Национальная идея как предмет социально-философского анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Щукина, Раиса Ивановна

  • Щукина, Раиса Ивановна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Пермь
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 178
Щукина, Раиса Ивановна. Национальная идея как предмет социально-философского анализа: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Пермь. 2002. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Щукина, Раиса Ивановна

Введение.2

Глава I. Национальная идея как социально-философская проблема.

§ 1. Философская категория «идея» - ключ к философскому осмыслению понятия национальная идея».11

§ 2. Национальная идея как этносоциальный тип идеи.24

§ 3. Аксиологические аспекты социально-философского осмысления национальной идеи в целостности общегосударственного, национального и индивидуально-личностного проявления.49

Глава II. Русская идея как предмет философского исследования в отечественной философской мысли.80

§ 1. Истоки и становление русской идеи.80

§ 2. Концептуальный анализ русской идеи в философском наследии

Вл. С. Соловьева и Н. А. Бердяева.103

§3. Современные социально-философские интерпретации национальной идеи и возможные перспективы ее развития на фоне мировых тенденций

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальная идея как предмет социально-философского анализа»

Актуальность темы исследования. О национальной идее сказано и написано особенно в последнее время так много, что изобилие текстов уже даже начинает мешать пониманию главного. Многочисленность публикаций по поводу национально-государственной идеи России приводит некоторых авторов к мысли, что эта идея не имеет философских оснований и сводится к национальной мифологии.

Однако с этим нельзя согласиться. Социальная трансформация российского общества, начавшаяся в 90-е годы прошлого века, актуализирует исследуемую проблему именно как социально-философскую по ряду факторов. Во-первых, среди множества причин, объясняющих неудачи первого этапа модернизации российского общества, меньше всего привлекает внимание ученых духовно-теоретическая неподготовленность общества к поистине революционным преобразованиям. Конечно, реформам 90-х годов предшествовала горбачевская перестройка. В целом же сфера представлений о высших целях, историческом возможном и должном оставалась инвариантной. Россия, в отличие, например, от Франции XVIII в., приступила к преобразованиям, так и не выработав соответствующего мировидения, системы новых идейных и духовно-нравственных ориентиров, которые делали бы понятными именно для широких слоев населения общественно-политические перемены, соотносили бы их с императивами современности, с ходом предшествующего развития страны, открывали бы дорогу ценностям, соответствующим духу времени XXI века. Во-вторых, обостренное внимание к цивилизационному статусу страны обуславливает необходимость определения так называемого духовного ядра российской цивилизации, философские основания и форму выражения которых необходимо осмыслить. Никогда ранее цивилизационный статус нашей страны не обсуждался так остро, как в настоящее время.11 Сегодня на

1 См.: Ионов И.Н. Парадоксы российской цивилизации// Общественные науки и современность. 1999, № 5. С. 115. повестку дня поставлены вопросы о самоопределении страны в специфических социокультурных и исторических условиях в контексте социального времени. И дело здесь не в «особости» исторического пути России (путь любой страны является в этом смысле особым). А в том, что каждый народ, страна выбирают свою дорогу, учитывая характер и траекторию прошлого и предстоящего развития, новые условия в мире, а у нас - и попытку его неоднократной коррекции в прошлом веке.

Актуальность проблемы в практическом плане определяется тем, что на фоне усиления тенденций национального самоопределения проявились центробежные сепаратистские устремления этнополитических сил, ставящих свои амбиции выше государственных интересов. В связи с чем возникает противоречие, разрешить которое представляется возможным лишь при условии социально-философского анализа его природы. С одной стороны, о правах наций, этносов заявляется на всех уровнях: «Этнос имеет святое право на свой образ жизни, данный через культуру».2 С другой - существует реальная угроза целостности России. Поэтому национальную идею мы исследуем как важнейшую компоненту российского государственного строительства на современном этапе, основополагающее: понятие в сфере государственной национальной политики, обуславливающее необходимость социально-философского анализа национального вопроса и создание научной системы прогнозирования межнациональных отношений адекватно требованиям времени.

Вместе с тем это обстоятельство отнюдь не умаляет значения разработки ценностных ориентиров личности и обуславливает исследование еще одного важнейшего, но не получившего в научной литературе достаточного освещения тезиса о роли духовно-нравственных ценностных начал как конкретных проявлений национальной идеи в личностном становлении человека.

2 Ильин В.В. Политология. Учебник для вузов. М., Книжный дом. «Университет», 1999. С. 529.

В теоретическом плане специалисты конкретно-научных социальных и гуманитарных областей знания проделывают значимую исследовательскую работу и даже выходят на междисциплинарный уровень изучения данной темы. Однако остро ощущается нехватка работ, обладающих должной философской целостностью, осмыслением преемственности трактовки национальной идеи в отечественной философской традиции, глубиной и масштабностью познания.

Степень разработанности проблемы Одними из первых осуществили самую общую научно-теоретическую разработку национальной проблематики, включая понятия смысла назначения и существования наций и народов, немецкие мыслители - И. Фихте, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Ницше, Г. Риккерт; англичанин Дж.С. Милль; французы - Э. ■ Дюркгейм, Э. Ренан; отечественные мыслители славянофильской школы — А. С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы, Н.Я. Данилевский, Ю.Ф. Самарин; западники - В.Г. Белинский, А.И. Герцен, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, а также не примыкавшие ни к первым, ни ко вторым - П.Я. Чаадаев, М.А. Бакунин, B.C. Соловьев, П.Л. Лавров и другие. Для XX века характерна активизация внимания науки к данной тематике. Общеметодологические и социально-философские аспекты национальных проблем изучают в это время немецкие мыслители К. Каутский, О. Шпенглер, К. Ясперс; испанский философ X. Ортега-и-Гассет, английский историк А. Тойнби, наш соотечественник, а затем американский социолог П. Сорокин.

Тема национальной русской идеи, по существу, стала классической для русской философии XX века. К ней в той или иной степени обращались многие известные русские мыслители. Причем в этот период отчетливо выделяется два направления. Первое, преимущественно религиозно-философское, продолжающее традиции XIX века, представлено именами П.И. Новгородцева, Е.Н. и К.Н. Трубецких, С.Н. Булгакова, Вяч. Иванова, В.В.

Зеньковского, Л.П. Карсавина, П.Б. Струве, С.Л. Франка, Г.П. Федотова, Г.Г. Шпета и других. Второе представлено сторонниками марксизма - Г. Плехановым, А.В. Луначарским и рядом современных отечественных философов.

По причине неоднозначности трактовок смысла национальной русской идеи отечественными мыслителями их условно можно разделить на две группы. Первые провозглашают достижение высоких нравственных идеалов через осмысление русской идеи. К ним можно отнести Ф.М. Достоевского, B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина. Из наших современников - B.C. Глаголева, Маслина, М.В. Раца и многих других. Во второй группе те, кто считает русскую идею идеологией русского империализма, - Д.С. Мережковский, И.Л. Солоневич. Из современных исследователей эту группу представляют Д.В. Драгунский, А.Л. Янов. Конкретно-научным, общетеоретическим, философским изучением данного вопроса активно занимаются представители многих дисциплин. И хотя в силу специфики самого предмета, охватывающего все стороны общественной жизни, отнесение того или иного исследователя к конкретному научно-философскому направлению представляется весьма условным (многие работают в нескольких направлениях), в диссертации выделены основные проблемные блоки в его изучении.

