Музыкально-компьютерные технологии как средство профессиональной подготовки студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.08, кандидат педагогических наук Филатов, Сергей Анатольевич

Диссертация и автореферат на тему «Музыкально-компьютерные технологии как средство профессиональной подготовки студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 472830
Год: 
2013
Автор научной работы: 
Филатов, Сергей Анатольевич
Ученая cтепень: 
кандидат педагогических наук
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
13.00.08
Специальность: 
Теория и методика профессионального образования
Количество cтраниц: 
202

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Филатов, Сергей Анатольевич

Введение

Глава 1. Теоретические основы применения музыкально-компьютерных технологий как средства творческого развития студентов с ограниченными возможностями здоровья

1.1 Технические средства обучения в музыкальном -образовании в рамках музыкально-педагогической деятельности: история и современное состояние

1.1.1 Общая характеристика технических средств обучения

1.1.2 Технические средства обучения в рамках музыкальной 22 педагогики

1.2 Виды и типы музыкальных и музыкально-компьютерных технологий как учебного средства

1.2.1 Содержание педагогической деятельности по развитию -творческих способностей

1.2.2 Технологии для обучения студентов с ограничениями по 45 зрению

1.3 Педагогические условия включения музыкально-компьютерных технологий в музыкально-творческий 66 процесс подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья

1.3.1 Понятие творчества и творческих способностей

1.3.2 Творческая личность как цель воспитания

1.3.3 Общие педагогические проблемы обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья

1.3.4 Актуальные вопросы современной музыкальной педагогики 99 Выводы по первой главе

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование музыкально-компьютерных технологий как средства развития творческих способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья

2.1 Комплекс музыкально-компьютерных технологий и -содержание проблемы профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья

2.2 Анализ динамики развития творческих способностей студентов с ограничениями зрения и слуха в процессе апробации музыкально-компьютерных технологий 121 Выводы по второй главе

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Музыкально-компьютерные технологии как средство профессиональной подготовки студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья"

Актуальность исследования. Экологическая ситуация и сложные социально-экономические проблемы в жизни современного общества оказывают все более негативное влияние на здоровье подрастающих поколений. Среди абитуриентов российских вузов, в том числе вузов музыкальных, из года в год возрастает количество граждан, страдающих ослабленным слухом, зрением, другими заболеваниями. С одной стороны, эта категория молодых людей с ограниченными возможностями здоровья вполне адекватно вписывается в общий контингент студентов, способных осваивать образовательные программы высших учебных заведений. С другой стороны, обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья предполагает применение новых подходов к процессу обучения, позволяющих обеспечить качество профессиональной подготовки, соответствующее образовательным стандартам.

Сказанное в полной мере относится к студентам музыкальных вузов, имеющим ограниченные возможности здоровья. Поступив в музыкальный вуз, работающий по государственным образовательным стандартам, такие студенты нацелены на получение полноценного высшего образования и на дальнейшее применение полученных компетенций, знаний и умений в профессиональной деятельности. Поэтому от содержания, форм, методов и технологий обучения студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья зависит в будущем их личностная и профессиональная самореализация. Среди задач, которые призван решать педагогический коллектив музыкального вуза, принимающего на обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья, выделим задачу развития творческих способностей - базового личностного качества профессионала-музыканта.

Исследование проблемы творческого развития личности связано с именами крупнейших представителей отечественной педагогики и психологии. Среди них - Я. А. Пономарев, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, В. А. Брушлинский, А. М. Матюшкин, Л. С. Выготский, М. И. Махмудов, И. Я. Лернер и др. Структура творческого процесса, отражающая в целом феномен творчества, изучалась и изучается рядом отечественных (В. С. Библер, Д. Б. Богоявленская, Б. В. Бондаревская, П. Я. Гальперин, С. В. Кульневич, В. Д. Губин, В. В. Давыдов, И. И. Зарецкая, В. А. Малахов, Г. С. Альтшулер, Ю. Б. Борев, П. П. Кремер, С. X. Раппопорт, И. В. Страхов и др.) и зарубежных исследователей (Дж. Гилфорд, Е. П. Торренс, Л. Л. Терстон, Ч. Д. Спилберг, Р. Б. Кэттел и др.)

В русле педагогики музыкального образования творческое развитие учащихся рассматривалось такими авторами, как Л. Г. Арчажникова, В. В. Медушевский, И. Н. Немыкина, Л. А. Рапацкая, Г. М. Цыпин, В. Н. Шацкая и др. Вместе с тем, труды указанных ученых не связаны с анализом педагогического процесса, направленного на формирование творческих качеств людей с ограниченными возможностями здоровья. Мы считаем, что развитие творческих способностей таких студентов-музыкантов требует поиска соответствующих педагогических средств и методов, направленных на устойчивую профессионализацию в процессе музыкального образования.

Незаменимым подспорьем в процессе профессиональной подготовки студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья может служить персональный компьютер и связанные с ним музыкально-компьютерные технологии.

Музыкалы-ю-компыотерные технологии - молодая, интенсивно развивающаяся область науки и педагогики. Находясь на грани, соединяющей музыкознание и информатику, эта область затрагивает педагогику, музыкознание, музыкальную звукорежиссуру, музыкальную акустику и музыкальную информатику.

Так, с точки зрения педагогики музыкального образования, данные технологии выступают как важная составляющая музыкального образования, нацеленная на формирование разносторонних специалистов. В настоящее время среди музыкально-компьютерных технологий можно выделить экспериментальные дисциплины, образовательные стандарты для которых находятся в стадии разработки. Однако внедрение данных технологий в учебно-образовательных процесс на разных уровнях - от колледжа до вуза -уже началось, одна из актуальных задач современной музыкальной педагогики.

Музыковеды (Е. В. Назайкинский, В. В. Медушевский, И. К. Кузнецов и др.) придерживается взгляда на музыкально-компьютерные технологии как на обновленные средства изучения музыкальной выразительности. Эти средства дополняют традиционные подходы, отражающие опыт, накопленный за несколько последних столетий.

Для музыкальной звукорежиссуры рассматриваемые технологии предоставляют уникальные возможности создания аудио-образа как на основе реального («живого») звука, так и на основе компьютерных примеров звучания, объединенных в компьютерные базы данных (И. А. Алдошина, Б. Я . Меерзон, Ю. А. Ковалгин, Л. И. Макриненко, Ф. Р. Ньюэлл и др.)

Музыкальная информатика является на сегодня необходимым компонентом музыкального образования. Она включает следующие основные музыкально-компьютерные технологии: аранжировку, нотографию, МШ1-технологию, а также цифровую обработку музыкальных сигналов (С. И. Баскаков., Л. М. Финк, А. Б. Сергиенко, Ю. Сато и др.)

Музыкальная информатика и музыкальная акустика включают элементы компьютерного моделирования, прилагаемые к акустическим объектам (музыкальные сигналы), и поэтому могут быть отнесены к сфере компьютерного моделирования.

В целом в педагогике музыкального образования под музыкально-компьютерными технологиями принято понимать:

1. направление профессиональной подготовки студентов (например, бакалавриат «Музыкально-компьютерные технологии»);

2. совокупность специальных музыкальных /дисциплин учебного плана того или иного образовательного направления (например, музыкальная акустика, музыкальная информатика, цифровые аудиотехнологии и др.);

3. совокупность методов профессиональной подготовки музыкантов, связанных с работой на компьютере и применяемых в процессе освоения разных дисциплин учебного плана

В настоящей диссертации под музыкально-компьютерными технологиями мы будем понимать совокупность средств и методов освоения специальных дисциплин, формирующихся на базе интеграции музыкальных и компьютерно-математических знаний. Музыкально-компьютерные технологии позволяют не только обеспечить успешное освоение тех или иных учебных модулей, но и интенсифицировать процесс развития творческих способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья, что открывает им путь к дальнейшей успешной учебной и профессиональной деятельности.

Проблемы применения музыкально-компьютерных технологий в учебном процессе рассматривались в разных аспектах в трудах Г. Г. Белова,

B. О. Белунцова, И. Б. Горбуновой, И. М. Красильникова, В. В. Медникова, В.

C. Ульянича и др. Однако в педагогических работах не затрагивалась проблема применения музыкально-компьютерных технологий для профессионального становления студентов.

Анализ работы высших музыкальных учебных заведений, изучение психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы, осмысление опыта обучения студентов, имеющих ограничения по здоровью, выявили ряд противоречий:

- между увеличивающимся количеством студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья и отсутствием теоретического и методического обоснования профессиональной подготовки таких людей в вузе;

- между широким применением компьютерной техники в образовательном пространстве России и отсутствием музыкально-компьютерных технологий, позволяющих создать благоприятные условия для тех студентов, у которых имеются ограничения по здоровью;

- между содержанием учебных планов подготовки музыкантов-профессионалов в сочетании групповых и индивидуальных занятий и отсутствием должного методического обеспечения, позволяющего с помощью музыкально-компьютерных программ развивать творческие способности каждого студента при освоении специальных музыкальных дисциплин на основе индивидуализации обучения.

