Научная фантастика как социокультурный феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Тимошенко, Татьяна Викторовна

  • Тимошенко, Татьяна Викторовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 143
Тимошенко, Татьяна Викторовна. Научная фантастика как социокультурный феномен: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону. 2003. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Тимошенко, Татьяна Викторовна

Введение.

Глава 1. Специфика научной фантастики в современной культуре

1.1. Проблемы исследования феномена научной фантастики.

1.2. Природа фантастического в контексте художественного творчества.

1.3. Социокультурная сущность научной фантастики.

1.4. Границы научной фантастики.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Научная фантастика как социокультурный феномен»

Актуальность темы исследования. Фантастическое является древнейшей и неотъемлемой составляющей искусства, которое обладает стремлением к широкому использованию условных форм отображения действительности, создает свою систему фантастических образов, присутствующую во всех его областях, где находит применение механизм моделирования. В современной культуре фантастика занимает немаловажное место благодаря своим полифункциональным проявлениям, так как представляет собой своеобразный синтез интеллектуальных, художественных и эстетических ценностей, определяющих степень ее воздействия на многие стороны жизни людей. При этом важно учитывать, что психология человека изначально нацелена на необычное, невозможное, т. е. фантастическое.

Современная эпоха экономических и политических процессов глобализации, построения информационного общества, эпоха устойчивого развития и невиданно быстрых темпов научно-технического прогресса является, несомненно, очень значимой в историческом развитии человечества. Именно поэтому она ставит перед человечеством проблемы, с которыми оно ранее, по крайней мере в таком их глобальном варианте, не сталкивалось. Прежде всего, это проблема сознательного выбора будущего всем человечеством. Столь же глобальна и связана непосредственно с первой проблема контроля развития науки и техники, так как наука не может бездумно реализовывать все представляющиеся ей возможности. Образное предвосхищение, предваряющее воплощение - одна из особенностей человеческого разума, в основе психологии человека также заложено стремление приблизить завтрашний день. Предвидение и предупреждение событий необходимы человечеству для выживания. Способствовать оптимальному выбору будущего призвано, вместе с наукой, искусство и, в первую очередь, такой его вид как научная фантастика, потому что именно она обладает художественными средствами и возможностями, которые несвойственны другим видам искусства. В этой связи актуально изучение феномена предвосхищения событий и открытий в сфере науки и техники в научной фантастике. Статистика сбывшихся прогнозов, собранная исследователями фантастики, свидетельствует о том, что подобное явление не может быть случайным и заслуживает пристального внимания и изучения. Обозначенный круг проблем важен, так как непосредственно связан с признанием актуальности научной фантастики, ее современной гносеологической и эвристической действенности.

Интерес к данной проблематике обусловлен поисковыми импульсами новой эпохи, называемой постиндустриальной и постмодернистской. Можно согласиться с утверждением B.C. Степина, что в настоящее время формируется новая методология познания. В поле актуального академического и массового дискурса по построению целостной картины реальности входит поиск нового типа рациональности, в котором соединились бы разумность и эмоциональность, выразимое и невыразимое, рациональное и иррациональное. «Чем более высока в философском смысле задача, поставленная автором, тем сильнее и настойчивее эта задача вынуждает его отрешиться от образов совершенно правдоподобных и повседневных»1, заставляет обращать взгляд к художественной символике. Этим требованиям соответствует «пограничное» положение научной фантастики: на границе различных культурных сфер современности - научно-технической и гуманитарной, объединяя методы науки с методами искусства.

Необходимо отметить, что развитие фантастики может быть соотнесено с коренными изменениями, которые произошли и происходят в сферах социальной, научной, технической, информационной и т. д. То есть, в существе своем фантастика отражает социокультурную динамику. Научная фантастика реагирует на перемены в жизни человека и социума и своим содержанием, отражающим поиски новых мировоззренческих ориентиров, и своей художественной формой. Она представляет собою заметное явление современной культуры, и необходимость понимания места и роли научной фантастики в широком кон

1 Залыгин С. Литературные заботы. М.: Современник, 1972. С. 147. тексте современной культуры важна как в теоретическом, так и в идеологическом плане.

