Методы объективизации визуальной оценки экспрессивных движений в художественной гимнастике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.04, кандидат педагогических наук Плеханова, Марина Эдуардовна

  • Плеханова, Марина Эдуардовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1997, Малаховка
  • Специальность ВАК РФ13.00.04
  • Количество страниц 242
Плеханова, Марина Эдуардовна. Методы объективизации визуальной оценки экспрессивных движений в художественной гимнастике: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Малаховка. 1997. 242 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Плеханова, Марина Эдуардовна

ВВЕДЕНИЕ.

1 Глава I ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭКСПРЕССИВНОСТЬ

ДВИЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ анализ литературы).

1.1. Основные понятия и показатели "эстетики гимнастики".

1.2. Теоретические предпосылки изучения выразительных движений.

1.2.1. Основные направления исследования выразительных движений.

1.2.2. Соотношение между движениями и эмоциями.

1.2.3. Образно-содержательная система выразительных движений.

1.2.4. Музыка и спортивные выступления. f ' 1.2.5, Проблемы измерений выразительных движений.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методы объективизации визуальной оценки экспрессивных движений в художественной гимнастике»

Актуальность темы. Проблема объективных критериев уровня эстетического мастерства особую актуальность приобретает в видах спорта с визуальным способом определения результатов соревнований.

Неуклонно возрастает сложность и трудность соревновательных программ, и вместе с тем, рост требований к повышению уровня исполнительского мастерства спортсменов требует поиска объективных количественных и качественных критериев оценки эстетического оформления произвольных программ соревнующихся спортсменов. Решение этой задачи в художественной гимнастике связано с рядом существенных трудностей.

С одной стороны, трудность заключается в том, что в этой специфической спортивной дисциплине преобладают строгие требования к внешней форме движений и к эстетическому, эмоциональному выражению ее.

С другой стороны, трудность состоит в том, что система оценок основана на визуальном восприятии, действующая как в процессе выявления победителей (соревнования), так и в процессе тренировочных занятий, имеет условное выражение.

Как показали немногочисленные исследования (Э.П. Аверкович, 1980; О.А. Иванова, 1982; Ю.И. Смирнов, 1991; Г. Перез, 1994) исполнительское мастерство в художественной гимнастике имеет многофакторную структуру, включающую показатели технического совершенства движений и эстетичности их проявления.

Однако понятие "эстетика гимнастики", связанное с проявлением таких сторон исполнительского мастерства, как выразительность, культура движений, эффектность и гармоничность, художественность и музыкальность, виртуозность и прочее относятся к числу трудно определяемых, нечетких понятий и нуждаются в детальном уточнении и выявлении критериев для его оценки.

В связи с вышеизложенным представляется, что исследование эстетических критериев в оценке экспрессии произвольных программ в художественной гимнастике как целостного явления актуально.

Цель и задачи работы. Основная цель работы заключалась в повышение эффективности процесса совершенствования эстетичности исполнения произвольных программ гимнасток на основе методов оценки показателей их экспрессивности.

Для достижения этой цели исследования решались следующие задачи:

1) выявление значимых эстетических параметров, характеризующих экспрессивность произвольных программ гимнасток;

2) определение взаимосвязей эстетических ценностей и зрительских впечатлений при исполнении соревновательных упражнений гимнасток;

3) разработка и построение шкалы оценок экспрессии различных упражнений, входящих в произвольные программы гимнасток;

4) разработка и методическое обоснование анализа экспрессии гимнастических упражнений.

Объект исследования - гимнастки от 14 - 20 лет, занимающиеся художественной гимнастикой, имеющие высокую спортивную квалификацию, а именно от 1 взрослого разряда до мастера спорта международного класса

Предметом исследования - содержание и состав произвольных упражнений гимнасток, выступавших на Чемпионатах и Кубках страны в период с1994-1996 г.г.

Гипотеза исследования состоит в том, что применение методов структурно-лингвистического анализа и формализация логико-семантических аспектов эстетического восприятия произвольных программ гимнасток позволит найти количественные оценки экспрессивности их исполнения, разработать подход и методику построения содержания выступлений, обеспечить выбор упражнений, вызывающих наибольшее эмоциональное впечатление, повысит эффективность тренировочного процесса.

Методы и организация исследования. Сложность и многогранность предмета исследования и выделенные аспекты его изучения обусловили необходимость исследования комплекса общих, частных и специальных методов исследования. К основным из них относятся:

1. Теоретический анализ и обобщение отечественной и зарубежной научной литературы, анализ официальных протоколов соревнований, изучение опыта работы ведущих спортсменов и тренеров: в ходе исследования были изучены и зарегистрированы 179 источников, из них 40 иностранных.

2. Метод кино-, видеомагнитозаписи (всего было зарегистрировано и проанализировано 2325 произвольных упражнений соревнующихся гимнасток).

3. Экспертные методы оценки (факторный и кластерный).

4. Метод семантического дифференциала.

5. Методы математической статистики.

Исследования проводились на базе спортивного клуба "Сканер" и сборной команды "Юность России" (г. Иваново), а также на Чемпионатах и Кубках страны с 1994 - 1996 г.г. Москва, Санкт-Петербург, ДЮСШОР г. Жуковский 1996 г.

Научная новизна работы связана с разработкой методики получения количественных оценок эстетической зрелищности произвольных программ гимнасток; факторным анализом основных показателей доказана перспективность использования структурно-лингвистических и логико-семантических методов формализации критериев эстетического восприятия экспрессивности соревновательных упражнений гимнасток; разработкой-методов для оценки экспрессивности в учебно-тренировочном процессе и судействе соревнований.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что по его результатам можно:

- производить детализированную и комплексную эстетическую оценку зрелищности произвольных программ спортсменок;

- на основе зрелищности эстетических впечатлений создавать сценарии произвольных программ выступлений гимнасток.

Практическая ценность результатов исследований подтверждается актами внедрения в практику подготовки спортсменок по художественной гимнастике.

На защиту выносятся

1. Обоснование выбора показателей семантического дифференциала для определения значимых эстетических параметров, характеризующих экспрессивность произвольных программ гимнасток.

2. Разработка методик определения генеральных факторов в выразительном исполнении комбинаций.

3. Выявление факторной структуры оценок экспрессии различных упражнений, входящих в произвольные программы гимнасток.

4. Определение взаимосвязи эстетических ценностей и зрительских впечатлений при исполнении соревновательных упражнений гимнасток.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Плеханова, Марина Эдуардовна

142 ВЫВОДЫ

1. Впервые на основе кластерного и факторного анализов, выявлена математическая модель оценки произвольны?: комбинаций з художественной гимнастике, которая определяется тремя генеральными факторами: техническое исполнение, композиционная ценность, художественная ценность (что совпадает с правилами ФИЖ 1997 год).

2. В результате исследования было установлено, что применение методов факторного и кластерного анализа, а также метода семантического дифференциала с целью выявления экспрессии в исполнении упражнений, позволит повысить эффективность тренировочного процесса и более объективно оценивать судьям экспрессию движений соревнующихся гимнасток.

