М.Ф. Гнесин. Особенности стиля на примере вокального творчества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Карачевская, Мария Алексеевна

  • Карачевская, Мария Алексеевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 336
Карачевская, Мария Алексеевна. М.Ф. Гнесин. Особенности стиля на примере вокального творчества: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2010. 336 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Карачевская, Мария Алексеевна

Введение

Глава 1. Жизненный и творческий путь

• Биография

• Творческое окружение в период профессионального становления

Глава 2. Обзор композиторского наследия. Основные направления музыкального творчества

Глава 3. Стилистические особенности творчества

• Предпосылки формирования индивидуального композиторского стиля

• Общая характеристика композиторской эстетики

• Компоненты стиля: форма, мелодика, гармония

Глава 4. Вокальное творчество

• Роль вокальной миниатюры в творчестве

• Некоторые особенности бытования камерной вокальной музыки в русской культуре начала XX века

• Литературные источники вокальных сочинений

• «Теория музыкального чтения» М. Ф. Гнесина

• «Теория музыкального чтения» и Sprechgesang А. Шёнберга

• Сочинения 1900-1910-х годов. «Стихотворения с музыкой» 145 Заключение 158 Список литературы 166 Приложение

• Нотные примеры

• Материалы к биографии М. Ф. Гнесина:

1. Приезд в Петербург

2. Стенограмма выступления перед студентами Московской консерватории о путях развития композитора и взаимоотношениях между учениками и учителями. 1934 г.

3. А. К. Лядов

4. Письма М. Ф. Гнесина к М. О. Штейнбергу

5. Александр Блок и музыка

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «М.Ф. Гнесин. Особенности стиля на примере вокального творчества»

История русской музыкальной культуры первой половины XX века складывается в нашем сознании, прежде всего, как творческий путь великих и признанных летописцев времени — И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, В. Я. Шебалина, Н. Я. Мясковского. Однако, как теперь становится все более очевидным, не менее важную роль в развитии отечественного искусства сыграли композиторы, чье творчество лишь сравнительно недавно стало открываться как яркая и достойная часть художественного наследия века. Среди них — М. Ф. Гнесин, В. М. Дешевов, А. А. Крейн, Л. К. Книппер, Д. М. Мелких, Г. Н. Попов, Л. А. Половинкин, Н. А. Рославец, В. В. Щербачев и другие. В силу многих обстоятельств как объективного, так и субъективного характера эти яркие имена остались в исторической тени, а их творчество и до сего времени сравнительно мало изучено.

В отношении многих из перечисленных имен когда-то сложились устойчивые негативные представления. Еще в конце 1920-х — начале 1930-х годов сочинения данных авторов были подвергнуты жесткой критике, названы «идейно ложными». В отношении многих композиторов были установлены штампованные характеристики, вследствие чего концертные организации уже заранее отказывались исполнять их произведения. «Теперь целый ряд композиторов находится, если так можно выразиться, в музгизовском изоляторе. Это значит, что произведение поступает в Музгиз, оценивается в рабочей комиссии, потом в так называемой концертной секции и потом бывает погребено, причем никакой четкой оценки не дается, и неизвестно, будет печататься или нет» [117, 167] — высказывался осенью 1931 года В. Я. Шебалин.

В середине 1930-х годов ситуация, казалось, стала исправляться. Однако инерция времени, когда-то вычеркнувшая перспективные и достойные имена из творческой практики, оказалась устойчивей, чем собственно художественный вклад в культуру этих столь разных авторов, имеющих, тем не менее, одинаковую судьбу.

Начиная с 1970-1980-х годов наблюдается повышение интереса к несправедливо забытым творческим судьбам. Их творчество начинает изучаться, произведения постепенно входят в репертуар современных исполнителей. Выпускаются монографии, книги и сборники, исследователи обращаются к архивным материалам и документам — отражающим подлинную картину событий того времени, — стараясь восполнить исторические пробелы, дать справедливую оценку наследия забытых композиторов. Среди них, в частности, можно назвать работы И. А. Барсовой («Из неопубликованных архивов Мосолова»1, сборник «А. В. Мосолов. Статьи и воспоминания» и др.), Ю. Н. Холопова - о А. В. Мосолове3 и Н. А. Рославце4, В. С. Ценовой («Денисов и Рославец: параллели»5), монографии Т. А. Гайдамович (о Л. К. Книппере6) и И. М. Ромащук (о Г. Н. Попове7), научный сборник «В. В. Щербачев. Статьи, о материалы, письма» под редакцией Р. Н. Слонимской и другие.

Однако в данный исторический ряд не попало имя М. Ф. Гнесина. Его вклад в отечественную музыкальную культуру до сих пор по достоинству не оценен. Произведения Гнесина по существу не исследованы, несмотря на то, что многие современники композитора, в частности И. Ф. Стравинский, были о них высокого мнения. Теоретические труды Гнесина — важная часть его наследия как одного из крупных отечественных музыкальных ученых XX

1 Барсова И. А Из неопубликованных архивов Мосолова // Советская музыка. 1989, № 7. С. 80-92; № 8, С. 69-75.

2 Александр Мосолов. Статьи и воспоминания / Общ. ред И А. Барсовой, сост. Н. К. Мешко. М., 1986.

3 Холопов Ю. Н. Предисловие к нотному изданию. «А. Мосолов. Избранные сочинения для фортепиано». М, 1991.

4 Холопов Ю. Я. Николай Рославец. волнующая страница русской музыки // Рославец Н. Сочинения для фортепиано. М, 1989.

Холопов Ю. Н. О музыке Рославца // Рославец Н Первая соната. Вторая соната для фортепиано. М., 1990. Холопов Ю. Н. Техники композиции Николая Рославца и Николая Обухова в их отношении к развитию 12-тоновой музыки // Музыка XX века. Московский форум. Материалы международных научных конференций. Сб 25. М., 1999.

5 Ценова В. С. Денисов и Рославец: параллели // Свет. Добро Вечность. Памяти Эдисона Денисова. М., 1999.