Многочисленные возможности и перспективы использования научно-фантастических произведений в жизнедеятельности человека определяют необходимость их изучения с социокультурной точки зрения. Осознание важности вопросов, связанных с изучением места научной фантастики в культуре и ее влияния на жизнедеятельность человека способствовало появлению интереса к ней в последние несколько десятилетий. Метод фантастических гипотез используется в относительно "новой, еще формирующейся дисциплине - эвристике (от греч. ЬеипБко - «я нашел»), науке о закономерностях и приемах творческого мышления. Применяется этот метод и в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), создатель Г.С. Альтшулер. Метод фантастических аналогий (изложение задач в фантастических терминах и поиск решения в фантастической литературе) ввел в процесс решения задач У. Гордон, автор метода «Си-нектика»1. Была основана наука - фантастиковедение, которая имеет статус «неотъемлемой и благородной части академической филологии» .

Однако следует констатировать, что унифицированного научного знания, занимающегося комплексным анализом феномена научной фантастики, в настоящее время не существует. Есть лишь отдельные разработки по некоторым аспектам данной проблематики в различных науках - философии, психологии, филологии и др. Не существует также серьезных академических исследований, рассматривающих влияние научной фантастики на человеческую жизнедеятельность в социально-философском аспекте. Все это делает тему исследования весьма актуальной и требует своего философского и социокультурного анализа.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема осмысления феномена научной фантастики в ее различных аспектах имеет свою исследова

1 Джонс Дж.К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. С. 25.

2 Харитонов Е. Наука о фантастическом: Библиографический справочник. Версия 2.0. 3.08.2001 г. // http://fandom.rusf.ru/aboutfan/0abibliogr2.htm. тельскую традицию, характерную как для отечественной, так и зарубежной научной теоретической рефлексии.

Рассматривая становление и развитие феномена научной фантастики в его историческом контексте, следует отметить, что ее возникновению предшествовал длительный процесс развития форм фантастической образности в мировой культуре, их постепенной дифференциации, закрепления за ними определенных сфер образного мышления, своеобразных идейно-тематических комплексов, выработки и обогащения художественных средств и приемов фантастики. Общие проблемы исследования предтеч научной фантастики - мифа, утопии и антиутопии - излагаются в работах Ф. Кессиди, О.М. Фрейденберг, Б. Пиотровского, Э. Тайлора, А.Ф. Лосева, В. Мириманова и др1. Категория невозможного, характерная для фантастических произведений, находила также свое первоначальное воплощение в волшебной сказке, что отражено в исследованиях А.Н. Веселовского, В.Я. Проппа и др.2

Собственно феномен научной фантастики получил регулярное изучение в России в середине 1950-х годов, с появлением работ Е. Брандиса, В. Дмитревского, Б. Ляпунова, Ю. Кагарлицкого и др. Ряд монографий о творчестве писателей-фантастов - отечественных и зарубежных, серия проблемно-теоретических, полемических и критических выступлений в прессе созданы исследователями научной фантастики А.Ф. Бритиковым, Г. Гуревичем,

1 Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // Из ранних произведений. М., 1990; Лосев А.Ф. Логика символа. // Философия. Мифология. Культура. М., 1991; Античная культура и современная наука / Под ред. Б. Пиотровского. М., 1985; Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978; Мириманов В. Искусство и миф. М., 1997; Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989; Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. М., 1972.

2 Пропп В.Я. Трансформации волшебных сказок // Собр. трудов: Поэтика фольклора. М.,1998; Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1997; Веселовский А.Н. Сравнительная мифология и ее метод // Собр. соч. Т. ХУЬ. Статьи о сказке. Л., 1938; Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении М., 1937. Ленинский сборник. Т. XII; Тронский И.М. Античный миф и современная сказка // С.Ф. Ольденбургу: К пятидесятилетию науч.-обществ. деятельности. Л., 1934; Ланин Б.А. Русская литературная антиутопия XX века: Ав-тореф. дис. на соискание уч. ст. д-ра филол. наук / МГУ. М., 1993; Латынина Ю.Л. Литературные истоки антиутопического жанра: Автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. филол. наук / МГУ. М., 1992; Неелов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики: Автореф. дис. на соискание уч. ст. д-ра филол. наук / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом). Л., 1988.

3 Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? М., 1974; Брандис Е., Дмитревский В. Фантастика в движущемся мире // Иностранная литература. 1967. № 1; Брандис Е., Дмитревский В. Через годы времени. М., 1963; ; Брандис Е., Дмитревский В. Мир будущего в научной фантастике. М., 1965; ; Брандис Е„ Дмитревский В. Зеркало тревог и сомнений. М., 1967; Кагарлицкий Ю. Герберт Уэллс. М., 1963 и др.

