Народная проповедь Бернардино Сиенского и жизнь итальянского города XV в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Рыжкова, Наталья Анатольевна

  • Рыжкова, Наталья Анатольевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2006, Иваново
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 149
Рыжкова, Наталья Анатольевна. Народная проповедь Бернардино Сиенского и жизнь итальянского города XV в.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Иваново. 2006. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Рыжкова, Наталья Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ 3-

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ПРОПОВЕДИ

БЕРНАРДИНО СИЕНСКОГО 31

§ 1. ВЗГЛЯД НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОПОВЕДНИКА. 31-

§2. ПОСТРОЕНИЕ ПРОПОВЕДИ

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ). 34-

§3. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО БЕРНАРДИНО.

ЯЗЫК ПРОПОВЕДИ. 38

§4. EXEMPLA В ПРОПОВЕДЯХ БЕРНАРДИНО. 41

ГЛАВА 2 . ЭТИКА КОММЕРЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В ПРОПОВЕДИ БЕРНАРДИНО 47

§ 1. ТОРГОВЛЯ И БОГАТСТВО. СПРАВЕДЛИВАЯ ЦЕНА. 47-

§2. КУПЕЦ. 76

§3. ДЕНЬГИ, РОСТОВЩИЧЕСТВО, ЗАЙМ. 84

ГЛАВА 3. ЭТИКА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ. 106

§ 1. БРАК И СЕМЬЯ. ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. 106

§2. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ. 122

§3. ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ПРОПОВЕДИ БЕРНАРДИНО. 127

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Народная проповедь Бернардино Сиенского и жизнь итальянского города XV в.»

Актуальность. Народная проповедь - интереснейшее явление эпохи средневековья1. Проповедь сама по себе является неотъемлемой частью христианской культуры, поскольку она включена в богослужение. Однако в Западной Европе в средние века она приобретает несколько иной, специфический характер. С возникновением францисканского и доминиканского орденов там появляются странствующие проповедники. Они путешествуют из города в город, выступая перед слушателями на городских площадях. Нам известны такие ораторы в Италии, Германии. Многие из них пользовались большой популярностью.

Речи средневековых проповедников, обращенные к народу, доходили до самых широких слоев населения. Поэтому записи этих выступлений представляют огромный интерес для исследователей. Они могут стать ценнейшими источниками изучения жизни города в средние века, народной культуры, обыденного сознания - с одной стороны, и влияния личности проповедника, его взглядов на аудиторию - с другой. Как писал об этом А.Я. Гуревич, «из всего многоразличного и богатого литературного наследия, доставшегося нам от Средневековья, едва ли какой-либо другой жанр словесности той эпохи мог бы сравниться с проповедью по степени ее универсальности. Универсальности и в смысле охвата реального опыта человека и рассмотрения жизненных и религиозных ценностей, принятых в обществе или внушаемых ему церковью, и в смысле обращенности проповеди ко всем и каждому»2.

Все сказанное прямо относится к проповедям Бернардино Сиенского

1 Обычно под термином «народная проповедь» понимают проповедь, которая произносилась не на латыни, а на одном из простонародных языков (в данном случае - итальянском), и была адресована самой широкой аудитории. Теоретически этот термин был разработан в трудах А.Я. Гуревича. См.: Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990. С.179-180; он же. Проблемы средневековой народной культуры. - М., 1981. С.26-28.

2 Гуревич А.Я. Средневековый мир. С.179.

1380-1444). Ведь они были известны не только простому народу (горожанам, крестьянам), но также и гуманистам, и представителям деловых кругов Италии 15 в. Тем более, что проповедник высказывался по самым актуальным проблемам городской жизни Кватроченто.

Взгляды Бернардино представляют особый интерес также потому, что он жил в 15 в., который для Италии был временем расцвета культуры Возрождения. Гуманизм как ее идейная основа в этот период превратился в широкое культурное движение. Вокруг гуманистов формировалась научная и культурная среда. В силу своей яркости, новизны и своеобразия гуманистическая культура практически заслонила собой (в историографии) другие исторические явления эпохи. Складывается впечатление, что все прогрессивное в 15 в. было связано с культурой гуманизма. Возможно, поэтому интерес к деятельности Бернардино Сиенского, столь значительной для его современников, появился у современных историков-исследователей лишь в последние годы. Его наследие представляется тем более интересным в силу его сосуществования с культурой гуманизма, с одной стороны, его традиционности как представителя католической церкви - с другой и его близости к городской среде - с третьей стороны.

Исследование его воззрений отчасти важно еще и потому, что многие проблемы, которые он затрагивал, актуальны и в наши дни. Коммерциализация современной жизни в России ставит перед нами вопросы, сходные с теми, что решали итальянцы в 15 веке: как человеку не потерять себя, сохраняя свое истинное лицо и не опускаясь до применения нечестных методов торговли; как должны вести себя состоятельные люди, чтобы сохранить репутацию и не стать просто богатыми ворами; каким образом само общество должно выстраивать свои отношения с богатыми людьми, чтобы нажитое ими состояние приносило пользу всем его членам. Современные проблемы семьи также отчасти перекликаются с теми сюжетами, которые Бернардино обсуждал в проповеди.

Объектом исследования являются народные проповеди Бернардино Сиенского и вопросы повседневной жизни итальянского города 15 в., которые в них затрагивались.

Предмет исследования составляют две обширные темы, к которым чаще всего обращался в проповедях Бернардино: этика коммерческой деятельности и этика семейно-брачных отношений. При этом взгляд проповедника на эти проблемы рассматривается в контексте реальной ситуации его эпохи. Предметом исследования служит также сама проповедь Бернардино как интереснейшее явление культуры. Тем более, что деятельность знаменитого сиенца протекала не в средние века, для которых народные проповеди были характерны, а в эпоху Возрождения, которая обычно в нашем сознании связывается с отказом от многих ценностей средневековой культуры и с расцветом гуманистической мысли.

Методология исследования. В работе были использованы основополагающие принципы историзма и объективности. Они предполагают изучение исторических явлений в их становлении и развитии, во взаимосвязи и взаимодействии с другими объектами и событиями.

Большое значение имеет рассмотрение исторического контекста изучаемых явлений. В данном случае это являлось одним из приоритетных направлений работы диссертанта. Огромное значение имело рассмотрение проповеди Бернардино и его идей в контексте экономических и социальных явлений городской жизни Италии 15 в.

Принцип историзма позволяет также выявлять причинно-следственные связи и закономерности, что также имело большое значение для нашего исследования. Принцип объективности предполагает сохранение непредвзятого взгляда исследователя на процессы прошлого и максимально возможное соблюдение исторической достоверности.

В диссертации были использованы общенаучные методы (такие, как исторический, анализа и синтеза, абстрагирования) и специальноисторические (сравнительно-исторический, историко-генетический).

§1. Историография проблемы.

В отечественной литературе о Бернардино специально ничего не написано. Но он изучается вместе с другими авторами в работах, посвященных различным проблемам народной культуры и городской жизни Италии эпохи Возрождения.

Вопросы экономической этики Бернардино затрагивались в общих работах И.А. Красновой3, О.Ф. Кудрявцева4. Авторы касаются его отношения к торговле, деньгам, богатству в целом, наряду со взглядами других проповедников, теологов, юристов, представителей деловых кругов (как его современников, так и предшественников).

Основываясь на тексте итальянской проповеди «О торговцах и мастерах, и о том, как правильно заниматься коммерцией», И.А. Краснова рассматривает взгляд Бернардино на купца и его деятельность5. Она затрагивает вопрос о дозволенных и запрещенных методах торговли, о качествах хорошего купца. В другой работе, посвященной деловым людям Флоренции 14 - 15 вв., И.А. Краснова приводит некоторые суждения Бернардино о богатстве и справедливой цене6.

Однако с некоторыми выводами автора трудно согласиться. Исследователь считает, что суждения Бернардино о торговле были противоречивы и вводили в соблазн горожан, предоставляя им лазейки для оправдания собственной наживы. Этим объясняется даже популярность

3 Краснова И.А. Флорентийские пополаны 14 в. и католическое правоверие//Возрождение: Общественно-политическая мысль, философия, наука. - Иваново, 1988; она же. Деловые люди Флоренции 14-15 вв. 4.1-2. - М. - Ставрополь, 1995; она же. Доминиканские и францисканские проповедники 13-15 вв. об этике городских деловых отношений//Средневековый город. Вып.4. - Саратов, 2000.

4 Кудрявцев О.Ф. Жажда наживы и религиозное благочестие (о принципах хозяйственного мышления в средние века)// Экономическая история. Проблемы. Исследования. Дискуссии. - М., 1993. С 36-62.

5 Краснова И.А. Доминиканские и францисканские проповедники. С. 119-132.

6 Она же. Деловые люди Флоренции.4.1. С.68-69. сиенского проповедника и необыкновенно высокий интерес горожан к его речам7.

О.Ф. Кудрявцев в общем очерке по истории экономической мысли в средние века8 касается взглядов Бернардино на деньги и капитал, а также пишет о позитивной оценке торговли у проповедника. Исследователь подчеркивает, что Бернардино одним из первых признал производительность капитала. Причем само понятие «капитал» у него уже настолько развито, что не смешивается с деньгами и другими средствами, а применяется в тех случаях, когда деньги имеют «некую творческую способность», служа получению «добавочной стоимости». Исследователь отмечает, что подобные идеи вслед за Бернардино развивал и его младший современник Антонин Флорентийский9.