3. Выявлена факторная структура экспертных оценок в художественной гимнастике. Определена группа латентных факторов, лежащих в основе субъективных оценок экспрессивности движений в художественной гимнастике: темпераментность, яркость, эмоциональность. Число этих факторов в экспрессивных движениях постоянно, но отдельные признаки могут входить как дополнение в состав этих факторов.

4. Экспериментальные данные свидетельствуют, что существует соответствие между определенным музыкальным характером и способом двигательного отражения его специфики, нашедших отражение в факторной модели, которая выделяет три стиля исполнения (танцевальный, этюдно-образный и спортивный).

5. Установлено, что в основе методики экспрессивности движений лежат такие генеральные обобщенные факторы как "темпераментность" и "темп", что позволяет сделать объективный анализ визуальной оценки произвольных композиций.

6. Установлено, существование ряда градаций "языка" выразительных движений. Судьи-эксперты разной квалификации и зрители в разной степени успешно оценивают характер музыкального произведения наблюдая лишь двигательное его выражение.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Все композиции быстрого темпа, те, которые наиболее приближаются к "танцу", всегда имели наибольший успех. Это связано с тем, что в быстрых темпах телодвижения поневоле ближе сливаются с музыкой, при мелких же делениях такта хотя бы простое совпадение с первой сильной частью уже дает ритмическую повторяемость, которая сливается в одном удовлетворении "и ухо и глаз". Поэтому и в тихие темпы необходимо ввести ритмический рисунок.

2. Движения, независимо от того основаны ли они стихийно или заимствованы у других танцоров, свидетельствуют о сходстве формальной структуры танца со структурой предлагаемого настроения. А так как зрительно воспринимается качество - скорость, форма или направление и являются непосредственно доступными для глаз, то вполне естественно допустить, что эти качества движений являются носителями экспрессивности, непосредственно постигаемой зрением.

3. Композиция в художественной гимнастике имеет многогранную структуру и должна оцениваться как "техническая и художественная ценность", а также технические ошибки при исполнении комбинаций: а) "техническая ценность" композиции состоит из количества и уровня трудности (разнообразность, специфичность, амплитудность, рискованность) и предлагается оценивать из 5 баллов; б) "художественная ценность" композиции - это оригинальность, выразительность, артистичность, хореографичность, логичность соединений, музыкальность, перемещение по площадке, соответствие движений музыке. Оценивать из 5 баллов; в) техника исполнения - ошибки при исполнении элементов и движений, потери предметов; оценку производить из 10 баллов.

Таким образом, оценивать композицию гимнастки предлагается из 20 баллов, что обеспечивает более объективный подход в судействе соревн ований и выявлению победителей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Плеханова, Марина Эдуардовна, 1997 год

1. Аверкович Э.П. Анализ произвольных упражнений в художественнойгимнастике и пути совершенствования исполнительского мастерства сильнейших гимнасток: Автореф. дис. каяд. пед. наук. М., 1980. 23 с.

2. Айвазян С.А., Енюков И.С., Мешалкин Я.Д. Прикладная статистика: Классификация и снижение размеренности. М.: Финансы и статистика, 1988. с.48-54.

3. Арки на Н.Е. Дух состязания и танца. М.: Знание, 1947. 40 с.

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. с.374 345.

5. Афифи А., Эйзен С. Статистический анализ: Подход с использованием

6. ЭВМ. М.: Мир, 1982. с. 59-62.

7. А фиф и С. Д. Исследование эстетических влияний и оценок в художественной гимнастике: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1976. 15 с.

8. Базарова Н.П. Классический танец. Л.: Искусство, 1984.184 с.

9. Балагуш П. Факторный анализ с обобщениями. М.: Финансы и статистика, 1988. с.48-56.

10. Балян А.А. Основы, категории и принципы эстетического воспитания:

11. Автореф. дис. док. пед наук. Тбилиси, 1971. 23 с.

12. Батаен В.Г., Аверкович Э.П. Средства и элементы выразительности в художественной гимнастике. Методические рекомендации. М.: Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, 1975. 15 с.

13. П.Берштейн Н.А. Новые линии развития в физиологии и их соотношение с кибернетикой. В кн.; Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М.: АН СССР, 1963. с.315 - 316.

14. Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А. Педагогические перспективы достижения надежности исполнения соревновательных программ в художественной гимнастике. Киев: КГЙФК, 1989. 25 с.

15. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. М. Искусство, 1987. 502 с.

16. Богданов-Березовский В. Статьи о музыке. Л.: Советский композитор, 1960. с. 179-219,228-235.

17. Богданов-Березовский В. Статьи о балете. Л.: Советский композитор, 1962. с. 35-42.

18. Бодал ев А. А. Восприятие человека человеком. Л.: 1965,122 133 с.

19. Большая советская энциклопедия / Под ред. Прохорова A.M. 1989. с. 11.

20. Ваганова А. Я. Основы классического танца М.: Искусство, 1963. 213 с.

21. Васильева-Рожденственская М.В. Историко-бытовой танец: Учеб. пособие, 2-е изд. М.: Искусство, 1987. 328 с.

22. Волконский С.М. Выразительный человек. С.-Петербург, 1913. 223 с.

23. Гавердовский Ю.К. Стиль, композиция, мода / Гимнастика. 1974, вып.2, с. 59.

24. Гавердовский Ю.К. Актуальные проблемы технической подготовки гимнаста-мастера / Науч. конф. по гимнастике. Тез. докл. М., 1972. с.32-35.

25. Галкин-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке. Сборник статей по языкознанию. 1989. с.11.

26. Годунов В.И.,Манеров В.Х., Тарасов В.И. Слуховой анализ речи, полученной при использовании различных методов моделирования эмоциональных состояний. Речь и эмоции: материалы симпоз. 11-14 нояб.1974. Л.; 1975. с.79-83.

27. Германов М. Психология красоты. С.-Петербург: М.И. Семенова, 1915. с. 8-15,4047,92-101.

28. Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л, 1967, с. 7.

29. Григорьев А.Г. Рост мастерства в спортивной гимнастике / Теория и практика физ. культуры. 1969, № б, с. 11 -13.

30. Григорьев А.Е. Сравнительные данные о выступлениях гимнастов в крупнейших международных соревнованиях / Теория и практика физ. культуры. 1074, № 14, с.6-8.

31. Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных. Полное собрание сочинений. М.: Гослитиздат, 1927, т.2, кн.2,243 с.

32. Дени Г., Дассвиль JI. Все танцы: Сокр. пер. с франц. Киев Муз. Украины, 1983. 342 с.

33. Добров Г.М. Экспертные оценки в научно-техническом прогнозировании. Киев; Просвещение, 1974. 79 с.

34. Донской Д.Д- Изучение спортивной техники и пути ее совершенствования: Методика исследований в физ. культур?. М.: Физкультура и спорт, 1961, ч.1,67 с.

35. Дьячков В.М Вопросы управления прогрессом совершенствования технического мастерства: Сб. науч. тр. ВНИИФК. М., 1972. 69 с.

36. Дюбо Ж.-Б. Критические размышления о поэзии и живописи. М.; Искусство, 1976, ч.З, с. 549-671.

37. Дюран Б., Оделл П. Кластерный анализ. М.: Статистика. 1977. с.Ills.

38. Жамбю М. Иерархический кластер анализы соответствия. М.: Финансы и статистика 1988. с. 115 -126.

39. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений, Автореф. дисс. на соиск. степ. докт. пед. наук (по психологии). М., 1958 - 30 с. - В подзаг.: Ин-т психол. АН пед Наук СССР.

40. Зациорский В.М., Попов Ю.А. К оценке оригинальности и сложности вольных упражнений / Гимнастика 1976, вып.1, с.39-40.

41. Загоруйко Н.Г., Елкина В.Н., Емельянов С.В., Лбов Г.С Пакет прикладных программ О'ГЭКС /для анализа данных/. М.: Финансы и статистика, 1986. с. 48-59.

42. Иванова О,А. Методы оценки исполнительского мастерства в художественной гимнастике: Автореф.дис. канд.пед.наук. М.,1982. 23 с.

43. Иванова О. А. Методика оценки трудности упражнений з художественной гимнастике / Веесоюз.науч.-ирлкт.конф.: Проблемы комплексного контроля в спорте высших достижений. М , 1983. с.137.

44. Ив е н е P.M. Введение в теорию цвета М.: Мир, 1964. с. 179.

45. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство. 1972, с.246-248, 280287, 359-360.

46. Каннипгэм М. Кто зажигает звезды. ж.М.: Балет, 1995, № 4-5, с. 6-15, 6-13.

47. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Прогресс, кн. 1992. с. 28-30.

48. Карпенко Л. А. Пути развития творческой активности у занимающихся художественной гимнастикой младшего возраста: Автореф. дис. канд пед. наук. Л., 1978,28 с.

49. Карпенко Л.А. Методика тренировки занимающихся художественной гимнастикой. Л.: ГДОИФК, 1989,20 с.

50. Кафарова Т.Г. Специфика образности в хореографическом искусстве. Автореф. днсс.на соиск.уче.степ.канд.филос.наук. М. 1969. 16 с. В подзаг. Ин-т филосифии АН СССР.

51. Кирсанов В. Спорт, музыка, грация кн. М.: Физкультура и спорт 1978, с. 70.

52. Коджаспиров Ю.К. и др. Оптимизация предсоревновательного состояния спортсменов средствами музыкального воздействия. Теория и практика физической культуры 1987, № 3, с. 35-38.

53. Коренберг В.Б. Объективизация оценок: реальность и иллюзии/ Гимнастика, 1981, вьга.1, с. 61-64.

54. Королева Э.П. Танец, его происхождение и методы исследования. -Советская этнография. М.: АН СССР. 1975, № 5, с. 147-155.

55. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. Л.: Искусство, 1968,262 с.

56. К оценке оригинальности элементов в художественной гимнастике и проблемы комплексного контроля в спорте высших достижений: Тез. докл М.; 1983. с. 5.

57. Классификация и кластер /Под редакцией Дж. Райзина. М.: Мир, 1980. с. 15-28.

58. Кузнецова Г.П. Основы тренировки прыгунов в воду / Под ред. К.Ю. Данилова М.: Физкультура и спорт, 1969, с. 41-61.

59. Лавровский Л.М. Раздвигаются границы танца. М.: Балет, 1995, № 45, с.38,41

60. Лавровский Л.М. Лики танца. М.: Балет, 1996, №1, с. 19.

61. Лисицкая Т.К. Хореография в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1984.176 с.

62. Л и с и ц к ая Т.С. Гимнастика и танец. М.: Советский спорт, 1988.48 с.

63. Лобжанидзе М.М. Эстетика спортивного зрелища. Тбилиси. Б., 1980. 140 с

64. Лоу Беджамин. Красота спорта. М . Радуга, 1984.256 с.

65. Л у к А. А. Творчество / Наука и жизнь. 1973, № 1, с. 23-25.

66. Максимова М.Н. Методы объективизации оценки содержания упражнений синхронного плавания. Автор, дис. хан. пед. наук. М.: 1980. 23 с.

67. Мальчикова Б.В. Применение кластерного анализа для определения перспективности юных гимнасток (на примере упражнения на бреине)/ Тезисы Всесоюз. конф. "Перспективы отбора и подготовки юных спортсменов". Ярославль, 1989. с.9.

68. Мандель М.Д. Кластерный анализ. М.: Финансы и статистика, 1988. с.44-50.

69. Масальгин Н.А. Математико-статистические методы в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1974.123 с.

70. Мессерер A.M. Уроки классического танца. М.: Искусство. 1967. с.12-17

71. Маркин Б.Г. Анализ качественных признаков и структур. М.: Статистика, 1980. с.4148.

72. Маркин Б.Г. Группировки в социально-экономических исследованиях. М.: Финансы и статистика, 198S. с. 4144.

73. Мироненко В.В. История и состояние проблемы психологии выразительных движений. Вопросы психологии. М.: Педагогика, 1975, № 3,с.134-142.

74. Мясннщев В Н., Готедннер А.А. Влияние музыки на человека по данным электроэнцефапогических и психологических показателей. Вопросы психологии. М.: Педогогика, 1975, № 1, с. 54-68.

75. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия, М.: Музыка, 1972,383 с.

76. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М.: Наука, 1974, с.5-11, 193-207.

77. Новерр Ж.-Ж. Пнсьма о танце. В кн.: Классики хореографии. М.; Л.: Искусство 1986, с. 38-81.

78. Новик М.Г. Оценка сложности и перспективности построения произвольных комбинаций с обручем сильнейших гимнасток участниц VII Чемпионата мира по художественной гимнастике: Сб.науч.тр.ВНИИФК. М.,1973. с.34-37.

79. Ньютон И. Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света. М.: Государственное издательство технико-теоритической литературы, 1954. ч.2, с.116 -119.

80. Объективизация судейства в гимнастике как проблема спортивной метрологни./Э.П. Аверкович, Ю.А. Попов, Ю.А. Резников, Б.А.

81. Суслаков; под ред В.М.Зациорского / Теория и практика физ. культуры. 1979, № 7, с.4749.

82. Ожогов. Толковый словарь Русского языка 1990. с.799.

83. Озолин Н.Г. Музыка в подготовке спортсменов. Теория и практика физической культуры 1977, № 2, с. 35-37.

84. Пиз Алан. Язык телодвижений. Ярославль СП "Ай-Кью". 1992. с.4-16, 24-30,4245.

85. Плешкань А.В., Бастиан В.М. Планирование тренировочных нагрузок юных гимнасток высокой квалификации в соревновательном периоде. Краснодар. Кр. ГИФК, 1988. 25 с.

86. Плоткин А.Б. Исследование взаимосвязи специальной физической и технической подготовки в связи с повышением технического мастерства гимнасток высшей квалификации: сб. Проблемы высшего спортивного мастерства М.; 1969.96 с.

87. Попов Ю.А. Исследование содержания вольных упражнений и путей повышения мастерства их исполнения, у гимнастов высших разрядов: Автореф. дне. канд.пед.наук. М., 1975.21 с.

88. Правила соревнований по художественной гимнастике 1994.

89. Примаков М.М., Сульновар Р.Х. Измерительная техника М.: Наука, 1976,1976. с.16-17.

90. Рабочая книга социолога М.: Наука, 1976.365 с.