Ю. Рюриковым и др.1 Статьи историко-литературного, проблемно-теоретического и обобщающего характера, обращенные к концептуальному осмыслению современной ситуации в научной фантастике в целом либо к анализу различных значительных течений, крупных творческих судеб или отдельных заметных явлений в текущем процессе фантастического творчества опубликованы литературоведами В.В. Ивашевым, Ю.И. Кагарлицким, известными писателями-фантастами И.А. Ефремовым, А. Казанцевым, С. Лемом, а также фанта-стоведами Е. Харитоновым, А.Н. Осиповым, Т.А. Чернышевой, Н.И. Черной, В. Гаковым и др.2

Отдельным моментом представляется изучение различных аспектов проблемы взаимоотношения науки и искусства в современной научной фантастике. Проблема эта является традиционным объектом философского анализа и включает широкий спектр взаимосвязанных вопросов - о взаимном воздействии науки и искусства, об их общности и различиях. Понимание глубочайшей связи искусства с областью возможного появляется уже у Аристотеля, он подчеркивает вероятностный характер информации, содержащейся в художественном о произведении . Фундаментальную проблему предвосхищения искусством открытий в науке рассматривает известный немецкий философ Ф. Шеллинг4. Вопросам философии искусства посвящены также работы Г. Гегеля, Ф. Ницше, Н. Бердяева, В.П. Бранского и др.5 Общим проблемам исследования области искусства посвящены труды М. Холлингсворта, Ю.М. Лотмана, С.П. Батраковой

1 Гуревич Г.И. Лоции будущих открытий. М., 1990; Гуревич Г.И. Беседы о научной фантастике. М., 1983; Бри-тиков А.Ф. Русский советский научно-фантастический роман. М., и др.

2 Осипов А.Н. Фантастика от «А» до «Я». М., 1999; Харитонов Е. Наука о фантастическом в России: Библиографический справочник, 2001; Энциклопедия фантастики. Кто есть кто / Под ред. В. Гакова. Мн., 1995; Гаков В. Четыре путешествия на машине времени. М., 1983; Гаков В. Век сытых, или фантастика, на которую они теперь обречены // Если. 1997. № 5, 6; Черная Н.И. В мире мечты и предвидения: научная фантастика, ее проблемы и художественные возможности. Киев, 1972; Ефремов И.А. Наука и научная фантастика//Фантастика-62: Сб./Сост. К. Андреев. М., 1962; Казанцев А. Нет без фантазии наук // Курьер ЮНЕСКО. 1984. Декабрь. С.13-16; Чернышева Т.А. Фантастика и современное натурфилософское мифотворчество // Художественное творчество. Сборник. Л, 1983. С. 58-76; Чернышева Т.А. Человек и среда в современной научно-фантастической литературе // Фантастика. М., 1968 и др.

3 Аристотель. Поэтика. М., 1957.

4 Шеллинг Ф. Философия искусства / Под общ. ред. М.Ф. Овсянникова; Пер. с нем. П.С. Попова. М., 1999.

5 Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике // Эстетика. М., 1971. Т. 3.; Ницше Ф. Веселая наука // Соч. в двух томах. М., 1990. Т. 1; Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград. 1999; Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М., 1994. и др.1 Ключевые проблемы соотношения различных видов творчества, форм мышления, форм отражения действительности (таких как эмоциональное и рациональное, образное и понятийное, художественное и теоретическое и т.д.) находят свое выражение в материалах о художественном творчестве Л.С. Выготского, Р. Вудвортса, О. Ранка, Е.И. Замятина, Л.М. Веккера, л

И.А. Бесковой и др.

Рассматривая понятие фантастического нельзя обойтись без понятия «воображение». Исследованию воображения, классификации его видов, анализу его природы посвящено немало научных трудов3.

