Национальное примирение и национальное единство: проблемы становления и развития: опыт Таджикистана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Восиев Фирдавс Курбонович

  • Восиев Фирдавс Курбонович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2010, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 171
Восиев Фирдавс Курбонович. Национальное примирение и национальное единство: проблемы становления и развития: опыт Таджикистана: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Душанбе. 2010. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Восиев Фирдавс Курбонович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теория национального примирения и национального единства и её особенности проявления в условиях Таджикистана.!

§ 1. Теория национального примирения и национального единства: общее и специфичное.

§2. Политическая ситуация в Таджикистане накануне гражданской войны.

§3. Основные причины и факторы политического конфликта в

Таджикистане.

ГЛАВА 2. Процесс достижения национального примирения и национального единства в Таджикистане и его историко-политическое значение.

§ 1. Политические переговоры и диалоги как основы перехода к национальному примирению.

§2. Опыт урегулирования межтаджикского конфликта и стратегия предотвращения конфликтов в Центральной Азии.

§3. Роль международного сообщества в постконфликтном развитии Таджикистана.

§4. Проблемы дальнейшего развития национального согласия в Таджикистане и его особенности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальное примирение и национальное единство: проблемы становления и развития: опыт Таджикистана»

Актуальность темы диссертации. Начиная с момента своего возникновения человечество было знакомо с конфликтами. На всем протяжении исторического развития общества между людьми, странами, блоками государств периодически вспыхивали войны. Они велись из-за территорий и природных ресурсов, их порождали религиозные, культурные, идеологические, этнические и другие противоречия. Вооруженные конфликты уносили множество человеческих жизней, вызывали всеобщую разруху и голод. Все это побудило членов мирового сообщества предпринять необходимые меры для сохранения мира на планете. Статья 33 главы VI Устава ООН так и называется — «Мирное разрешение споров». Она предусматривает, что «стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям, или иными мирными средствами по своему выбору»1.

Современные конфликты стали одним из ведущих факторов нестабильности на земном шаре. Будучи трудно управляемыми, они имеют тенденцию к разрастанию, подключению все большего числа участников, что создает серьезную угрозу не только тем, кто непосредственно оказался вовлеченным в конфликт, но и всем живущим на земле.

Для Таджикистана проблема урегулирования конфликта мирными средствами важна вдвойне: во — первых, с точки зрения общей угрозы, которую вооруженные конфликты представляют для человеческой цивилизации, и, во-вторых, с точки зрения непосредственных интересов страны.

1 Устав ООН и статут международного суда. С. 29.

Каждый конфликт своеобразен и неповторим, поэтому невозможно дать единый универсальный рецепт по урегулированию всех конфликтов вообще. Теоретическое осмысление позволяет глубоко проанализировать конкретный конфликт, поставить более точный диагноз ситуации, лучше сориентироваться в средствах воздействия на конфликт, заранее просчитать возможные позитивные и негативные последствия применения того или иного подхода или метода. Практическая работа по урегулированию конфликтов, как любая практическая деятельность, кроме знаний требует определенных навыков и умений, которые обычно приходят с опытом. Не все конфликты и не всегда легко поддаются урегулированию. Большинство из них, как правило, требуют немало времени и высокого уровня профессионализма от тех, кто вовлечен в процесс поиска взаимоприемлимого решения. Непрофессиональное же вмешательство в конфликт нередко вызывает его осложнение. Вот почему подходить к урегулированию конфликтов следует, только будучи действительно квалифицированным специалистом и обладая необходимыми для этого знанием и умением.

В предлагаемой работе акцент делается не на конфликтах как таковых, а именно на их регулировании. При этом основное внимание уделяется регулированию внутренних конфликтов, подобных гражданской войне в Таджикистане.

Политический опыт Таджикистана даёт богатый материал для анализа конфликтогенных процессов в условиях демократизации общества. Великим достижением в новейшей истории страны является обретение Таджикистаном политической независимости, которая досталась нелегко. Таджикистан и таджикский народ приобрели независимость, национальный суверенитет, для дальнейшего развития которого было необходимо мирное развитие. Однако, осуществлению этого процесса всячески препятствовали различные противоборствующие силы. Под влиянием враждебных внутренних и внешних сил страна была втянута в гражданскую войну. Она нанесла колоссальный политический, экономический и моральный ущерб, парализовала государственные структуры нашей страны. Наряду с повседневной деятельностью по созданию нового общества в стране предстояло разрешить клановые, региональные и межнациональные конфликты. В этих трудных условиях народ Таджикистана добился проведения в ноябре 1992 года XVI-ой Сессии Верховного Совета Республики Таджикистан, основной целью которой было восстановление в стране мира и национального согласия. На этой сессии Э. Рахмон, как глава государства, представил программу выхода страны из политического, социально-экономического и духовного кризиса. Избранный курс, результатом которого посвящено немало фундаментальных научных трудов и целого ряда научно-практических конференции, не имел альтернативы1.

Политическое руководство Таджикистана предложило программу национального примирения как концепцию упорядочения регионального разногласия, согласно которой споры должны были решаться путём переговоров. Следовательно, для Таджикистана достижение мира и национального единства было наиболее приоритетной целью. Поэтому население страны единодушно и горячо поддержали политику, проводимую* своим президентом. Исходя из этих реалий жизни, важным объектом для анализа процесса становления и развития национального примирения и национального единства и в силу тех своеобразных и противоречивых перемен, которые происходят в настоящее время в стране, становится Таджикистан. Эти перемены рассматриваются как важнейшие тенденции развития модернизационных процессов в плане укрепления и развития национального единства. Перед Таджикистаном стоит задача не только социально-экономического и политического развития, но и сохранения и

1 См: Ра{монов Э.Ш. Тохикистон: Да{ соли истиглолият, ва{дати миллЬ ва бунёдкорЬ. -Душанбе, 2001.Х.1.; «Основа новейшей государственности. -М., «Радуница», 2002; Тахрибаи сул{и тохикон.-Душанбе, 2001; Достиев А. Шикастан{о ва бастан{о. -Душанбе, 2003; Материалы П-ой Международной конференции «Место Таджикистана в новом международном порядке».- Душанбе, 1997; Материалы международной конференции, посвященной 10-й годовщине подписания общего соглашения об установлении мира и национального сограсия в Таджикистане, 25-26 июня 2007 г. -Душанбе, 2007; и др. укрепления целостности, идентичности под давлением глобальных проблем и мировых угроз современности.

Реалии и особенности политических процессов, опыт Таджикистана по реализации концепции национального примирения и национального единства являются бесценными, что делает их необходимыми для изучения и использования другими государствами. Поэтому данная проблема рассматривается как важный объект предлагаемого исследования. Указанная тема ещё не получила должного изучения и освещения. Не сделаны политологические обобщения таджикского опыта реализации концепции национального примирения и национального единства. Именно это обстоятельство и определило выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы. На современном этапе развития общества и проблемы, связанные с изучением урегулирования политических конфликтов, теорией и практикой национального примирения и национального единства, развития независимости и государственного суверенитета, подвергаются достаточно серьёзной разработке. Отечественные исследователи стали чаще больше знакомиться с методологиями различных; научных школ и направлений по проблемам конфликтологии, в частности урегулирования политических конфликтов и различных войн.