91. Ратников В.Г. Формирование и воспроизведение дирижерского замысла Вопросы психологии. М.: Педагогика, 1973, № 2, с. 55-56.

92. Ратников В., Цехановский В. Общий обзор литературы по психологии восприятия музыки. Вопросы психологии. М.: Педагогика, 1975, №4, с. 148-154.

93. Р ацкая Ц. С. Как понимать музыку. М; Знание, 1961, с. 24-38.

94. Резников Ю.А. Квалиметрия и проблема совершенствования технологического мастерства в спорте./ Конференция молодых ученых ГЦОЛИФК: Тез. док. М„ 1974. с.36 38.

95. Резников Ю.А. Объективные критерии оценки эффективности техники в видах спорта с субъективной оценкой результатов: Автореф. дис. кандпеднаук. М., 1974.22 с.

96. Резников Ю.А. Что лежит в основе эстетических оценок в гимнастике /Гимнастика 1974, вып.2, с. 19-22.

97. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. С.-Перербург: Пантелеева, 1901, с.7,21,97,143.

98. Ройтрштейн М О Выразительные средства музыки. М.: Советский композитор, 1962,56 с.

99. Ройтрштейн М.О. О единстве сонатно-циклической формы у Чайковского В кн.: Вопросы музыкальной формы. М.: Музыка 1960, вып.1,с.121-151.

100. Ротер Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика М.: Просвещение 1989. с.17.

101. Руднева С., Фиш Э. Ритмика, музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972. с. 18-20.

102. Русалова М.Н. Мимические и вегетативные компоненты эмоционального состояния, Физиология человека, М.: "Наука". 1976, т.2, с. 271-281.

103. Семиотика и искусствометрия. М. : Мир, 1972.251 с.

104. Серов А.Н. Тематизм увертюры "Леонора". Этюд о Бетховене. М.; Музгиз. 1954, с. 34.

105. Сеченов И.М. Физиология нервных центров. М.; Акад. мед. наук, 1952, с. 20.

106. Словарь синонимов. Справочное пособие под ред. Евгеньева А Л. 1986. 92 с.

107. Смирнов Ю.И., Соловьева Е.Б. Взаимосвязь показателей физической подготовленности, антропологических данных и соревновательных достижений в художественной гимнастике / Теория и практика физ. культуры. 1972, К* 2, с. 28-30.

108. Смирнов Ю.И., Шарабанова И.Н., Дудкина О.А. Квалнйетрия исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта. Методические рекомендации. М.; ВНИИФК, 1979. 52 с.

109. Смирнов Ю.И., Иванова О.А. Применение метода семантического дифференциала для оценки экспрессии в гимнастике / Гимнастика. 1981, вып.1, с. 4446.

110. Смирнов Ю.И., Шарабанова И.Н. Эстетические показатели спортивно-технического мастерства / Гимнастика. 1985, вып.2, с. 38.

111. Смирнов Ю.И. Теория и методика оценки и контроля спортивной подготовленности: Автореф.дис. докпеднаук. М.; 1991.17-18 с.

112. С мо лев кий В.М. От составителя. / Гимнастика. 1974, вьш.2

113. Смолевскии В.М., Чебураев B.C., Гавердовский Ю.К. Итоги чемпионата: упражнения, впечатления./ Гимнастика. 1982, вып.1, с.4-14.

114. Советский энциклопедический словарь. М.; Советская энциклопедия, 1984.

115. Спенсер Г. Основание психологии. С.-Петербург, 1976, т.1, с. 281-286, т. 2, с. 238-258.

116. Спирин Я.С., Шарабакин Н.И. Воспитание выразительных движений на занятиях по гимнастике. Сб. трудов. Фрунзе, 1962, вып.4, кн.2, с.4248.

117. Статистические измерения качественных характеристик. М.; Статистика, 1972. с. 172.

118. Статистические методы для ЭВМ / Под ред. К.Энелейка, Э.Рэлетона, Г.С.Уилфа. М.: Наука, 1986. с. 44-45.

119. Стуколкина Н. Четыре экзерсиса. М.: Всесоюзное театральное общество. 1972. с. 16-18.

120. Тараканов М.Е., Скрябин А.Н. Третья симфония и "поэма экстаза". М.; 1956.11 с.

121. Тараканов М.Е. Стиль симфоний Прокофьева. М ; Музыка, 1968, с.З, 6-7.

122. Тараканов М.Е. Музыкальный театр Альбана Берга. М.: Советский композитор, 1976, с.5-6,10-15,20-21.

123. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., Л.: АПН РСФСР, 1947, с. 5-115.

124. Техническая оценка действий гимнастов по кинематической и потенциальной энергией их тела/Теория и практика физ. культуры. -1972, №4, с. 12-14.

125. Тихонов В.Н. Критерии надежности технических действий в связи с процессом повышения уровня технического мастерства в опорных прыжках/Всесоюзн. научно-метод. конф.: Техн. мастерство квалифицированных спортсменов. М.; 1973. с.31-33.

126. Толковый словарь русского языка под редакцией Ушакова, т.4, 1940. с.407.

127. Уральская В.И. Эстетические проблемы взаимовлияния народного и профессионального искусства (на материалах хореографии). Автореф. дне. на соиск.учен.степ.канд.философ.наук. М.; 1969, 20 с. В подзаг.: Мос.Гос.ин-т культутры.

128. Фейберг Е.Л. Кибернетика, логика, искусство. М.: Радио и свят, 1981.143 с.

129. Франгонуло М.Х. Выразительные средства балетного искусства. Д.; Знание, 1864. 96 с.

130. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ под ред. Й.С.Енюкова М.; Финансы и статистика. 1989. с.2940.

131. Фрэсс П., Пиате Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1975, вып.5, гл.Ш, с. 162-174.

132. Хадвиев Н. Компьютер и физическая культура и спорт / Гимнастика. 1987. с. 87.

133. Хоум Г. Основания критики. М.: Искусство. 1977, т.2, m.XV, с.268-270.

134. Хрипкова Л.Г. Возрастная физиология М.: Просвещение, 1988.120с.

135. Художественная гимнастика. Под ред. Орлова Л.П. М.: Физкультура и спорт, 1973, с. 3-4.

136. Чернова Н.Ю. Основные тенденции исполнительского искусстваУсовременного балета. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. М., 1970.16 с. В подзаг.: нн-т истории искусства

137. Шиш макова Ж. Большой путь. София. Медицина и физкультура 1973, с.6-15

138. Шультяков О. О психическом единстве исполнительского искусства В сб.: Вопросы теории и эстетики музыки. М.: Музыка, 1973, вып.12, с. 15-18.

139. Э льяш Н. Зрителю о балете. М.: Знание, 1963, с. 9-32.

140. Эльяш Н. ОбразытанцаМ. Знание 1970, с.46-47,201 -205.

141. Энциклопедия /Под ред. Ю.Г. Григоровича М.: Сов. энциклопедия, 1981.623 с.

142. Ястребцова Н.А. Эстетические параллели. София: наука и искусство 1968. с. 69-70,88-91,106-112.

