Мир русской усадьбы в творчестве Л.Н. Толстого тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Подарцев, Евгений Владимирович

  • Подарцев, Евгений Владимирович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 171
Подарцев, Евгений Владимирович. Мир русской усадьбы в творчестве Л.Н. Толстого: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2008. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Подарцев, Евгений Владимирович

Введение 3

Глава I. Русская усадьба как предмет изучения. Роль усадьбы в жизни Л.Н. Толстого

1.1. Литературоведческий и культурно-исторический аспекты изучения русской усадьбы 10

1.2. Л.Н. Толстой и Ясная Поляна 24-

Глава II. Изображение усадьбы в раннем творчестве

Л.Н. Толстого

2.1. «Детство» 42

2.2. «Утро помещика» 69

2.3. «Семейноеастие» 83-95^

Глава III. Усадебная жизнь в романах Л.Н. Толстого

1860- 1870-х годов

3.1. «Война и мир» 96

3.2. «Анна Каренина» 113-140 Заключение 141-147 Примечания 148-157 Библиография 158

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мир русской усадьбы в творчестве Л.Н. Толстого»

В истории литературы неразделимы имя Льва Николаевича Толстого и Ясная Поляна — название усадьбы, где родился великий писатель, где прошила большая часть его жизни, были написаны его лучшие произведения, в том числе основные в его творческом наследии романы «Война и мир» и «Анна Каренина». Без Ясной Поляны не могло бы сложиться ни одно реалистическое описание сцен усадебной жизни в этих романах. «Мир русской усадьбы в творчестве Л.Н. Толстого» - тема настоящей диссертации.

Русская усадьба - одно из ярчайших явлений отечественной культуры, отложившее свой отпечаток на все ее сферы. Исследователи прослеживают историю русской усадьбы с XIV века, особенно выделяя при этом период XVIII - первой половины XIX веков (до реформы 1861 года), когда усадьбы находились в состоянии наибольшего расцвета. «Русская усадьба — это действительно целая страна, материк, феномен нашей истории и культуры. И хотя история усадьбы в России насчитывает шесть веков, она мало изучена» /1/.

Интерес к изучению усадьбы возникал неоднократно. В 1923 году было образовано Общество изучения русской усадьбы, которое ставило своей задачей комплексное изучение усадеб и выработку принципов усадьбоведения. Это Общество «спустя полстолетия после репрессий в отношении его актива и прекращения деятельности ОИРУ. вновь возродилось в 1992 году» /2/. В свою очередь, Общество изучения русской усадьбы в начале 1920-х годов преемственно продолжило традицию изучения усадьбы, заложенную повышенным интересом к ней деятелей культуры Серебряного века /3/.

В современных исследованиях различных сторон жизни русской усадьбы высказывалась мысль о том, что периодическое повышение внимания к усадебной культуре обусловлено объективными историческими причинами: «Усиление интереса к усадебной теме (никогда, впрочем, не исчезавшего полностью) в русском искусстве появлялось всякий раз в момент не только общественных переломов, но и эстетических революций, смены художественных языков, как своеобразный бунт за право на личную, в том числе и художественную свободу. Нынешний повышенный интерес к Золотому веку русской усадьбы возник, вероятно, опосредованно -через увлечение культурой начала XX в. Усадебные стилизации Серебряного века (в живописи, литературе, театре), в том числе и вторичные, и даже не представляющие самостоятельного интереса, активно присутствуют в современной культуре, тогда как множество значительных усадебных текстов XIX в. входит в нее с оговорками как «забытые», «раритетные», «устаревшие» и пр.» /4/.

Русская усадьба - административный, социальный, хозяйственный, экономический, архитектурный и культурный центр, где развивалась, главным образом, дворянская культура. Согласно сложившейся традиции, усадебная и дворянская культуры начинают рассматриваться в их неразрывной связи. В России различали самые разные усадьбы по социальному положению владельцев (великокняжеские, помещичьи, позже - купеческие), по характеру владения (родовая или благоприобретенная), по образу жизни (место жизни или проведения теплого времени года, представительная усадьба, доходное хозяйство). В свою очередь, мир усадьбы тесно связан с окружающим его деревенским крестьянским миром. Близость и сосуществование этих миров стали одной из основных тем произведений русской литературы.

На протяжении XIX века следует выделить два этапа в развитии и эволюции усадебной жизни. Формальным разграничением этих двух периодов становится реформа 1861 года, повлекшая за собой кардинальные изменения дворянского и крестьянского укладов жизни. На смену традиционным патриархальным отношениям приходят совершенно новые культурные и социально-экономические отношения.

Основные черты и формы усадебной жизни, отразившиеся в русской художественной литературе XIX века, сложились в дворянской усадьбе на протяжении XVIII века. Не стоит рассматривать мир русской усадьбы только с точки зрения хозяйственной и социальной функций. Дело в том, что усадьба, на протяжении веков переходя от одного поколения к другому, постепенно становилась центром родовой памяти, чему немало способствовало то обстоятельство, что она часто была местом, где протекала если не вся жизнь владельца, то его детские годы, где проходило его становление /5/. С этим связано то обстоятельство, что на 1850-е годы, непосредственно предшествовавшие реформе 1861 года, приходится появление в литературе большого количества произведений с элементами воспоминаний об усадебном детстве, в том числе повесть Л.Н. Толстого "Детство" и "Детские годы Багрова-внука" С.Т. Аксакова. Это могло быть связано с процессом постепенного разрушения эпохи дворянской культуры, проявлением которой была усадебная жизнь.