Выявленные противоречия позволили следующим образом сформулировать проблему исследования: какие музыкально-компьютерные технологии следует применять при профессиональной подготовке студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность указанной проблемы определили выбор темы нашего исследования: «Музыкально-компьютерные технологии как средство профессиональной подготовки студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья».

Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать в опытно-экспериментальной работе музыкально-компьютерные технологии, позволяющие успешно осуществлять профессиональную подготовку студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья в музыкальных вузах.

Предмет исследования: педагогические условия применения музыкально-компьютерных технологий в процессе освоения образовательных программ студентами с ограниченными возможностями здоровья.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что профессиональное становление студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья будет более эффективным, если:

- процесс освоения различных образовательных программ и модулей в музыкальном вузе будет сочетать традиционные формы обучения и музыкально-компьютерные технологии, позволяющие индивидуализировать изучение специальных музыкальных дисциплин;

- применение музыкально-компьютерных технологий будет направлено на развитие творческих способностей студентов как основополагающего качества личности профессионала-музыканта, включающих элементы композиторского, компьютерно-художественного и научного творчества;

- эффективность применения музыкалыю-компыотериых технологий будет отслеживаться на основе поэтапного анализа результатов освоения специальных музыкальных дисциплин и их коррекции с помощью авторских специальных компьютерных программ для обработки звука, а также методов преобразования фрагментов компьютерных музыкальных звучаний.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании поставлены следующие задачи:

1) обосновать теоретические подходы к анализу музыкально-компьютерных технологий в педагогической и музыкально-педагогической теории и практике;

2) определить место музыкально-компьютерных технологий в содержании специальной музыкальной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья;

3) проанализировать педагогические условия использования музыкально-компьютерных технологий с целыо развития творческих способностей студентов музыкальных вузов;

4) апробировать в опытно-экспериментальной работе авторские музыкально-компьютерные технологии (звукорежиссура, компьютерный анализ, композиторское творчество и др.); определить их эффективность в процессе профессионализации студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Методологическую основу исследования составили: идеи целостного, компетентностного и деятельностного подходов; принципы гуманистической нравственности и духовных оснований музыкальной деятельности; положения о личности как непреходящей ценности бытия, как субъекте, способном преобразовать себя и свое внутреннее «я»; представления о единстве микро- и макромира в процессе познания и творческого освоения культурных ценностей.

Теоретическую основу исследования составили труды по философии, социологии, культурологии (В. Г. Афанасьевым. С. Коган, В. Н. Садовский, Ю. В. Шаронин и др.); работы в области психолого-педагогической науки (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, В. В Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Ю. В. Саенко, Н. Ф. Талызина и др.); исследования музыковедов, затрагивающие проблему музыкального восприятия и музыкальных способностей (С. С. Скребков, Е. В. Назайкинский., В. В. Медушевский и др.); труды в области применения музыкально-компьютерных технологий (В. О. Белунцов, Д. В. Николенко, П. Л Живайкин, С. П Полозов и др.); концепция системно-целостного подхода к организации учебно-воспитательного процесса (В. П. Беспалько, Г. Н Григорьев, М. В. Емельянова, М. С. Каган, М. В. Кларин, С. Ю. Сенатор, Ю. П. Сокольников и др.); психолого-педагогические теории творческой деятельности (Б. М. Теплов, Ю. П. Платонов, Я. А. Пономарев, А. Маслоу и др.); научные концепции в области музыкальной педагогики и музыкальной психологии (Э. Б. Абдуллин, Б. В. Асафьев, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Ю. Б. Алиев, Л. А. Баренбойм, А. Л. Готсдинер, П. А. Ветлугина, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, А. И. Николаева, Л. А. Рапацкая, Б. М. Теплов, Г. М. Цыпин, Л. В. Школяр и др.); исследования в области музыкальной акустики и музыкальной информатики (Е. Л. Александров, И. А.

Алдошина, С. Н. Лебедев, Е. В. Медведев, 10. В. Петелин, Р. 10. Петелин, В. А. Трусова, С. А. Цоллер и др.)

Для решения сформулированных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования, методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный и др.), диагностические методы (наблюдение, тестирование и др.), праксиметрический метод (анализ результатов деятельности студентов, обобщение психолого-педагогического опыта и др.); метод компьютерного моделирования; метод статистической обработки данных.

Достоверность результатов исследования основывается на применении научной методологии исследования, а также на использовании современных концепций и методов диагностики и изучения педагогического процесса. Обработка экспериментальных результатов базируется на простейших понятиях математической статистики.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на заседаниях кафедры музыкальной звукорежиссуры, акустики и информатики в Государственном специализированном институте искусств; докладывались на теоретических семинарах Государственного специализированного института искусств; освещались в докладах на конференциях в Московском государственном гуманитарном университете им. М. А. Шолохова («Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве»; 2011 г., 2012 г.), на конференциях Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского «Григорьевские чтения» (2007 - 2012 гг.), на конференциях в Государственной классической академии им. Маймонида (2009 г., 2010 г., 2012 г.), на конференции «Проблемы художественного творчества» (Всероссийские научные чтения, посвященные Б. Л. Яворскому, Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л. В. Собинова, 2012 г., доклад и мастер-класс). В 2011 - 2012 гг. на основе материалов исследования подготовлен и прочитан цикл лекций «Введение в компьютерно-музыкальное моделирование» для преподавателей Государственного специализированного института искусств.

Экспериментальной базой исследования являлись Государственный специализированный институт искусств, а также Государственная классическая академия им. Маймонида. Исследованием было охвачено 203 студента.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 2005 по 2012 гг.

На первом этапе (2005-2007 гг.) была изучена и проанализирована научная литература и педагогический опыт по проблеме исследования, были сформулированы основные теоретические параметры; уточнялась постановка задачи; разрабатывались основы экспериментальной методики; осуществлялся констатирующий этап.

На втором (формирующем) этапе (2007 - 2010 гг.) осуществлялось построение авторских музыкально-компьютерных технологий (создание компьютерной модели статистического анализа музыкальных сигналов, оформление трехступенчатой методики «синтез - анализ - обработка сигнала»).

На третьем этапе (2010 - 2012 гг.) осуществлялись статистический анализ и системная обработка результатов экспериментального исследования, а также проводилась работа по обобщению полученных результатов. На основе обобщения полученных результатов сформулированы основные выводы, а также завершена подготовка текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем: - разработан и апробирован комплекс авторских музыкально-компьютерных технологий (интерактивный мультимедиа, цифровая обработка звука, компьютерный анализ музыкальных фрагментов, композиции на основе программ - музыкальных конструкторов, создание нотного текста с помощью программ - нотных редакторов и др.);

- проведен сравнительный анализ динамики развития творческих способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья на основе применения традиционных методов обучения и авторский музыкально-компьютерных технологий;

- определены педагогические условия включения музыкально-компьютерных технологий в профессиональную подготовку студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья: интеграция содержания специальных музыкальных и компьютерно-математических дисциплин с целью индивидуализации процесса обучения, включение студентов в разнообразную творческую деятельность (синтез, обработка и анализ музыкального сигнала, композиция, работа с прикладными математическими программами и др.), позволяющую развивать творческие способности будущих профессионалов, внедрение спецкурса «Введение в компьютерно-музыкальное моделирование», осуществление регулярного мониторинга развития творческих способностей студентов в зависимости от этапов освоения учебного материала.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в теорию и методику высшего профессионального музыкального образования. В работе конкретизировано содержание понятия «музыкально-компьютерные технологии», которые рассматриваются как совокупность средств и методов освоения специальных музыкальных дисциплин, входящих в образовательные программы высших учебных заведений; определены теоретические основы разработки музыкалы-ю-компыотерных технологий, интегрирующих музыкальную акустику, музыкальную информатику и другие специальные музыкальные дисциплины, входящие в образовательные программы «Звукорежиссура», «Музыкальное исполнительство» и др.; доказана эффективность авторских музыкально-компьютерных технологий в развитии творческих способностей студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и выводы, содержащиеся в исследовании, а также научно-методический материал по проблеме исследования (программа спецкурса «Введение в компьютерно-музыкальное моделирование») позволяют совершенствовать учебный процесс подготовки студентов-музыкантов и студентов - музыкальных звукорежиссеров с ограниченными возможностями здоровья. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в педагогическом процессе высших музыкальных и режиссерских учебных заведений, а также в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических работников. На защиту выносятся следующие положения.

1. Музыкально-компьютерные технологии в контексте содержания профессионального музыкального образования представляют собой совокупность средств и методов освоения специальных музыкальных дисциплин (музыкальная акустика, музыкальная информатика, цифровые аудиотехнологии) на основе интеграции музыкальных и компьютерно-математических знаний.