Проблема предвосхищения фантастикой научных открытий, предвидения будущего предполагает изучение футурологической базы. Здесь следует отметить работы футуролога И.В. Бестужева-Лады4. В своей первой в мире антологии прогностики, охватывающей 1952-1999 гг., он подводит итог исследований будущего и дает картину предстоящей жизни людей в XXI веке. В другой работе И.В. Бестужев-Лада обращает внимание на научное направление, аналогичное фантастическому - ретроальтернативистику, которая «способна развить теорию упущенных возможностей в том или ином историческом процессе»5. Представляют научный интерес труды П. Дейнеко, Ю.А. Лебедева, С. Лема,

1 Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970; Лотман Ю.М. Профессор Лотман задает вопросы // Киноведческие записки. 1992. № 9; Лотман Ю.М. и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994; Лотман Ю.М. Нам всё необходимо // Эстония. 1993. 13 февр.; Батракова С.П. Художник XX века и язык живописи. М., 1996; История мирового искусства. М., 1998; Холлингсворт М. Искусство в истории человека. М., 1993 и др.

2 Художественное творчество / Под ред. Б.С. Мейлах. Л., 1983; Бердяев H.A. Смысл творчества. // Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989; Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986; Выготский Л.С. Искусство и жизнь // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. K.B. Сельченок. Мн., 1999; Ранк О. Эстетика и психология художественного творчества // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн., 1999; Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? М., 1993; Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М., 2000; Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1950; Лук A.H. Психология творчества. М., 1979.

3 Брушилинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Воронеж, 1996; Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 3. Л.: ЛГУ, 1981; Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991; Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. М.: МГУ, 1989; Голосовкер Я.Э. Имагнативная эстетика // Символ. Париж. 1993. № 29 и др.

4 Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики. 1952-1999. Сост. И.А. Бестужев-Лада. М., 2000; Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М., 1998.

5 Бестужев-Лада И.В. Ретроальтернативистика в философии истории // Вопросы философии. 1997. № 8. С. 112122.

А.С. Панарина и др. Периодически печатаются прогнозы развития научного знания в XXI веке в научных журналах: «Вестник Российской академии наук», у

Scientific American» и др. В философии также отмечается интерес к прогнозированию. Практически одновременно с появлением футурологии на Западе получили развитие философские концепции, ориентированные на понимание не только прошлого и настоящего, но и будущего. Широко распространились труды П. Тейяра де Шардена, содержащие разработку гуманистической концепции будущего человечества, теории индустриализма Р. Арона и У. Ростоу с описанием будущего постиндустриального общества, работы Э. Тоффлера3.

Философский подход к научной фантастике как социокультурному феномену излагается А.Е. Левиным4: фантастика (англо-американская) представляется как некий «определенный тип языка культуры», рассматривается в своем историческом развитии и дифференцируется от остальных близких ей жанров.

Если рассмотреть в целом комплекс научной литературы по избранной теме, то можно констатировать, что характерной особенностью исследований, посвященных научной фантастике в целом либо отдельным ее аспектам, является филологическая и научно-популяризаторская направленность большинства исследований. Согласно данным библиографического справочника о докторских и кандидатских диссертациях по истории и теории фантастических жанров в литературе и искусстве за период с 1954 по 2000 г. на 187 диссертаций по литературоведению, языкознанию, искусствоведению и педагогическим наукам приходится только 7 диссертаций по философии5. Возможно поэтому до сих пор еще не выработана единая точка зрения на фантастику: исследователи по

1 Berry A. Nastepne 500 lat. W., 1997; Lern S. Futurologia i fantastyka. W. 1972; Лем С. Собрание сочинений в десяти томах. М., 1995; Лем С. Сумма технологии. М.,1996; Дейнеко П. XXI век: история не кончается. М. 2000; Афанасьев С.Л. Будущее общества. М., 2000; Лебедев Ю.А. Неоднозначное мироздание. Апокрифические размышления о Стрелах Времени. Кострома, 2000.Панарин A.C. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2000.

2 Рис-Могг У. Каким будет мир XXI века? // За рубежом. 2000. № 4. С. 4; Maddox J. The Unexpected Science to Come. // Scientific American. 1999. December. P. 30; Платэ H.A., Титаренко М.Л. Некоторые мысли по поводу стратегии и путей развития России в XXI веке // Вестник РАН. 1999. Т. 69. № 10. С. 905.

3 Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999; Тоффлер Э. Футурошок. СПб., 1997.

4 Левин А.Е. Англо-американская фантастика как социокультурный феномен // Вопросы философии. 1976. № 3.

5 Харитонов Е. Наука о фантастическом в России: Библиографический справочник. Версия 2.0. 3.08.2001 г. http://fandom.rusf.ru/aboutfan/0abibliogr2.htm. рою расходятся в понимании самих терминов «фантастика», «философская фантастика», «научная фантастика» и т.д. Можно признать, что в науке до сих пор нет общепринятой концепции взглядов на научную фантастику, однозначно объясняющей ее источники, задачи, цели и социальные функции. Есть полифония разных подходов к этим проблемам, но нет единой методики их решения.

