Миссионерская деятельность в контексте геополитики тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.06, кандидат философских наук Свищев, Михаил Петрович

Диссертация и автореферат на тему «Миссионерская деятельность в контексте геополитики». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 62776
Год: 
1999
Автор научной работы: 
Свищев, Михаил Петрович
Ученая cтепень: 
кандидат философских наук
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
09.00.06
Специальность: 
Философия религии
Количество cтраниц: 
142

Оглавление диссертации кандидат философских наук Свищев, Михаил Петрович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, МОДЕЛИ, МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ В ГЕОПОЛИТИКЕ.

§ 1 духовные аспекты теоретических концепций геополитики.

§ 2 миссионерская деятельность: сущность, взаимосвязь с геополитикой.

§ 3 цивилизационные модели и роль религии в формировании геополитической карты мира.

ГЛАВА П. ПРОТЕСТАНТСКИЕ МИССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В 80-90-Е ГОДЫ XX В.: ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

§ 1 геополитические аспекты деятельности протестантских миссий на территории дальнего востока.

§ 2 элементы стратегии миссионерской деятельности: механизмы и нормы их практической реализации.

§ 3 формирование нового конфессионального пространства в дальневосточном регионе россии.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Миссионерская деятельность в контексте геополитики"

Актуальность исследования. В 80-90 годы вероисповедные проблемы российского общества были связаны с осмыслением нового содержания и форм государственно-церковных отношений, принятием законов РСФСР «О свободе вероисповеданий»^ 990 г.) и РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.), а также широкомасштабной деятельностью в стране зарубежных миссий. Возрождение традиционных церквей, характерное для России XX в., происходит в условиях активного приобщения россиян к вероучениям, появившимся на волне миссионерства 90-х годов. Если в 1991 г. в стране было зарегистрировано 5502 религиозные организации,1 то в настоящее время их более 16 тыс. 60-ти конфессиональных направлений. Общее же число действующих зарегистрированных религиозных объединений и незарегистрированных религиозных групп составляет более 20 тыс. Многие из них учреждены иностранными религиозными деятелями. В настоящее время в России проводят миссионерскую работу от 700 до 1500 миссионеров из различных стран мира и прежде всего из США, Республики Корея, Германии. Основная их часть - представители протестантских церквей. Ежегодно расходы западных стран на эту деятельность составляют около миллиарда долларов. На уровне общественного сознания сформировалось стойкое представление о неоднозначности и во многом неприемлемости, с точки зрения духовных традиций России, последствий воздействия зарубежных миссий на социум. «Духовная безопасность» встала в один ряд с «национальной безопасностью».3

Данные процессы беспрецедентны для истории России и ранее, в

1 См.: Одинцов М.И. Россия строит светское государство // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997. № 3-4. С. 151.

См.: Новые религиозные культы, движения и организации в России. 2-е изд. М., 1998. С. 149-150.

3 См.: Яновский Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России // Социологические исследования. 1995. №12. С. 39 силу их неактуальности, не находили должного теоретического осмысления. Сегодня общество не может четко сформулировать, в чем действительно заключаются негативные последствия такого феномена. Трудности осознания новых явлений в религиозной сфере вызваны тем, что прежние методы и подходы к осмыслению происходящего оказались недостаточными или неубедительными и не удовлетворяют потребностям адекватной оценки ситуации. При этом отсутствует единая государственная научная программа по всестороннему изучению данных процессов, вследствие чего ощущается недостаток информации о существе и объективных тенденциях развития современных религиозных процессов в стране, в том числе обусловленных результатами деятельности зарубежных миссий. Такое положение сложилось потому, что законы 1990 и 1997 гг., разработанные и принятые с целью регулирования сферы государственно-церковных отношений, не предусмотрели структур, которые бы оценивали религиозную ситуацию, выстраивали соответствующую государственную политику. Недооценка значимости этих процессов видится также в отсутствии понимания их глубинных мотиваций, взаимосвязи с единым комплексом мировых политических, культурологических и экономических проблем, целостное осмысление которых сегодня принято относить к сфере геополитики.

Очевидно, что внутренняя политика России в сфере свободы совести не учитывает геополитических аспектов деятельности зарубежных миссий. Таким образом, уже сама постановка темы исследования позволяет нетрадиционно судить об этих проблемах. Применение категорий геополитики позволяет по-новому осмыслить стратегию и методы работы миссий, оценить долговременные последствия их воздействия на общество, понять политически и экономически обусловленные особенности их функционирования.

В основе доктрины внешнеполитической деятельности любого государства лежит прагматический принцип реализации собственных национальных интересов, заключающийся в создании благоприятных условий для развития общества, в использовании для этого всего разностороннего потенциала страны. Наряду с другими, религия и религиозные организации занимают в них не последнее место. Осознание геополитических интересов государства носит общенациональный характер. В этот процесс неизбежно вовлекается религиозно ориентированная часть населения, что в конечном итоге находит выражение в концепциях и практической деятельности миссий, в определенной степени способствуя реализации геополитических замыслов государства.

Вышеобозначенные проблемы особенно остро проявляются в Дальневосточном регионе в связи с его пограничным положением, оторванностью от традиционных духовных центров, активностью американских и корейских миссий. Так, только зарегистрированных южнокорейских религиозных организаций на территории Приморья в 1997 году было 29.1 В Хабаровском крае более 45 церквей учреждены по инициативе зарубежных миссий. За последние десять лет изменилась конфессиональная картина в регионе. Сегодня в Хабаровском крае более 76% от общего числа религиозных объединений составляют различные протестантские объединения. Все это делает настоятельной проблему исследования здесь деятельности миссий с точки зрения их воздействия на единое пространство России.

Состояние научной разработанности проблемы. К вопросам, в той или иной степени связанным с проблемами влияния религиозной составляющей в политике, обращались многие авторы. В научной литературе советского периода этому посвящены исследования М.Н. Андреева, B.JI. Артемова, М.Е. Бабия, A.B. Белова, И.Р. Григулевича, И.Я. Кантерова, H.A. Ковальского, Э.И. Лисавцева, М.П. Мчедлова, A.A. Ротовского, М.В. Тихонова, H.A. Трофимчука, П.Л. Яроцкого, И.Б. Ястребова.2 В их

1 См.: Кривельская Н. Религиозная экспансия против России. М., 1998. С. 84.

2 Андреев М.В. Критика идеологии современного клерикализма. М., 1982; Он же: Политика клерикального антикоммунизма. М, 1987; Артемов В. Л. Психологическая война и стратегия империализма. трудах рассматривается широкий спектр теоретических, историко-философских и социальных проблем религии. Несмотря на определенную идеологическую ориентированность, эти исследования представляют несомненную ценность как в методологическом, так и практическом плане.

