Мотивы творчества и словесная живопись в прозе Владимира Солоухина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Федосова, Елена Анатольевна

  • Федосова, Елена Анатольевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 176
Федосова, Елена Анатольевна. Мотивы творчества и словесная живопись в прозе Владимира Солоухина: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Ставрополь. 2005. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Федосова, Елена Анатольевна

Введение

Глава I. Мотивы и образы изобразительного искусства как предмет гуманитарных исследований (аналитический обзор) У 1.1. Филологические и искусствоведческие труды

1.2. Философские и богословские труды

Выводы

Глава II. Своеобразие художественно-искусствоведческой рефлексии в художественно-публицистических очерках «Письма из Русского музея» и «Черные доски»

2.1. Мотивы и образы изобразительного искусства в «Письмах из 56 Русского музея»

2.2. Иконография В.Солоухина 100 Выводы

Глава III. Духовно-этические ориентиры в художественно- 127 публицистических очерках В.А.Солоухина восьмидесятых годов

3.1. Проблемы сохранения и восстановления памятников культуры 127 в художественно-публицистических очерках «Время собирать камни»

3.2. Многообразие темы искусства в художественно- 150 публицистических очерках «Продолжение времени»

Выводы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мотивы творчества и словесная живопись в прозе Владимира Солоухина»

Актуальность исследования

В современной социокультурной атмосфере общества очевидной становится необходимость решать проблемы духовного плана, имеющие важное значение для различных видов искусства. Среди них мотивы творчества в литературе занимают особое место. В литературных произведениях культурные реалии воспринимаются в исторической перспективе и предполагают синтез элементов культуры прошлого и настоящего. Отсюда многомерность взглядов на исследуемую тему. Вопросы, связанные с определением сущности творчества, с изучением основных Идейно-содержательных функций живописи в литературе, с обращением к различным жанрам изобразительного искусства в творчестве крупных русских писателей XIX и XX веков, постоянно привлекают к себе внимание литературоведов.

Переосмысление произведений изобразительного искусства средствами художественного слова мы встречаем в творчестве русского писателя XX века Владимира Алексеевича Солоухина. Лирические повести и миниатюры, художественно-публицистические очерки писателя определяют гражданскую позицию автора по отношению к памятникам искусства. Связывая прошлое с настоящим и будущим, Владимир Солоухин в своем творчестве - в поэтических и прозаических произведениях - ставит перед читателем одну из главных целей - сохранить памятники культуры. Наряду с поиском действенных путей преобразования культурной ситуации в обществе В.А.Солоухин выдвигает программу эстетического воспитания молодого поколения посредством приобщения к произведениям русского национального искусства. Рассуждая о вечных культурных ценностях, писатель выстраивает целый литературный комплекс, основанный на общих литературных принципах. Наиболее интересными для нашего исследования являются художественно-публицистические очерки «Письма из Русского музея»(1966), «Черные доски»(1969), «Время собирать камни»(1980) и «Продолжение времени (Письма из разных мест)» (1988).

В данной диссертации исследуется проза Владимира Алексеевича Солоухина шестидесятых-восьмидесятых годов XX века с позиций нравственно-этических проблем, связанных с отношением человека к искусству и культурному наследию прошлого, что, несомненно, является сегодня актуальным. Более того, актуальность анализа произведений В.А. Солоухина обусловлена расширением и систематизацией уже сложившихся представлений о связи литературы и искусства, уточнением гражданской позиции писателя в данном контексте.

Имеющиеся литературоведческие исследования прозы В.А.Солоухина направлены на выявление общей концепции творчества Владимира Солоухина, жанрового своеобразия произведений писателя и литературных традиций в его творчестве.

Сами по себе мотивы творчества и словесная живопись в прозе В.А.Солоухина не получили всестороннего и глубокого освещения в силу ряда причин. Интерес критиков и литературоведов в основном вызывали лирические повести В.А.Солоухина «Владимирские проселки» (1957) и «Капля росы» (1960). Они оказались в центре внимания таких исследователей, как Г.А.Цветов, А.С. Георгиевский, Г.М.Шленская, Е.К.Неронская, Л.З.Зельцер, А.П.Казаркин, Дас Кандарпа, Г.И.Сакун.

