Национальное самосознание как "форма превращенная" социальных отношений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Новикова, Ольга Сергеевна

  • Новикова, Ольга Сергеевна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 324
Новикова, Ольга Сергеевна. Национальное самосознание как "форма превращенная" социальных отношений: дис. доктор философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 1999. 324 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Новикова, Ольга Сергеевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО

САМОСОЗНАНИЯ

1.1. ПОНЯТИЯ «ЭТНОС», «НАЦИЯ», «НАРОД»

1.2. ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

1.3. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

1.1. СИМВОЛЫ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

2.1. ПОНЯТИЕ «ФОРМЫ ПРЕВРАЩЕННОЙ»

2.2.0 МЕХАНИЗМЕ ФЕТИШИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

2.3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

2.4. «ФОРМЫ ПРЕВРАЩЕННЫЕ» НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СЕВЕРО-КАВКАЗСКИХ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

3.1. СИСТЕМА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ, МОБИЛИЗУЮЩИХ

НАЦИЮ ЦЕННОСТЕЙ

3.2. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ

3.3. ЭВОЛЮЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальное самосознание как "форма превращенная" социальных отношений»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Вопрос о самосознании представляет собой один из фундаментальных вопросов в ряде традиционных проблем социальной философии. Современные философские исследования, разрабатывающие данную тему, характеризуются своеобразным «онтологическим поворотом». Благодаря ему самосознание, изучаемое в рамках классической парадигмы преимущественно в виде трансцендентального познающего субъекта, сегодня исследуется в рамках бытийственных характеристик.

По мнению диссертанта, особую значимость приобретает осмысление онтологического статуса национального самосознания, как специфической области бытия. Придание национальному самосознанию онтологических свойств смещает исследовательский интерес в направлении субъекта. Субъект становится сам для себя объектом, а саморефлексия превращается в собственное человеческое бытие, отстраняя на второй план рефлексию окружающего мира.

Национальное самосознание не может быть неким самодовлеющим, не имеющим предпосылок состоянием, оно является как бы дважды «формой превращенной» социальных отношений, складывающихся в процессе взаимодействия этносов. Различные явления национального самосознания, отражающие общественное бытие неадекватным гиперболическим способом уместно назвать фетишистским национальным самосознанием.

Актуальность исследования фетишистских форм национального самосознания обусловлена, прежде всего, особенностями развития межнациональных отношений в конце XX века. Сегодня мы можем явно проследить две тенденции в развитии наций в современном мире. Проявление первой тенденции связано с унификацией национальных форм бытия, становлением нового мирового порядка. Ускорению таких процессов способствует стремление навязать народам мира единый стандарт жизни, западную систему ценностей, что влечет за собой размывание национального своеобразия культурных традиций. Вторая тенденция прямо противоположна первой. Она заключается в стремлении народов сохранить свое национальное бытие, защитить свои национальные традиции и ценности, что связано с борьбой за национальную независимость и политическое самоопределение наций.

Парадоксальность сложившейся ситуации заключается в том, что рост объективных интегративных тенденций во всем мире, которые ведут к ослаблению значимости этнических границ, к взаимодействию во всех сферах жизни современного общества, сопровождается не менее устойчивым

встречным процессом противодействия интернационализации экономических и духовных отношений.

Следует повсеместно учитывать, что Россия представляет собой многонациональное государство, объединяющее более 100 народов, каждый из которых имеет свою специфику: язык, тип хозяйствования, материальную и духовную культуру, социально-профессиональную структуру, особую ментальность, но вместе с тем в современной России существует достаточное количество противоречий, угрожающей ее целостности, что наиболее ярко находит свое выражение в идеологии национализма и сепаратизма.

Незавершенность научно обоснованной концепции государственной и национальной политики, наличие в обществе деструктивных сил, противодействующих консолидации и сотрудничеству народов приводит к тому, что решение межнациональных проблем в условиях политической и социальной нестабильности в России сегодня приобретает не только острый характер, но становится эпицентром социальных, политических, культурных потрясений, причем не получая мирного политического разрешения ситуация напряженности не застрахована от перерастания в гражданские войны.

Не вызывает сомнения тот факт, что механическое перенесение опыта политико-экономических изменений стран западной демократии на российскую почву, еще не гарантирует демократических изменений в России. Причиной тому выступают и историческое своеобразие, и высокая специфичность, неоднородность, этническая и культурная полиморфность российского национального самосознания. Повсеместное нарушение межэтнических отношений, забвение многого из позитивного, годами накопленного опыта консолидации этой сферы, оказалось необоснованно раскритикованным, отброшенным, причем взамен этому не было предложено ничего нового и позитивного.

Характерной чертой современного российского общества является бурно протекающий процесс формирования новой политической культуры, характеризующейся сменой социокультурных парадигм, ценностных ориентации и представлений о сущностных основах власти, наличная противоречивость которых вызвана радикальной трансформацией политической системы, опыта людей, норм и правил политического поведения, состояния национального самосознания.

Национальное самосознание сегодня оказывается организующей идеологической формой национальных движений. В условиях обострения политических и социальных противоречий фетишистские формы его приобретают особенно действенное влияние. Своеобразная вспышка национализма сегодня ясна всем, ибо она стала жесткой объективной реальностью, а не бытовым случайным и спорадическим явлением, стало ясно, что объективные основания для роста национализма еще не исчезли,

они просто изменились. Этот факт еще не был предугадан социально-философскими теориями, что значительно сказалось на современном кризисном состоянии российского общества.

Предлагаемая онтологическая концепция национального самосознания может послужить методологической основой для конкретно-исторического исследования межэтнических проблем, поиска ориентиров, целей и ценностей национального бытия, что приобретает особую значимость в условиях современного этапа развития российского общества.

Степень разработанности проблемы. Изучение фетишистских форм общественного сознания не имеет подробного освещения в философской литературе. Проблема же исследования фетишистских форм национального самосознания не была даже поставлена, хотя анализ разновидностей фетишизма ведется давно и накоплен определенный материал для обобщения. Внимательное исследование фетишистских форм, на наш взгляд уже позволяет концептуально обосновать связь национального самосознания с соответствующими общественными отношениями на фоне развития общественного бытия и духовной культуры. Фетишистское национальное самосознание может быть рассмотрено как реально функционирующее общественное явление, как сознание, принадлежащее конкретно-историческому субъекту.

В истории развития философской мысли исследование иллюзорных форм развития сознания занимало значительное место. Эта проблема рассматривалась практически во всей домарксистской философии, в сочинениях Ф. Бэкона, Ж.Ж. Руссо, Б. Спинозы, И. Канта, ПЛ. Гольбаха, К.А. Гельвеция, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркс, исследуя товарный фетишизм как характеристику сознания капиталистического общества, поставил исследование «форм превращенных» сознания в зависимость от анализа социально-экономических структур, от изучения общественного бытия человека.

Вопросы методологии анализа общественного сознания, диалектики чувственного и сверхчувственного в деятельности индивида, социальных и гносеологических основ «форм превращенных» общественного сознания рассматривались в работах Э.В. Ильенкова, Ю.Н. Давыдова, И.С. Нарского, Т.И. Ойзермана, Д.И. Дубровского, А.П. Огурцова, Г.С. Батищева, М.К. Мамардашвили, А.К. Уледова, В.И. Толстых, В.И Копалова, A.A. Хамидова и других.

Проблема национального самосознания напрямую связана с процессом разработки в истории социальной философии теории нации вообще и соотношения «этнического», «национального», «народного», в частности. На разных этапах развития общественно-политической мысли разработкой теории нации занимались: Дж. Вико, Ш. Монтескье, Г.В.Ф. Гегель, К.

Каутский, О. Бауэр, В.И. Ленин, И.В. Сталин, B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, Г.Г. Шлет, С.Н. Булгаков, П.Н. Милюков, Л.П. Карсавин, И.А. Ильин.

В отечественной науке этническая проблематика нашла достаточно подробное освещение в работах этнографов, историков, философов Н.М. Могилянского, С.М. Широкогорова, П.А. Сорокина, Ю.В. Бромлея, Ю.В. Арутюняна, Ю.И. Семенова и других. Достижения в этой области, прежде всего, относятся к разработке категориального аппарата, методологии и методики исследования этнических процессов.