Проблемы становления и развития национального примирения и национального единства изучались в трудах и затрагивались в выступлениях Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона. Глава государства был инициатором осуществления концепции национального примирения в Таджикистане. Естественно, без обеспечения мира и согласия нельзя было добиться дальнейшего развития страны. Поэтому глава государства сделал всё возможное для разрешения конфликта и установления мира.1

1 См: Рахмонов Э. - Юбилей независимости и Второй всемирный форум таджиков. -Душанбе, «Ирфон», 1993; Таджикистан: четыре года независимости и самопознания. -Душанбе, «Ирфон», 1995; Таджикистан на пороге будущего. —М., ИТАР-ТАСС, 1997; Таджики в зеркале истории. -Душанбе, «Ирфон», 1997;Молодёжь - будущее суверенного Таджикистана. -Душанбе, «Ирфон», 1997; Долгий путь к 6

Теоретические проблемы урегулирования политических конфликтов, становления и развития национального примирения и национального единства, укрепления государственной независимости разрабатывались в трудах таких иследователей как А.А.Безгулов, Л.Беланже, А.С. Белоусова, О.Н.Быков, А.Г.Больнов, С.Б.Бомешко, М.Ю.Бородай, Т.А. Гарр, О.Н.Глазунов, А.В.Глухова, JL Гудков, В.Р. Дальников, Д.И.Давыдов, А.В.Дмитриев, Н.И.Дорожин, В.Н.Дохин, А.Г.Здравомыслов, JI. Козер, Н.А. Косолапов, Э.А.Паин, Л.Р.Полянская, А.Б.Посадский, В.Ф. Пряхин Г.А.Пядухов, А.А Сухарь, Т.Шеллинг, Г.М.Штаракс и других.1

Существенный вклад в разработку теории и практики проблемы национального согласия и примирения как феномена демократизации общества, вопросы межтаджикского урегулирования были разработаны в миру. -Душанбе «Шарки Озод», 1998; Ман ба Шумо сулх меоваарам (Я принесу Вам мир). -Душанбе, «Авесто», 1998; Главное - верховенство закона. -Душанбе, «Ирфон», 1999; Наша цель - единство, согласие, созидание! -Душанбе, «Ирфон», 2000; Доклад на семнадцатой сессии Верховного Совета РТ 25 июня 1993 г. -Душанбе, «Ирфон», 1993; Мы обязаны искоренить преступность.- Душанбе: «Авесто», 1999; Таджикистан: десять лет независимости, национального единства и созидания. В 8-х томах. -Душанбе, 2001.-2009 гг. См: Безгулов А.А. Суверенитет советского народа. -М.: Юридическая литература, 1975; Беланже Л. Переговоры. - СПб., 2003; Белоусова А.С. Социально - политические конфликты и технологии их урегулирования. — Волгоград, 2006; Быков О.Н. Национальная безопасность России (геополитические аспекты). М., 1997; Больнов А.Г. Политический конфликт: возможности управления и исследования традиции. Казань, 2004.; Бомешко С.Б. Понятие войны в западном общественном сознании к фактор современных международных отношений // Вестник Московского ун-та. Серия 18.социология и политология - 2006, № 4;Бородай М.Ю. Пути становления национального единства // Наш современник. 1995, № 1; Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. -СПб., 2005; Глазунов О.Н. Государственный переворот. Стратегия и технологии. -M., 2006; Глухова А.В. Политическая конфликтология: между старыми и новыми подходами // Конфликтология: теория и практика. 2003, № 3; Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика. -M., 200; Гудков Л. Идеология «врага» / Негативная идентичность. - М., 2004; Давыдов Д.И. О правовом обеспечении противодействия преступности на территории государств СНГ. В кн.: Вестник международных Ассамблей, № 2, -Санкт-Петербург, 1999; Дальников В.Р. Непослушное дитя биосферы. 3-е изд. -СПб., 2003; Дохин B.H. Личность, общество, государство: Проблемы развития гражданского общества. -M., 1992; Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. -M., -1996; Полянская JI.P. Мусульманские Республики СНГ: проблемы взаимодействия ислама и государства // Россия и современность. - М.: Мир, 1995, № 1; Пряхин В.Ф. Региональные конфликты на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Таджикистан). - М.: 000 «Издательство ГНОМ и Д», 2002; Штаракс Г.М. - Социальные противоречия. - M., 1997; Этнические и региональные конфликты а Евразии: в 3-х книгах. - M.: Издательство «Весь мир», 1997; Козер Л. Функции социального конфликта - М., 2000. - Главы I-I X, Приложение; Посадский А.В. Гражданская война под углом зрения политической конфликтологии // Политические исследования. - 2002. -№ 3; Косолапов Н.А. Конфликты постсоветского пространства и современная конфликтология // Мировая экономика международные отношения. — 1995. - № 10. - С. 5 - 17; Паин Э.А. Социальная природа экстремизма и терроризма // Общественные науки и современность. -2002. - № 4; Дмитриев А.В. Пядухов Г.А. Этнические группы трудящихся - мигрантов и принимающее общество: взаимодействие, напряженность, конфликты // Соция, 2006, № 9. С. 86-94. Сухарь А.А. Этнонациональный конфликт в Чечне и Косово: сравнительный анализ // Полис. 2007. С. 158 - 173. работах В.И.Бушкова, Г. Зокирова, Г. Кургиняна, А.Махмадова, Д.В. Микульского, М.Олимова, А.Имомова, И.Д.Звягельской, X. Самеъ, Д. Хуморова С.Фаттоева, Р.Хакимова и др.1 Эти работы представляют собой научные исследования, которые по разрабатываемой в них проблематике наиболее близки к исследуемой нами теме.

Изучение и аналитический обзор существующей научной литературы показывает, что учёными проделана определенная работа по исследованию и обобщению опыта в урегулировании политических конфликтов, становлении и развитии национального примирения и национального единства нашей страны. Их труды являются ценными достоверными источниками и научным обобщением исследований особенностей, закономерностей и противоречий процесса достижения национального примирения единство в условиях Таджикистана.

Однако, следует отметить, что несмотря на наличие большого количества трудов по данной проблематике, проблемы возникновения и развития политических конфликтов, их урегулирования, становления и развития процесса достижения национального примирения и национального единства в условиях нашей страны ещё недостаточно исследованы.

1 См: Бушков В.И., Микульский Д.В. Анатомия гражданской войны в Таджикистане. -М., 1996; Зокиров Г.Н. Этнополитические проблемы миграции населения в Таджикистане. -Душанбе, 1995; Он же. Dylematy transformacji politycznej. Tadzykistan.-Warszawa, 2002. -C.197-207; Он же. Мусолихаи миллЬ ва хойго{и он дар раванди сиёсии Тохикистон// Ва{дат, давлат, президент. X.viii. -Душанбе, 2008. С. 139-147; Он же. Олами муосир ва дарёфти ро{у восита{ои асосии та{ким ва такмили ва{дати хомеа// Ва{дат, давлат, президент. X.VI. -Душанбе, 2007. С. 120-129; Кургинян Г. Таджикский узел // Советская Россия, 1993, 29 июля; Махмадов А.Н. Социология конфликта. — Куляб, 1995; Он же. Точикистон дар масири истиклолият. -Душанбе, 2000; Махмадов А., Хидирова М. Межтаджикский конфликт и его особенности. -Куляб, 1997; Олимов М. Проблемы методологии анализа и прогноза в изучении межтаджикского конфликта. // Центральная Азия, 1997, № 5; Имомов А. Межтаджикский конфликт: общественное согласие и согласительные документы. // Центральная Азия, 1998, № 2; Звягельская И.Д. Состоится ли тадж.урегулирование //Центральная Азия, 1997, № 4; Самеъ X. Истигрори сул{ дар Тохикистон - омили му{ими расидан ба ва{дати миллЬ // Ва{дат, давлат, президент. X.VI. -Душанбе, 2007. С. 148-154; Хуморов Д. Сабаги таърих ва ва{дати миллЬ. // Ва{дат, давлат, президент. X.VI. -Душанбе, 2007. С. 196-2002; Фаттоев С. Дорога к миру необратима. - Душанбе, «Шарки Озод», 1998; Таджикская революция и гражданская война (1989-1994 гг.), -М.,1995;: «Основа новейшей государственности», под ред.Председателя Маджлиси Милли, Маджлиси Оли Республики Таджикистан Убайдуллоева М. Москва, «Радуница», 2002; Хакимов P.M. Конфликтогенные факторы межнациональных и внутринациональных отношений в Таджикистане: Автореф. дисс. канд. полит, наук. - Душанбе, 1999.