В контексте современной лирической повести творчество В. Солоухина рассматривали Л.З.Зельцер, А.П.Казаркин. Однако глубоко и комплексно тема изобразительного искусства и зодчества в произведениях В.А.Солоухина данными исследователями не рассматривалась.

Выявление средств словесной живописи в произведениях В.А.Солоухина шестидесятых-восьмидесятых годов при освещении мотивов творчества в контексте русской культуры и было определено как проблема нашего исследования.

Объектом исследования является проза Владимира Солоухина как составляющая литературного процесса в отечественной литературе.

Предметом исследования выступают мотивы творчества в прозе В.А.Солоухина шестидесятых-восьмидесятых годов XX века.

Цель исследования заключается в изучении путей художественного воплощения Владимиром Солоухиным мотивов изобразительного искусства и зодчества средствами словесного искусства.

Поставленная цель конкретизирована в следующих задачах:

-выделение мотивов и образов изобразительного искусства в филологических, искусствоведческих, философских и богословских трудах;

-рассмотрение художественно-публицистических очерков

В.А.Солоухина, посвященных мотивам творчества, в контексте творческой эволюции писателя;

-определение характерных особенностей словесной живописи В.А.Солоухина и систематизация их;

- выделение основных принципов композиционного построения художественно-публицистических очерков В.А.Солоухина, анализируемых в диссертации;

-раскрытие гражданской позиции В.А.Солоухина по отношению к памятникам русской национальной культуры.

В качестве гипотезы нами выдвигается предположение о том, что в прозе Владимира Солоухина мотивы творчества наиболее полно реализовались в жанре художественно-публицистических очерков и получили глубокое обоснование в четырех произведениях «зрелого» периода творчества писателя: «Письма из Русского музея»(1966), «Черные доски»(1969 «Время собирать камни»(1980), «Продолжение времени (Письма из разных мест)»(1988), которые представляют собой единое литературное целое и раскрывают гражданскую позицию автора по отношению к памятникам культуры.

Методологической основой исследования являются системный подход к анализу истории искусства, позволяющий рассмотреть живопись в ее неразрывной связи с литературой на разных исторических этапах развития; сравнительно-исторический подход к анализу мотивов искусства при изучении литературных произведений с опорой на характерные особенности иконописи и живописи. В диссертации также применен метод литературной герменевтики, при котором интерпретация литературных текстов позволяет выявить духовные особенности автора произведения. Диссертант опирался на труды как филологические (М.В.Ломоносов, В.А.Жуковский, Л.Н.Толстой, М.М.Бахтин, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман), так и философские (Е.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский, В.В.Розанов).

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые комплексно исследуются мотивы творчества в прозе В.А.Солоухина и мастерство его словесной живописи. Раскрыто положение о постепенной трансформации мотивов живописи и зодчества в русской литературе в связи с общественно-историческими и социокультурными изменениями в обществе. Показано отражение данных процессов в художественно-публицистических очерках В.А.Солоухина. Выявлены характерные особенности художественно-публицистических очерков писателя. Определены мотивы творчества и пути их воплощения В.А.Солоухиным различными средствами словесной живописи.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в анализе достижений теоретической мысли и практики художественного творчества в сфере мотивов и образов изобразительного искусства в литературных произведениях. Проведены теоретические и историко-литературные обобщения и выводы о взаимодействии литературы и изобразительного искусства, которые могут быть использованы как в общеобразовательной школе (программные темы по изучению литературного процесса шестидесятых-восьмидесятых годов XX века), так и в вузовских курсах на семинарах и практических занятиях.

При раскрытии основной темы диссертационного исследования уточнен понятийный аппарат исследования природы художественной специфики изобразительного искусства и литературы.

Данное видение проблемы открывает новые возможности в распознавании определенных смыслов, заложенных в конкретном литературном произведении, автор которого опирался на достижения иконописи или живописи, а также актуализация специфики связи литературы и живописи на современном этапе развития социума. Подобная связь помогает раскрыть смысл и значение мотивов творчества в прозе В.А.Солоухина и определить способы их художественного воплощения средствами словесной живописи в художественно-публицистических очерках писателя.