Проблема национального самосознания в социально-философской литературе разработана слабо. Одной из причин этого явилась длительная изоляция отечественного обществоведения от многих достижений зарубежной и русской философско-исторической мысли. В отечественной научной литературе первые крупные монографические исследования национального самосознания появились к середине сороковых годов в работах Д.С. Лихачева, В.В. Мавродина, П.И. Кушнера, где обосновывалась этноконсолидирующая роль национального самосознания в исторической памяти народов.

Только начиная с середины семидесятых годов, появились работы, посвященные проблеме национального самосознания. Это работы С.А. Арутюнова, А.К. Уледова, Ю.В. Бромлея, В.И. Козлова, Ю.И. Семенова, С.А. Токарева, H.H. Чебоксарова, Л.В. Скворцова, Л.М. Дробижевой, П.Г. Евдокимова, которые внесли значительную лепту в разработку вопроса. Однако следует отметить, что даже в толковании понятия «национальное самосознание» имеются существенные различия в позициях названных авторов. Если одни отождествляют его с сознанием нации, то другие связывают его содержание с национальными интересами, третьи под национальным самосознанием подразумевают национальную самоидентификацию личности.

Одними из первых кто посвятил свои работы проблеме национального возрождения были Д.С. Лихачев, Р.Г. Абдулатипов, Э.А. Баграмов, В.Н. Иванов, А.П. Котов, М.Н. Губогло, В.А. Печенев, Э.А. Паин ,А.А. Кара-Мурза, Л.В. Поляков. В начале 90-х годов в научной публицистике, а затем в академических изданиях, тема национального возрождения рассматривалась все более углубленно, прежде всего, в контексте сопоставления этнонациональных, региональных и общероссийских проблем. Наиболее ценный материал, в этом плане, содержится в работах A.C. Ахиезера, A.C. Панарина, В.Г. Федотовой, Г.Н. Киреева, Г.Д. Гачева, К.С. Гаджиева, К.Х Делокарова, Г.Г. Дилигенского, H.H. Моисеева, В.А. Тишкова, Ж.Т. Тощенко, И.В. Ладодо, Э.В. Тадевосяна, М.В. Иордана, В.М. Семенова, С.Я. Матвеевой, К. Касьяновой, З.В. Сикевич и других.

Для выяснения социально-психической основы национального самосознания автор использовал работы по этнической психологии Г. Шпета, К. Леонтьева, М.М. Ковалевского, П. Астафьева, Л. Гумилева.

В рамках исследуемой темы представляют большой интерес современные подходы к разработке категориального аппарата этнонациональной направленности, изложенные в работах A.B. и В.А. Авксентьевых. Социально-философские аспекты проблемы межэтнической интеграции на Северном Кавказе представлены в работах А.Г. Агаева, А.Ф. Дашдамирова, Э.И. Скакунова, М.Д. Напсо, В.Ш. Нахушева, М.М. Кучукова, А.Ю. Коркмазова, Г.С. Денисовой, С.А. Абдокова, В.Х Болотокова, М.Б. Беджанова и других.

Явно недостаточно изучены проблемы фетишизации национального самосознания, вопросы о влиянии его различных форм на развитие межнациональных отношений, так как на эту тему нет опубликованных работ.

В работе использовались труды авторов современных зарубежных направлений философии и социологии, это работы П. Бурдье, Э. Геллнера, Э. Кассирера, К. Манхейма, Д. Хартмана, В. Тэрнера, Дж. Армстронга, Э. Смита, Э. Хобсбаума.

Цели и задачи исследования. Цель данной работы заключается в том, чтобы исследовать национальное самосознание, показать его зависимость от форм межэтнического бытия, вскрыть внутреннюю логику развития его фетишизации, проиллюстрировать роль фетишистских форм национального самосознания в управлении межэтническими процессами.

Достижение этой цели предполагает решение ряда задач, главными из которых являются следующие:

• на основе анализа отечественных и западноевропейских исследований выявить методологически эффективные подходы к анализу особенностей формирования национального самосознания и его социально-исторической сущности;

• выявить морфологические особенности национального самосознания;

• рассмотреть национально-государственную идеологию как основную форму существования национального самосознания;

• выявить роль фетишистских форм национального самосознания в национально-государственной идеологии;

• исследовать социально-экономические, идеологические, правовые, духовные основания национального самосознания;

• исследовать национальное самосознание как отражение овеществленно-превращенного мира человеческих общественных отношений;

• изучить генезис национального самосознания;

• определить роль национальных элит в процессе фетишизации национального самосознания;

• изучить эволюцию национальной идеи;

• обосновать процессы ценностных изменений национального самосознания под воздействием современной политической системы^сфере межнациональных отношений;

• определить место символов в структуре лшщонального самосознания;

Методология исследования и источники. Проблема формирования национального самосознания исследуется философами, социологами, историками, этнографами, культурологами. Эта особенность, а также многоаспектность проблемы обусловили разнообразие источников и выбор методологии. Теоретико-методологической основой исследования явились общефилософские концепции самосознания, сформулированные классиками новоевропейской философской мысли Р. Декартом, Г.В.Ф. Гегелем, Ф. Шеллингом. В своей работе диссертант опирался на традиции анализа самосознания в работах русских и зарубежных философов, социологов, историков, психологов, главным образом, второй половины XIX - конца XX века, а также современных отечественных и зарубежных исследований разных направлений. За основу взяты работы наиболее значимых направлений: марксистского, позитивистского, феноменологического.

Анализируя национальное самосознание как превращенную форму межэтнических отношений, автор опирался на труды К. Маркса, Э. Гуссерля, Х.-Г. Гадамера, М. Хайдеггера, К. Майнхейма, М. Шелера. При рассмотрении национального самосознания в контексте русской философии использовались труды B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, П.Н. Милюкова, Л.П. Карсавина, И.А. Ильина.

Работы М.К. Мамардашвили, В.В. Ильина, A.C. Панарина, Г.Н. Киреева, Л.А. Микешиной, Л.Е. Серебрякова, В.В. Михайлова, А.К. Рычкова, Э.Н. Ожиганова, Э.А. Паина, C.B. Лурье, Ж.Т. Тощенко, А.Г. Здравомыслова, В.Г. Федотовой, Э.А. Баграм ова, В.И. Молчанова, В. А. По дороги были использованы автором в качестве источников теоретико-методологических идей.

Понимание национального самосознания как дважды «формы превращенной», развиваемое в исследовании, потребовало сочетания исторического и логического подходов. При изучении историко-философского материала автор использовал принципы сравнительного анализа, системности и конкретности. Особое значение имело применение диалектических принципов анализа, объективного изучения фетишизации

национального самосознания в конкретно-исторических формах ее проявления.

Научная новизна исследования состоит в изучении специфики «форм превращенных» национального самосознания и связана с актуальной потребностью в более достоверной информации о состоянии и тенденциях динамики национального самосознания. Она определяется теоретической значимостью сложно организованных этнических общностей в кризисном обществе и отслеживанием институциональных и классовых изменений национальной организации.

Научная новизна исследования обосновывается сформулированными целью и задачами. В ходе их реализации были получены следующие результаты:

• исследованы «формы превращенные» национального самосознания и способы их раскрытия;

• понимание национального самосознания как отражения овеществленно-превращенного мира человеческих общественных отношений позволило выявить влияние на динамику межэтнической картины социально-экономических, правовых, духовно-нравственных доминант;

• национальное самосознание рассматривается как бы дважды «форма превращенная» межэтнических отношений, как результат специфического отношения к действительности, связанного с определенной концепцией национального бытия;

• рассмотрено воздействие «форм превращенных» национального самосознания на духовный мир личности, исследовано проявление отчужденного национального самосознания в ценностной ориентации индивида;

• выявлены признаки, характеризующие объективные иллюзии национального самосознания: во-первых, способность нести и выражать некоторое имплицитное содержание, которое усваивает индивид в ходе межэтнических взаимодействий; во-вторых, повышенная устойчивость и трудная устранимость; в-третьих, их связь с регулированием межэтнических отношений в целом; в-четвертых, общность различных форм фетишистского сознания, прежде всего, мистифицированное понимание межэтнических отношений;

• исследованы основные предпосылки процесса ценностной мобилизации национального самосознания в условиях отчуждения (ситуации аксиологического плюрализма), давление систем ценностных параметров социальной организации, распределяющих ранги статусов и престижа социального положения;

• выявлены глубинные основы и специфические особенности этнического экстремизма, формы его проявления в условиях социально-классового расслоения российского общества;

• выявлено, что объективные условия устранения фетишистского национального самосознания связаны с ликвидацией межэтнических отношений, продуцирующих это самосознание;

• показано, что на смену исторически сложившихся форм национального самосознания приходят формы сознательно сфабрикованные, с помощью которых идеологи господствующего класса стремятся сохранить свою властную позицию. Определены индустриальная фабрикация стереотипов национального самосознания, которая превращается в «предвзятые мнения», в упрощенные однозначные модели унифицирующие процесс мышления и поведения индивида;

• показано, что в системе манипулирования фетишистскими формами национального самосознания стереотипы национального самосознания (этноцентризм) превращаются в весьма реальные детерминанты межэтнических структур.