Итак, преимущественно социологические аспекты проблемы исследуют Арутюнян Ю.З., Галиев Г.Т., Здравосмыслов А.Г., Ирназаров Р.И., Кудрин А.В., Тадевосян Э.В. и другие. Социально-политические ее аспекты оказываются в центре внимания Бугая Н.Ф., Вдовина А.И., Зорина В.Ю., Казимова А.К., Моисеева Н.Н., Никонова А.В., Осипова Г.В., Тавадова Г.Т. и других. Социально-психологическое направление проблемы разрабатывают Баранов Е.Г., Зарипов А .Я., Иорданский В.Б., Михайлов В.А., Трофимов В К., Хабибуллин К.Н. и другие. Междисциплинарные и антропологические аспекты проблемы изучают Баграмов Э.А., Губогло М.Н., Дубова Н.А., Иванов

В.И., Кузеев Р.Г., Миллер А.И., Тишков В.А., Торукало В.П. и другие. Общетеоретической и социально-философской разработкой вопроса занимаются в последнее десятилетие Абдулатипов Р.Г., Вальков А.А., Валеев Д.Ж., Глаголев B.C., Гулыга А.В., Гусейнов Г.И., Железняк В.Н., Здравомыслова О.М., Кайдалов В.А., Карасев JI.B., Катасонов В.Н., Кобылянский В.А., Межуев В.М., Руткевич М.Н., Сабиров В.Ш., Сагатовский В.Н., Соина О.С., Троицкий Е.С. и другие. Аксиологические, в том числе мировоззренческие, аспекты проблемы в центре внимания Ахиезера А.С., Библера B.C., Громова М.Н., Калашниковой Е.М., Кондакова Б.В., Малинина В.А., Писманика М.Г., Семенова В.Л., Черных В.Ю., Тагирова И.Р. и других.

И все же, несмотря на обилие имеющейся специальной литературы, в трактовке национальной идеи наблюдается абсолютизация политологических аспектов ее проявления и отсутствие должной философской концептуализации. В связи с чем ясно обозначилась задача более глубокого и целостного исследования философских оснований национальной идеи, выявления ее генезиса в контексте отечественной философской мысли, осмысления ее аксиологических проявлений, соотнесения сущности понятия русской идеи с понятием национальной идеи как некоего основания существования и развития государства, нации, личности. Необходим интеграционный подход, включающий исследование культурного, духовно-нравственного, смысложизненного проявления национальной идеи.

Общетеоретическим и методологическим аспектам социально-философских оснований национальной идеи в целом и русской идеи, в частности, в диссертации уделяется главное внимание.

Объектом диссертационного исследования является национальная идея как социокультурный феномен, обеспечивающий целостность системы духовно-нравственных идеалов и императивов отдельных этносов и России в целом.

Предметом исследования - социально-философский анализ сущностного, в том числе аксиологического содержания, структуры национальной идеи в контексте отечественной философской мысли.

Целью исследования выступает социально-философское обоснование и осмысление концептуальных подходов к национальной идее как к социально-философской проблеме и социокультурному феномену в контексте социально-философского знания.

Реализация данной цели представляется возможной при решении более конкретных задач:

• философской рефлексии понятия «идея» в его целостном проявлении;

• социально-философского и философско-исторического исследования проблем генезиса, онтологических и гносеологических предпосылок национальной идеи;

• социально-философского анализа взаимообусловленности национальной и русской идеи в процессе этносоциального развития народов России в современную эпоху;

• прогностического исследования эволюции национальной идеи и определения возможных перспектив использования ее методологического и содержательно-концептуального потенциала в социальной практике.

Методологическую основу исследования составляют системно-интегральный, ценностный и компаративистский подходы, а также концептуальные идеи философии всеединства Вл. С. Соловьева и его школы (идея целостности знания и идея соборности). В рамках предложенных подходов используются общефилософские принципы единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, методы аналогии, анализа и синтеза, диалога и полилога.

Источниками диссертации являются философские, конкретно-научные, междисциплинарные и другие исследования и произведения, в которых в той или иной мере рассматриваются духовно-нравственные аспекты этносоциального развития и межкультурного взаимодействия народов России. Особую ценность для диссертации представляют идеи М.М. Бахтина, разработавшего концепцию межличностного и межкультурного диалога. В качестве источников используются и статистические материалы, результаты социологических исследований, проведенных в сфере межнациональных отношений в Западно-Уральском регионе. Использован опыт работы диссертанта в реализации национальной политики в Пермской области на современном этапе.

Научная новизна диссертации заключается в том, что:

1. исследованы социально-философские основания и философско-исторические проблемы генезиса и сущности национальной идеи в целостности государственного, национального и индивидуально-личностного проявления;

2. осмыслены и обобщены философские основания национальной и русской идеи с учетом современных мировых тенденций развития, сформулирован и раскрыт тезис их взаимообусловленности;

3. обосновано проявление национальной идеи как этносоциального типа в соответствии с особенностями национального самосознания, проявляющимися в менталитете и исторической памяти;

4. выявлены преемственность концептуальных подходов в социально-философском осмыслении содержания русской идеи в отечественной философской мысли, ее онтологические и гносеологические предпосылки в оценке философов всеединства;

5. сформулировано и развернуто прогностическое предположение о перспективах развития национальной идеи в аксиологическом плане как движения человечества к возможному всеединству на основе сочетания общечеловеческих ценностей и этнокультурных особенностей стран и народов.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что оно, во-первых, подводит определенный итог всего предшествующего периода в социально-философском исследовании национальной идеи как одного из сложнейших философских понятий; во-вторых, позволяет в определенном смысле осознать национальную идею и как частное ее проявление - русскую идею как социокультурный феномен, с одной стороны, способствующий этносоциальному развитию народов, населяющих Россию, с другой -обеспечивающий целостность России как государства, а также определяющий перспективы «вписывания» Российской Федерации в мировой цивилизационный процесс.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее материалов и выводов в трех главных направлениях:

• для разработки научно-философских основ государственной национальной политики, в том числе на региональном уровне для обоснования теоретических и методологических оснований деятельности властных структур, общественных организаций в межнациональной сфере;

• в деятельности научно-исследовательских учреждений организаций, осуществляющих мониторинг и социальное прогнозирование современного российского общества;

• для разработки и реализации конкретных путей модернизации современного образования, в том числе в преподавании учебных курсов по социальной философии, философии истории, этнологии.

Апробация работы. Результаты исследования изложены автором в 11 публикациях, а также на научно-практических конференциях различного уровня и научных семинарах по вопросам национальной политики и этносоциального развития народов Прикамья. Идеи диссертации

10 использовались в администрации Пермской области при обосновании основных направлений государственной национальной политики на региональном уровне, при разработке и реализации областной целевой комплексной программы гармонизации национальных и межнациональных отношений народов Прикамья на 1999-2003 годы.