Материалы и выводы диссертации могут быть применены в рамках дальнейшего исследования темы изобразительного искусства и зодчества в творчестве других писателей. Результаты проведенного исследования докладывались на семинарах, научно-практических конференциях в средних специальных и высших учебных заведениях. Материалы исследования представлены в публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В исследовании прозы В.А.Солоухина подтверждается многообразие функциональной роли произведений изобразительного искусства в литературе. Писатель рассматривает произведение искусства с исторической, философской, искусствоведческой, психологической точек зрения. В определении ценности произведения искусства интегрирующим является этический компонент. Ориентация В.А.Солоухина на отбор и словесное изображение разнообразных произведений искусства обусловлена авторской идеей приобщения людей к сокровищам национальной культуры, обращенной к потенциальному читателю.

2. Обращение писателя к мотивам и образам изобразительного искусства определяет жанровое своеобразие прозаических произведений В.А.Солоухина. Жанровое своеобразие художественно-публицистических очерков писателя позволяет ему соединить исследовательское и публицистическое начала и выразить идейное содержание на основе фактического искусствоведческого материала.

3. Художественно-публицистические очерки В.А.Солоухина шестидесятых-восьмидесятых годов XX века представляют собой цикл произведений, объединенных мотивами творчества, своеобразием жанра и композиции. Использование В.А.Солоухиным приемов публицистической риторики и средств художественной поэтики, тематический и хронологический признаки изложения биографического материала в произведениях писателя свидетельствуют об оригинальной завершенности структуры цикла.

4. В прозе В.А.Солоухина через судьбу отдельных памятников культуры раскрываются глубокие закономерности духовной жизни эпохи, в которую они были созданы . Информация об отдельных произведениях искусства, наряду с сообщениями о художественных направлениях и школах, органично входит в основное содержание произведений. Глубокий анализ произведений искусства, сделанный В.А.Солоухиным, с указанием биографических данных автора и историей создания данного произведения, с подробным описанием художественных деталей способствует зрительному представлению содержания воспринимаемого читателем текста.

5. При анализе произведений искусства В.А.Солоухин особый акцент делает на национальном своеобразии русского искусства. Данное видение проблемы искусства в литературе открывает новые возможности в распознавании определенных смыслов, заложенных в конкретном иконописном и живописном произведении, что способствует актуализации духовности культуры.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Федосова, Елена Анатольевна

Выводы

Таким образом, выводами третьей главы настоящего диссертационного исследования можно считать следующие.

Произведения восьмидесятых годов - «Время собирать камни» и «Продолжение времени (Письма из разных мест)» стали необходимым компонентом в литературном комплексе В.А.Солоухина, раскрывающим тему искусства во всем ее многообразии.

Названия художественно-публицистических очерков восьмидесятых годов - «Время собирать камни» и «Продолжение времени» - раскрывают основное содержание произведений и являются мерилом исторической памяти человека. Мотив памяти неразрывно связан с мотивом вечности, свидетельством чему служат обращение В.А.Солоухина к библейским источникам.

В произведениях В.А.Солоухина исследуемая тема рассматривается в качестве системного явления, определяющего гражданскую позицию писателя. Состояние архитектурных памятников представляет собой в художественно-публицистических очерках писателя восьмидесятых годов одновременно объект и цель исследования. Сами архитектурные памятники как составляющие предмета исследования при внешней смысловой разобщенности тесно взаимосвязаны: они являются своеобразным кодом, дешифровка которого позволяет определить значимость поставленных В.А.Солоухиным перед читателями проблем.

Искусство как предмет философских размышлений автора в произведениях писателя восьмидесятых годов традиционно рассматривается писателем с этико - эстетических позиций. Экологические проблемы культуры для их более полного осмысления рассматриваются писателем во внекультурном пространстве. Это позволяет автору соотнести собственное представление о материальной и духовной ценности произведений искусства с общепринятой иерархией ценностей.