В стенах дома постепенно собирались семейные архивы и коллекции (в том числе и богатейшее художественное наследие), как, например, в имении Вяземских Остафьеве /6/. Усадьба стала выступать как центр культурной и духовной жизни. При этом собирались воедино и сочетались традиции провинциальной и городской жизни, так что можно даже говорить о взаимопроникновении и параллельном развитии двух культур: культуры дворянской и крестьянской. Во многом это можно объяснить бытованием усадьбы как духовного центра и средоточия церковной жизни. Таким образом, общность веры выступала одним из объединяющих звеньев для двух культур.

Во многих прозаических и поэтических произведениях второй половины XIX века мы сталкиваемся с описаниями типичных дворянских усадеб. Достаточно вспомнить романы И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, поэзию Константина Романова, A.A. Фета и Ф.И. Тютчева. Большой вклад в описание усадебного мира внес и Л.Н. Толстой. В жизни и творчестве русских писателей и поэтов, принадлежащих к дворянскому сословию, изображение усадьбы приобретало особое значение, так как это был обычно и мир их детства, и место жизни, и, одновременно, объект изображения в творчестве как место действия в их произведениях. Так, в романах И.С. Тургенева легко узнаются городские усадьбы Орла или Спасское - Лутовиново, в Отрадном и Лысых Горах, описанных Л.Н. Толстым в «Войне и мире», узнаются, соответственно, его имения Никольско -Вяземское и Ясная Поляна.

Активизация интереса к усадебной культуре в наши дни вызвала к жизни обширную литературу исторического и искусствоведческого характера. Появились также работы, анализирующие отражение усадебной жизни в произведениях художественной литературы. В литературоведческих работах закрепилось введенное В.Г. Щукиным понятие "усадебный текст". Возможности современного комплексного подхода к разработке темы обусловливают актуальность исследования.

Комплексный подход открывает большие возможности в исследовании творчества Л.Н. Толстого и определяет его основные цели и задачи. Писатель провел большую часть жизни в своем родовом имении, во многих произведениях изобразил мир русской усадьбы, всегда стремился постичь крестьянский мир и сблизиться с ним. В диссертационном исследовании нас будет интересовать весь круг вопросов, связанных с изображением русской дворянской усадьбы применительно к творчеству Л.Н. Толстого. Параллельно ставится задача выявить, возможно ли применить к творчеству писателя понятие "усадебный текст". Для решения этих задач необходимо проследить эволюцию в описании усадеб в произведениях Толстого, начиная с раннего творчества ("Детство", "Утро помещика", "Семейное счастие") и заканчивая более поздними произведениями ("Война и мир", "Анна Каренина"). Этим определены основные задачи исследования. Безусловно, при этом необходимо будет учитывать экономическую, социальную и политическую ситуацию в России, которая кардинально изменялась, начиная с 1840-х годов.

Отсутствие в современном толстоведеиии комплексного подхода к изучению избранной для диссертационного исследования проблемы определяет научную новизну работы.

Хронологически исследование усадебного мира в творческом осмыслении Толстого ограничено 1870-ми годами, так как пережитый писателем в эти годы мировоззренческий и религиозный кризис вызвал серьезные изменения в его жизненной и творческой позиции. Включение в работу этой проблематики выходит за рамки задач и объема одной диссертационной работы.

Объектом исследования стали основные произведения Л.Н. Толстого 1850-х - 1870-х годов (повести "Детство" и "Утро помещика", романы "Семейное счастие, "Война и мир" и "Анна Каренина"), а также их черновые варианты и другие материалы, характеризующие творчество писателя в этот период.

Теоретическая значимость работы определяется проведенным исследованием изображения мира усадьбы в творчестве Л.Н. Толстого в его эволюции от 1850-х до 1870-х годов, в выявлении особенностей толстовской интерпретации этой темы.

Результаты данного исследования могут быть практически использованы в дальнейших исследованиях творчества Л.Н. Толстого, при чтении лекционных и специальных курсов по истории русской литературы, при проведении практических занятий, а также в процессе подготовки к изданию и комментировании произведений писателя.

Методологически исследование опирается в основном на сравнительно-исторический анализ с использованием приемов наблюдения над текстом, его интерпретации, сопоставлений и обобщений. В работе частично использован текстологический анализ и данные культурно-исторических исследований. Основная теоретическая база исследования - работы ведущих толстоведов, историков и теоретиков литературы.

Соответственно поставленным целям и задачам работа имеет следующую структуру:

-) во введении определяются предмет исследования и его задачи; -) в первой главе анализируются предшествующие исследования по теме диссертации, а также определяется роль Ясной Поляны в жизни и творчестве Л.Н. Толстого;

-) вторая глава посвящена изображению мира русской усадьбы в произведениях Л.Н. Толстого раннего периода творчества (1850-е годы);

-) в третьей главе - соответственно, произведения 1860 - 1870-х годов.