• показаны рационализированные формы фетишистского национального самосознания, обоснован вывод, что они не являются инертными, а оказывают активное влияние на деятельность социальных институтов, которое осуществляется через национально-государственную идеологию;

• доказано, что именно на негативных последствиях приоритетности национальных целей, на фетишизации национального своеобразия, переделе собственности и сфер влияния рождаются межэтнические столкновения.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение работы определяется тем, что она восполняет пробел, существующий в изучении места и роли «форм превращенных» национального самосознания в социально-политическом контексте. Результаты работы могут служить основой для последующей разработки проблем, связанных с осмыслением особенностей национально-государственного строительства России, с прояснением обратного влияния фетишистских установок национального самосознания на выработку социально-политических стратегий этнической элиты и различных групп и слоев современного общества.

Материалы исследования могут быть эффективно использованы при разработке и чтении курсов социальной философии, этносоциологии, этнопсихологии, этноконфликтологии, религоведения. Некоторые выводы, содержащиеся в исследовании, могут помочь при разработке программ по этническому возрождению, при организации социологических исследований межэтнических конфликтов, при прогнозировании социально значимых

реакций на те или иные политические инициативы в решении межэтнических проблем.

Предлагаемая диссертация посвящена сложной и малоразработанной проблеме, поэтому она содержит ряд дискуссионных вопросов и не претендует на всестороннюю разработку темы, поставленной автором.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

1.1. Понятия «этнос», «нация», «народ»

История развития отечественной науки показала, что проблема взаимосвязи и взаимообусловленности категорий «этнос», «нация», «народ» требует внимательного анализа. Несмотря на то, что исследуемые категории отражают идентичные, по многим социальным параметрам, реальные общественные субъекты деятельности, они имеют различную смысловую и функциональную нагрузку в зависимости от предмета науки и решаемых исследовательских задач.

В социально-философской традиции, как правило, «этническое» и «национальное» рассматривалось: во-первых, в плане противопоставления, (до недавнего времени оно объяснялось необходимостью классового подхода к анализу явлений общественного развития); во-вторых, в плане отождествления «национального» и «этнического»; в-третьих, проявлялась отчетливая тенденция интерпретировать этническое в качестве составной части национального. Однако, четких различий между стадиальными и структурными аспектами проблемы, по утверждению многих специалистов, не проводилось.

По мнению В.Г. Бабакова, В.М. Семенова, если стадиальный аспект рассматривает этническое как родовое понятие по отношению к национальному (национальное - часть этнического), оно имманентно всем стадиям этноисторического развития - от родоплеменных до национальных общностей. Структурный же анализ этнического или включает его в качестве одного из важных компонентов (элементов) в национальное, или рассматривает их как равнозначные (тождественные ) понятия в тех случаях, когда национальное употребляется в узком смысле слова ( например, при выяснении национальной принадлежности)1. С методологических позиций именно эта неоднозначность содержания понятий «этническое» и «национальное» ориентирует на выявление основных характеристик, тождества тех реальных социально-исторических общностей (этносов и наций), и различий генетически производными от которых выступают вышеуказанные понятия.

1 См.: Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). - М.: Институт философии РАН, 19%. -С.6.

Понятие этничности трудно сформулировать. В отечественной науке термин «этничность» долгое время отсутствовал, хотя существует множество теорий, схем, концептуальных построении, в которых этническая реальность выступает как политический, социологический, культурный, биологический, психологический, наконец, символический феномен.

С одной стороны этничность - это не что-то строго определенное и материализованное, явное и видимое, а скорее трудно уловимое, скрытое, но являющееся вместе с тем важнейшим определителем. С другой стороны показателями этничности могут быть как этническое самосознание, присущее представителям определенной этнической группы, так и самоназвание, традиционная культура, родной язык, а также защита национальных прав и исторического наследия. Как подчеркивает М.Ю. Ломова-Оппокова, каждый из этих показателей выражает этническое содержание, то есть чувство идентичности, чувство группы, сознание деления «мы-они», другими словами, осознание групповой культурно-генетической идентичности2.

В конце 70-х начале 80-х годов в ряде монографий были обобщены результаты дискуссий по проблемам этноса, нации, национальной культуры, где была предпринята попытка найти родовое понятие для используемых в литературе категорий «племя», «народность», «нация». Таким родовым понятием утвердился термин «этнос», который понимался как «исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме)3.

Если заметить, что первое определение этноса дал С.М. Широкогоров еще в 1923 году, обозначив его как группу людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, определенный уклад жизни, обладающих комплексом обычаев, хранимых, освященных традиций и отличаемых ею от таковых других4 то следует учесть, что реального прогресса в теоретическом обобщении понятийных оснований за истекший период не произошло.

В советской науке существовало как бы два конкурирующих значения термина «этнос». В официальной науке признавалось то, которое разрабатывалось академиком Ю.В. Бромлеем, то есть этнос понимался как социокультурное явление. В полуофициальной науке было распространено альтернативное понимание термина , которое развил Л.Н. Гумилев, то есть

2 Ломова-Опоркова М.Ю. Эгничносгь, народ и каста//Народы Азии и Африки. 1990. №6. - С. 116.

3 Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981. - С.27.

4 Широкогоров С.М. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений,-Шанхай, 1923. -С.122.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Новикова, Ольга Сергеевна, 1999 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абдулатипов Р.Г. Заговор против нации: Национальное и националистическое в судьбах народов. - Спб.: Лениздат, 1992. - 191с.

2. Абдулатипов Р.Г. Национальная идея и национализм // Этнополитический вестник. 1995. №3. С. 5-11.

3. Абдулатипов Р.Г. О федеративной и национальной политике Российского государства. -М.: «Славянский диалог», 1995. - 63 с.

4. Авксентьев A.B. , Шаповалов В.А. Этносоциальные проблемы России. -Ставрополь, 1994. -87 с.

5. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Краткий этносоциологический словарь-справочник. -Ставрополь: СГПУ, 1994.

6. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. -Ставрополь, 1993. -222 с.

7. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология. В 2-х частях. - Ставрополь, 1996.

8. Агаев А.Г. Нациология философия национальной экзистенции.-Махачкала, 1992.- 168 с.

9. Аксючиц В. Бог и Отечество - формула русской идеи // Москва. №1.

Ю.Алексеева Т.А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. «Национальная идеология»:

иллюзия или непонятная потребность?// Октябрь, 1997. №1.

11. Антология мировой философии. В 4-х томах. - М., «Мысль». 1969-1971.

12.Антонов В.И. Символ, наука, культура. -М.: Луч, 1995.-138 с.

13.Аристотель. Политика .- Сочинения в 4-х томах. Т.4. - М., Мысль, 1983. С. 375-644.

14.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: «Прогресс», «Политика», 1992. - 606 с.

15.Артановский С.Н. Проблема этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии// Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. Л., 1979. -259 с.

16.Арутюнов С.А. , Чебоксаров H.H. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. - М.: Наука, 1972. Вып. 2.

17.Арутюнов С.А. Роль и место языка в этнокультурном развитии общества // Этнические процессы в современном мире. -М., 1987.

18.Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 271 с.

19.Ахвледнани A.A., Ковалев А.М. Собственность. Власть. Политика. -М.: Философский факультет МГУ, 1996. - 280 с.

20.Ахиезер А. Наука и идеология // Общественные науки. 1991. №1.