Различным аспектам миссионерской деятельности посвящены работы Н.М. Балалаева, М.С. Бутиновой, A.A. Волховой, В.Б. Воронцова, И.Р. Григулевича, И.Р. Лаврецкого, A.A. Мурадяна, Г.С. Остапенко, Н.П. Раввы, JI.B. Скрипникова, Д.Д. Тумаркина, И.М. Шкляж, H.A. Халфина1 Значимые исследования, связанные с изучением и осмыслением миссиоУ нерства, принадлежат зарубежным миссиологам. В разное время эти авторы ставили перед собой различные цели, определявшиеся скорее социальным заказом времени и политического строя, чем потребностями объективности. Так, И.М. Шкляж в своей работе «Из истории миссионерского движения: (Опыт критического подхода к существующим концепци

М., 1983; Бабий М.Е. Проблемы свободы совести и современная идеологическая борьба. Киев, 1986; Белов A.B. Клерикальный антикоммунизм: Идеология. Политика. Пропаганда. М., 1987; Григулевич И.Р. Пророки новой истины. М., 1983; Кантеров И.Я. Клерикализм сегодня. М., 1988; Он же: Клерикализм-идеология духовного насилия. М., 1986; Мчедлов М.П. Религия и современность. М., 1982; Ро-товский A.A. Клерикальная пропаганда: цели и средства. Харьков, 1988; Трофимчук H.A. Религиозно-политическая пропаганда зарубежных центров и ее влияние на христианское движение в СССР: Дис. . д-ра фил. наук. М., 1991; Он же: Оружием правды. Алма-Ата, 1990; Он же: Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. М.,1991.

1 Балалаев Н.М. Контрреволюционная деятельность зарубежных христианских миссий на Дальнем Востоке // Дальний Восток. 1970. №3; Бутинова М.С. Миссионерство и колониализм в Океании. Л., 1975; Волхова A.A. Иностранные миссионеры в Китае (1901-1920гг.) М., 1969; Воронцов В.Б. Миссионеры и их наследники: Повороты политики США в отношении Китая. М., 1986; Григулевич И.Р. Крест и меч. М., 1977; Лаврецкий И.Р. Колонизаторы уходят - миссионеры остаются. М., 1963; Малаховский К.В. Борьба империалистических держав за тихоокеанские острова. М., 1966; Мурадян A.A. Американские миссионеры в странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании в XIX в. М., 1971; Рав-ва Н.П. Миссионеры и колониальная экспансия на Таити. М.,1965; Скрипникова Л.В. Английский колониализм в Вест-Индии. Киев, 1981; Тумаркин Д.Д К вопросу о «просветительской деятельности» американских миссионеров на Гавайских островах // Краткие сообщения института народов Азии. 1962. №52; Халфин H.A. Начало американской экспансии в странах Средиземноморья и Индийского океана. М., 1958; Шкляж И.М. Из истории миссионерского движения: (Опыт критического подхода к существующим концепциям). Одесса, 1992; Халфин H.A., Мурадян A.A. Янки на Востоке в XIX в. М., 1966; Проблемы экуменизма и миссионерской практики: Сб. научных трудов / Рос. акад. наук, Институт всеобщей истории. М., 1996.

2 Бош Д. Преобразование миссионерства: Сдвиги парадигмы в богословии миссионерской деятельности. СПб., 1997; Гирскис А.К., Яунишкис Б.Ф. Я - миссионер. М., 1975.; Лот Г. Вторжение в Восточную Африку. М., 1971; Карвер В.О. Миссионерство и промысел Божий. 1993; Норт Д. История церкви. М., 1993; Hutchison W.R. Errand to the World: American Protestant Missionary Thought and Foreign Missions. Chicago & London, 1987; Neill S. A history of Christian missions. Harmondsworth, 1979;Neill S. Colonialism and Christian Missions. London, 1966; Seumois A. Teologie Missionaire I. Rome, 1973; Verkuyl J. Contemporary Missiology: An Introduction. 1978; Anderson G.H. American Protestants in Pursuit of Mission. 1886-1986//International Bulletin of Missionary Research. 1988. Vol. 12. ям)» (1992 г.) призывает переосмыслить роль миссионеров в истории. При этом новизна исследования по большей части сводится к изменению полярности оценок: то, что ранее оценивалось негативно, теперь рассматривается со знаком плюс и наоборот. В целом же указанные авторы миссионерскую деятельность характеризуют, как правило, либо только с положительной стороны, либо преимущественно в отрицательном свете. Хотя их многие идеологизированные оценки утратили свое значение, некоторые концепции были использованы в настоящих исследованиях.

Среди зарубежных авторов, раскрывающих стратегию, практику и методы деятельности миссионерских организаций, следует выделить труды А.Б. Брюса «Обучение двенадцати», Г. Латема «Пастырь пастырей», а также книги профессора Эсбурской семинарии Р. Коулмана, Р. Адлера, Г. Андерсона, Д. Веркуила, П. Джонстоуна, В. Карвера, Д. Норта, С. Нелла, Д. Монтгомери, Д. Мак-Гавана, Д. Петерсона, О. Смита, С Ферклота.1 На наш взгляд, проведенный ими анализ нельзя считать исчерпывающим вследствие того, что все эти изыскания имеют одну и ту же богословскую идейную базу. Следовательно, работу в этом направлении целесообразно продолжить.

В начале текущего десятилетия серьезные научные исследования по рассматриваемым проблемам практически не проводились. Внимание общественности к неординарным последствиям деятельности в стране иностранных миссий привлекали светские средства массовой информации и конфессиональные издания и центры, в чем сегодня видится их несомненная заслуга. В числе этих СМИ «Комсомольская правда», «Известия», «Независимая газета», «Миссионерское обозрение», «Радонеж», «Православная Москва», «Центр реабилитации жертв нетрадиционных

1 Адлер Р. Миссионерские методы во времена апостола Павла и в наши дни. М, 1993; Джонстоун П. Операция «Мир». СПб., 1996; Коулман Р. Евангелизационная стратегия Иисуса. СПб., 1995; Карвер В.О. Миссионерство и промысел Божий. 1993; Монтгомери Д. Рассвет 2000. М., 1993; Мак-Гавран Д. Закономерности роста церкви. СПб., 1994; Петерсон Д. Евангелизм как образ жизни. 1980; Смит О. Дж. Проблема миссий. СПб, 1995; Ферклот С.Д. Созидание церквей, готовых к воспроизводству. Мичиган (США), 1996; Bruce A.B. The training of the twelve. New York, 1930; Latham H. Pastor Pastomm. Cambridge, 1910. религий памяти A.C. Хомякова», «Миссионерский отдел Московской Патриархии РПЦ» и такие авторы, как A.J1. Дворкин, А. Кураев, О. Сте-няев. Изданная указанными авторами и центрами литература сегодня служит необходимым фундаментом для серьезных исследований в этом направлении.1 В последние годы по данной тематике выпущены обстоятельные справочники кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ, миссионерским отделом Мол сковского патриархата Русской православной церкви.