Материалы исследования были апробированы в выступлениях на Международных Толстовских чтениях в Государственном музее JI.H. Толстого в Москве и на Весенних Толстовских чтениях в Институте мировой литературы имени A.M. Горького РАН, на научных конференциях молодых исследователей-филологов в Московском педагогическом государственном университете, а также в печати:

1. Речевые характеристики в повести JI.H. Толстого "Детство"// "Русская речь", 2007, № 2 (март-апрель), с. 27.

2. Усадебный текст в творчестве раннего Льва Толстого//Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых. Материалы первой межвузовской конференции молодых ученых. М.- Ярославль, МПГУ-РЕМДЕР, 2002, с. 37.

3. Мир русской усадьбы в романе Л.Н. Толстого "Семейное счастие"// Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых. Материалы четвертой Всероссийской конференции молодых ученых. Москва-Ярославль: Ремдер, 2005, с. 229.

4. Das Leben geht stetig weiter, Tolstoi bleibt fur immer. Zum 175.Geburstag des großen russischen SchriftstellersW Moskauer Deutsche Zeitung. 2003, № 18 (115), S. 17.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Подарцев, Евгений Владимирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном литературоведении отмечается повышенный интерес к изучению отражения усадебной жизни XVIII - начала XX веков в произведениях художественной литературы. Этот процесс идет параллельно с изучением значения и роли русской усадебной жизни в культуре, что отражается в исторических, культурологических и искусствоведческих исследованиях. Как показал аналитический обзор исследовательской литературы, наиболее значительные результаты приносит комплексный подход к изучению феномена русской усадьбы. В литературоведении изучение усадьбы было активизировано после появления исследования В.Г. Щукина, сформулировавшего продуктивную концепцию существования в литературных произведениях так называемого «усадебного текста», изучение которого наиболее последовательно идет в рамках структурно-семиотического подхода.

В филологическом аспекте в изучении усадебного мира можно выделить три основных направления: 1) биографическое, 2) изучение усадьбы как факта творческой истории произведения и 3) собственно изображения усадьбы и жизни в ней в литературе.

Проблема изучения мира русской усадьбы поставлена и в толстоведении. В прежних исследованиях жизни и творчества Толстого она рассматривалась, в основном, как биографический материал и факт творческой истории произведений писателя. В настоящее время изучение темы также активизировалось в искусствоведческом, культурологическом, краеведческом и музееведческом направлениях.

Проблема изображения мира русской усадьбы в творчестве Льва Толстого в настоящее время в толстоведении практически отсутствует, ч что и определило выбор темы диссертационного исследования и ее актуальность.

Исследование избранной темы опиралось на определение и уточнение роли Ясной Поляны в жизни и творчестве Толстого. В результате, помимо восстановления известных фактов биографии писателя, можно утверждать, что Ясная Поляна была не только типичным для своего времени поместьем, но и отличалась особым характером. Это связано с тем, что предков Толстого (деда, отца), затем и самого писателя отличало подчеркнуто независимое положение и поведение, которое они связывали со своим существованием в Ясной Поляне. На протяжении жизни Толстого Ясная Поляна была главным местом его жизни, формирования личности и творческой работы. Именно эта усадьба давала ему материал для творческого преломления в произведениях, там же осуществлялась разнообразная практическая хозяйственная и просветительская деятельность писателя. Можно сказать, что сквозь призму отношения к Ясной Поляне и ее восприятия сформирован весь личный и исторический опыт Толстого, пережит почти век русской истории.

На протяжении жизни Толстого усадьба из родового гнезда превратилась в один из главных культурных и, позже, духовных центров России. Особенно важно подчеркнуть, что при жизни писателя усадьба стала крупным педагогическим и просветительским центром. Это наложило отпечаток на характер усадьбы и отношения к ней современников. Потомки Толстого, как показывают последние свидетельства, воспринимают Ясную Поляну не только через призму личности своего великого предка и как его мемориальный музей, а, прежде всего, как родовое гнездо древнего аристократического рода, к которому они принадлежат, и самое яркое воплощение их родовой памяти.

Мир русской усадьбы широко отражен в произведениях Л.Н. Толстого на протяжении всего творческого пути. Для исследования в диссертации были отобраны основные произведения 1850-х - 1870-х годов («Детство», «Утро помещика», «Семейное счастие», «Война и мир», «Анна Каренина»). Этот выбор определялся тем, что в этих произведениях содержатся наиболее яркие и запоминающиеся описания усадебной жизни, что три десятилетия творческой работы писателя позволяют проследить эволюцию темы.

Исследование повести «Детство» проведено с элементами текстологического анализа на материале окончательного текста повести с привлечением черновых вариантов и «Воспоминаний» Толстого начала 1900-х годов. Тема изображения усадьбы, практической деятельности молодого помещика автобиографического героя Николая Иртеньева) в имении присутствует еще в планах романа «Четыре эпохи развития». В повести «Детство» помимо главной темы (типичные условия формирования молодого человека) присутствует в качестве одной из основных тема изображения усадебной жизни. Эта тема раскрывается через описание характерных примет национальной и исторической жизни, взаимоотношений помещиков и крепостных, уклада усадебной жизни, речевых характеристик героев, особенностей художественного времени, темы родовой памяти. Идеализация образа матери, поэтизация изображений дома, событий жизни и ее повседневного уклада позволяют сделать вывод о наличии некоторых элементов «усадебного текста» в первом произведении Толстого.