Таким образом, анализ ряда исследований показывает, что в философском плане данная проблематика изучена еще в недостаточной степени и, несмотря на разнообразие изученных аспектов, имеющих отношение к феномену научной фантастики, существуют такие малоисследованные и неразработанные ее стороны, как культурный статус научной фантастики, социальные аспекты взаимоотношения научной фантастики и культуры в целом и вытекающие отсюда социокультурные последствия. В философии этот круг актуализирующихся вопросов не рассматривается. Иными словами, до сих пор теоретическая мысль не обращалась к аналитическому рассмотрению и обобщению весьма сложной проблемы социокультурной роли научной фантастики, что требует соответствующего социально-философского исследования.

Объектом исследования является место и роль научной фантастики в жизнедеятельности человека.

Наиболее значимыми и важными достижениями будущего могут оказаться совершенно неожиданные открытия в различных областях научного исследования - генной инженерии, квантовой механике, нанотехнологиях и проч. Не исключено, что источником радикально новых идей будет арсенал «неожидани 1 и 1 ной науки» - научной фантастики, и в то же время наука дает импульс дальнейшему развитию самой научной фантастики. Вместе со стремительным развитием информационного общества, техногенной цивилизации роль влияния научной фантастики на функционирование культуры, на научное и художественное творчество все возрастает. Это с необходимостью требует изучения ас

1 Maddox J. The Unexpected Science to Come. // Scientific American. 1999. December. P. 30. пектов проблемы влияния научной фантастики на различные стороны человеческой экзистенции, проявляющихся в реализации ею социокультурных функций, что и является предметом данного исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в изучении социокультурных аспектов проблемы феномена научной фантастики и подробное рассмотрение прогностической функции научной фантастики как одной из наиболее значимых и интересных в эвристическом отношении. Для достижения этой цели представляется необходимым выдвинуть и решить в ходе исследования ряд следующих задач:

- обозначить существующие подходы к рассмотрению феномена научной фантастики;

- проанализировать природу фантастического в контексте художественного творчества;

- создать и обосновать авторские дефиниции, выделить возможные критерии классификации;

- очертить специфику реализации научной фантастикой социокультурных функций науки и искусства;

- проанализировать культурный потенциал научной фантастики;

- выявить значимость научной фантастики для развития современной культуры.

Обозначенные цели и задачи исследования определяют социально-философский, а не частно-научный статус работы. Именно выделение социальных функций научной фантастики дает возможность рассмотрения данного феномена как социокультурного.

Теоретико-методологическая основа исследования. Диссертационное исследование основывается на разработанных диалектических принципах системности, детерминизма, единства противоположностей, диалектическом анализе и оценке. Основу диссертации составляет анализ культурных и социальных ценностей и установок, сопровождающих феномен научной фантастики. В работе широко применяются современные достижения социальной философии, методологии науки, психологии искусства, наследие классиков отечественного и зарубежного литературоведения, культурологии, искусствоведения. К изучению привлекались произведения российских и зарубежных писателей-фантастов как выпущенные в свет отдельными изданиями, так и опубликованные в журналах и альманахах.

Научная новизна исследования состоит в получении следующих результатов:

- в результате анализа подходов к научной фантастике и ее природы предложено социокультурное определение сущности научной фантастики;

- в свете этого определения рассмотрены основные функции, присущие научной фантастике как виду искусства, и определена специфика их реализации;

- выяснен в теоретическом плане (через реализацию схем рефлексии и эстетического катарсиса) вопрос о природе эвристических возможностей научной фантастики как основания развития мышления и сознания;

- рассмотрено в общих чертах значение научной фантастики как важного фактора развития современной культуры.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Фантастика - вид искусства, определенный тип художественной образности, специфический способ образования и передачи значений, то есть определенный «тип языка культуры», характерным для которого является наличие виртуальной действительности, сформированной умозрительно с помощью фантастических допущений, создаваемых воображением.