2. Авторские музыкально-компьютерные технологии, разработанные для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, представляют собой интерактивный мультимедиа, цифровую обработку звука, компьютерный анализ музыкальных фрагментов, композиции на основе программ - музыкальных конструкторов, создание нотного текста с помощью программ - нотных редакторов.

3. Применение музыкально-компьютерных технологий позволяет создать педагогические условия для развития творческих способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья, что в свою очередь способствует более эффективному освоению образовательных программ, являющихся основой профессии музыканта. Среди педагогических условий:

- взаимодействие содержания специальных музыкальных и компьютерно-математических дисциплин с целью индивидуализации процесса обучения;

- включение студентов в разнообразную интегративную деятельность (синтез, обработка и анализ музыкального сигнала, композиция, работа с прикладными математическими программами), позволяющую развивать творческие способности будущих профессионалов;

- внедрение в учебный процесс спецкурса «Введение в компьютерно-музыкальное моделирование»;

- осуществление регулярного мониторинга развития творческих способностей студентов в зависимости от этапов освоения учебного материала.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы (219 наименований). Работа содержит материалы иллюстративного характера: 23 рисунка, 1 таблицу, 3 диаграммы.

Заключение диссертации по теме "Теория и методика профессионального образования", Филатов, Сергей Анатольевич

Выводы по второй главе

1. Основная задача авторской компьютерной методики - развитие творческих способностей студентов-музыкантов и студентов -музыкальных звукорежиссеров, имеющих ограничения как по зрению (главным образом), так и по слуху. Методика включает три основных этапа: синтез, обработку, а также компьютерный анализ характеристик синтезированного и обработанного музыкального сигнала.

2. Разработана классификация музыкальных сигналов, включающая три класса данных сигналов: модельный, компьютерный и реальный. Сформулированы основные способы синтеза и обработки музыкальных сигналов, принадлежащих к различным классам.

3. Сформулированы следующие подходы к анализу различных классов музыкальных сигналов: это - изучение спектров фонограмм, а также применение авторской музыкально-статистической модели. В рамках данной модели производится компьютерный расчет некоторых статистических и информационных характеристик музыкальных сигналов.

4. Проанализированы некоторые аспекты студенческого творчества в процессе синтеза и обработки музыкальных сигналов: создание графем, элементы компьютерной композиции, обработка одно- и многоголосных вариантов «математической музыки», самостоятельная звукозапись студенческого исполнения на различных музыкальных инструментах и последующая компьютерная обработка результатов дайной записи.

5. Экспериментальное исследование степени воздействия компьютерной методики на творческое и интеллектуальное развитие личности студен та осуществляется в три этапа: начальный, функциональный и констатирующий. Степень воздействия методики оценивается на основе тестов Дж. Равена, Е. П. Торренса и Р. Кеттела (для студентов с нормальным зрением и для студентов с различной степенью зрительной и слуховой депривации), а также на основе теста В. Ф. Ряховского (для полностью невидящих студентов).

6. Анализ данных, полученных на основе теста Р. Кеттела, показывает устойчивый рост интеллектуальных способностей студентов со скачкообразным возрастанием к концу зимнего семестра. Рост интеллектуальных способностей практически не зависит от степени час тичной зрительной и слуховой депривации.

7. Динамика развития творческих способностей определяется на основе оценки оригинальности, разработанности, продуктивности и гибкости (1-. N. Торренс). Динамика личностного развития выражена в росте абстрактного и аналитического мышления, работоспособности, целеустремленности, а также самоконтроля (факторы В, М, С>3 и по Р. Ксттелу). Анализ данных, полученных на основе теста В. Ф. Ряховского, свидетельствует о том, что применение компьютерной меюдики содействует процессу раскрытия творческих способностей полностью невидящих студентов-музыкантов и студентов — музыкальных звукорежиссеров.

Заключение

В результате исследования, проведенного в рамках диссертационной работы, получены следующие результаты.

Рассмотрена классификация функций персонального компьютера в сфере образования. Данные средства представляют собой совокупность технических устройств, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации.

Интенсивное развитие информатики открывает перспективы, ранее совершенно недоступные студентам с ограниченными возможностями здоровья, и оказывает серьезную, а подчас и принципиальную помощь в их социализации. Это направление, особенно в последнее время, приобретает актуалмюс1ь еще и потому, что оно интенсивно содействует развитию творческих способностей обучающихся.

Как известно, персональный компьютер принадлежит к техническим средствам обучения (ТСО). Выделяются следующие основные типы ТСО: по функциональному назначению (по характеру решаемых учебно-воспитательных задач), по принципу устройства и функционирования, по характеру обучения, по логике работы, а также по характеру воздействия на органы чувств.

Персональный компьютер как современное устройство для синтеза, обрабо1ки. анализа и передачи информации является поистине универсальным техническим средством обучения, т. к. практически все из перечисленных выше направлений классификации ТСО включают в качестве основного элемента или компьютер, или компьютерные программы.

11ерсональный компьютер позволяет организовать информативный диалог с обучаемым. При этом автоматизированные обучающие системы

АОС) или адаптированы к процессу обучения, или специально созданы для взаимодействия с учащимся.

ОI метим, что творческой активности содействуют следующие возможности ПК:

1. использование компьютера помогает обеспечить тесное взаимодействие между преподавателем и обучающимися;

2. компьютер расширяет возможности образовательной среды (моделирующие программы и т. д.);

3. вну тренние сети и глобальная сеть интернет допускают ознакомление счудепгов с творческой лабораторией преподавателя. Проведенный обзор роли ПК в процессе обучения убедительно свидетельс I вуст о постоянно возрастающей роли компьютера в системе образования, а также о весьма серьезных возможностях ПК, связанных с раскры I ием творческих способностей обучающихся, в том числе студентов с ограниченными физическими возможностями.

Рассматриваются следующие основные технические средства обучения в рамках музыкальной педагогики: синтезатор, музыкальной персональный компьютер, мультимедиа, а также интернет (как глобальная информационная система).

Педагогические подходы к обучению игре и композиции на синтеза юре могут быть разделены на два типа. Первый тип нацелен главным образом на изучение технических возможностей электронной музыкальной аппаратуры и может быть отнесен скорее к областям музыка.;плюй информатики. Второй тип объединяет достижения теории и практики обучения музыкальному творчеству и содержит ярко выраженную музыкально-педагогическую составляющую.

Подходы к использованию персонального компьютера в рамках музыкальной педагогики интенсивно формируются со второй половине 80-х годов прошлого столетия.

К настоящему времени созданы обширные электронные библиотеки музыкально-компьютерных программ, применяемых в музыкальной педагогике. В последние 12-15 лет получил развитие новый класс обучающих программ «обучение с развлечением» (education + entertainment). Особую ценность данные программы представляют для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как в процессе обучения доминирующая роль принадлежит игровой деятельности.

Достаточно мощный ПК, оснащенный рядом музыкально-компьютерных программ, или музыкальный персональный компьютер (МПК). представляет большой интерес как средство, предназначенное для развития творческих способностей обучающихся. Возможности МПК по сравнению с клавишным синтезатором гораздо более обширны: можно сказать, что МПК представляет собой практически универсальное устройство.

Следующим широко распространенным инструментом в рамках современной музыкальной педагогики является технология интерактивного мультимедиа. Это — совмещение компакт-дисков с МПК, что делает доступной обработку различных видов музыкальной информации (аудио, видео-, графической и др.) как для музыкального педагога, так и для обучающихся. Подобная технология предоставляет, к примеру, возможность не только прослушать исполнение какого-либо музыкального произведения, но и сравнить между собой тонкие нюансы интерпретаций одного и того же произведения рядом выдающихся мастеров. Это открывает огромные возможности как для педагогов-исполнителей, так и для педагогов -историков музыки: на смену сложному словесному описанию характеристик исполнения приходит аудиоинформация, которая может быть воспроизведена неограниченное число раз.

Одним из основных технических средств компьютеризации музыкального образования является сеть интернет. Все более значительной станов и гея роль сети интернет как глобальной образовательной среды.

Рассматривается классификация уровней развития творческой личности, а также обсуждается ряд утверждений методического характера, нацеленных на оптимизацию преподавания музыкальных дисциплин для студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Методические рекомендации наиболее общего характера, которые могли бы найти применение при обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья различным гуманитарным специальностям, представлены в виде модели творческого педагогического процесса.

Методические рекомендации, направленные на обучение студентов-музыкантов и студентов - музыкальных звукорежиссеров, отражены в ряде музыкальных и музыкально-компьютерных технологий, разработанных профессорско-преподавательским составом Государственного специализированного института искусств, где работает автор. Данный институт создан в ноябре 1991 г для обучения студентов-музыкантов, имеющих серьезные ограничения зрения и слуха, а также для обучения неслышащих актеров и художников.

Анализируется разработанная автором классификация технологий, нацеленных на обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья в специализированном художественном вузе. Она характеризует каждую технологию по типу, группе и содержанию. Тип представляет ограничение физического характера, группа раскрывает принадлежность к той или иной образовательной дисциплине, содержание отражает смысл разработа иной технологи и.