Произведения писателя восьмидесятых годов отличаются масштабностью историко-философского фона. Использование фольклорно-этнографического, историко-бытового материала, богатство ассоциативного (звукового, живописного, смыслового) мышления позволили писателю рассмотреть актуальные проблемы восстановления и реконструкции памятников культуры через призму его субъективного мировосприятия.

Композиционное построение художественно-публицистических очерков «Время собирать камни» и «Продолжение времени (Письма из разных мест)» отличается большей свободой, нежели очерки шестидесятых годов. Письма могут выступать как отдельно, так и комплексно. Организующим началом произведений выступает автор. События даны в восприятии автора, взгляд которого выходит за пределы собственного «я» и последовательно обогащает представление человека о русской и мировой культуре. Участники событий играют косвенную роль в произведениях, поскольку демонстрируют необходимость решения стоящих перед обществом культурно-исторических проблем.

Художественная хронология очерков представлена реальными событиями из жизни писателя, но по мере преподнесения автором эпизодов возрастает условность. Четко выстроенная реалистическая временная плоскость расширяется посредством обращения автора к собственной памяти или историческим документам, в результате чего хроникальная точность обесценивается.

Художественное пространство четко определено писателем. Содержательный материал, взятый В.А.Солоухиным из окружающей действительности, воспринимается как дополнительные сведения, дающие представление о характере рассматриваемой писателем проблемы.

В отличие от условного мира культуры, созданного В.А.Солоухиным в художественно-публицистических очерках шестидесятых годов - «Письма из Русского музея» и «Черные доски», мир культуры в произведениях восьмидесятых годов достаточно реален, результатом чего является формирование у читателей чувства целостности русского национального искусства. Таким образом, проблемы, поставленные автором в очерковой прозе восьмидесятых годов, принимают конкретно-исторический характер. Проекция в плоскость реальных фактов, характеризующих негативные и позитивные тенденции в социокультурной атмосфере общества, позволяет автору установить иерархию духовных и материальных ценностей.

Тема искусства в художественно-публицистических очерках В.А.Солоухина раскрыта писателем на основе фактического и литературного материала. Разнообразие методов и приемов использования автобиографического, литературного и фактического материала В.А.Солоухиным приводит нас к осмыслению творческой индивидуальности писателя. Специфические черты художественно-публицистических очерков восьмидесятых годов «Время собирать камни» и «Продолжение времени (Письма из разных мест)» - мастерство типизации, отсутствие единого.конфликта, психологическая насыщенность, оригинальность жанра -позволяют раскрыть гражданскую позицию автора по отношению к памятникам культуры и показать, что в художественно-публицистических очерках об искусстве В.А.Солоухин реализовал проект изучения памятников русской национальной культуры.

Заключение

В художественно-публицистических очерках об искусстве В.А.Солоухина реализовался проект изучения памятников древнерусской и русской живописи и архитектуры. Для понимания эстетической, этической и религиозной ценности произведений искусства необходимо предварительное освещение проблемы искусства в памятниках литературы Древней Руси XXVII веков и литературоведческих и философских статьях XVIII-XX веков. Соблюдение преемственности позволяет определить специфику произведений В.А.Солоухина и дает возможность рассматривать культуру Древней Руси и России XVIII-XIX веков в контексте мировой культуры.

Общность тематики, жанровых особенностей, единое субъективно-эмоциональное начало позволяют нам говорить о произведениях В.А.Солоухина шестидесятых-восьмидесятых годов как о цикле произведений.

Составляющие литературного цикла раскрывают эстетическую концепцию писателя и подчеркивают объективную эстетическую значимость произведений культуры в ходе исторического прогресса. Повествования соединяют в себе автобиографический момент, детальное описание реальных событий с историей духовного становления русской нации.

Характерной особенностью произведений Владимира Алексеевича Солоухина шестидесятых - восьмидесятых годов является историзм. Писатель стремится осмыслить явления искусства в общем историко-культурном контексте, показав, как произведение искусства или творчество художника в целом выражает свое время. В.А.Солоухин выстраивает разные памятники культуры в один общий ряд, образует единую цепь, укладывает произведения искусства в пределы стиля или художественного направления, в результате чего произведения искусства приобретают самостоятельную силу и выражают закономерность исторического процесса.