2. Научная фантастика - это особый вид фантастики, произведения которого содержат фантастические допущения, не противоречащие основам позитивного знания, соблюдают принцип научной и художественной достоверности. Это, в некотором роде, единственный вид искусства, целенаправленно занимающийся анализом глобальных общечеловеческих проблем. Цель научной фантастики - из традиционной реальности выйти на уровень рефлексии и предложить более или менее полные возможные варианты решения этих проблем.

3. Полифункциональность научной фантастики обусловила широкое ее распространение в современной жизни, что позволяет сделать вывод о значительных перспективах ее применения. К основным социокультурным функциям научной фантастики следует отнести следующие функции: познавательно-эвристическую; информационную; коммуникативную; воспитательную; эстетическую; компенсаторно-иллюзорную; идеологическую; прогностическую и проективную; социально-критическую; адаптационную и мировоззренческую. Все эти функции реализуются научной фантастикой в рефлексивно-творческом режиме.

4. Социокультурный статус научной фантастики: за счет рефлексивной целенаправленности научная фантастика может анализировать проблемы, которые считаются трудноразрешимыми или вообще неразрешимыми и с которыми не могут справиться другие сферы культуры. Благодаря своей специфической функции рефлексивного расширения границ существующей реальности, выведении за ее пределы в область фантастического, научная фантастика изменяет масштаб видения проблем. Отсюда и ее «пограничное» положение: на границе различных культурных сфер современности - науки и искусства; на границе двух сторон сознания - реального восприятия и воображения.

5. Эвристический потенциал, как таковой, является мощным стимулом к деятельности. Научная фантастика как вид искусства, обладает его эвристическим потенциалом. Но она способна использовать существующую научную базу знаний и научный инструментарий и, как следствие, эвристический потенциал науки. Поэтому научная фантастика - это и мотивация к творчеству, и формирование навыков творческого мышления, и инструмент творчества.

6. Область прогнозирования - важный пример максимальной реализации культурного потенциала научной фантастики. Множество случаев реализовавшихся прогнозов дает возможность оценить высокий прогностический потенциал научных фантастов. Научная фантастика породила науку футурологию и прогностику, которые стали неотъемлемой частью культуры, основанием ее самопроектирования и саморазвития.

Научно-практическая ценность работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в преподавании лекционных курсов социальной философии, культурологии, спецкурсов по глобалистике, научной фантастике и футурологии, а также при составлении программ для высших и средних учебных заведений. Основные положения и результаты могут быть использованы также в дальнейших исследованиях этой актуальной проблемы.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на объединенном заседании отдела СКНЦ и кафедры философии РГПУ. По теме диссертации был сделан ряд докладов и сообщений на кафедре истории и философии Таганрогского государственного радиотехнического университета. Отдельные положения и выводы излагались на научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Таганрогского государственного радиотехнического университета и научно-практической конференции преподавателей и студентов Таганрогского института управления и экономики. Результаты исследования были также использованы в спецкурсе «Футурология и научная фантастика» для студентов специальности 0206 (культурология) ТРТУ. По теме диссертации автором опубликовано 8 статей и тезисов докладов. Список работ приводится в заключительной части автореферата диссертации.

Цели и поставленные задачи исследования определяют структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, использованной в работе. Основной текст диссертации изложен на 133 страницах машинописи, библиография включает 159 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Тимошенко, Татьяна Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задача философской разработки значимости феномена научной фантастики в социокультурных процессах не только не потеряла своей актуальности в свете новейших достижений научно-технического прогресса и коммерциализации общества, но, напротив, приобрела особую актуальность именно в свете этих и многих других причин.

Одним из существенных пробелов научного знания о феномене фантастики является дефиниция научной фантастики и связанная с этим проблема ее социокультурного статуса. Здесь встречается разброс мнений от признания исключительности научной фантастики до мнений о вырождении ее как жанра. Причем, в пользу той и другой точек зрения приводятся убедительные аргументы. Но так как по закону формальной логики не может быть двух или более истинных высказываний об одном и том же предмете одновременно, то и в отношении сущности научной фантастики следует продолжать поиск истины, которая может включать в себя элементы различных концепций и методологий.

Приведенный в диссертационном исследовании подход к анализу научной фантастики как социокультурного феномена заключается в единстве теоретического и исторического подходов к рассмотрению социокультурной парадигмы научной фантастики. Относительно завершенная на данном этапе концепция научной фантастики как социально-культурного явления позволила отграничить ее от смежных жанров искусства.