Исходя из темы диссертации, выделим работы, в которых рассматривается роль религии в цивилизационном развитии мирового сообщества. Одним из основоположников такого подхода к истории по праву считается Н.Я. Данилевский. В его знаменитом исследовании «Россия и Европа» (1868 г.) обосновывается вывод о том, что главными действующими лицами в мировой истории являются не государства или отдельные нации, а культурно-религиозные общности, которые в современной политологии обозначаются термином «цивилизация». Эта теория нашла отражение в трудах русского мыслителя К.Н. Леонтьева, немецкого философа О. Шпенглера, видного евразийца П.Н. Савицкого, выдающегося ученого нашего времени Л.Н. Гумилева. А. Тойнби, известный английский историк, всесторонне рассмотрел эту теорию в труде «Постижение истории». В этом же контексте интересны труды К. Ясперса, Ф. Фукуямы, профессора Гарвардского университета С. Хантингтона. Многие работы последнего имеют самое непосредственное отношение к осмыслению влияния

1 Григорьева Л.Н. Нетрадиционные религии в современной России: социальная природа и тенденции эволюции: Дис. . канд. фил. наук. М., 1994; Кривельская Н. Религиозная экспансия против России. М., 1998; Ливцов В.А. Религиозная безопасность России: история тенденции, проблемы. М, 1997; Ми-рошникова Е.М. Государство и нетрадиционные религиозные движения в ФРГ. Тула, 1997; Рябова И.Т. Влияние конфессионального фактора на развитие политической культуры общества: Автореферат дис. на соиск. учен, степени кандидата фил. наук. М., 1996.

2 Новые религиозные культы, движения и организации в России. 2-е изд. М, 1998; Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский отдел Московского патриархата русской православной церкви. Белгород, 1997; Православная церковь. Современные ереси и секты в России. СПб, 1995. религиозных факторов с геополитических позиций. 1

При изучении проблем взаимодействия религии и политики в России практически не предпринимались попытки исследовать миссионерскую деятельность с точки зрения категорий геополитики: соискателю не удалось найти ни одного обобщающего исследования на подобную тему.

В целом, несмотря на достаточно большое количество выявленных источников, отыскать в них исчерпывающие ответы на вопросы, определенные целью исследования, в полной мере не удалось. По большей части рассматриваемые проблемы относятся к давно ушедшему времени или иным регионам.

Источники исследования. Многие идеи и фактические данные диссертации были почерпнуты из лекционных курсов и исследований религиоведов кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ Т.А. Кудриной, P.A. Лопаткина, М.И. Одинцова, Ф.Г. Овсиенко, H.A. Трофимчука. Их работы в своей совокупности дают объективное и разностороннее представление о сущности и основных направлениях государственно-церковных отношений, практики их осуществления. Важное значение для диссертанта имели материалы бюллетеня «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», ежеквартально выпускаемого кафедрой.

При подготовке диссертации использовались разработки религиоведов В.И. Гараджи, B.C. Глаголева, И.Я. Кантерова, JI.H. Митрохина, М.П. Мчедлова, И.Н. Яблокова, а также публикации Е.Г. Балагушкина, С.Б. Филатова, Э.Г. Филимонова, Д.Е. Фурмана, в которых рассмотрена роль религии в жизни современного общества, анализируются количественные и качественные изменения религиозности населения.

1 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991; Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993; Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.; Савицкий П.Н. Евразийство // Мир России-Евразия. М., 1995; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1997; Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991; Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1995; Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994; Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. №3; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования. 1994. №.1; Huntington S. Democracy The Third Wave // National Interest, Summer. 1991.

При анализе геополитических концепций автор опирался на исследования российских и зарубежных ученых: К.Г. Гаджиева, А.Г. Дугина, К.В. Плешакова, Э.А. Позднякова, К.Э. Сорокина, Ю.В. Тихонравова, 36. Бжезинского, Д. Маккиндера, Ф. Моро-Дефаржа.

По Дальневосточному региону источниками послужили материалы текущего архива (1990 - 1998 гг.) отдела по связям с партиями, общественно-политическими и религиозными объединениями администрации Хабаровского края, данные социологического опроса, проведенного в 1997 г. Опрошено 839 человек по специальной анкете и выборке.

Хронологические рамки исследования - приоритетное внимание в исследовании уделяется анализу современного периода и прежде всего годам с 1990 по 1998, поскольку это время коренных перемен в религиозной жизни российского общества и активной деятельности на территории РФ и Хабаровского края зарубежных миссий.

Цель исследования - теоретически осмыслить сущность, формы миссионерской деятельности в контексте геополитики. На основе анализа исторического опыта и современной практики работы иностранных религиозных объединений, действующих в Хабаровском крае и странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), выработать рекомендации структурам власти. В связи с этим диссертантом были поставлены задачи:

- раскрыть понятия «миссионерская деятельность» и «геополитика» и определить наличие и границы полей сопряжения между ними, что позволит легитимировать изучение проблемы в данной постановке;

- под углом зрения геополитики описать стратегию и методы работы миссионерских организаций, для чего изучить соответствующую конфессиональную литературу и использовать материалы личных наблюдений;

- проанализировать религиозную ситуацию в Хабаровском крае в контексте изменения структуры конфессиональных соотношений в сторону преобладания протестантских церквей и роли в этом зарубежных и миссий, показать новые тенденции формирования современной религиозной ситуации в регионе;

- выявить геополитические аспекты создания и деятельности протестантских объединений в целом и конкретных миссий на территории Дальнего Востока и в странах АТР;

- выработать рекомендации для их возможного использования в реализации практической политики государства в вопросах государственно-церковных отношений.

Методологическую основу исследования составила совокупность идей, которые на основе структурно-функционального анализа миссионерской деятельности дают возможность судить о ее составляющих в связи с геополитическими устремлениями и особенностями внутриполитического и экономического развития государства. Исследование опирается на диалектический метод познания, включающий в себя принципы историзма, объективности, системности, позволяющие понять роль миссионерской деятельности в геополитике, уяснить логику их взаимодействия в исторической ретроспективе, проанализировать современные возможные направления и результаты такого взаимодействия.