М.А. Гуковский10, M.JI. Андреев11 затрагивают в своих работах вопрос

06 особенностях народной проповеди Бернардино Сиенского.

М.А. Гуковский выделяет некоторые приемы красноречия, которые применялись в проповеди: диалог с публикой, использование выразительных жестов, возгласов, звукоподражания. Автор делает акцент на народном характере проповедей Бернардино Сиенского. Он противопоставляет его жизнерадостность «суровой, строгой, органически отрицающей реальную действительность церковности феодальных времен»12.

M.JI. Андреев в статье, посвященной «Новеллино», останавливается и на «exempla» Бернардино. Автор подчеркивает, что проповедник, повествуя слушателям о привычном, обыденном, старался показать и скрытый смысл происходящего. Таков был излюбленный прием жанра, пишет исследователь, - вывернуть наизнанку факт повседневного бытия, чтобы увидеть за ним

7 Краснова И.А. Доминиканские и францисканские проповедники. С.124.

8 Кудрявцев О.Ф. Указ. соч. С.36-62.

9 Там же. С.53-56.

10 Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. - Л., 1990. С.552-554.

11 Андреев М.Л. «Новеллино» в истории итальянской литературы и европейской новеллы//Новеллино. - М., 1984.

12 Гуковский М.А. Указ. соч. С.553-554. козни нечистого или светлые лики ангелов. M.JL Андреев указывает также на некоторые характерные черты «exempla», такие как синтез рассказа и назидания, двуединство факта и интерпретации, необязательное наличие сюжета и статичность описания.

Л.М. Баткин в статье «Итальянское Возрождение и религия»13 затрагивает вопрос о специфике религиозности Бернардино. Он отмечает секуляризацию итальянского духовенства (особенно его господствующих слоев, вышедших из той же пополанско - аристократической среды, что и гуманисты), отсутствие серьезных противоречий между церковью и идеологами Ренессанса. Столкновения между ними, на его взгляд, происходили по конкретным политическим причинам. И огонь инквизиции в 15 в. предназначался не для светской жизнерадостности и философской веротерпимости, а для мятежных еретиков в самой католической церкви, «исступленно веровавших в Евангелие»14.

На уровне массового сознания, подчеркивает Л.М. Баткин, также преобладали не аскеза и эсхатология, а «ясность» и «равновесие», не мистическая напряженность, а практический дидактизм народной проповеди, «гармонизация веры и жизни». Поэтому Бернардино Сиенский и Антонин, архиепископ Флоренции, с их практической теологией, относящейся к вопросам совести, вполне отражали общий дух эпохи. Традиционная набожность, в частности, легко примирялась с требованиями практической жизни в городской торгово-денежной среде. Причем Л.М. Баткин не считает это явление специфически ренессансно-итальянским. Он отмечает, что сходный послесредневековый бюргерский тип набожности мы наблюдаем, например, во Фландрии этого же времени.

Вопрос о состоянии института семьи в Италии эпохи Возрождения

13 Баткин Л.М. Итальянское Возрождение и религия/Юдиссей. Человек в истории. 1992. - М., 1994. С.109-159.

14 Там же. С. 112. затрагивает в своем исследовании А.Н. Веселовский15. Он подчеркивает, что в этот период увеличилось количество людей, не желавших вступать в брак, создавать семью, и сократилось общее число браков. Картину начавшегося разложения семьи дополняло развитие содомии, достигшее тогда ужасающих размеров.

В современной историографии отношение Бернардино к браку, семье, женщине затрагивает И.А. Краснова16. Она останавливается на отдельных качествах, необходимых, по мнению проповедника, для женской натуры, таких, как страх перед Богом, покорность мужчинам, стыдливость и скромность, умеренность17. И.А. Краснова затрагивает также вопрос о ценности брака для Бернардино, тему супружеских отношений18.

Исследователь приходит к выводу, что Бернардино проповедовал умеренные принципы богословия. Он, например, советовал женщинам жертвовать проявлениями набожности ради неотложных домашних забот. Она отмечает также, что народные проповедники в 14-15 вв. играли значительную роль в формировании стереотипов сознания и образа жизни городской среды эпохи Возрождения19.

За рубежом существует ряд работ, в той или иной степени касающихся деятельности знаменитого сиенского проповедника.

Полностью посвящает свое исследование экономическим взглядам лл сиенского проповедника лишь А. Традженбергер . Он дает анализ экономическим взглядам Бернардино в контексте историко-культурной ситуации его эпохи, которую сам проповедник осознавал как время кризиса.

15 Веселовский А.Н. Противоречия итальянского Возрождения//Веселовский А.Н. Собрание сочинений. ТА. Вып.1. - СПб., 1909.

16 Краснова И.А. Деловые люди Флоренции.; она же. Брак и семья в городе: Флоренция 14-15 вв.//Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4х тт. T.l. М., 1999; она же. Образ жизни и строй чувств женщин в итальянских проповедях эпохи раннего Возрождения//Человек в культуре Возрождения. - М., 2001. С.65-78.

17 Она же. Деловые люди Флоренции. 4.2. С.32; она же. Образ жизни и строй чувств женщин. С.68-69.

18 Она же. Образ жизни и строй чувств женщин. С.67-68.

19 Она же. Брак и семья в городе. С.214-217; она же. Деловые люди Флоренции. 4.2. С.154.

20 Trugenberger A S. Bernardino da Siena. Considerazioni sullo sviluppo dell'etica economica cristiana nel primo Rinascimento. - Roma, 1951.

Исследователь называет этот кризис не чем иным, как переворотом в итальянской культуре, связанным с переходом от средневековой цивилизации и культуры к современной. Автор обстоятельно рассматривает отношение Бернардино к богатству, торговле, ростовщичеству, государственным и частным займам, его концепцию капитала, процента. Он подчеркивает значимость для проповедника личного сознания купца как главного фактора, который делает торговлю достойной и уважаемой профессией.

А. Традженбергер с некоторым смущением отмечает неоднозначность позиции проповедника - «двойственность суровой обличительной речи, с одной стороны, и динамичного модернизма - с другой». В том, что Бернардино пытался приспособить свои взгляды к реальности своей эпохи, исследователь видит трагизм, с чем трудно согласиться. Но исследователь совершенно справедливо подчеркивает, что в суждениях сиенского проповедника нашли отражение самые острые вопросы, которые поднимала его эпоха.

К. Мезини21 в своей статье, посвященной социологии Бернардино в целом, обращает внимание на энциклопедичность знаний проповедника - как в теории, так и в практичных занятиях. Он утверждает, что по вопросам торговли и контрактов Бернардино создал целую программу - научную, юридическую и нравственную. До него, считает К. Мезини, не было никого, столь глубоко осведомленного в этих вопросах, включая их практическую сторону.

Отдельные вопросы экономической этики Бернардино затрагивают Дж.

У? ЪА ОС Л/

Джилкрист , Дж. Барбиери , О. Капитани , Б. Нельсон , Дж. Нунан , Де

21 Mesini С. La sociologia di San Bernardino da Siena// San Bernardino da Siena. Saggie e ricerche pubblicati nel guinto centenario della morte (1444-1944)- Milano, 1945.

22 Gilchrist J. The Church and Economic Activity in the Middle Ages. - New York, 1969; id. L'applicazione pratica delle teorie//L'etica economica medievale. - Bologna, 1974.

23 Barbieri G. Le dottrine economiche medioevale//Citt'a mercanti dottrine nell'economia europea dal 4 al 18 secolo. Milano, 1964.

24 Capitani O. Sulla questione dell'usura nel Medio Evo//L'etica economica medievale. - Bologna, 1974.

Рувер27, Р. Гвиди28.

Дж. Джилкрист29 в своей общей работе касается суждений Бернардино о справедливой цене; он отмечает, что проповедник в этом вопросе развивал позицию Фомы Аквинского. Он останавливается также на его концепции капитала. Большое внимание исследователь уделяет займам, поставщикам кредита, деньгам. Он изучает как существовавшие в тот период теории, так и реальное положение вещей.

Сравнивая экономические взгляды средневековых канонистов и теологов (в том числе Бернардино), автор приходит к выводу, что именно последние удерживали развитие торговли в рамках морали. Каноническое же право давало слишком много «лазеек» для злоупотреблений в этой сфере.

Дж. Барбиери30, уделяя некоторое внимание Бернардино, отмечает, что тот развивал многие идеи томизма, будучи при этом прекрасно осведомленным о современных ему экономических процессах. По мнению исследователя, Бернардино Сиенский, а вслед за ним Антонин Флорентийский были первыми в истории экономической мысли всех времен, кто стал догадываться о функции денежного капитала.

Дж. Барбиери подчеркивает, что синтез этических ценностей и подчиненных им экономических интересов обеспечивал гармоничное развитие средневекового общества.

О. Капитани31, Б. Нельсон32, Дж. Нунан33 в своих общих работах касаются таких передовых для своего времени идей Бернардино, как понимание денег как потенциального товара в торговых сделках, отношение

25 Nelson B.N. L'universalismo medievale e il duplice comandamento deuteronomico//Ibid.

26 Noonan J.T. Operazioni bancarie//Ibid.

27 Roover R.de. S.Bernardino of Siena and Antonino of Florence the Two Great Economic Thinkers of the Middle Ages. - Boston, 1967,

28 Guidi R.L. II dibattito sull'uomo nel Quattrocento. - Roma, 1998.

29 Gilchrist J. The Church.

30 Barbieri G. Op. cit.

31 Capitani O. Op. cit.

32 Nelson B.N. L'universalismo medievale.

33 Noonan J.T. Operazioni bancarie. к процентам, развитие понятия «капитал». Они дают высокую оценку концепциям Бернардино и Антонино Флорентийского, в силу их основательности, обилия аргументации.