Научная фантастика возникла из насущной потребности художественного осознания тех инноваций, что привнесла наука в современный мир. Сфера проявления научной фантастики в современной культуре обширна. Это разнообразные произведения литературы, кинематографа, живописи, музыки и др. Можно говорить о фантастической музыке, хореографии, фольклоре, архитектуре. Современное новшество - интерактивная сетевая фантастика, созданная для молодежной компьютерной сети Р1с1о и публикующаяся в ней.

Фантастике свойственны сложные диалектические взаимоотношения с реальностью. Их общность неразрывно связана с их различием. Дифференцировать фантастические произведения и реалистические, а также пограничный жанр фантастического реализма можно, введя понятие фантастического допущения из теории, разработанной исследователем фантастической литературы Ю. Зубакиным.

В ходе проведенных исследований были составлены условные схемы рефлексии и эстетического катарсиса. Благодаря их сопоставлению и выявлению структурного единства, сделан вывод об общности механизмов творчества в столь различных сферах культуры - науки и искусства. Т.о. в науке и искусстве решение проблем, стоящих перед человечеством, происходит по единой схеме, но в различных контекстах: понятийном и аксиальном.

Через единство схем творчества была осуществлена попытка определения сущности научной фантастики как творческой деятельности в себе. С одной стороны, научно-фантастическое моделирование может происходить по схеме рефлексии, т.е. она сама является творческой деятельностью. С другой стороны, научная фантастика целенаправленно помогает развитию творческого мышления, освобождению от стереотипов мышления, подключению к работе подсознания, способствует интуитивному появлению наиболее существенных новых идей. Это воздействие произведений научной фантастики на мыслительную деятельность человека представляется весьма важным, т.к. в основе образного мышления находятся такие феномены как воображение и фантазия, необходимые для любой плодотворной деятельности. Особенно это касается креативной деятельности, следовательно, затрагивает эвристический момент, что также немаловажно.

В арсенале научной фантастики применяются средства и методы художественного и научного познания. Таким образом, в культуре она выступает как специфическое средство поиска решения общечеловеческих проблем, приходя на помощь, когда возможности науки и искусства оказываются недостаточными.

Через сущность научной фантастики была осуществлена попытка переоценить реализацию ею функций искусства и науки. Полифункциональность научной фантастики дает представление о спектре ее предназначения и возможностей. Рассмотрено двенадцать основных функций. В их числе следующие: познавательно-эвристическая; информационная; коммуникативная; воспитательная; эстетическая; компенсаторно-иллюзорная; идеологическая; прогностическая и проективная; социально-критическая; адаптационная и мировоззренческая функции. Показано, что принципиально невозможно найти какую-либо сферу явлений, деятельности человека, которая не попадала бы в сферу интересов научной фантастики. Реализация перечисленных функций в научной фантастике характеризуется изменением масштаба видения ситуации: прослеживаются явные тенденции к укрупнению, глобализации проблем, ролей, выводов. Специфическая функция научной фантастики заключается в активном расширении границ существующей реальности, выведении за ее пределы в область фантастического - нереального, выдуманного, расширении временных горизонтов. Изменение масштаба видения проблем является следствием из этой функции. Также именно из нее следует, неоднократно отмечаемая разными исследователями, характерная для научной фантастики погранич-ность. Только преодолев рамки сложившихся стереотипов, человек расширит границы традиционных возможностей познания, сумеет объединить для достижения своих целей методы и средства считавшихся противоположными сфер культуры.

Современное общество характеризуется учеными как «общество риска», «общество, чреватое катастрофами. Его нормальным состоянием грозит стать чрезвычайное положение»1. Мир представляется как «месиво эпохального масштаба», в котором практически бессмысленно делать точные прогнозы: «Обычный миропорядок исчезает, наступает царство хаоса»2. В подобных ус

1 Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 27.

2 См. «Российская газета» от 3 ноября 2000. С. В. ловиях актуальность прогнозирования становится еще очевидней. Современная наука не имеет до сих пор четкого и однозначного решения этой проблемы. А факты, собранные к настоящему моменту, говорят о множестве успешных прогнозов фантастов. Методы научного прогнозирования, перечисленные в тексте исследования, имеют определенные достоинства и недостатки. Следует особо отметить, что некоторые из них были взяты из арсенала научной фантастики (метод экстраполяции, сценарии будущего или веер альтернативных путей развития). К положительным моментам можно отнести явственный прогресс в развитии форм и масштабов прогнозирования.