6 Гайдамович Т. А. Лев Книппер. Годы жизни. 2-е изд. М., 2005.

7 Ромащук И. М. Гавриил Николаевич Попов. Творчество. Время. Судьба. М., 2000

8 Щербачев В. В. Статьи, материалы, письма / Сост. Р. Н. Слонимская Л, 1985. века — на сегодняшний день почти совсем не изучены. А между тем, многие достижения Гнесина были открытием для русского и советского музыковедения и педагогики: в том числе, теория музыкального чтения, система обучения начинающих композиторов, теория процессуальности музыкальной формы, теория целостного анализа, исследование об эпическом симфонизме. Теоретическое наследие композитора и ученого представляет огромный свод материалов. Около 200 научных работ нуждаются в тщательной обработке и современном теоретическом осознании.

До сих пор не представлена роль Гнесина в общественной жизни страны первой половины XX века: его неустанная проповедь эстетических принципов «Могучей кучки», его убежденность в их актуальности для современного искусства; его пропаганда творчества Н. А. Римского-Корсакова и стремление в 1930-1940-х годах привлечь внимание к учителю — прежде всего, к поздним операм («Кащей бессмертный», «Золотой петушок»). Следует упомянуть масштабную просветительскую деятельность композитора в разных городах России, поднявшую на качественно новый уровень музыкальную культуру в провинции. И, наконец, нельзя не оценить его активную борьбу против вульгаризаторской деятельности РАПМ.

Музыкальные сочинения большинства из перечисленных выше композиторов, современников Гнесина, уже вписаны в определенный исторический период музыкальной культуры, а также отнесены к тому или иному стилистическому направлению. Однако наследие Гнесина не было рассмотрено с точки зрения его соотношения с существовавшими тенденциями времени, с их отражением в его сочинениях. Личность и творчество композитора нуждаются в целостном историческом осмыслении. Это и определило цель настоящей работы — вписать творчество Гнесина в художественный контекст его времени.

Творческая судьба Гнесина во многом парадоксальна. Он получил известность уже с первых своих опусов. Его сочинения исполнялись известными артистами в самых популярных творческих собраниях и музыкальных кружках начала XX века — «Вечерах современной музыки», «Кружке любителей русской музыки» (т.н. «Керзинском кружке»), «Музыкальных выставках» М. А. Дейши-Сионицкой, музыкально-литературных «средах» Вяч. И. Иванова, «Доме песни» М. А. Олениной-Д'Альгейм.

Ситуация изменилась в конце 1920-х — начале 1930-х годов. С одной стороны Гнесин в то время — известный авторитетный композитор. В частности, композитор А. А. Зикс, выступая на производственном совещании, посвященном творчеству Гнесина 23 марта 1931 года, даже назвал его сочинения «целой эпохой»: «речь идет о творчестве известного композитора. (курсив мой — М. К.) это творчество очень ценно, потому что оно представляет собой целую эпоху» [117, 168]. С другой стороны — сочинения Гнесина и его идеологические взгляды становятся объектом критики со стороны РАПМ. Видный деятель РАПМ В. А. Белый, выступая на пленуме Совета Всероскомдрама (18-19 декабря 1931 г.), говорил, что Гнесин «несовременен» [117, 168]. По его словам, композитор стоял на «буржуазно-националистических религиозных позициях» и кроме «Симфонического Монумента» (1925-1926) не создал ни одного убедительного сочинения, чтобы опровергнуть эти позиции9. Все ранние произведения Гнесина, связанные с творчеством поэтов-символистов, были названы «выражением упадочного и декадентского периода развития музыки» [117, 168]. Композитор, проявляя необычайную смелость, заявил, что не намерен отказываться от своих сочинений, так как они — его прошлое, «в которое я не брошу камень, потому что эти вещи были передовыми для своего времени» [117,168].

После таких слов Гнесин фактически был оклеветан и даже назван «идеологом и вождем всей музыкальной реакции», «классовым врагом» и «формалистом» [117, 168]. Это послужило поводом для написания письма

9 Симфонический Монумент «1905-1917», ор 40 (1925-1926), посвящен М А. Бихтеру.

И. В. Сталину, которое, вероятно, так и не было отправлено (в фонде Гнесина в РГАЛИ хранится его карандашный черновик) [20,182-183].

Таким образом, творчество Гнесина оказалось «не вписывающимся» в эпоху. Гнесин — композитор-лирик, верный последователь художественных принципов своего учителя Римского-Корсакова, приверженец камерных средств высказывания, изысканных гармонических красок, — оказался «несовременен».

Вероятно, эта невостребованность своим временем и послужила причиной того, что сегодня творчество Гнесина весьма слабо исследовано. Его музыка крайне редко исполняется, в то время как при жизни многие сочинения звучали в концертах вместе с произведениями И. Ф. Стравинского, Н. К. Метнера, С. В. Рахманинова, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича. Некоторые сочинения Гнесина до сих пор не изданы и существуют только в виде рукописей. Это, прежде всего, касается симфонических партитур композитора (что затрудняет изучение этой области его музыкального наследия), а также ряда камерно-инструментальных и вокальных сочинений. Большая часть напечатанных произведений композитора не переиздавалась.

На данный момент пока не существует специальной монографии, охватывающей все музыкальное творчество Гнесина с подробной характеристикой его камерно-вокальной, камерно-инструментальной, симфонической и сценической музыки, а также особенностей композиторского стиля. Необходимо отметить, что целый ряд вопросов вообще не нашел отражения в научной литературе. Так, вокальные произведения, составляющие главную, определяющую область гнесинского творчества, изучены фрагментарно. В частности, преобладающее число романсов «символистского» периода — сочинений, в которых наиболее ярко проявились все типичные черты гнесинского стиля и которые составляют большую часть всего вокального наследия Гнесина, — остались практически «незамеченными» музыкальными критиками и воспринятыми как некий «подготовительный» этап в творчестве композитора. К примеру,

Б. В. Асафьев, характеризуя вокальные сочинения Гнесина, писал, что романсы 1900-1910-х годов были не тем путем, «на котором композитор мог бы найти ответ на волновавшие его мысли и чувства» [7, 89]. В обзорной статье Ю. Г, Крейна [92, 33] романсам «символистского» периода посвящено всего несколько строк. Похожим образом обстоит ситуация и с остальным музыкальным наследием композитора: оно отчасти фигурирует в обзорных статьях музыковедов, но не исследовано подробно. О научно-теоретическом наследии Гнесина не существует ни одной обзорной статьи, в которой хотя бы в общем плане рассматривался в совокупности весь корпус работ Гнесина. Об отдельных статьях композитора, в частности, писали С. С. Скребков [141] и М. С. Пекелис [114].