К первому типу относятся технологии для студентов с ограниченными возможностями по зрению, ко второму — для студентов с ограниченными возможностями по слуху. Часть технологий относится к третьему смешимному) тнну и предназначена для студентов с обоими типами ограничений здоровья. Технологии для студентов с ограниченными возможностями опорно-двигательной системы не объединяются нами в отдельный тип и рассматриваются в рамках одного из трех типов.

Технологии, направленные на обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья, разработаны для решения следующих педагогических задач.

В первую очередь, это - задачи, которые ставятся перед студентами-исполнителями, обучающимися главным образом игре на гитаре, домре, баяне, аккордеоне, балалайке, а также перед студентами-флейтистами и др. Студен ты должны овладеть ансамблевой и оркестровой формой исполнения во время учебы, так как подобные навыки могут стать совершенно необходимыми в их дальнейшей деятельности. Не менее продуктивные и интересные методические разработки предложены для освоения историко-теоретических дисциплин. Так, при изучении курсов гармонии, анализа музыкальных произведений, полифонии, истории отечественной и зарубежной музыки, а также гшсН-аранжировки профессора и доценты ГСИИ создали ряд новых форм работы, направленных на студентов с ограниченными возможностями здоровья. Ряд специальных музыкально-компьютерных технологий связан с обучением студентов — музыкальных звукорежиссеров

Формулируются следующие педагогические условия включения музыкально-компьютерных технологий в музыкально-творческий процесс подготовки с тудентов с ограниченными возможностями здоровья:

- интеграция содержания специальных музыкальных и компьютерно-математических программ с целью индивидуализации процесса обучения;

- включение студентов с ограниченными возможностями здоровья в разнообразную творческую деятельность (синтез, обработка и анализ музыкального сигнала, композиция, работа с прикладными математическими программами и др.);

- внедрение спецкурса «Введение в компьютерно-музыкальное моделирование»;

- осуществление регулярного мониторинга развития творческих способное I ей студентов с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от этапов освоения учебного материала.

Рассматриваются философский и психолого-педагогический подходы к понятию творчества. Современные философские исследования данного понятия позволяют сформулировать следующие категориальные подходы к критерию творчества: глобальная и локальная новизна как результат коллективной деятельности (Е. П. Торренс, Л. Л. Терстон и др.); механизм развития (Д. Б. Богоявленская, А. М. Матюшкин и др.); специфическая иерархия, или создание координационных и субординационных связей (Т. Рибо, Ц. Е. Спирман, Я. А. Пономарева и др.).

В современной психологии творческая деятельность рассматривается со следующих позиций: структурологические механизмы творческого процесса; т ворческий процесс как определенная характеристика творческой личное ти.

К процессу творчества можно применить некоторые понятия современного компьютерного моделирования. Компьютерная модель представляет собой, как правило, триаду «исходные уравнения и алгоритм -программа для компьютера - компьютерные эксперименты». В области истории, педагогики, музыкальной науки компьютерные методы в настоящее время ин тенсивно развиваются (т. н. «мягкое моделирование»).

Выявлены и сформулированы общие педагогические проблемы обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Это -создание развивающих методик. Далее, ключевой является проблема отношения общества к человеку с ограниченными возможностями здоровья и человека с ограниченными возможностями здоровья к самому себе. Один из возможных путей решения этой проблемы - создание условий, позволяющих осуществлять полноценное обучение в высших учебных заведениях в том числе лиц с наиболее тяжелыми формами ограничения возможное!ей здоровья. Чрезвычайно важен прогресс развития творческого потенциала обучаемых средствами креативной педагогики.

К ключевым проблемам относится и роль компенсаторных факторов. Процесс компенсации связан с необходимостью включения студентов с ограниченными возможностями здоровья в активную творческую жизнь.

Формулируются следующие актуальные задачи современной музыкальной педагогики. Так, персональный компьютер (ПК) может использоваться как своеобразный тренажер, развивающий необходимые профессиональные навыки. К примеру, программы многоканальной записи и монтажа звука могут быть использована для предварительного прослушивания оркестрового произведения и для внесения необходимых исправлений и дополнений в партитуру. Далее, перед музыкальной педаго! и кой встает масштабная и перспективная задача подготовки музыкантов-программистов и музыкантов-пользователей. Направление деятельности музыканта-программиста могло бы состоять в дальнейшей разрабопче музыкально-компьютерных программ, создании новых музыкально-акустических эффектов, а также в синтезе музыкальных сэмплов, максимально приближающихся по качеству звучания к традиционным музыкальным инструментам. Музыкант-пользователь должен профессионально разбираться в музыкально-компьютерных программах (но не созданам> их). В этом ему могут помочь учебные курсы музыкальной акустики и музыкальной информатики.

Следующая актуальная задача современной музыкальной педагогики -внедрение музыкально-компьютерных технологий в сферу массового музыкального воспитания. Простой и наглядный способ организации большинства музыкально-компьютерных программ (цветовое оформление, использование т. н. оболочечного принципа построения, наличие многочислен 1н,IX возможностей для подсказки начинающему пользователю, возможность в любой момент задать вопрос) стимулирует их массовое применение. Несложность и доступность - основные черты технологий, не предназначенных для профессионального использования.

Поддержание высокого уровня творческой молодежной деятельности в области музыки- это задача, непосредственно связанная с предыдущей. Музыкальные опыты многих молодых энтузиастов в области композиции, звукозаписи и звукорежиссуры подчас не получают продолжения из-за отсут с 1 вия надлежащей (пусть и элементарной) теоретической базы.

Область применения ПК в музыкальной педагогике, которая пока сравнительно мало исследована, — компьютерное моделирование в рамках музыковедения. Это направление опирается на теорию целостного анализа, разви тую в I рудах Л. А. Мазеля, В. А. Цуккермана, И. Я Рыжкина, а также С. С. Скрсбкова. Данный вид моделирования может быть связан, например, с исследованием особенностей и тонких нюансов исполнения; весьма интересной является задача дальнейшего развития теории Н. А. Гарбузова о зонной природе абсолютного и относительного слуха на основе применения компыо терпых методов.

1лце одна важнейшая задача музыкальной педагогики — разработка методик, направленных на развитие творческих способностей студентов-музыкантов и студентов — музыкальных звукорежиссеров с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и музыкально-компьютерных технологий.

Г-} работе представлены авторские музыкально-компьютерные технологии синтеза, обработки и анализа музыкальных сигналов. Основная задача дынных технологий - развитие творческих способностей студентов-музыкантов и студентов - музыкальных звукорежиссеров с ограниченными возможностями здоровья. Область применения данных технологий -компьютерное музыкальное творчество и компьютерный анализ элементов музыкального исполнения.

Музыкально-компьютерные технологии представляют собой пример приложения к современной музыкальной науке математических понятий и компьютерных технологий, созданных для обработки информационного процесса, представляющего собой совокупность музыкальных сигналов. Обосновывая теоретическую базу музыкально-компьютерных технологий в области анализа характеристик музыкальных сигналов, мы предлагаем термин «компьютерно-музыкальное моделирование», которым можно обозначить методологию исследования музыкальной информации как динамической системы на базе программных средств современной муз ы ка.11 ы I о й и нформати ки.

Под термином «музыкальный сигнал» (как материальный носитель информации) понимаются различные виды музыкальной информации, которая може т быть зафиксирована на элемен тах памяти компьютера. Кратко рассмотрена общая классификация сигналов (непрерывный, дискретный, динамический, статический и др.) На базе общей классификации нами разработана классификация музыкальных сигналов, содержащая три класса (модельный, компьютерный и реальный сигналы) и учитывающая способ компьютерного представления аудиоинформации (т. н. формат файла).

Синтез модельного сигнала, выполняемый студентами, производится на основе специальной компьютерной программы. Это предусматривает ознакомление с элементами компьютерного программирования. К примеру, студенты самостоятельного создают алгоритм (последовательности) решения простых, затем более сложных заданий.

11араллельно применяется разработанная нами графическая система усвоения физико-математического материала. Она состоит в том, что основные понятия физики и математики отображаются студентами в виде рисунков (графем). Эта система способствует творческому усвоению достаточно сложных законов и теорем.

Синтез компьютерного сигнала на основе музыкальных редакторов содержит элементы компьютерного композиторского творчества, что стимулирует творческое мышление студентов с ограниченными возможностями здоровья. Еще один вид студенческой компьютерной композиции - самостоятельная обработка элементов авторской компьютерной музыки.

Реальный сигнал синтезируется средствами звукозаписи. Получение каждого класса сигналов ориентировано на активное участие студентов.

Для си т еза реального сигнала нами был предложен следующий проект: самостоятельная студенческая запись двух студенческих исполнений одного музыкального произведения (или его части). Различие в результатах записи обусловлено прежде всего особенностями исполнения. Компьютерное исследование результатов исполнения, индивидуальных для каждого исполнителя, способствует развитию творческих способностей студентов.

