Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.02, кандидат исторических наук Макоева, Алла Александровна

Диссертация и автореферат на тему «Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 410442
Год: 
2010
Автор научной работы: 
Макоева, Алла Александровна
Ученая cтепень: 
кандидат исторических наук
Место защиты диссертации: 
Нальчик
Код cпециальности ВАК: 
07.00.02
Специальность: 
Отечественная история
Количество cтраниц: 
233

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Макоева, Алла Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Локальные и глобальные факторы в процессе 22 становления современной общественно-религиозной ситуации.

1.1. Религиозная традиция в истории народов Кабардино-Балкарии.

1.2. Возникновение и развитие нетрадиционных религиозных движений.

1.3. Типология нетрадиционных религиозных движений.

Глава II. Деятельность нетрадиционных религиозных движений в современной Кабардино-Балкарии.

2.1. Проникновение нетрадиционных религиозных учений и культов в КБР.

2.2. Направления и формы активности религиозных организаций нетрадиционного толка.

Глава III. НРД как фактор социальных и государственноправовых проблем в современном обществе.

3.1. НРД и проблемы образования и воспитания молодёжи.

3.2. Деструктивные религиозные движения и культы как фактор угрозы безопасности общества.

3.3. НРД и проблемы государственно-правового регулирования в сфере свободы совести.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе"

Актуальность темы. Произошедшие в конце 1980-х и начале 1990-х гг. политические изменения в обществе, приведшие к слому старой социально-экономической формации, повлекли за собой изменения и в сфере идеологии. Примером тому явился всплеск религиозности. Однако наряду с существовавшими веками на территории России традиционными религиями, такими как христианство, мусульманство, буддизм, из-за рубежа «пришли» и так называемые нетрадиционные верования с незнакомыми ранее для населения, религиозными течениями. Образовавшийся идеологический вакуум быстро заполнялся импортными ценностями. Пик деятельности нетрадиционных для России религиозных движений пришёлся на середину 1990-х г.г. Вероятно, следствием этого было принятие нового закона «О свободе совести и религиозных объединениях» в 1997г.

Общее число зарегистрированных религиозных организаций выросло с 6,5 тыс. в 1990-м г. до более 22 тыс. в 2002 г.1

К началу XXI в. произошла некоторая стабилизация в религиозной сфере. Деятельность отдельных, действующих на территории России нетрадиционных религиозных движений (НРД) была запрещена (Церковь Объединения, Белое Братство и др.), однако можно утверждать, что «завезённые» из-за рубежа НРД прочно заняли собственную нишу в российском храме религии. О них говорят в учебных аудиториях и на улицах, ведут дискуссии депутаты парламента, богословы и религиоведы. Одни расценивают их как наглядное свидетельство демократичности постсоветского общества, торжества свободы совести, другие - как религиозно-культурную экспансию чужеродных сил, а поэтому требуют немедленного выдворения из России и законодательного запрещения всякого рода «тоталитарных сект».

История свидетельствует о том, что новые религиозные течения, культы появляются в те периоды, когда в обществе происходят социально-экономические и политические изменения. При этом, по мнению

Григулевича И.Р., «увеличивающийся отход от традиционных религий их о бывших приверженцев является непреложным фактом» . В результате значительная часть отколовшихся пополняет различные «новые» секты, культы, религиозные течения, надеясь найти в последних удовлетворение своих духовных запросов, а нередко и социальных устремлений.

Сказанное напрямую касается и Северного Кавказа, который всегда был и остаётся сферой приоритетных интересов не только России, что вполне понятно и закономерно, но и иностранных держав. Уникальные природные ресурсы и выгодное геополитическое положение являются как раз теми факторами, которые в значительной степени определяют заинтересованность отдельных зарубежных структур к его изучению и освоению. Кабардино-Балкария, расположенная в центре северокавказских республик, не осталась обойдённой их вниманием. На территории республики развернули деятельность различные гуманитарные программы, разработанные за рубежом, многие из которых имеют религиозный уклон. Увеличилось и количество религиозных миссий «западного» толка, появились-отдельные учения, привнесённые с Востока. Для населения КБР, подавляющая масса которого исторически принадлежит к традиционному исламу, а кроме этого и к православию, такие миссии можно рассматривать как нетрадиционные для региона. Кроме того, активизация уже хорошо известной церкви «Свидетели Иеговы», масштабная пропаганда сравнительно новой «Церкви саентологии», появление в 2000-е гг. учения «Алля-Аят» говорит о несколько меняющейся религиозной палитре в республике. Следует отметить, что многими представителями религиозных конфессий, а также учёными перечисленные религиозные движения отнесены к деструктивным, поэтому их влияние, в частности, на молодёжь, не может не вызывать обеспокоенности, а их деятельность - всестороннего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема НРД ещё не стала предметом комплексного изучения. Имеющиеся исследования, как правило, освещают отдельные её аспекты.

Одними из первых научных работ по нетрадиционным религиозным движениям, основанных не только на зарубежном, но и на российском материале, являются диссертации Л.И. Григорьевой «Нетрадиционные религии в современной России: социальная природа, тенденции эволюции» и Д.Ю. Копысова «Сущность и специфика современных нетрадиционных религий»3. В первой работе автор предлагает рассматривать в качестве главных не структурно-организационные признаки нетрадиционных религий, в соответствии с которыми они характеризуются как секты экстремистского толка, а особенности вероучений, лежащих в их основе. Нетрадиционная религиозность трактуется как одно из следствий взаимодействия двух глобальных общемировых факторов, усилившихся в современную эпоху: «центростремительной тенденции объединения мира в единую социально-экономическую систему, и диалектически связанных с ней центробежных сил, проявляющихся в актуализации индивидуализма, растущей дискретности социума»4. В работе Л.И. Григорьевой таким одиозным объединениям с тоталитарным уклоном как Белое Братство Юсмалос, Аум Синрике, Общество Сознания Кришны было противопоставлено «гуманистическое» крыло «новой религиозности», к которым автор отнесла религию Бахай и учение Рериха.