21.Ахиезер A.C. Россия среди других народов и цивилизаций// Россия: критика исторического опыта. -Т. 2,- М., 1991. С. 332-362.

22.Ашин Г.К. Элитология. Становление. Основные направления. М.: МГИМО, 1995,- 108 с.

23.Бабаков В.Г. , Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). - М.: Институт философии РАН, 1996 .-70 с.

24.Бабаков В.Г. Кризисные этносы. -М.: Институт философии РАН, 1993.-181 с.

25.Бабинцев С. М. Миросозерцание И.А. Ильина. - Глазов : ГГПИ, 1997. -172 с.

26.Баграмов Э. Национальная идея в евразийском контексте// Евразия. Народы. Культуры. Религии. 1996. №1(4). С. 9-16.

27.Баграмов Э. Нация как согражданство?// Независимая газета. 1994. 15 марта. С.5.

28.Баграмов Э. Нация, национальная идея и национальная политика// Евразия. 1997. № 1-2 (5-6) . С. 48-52.

29.Баграмов Э.А. Какая идеология нужна России? (О выработке концепции национальной политики Российской Федерации)// Обновление России: трудный поиск решений. М., 1994. Вып. 2.

30.Бакиева Г. А. Социалистическое национальное самосознание как общественное явление. Автор. Дис.....канд. филос. наук. JI., 1985. 16 с.

31 .Барсенков A.C. и др. Русский вопрос в национальной политике XX века.-М.: Московский рабочий, 1993. - 159 с.

32.Барыков Ф.Ф. Обычаи наследования у государственных крестьян. -СПб., 1862.

33.Бассин Ф.В. Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). - М.: Медицина, 1968. -468 с.

34.Батищев Г. Овеществление//Философская энциклопедия. -М.: «Советская энциклопедия», 1967. Т. 4.-С.127.

35.Батищев Г.С. Деятельная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. -М.: Наука, 1969.-430 с.

36.Батищев Г.С. Мировоззренческие предпосылки и смысл проблематики отчуждения // Отчуждение как социокультурный феномен. -Киев.: Знание, 1991.-87 с.

37.Батищев Г.С. Проблема овещнения и ее гносеологическое значение ( в свете Марксовой концепции овещнения) // Гносеология в системе философского мировоззрения. -М.: Наука, 1983.-С.250-272.

38.Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. -СПб: Серп, 1909. -600 с.

39.Бахтин М.М. К философии поступка// «Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985. - М.: Наука, 1986.

40 .Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.- М.: Художественная литература, 1990.- 543 с.

41.Бгажноков Б.Х. Очерки этнографического общения адыгов. -Нальчик :Эльбрус, 1983,- 232 с.

42.Бегинин В.И. Общественное правосознание и государство (Социально-

философский анализ). Автор, дис.....докт. филос. наук. -Саратов. 1994.-36

с.

43.Белинский В.Г. Избранные философские произведения. -М., 1948. Т. 2.

44.Бел ов В.Н. Обыденное сознание: бытийственность, феномены, целостность. Дис. на.....докт. филос. наук. - Саратов, 1997. -319 с.

45.Белый А. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, 1994. - 525 с.

46.Беляева JI.A. Социальная модернизация в России в конце XX века. -М.:ИФ РАН, 1997. -173 с.

47 .Бердяев Н. О современном национализме // Философские науки. 1991. №3. С. 99-105.

48.Бердяев H.A. Новое средневековье. Размышление о судьбе России Европы. -М.: Феникс, 1991.-32 с.

49.Бердяев H.A. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. - 383 с.

50.Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Вопросы философии. 1990. № 1. С. 122-129.

51.Бердяев H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). -Париж: YMCA - PRESS, 1989. - 425 с.

52.Бердяев H.A. Судьба России : Опыты по психологии войны и национальности. - М.: Философское общество СССР, 1990.-240 с.

53.Бердяев H.A. Судьба человека в современном мире // Философия свободного духа . М.: Республика, 1994.

54.Бердяев H.A. Философия неравенства,- М.:ИМА-ПРЕСС, 1990. - 285 с.

55.Бердяев H.A. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. - 480 с.

56.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб.: Лениздат, 1992. -400с.

57.Бессонов Б.Н., Нарский И.С. Дьердь Лукач .- М. :Мысль, 1989. -171 с.

58.Библер В.С.На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. - М.: Русское феноменологическое общество, 1997. -440 с.

59.Бланкенбург Э. Правовая культура и шансы институциональных социально-правовых инноваций// Социологические исследования. 1997. №7. С. 103-117.

60.Бобров Е.А. О самосознании Казань, 1898. -42 с.

61.Бороноев А.О. Основы этнической психологии. - Спб., 1991. - 60 с.

62.Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология,- Спб.: Спб гос. Универ., 1994. - 168 с.

63.Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: Характер народа и судьба страны. - Спб.: Лениздат, 1992. -144 с.

64.Бредихина О.Н. Русское мировоззрение: восстановимы ли традиции? (Книга -вопрос). - Мурманск, 1997. - 134 с.

65.Брентано Ф. Избранные работы / Состав. Перев. с нем. В. Анашвили.- М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1996.- 176 с.

66.Брентано Ф. О внутреннем сознании // Новые идеи в философии. - Спб.: Образование. 1914. Сб. 15. С. 24-48.

67.Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. -М.: Наука, 1983,- 412 с.

68.Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.

69.Брудье П. Начала. -М.: Социо-Логос, 1994.

70.Брянчанинов И. Слово о человеке// Богословские труды Т. 29. - М., 1988. С. 285-320.

71.Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика, 1995. - 464 с.

72.Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. - СПб.: Изд-во РХГИД997. -589 с.

73.Булгаков С.Н. Размышления о национальности. Соч. В 2-х томах. -М., 1993.Т.2. С. 435-457.

74.Булгаков С.Н. Свет невечерний. -М.: Республика, 1994.- 215 с.

75.Вальденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о «Чужом»//Логос. 1994. №6. С.77-94.

76.Вдовин А.И. «Российская нация»: Национально-политические проблемы XX века и общенациональная российская идея. -М.: Либрис, 1995.-247 с.

77.Вдовин А.И. Российская нация (К нынешним спорам вокруг национальной идеи) // Кентавр. 1995. №3.

78.Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с. нем .- М.: Юрист, 1994. - 704 с.

79.Вернадский Г.В. Начертание Русской истории // Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. -М., 1992.

80.Вехи. Из глубины .- М.: «Правда», 1991.-607 с.

81.Вилюнас В.К. Психологические мотивации человека. - М., 1990.

82.Виндельбанд В. Избранное : Дух и история . Пер. с. нем .- М.: Юрист, 1995.-687 с.

83.Виндельбанд В. Прелюдии. - СПб ., 1904.

84.Водолагин А. Онтология политической воли. - М.: Б.и., 1992. -110с.

85.Вунд В. Вопросы психологии народов .- М.: «Космос», 1912.-132 с.

86.Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. - М.: Республика, 1994. -368 с.

87.Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики .- М.: Прогресс, 1988. - 699 с.

88.Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. - М.: Наука, 1990.- 240 с.

89.Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Эдмунда Гуссерля// Вопросы философии. 1992. №7.

90.Гайденко П.П. Проблема интенциальности у Гуссерля и экзистенциалистская категория транценденции // Современный экзистенциализм. - М.: Мысль, 1966. С. 77-107.

91 .Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. -М.: Республика, 1997. - 495 с.

92.Гайденко П.П. Социологические аспекты анализа науки (Социология науки Макса Вебера) // Ученые о науке и ее развитии. -М.: Наука, 1971.

93.Галкин A.A. О фашизме - его сущностях, корнях, признаках и формах // Полис. 1995. №2. С. 6-16.

94 .Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии ( от Аристотеля до Декарта). - М.: МГУ, 1987. - 215 с.

95.Гартманн Э. К понятию бессознательного // Новые идеи в философии. Спб.: «Образование». 1914. Сб. 15. С. 1-23.

96.Гегель Г. Наука логики: Пер. с нем. В 3-х томах. - М.: Мысль, 1970-1972.

97.Гегель Г. Работы разных лет. В 2-х томах. - М.: Мысль, 1972.

98.Гегель Г. Феноменология духа. Соч. Т.1У.- М.: АН СССР. Ч. 1-2, 1959. -438 с.