Всю имеющуюся литературу о Гнесине можно условно разделить на четыре группы.

К первой относятся рецензии на отдельные сочинения композитора (преимущественно, ранних лет), исполнявшиеся в концертах, либо опубликованные в печати. В основном, они отражают реакцию современников на данные произведения, а также «пунктиром» намечают характерные признаки композиторского стиля. Среди таких работ можно выделить статьи и заметки Н. Д. Кашкина (квинтет «Реквием», романсы, соната для виолончели и фортепиано [196, 197]), К. С. Сараджева («Из Шелли» [218]), Б. В. Карагичева («Из современной поэзии» [83]), А. Струве (соната для виолончели и фортепиано [152]), Л. С. Саминского («Песня пажа Алискана», «Розариум» [130, 131]). Краткие заметки Н.Я.Мясковского («Балаган», «Врубель», «Траурные пляски из "Песен об Адонисе" Шелли», романсы ор. 9, ор. 10, ор. 22 [101, 102, 103, 104, 105]) дают представление о том, насколько известна была музыка Гнесина уже в самые ранние годы его творчества. В частности, анализируя драматическую песню «Балаган» на стихи А. А. Блока, Мясковский уже тогда выявил характерные черты композиторского стиля Гнесина: «"Балаган" — очень типичный продукт гнесинской музы, со всеми ее достоинствами и недостатками. Как всегда, в нем есть ценная основная мысль, изощренность речи, форма ясного, но тонкого чекана, выдержанный, местами своеобразный гармонический склад. Наряду с этим, однако, некоторые строфы носят явный отпечаток вымученности, воплощаясь в трафаретно-гнесинские судорожно-изломанные мелодические линии» [105, 42]. Позднее некоторые сочинения Гнесина нашли отклик и в работах Б. В. Асафьева («Червь-победитель» [30], «Симфонический монумент 1905-1917» [29]), Д. В. Житомирского («Повесть о рыжем Мотеле» [81]), Р. В. Глезер (фортепианный квартет «Соната-фантазия» ор. 64 [31]) и других.

Ко второй группе относятся биографическо-музыковедческие работы более крупного масштаба, а именно: обзорные статьи о жизни и творчестве Гнесина с краткой характеристикой его стиля. Это, прежде всего, статьи и брошюры JI. С. Саминского, Ю. Д. Энгеля, А. Н. Дроздова, И. Я. Рыжкина, Р. В. Глезер, Ю. Г. Крейна. Одна из ранних — небольшая книга А. Н. Дроздова (1927) [78] — первого биографа Гнесина — фактически эскиз к творческому портрету своего современника. Однако она охватывает лишь часть жизненного пути композитора, поскольку была написана в то время, когда его жизненный путь был еще не завершен.

Статья И. Я. Рыжкина (1933) [125] — одного из учеников Гнесина — представляет собой попытку впервые обобщить творческие достижения композитора и определить его место в советской музыке (по некоторым данным, этот труд является частью задуманной, но не осуществленной монографии о Гнесине [92, 29]). Однако в ней, естественно, не учитывается значительный период жизни Гнесина (с 1933 по 1957 гг.).

Наиболее полное на сей день представление о музыкальном творчестве композитора в целом представлено в статье Ю. Г. Крейна [92]. Автор выделяет и рассматривает его основные направления — симфоническую, камерно-вокальную и камерно-инструментальную музыку, а также пытается проследить ее интонационные истоки. Однако автор не ставил своей задачей подробно изучить особенности творческого стиля Гнесина - здесь не обобщены типичные приемы письма, образная направленность, особенности формообразования и гармонии и т.п. Характеристика же отдельных сочинений крайне скупа.

Краткую характеристику творчества Гнесина дают Р. В. Глезер [176] и Д. В. Слепович [226]. Последний, в частности, делает акцент на еврейской народной музыке, ее претворении в сочинениях Гнесина и кратко рассматривает некоторые произведения композитора (циклы еврейских песен, «Повесть о рыжем Мотеле»).

К числу подобных работ можно отнести и первый и единственный в своем роде сборник, посвященный Гнесину [67], в котором была предпринята попытка объединить различные стороны его творческой деятельности: композиторскую, публицистскую, педагогическую и общественную. В сборник также вошли тексты некоторых воспоминаний композитора и фрагменты его статей, опубликованные с большими купюрами. Однако освещение многих тем неполно, фрагментарно; биографические сведения крайне скудны и относятся фактически только к раннему периоду жизни; мемуары и научные статьи композитора даются без комментариев.

В ряде публикаций Е.С.Власовой [20, 117] на основе исследования архивных материалов впервые сделана попытка рассмотреть личность композитора в историческом контексте, определить его место в культуре того времени и его значение для русского искусства. Автором были опубликованы документы, раскрывающие особенности мировоззрения Гнесина. Среди них — материалы, представляющие несомненную историческую ценность: воспоминания о встрече со Стравинским (1911), где четко определяется направленность творческой деятельности Гнесина — музыкальное просветительство; письмо И.В.Сталину (1931) с просьбой о прекращении преследований композитора, а также фрагмент стенограммы на Пленуме Совета Всероскомдрама 1931 года. Здесь композитор сформулировал свое отношение к деятельности РАПМ и общей ситуации в музыкальной культуре страны. Данные документы дают представление о том, что роль Гнесина в общественной жизни была значительной.