Диссертация написана в социологическом ключе на основе архивных и полевых материалов, полученных в Красноярском крае и Сибири. Автор приводит данные о социально-демографическом составе членов движений: от 50 до 90 процентов в них составляет молодежь до 30 лет, соответственно высшим образованием обладают до 40%, студентов - более половины5. Необходимо отметить, что собранные Л. Григорьевой данные реально относятся к трем организациям, послужившим ей примерами для анализа: Белому Братству Юсмалос, необуддистской организации «Карма кунзанг дорже линг» во главе с Оле Нидалом и учению Бахай. В качестве психологических причин популярности в современной России новых религиозных групп названы рост стрессообразующих факторов и синдром эмоционального голодания.

Д.Ю. Копысов, классифицируя выделенные им три направления нетрадиционных религий, утверждает, что все они возникли и стали распространяться в Западной Европе и США приблизительно в одно и то же время. По его мнению, в датировке начала распространения новых нетрадиционных религий (60-70-е гг. XX в.) сходится большинство отечественных и зарубежных учёных. Поднимая вопрос о стадиальности развития религиозности, автор предлагает два подхода к проблеме. В первом случае просто выделяется стадиальность развития исследуемого явления, при этом основным предметом изучения является вероучение, культовая практика и организационные формы религиозных движений. Второй подход заключается в рассмотрении общих тенденций развития нетрадиционной религиозности. При этом на первый план выходит рассмотрение зависимости распространения волны новой религиозности от социально-экономических, политических, идеологических и религиозных условий жизни6.

Рассматривая культовую и организационную составляющую нетрадиционных религий, автор исходит из новой религиозности, возникшей в недрах молодёжного движения протеста 60-70-х г.г. XX в. и делает определённый акцент на обрядность. Именно яркость и эмоциональность обрядов неоориенталистских культов в сопоставлении с однообразностью богослужения в католических и протестантских храмах послужили, по мнению автора, одной из причин популярности их в молодёжной среде. Д.Ю. Копысов считает, что к этому можно присовокупить и выстраивание новых, кажущихся позитивными, отношений. Это подтверждается тем, что в появляющихся новых религиозных течениях протеста того времени часто употреблялись в качестве названия термины «семейного смысла» («Семья любви», «Дети бога» Д. Берга) .

Автор в своём исследовании вывел три характерные черты нетрадиционных религий: 1 - особый тип организации; 2 - новые по отношению к традиционным религиям формы культа; 3 - мистическая основа, своеобразное отношение к науке, антропоцентризм (не всегда), претензии на избранность .

В 1994 г. вышла книга Б.З. Фаликова «Неоиндуизм и Западная культура», в которой восточные культы, находившиеся в тот период на пике своей активности в нашей стране, характеризуются как «одна из идеологий переходного времени, которые по видимости предлагают альтернативу отечественной реальности, но по сути позволяют сохранить психологические установки, которые так помогали существовать в социалистическом прошлом»9.

В 1996г. появилось одно из первых отечественных исследований по бахаизму А.В. Мартыненко «Бахаизм: философско-исторический анализ»10. Основная цель исследования определена автором как философско-исторический анализ бахаизма в свете проблематики «Запад-Восток». В соответствии с поставленной целью в работе были раскрыты причины возникновения и основные тенденции развития бахаизма; дана всесторонняя характеристика социально-философской и религиозной доктрины бахаизма, его идейных истоков, основных направлений деятельности международной базаистской общины; обосновано утверждение об объективно антитрадиционалистской сущности бахаизма, о его культурно-религиозном характере, доказано, что бахаизм есть прежде всего следствие аккультурационных процессов, связанных с экспансией Запада на мусульманский Восток.

Большой интерес для нас представляет работа М.П. Свищева «Миссионерская деятельность в контексте геополитики»11. В работе впервые рассмотрены проблемы миссионерской деятельности с применением геополитического аспекта, а так же проведён анализ содержания понятий, связанных с миссионерской деятельностью, дано определение понятий «геополитическое миссионерство» и «геомиссионерская парадигма». М.П. Свищев проанализировал стратегию и методы деятельности миссионерских организаций, показал политическую и экономическую обусловленность их практической деятельности. Исследованы современная религиозная ситуация в Хабаровском крае и динамика её изменения, раскрыты специфические особенности формирования религиозности края в связи с активной деятельностью зарубежных миссий. В работе М.П. Свищева рассмотрено современное миссионерское движение в ретроспективе. Сделанный автором анализ показывает, что мотивы означенного движения носят самый разнообразный характер: мотив обращения; эсхатологический мотив; мотив создания новых церквей, исходящий из необходимости объединения

12 верующих; филантропический . Не менее значимы в этой деятельности и так называемые эгоистические мотивы, например, стремление к власти. Здесь присутствуют также и распространение «высшей» культуры, и романтика, связанная с экзотическими поездками, а, кроме того, церковный прагматизм - стремление распространять собственное вероисповедание и церковные порядки на другие территории13. Беспристрастно и последовательно, приводя разнообразные примеры деятельности миссионеров, автор, в частности, развенчивает заявленные ими благотворительные цели, за которыми часто стоят корыстные интересы как отдельных людей, так и той или иной церкви. Следует отметить, что проделанная М.П. Свищевым работа сохраняет свою актуальность и на сегодняшний день.

Еще одним важным шагом в научном изучении явления нетрадиционной религиозности стала диссертационная работа Д.Н. Манченко «Религии «нового века» в контектсе постмодерна»14. Автор, отталкиваясь от мнения одного из ведущих исследователей нетрадиционных культов И.Я. Кантерова, который отмечает наметившийся у НДР «переход к компромиссным формам взаимоотношения с окружающей действительностью», высказывает следующее предположение: данная тенденция определяется не только процессами, происходящими в рамках самих НДР, но трансформацией современного культурного пространства, в результате которого явления, ещё несколько лет назад считающиеся нетрадиционными, необычными или опасными для общества, сегодня воспринимаются как привычные и легитимизированные общественными ценностями15.