Повесть «Утро помещика», фактически занимающая в творчестве Толстого место неосуществленной четвертой части тетралогии «Четыре эпохи развития», показывает через изображение усадебного мира предреформенное состояние жизни усадьбы и деревни. Автобиографический герой Толстого Дмитрий Нехлюдов озабочен исправлением нетерпимого, с его точки зрения, положения и выступает не как сторонний наблюдатель, а как практический деятель. При этом он сталкивается с основной проблемой времени: глубокой разобщенностью и непониманием между помещиками и их крепостными крестьянами. Терпит поражение в своих начинаниях герой Толстого, остается нереализованным замысел «Романа русского помещика», так как, с нашей точки зрения, реальная действительность не дала писателю необходимого материала для реализации его замысла. Это положение не давало оснований для идеализации изображения усадьбы в повести, а напротив, выдвинула на первый план острейшую социальную проблему времени. Работа над повестью актуализировала для Толстого размышления о его роли дворянина и помещика.

Иная картина сложилась в романе «Семейное счастие», в котором присутствуют все элементы «усадебного текста»: идеализация пространства усадьбы, поэтизация описаний сада и дома с его охранительной функцией. Описание предметного мира дома также поэтизируется, как тема духовной жизни героини, тема воспоминаний и тема музыки. На основе «усадебного текста» создается кольцевая композиция данного произведения. За эту повесть Толстому, по его словам, было «стыдно», что свидетельствует, на наш взгляд, о том, что рамки так называемого «усадебного текста» были слишком тесными для масштабов толстовского дарования.

Произведения 1860-х - 1870-х годов на первый план выдвигают реально-исторический характер изображения мира усадьбы. Толстой сохраняет верность исторической правде. В романе-эпопее «Война и мир» на основе изображения усадеб героев книги восстанавливается реальная картина жизни дворянской усадьбы начала XIX века во всем ее разнообразии от небольших и небогатых поместий с патриархальным укладом жизни (усадьба дядюшки Ростовых), постепенно разоряющихся богатых вотчин (усадьба Ростовых, имения Пьера) до скрупулезно налаженного хозяйства, практической деятельности и интеллектуальной жизни в богатых аристократических усадьбах дворянской интеллигенции (Лысые Горы). Толстой отмечает общность национально-исторических задач дворянства и крестьянства в период Отечественной войны, но также и назревающие острые социальные противоречия между крестьянами и помещиками (бунт в Богучарове), также отражает семейный и, видимо, личный опыт хозяйствования. Роман не дает оснований для выделения «усадебного текста», но служит одним из наиболее ярких и запоминающихся для читателей примеров описания усадебной жизни и формирования представлений об усадебной культуре.

Наиболее сложные аспекты изображения мира усадьбы отличают роман «Анна Каренина». Толстой создает в этом произведении на основе сюжетной линии автобиографического героя Константина Левина почти документальную картину усадебной жизни в пореформенный период. Эта тема оказывается тесно переплетенной с темой исторической судьбы и общественной роли дворянина в изменившихся исторических и экономических условиях. Писатель, как в романе «Война и мир», описывает несколько вариантов усадебной жизни: разоренное имение Облонских, богатое и построенное на жестких деловых отношениях имение Вронского, больше напоминающее какое-то производство нового типа, и имение Левина, болезненно переживающего в своей усадьбе новые условия жизни и духовный кризис.

На основании описания усадебной жизни в романе не создаются (за исключением некоторых эпизодов домашней жизни семьи Левина), а скорее разрушаются поэтические представления об усадебном мире. В романе через описание усадебной жизни и быта дворянских семей показан перелом и «переворот» жизни в пореформенную эпоху, а также процесс переоценки ценностей. Это придает изображению мира усадьбы в романе значение подлинного исторического документа.

Обращение к позднему периоду творчества писателя потребовало бы подробного рассмотрения творческого, мировоззренческого и духовного кризиса Толстого/ наложившего отпечаток на его произведения. Рассмотрение кризиса Толстого в условиях пореформенной России — предмет специального исследования. Эта проблема требует отдельного самостоятельного решения внутри общей темы, что выходит за рамки одного диссертационного исследования. Анализ изменения отношения Толстого к своей усадьбе и образу жизни людей своего круга в поздний период, изображение усадебной жизни или ее элементов в' поздних произведениях (например, повесть «Дьявол», роман «Воскресение», неоконченные произведения) - перспективная тема дальнейших исследований. В биографическом плане особенного внимания требует факт отказа Толстого именно от усадебной формы жизни (как его личного и исторического решения) и его трагического ухода из Ясной Поляны и смерти.

