Методика изучения драматических произведений зарубежных писателей в 8 - 9 классах средней школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Медведева, Галина Георгиевна

  • Медведева, Галина Георгиевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Сургут
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 166
Медведева, Галина Георгиевна. Методика изучения драматических произведений зарубежных писателей в 8 - 9 классах средней школы: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Сургут. 2006. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Медведева, Галина Георгиевна

Введение.

Глава I. Научно-методические основы изучения зарубежной драматургии вшкоде.

1.1.Изучение зарубежной драматургии в отечественном литературоведении.

1.2. Зарубежная драматургия в методике и практике преподавания литературы в школе.

1.3. Психолого-педагогическое обоснование актуальности изучения зарубежной драматургии в 8-9 классах.

Выводы.

Глава II. Опытно-экспериментальная проверка системы изучения зарубежной драматургии в 8-9 классах средней школы.

2.1. Специфика изучения зарубежной драматургии в 8-9 классах.

2.2. Изучение зарубежной драматургии в 8 классе.

2.3. Изучение зарубежной драматургии в 9 классе.

2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методика изучения драматических произведений зарубежных писателей в 8 - 9 классах средней школы»

Целью литературного образования является формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова, ибо под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Школьник должен научиться получать удовольствие от соприкосновения с миром художественного произведения, от ощущения единения с культурным наследием человечества, от осознания собственной причастности к вечным сюжетам всемирной литературы. Поэтому задача каждого отдельного курса или раздела литературного образования в школе должна быть определена как формирование эстетического вкуса - ориентира самостоятельной читательской деятельности, формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и к искусству, формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации художественного произведения.

Обновление содержания литературного образования и определило поиски современных форм и методов организации учебного процесса на уроках литературы. В методике преподавания литературы, в практике работы учителей-словесников значительное внимание уделяется эмоционально-художественному развитию школьников, формированию знаний и умений, определяющих их самостоятельную ориентацию в мире всемирной литературы.

Однако следует отметить, что в изучении школьниками курса литературы имеются и нерешенные проблемы. Так, например, существует значительный разрыв между современной методологией гуманитарного знания и методическими подходами к изучению школьного курса литературы. Недостаточно разработанными остаются и те темы, что связаны с включением в содержание литературного образования новых методов формирования восприятия, например, восприятие художественного текста в его жанрово-родовой специфике, обращение к понятию творческой деятельности как основе формирования литературно-художественных умений. Дополни! тельного методического оснащения требует введение в школьный курс произведений зарубежной литературы. Недостаточным оказалось методическое обеспечение разделов школьного литературного образования, связанных с обращением на уроках литературы к зарубежным драматическим произведениям, особенно к тем, что открыты для школьной программы впервые (произведения конца XIX - начала XX столетий).

Конечно, драму нужно смотреть в театре, но остается несомненным тот факт, что основной пласт классической драмы постигается большинством людей в виде чтения. Также не подвергается сомнению и тот факт, что восприятие театральной постановки требует серьезной подготовки, в том числе и читательской. Заинтересованный разговор о драме и театре тем более важен в наши дни. Драматургия театра, кино, телевидения, радио — окружение современного школьника. Мир драмы, мир театра расширился сегодня неизмеримо. Посмотрев по телевизору фильм по пьесе известного драматурга, подросток сохранит именно это телевизионное впечатление как самое яркое, но отнюдь не самое верное. Более того, многие школьники (а часто и взрослые) знают то или иное произведение именно по впечатлениям от спектакля или фильма, а не по собственным читательским впечатлениям.

Важность и актуальность обращения к драматическим произведениям на уроках литературы, необходимость формирования восприятия этого сложного, имеющего двойственную природу рода литературы тем более определена все нарастающим интересом нынешнего театра к постановке классических произведений в новых, современных интерпретациях. Очень важно, чтобы, сегодняшний зритель был готов не только увидеть за толкованием режиссера незримое присутствие самого драматурга, не только был готов отделить главное от второстепенного, но и смог получить реальное удовольствие от соприкосновения с новой, неожиданной разработкой знакомого сюжета.