В своей работе Д.Н Манченко приводит точки зрения большого количества российских и зарубежных религиоведов в отношении НДР по различным аспектам. Суммарная составляющая уже проведённых исследований приводит автора к выводу, что для определения специфики какого-либо НРД и его места среди массива традиционных и нетрадиционных религий, необходимо провести анализ содержательных элементов учения, культа и организации движения, относительно базовых характеристик современной культуры16. Это заключение может послужить единственным аргументом того, что новые религиозные движения являются новыми не только в хронологическом измерении, но также в аксиологическом, архитектоническом и содержательном плане.

В диссертационной работе В.А. Вовченко «Позиции в русской православной церкви по отношению к новым религиозным движениям:

17 история развития и современное состояние» автор отталкивается от того факта, что Русская Православная Церковь воспринимает себя единственным гарантом религиозной безопасности граждан России. Такая позиция РПЦ часто приводит к активным нападкам её сторонников на все неправославные религиозные движения под лозунгом борьбы с тоталитарными религиозными организациями. Усиление религиозной конфронтации на фоне имеющихся межэтнических и межнациональных проблем не способствует консолидации общества для решения животрепещущих экономических и политических задач. В связи с этим актуальной становится проблема объективного философско-религиоведческого анализа, наметившегося открытого религиозного противостояния между РПЦ и новыми религиозными движениями. Автор считает, что проведённое им исследование может рассматриваться как шаг на пути научного осмысления сложившихся в

России в конце XX в. отношений между Православной церковью и

18 религиозными новообразованиями .

Для достижения основной цели исследования - рассмотрение во всём многообразии отношения РПЦ к НРД с учётом исторического становления этих отношений - В.А. Вовченко выявляет исторические предпосылки противостояния между РПЦ и НРД; раскрывает динамику и особенности отношений РПЦ к религиозному поиску вне официальной церкви; осуществляет философский анализ аргументов, используемых защитниками православного вероучения в идейной полемике с НДР; раскрывает методологию и особенности критики представителями РПЦ учения и практики религиозных новообразований.

Диссертационная работа А.В. Крюкова «Религиозные секты на Кубани: становление, внутреннее развитие, взаимоотношения с государственными институтами (30-е гг. XIX в. - 1917 г.)»19 исследует проблему появления и дальнейшего распространения на Кубани НРД, т.е. «сектанства», по определению автора, в ретроспективе указанных хронологических рамок. Однако, определяя актуальность темы, А.В. Крюков исходит из злободневности проблемы, связанной с расширением деятельности «сравнительно небольших по числу приверженцев религиозных групп, которые в литературе и общественном сознании получили наименование сектантских. Эти группы ведут крайне интенсивную деятельность, особенно на местном уровне, и оказывают заметное влияние на идеологическую жизнь

20 л страны и ее регионов» . Автор указывает на несовершенство действующего федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», принятого в 1997 г., что приводит к невозможности разрешать ряд спорных ситуаций, возникающих вследствие «усиливающейся активности адептов различных направлений религиозного сектанства». А.В. Крюков характеризует кубанский регион как край, где пересекались разнообразные миграционные потоки, в силу чего «среди многочисленных местностей

2 j

России Кубань издавна занимала особое место» . Данное утверждение вне сомнения относится и к территории Северного Кавказа, геополитическая значимость которого для страны была крайне важна во все периоды развития России. Нашему исследованию близко также утверждение автора о том, что «большое научное значение имеет разработка теории религиозного сектанства, отвечающей современной ситуации, и поиск нового методологического подхода к изучению его истории, основание для которого может быть найдено лишь при произведённом на региональном уровне детальном исследовании, позволяющем максимально чётко выявить закономерности, которыми детерминированы особенности развития данного явления»22. Однако мы не согласны с термином «сектанство», используемым автором, в силу его жёсткой оценочной характеристики, тем более, что самоё понятие «секта» отсутствует в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Применяемая нами аббревиатура «НРД» взята на вооружение большинством учёных-религиоведов и социологов, которые определяют исследуемые религиозные движения как «новые» или «нетрадиционные».

Для нашего исследования представляют несомненный интерес работы, географическая составляющая которых включает в себя регион Северного Кавказа.

В диссертационной работе Н.Г. Айдемирова «Взаимоотношение

О о эстетической культуры народов Северного Кавказа и ислама»" , автор актуализирует проблему позитивного и негативного человеческого опыта в рамках культурного наследия народов Северного Кавказа, которое формировалось не без влияния ислама. Формирование эстетической культуры у народов Северного Кавказа проходило через многовековую борьбу за независимость, во взаимосвязи с различными формами сменяющих друг друга религий. Так проходило и формирование мировоззрения24. Автор подчёркивает, что всякая религия, в том числе и ислам, содержит много положительного, возвышенного, много общего имеется в источниках вероучения в Библии и Коране. При оценке ислама, его служителей и развития национальных традиций, как утверждает Н.Г. Айдемиров, необходимо подходить конкретно - исторически, избирательно. Исследования показывают, что ислам явился тем единственным социальным инструментом, который смог сохранить до наших дней многие положительные национальные традиции и обычаи, придав им религиозную окраску25.

В диссертационной работе Н.М. Емельяновой «Ислам как фактор формирования этнорелигиозной идентичноти у кабардинцев: история и современность»26 становление роль ислама у кабардинского населения прослеживается поступательно с древнейших времён до постсоветсткого периода. На фоне усиления позиций ислама в современной общественно-политической жизни, Н.М. Емельянова указывает на противоречивость имеющих место отдельных точек зрения в отношении оценки такой «исламизации». В работе представлены интересные факты времён Великой Отечественной войны, когда на территории Кабардино-Балкарии была развёрнута мощная немецкая пропаганда, нацеленная на объединение мусульман Северного Кавказа с целью создания горского легиона для борьбы

97 с советской властью . Автором проведено исследование воздействия исламской традиции на кабардинское общество на протяжённом историческом отрезке времени, что, по мнению Емельяновой, может способствовать научно-практическому анализу ситуации в современной Кабардино-Балкарии и перспектив её развития.

