятия методического сопровождения в контексте индивидуального и личностно-ориентированного подходов, обусловленных современной педагогической парадигмой, позволил выявить как необходимость учета общих, специальных, специфических принципов, так и охвата всех компонентов образовательного процесса.

2. Теоретичекое осмысление тифлологической литературы свидетельствует о наличии больших потенциальных возможностей у слабовидящих младших школьников в овладении изобразительными умениями, с одной стороны, с другой — о наличии серьезных трудностей, обусловленных прямым и косвенным воздействием нарушений зрения.

3. Анализ практики обучения и экспериментальных данных позволил выявить значительное отставание школьников с нарушениями зрения как на уровне изобразительных умений, так и на уровне творческого начала.

4. Анализ программного и методического обеспечения уроков изобразительной деятельности в начальной школе 3 и 4 вида, опыта практического обучения изобразительной деятельности слабовидящих учащихся младшего школьного возраста выявил необходимость разработки в контексте личностно-ориентированного и индивидуального подходов методического сопровождения процесса обучения изобразительной деятельности слабовидящих на начальном этапе их обучения, учитывающего особенности изобразительной и познавательной деятельности в условиях зрительной депривации.

5. Теоретический анализ научной литературы и результаты собственного исследования позволили разработать модель методического сопровождения процесса обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников.

6. Апробация разработанной модели методического сопровождения процесса обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников доказала ее эффективность, которая проявилась как в значительном росте уровня изобразительных умений, так и в отмеченном развитии творческого начала.

Вместе с тем, результаты исследования показали, что не все учащиеся экспериментальной группы смогли достичь высокого и среднего уровня развития изобразительной творческой деятельности, что дает повод для размышлений о необходимости дальнейшего совершенствования методического сопровождения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Потемкина, Алла Вадимовна, 2003 год

1. Аветисов Э.С. Охрана зрения детей. — М., 1975. — 272с.

2. Авсиян O.A. Натура и рисование по представлению. — М., Изобразительное искусство, 1985. — 152 с.

3. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 1964. — 303 с.

4. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. / Под общ. ред. А.М.Кантора. —М., 1997. —736 с.

5. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. — М, 2001. — 256с.

6. Белецкая В.И., Гнеушева А.Н. Охрана зрения слабовидящих школьников. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1982. — 127с.

7. Бельмер В.А. Кабинет рисования и черчения в школе для слабовидящих детей. // ж. Дефектология, N5, 1976. — С.77 80.

8. Бельмер В.А. Обучение восприятию графических изображений на уроках изобразительного искусства в подготовительном классе школы слабовидящих. // ж. Дефектология. N 3, 1985. — С.52 57.

9. Бельмер В.А. Внеклассное изобразительное творчество в школе для слабовидящих детей. // Эстетическое воспитание лиц с глубоким нарушением зрения. — М., ВОС, 1989. — С. 23 -30.

10. Ю.Бельмер В.А. Коррекционная направленность уроков изобразительного искусства в школе для слабовидящих детей (1-4 кл.) // ж. Дефектология, ноябрь-декабрь, 1998. — С. 32 — 37.

11. Бельмер В.А. Плаксина Л.И. Изобразительное искусство.// Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений IV вида. — М., 1999. —С.65-73.

12. Боброва З.Г. Зависимость цветоощущения от заболеваний зрительного анализатора частичнозрячих и слабовидящих учащихся . // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. — Л., 1970 —С. 114-129.

13. П.Богданова Р.У. Теоретико-педагогические основы развития творческой индивидуальности субъекта образования. Дисс. на соискание уч.ст. доктора пед.наук — СПб., 2000.

14. Н.Богословский В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: Методологические характеристики: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им А.И.Герцена, 2000. — 142 с.

15. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. // Педагогика. 1998. №4. С.11 17.

16. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: логико-методологические проблемы. — СПб., 2001.— 512 с.

17. Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов. — СПб., 2001. —304 с.

18. Бордовский В.А. Современные проблемы совершенствования образовательного процесса в педагогических вузах. —СПб., 1997. -85с.

19. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Эдукология как наука об образовании // Alma Mater. -1991. -N-3. -С.24-32.