Основные научные результаты, полученные соискателем, и научная новизна исследования состоят в следующем:

- впервые к рассмотрению проблем миссионерской деятельности применен геополитический аспект, что позволило раскрыть и обосновать политическую многофункциональность этого явления;

- проанализировано и уточнено содержание имеющихся понятий, связанных с миссионерской деятельностью и геополитикой, предложен дополнительный категориальный аппарат, характеризующий область их взаимодействия, дано определение понятий «геополитическое миссионерство» и «геомиссионерская парадигма»;

- с точки зрения категорий геополитики осуществлен анализ стратегии и методов деятельности миссионерских организаций и показана политическая и экономическая обусловленность их практической деятельности;

- впервые исследованы современная религиозная ситуация в Хабаровском крае и динамика ее изменения в текущем десятилетии, раскрыты специфические особенности и конфессиональная направленность формирования религиозности населения края в этот период в связи с активной деятельностью здесь зарубежных миссий.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем фактические материалы, теоретический анализ, выводы углубляют существующие в отечественной литературе представления о роли религии в политике и могут послужить расширению методологической базы дальнейших исследований в этом направлении.

Результаты данного исследования могут быть использованы при подготовке учебных курсов в рамках религиоведения, политологии и геополитики, учебно-методической литературы по данной теме, а также при разработке концепции государственно-церковных отношений в России. Предложения и выводы автора могут быть полезны государственным служащим, которые практически претворяют в жизнь государственную политику в отношении религии и церкви.

Апробация работы. Основные положения исследования изложены соискателем в научных публикациях общим объемом 4,7 п.л. Проблемы, затрагиваемые в работе, освещались в выступлениях и сообщениях: на Международной научно-практической конференции «Духовность личности - духовность общества», состоявшейся в г. Хабаровске в ноябре 1997 года, краевой научно-практической конференции «История развития профессионального образования в крае: опыт, проблемы и перспективы» в октябре 1998 г. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Заключение диссертации по теме "Философия религии", Свищев, Михаил Петрович

Заключение

Анализ миссионерской деятельности во взаимосвязи с геополитикой, приведенный в диссертации, рассмотрение практики использования этого движения в политических целях, уяснение детерминированности процесса со всем комплексом экономических, политических и культурологических проблем, осмысление места и роли религиозных факторов в современном обществе позволили сделать следующие выводы.

Осмысление работы миссий позволяет сделать вывод, что историческая обусловленность этого процесса с одной стороны и конъюнктур-ность с дугой, масштабы ее использования различными государствами, успехи и неудачи на этом поприще в свете геополитики приобретают четкий смысл. Направленность и цели миссионерской деятельности являются отражением геополитических помыслов государств. Будучи экономически и политически детерминированной, она легко соотносится с их системой глобальных интересов, и следовательно, расшифровывает их далеко идущие цели. Анализ практики деятельности миссий показывает, что задачи и направленность их работы легко варьируются в зависимости от многих факторов, в том числе экономического и политического характера. Важнейшие элементы миссионерской стратегии, методы и формы работы служат не только исполнению религиозных задач, но и несут в себе потенциал, способный влиять на такие сферы жизнедеятельности общества, которые напрямую затрагивают национальные интересы страны. Его постижение давало возможность государствам и в настоящее время позволяет задействовать миссии для решения своих геополитических задач.

Духовное состояние общества и - конкретно - его религиозная составляющая должны стать сферой разумного внимания со стороны государства. Для этого целесообразно сформировать на уровне исполнительной власти специальный орган, который бы, помимо защиты и охраны прав граждан на свободу совести, занимался аналитическими исследованиями в этой области, координацией деятельности различных государственных и общественных структур, в той или иной степени связанных с разрешением вероисповедных проблем. Задача этого органа - участвовать в выработке политики в области государственно-церковных отношений, учитывающей все основные параметры современного религиозного состояния общества, увязанной с международной правовой базой и в полной мере соблюдающей государственные интересы России.

Государству необходимо иметь объективное представление о роли и значении религии и, в частности, миссионерской деятельности в геополитике, обладать беспристрастными данными об их воздействии на социокультурные процессы в стране. Пока же можно констатировать, что для наших политиков не вполне очевидны характер и параметры религиозных факторов, которые, интегрируясь с неблагоприятными составляющим в различных сферах жизнедеятельности социума, представляют опасность для национальных интересов страны и препятствуют достижению поставленных государственных целей. Учет и оценка таких угроз является обязательной в плане принятия решений на всех уровнях деятельности органов власти и управления в пределах полномочий, закрепленных действующим законодательством. Тем более, что в религиозной сфере эти угрозы специфичны и не вполне очевидны. Их выявление и оценка требует специальных знаний профессионально подготовленных людей, целенаправленное и обязательное обучение которых необходимо осуществлять на базе одного или двух специально определенных для этой цели высших учебных заведений, которые располагают высококвалифицированными преподавательскими кадрами, научным потенциалом и связью с практикой. В настоящее время такими возможностями в полной мере обладает лишь кафедра религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Анализ работы миссий, особенно в плане отдаленных результатов, показывает, что своей деятельностью они формируют религиозно-политические лобби, характер которых сопряжен с религиозными особенностями. Так, деятельность западных миссионеров способствует созданию у определенной части россиян позитивного отношения к стране, пославшей миссионера, в том числе и на основе религиозных симпатий, что, безусловно, даст свои плоды в будущем. С годами в политику и бизнес в России будет приходить все больше людей религиозно ориентированных, с соответствующими взглядами и установками на приоритеты международного сотрудничества. При этом следует иметь в виду, что вполне реально, на религиозной основе, формировать или усиливать пророссийское лобби, особенно в странах ближнего зарубежья, ориентирующегося на Русскую Православную Церковь, которая наследует линию «Москва - третий Рим». Оно, несомненно, будет нацелено на более тесное сближение и развитие сотрудничества с Москвой. В контексте решения этой задачи целесообразно изыскать формы и методы для более решительной защиты интересов РПЦ, прежде всего в ближнем зарубежье, противодействовать целенаправленной деятельности некоторых государств по снижению ее авторитета или вытеснению с территорий традиционного влияния.

Анализ рассматриваемых в диссертации проблем показывает, что для одних стран использование отдельных элементов геополитики, в том числе и миссионерской деятельности, является средством реализации и закрепления их социокультурных преимуществ, для других они могут или даже должны стать орудием компенсации своих слабостей. При этом, когда мы говорим о каких-то элементах геополитики, следует констатировать, что неизученным является вопрос, каково соотношение между ее сильными - экономическими, военно-политическими, и относительно слабыми - социокультурными, например, религиозными и конфессиональными составляющими. Как взаимодействуя, они образуют единое геополитическое поле, скрепляющее вместе различные этносы и регионы. Данная формулировка вопроса вызвана тем, что геополитические сдвиги, влекущие кардинальные изменения в социуме, иногда происходят без очевидного влияния факторов военно-политического характера, в результате неявного действия слабых составляющих. Действительно, в настоящее время в некоторых регионах России в результате постепенной религиозной переориентации некоторой части населения происходят скрытые социокультурные сдвиги, которые при определенных, неблагоприятных обстоятельствах, могут нарушить единство геополитического поля, каким является русский этнос.