Диссертационная работа М.А. Шорова «Ислам на юге России:

28 геокультурологический аспект» представляет для нас интерес в первую очередь в связи с означенной территорией региона. М.А. Шоров указывает, что дифференциация отдельных территорий Юга России по факторам и интенсивности проявления «исламизации» актуализируют исследования ислама как географического явления на макро и мезо уровнях29.

В данной работе уточнено представление об исламе как особой геокультурной системе, проведена этапизация взаимодействия ислама и русской культуры, а также выявлены его геодинамика, особенности территориальной организации инфраструктуры ислама, установлены факторы влияния ислама на регионообразующие процессы. Рассматривая распространение и видоизменение ислама в контексте геополитики, экономики, истории, культуры, учитывая при этом этнодемографические факторы его распространения, М.А. Шоров проводит исследование в отношении отдельных северокавказских республик, в том числе и Кабардино-Балкарии.

Среди работ, имеющих отношение к нетрадиционным религиозным движениям, представляют интерес также следующие: М.А. Савинова «Кришнаизм и Вера бахай в полиэтническом регионе (сравнительно-исторический анализ)»; А.О. Букин «Творчество Н.К. Рериха в культурном взаимодействии России и Индии».; З.Х. Хайбулаев «Ваххабизм в исламе: истоки и современность».; А.А. Мантаев «Ваххабизм» и политическая ситуация в Дагестане»; Г.А. Кукушкина «Церковь Саентологии: основы вероучения, культовая и внекультовая практика (социально-философский анализ)»; Е.Б. Марин «Политика основных российских политических партий и движений в религиозной области (1992-2003 гг.); И.В. Шарыпова «Внекультовая деятельность новых религиозных движений (социально-философский анализ)»30.

Важным фактом, доказывающим масштабность изучаемого нами явления, стало издание Российской Академией Государственной службы специального словаря-справочника «Новые религиозные культы, движения и организации в России» (1998), а также несколько десятков статей, посвященных как новой религиозности вообще, так и отдельным движениям в больших этнографических справочниках: энциклопедии «Народы и религии мира» и словаря «Религии народов современной России»31. Данные издания содержат кроме фактической информации ряд интересных теоретических положений. В изданной ещё в 1985г. книге JT.H. Митрохина «Религии «Нового века» говорится, что число религий «Нового века» огромно. Автором уже тогда делается анализ и предлагается классификация религий и культов. Впоследствии выходят сборники в рамках учебных программ: «Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе», «Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии: Для высших учебных заведений»32.

Изданные в конце 1990-х гг. под редакцией Б.-Р. Логашовой в рамках реализации проекта Российского Гуманитарного Научного Фонда «Московский регион: этноконфессиональные проблемы» сборники «Народы и религии», «Этнос и религия», «Московский регион. Этноконфессиональная ситуация»33 содержат как проблемные статьи, так и исследования отдельных религиозных групп, основанные на собранном этнологами полевом материале. В сборниках были впервые опубликованы этнографические описания деятельности в Москве Общества Сознания Кришны (А.Н. Седловская, И.М. Семашко), Церкви веры полноевангельской - Церкви Христа (О. Карпович), Церкви Сайентологии (Г. Шлопак), Веры Бахай (Б.-Р. Логашова) и Всемирного Университета Брахма Кумарис (а.А. Ожиганова), а также Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов) (Т.Н. Кузнецова). Об уровне заинтересованности и понимания существующей проблемы по вопросу свободы вероисповедания в российском обществе говорит вышедший в 1998г. информационно-аналитический вестник представительства президента РФ в северокавказских республиках и Ставропольском крае «Опасные формы нетрадиционных религиозных движений. Северо-Кавказский регион»34.

Об актуальности изучения религий и различных религиозных объединений свидетельствуют вышедшие в последние годы учебные пособия: «Религиоведение» И.Н. Яблокова и «Религиоведение» под ред. М.М. Шахнович33. Религиозные движения всегда были предметом обсуждения и исследования со стороны представителей православной церкви: «Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру)»; А.И. Хвыля-Олинтер, С.А Лукьянов. «Опасные тоталитарные формы религиозных сект»; Дворкин A.JI. «Введение в сектоведение»; Осипов «Технологии обмана»36.

Многочисленные работы ведущих учёных-религиоведов Е.Г. Балагушкина, JI.H. Митрохина, И .Я. Кантерова Д.М. Угриновича и других, где затрагиваются те или иные стороны существования НДР в России, не только способствуют более глубокому пониманию проблемы, но также выводят сущность НДР в совокупности с изменениями в обществе на новый уровень типологии, рассматривая в этой связи сложившуюся в России ситуацию в различных аспектах, в том числе применительно к молодёжной среде и сфере свободы совести.

Таким образом, анализ существующей литературы позволяет нам сделать вывод о том, что нет специального исследования, посвящённого деятельности НРД на Северном Кавказе, в частности, в Кабардино-Балкарии.

Цель исследования определяется актуальностью темы и состоит в систематизации и анализе наработанного автором материала по НРД, причин их широкого распространения за рубежом и в России, в том числе в Кабардино-Балкарии, выявлении критериев деструктивности религиозных новообразований в контексте парадигмы национальных интересов, а именно: влияние НРД на молодёжную среду, опасность распространения учений НРД в образовательных и медицинских учреждениях, а также рассмотрение проблемы свободы совести под углом зрения государственно-правового регулирования отношений в религиозной сфере. Такой подход предопределил следующие задачи исследования:

- проанализировать историю формирования религиозных верований в Кабардино-Балкарии;

- раскрыть общие причины и закономерности появления НРД в Российском обществе, в частности, в Кабардино-Балкарии;

- выявить роль НРД применительно к системе образования и воспитания молодёжи;

- исследовать критерии деструктивности НРД и степень их угрозы безопасности общества;

- проанализировать международный опыт и отечественные подходы к проблеме государственно-правового регулирования отношений в религиозной сфере и обеспечения свободы совести.