К третьей группе относятся более углубленные и крупные исследования, посвященные отдельным сторонам творческого наследия Гнесина. На сегодняшний день наиболее разработанной темой научного и композиторского творчества Гнесина является его теория музыкального чтения. Здесь нужно отметить работы И. В. Кривошеевой - ее диссертацию «Античность в музыкальной культуре Серебряного века (музыкально-театральные искания)» [93], а также отдельные статьи и сборник материалов «Вс. Мейерхольд и Мих. Гнесин» [23]. И. В. Кривошеева подробно исследовала и фактически реконструировала теорию Гнесина по его черновикам и наброскам, хранящимся в личном фонде композитора в РГАЛИ. Автор также тщательно изучила и связанную с теорией музыку композитора, созданную к спектаклям театра Мейерхольда - «Антигона», «Эдип-царь» и «Финикиянки».

Еврейской традиции, составляющей важную часть в творчестве Гнесина, посвящены работы Д. В. Слеповича [226], Л. С. Саминского [129], а также диссертация Р. Фломенбойм «Еврейская национальная школа в музыке. Юлий Энгель и Михаил Гнесин» [155].

Наконец, в четвертую небольшую группу можно выделить источники, связанные с историей семьи Гнесиных. В отдельных сборниках, таких как «Елена Фабиановна Гнесина. Воспоминания современников» [80] и «Гнесинский исторический сборник» [75] можно почерпнуть отрывочные биографические сведения. Некоторые факты биографии композитора приводятся в вышеупомянутых диссертации И. В. Кривошеевой и сборнике под редакцией Р. В. Глезер.

Как особо ценный источник информации необходимо выделить личный архив композитора, хранящийся в РГАЛИ10. Гнесин оставил богатейший

10 РГАЛИ. Фонд 2954. архив, содержащий нотные автографы, литературные рукописи (воспоминания, тексты выступлений и лекций, наброски статей и т. д.), рисунки, фотографии и письма. Литературное наследие Гнесина огромно. Однако лишь небольшая часть этих работ была опубликована (примерно одна треть), нередко — в значительном сокращении. Многие из них не закончены и существуют только в черновиках или набросках, некоторые же вообще утеряны. Сохранились также планы и конспекты отдельных лекций, выступлений, докладов; некоторые устные выступления Гнесина зафиксированы в виде стенограмм. Многие рукописи плохо поддаются расшифровке — они написаны карандашом. Однако, к счастью, большинство

II 12 из них было «продублировано» Е. Ю. Кистяковской , Н. Т. Гнесиной и

1 л

Г. М. Ванькович-Гнесиной (автографы чернилами и машинописные копии). Эти ценные материалы требуют скорейшей обработки, комментариев и публикации.

Ценные воспоминания, заметки и статьи, написанные Гнесиным в разные годы, посвящены современникам композитора — музыкантам, поэтам, художникам — М. А. Врубелю, А. А. Блоку, В. Э. Мейерхольду, С. В. Рахманинову, А. Н. Скрябину, И. Ф. Стравинскому, Д. Д. Шостаковичу, Б. В. Асафьеву, А. А. Крейну; а также великим предшественникам И. С. Баху, Л. ван Бетховену, Г. Ф. Генделю, Ф. Шопену, композиторам «Могучей кучки», А. Г. Рубинштейну.

Воспоминания представляют огромный свод материалов. В воспоминаниях и письмах содержатся ценнейшие биографические факты. Среди них: переписка Гнесина с М. О. Штейнбергом, Б. П. и Г. П. Юргенсонами, Т. К. Шейблером, Н. Я. Мясковским, А. Н. Дроздовым, Н. Н. Римской-Корсаковой, Д. Б. Кабалевским; воспоминания Гнесина о

A. К. Лядове, Н. И. Забеле-Врубель, А. К. Глазунове, И. Ф. Стравинском,

B. Э. Мейерхольде, А. А. Блоке, о своих консерваторских товарищах, о

11 Кистяковская Е. Ю. (годы жизни и инициалы не установлены) — ученица М. Ф. Гнесина.

12 Гнесина Надежда Товиевна (1881-1934) — первая жена М. Ф. Гнесина.

13 Ванькович-Гнесина Галина Маврикиевна (годы жизни не установлены) — вторая жена М. Ф. Гнесина, художница. приезде в Петербург в 1901 году, об истории создания своих сочинений и т.д. Исторический интерес представляют и стенограммы выступлений Гнесина (в частности, выступление перед студентами Московской консерватории в 1934 году о путях развития композитора и о взаимоотношении учителя и учеников); записные книжки и тетради.

Как видно из обзора представленной литературы, на сегодняшний момент ни одна из работ о композиторе не исследует подробно особенности музыкального стиля Гнесина применительно к его творчеству в целом, а также не рассматривает его наследие в контексте конкретного исторического времени.

Вышеизложенные соображения обусловили актуальность настоящей работы, которая предполагает решение следующих исследовательских задач:

• выделить основные этапы жизненного и творческого пути композитора;

• обозначить главные направления его творчества;

• охарактеризовать особенности композиторского стиля Гнесина;

• определить роль отечественного камерного вокального исполнительства в художественно-исторической панораме начала XX века

• выявить место и значение камерного вокального творчества в наследии композитора;

• охарактеризовать особенности вокального стиля Гнесина на примере его романсового творчества;

• определить роль жанра «стихотворения с музыкой» в вокальном наследии композитора;

• выявить значение теории музыкального чтения Гнесина и ее влияние на камерную вокальную музыку композитора;

• ввести в научный оборот корпус документальных материалов композитора, в частности, его воспоминания о выдающихся современниках, стенограммы и письма, расширяющие представление об особенностях его творческого пути и его роли в художественном наследии времени.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественном музыкознании детально рассматриваются характерные черты композиторского стиля Гнесина в контексте художественных тенденций XX века, предпосылки формирования данных стилевых черт, музыкальные истоки творчества, а также подробно исследуются особенности вокальной музыки и ее взаимосвязь с «теорией музыкального чтения» Гнесина.