Несомненно, что проблемой геополитического порядка является то, что Дальний Восток в настоящее время испытывает определенное давление протестантизма, усиленное культурным влиянием западной цивилизации. В миссионерской деятельности это давление приняло довольно агрессивную форму. В итоге речь идет о насаждении индивидуалистской культуры, полярной некоторым высшим коллективистским ценностям, присущим российской ментальности.

Рассматривая меры возможного противодействия деструктивным процессам, напрямую связанным с данной проблемой, необходимо обратить внимание на следующее. В сфере межрелигиозных отношений, так же, как межкультурных, действуют законы неэквивалентного обмена, когда одна сторона - донор, как правило, пользуясь слабостью партнера, осуществляет экспансию определенных норм и ценностей, а другая - реципиент, больше впитывает чужие ценности, чем предъявляет свои.1 Например, на современном этапе своего развития Дальний Восток России как религиозная культура представляет из себя реципиента. Как показывает история, культура-донор, как правило, ратует за политику «открытых пространств», тогда как представитель второй разновидности, стремясь сохранить культурно-религиозную самобытность, нередко вынужден компенсировать свою слабость протекционистскими мерами, идеоло

1 Панарин А.С. Философия политики. М., 1996. С. 110. гическим контролем, более закрытым типом общественной организации. В настоящее время Россия испытывает на себе эффекты деморализации при полной открытости контактам с Запада. Мы сможем сохранить и защитить свою идентичность во взаимоотношениях с культурой-донором, только прибегнув к тактике избирательного социокультурного протекционизма. В отношениях с Западом Россия должна всячески подчеркивать свою цивилизационную особенность и защищаться с помощью особого рода «социокультурных фильтров», прозрачных для информации, касающейся новых технологий, но не прозрачных или полупрозрачных для информации, способной напрямую воздействовать на систему, основанную на традиционных религиозных ценностях и в целом на всю аксиологическую сферу. Сегодня последняя у нас меняется под воздействием извне значительно быстрее, чем технологии.

В качестве примера успешного внедрения Россией защитного «социокультурного фильтра» можно привести принятие в 1997 году, несмотря на противодействие Запада, закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Предыдущий закон РФ 1990 года полностью отстранил государство от контроля за характером религиозных процессов в стране. Как справедливо отметил А.Е. Себенцов в своем комментарии к новому закону, «.полная открытость России для обмена духовными ценностями оказалась за пределами разумного, открыла путь для духовной агрессии».1 Переосмысление роли религии в социально-политических процессах привело общество не только к осознанию, но и к конкретным шагам в этой области, направленным на защиту российских национальных интересов, как они понимаются подавляющим большинством граждан нашего общества. Данный критерий должен стать определяющим в подходе к решению вопросов, возникающих при взаимодействии политики и религии или их составляющих.

1 Себенцов А.Е. Комментарий к федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ. бюллетень. М., 1997. № 3-4 С. 4.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Свищев, Михаил Петрович, 1999 год

1. Аверина О.Р. Молодежь и религия / Молодежь Востока России: три жизненные ситуации. Хабаровск, 1997. - С. 38 - 49.

2. Адлер Р. Миссионерские методы во времена апостола Павла и в наши дни: Пер. с англ. М.: Логос, 1993. - 215 с.

3. Александрова Л. Указующий перст Вашингтона // Континент. 1997 -№ 30 (342) июль.

4. Андреев И.В. Политика клерикального антикоммунизма (Ватикан, 1917-1987). -М.: Знание, 1987.-64 с.

5. Атеистический словарь / под общей редакцией М.П. Новикова.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1985. - 512 с.

6. Бабий М.Е. Проблемы свободы совести в современной идеологической борьбе: Дис. . канд. фил. наук. М., 1980. - 197 с.

7. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Запада. М.: Изд-во МГУ, 1984. -286 с.

8. Балагушкин Е.Г., Квасникова С.М. Новые религиозные движения и секты, (в курсе культурологии).- М., 1993. 39 с.

9. Балагушкин Е.Г. Типология новой религиозности // Динамика культурных и социальных связей. М., 1992. - 103 с.

10. Балалаева Н.М. Контрреволюционная деятельность зарубежных христианских миссий на Дальнем Востоке (1917-1922г.) // Дальний Восток 1970. - № 10. - С. 139-144.

11. И. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб.: Из-во Русского гуманитарного института, 1997. 281 с.

12. Белов A.B. Клерикальный антикоммунизм: Идеология. Политика. Пропаганда. -М.: Политиздат, 1987. -256 с.

13. Белов A.B. Критический анализ идеологии и политики современного клерикального антикоммунизма: Дис . д-ра философских наук. М,1982.-396 с.

14. Бердяев H.A. Русская идея // Вопросы философии. 1990,- № 1,- С. 77144.

15. Бердяев H.A. Судьба России // Русская идея. М.: ЗАО "Сварог и К",1997.-С. 222-526.

16. Бжезинский 3. Америка внесла прямой вклад в распад Советского Союза//Век,- 1993.-№ 9.-С. 14

17. Бжезинский 3. Преждевременное партнерство // Полис. 1994. - № 1. -С. 50-58.

18. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Международные отношения,1998.-256 с.

19. Благовестие народам: Стратегия. Обучение людей различных национальностей. СПб.: «Библия для всех, 1995. - 149 с.

20. Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. М.: Республика, 1993,-479 с.

21. Бош Д. Преобразование миссионерства: Сдвиги парадигмы в богословии миссионерской деятельности: Пер. с англ. СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 1997. - 640 с.

22. Бутинова М.С. Миссионерство и колониализм в Океании. Л.: 1975 -165 с.

23. Вебер. М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990. С. 39-212.

24. Вебер М. Образ общества.: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994,- 704 с.

25. Великович JI.H. Религия и политика в современном капиталистическом обществе. М., Мысль, 1970. - 287 с.

26. Великович JI.H. Современный капитализм и религия. М.: Политиздат, 1984. - 238 с.

27. Волхова A.A. Иностранные миссионеры в Китае (1901-1920 г.г.). М.: Наука, 1969. - 143 с.

28. Воронцов В.Б. Миссионеры и их наследники: Повороты политики США отношении Китая. М.: Политиздат, 1986. - 239 с.