Обработка музыкальных сигналов модельного и компьютерного классов осуществляется на основе авторской музыкально-статистической модели совместно с применением обширных возможностей математического пакета MATLAB. При обработке элементов компьютерной музыки студенты активно используют возможности музыкальных редакторов.

Процесс обработки касается главным образом сигнала компьютерного класса: это дает возможность подробного изучения основных элементов музыкального редактора Sound Forge. Вначале студенты обрабатывают одноголосные варианты примеров компьютерной музыки, затем самое го я гельно формируют и обрабатывают многоголосные примеры.

Обработка и анализ музыкального информационного процесса базируются на теории информации как разделе прикладной математики. Анализ различных классов музыкальной информации предусматривает два подхода:

1. изучение спектров фонограмм музыкальных сигналов;

2. применение музыкально-статистической модели. з> Анализ основных особенностей музыкальных сигналов осуществляется на основе авторской музыкально-статистической модели. Данная модель позволяе т получить графическое отображение колебаний различной частоты, комбинации из которых порождают музыкальные сигналы.

Исследуя свойства модельного сигнала, студенты (с ограниченной помошыо преподавателя) получают графические отображения одноголосных и многоголосных звучностей.

Исследование характеристик компьютерного сигнала проводится как путем анализа спектра, так и на основе музыкально-статистической модели. Студенты могут самостоятельно оценить роль шумов различного происхождения, способных оказывать значительное влияние на сигнал.

Спектр реального сигнала весьма сложен. Для его изучения предусмотрены предварительные этапы: анализ спектра одноголосного сигнала компьютерного класса с обедненным тембром, с «обычным» тембром, а также анализ многоголосных примеров авторской компьютерной музыки.

Г.щс одно направление анализа разработано специально для полностью невидящих студентов. Производится ряд записей студенческого исполнения одного музыкального произведения, но на разных инструментах или при различном расположении микрофонов. Компьютерный анализ убедительно свидетельствует о уникальности, неповторимости каждого студенческого исполпепи я.

Характеристики реального сигнала анализируются на основе студенческих исполнений. Компьютерный анализ демонстрирует нюансы исполнения, не доступные никакому другому виду анализа. Количество подобных нюансов практически безгранично и несет в себе значительный пласт информации. Эта мысль является основным фактором, пробуждающим творческие способности студентов.

В диссертационной работе анализируется общая динамика развития творческих способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья. Проблема развития творческих способностей содержит как экспериментальную, так и теоретическую составляющую. Задача экспериментальной составляющей состоит в определении степени воздействия музыкально-компьютерных технологий на творческое и интеллектуальное развитие личности студента. Реализация данной задачи проводится нами в три этапа:

I. констатирующий;

2. формирующий;

3. кон I рольный.

Мероприятия в рамках опытно-экспериментального исследования проводились в течение 2005 - 12 тт. в образовательных учреждениях г. Москвы: Институт современного искусства (76 студентов), Государственная классическая академия им. Маймонида (17 студентов). В данных учебных центрах тестировались элементы авторских технологий, рассчитанные на студен тов без ограниченных возможностей здоровья.

Однако наиболее глубокое тестирование технологий проводилось и проводится в Государственном специализированном институте искусств, специально созданном, как уже говорилось выше, для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. В процессе осуществления экспериментального диссертационного исследования принимали и принимают участие студенты 1-5 курсов, обладающие серьезными нарушениями зрения (87 студентов с различной степенью нарушения зрения и 10 полностью невидящих студентов), а также нарушениями слуха (13 студентов). Таким образом, в тестировании музыкально-компьютерных технологий приняли участие 203 студента.

Коне I а1тирующий этап состоял в диагностике исходных показателей развития студентов. Диагностика интеллектуального развития студентов с различной степенью частичной зрительной и слуховой депривации осуществлялась на основе теста Дж. Равена, диагностика творческих способностей оценивалась на основе задания «Закончи рисунок». Диагностика личностной сферы проводилась на основе теста Р. Кеттела (16 Р1; — опросник).

Для исследования динамики полностью невидящих студентов помимо теста Р. Кеттела нами использовался тест В. Ф. Ряховского (оценка качества процесса межличностного взаимодействия).

Формирующий этап развития творческих способностей студентов охва I ы нас I следующие направления:

1. ознакомление с основами программирования;

2. развитие и дополнение графем, содержащих основные понятия курсов прикладной математики и физики;

3. самостоятельная работа в среде математического пакета МАТЬАВ и в среде компьютерных музыкальных редакторов;

4. самостоятельное композиторское творчество при обработке и модификации элементов авторской компьютерной музыки;

5. изучение и анализ спектров музыкальных сигналов;

6. самостоятельная студенческая запись студенческих исполнений и их компьютерный анализ на основе музыкально-статистической модели.

Данные направления доступны лишь для студентов, обладающих зрением (пусть и очень ослабленным). Полностью невидящие студенты-исполпигели и звукорежиссеры осуществляют самостоятельную запись студенческих музыкальных исполнений; компьютерное исследование полученных результатов проводится на основе авторской музыкально-статистической модели. Мы записываем исполнение невидящих студентов, чтобы продемонстрировать им уникальность их игры, пусть пока и непрофессиональной, и заставить их поверить в огромные собственные творческие возможности.

Контрольный этап педагогического воздействия состоит во вторичной диамюстикс студентов, цель которой - фиксация изменений, достигнутых после осуществления функционального этапа.

I еоретическая часть исследования заключается в количественной оценке уровня развития интеллектуальных способностей. За исходный принимается уровень, соответствующий началу зимнего семестра. В середине и конце зимнего семестра проводится тестирование студентов с нормальным и нарушенным зрением (различная степень нарушения вплоть до оск-почнот зрения), а также с нарушениями слуха. Тестирование повгорме1ся в середине и конце весеннего семестра в рамках контрольного занятия. Усредненные значения получены путем статистической обработки данных за 2005-2012 гг.

Анализ результатов свидетельствует об устойчивом росте интеллектуальных способностей, практически не зависящем от степени частичной зрительной и слуховой депривации. Особенность, выявленная на основе сча I ис'1 ического анализа, заключается в скачкообразном росте уровня развития интеллектуальных способностей к окончанию зимнего семестра. Причина данного явления состоит, на наш взгляд, в том, что начало зимнего семестра характеризуется плотным потоком новых предметов, освоение которых требует немалых усилий. Однако уже к середине первого семестра происходи г качественный скачок, и студенты успешно справляются с потоком и11формации.

Диализ динамики развития творческого развития на основе концепции Е. Г1. Торренса свидетельствует о росте интеллектуальных способностей и эмоционально-волевых особенностей. Можно заключить, что последова1ельное осуществление этапов синтеза, обработки и анализа музыкальных сигналов содействует развитию аналитичности мышления, быстрой обучаемости, росту интеллектуальных интересов и в целом -формированию высокого творческого потенциала.

Рассмотренные выше тесты применимы главным образом к студентам с нормальным зрением, слабовидящим студентам, а также к студентам с нарушениями слуха. Для оценки динамики творческих способностей полностью невидящих студентов необходимо применять иные, специально разрабо та иные тесты.

Практика преподавания неизменно свидетельствует о том, что авторская компьютерная методика стимулирует интерес невидящих студентов к предмету, сплачивает людей, повышая степень их коммуникабельности. Наблюдение подобного процесса привело нас к мысли о возможности использования психологических тестов, отражающих особенности межличностного взаимодействия: путем оценки изменения степени коммуникабельности можно изучить эволюцию творческих способност ей студентов с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе тестирования было необходимо выделить именно ту составляющую- изменения уровня коммуникабельности, которая формируется как результат применения авторской компьютерной методики. Для этого, не меняя содержания вопросов теста В. Ф. Ряховского, мы формулировали вопросы главным образом в русле понятий и представлений музыкальной информатики, так как практическая реализация методики опираемся главным образом на эту компьютерно-математическую дисциплину.

Анализ результатов демонстрирует положительную динамику уровня коммуникабельности в течение учебного года. В начале зимнего семестра фиксируемся очень низкий уровень коммуникабельности (10 %), на долю нормальною и немного превышающего норму уровня приходится 50 %. Ко второй половине весеннего семестра очень низкий уровень коммуникабельности практически исчезает, на долю нормального и немного превышающего норму уровня приходится 60 %. Отмечается значительное возрастание нормального уровня коммуникабельности (от 30 до 50 %,), а также формирование высокого уровня коммуникабельности (10 %).

Практическое применение авторских музыкально-компьютерных технологи показывает, что студенты с ограниченными возможностями здоровья с большим интересом входят в увлекательный мир современных компьютерных технологий, ощущают свою нужность и профессиональную востребованность, пробуждаются к творчеству, к вере в собственные силы.

11еречислим основные результаты, полученные в рамках проведенного диссертационного исследования:

1. Раскрыты теоретические основы развития творческих способностей студен юв-музыкантов, имеющих ограниченные возможности здоровья (как исполнителей, так и музыкальных звукорежиссеров).