Основные его положения отражены в дипломной работе автора при профессиональной переподготовке преподавателей философии в Уральском государственном университете (Пермский филиал ИППК).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (шесть параграфов), заключения, списка использованной литературы, включающего 335 источников. Общий объем текста - 179 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Щукина, Раиса Ивановна

Заключение

Конец века стал для нашей страны временем глубочайшего социально-психологического и духовно-нравственного кризиса. В такие моменты истории, когда рушатся казавшиеся незыблемыми устои человеческого существования, человек испытывают острую потребность в самоидентификации, т.е. в осознании новых жизненных реалий и осмыслении своего положения во вновь формирующейся социальной системе. Каждый из нас осознает необходимость разрешения смысложизненных вопросов на новом витке социального развития. Общество не в состоянии нормально существовать, не имея ценностных ориентиров своего развития. Эти обстоятельства актуализируют философское осмысление национальной идеи.

Исторически сложившаяся и сохраняющаяся в наши дни специфичность России предполагает отношения взаимодополнительности по отношению к остальным цивилизационно-культурным ареалам, представленным на Земле.

Важно и то, что становление открытого гражданского общества в России, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностными, этническими, религиозными и политическими установками может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия, что и предполагает национальная идея. Толерантность в данном случае есть движение к общечеловеческой культуре, нейтрализующее противостояние в обществе. Через развитие толерантности устанавливается взаимное проникновение, гармоничное взаимодействие, усвоение различных этнокультурных ценностей. Однако становление общечеловеческой культуры не стоит понимать как усвоение мировым сообществом общей системы ценностей, т.е. унификации культур и народов. Представляется необходимым сохранение этносоциальной самобытности региональных и национальных культур.

Опыт западных стран показывает, что национальная идея во многих случаях работает. Высок уровень патриотизма в США, Англии, Франции и других странах. Поэтому важность данного понятия для современного развития России не вызывает сомнения. К ней начинают склоняться и официальные власти. И власть имущие, и государственные деятели, крупнейшие просветители, и религиозные деятели находятся в мучительных поисках ответа на вопрос: какова историческая миссия того или иного народа, государства на Земле.

Что касается России, то ответ на этот вопрос связывается с русской идеей.

Русская идея не застывшая идеологическая форма, это живое биение мысли, плодотворный диалог философов в рамках единого духовного пространства. Ее характеризуют цельность и многомерность, поэтому она актуальна сегодня. Живучесть русской идеи объясняется, на мой взгляд, тем, что она проясняет смысл существования России во всемирной истории, смысл существования нации. Главное содержание русской идеи сводится к разрешению проблемы судьбы России, философия русской истории и культуры терминологически определилась как русская идея. Русская идея не является националистической и шовинистической. Любовь к России («святой Руси») сквозь призму русской идеи сочетается с уважительными отношениями к другим народам и культурам. Более того, русская идея в своих конечных устремлениях нацелена на объединение народов. Русская идея не является идеей только этнических русских, огромно ее значение для всех россиян, независимо от их этнического происхождения и даже религиозной принадлежности. Дело в том, что феномен русской культуры преисполнен пафосом человеческого братства и единения.

Уникальный факт отмечаем мы сегодня: история убедила, что рядом с русским народом, его культурой, письменностью сохранились другие народы, обрели свое лицо, культуру, развивают ее. Итак, русская идея - это цельное мировоззрение, во главе которого вопрос о сохранении и развитии России в европейском и мировом сообществе. Это специфическое видение и разрешение вопросов бытия, это предостережение человеку о сложных путях жизнеустройства. В XXI веке Россия может и должна, наконец, стать современным государством, не потеряв при этом своих уникальных культурно-исторических черт.

Если говорить о критерии оценки органами власти русской идеи, то это может быть ее реальное отношение к духовности, культуре, формированию человека. Важно понимание ими, что именно это стоит во главе угла, а не приходит после достижения экономического роста и политической стабильности. Все сказанное не означает недооценки роли экономики и политики, но подразумевает не тот вариант экономики, когда она становится самоцелью, и ту модель политики, когда существующие партии обличают друг друга грязью в попытке заполучить власть, а хозяйствование, обеспечивающее мощь страны, здоровый образ жизни ее народа и эффективное управление жизнью общества. Практическую значимость обретает и нравственное измерение политики. Освобождение политических институтов от нравственной ответственности гибельно для идущих в стране реформ. Так называемая новая политическая мораль, согласно которой «все позволено», свидетельствует о внутренней духовной деградации общества.

Такой подход предполагает в современных условиях следующие основные направления действия: развитие целостной духовной культуры, ментальности общества; ее воплощение в культурную среду, охватывающую все сферы человеческой деятельности; формирование подрастающего поколения, осуществление процессов социализации и индивидуализации человека на основе целостной духовности и богатой культурной почвы. С каждым из данных направлений возможны перспективы дальнейшего углубления работы над темой.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Щукина, Раиса Ивановна, 2002 год

1. Абдулатипов Р.Г. Нация и национализм: добро и зло в национальном вопросе. М.: Мысль, 1999. 127 с.

2. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «я».- М.: Мысль, 1984.-С.З-4, 31.

3. Абдулатипов Р.Г. Сущность нации-этноса: ответ сторонникам безнациональности. М.: «Славянский диалог» 1999. 32 с.

4. Абрамов А.И. Философия в духовной академии // Вопросы философии. 1997. №9. С. 135-141

5. Абульханова К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики. М., 1997. 123 с.

6. Авдеева JI.P. Русские мыслители: А.А. Григорьев, Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов. М.: Изд-во МГУ, 1992. - 195 с.

7. Азаркин Н.М. Национальная идеология и культуцрно-воспитательная функция государства // Власть. 2000, № 3. С. 34-39.

8. Аксючиц В. Бог и Отечество формулы русской идеи // Москва. 1993, № 1. С. 120-127.

9. Андреев АЛ., Маслин М.А. О русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и ее философской культуре. Вступительная статья // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990.- С. 3-17.

10. Ю.Анисимов С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1994, № 4. С. 34-36.

11. П.Аннинский JI.A. Русские плюс. М.: Алгоритм, 2001. - 384 с.

12. З.Арбатов А.Г. Национальная идея и национальная безопасность // Мировая экономика и международные отношения. 1998, №5. С. 5-12.

13. Н.Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: МГИК, 1992,-237 с.

14. Арутюнян Ю.В. О трансформации социальной структуры постсоветских наций // Социологические исследования. 1988, № 6. С. 57-67.

15. Артемьева Т.В., Микешин М.И. Европейская идентичность и российская ментальность//Вопросы философии. 2002, № 2. С. 181-184.

16. Асмус В.Ф. B.C. Соловьев: опыт философской биографии // Вопросы философии. 1988, № 6. С. 89.

17. Афонский JI. В. Интеллигенция и революция // Москва. 1998, № 2. С. 76-85.

18. Ахиезер А.С. Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1994, № 1. С. 27-31.

19. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. М.: Философ, об-во СССР, 1991.-Т. 1.-320 с.-Т.2-378 с.-Т.3.-471 с.

20. Бабурин С. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М.: Мысль, 1997. - 123 с.

21. Барабанов Е.А. Русская идея в эсхаталогической перспективе // Вопросы философии. 1990, № 8. С. 62-73.

22. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии. 1991, № 8. С. 102-116.

23. Баруллин B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретение себя / Монография. СПб.: Алетейя, 2000. - 431 с.

24. Басов Б.Н. Самосознание русских: исторический дискурс и современность // Вестник Удмурте, ун-та. 1999, № 7. С.37- 42.

25. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -445 с.

26. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963.-364 с.

27. Белинский В.Г. Россия до Петра Великого // Русская идея: Республика. М. 1992. С. 73-91.

28. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. - С.7, 27-29, 94-96.

29. Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. М.: Республика, 1992.296-312.

30. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. 1990, № 1. с. 101-128.

31. Березина Е.М. Принцип диалога в наследии М.М. Бахтина // Славянский мир: история и современность: Материалы научной конференции. Пермь, 1997. С. 26-27.

32. Бессонов Б.Н. Русская (российская) национальная идея // Этнопанорама. 1999, №2. С. 25 -32.

33. Белоус В.Г. Русский менталитет // Вопросы философии. 1996, № 5. С. 49 -58.

34. Библер В. С. Национальная русская идея? русская речь. Опыт культурологического предположения //Октябрь. 1993, №2. С. 155 - 183.

35. Библер B.C. О сути диалогизма. // Диалог и коммуникация философские проблемы // (Материалы «круглого стола»). Вопросы философии. 1989, №7. С. 49-51.

36. Боков X. О национальной политике России // Жизнь национальностей. 1995, №2-3. С. 1-3.

37. Болотков В.Х., Кумыков A.M. Феномен наций. М., 1998. - 416 с.

38. Боришполец К.П. Национальное измерение «глобального» мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2001, № 1. С. 31- 46.

39. Бородкин Ф.М. Ценности населения и возможности местного самоуправления // Социологические исследования. 1997, № 104 110.

40. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 363 с.

41. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория и современность. М.: Наука,- 1983.- 334 с.

42. Брудный А.А. Диалог и коммуникация философские проблемы (материалы «круглого стола ») // Вопросы философии. 1989, № 7. С. 78-80.

43. Бряник Н.В. Самобытность русской науки: предпосылки и реальность-Екатеринбург, Изд-во Уральского университета, 1996г. 147с.

44. Бугай Н.Ф., Валентей С., Пугачев Б. Национальная доктрина России (проблемы и перспективы) // Российская газета, 1994. 13 апреля.

45. Булгаков С.Н. Размышления о национальности. Соч.: В 2-х т. Т.2. М.: Йзд-во Искусство, 1993. С. 123-127.

46. Булычев Ю. Русский консерватизм: обретение утраченного? // Москва. 1993, №2. С. 37-41.

47. Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство // Социологические исследования. 1996, № 5. С. 57-69.

48. Валицкий А. По поводу «русской идеи» в русской философии // Вопросы философии. 1994, № 1. С. 68-72.

49. Вальков А.А. Идея нации: социально-философское понимание. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Уфа, 2000.-28 с.

50. Вахтомин Н.В. Генезис научного знания. М.: Наука, 1973. - 178 с.

51. Вдовин А.И. Российская нация: национально-политические проблемы XX века и общенациональная российская идея. М.: Реалисты, 1996.- 136 с.

52. Вдовин А.И., Зорин В.Ю., Никонов А.В. Русский народ в национальной политике XX век. М.: Информационно-издательское агенство «Русский мир», 1998.-448 с.

53. Владимиров А.И. О национальной государственной идее России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2000, № 2. С. 14-27.

54. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995, №6. С. 111- 122.

55. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса / Вступ. ст., сост. и коммент. В.В. Сапова. М.: Республика, 1994. - 368 с.

56. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М.: Наука, 1990.-240 с.

57. Гаджиев К.С. Заметки о перспективах российской государственности // Вопросы философии. 1994, № 9. С. 123-132.

58. Гайда В.В. Проблема смысла жизни в русской философии конца XIX -начала XX вв. // В сб.: Славянский мир: история и современность: Материалы научной конференции. Пермь, 1997. - С. 37-39.

59. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева // Вопросы философии. 1994, №6. С. 49.

60. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Славянофильство, его национальные истоки и место в истории русской мысли // Вопросы философии. 1996, № 6. С. 138-146.

61. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос,- М.: Прогресс-Культура, 1995. 480 с.

62. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры. Ростов-на - Дону: Изд. Ростовского университета, 1992.-318с.

63. Гегель. Наука логики. Т. 3 М., 1972. - С. 26-112.

64. Герцен А.И. Собр. соч.: В 9 т. М.: «Советский писатель», 1955-1958. Т. 1. С. 123-126.

65. Герпгунский Б.С. Менталитет и образование. М.: Изд-во «Совершенство»,1996. 144 с.

66. Глаголев B.C. В поисках национальной идеи России // В сб.: Славянский мир: история и современность: Материалы научной конференции. Пермь,1997. С. 3 - 4.

67. Глаголев B.C. Русская идея на рубеже тысячелетий // В сб.: Славянский мир: на рубеже тысячелетий: Материалы IV научной конференции. Пермь, 1999.-С. 37 - 39.

68. Гостев С.Л. Общественно-политические организации радикально-националистического толка: их электорат и роль в современном политическом процессе // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1999. № 2. С. 18 -21.

69. Гребениченко С.Ф. Куда и почему идет Россия? // Социологические исследования. 1999, № 7. С. 32-37

70. Григорьев С.И. Теоретические основы изучения жизненных сил национальных общностей // Социологические исследования. 2000, № 2. С. 39-48.

71. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии. 1992, № 1.С. 52-60.73 .Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. 1994, № 1. С. 54- 65.

72. Гулыга А. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. - 310 с.

73. Губогло М.Н. Три линии национальной политики в посткоммунистической России // Этнографическое обозрение. 1995,5.6. С. 110-124.

74. Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации. М.: Изд-во «Школа», 1998. -811с.

75. Гумилев JI. Н. География этноса в исторический период. Д.: Наука, 1990. -764 с.

76. Гумилев JI.H. О термине «этнос»: Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР. Д., 1967. Вып.З. - С. 14-15.

77. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М.: Прогресс, 1992.-336 с.

78. Гуревич. А.Я. Исторический синтез и «Школа анналов». М.: Изд-во «Искусство», 1993. 564 с.

79. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология XX века, М.: «Наука», 1995. С. 234-249.

80. Давыдов В.В. Достижения Э.В. Ильенкова в материалистической диалектике и теоретической психологии // Э.В. Ильенков: личность и творчество / Редактор-составитель И.П. Ферман. М.: «Языки русской культуры», 1999. -С. 15-28.

81. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. 6-е изд.- Изд-во Глаголь, СПб, 1995. 552 с. - (Литературное наследие русских мыслителей).

82. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Наука, 1950. С. 169.

83. Дементьев Б. Национальная идея для России: утопия или необходимость? // Центр от 22. 05.2000.

84. Достоевский Ф.М. Объяснительное слово по поводу печатаемой ниже речи о Пушкине // Русская идея М.: Республика. 1992. С. 129-136.

85. Достоевский Ф.М. Полн. собр. сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1988.

86. Дробижева Л., Гузенкова Т. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: Мысль, 1994.-С. 123-137.

87. Дробижева Л.М. Штрихи к национальному самосознанию русского народа // Русские. Этносоциологические очерки. Под редакцией Ю.В. Арутюняна. -М.: Мысль, 1993.-247 с.

88. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль, 1996. - 372 с.

89. Дряхлов Н.И., Давыденко В.А. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра. М.: Наука, 1999. - 167 с.

90. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросыфилософии. 1993, № 5. С. 112-125.