Объектом изучения в настоящей работе избраны религии и культы, зародившиеся в США, которые уже действовали на территории Кабардино-Балкарии, начиная с середины прошлого столетия. Кроме того НРД, появившиеся в регионе за последние 15-20 лет. К первым мы отнесли «Церковь Свидетелей Иеговы», «Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня», которые являются нетрадиционными для региона в силу их «западной» исходности. Ко вторым «новым» и «нетрадиционным» - «Церковь саентологии», коммерческий культ «Гербалайф», которые были привнесены в Россию западной культурой в перестроечный период развития страны, а также «восточное» учение «Алля-Аят», последователи которого появились на территории КБР в последние несколько лет.

Предметом изучения диссертационной работы является деятельность НРД в Кабардино-Балкарии и их влияние на развитие современного общества.

Хронологические рамки работы охватывают период с середины 1980х гг. по настоящее время. Указанный временной отрезок определяется нами как наиболее значимый для понимания и изучения проблемы в проводимом исследовании ввиду коренной трансформации общественно-политической системы страны.

Методологической основой диссертационного исследования является комплексный подход к изучению причин появления и расширения деятельности НРД в современном обществе. В диссертации использованы научные принципы историзма, сравнительного анализа, необходимые при изучении религиозных движений как компонента современной социальной жизни и духовной культуры общества, а также методы религиоведения и социологии, позволяющие раскрыть социально-исторические предпосылки нетрадиционных религиозных движений.

Источниковая база диссертационного исследования состоит из архивных материалов, законодательных материалов, документов УФСБ России по КБР и Министерсва Юстиции России по КБР, материалах полевых и социологических исследований, проведённых среди представителей различных религиозных конфессий, материалах средств массовой информации, а также специальной литературой, выпускаемой непосредственно издательскими центрами исследуемых религиозных учений.

Использование архивных документов дало возможность исследовать поставленные в работе задачи в ретроспективе. Материалы с информацией, затрагивающей религиозную деятельность, начиная с первых годов существования Кабардино-Балкарии, представляют особенную ценность в силу подлинности отражённых в них фактов. Основной частью работы выступают архивные материалы Управления Центра Документации новейшей истории Архивной службы КБР (бывший партархив Кабардино-Балкарии). Особый интерес для раскрытия темы данного исследования представляют следующие фонды ЦГА КБР: Ф. 27. «Нальчикский РК КПСС», Ф. 1. «Кабардино-Балкарский республиканский Комитет Коммунистической партии РСФСР (РЕСКОМ КП РСФСР) г. Нальчик», Ф. 2. «Нальчикский Городской Комитет КПСС», Ф. 4. «Терский районный Комитет КПСС», Ф. 78. «Баксанский районный Комитет КПСС», Ф. 2221. «Прохладненский Городской Комитет КПСС», Ф. 11. «Майский районный Комитет КПСС». В фондах УЦДНИ АС КБР по теме диссертационного исследования нами были выявлены документы, отражающие взаимоотношения органов власти и нетрадиционных религиозных организаций («О религиозной обстановке в республике. Отчёт и справка» (Ф.1. Оп. 31. Д. 166); «Письмо СевероКавказского Крайкома ВКП(б) Обкому Партии по вопросу «Об антирелигиозной пропаганде» (Ф. 1. On. 1. Д. 53)), описание проводимых обрядов сектантами («О секте молокан в Тамбовском хуторе» (Ф. 1. On. 1. Д.

43); «О мерах по усилению агитационной работы в связи с деятельностью сект» (Ф. 1. On. 1. Д. 3032), «Информация председателя КГБ о действиях муссектантской группы «Тарикат» (Ф. 1. Оп. 2 Д. 848)), фамилии руководителей, количество участников («Информация о деятельности религиозных объединений и духовенства по КБАССР за 1960 г.» (Ф. 1. Оп. 2. Д. 1311), «Список служителей культов на 01.01.1961 г.»). В ретроспективном плане нами проанализированы по данным архивных документов рост численности НРД. Как правило партийные органы рассматривали деятельность нетрадиционных религиозных движений в рамках антирелигиозной пропаганды и в духе атеизма («Письмо секретаря Обкома ВКП(б) о принятии мер против «магов» (Ф. 4. On. 1 Д. 57), «О состоянии и мерах усиления атеистического воспитания и контроля о соблюдении закона «О культах» (Ф. 11. Оп. 13 Д. 7)). Особую группу документов составляют сообщения КГБ при Совете Министров КБАССР («Справка о деятельности сектантов-пятидесятниках. «Справка уполномоченного по делам религиозных культов о деятельности религиозных общин по КБАССР» (Ф. 1. Оп. 2. Д. 1311), «О мерах по ликвидации нарушений законодательства «О культах» (Ф. 2. On. 1 Д. 605)).

Важнейшими являются и законодательные источники, в которых решаются проблемы, связанные с различными аспектами религиозной сферы: закон РСФСР «О своде вероисповеданий» 1990 г., закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г. с учётом принятых в более поздние годы поправок, законы РФ «О статусе военнослужащих», «О социальной защите». Изменения в законодательстве свидетельствуют, в частности, не только о переменах, происходящих в религиозной жизни страны, но и, в связи с этим, об изменении политики государства по отношению к религиозным организациям.

Материалы средств массовой информации помогают актуализировать отдельные вопросы, касающиеся деятельности нетрадиционных религиозных движений как в формате страны, так и в Кабардино-Балкарии.

Источниковая база включает и электронные источники из сети Интернет, которые предоставляют информацию не опубликованную в печати, а также информацию о последних событиях в той или иной религиозной организации.

Специальная литература, выпускаемая издательскими центрами исследуемых религиозных движений содержит материал, благодаря которому диссертанту представилась возможность сделать собственный анализ не только отдельных положений рассматриваемых религиозных учений, но и глубже понять их концепцию в целом.

Проведение полевых и социологических исследований позволило определить степень неприятия, выраженную представителями православной церкви в КБР по отношению к нетрадиционным религиозным движениям, определить степень приверженности членов НРД своему религиозному движению, а также выявить отдельные факты нанесения ущерба гражданам КБР со стороны НРД.