Р. де Рувер в своей работе34 сравнивает экономические суждения Бернардино и его младшего современника Антонино, архиепископа Флоренции. Он рассматривает вопросы деловой этики, взгляд на установление цен и размер оплаты труда, на проблему ростовщичества. Автор делает вывод, что оба теолога внесли заметный вклад в развитие мировой экономической мысли. Ведь именно они развивали теорию стоимости, которая базировалась на понятиях редкости товара и его полезности, характеристиках одновременно объективных и субъективных.

В обстоятельном труде Р. Гвиди35, посвященном спорам о человеке в эпоху Кваттроченто, некоторое внимание уделено Бернардино. Автор подчеркивает, что сиенский проповедник внес заметный вклад в развитие экономической этики. Начиная с него, пишет Р. Гвиди, отношение к коммерции становится менее категоричным, чем раньше. Проповедник видел насущную необходимость в активном развитии торговли, оправдывал прибыль от нее. Одновременно Р. Гвиди, как и другие исследователи, отмечает неизменно присутствовавшее у Бернардино стремление исправлять современные ему обычаи и нравы.

Подобно Дж. Джилкристу, Р. Гвиди называет Бернардино одним из величайших экономистов эпохи.

Взгляды Бернардино на брак и семью затрагивают в своих работах К. Мезини36, М. Агости37.

К. Мезини38 отмечает необыкновенную близость проповедника к

34 Roover R.de. S.Bernardino of Siena and Antonino of Florence the Two Great Economic Thinkers of the Middle Ages. - Boston, 1967.

35 Guidi R.L. Op. cit.

36 Mesini C. Op. cit.

37 Agosti M. La pedagogia di S.Bernardino da Siena// San Bernardino da Siena. Saggie e ricerche pubblicati nel guinto centenario della morte (1444-1944) - Milano, 1945. P.426-443.

38 Mesini C. Op. cit. городской среде и хорошее знание ее нравов, обычаев, характера повседневной жизни. Исследователь подчеркивает, что главными угрозами для института семьи в 15 веке были содомия и женская страсть к роскоши, «съедавшая» семейный бюджет.

М. Агости39 останавливает свое внимание на трех аспектах в концепции воспитания сиенского проповедника: на семейном, социальном и политическом воспитании. Причем в первый вид воспитания, который нам наиболее интересен, исследователь включает, по сути, этику семейных отношений Бернардино.

Глубокий анализ искусства проповеди Бернардино дает в своей работе Г. Кантини40. Он рассматривает различные приемы сиенского оратора, такие, как использование простонародных оборотов речи, включение в рассказ примеров (в том числе из собственного опыта сиенца), исторических фактов, басен, апологов. Он подчеркивает, что richiami personali (рассказы из своего опыта) из итальянских проповедей могут служить ценным источником биографических сведений о Бернардино. Исследователь также останавливается на дискуссии, имевшей место в средние века, о допустимости включения в проповедь шутливых историй, басен. Он называет в числе противников этого приема Убертино Казальского, Бартоломео Пизанского, а в числе сторонников (помимо Бернардино) -Сервасанто да Фаэнца, Джакомо да Витри.

Г. Кантини подчеркивает, что он сознательно исследует именно 1е prediche volgari, а не латинские sermoni, так как только итальянские проповеди, по его мнению, представляют собой истинные речи Бернардино. И хотя эти тексты были записаны другим человеком, исследователь отмечает их точность и достоверность.

39 Agosti М. Op. cit.

40 Cantini G. S.Bernardino da Siena perfetto predicatore// San Bernardino da Siena. Saggie e ricerche pubblicati nel guinto centenario delta morte (1444-1944). - Milano, 1945.

Дж. Тирабоски41, Ф. Монье42 уделяют некоторое внимание личности Бернардино. Дж. Тирабоски пишет об отношении современников к деятельности сиенца, о высокой оценке его красноречия у одних гуманистов и критике его у других (Франческо Филельфо, Поджо Браччолини). Ф. Монье приводит факты из биографии Бернардино, а также сопоставляет народную культуру эпохи Кваттроченто и гуманизм.

Определенный интерес для нас представляют реферативные сборники, посвященные зарубежным исследованиям средневековой и ренессансной культуры, в том числе обыденного сознания. Они знакомят нас с пока еще недоступными трудами иностранных авторов. Из числа подобных публикаций можно выделить рефераты работ К. Эриксона43, Р. Фоссье44 об отношении к женщине в изучаемую эпоху, Ж. Jle Гоффа45, Ж.-Л. Фландрен46 о понимании брака и семьи, П. Больони47, Р. Манселли48 о народной культуре эпохи.

Некоторые из общих работ оказались полезны нам для характеристики экономического и социального положения в Италии в эпоху Бернардино, а также для уяснения исторических процессов формирования отношения средневекового общества к женщине, браку и семье, к торговле и купцу, к ростовщичеству. Среди отечественных исследований это работы А.Я. Гуревича, М.А. Гуковского, М.Л. Абрамсон, О.Ф. Кудрявцева, А.Д. Роловой,

41 Tiraboschi G. Storia della letteratura italiana. T.VI, pars.2. Modena, 1776.

42 Монье Ф. Опыт литературной истории Италии 15 века: Кваттроченто. - СПб., 1904.

43 Эриксон К. Средневековые видения: Очерки истории и восприятия// Идеология феодального общества в Западной Европе: проблемы культуры и социально-культурных представлений средневековья в современной зарубежной историографии. - М., 1980.

44 Фоссье Р. Женщина и общество на средневековом Западе//Там же.

45 Гофф Ж. Ле. Переосмысливая средневековье: проблемы времени, труда и культуры в западноевропейском средневековом обществе//Там же; он же. Мир воображаемого в средние века//Культура и общество в средние века в зарубежных исследованиях. - М., 1990.

4 Фландрен Ж.-Л. Семья: родня, дом, секс при «старом порядке»//Там же.

47 Больони П. Народная культура в средние века: темы и проблемы//Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований. - М., 1982.

48 Манселли Р. Народная религия средних веков: проблема методологии и истории// Идеология феодального общества в Западной Европе: проблемы культуры и социально-культурных представлений средневековья в современной зарубежной историографии. - М., 1980.

Т.Б. Рябовой, A.JI. Ястребицской, Ю.Л. Бессмертного и др.49 Среди зарубежных авторов назовем Дж. Луццато, Дж. Джилкриста, Д. Херлихи, К. Клапиш-Зубер, Дж. Балдвина, Б. Нельсона, Дж. Шумпетера и других50. Из переведенных иностранных работ укажем книги Я. Буркхардта, Э. Гарэна, Ж. ле Гоффа, Ф. И Дж. Гисов, Э. Фукса51.

Анализ историографии нашей темы позволяет сделать несколько выводов. В отечественной исторической литературе народная проповедь Бернардино Сиенского еще изучена недостаточно. Отдельные публикации последних лет затрагивают лишь некоторые аспекты его взглядов. В них в самом общем виде рассматриваются вопросы этики торговли, воззрения Бернардино на богатство, деньги и капитал, ростовщичество. Остаются без серьезного внимания исследователей такие вопросы, как денежные ссуды и их соотношение с ростовщичеством, государственные и частные займы, банковские операции в понимании Бернардино. Недостаточно изучена и его концепция справедливой цены. Отношение проповедника к торговле, купеческой и банковской деятельности также требует более обоснованных и взвешенных оценок исследователей.

49 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972; он же. Средневековый купец//Одиссей. 1990.-М.: Наука, 1990. С.98-101; Город в средневековой цивилизации Западной Европы. - М., 1999-2000. T.1-4; Словарь средневековой культуры /Под ред. А.Я. Гуревича.- М.: РОССПЕН, 2003. С.249; Ролова А.Д. Итальянский купец и его торгово-банковская деятельность в 13- 15 вв.// Средние века. Вып. 57,- М.: Наука, 1994. С.69-70; Рутенбург В.И. Очерк из истории раннего капитализма в Италии.- М.-Л., 1951; Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. - М., 1979; она же. Супруги, их родные и близкие в южноитальянском городе высокого средневековья (10-13 вв.)//Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. -M., 1996; Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения 14-15 вв. - M., 1977; Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980; Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново, 1999; Бессмертный ЮЛ. Брак, семья и любовь в средневековой Франции// «Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов 14-15 вв. -М., 1991 и др.

50 Luzzatto G. Breve storia economica dell'Italia medievale. Torino, 1975; Beuys B. Firenze nel Medioevo. Vita urbana e passioni politiche. - Milano, 2000; Gilchrist J. The Church.; Herlihy D. Medieval Housholds. -Cambridge, London, 1985; Klapish-Zuber C. Women, family and ritual in Renessance Italy. - Chicago, L., 1985; Id. La donna e la familia// L'uomo medievale/a cura di J. Le Goff. - Ban, 1989. P.321-349; King M.L. La donna del Rinascimento// L'uomo del Rinascimento/a cura di E. Garin. - Bari, 1989. P.273-327; Baldwin J.W. The medieval theories of the Just Price//Transactions of the American Philosophical society. Vol.49. P.4. Philadelphia, 1959; Nelson B.N. The idea of Usury. Princeton, 1949; Schumpeter J.A. History of Economic Analysis. - London, 1961.