20. Боровик O.B. Развитие воображения. Методические рекомендации. — М., 2000. — 112 с.

21. Бубнова Т.В. Формирование представлений у учащихся 6 классов школ слабовидящих и слепых детей. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд псих, наук —Л., 1970. — 17с.

22. Вартанян И.А. Физиология сенсорных систем: Руководство / Серия "Мир медицины". — СПб., 1999. — 224с.

23. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. — М.: Просвещение, 1969. — 265с.

24. Волкова И.П. Развитие творческих способностей подрастающего поколения в свете идей гуманистической психологии. // Медико-биологические и коррекционно-педагогические проблемы детского творчества. — С-Пб., 2000. — С.80- 82.

25. Выготский JI.C. Психология искусства. — Ростов- на- Дону, 1998. —480 с.

26. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1967. —93с.

27. Выготский JI.C. Воображение и его развитие в детском возрасте. Хрестоматия по психологии. — М., Просвещение, 1987. — 322с.

28. Гагай В.В. Роль воображения в творческом мышлении младших школьников. // Наука и Школа. — № 1, 2002. — С.32 — 36.

29. Гайлене И.П. Особенности выделения признаков объектов детьми с нарушениями зрения. // Дефектология. — №2, 1990. — С. 13 —17.

30. Гладких Л.П. Как научить слабовидящего ребенка декоративному рисованию. // Дефектология — №3, 1993. — С.59 — 64.

31. Гладких Л.П., Плаксина Л.И. Коррекционная работа на занятиях по рисованию с натуры в детских садах для детей с нарушениями зрения.// ж. Дефектология, N2,1988. — С.66 69.

32. Глазачев С.Н. Экологическая культура, образование и цивилизационный выбор России. // Наука и школа. — №3, 1997. — с.4-12.

33. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие. — М., 1999. — 344с.

34. Григорьева Л.П., Кондратьева С.И., Сташевский C.B. Восприятие цветных изображений школьниками с нормальным и нарушенным зрением. // ж. Дефектология, N5, 1988. — с.20 28.

35. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе . — М., В.Секачев. Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 223с.

36. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. —М., 1996.

37. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в IV томах. Т.—М., Цитадель, 1998.

38. Данильчук В.И., Сериков В.В. Формирование личности будущего учителя и некоторые вопросы методологии построения педагогического образования // Методологические проблемы формирования личности учителя. -Волгоград, 1986. -С.51-62.

39. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учебное пособие под ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. — Минск, 1997. — 237с.

40. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. / Под ред. М.Н. Скаткина. — М.: Просвещение, 1982. — 319с.

41. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2002. — 128 с.

42. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. — Смоленск, из-во Смоленского гос.пед. ин-та им.Маркса., 1974 — 153 с.

43. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста. // ж. Вопросы психологии. №2, 1980, —С.107-114.

44. Ермаков В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений. Пособие для учителя. — М., Просвещение, 1987. — 63 с.

45. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М., ВЛАДОС, 2000. — 240с.

46. Жохов В.П., Литвак А.Г., Первова И.Л. Общие проблемы зрительной работоспособности в тифлопсихологии. // Дефектология. — №1, 1986. — С. 18—20.47.3емцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. — М., 1973. — 159 с.

47. Зотов А.И., Захарова Л.И. Возрастные и индивидуальные особенности работоспособности слабовидящих школьников 2-6 классов. // Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников. — Л.,ЛГПИ, 1980. — С.52-71.

48. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. — М., 1961. —223 с.

49. Извозчиков В.А., Потемкин М.Н. На пути реализации требований новой парадигмы. // Наука и школа. — № 6, 2001. — С. 57-60.

50. Извозчиков В.А., Соломин В.П., Потемкин М.Н. Концепции современного естествознания. -СПб., 1998. —44с.

51. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы (1-3, 1-4). Пособие для учителя. — М.: АРКТИ, 2000. — 64с.

52. Ильин B.C. Формирование личности школьника (Целостный процесс). — М., 1984. —144с.

53. Кантор В.З. Художественное развитие инвалидов по зрению и проблемы реабилитации, социалной интеграции и компенсации.// Дефектология: соверменные проблемы обучения и воспитания. — СПб., 1994. — С. 7680.