99.Гегель Г. Философия истории // Сочинения. Т. УШ. - M.-J1.: Соцэкгиз, 1935.

ЮО.Гегель Г. Философия права: Пер. с нем.- M.-JI. Ин-т филос. коммунис. академ., 1934. Т.УП-380 с.

Ю1.Геллнер Э. Нации и национализм. -М.: Прогресс, 1991.-319 с.

Ю2.Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса// Путь. №1. 1992.

ЮЗ.Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества .- М.: Наука, 1977. -703 с.

104 .Глебова М. Нам грозит экономический беспредел // Вечерний Ставрополь, 24 февраля 1998.

Ю5.Глезерман Г.Е .Классы и нации. -М., 1977.

Юб.Говорит элита республик Российской Федерации. Сто десять интервью Леокадии Дробижевой. - М.: Тип. института социологии,1996. - 301 с.

107.Голошумов E.B. Национальная идея в современной России( теоретико-

методологические аспекты). - М. Автореф.....канд. филос. наук, 1998. - 27

с.

108.Гостев A.A. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов (очерки по конфликтологии). -М.: Институт психологии РАН, 1993. -120 с.

109.Гранкин И. Конституционный статус республик// Президент. Парламент. Правительство. 1997. № 1.

ПО.Гроф С. Духовный кризис. Статьи и исследования. - Пер. с анг.- М.: МТМ, 1995.-256 с.

Ш.Гроф С. Холотропное сознание.- Пер. с анг. О.Цветковой,- М.: Из-во Трансперсонального Института, 1996. - 248 с.

112.Грузков В.Н., Грузков И.В. К вопросу формирования духовных основ самосознания этноса в современных условиях//Аюуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск 2. М.: Прометей, 1998. С.51-55.

113.Грушин Б.А. Массовое сознание. -М.; Политиздат, 1987 .- 368 с.

114.Губогло М. Национальное право в конституциях республик России (1993-1995)//Этнополитический вестник. 1995. №6. С. 188-198.

115.Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. -М,; Соратник, 1995,- 310 с.

116.Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. - М.: Мысль, 1989.- 764 с.

1 П.Гумилев Л.Н. От Руси до России. - М.: ДИ-ДИК, 1995.- 552 с.

118.Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации .- М.: Экопрос, 1993. -576 с.

119.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. -М., 1993.

120.Гуревич А.Я. Средневековый мир. Культура безмолствующего большинства. -М., 1990.

121.Гуссерль Э. Амстердамские доклады. Феноменологическая психология // Логос. 1992.№3. С. 62-80.

122.Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию // Вопросы философии. 1992. №7. С. 136-185.

123.Гуссерль Э. Логические исследования. Ч.1.- Спб., «Образование», 1909. -224 с.

124.Гуссерль Э. Начало геометрии. М.: AdMarginem: Ceupress,1996. - 267 с.

125.Гуссерль Э. Соб. Соч. Т.1. Феноменология внутреннего сознания времени. - М.: «Гнозис», 1994. - 192 с.

126.Гуссерль Э. Статьи об обновлении ( Предисловие к публикации К.В. Бандуровского)//Вопросы философии. 1997. №4. С. 109-135.

127.Гуссерль Э. Философия, как строгая наука // Логос. -М.6 «Мусагет», 1911.-56с.

128.Давыдов Ю.Н. Иррационализм// Философская энциклопедия. -М.: «Советская энциклопедия», 1962. Т.2. С.318-326.

129.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х томах. -М.: Рус. яз., 1978.

130.Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо- Романскому. - Спб.:Из-во СПб ГУ: Глаголь, 1995,- 514 с.

131.Дашдамиров А.Ф. Национальная идея и этничность. (Азербайджанская идея в этнокультурном интерьере). - М.:РАН Институт этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо- Маклая, 1996. . - 55 с.

132.Дашдамиров А.Ф. Проблема личности в марксистско-ленинской теории нации и национальных отношений. Баку: Азернешр, 1984.

133.Дегоев В. Региональные угрозы глобальному порядку. Кавказ в международно-геополитической системе ХУ1-ХХ вв./ Независимая газета . 16.10. 1997.

134.Декарт Р. Избранные произведения. -М., 1950.

135.Деклорация Республик Верховного Совета СССР в связи с созданием Содружества независимых Государств// Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. №52. С. 2058-2059.

136.Денисова Т.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. -Ростов н/Д, РГУ, 1996. - 224с.

137.Джандильдин Н. Природа национальной психологии .- Алма-Ата: Казахстан, 1978. -304 с.

138.Джарылгасинова Р.Ш. Теория этнического самосознания в советской этнографической науке // Советская этнография . 1987. № 4.

139.Джунусов MC. Суверенитет как социальный феномен.- М.: РАН

-- Институт социологии, 1994. - 109 с.

140.Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. № 4.

141.Доронченков А.И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной практики. - Спб.: «ВИР», 1995.

142.Достоевский Ф. Дневники писателя: Избранные страницы. - М., 1989.

143.Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 тт. Л., 1978.

144.Дробижева Л.М. Историческое самосознание как часть национального самосознания народов// Традиции в современном обществе. -М., 1990.

145.Дробижева Л.М. Национальное самосознание русских в условиях трансформации тоталитарного общества// Новое российское зарубежье: проблемы, перспективы. - Спб., 1992. С. 2-3.

146.Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика// Советская этнография .1991. №1. С. 3-13.

147.Дробижева JIM., Аклаев А.Р., Коротеева ВВ., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. - М.: «Мысль», 1996. - 382 с.

148.Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценностей в философии. -М. J1. Наука, 1966.

149.Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ .-М.: изд-во «РЭЙ», 1994. -120 с.

150.Дубровский Д.И. Проблема идеального .- М.: Мысль, 1983. - 228 с.

151.Духовная культура и этническое самосознание. Вып. 1.-М.: АН СССР, 1990.-241 с.

152.Духовная сфера социалистического общества.- М.: Мысль, 1987. - 365 с.

153.Душенов К. Пророк // «Наш современник». 1996. №11.

154.Дюркгейм Э. «О разделении общественного труда».- М: «Канон», 1996. -432 с.

155.Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социологические исследования. 1991. № 2.

156.ЕвразиЙство: Опыт систематического изложения. - Париж: Евразийское книжное издательство, 1926. - 80 с.

157.Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия.-Екатеринбург: Из-во Урал. Ун-та, 1995. - 203 с.

158.Ермоленко А.Н., Райда К.Ю. Превращенные формы социальной реальности( Критика буржуазных философских концепций). - Киев: АН УССР Ин-т философии, 1987. - 161 с.

159.Жукоцкая A.B. Идеология. В поисках оснований. - М.: Из-во МПГУ, 1997.- 104 с.

160.3айдман И. Национальные идеи разъединяют народы, духовные ценности объединяют // Независимая газета. 1998. №9. С.6.

161 .Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества// Общественные науки и современность. 1997. №2. С. 5-23.

162.3атеев В.И. К вопросу о сущности и социальной роли национального самосознания // Вопросы истории и теории национальных отношений в СССР. -Улан-Удэ. 1972.

163.3вездкина Э.Ф. Социальная природа самосознания .- Красноярск. Из-во Красноярского университета, 1986. - 195 с.

164.3дравомыслов А.Г. Релятивистская теория наций и рефлексивная политика// Интеграция и дезинтеграция в современном мире: Россия и Запад. Материалы международной конференции. -М., МГИМО. 1997.

165.3дравомыслов А.Г. Социология конфликта. -М., 1995.

166.3дравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания Россиян//Социологические исследования. 1996. №12. С. 23-32.

167.3еньковский B.B. История русской философии . - Т .1. -Париж, Имка-Пресс, 1989.

168.3иммель Г. Избранное. Т.1. Философия культуры. -М: Юристъ, 1996. -670 с.

169.3иммель Г. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. - М.: Юристъ, 1996. - 607.

170.3инченко В.П., Мамардашвили М.К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного// Вопросы философии. 1991. №10. С. 34-40.

171.Зобов P.A., Келасьев В.Н. Мифы российского сознания и пути достижения общественного согласия. - Спб.: Языковый центр, 1995.

172.Зудин А.Ю. Фашизм в России: образы и реальности новой опасности// Полис. 1995. №2. С. 34-44.