143. Argyle. М. Bodily Communication, International Universities Press. New York, 1975 p. 9-10.

144. Bellak, Leopold, M.O., and Baken, Samm Sinelain. Reding Faces, Bantam Books, 1983. p. 16-18.

145. Benthail J. and Polhemus. Т., The Body asa Medium of Expression. Allen lane, London 1975, p. 14-19.

146. Berlyne D.E., J.C. Ogilvie, and L.C.C.Panham. The Dimensionality of Visual Complexity, Interestingness and Pltasingness/ Canadian Journal of Psychology, 22, N0.5/1968/, 376-387.

147. BlaSHFIELD, R.K. and L.MOREX "Cluster analysis Soflware", Handbook of statisties, vol.2. Amsterdam: North-Holland 1982. p. 245-246.

148. Chartenis J. This Gymnasties. Champaing, 111.: stipes, 1969. Observations on the Meaning of Some Measures of Aesthetic Sensitivity. -Journal of Psyeholody, 57 (1964), p. 47-64.

149. Coltett.P. Social Rules and Social Behaviour, Rowman $ littlefield, Totowa, New Jersey, 1977.

150. Criteh ley M. Sitent language, Butterworth, Woburn, Massahusetts. 1975. p. 3541.

151. Dale-Guthrie H. Body Hot-Spots, Van Nostrand Reinhoid, Now York, 1976.

152. Dewey J. Art and Education. Barnes Foundation Press, 1954. Dewey.J.Art as Expression. - New-York; Capricorn Books, 1934.

153. Dowsing Gretshen S. Coaching for Amplitude in Tree Exerciss. -Woman Coach, 2. No. 1 (1975), 26-30.

154. Duncan S. and Fiske D.W. Face to - Face Interaction, Fridaum, Hillsdale, New Dersey, 1977.

155. Ekman P. Darwin and Facial Expression, Academic Press, New York, 1973.

156. Ekman P. and Friesen W.Vnmasking the Fase, Prentice-Hell, Engiewood Cliffs, New Jersey, 1975.

157. Fast.J. and B. Readily Beturen the lines, Viking, New York, 1979.

158. Goffm an E. Interaction Ritual, Pantheon, New York, 1982.

159. Gordon R.L. Interviewing Strategy, Technigues and Tacties, Dorsey, Homewood, Illinois, 1976.

160. GVTLEORD.J.R. The invarince probltm in facton analysis. Educational and Psycholojcal Measurment37: ll-19p 1977/

161. Herper.R.G. Non-Verbal Communication; The State of the Art, Wilg, New York, 1978.

162. Henley N.M. Body Potities: Power, Sex and Non-Verbal Communication, Prentice Hall. New Jersiy, 1977.

163. Ноге. Т. Non-Verbal Behaviour, Australion Council for Educational Research, 1976.

164. Jae on Kim, Charls W. Mueller. Factor Analysis: Statistical Methods and Practical Issues / Eleventh Printing, 1986./

165. Key.M.R. Non-Verbal Communication; a Kescarch Guide and Bibliography, Scanecrow Press. Metuchen< New Jersey, 1977.

166. Korda. M. Power in the office, WeidenfeldS Nicolson, London, 1976.

167. Korman.B. Hands: The Power of Awareness, Sunridge Press, New York, 1978.

168. К unzl.G.C. Olympic Gumnastics.-London: Jams Banes, 1956. p.58.

169. L amd. W., Elizabeth Watson, Body Cade, Routledge and ltgan Paul. Boston, 1979.

170. Lewis. L. The Secret language of Your Child, Berkley Publishing Corporation. New York, 1979.

171. Libra. M. Kzakladnim otazkam sportovni techniky. Theries a praxatelesne vyehovy. Praha 1972. p.8.

172. Libra.J., Libra V. Objektwizact treninkoveno pracesu, zulaste ve sportovni gymnastice. Vedecke Konferencu к 20 vyroci zalozene NVS -Fakulty tersone vyehovy a sportu imiversity Karlovy. Praha, 1973.

173. Lorr. M. Cluster Analysis for Social Scinces. San Francisco; Jossey-Bass. 1983.

174. Mark S. Aidenderfer, Rogen К. В lash field. Cluster Analysis / Second Printing, 1985 p. 139.

175. Morris 0. with Collett, March and O'Shaaghnessy, Gestures, their Origins and Oistribution, Stein $ Doy, DriareJiff Manor, New York, 1979.

176. Morris D. Mamvatehing, Abrams. New Yoik, 1977.

177. Pease,A.V., Garner.A. Talk Language Howto use Conversation for Projit aid Pleasure, Camel Publishiong. Sydney, 1985.

178. Simmat W.E. Semantic differentials instrument der Kunstanalysis "Exakte Asthetic method en und Engebnisse empirischer und experimental^

179. Asthetic, 6 Folg der Sehriftenreiehe" Objektive Kunstkritik, Verlag Nadolski, Stuttgart, 1969. p.p. 69-88

180. SKINNEP,H. and R.BLASHFIELD " Increasing the impact of cluster anakysis re sear eh : the case of psychiatrie classification". Journal of Consulting and Clinical Psychology 50:727 734.1982.

181. Szacz.S. Body Language of Children, Norton, New York, 1978.

182. William R. Klacke Diseriminant analysis/ Seventh Rrintiijg, 1986.78 p.

183. Wilson M.V. WEB Graphics and Anakitative Analysis of Movement. -"Kinebioiogy", Washington, 1973, 111 p.1. АНКЕТАотражающая качественные особенности, наиболее характерные для выразительного исполнения композиции в художественной гимнастике

184. Ван предложен перечень прилагательных, наиболее характерных для выразительного исполнения композиции.

185. Содержание шкапы слева направо включает следующие категории:1 нисколько2 немного3 вполне достаточно4 почти отлично выполнено5 очень отлично

186. Поставьте балл напротив признака, характерного для выразительного исполнения упражнения

187. Прилагательное Баллы 1,2,3,4,5 Прилагательное Баллы 1,2,3,4,5

188. Ф.И.О. гимнасткивид упражнения

189. Вам предложен перечень характеристик наиболее характерных для художественного исполнения в гимнастике.

190. И. Органическая связь с музыкой12. Музыкальное сопровождение1. Ф.ИО. эксперта1. АНКЕТА

191. Ван предложен перечень видов для художественного оформления композиций. Поставьте балл, соответствующий исполнению в композиции видов оформлений.

192. Содержание по шкапе слева направо: 1 нисколько2 немного3 вполне достаточно4.почти5 очень

193. Шкапа для оценки художественного оформления ком.

194. Вид художественного оформления композиции Баллы

195. Эффектное начало и финал композиции

196. Отсутствие лишнего, несообразного, случайного в композиции, идущего в разрез с музыкой

197. Соответствие современной моде и стилю исполнения композиции

198. Музыкально-хореографическая целостность (точное сочетание движений, настроений и нюансов с музыкой)

199. Применение художественных приемов (повторы, "игра мотивов", контраст и нюанс, элементы неожиданности)1. Ф.И.О. эксперта

200. Благодарим за проделанную работу.