В произведениях шестидесятых - восьмидесятых годов XX века В.А.Солоухин ставит вопрос о специфических национальных чертах произведений искусства. Основным качеством, определяющим материальную и духовную ценность произведения искусства, является для В.А.Солоухина одухотворенность. Сфера творческих интересов писателя постепенно расширяется, что дало нам возможность обосновать эстетическую концепцию автора.

Для очерковой прозы В.А.Солоухина шестидесятых-восьмидесятых годов характерна многопроблемность. При анализе произведений писателя особое значение уделяется интегрирующему этическому компоненту. Постепенное расширение темы искусства в художественно-публицистических очерках В.А.Солоухина шестидесятых-восьмидесятых годов привело писателя к разработке теоретических проблем искусства: проблем цвета, композиции, сюжета. В контексте освещения этих проблем нами отмечено утверждение писателем ценности высоких традиций народной нравственности. Наряду с определением общих закономерностей, раскрывающих тему искусства в художественно-публицистических очерках В.А.Солоухина, не остается без внимания проблема творческой индивидуальности, отмечается своеобразие каждого из анализируемых произведений.

При изучении художественного пространства и художественного времени произведений В.А.Солоухина шестидесятых годов - «Письма из Русского музея» и «Черные доски» - мы пришли к выводу о создании писателем реального и условного мира. Реальный мир, представленный эпизодами из жизни автора, позволяет диагностировать культурно-историческую ситуацию в стране. Условный мир культуры, построенный В.А.Солоухиным на основе документов, монографий, искусствоведческих и литературоведческих статей, определяет иерархию ценностей, легших в основу его эстетической концепции. Совмещение реального и условного миров дает наиболее полное представление о произведениях искусства - об их эстетической, этической, семиотической значимости. Эстетический аспект предполагает определение искусствоведческих понятий, вошедших в произведения, и накопление исчерпывающей информации о композиционных и цветовых особенностях произведения искусства; этический — качественную характеристику ситуации и определение сущности концептуального подхода писателя к решению обозначенной в данной ситуации проблемы; семиотический - создание целостного представления о знаковой системе произведения искусства.

В художественно-публицистических очерках В.А.Солоухина восьмидесятых годов - «Время собирать камни» и «Продолжение времени» -география и время произведений четко обозначены, что обусловлено литературными задачами произведений. Ценность памятников культуры определяется выявлением существующих в произведении литературно-исторических связей.

Анализ художественных текстов позволил выявить способ моделирования как отдельного текста, так и группы произведений. Выявление внутритекстовых связей и установление соотнесенности анализируемого текста с литературным циклом дали нам возможность обобщить эстетические взгляды автора и на основе обобщений выстроить его эстетическую концепцию.

Ценным качеством художественно-публицистических очерков и В.А.Солоухина, по нашему мнению, следует считать интерес автора к отдельным памятникам культуры. Не случайно все произведения, представляющие для нас интерес с точки зрения исследуемой в них темы искусства в литературе, содержат информацию об отдельных картинах, иконах и скульптурных и архитектурных памятниках искусства и проникнуты пафосом защиты русской национальной культуры.

Особое значение В.А.Солоухин придает творческим биографиям известных художников и скульпторов. Интересы писателя направлены либо на выявление национального своеобразия русского искусства, либо на его реабилитацию (если дело идет об историко-культурных явлениях, недостаточно, по мнению В.А.Солоухина, освещенных в истории искусства). В.А.Солоухину представляется не оцененной по достоинству древнерусская живопись XII-XVII веков. Произведения «Письма из Русского музея» и «Черные доски», посвященные теме иконописи, своей внутренней задачей имеют возвеличивание древнерусской живописи как одного из наиболее ярких видов искусства, немаловажным является тот факт, что очерковая проза Владимира Алексеевича Солоухина представляет собой тематическое объединение разных по содержанию, основным идеям текстов, ставших выражением мировоззренческих исканий автора.

Представленное исследование не претендует на полноту раскрытия проблемы. С нашей точки зрения является перспективным исследование таких аспектов творчества Владимира Алексеевича Солоухина, как изучение им биографических данных известных писателей, стилевые особенности произведений, тематическая многомерность произведений В.А.Солоухина.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Федосова, Елена Анатольевна, 2005 год

1. Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. - М., 1981.

2. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.,1974.

3. Батюшков К.Н. Избранное. М.,1990.

4. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975.

5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979.

6. Бекетова М.А. Воспоминания об Александре Блоке. М.,1990.

7. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.

8. Белинский В.Г. Полн. собр.соч. Т.1 М., 1955.

9. Белинский В.Г. Эстетика и литературная критика: В 2т.:Т.1. М.,1959.

10. Боль души моей. (Беседа с писателем В.Солоухиным)- «Сов.лит.», 1980, 29 янв.

11. Бочаров А. Литература и время: из творческого опыта прозы 60 80-х г.г.-М., 1988.

12. Буслаев Ф.И. Общие понятия о русской иконописи. Собр. соч. в 3-х т. Т.1 СПб,1908.

13. Буслаев Ф. О литературе: исследования. Статьи/ Сост. Э.Д. Афанасьев. М., 1990.

14. Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М.,1977.

15. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М., 1986.

16. Выготский Л. Психология искусства. М., 1968.

17. Георгиевский А. Многоцветный мир художника: к 60-летию В. Солоухина. Молодая гвардия, 1984. №6.

18. Георгиевский А.С.Владимир Солоухин и некоторые тенденции современной лирической прозы: Дис. канд. фил.наук. М., 1985.

19. Георгиевский А.С. «Радуешься, когда возникает живое явление»/ Лит.газ.- 9-15 июня 2004 (№23)- С.8.

20. Глушков Н.И. Очерковая проза. Изд-во РГУ,1979, - С. 84.

21. Грацианова И. Душа культуры: Владимир Солоухин в культурологической перспективе/УКубань, 2001.-№2.- С.247-256.

22. Гумилев Н.Соч. в 3-х т. Т.З.Письма о русской поэзии. М.,1991.

23. Давыдова Н.М. Евангелие и древнерусская литература. М., 1992.

24. Дементьев В. Служение прекрасному: к 60-летию В. Солоухина. М., 1984.-№5. с. 192-194.

25. Добролюбов Н.А. Лит. критика в 2-х т. Л., 1984.

26. Домострой: Сборник/ Вступ. ст., сост. и коммент. В. Колесова. М., 1991.

27. Древняя русская литература. М., 1988.

28. Егорова Л.П. Историко-биографические произведения Паустовского//Сборник трудов Карачаево-Черкесского педагогического института. Вып.3,1960.

29. Егорова Л.П. Пейзаж в произведениях К.Г.Паустовского//Сборник статей «Язык и текст в пространстве культуры».- Ставрополь.-2005. -Вып.9. -С.276-282.

30. Жуковский В.А. Избранное. М., 1986.

31. Заболоцкий Н.А. Собр.соч. в 3-х т. Т. 1. М., 1983.

32. Зеленков В.А. Камешки или булыжники? // Советская проза. 1993. - II февраля.

33. Зельцер Л.З. Проблема жанра современной советской лирической повести. Иркутск, 1970.

34. Золотусский И. «Я надеюсь на медленный процесс.»: (// По материалам беседы с Владимиром Солоухиным).// Лит. газ. 1994. - 24 августа (№34). -С.5.

35. Зотов И.А. Человек и природа в творчестве М.Пришвина. М., 1982.

36. Иванов В.И. Родное и вселенское. М., 1994.

37. Идти по своей тропе: (Беседа с писателем Владимиром Солоухиным / Записала Э. Шугаева)// Лит. газ. 1990. - 30 мая (№22). - С. 4.

38. Изборник: Повести Древней Руси/ Вступ. ст. Д. Лихачева. М., 1986.

39. Ильин В. Константин Паустовский . Поэзия странствий: литературный портрет. М.,1967.

40. Искусство и художник в русской прозе первой половины XIX века: Сб. произведений / Сост. и автор коммент. А. Карпов; автор вступит, статьи В. Маркович. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1989.

41. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1984.

42. Казаркин А.П. Поэтика современного лирического рассказа (Проблема автора). Томск, 1974.