54. Кантор В.З. Креативный аспект художественного воспитания слепых и слабовидящих школьников. // Актуальне проблемы обучения, адаптациии интеграции детей с нарушениями развития. — СПб., 1995. — С. 111113.

55. Кантор В.З. Досуговые коллективы в художественном развитии слепых и слабовидящих: проблемы руководства. // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения. — М., 1997. — С.193- 197.

56. Кантор В.З. Специальная школа как институт социально-культурной реабилитации детей с глубоким нарушением зрения. // Современные подходы к обучению, воспитанию и реабилитации детей с глубокими нарушениями зрения. — СПб., 2002. — С. 163-168.

57. Каплан А.И. Детская слепота: цветовое остаточное зрение. — М., 1979.200с.

58. Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б. Тифлопедагогика. — М., издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1962. — 415 с.

59. Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б., Куличева Н.И. Тифлопедагогика. Вып.2.

60. М., Педагогика, 1975. — 247с.

61. Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б., Куличева Н.И. Тифлопедагогика. Вып.З.

62. М., Педагогика, 1975. — 119 с.

63. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики. — СПб., 2001. — 288 с.

64. Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы. // Педагогика, 1995, №6. — С.84-89.

65. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю., Иванова Л.И., Корзина Г.И., Милова О.М. Изобразительной искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. — М., 2000. — 152с.

66. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. — М., 2001. — 96с.

67. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.71 .Коррекционная педагогика в начальном образовании. Учебное пособие под ред. Г.Ф.Кумариной. — М., 2001. — 320 с.

68. Косминская В.Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: лабораторный практикум. — М., Просвещение, 1981. — 144 с.

69. Костерин Н.П. Учебное рисование. — М., Просвещение, 1984. — 240 с.

70. Круглова Т.А. К вопросу об использовании творческих заданий на уроках чтения в младших классах школы слабовидящих детей. // Опыт изучения аномальных школьников: XXXI Герценовские чтения. —Л., 1978.—С.110-119

71. Круглова Т.А. Развитие эстетического восприятия природы — одно из условий расширения творческого потенциала личности слабовидящего учащегося. // Эстетическое воспитание лиц с глубоким нарушением зрения.— М., 1989.— С.40-46.

72. Круглова Т.А. Приемы работы по обобщению природоведческих знаний младших слабовидящих школьников. // Современные теоретические,экспериментальные и методические проблемы тифлологии.— С-Пб., Образование, 1997.—С.З 8-47.

73. Круглова Т.А. Урок для современного ученика с нарушениями зрения.// Теоретические и прикладные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. — СПб., Образование, 1997. — С.72-74.

74. Кузин B.C. Психология./ Под ред. Б.Ф.Ломова. — М., Высшая школа, 1982. —256 с.

75. Кузин B.C., Шорохов Е.В., Шпикалова Т.Я., Кубышкина Э.И., Ломов С.П., Игнатьев С.Е. Изобразительное искусство. // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). — М.: Просвещение, 2001.— С.233-257

76. Курочкина H.A. Детям о книжной графике. — С-Пб., 2000. — 190с.

77. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. —М., 1977. — 304 с.

78. Литвак А.Г. Проблема личности в тифлопсихологии. // XXIX Герценовские чтения. Дефектология. — Л., J11 НУ им. А.И.Герцена, 1976. — С.22-25.

79. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. Учебное пособие. — СПб., 1998. —270с.

80. Лурье Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками. — М., Просвещение, 1979. — 103с.

81. Люблинская A.A. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М., Просвещение, 1971. — 415 с.

82. Малштейн Л.К. Особенности эстетического восприятия произведений изобразительного искусства слабовидящими школьниками. — // ж. Дефектология, №4, 1983.— С. 22-26.

83. Материалы VII Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции "Психология в школе: зона ближайшего развития". — Часть 1. — СПб: ЗАО "ИМАТОН М", 2002. — 140с.

84. Медицинская карта класса в специальной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. /Методические рекомендации для студентов дефектологического факультета. Сост. В.П.Жохов, И.А.Кормакова, Т.З.Особова, Л.Н.Чмутова. — Л., 1987. —20с.