51 Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения: опыт исследования. - М., 1996; Гарэн Э. Проблемы Итлальянского Возрождения; Гофф Ж. Ле. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992; Гис Ф., Гис Дж. Брак и семья в средние века/ пер. с англ. - М., 2002; Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. - M., 1993.

Необходимо более серьезно изучать социальные взгляды проповедника, в частности, его восприятие брака и семьи. Тем более, что в отечественной исторической литературе оно рассматриваются пока вне контекста конкретных явлений городской жизни 15 в. и существовавших тогда проблем семьи.

Зарубежная историография нашей темы более обширна, хотя и она не может удовлетворить исследователя полностью. Отметим, что каждый автор, как правило, останавливается на каком-то одном аспекте проповеди Бернардино и не рассматривает ее комплексно в контексте повседневной жизни итальянского города тех времен. Попытку такого подхода можно

С*) видеть, пожалуй, лишь у К. Мезини . Но и в рамках небольшой по объему его статьи невозможно рассмотреть должным образом весь комплекс проблем социальной и экономической жизни, которые Бернардино поднимал в проповеди.

Таким образом, современное состояние отечественной и зарубежной историографии лишь подтверждает актуальность изучения нашей темы.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является изучение народной проповеди Бернардино Сиенского в контексте жизни итальянского города 15 века.

В наши задачи входит:

1. выяснить отношение Бернардино к современным ему процессам в сфере торговли, банковского дела, выявить его восприятие денег, богатства, ростовщичества и других явлений экономической жизни Италии его эпохи;

2. проанализировать принципы этики коммерческой деятельности, которые он высказывал в проповеди;

3. рассмотреть взгляды проповедника на брак, семью, межполовые отношения, а также его понимание актуальных для 15 в. проблем, связанных с семьей и воспитанием детей;

4. в силу специфики народных проповедей рассмотреть их особенности, выделить те средства и приемы, которые использовал Бернардино для общения с аудиторией;

5. выявить степень традиционности и новаторства взглядов Бернардино; определить место его проповеди в культуре 15 в.

Изучение наследия Бернардино Сиенского, его экономических и социальных взглядов требует уделить внимание специфике его проповедей. Поскольку мы стремимся выявить его связь с народной культурой эпохи, взаимовлияние церковной и народной традиций в рамках его проповедей, то исследование особенностей их композиции, языка имеет для нас большое значение. Оно может помочь нам выявить степень близости Бернардино его аудитории, а также характер влияния, которое он на нее оказывал. И наоборот, это позволяет проследить т.н. «обратную связь», выявить, оказывали ли какое-то влияние на сиенского проповедника сами слушатели, их взгляды, суждения, потребности и интересы. Все это важно для исследования взглядов Бернардино в контексте особенностей реальной жизни итальянского города 15 в.

§2. Источниковая база исследования.

Тексты Бернардино сохранились до настоящего времени в двух видах -на итальянском и латинском языках. Из итальянских источников до нас дошли тексты 45 проповедей, прочитанных в Сиене в период с середины августа до конца сентября 1427 г. Они сохранились в записи одного из слушателей и почитателей Бернардино, стригальщика шерсти Бенедетто ди

52 Mesini С. La sociologia di San Bernardino.

Бартоломео53. Нанесенные на покрытые воском таблички54, эти тексты передают всю специфику живой речи проповедника.

Нам совсем немного известно о человеке, сохранившем в записи тексты проповедей Бернардино Сиенского. Но, несмотря на то, что он был «человеком из народа» (судя по роду его занятий), мы можем утверждать, что он был достаточно образованным. Ведь он сумел не только очень скрупулезно и точно стенографировать речи проповедника на простонародном итальянском языке. Он также фиксировал цитаты на латыни, которые довольно часто использовал Бернардино в своих проповедях. Конечно, это невозможно было сделать без собственного знания латинского языка.

Несмотря на то, что итальянские тексты дошли до нас в записи другого человека, их стенографическая точность позволяет нам получить целостное представление о взглядах проповедника. Г. Кантини подчеркивает, что tachigraphi (быстрые записи), которые практиковались в 15 в., были очень точными55. Поэтому сомневаться в полноте этого источника, видимо, не приходится. Кроме того, мы имеем прекрасную возможность подтвердить достоверность этих текстов, обращаясь к латинским источникам, записанным рукой самого Бернардино.

Отметим, что существуют также отдельно изданные «exempla», которые Бернардино довольно часто включал в проповедь56. Но, поскольку

53 Bernardino da Siena. Le prediche volgari di S. Bernardino da Siena, dette nella Piazza del Campo l'anno 1427. Siena, 1880-1888. V.l-3.

54 Специальные таблички для записей преходящего значения были созданы еще в античности. Сохранились многочисленные упоминания в источниках об их широком применении и в средние века. Таблички изготавливались из дерева или слоновой кости, затем по всей поверхности делалось углубление, которое заполнялось воском. Отсюда пошло их название - восковые или вощеные. Две таблички клали одну на другую воском внутрь, сбоку просверливали отверстия и с помощью шнурка соединяли вместе. Иногда соединяли три и более табличек, и такую книгу называли кодекс (codex). Нередко внешнюю сторону деревянных табличек обтягивали кожей. Восковые таблички использовали для счетов, черновиков, личной переписки, иногда также для записи торговых сделок или договоров аренды. Писали на них специальной палочкой из кости или металла. Поскольку на них помещали обычно записи преходящего значения, то долго их не хранили, так что до нас такого рода памятников дошло совсем немного. (Киселева Л.И. Письмо и книга в Западной Европе в средние века. СПб., 2003. С.24-27,40).

55 Cantini G. Op. cit. Р.229.

56 Novellette esempi morali e apologi di S. Bernardino da Siena, Bologna, 1868. все собранные в этом сборнике «рассказики» взяты из le prediche volgari, то ссылки в этой работе мы даем на названное выше издание итальянских проповедей.

Записи текстов итальянских проповедей были предшественниками латинских. Последние, хотя они и названы sermones (сочинения, беседы, послания), скорее представляют собой последовательно изложенный материал проповеди, значительно расширенный за счет ссылок на сочинения схоластов. Исследователи отмечают, что Бернардино создавал эти записи не для того, чтобы самому пользоваться ими. По просьбе своих учеников и почитателей он в 1433-1436 гг. упорядоченно изложил эти материалы в виде латинских sermones57.

Это, кстати, объясняет и тот факт, что в латинских сочинениях наблюдается «перекос» в освещении некоторых тем. Экономические вопросы изложены в них очень подробно, а проблемы брака и семьи - явно недостаточно. В «Проповедях о вечном Евангелии» (Sermones de Evangelio aeterno) о браке почти ничего нет. В «Проповедях на время поста о христианской религии» (Quaddragessimale de cristiana religione) им

58 посвящены всего несколько проповедей .

Возможно, Бернардино сознательно стремился изложить в латинских сочинениях отдельные темы, изучение которых требовало серьезной подготовки, знакомства со специальной литературой по экономике.

Первые издания латинских текстов были осуществлены уже в конце 15 в. До настоящего времени сохранились несколько таких публикаций59. Нам были доступны два издания: Quaddragessimale de cristiana religione и Sermones de Evangelio aeterno60.

57 Cantini G. Op. cit. P.229; Agosti M. Op. cit. P.427; S. Bernardino da Siena.(Introduzione)// Prosatori volgari del Quattrocento. Milano - Napoli, 1955. P.42; Католическая энциклопедия. T.l. M., 2002.

58 Bernardinus Senensis. Quaddragessimale de cristiana religione.- Basel, 1490; Id. Sermones de Evangelio aeterno. -Basel, 1490-1495.

59 Id. De contractibus et usuris. -Strassburg, 1474; Id. Quaddragessimale de cristiana religione.- Basel, 1490; Id. Sermones de Evangelio aetemo. - Basel, 1490-1495.

60 Id. Quaddragessimale de cristiana religione.; Id. Sermones de Evangelio aeterno.

В народных проповедях Бернардино рассматривал самые разные вопросы - религиозные, бытовые, нравственные, экономические, социальные, иногда политические (проблему преодоления раздробленности Италии, в частности). Он говорил об искусстве проповеди; две большие речи посвятил пороку содомии. Иногда он специально обращался к темам, которые были более интересны женщинам. Много внимания он уделял женской роскоши, приводя колоритные описания женских нарядов, которые можно было увидеть в его время на улицах итальянских городов. Обращаясь к мужчинам, Бернардино говорил о честной и неправедной торговле, приводил примеры того, как некоторые лавочники обманывают покупателей; призывал слушателей быть бдительными. Проповедник красочно описывал, как торговцы обвешивали или обсчитывали покупателя, растягивали ткань, чтобы искусственно удлинить ее или увлажняли товар, чтобы увеличить его вес. Бернардино рассматривал различные виды коммерческих сделок, в том числе ростовщические.

Темы, обсуждаемые проповедником, черпались из самой жизни средневекового города, отражая ее различные стороны. Героями его речей также часто были простые горожане и жители округи: лавочники и сапожники, монахи, аптекари и портные, крестьяне и владельцы таверн; мужчины и женщины, дети и старики. Так что познавательные возможности его народных проповедей весьма существенны. Их тексты могут пролить свет на многие явления городской жизни Италии 15 в.

Специфика нашего исследования, связанная с использованием двух разных видов источников, требует обоснования методики работы с ними. Тема диссертации объясняет, почему основным источником для нас служат итальянские проповеди. Подчеркнем, что именно они отражают не только весь колорит простонародной речи Бернардино, но и по своему содержанию охватывают большинство тем, интересующих нас в данной работе. Латинские sermones мы используем для подтверждения и более подробного изложения мыслей проповедника, высказанных им в le prediche volgari. Такой подход позволит обеспечить объективность анализа воззрений Бернардино, будет служить достоверности исследования.