43. Кайда Л.Г. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи. М.,2000.

44. Кандарпа Д. Циклы миниатюр в современной прозе о деревне: Ф.Абрамов, В.Астафьев, В.Солоухин: Дис. канд.фил.наук М.,1994.

45. Кауфман Р.С. Очерки истории русской художественной критики. От Константина Батюшкова до Александра Бенца. М., 1990.

46. Кононова В. «Поздно, поздно, никто не ответит и душа никому не простит» (В. Солоухин. «При свете дня»)// Встреча. — 1993. №8. - С. 39 - 42.

47. Красная книга культуры / Сост., подг. текста, подбор иллюстраций и предисловий В. Рабиновича. М., 1989.

48. Кременцов Л.П. К.Г.Паустовский: Жизнь и творчество. М., 1982.

49. Кузнецов Ф. За все в ответе: Нравственные искания в современной прозе и методология в критике. М.: «Советский писатель», 1978. - №4. - с. 58-108.

50. Лазарев В.Н. История русского искусства. М., 1954.

51. Лазарев В.Н.Русская иконопись от истоков до начала XVII века. -М.,1983.

52. Лауреаты России. Автобиографии российских писателей. М.,1985.

53. Лихачев Д.С. Земля родная. М., 1983.

54. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. СПб, 2001.

55. Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.-Л., 1962.

56. Лихачев Д.С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Л., 2000.

57. Ломоносов М.В. Избранная проза. М., 1986.

58. Лотман Ю.М. Семиосфера. С.-П.,2001.

59. Лурье Я.С. Русские современники Возрождения. Книгописец Ефросин, дьяк Федор Курицын. Л., 1988.

60. Лурье А.Н. Уроки жизни и творчества. Нева, 1978. - №4. - С. 179 - 181.

61. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. Т.2,ч.2 -М.,1994.

62. Миньона: Музыка в русской прозе (вторая половина XIX века). М., 1991.63. Мир Пастернака. М., 1989.

63. Мир через культуру/сост. Э.В.Балашов. М.,1990.

64. Михайлов А. Павел Корин. М.,1965.

65. Музыка в зеркала поэзии: Вып. 1. Нам музыка звучит / Вступит, ст. и коммент. Б. Каца-Л., 1985.

66. Музыка в зеркале поэзии: Вып. 2. В этих строчках песня. Л., 1986.

67. Неронская Е.К. Жанровое своеобразие творчества Владимира Солоухина: Дис.канд.фил.наук.- Минск,1973.

68. Овчаренко А.И. Большая литература: Основные тенденции развития советской художественной прозы 1945-1985 годов. Сороковые-пятидесятые годы. -М., 1985.

69. Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве. М., 1982.

70. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.

71. Орлов А.С. Древняя русская литература XI XVII вв. - М.,1986.

72. Памятники литературы Древней Руси. Начала рус. литер. XI начала XII века./Вступ. ст. Д.С. Лихачева. - М., 1978.

73. Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.

74. Памятники литературы Древней Руси: XIV середина XV века. - М.,1981.

75. Памятники литературы Древней Руси: вторая половина XV века. М.,1982.

76. Памятники литературы Древней Руси: конец XV первая половина XVI века. -М., 1984.

77. Памятники литературы Древней Руси: середина XVI века. М.,1985.

78. Памятники литературы Древней Руси: конец XVI-начало XVII веков. -М.,1987.

79. Пастернак Б. Об искусстве. «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве. М., 1990.

80. Пастухова Л.Н. Читая Солоухина. ЛШ ,2000, №5.-С.64-66.

81. Паустовский К.Г. Золотая роза. М., 1983.

82. Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство: Очерки о русском национальном пейзаже середины 19 века. М., 1972.

83. Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева. М.,1974.

84. Покровский Н.В. К вопросу о мерах к улучшению русского иконописания. СПб,1901.

85. Прикосновение во сне: о любви и измене, страсти и ревности с писателем В.Солоухиным. // Про любовь и не только. - 1996.: №7. - С. 9.

86. Пришвина В.Д. Наш дом. М.,1977.

87. Пришвина В.Д. Пришвин в Дунине. М., 1978.