91. Дубова Н.А., Лопуленко Н.А. Современные этносоциальные проблемы Кизеловского района Пермской области: Исследования по прикладной и неотложной этнологии / Институт этнологии и антропологии РАН.- М., 1996, №87. С. 26-32.

92. Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения // Социология. М.: Канон, 1995,- С. 245.

93. Дьяков В.А. О давних и нынешних спорах вокруг русской идеи // Славяноведение. 1994, № 6. С. 32-46.

94. Евлампиев И.И. История русской философии. М.: Высш. шк., 2002. -584 с.

95. Ерасов Б. Россия в евразийском пространстве // Общественные науки и современность, 2000, № 2. С. 57- 61.

96. Ергалиев И.Е. Идея как форма разрешения противоречия // Роль категории «идея » в научном познании. Алма-Ата, 1979. - 248 с.

97. Железняк В.Н. «Новые начала» И.В. Киреевского // В.В. Афанасьев. Православный философ (о В.И. Киреевском). Пермь, 2000. С. 56-59.

98. Жириновский В.В. Русский вопрос: Внутриполитические аспекты //

99. Вестник Моск. ун-та. Серия 18. Социология и политология. 1998, № 1.1. С. 27-32.

100. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999. - 312 с.

101. Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского унта, 1996. - 234 с.

102. Заринов И.Ю. Социум этнос - этничность - нация - национализм // Этнографическое обозрение. 2002, № 1. С. 3 -30.

103. Здравосмыслов А.Г. Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве. М.: Мысль, 1997.- 286 с.

104. Здравосмыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социологические исследования. 1996, № 12. С.23-42.

105. Здравосмыслова О.М. Русская идея: антиномия женственности и мужественности в национальном образе России // Общественные науки и современность. 2000, № 4. С. 109 115.

106. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 544 с.

107. Зотов А.Ф. Русская культура: своеобразие или «привычная своеобычность»? // Социологические исследования. 1999, № 5. С.71-78.

108. Зубов Б. Третий национализм// Знамя. 1993, № 1. С.132-139.

109. Зюганов Г. Самое трудно: Национальный вопрос в современной России. Проблемы и подходы // Советская Россиия. 1998. 12 февраля. С. 1.

110. Иванов Вяч. Родное и вселенское / Сост., вступ ст. и прим. В.М. Толмачева. М.: Республика, 1994. - 428 с - (Мыслители XX века).

111. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: «Наука», 1967. 320 с.

112. Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии, 1979, № 7. С.147-156

113. Ильин В.В. Новый миллениум для Росии: путь в будущее. М.: Издательство МГУ, 2001. - 214с.

114. Ильин В.И. Этнос как результат социального конструирования // Человек и этнос: философия, социология, этнология. Учеб. пос. / Под ред. В.А. Семенова. Сыктывкар: изд-во СыктГУ, 1998. - 76 с.

115. Ионов И.Н. Парадоксы российской цивилизации // Общественные науки и современность. 1999, № 5. С. 115-127.

116. Ионов И.Н. Теория цивилизаций на рубеже XXI века; // Общественные науки и современность. 1999, № 2. С. 115-125

117. Иноземцев B.JL, Кузнецова Е.С. Размышления об истоках и перспективах межцивилизационных противоречий // Политические исследования. 2000, № 6. С. 135-143.

118. Йосифова П., Цимбаев Н. Русская идея как элемент национального самосознания // Вестник московского университета. Сер. 8. История.1993. №2. С. 4-7.

119. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997. 205 с.

120. Кайдалов В. А. Бердяев Н.А.: историческая миссия христианской культуры религиозное преображение мира // В сб. Христианская культура и православие: Материалы «круглого стола». Пермь, 2000. С. 6-8.

121. Кайдалов В.А. К вопросу о ментальности российской духовности // В сб. Родовое сознание и духовное предпринимательство: Материалы международной научно-практической конференции. Пермь, 2002 г.С. 4-8.

122. Кайдалов В.А. Русская идея как феномен национального духа // В сб. Русская идея и современность. К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина: Материалы «круглого стола». Пермь, 1999. С. 3 4.

123. Калашников М.Ф. И. В. Киреевский о соотношении веры и знания // В сб. Славянский мир: история и современность: Материалы II международной конференции. Пермь, 1997. С. 123-125.

124. Калашников М.Ф., Калашникова Е.М. К вопросу о российском менталитете // В сб. Славянский мир в контексте диалога культур: Материалы III международной научной конференции. Пермь, 1998. С. 55-57.

125. Кант И. Сочинения: В 6-ти томах. Т. 3. М.: Наука, 1964. - С. 365.

126. Кантор В.К. Феномен русского европейца. Культурфилософские очерки. -М.: Издательский центр научных и учебных программ, 1999. 384 с.

127. Кантор В.К. Меняется ли российская ментальность? // Литературная газета 15 апр. - № 15 (5696).

128. Карасев Л.В. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы философии. 1992, № 8. С.93-104.

129. Карлов Н.В. Честь имени, или о русском национальном самосознании // Вопросы философии. 1997, № 4. С. 3-18.

130. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея // Л.П. Карсавин. Восток, Запад и русская идея / Сост., вступ ст. и прим. В. Кошарного. М.: Республика, 1994. С.313 - 323.

131. Катасонов В.Н. Национально-государственная идея России: верность историческому призванию // Нева. 1997, № 5. С. 3-13.

132. Кива А.В. Духовность и преодоление кризиса // Общественные науки и современность, 2001. № 2. С.20 30.

133. Киреевский И. В. Критика и эстетика. М.: Наука, 1979. 279 с.

134. Киреевский И.В. Избранные статьи. / Вступ. ст. В.А. Котельникова,- М.: Современник, 1984. 383 с.

135. Князев Ю. О российской общественной идее//Власть. 2001, № 2. С. 39-43.

136. Кобылянский В.А. Русская идея и возрождение России. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1997. - 164 с.

137. Козинг А. Нация в истории и современность. / Перевод с немецкого Е.Н. Ферштейн и Н.М. Калхатчан. М.: Мысль, 1978. - С. 136, 285-286.

138. Козлов В.И. О понятии этнической общности // Советская этнография. 1967, №2. С. 108-111.

139. Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. М.: Наука. 1999. - 314 с.

140. Кузнец A.M. Россия в поисках национальной идеи // Вопросы философии. 2002, № 1.С. 177-179.

141. Кондаков Б.В. Русская и славянская идеи в русской культуре XIX века // В сб. Славянский мир в контексте диалога: Материалы международной научной конференции 23-24 апреля 1998 года. Пермь, 1996. С. 130.

142. Копелев JI. Русская идея это идея спасения человечества // Известия. 1993. 13.03.

143. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М.: Наука, 1965.-326 с.

144. Копнин П.В. Проблемы диалектики как логики и теории познания. М.: Изд-во «Наука», 1982. 295 с.

145. Косолапов Н.А. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов // Вопросы философии. 1994, № 1. С. 3-24.

146. Кошарный В. Л.П. Карсавин. Предисловие. // Русская идея. М: Республика, 1992.

147. Крокинская О. К. О различии ценностных систем разных культур // Петербуржцы (этнонациональные аспекты массового сознания). Социологические очерки. СПб, 1995. С. 67-81.

148. Кузнецов П.В. Метафизический нарцисс. П.Я. Чаадаев и судьба русской философии в России // Вопросы философии. 1997, № 8. С. 37.