Процесс становления и развития национального примирения и национального единства имеет свои специфические особенности. Анализ научной литературы показывает, что всё ещё остаётся немало нерешенных проблем и дискуссионных вопросов, касающихся противоречий в достижении и укреплении национального единства в Таджикистане. Данная проблема требует дальнейшего исследования, особенно политико-нравственных и гуманистических аспектов концепции национального примирения и укрепления национального единства. Исходя с этой точки зрения и с учётом анализа вышеуказанных источников, нами предпринята попытка исследования процесса становления и развития национального примирения и национального единства и определения их особенностей в Республике Таджикистан.

Объект исследования - процесс формирования и развития национального примирения и национального единства.

Предмет исследования - изучение и определение условий и факторов, формирующих национальное согласие и единство в политическом обществе.

Цель и задачи исследования. Исходя из степени разработанности данной проблемы, в качестве главной цели является определение приоритетов и механизмов обеспечения национального единства в Таджикистане на основе гражданской идентичности, патриотизма, духовно-культурной общности, сохранения политической стабильности, межэтнического и межконфессионального согласия в обществе.

Поставленная цель потребовала от автора решения следующих задач:

- дать анализ политической ситуации в Таджикистане накануне гражданской войны, возникновения и развития политических конфликтов;

- определить возможные пути становления и развития процесса достижения национального примирения и национального единства;

- выявить внешние и внутренние факторы возникновения идеи и базы национального согласия и примирения в таджикском обществе;

- исследовать общность и отличия Концепции национального примирения в Таджикистане от подобных явлений в других конфликтогенных странах;

- рассмотреть процесс осуществления национального примирения, его нравственно-этических принципов, приводящих к согласию и миру;

- дать оценку месту и роль третьей стороны в урегулировании межтаджикского конфликта и реализации Концепции национального согласия и примирения в Таджикистане; проанализировать социально-экономические, политические и культурно-духовные достижения Таджикистана в постконфликтном периоде;

- изучить проблемы и перспективы дальнейшей реализации Концепции национального примирения и национального единства в Таджикистане и для всестороннего углубления данного процесса; обобщить положительный опыт Таджикистана по стратегии предотвращения и решению политических конфликтов и выработать практические рекомендации для урегулирования подобных явлений.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования выступают диалектический метод как взаимосвязь явлений, их взаимодействие, функционирование и развитие; политеоретический подход к изучению политических явлений и процессов, объединяющих в себе макро и микроуровни анализа политического общества.

Для реализации цели и научных задач исследования в диссертационной работе также применяется теоретико-методологический синтез политического процесса, в целом, и его конфликтогенное состояние, в частности. В качестве методологической основы использованы логический, системный, социологический, структурно-функциональный анализ, а также методы сравнительного анализа политической жизни, дающих простор для научного исследования. Автор в основном опирался на методологические положения и выводы, содержащиеся в трудах ведущих учёных, исследующих данную проблематику. При анализе материала исследования важным источником явились данные статистических сборников, материалы периодической печати.

Научная новизна диссертационной работы заключается прежде всего в самой постановке вопроса и политическом анализе материала. Представленная работа является одной из первых в отечественной научной литературе, посвященной исследованию данной проблемы. Научная новизна исследования определяется также комплексным подходом к проблеме опыта Республики Таджикистан в осуществлении Концепции национального примирения и национального единства. Диссертационное исследование позволило углубить положения, исследованные ранее и выявить новые, свойственные современной политической жизни, определить особенности, характерные для урегулирования политического конфликта в Таджикистане;

- была проанализирована политическая ситуация в независимом Таджикистане накануне гражданской войны, определены соотношение политических сил и степень их непримиримости, возникновение и развитие политического конфликта в виде гражданской войны, способы и методы его урегулирования, а также процесс становления и развития национального примирения и национального единства;

- исследованы основные причины и факторы, способствовавшие развязыванию гражданской войны в Таджикистане. Должное внимание было уделено внутренним факторам, а также влиянию внешнего фактора и участию различных внешних сил в разжигании политического конфликта в Таджикистане;

- рассмотрены внешние и внутренние факторы возникновения и развития идеи и базы национального примирения и национального единства в таджикском обществе и перспективы их дальнейшего углубления в условиях трансформационного, глобализационнного развития современного мира;

- анализированы общее и особенное в процессе национального примирения в Таджикистане и его отличия от подобных явлений в других странах. Переговоры и диалоги стали основой и движущими силами национального примирения в Таджикистане;

- при рассмотрении проблем акцент делается на нравственно-этических и гуманистических сторонах вопроса и их месте в политическом поведении противоборствующих сторон;

- исследованы проблемы и перспективы дальнейшей реализации Концепции национального примирения и национального единства в Таджикистане и всестороннего углубления данного процесса;

- обобщены опыт Таджикистана по стратегии предотвращения и решения политических конфликтов и практические рекомендации для урегулирование подобных явлений.

Основные положения, выносимые на защиту, связаны с поставленной целью и решением задач исследования. При исследовании проблемы становления и развития национального примирения и национального единства как процесса дальнейшего развития таджикской государственности эти положения формулируются следующим образом:

1. Под национальным единством понимается целостность существования этнических общностей в составе единого государства, высокая степень самоидентификации граждан страны с Республикой Таджикистан, с существующей системой ценностей и идеалов.

Основой национального единства таджикистанского общества является общность ценностей, которые близки абсолютному большинству населения и консолидируют общество в единое целое. Объединяющим началом и предметом заслуженной гордости всех поколений таджикистанцев является наша общая история. С обретением независимости общими ценностями народа страны стали свободный выбор собственной судьбы, сопричастность к строительству нового государства, совместная ответственность за судьбу страны и будущих поколений ее граждан.

2. Национальное примирение и национальное единство представляют собой процессы, характеризующиеся неравномерностью их протекания. В политической теории и практике многих стран выделяют два типа национального примирения и национального единства: а) оригинальный, спонтанный тип характерен для стран, переживших переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного, длительного развития внутренних процессов, через постепенное самопроизвольное накопление предпосылок в тех или иных областях общественной жизни, соединение которых давало качественный толчок; б) национальное примирение и национальное единство характерны для стран, по тем или иным причинам отставших в своем развитии и теперь за счет широкого использования опыта развитых государств пытающихся их догнать по уровню и качеству жизни.

3. Национальное примирение и национальное единство оцениваются как особый вид современных политических процессов. Их специфическая черта - достижение политическими субъектами общества целей при помощи использования власти и существующих норм права. Механизм национального примирения и национального единства составляет взаимодействие общественных институтов и специальных групп с их сознанием и. психологией. Характер и конкретное содержание национального примирения и национального единства определяются особенностями данной политической системы и существующего политического режима.

4. Национальное примирение и национальное единство в условиях демократизации общественных отношений имеют ярко выраженные стадии: конституирование; воспроизводство политической системы; принятие и исполнение политико-управленческих решений; контроль за функционированием и развитием политической системы. На развитие национального примирения и согласия большое влияние оказывают следующие как объективные, так и субъективные факторы: сложные ситуации, участие в решении задач политической элиты, политических партий, государственных и общественных организаций и т.п.

5. Национальное примирение и национальное единство переходного периода в Таджикистане характеризуются многочисленными изменениями не только в политической жизни, но и в социально-экономических, нравственно-культурных отношениях. Переходный период происходил с негативными явлениями и конфликтами, разрушением экономики и раздробленностью политической системы. Сформировались различные групповые интересы, выделялись системы интересов и потребностей отдельного индивида и личности. Возникли политические организации, объединения и движения, целью которых было и будет участие в политическом процессе. Государственная политика в переходный период сопровождалась реформированием общественных сфер, что ускорило национальное примирение и национальное единство.