173.Иванов В.И. Родное и вселенское .- М.: Республика, 1994. - 428 с.

174.Иванов В.Н. Российская федерация : национальные и региональные проблемы. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1997.- 54 с.

175.Иванов В.Н. Россия: обретение будущего(Ва9Ш0ёй1ёу niöeieira).- М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1997.-271 с.

176.Иванова A.A., Пухликов В.К. Становление русского философского самосознания .- М.: АН кафедра философии, 1993. Т.1.174 с. Т.2. 117 с.

177.Игнатенко А. Исламизация по-чеченски. Использование религии в качестве политического инструмента может стать западней для нынешних руководителей республики/ Независимая газета. 20 ноября. 1997.

178.Игнатов А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности//Вопросы философии. 1995. №6. С. 49-65.

179.Идеал, утопия и критическая рефлексия. - М.: РОССПЭН, 1996. - 302 с.

180.Илларионов А.Н. Национальный плюрализм и экономика// Ожог родного очага. М. 1990.

181 .Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

182.Ильин В.В. Национально-государственная идеология - энтелехия отечественных реформ// Вестник Московского университета. Серия 12. 1994. №1.

183.Ильин И. За национальную Россию. Манифест русского движения // Слово. 1991. №6.

184.Ильин И. О грядущей России. -Джорданвилл, 1991.

185.Ильин И. Основы христианской культуры. Соч. Т. 1. М., 1993.

186.Ильин И. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993.- 431 с.

187.Ильин И.А О России. -М.: Российский архив, 1991.

188.Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948-1954гг. // Собр. соч. в 10 тт. -М.: Русская книга, 1993.

189.Ильин И.А. О русском национализме: Что сулит миру расчленение России. Сб. ст.- Новосибирск: Рус.арх., 1991. - 132 с.

190.Ильин И.А. Путь духовного обновления. -Мюнхен, 1962.

191.Ильин И.А. Самобытность или оригинальничанье? // Политика. 1993. №5.

192.Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М.: Интрада, 1996. -253 с.

193.Илюхин В. Идея субъектов федерации взорвет Россию. Великороссы являются государственнической нацией РФ// Независимая газета. 1998. №9. С. 3.

194.Иное. Хрестоматия нового российского самосознания М.: Аргус, 1995. - 544с.

195.Ионов И. Кризис исторического сознания в России и пути его преодоления// Общественные науки и современность. 1994. №6. С. 89-102.

196.Иордан М.В. Наука национального примирения// Общественные науки и современность. 1992. №4. С. 110-116.

197 .Иорданский В. Глобальный этнический кризис или сумерки разобщенности // Мировая экономика и международные отношения. 1993. №12. С. 81-93.

198.Иоринг Р. Дух римского права. -СПб. 1875.

199.История нации и национальное самосознание// Русский вестник. 1993. №11. С. 9-14.

200.Кавелин К.Д. Наш умственный строй. - М.: Правда, 1989. - 653 с.

201.Каган М.С. Философия культуры. -СПб.: Петрополис, 1996, -415 с.

202.Каган М.С. Философская теория ценности. - Спб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.

203.Каган М.С. Эстетика как философская наука .- Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 544 с.

204.Каганский В. Советское пространство : конструкция и деструкция // Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. - М.: Аргус, 1995. Т.1.С. 89-130.

205 .Калинина К. Национальные отношения в СССР: история и современность. - М.: АОН, 1991. - 184 с.

206.Кальной И.И. Отчуждение: Истоки и современность. - Симферополь: Таврия, 1990. - 191 с.

207.Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. -М.: Политиздат, 1990.- 415 с.

208.Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. -М., 1990.

209.Кандель П.Е. Национализм и проблема модернизации в пост тоталитарном мире // Полис. 1994. № 6. С. 6-15.

210.Канетти Э. Масса и власть. М.: «Философия по краям»,1997.- 527 с.

211.Кант И. Сочинения: В 6-ти томах. - М.: Мысль, 1961-1966.

212.Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.6. СПб., 1842.

213.Кара-Мурза А. Между Евразией и Азиопой // Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. - М.: Аргус, 1995. С. 163-184.

214.Каргин A.C., Хренов H.A. Фольклор и кризис общества. -М.: Гос. Центр русского фольклора, 1993.- 161 с.

215.Карсавин Л.П. Философия истории . - СПб., 1993.- 350 с.

216.Каспэ С. Национализм и космополитизм в современном мире// Свободная мысль. 1993. №4. С. 16-21.

217.Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Феномен человека. Антология. - М.: Высшая школа, 1993. С. 108-123.

218.Кассирер Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы// Культурология XX век: Антология. - М.: Юрист, 1995. С. 163-213.

219.Касьянова К. Представляем ли мы, русские, нацию // Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. - М.: Аргус, 1995. С. 131-164.

220.Касьянова К. Этапы развития национального самосознания в России // О русском национальном характере.- М.: Институт национальной модели экономики. 1994. С. 33-57.

221 .Касьянова К.О. О русском национальном характере. - М.: Московский институт национальной модели экономики, 1994. - 367 с.

222.Каутский К. Борьба национальностей и государственное право в Австрии.- Киев: С.И. Иванов и К, 1906. - 32 с.

223.Каутский К. Национальность и интернациональность. 1908.

224.Каутский К. О национальном вопросе в России//Медем В.Д. Социалдемократия и национальный вопрос. - Саратов, 1917. С. 57-65.

225.Киреев A.A. В защиту «братушек» ( Письмо к редактору) // Русское обозрение. 1890. № 8.

226.Киреев Г.Н. К вопросу об основаниях национального //Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск 2. -М.: Прометей, 1998. С. 10-17.

227.Киреев Г.Н. Сущность социального насилия //Философские науки. 1986. №1. С. 24-34.

228.Киреев Г.Н. Явление и сущность социального насилия( социально-философский анализ). Дис.....доктор, филос. наук.. - М., 1992. -364 с.

229.Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России// Критика и эстетика. - М., 1979.

230.Кларк С. Классовая структура России в переходный период// Рубеж (Сыктывкар). 1997 №10-11. С.66-86.

231 .Коваленко В.И. Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы // Вестник Московского университета. Серия 12. 1994. №1.

232.Ковальницкий М.Е. О значении национального элемента в историческом развитии христианства. - Труды Киевской духовной академии, 1880.

233.Кодин М.И. Современный политический процесс в России: общественно-политические объединения и политическая элита (теоретико методологические проблемы исследования). -М.:ИСПИ РАН, 1997. -79 с.

234.Козлов В. Национализм и этнический нигилизм // Свободная мысль. 1996. №6. С. 98-108.

235.Козлов В.И. Национализм, националсепаратизм и русский вопрос // Отечественная история. 1993. №2. С. 44-65.

236.Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984.-335 с.

237.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: Юридическая литература, 1993.-64 с.

238.Концепция Государственной национальной политики Российской Федерации // Российская газета, 4 июня 1996 г.

239.Копалов В.И. Общественное сознание: критический анализ фетишистских форм. -Томск: Из-во ТГУ, 1985. -221 с.

240.Коротеева В.В. Этнические символы и символическая природа этничности: концепции Дж. Армстронга, Э. Смита и Э. Хобсбаума // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. -М.: РАН, 1994.

241.Кортунова Л.А. Человеческая индивидуальность и проблема преодоления отчуждения. - М., 1997. Рукопись депонирована № 52285.- 19с.

242.Косолапов H.A. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов//Вопросы философии, 1994. №1. С. 3-24.

243.Костенко Н.В. Ценности и символы в массовой коммуникации. - Киев: Наукова думка. 1993.- 130 с.

244.Костомаров Н.И. Собр. соч. Т.З. Кн. 1. СПб., 1904.

245.Кошкарева Т., Нарзикулов Р. Россия не должна превратиться в Африку, где нет ни рынка, ни сильного государства// Независимая газета. 30.09.1998. С.8.

246.Коялович М.О. История самосознания русского народа .- Спб.:Тип. A.C. Суворина, 1884. - 603 с.

247 .Краткая философская энциклопедия .- М. :Издательская группа «Прогресс»-«Энциклопедия», 1994. -576 с.

248.Критика феноменологического направления в современной буржуазной философии. - Рига : Зинатне, 1981, -231 с.