29. Гаджиев К.С. Геополитика. М., 1997. - 384 с.

30. Гараджа В.И. Религиеведение. М.: Аспект-Пресс, 1995. - 63 с.

31. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Аспект-Пресс, 1996. - 239 с.

32. Геополитика: теория и практика // Сб. статей под ред. Э А. Позднякова. М.: Ин-т МЭМО РАН, 1993. - 236 с.

33. Глаголев B.C. Религиозный модернизм и культура. М.: Знание, 1988. -63 с.

34. Государственно-церковные отношения в России / Отв. ред. Овсиенко Ф.Г. Одинцов М.И. Трофимчук H.A. М.: Изд-во РАГС, 1996. - 232 с.

35. Григорьева Л.И. Нетрадиционные религии в современной России: социальная природа и тенденции эволюции: Дис. канд. филос. наук. -М.: РАГС, 1994.- 170 с.

36. Григулевич И.Р. Крест и меч. М.: Наука, 1977. - 294 с.

37. Григулевич И.Р. Пророки «новой истины». М.: Политиздат, 1983. -303с.

38. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли./Сост. и общ. ред. А.И. Куркчи. М.: «Институт Ди Дик», 1997. - 640 с.

39. Гумилев JI.H. Конец и вновь начало. М.: ДИ-ДИК, 1997. - 542 с.

40. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

41. Демкин Д. Генерала беспокоят корейцы, а губернатора китайцы // Коммерсант-daily. - 1996. - 17 июля.

42. Денисов В.И. Россия в АТР. Безопасность и сотрудничество // Международная жизнь. 1995. - № 4-5. - С. 79-88.

43. Джонстоун П. Операция мир.: Пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 1996.-714 с.

44. Дугин А.Г. Основы геополитики. М.: Арктогея, 1997. - 600 с.

45. Жириновский В.В. Кривельская Н.В. Псевдохристианские религиозные организации России. М., 1997. - 72 с.

46. Западные христианские организации, работающие в Центральной и Восточной Европе и бывшем СССР. Христианский исследовательский центр. Редакторы-составители: Шерон Линз, М. Холт Раффин, Марк Р. Эллиот. Саратов.: «Вечность», 1993. - 254 с.

47. Зюганов Г. География победы. Основы российской геополитики. М., 1997.-304 с.

48. Калиничева З.В. Политика и религия. Л.: Знание, 1984. - 32 с.

49. Кантеров И.Я. Клерикализм сегодня. М.: Знание, 1988. - 64 с.

50. Кантеров И.Я. Клерикализм идеология духовного насилия. - М.: Педагогика, 1986. - 190 с.

51. Карвер В.О. Миссионерство и промысел Божий. СПб.: Логос, 1993. -191 с.

52. Китай шаг ко спасению // Информ. вестник. Издатель: СевероВосточный Союз Евангельских Церквей. - 1996. - май-июнь. - С.6 - 8.

53. Ковалев A.M. Еще раз о формационном и цивилизационном подходах // Общественные науки и современность. 1996. - № 1. - С. 97-114.

54. Ковалкин В. Россия в новых геополитических реалиях на пороге XXI века. М.: Институт международного права и экономики, 1996 - 64 с.

55. Ковальский H.A. Средиземноморье, католицизм, миссионерство / Проблемы экуменизма и миссионерской практики. Сб. научн. тр. Рос. акад. наук, Институт всеобщей истории. М.: Б.п., 1996. - С. 46-67.

56. Колосов В.А. Российская геополитика: традиционные концепции и современные вызовы // Общественные науки и современность. 1996. - № 1. - С. 86-94.

57. Колосов B.C. Территориально-политическая организация общества: Автореф. дис. . докторагеогр. наук. -М., 1992. -47 с.

58. Колосов В.А. Политическая география: проблемы и методы. Л.: Наука, 1998. - 190 с.

59. Корея. Сеул.: Корейская служба информации для зарубежных стран, 1993,- 676 с.

60. Корсак И. Бедные евреи и богатые «Эвен-Эзеры» // Молодой Дальневосточник. 23-30 апреля 1998 г.

61. Котаджян Г.С. Грани согласия-конфликта: Цивилизационные проблемы теоретической и прикладной политологии. М.: Луч, 1992. -183 с.

62. Коулман Р. Евангелизационная стратегия Иисуса: Пер. с анг. СПб.: «Мирт», 1995. - 144 с.

63. Кривельская Н.В. Религиозная экспансия против России. М.: «СТ», 1998.- 152 с.

64. Кривохижа В.И. Россия в новом мире: время решений. М.: Российский институт стратегических исследований, 1997 - 490 с.

65. Кудрина Т.А. Школа в системе средств оптимизации межнациональных и межконфессиональных отношений // Религия, церковь в России и за рубежом: Информ. бюллетень. М.: Из-во РАГС. 1996. №7. - С. 12-18.

66. Лаврецкий И.Р. Колонизаторы уходят миссионеры остаются (миссионерство в колониальных и зависимых странах). - М.: Издательство Академии СССР, 1963.- 162 с.

67. Лебедев Ю.С. Трансформация геополитики // Современная философия и социология в ФРГ. М., 1971. - 155 с.

68. Леонтьев К.Н. Избранное. М.: Рарогъ, Московский рабочий, 1993.

69. Лот Г. Вторжение в Восточную Африку: Пер. с нем. М., 1971 - 172с.

70. Лот Г. Колониализм под сутаной (миссионерство в Африке). М.: Госполитиздат, 1962. - 180 с.

71. Лукашук И.И. Отсветы религии на сцене мировой политики // Международная жизнь. 1994. - № 10. - С. 87-93.

72. Лукин В.П. «Центры силы»: концепции и реальность. М.: Международные отношения. 1983. - 256 с.

73. Мак Артур Д.Ф. Пастырелогия: Пер. с англ. М., 1997,- 308 с.

74. Макиндер Д. Географическая ось истории//Полис. 1995. - № 4. - С.162.169.

75. Мак-Гавран Д. Закономерности роста церкви. СПб.: Библия для всех, 1994.-464 с.

76. Манилов B.JI. Национальная безопасность: ценности, интересы, цели // Военная мысль. 1995,- № 6 - С. 29-40.

77. Мирошникова Е.М. Государство и нетрадиционные религиозные движения в ФРГ. Тула: Из-во ТГПУ им.Л.Н. Толсого, 1997. - 114 с.

78. Миссионерские принципы // Миссионерские вести. Информационно-молитвенный бюллетень Миссионерского отдела Соза ЕХБ РФ. 1998. - №1 (6). - С. 6-7.