6. Для эффективной реализации концепции национального примирения и национального единства необходимо преодолеть последствия застоя в теории и практике политической системы, пересмотреть отношение к духовной жизни народа, полностью отказаться от догматического подхода к объяснению явлений действительности и сосредоточить всю деятельность прогрессивных сил на процессе созидания и дальнейшего укрепления единого Таджикистана, зашиты его интересов и потребности. В связи с этим необходимы поиски путей и средств повышения политической культуры, политической сознательности всего населения страны.

7. В Таджикистане сформирована собственная модель национального и межэтнического согласия, получившая высокую оценку в мировом сообществе. Созданы эффективные нормативно-правовые и концептуальные основы обеспечения этого согласия. Конституция Республики Таджикистан гарантирует защиту интересов всех граждан независимо от этнической, расовой, религиозной или иной принадлежности. Нормы Основного закона заложили основу для доверия и взаимоуважения между всеми этническими группами. Приоритеты обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия отражены в программной деятельности государства Таджикистан.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что выдвинутые и сформулированные положения и выводы могут быть использованы в дальнейшем исследовании происходящих в таджикском обществе политических процессов.

Основные положения, выводы и рекомендации, полученные в диссертации, могут быть использованы отечественными, международными организациями, специалистами данной отрасли. Сформулированные конкретные предложения могут быть применены в работе органов общественной и государственной власти при разработке и реализации национальной и социальной политики, дальнейшем совершенствовании и укреплении независимости, согласия и мира, развитии демократического общества в Таджикистане.

Практическая значимость диссертации определяется, прежде всего, тем, что основные её положения могут быть включены в лекционные курсы и семинарские занятия по политологии и конфликтологии.

Апробация работы. Тема исследования «Национальное примирение и национальное единство: проблемы становления и развития » обсуждена на заседании кафедры политологии Таджикского национального университета. Полученные в диссертации выводы нашли практическое применение в учебном процессе, в лекциях и практических занятиях по курсам политологии, конфликтологии, этнополитологии и других разделах политических наук на отделении политологии Таджикского национального университета.

Основные положения и результаты диссертационной работы отражены в статьях: «Историческая миссия 16-ой сессии в судьбе нации», 0,6 п.л.,

Вклад интеллигенции в развитие национального единства», 0,7 п.л., «Единство - источник укрепления национального государства», а также в докладах и выступлениях на научно-теоретических и научно-практических республиканских, межвузовских конференциях, семинарах, занятиях по политологии в ВУЗе.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованных источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Восиев Фирдавс Курбонович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всестороннее исследование проблемы становления и развития национального примирения и национального единства, а также их особенностей в условиях независимого Таджикистана позволило нам сформулировать следующие основные выводы:

- под национальным единством понимается целостность существования этнических общностей в составе единого государства, высокая степень самоидентификации граждан страны с Республикой Таджикистан, с существующий системой ценностей и идеалов.

Основой национального единства таджикистанского общества является общность ценностей, которые близки абсолютному большинству таджикистанцев и консолидируют общество в единое целое. Объединяющим началом и предметом заслуженной гордости всех поколений таджикистанцев является наша общая история. С обретением независимости общими ценностями для народа Таджикистана стали свободный выбор собственной судьбы, сопричастность к строительству нового государства, совместная ответственность за судьбу страны и будущих поколений ее граждан;

- для таджикистанцев присущ высокий уровень толерантности по отношению к образу жизни, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям представителей всех этносов, конфессий, социальных групп. В то же время разнообразие и диалог этнических культур в стране являются источником постоянного духовного обогащения и развития всех таджикистанцев. В таджикистанском обществе глубоко укоренились такие нравственные ценности, как почитание старших, уважение к институту семьи, традиции гостеприимства и т. п. Все это способствует укреплению взаимопонимания и дружбы между гражданами различной этнической и религиозной принадлежности;

- обеспечение межэтнического и межконфессионального согласия, гражданского единства является важным условием развития Таджикистана, реализации стратегических задач по социально-экономической и политической модернизации страны. С первых дней обретения независимости консолидация таджикистанского общества, обеспечение равноправного сосуществования всех этнических групп стали основополагающими направлениями национальной политики государства. Благодаря целенаправленной и последовательной политике государства в сложных условиях транзитного периода в Таджикистане не происходили столкновения на межэтнической почве, вызвавшие бы дестабилизацию и раскол общества;

- в Таджикистане сформирована собственная модель межэтнического согласия, получившая высокую оценку в мировом сообществе. Созданы эффективные нормативно-правовые и концептуальные основы обеспечения межэтнического согласия. Конституция Республики Таджикистан гарантирует защиту интересов всех граждан независимо от этнической, расовой, религиозной или иной принадлежности. Нормы Основного закона заложили основу для доверия и взаимоуважения между всеми этническими группами. Приоритеты обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия отражены в программной деятельности работе государства Таджикистан;

- в современном обществе существует ряд факторов, которые могут оказать отрицательное влияние на политическую национальную ситуацию, в частности, это-усиление этнорелигиозных противоречий в различных частях мира, в том числе и в некоторых соседних странах. Потенциальную опасность представляет проникновение в Таджикистан извне различных форм этнорелигиозного экстремизма и радикализма. Этническую окраску могут приобретать имеющиеся в обществе локальные социальные и бытовые проблемы. Возможные упущения в работе по воспитанию молодого поколения содержат опасность для преемственности традиций межэтнической и межкультурной толерантности населения полиэтничного Таджикистана.

Эти и другие аспекты требуют повышенного внимания как со стороны государства, как и всего общества. В целом, в полиэтничном обществе формирование и укрепление национального единства является базовым условием обеспечения безопасности и независимости государства, реализации стратегических приоритетов его социально - экономического и политического развития. Актуальность сплочения и консолидации таджикистанского общества значительно возрастает в современных условиях, когда в XXI веке перед Таджикистаном стоят задачи по реализации планов новой индустриализации, обеспечению инновационно - технологического прорыва страны.

В этой связи деятельность по обеспечению национального единства необходимо вывести на уровень долгосрочного стратегического приоритета государственной политики;

- процесс становления национального примирения и национального-единства является неотъемлемой частью трансформации современного общества. Будучи сложной, данная проблема зависит от объективных факторов общественного развития и степени деятельности политических сил. Политическая система и доминирующие общественно-политические отношения определяют сущность и особенности развития данного процесса;

- совершенно необоснованной является высказываемая иногда точка зрения, согласно которой национальное примирение и национальное единство складываются в результате усилий одной лишь господствующей политической силы. Национальное примирение и национальное единство осуществляются в результате совместного существования и совместной деятельности всех политических и социальных сил, а также субъектов общественной жизни. Национальное примирение и национальное единство выступают как подсистемы общества и подсистемы общественных отношений. Высшей стадией в процессе становления национального примирения является единство всех слоев общества;

- в процессе становления национального единства определяющая роль принадлежит политике регулирования социально-экономической и иной деятельности людей, действиям различных ведомств в развитии национальной самобытности на той или иной территории;

- в процессе развития национального примирения и национального единства важное место принадлежит проведению в жизнь научно обоснованной эффективной отраслевой политики. Она позволит разрушить систему торможения и накопления конфликтности, обеспечить их гармонизацию;

- несмотря на ошибки и недочеты в ходе становления национального примирения и согласия, оно стало одним из основных факторов нарастающего прогресса в современном Таджикистане. Вместе с тем, в ходе этого процесса не были до конца учтены отдельные принципы и факторы концепции национального примирения и согласия, одобренные ООН; Постепенно сужались права оппозиционных политических сил, нарушалась законность в сфере отношений между оппозиционными и правительственными силами;