Методологическая база. Методология настоящего исследования основана на сочетании исторического, теоретического и текстологического подходов. Методологические принципы работы опираются также на публикацию и комментирование документов, впервые вводимых в научный оборот. Документальный корпус работы основан на привлечении материалов из личного фонда М. Ф. Гнесина, хранящегося в РГАЛИ.

Апробация исследования проходила на I Международной научной конференции «Наследие: русская музыка - мировая культура» (Московская консерватория, апрель 2008 года), XII Гнесинских чтениях (Музей-квартира Ел. Ф. Гнесиной, февраль 2007 года), Научной конференции «Музыкальная жизнь в годы Великой Отечественной войны» (в рамках фестиваля «60 лет памяти», Московская консерватория, апрель 2005 года). Отдельные положения диссертации нашли развитие в ряде статей общим объемом 5,7 п.л. Диссертация и автореферат обсуждены и рекомендованы к защите на заседании кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского 21 сентября 2010 года.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения. В отдельном разделе списка литературы указаны цитируемые в исследовании архивные собрания.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Карачевская, Мария Алексеевна, 2010 год

1. Ремизов Алексей Михайлович (1877-1957) — писатель, друг А. А. Блока.

2. И. Ф. Стравинский, как известно, дал строгую оценку исполнению «Лунного Пьеро» Альбертиной Цеме: «"Лунный Пьеро" должен бьггь записан без голоса, так, чтобы купивший эту пластинку мог сопровождать ее своими собственными подвываниями» 166,170.

3. Акопян Я. О. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества. -СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 475 с.

4. Алкей и Сафо. Песни и лирические отрывки / Пер. и вступ. ст. Вяч. И. Иванова. М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1914. - 222 с.

5. Ан. К. Лядов. Жизнь. Портрет. Творчество. Из писем. Сб. статей. Пг.: Издание попечительного совета для поощрения русских композиторов и музыкантов, 1916. - 226 с.

6. Анненков Ю. П. Дневник моих встреч. М.: Захаров, 2001 .-512 с.

7. Арнольд Шёнберг. Письма / Сост. и публ. Э. Штайна. Пер. В. Шнитке. Общ. ред. М. С. Друскина. СПб.: Композитор, 2001. - 464 с.

8. АрхиповаМ. В. Сценические композиции М. Ф. Гнесина: от «музыки слова» — к музыкальной интонации. Автореф. дисс. . канд. иск. -М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. 24 с.

9. Асафьев Б. В. Русская музыка (XIX и начало XX века). Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1979. - 344 с.

10. Бальмонт К. Д. Гений открытия (Эдгар По) // Собрание сочинений Эдгара По в пер. К. Д. Бальмонта. В 5-ти тт. М.: Скорпион, 1901. -Т. 1. Поэмы, сказки. - С. VII-XII.

11. Барсова Л. Г. Н. И. Забела-Врубель глазами современников. Л.: Музыка, 1982. - 120 с.

12. БенуаА. Н. Мои воспоминания: В 5 кн. Книги первая, вторая, третья. 2-е изд. -М.: Наука, 1990. 712 с.

13. Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Советские композиторы и музыковеды. Справочник в 3-х т. М.: Советский композитор, 1978. -Т. 1. А-Л.-270 с.

14. Билалова Т. В. Поэзия «Северного вестника» в ранних романсах Мясковского // Неизвестный Николай Мясковский. Взгляд из XXI века.Сб. статей / Ред.-сост. Е. Б. Долинская. М.: Композитор, 2006. -С. 71-82.

15. Блок и музыка: Хроника. Нотография. Библиография / Сост. Т. А. Хопрова, М. А. Дунаевский. Л.: Советский композитор, 1980. -222 с.

16. Бонды С. М. О «музыкальном чтении» М. Ф. Гнесина // ГнесинМ. Ф. Статьи, воспоминания, материалы. / Ред.-сост. Р. В. Глезер. М.: Советский композитор, 1961. - С. 80-101.

17. БургинД. Жизнь и творчество русской Сафо / Пер. с англ. СПб, ИНАПРЕСС, 1999. 512 с.

18. Бычков Ю. Н. Колорирование тонической гармонии. М.: РАМ им. Гнесиных, 1996. - 39 с.

19. Бычков Ю. Н. О диалектике становления и развертывания лада. М.: РАМ им. Гнесиных, 1997. - 218 с.

20. Васина-Гроссман В. А. Мастера советского романса. 2-е изд. М.: Музыка, 1980.-318 с.

21. Васина-Гроссман В. А. О некоторых проблемах камерной вокальной музыки рубежа XIX и XX веков. // Музыка и современность. Сб. статей. / Сост. и общ. ред. Д. В. Фришмана. М.: Музыка, 1975. -Вып. 9.-С. 131-160.

22. Власова Е. С. Венера Милосская и принципы 1789 года. Статья вторая. Проповедь жизни Михаила Гнесина. // Музыкальная академия. 1993. - № 3. - С. 178-185.

23. Воробьев И. С. Русский авангард и творчество Александра Мосолова 1920-1930-х годов. СПб.: Композитор, 2006. - 324 с.

24. Вс. Мейерхольд и Мих. Гнесин. Собрание документов. Составление И. В. Кривошеевой и С. А. Конаева. М.: РАТИ-ГИТИС, 2008. -288 с.

25. Вулъфиус П. А. Гуго Вольф и его «Стихотворения Эйхендорфа». К проблеме романтизма и реализма в музыке XIX в. М.: Музыка, 1970.- 72 с.

26. ГаспаровМ. Л. Поэтика «Серебряного века» // Русская поэзия «Серебряного века», 1890-1917: Антология. -М.: Наука, 1998. С. 544.

27. ГаспаровМ. Л. Русские стихи 1890-х 1925-го годов в комментариях.- М.: Высшая школа, 1993. 272 с.

28. Глебов И. Русская симфоническая музыка за 10 лет // Музыка и революция. 1927. - № 11. - С. 23.