201. Разнообразие данжений телом

202. Специфичность и разнообразие предметныхманипуляций

203. Оригинальность элементе» и соединений

204. Кянество музыки и ее соответствиеиндивидуальности гимнастики

205. Соответствие движений музыке

206. Равномерность распределения трудных элементов

207. Логичность соединений элементов

208. Перемещения по площадке, ракурсы движений

209. И. Техника исполнения элементе» и соединений12. Музыкальность исполнения

210. Выразительность исполнения14. Амплитудность движений1. Ф.И.О. эксперта1. Список экспертов

211. ФИО Год Место работы Обра- Ученая Спорт. Стаж Суд. кат. Должностьрожд. город зование степень разряд работы 1 2 3 4 5 б 7 8 9 10

212. АВЕРКОВИЧ ЭЛЬВИРА ПЕТРОВНА 1936 МОСКВА ОК РОССИИ высшее К.П.Н. З.М.С. 40 лег МК Председатель Российской Федерации х.г.,Председатель Президиума х.г., Главный тренер сборной России

213. ШИБАЕВА НИНА ВЛАДИМИРОВНА 1936 МОСКВА ОК РОССИИ высшее З.М.С. 40 лет MP Президент Федерации Россн, Член Президиума исполкома

214. ВАВИЧ ТАТЬЯНА ГРИГОРЬЕВНА 1922 МОСКВА Всероссийская Федерация хх. высшее 49 лет Международная категория Ответственный секретарь Всероссийской Федерации Х.Г.

215. ГОВОРОВА МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА 1959 МОСКВА Олимпийский к-т Всеросс. Федерации хх. высшее З.М.С. 9 лет РК Член ВС Федерации х.г., член Президиума исполкома, ст. тренер молодежной команды России

216. ТИШИНА НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА 1946 Н.НОВГОРОД СДЮШОР высшее М.С. 25 лет ВК Председатель Федерации Н.Новгородаб КИСЕЛЕВА ВЕРА НИКОЛАЕВНА 1947 С-ПЕТЕРБУРГ СДЮШ высшее М.С. 17 лет РК Председатель тренерского Совета города

217. НОВОЖИЛОВА ИРИНА ДМИТРИЕВНА 1949 ИВАНОВО ДЮСШ высшее М.С. 26 лет РК Председатель Федерации г.Иванова, Председатель тренер.Совета РК ФСО "Юность России"1 2 3 4 5 б 7 8 9 10

218. ПУЧКОВА ГАЛИНА ИВАНОВНА 1945 РЯЗАНЬ СДЮШОР высшее М.С. Заел тр.РФ 30 лет Председатель тренер.Совета г.р.

219. МОРОЗОВА ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРОВНА 1926 СМОЛЕНСК пенсионер высшее М.С. 44 года Всесоюзная Член Президиума Федерации х.г. России

220. ШИКИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА 1940 МОСКВА СДЮШОР высшее М.С. 38 лет ВК Член тренер. Совета г.Москвы, Старший тренер СДЮШОР МТФСО

221. ИВАНИЦКАЯ ВАЛЕНТИНА АЛЕКСЕЕВНА 1935 МОСКВА ИГДСО высшее М.С. Засл. тр. России 40 лет Всесоюз. Почет, судья по стажу Член исполкома Федерации России, Президент Федерации Москвы

222. СИЛАЕВА ВЕРА ГРИГОРЬЕВНА 1946 МОСКВА СДЮШОР 24 высшее МСМК 30 лет ВК

223. МАЛЫГИНА НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА 1950 КИРОВ СДЮШОР высшее М.С. 24 года РК Председатель тренерского Совета Кировской обл.

224. БАКАЕВА АЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА 1948 МОСКВА СДЮШОР высшее М.С. 28 лет РК

225. КОГОЛИЦКАЯ СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА I960 ВЛАДИМИР СДЮШОР высшее МСМК 10 лет ВК

226. ФАКТУЛИНА САНИЯ ЗАКИРОВНА 1946 АСТРАХАНЬ С/К "Южанка" высшее М.С. Засллр. России 30 лет МК Ответственный за проведение методических занятий1 2 3 4 5 б 7 8 9 10

227. ОВСЯННИКОВА ЭММА НИКОЛАЕВНА 1938 СТАВРОПОЛЬ СДЮШОР высшее М.С. 37 лет РК Председатель тренерского Совета Ставрополья

228. БОЛОГКИНА ТАМАРА НИКОЛАЕВНА 1962 ВОЛГОГРАД Училище Олимпийского резерва высшее М.С. 15 лет РК

229. ТУЧКИНА ЗИНАИДА ГРИГОРЬЕВНА 1926 » МОСКВА пенсионер высшее Доцент М.С. Засл. тр. России 36 лет ВК

230. БУКОВА ЗИТТА АЛЕКСАНДРОВНА 1952 ЖУКОВСКИЙ М.О. СДЮШОР высшее М.С. Засл. тр. России 24 года РК

231. СТЕПАНОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА 1949 ПЕНЗА СДЮСШОР высшее KMC Засл.1р. России 25 лет РК

232. КАШТАНОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА 1955 ЕКАТЕРИНБУРГ МДЮСШ высшее М.С. Засл. тр. России 23 года РК Старший тренер Свердловской области

233. БУРМИСТРОВА ЭЛИНА ПЕТРОВНА 1948 МАГАДАН ДЮС1П высшее КМ.С. 30 лет РК

234. КИСЕЛЕВА ВЕРА НИКОЛАЕВНА 1947 С-ПЕТЕРБУРГ СДЮШ высшее М.С. 17 лет РК Председатель тренер.совета города

235. ШЕВЦ НАДЕЖДА ИВАНОВНА 1959 ВОЛГОГРАД СДЮШОР высшее М.С. 15 лет РК1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

236. ГОЛОВИНА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА 1962 ЖУКОВСКИЙ СДЮШОР тренер высшее М.С. 17 лет РК

237. КРУГЛОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА 1973 Н.НОВГОРОД высшее м.с. 6 лет РК

238. КОЗЛОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА 1957 ЧИТА ДЮСШ высшее M.C. 16 лет 1 катет. Председатель Федерации г. Чита

239. КАТЬКИНА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА 1961 НОВОСИБИРСК ДКХЛПЗ высшее м.с. 15 лет РК Член тренер. Совета г.Новоснбнрска

240. Другие виды выполняемой работы в художественной гимнастике

241. Математические данные одного упражнения с ленто й гимнастками различных воз растных групп

242. Характеристика прилагательных Число выборки х среднее арифметическое х + коэффициент вариации Дисперсия si X ошибка средней арифметической Ассиметрия Эксцесс1 РАЗРЯД

243. ТЕМПЕРАМЕНТНОЕ 10 1,800000 0,171111 0,413656 0,130809 0,21192 -0,98635

244. СВОЕОБРАЗНОЕ 10 1,720000 0,179556 0,423740 0,133998 0,22081 -1,31568

245. СТРЕМИТЕЛЬНОЕ 10 1,820000 0,232889 0,482586 0,152607 0,21770 -1,22195

246. СТРОГОЕ 10 1,370000 0,093444 0,305687 0,096667 1,60921 3,38085

247. ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОЕ 10 1,420000 0,037333 0,193218 0,061101 0,80405 0,05330

248. ВЕСЕЛОЕ 10 3,580000 0,137333 0,370585 0,117189 0,18077 -0,62777

249. УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ 10 2380000 0,092889 0,304777 0,096379 0,67820 0,62489