- распад СССР привёл к появлению нового мирового политического порядка. Демократические реформы сопровождались ростом национального самосознания, стремлением национально-этнических общностей к самостоятельному устройству основ общественной жизни. Национальные движения сыграли активную роль в разрешении тоталитарных структур. Крайний национализм стал реальным фактором нестабильности общества. Появились и активизировались межнациональные конфликты, нежеланные миграции национально-этнических общностей и другие проблемы; в современных условиях процесс национального единства сталкивается с большими трудностями. Абсолютизируется идея национальной государственности, утверждается установка на преимущественное право титульных наций. Национальная политика современности, как и в прежние десятилетия, утверждает институт национально-культурной автономии, право на которую имеют все национальные общины;

- основные направления национальной политики заключаются в следующем: создание основ национального возрождения всех наций Таджикистана; закрепление статуса национально-культурной автономии; обеспечение участия представителей различных национальностей в органах власти; свободная рыночная экономика как основное средство против национального сепаратизма; учет национальной специфики в ходе экономического развития; обеспечение оптимального функционирования аджикского языка как государственного на всей территории Таджикистана и свободу использования языка общения между представителями разных наций и народностей; основным принципом национального единства в условиях современного Таджикистана является территориальная целостность и национально-государственное единство Таджикистана;

- Таджикистан развивается в условиях постконфликтной ситуации. Такое положение ещё долго влияет на другие процессы общественной жизни. Исходя из этого, конфликтогенная ситуация и межнациональные конфликты не могут рассматриваться как внутреннее дело отдельных государств. В концепцию государственной национальной политики должен быть положен принцип приоритетности мирных политических средств разрешения межнациональных и внутринациональных конфликтов;

- основу нового концептуального подхода национальной политики составляет представление о незавершенности процесса национального единства таджикистанцев как граждан единого унитарного государства;

- на современном этапе развития Таджикистана взаимоотношения и взаимодействия национального большинства и национальных меньшинств является основным вопросом развития национальных отношений. Данная проблема в политическом плане приобрела особую остроту во всей Центральной Азии, поскольку вопрос о власти, об участии национальных меньшинств в управлении обществом является актуальным;

- в современном Таджикистане в развитии национальных отношений определились два основных направления: подъём таджикского национализма как защитная реакция на угрозу расчленения страны и оскорбления национального достоинства; усиление взаимоотношений между национальным большинством и национальными меньшинствами;

- внешнеполитический курс Таджикистана как национального государства исходит из всестороннего анализа современной мировой обстановки, её основных тенденций, соотношения и расстановки политических сил на мировой арене, основывается на принципах равноправия и прагматизма, с учетом национальных, политических и культурных интересов страны и с целью защиты прав и интересов людей.

Основываясь на теоретическом исследовании и обобщении развития процесса национальных отношений и национальной политики в условиях современного Таджикистана, анализе международных документов, программных документов и основных решений государственных органов и общественных объединений по дальнейшему совершенствованию национальных отношений и выработке оптимальной национальной политики, считаем, что в целях совершенствования национальной политики в условиях Республики Таджикистан необходимо реализовать следующие мероприятия: укрепление общетаджикистанской идентичности, поддержка консенсуса по основополагающим ценностям таджикистанского общества;

- содействие сохранению и развитию этнокультурной, языковой самобытности таджикистанских этносов; противодействие проявлениям экстремизма и радикализма, недопущение ущемления прав и свобод человека и гражданина.

- в основу концепции национальной политики должна быть положена идея сохранения и укрепления унитарного таджикского государства как общей Родины народов, живущих на её территории;

- политические силы должны руководствоваться идеей возрождения национальной государственности как интегрирующей силы всего населения Таджикистана;

- разработать правовые основы национального возрождения народов Таджикистана, статуса национальных меньшинств и в дальнейшем неуклонно руководствоваться ими;

- обеспечить действительное участия в органах государственной власти представителей различных национально - этнических общностей и устранить явные диспропорции в вопросах распределения власти;

- в сфере экономики осуществить свободную рыночную форму хозяйствования. Она станет мощным средством в борьбе против национального и регионального сепаратизма. Экономическое преобразование должно учитывать этническую структуру населения;

- достичь и укрепить межнациональное согласие и доверие, выявить противоречия в сфере межэтнического взаимодействия и своевременно найти пути их решения;

- активизировать борьбу с местничеством, национальной замкнутостью, национальной ограниченностью, элементами шовинизма. Уделить должное внимание специфическим формам интернационального воспитания в связи с усилением миграционных процессов, увеличением числа беженцев и вынужденных мигрантов;

- создать в структурах государственной власти подразделения специалистов, прежде всего, этнополитологов, призванных содействовать реализации этнонациональных программ развития, сохранению национального согласия, быстрому устранению возникающих этнонациональных конфликтов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Восиев Фирдавс Курбонович, 2010 год

1. Всеобщая декларация прав человека (10.12.1948. ООН). // Известия.-1989.-9 дек.

2. Договор между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией о регулировании вопросов двойного гражданства.//Хроника Таджикско-Российских отношений (1992-1998 гг.). -М., 1999.

3. Доктрина стратегии сокращения бедности в Таджикистан. -Душанбе, 2000.

4. Закон Республики Таджикистан «Об образовании» // Ведомостнюи Шурой Олии Л>умн>урии Тольикистон (Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан). -1994. -№1.

5. Закон Республики Таджикистан «О печати и других средствах массовой информации» //Ведомостнюи Шурой Олии Советии Сотсиалистии Тольикистон (Ведомости Верховного Совета ТССР). -1990. -№24.

6. Закон Республики Таджикистан «О свободе совести и религиозных организациях» //Азия плюс, 2009. 27 апр.

7. Закон Республики Таджикистан «Об общественных объединениях» //Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1998. -№10.

8. Заявление Генерального Секретаря ООН господина Пан Ги Муна по случаю 10-й годовщины Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане.// Документ 8С/8М/11056 от 21 июня 2007 года.

9. Из{орот дар бораи истиглолияти давлатии Хум{урии Тохикистон// Садои мардум, 1991. 14 сен.

10. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе: Матбуот, 2003.

11. Конституция Российской Федерации// Вестник межпарламентской Ассамблеи. СПб, 1994.12. «Межнациональные отношения в России и СНГ». Семинар Московского

12. Центра Карнеги, вып. 2. Доклады 1994-1995.-М., 1995.

13. Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Статьи 5,6,7). — М., 1994.

14. Международный Пакт о гражданских и политических правах //Права человека: сборник международных документов. // Издание Хельсинского фонда по правам человека. Варшава, 2001.

15. Национальный состав населения СССР: по данным Всесоюзной переписи населения 1989г. -М.: Финансы и статистика, 1991.

16. О государственном суверенитете Таджикской Советской Социалистической Республики. // Коммунист Таджикистана. 1990. — 29 авг.

17. Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. Душанбе: МНООНТ, 1997.

18. Положение об Общественном Совете Республики Таджикистан. // Садои Мардум. № 0.16 (842) от 14 марта 1996 года.

19. Права человека /Права меньшинства. Изложение фактов №18.

20. Сборник двусторонних договоров, соглашений и других нормативно-правовых документов в области военного сотрудничества, заключенных РФ в 1992 1993 гг. с государствами бывшего Советского Союза .- М., 1994.

21. Таджикистан: отчет по человеческому развитию. Душанбе, -2000.

22. Устав Организации Объединенных наций и статут международного суда.

23. Хроника Таджикско-российских отношений (1992-1998 гг.).-М.:, «Московская правда», 1999.

24. Материалы совещаний, научных конференций.

25. Материалы Международной научно-практической конференции «Место Таджикистана в новом международном порядке».- Душанбе, 1997.

26. Материалы научно- практической конференции: «Теория и практика консолидации нации и суверенитета».- Душанбе, 2001.

27. Национальная политика в Российской Федерации. //Материалы международной научно- практической конференции. М., 1993.