79. Митрохин JI.H. Баптизм: история и современность. СПб.: РХГИ, 1997.-480 с.

80. Митрохин JI.H. Философия религии: (опыт истолкования Марксова наследия). М.: «Республика», 1993. - 416 с.

81. Митрохин JI.H. Религии «Нового века». М.: Советская Россия, 1985. -154 с.

82. Мир Россия-Евразия: Антология / Сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сизем-ская, М.: Высшая школа, 1995. - 399 с.

83. Монтгомери Д. Рассвет 2000: навстречу 7 миллионов новых церквей. Биография стратегии всемирной евангелизации: Пер. с англ. М:. 1993.-213 с.

84. Моро-Дефарж Ф. Введение в геополитику: Пер. с франц. М.: Конкорд, 1996. - 147 с.

85. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разломы // Вопросы философии. 1995. - № 1. - С. 3-30.

86. Мурадян A.A. Американские миссионеры в странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании в XIX в. М.: Наука, 1971. - 88 с.

87. Мурза В.М. Незаконченная задача // Примиритель. 1995. - № 4. - С. 16.

88. Мчедлов М.П. Религия и современность. М.: Политиздат, 1982.272 с.

89. Мэхэн А.Т. Влияние морской силы на историю 1660-1793. M.-JL, 1941.-230 с.

90. Намсараева С. Раскол Поднебесной // Коммерсантъ Власть аналитический еженедельник № 3 (255) 3 февраля 1998. - С. 46-48.

91. Нейхауз Р. Дж. Бизнес и Евангелие. -. М.: Вера и мысль, 1994. 329 с.

92. Неусыхин А.И. «Эмпирическая социология» Макса Вебера и логика исторической науки // Макс Вебер. Избранное. Образ общества. М:. Юрист, 1994. - С. 589-655.

93. Новые религиозные культы, движения и организации в России (2-е изд., дополн. и перераб.). М.: Изд-во РАГС, 1998. - 346 с.

94. Норт Д. История церкви: Пер. с англ. М.: Протестант, 1993. - 416 с.

95. Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы? Мегатенденции: Год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы: Пер. с англ. М.: Республика, 1992. -415 с.

96. О деятельности иностранных миссий и миссионеров в России: Религия, церковь в России и за рубежом: Информ. бюллетень № 1. М.: Луч (гос. предприятие Российской академии гос. службы), 1994. - С. 68-69.

97. Панарин A.C. Философия политики. Учебное пособие для политологических факультетов и гуманитарных вузов. М.: Новая школа, 1996.-424 с.

98. Паркер Д. Преемственность и изменения в геополитической мысли Запада в XX столетии // Международный журнал социальных наук. -1991,-№3. С. 18-38.

99. Петерсон Д. Церковь без стен. Преодоление традиционных барьеров: Пер. с англ. СПб.: «Мирт», 1995. - 256 с.

100. Пирумов B.C. Некоторые аспекты методологии исследования проблем национальной безопасности в России в современных условиях // Геополитика и безопасность. М., 1993. - Т. 1,- 740 с.

101. Пейсти Я.Н. Евангельская нива // Наши дни. 1992. - 18 марта.

102. Плешаков К.В. Геополитика в свете глобальных перемен // Международная жизнь. 1994. - № 10. - С. 30-39.

103. Плешаков К.В. Геоидеологическая парадигма // Международная жизнь. 1995. - № 4-5. - С. 109-116.

104. Поздняков Э.А. Геополитика. М.: АО Издательская группа «Про-грес-Культу», 1995. - 95 с.

105. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. -М.: АО Издательская группа «Прогрес-Культу», 1994. 128 с.

106. Пономарев И.Б. Геополитические факторы внешней политики: современное видение // Мировая экономика и международные отношения. -1990.-№ 1. С. 36-50.

107. Православие: Словарь атеиста / Под общ. ред. Н.С. Гордиенко. -М.: Политиздат, 1988. 272 с.

108. Православная церковь. Современные ереси и секты в России. -СПб.: Изд-во «Православная Русь», 1995. -240 с.

109. Пребудем в любви христовой // Христианское слово. 1997. - № 1-2 -С. 1

110. Проблемы реформирования России и современный мир. М.1. РАГС, 1996. 198 с.

111. Проблемы экуменизма и миссионерской практики: Сб. научн. тр. / Рос. акад. наук, Институт всеобщей истории. Редколегия: Остапченко Г.С. Чернышева O.B. М.: Б.п., 1996. - 180 с.

112. Проскурин С.А. Национальная безопасность страны: сущность, структура, пути укрепления. М.: О-во «Знание РСФСР», 1991. - 42 с.

113. Проскурин С.А. Цивилизационно культурологические аспекты международных отношений // Социально-политический журнал. -1995.-№6-С.182-191.

114. Проскурин С.А. Национальные интересы и внешнеполитические приоритеты России // Власть, 1996. № 8. - С.51-57.

115. Протестантизм: Словарь атеиста / Под общ. ред. JI.H. Митрохина. -М.: Политиздат, 1990 319 с.

116. Псевдохристианские религиозные организации России / Аналитический вестник. Выпуск 19. Серия Оборона и безопасность 13. - М.: Аналитическое управление Государственной думы РФ, 1997. - 39 с.

117. Разуваев В.В. О понятии «геополитика» // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1993. - № 4. - С. 32-38.

118. Религии мира: Пер. с англ. М., «Белфакс», 1994. - 464 с.

119. Региональные центры миссионерского взаимодействия Ассоциации «Духовное возрождение» // Иди и научи. Информ. бюллетень Ассоциации «Духовное Возрождение». 1997. - № 1. - С. 6 - 7.

120. Религия и политика в посткоммунистической России / Под ред. JI.H. Митрохина. М., 1994, - 252 с.

121. Религия и политика / Под ред. В.И Гараджа. М. Мысль, 1987. -318 с.

122. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. М.: Изд-во РАГС, 1996. - 285 с.

123. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России (2-е изд. дополн. и перераб.) М.: Изд-во РАГС, 1997. - 472 с.

124. Решетников М. Идеология или святость? Психоанализ русской души // Архетип. 1997. - № 1. - С.5-10.

125. Романова Е.Г. Миссионерская деятельность религиозных организаций стран АТР на Дальнем Востоке России // Социально-экономические и политические процессы в странах АТР. Материалы и тезисы докладов конференции. Владивосток. Из-во ДВГУ. - С. 104106.

126. Ротовский A.A. Клерикальное радиовещание в психологической войне. Киев: Политиздат Украины, 1987. - 165 с.

127. Ротовский A.A. Клерикальная пропаганда: цели и средства. Харьков: Прапов, 1988.-234 с.