149. Кузнецов С.В. Грех, преступление и кара божья в сознании русских крестьян // Православие и культура этноса; Тезисы докладов международного научного симпозиума. К 2000-летию христианства. М.: Старый сад. С.123-125.

150. Кураев В. Вступительная статья к главе «И.А. Ильин» // Русская идея. М., 1992. С.123-125.

151. Кусов В.Г. Категория ментальности в социологическом измерении Социологические исследования. 2000, № 7. С. 132-135.

152. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический самоопределитель // Краткие сообщения Института этнографии им. Миклухо Маклая, 1949, VIII.

153. Левашова А.В. Глобализация мира: миф или реальность? // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2001, № 1. С. 15-26.

154. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. Т.1. М., 1885. С. 311.

155. Липкин А.И. Духовное ядро как системообразующий фактор цивилизации: Европа и Россия // Общественные науки и современность. 1995, №2. С. 57-65.

156. Литвинова Г.И. Русские американцы. М.: Произв.-коммерч. предприятие «Русло». 1993.-С. 5-11.

157. Лобанов С.Д. О понятии национальная идея // В сб. Славянский мир: история и современность: Материалы II международной научной конференции 20-21 мая 1997 г. Пермь, 1997. С. 3-7.

158. Логинов Л.И. Научная идея в системе знания. Изд-во Краснодарского ун-та, 1992.- 178 с.

159. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев и его время. М., Прогресс, 1999. - 720 с.

160. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991г. — 525с.

161. ЛосскийН.О. История русской философии. М.: Высш.шк., 1991.559 с. (Библиотека философа).

162. Лукач Д. Своеобразие эстетического. М., 1987. Т.4. 389 с.

163. Лурье С.В. Национализм, этничность, культура. Категория науки и историческая практика // Общественные науки и современность. 1999, № 4. С. 101-110.

164. Малинин В.А. Отечественная философия истории в контексте русской идеи // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1994, № 4. С. 3-9.

165. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс-Культура, 1992. - 414 с.

166. Маслин М.А. «Велико незнанье России.» // Русская идея. М.: Республика, 1992. С. 6-8.

167. Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация // Освобождение духа. / Редкол.: Гусейнов А.А., Толстых В.И. М.: «Политлитература», 1991. - 489 с.

168. Межуев В.О. О национальной идее // Вопросы философии. 1997, № 12. С. 3-14.

169. Мильдон В.И. Русская идея в конце XX века // Вопросы философии. 1996, №3. С. 46-55.

170. Михайлов В.А. Русская нация и русская идея в свете концепции национальной политики Российской Федерации // Русская нация и русская идея: история и современность: Материалы межрегиональной конференции. Ч. 1. Оренбург, 1996. С. 9-15.

171. Михалкин Н.В. Национальные интересы и национальная безопасность России//Власть. 2000, № 3.

172. Мнацаканян М.О. Об интегральной теории национально-этнической общности // Социологические исследования. 1999, № 11. С. 60-66.

173. Моисеев Н.Н. О России с тревогой и надеждой // Свободная мысль. 1992, №3. С. 6-7.

174. Морозова М.М. Еще раз о национальной идее // Разделит ли Россия участь Союза. М.: «Наука», 1993. С. 135-138

175. Мурашев В.И. Идея образования как основа образовательной политики XXI века // Школа духовности. 1999, № 2. С. 28-35.

176. Наумова Т.В. Менталитет как базовая категория в объяснении особенностей ценностного сознания современной российской молодежи // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2001, № 1. С. 65-74.

177. Нельсон Л., Кузе с И. За пределами рационального. Неучтенные факторы российской экономики // Вопросы экономики. 1995, № 8. С. 137.

178. Ненашев М.И. П. Чаадаев: «Россия это особый мир» // Философические исследования. 1998, №3. С. 174-192.

179. Нечаев М.Г. Русская идея как выражение русского характера // Русская идея современность. К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Материалы «круглого стола». Пермь, 1999. С. 6 8

180. Николаев С.Г. Как создается национальная идея // Свободная мысль. 1997, № 6. С.З.

181. Новгородцев П.И. Об общественном идеале / Сост. и вступ. ст. А.В. Соболева. -М.: Пресса, 1991.- 638 с.

182. Новиков А.А. Проблема идеального: традиции и новации // Э.В. Ильенков: личность и творчество / Редактор-составитель И.П. Ферман. М.: Языки русской культуры, 1999. - С. 74-86.

183. Новиков А.И. История русской философии X XX веков. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1998 - 320 с.

184. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. Курс лекций. М.: Изд-во «Магистр», 1997 - 327 с.

185. Новикова О.С. К проблеме русского национального идеала // В сб. Русская нация и русская идея: история и современность: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Оренбург. 1996. С. 76.

186. Новоженов Ю, Лукьянин В. Утопична ли русская идея // Москва. 1999, июль. С. 130-152.

187. Огурцов А.П. Гносеология и коммуникативная природа сознания // Вопросы философии. 1987, № 7. С. 97 101.

188. Одоевский В. Ф. Русские ночи. Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1975. -С. 137, 181.

189. О России и русской философской культуре / Отв. ред. Е.М. Чехардин. М.: Мысль, 1990.-467 с.

190. Ортега -и- Гассет X. Что такое философия. М.: Наука, 1991. 186с.

191. Осипов Г. Духовность, народность, державность И Рабочая трибуна.1994, 23 декабря. С. 2.

192. Осипов Г.В. Россия: национальная идея и социальная стратегия // Вопросы философии. 1997, № 10. С. 3-12.

193. Павлов А.Т. Герцен // Русская философия: Словарь. М.: Высшая школа,1995. С. 134-136.

194. Панарин А. Образованность как русская идея: коллизии и перспективы // Москва. 1998, ноябрь. С. 135-145.

195. Пантин И.К. Проблема самоопределения России: историческое измерение // Вопросы философии. 1999, № 10. С. 3 -9.

196. Перевезенцев С.В. «Мудрость бо есть велика.» // Бежин луг. 1995,199. №6. С. 117-126.

197. Перевезенцев С.В. Русская душа. Тысяча лет отечественного любомудрия / Сост. и автор вступ. ст. Перевезенцев С.В. М.: Роман-газета, 1994. - 240 с.

198. Песков A.M. Германский комплекс славянофилов // Вопросы философии. 1992, №8. С. 105-109.

199. Петрова М. В. Национальный вопрос в философской мысли России // Национальная проблема пути решения: Сборник научных статей. Ижевск, Изд-во Удмуртск. ун-та, 1997. С. 8-9, 37- 44.

200. Платон. Диалоги. Харьков: Фолио, 1965. 385 с.

201. Платонов О. Русская цивилизация. М., «Роман-газета», 1995. - 224 с.

202. Подопригора В.Н., Краснопевцева Т.И. Русский вопрос в современной России // Вопросы философии, 1995, № 6. С. 63-69.

203. Полторацкий Н. П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. 1992, № 2. С. 126 139.

204. Поляков Л. В. Логика русской идеи // Общественные науки и современность. 1992, № 5. С. 123-132.

205. Полянский B.C. Историческая память в этническом самосознании народов//Социологические исследования. 1999, №3. С. 14.

206. Раков В.М. Российская традиция и трудовая этика // В сб. Родовое сознание и духовное предпринимательство: Материалы международной научно-практической конференции Пермь, 2002г. С. 9 -15.