Для изучения проповедей Бернардино в контексте воззрений его эпохи мы постарались привлечь в качестве дополнительного источника отдельные сочинения его современников - гуманистов (Поджо Браччолини, JI. Б. Альберти, М. Пальмиери, Марсилио Фичино), итальянских купцов (Паоло да Чертальдо, Бонаккорсо Питти), некоторых других проповедников (Джованни Доминичи)61.

Авторы этих произведений нередко затрагивали те же темы, что и Бернардино. Они обсуждали проблемы семьи, воспитания младенца (в частности, грудного вскармливания), отношение к богатству. Сопоставление их взглядов на те или иные проблемы, а также тем, которые обсуждались, позволит нам обогатить свое представление о месте сиенского проповедника в современной ему культуре Италии.

Личность Бернардино Сиенского. Бернардино был одним из ярчайших деятелей Италии эпохи Кваттроченто. Некоторые исследователи называют его «самым лучшим экономистом средних веков» и «одним из числа величайших экономистов всех времен» . Другие подчеркивают, что в « 15 в. он был знаменит, пожалуй, не меньше, чем многие представители культуры Ренессанса63.

Примечательно, что к Бернардино с уважением и любовью относился

61 Браччолини Поджо. Фацеции. - М., 1984. С.78-79; он же Застольный пир о жадности, расточительстве, о брате Бернардино и других проповедниках//Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (15 в.). - М„ 1985; Альберти Л. Б. О семье// Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. - М., 1996; Palmieri М. Vita civile. - Firenze, 1982; Фичино Марсилио. В чем состоит счастье, какие оно имеет ступени, о его вечности // Опыт тысячелетия. С.442-450; Чертальдо Паоло да. Книга о добрых нравах // Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах. - М., 1996. С. 321-370; Питти Бонаккорсо. Хроника. - М., 1972; Доминичи Дж. Наставления в семейных делах // Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2х тт. Т.2. С.262-284.

62 Gilchrist J. L'applicazione pratica delle teorie. P.170; Roover R.de. S.Bernardino of Siena and Antonino of Florence.

63 Краснова И.А. Образ жизни и строй чувств женщин. С.65. не только простой народ, но и многие гуманисты. Его красноречием и убедительностью восхищались Франческо Барбаро, Бернардо Джустиниани, Амброджио Траверсари. Бартоломео Фацио писал: «Сиена снискала /себе/ немало славы /деятельностью/ Бернардино, теолога и философа. .Он был человеком красноречивым и искусным в рассуждениях, обладал невероятной памятью и столь изящной манерой говорить, что никогда не вызывал у слушателей чувства пресыщения. .Он оказал помощь и поддержку душам многих людей»64. Леонардо Бруни в одном из писем благодарил Бернардино за его проповеди - «Божественные трапезы, которыми нельзя насытиться»65. Даже Поджо Браччолини, который весьма нелестно, едко и насмешливо отзывался о деятельности народных проповедников, вынужден был признать ораторское мастерство Бернардино66.

Бернардино Сиенский - отпрыск древнего итальянского рода. Он родился 8 сентября 1380 г. в провинции Сиены Масса Мариттима в знатной дворянской семье Бертольдо Альбицески67. В возрасте шести лет Бернардино остался сиротой, и с этого времени воспитывался в семье дяди и тети. Достаточно рано он почувствовал призвание к монашеской жизни, и на семнадцатом году жизни, раздав свое имение бедным, он вступил в одно из религиозных братств.

Будущий проповедник получил хорошее, вполне средневековое образование. До 1399 г. интенсивно занимался изучением философии, права, теологии и Священного Писания, латинского языка. По некоторым источникам, Бернардино обучался в столь любимом им сиенском университете68. Однако этим его образование не ограничивалось. Некоторые

Цит. по: Tiraboschi G. Op. cit. P.365. Ту же цитату на латыни приводит Р. Гвиди: Guidi R.L. Op. cit. P. 1025.

65 S. Bernardino da Siena.(Introduzione)// Prosatori volgari del Quattrocento. P.41.

66 Поджо Браччолини. Застольный спор о жадности. С.73-107.

67 Сведения о биографии Бернардино см.: Bisticci V. da. Vite di uomini illustri del secolo XV. Firenze, 1859; A Documented History of the Franciscan Order (1182-1517). - Washington, 1944; Dizionario biografico degli italiani. V.9. - Roma, 1967; S. Bernardino da Siena.(Introduzione)// Prosatori volgari. P.41; Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т.1. - М., 1990; Католическая энциклопедия. T.l. М., 2002.

68 Католическая энциклопедия. исследователи приводят данные о том, что в юности он увлекался античной поэзией, в частности, лирикой Овидия69. Кроме того, есть сведения, что его наставником в искусстве риторики был гуманист Гуарино да Верона70.

По некоторым данным, во время чумы 1400 г. Бернардино ухаживал за

П 1 больными . В 1402 г. он перешел в орден францисканцев, а в 1417 г. начал жизнь странствующего проповедника.

Бернардино путешествовал с проповедями из города в город на ослике. Он объездил, таким образом, большую часть Италии - от Милана до Александрии, от Генуи до Бергамо, от Мантуи до Феррары, от Пьяченцы до Перуджи, гармонично включаясь в общественную жизнь города. Причем он стремился глубоко изучить нравы и обычаи тех мест, где он проповедовал. Есть сведения, что проповедник нередко сам отправлялся в среду городских ремесленников, чтобы непосредственно общаться с ними, изучать их нравы и наставлять в благочестии . Мезини утверждает, что Бернардино даже овладел несколькими рабочими специальностями: он был каменщиком, слесарем, портным, а также санитаром73.

В 1438 г. проповедник был назначен генеральным викарием ордена францисканцев-обсервантов. Находясь на этом посту, он смог заметно смягчить суровые разногласия между конвентуалами и обсервантами74. Но в 1442 г. Бернардино добровольно покинул эту должность и возвратился к своей любимой проповеднической деятельности.

В 40-х гг. 15 в. Бернардино переехал в Неаполитанское королевство, где умер в Аквилле 20 мая 1444 г. Шесть лет спустя папа Николай V его канонизировал.

69 Краснова И.А. Образ жизни и строй чувств женщин. С.65.

70 Tiraboschi G. Op. cit. Р.364; Буркхардт Я. Указ. соч. С.208.

71 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.

72 Mesini С. Op. cit. Р.348.

73 Ibid.

74 Обсерванты - течение во францисканском ордене, члены которого ратовали за строгое соблюдение первоначального устава ордена, особенно в вопросе сохранения приверженности идеалу бедности. Конвентуалы - сторонники более умеренного устава ордена.

Речи Бернардино были адресованы самой широкой аудитории. Проповедник стремился донести свои мысли до каждого слушателя, будь он бедным или богатым, торговцем, цирюльником или лавочником, мужчиной или женщиной. Его основная аудитория - жители итальянских городов и крестьяне городской округи, которые собирались на площади, чтобы послушать знаменитого оратора. Его проповеди пользовались большой популярностью, так что обычно слушателям не хватало места на городской площади.

§3. Характеристика развития итальянских городов в начале 15 в.

Анализ взглядов Бернардино невозможен без оценки характера и уровня развития городов Италии в его эпоху. Ведь именно город был той социальной средой, в которой протекала деятельность знаменитого проповедника, к жителям которого были обращены его речи. И темы его проповедей, так или иначе, касались различных вопросов городской жизни того времени.

Экономика Италии в 14 - 15 вв. бурно развивалась. Удачное сочетание ряда факторов способствовало выдвижению этой страны на первое место в экономической жизни Европы. Среди них можно назвать наличие большого количества городов, сохранившихся еще с римских времен, а также римских традиций в сфере товарно-денежных отношений. Большую роль сыграло выгодное географическое положение, позволившее Италии стать своеобразным мостом между Западом и Востоком. Полицентризм, открытость и динамичность общества, наличие папского двора как центра западноевропейской религиозной жизни исследователи также указывают в

ПС числе таких факторов . Экономическим успехам страны способствовала и

75 Ролова А.Д. Итальянский купец. С.62. довольно рано сформировавшаяся здесь купеческая ментальность76.

Отметим, что не вся страна была причастна к бурному экономическому развитию 14-15 вв. Речь идет только о северной ее части и севере центральной Италии. Особенно же подъем экономики коснулся Тосканы, наиболее урбанизированного и густонаселенного региона. Уже к 13 в. Милан, Сиена, Флоренция и другие города стали важными торговыми центрами.

В итальянских городах 14 - начала 15 вв. процветало производство шерстяных и шелковых тканей, бумаги, оружия, стекла, предметов роскоши77.

Главным центром текстильного производства являлась Флоренция, где были организованы сукнодельческие и, в меньшем объеме, шелковые мануфактуры. Их владельцы получали огромные прибыли. По словам хрониста Бенедетто Деи, в 1472 г. в «прекрасной Флоренции было 270 сукнодельческих мастерских (botteghe d'arte di Lana). производивших сукна для Рима, Флоренции, Сицилии, Марке, Неаполя, Турции, Константинополя, Перы, Адрианополя, Бурсы, Хиоса.», а также 83 мастерские по изготовлению дорогостоящих шелковых тканей, 33 банка, 44 ювелирных мастерских и 32 лавки по продаже шерстяных и шелковых отрезов78. Даже во второй половине 15 в., несмотря на сокращение производства по сравнению с 14 - началом 15 в., сукноделие продолжало оставаться ведущей отраслью флорентийской промышленности79.