Научная новизна и основные результаты состоят в следующем:

- впервые проведено исследование нетрадиционных религиозных движений на территории Кабардино-Балкарии;

- проанализировано влияние нетрадиционных религиозных движений на молодёжную среду, а также влияние НРД на систему образования;

- выявлено распространение НРД среди населения КБР, несущее потенциальную опасность для здоровья населения республики;

- обосновывается утверждение, что по модели и принципам взаимоотношений государства и религиозных организаций можно судить о степени свободы совести в обществе;

- сделан вывод о необходимости выработки чёткой информационной политики государства в отношениях с нетрадиционными религиозными движениями;

- обоснована необходимость определения в рамках законодательства таких понятий как деструктивный культ, деструктивная организация, и на основании этого определение легитимности той или иной религиозной организации.

Теоретическая значимость состоит в накоплении и систематизации материала по выбранной теме, восполнении существующего пробела по проблеме исследования:

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и выводы могут быть использованы:

- в научных исследованиях по широкому кругу проблем, касающихся новейшей истории КБР;

- в решении отдельных вопросов, касающихся свободы совести и вероисповеданий, в том числе в рамках законотворчества;

- в системе образования путём создания учебных материалов и методических пособий по гуманитарным дисциплинам. в системе здравоохранения в плане противодействия распространению не утверждённых министерством здравоохранения лечебных практик; •

Апробация работы. Освещение ряда проблем диссертации нашло свое отражение в научных докладах и выступлениях автора на различных конференциях и статьях. По теме исследования опубликовано 5 работ, последняя из которых - в реферируемом журнале: «О деятельности католических миссий и «Саентологической церкви» в КБР»// Сборник научных трудов молодых учёных. - Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2005; «Компания «Гербалайф» как деструктивный культ»// Вестник Каб.-Балк. гос. ун-та. Серия гуманитарные науки. - Вып. II. - Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2006; «О некоторых аспектах деятельности «Саентологической церкви» и опасности её распространения в Кабардино-Балкарии»// Исторический вестник ИГИ правительства КБР и КБНЦ РАН. Выпуск 4. - Нальчик, 2006; «Религиозная организация «Свидетели Иеговы» как тоталитарная секта»// Исторический вестник ИГИ правительства КБР и КБНЦ РАН. Выпуск 5. -Нальчик, 2007; «Становление и деятельность «Церкви саентологии» и расширение её практики на современном этапе»// Научные проблемы гуманитарных исследований. Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе. Выпуск 9 (2). - Пятигорск, 2009. Общий объём публикаций составляет . п.л.

Диссертация была обсуждена и выполнена на кафедре Отечественной истории Социально-гуманитарного института Кабардино-Балкарского государственного университета и рекомендована к защите.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, заключения, примечаний, списка источников и литературы, приложений.

Заключение диссертации по теме "Отечественная история", Макоева, Алла Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Северный Кавказ, являющийся важнейшей составляющей территории Российской Федерации, сконцентрировал в себе весь спектр противоречий и проблем, характерных для современной России, как доставшихся от советского прошлого, так и порожденных в постсоветский период.

С учетом существования внешних и внутренних вызовов в 1990-е годы в России довольно активно работало законотворчество, которое было необходимо в новых условиях развития государственности. При этом принимались основополагающие нормативно-правовые акты, которые были нацелены на совершенствование федеративных отношений, и кроме того способствовали трансляции национальной политики на правовую основу. На базе принятых положений осуществлялось регулирование процессами межнациональных и межконфессиональных отношений. Однако ситуация в Российской Федерации в настоящий период всё ещё далека от стабильной в сфере укрепления единства общностей, населяющих Россию.

В условиях постоянного развития конфессиональных структур российского многонационального сообщества, наличие межрелигиозных конфликтов является дестабилизирующим фактором и представляет серьезную угрозу безопасности личности, общества и государства. В этой связи становится актуальной проблема соотношения национальной и конфессиональной идентичности, взаимоотношения церкви и государства, положения в самой конфессии.

За период суверенного существования России на ее территории создана система институтов гражданского общества. Они явились основой для реализации такой кардинальной задачи как воспитание культуры межнационального общения, поддержания диалога между государством и конфессиями337. Если в 1997 - 1998 гг. на территории РФ, по данным Минюста России, работали по своим планам более 10 тыс. общественных объединений разного уровня, то к концу 2000-х гг. их уже стало 153 тыс., 500 местных региональных и областных автономий. К началу 2008 г., по данным

Минюста России, функционировали 139 тыс. различных общественных объединений. Параллельно с ними проводят работу и более 22 тыс. церковных общественных организаций. Их задачи, права и функциональные обязанности определены наряду с федеральными законами «О национально-культурной автономии» (1996 г.), «Об общественных объединениях» (1995, 1998 гг.), другими нормативно-правовыми актами, а также принятыми уставами и положениями.

В диссертационной работе автор уделила внимание религиозным протестантским движениям «западного толка», не признаваемым официальными мировыми конфессиями. Среди них: «Церковь Адвентистов Седьмого Дня», «Церковь Христиан веры евангельской», Союз христиан веры евангельской (пятидесятников), Союз евангельских христиан-баптистов, особенно акцентируя внимание на «Церковь Свидетелей Иеговы». Указанные церкви для территории КБР можно определить как нетрадиционные. В нашем исследовании сделан акцент на активизацию деятельности таких НРД на территории КБР.

Однако не менее значимыми в проводимом исследовании являются сравнительно новые религиозные движения, часто именуемые нетрадиционными вне зависимости от ареала их распространения.

НРД распространились в 60-е годы сначала в США, странах Западной Европы, а затем, к началу 90-х и в России. Эти годы характеризуются кризисом традиционных религий, прежде всего христианства. Разочарование в официальных ценностях потребительского, технократического общества, чувство одиночества, бесцельности жизни - всё это явилось фактором поиска новой системы ценностей, новой «науки жизни».