Таким образом, можно сделать основной вывод о том, что через изображение мира усадьбы в произведениях Толстого реализуются главные темы и проблемы его творчества: формирование и становление личности, тема родовой памяти и осознание роли и долга дворянина в окружающем мире (это свидетельствует об особой автобиографической значимости этой темы для автора), «мысль семейная» и «мысль народная», изображение отечественной истории, исторический «переворот» русской жизни в пореформенную эпоху. В ранний период творчества можно также выделить наличие в произведениях писателя «усадебного текста» или его элементов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Подарцев, Евгений Владимирович, 2008 год

1. Агамалян Л.Г. Изображение дворянской усадьбы, в русской поэзии/Державинские чтения. 1. СПб., 1997.

2. Азарова Н. Строка о Пестеле. Из истории работы Л.Н. Толстого над декабристской темой/ Прометей. 12. Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей». М., 1980.

3. Алексеева Г.В. Ясная Поляна в восприятии канадского профессора Д. Мэвора (по материалам Библиотеки редких документов университета Торонто)/ Источники по истории русской усадебной культуры. Русская усадьба в истории Отечества. Ясная Поляна. М., 1999.

4. Анциферов Н. Душа Петербурга. Л., 1990.

5. Апостолов Н.П. Пушкин в восприятии Л.Н. Толстого/ Его же. Лев Толстой и его спутники. М., 1928.

6. Апостолов Н. Лев Толстой над страницами истории: Историко -литературные наблюдения. М., 1928.

7. Арденс H.H. (Н. Апостолов). Творческий путь Л.Н. Толстого. М., 1962.

8. Архангельская Т.Н. О некоторых яснополянских деталях в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»/ Толстой и о Толстом. Материалы и исследования. Вып. 2-й. М., 2002.

9. Архитектура русской усадьбы. М., 1998.

10. Асмус В.Ф. Мировоззрение Толстого/ Его же. Избранные философские труды. Т. 1. М., 1969.

11. Бабаев Э. Роман и время. «Анна Каренина» Льва Николаевича Толстого. Тула, 1975.

12. Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. М., 1978.

13. Бабаев Э.Г. Заметки о поэтической структуре «Воскресения»/ В мире Толстого. Сб. статей. М., 1978.

14. Бабаев Э.Г. Очерки эстетики и творчества Л.Н. Толстого. М., 1981.

15. Бабаев Э.Г. Комментарий к роману «Анна Каренина»/ Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22 тт. Т. 9. М., 1982.

16. Бабаев Э.Г. Из истории русского романа XIX века. М., 1984.

17. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX века. Л., 1984.

18. Бартосик М.Х. Выразительно-смысловая значимость несобственно-поэтических средств в романах Л.Н. Толстого. Автореф. дисс. канд. филолог, наук. М., 1984.

19. Белый Л.И. Проблема автобиографизма в творчестве Л.Н. Толстого. Автореф. дисс. канд. филолог, наук. М., 1977.

20. Билинкис Я.С. Народное и национальное в художественной системе «Войны и мира» Л.Н. Толстого/ Пути русской прозы XIX века. Л, 1976.

21. Билинкис Я.С. Проблема авторского повествования в романе Толстого «Воскресение»/ Ученые записки Ленинградского пед. ин-та им. А.И. Герцена. Т. 9, вып. 3. Л., 1954.

22. Билинкис Я.С. Творческий путь Л.Н. Толстого. Л., 1956.

23. Билинкис Я. О творчестве Л.Н. Толстого. Л., 1959.

24. Бирюков П. Лев Николаевич Толстой. Биография. 2-е изд., испр. и доп. Т. 1-М., 1911; т. 2-М., 1913.

25. Бойко М.Н. Авторская позиция в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»/Яснополянский сборник. Тула, 1965.

26. Бонецкая Н.К. Образ автора как эстетическая категория/ Контекст. 1985. М., 1986.

27. Бочаров С. «Война и мир» Л.Н. Толстого/ Три шедевра русской классики. М., 1971.

28. Булгаков В. Л.Н. Толстой в последний год его жизни. Дневник секретаря Л.Н. Толстого. М., 1989.

29. Бурнашева Н.И. Неосуществленные художественные замыслы молодого Л.Н. Толстого/ Мир филологии. М., 2000.

30. Бурсов Б.И. Ранний Толстой/ Творчество Л.Н. Толстого. Сб. статей. М., 1954.

31. Бурсов Б. Лев Толстой: Идейные искания и творческий метод. 1847- 1862. М., 1960.

32. Бурсов Б.И. Л. Толстой и русский роман. М.-Л., 1963.

33. Бычков С.П. Роман «Война и мир» народно-героическая эпопея (проблематика и основные образы)/ Творчество Л.Н. Толстого. Сб. статей. М., 1954.

34. Бычков С. Л.Н. Толстой. Очерк творчества. М., 1954.

35. Варец М.И. Роман Л.Н. Толстого «Воскресение»: жанровое новаторство и проблема традиций. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1982.

36. Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. М., 1988.

37. Вергунов А.П., Горохов В.А. Вертоград: Садово-парковое искусство России (от истоков до начала XX в.) М., 1996.

38. Вершинина Н.Л. Пушкинская традиция в творчестве Л.Н. Толстого 50-60-х годов (к проблеме человека и истории у Пушкина и Толстого). Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1979.

39. Волковинский Александр. Макрообраз сада в произведениях Л. Толстого и Т. Шевченко/ Лев Толстой и мировая литература. Материалы У Международной научной конференции. Издательский дом «Ясная Поляна», 2008.