Таким образом, обогащение литературного образования именно за счет драматических произведений представляется актуальной задачей, стоящей перед современным учителем-словесником. Задача последнего -не заменить собою театр, не оградить школьников от возможных «нежелательных» театральных или телевизионных впечатлений, а стать проводником в мире театра, помочь полюбить его, разобраться в нем, найти верный путь постижения подлинного авторского замысла.

Сложность чтения и восприятия драматического произведения определяется спецификой этого рода литературы, но эта лее специфика и привлекает, рождает интерес к чтению драматических произведений. К основным чертам драмы, определяющим ее как специфический род литературы, относятся обостренный конфликт, борьба, лежащие в основе сюжета, напряженная действенность, наличие в характерах героев господствующей черты, определяющей место этого героя в системе образов. Но определенной сложностью для читающего школьника является отсутствие речи автора. Именно это обстоятельство и делает драматическое произведение таким трудным, неудобным для чтения и изучения на уроке литературы. У читателя драмы нет достаточного материала для воссоздания образа персонажа: нет портрета, описания интерьера, нет характерных деталей. Его воображение может полагаться только на умение анализировать развитие действия, ситуации, поступки героев, язык персонажей. Без определенных навыков чтения драматического произведения'читатель путается в действующих лицах, в зримых, сопоставимых с собственным опытом образах, а значит, и в ходе самого действия, с трудом представляет то, о чем читает,

Поэтому перед учителем встает задача - подготовить юного читателя к встрече с драмой, развить его умение соотносить читаемое с собственным" жизненным опытом. Хотя перед учителем литературы и не стоят такие конкретные психологические задачи, как развитие эмоциональной сферы ребенка, развитие наблюдательности, умения внимательного отношения к окружающим людям, навыка наблюдения за мимикой людей, их жестами и интонацией в разных жизненных ситуациях, но в ходе подготовки к чтению драматического произведения они станут тем необходимым тренингом, без которого было бы сложно добиться хоть какого-нибудь успеха. Наличие у школьников определенной театральной культуры тоже одно из условий успешного проведения уроков, посвященных изучению драматического проведения. Очень важно, чтобы ученики были знакомы с искусством театра. «Элементарные сведения по истории театра и посещение спектаклей с последующим их разбором значительно расширят восприятие учащимися драматических произведений как на сцене, так и в чтении», - пишет Н. И. Кудряшев (157, с. 63).

Проблема обращения к драме на уроках литературы нашла довольно широкое освещение в отечественной методической науке. Об этом писали JI. С. Айзерман, Е. А. Акулова, Г. И. Беленький, М. А. Беляев, О. Ю. Богданова, H.A. Демидова, Т. С. Зепалова, С. А. Зинин, Н. И. Кудряшев, Т. Ф. Курдюмова, В. Г. Маранцман, Н. Д. Молдавская, М. А. Рыбникова, 3. С. Смелкова, М. А. Снежневская, С. И. Юзбашев, и др. Однако в имеющихся работах проблема изучения драматических произведений рассматривается либо как частный случай анализа произведения в контексте творчества писателя или литературной эпохи, либо как способ организации внеурочной деятельности педагога (работа, связанная с инсценированием пьесы или. эпического произведения, как правило, выносится на внеурочное время). Такое освещение проблемы свидетельствует о несистемном подходе к ее решению, о попытке рассмотрения драматических произведений без учета их родовых особенностей, во многом определяющих идейно-стилистическое своеобразие. Другой особенностью многих исследований данного вопроса (М. А. Рыбникова, Н. И. Кудряшев, Т. С. Зепалова, Н. Д. Молдавская и др.) стала постановка проблемы необходимости осуществления подготовки школьников к встрече с текстом драматического произведения на уроках литературы в 8-9 классах. Таким образом, изучение методической литературы, посвященной восприятию драматических произведений, убеждает в необходимости создания методики современного поэтапного изучения драматических произведений, основанной на тех драматических произведениях, что рекомендованы новым содержанием и программами литературного образования, зачастую не имеющими длительной традиции в школьном литературоведении. Все это и определяет актуальность данного исследования.

Объектом исследования является методическая модель изучения зарубежных драматических произведений учащимися 8-9 классов.