На основе проведенного анализа автор делает вывод о том, что сложность и деликатность проблемы НРД, как индикатора социальной зрелости общества, его демократичности, предполагает отказ от безоговорочного систематизирования неисследованных явлений. Правомерное преобладание в российском обществе обличительномиссионерского подхода к новым религиозным движениям не может служить единственным источником для государства, в выработке политики правового регулирования конфессиональных отношений в интересах одной религиозной группы, в ущерб другим.

Обосновывается утверждение, что по модели и принципам взаимоотношений государства и религиозных организаций можно судить о степени свободы совести в той или иной стране. Доказано, что государственно-правовое регулирование отношений в религиозной сфере имеет свои особенности и нуждается в постоянном совершенстве на основе учета паритета личных прав и свобод граждан и интересов общества. Вычленен ряд нерешенных проблем: отношение к НРД в историческом ключе, влияние НРД на молодёжную среду, условия становления и существования религиозных движений «западной исходности» в Кабардино-Балкарии, появление на территории республики НРД восточного происхождения Алля-Аят. Кроме того, указаны деструктивные составляющие рассмотренных нами НРД, влияющие не только на взаимоотношения личности и социума, на возможную финансовую зависимость, но и напрямую самым негативным образом воздействующими на психическое и физическое здоровье человека.

Сделан вывод о необходимости выработки четкой информационной политики государства в отношениях с религиозными движениями. Кроме того, автор считает необходимым определить в рамках законодательства такие понятия как деструктивный культ, деструктивная религиозная организация, и на основании этого запрещать или разрешать деятельность той или иной религиозной организации. Поскольку важную роль в обеспечении прав и свобод граждан должны играть правоохранительные органы, то только после указанных выше изменений в законодательстве для них будет чётко определено, какую именно деятельность религиозных объединений следует пресекать как опасную для общества и государства. При этом действия сотрудников правоохранительных органов должны в обязательном порядке соответствовать Конституции РФ о свободе совести и правах гражданина, соответствующим статьям УК РФ и закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Следует признать, что религиозный фактор стал неотъемлемой частью не только духовной, но и политической жизни современной России. На сегодняшний день уже не редкость, когда религиозные лозунги используют радикальные и экстремистские движения. Отсутствие внятной государственной идеологии и светской духовно-нравственной опоры имеют все предпосылки для трансформации недовольства, осознаваемого, либо не совсем осознаваемого массами, в радикальные движения под религиозными лозунгами. Религиозные организации и движения не могут проявляться и действовать иначе, как в конкретных социально-экономических и политических условиях. Религиозная альтернатива всегда базируется на духовном и материальном несовершенстве окружающего мира, нерешенности проблем общества и международных отношений, в первую очередь на неравноправном, несправедливом положении человека. В силу этого религия может быстро заполнять вакуум авторитета политических партий. Поэтому декларация «религиозного совершенства» в противовес несовершенству безбожного мира известна практически всем религиям. Однако религия, как и идеология, может мобилизовать массы населения, когда для этого созрели объективные и субъективные предпосылки. Одним из наиболее ярких примеров в подтверждение сказанному является сплочённость советского народа с первых дней Великой Отечественной войны, когда церковь и правительство объединились в борьбе с фашизмом.

В настоящее время можно утверждать о позитивных сдвигах в отношении к религии. Стремление обеспечить правовые гарантии деятельности религиозных организаций верующих, переход от конфронтации с ними к диалогу и сотрудничеству, реализация возможностей свободного научного исследования истории религий, их места и роли в культурно-историческом процессе и в современной жизни - всё это может и должно способствовать процессам консолидации в российском обществе. Кабардино-Балкария, в силу её исторического прошлого и исходя из современных реалий, являющаяся неотделимой и одной из самых ценных среди субъектов Российской Федерации, должна двигаться в сторону прогресса и созидания, создавая не только материальные блага, но и наращивая духовный потенциал всех слоёв общества.

Сегодня Северный Кавказ представляет собой часть общероссийского социально-политического пространства. Одновременно он является областью устойчивого взаимодействия разных этносов, культур и цивилизаций. С одной стороны, эти особенности объективно сформированы всем ходом предшествующей истории, с другой - они принципиально неустранимы и в дальнейшем будут сохранять свое доминирующее значение для народов региона и для России в целом.

Современная многоконфессиональная структура в России - результат исторически длительного и сложного процесса, который не завершен и сегодня. Однако религии, исторически присущие России, как никогда в прошлом, имеют необходимые условия не только для своего развития, но и взаимного сотрудничества. Знание их истории и особенностей будет способствовать налаживанию связей между ними и общественными, а также государственными институтами.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Макоева, Алла Александровна, 2010 год

1. источники11. Архивные документы11.1. Управление Центра Документации новейшей истории Архивнойслужбы Кабардино-Балкарской республики (УЦД НИ АС КБР)

2. Ф. 1. Кабардино-Балкарский республиканский Комитет Коммунистической Партии РСФСР (РЕСКОМ КП РСФСР) г. Нальчик.

3. On. 1 Том 1 - 1921-47 гг., Том 2 - 1948-52 гг. Д. 9 - «Об изъятии церковных ценностей».

4. Д. 14 — «О налоге на служителей религиозных культов», «О борьбе религии с коммунистами».

5. Д. 43 «О секте молокан в Тамбовском хуторе».

6. Д. 53 Письмо Северо-Кавказского Крайкома ВКП(б) Обкому Партии по вопросу «Об антирелигиозной пропаганде».

7. Д. 3032 «О мерах по усилению агитационной работы в связи с деятельностью сект».1. Оп. 2- 1953-1970 гг.

8. Д. 848 Информация председателя КГБ о действиях муссектантской группы «Тарикат».

9. Д. 1311 «Справка о деятельности сектантов-пятидесятниках».

10. Информация о деятельности религиозных объединений и духовенства по КБАССР за 1960 г.». «Список служителей культов на 01.01.1961 г.».

11. Справка уполномоченного по делам религиозных культов о деятельности религиозных общин по КБАССР». Д. 1053 «Сведения уполномоченного по делам религиозных культов. О состоянии деятельности культов в КБАССР»

12. Д. 1588 «Справка о состоянии и деятельности религиозных отделов по КБАССР».