40. Врангель Николай, барон. Старые усадьбы. Очерки истории русской дворянской культуры. СПб., 1999.

41. Галаган Г .Я. У истоков творчества JI. Толстого. Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1969.

42. Галаган Г.Я. Этические и эстетические искания молодого Л. Толстого/ «Русская литература», 1974, № 1.

43. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981.

44. Галаган. Г.Я. Путь Толстого к «Исповеди»/ Л.Н. Толстой и русская литературно-общественная мысль. Л., 1979.

45. Гей Н.К. Поэтика романов Л.Н. Толстого/ Л.Н. Толстой и современность. Сб. статей и материалов. М., 1981.

46. Глазкова М.В. «Усадебный текст» в русской литературе второй половины XIX века (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, A.A. Фет)». Автореф.канд.филол.наук. М., 2008.

47. Греч А.Н. Старые усадьбы. Очерки истории русской дворянской культуры. М., 2006.

48. Гриценко Е.П. Жизнь семьи Л.Н. Толстого в контексте его гуманистической философии/ Толстовский ежегодник. 2003. Тула, 2006.

49. Гродецкая А.Г. «Семейное» и «крестьянское» в «Анне Карениной»/ Мир филологии. М., 2000.

50. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.

51. Грызлова И., Лебедева В. Литературный музей Л.Н. Толстого в Ясной Поляне. Очерк-путеводитель. Тула, 1974.

52. Гусев H.H. Жизнь Льва Николаевича Толстого. Молодой Толстой (1828 1862). М., 1927.

53. Гусев H.H. Толстой в расцвете художественного гения (1862 -1877). М, 1928.

54. Гусев H.H. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1828 по 1855 год. М., 1954.

55. Гусев H.H. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1855 по 1869 год. М., 1957.

56. Гусев H.H. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1870 по 1881 год. М., 1963.

57. Гусев H.H. Два года с Л.Н. Толстым. М., 1973.

58. Густова Л.И. Идиллические мотивы в усадебной лирике М.Н. Муравьева/ Пасторали над бездной. Сб. научн. тр. М., 2004.

59. Дворянские гнезда России. История, культура, архитектура. Очерки. Под ред. М.В. Нащокиной. М., 2000.

60. Дедюхина B.C. Культура дворянской усадьбы/ Очерки русской культуры ХУШ века. Часть 4. Под ред. Б.А. Рыбакова. МГУ, 1990.

61. Дмитриева Е.Е., Купцова О.Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. М., 2003.

62. Евангулова О.С. Художественная «Вселенная» русской усадьбы. М., 2003.

63. Жаплова Т.М. Усадебная поэзия в русской литературе XIX -начала XX веков. Автореф.докт.филол.наук. М., 2007.

64. Жаплова Т.М. Образ русской усадьбы в поэзии XIX начала XX века. Оренбург, 2006.

65. Жданов В.А. Любовь в жизни Льва Толстого. М., 1993.

66. Журов П.А. Л.Н. Толстой и В.В. Арсеньева (Автобиографические отражения в повести «Семейное счастие»)/ Яснополянский сборник. 1976. Статьи. Материалы. Публикации. Тула, 1976.

67. Зайденшнур Э.Е. «Война и мир» Л.Н. Толстого: Создание великой книги. М., 1966.

68. Злочевский Г. Русская усадьба на страницах дореволюционных изданий/ Памятники Отечества, 1992, № 25.

69. Зыкова Е.П. Поэма о сельской усадьбе в русской идиллической традиции/Миф. Пастораль. Утопия. Сб. статей. М., 1998.

70. Иванова Л.В. Домашняя школа Самариных/ Мир русской усадьбы. Очерки. М., 1995.

71. Иванова Л.В. Столица и усадьба/ Русская усадьба. Сб. Общества изучения русской усадьбы. Вып. 5 (21). М., 1999.

72. Из истории реализма в русской живописи. Сост.: К.В. Михайлова, Г.В. Смирнов, З.П. Челюбеева. Вступ. ст.: М.В. Алпатов. М., 1982.

73. Интерьер в русском искусстве. М., 2002.

74. Источники по изучению русской усадебной культуры. Русская усадьба в истории Отечества. Ясная Поляна. М., 1999.

75. Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы. М., 1997.

76. Камянов В. Поэтический мир эпоса: о романе Л. Толстого «Война и мир». М., 1978.

77. Кандиев Б.И. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Комментарий. М., 1967.

78. Ковалев В.А. Творческий путь Л.Н. Толстого. 1828 1910. М., 1988.

79. Кожинов В.В. Проблема автора и путь писателя/ Контекст -77. М., 1978.

80. Комарова Т.В. Об уходе и смерти Л.Н. Толстого (По материалам Яснополянских фондов)/Толстовский сборник. Тула, 1992.

81. Колягина Т.Ю. «Усадебный» тип культуры в художественном сознании А.С. Пушкина. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Омск, 2007.

82. Краснов Г. Герой и народ: О романе Льва Толстого «Война и мир». М., 1964.

83. Кузминская Т.А. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне. Тула, 1973.

84. Купреянова E.H. Молодой Толстой. Тула, 1956.