250. ОТКРЫТОЕ 10 3,010000 0,196556 0,443346 0,140198 -0,35077 -1,02293

251. ЛИХОЕ 10 1,950000 0,089444 0,299073 0,094575 -0,51401 -0,13908

252. ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ 10 2,390000 0,029889 0,172884 0,054671 -0,13224 -0,83545

253. ЯРКОЕ 10 2,430000 0,073444 0,271006 0,085700 0,69249 1,52012

254. БЛЕСТЯЩЕЕ 10 1,780000 0,119556 0,345768 0,109341 -0,39431 -0,65589

255. НЕЖНОЕ 10 1,450000 0,098333 0313581 0,099163 0,60807 -0,22309

256. НЕПРИНУЖДЕННОЕ 10 2,250000 0,120556 0,347211 0,109798 0,92574 1,35766

257. СМЕЛОЕ 10 2,400000 0,133333 0,365148 0,115470 0,95851 1,67143

258. СДЕРЖАННОЕ 10 2,690000 0,098778 0,314289 0,099387 1,40335 2,03391

259. СВЕРКАЮЩЕЕ 10 2,400000 0,126667 0,355903 0,112546 0,22182 -0,85417

260. ВДОХНОВЕННОЕ 10 2,830000 0,177889 0,421769 0,133375 2,04857 5,02590

261. УВЕРЕННОЕ 10 2,390000 0,072111 0,268535 0,084918 -0,64207 0,40058

262. ЛИРИЧНОЕ 10 1,400000 0,073333 0,270801 0,085635 1,00711 2,16234

263. ЗАДОРНОЕ 10 3,710000 0,234333 0,484918 0,153080 -0,34807 -1,30107

264. ИСКРЕННЕЕ 10 4,090000 0,196556 0,443346 0,140198 -1,33231 0,97555

265. ДЕРЗКОЕ 10 2,740000 0,104889 0,323866 0,102415 -0,40035 -1,01878

266. ЭНЕРГИЧНОЕ 10 2,070000 0,104889 0,371334 0,117426 0,01888 -1,76999

267. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ 10 3,250000 0,362778 0,602310 0,190467 0,52249 -0,43174

268. Характеристика прилагательных Число выборки х среднее арифметическое х + коэффициент вариации Дисперсия si X ошибка сред ней арифметической Ассиметрня Эксцесс1. KMC

269. ТЕМПЕРАМЕНТНОЕ 10 3,620000 0,199556 0,446716 0,141264 0,14359 -1,69368

270. СВОЕОБРАЗНОЕ 10 3,860000 0,244889 0,494862 0,156489 -0,95225 -0,91511

271. СТРЕМИТЕЛЬНОЕ 10 4,070000 0,024556 0,156702 0,049554 -0,24689 -0,76394

272. СТРОГОЕ 10 3,470000 0,062333 0,249666 0,078951 0,53333 -0,82101

273. ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОЕ 10 4,040000 0,036000 0,189737 0,060000 0,49777 -0,10435

274. ВЕСЕЛОЕ 10 3,660000 0,064889 0,254733 0,080554 -2,21223 5,75001

275. УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ 10 4,140000 0,051556 0,227058 0,071802 0,51825 0,82818

276. ОТКРЫТОЕ 10 3,390000 0,765566 0,276687 0,087496 1,03390 1,90189

277. ЛИХОЕ 10 4,350000 0,025000 0,158114 0,050000 0,63246 -0,89524

278. ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ 10 4,160000 0,018222 0,134990 0,042687 0,24392 -0,59850

279. ЯРКОЕ 10 4,040000 0,033778 0,183787 0,058119 -0,06980 -1,66975

280. БЛЕСТЯЩЕЕ 10 3,860000 0,142667 0,377712 0,119443 -0,41568 -0,56861

281. НЕЖНОЕ 10 2,600000 0,035556 0,188562 0,059628 0,99437 1,18527

282. НЕПРИНУЖДЕННОЕ 10 4300000 0,022222 0,149071 0,047140 -0,75467 0,25714

283. СМЕЛОЕ 10 4,310000 0,029889 0,172884 0,054671 -0,02903 0,10270

284. СДЕРЖАННОЕ 10 1,050000 0,007222 0,084984 0,026874 1,35773 0,10651

285. СВЕРКАЮЩЕЕ 10 3,580000 0,092889 0,304777 0,096379 -0,26374 0,23636

286. ВДОХНОВЕННОЕ 10 4,190000 0,025444 0,159513 0,050442 -0,00411 -1,58921

287. УВЕРЕННОЕ 10 4,340000 0,042667 0,206559 0,065320 0,08321 -0,95319

288. ЛИРИЧНОЕ 10 1,530000 0,086778 0,294581 0,093155 0,21972 -1,66062

289. ЗАДОРНОЕ 10 4,020000 0,135111 0,367575 0,116237 -0,63494 -1,17047

290. ИСКРЕННЕЕ 10 3,360000 0,042667 0,206559 0,065320 -0,27232 -0,89565

291. ДЕРЗКОЕ 10 4,410000 0,025444 0,159513 0,050442 0,00411 -1,58921

292. ЭНЕРГИЧНОЕ 10 4,410000 0,014333 0,119722 0,037859 0,73814 -0,87847

293. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ 10 4,310000 0,005444 0,073786 0,023333 -0,16595 -0,733621. Оч 00

294. Характернстнка Число х среднее х + коэффициент Дисперсия S* X Асснметрия Эксцессприлагательных выборки арифметическое вариации ошибка сред ней арифметической 1. МС

295. ТЕМПЕРАМЕНТНОЕ 10 4,660000 0,024889 0,157762 0,049889 -0,01698 -0,90504

296. СВОЕОБРАЗНОЕ 10 4,640000 0,031556 0,177639 0,056174 -0,01784 -1,36644

297. СТРЕМИТЕЛЬНОЕ 10 4,500000 0,033333 0,182574 0,057735 1,09545 1,43571

298. СТРОГОЕ 10 2,960000 0,069333 0,263312 0,083267 -1,41869 1,24280

299. ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОЕ ' 10 4,460000 0,033778 0,183787 0,058119 0,47251 -0,43017

300. ВЕСЕЛОЕ 10 3,700000 0,017778 0,133333 0,042164 0,70313 -1,57701

301. УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ 10 4,280000 0,061778 0,248551 0,078599 -0,58396 0,27566

302. ОТКРЫТОЕ 10 3,470000 0,040111 0,200278 0,063333 0,20332 -0,81856

303. ЛИХОЕ 10 4,750000 0,031667 0,177951 0,056273 -0,66547 0,22319

304. ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ 10 4,480000 0,055111 0,234758 0,074237 0,74974 -0,64606