249.Крыштановская О.В. Нелегальные структуры в России // Социологические исследования. 1995. №8. С. 94-106.

250.Куда дрейфует Россия? (Социально- политическая ситуация: состояние и перспективы) // Социально- политический журнал. 1993. №1-2.

251.Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства / Под общ. ред. Т.Н. Заславской. - М.: Аспект Пресс, 1996. -512 с.

252.Кудрявцев В. Русские или россияне: Государство и нация в российской истории// Жизнь национальностей. 1993. №3-4.

253.Кудрявцев И. Латыши, русские, народный фронт и правовое государство// Община. 1989. №25.

254.Кузнецов И.М. Исследование символов в системе национального самосознания ( к постановке проблемы) // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. -M., РАН, 1994.

255.Культурология XX век: антология. Философия и социология культуры. -М. : ИНИОН РАН, 1995. - 250 с.

256.Кучуков М.М. Национальное самосознание и межнациональные отношения. - Нальчик: Эльбрус, 1992. - 230 с.

257.Кушнер (Кнышев) П.И. Национальное самосознание как этнический определитель// Краткие сообщения института этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая. Ч. УШ. М.-Л., 1949. С. 3-9.

258.Кьеркегор С. Страх и трепет .- М.: Республика, 1993.- 382 с.

259.Лабиринты одиночества. Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1989. - 623 с.

260.Лангштейн М. Иррациональные и превращенные формы экономических отношений // Экономические науки. 1969. № 1. С. 16-22.

261.Ланда Р.Г. Ислам в истории России. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995.-312с.

262 .Лапин Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России // Вестник РАН 1997. Т. 62. № 2.

263.Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей России // Социологические исследования. 1996. № 5. С. 3-19.

264.Лапин Н.И. Отчуждение философского сознания // Философское сознание: драматизм обновления. -М.: Политиздат, 1991.-413 с.

265 .Лапин Н.И. Тотальное отчуждение и общий кризис раннего социализма // Вестник АН СССР. - М., 1990. №5. С.15-23.

266.Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества//Социологические исследования. 1997. №3. С. 14-24.

267.Лафицкая Н.В. Смысл дефиниции «больное общество» Э. Фромма. Психологические и социальные формы отчужденности. - М. 1997. Депонированная рукопись № 52702. - 29 с.

268.Лацарус М., Штейнталь Г. Мысли о национальной психологии. Воронеж, 1865.

269.Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. - М.: РАН, 1993.- 195 с.

270.Лебон Г. Психология народов и масс. - Спб.: Из-во Ф. Павленкова, 1896. -329 с.

271.Левашов В.К., Локосов В.В., Хлопьев А.Т. Как живешь Россия. М., 1995.

272.Леви-Строс К. Первобытное мышление. -М.: Республика, 1994. -384 с.

273.Леви-Стросс К. Структура мифов // Вопросы философии. 1970. № 7.

274.Левкович В.П., Андрущак И.Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен ( на материале исследования этнических групп Узбекистана)//Психологический журнал. 1995. Том. 16. №2. С. 70-81.

275.Ленин В.И. Полное собрание сочинений. -5-е издание. Т. 1-55. - М.: Политиздат, 1979-1983.

276.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1977.

277.Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие : опыт многомерной реконструкции // Современный социоанализ . М., 1996.

278.Леонтьев К. О Вл. Соловьеве и эстетике жизни / по двум письмам/ // Начала. 1992. № 2.

279.Леонтьев К.Н. Национальная политика как орудие всемирной революции: Письма к Ф.И. Фудель. - М.: Типография литературного товарищества И.Н. Кушнеров и К, 1889. - 48 с.

280.Лихачев Д.С. Культура как целостная динамическая среда // Вестник Российской Академии наук. 1994. Т.64. №8. С. 724.

281.Лихачев Д.С. Национальное самосознание древней Руси. - М.-Л.: Из-во АН СССР, 1945.-118с.

282.Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самих себя : историческое самосознание и культура России // Новый мир. 1994. № 6. С. 133.

283.Лихачев Д.С. О национальном характере русского народа // Вопросы философии, 1991. №4. С.3-6.

284.Ломова-Опоркова М.Ю. Этничность, народ и каста// Народы Азии и Африки. 1990. № 6. С. 116.

285.Лосев А.Ф. Бытие- имя- космос.- М.: Мысль, 1993. - 958 с.

286.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. -625 с.

287.Лосский Н. Условия абсолютного добра. Основы этики. Характер русского народа. - М., 1991. - 240 С.

288.Лосский Н.О. Бог и мировое зло. - М.: Республика, 1994. - 432 с.

289.Лосский Н.О. Характер русского народа. -М.: Посев, (Репринт) 1990. Т.1. -62 с. Т.2. -90 с.

290.Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. -М.: Республика, 1995. -400 с.

291.Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек- текст- семиосфера -история. - М: «Языки русской культуры», 1996. - 464 с.

292.Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис, 1992. - 270 с.

293.Лотман Ю.М. Символ в системе культуры //Труды по знаковым системам .- Тарту: Из-во Тартуского университета, 1987. Вып. 21. С. 10-21.

294.Лукач Д.К. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. - М.: Прогресс, 1991. -411с.

295.Лукин А. История чубайсизации страны. США могли, но не хотели нам помочь//Независимая газета. 1998. №9. С. 5.

296.Лурье C.B. Культурная антропология в России и на Западе концептуальные различия // Общественные науки и современность. 1997. № 2. С.146-159.

297.Лурье C.B. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применение к анализу исторического и этнографического материала. - Спб.: Типография имени Котлякова, 1994.-288 с.

298.Лурье C.B. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 448 с.

299.Львов Н. Национальная идея и идеал нации // Российская газета. 1994. 20.09.

300.Лэнг Р.Д. Расколотое «Я». - Спб.: Белый кролик, 1995. - 352 с.

301.Любутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. -Свердловск: Уральский государственный университет, 1973.-187 с.

302.Мавродин В.В. Проблема развития национального самосознания на Руси в конце ХШ - начале ХУ в. / Польша и Русь. Черты общности и своеобразия в историческом развитии Руси и Польши ХП-Х1У вв. - М.: Наука, 1974. С. 165-171.

303.Мавродин В.В. Происхождение русского народа. - Л.: ЛГУ, 1978. - 183 с.

304.Мавродин В.В. Формирование русской нации. -Л., 1947. - 36 с.

305.Маликова Н. Парадоксы межнационального общения. _ М.:РАН ИСПИ, 1992.-188с.

306.Малькова В.К. Исследование формирования этнического самосознания населения российских республик через средства массовой информации// Национальное самосознание и национализм в РФ начала 1990-х годов. -М.:РАН, 1994. С. 213-228.

307.Мамардашвили М. Форма превращенная// Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С. 386-389.

308.Мамардашвили М.К. , Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире: Философия и наука. М.: Наука, 1972. С. 28-29.

309.Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса // Вопросы философии. 1968. №6 . С. 14-25.

ЗЮ.Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. -М: Издательская группа «Прогресс», 1992. - 415 с.

311 .Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. -Тбилиси: Мецниереба, 1984. - 82 с.

312.Мамардашвили М.К. Превращенные формы. О необходимости иррациональных выражений // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. С. 317-329.

313.Мамардашвили М.К. Стрела познания: Набросок естественноисторической гносеологии. - М.: Шк. « Яз. рус. культуры», 1996. - 303 с.

314. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке .- М.: Языки рус. культуры, 1997. - 217 с.

315.Манифест возрождения России (вторая редакция)// Конгресс русских общин. Манифест. -Дубна. 1994.

316.Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994. С. 86.

317.Манхейм К. Идеология и утопия. В 2-х кн. - М.: ИНИОН АН СССР, 1976.- 399 с.

318.Манхейм К. Проблема интеллигенции. В 2-х частях. - М.: ИНИОН РАН, 1993.-217 с.

319.Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. -Ереван. 1969. С. 61.

320.Маркович М. Маркс об отчуждении// Вопросы философии. 1989. №9. С. 36-51.

321.Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения 2-е издание. - М.: Госполитиздат, 1955-1974.

322.Маркузе Г. Одномерный человек. - М.: «REFL- book», 1994. - 368 с.

323.Мартин Хайдеггер и философия XX века.-Минск: «Менск», 1997,- 200с.