128. Русская идея // Сост. и автор вступ. статьи М.А. Маслин. М.: Республика, 1992. - 144 с.

129. Русскому баптизму угрожает кальвинизм // «Мирт» Обзор христианской литературы (Санкт Петербург) 1998 - № 3 (7) - С. 3.

130. Савицкий П.Н. Евразийство // Мир России-Евразия: Антология / Сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М.: Высш. шк., 1995 - С. 8397.

131. Савицкий П.Н. Географический обзор Россия-Еразия // Мир Рос-сии-Евразия: Антология / Сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М.: Высш. шк., 1995. - С. 219-233.

132. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -672 с.

133. Сводный отчет о служении христианских лагерей в 1996 году // Христианские международные лагеря Росси. 1996. № 4. - С. 7-8.

134. Себенцов А.Е. Комментарий к федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М.: РАГС. - 1997. № 3-4. - С. 4-99.

135. Сджогрин Б. Тайна, возвещенная через откровение: Перспективы современной миссиологии: Пер. с англ. СПб. «Христианин» «Библия для всех». 1995. - 122 с.

136. Сердюк М. Б Религиозная жизнь Дальнего Востока (1858-1917): Автореферат Дис.канд. истор.наук. Владивосток, 1998. - 22 с.

137. Серуло М. Замысел // Миссия Всему миру 2000. 1997,- С. 2-10.

138. Сильвозо Э. Чтобы никто не погиб. Как покорять Христу целые города посредством молитвенного Евангелизма. СПб.: «Композитор», 1995.-256 с.

139. Смит О. Дж. Проблема миссий.: Пер. с англ.: СПб., 1995. - 105 с.

140. Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. -М.: РОССПЭН, 1996.- 168 с.

141. Сорокин К.Э. Геополитика России в «ближнем» и «среднем» зарубежье: праксиологические измерения // Полис. 1995. - № 3. - С.23-39.

142. Стеняев О. Аналитический обзор распространения сектантства в Приморском крае // Миссионерское обозрение. 1997. - № 4. - С. 1215.

143. Строруп Й. Вера по-американски: товар на экспорт? / Проблемы экуменизма и миссионерской практики. Сборник научных трудов Рос. академии наук, Институт всеобщей истории. М.: Б.п., 1996. - С. 166176.

144. Тимченко П.Ю. Израиль // Христианская жизнь. Северо-Восточный союз Евангельских церквей. декабрь 1996 - С. 23-30.

145. Тихонов М.В. Основные направления деятельности и теоретические концепции Британского центра по изучению религии и коммунизма (Кестон-колледж) 1970-1989 г.г.: Дисс. . канд. фил. наук. М., 1980.- 175 с.

146. Тихонравов Ю.В. Геополитика. М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 1998.-368 с.

147. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Пер. с анг. М.: Прогресс, 1991,- 736 с.

148. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Пер. с анг. М.: Изд. группа «Прогресс- Культура», 1995 - 479 с.

149. Трофимчук H.A. Религиозно-политическая пропаганда зарубежных центров и ее влияние на христианское движение в СССР: Дис. .д-ра фил. наук. М., 1991. - 285 с.

150. Тумаркин Д.Д. К вопросу о просветительской деятельности американских миссионеров на Гавайских островах. Краткие сообщения института народов Азии. 1962. - 52 с.

151. Уоллз Э.Ф. «Тяжелая артиллерия миссионерской армии», роль медицины в миссионерском движении XIX в. / Проблемы экуменизма и миссионерской практики: Сб. научн. тр. РАН, Институт всеобщей истории. М.: Б.п., 1996. - С. 93-103.

152. Факты // Радиоцерковь. № 2. -1997-1998. - С. 2.

153. Ферклот С.Д. Созидание церквей, готовых к воспроизводству.: Пер. с англ. Бейбер Бук Хаус Гран Рапид, Мичиган США, 1996 - 181 с.

154. Фритсон В. Крупнейшая в мире молитвенная цель // Свет для народов. Славянская миссия : Пер. со швед. 1997. - С. 7.

155. Фукуяма Ф. Конец Истории? // Вопросы философии. 1990,- № 3,-С. 134-148.

156. Шкляж И.М. Из истории миссионерского движения: (Опыт критического подхода к существующим концепциям). Одесса, 1992. 64 с.

157. Шпенглер О. Закат Европы: Пер. с нем. под ред. A.A. Франковско-го. М.: Искусство, 1993. - 303 с.

158. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования. 1994. - № 1. - С. 33-48.

159. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России // Общественные науки и современность. 1995. - № 3,-С. 133-136.

160. Хантингтон С. Будущее демократического процесса: от экспансии к консолидации // Мировая экономика и международные отношения. -1995.-№ 6.-С. 87-94.

161. Христианство: Словарь / Под общ. ред. JI.H. Митрохина и др. М.: Республика, 1994. - 559 с.

162. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. / Ред. Кол.: С.С. Аверинцев (гл. ред.) и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993-1995.-2317 с.

163. Цыганков П.А. Геополитика: последнее прибежище разума? // Вопросы философии. 1994. - № 7-8. - С. 59-71.

164. Цымбурский В. Народы между цивилизациями // Pro et Contra. Т. 2 - № 3 - Лето 1997.-С. 154- 182.

165. Что такое АХВ // Ассоциация христианского вещания. № 1. -1997,- С. 2.

166. Яновский Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России // Социологические исследования. 1995. - № 12. - С. 39-50.

167. Ясперс К. Смыл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.-527 с.

168. Anderson G.H. American Protestants in Pursuit of Mission: 1886-1986 // International Bulletin of Missionary Research. 1988. Vol. 12. P. 88-138.

169. Bade K.J. Imperialismus und Kolonialmission: Kaiserliches Deutschland und koloniales Imperium. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1982 - 348p.

170. Gort J. World Missionary Conference: Melbourne, May 1980: An Historical and Missiological Interpretation. Amsterdam: Free University, 1980.-355 p.

171. Hutchison W.R. Errand to the World: American Protestant Missionary Thought and Foreign Missions. Chicago & London: The University of Chicago Press, 1987. - 221 p.

172. Neill S. Colonialism and Christian Missions. London: Lutterworth 1966-493 p.

173. Neill S. A history of Christian missions. Harmondsworth: Penguin books, 1979-624p.

174. Seumois A. Teologie Missionaire I Rome: Bureau de Presse O.M.I. 1973.-418 p.

175. Verkuyl J. Contemporary Missiology: An Introduction. Grand Rapids: Eerdmans, 1978.-468 p.

176. Woodward K.L., O'Brien C. Jusus Christ loves you // Newsweek. 1993 4 Januaru - P.40

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 62776