85. Купреянова E.H. Выражение эстетических воззрений и нравственных исканий Л. Толстого в романе «Анна Каренина»/ «Русская литература», 1960, № 3.

86. Купреянова E.H. «Анна Каренина» Л. Толстого/ История русского романа. Т. 2. М.-Л., 1964.

87. Купреянова Е. Эстетика Л.Н. Толстого. М.-Л., 1966.

88. Лазарчук P.M. Переписка Л.Н. Толстого с Т.А. Ергольской и A.A. Толстой и эпистолярная культура конца ХУШ первой трети XIX в./ Л.Н. Толстой и русская литературно-общественная мысль. Л., 1979.

89. Левидов A.M. Автор образ - читатель. Л., 1977.

90. Леушева С.И. Особенности реализма молодого Толстого (50-е годы). М., 1946.

91. Леушева С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Пособие для учителя. 2-е изд. М., 1957.

92. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. Изд. второе, испр. и доп. СПб., 1991.

93. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХУШ XIX века). СПб., 1994.

94. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб., 2002.

95. Лурье Ф. Дилетант/ Врангель Николай. Старые усадьбы: Очерки истории русской дворянской культуры. СПб., 1999.

96. Маймин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя. М., 1978.

97. Минакова A.M. О функции мифа в эпопее JT.H. Толстого «Война и мир»/ Толстовский сборник. Межвуз. сб. научн. тр. Тула, 1992.

98. Мир русской усадьбы // «Памятники Отечества», 1992, № 25. М., 1993.

99. Мир русской усадьбы. Каталог. М., 1995.

100. Мир русской усадьбы. Очерки. М., 1995.

101. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1992.

102. Назарова JI.H. Тема «дворянских гнезд» в историко-литературном аспекте и тургеневская традиция/ Тургенев и русская литература конца XIX начала XX века. Л., 1979.

103. Невструева И.А. Николай Ростов в системе героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир»/ Духовное наследие Л.Н. Толстого и современный мир. Материалы ХП Барышниковских чтений «Русская классика: проблемы интерпретации». Липецк, 2003.

104. Неизвестный Толстой в архивах России и США. М., 1994.

105. Низовский А.Ю. Самые знаменитые усадьбы России. М., 2000.

106. Никитина H.A. Садово-парковое искусство Ясной Поляны/ Источники по истории русской усадебной культуры. Русская усадьба в истории Отечества. Ясная Поляна. М., 1999.

107. Никитина H.A. Повседневная жизнь Льва Толстого в Ясной Поляне. М., 2007.

108. Никитина Нина. Усадьба как текст жизни Льва Толстого/ Лев Толстой и мировая литература. Материалы 1У Международной научной конференции. Ясная Поляна, 2007.

109. Никитина Нина. Вечная повседневность, или Перевоплощения яснополянской реальности в романе «Анна Каренина»/ Лев Толстой и мировая литература. Материалы У

110. Международной научной конференции. Издательский дом «Ясная Поляна», 2008.

111. Николаева Е.В. Мемуары в творчестве Льва Толстого (Роль традиций мемуаристики в произведениях писателя). М., 1993.

112. Николаева Е.В. Константин Левин и пути русской интеллигенции/ Мир филологии. М., 2000.

113. Николаева Е.В. Повесть Л.Н. Толстого «Детство»/ Конспекты уроков для учителя литературы. 6-10 классы. М., 2002.

114. Николаева Е.В. Поэзия воспоминаний/ Толстовский ежегодник. 2002. Тула, 2003.

115. Николаева Е.В. Миф и религия/ Яснополянский сборник. 2002. Статьи. Материалы. Публикации. Тула, 2003.

116. Овсянников Ю.М. Картины русского быта. Стили. Нравы. Этикет. М., 2000.

117. Овсянико Куликовский Д.Н. Л.Н. Толстой как художник. СПб., 1905.

118. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Новосибирск, 1978.

119. Опульская Л.Д. Первая книга Льва Толстого/ Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. М., 1979.

120. Опульская Л.Д. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1886 по 1892 год. М., 1979.

121. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Книга для учителя. М., 1987.

122. Опульская Л.Д. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1892 по 1899 год. М., 1998.

123. Орвин Дона. Влияние И.С. Тургенева и рассказ JI.H. Толстого «Утро помещика»/ Лев Толстой и мировая литература. Материалы IV Международной научной конференции. Ясная Поляна, 2007.

124. Остафьево. Автор текста и сост. Альбома И.К. Квятковская. М., 1990.

125. Островский А.Г. Молодой Толстой. Воспоминания. Письма. Дневники. М., 1999.

126. Охлябинин Сергей. Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века. М., 2006.

127. Пирумова Н.М. Семья Бакуниных в Премухинской усадьбе/ Мир русской усадьбы. Очерки. М., 1995.

128. Полосина А.Н. Усадьба Толстых Никольско Вяземское и Поляны: история, владельцы/ Источники по истории русской усадебной культуры. Русская усадьба в истории Отечества. М., 1999.

129. Попова O.A. Образ дворянской усадьбы в русской прозе конца XIX XX начала веков. Автореф. дис. канд. филол. наук. Пермь, 2007.