28. Федерация и национальные отношения в современных условиях.// Материалы «круглого стола».// Социально-политический журнал.- 1994.-№ 7-8.1. Монографии

29. Абдулатипов Р. Г. Заговор против нации: национальное и националистическое в судьбах народов. СПб., 1992.

30. Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. -М., 2000.

31. Абдулатипов Р. Г. Обустройство народов: российская модель. -М., 1999.

32. Абдулатипов Р. Г. Сущность нации — этноса: ответ сторонникам безопасности. -М., 1999.

33. Абдулатипов Р. Г. Природа и парадоксы национального «Я».- М.: Мысль, 1991.

34. Абдулатипов Р. Г. Россия: национальное возрождение и межнациональное сотрудничество. Приоритеты национальной политики.- М., 1994.

35. Абдулатипов Р.Г. Этнополитология. -СПб., 2004.

36. Абдулатипов Р. Г., Болтненкова А. Ф. Россия: в чём суть твоего бытия?-М., 1994.

37. Абдусамадов Г. Закономерности становления и развития рыночных отношений в республике Таджикистан. Душанбе, 2000.

38. Авксетьев А. В., Авксетьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь: Став. гос. пед. ин-т., 1993.

39. Аклаев А. Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент: Учеб. пособие. М., 2005.

40. Алексеев А. Русский народ и государство. — М., 2000.

41. Алимов Р., Саидов М. Национальный вопрос: расчёты и просчёты (точказрения).- Душанбе: Ирфон, 1991.

42. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. -М., 2001.

43. Арутюнян Ю.В., Дробыжева JI.M., Сусоколов А.А. Этносоциология. — М., 1999.

44. Баграмов Э. А. Национальные проблемы в современных условиях. М.: Политиздат, 1988.

45. Бартольд В.В. Таджики: Исторический очерк. Соч.Т.2. -М., 1963.

46. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. -СПб, 1909.

47. Беджанова М. Б. На пути национального возрождения.- Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1992.

48. Беланже JI. Переговоры. СПб., 2003.

49. Белоусова А.С. Социально политические конфликты и технологии их урегулирования. - Волгоград, 2006.

50. Бжезинский 3. Выбор, глобальное господство или глобальное лидерство. — М., 2005.

51. Болдин В.И. Крушение пьедестала. Штрихи к портрету М.С. Горбачева. -М., 1995.

52. Больнов А.Г. Политический конфликт: возможности управления и исследования традиции. Казань, 2004.

53. Болтенова JI. Ф. Интернационализм- враг трудящихся. М., 1986.

54. Бохенский Ю. Сто суеверий. М., 1993.

55. Бутрос-Гали, Бутрос. Повестка дня для мира. Второе издание, Нью-Йорк, 1995.

56. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983.

57. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М., 1988.

58. Василенко И.А. Политические переговоры: Учеб. пособие,- М., 2007

59. Вдовин И. А. Особенности этнополитических отношений и формирования новой государственности в России: (Ист. и консептуальные аспекты).- М.:1. РАУ, 1993.

60. Галкин А. А. Размышления о политике и политической науке. —М., 2004.

61. Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. СПб., 2005.

62. Гафуров Б. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. -М., 1972.

63. Глазунов О.Н. Государственный переворот. Стратегия и технологии. -М., 2006.

64. Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика. -М., 2001.

65. Горовский Ф. Я., Римаренко Ю. И. Национальный вопрос и социалистическая практика. Киев: Выща шк., 1991.

66. Геллнер Э. Нация и национализм. М.: Прогресс, 1992.

67. Гиёев К. Национальные интересы. Душанбе, 1999.

68. Глезерман Г. Е. Классы и нации. М.: Политиздат, 1974.

69. Гумилев Jl. Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1990.

70. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1992.

71. Гумилев Л.Н. От Руси до России. -М., 2001

72. Дадабаева 3. А. Таджикистан: межнациональные отношения в период трансформации общества. Душанбе, 2000.

73. Дальников В.Р. Непослушное дитя биосферы. 3-е изд. -СПб., 2003.

74. Джононов С. Проблемы формирования национального самосознания в условиях государственного строительства Таджикистана. -Душанбе: Ирфон, 2009.

75. Джунусов М. С. Национализм в различных измерениях. Алма-Ата: Казахстан, 1990.

76. Дмитриев А.В. Этнический конфликт: теория и практика. -М.Д998

77. Дмитриев А.В., Залысин И.Ю. Насилие: социально-политический анализ. -М., 2000.

78. Дмитриева Е. Региональная экономическая диагностика. СПб, 1992.

79. Дробыжева JI. М. Духовная общность народов СССР. ( Историко-социологический очерк межнациональных отношений ).- М.: Мысль, 1988.

80. Дюркгейм Э. Метод социологии -М., 1991.

81. Европейский федерализм: современные тенденции. -М., 2000.

82. Загладин Н. В. Национальные, национально- государственные интересы в системе международных отношений. М., 1995.

83. Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. -М., 1994.

84. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Пг., 1923.

85. Зорин В.Ю. Национальная политика в России: история, проблемы перспективы. -М., 2003.

86. Ислам и политика. -М., 2001.

87. Ильинская С.Г. Толерантность как принцип политического действия: история, практика. -М.: Праксис, 2007

88. Карапетян JI.M. Федеративное устройство Российского устройства. -М., 2001.

89. Касьянова В. О русском национальном характере. -М., 1994.

90. Касымова Р. Проблемы развития этнических меньшинств в современном Таджикистане. Душанбе, 2005.

91. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9-и т. Т.1. -М.,1987.

92. Козер Л. Функции социального конфликта / Льюис Козер; с англ. О Назаровой; Под общ. Ред. Л.Г. Ионина. М., 2000. - Главы I-I X, Приложение.

93. Козырев Г.И. Политическая конфликтология. —М., 2008.

94. Кокшаров Я.В. Этнополитика: Справочно-библиографическое издание. — СПб., 2003.

95. Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. — М., 1999.

96. Котанджян Г. С. Этнополитология консенсуса конфликта. Цивилизац. пробл. теории и практики. - М.: Луч, 1992.

97. Курашвили Б. Куда идёт Россия. -М., 1994.

98. Куропятник А.И. Мультикультуризм: Проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. -СПб., 2000.

99. Ланщиков А. П. Национальный вопрос в России. М.: Современник, 1991.

100. Ландабасо А., Коновалов А. Терроризм и этнополитические конфликты. Кн. 1. Из истории басков. -М., 2004.

101. Лейтон Д. Теория политической идентичности. Этническая мобилизация и межэтническая интеграция. -М., 1999.

102. Маманазаров. Место и роль сельской интеллигенции в социальном обновлении деревни в условиях независимости Таджикистана. Ташкент, 1995.

103. Назриев Д., Саттаров И. Республика Таджикистан: история независимости. -Душанбе, 2002.

104. Национальные меньшинства Таджикистана: проблемы и перспективы. — Душанбе, 2002.

105. Медведев Н. П. Национальная политика России. От унитаризма к федерализму. М., 1993.

106. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации /Под ред. П.А.Цыганкова. -М., 2007.

107. Межнациональные отношения в Российской Федерации. М.: НИП. «Соц. полит, конфликты в сферы межнац. отношений». 1991.

108. Межнациональные противоречия и конфликты в СССР: (Опыт социал.-филос. анализа)// Отв. ред. В. М. Семёнов. М.: Наука, 1991.

109. Микульский Д. В.Таджикская революция и гражданская война. М., 1999.

110. Милль Дж. Представительное правление. -СПб., 1907.

111. Мириханов Н.М. Федерация, этничность, государственность: новыйкурс российской власти. -М., 2002.

112. Мнацаканян М. О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни. -М., 2004.

113. Наймов М. Социально-экономические основы сближения социалистических наций. -Душанбе: Ирфон, 1986.