2. 11роанализирован ряд разработанных к настоящему времени специальных методик, направленных на развитие творческих способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья.

3. Апробированы музыкально-компьютерные технологии, разработанные автором диссертационной работы. Данные технологии направлены на развитие творческих способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья как путем самостоятельного композиторского творчества, так и путем компьютерного анализа фра! мен юв самостоятельного исполнения музыкальных произведений, в т. ч. студенческих.

4. I !роанализирована динамика развития творческих способностей студен I ом-музыкантов и студентов - музыкальных звукорежиссеров с ограниченными возможностями здоровья на основе авторских музыкально-компыоIерных технологий.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Филатов, Сергей Анатольевич, 2013 год

1. Ав гономова Н. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1988.

2. Агарков О. Об адекватности восприятия музыкального метра // Музыкальное искусство и наука. Вып. 1, М., 1970, с. 95-135

3. Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика. Учебник. СПб: Компози тор. Санкт-Петербург, 2006. - 720 е., ил.

4. Алексеев Е. Р., Чеснокова О. В. МАТЕАВ 7 / Алексеев Е. Р., Чеснокова О. В. М.: ИГ Пресс, 2006. - 464 е.: ил. - (Самоучитель)

5. Андреев В. И. Динамика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казанского университета, 1988. - 238 с.

6. Анохин П. К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их фи отологическое обоснование. М., 1953.

7. Арановский М. Два этюда о творческом процессе // Процессы музыкального творчества: Сборник статей / Отв. ред. Вязкова Е.В. -Груды РАМ им. Гиесиных. М., 1993. Вып. 130.

8. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971

9. Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1965

10. Аэрокисьянс А. Г. К вопросу о функциональной структуре пространственного анализа // Сборник «Проблемы восприятия прост ранства и пространственных представлений». -М., 1961

11. Ьарапцсв Р. Г. Синергетика в современном естествознании. М.: Эдиториал УРСС, 2003. - 144 с. (Синергетика: от прошлого к будущему).

12. Ьаусов Ю. Н. Процесс высшего образования как активная форма социализации человека с тяжелой формой инвалидности // Научномеч одические проблемы преподавания в специализированном ВУЗе искусств. Сборник статей. М., 1997. - С. 31 - 41

13. Кслкин А. А. Педагогика творчества: опыт гуманитарного образования // Научно-методические проблемы преподавания в специализированном вузе искусств. Сборник статей. Выпуск 2. М., 2000. - С. 8-14

14. Вогино Г. Современная настройка фортепиано. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. Сб. статей под ред. Е. В. Назайкинского. М., «Музыка», 1970, с. 191 -218

15. Ьорисевич В. Г. Методика работы над музыкальным произведением с незрячими и слабовидящими студентами-гитаристами // Научно-меюдические проблемы преподавания в специализированном ВУЗе искусе I в. Сборник статей. М., 1997. - С. 106 - 114

16. Ьурдыкина Н. М. Некоторые особенности работы с оркестром русских народных инструментов в ГСИИ // Научно-методические проблемы преподавания в специализированном вузе искусств. Сборник статей. Выпуск 2.-М., 2000.-С. 141 151

17. Вилле Р. Теория музыки и математика // Музыка и математика. Зальцбургские беседы о музыке под председательством Герберта фон Карая на. М., Наука, 1994. Перевод на русский язык Л. Войповой. С.1 6 48

18. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. Сб. статей под ред. Р. В. Назайкинского. М., «Музыка», 1970, с. 11-38

19. Bojюжин А. И, Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация -универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987.

20. Всемирная Программа 10-летия инвалидов, Нью-Йорк, 1983.

21. Вытгский Л. С. Дефектология и развитие ненормального ребенка. В к 11 и i е «Проблемы дефектологии». М., 1995.

22. Вьпотский JI. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. «Вопросы психологии», 1966, №6.

23. Выго1ский J1. С. Основы дефектологии. Собрание сочинений в 6 т. -М., 11сдагогика, 1983.

24. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Сост. Т. М. Лифанова. -М.: I ¡росвещспие, 1995.

25. Вьп о i с к и й Л. С. Психология искусства. М., «Искусство», 1968

26. Выготский Л. С. Спиноза и его учение о гармонии в свете современной психоневрологии // Вопр. философии. 1970. - № 6 -С. 1 19-130.

27. Bi.ii о i с к и й Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.

28. Вязкова П. В. Процессы музыкального творчества: сравнительный тексlojioi ический анализ. Автореферат на соискание ученой степени доктора искусствоведения. Москва, 1998.

29. Граблева А. Н. Некоторые проблемы преподавания истории философии // Научно-методические проблемы преподавания в специализированном ВУЗе искусств. Сборник статей. М., 1997. -С. 7 - 30

30. I раблева А. Н. Проблемный подход в преподавании философских дисциплин // Научно-методические проблемы преподавания в специализированном вузе искусств. Сборник статей. Выпуск 2. М., 2000. - С. 26-36

31. Григорьев В. Ю. Эзотерические возможности музыкального исполнительства // Сакральное, иррациональное и мифологическое: Сборник материалов конференции. М.: АСМ, 2005, с. 3 -20.

32. Григорьева Г. Современная музыка в аспекте «нового эклектизма» // Музыка XX века. Московский форум: Науч. Труды МГК. Сб. 25. М., 1992.

33. Дети с ограниченными возможностями: Хрестоматия / Сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. М.: Аспект, 2005.

34. Дети с о тклонениями в развитии / Сост. Н. Д. Шматко. М., 1997.

35. Дипеску В. Размышления на тему «Техника композиции и ма i ема i ика» // Музыка и математика. Зальцбургские беседы о музыке под председательством Герберта фон Караяна. М., Наука, 1994. 11еревод на русский язык JI. Войновой. С. 103 - 108.

36. Домосфой. Под ред. В. Санина. -СПб, 1992.

37. I в и п И. В. Синергетика искусства. -М., 1993, 140 с.

38. Екжапова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развиваюгцее обучение и воспитание. — М., 2003.

39. Емельянов С. В., Коровин С. К. Новые типы обратной связи. Управление при неопределенности. М.: Наука, 1997.

40. За i вязппский В. И. Педагогическое предвидение / В. И. Загвязинский. М.: Знание. 1987.-80 с.

41. Зарипов Р. X. Кибернетика и музыка. М.: Наука, 1963.

42. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Захарова. 4-е изд., ciep. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с.

43. Имхапицкий М. И. Работа студентов-баянистов в ансамбле // Музыкальное искусство: исполнительство, педагогика, музыкознание. Сборник научно-методических статей / Составитель и ответственный рола к гор М. С. Скребкова-Филатова. М., 2004. - С. 35 - 44.

44. Игошина Н. В. Готовность к саморазвитию младшего школьника как педагогическая проблема // Южно-Уральский педагогический журнал. 2010. -№ 1.-С. 14-24

45. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб, 1996.

46. Ишин Л. В. О композиции в изобразительном искусстве (на опыте преподавания в ГСИИ) // Научно-методические проблемы преподавания в специализированном вузе искусств. Сборник статей. Выпуск 2. М., 2000. - С. 75 - 78.

47. Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: I lojiin издат, 1974, 328 с.

48. Казальс П. Об интерпретации. Советская музыка, 1956, № 1.

49. Капке В. А. Основные философские направления и концепции науки. Учеб. пособие. М.: Логос, 2004. - 328 с.

50. Канпабих Ю. В. История психиатрии. Минск: Аст Харвест, 2002.

51. Кант И. Сочинения. В 6-ти томах. М., 1964, т. 3

52. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. Изд. 3-е. М.: Эдиториал УРСС, 2003, - 208 с. (Синергетика: от прошлого к будущему).

53. Караяп Г. Выступление в дискуссии // Музыка и математика. Зальцбургские беседы о музыке под председательством Герберта фон Караяна. М., Наука, 1994. Перевод на русский язык JI. Войновой. С. I 09 - 1 1 9.

54. К и pi юсова Е. От наброска к черновой рукописи // Процессы музыкального творчества, вып. 1.-М., 1976.

55. Когоутек Ц. Техника композиции и музыка XX века. М.: Музыка, 1976,268 с.

56. Коджаспирова Г. М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М.

57. Коджаспирова, К. В. Петров. 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.

58. Колосова М. В. Развитие творческого потенциала детей средствами I еа 1 рал ьпого искусства: Дисс. канд. пед. наук. М., 1994.-272 с.

59. Коррекционная педагогика / Ред. Б. П. Пузанов. М.: Академия, 1998.

60. Красавина Л. В. Курс истории музыки в специализированном вузе и ею межпредметные связи // Научно-методические проблемы преподавания в специализированном ВУЗе искусств. Сборник статей. -М„ 1997.-С. 76-83.

61. Красилышков И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования / И. М. Красильников. Дубна: Феникс+, 2007.-496 с.

62. Крупник 12. Г1. Психологическое воздействие общества. М., 2001, 165 с.