Почти четверть всего населения Флоренции в этот период, так или иначе, была связана с выработкой сукон80. Причем в их производство вовлекались не только городские ремесленники, но и жители флорентийской округи. Весь процесс сукноделия обслуживало более 20 ремесленных

76 Краснова И.А. Деловые люди Флоренции. 4.1. С.ЗЗ, 36, 54-60.

77 Котельиикова Л.А. Феодализм и город в Италии в VIII - XV вв. - М., 1989. С.152; Mesini С. Op. cit. Р.363.

78 Брагина Л.М. Флорентийское сукноделие в 15 в.// Проблемы генезиса капитализма. - М., 1970. С.83.

79 Там же.

80 Абрамсон М.Л. Человек итальянского Возрождения. Частная жизнь и культура. - М. 2005. С. 180-181. профессий81.

Наряду с промышленностью быстрыми темпами развивалась торговля. О ее масштабах свидетельствует ассортимент товаров, которые предлагались покупателям. Например, у венецианского купца Пьетро Соранцо на складах или в пути находились следующие принадлежавшие ему товары: шелк-сырец, кожи, железо, свинец, олово, перец, гвоздика, мускатный орех, мед, воск, сахар, жемчуг. Масштабы развития торговли подтверждают и значительно участившиеся путешествия купцов в Китай, Индию, Персию82.

Венецианцы и генуэзцы отправлялись на Восток на кораблях, построенных на собственных верфях. Они вывозили оттуда пряности, красители, предметы роскоши (ковры, бархат, парчу, изделия из драгоценных камней и слоновой кости). Итальянские купцы также везли в Европу сырье (хлопок, шелк-сырец) и продовольствие (зерно, масло, вино). Причем часть привезенных с Востока товаров итальянцы везли дальше на Запад и продавали их на ярмарках в Шампани, Женеве, Лионе .

Купцы торговали не только собственными товарами, но и взятыми на комиссию. Широко была распространена бартерная торговля, что было обусловлено нехваткой денежных средств84.

Создавались различного рода торговые компании. Они представляли собой организацию купцов, занятых преимущественно внешней или крупной дальней торговлей. Прибыль в таких компаниях распределялась пропорционально вложенному партнерами капиталу85.

Активизировалась банковская деятельность. Характерной чертой времени стало соединение в руках одних и тех же предприимчивых людей торговой, промышленной и банковской функций. Так, флорентийские

81 Брагина Л.М. Флорентийское сукноделие в 15 в. С.91,96.

82 Mesini С. Op. cit. Р.363; Брагина Л.М. Итальянский гуманизм.С.34; Абрамсон М.Л. Человек итальянского Возрождения. С.182.

83 Ролова А.Д. Итальянский купец. С.63.

84 Там же. С.64.

85 Город в средневековой цивилизации. Т 2. С. 18. компании Барди и Перуцци успешно совмещали торговлю сукном и другими товарами и банковскую деятельность. Медичи - крупнейшие банкиры, кредитовавшие Флорентийскую республику, папскую курию, английскую корону, имевшие филиалы своего знаменитого банка во Фландрии, Испании, Англии, также принимали участие в крупной международной торговле, владели сукнодельческими и шелкоткацкими мануфактурами86.

С начала 15 в. купцы-банкиры практиковали страхование грузов. Они также предоставляли торговые кредиты, вели операции по обмену валют. Купцы-банкиры нередко принимали участие в городском управлении, были

87 попечителями церквей .

Даже перед небогатыми пополанами, жившими в самой гуще динамичной жизни итальянского города, нередко открывались заманчивые возможности. Горожане подчас становились свидетелями сказочно быстрого возвышения некоторых семейств. Так, Джованни Годжо, старьевщик, стал процветающим купцом, нажившись на сбыте флорентийских сукон в Неаполе и южноитальянского зерна - во Флоренции. Внук булочника Бенедетто ди Гуччо ди Дженнайо, переселившись во Флоренцию из маленького городка, сумел через некоторое время вступить в цех богатых сукноделов Лана и даже стать членом Флорентийского правительства88.

Нередко прибыль от торговой и банковской деятельности горожане вкладывали в земельные владения. И хотя городское землевладение существовало уже в 9 - 10 вв, во второй половине 14 - 15 вв. оно переживало «пик» своего развития. В набиравшее темпы «движение в деревню» в этот период активно включались не только крупные фамилии, но и средние пополаны. Причиной тому были не только соображения престижа, но и желание иметь базу для обеспечения продовольствием себя и своей семьи89.

86 Котелышкова Л.А. Феодализм и городв Италии в VIII -XV вв. С.152.

87 Noonan J.T. Operazioni bancarie. P. 131-133, 156; Ролова А.Д. Итальянский купец. С.62-68.

88 Абрамсон М.Л. Человек итальянского Возрождения. С.183.

89 Котельникова Л.А. Феодализм и город в Италии в VIII - XV вв. С.98-99.

Бурное развитие экономики оказывало существенное воздействие на ментальность горожан. Традиционные средневековые установки во многом трансформировались, что проявлялось в усилении меркантильного подхода к жизни и человеку. По сути, на бурные 14-15 вв. приходится формирование людей нового типа90. В Италии 15 в. уже были в ходу выражения такого рода: «человек, стоящий столько-то тысяч флоринов»91.

Подобное мышление «на купеческий манер», склонность видеть самые разные стороны действительности сквозь призму коммерческого расчета проявлялись буквально во всем. Даже у гуманистов апология богатства и предприимчивости сменила францисканский идеал бедности, которому гуманизм был привержен в 14 в.

Усиление «духа наживы», жажды обогащения нередко приводило к злоупотреблениям в коммерческой сфере, порождая желание получить прибыль любым способом. Активное развитие банковской деятельности, ограниченное, в то же время, церковным запретом на ростовщичество, отчасти способствовало появлению скрытых форм получение процента93.

Коммерциализация» мышления итальянцев 15 в., изменение традиционной ментальности, с одной стороны, и рост злоупотреблений в сфере торговли, с другой, - вот основные негативные явления в экономической жизни итальянских городов эпохи Кваттроченто. Неудивительно, что Бернардино уделял в проповедях столько внимания этике экономических отношений.

В политическом отношении 14 - 15 вв. для Италии были временем относительно широкого развития пополанской демократии городов-республик (хотя власть, в сущности, принадлежала верхушке пополанства)94.

90 Краснова И.А. Деловые люди Флоренции. 4.1. С.ЗЗ, 60; Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. - М., 1979. С. 16-23; Mesini С. Op. cit.P.363; Trugenberger A S. Op. cit. Р.138-139.

91 Город в средневековой цивилизации. Т2. С.74.

92 Кудрявцев О.Ф. Указ. соч. С.57.

93 Ролова А.Д. Итальянский купец. С.65.

94 Котельникова Л.А. Феодализм и город в Италии в VIII - XV вв. С.92.

Огромное значение имело стремление итальянских городов к политической самостоятельности Крупные города севера страны и Тосканы являлись самостоятельными городами-республиками, подчинившими себе не только сельскую округу, но и близлежащие мелкие городки. Тем не менее, в этот период прослеживаются и некоторые тенденции к централизации. В северных и центральных областях (хотя политическая раздробленность там и сохранялась) эта тенденция проявилась в том, что внутри городских республик происходила консолидация. Еще в конце 13 - 14 вв. это привело к образованию синьорий во главе с единовластным правителем; а в 15 в. здесь складываются своего рода территориальные княжества-принципаты. К середине 15 в. практически вся Центральная Италия (за исключением республик Лукки и Сиены) находилась под властью синьории Медичи (с 1532 г. герцогство Тосканское), а Северная Италия была поделена между герцогствами Ломбардия и Феррара, маркизатом Мантуя, республиками Венеция и Генуя95.

Характерной особенностью городской социальной структуры была пестрота и сложность имущественного, социального, профессионального состава населения. Большинство горожан были заняты в сфере производства и обращения товаров. Это были, прежде всего, ремесленники различных специальностей, которые сами сбывали свои собственные изделия. Значительную группу городского населения составляли торговцы. Причем самая немногочисленная прослойка - купцы-оптовики - занимали обычно ведущее положение в городе.

Значительная часть городского населения была занята обслуживанием производства, торговли, а также в сфере услуг: возчики, носильщики, повара, цирюльники, лодочники и многие другие. В городах также работали нотариусы и адвокаты, врачи и аптекари; все более расширялась прослойка чиновников (писцы, сборщики налогов, судьи).

95 Котельникова Л.А. Феодализм и город в Италии в VIII - XV вв. С.95-96.

Общественная жизнь итальянцев в этот период имела свои особенности. Если говорить о семейно-бытовой сфере, то здесь мы можем наблюдать следующие процессы.

К 15 в. супружеская пара, малая семья постепенно стала обретать некоторую автономию в системе родственных связей. Хотя, конечно, в этот период еще существовали большие семьи, фамильные кланы. Постепенно возрастала роль семьи в политической и хозяйственной жизни итальянского города, о чем свидетельствовали поднимавшиеся торгово-купеческие и банкирские дома (Медичи, Строцци)96.