207. Рац М.В. «Российский проект в глобальном контексте». Идеология развития и ее задействование в политике // Политические исследования. 2001, №6. С. 167-183.

208. Рёдель А.И. Российский менталитет: к социологическому дискурсу // Социологические исследования. 2000, № 12. С. 76-83.

209. Результаты научного исследования по теме «Межнациональное общение и взаимодействие народов Прикамья в современных условиях», проведенного в 2001 г. Пермь, 2002. -138 с.

210. Розанов В.В. Возле «русской идеи» // Мысли о литературе. М.: Художественная литература, 1989. - 309 с.

211. Розанов В.В. Письма // Литературная учеба. 1990, №1.С. 80.

212. Розов Н.С. Национальная идея как императив разума (Эскиз геоэкономической и социокультурной стратегии России для XXI века) // Вопросы философии. 1997, № 10. С. 13-29.

213. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М.: Наука, 1997.- 186 с.

214. Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992. № 6. С. 23-27.

215. Рудницкая Е.Л. Поиск пути. Русская мысль после 14 декабря 1825 года. -М.: Эдиториал УРСС, 1999. 272 с.

216. Русская идея / Сост. И авт. Вступ. статьи М.А. Маслин. М.: Республика, 1992.-496 с.

217. Русская идея и новая российская государственность: проблемы, направления, перспективы. Материалы дискуссии, проведенной в «Горбачев-фонде» // Новый мир. 1993. № 3. С. 3 12

218. Русская философия: Словарь / Под общей ред. М.А. Маслина.- М.: ТЕРРА Книжный клуб, 1999. - 656 с.

219. Русская идея и новая российская государственность: проблемы, направления, перспективы. Материалы дискуссии, проведенной в «Горбачев-фонде» // Новый мир. 1993, № 3. С. 3-12.

220. Руткевич М.Н. Теория нации: философские вопросы // Вопросы философии. 1999, № 5. С. 19-32.

221. Рыбаков С.Е. О методологии исследования этнических общностей // Этнографическое обозрение. 2000, № 5. С. 11 -12.

222. Рыбаков С.Е. Философия этноса. М., 2001. С. 123-125.

223. Рябов О.В. «MOTHER RUSSIA»: тендерный аспект образа России в западной историософии // Общественные науки и современность. 2000, №4. С. 116-121.

224. Рязанов И.В. Русская идея в диалоге культур // Славянский мир -современность и перспективы: Материалы конференции. Пермь, 1998.

225. Сабиров В. Ш. Русская идея спасения: Жизнь и смерть в русской философии. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1995. - 151 с.

226. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь. СПб.: Петрополис, 1994. -217 с.

227. Самарин Ю.Ф. Сочинения. Т. 1,-М.,. 1877.-364 с.

228. Сахаров А.Д. О письме А. Солженицына «вождям Советского Союза» // Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М.: Мысль, 1990. С. 63-72.

229. Снетова Н.В. Роль русской национальной идеи в многонациональном государстве // В сб. Славянский мир: история и современность: Материалы II международной научной конференции 20-21 мая 1997 года. Пермь, 1997. -С. 86- 88.

230. Сизов В. Русская идея в миросозерцании Ф.М. Достоевского. Киров, 1998.- 142 с.

231. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 1999. С. 152-157, 234-239.

232. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М.: Мысль, 1996. -345 с.

233. Симон Г. Русской мечты, увы, не существует. Немецкие размышления о русской душе // Труд. 1994. 3 сентября. С. 3.

234. Скворцов Н.Г. Этничность: социологическая перспектива // Социологические исследования. 1999, № 1. С. 21- 31.

235. Скрыпник В.И. Российская национальная идея целостного гармоничного общества// Жизнь национальностей. 1998, № 1-2, С. 20-22.

236. Слово и дело. Программа общероссийского общественно-политического движения. М., 1998. - 36 с.

237. Соболев B.JI. Вера (Философско-исторический очерк). Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1996. - 145 с.

238. Соина О. С. Уроки И.А. Ильина. // В сб. Философия образования и традиции русской школы. Тезисы докладов и сообщений Всероссийской. научной конференции. Ч. 2. СПб, 1995. С. 46-48.

239. Соина О.С. Крах партийного руководства // Синопсис: Философский альманах, 1999, № 1. С. 4-9.

240. Соколов А.В. Как возможна мировая философия // Вестн. Московск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1999, № 2.

241. Солженицын А.И. «Русский вопрос» к концу XX века. М.: Мысль, 1995,-236 с.

242. Соловьев В. Лекции по истории философии// Вопросы философии. 1989, № 6. С.110-116

243. Соловьев B.C. Русская идея // Русская идея, М.: «Республика», 1992.249. С. 186-195

244. Соловьев B.C. Сочинения: 2 т. / Вступ. ст. В.Ф. Асмуса. М.: Правда, 1989. - Т. 1 - 687 с. - Т. 2. - 735 с.

245. Соловьева Г.Г. Роль категории «идея » в научном познании. Алма-Ата, 1979.-72 с.

246. Сорокин П.А. Заметки социолога. Славянофильство наизнанку // Социологическая публицистика. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2000.-С. 131.

247. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в XX столетии // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. - С. 463- 489.

248. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Издательство политической литературы, 1992. - 429 с.

249. Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос // Соч. Т.2. М.: Политиздат, 1951. С. 139-156.

250. Степин B.C. Российская философия сегодня // Вопросы философии. 1997, № 5. С. 3-14.

251. Степун Ф. А. Миросозерцание Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов / Сост.: В.М. Борисов, А.Б. Рогинский. М.: Книга, 1990. - С. 332 -356.

252. Странник П. Русь Россия: духовные истоки национального возрождения //Москва. №2. С. 151-156.

253. Тагиров И.Р. Взаимодействие национальных идей в Поволжско-Уральском регионе // В сб. Русская нация и русская идея: история и современность: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч.1.- Оренбург, 1996. С. 33-35.

254. Тарасов Б.Н. П.Я. Чаадаев и русская культура // Литература в школе. 1995, №2. С. 37- 39.

255. Тарасов Б.Н. Чаадаев. М.: Мол. гвардия, 1990. 575 с. - («Жизнь замечательных людей»).

256. Тимченко Н.С. Культура в современном социогуманитарном знании Социологические исследования 1998. № 8. С. 109-111.

257. Тишков В.А. Забыть о нации // Вопросы философии. 1998, № 9. С. 3-26.

258. Тишков В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М., 1996, № 100. -234 с.

259. Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. 1997, №3. С. 67-75

260. Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. М.: Наука. 2001.-240 с.

261. Толстой J1.H. Почему христианские народы и русский в особенности находятся в бедственном положении // Слово. 1991, № 9. С. 6.

262. Тощенко Ж.Т. Историческая память и социология // Социологические исследования. 1998, № 5.

263. Троицкий Е. О Русской идее. Очерк теории возрождения нации (в 2-х частях). М., 1994.-313 с.

264. Троицкий Е. Русская нация: социалистическое преобразование и обновление. М., 1989. - 78 с.

265. Троицкий Е. Русская нация: социалистическое преобразование и обновление. Социально-философские очерки. М.: Политиздат, 1989. - 272 с.

266. Троицкий Е. Русский народ в поисках правды и организованности (19881996). М.: Политиздат, 1996.- 462 с.