63. I. Ксепакис Я. Формализованная логика. Лондон, 1977.

64. Кукушкина И. А. К источникам! // Научно-методические проблемы преподавания в специализированном вузе искусств. Сборник статей. Выпуск 2. М., 2000. - С. 46 - 54.

65. Кулаков В. Н. О роли компенсаторных факторов при обучении незрячих музыкантов // Научно-методические проблемы преподавания в специализированном вузе искусств. Сборник статей. Выпуск 2. М., 2000. - С. 222-231.

66. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. -М., 1975.

67. Лаш мсйер Й, Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984.

68. Лебедев С. Н., Трубинов П. 10. Русская книга о Finale. СПб.: БХВ -Санкг-11етербург, 2003. -208 е., ил., нот.

69. Леонов Э. Ф. Об обучении хоровому дирижированию в институте искусств // Музыкальное искусство: исполнительство, педагогика, музыкознание. Сборник научно-методических статей / Составитель и отв. редактор М. С. Скребкова-Филатова. М., 2004. - С. 29 - 34.

70. Леонтьев А. Мышление. Философская энциклопедия, «Советская энциклопедия», т. 3, М., 1964, с. 514-519.

71. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х тт. Том 1. По XV11I век. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Музыка, 1963.-696 е., нот.

72. Лиманская Л. К). К вопросу о методах активизации образного мышления у студентов с ослабленным слуховым восприятием // Научно-методические проблемы преподавания в специализированном ВУЗе искусств. Сборник статей. М., 1997. - С. 54 - 60.

73. Москва. 30 мая 2008 года / ФГОУ ВПО «Государственный специализированный институт искусств». М.: АПК и ППРО, 2008.1. С. 32 34.

74. Лисовой В. И. Размышление диалог о методике работы на уроке сольфеджио с незрячими и слабовидящими студентами специализированных вузов // Научно-методические проблемы преподавания в специализированном ВУЗе искусств. Сборник статей. -М. 1997.-С. 84-96.

75. Лигвак Л. Г". Тифлопсихология. -М., 1985.

76. Ломапов М. Элементы симметрии в музыке. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. Сб. статей под ред. Е. В. Назайкипского. М., «Музыка», 1970, с. 136- 165.

77. Лосев А ср. Хаос и структура / Сост. А. А. Тахо-Годи и В. П. Троицкого, общ ред. А. А. Тахо-Годи и В. П. Троицкого. М.: Мысль, 1997. - 531 е., 1 л. портр.

78. Л осе 13 А. Ф. История античной эстетики. Государственное изда icjii.c гво «Высшая школа». Москва 1963, 584 с.

79. Лосев А. Ф. Личность и Абсолют / Сост. и общ. ред. А. А. Тахо-Годи. -М.: Мысль, 1992. 719 с, 1 л. портр.

80. Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики. Москва 1927. Издание ав1 opa. 264 с.

81. Лосев А. Ф. Философия имени. Москва 1927. Издание автора. 256 с.

82. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989.

83. Лю тославский В. Беседы И. Никольской и В. Лютославского. Статьи, воспоминания. М., 1995.

84. Ма;ечь Л. А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М., «Советский композитор», 1978, 352 с.

85. Мазеп в Л. А. О мелодии. М., Музгиз, 1952.

86. Марель Л. А., Рыжкин И. Я. Очерки по истории теоретического музыкознания. М. - Л., 1939. Вып. 2.

87. Мал ппецкий Г. Г., Потапов А. Б. Современные проблемы нелинейной динамики. М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 336 с.

88. Малофеев Н. Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. 1996. -№ 1.-С. 9- 10.

89. Малофеев Н. Н. Специальная педагогика в России и за рубежом. -М.: 1 (ечатный Двор, 1996.

90. Медушевский В. О закономерностях и средствах художес I венного воздействия музыки. М., 1976.

91. Методические рекомендации к организации коррекционно-образонательного процесса с детьми с ЗПР / Под ред. С. Г. Шевченко.1. М.5 2004.

92. Миронова Е. М. Особенности преподавания истории в институте // Научно-методические проблемы преподавания в специализированном вузе искусств. Сборник статей. Выпуск 2. М., 2000. С. 37 -45.

93. Мишина Г. А., Моргачева Е. Н. Коррекционная и специальная педатгика. ML: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 144 с. -(Профессиональное образование).

94. Моргачева Е. Н. Формирование понятия «умственная ore i алое i ь» в отечественной психолого-педагогической науке. М.: Промст рой, 2003.

95. Москвина И. JI. Проблемы пространственной ориентации жестов в сценической жестовой речи // Научно-методические проблемы преподавания в специализированном вузе искусств. Сборник статей. Выпуск 2. М., 2000. - С. 62 - 66.

96. Мот г-Хабер X. Выступление в дискуссии // Музыка и математика. Зал 1>цбургские беседы о музыке под председательством Герберта фон Караяпа. М. Наука, 1994. Перевод на русский язык Л. Войновой. С. 109 1 19.

97. Мубинова 3. Ф., Биннатов Б. А. Мультикультурализм как педагогическая технология: дискуссии о сущности и применимости в российской практике // Культура мира на современном этапе:

98. Маюриалы Республиканской научно-практической конференции. -Уфа: Вагант, 2011. С. 229-2351 1 2. Музыкальная акустика. Общая редакция Н. А. Гарбузова. Москва. Государственное музыкальное издательство, 1954.

99. I 1азайкипский Е. Логика музыкальной композиции. М.: Мушка, 1982.-319 е., нот.116. 11а «айкинский Е. О музыкальном темпе. М., «Музыка», 1965.

100. Иазайкинский Е. Проблемы комплексного изучения музыкального произведения // Музыкальное искусство и наука. Сб. ста Iей, вып. 3. . М., «Музыка», 1978. С. 3 - 12.

101. Иазайкинский Е. О психологии музыкального художественного восирия I ия. М.: Музыка, 19872. - 382 с.

102. Научно-методические проблемы преподавания в специализированном ВУЗе искусств. Сборник статей. М., 1997. 176 с.

103. Образование, реабилитация и формирование творческой личное I и учащихся с ограничениями физических возможностей средствами культуры и искусства. Материалы научно-практической конференции, Москва, 30 мая 2008 года / ФГОУ ВПО

104. Государственный специализированный институт искусств». М.: АПК и 1 II 1РО, 2008,- 165 с.

105. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Под ред. Б. П. Пузанова. М.: Академия, 2003.

106. Основы кибернетики. Теория кибернетических систем. Под ред. К. А. I 1упкова. Учеб. пособие для вузов. М., «Высшая школа», 1976, 408 с. с ил.1 26. 11авлов И. П. Теория рефлексов. М.: Наука, 1998, 230 с.

107. Масс Г. М Из поколения учителей // Научно-методические проблемы преподавания в специализированном вузе искусств. Сборник стачей. Выпуск 2. М., 2000. - С. 256 - 264.

108. Масс Г. М. Введение // Научно-методические проблемы преподавания в специализированном ВУЗе искусств. Сборник статей. -М., 1997. С. 4-6.

109. Масс Г. М. Некоторые вопросы сценической речи театра глухих для глухих // Научно-методические проблемы преподавания в специализированном ВУЗе искусств. Сборник статей. М., 1997. - С. 42 53.

110. Петелин Р. 10., Петелин 10. В. Персональный оркестр в PC. -СПб. ЬХВ Санкт-Петербург, 1999. - 240 е.: ил.

111. Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебник для вузов,- М.: Академический проект, Гаудеамус, 2006. 490 с. - («Gaudeamus»),133. 11олитическая история России: Хрестоматия: в двух частях. Ч. I. -М., I 995. С. 9 - 28.

112. I 1ономарев Я. Д. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 303 с.

113. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. В кн.: «Болезни личности. Опыт исследования». Минск; М., 2000. С. 250262.1 36. Рисе О. В. От замысла к книге. М., 1964.

114. Романова М. К. К вопросу об особенностях работы с незрячими студентами в классе фортепиано // Научно-методические проблемы преподавания в специализированном ВУЗе искусств. Сборник статей. -М„ 1997.-С. 97- 105.

115. Саепко Ю. В. Специальная психология: Учебное пособие. М.: Академический Проект, 2006. - 1 82 с. - («Gaudeamus»),

116. Сажин В. А. Из опыта проведения занятий по сценическому движению с незрячими и слабовидящими студентами // Научно-мечодические проблемы преподавания в специализированном ВУЗе искусств. Сборник статей. М., 1997. - С. 115 - 123.

117. Самарский А. А., Михайлов А. П. Математическое моделирование. Идеи. Методы. Примеры. 2-е изд., испр. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002. - 320 с.

118. С а го Ю. Обработка сигналов. Первое знакомство. / Пер. с яп.; под ред. 1-х и фу ми Амэмия. М.: Издательский дом «Додэка-ХХ1», 2002. -1 76 е.: ил.

119. Сахалтуева О. Е. Интонационный анализ исполнения первой части концерта для скрипки с оркестром Ф. Мендельсона. В сб.: «Применение акустических методов исследования в му ;ыкознании». М., «Музыка», 1964, стр. 61 78.