88. Пришвин М. Зеркало человека. М.,1985.

89. Пушкин А.С. Об искусстве: В 2-х т. Т. 1 М., 1990.

90. Раушенбах Б.В. Иконография как средство передачи философских представлений.- В кн.: Проблемы изучения культурного наследия. М.,1985.

91. Рерих Николай. Ростов н/Д., 1998.

92. Рерих Н. О вечном. -М., 1991.

93. Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова. М.,1989.

94. Рыленков Н. Слово о Солоухине // Рыленков «Насущный хлеб поэзии». -М., 1989.-С. 143- 153.

95. Саакянц А. Жизнь Цветаевой. М.,2002.

96. Сакун Г.И. Жанрово-стилевые искания прозы 60-х годов о деревне. -Великие Луки-Москва, 1974.

97. Сивогривова А.А. Биографические жанры в литературе. История и теория. Ростов н/Д: Изд-во РГПИ,1989.

98. Сивогривова А.А. История русской литературы. Жанр биографии: Учебное пособие. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ,2001.

99. Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литература критика к. XIX н. XX века.-М., 1982.

100. Солоухин В.А. Камешки на ладони.- М., 1988.

101. Солоухин В. «Я много бумаги исписал.»: (К 70-летию автора: Беседа с писателем/ Записали А. Щуплов, В. Атанасов).// Кн. Обозрение, 1994, 21 июня (№25) -С.4.

102. Солоухин В. Возведенный народом. «Москва», 1989, №5. -С.3-4

103. Солоухин В. Время собирать камни. М., 1990.

104. Солоухин В. Память человечества (Беседа с писателем)\\ Альманах библиофила. Вып. XIV. М., 1983. - С. 14 - 21.

105. Солоухин В. Продолжение времени: (Ответы в. Солоухина на вопросы читателей о перестройке применительно к литературе)// КО. 1987. - №8. -С.8.

106. Солоухин В.: «Меня вела какая-то рука по благоприятной жизненной дороге»). К 70-летию автора: Беседа с писателем/ записала К. Смирнова)// Торг. газ. 1994. - 30 ноября.- С.6.

107. Солоухин В.А.Собрание сочинений: в 4-х т. Т.1. М.,1983.

108. Старкова З.С. Литература и живопись. М.,1985.

109. Толстой Л.Н. Что такое искусство? / Вступит, статья и коммент. В.В. Основина.-М., 1985.

110. Толстой Л.Н., Ге Н.Н. Переписка. М., Л., 1933.

111. Трефилова Г. К.Паустовский, мастер прозы. М., 1983.

112. Трубецкой Е. Смысл жизни. М., 2000.

113. Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. М.:Изд-во МГУ, 1993.

114. Успенский Б.А. Избранные труды. М., 1996.

115. Успенский Б.А. О семиотике иконы // Учен.зап. Тартуского гос. Ун-та, 1971. Вып.284.

116. Успенский Б.А. Поэтика композиции.- М.,1970.

117. Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. Антология/ Сост., общ. ред. и предисл. Н.В. Гаврюшина. - М., 1993.

118. Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли,-М., 2000.

119. Флоренский К.П. Живой камень памятников // Природа. 1984. №5. - С. 85-98.

120. Ходякова JI.A. Живопись на уроках русского языка: Теория и методические разработки уроков. М., 2000.

121. Цветаева М. Об искусстве. М., 1991.

122. Цветов Г.А. Проза Владимира Солоухина. Л.,1979.

123. Цветов Г.А. Художественно-публицистическая проза Вл.Солоухина// Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов. Л, 1981.

124. Чайковская В. Усохнувшее древо?// Лит. обозрение. 1992. - №5-6.

125. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. Т.З. М., 1951.

126. Шкерин М.Р. Очерки о художественном мастерстве писателей. М.,1957.

127. Шленская Г.М.Лирические повести Владимира Солоухина (Некоторые вопросы мастерства и жанра). Барнаул, 1968.

128. Энциклопедия искусства XX века/ Автор-сост. О.Б.Краснова. М., 2002.

129. Эфрос А. Мастера разных эпох. Избр. историко-художественные и критические статьи. М., 1979.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.