85. Мелик -Пашаев A.A. Эстетическое отношение к жизни как первооснова способностей к художественному творчеству. // Художественное творчество. — Л., Наука, 1983. — С.212 -216.

86. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. — М., 1995. — 144с.

87. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Под ред. Т.С.Комаровой. — М., Просвещение, 1985. — 271 с.

88. Моргайлик Л.И. Методика обучения русскому языку младших слабовидящих школьников. Учебное пособие. —Л., 1986. —86 с.

89. Моргайлик Л.И., Феоктистова В.А. О коррекционной направленности планирования уроков обучения грамоте в подготовительный период в школе слабовидящих. // Психологическое изучение слепых и слабовидящих и методика работы с ними. — Л., 1990. — С. 99-110.

90. Моргулис И.С. Некоторые особенности воспитательной работы со слепыми и слабовидящими дошкольниками. // Психологическое изучение слепых и слабовидящих и методика работы с ними. — Л., 1990. — С.128-133.

91. Морозова Р.Ф. Соотношение ахроматических и хроматических полей зрения у частичнозрячих. // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. — Д., 1970. — С. 130- 141.

92. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 1981. — 240 с.

93. Научно-методическое сопровождение образовательных стандартов и образовательных программ общего образования: Коллективная монография / Под ред. В.В.Лаптева. — СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2002. — 278с.

94. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Книга для учителей. — М., 1987. — 255 с.

95. Никитина A.B. Творческая игра как фактор социализации детей с нарушениями зрения. // Медико-биологические и коррекционно-педагогические проблемы детского творчества. — СПб., 2000. — С.83-85.

96. Никитина A.B. Особенности формирования социального опыта детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. // Здоровье ребенка современного города. — СПб., 2002. — С. 87- 90.

97. Никитина М.И. Проблема интеграции детей с особенностями развития. // Инновационные процессы в образовании. И. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сбрник статей. — СПб., 1997. —С.147-165.

98. Никулина Г.В. Изучение литературного героя на уроках литературы в школе слепых и слабовидящих: Методические рекомендации длястудентов тифлоотделения дефектологических факультетов. —JL, 1986. —38 с.

99. Никулина Г.В. Основные направления развития современной отечественной тифлологии // Современные теоретические, экспериментальные и методические проблемы тифлологии. — С-Пб., 1997 —С.3-9.

100. Никулина Г.В., Фомичева JI.B., Артюкевич Е.В. Дети с амблиопией и косоглазием. Учебное пособие. — СПб., 1999. — 96 с.

101. Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения.Учебное пособие / Под ред. Г.В.Никулиной. — СПб., 2001. — 84 с.

102. Никулина Г.В., Фомичева JI.B. Охраняем и развиваем зрение. — СПб., Детство- пресс, 2002. — 128 с.

103. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. — М., 1995. — 113с.

104. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред, Н. Ю.Шведовой. 22 изд.—М., 1990. —921с.

105. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений./ под ред. В.А.Сластенина, 3-е изд., М.:Школа-Пресс, 2000.

106. Первова И.Л. Соотношение зрительной и интеллектуальной работоспособности слабовидящих младших школьников. // Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения. Межвузовский сборник научных трудов. — Л., 1983. — С.91 -111.

107. Первова И.Л. Особенности зрительной работоспособности слабовидящих школьников.// Психологическое изучение слепых и слабовидящих и методика работы с ними. Межвузовский сборник научных трудов. — Л., ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1990. — С.25 41.

108. Плаксина Л.И. Реабилитация средствами образования детей с нарушениями зрения. // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения. — М., 1997. — С. 100 105.

109. Подласый И.П. Педагогика: новый курс. — М., Гуманитарное издательство "Владос", 2002. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.

110. Покутнева С.А. Развитие устной речи слабовидящих дошкольников подготовительной группы. // Психологическое изучение слепых и слабовидящих и методика работы с ними. — Л., 1990 — С. 133-140.

111. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. -М., 1995. -254с.