114. Нансо М. Д. Интернационализация национальной жизни: сущность, тенденции развития. Ставрополь: Кн. изд- во, 1991.

115. Национальная доктрина России: (Проблемы и приоритеты)/ РАУ-корпорация. М.: Агентство «обозреватель», 1994.

116. Национальные отношения в России в 1922 году. М.: НИСИП, 1993.

117. Национальные отношения: Проблемы и осуждения.-Рига: Авотс, 1989.

118. Национальный вопрос и новое мышление. Ереван, 1989.

119. Нации и национализм (Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.)- М.: Праксис, 2002.

120. Национализм: теория и практика. М., 1994.

121. Ненашев А. Последнее правительство СССР.-М., 1993.

122. Несостоявшийся юбилей. —М., 1992

123. О некоторых национальных проблемах в период становления Содружества Независимых Государств: (сб. ст. Ред. кол.: JL Я. Дадиани, М. С. Джунусов).- М.: Ис.1992.

124. Олимов М. Межтаджикский конфликт: путь к миру. М., 1998.

125. Основы национальных отношений: Учеб. пособие/ Под ред. Абдулатипова Р.Г.-М., 2001.

126. Основы национальных и федеративных отношений -М., 2001.

127. Панарин Э.Д., Мухаметшина Н.С. Национальные проблемы на постсоветской территорий: Учеб. пособие. СПб., 2001.

128. Политология. Энциклопедический словарь. В 2-х томах.-М.,1999.

129. Празаускас А. А. Этнос, политика и государство в современной Индии. М.: 1990.

130. Пряхин В.Ф. Региональные конфликты на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Таджикистан). — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2002;

131. Расулов К., Гулахмедов М. Равандхои милли ва сиёсии истиклолияти сиёсии Тохикистон. -Душанбе, 2001.

132. Рахмонов Э.Ш. Точикистон дар рохи чомеаи мутамаддин. —Душанбе, 1999.

133. Рахмонов Э. Юбилей независимости и Второй всемирный форум таджиков. -Душанбе, «Ирфон», 1993.

134. Рахмонов Э.Ш.Таджикистан: четыре года независимости и самопознания. -Душанбе, «Ирфон», 1995.

135. Рахмонов Э.Ш.Таджикистан на пороге будущего. —М., ИТАР-ТАСС, 1997.

136. Рахмонов Э.Ш.Таджики в зеркале истории. -Душанбе: Ирфон, 1997.

137. Рахмонов Э.Ш. Молодёжь будущее суверенного Таджикистана. — Душанбе: Ирфон, 1997.

138. Рахмонов Э.Ш. Долгий путь к миру. -Душанбе: Шарки Озод, 1998.

139. Рахмонов Э.Ш. Ман ба Шумо сулх меоварам. (Я принесу Вам мир). -Душанбе: Авесто, 1998.

140. Рахмонов Э.Ш. Главное верховенство закона. -Душанбе: Ирфон, 1999.

141. Рахмонов Э.Ш. Наша цель единство, согласие, созидание! —Душанбе: Ирфон, 2000.

142. Рахмонов Э.Ш. Доклад на семнадцатой сессии Верховного Совета РТ 25 июня 1993 г. -Душанбе: Ирфон, 1993.

143. Рахмонов Э.Ш. Мы обязаны искоренить преступность. Душанбе, «Авесто», 1999.

144. Рахмонов Э.Ш.Таджикистан: десять лет независимости, национального единства и созидания. В 8-х томах. -Душанбе, 2001.-2009 гг.

145. Россия: трансформирующееся общество. М ., 2001.

146. Рябов В.В., Хаванов Е.И. Нации: единство этнического и социально-политического.// Рос. акад. упр. М.: ААУ, 1992.

147. Садохин А.П. Этнология. М., 2004.

148. Саидов А. Нация как субъект социального действия. Минск, 2000.

149. Смит Д. Национализм и конфликт нотификация и мир. - М., 1996.

150. Смит Э. Национализм и модернизм. М., 2004.

151. Сорокин П. О русской нации. Россия и Америка. Теория национального вопроса. 2-е изд. - М.: АКИРН, 1994.

152. Сорокин П. Проблемы социального равенства. — СПб., 1917.

153. Тагаев Д.С., Аитов Н.А. Пути развития Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 1994.

154. Тагаев Д. С. Таджикистан: прошлое, настоящее, будущее.- Душанбе: Ирфон, 1994.

155. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в Российской Федерации. М., 1997.

156. Тоффлер Э. Война и антивойна: Что такое война и как с ней бороться. Как выжить на рассвете XXI века. М., 2005.

157. Тошенко Ж.Т. Этнократия: история и современность: Социологические очерки. -М., 2003.

158. Троицкий Е. С. О русской идее. Очерк теории возрождения нации. В двух частях. М.: АКИРН, 1994.

159. Уваров А.Т. Русское национальное самосознание. -М., 2000.

160. Урс Альтермантт. Этнонационализм в Европе. — М., 2000.

161. Хабибуллин К.Н., Скворцов Н.Г. Испытания национального самосознания. СПб.: Т004 «Петрополис», 1993.

162. Шеллинг Т. Стратегия конфликта. М., 2007.

163. Шупов А. Д. Постсоветское пространство. М., 1999.

164. Элез А.Й. Критика этнологии. М., 2001.

165. Этнические и региональные конфликты в Евразии: в 3-х книгах. М.:1. Весь мир, 1997.

166. Этничность. Национальные движения. Социальная практика. -СПб., 1995.

167. Этнос и политика. Хрестоматия. -М., 2000.

168. Юрьев С.С. Правовой статус национальных меньшинств. -М., 2000.

169. Detch К. W. Nationalism and social Communication Сашрг/ 1996.

170. Penan E. Quest — ce dvune nation? // Discours Paris. 1987.1. Статьи в сборниках:

171. Большакова А.Ю. Феномен русского менталитета: основные направления и методы исследования.// Русская история: проблемы менталитета. М., 1994.

172. Гудков JI. Идеология «врага» / Негативная идентичность. М., 2004.

173. Малашенко А. В. Конфессия в этнополитических отношениях СНГ.// Постсоветское мусульманское пространство: религия, политика, идеология. М., 1994.

174. Ниёзи А. Таджикистан: конфликт регионов на фоне социально-экономического кризиса.// Экология. Общество. Традиция: социальные и политические кризисы в СНГ в контексте разрушения природной) среды. -М., 1997.

175. Петров Г.Н., Назриев М.Н. Водно-энергетический комплекс бассейна Аральского моря. Современное состояние, проблемы и перспективы развития // Водные ресурсы ЦА и их рациональное использование. -Душанбе, 2001.

176. Поздняков Э. А. Нация. Национализм. Политика.// Национализм: теория и практика. М., 1994.

177. Поздняков Э. А. Понятие национального интереса.// Национальные интересы: теория и практика. М., 1991.

178. Сорокин П. А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии.// О России и русской философской культуре. М., 1991.

179. Струве П.Б. Исторический смысл русской революции и национальные задачи// Из глубины. -М., 1990.

180. Агаев А.Г. Теория нации в поисках схоластического догматизма.// Социально- политические науки. 1990, № 12.

181. Агаев А.Г. Нациология: проблемы конституирования.// Философские науки. 1991, № 5.183182. Алексеев Н. Араб и еврей: диалог невазможен?// Иностранц. 2004. 12 июля.

182. Андреев Е. Ю., Годев Б. Шестой кризис.// Дружба народов. 1996, № 7.

183. Баранов Е. Г. Нациопатия источник конфликтов.// Общественные науки и современность. - 1996, № 6.

184. Барсамов В.А. «Цветные революции»: Теоретический и прикладной аспекты //Социологические исследования. 2006, №8.

185. Богатуров А. Д., Кожокин М. М., Плешаков К. В. Национальный интерес в Российской политике.// Свободная мысль. 1992, № 5.