Творческая активность мышления человека проявляется и в искусстве, и в процессе научной рефлексии. Научная фантастика в полной мере использует ее возможности, объединяя культуросозидательные потенциалы искусства и науки. Одно из основных преимуществ научной фантастики в том, что она не только описывает будущие состояния общества и возможные проблемы в их эмоциональном восприятии (как утопия или антиутопия), но и указывает пути достижения таких состояний, и пути возможных их решений как мотивов к саморазвитию, что не предусмотрено ни в футурология, ни в альтернативистике.

На фоне духовно-интеллектуального кризиса современной цивилизации, основу которого составляет кризис культуры, являющийся результатом исчерпанности возможностей ее развития в традиционных формах, создается новая мировоззренческая парадигма жизнетворчества, утверждающая, что человек -это прежде всего человек творческий, а жизнь - не что иное, как процесс творчества1. Эта установка полностью отвечает критериям складывающегося информационного общества. Одним из критериев одаренности или гениальности творческой личности признано доминирующее положение иррационального начала - интуиции, спонтанности в выборе решения, фантазии, игры воображения - над началом рациональным как в акте творчества, так и в индивидуаль

1 См. Шаманских А. и Ю. Человек творческий, к новому мировоззрению. М., 2001. ном поведении1. На фоне этой парадигмы возрастающая роль научной фантастики как средства развития иррационального начала несомненна.

Культурный и духовный потенциал общества определяется единством трех видов творчества: научного, художественного и технического. Именно это единство обеспечивает его глубину, мощь и устойчивое развитие. В зависимости от критериев времени некоторые области творческой деятельности получают приоритетное развитие и большее влияние на состояние современной им культуры . Появляются новые точки роста и простора для нового нелинейного развития по законам синергетики, и эти будущие перспективы не обязательно должны быть связаны только с научно-техническим прогрессом, как считалось в материалистическом сознании. Например, увлечение виртуальным творчеством не является прогрессом с точки зрения науки, но оно же - несомненный прогресс с точки зрения культуры, т. к. представляет собой новые возможности для приложения и развития духовных сил и творчества человека.

В ходе проведенных научных исследований был очерчен круг выполняемых фантастикой в обществе социокультурных функций, показаны их значительный спектр и высокая степень воздействия научной фантастики как на сознание, так и на психическую и подсознательную составляющие человека. Показана ценность научной фантастики для развития творческого мышления. Научная фантастика предстает как интегрированный результат взаимодействия тенденций технизации и эстетизации, как согласованная система утилитарных ценностей, что может быть полезно при поиске выхода из современного социального кризиса.

1 Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре: Монография. Калининград: Янтарный сказ, 2001. С. 23.

2Там же. С. 6.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Тимошенко, Татьяна Викторовна, 2003 год

1. Berry A. Nastepne 500 lat. W., 1997.

2. Definitions of Science Fiction // http://www.panix.com/~gokce/sfdefn.html.

3. Joseph LeDoux «The Emotion Brain» // http://www.cns.nyu.edu/home/ledo-ux/book.html

4. Lem S. Futurologia i fantastyka. W. 1972.

5. Maddox J. The Unexpected Science to Come. // Scientific American. 1999. December.

6. Quine W. Word and objekt. N.Y., London, 1960.

7. Азимов А. Откуда я беру идеи? // Курьер ЮНЕСКО. 1984. Декабрь.

8. Азимов А. Женская интуиция // Зарубежная фантастика. Л., 1991.

9. Альтшуллер Г.С. Вектор фантазии / Фантастика 73-74. М., 1975.

10. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск, 1986.

11. Альтшуллер Г.С. Фантазия инструмент творчества // Молодой коммунист. 1973. № 5.

12. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. 1956. № 6.

13. Альтшуллер Г.С. Патентный фонд фантастики // Техника и наука. 1980. №6.

14. Амнуэль П.Р. Магический кристалл фантазии (отрывки из учебного пособия для инженеров и изобретателей). 1994 / http://www.triz.minsk.by.

15. Античная культура и современная наука / Под ред. Б.Пиотровского. М„ 1985.

16. Аристотель Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Минск, 1998.

17. Аристотель. Поэтика. М., 1957.

18. Афанасьев С.Л. Будущее общества. М., 2000.

19. Батракова С.П. Художник XX века и язык живописи. М., 1996.20

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.