Предмет исследования - процесс изучения учащимися 8-9 классов драматических произведений зарубежных авторов. I

Цель данного исследования заключается в теоретическом и практическом обосновании условий интеллектуального развития учащихся 8-9 классов, разработке методов и приемов изучения драматических произведений зарубежных писателей. Цель исследования определяет следующие задачи:

• определить теоретико-методологические основы методической модели изучения драматических произведений;

• разработать различные типы диагностических срезов, с тем чтобы констатировать уровень художественно-интеллектуального развития школьников и степень их психо-возрастной готовности к восприятию и интерпретации драматических произведений;

• сформулировать и систематизировать принципы изучения и анализа драматического произведения на уроках литературы в 8-9 классах средней школы, определяющих расширение представлений учащихся о зарубежной литературе и позволяющих сделать более глубоким понимание русской литературы в контексте всемирной;

• разработать систему методов и приемов изучения драматического произведения с учетом психо-возрастных особенностей учащихся, рассчитанных на углубление представления о понятиях «вечный сюжет», «вечный образ» и развитие способности к пониманию сценической интерпретации и переосмыслению классических сюжетов, а также способности к собственной интерпретации;

• осуществить экспериментальную проверку эффективности предлагаемой в диссертации методической модели изучения- зарубежных драматических произведений в 8-9 классах.

Гипотеза исследования, определившая его содержание и,структуру теоретической и экспериментально-прикладной частей, состояла^ в следующем: изучение драматических произведений зарубежных авторов будет более эффективной-при условии» поэтапного восприятия драматического произведения; выбор приемов постижения драматического произведения определяется спецификой художественного восприятия и возрастными особенностями* и возможностями учащегося, а также опирается на развитие их художественно-интеллектуальных способностей^ к пониманию и/переосмыслению классических сюжетов, интерпретации,1 драматического произведения.

Методологической- основой диссертации стали исследования по проблемам^ специфики литературы как вида искусства в ее родовой природе,.труды по теории и истории зарубежной литературы и-театра, достижения филологической науки в.области исследования» драмы, работы психологов; посвященные проблеме восприятия драматического'произведения, работы <методистов- по проблеме преподавания драматургии на уроках литературы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

• изучение литературоведческой, искусствоведческой, психолого-педагогической и методической-литературы по теме исследования;

• анализ программ по литературе общеобразовательной > школы, учебных и методических пособий по литературе;

• анкетирование и опрос учителей и учащихся, анализ работ учащихся;

• моделирование различных форм работы по изучению драматических произведений;

• педагогический эксперимент (констатирующий срез, опытное обучение, контрольный срез);

• качественно-количественный анализ данных проведенного эксперимента.

Исследование проводилось в три1 этапа:

На первом этапе исследования (2001-2002 гг.) на основе анализа учебников и учебных программ по литературе, методической литературы, а также посредством наблюдения за реальным педагогическим процессом (посещение уроков литературы, собственная педагогическая практика) исследовался процесс изучения драматического произведения учащимися 8— 9 классов и выявлялись, с одной стороны,, недостатки и упущения в этой образовательной области, а с другой стороны, осмысливались пути и средства, позволяющие повысить уровень преподавания зарубежной литературы. В результате данного этапа исследования были разработаны гипотеза, цель, поэтапные задачи и рабочая программа эксперимента, определены критерии освоения драматического наследия всемирной литературы школьниками 8-9 классов.

В течение второго этапа (2003-2005 гг.) осуществлялась разработка и разносторонняя практическая проверка педагогической эффективности предлагаемой нами модели изучения драматических произведений на уроках литературы в курсах- 8-9 классов, вносились коррективы как в теоретическую, так и в практическую части исследования.