29. Глебов И. Второй абонементный концерт А. Зилоти // Хроника журнала «Музыкальный современник». 1916. - № 4. - 31 окт. - С. 3.

30. Глезер Р. В. Соната-фантазия М. Гнесина // Советская музыка. 1946. -№ 7. - С. 42-54.

31. Глезер Р. В. Музыкант-гражданин // Советская музыка. 1957. - № 5. -С. 76-81.

32. Гнесин М. Ф. Музыка столицы // Ростовская речь. 1916. - 1 февр.

33. Гнесин М. Ф. Народный стиль у композиторов интеллигентов // За 7 дней. 1913. -№ 32. - С. 691-692.

34. Гнесин М. Ф. Концерт М. А. Олениной д'Альгейм // Ростовская речь. -1916. 17 февр.

35. Гнесин М. Ф. Максимилиан Штейнберг // Советская музыка. 1946. -№ 12.-С. 29-36.

36. Гнесин М. Ф. Музыкальный фольклор и работа композитора // Музыка. 1937.-№20.-С. 4-5.

37. Гнесин М. Ф. О музыкальной драматургии Н. А. Римского-Корсакова в опере «Кащей бессмертный». // Советская музыка. 1945. - №3. -С. 105-120.

38. Гнесин М. Ф. О природе музыкального искусства и о русской музыке // Музыкальный современник. 1915. - № 3. - С. 5-32.

39. Гнесин М. Ф. О русском симфонизме (Эпический симфонизм и эпическая музыкально-сценическая драматургия). Очерк первый. // Советская музыка. 1948. - № 6. - С. 44-50.

40. Гнесин М. Ф. О русском симфонизме (Эпический симфонизм и эпическая музыкально-сценическая драматургия). Очерк второй. // Советская музыка. 1949. - № 3. - С. 50-54.

41. Гнесин М. Ф. О русском симфонизме (Эпический симфонизм и эпическая музыкально-сценическая драматургия). Очерк третий. // Советская музыка. 1950. - № 1. - С. 78-82.

42. Гнесин М. Ф. Памяти талантливой негритянской певицы // Советская музыка. 1952. - № 3. - С. 109.

43. Гнесин М. Ф. Римский-Корсаков и Врубель (мысли и заметки к лекциям). Публикация, комментарии Л. Г. Барсовой / М. А. Врубель.Новые материалы. // Памятники культуры: Новые открытия: Ежегодник 1984. Л.: Наука, 1986. - С. 315-321.

44. Гнесин М. Ф. Предисловие к сборнику «Сочинения для голоса (музыкальное чтение и пение) и фортепиано». Ор. 9. М., Произв. подотдел, муз. отд. НКП, 1921.

45. Гнесин М. Ф. «Общество Народных Университетов» в Ростове и музыкальное искусство // Приазовский край. -1917.-№201.

46. Гнесин М. Ф. «Пиковая дама» // Ростовская речь. -1916.-10 март.

47. Гнесин М. Ф. А. С. Аренский (к 10-летию со дня смерти) // Ростовская речь. 1916. - 14 февр.

48. Гнесин М. Ф. Выступление на собрании, посвященном постановлению ЦК ВКП (б) от 10 февраля 1948 г. // Советская музыка. 1948. - № 1. -С. 80-81.

49. Гнесин М. Ф. Выступление на творческой дискуссии в Ленинградском Союзе Советских Композиторов (Против формализма и фальши) // Советская музыка. 1936. - № 5. - С. 56-57.

50. Гнесин М. Ф. Интернационализм и русская музыка // Искусство. -1918. № 1, 3. - С. 11-12, 13-14.

51. Гнесин М. Ф. К методике преподавания композиции // Гнесин М. Ф. Статьи, воспоминания, материалы. / Ред.-сост. Р. В. Глезер. М.: Советский композитор, 1961. С. 175-189.

52. Гнесин М. Ф. Музыкально-научные труды Н. А. Римского-Корсакова // Музыка. 1913. - № 133. - С. 403-415.

53. Гнесин М. Ф. Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове. -М.: Музгиз, 1956. 336 с.

54. Гнесин М. Ф. Народно-певческое дело в России // Ростовская речь. -1916. -№ 127.

55. Гнесин М. Ф. Начальный курс практической композиции. Изд. 2-е. -М.: Музгиз, 1962.-216 с.

56. Гнесин М. Ф. Письмо к П. П. Назаревскому // Музыкальная жизнь. -1958.-№2.-С. 22.

57. Гнесин М. Ф. Светлый праздник в русской музыке // Ростовская речь. -1916.- 17 март.

58. Гнесин М. Ф. Симфонический концерт учащихся музыкального училища ИРМО // Ростовская речь. -1916.-18 март.

59. Гнесин М. Ф. Симфония-рапсодия М. О. Штейнберга и ее значение // Советская музыка. 1980. - № 5. - С. 26.

60. Гнесин М. Ф. Скрябин и колокольный звон в России // Лучи Солнца. -1918.

61. Гнесин М. Ф. Спектакли Товарищества Артистов русской Оперы // Ростовская речь. -1916.-16 март.

62. Гнесин М. Ф. Статьи, воспоминания, материалы. / Ред.-сост. Р. В. Глезер. -М.: Советский композитор, 1961. 324 с.

63. Гнесин М. Ф. Третья серия Еврейских музыкальных произведений. Издание 0бщест.ва Еврейской музыки // Новый Восход. 1915. -№№ 50,51,52.

64. Гнесин М. Ф. Учитель и ученик (Наш опыт — молодежи!) // Советское искусство. 1933. - № 49. - 26 окт.

65. Гнесин М. Ф. Черкесские песни. Публикация и комментарии Шабан Шу // Музыкальная академия. 1993. -№ 3. - С. 191-194.

66. Гнесин М. Ф. Автобиография И Гнесин М. Ф. Статьи, воспоминания, материалы. / Ред.-сост. Р. В. Глезер. М.: Советский композитор, 1961. -С. 118-119.

67. Гнесин М. Ф. Воспоминания о Ростове // Гнесин М.Ф. Статьи, воспоминания, материалы. / Ред.-сост. Р. В. Глезер. М.: Советский композитор, 1961. - С. 154-174.