186. Бомешко С.Б. Понятие войны в западном общественном сознании как фактор современных международных отношений //Вестник Московского ун та. Серия 18.социология и политология - 2006, № 4

187. Вдовин А.И. Этнополитика и формирование новой государственности в России.// Кентавр. 1994.- № 1.

188. Вдовин А.И. Политология национальных отношений и национальной политики в СССР как фактор его нестабильности и распада.// Представительная власть. 1996, № 3-4.

189. Геллнер Э. Нация и национализм.//Вопросы философии.-1989.№ 7.

190. Глухова А.В. Политическая конфликтология: между старыми т новыми подходами // Конфликтология: теория и практика. 2003, № 3.

191. Гоман-Голутана О.В. О столкновение морального и нравственного начал в российской политике // Полис, 2005, № 3.

192. Гумилев JI.H., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению.// Социологические исследования- 1992.-№ 1.

193. Дмитриев А.В. Пядухов Г.А. Этнические группы трудящихся -мигрантов и принимающее общество: взаимодействие, напряженность, конфликты // Соция, 2006, № 9.

194. Евзеров Р.Я. Нация и национальная идея // Форум 2004. Нация и мир. -М., 2004.

195. Здравомыслов А. Г. Релятивистская теория нации и рефлексивная политика //Общественные науки и современность. 1997, № 4.

196. Иванов В. Н. Межнациональная напряженность в региональном аспекте.// Социологические исследования. 1993, 3 7.

197. Иорданский В. Б. Русские, какие мы ?.// Свободная мысль. 1998, № 2.

198. Исламов Т. И. О торжестве «национальной идеи».// Свободная мысль. -1997, № 12.

199. Кандаль П. Е. Национализм и проблема модернизации в посттоталитарном мире.//Полис. 1994, № 6.

200. Косолапов Н.А. Конфликты постсоветского пространства и современная конфликтология // Мировая экономика международные отношения. -1995.-№ 10.

201. Ковалёв А. Н. Ещё раз о формационном и цивилизационном подходах.// Общественные науки и современность. 1996, № 1.

202. Косач Г. Г. Таджикистан: национальные интересы и внешняя политика.// Свободная мысль. 1997, № 5.

203. Логашова Д. Б. Этнополитическая ситуация в Средней Азии.//

204. Общественные науки и современность. 1991, № 6.

205. Малышева Д. Этнические конфликты на юге СНГ и национальная безопасность России.// МЭ и МО.- 1994, № 3.

206. Молчанов М.А. Этнополитический фактор в развитии цивилизации: история и современность.// Философская и социальная мысль. 1991, № 5.

207. Морозов JI.A. Национальные аспекты развития российской государственности.// Государство и право. 1995, № 12.

208. Морозова Г.Ф. Деградация нации миф или реальность?// Социологические исследования. - 1994, №1.

209. Мумтян М.А. Национализм в эпоху постиндустриализма: попытка нового прочтения.// Кентавр. 1991, №1.

210. Наврузов JI. Н. Миф XX столетия: Нация и расы в современном мире.// Дружба народов. 1992, № 8.

211. Ниёзи А.Ш. Таджикистан: конфликт регионов.//Восток.-1997, № 2213.0лимов М. А. Об этнической и конфессиальной ситуации в

212. Таджикистане.// Восток. 1994, № 2

213. Олимов М.А. Об этнополитической и конфессиальной ситуации в Таджикистане и вероятности межэтнических конфликтов// Восток. -1994, №2.215.0лимова С. К., Олимов М. А. Независимый Таджикистан: трудный путь перемен.// Восток. 1995, № 1.

214. Орлова И.Б. Современная миграционная ситуация в России// Социально-политический журнал. —1993 .-№7.

215. Паин Э.А. Социальная природа экстремизма и терроризма. // Общественные науки и современность. -2002. № 4;

216. Плешаков К.В. Наши национальные интересы в переходный период.// Международная жизнь. 1991, № 10.

217. Посадский А.В. Гражданская война под углом зрения политической конфликтологии // Политические исследования. — 2002. № 3;

218. Салимов К.М. Современные проблемы терроризма . М., 2000.

219. Сухарь А. А. Этнонациональный конфликт в Чечне и Косово: сравнительный анализ // Полис. 2007.

220. Старченков Г. Новосуверенные «мусульманские республики»: лавина проблем.// Азия и Африка. 1993, № 7.

221. Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм.// Государство и право. 1996, № 10.

222. Тишков В. От этнического к гражданскому национализму.// Отечественная история.- 1996, №6.

223. Хорос В. «Крона», «корни» и «климат» терроризма // Мировая экономика и международные отношения.- 2002. № 3;

224. Юсуповский А.Н. От национального кризиса к национальному развитию. // Общественные науки и современность. 1997, № 5.

225. Умнов А. Талибы и террористы не одно и то же // Мировая экономика и международные отношения. — 2002. - № 3;

226. International Politic. 1997.- № 10.1. Статьи из газет:

227. Бизнес и политика. -1996.-№16. Апр.

228. Видмайер К. О шальном этнониме, имперском мышлении и «великом переселении народов»: (О проблеме межнац. отношений в СССР)// Голос, 1991, №25, 17 июля.

229. Джалилов К. Национальные интересы Таджикистана и вопросы безопасности.// Джунбиш, 1998, 19 сент.

230. Коммунист Таджикистана. 1990. 29 авг.

231. Мигранян А. Русский национализм. Реальна ли его угроза в России?// Труд. 1996.- 4 янв.

232. Муравьёв В. Н. Национальная идея.// Независимая газета. 1993.- 13 янв.

233. Поллыева Дж. Российская нация как падчерица Российской нациологии. // Независимая газета. 1994.- 9 апр.

234. Садои мардум. 2002.- 25 апр.

235. Файз М. Интересы и безопасность.// Тамаддун. 2002, № 3-4.

236. Фукуяма Ф. Неясность национального интереса.// Независимая газета. -1992.- 16 окт.

237. Экспресс хроника. -1994. 30 сен.

238. Статьи из сериальных изданий:

239. Ва{дат, давлат, президент. X.I X. - Душанбе, 2010.

240. Осетия XX в. вып.1 .-Владикавказ, 1996.-С.28-39.

241. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции, М.: Российский ННИ культурного и природного наследия, 1994.- Вып. 1

242. Юсупов М. Проблемы развития межнациональных отношений в Таджикистане. По материалам республиканской печати, 1987-1992гг.// Белорус, гос. ун-т.-Минск, 1992.1. Авторефераты:

243. Абдурахмонов В. Р. Проблема национальных интересов в условиях независимости Узбекистан. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Ташкент, 1995.

244. Арифджанова Н.Р. Национальная идея таджикского народа как предмет социально-философского анализа. Автореф. канд. филос. наук. Душанбе, 2004.

245. Гиёев К.Х. Национальные интересы: Автореф. дисс. канд. филос. наук. -Душанбе, 1999.

246. Дадабаев З.А. Особенности эволюции национальных отношений в Республике Таджикистан: Автореф. дисс. док. пол. наук. Душанбе, 2002.

247. Котанджян Г.С. Этнополитические проблемы национальной безопасности. Цивилизационный анализ «консенсуса- конфликта»: Автореф. дисс. док. полит, наук. М., 1992.

248. Саидов А. С. Нация как субъект социального действия: философско-методологический анализ: Автореф. дисс. док. филос. наук. Минск, 2000.

249. Турсунов Ф. А. Социокультурные особенности становления и развития национального самосознания (на примере таджикского народа): Автореф. дисс. канд. филос. наук. Душанбе, 2002.

250. Хакимов P.M. Конфликтогенные факторы межнациональных и внутринациональных отношений в Таджикистане: Автореф. дисс. канд. полит, наук. Душанбе, 1999.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.