13. Д.№ 1689 — «Информационный отчёт о состоянии и деятельности религиозных объединений».1. ОП. 4- 1971-1980 гг.

14. Д. 1531 «О создании при Обкоме Партии группы по исследованию идеологических проблем».1. Оп. 28- 1990 г.

15. Д. «Методическая разработка Обкома КПСС в помощь партактивуреспублики».1. Оп. 31 1933-1991 гг.

16. Д. 85 «Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. «Редигиозные культы в СССР», Справки ЦК КПСС».

17. Д. 166 «О религиозной обстановке в республике. Отчёт и справка».

18. Ф. 2. Нальчикский Городской Комитет КПСС. On. 1 1925-1977 гг.

19. Д. 605 «О мерах по ликвидации нарушений законодательства «О культах».

20. Ф. 4. Терский районный Комитет КПСС. On. 1 1935-36, 1943-77 гг.

21. Д. 57 «Письмо секретаря Обкома ВКП(б) о принятии мер против «магов».

22. Ф. 11. Майский районный Комитет КПСС. Оп. 13 1983 г.

23. Д. 7 «О состоянии и мерах усиления атеистического воспитания и контроля о соблюдении закона «О культах».

24. Ф. 27. Нальчикский РК КПСС. On. 1.- 1935-56 гг.

25. Д. 7 «О создании районного Союза безбожников».if

26. Ф. 78. Баксанский районный Комитет КПСС. Оп. 17- 1983 г.

27. Д. 7 «О мерах по идеологической изоляции части мусульманского духовенства».

28. Ф. 2221. Прохладненский Городской Комитет КПСС. Оп. 7- 1980 г.

29. Издания нетрадиционных религиозных движений13.1. « Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня» (адвентисты).

30. Сокрытое Сокровище» (газета) Минеральные Воды: Издатель СевероКавказское Объединение Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня. Издаётся с 2000 г.2008. (№ 10 (102). Май; 2008 № 14 (106). Июль; 2008. № 18 (110). Сентябрь;2009. № 16(132). Август.

31. Псынэ» (газета издаётся на каб. яз.). Нальчик: Полиграфкомбинат. 2007. № 2. Апрель.13.2. «Союз Духовных Общин Христа» (духоборы).

32. Искра» голос духоборцев (журнал). Издаётся Союзом Духовных Общин Христа с 1943 г. (6.11.2005. № 1976; 15.02.2006. № 1979; 02.04.2007. № 1993)13.3. «Свидетели Иеговы» (иеговисты).

33. Сторожевая Башня» / Printed in Germany, 2006. vol. 127, № 9, 1 мая. «Сторожевая Башня» / Printed in Germany, 2009. vol. 130, № 7, 1 апреля.

34. Время для истинной покорности богу. Издат-во Watch Tower Bible and Tract Society of New York, Inc. made in Germany, 1994.

35. Бодрствуйте» (журнал). Издательство: Watch Tower Bible and Tract Society of New York, Inc. Сделано в Испании. 2004.

36. Пробудитесь» (журнал). 2009. Январь.

37. Чему на самом деле учит библия? Издат-во Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania, made in Germany. 2005.13.4. «Церковь Христиан веры евангельской» (евангелисты).

38. Вестник Спасения» (журнал). The Messengtr of Salvation. № 2, 2005 97 New Street Queenstown S.A. 5014 Australia. № 3, 2006.

39. Забытый Алтарь» (газета). №6(91), 2006. Июнь. Издаётся с 1998 г.13.5. «Церковь саентологии» (саентологи). «International Scientology News». 2004. № 27. «International Scientology News». 2004. №30 «International Scientology News». 2005. №30

40. Хаббард JI. Рон. Из БОХС 22.06.1959 «Как «продавать Саентологию»// Гуманитарный Центр Хаббарда, 2003.

41. Хаббард JI. Рон. Самоанализ. New Era Publications International ApS Smedeland 20 2600 Glostrup, Denmark. 2007. 376c.

42. Хаббард JI. Рон. Саентология 8-8008. New Era Publications International ApS Smedeland 20 2600Glostrup, Denmark.2007. 399 c.

43. Хаббард JI. Рон. Дианетика: эволюция науки. New Era Publications International ApS Smedeland 20 2600 Glostrup, Denmark. 2007. 197 c.

44. Хаббард JI. Рон. Настольная книга для преклиров. New Era Publications International ApS Store Kongensgade 53 1264 Copenhagen. 2007. 407 c.

45. Хаббард JI. Рон. Проблемы работы. Саентология для рабочих будней. New Era Publications International ApS Store Kongensgade 53 1264 Copenhagen. 2007. 197 c.

46. Хаббард Л. Рон. Саентология: история человека. М.: Издательская группа «Ныо Эра»; а/я 947; Библиотека Л. Рона Хаббарда. 2007. - 231 с.

47. Хаббард Л. Рон. Создание человеческих способностей. New Era Publications International ApS Smedeland 20 2600 Glostrup, Denmark. 2007. 529 c.

48. MAC (международ, ассоциация саентологов) (журнал). «Impact». Выпуск 123 //www.iasmembership.org

49. Новости золотого века знания» (газета). Том III Выпуск II Bridge Publications, Inc. 5600 Е Olympic Blvd. Commerce, CA 90022 USA.

50. Advance» (журнал) 2005. № 156. С. 12, 19.13.6. Церковь Евангельских Христиан Баптистов (баптисты):

51. Наши Дни» (газета) //Печатный материал 2000г.// Р.О.В. 866 West Sacramento, CA 95605 USA, 2009. 26 декабря. Издаётся с 1966 г.

52. Сеятель Истины» (журнал). Slavic Missionary Publications. P.O. Box 103 Ashford, CT 06278-0103 USA. 2007. Издаётся с 1916 г.

53. Литература, изданная представителям Русской Православной церкви22.1. Баптисты как наиболее зловредная секта. /Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. По благословению Святейшего

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 410442