68. Гнесин М. Ф. Страницы воспоминаний // Гнесин М.Ф. Статьи, воспоминания, материалы. / Ред.-сост. Р. В. Глезер. М.: Советский композитор, 1961.-С. 122-153.

69. Гнесин М. Ф., Лебединский Л. #., Шебалин В. Я., Демьянов Н. И. Каким должен быть массовый музыкальный журнал // Советская музыка. 1935. - № 4. - С. 38-40.

70. Гнесинский исторический сборник. К 60-летию РАМ им. Гнесиных: Записки Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной. / Отв. ред. и сост. В. В. Тропп. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. - 231 с.

71. ГойовиД. Новая советская музыка 20-х годов. / Пер. с нем. и общ. ред. Н. О. Власовой. М.: Композитор, 2006. - 368 с.

72. Дроздов А. Н. Михаил Фабианович Гнесин. М.: Музсектор ГИЗ, 1927.-48 с.

73. Еврейская народная песня. Антология. / Сост. М. Гольдин. СПб.: Композитор, 1994. - 448 с.

74. Елена Фабиановна Гнесина. Воспоминания современников. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Ред., сост., коммент. М. Э. Риттих. Подготовка второго изд. В. В. Троппа и И. П. Шеховцовой. М.: Практика, 2003. - 360 с.

75. Житомирский Д. В. «Повесть о рыжем Мотеле» М. Гнесина // Пролетарский музыкант. 1931. - № 10. - С. 27-32.

76. Иванов Вяч. И. Алкей и Сафо (вступительный очерк) // Алкей и Сафо. Песни и лирические отрывки. / Пер. и вступ. ст. Вяч. И. Иванова. М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1914. - С. 14-15.

77. Карагичев Б. В. М. Гнесин. «Из современной поэзии», № 4, «Небесная роса» // Музыка. 1911. - № 16. - С. 378-379.

78. Каратыгин В. Г. Молодые русские композиторы // Аполлон. 1910. -№ 12.-С. 41.

79. Карачевская М. А. «Розариум» М. Ф. Гнесина и камерная музыка «Серебряного века» // Музыковедение. 2010. - № 2. - С. 30-35.

80. КарачевскаяМ. А. М. Ф. Гнесин: «Я человек заброшенный.». К 125-летию со дня рождения. // Музыкальная жизнь. 2008. - № 2. - С. 2021.

81. Келдыш Ю. В. М. Ф. Гнесин // История русской музыки: В 10-ти т. / Редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашова, А. И. Кандинский, Л. 3. Корабельникова, М. П. Рахманова. М.: Музыка, 1997. - Т. 10а: 1890-1917 годы. - С. 250-256.

82. Келдыш Ю. В. Русская музыка на рубеже XIX и XX веков // История русской музыки: в 10-ти т. / Редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский, Л. 3. Корабельникова. М.: Музыка, 1994. - Т. 9: Конец XIX - начало XX века. - С. 5-41.

83. Конное В. П. Гуго Вольф. Жизнь и творчество: биография отдельного лица. СПб.: Петербург XXI век, 2005. - 324 с.

84. Крейн Ю. Г. М. Ф. Гнесин // Гнесин М. Ф. Статьи, воспоминания, материалы. / Ред.-сост. Р. В. Глезер. М.: Советский композитор, 1961. -С. 23-63.

85. Кривошеева И. В. Античность в музыкальной культуре Серебряного века (музыкально-театральные искания). Дисс. .канд. иск. -М., 2000. 302 с.

86. Лаврентьева И. В. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. М.: Музыка 1978. - 79 с.

87. Левая Т. Н. Скрябин и художественные искания XX века. СПб.: Композитор, 2007. - 183 с.

88. Левая Т. Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М.: Музыка, 1991. - 168 с.

89. Лемер Ф. Ш. Музыка XX века в России и в республиках бывшего Советского Союза. СПб.: Гиперион, 2003.-528с.

90. Лотман Ю. М. Художественная природа русских народных картинок // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств»). СПб.: Академический проект, 2002. - С. 322-339.

91. Мейерхольд Вс. Э., Бонды Ю.М. Балаган // Любовь к трем апельсинам. 1914. - № 2. - С. 24-33.

92. Мясковский Н. Я. Гнесин М. Ф. Симфонический дифирамб «Врубель» ор. 8 // Н. Я. Мясковский. Статьи, письма, воспоминания. В 2-х т. М.: Советский композитор, 1960. - Т. 2. - С. 113-115.

93. Мясковский Н. Я. М. Гнесин. Соч. 10. «Посвящения». Музыка к стихотворениям Вяч. Иванова (№№ 1, 2). // Н. Я. Мясковский. Статьи, письма, воспоминания. В 2-х т. М.: Советский композитор, 1960. -Т. 2.-С. 100.

94. Мясковский Н. Я, Мих. Гнесин. Соч. 9 («Кто-то подходил неверными шагами», «Розы») // Н. Я. Мясковский. Статьи, письма, воспоминания. В 2-х т. М.: Советский композитор, 1960. - Т. 2. -С. 89.

95. Мясковский Н. Я. Мих. Гнесин. Из современной поэзии. Соч. 22 для одного голоса и фортепиано, музыка к стихотворениям //Н. Я. Мясковский. Статьи, письма, воспоминания. В 2-х т. М.: Советский композитор, 1960. - Т. 2. - С. 189.

96. Мясковский Н. Я. Гнесин М. Ф. «Балаган». Соч. 6 //Н. Я. Мясковский. Статьи, письма, воспоминания. В 2-х т. М.: Советский композитор, 1960. - Т. 2. - С. 42.

97. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарно-издательский центр «Владос», 2003. - 248 с.

98. Немировская И. А. Преломление традиций камерно-вокального стиля Мусоргского в творчестве Мясковского. // Неизвестный Николай Мясковский. Взгляд из XXI века. Сб. статей / Ред.-сост. Е. Б. Долинская. М.: Композитор, 2006. - С. 91-111.