324.Маслоу А. Мотивация и личность// Вестник Московского университета. Сер .7. Философия. 1991. №3. С. 66-75.

325.Маслоу А. Самооктуализация // Психология личности. Тексты.- М.: Из-во Московского университета, 1982. С. 108-117.

326.Махлин B.JI. Я и Другой: к истории диалогического принципа в философии XX в.- «Лабиринт», 1997. -252 с.

327 .Межнациональные отношения в регионах Российской Федерации ( по данным социологических исследований). Отв. ред. В.Н. Иванов. М., 1992. С. 5.

328.Межуев Б.В. Понятие «национальный интерес» в российской общественно-политической мысли // Полис. 1997. № 1. С.5- 31.

329.Межуев В.М. О национальной идее// Вопросы философии. 1997. №12. С. 3-15.

330.Мерло-Понти М. В защиту философии/ Пер. с фр.И.С. Вдовиной.- М: Из-во гуманитарной литературы, 1996,- 248 с.

331.Микешина J1.A. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. - М.: Прометей, 1990. -209 с.

332.Миллс Р. Властвующая элита. - М.: Иностранная литература, 1959. - 543 с.

333.Мильдон В.И. Русская идея в конце XX века// Вопросы философии. 1996. №3. С. 46-56.

334.Милюков П.Н. Национальный вопрос (Происхождение национальностей и национальный вопрос в России).- Прага, 1925. -192 с.

335.Милюков П.Н, Очерки по истории русской культуры. В 3-х томах. Т 3. -М.: Издательская группа «Прогресс»-«Культура», 1995. - 480 с.

336.Милюков П.Н. Разложение славянофильства. М, 1893.

337.Митрохин С. Российский федерализм : история болезни // Независимая газета 13. 10 98. С.10.

338.Мнацаканян М.О. Этносоциология :нации, национальная психология и межнациональные конфликты. -М.:АНКИЛ, 1998.-186 с.

339.Модернизация в России и конфликт ценностей .-М: РАН Институт философии, 1994. - 248 с.

340.Моисеев H.H. Трудный вопрос: Размышления о национализме и общесоветских ценностях// Свободная мысль. 1991. №15. С. 21-29.

341.Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. - М.: Высшая школа, 1988. -144 с.

342.Молчанов В.И. Онтология и обоснование феноменологии у Гуссерля и хайдеггера // Проблемы отнологии в современной буржуазной философии. -Рига.: «Зинатне», 1988. С. 81-100.

343.Молчанов В.И. Парадигмы сознания и структуры опыта // Логос. М. 1993. №2. С. 7-36.

344.Момджян К.Х. Введение в социальную философию : Учеб. Пособие. - М. : Высшая школа, КД «Университет», 1997, - 448 с.

345.Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы/ Пер. со шв. - СПб.: Издательство «Нотабене», 1992. - 445 с.

346.Монтескье Ш. О духе законов. Избр. произв. -М., 1955. С. 353.

347.Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии/ Пер. с франц. - М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. - 360 с.

348.Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. -М: «Высшая школа», 1968. - 128 с.

349.Мухамметбердыев О.Б. Национальное самосознание народов Средней Азии на современном этапе их развития. Автореф.... докт. филос. наук. -М.,1992.-45 с.

350.Назарбаев H.A. Евразийский Союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997. - М.: Фонд содействия развития социальным и политическим наукам, 1997.-480 с.

351.Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика исторического процесса).- М.: «Наследие», 1996. -183 с.

352.Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностнаятеория смыслов и смысловая архитектоника личности. -M.: «Прометей», 1989. - 287 с.

353.Нарочницкая Е.А. Национализм : история и современность,- М.: ИНИОН РАН, 1997. -

354.Нарский И.С. Проблема отчуждения в философской традиции и социальной практике. - M.: АОН , 1991.- 34 с.

355.Национальная доктрина России ( Проблемы и приоритеты). - М.: «Обозреватель», 1994. - 501 с.

356.Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х годов. - М., 1994.

357.Национально-культурные автономии и объединения. Историография . Политика . Практика. Антология. В 3-х т. -М., 1995.

358.Нерознак В.П. Национальное самосознание: концепт и структура// Этническое и языковое самосознание: Матер, конф. ( Москва 13-15 декабря). -М., 1995,- 172 с.

359.Никольский В.И. О русском национальном самосознании. Очерк.- Спб.: Типография В.Д. Смирнова, 1907. -53 с.

360.Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. - M.: REFL book, 1994. - 352 с.

361.Новгородцев П.И. Сочинения. - М. : Паритет, 1995. - 448 с.

362.Огурцов А. Отчуждение //Философский энциклопедический словарь : Советская энциклопедия. -М., 1983. С. 472.

363.Огурцов А. Фетишизм// Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С.321-322.

364.Огурцов А.П. Отчуждение и человек ( Историко-философский очерк) // Человек, творчество, наука. - М., 1967. С. 42-82.

365.Орлова И.Б. Евразийство - история и практика//Назарбаев H.A. Евразийский Союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997. М.: Фонд содействия развития социальных и политических наук. 1997.

Збб.Ортега -и- Гассет X. Восстание масс// Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991. -С.309-350.

367.Освобождение духа. - М.: Политиздат, 1991. -352 с.

368,Осипов Г.В. Выступление на годичном собрании Академии социальных наук. 27 марта 1998.

369,Осипов Г.В. Россия: Национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. -М: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997.-208 с.

370.От Я к Другому: Сборник переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникативности, диалога,- Минск.: «Менск», 1997. - 276 с.

371.Отчуждение как социокультурный феномен// Тезисы докладов всесоюзной научно-практической конференции. 16-18 апреля 1991. - Киев: Знание, 1991.-87 с.

372.Отчуждение, ранний социализм и противоречия перестройки. - М.: Институт философии АН СССР, 1990. - -97 с.

373.Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Грозный. 1967. Т.1. С. 103-104.

374.Павловский Г. Слепое пятно ( Сведения о беловежских людях)// Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. - М.: Аргус, 1995. Т.З. С. 347-390.

375.Панарин А. Новое прочтение старой идеи// Этнополитический вестник. 1995. №1. С. 256-269.

376.Панарин A.C. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998.

377.Пантич Д. Конфликт ценностей в странах традиции// Социологические исследования. 1997. №6. С. 24-36.

378.Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня. М., 1965. С. 30.

379.Печенев В. «Русский нацмен» как новое историко-социальное явление: некоторые этнополитические аспекты проблемы //Новое российское зарубежье: проблемы, перспективы. - Спб, 1992. - С.57-61.

380.Платон. Соч. в 3-х томах. -М., 1970.

381.Платонов С. После коммунизма: Книга, не предназначенная для печати. -М.: Молодая гвардия, 1991. - 555 с.

382.Плеханов Г.В. Избраннные философские произведения: В 5-ти томах.-М.: Госполитиздат, 1956-1958.

383.Победоносцев К.П. Курс гражданского права. СПб., 1896. Ч. П. С. 8.

384.Погосян В.А. Проблема отчуждения в «Феноменологии духа» Гегеля .-Ереван: Издательство АН Арм. ССР, 1973. - 129 с.

385.Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: Серен Киркегор, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, Марсель Пруст, Франц Кафка. - М., 1995. - 426 с.

386.Подорога В.А. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию.- М.: Ad Margmem, 1995. - 339 с.

387.Подсознательное .- Статьи Гую Мюнстерберга, Теодора Рибо, Пьера Жане, Мортона Принса и Бернарда Харта)// Новые идеи в философии.-Спб.: Образование, 1914. Сб. 15. С. 49-126.

388.Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. -М., «Прогресс», 1994.

389.Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века. Энциклопедия. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996. - 872с.

390.Поляков С.П., Буипсов В.И. Социально-экономическая ситуация в Северо-Кавказском регионе. -М., УОП Ин-та этнологии и антропологии РАН, 1997.-24 с.

391.Понеделков A.B. Политическая элита : генезис и проблемы ее становления в России. -Ростов НУД CK НЦ ВШ, 1995.- 208 с.

392.Пономарева Г.М. Утопия и утопическое сознание в контексте русской культуры XIX - начала XX вв. Автореф.... дис. ...докт. филос. наук. - М., 1996. -41 с.

393.Поршнев А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии Х1Х-ХХ вв.- Иваново, 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.