120. Сахалтуева О. Е. О некоторых закономерностях интонирования в свя *и с формой, динамикой и ладом. См.: «Труды кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского», вып. 1. М., Музгиз, 1960, стр. 356 378.

121. Семаков М. П. Формирование творческой личности студента вуза па основе использования театрального метода Е. Б. Вахтангова. -М.: А1 НС и ППРО, 2008. 126 с.

122. Семаков М. П., Савостьянов А. И. Формирование личности студента в воспитательном процессе Государственного спецпачи жированного института искусств//Там же. С. 7-11.

123. Скребков С. С. К проблеме электрических музыкальных инс I румептов // Советская музыка, 1933, № 4.

124. Скребков С. С. Композитор и исполнитель // С. С. Скребков. Избранные статьи. М., 1960.

125. Скребков С. С. Теория имитационной полифонии. Киев, Муз1чна Украина, 1983, 144 с.

126. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1975.

127. Скребкова-Филатова М. С. К проблеме преподавания на музыкальном факультете специализированного института искусств (особенности, методика, результаты) // Вопросы подготовки музыканта-педагога. Межвузовский сборник статей. Вып. 2. -Mai ни югорск, 1997.

128. Скребкова-Филатова М. С. Несколько мыслей о преподавании курса гармонии // Научно-методические проблемы преподавания в специализированном вузе искусств. Сборник статей. Выпуск 2. М., 2000. - С. 88 - 101.

129. Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке. М., Музыка, 1985,й-) С.

130. Сноу Ч. П. Две культуры. Л., 1973.

131. Соколов А. С. Введение в музыкальную композицию XX века: учеб. пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений» для студ. высш. учеб. заведений / А. С. Соколов. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.-231 е., ил.: ноты.

132. Социологические исследования. № 12, 1995.

133. Специальная педагогика. / Под ред. Н. М. Назарова. М.: Академия, 2001.

134. Сурдопедагогика / Под ред. Е. Г. Речицкой. М.: Владос, 2004.

135. Танеев С. И. Подвижной контрапункт строгого письма. М., Музгиз, 1959.

136. Тарасенко Ф. П Введение в курс теории информации. Изда гсльство Томского университета, 1963.

137. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. / Ред.-сост., авт. встун. сл. и коммент. Н. С. Лейтес, И. В. Равич-Щербо. М.:1. Педагогика, 1985.-239 с.

138. Тихонов А. Н., Самарский А. А. Уравнения математической физики: Учеб. пособие. 6-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во МГУ, 1999.- 79К с.

139. Третьяков И. Н. Музыкант и композитор // Музыкальное искусство: исполнительство, педагогика, музыкознание. Сборник научно-методических статей / Составитель и отв. редактор М. С. С к р е б к о в а -. Ф и j i ато ва. М., 2004. - С. 98 - 101.

140. Трусова В. А., Медведев Е. В. Cubase SX2: музыкальный penei итор: Самоучитель (+CD) СПб.: Питер, 2004. - 266 е.: ил.

141. Уилкинс Т. Музыкальный редактор Cakewalk Sonar: учеб. iюсобие| / Трев Уилкинс. М.: Технолоджи - 3000, 2006. - 208 е.: ил. -Дон тит. л. англ.

142. Фсйнберг Е. Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и пауке. Фрязино: «Век 2», 2004. - 288 с.

143. Филатов С. А. Музыкальное искусство в свете «наук будущего»: дар предвидения // Музыкальная академия, № 1 -2007, с. 99- 101.

144. Филатов С. А. К вопросу о физико-математическом наследии профессора С. С. Скребкова // Сергей Сергеевич Скребков. Музыкант. Ученый. 11едагог. Мыслитель. М.: Изд-во НПФ «ТС-Г1РИМА», 2005. -С. 167 -1 75.

145. Филатов С. А. Математико-музыкальное моделирование и параметры порядка // Информационные технологии в науке, образовании, искусстве: Сб. научных статей. СПб.: РГПУ им. А. И. Терпена, 2005.-С. 235 -240.

146. Филатов С. А. О понятии многомерности произведения и комi 1 ыоI ерных методах анализа музыки. // Музыковедение, № 3, 2008. ООО Издательство «Научтехлитиздат», 2008 год. С. 2 - 5.

147. Филатов С. А. Роль компьютерного диалога в развитии июрческого потенциала студентов с ограничениями физических и сенсорных возможностей // Методист. Научно-методический журнал. № 7. 2008. С. 44-46.

148. Харуто А. В. Музыкальная информатика. Компьютер и звук: Учебное пособие по теоретическому курсу для студентов и аспирантов музыкального вуза. М.: Московская государственная консерватория, 2000.- 357 е., илл.

149. Шииицина Л. М. Специальное образование в России / Обучение детей с проблемами развития в разных странах мира: Хрестоматия / Сое i. и паучн. ред. Л. М. Шипицина. СПб., 1997.

150. Шматко Н. Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология. 1999. № 2. - С. 49 -57.

151. Шумилин А. Т. Проблемы теории творчества. М.: Высш. шк., 1989. - 143 с.

152. Энциклопедия популярных психологических тестов. М.: Аркадия,1997.

153. Aliyah M. Wandel und Fortschritt in der Mathematik. In: M. Otte (Hrsg.): Mathematiker I leidelberg; New York, 1974, S. 203 218.

154. Augustinus A. De música. Deutsche Uebertragung von C. J. Perl, Paderborn, 1937.

155. Bense M. Konturen einer Geistesgeschichte der Mathematik, Band II: Die Math cm a 11 k in der Kunst. Ciaassen & Goverts, Hamburg, 1949.

156. Busch II. R. Leonard Eulers Beitrag zur Musiktheorie. Bosse Verlag,1. Regensburg, 1970.

157. Dcskailes, R. Musicae Compendium. Herausgegeben und ins Deutsche uebenragen als "Leitfaden der Musik" von J. Brockt. Wissenschaftliche Buchuesel Ischalt, 1978.

158. Duering I. Die Harmonielehre des Klaudios Ptolematios. Hoegskolos Arsskrift XXXVI, Goeteborg, 1930.

159. Heimholt/ H. L. F. On the sensation of tone (1877). New York: Dover, 1954.

160. Ireland K. Boost Your Child's Self-Esteem. N. Y., 2000.

161. Kcplei .1. I larmoniee mundi. Gesammelte Werke Bd. VI. Beck. Muenchen, 1940.

162. Loomans I). Füll Esteem Ahead. H. J. Kramer Inc., Tiburon California, 2000.

163. Ma//ola Ci. Gruppen und Katehgorien in der Musik Entwurf einer mathemalischen Musiktheorie. Holdermann Verlag, Berlin, 1985.

164. Molle Haber Fl. de la. Psychologie und Musiktheorie. Frankfurt, 1978.

165. Molie Haber H. de la, Nitsche P. Begründungen musiktheoretischer Systeme. In: Neues Flandbuch der Musikwissenschaft. Bd. 10: Systematische Musik wissenschall Athenaion, Wiesbaden, 1982, S. 49-80.

166. Musik und Mathematik. Salzburger Musikgespraech 1984 unter Vorsitz von Karajan (Музыка и математика. Зальцбургские беседы о музыке 1984 под председа icjibc пюм Герберта фон Караяна. М., «Наука», 1994, 126 с. Перевод на русский я зык Д. Войновой).

167. Rameau J. Ph. Traite de l'harmonie. Reduite a ses Principes naturels. Paris, 1722.

168. Riemann FI. Musikalsche Eogik. Hauptzuege der physiologischen und psychologischen Begründung unseres Musiksysems. Leipzig, 1873.

169. Riemann II. Geschichte der Musiktheorie im 9. 19. Jahrhundert. Leipzig, 1898.

170. Riemann H. Ideen zu einer Lehre der Tonvorstellungen. Jahrbuch der Musikbibliothek Peters 21/ 22 (1914/15), 1 26. Nachdruck in: B. Dopheide (Hrsg.): Musikhoren. Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt, 1975, S. 14 -47.

171. Stock lia usen K. Texte. Bd. IV. Köln, 1963 1978

172. Stroh W. M. Mathematik und Musikterminologie. In: H. H. Eggebrecht (Hrsg.): /.ur Terminologie der Musik des 20. Jahrhunderts. Musikwissenschaftliche Gesellschaft, Stuttgart, 1974, S. 33 54.

173. Struik D. .1. Abriss der Geschichte der Mathematik. VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, Berlin, 1976.

174. Waerdcn B. L. van der. Die Pythagoraer, Religiose Bruderschaft und Schule der Wissenschaft. Artemis Verlag, Zuerich; Muenchen, 1979.

175. Wegner D. M., Vallacher R. R. The Seif in Social Psychology. N. Y., Oxford, 1980.

176. Xenakis 1. formalized Musik, thoughts and mathematics in composition. Indiana University Press, Bloomington, 1972.219. /arlino G. Institutioni harmoniche. Venedig, 1558.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 472830