99. Нестьев И. В. О вечерах современной музыки. // И. В. Нестьев. Век нынешний и век минувший. Статьи о музыке. М.: Советский композитор, 1986.-С. 128-174.

100. Нестьев И. В. Скрябин и его младшие современники // И. В. Нестьев. Век нынешний и век минувший. Статьи о музыке. М., Советский композитор, 1986. - С. 98-128.

101. Орлов В. Н. Гамаюн. Жизнь Александра Блока. М., Известия, 1981.-720 с.

102. Павлишин С. Арнольд Шёнберг. М.: Композитор, 2001. - 477 с.

103. Пекелис М. С. Музыкально-эстетические воззрения и литературные труды М. Ф. Гнесина // Гнесин М. Ф. Статьи, воспоминания, материалы. / Ред.-сост. Р. В. Глезер. М.: Советский композитор, 1961. - С. 64-79.

104. Пленум Совета Всероскомдрама. Фрагмент стенограммы, посвященный музыкальным вопросам (18-19 декабря 1931 года). Публикация и комментарии Е. С. Власовой. // Музыкальная академия. 1993.-№2.-С. 160-177.

105. Потяркина Е. Е. Николай Мясковский и Константин Бальмонт // Неизвестный Николай Мясковский. Взгляд из XXI века. Сб. статей / Ред.-сост. Е. Б. Долинская. -М.: Композитор, 2006. С. 58-70.

106. Пружанский А. М. Отечественные певцы (1755-1917). Словарь в 2-х ч. М.: Советский композитор, 1991. - Ч. 1. - 424 с.

107. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. Изд. 9-е. М.: Музыка, 1982. - 440 с.

108. Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений: Лит. произведения и переписка. М.: Музыка, 1981. Т. 8а, 86.

109. Римский-Корсаков. Воспоминания В. В. Ястребцева. В 2-х т. Л.: Музгиз, 1959.-Т. 1.-528 с.

110. Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века / Ред.-сост. М. Г. Арановский. -М.: ГИИ, 1997. 874 с.

111. Рыжкип И. Я. О творческом пути Михаила Гнесина // Советская музыка. 1933. - № 6. - С. 32-49.

112. Рыжкип И. Я. Михаил Фабианович Гнесин — человек, общественный деятель, учитель // Гнесин М. Ф. Статьи, воспоминания, материалы. / Ред.-сост. Р. В. Глезер. М.: Советский композитор, 1961. - С. 256-258.

113. Рыжкин И. Я. Мои встречи с Михаилом Фабиановичем Гнесиным // Гнесинский исторический сборник. К 60-летию РАМ им. Гнесиных: Записки мемориального музея-квартирыЕл. Ф. Гнесиной. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. - С. 38-58.

114. Сабинина М. Д. Шостакович-симфонист. М.: Музыка, 1976. -477 с.

115. Саминский Л. С. Михаил Гнесин // О еврейской музыке. Сборник статей. СПб.: Типография «Север», 1914. - С. 62-63.

116. Саминский Л. С. Михаил Гнесин. «Посвящения», №6 — «Помертвела белая поляна». «Песня пажа Алискана» рецензии. // Музыка. 1915. - № 205. - С. 28-29.

117. Саминский Л. С. Михаил Гнесин. Rosarium, музыка к двустишиям Вячеслава Иванова // Музыка. 1915. - № 206. - С. 48.

118. Саминский Л. С. О творческом пути М. Гнесина // Музыка. -1913.-№ 111.-С. 5-8.

119. СапоновМ.А. Менестрели. Очерки музыкальной культуры Западного Средневековья. М.: Преет, 1996. - 360 с.

120. Свиясов Е. В. Опыт атрибуции «Строф сафического размера» А. Н. Радищеву // XVIII век. Сб. 20 / Отв. ред. Н. Д. Кочеткова. СПб.: Наука, 1996.-С. 231-240.

121. Свиясов Е. В. Сафо в восприятии русских поэтов (1880-1910) // На рубеже XIX — XX вв. Из истории международных связей русскойлитературы: Сб. научных трудов / Отв. ред. Ю. Д. Левин. Л.: Наука, 1991.-С. 253-275.

122. Свиясов Е. В. Сафо и русская любовная поэзия XVIII — нач. XX века. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 400 с.

123. Серов А. Н. Статьи о музыке: В 7 вып. / Сост, ред и коммент.B. В. Протопопова. -М.: Музыка, 1984. -Вып. 1. 1847-1853.-414 с.

124. Скворцова И. А. Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX XX веков. - М.: Композитор, 2009. - 354 с.

125. Скребков С. С. Взгляды М. Ф. Гнесина на музыкальную форму // Гнесин М. Ф. Статьи, воспоминания, материалы. / Ред.-сост.Р. В. Глезер. -М.: Советский композитор, 1961. С. 104-114.

126. Скребков С. С. Музыкально-педагогические принципы «Начального курса практической композиции М. Ф. Гнесина //М. Ф. Гнесин. Начальный курс практической композиции. 2-е изд. -М.: Музгиз, 1962. С. 3-8.

127. Соколова А. М. Концертная жизнь // История русской музыки: В 10-ти т. / Редкол.: Ю. В. Келдыш, Л. 3. Корабельникова, О. Е. Левашова, М. П. Рахманова, А. М. Соколова. М.: Музыка, 1994.- Т. 8: 70-80 годы XIX века. Ч. 2. - С. 336-407.

128. Степанова И. В. Слово и музыка. Диалектика семантических связей. М.: Книга и бизнес, 2002. - 288 с.

129. Стравинский И. Ф. Переписка с русскими корреспондентами. > Материалы к биографии. / Составление, текстологическая редакция икомментарий В. П. Варунца. М.: Композитор, 1998. - Т. 1. 1882-1912.- 552 с.

130. Стравинский И. Ф. Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии. / Составление, текстологическая редакция и комментарий В. П. Варунца. М.: Композитор, 2000. - Т. 2. 1913-1922.- 800 с.I

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.