305. ЯРКОЕ 10 4,570000 0,062333 0,249666 0,078951 -0,05569 -1,19849

306. БЛЕСТЯЩЕЕ 10 4,800000 0,013333 0,115470 0,036515 -1,08253 0,08036

307. НЕЖНОЕ 10 4,540000 0,016000 0,126491 0,040000 3,16228 10,00000

308. НЕПРИНУЖДЕННОЕ 10 4,840000 0,011556 0,107497 0,033993 -1,01971 2,25618

309. СМЕЛОЕ 10 5,000000 0,000000 0,000000 0,000000

310. СДЕРЖАННОЕ 10 1,000000 0,000000 0,000000 0,000000

311. СВЕРКАЮЩЕЕ 10 3,950000 0,109444 0,330824 0,104616 -0,80556 -0,09627

312. ВДОХНОВЕННОЕ 10 4,130000 0,015667 0,125167 0,039581 0,99442 1,21451

313. УВЕРЕННОЕ 10 5,000000 0,000000 0,000000 0,000000

314. ЛИРИЧНОЕ 10 1,500000 0,080000 0,282843 0,089443 0,14731 -1,47470

315. ЗАДОРНОЕ 10 4,000000 0,077778 0,278887 0,088192 -1,57514 1,49825

316. ИСКРЕННЕЕ 10 3,240000 0,053778 0,231900 0,073333 1,66251 3,66346

317. ДЕРЗКОЕ 10 4,770000 0,071222 0,266875 0,084393 -1,43979 138256

318. ЭНЕРГИЧНОЕ 10 4,570000 0,111222 0,335004 0,105462 -0,95347 0,13734

319. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ 10 5,000000 0,000000 0,000000 0,0000001. Оч ю

320. Корреляционная матрица М/С

321. Харяктервстка прялжгагельжых jj СВОЕОБРАЗНОЕ | 1 ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНО! I УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ j ОТКРЫТОЕ i ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ | 8 БЛЕСТЯЩЕЕ J i 1 I t 1 1 1 1 1 | W I ЭНЕРГИЧНОЕ

322. ТЕМПЕРАМЕНТНОЕ 1,00 0,21 0,55 -0,02 0,01 0,40 -0,43 0,66 -0,26 0,12 -0,06 0^5 0,30 0,54 -0,18 -0,26 0,00 0,36 -0,47 -0,56 -0,08

323. СВОЕОБРАЗНОЕ 0,21 1,00 0,55 -0,67 0,44 0,67 0,31 0,54 0,37 0,60 0,63 0,46 -0,08 0,47 0,32 0,13 0,65 0,58 -0,53 0,16 -0,50

324. СТРЕМИТЕЛЬНОЕ 0,55 0,55 1,00 -0,53 0,50 0,70 0,26 0,46 о," 0,30 0,19 0,30 0,18 0,38 -0,23 -0,46 0,41 0,23 -0,60 0,15 -0,54

325. СТРОГОЕ -0,02 -0,67 -0,53 1,00 -0,54 0,72 -0,48 -0,31 -0,65 -0,80 -0,79 -0,56 0,18 -0,58 -0,49 -0,19 -0,77 -0,37 0,18 -0,52 0,72

326. ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОЕ 0,01 0,44 0,50 -0,54 1,00 0,35 0,58 0,40 0,55 0,52 0,34 -0,05 -0,29 0,09 -0,05 0,06 0,33 -0,08 0,48 uAl-i -0,38 0,36 0,27 -0,80 -0,69

327. ВЕСЕЛОЕ 0,40 0,67 0,70 -0,72 0,35 1,00 0,06 0,48 0,27 0,51 0,48 0,55 0,25 0,66 0,22 0,06 0,79

328. УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ -0,43 0,31 0,26 -0,48 0,58 0,06 1,00 -одо 0,60 0,30 0,33 -0,11 -0,65 -0,29 0,22 -0,01 0,21 -0,31 0,13 0,42 -0,38

329. ОТКРЫТОЕ 0,66 0,54 0,46 -0,31 0,40 0,48 -0,20 1,00 -0,70 0,57 0,28 0,32 0,22 0,55 -0,04 0,12 0,26 0,51 -0,41 -0,20 -0,44

330. ЛИХОЕ -0,26 0,37 0,13 -0,65 0,55 0,27 0,60 -0,07 1,00 0,56 0,70 0,31 -0,66 0,28 0,62 0,36 0,42 0,04 0,15 0,28 ,-51

331. ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ 0,12 0,60 0,30 -0,80 0,52 0,51 0,30 0,57 0,56 1,00 0,82 0,55 -0,26 0,62 0,55 0,42 0,56 0,47 -0,12 0,26 0,29 -0,62 -0,44

332. ЯРКОЕ -0,06 0,63 0,19 -0,79 0,34 0,48 0,33 0Д8 0,70 0,82 1,00 0,73 -0,36 0,56 0,72 0,50 0,52 0,61 -0,18

333. БЛЕСТЯЩЕЕ 0,35 0,46 0,30 -0,56 -0,05 0,55 -0,11 0,32 0,31 0,55 0,73 1,00 0,00 0,68 0,53 0,29 0,32 0,82 -0,43 0,00 -0,16

334. НЕЖНОЕ 0,30 -0,08 0,18 0,18 -0,29 0,25 -0,65 0,22 -0,66 -0,26 -0,36 0,00 1,00 0,19 -0,56 -0,35 0,12 0,24 -0,06 0,16 0,30

335. НЕПРИНУЖДЕННОЕ 0,54 0,47 0,38 -0,58 0,09 0,66 -0,29 0,55 0,28 0,62 0,56 0,68 0,19 1,00 0,42 0,14 0,59 0,60 -0,07 -0,07 -0,38

336. СВЕРКАТЕЛЬНОЕ -0,18 0,32 -0,23 -0,49 -0,05 0,22 0,22 -0,04 0,62 0,55 0,72 0,53 -0,56 0,42 1,00 0,65 0,40 0,32 0,11 -0,04 -0,11

337. ВДОХНОВЕННОЕ -0,26 0,13 -0,46 -0,19 0,06 0,06 -0,01 0,12 0,36 0,42 0,50 0,29 -0,35 0,14 0,65 1,00 0,15 0,30 0,28 0,17 0,00 -0,21

338. ЛИРИЧНОЕ 0,00 0,65 0,41 -0,77 0,33 0,79 0,21 0,26 0,42 0,56 0,52 0,32 0,12 0,59 0,40 0,15 1,00 0,02 0,46 -0,66

339. ЗАДОРНОЕ 0,36 0,58 0,23 -0,37 -0,08 0,48 -0,31 0,51 0,04 0,47 0,61 0,82 0,24 0,60 0,32 0,30 0,28 1,00 -0,51 -0,03 -0,09 0,04

340. ИСКРЕННЕЕ -0,47 -0,53! -0,60 0,18 -0,11 -0J8 -0,13 -0,41 0,15 -0,12 0,18 -0,43 -0,06 -0,07 о,и 0,17 0,02 -0,51! 1,00 0,16

341. ДЕРЗКОЕ -0,56 0,16! 0,15 -0,52 0,36 ПЙГ71 0,42 -одо 0,28 "~-51 -0,62 ш» 0,16 -0,07 -0,04 0,00 0,46 -0,031 0Д6 1,00 -0,49

342. ЭНЕРГИЧНОЕ -0,08 j -0,50 -0,54 0,72 -0,80 j -0,691 -0,38 -0,44 -0,44 i -0,16 0,03 -0,38 -ол\\-0Д1; -о,бб( -о/». 0.W! -о,49J

343. Корреляционная матрица 1 вз . разряд1. Хфахтервсгаа пршпгятелыых

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.