Третий этап (2006 г.) был посвящен завершению теоретического и практического исследования, проведению контрольных замеров, обработке и обобщению полученных данных, формулировке выводов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

• уточнена- методологическая основа изучения зарубежной литературы в школе;

• выявлены особенности восприятия драматических произведений учащимися 8-9 классов (13-15 лет);

• сформулированы основные принципы и направления в работе по изучению драматических произведений зарубежных авторов в 8-9 классах;

• обоснована необходимость осуществления непрерывного поэтапного, личностно ориентированного подхода1 к формированию восприятия драматического текста на основе эмоционально-художественного развития учащихся;

• установлена зависимость форм уроков и методических приемов по изучению драматического произведения от художественной специфики драматического текста и особенностей его восприятия учащимися разных возрастов;

• предложена методическая модель изучения драматических произведений учащимися' 8-9 классов с учетом психо-возрастных особенностей и возможностей школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что определены критерии освоения драматического наследия всемирной литературы школьниками 8-9 классов; разработана система форм и методов проведения урока литературы, стимулирующих творческое освоение художественного произведения; осуществлено теоретическое и экспериментальное обоснование методической модели изучения драматических произведений зарубежных авторов. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы в 8-9 классах, в организации дополнительного образования школьников (организация работы литературных и театральных кружков и секций, подготовка различных внеурочных мероприятий), в вузовских лекциях по методике преподавания литературы, на курсах повышения квалификации учителей-словесников.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой работы на современные исследования и достижения литературоведения, педагогики, психологии, теории и методики преподавания, литературы, данными констатирующего и обучающего экспериментов, проводившихся диссертантом и учителями-словесниками.

Результаты работы оценивались на основе данных анкетирования и бесед с учителями и учащимися, анализов уроков, письменных ответов и творческих работ учащихся 8-9 классов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в условиях учебного процесса в школах, в ходе городских и краевых семинаров учителей-словесников в Сахалинском областном институте переподготовки и повышения квалификации кадров в 2003-2005 гг. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы Института филологии Сахалинского государственного университета в 2001—2006 гг., определили содержание выступлений диссертанта на научно-методических сессиях Южно-Сахалинского педагогического колледжа СахГУ в 2001-2006 гг. и на конференциях преподавателей СахГУ, Всероссийских конференциях учителей-словесников «Маймановские чтения» -2002, 2004 гг. Методические рекомендации внедрены в практику работы учителей русского языка и литературы гимназии с углубленным изучением иностранных языков № 2 г. Южно-Сахалинска (учителя Самотина О. К)!, Сотникова В. Е.), в гимназических классах Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета (учителя Шаров С. С. , Суворова Н. А., Лукашенко А. В., Хахулина Л. В.), Восточного лицея (учитель Соловьева Т. М.), средней общеобразовательной школы № 14 г. Южно-Сахалинска (учитель Донская Н. Ю.), средней общеобразовательной школы № 26 г. Южно-Сахалинска (учитель Югай О. В.), средней общеобразовательной школы № 30 г. Южно-Сахалинска (учителя

Кучер Т. Н., Николаева Т. И.), средней общеобразовательной школы №31 г. Южно-Сахалинска (учителя Павлюк Л. Г., Мухамадеева М. М., Вишнякова В. Н.), а также в гимназических классах Александровск-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета (учителя Стежных М. С., Мартьянова И. Н.). Данные рекомендации получили положительную оценку.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие способности к пониманию сценической интерпретации и переосмыслению классических сюжетов драматических произведений, а также способности к собственной интерпретации становится наиболее эффективным и продуктивным в том случае, если оно строится на расширении представлений о зарубежной драматургии и, как следствие, более глубоком понимании русской литературы в контексте всемирной.

2. Изучение произведений зарубежной драматургии подводит учащихся 8-9 классов к пониманию закономерностей всемирного историко-культурного процесса, пробуждает интерес учащихся к чтению всемирной литературы, знакомству с искусством театра и кино.

3. Наибольшая эффективность процесса ознакомления и изучения зарубежной драматургии школьниками 8-9 классов возможна при, целенаправленном и системном сочетании урочной, самостоятельной и внеурочной деятельности учащихся.