Тема семьи была актуальна в 15 в. и привлекала к себе внимание представителей самых разных кругов городской среды. Ее активно обсуждали гуманисты, представители деловых кругов, авторы «домашних от „ хроник» и купеческих записок . В них рассматривался целый ряд вопросов, затрагивавших устои семейной жизни, нравственный климат внутри семьи (реальный и идеальный), взаимоотношения ее членов между собой, а также внешние связи фамилии с обществом и государством. «Семейные хроники» -один из ярких показателей развитого «семейного самосознания». Их авторы раскрывали достоинства семьи, воспевали семейную честь.

Различные сюжеты из жизни итальянского города 15 в. часто служили темами проповедей Бернардино Сиенского. Особенности городской жизни и запросы своей аудитории, состоявшей из купцов и лавочников, ремесленников и крестьян, ему приходилось учитывать при построении своих речей.

96 Гис Ф. и Дж. Указ. соч. С.287-288; Ревякина Н.В. Гуманистическое воспитание в Италии 14-15 вв. -Иваново, 1993. С.84-85.

97 Альберти Л. Б. О семье.; Palmieri М. Vita civile.; Чертальдо Паоло да. Книга о добрых нравах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Рыжкова, Наталья Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бернардино остро чувствовал самые насущные проблемы городской жизни своего времени и активно отзывался на них. А. Традженбергер совершенно справедливо отмечает, что «Бернардино — это суть всего комплекса вопросов, которые поднимала его эпоха»1.

Бернардино высказывал свое отношение ко многим современным ему процессам в экономической жизни города. В период бурного развития торговли в итальянских городах проповедник отстаивал мысль о необходимости ее поощрения, что было очень актуально. Причем Бернардино аргументировано доказывал, что торговля приносит ощутимую пользу не только самому купцу, но и всему обществу. Он даже настаивал на необходимости вложения в нее свободных денежных средств, причем даже в форме торгового кредита, что было ново. Бернардино отделил коммерческие ссуды от ростовщичества на том основании, что в торговле деньги приносят заслуженный доход, а ростовщик наживается, вовсе не трудясь. Одним из первых сиенский проповедник стал активно развивать понятие капитала.

Таким образом, у Бернардино мы находим новые по сравнению с его предшественниками - схоластами суждения и оценки. Отметим, что многие из его суждений по экономическим вопросам развивали его последователи, в частности, его младший современник Антонино Флорентийский.

При этом сиенский проповедник разделял и некоторые традиционные взгляды на проблемы экономической этики. Подобно другим христианским авторам, Бернардино, безусловно, осуждал ростовщичество. Он также настаивал, что конечной целью коммерции должна служить не нажива, а общая польза. Проповедник осуждал жадных людей, которые торгуют лишь ради ненасытной жажды обогащения. Он отстаивал мысль о подчинении коммерции иным, более весомым ценностям, в частности, желанию принести

1 Trugenberger A.E. Op.cit. Р.137. благо своей семье и способствовать процветанию своего города. Причем Бернардино видел в состоятельных купцах тот социальный слой, на который городские власти могут опереться, если понадобится (в том числе на их материальные ресурсы).

Проповедник призывал отдавать бедным излишки доходов, чем ориентировал купца на социально ответственное поведение. Он строго предостерегал от использования в торговле обмана, подделки товара и других дурных методов и приемов. По сути, Бернардино создал целую программу этики коммерческих отношений. Следуя ей, купец-банкир или мелкий лавочник даже в условиях растущего ажиотажа и духа наживы мог сохранить свою репутацию и быть достойным гражданином своего города, заслужив звание «buono mercante» (добропорядочного купца).

При обсуждении темы брака и семьи, межполовых отношений Бернардино был заметно более традиционен, чем в вопросах экономики. Он высказывал, как правило, характерные для христианских авторов мысли о ценности брака, о подчинении жены мужу. Однако акценты, которые ставил проповедник, позволяют нам выделить его из числа схоластов. Ведь основой семьи Бернардино считал любовь супругов, их взаимопонимание и поддержку; проповедник уделял этому особое внимание. Он отвергал насилие как средство воздействия мужа на жену, призывая мужчин вместо этого действовать нежными и теплыми словами. Достаточно демократично Бернардино решал вопрос о повторном браке вдов. Он, по сути, предоставлял самой женщине право оценить свои силы и выбрать приемлемый для нее путь.

Обсуждая вопросы брака и семьи в проповедях, Бернардино выбирал самые острые для городской жизни его эпохи моменты. Он обрушивался на страшный порок содомии, который не только разрушал семью как институт, но и мог способствовать сокращению численности населения итальянских городов. Он выступал против роскоши в одежде, столь разорительной для многих семей того времени. Говоря о воспитании детей, проповедник поднимал весьма актуальную для 15 в. тему передачи грудных детей кормилице.

Таким образом, Бернардино стремился максимально защитить семью от тех негативных влияний, которые имели место в его эпоху. Этим, кстати, в числе прочего можно объяснить его консерватизм в вопросах брака и семьи. В то же время проповедник отстаивал принципы этики семейных отношений, позволявшие создать крепкую семью, в которой царили бы любовь и согласие. Проповедник соединял в своих взглядах принципы христианской этики с прекрасным знанием и учетом современной ему ситуации.

Примечательно, что те же достаточно консервативные взгляды на семью, положение женщины отстаивали многие гуманисты и итальянские купцы. Этот факт единства мнений в некоторых вопросах особенно интересен, поскольку он позволяет нам получить более полное представление о развитии мысли в Италии 15 в.

Традиционность некоторых взглядов Бернардино не мешала им быть актуальными в его эпоху. Проповедник хорошо знал жизнь горожан, и общие суждения он старательно привязывал к их реальным нуждам. В то же время Бернардино черпал из христианской традиции те мысли, которые помогали решить насущные проблемы его слушателей. Поэтому значение его идей не определяется их новизной. Здесь нет, и не может быть «прогрессивности» в ее современном понимании. Скорее, можно считать его достоинством тот факт, что, сохранив нравственное содержание своей проповеди, он оставался авторитетным для своей аудитории.

Как видим, Бернардино - не консерватор. Он - современник, хорошо осведомленный и о реальных процессах в социальной жизни и экономике, о новых возможностях, и о самых острых проблемах и бедах эпохи. Ведь нам известно, что многие из тех проблем, которые он поднимал в проповедях, городские власти пытались решить на уровне законодательства. Так, в итальянских городах принимались законы против ростовщиков. Городские власти ограничивали роскошь в одежде и украшениях, запрещали содомию. Принимались также законы, ограничивавшие в правах холостяков, не желавших вступать в брак.

Степень новаторства или консервативности Бернардино в тех или иных вопросах, похоже, зависела от конкретной цели, которую он ставил перед собой. Он определял ее как искоренение пороков общественной жизни. Иными словами, проповедник стремился так высказаться по наиболее острым проблемам его времени, чтобы открыть перед слушателями пути их решения. И тогда, когда новые явления городской жизни могли принести пользу обществу, он одобрял их (как в случае с торговлей и торговым кредитом). Но если они порождали негативные последствия (ростовщичество, содомия, культ роскоши), он был непреклонен в отстаивании традиционных идей.

Поскольку речи Бернардино были адресованы самой широкой аудитории, то, чтобы быть ей близким и понятным, он применял в проповеди специальные методы. Он говорил на простонародном языке, использовал эффект диалога со слушателями, меткие выражения, жесты и мимику, часто приводил примеры или рассказывал целые истории. Нередко его выступления превращались в театрализованное действо - яркое, зрелищное, запоминающееся. Важно, однако, что, стремясь быть ближе к своим слушателям, проповедник подстраивал под их интересы лишь форму проповеди. Он никогда не жертвовал в угоду толпе содержанием своих наставлений.

В целом наше представление о культуре Возрождения становится более полным, когда мы обращаемся к изучению христианских авторов эпохи, в частности Бернардино Сиенского. Тем более, что он обсуждал в проповедях многие вопросы городской жизни того времени, которые гуманисты, как правило, обходили вниманием. Гуманисты рассматривали проблемы этики в целом; они обычно не затрагивали вопросов повседневной жизни. Сиенский проповедник, напротив, охотно обсуждал такие темы, как ростовщичество, этика торговли, отношения в семье.

И гуманисты, и Бернардино ставили целью выявить какие-то средства, которые помогли бы человеку и обществу в целом устоять, не скатиться к духу наживы, накопительства, сохранить достоинство и двигаться вперед в своем развитии. Главным аргументом в защиту торговли у Бернардино было общее благо, и эта мысль (кстати, активно развивавшаяся у схоластов) явно перекликается с идеями гражданского гуманизма. Но если гуманисты делали упор на воспитании через образование, то у проповедника на первом месте стоял христианский нравственный принцип, определявший кодекс поведения во всех сферах деятельности.

Бернардино был ближе к народу, чем представители гуманистической культуры. Он лучше знал городскую жизнь, и потому его этика видится более широкой (в плане охвата проблем) и более основательной.

Судя по тому, что выступления проповедника собирали толпы слушателей на площадях итальянских городов, красноречие Бернардино имело заметные результаты. Отметим также, что его характерные черты (простонародность, жизнерадостность, практичный характер его этики) очень соответствовали духу эпохи Кваттроченто.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Рыжкова, Наталья Анатольевна, 2006 год

1. Bernardino da Siena. Le prediche volgari di S. Bernardino da Siena, dette nella Piazza del Campo l'anno 1427. Siena, 1880-1888. V.l-3. Id. Dalle prediche volgari dette nella Piazza del Campo //Antologia della letteratura italiana. V.l. Warszawa, 1968.