267. Троицкий Е.С. На пороге XXI века // Жизнь национальностей. 1998, №2-3. С. 23-26.

268. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьева: В 2 т. М.: Медиум, 1995. - Т. 1. - 606 с. - (Прилож. К журн. «Вопросы философии»).

269. Трубецкой Е.Н. Старый и новый национальный мессианизм // Новый мир. 1990, №7. С. 218.

270. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968.-321 с.

271. Туровский М.Б. Философское основание культурологии. М.: Наука, 1997. -237 с.

272. Тютчев Ф.И. Собр. соч. СПб: Изд-во Ленинградского ун-та, 1911. Т. 2. -С.237.

273. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., Логос, 2000. -С. 19-28.

274. Уткина Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1989, № 6. С.72 75

275. Урагалкин Ю.А. Регионализация национальных отношений в Российской Федерации. Философско-методологический аспект. Самара. Изд-во СамГПУ. 1995.- 164 с.

276. Федотов Г.П. Национальное и всемирное // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья.-М.: Наука, 1980.-470 с.

277. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т.2. М.: Мысль, 1992. - 376 с.

278. Философия «русской идеи»: Россия и Европа / Дискуссия в лаборатории философских проблем этнологии ин-та философии АН СССР// Общественные науки и современность. 1991, № 5. С. 143-154.

279. Флоровский Г.В. Вечное и преходящее в учении русских славянофилов // Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998. - 432 с.

280. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Мысль, 1992. - 345 с.

281. Франк С.Л. Сочинения. М.: Мысль, 1990. С. 213-219.

282. Фролов А.С. Тревоги и надежды русской культуры // Жизнь национальностей. 1998, № 1-2. С. 45-51.

283. Хомяков А.С. О старом и новом. М.: Наука, 1998. - С. 38.

284. Хорос В.Г. Русская идея на историческом перекрестке // Свободная мысль. 1992, № 6. С. 33 36.

285. Хоружий С.С. Трансформации славянофильской идеи в XX веке // Вопросы философии. 1994, № 11. С. 52 62.

286. Хрипков О. Иван Ильин и его программа национального возрождения России// Континент. 1995, №95. С. 123-127.

287. Цивилизация. Культура. Личность. Ответов. Редактор В.Ж. Келле. -М., Эдиториал УРСС, 1999. 221 с.

288. Чаадаев П.Я. Сочинения. М.: Мысль, 1989. 438 с.

289. Чагин Г. Н. Роль православия в освоении русскими Урала // В сб. Православие и культура этноса: Тезисы докладов международного научного симпозиума. К 2000-летию христианства. М.: Старый сад. - С. 48 - 51

290. Чагин Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVII -первой половине XIX века. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1995. 364 с.

291. Чебоксаров Н.Н. Проблемы происхождения древних и современных народов. М.: Политиздат, 1964. -638 с.

292. Черных В.Ю. Аксиология истории России: современная отечественная история в свете теории ценностей /Перм. гос. мед. академия. Пермь, 1999.- 240 с.

293. Черткова Е.Л. Об идолах и идеалах // Э.В. Ильенков: личность и творчество. М.: «Языки русской культуры», 1999. С. 99 - 108

294. Чинакова Л.И. К вопросу о менталитете русского народа // Социологические исследования. 2000, № 7. С. 138 140.

295. Чистов К.В. Этническая общность, этничское сознание и некоторые проблемы духовной культуры // Советская этнография. 1972, № 4. С. 36-39.

296. Чубайс И.Б. От русской идеи к идее Новой России: Как нам преодолеть идейный кризис. - М., 1996. - 137 с.

297. Шафаревич И. Русские в эпоху коммунизма // Москва. 1999, № 10.306. С. 137-139.

298. Шафаревич И. Невыученные уроки истории // Российская Федерация. 1991, № 13. С.52-54.

299. Шпенглер О. Закат Европы // Очерки морфологии мировой истории. М.: Наука, 1993,-С. 175.

300. Шубарт В. Запад и душа Востока // Аум. 1990. № 4. С. 99 -102.

301. Шулындин Б.П. Российский менталитет в сценариях перемен // Социологические исследования. 1999, № 12. С. 50 -53.

302. Шишов А. Два взгляда на русскую идею // Литературная газета. 1992. № 36. С.5.

303. Щукин В.Г. Западничество // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. -М.: Наука, 1995. С.198.

304. Щукин В.Г. На заре русского западничества // Вопросы философии. 1994, №7-8. С. 135.

305. Щукина Р.И. Русская идея и современное образование // Русская идея и современность: Материалы «круглого стола», Пермь, 1999. С. 18-20.

306. Щукина Р.И. Проблемы духовности в русской философии и литературе // Развитие образования в Прикамье на духовных и культурных ценностях России. Сборник статей / Под ред. Г.В. Чудиновой,- Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 1999. С. 16-22.

307. Щукина Р.И. Русская идея как феномен духовности // В сб. Славянский мир на рубеже тысячелетий. Материалы IV Международной научной конференции. - 15 - 16 апреля 1999 г. - Пермь, 1999. С. 44.

308. Щукина Р.И. Вечные ценности русской культуры и философии // В сб. Христианская культура и традиции православия. К 2000-тию христианства. -Материалы «круглого стола». Пермь, 2000. С. 2 -6.

309. Щукина Р.И. О путях национально-культурного развития русского народа в общем контексте обновления национальной жизни в Пермской области // Этнопанорама. 2001, № 2. С 61-65.

310. Щукина Р.И. Национально-культурные объединения как институты самоорганизации этносов // Жизнь национальностей. 2001, № 4. С. 53-55.

311. Щукина Р.И. Русская идея и русский вопрос в свете концепции государственной национальной политики Российской Федерации // Межэтнический мир Прикамья. Опыт этнополитической деятельности Администрации области М., 2001. С. 185-190.

312. Щукина Р.И. О роли национально-культурных общественных объединений в реализации закона «О национально-культурной автономии» // Межэтнический мир Прикамья. Опыт этнополитической деятельности Администрации области М.: «Старый сад», 2001. С. 158-163.

313. Щукина Р.И. Национальное самосознание и национальная идея: грани взаимодействия // В сб. Родовое сознание и предпринимательство. -Материалы международной молодежной конференции 27-30 марта 2002 г. -Пермь, 2002. С. 250-253.

314. Эверт Ван Дер Звеерде Конец русской философии как русской // Вопросы философии. 1998, № 2. С. 129.

315. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М.: Совершентво,- 1997.-384 с.

316. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека. // Философские произведения. М., 1990. 134с.178

317. Яковенко И.Г. Эсхатологическая компонента российской ментальности // Общественные науки и современность. 2000. № 3. С. 84 92

318. Яковлева JI.E. К вопросу о национальной традиции в философии // В сб. Человек, общество, культура. Тула, 1998. - С. 17.

319. Янов A.JI. Русская идея и 2000 год: главы из книги // Нева. 1990, № 9. С. 143-164; № 10. С. 151-175; № 11 С. 150-175; № 12. С. 163-171.

320. Янов .А.Л. Славянофилы и внешняя политика России в XIX веке // Политические исследования. 1998, № 6. С. 159.

321. Яновский Р.Г. Поиск народной идеи // Социологические исследования. 1997, № 5. С. 15-20.

322. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Мысль, 1991. - 478 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.