130. Парахин Ю., Парахина Е. Лев Толстой: Россия на пути к Книге Бытия. Лев Толстой и Ясная Поляна. Тула, 1998.

131. Потапов И.А. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: Современное и историческое в романе, проблемы, композиция, роль пейзажа. М., 1970.

132. Пузин Н.П. Дом-музей Л.Н. Толстого в Ясной Поляне. М., 1976.

133. Пушкин A.C. Поли. собр. соч. в 10 тт. Тт. У1 и УП. М., 1958.

134. Розанова С. Лев Толстой и пушкинская Россия. М., 2000.

135. Романов Константин. Избранное. Стихотворения, переводы, драма. М., 1991.

136. Русская усадьба. Сб. Общества изучения русской усадьбы. Вып. 5 (21). М., 1999.

137. Русская художественная культура второй половины XIX века. М., 1988.

138. Русская художественная культура второй половины XIX века. М., 1991.

139. Русская художественная культура второй половины XIX века. М., 1996.

140. Сабуров A.A. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблематика и поэтика. М., 1959.

141. Старыгина H.H. Мир «дворянского гнезда»/ История русской литературы второй половины XIX в. М., 2000.

142. Стернин Г.Ю. Типология русского реализма второй половины XIX века. М., 1979.

143. Стушебрукова Ольга. «Семейное счастие» Толстого и «Холодный дом» Диккенса/ Лев Толстой и мировая литература. Материалы У Международной научной конференции. Издательский дом «Ясная Поляна», 2008.

144. Строганова E.H. Л. Толстой и проблема нового героя в литературе шестидесятых годов/ Художественное восприятие: проблемы теории и истории. Межвуз. тематич. сб. научн. тр. Калинин, 1988.

145. Строганова E.H. Герой пушкинской эпохи в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»/ Художественное творчество и проблемы восприятия. Сб. научн. тр. Калинин, 1990.

146. Сухотина Толстая Т.Л. Друзья и гости Ясной Поляны. М., 1923.

147. Сухотина- Толстая T.J1. Вблизи отца/ «Новый мир», 1973, № 12.

148. Сухотина Толстая T.JI. Воспоминания. М., 1976.

149. Сухотина Толстая Т.Л. Дневник. М., 1987.

150. Тихонов Ю.А. Ф.И. Тютчев и его семья в усадьбе Овстуг/ Мир русской усадьбы. Очерки. М., 1995.

151. Толстая С.А. Дневники. В 2 тт. М., 1978.

152. Толстой И.Л. Мои воспоминания. М., 1987.

153. Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. В 2 томах. М., 1955.

154. Л.Н. Толстой в русской критике. Сб. статей. Изд. третье. М., 1960.

155. Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. в 90 тт. (Юбилейное издание). М.-Л., 1928-1958.

156. Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. в 100 тт. (Академическое издание). М., 2000 по наст, время.

157. Толстой С.Л. Мать и дед Л.Н. Толстого. М., 1928.

158. Толстой С.Л. Очерки былого. Изд. четвертое, испр. и доп. Тула, 1975.

159. Толстой С.М. Толстой и Толстые. Очерки из истории рода. М., 1990.

160. Топоров В.Н. О космологических источниках раннехристианских описаний/ Ученые записки Тартусского университета. Вып. 308. Тарту, 1973.

161. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

162. Упоров Артем. Образ матери в раннем творчестве Л.Н. Толстого и К.Н. Леонтьева/ Лев Толстой и мировая литература.

163. Материалы У Международной научной конференции. Издательский дом «Ясная Поляна», 2008.

164. Федорова C.B. «Усадебная» тема в лирике А.К. Толстого/ Ее же. История русской литературы второй половины XIX в. Поэзия. Практикум. Хрестоматия. Ред.-сост. H.H. Старыгина. М., 2000.

165. Фет A.A. Сочинения. М., 1982.

166. Фролов А.И. Усадьбы Подмосковья. М., 2003.

167. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман JI.H. Толстого «Война и мир». М., 1983.

168. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. Изд. третье. М, 1971.

169. Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX века. М., 1984.

170. Чернов Николай. Дворянские гнезда вокруг Тургенева. Очерки поместной и культурной жизни прошлых столетий в провинции. Спасское Лутовиново, 2003.

171. Чуприна И.В. Трилогия Л. Толстого «Детство», «Отрочество» и «Юность». Саратов, 1961.

172. Чуприна И.В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы. Саратов, 1974.

173. Шевелева О.И. Жизнь городской и загородной усадьбы во второй половине XIX начале XX вв. (на примере Воздвиженского дома и усадьбы Михайловское Шереметевых)/ Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 5 (21). М., 1999.

174. Щербакова М.И. Текстология/ Введение в литературоведение. Под ред Л.М. Крупчанова. М., 2005.

175. Эйхенбаум Б.М. Молодой Толстой. Пб. Берлин, 1922.

176. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: Книга вторая: 60-е годы. Л.-М., 1931.

177. Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969.

178. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: Семидесятые годы. Л., 1974.

179. Ясная Поляна. Статьи и документы. ОГИЗ. Госполитиздат, 1942.

180. Ясная Поляна. Литературно-художественный иллюстрированный журнал. 1997, № 1.е

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.