2. Bernardinus Senensis. Quaddragessimale de cristiana religione.- Basel, 1490. Id. Sermones de Evangelio aeterno. Basel, 1490-1495. Bisticci V. da. Vite di uomini illustri del secolo XV. - Firenze, 1859. Gli uomini della penitenza.- Milano, 1977.

3. Novellette esempi morali e apologi di S. Bernardino da Siena, Bologna, 1868.

4. Palmieri M. Vita civile. Firenze, 1982.

5. Prosatori volgari del Quattrocento. Milano Napoli, 1955. P.41.

6. Альберти Л. Б. О семье// Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. -М., 1996. Браччолини Поджо. Фацеции. М., 1984.

7. Он же. Застольный пир о жадности, расточительстве, о брате Бернардино и других проповедниках//Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (15 в.). -М., 1985.

8. Доминичи Дж. Наставления в семейных делах // Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2х тт. Т.2. С.276. Новеллино. М., 1984. С.240-241. Питти Бонаккорсо. Хроника. - М., 1972.

9. Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов 14-15 вв.-М., 1991.

10. Фичино Марсилио. В чем состоит счастье, какие оно имеет ступени, о его вечности// Опыт тысячелетия. С.442.

11. Чертальдо Паоло да. Книга о добрых нравах // Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах. М., 1996. С. 321-370.1. ЛИТЕРАТУРА:

12. Абрамсон М.Л. Человек итальянского Возрождения: частная жизнь и культура. М., 2005.

13. Она же. От Данте к Альберти. М., 1979.

14. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995. Он же. Итальянское Возрождение и религия/Юдиссей. Человек в истории. 1992.-М., 1994. С.109-159.

15. Бессмертный Ю.Л. Брак, семья и любовь в средневековой Франции// «Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов 14-15 вв.-М., 1991.

16. Бойцов М.А. О весах и мерах// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4х тт. Т.2. М., 1999. С.30-33.

17. Больони П. Народная культура в средние века: темы и проблемы//Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований. ~М, 1982.

18. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения 14-15 вв.-М., 1977.

19. Она же. Средневековый город Италии// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4х тт. Т.1. М., 1999. С.42-60.

20. Она же. Семья, общество и государство в гуманистической концепции Л.Б. Альберти//Средние века. Вып.57.- М., 1994. С. 194-208.

21. Она же. Флорентийское сукноделие в 15 в.// Проблемы генезиса капитализма. -М., 1970. С.83-127.

22. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм: 15-18 вв. -М., 1986, 1988. Т.1-2.

23. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения: опыт исследования. -М., 1996.

24. Веселовский А.Н. Противоречия итальянского Возрождения//Веселовский

25. А.Н. Собрание сочинений. Т.4. Вып.1. СПб., 190.

26. Гис Ф., Гис Дж. Брак и семья в средние века/ пер. с англ. М., 2002.

27. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4х тт. Т. 1-4. М.,1999.

28. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

29. Гофф Ж. Ле. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

30. Он же. Мир воображаемого в средние века//Культура и общество в средниевека в зарубежных исследованиях. М., 1990.

31. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990.

32. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

33. Он же. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

34. Он же. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.,1990.

35. Он же. Средневековый купец//Одиссей. 1990.- М., 1990.

36. Гусарова Т.П. Город и деревня Италии на рубеже позднего средневековья. -М., 1983.

37. История Италии. В 3 тт. Т. 1.- М., 1970. Католическая энциклопедия. Т.1. М., 2002.

38. Киселева Л.И. Письмо и книга в Западной Европе в средние века. СПб., 2003.

39. Котельникова Л.А. Феодализм и город в Италии в 8-15 вв. М., 1987. Краснова И.А. Брак и семья в городе: Флоренция 14-15 вв.// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4х тт. Т.1. - М., 1999. С.213-220.

40. Она же. Деловые люди Флоренции 14-15 вв. 4.1-2. М. - Ставрополь, 1995. Она же. Деловой человек Флоренции: занятия, круг общения, общественное сознание// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4х тт. Т.2.-М., 1999. С.101-117.

41. Она же. Доминиканские и францисканские проповедники 13-15 вв. об этике городских деловых отношений//Средневековый город. Вып.4. Саратов, 2000.

42. Она же. Образ жизни и строй чувств женщин в итальянских проповедях эпохи раннего Возрождения// Человек в культуре Возрождения. М., 2001. С.65-78.

43. Кудрявцев О.Ф. Жажда наживы и религиозное благочестие (о принципах хозяйственного мышления в средние века)// Экономическая история. Проблемы. Исследования. Дискуссии. М., 1993. С 36-62.

44. Монье Ф. Опыт литературной истории Италии 15 века: Кваттроченто. СПб., 1904.

45. Репина Л.П. Население городов// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4х тт. Т.1. М., 1999. С. 169-213.

46. Ревякина Н.В. Гуманистическое воспитание в Италии 14-15 вв. Иваново, 1993.

47. Ролова А.Д. Итальянский купец и его торгово-банковская деятельность в 1315 вв.// Средние века. Вып. 57.- М., 1994. С.62-74.

48. Она же. Торговое делопроизводство: бухгалтерия, торговые книги, переписка// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4х тт. Т.2.-М., 1999. С.26-30.

49. Сванидзе А.А. Средневековые города Западной Европы: некоторые общие проблемы// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4х тт. Т.1.-М., 1999. С.9-41.

50. Он же. Торговля и купечество: контуры «общественного обмена веществ» западноевропейского средневековья// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4х тт. Т.2. М., 1999. С.8-26.

51. Фландрен Ж.-JI. Семья: родня, дом, секс при «старом порядке»// /Идеология феодального общества в Западной Европе: проблемы культуры и социально-культурных представлений средневековья в современной зарубежной историографии.-М., 1980.

52. Ястребицкая А.Л. Проблема взаимоотношения полов как диалогических структур средневекового общества в свете современного историографического процесса//Средние века. Вып.57.- М., 1994. С. 126-136.

53. Agosti М. La pedagogia di S.Bernardino da Siena// San Bernardino da Siena. Saggie e ricerche pubblicati nel guinto centenario della morte (1444-1944). -Milano, 1945.

54. A Documented History of the Franciscan Order (1182-1517). Washington, 1944.

55. Baldwin J.W. The medieval theories of the Just Price//Transactions of the

56. American Philosophical society. Vol.49. P.4. Philadelphia, 1959.

57. Barbieri G. Le dottrine economiche medioevale//Citta mercanti dottrinenell'economia europea dal 4 al 18 secolo. Milano, 1964.

58. Beuys B. Firenze nel Medioevo. Vita urbana e passioni politiche. Milano, 2000.

59. Cantini G. S.Bernardino da Siena perfetto predicatore// San Bernardino da Siena.

60. Saggie e ricerche pubblicati nel guinto centenario della morte (1444-1944).1. Milano, 1945.

61. Capitani О. Sulla questione dell'usura nel Medio Evo//L'etica economicamedievale. Bologna, 1974. P.23-46.

62. Dizionario biografico degli italiani. V.9. Roma, 1967.

63. Garin E. Educazione umanistica in Italia. Roma-Bari, 1975.

64. Он же. L'uomo del Rinascimento// L'uomo del Rinascimento/a cura di E. Garin.1. Bari, 1989. P. 1-12.

65. Gilchrist J. L'applicazione pratica delle teorie// L'etica economica medievale. -Bologna, 1974. P.159-188.

66. Gilchrist J. The Church and Economic Activity in the Middle Ages. New York, 1969.

67. Goff J.Le. L'uomo medievale// L'uomo medievale/a cura di J. Le Goff. Bari, 1989. P.l-38.

68. Guidi R.L. II dibattito sull'uomo nel Quattrocento. Roma, 1998.

69. Herlihy D. Medieval Housholds. Cambridge, London, 1985.

70. King M.L. La donna del Rinascimento// L'uomo del Rinascimento/a cura di E.

71. Garin.-Bari, 1989. P.273-327.

72. Klapish-Zuber C. La donna e la familia//L'uomo medievale/a cura di J. Le Goff. -Bari, 1989. P.321-349.

73. Nelson B.N. The idea of Usury. Princeton, 1949.

74. Он же. L'universalismo medievale e il duplice comandamento deuteronomico// L'etica economica medievale. Bologna, 1974. P.47-68.

75. Noonan J.T. Operazioni bancarie// L'etica economica medievale. Bologna, 1974. P.131-158.

76. Он же. Prestito professionale е istituzionale// L'etica economica medievale. -Bologna, 1974. P. 189-210.

77. Roover R.de. S.Bernardino of Siena and Antonino of Florence the Two Great Economic Thinkers of the Middle Ages. Boston, 1967.

78. Rossiaud J. II cittadino e la vita di citta// L'uomo medievale/a cura di J. Le Goff. -Ban, 1989. P. 157-200.

79. Sapori A. II giusto prezzo nella dottrina di S.Tommaso e nella pratica del suotempo //L'etica economica medievale.P.95-130.

80. Schumpeter J. A. History of Economic Analysis. London, 1961.

81. Symonds J. Renaissance in Italy. P. 1-2. P.l. London, 1909.

82. Tenenti A. И mercante e il banchiere// L'uomo del Rinascimento/a cura di E.

83. Garin. Ban, 1989. P.205-236.

84. Tiraboschi G. Storia della letteratura italiana. T.VI, pars.2. Modena, 1776. Trugenberger A S. Bernardino da Siena. Considerazioni sullo sviluppo dell'etica economica cristiana nel primo Rinascimento. - Roma, 1951.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.