4. Использование различных методов и приемов организации учебной и творческой деятельности учащихся на уроках литературы, основанных на понимании психологических и возрастных особенностей современных школьников, увеличивает степень их мотивации и включенности в учебный процесс, развивает их познавательный интерес и формирует эмоционально-интеллектуальный мир школьников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Медведева, Галина Георгиевна

Обобщение и систематизация методического опыта по проблеме изучения драматического произведения в школе, опора на анализ про граммно-методического оснащения современного литературного образо вания стали базой, на которой разработана предлагаемая в данном иссле довании методическая модель, построенная с учетом психологических и возрастных особенностей,учащихся 8-9 классов.В процессе проведения формирующего эксперимента участвовав шим в нем педагогам была предложена методика изучения зарубежной драматургии в 8-9 классах, использование материалов которой могло осу ществляться в зависимости^ от условий, определяемых организацией учеб ного процесса данного учебного заведения. Учителю предлагался на вы бор материал для урочной, самостоятельной деятельности учащихся и спи ски произведений для дополнительного чтения: Учителю были рекомендо ваны достаточно свободные формы работы, а также предложен материал по истории зарубежной драматургии и даны рекомендации по литературо ведческим работам для подготовки к занятиям (первая глава данного ис следования). При достаточно свободном отношении к предлагаемому ли тературному материалу неизменными и обязательными оставались сфор мулированные нами задачи изучения зарубежной драматургии: • формирование у учащихся представлений об исторических изме нениях в западноевропейском драматическом искусстве; • формирование представлений о таких понятиях, как «вечный» сюжет или образ с точки зрения переосмысления тех или иных аспектов драматического искусства или способов решения чело веческих взаимоотношений; • изучение произведений зарубежной драматургии на основе учета психологических и возрастных особенностей учащихся: активи зация их художественно-творческой деятельности и организации их самостоятельной работы; • реализация эффективного использования урочного и внеурочного времени; • предпочтительный выбор методов и приемов работы с текстом произведения, направленных на интерпретацию драматического текста, его осмысление в аспекте современности и актуальности для подростков.Результаты контрольных измерений показали эффективность пред лагаемой методики: учащиеся экспериментальных классов продемонстри ровали более высокую динамику художественно-интеллектуального разви тия, которая нашла свое выражение в формировании у них теоретико литературных умений: умение определять специфику воплощения замысла драматурга, осуществлять подробный анализ отдельных характеров, выяв лять способы их создания, а также художественно-творческих и речемыс лительных способностей: способность выразить личностное отношение к выбранному произведению, сформулировать привлекательность его про блематики современной молодежи.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблема изучения в школе драматических произведений зарубеж ных авторов - одна из самых интересных и сложных проблем преподава ния литературы. Это связано с рядом существенных факторов, прежде все го с отсутствием разработанных для школьного преподавания материалов по истории и поэтике данного вида литературы, трудностями восприятия драматических произведений, их анализа и интерпретации. Кроме того, изучению зарубежной литературы уделяется значительно меньшее внима ние в курсе литературного образования, нежели литературе отечественной, полноценное понимание которой также невозможно без ее рассмотрения в контексте мировой культуры, и общемирового литературного процесса в частности.Вместе с тем, драматическое искусство, стремящееся как можно глубже постичь неповторимую человеческую индивидуальность, проник нуть в тайны «вечных» проблем человечества, способно емко и ярко пере дать дух своей эпохи и одновременно служить своеобразным мостиком между историей и современностью, интересно учащимся 8-9 классов в силу их возрастных и психологических особенностей. Осознание, понима ние, оценивание драматического искусства способствует литературному развитию школьников и становлению их эстетических и нравственных ориентиров. На данном возрастном этапе для подростков особенно важно почувствовать себя причастными к сокровищнице мировой культуры, осознать возможность сопоставления фактов собственной биографии с пе рипетиями и коллизиями героев классических драматических сюжетов, обогатить свой духовно-эмоциональный мир новыми впечатлениями, пе реживаниями и эмоциями.На основе теоретического и экспериментального исследования нами была разработана методика изучения драматических произведений западно • европейской литературы с учетом специфики художественного восприятия драматического произведения и возрастными особенностями и воз можностями учащегося 8-9 классов средней школы.Предложенная нами методика изучения зарубежных драматических произведений в 8-9 классах средней школы способствует решению акту альных проблем, стоящих перед современной школой: • приобщением учащихся к богатству всемирной литературы; • ознакомление учащихся со смысловой многогранностью так называемых «вечных сюжетов» и «вечных образов» мировой литературной классики от античности и до XX столетия; • развитие способности воспринимать, понимать и интерпрети ровать произведение, а также адекватно оценивать его сцени ческую или кинематографическую интерпретацию.Опытно-экспериментальное обучение подтвердило правильность це ли и обоснованность гипотезы диссертационного исследования. В соответ ствии с гипотезой, изучение зарубежных драматических произведений в 8 • 9 классах стало более эффективным, повысило уровень восприятия дан ных произведений, способствовало углублению и развитию художествен но-интеллектуальных способностей к пониманию и переосмыслению «вечных сюжетов» и- «вечных образов», интерпретации драматического произведения.Проведенное нами исследование в теоретическом и эксперименталь ном аспектах позволяет сделать следующие выводы:

1. Знакомство с шедеврами западноевропейской драматургии не только интересно для современных школьников, но и является од ним из обязательных условий их становления как полноценных чле нов человеческого общества с многовековой историей.2. Опыт, накопленный отечественными и зарубежными исследова телями данного вопроса, является литературоведческой и методологической основой изучения драматических произведений зарубеж ных авторов в школе.3. В отечественной методике сложилась богатая традиция обраще ния к драматическим произведениям, открывающим перед учителем возможности познакомить школьников с «вечными образами» зару бежной классики, раскрыть непреходящее значение этих образов для всей мировой культуры. Однако в современных программах и учеб но-методических комплексах этим произведениям уделяется недос таточное внимание, что не могло не отразиться и на практике учите лей-словесников.4. Результаты констатирующего исследования показали, что по пси хологическим и возрастным характеристикам современные подрост ки в целом готовы к восприятию драматических произведений и их интерпретации, о чем свидетельствует достаточно высокий интерес у подростков к формам работы, стимулирующим их аналитические способности и связанным с их реальной повседневной жизнью, забо тами и проблемами.5. Основными принципами изучения драматических произведений в 8-9 классах мы считаем: • формирование представления об исторических изменениях в за падноевропейском драматическом искусстве от античности и вплоть до XX столетия; • формирование представления о таких понятиях, как «вечный сю жет» и «вечный образ» с точки зрения переосмысления тех или иных аспектов драматического искусства или способов решения человеческих взаимоотношений; • изучение произведений зарубежной драматургии на основе учета психологических и возрастных особенностей учащихся: активи зацию их художественно-творческой деятельности и организацию их самостоятельной работы; • реализация эффективного использования урочного и внеурочного времени для изучения произведений зарубежных драматургов в курсах 8-9 классов средней школы; • предпочтительный выбор методов и приемов работы с текстом произведения, направленных на интерпретацию драматического текста, его осмысление в аспекте современности и актуальности для подростков.Такой подход способствует расширению литературного кругозора учащихся; формирует более полное представление о драматургии как осо бом виде словесного искусства; создает условия для ознакомления с миром театрального и кинематографического искусства; повышает уровень ин терпретационных умений школьников; положительно влияет на эмоцио нальное и интеллектуальное развитие учащихся, а также на становление их речевых способностей и навыков.Перспективы исследования в данной области могут быть связаны с проблемой уточнения для учащихся теоретико-литературных понятий, в процессе изучения и анализа драматических произведений зарубежных пи сателей. Кроме того, могут быть разработаны отдельные методики изуче ния конкретного драматического жанра, а также методики изучения дра матических произведений в 5-7 классах основной школы. Наконец, пер спективным нам представляется создание и апробация программ дополни тельного образования по данной тематике.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Медведева, Галина Георгиевна, 2006 год

1. Обращаетесь ли Вы к зарубежной литературе во внеурочной работе (рамках работы факультатива, кружка)?

2. Есть ли среди произведений зарубежной литературы, к которым Вы обращаетесь, драматические?

3. Какие драматические произведения ;вы знаете?

4. Знаете ли вы драматические произведения зарубежных авторов? Какие?

5. Знакомы ли вам театральные или кинематографические постановки драматических произведений европейских авторов?

6. Считаете ли вы нужным для себя знакомство с зарубежной литературой? С зарубежной ^драматургией в частности? Кратко обоснуйте свой ответ.

7. Драматические произведения это литературные произведения, созданные для их воплощения на сцене (в кино). Как вы думаете, о чем они должны быть написаны?

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.