112. Потемкина A.B. Рисование по представлению как средство диагностики и коррекции отклонений в развитии детей с нарушениями зрения.// Диагноста ка, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения. — М., 1997. — С. 62 64.

113. Потемкина A.B. Дифференцированный подход к использованию средств наглядности в младшей школе слабовидящих. //Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. — СПб., 1999. — С. 168-172.

114. Потемкина A.B. Активизация творческих способностей слабовидящих младших школьников.//Медико-биологические и коррекционно-педагогические проблемы детского творчества. — С-Пб., 2000. — С. 8991

115. Потемкина A.B. Реализация педагогического потенциала декоративно-прикладного искусства в коррекционной работе со слабовидящими детьми.// Здоровье ребенка как национальное достояние. — С-Пб., 2001. —С. 119-121.

116. Потемкина A.B. Занятия изобразительным творчеством в начальной школе слабовидящих. Методические рекомендации к урокам изобразительного искусства. — СПб., РГПУ им.А.И.Герцена, 2003.— 109 с.

117. Потемкина A.B. Индивидуально-педагогическое сопровождение изобразительного творчества слабовидящих младших школьников. //Материалы X международной конференции "Ребенок в современном мире. Культура и детство". — СПб,: Изд-во СПбГПУ, 2003. — С.213 -216.

118. Прикот О.Г. Лекции по философии педагогики. — СПб., 1998. — 163с.

119. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство. — М., 1978.

120. Развитие образования. Национальный доклад Российской Федерации. Международная конференция по образованию (Сорок третья сессия. Женева, 1992). —М., 1992. — 107 с.

121. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учебно-методическое пособие. — М., 1999. — 128с.

122. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. — М., 1980. — 239 с.

123. Свиридюк Т.П. Формирование интереса к учению у слабовидящих школьников. — Киев, Радянська школа, 1985. —137с.

124. Свиридюк Т.П. Пути реализации принципа преемственности в работе со слепыми и слабовидящими детьми дошкольного и младшего школьного возраста. // Психологическое изучение слепых и слабовидящих и методика работы с ними. — JL, 1990. — С. 140-148.

125. Скоробогатов В.А. Коновалова Л.И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. — СПб.: Союз,2002. — 183 с.

126. Советский энциклопедический словарь. 4 изд. — М., Советская энциклопедия, 1988. — 1600 с.

127. Соколова A.B. Работа с картиной как эффективное средство эстетического воспитания слабовидящих учащихся.// Эстетическое воспитание лиц с глубоким нарушением зрения. — М., ВОС, 1989. — С.30 -34.

128. Соколова A.B. Индивидуализация обучения слабовидящих школьников как путь повышения его результативности. // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития. — СПб., Образование, 1995. — с. 110-111.

129. Солнцева Л.И. Теоретические и практические аспекты коррекционно-воспитательной работы в школе для слепых на современном этапе.// Дефектология. — № 1,1990. — С.9 —16.

130. Солнцева Л.И. Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии. // Дефектология. №5, 1991. — С. 10 —13.

131. Сопровождение личностно профессионального развития студентов в педагогическом вузе: Научно - методическое пособие / Под ред. Л.Н.Бережнова, В.И.Богословский, В.В.Семикин. — СПб., Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2002. — 158с.

132. Сорокин В.М. Краткий анализ проблемы креативности в тифлопсихологии. //Особенности учебной и трудовой деятельности приглубоких нарушениях зрения. Межвузовский сборник научных трудов.1. Л, 1983. — С.40-58.

133. Сорокин В.М. Формирование невербально направленного воображения у младших слабовидящих школьников.// Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими. Межвузовский сборник научных трудов. —Л., 1988. —С.124- 136.

134. Сорокин В.М. Психологические аспекты эстетического воспитания лиц с дефектами зрения. // Эстетическое воспитание лиц с глубоким нарушением зрения. — M., ВОС, 1989. — С. 6 -10.

135. Сорокин В.М. Формирование воображения у младших слабовидящих школьников. Дисс. на соискание уч.ст. кандидата псих. Наук — Л., 1987.

136. Сташевский C.B. Использование наглядно-действенной методики для развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения.// Дефектология. —№ 1, 1990. —С.16—21.

137. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисунчатого теста. — М., Академия, 1997. — 96 с.

138. Стернина Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих школьников. Учебное пособие. — Л., ЛГПИ, 1980. — 75 с.

139. Стернина Э.М. Роль эстетического воспитания в социально -трудовой реабилитации слепых. // Эстетическое воспитание лиц с глубоким нарушением зрения. — М., ВОС, 1989. — С.4 -6.

140. Стернина Э.М., Никулина Г.В. Новая парадигма коррекционной педагогики. //Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграциидетей с нарушениями развития. — СПб., Образование, 1995. — С.47 -49.

141. Столяренко Л.Д. Педагогика. —Ростов-на-Дону: "Феникс", 2000. — 448с.

142. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду./ Под.ред. В.Б.Косминской, Е.И.Васильевой, Р.Г.Казаковой и др. — М., 1985. —225с.

143. Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих. Пособие для учителей труда школ слепых и слабовидящих. /Под.ред. М.И.Земцовой. — М., Просвещение, 1969. — 479с.

144. Тряпицына А.П. Инновационный процессы в образовании // Инновационные процессы в образовании. II. Интеграция российского и западноевропейского опытов. СПб., 1997. — С.3-27.

145. Турро H.H. Развивающее воздействие коллективной изобразительной деятельности.// Искусство и художественное развитие учащихся. Л., ЛГПУ им. А.И.Герцена, 1977.— С.88-94.

146. Украинская Е.М. Зависимость скорости восприятия слабовидящих школьников от изменения угла зрения. // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. — Л.1970. — С.108 -113.

147. Уроки изобразительного искусства в школе слабовидящих детей, /сост. Бельмер В. А. — М., 1980. — 44с.

148. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.

149. Феоктистова В.А. Специальные занятия по коррекции вторичных отклонений в развитии слепых и слабовидящих школьников. //

150. Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения. Межвузовский сборник научных трудов. — Л., 1983. — С.84-91.

151. Философский словарь./ Под ред. Фролова И.Т. — М., Политиздат, 1987. —590 с.

152. Харламов И.Ф. Педагогика. — Минск: "Университетское",2002. — 560 с.

153. Хувяринен Л. Зрение у детей: нормальное и с нарушениями. — СПб., Петербург XXI век, 1996. — 72 с.

154. Художественное творчество и ребенок. Под общей ред. проф. Н.А.Ветлугиной. — М., Педагогика, 1972. — 287 с.

155. Чарнецкий Я.Я. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников как фактор формированияхудожественных интересов учащихся 1 классов. Дисс. на соискание уч.ст. канд.пед.наук--JL, 1978.

156. Чарнецкий Я.Я. Формирование у младших школьников интереса к изобразительной деятельности.// Искусство и художественное развитие учащихся. — JL, ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1977. — С.94-103.

157. Чигринова И.П. Развитие речи слабовидящих учащихся. — Киев, 1983. —119 с.

158. Шамшинова A.M., Волков В.В. Функциональные методы исследования в офтальмологии. — М.: Медицина, 1999. — 416с.

159. Шаповалова И.Н. Справочник по глазным болезням. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 320с.

160. Шептулин А.П. Диалектический метод познания. — М.: Политиздат, 1983. —320 с.

161. Шипицына Л.М., Андреева Л.В., Назарова Л.П., Феоктистова В.А., Нилова Т.А. Концепция регионального стандарта образования для детей с проблемами в развитии. // Образовательные стандарты: материалы международного семинара. — С-Пб., 1995. — С.139-143

162. Шпикалова Т.Я. и авторский коллектив. Изобразительное искусство и художественный труд. // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы ( 1-4). — М.: Просвещение, 2001. — С.290-312.

163. Энциклопедия психологических тестов для детей. — М., Изд- во "Арнадия", 1997. —256 с.

164. Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. — СПб.: Деан, 1999. — 128с.

165. Lickova V.Zeichnen in der Oberchule fur Blinde. // Tiphlologische blatter.

166. Praha. №2, 1980. — S. 1-24.

167. Welches Kind mus sonderpadagogisch betreut werden ? — Berlin, 1982.190s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.