Нравственная философия П.Л. Лаврова: Этико-категориальный анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Шалашников, Геннадий Васильевич

  • Шалашников, Геннадий Васильевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Тула
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 177
Шалашников, Геннадий Васильевич. Нравственная философия П.Л. Лаврова: Этико-категориальный анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Тула. 2004. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шалашников, Геннадий Васильевич

Введение

1. Глава первая. Теория П. JI. Лаврова как философско-этический антропоцентризм.

§ 1 Социальные, антропологические и нравственные истоки теории П. JL

Лаврова

§2 Этика и филфия морального творчва в понимании П. JL Лаврова: Нравенное доиво лични как результат морального творчва и эволюции нравенного чува.:

2. Глава вторая: Этическая теория П. JI. Лаврова: анализ основных категорий.

§ 1 Проблема справедливости. Соотношение понятий справедливости и свободной воли в теории П. Л. Лаврова

§2. Понятие наслаждения, долга и нравственных обязанностей в нравенной филфии П. Л. Лаврова

§3. Нравственный поступок как деятельное противление: полемика П. Л.

Лаврова и Л.Н.Тоого

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственная философия П.Л. Лаврова: Этико-категориальный анализ»

Актуальность исследования.

Интерес исследователей к русской философии в конце XIX — начале XX века обусловлен объективными причинами: обращение к идейному наследию выдающихся русских мыслителей XIX века даёт возможность решения насущных проблем современности.

Особенность русской философской мысли заключалась в том, что нравственная проблематика занимала в ней главенствующее положение. С. Л. Франк, подчёркивая эту нравственную доминанту русской философской мысли, писал: «.при самом глубоком и тонком понимании этого «дела», именно как внутренней работы нравственного совершенствования, общие предпосылки умонастроения те же: дело остается именно «делом», т.е. по человеческому замыслу и человеческими силами осуществляемая планомерная мировая реформа, освобождающая мир от зла и тем осмысливающая жизнь»1. В то же самое время прослеживается прямая связь, между социальными и нравственными проблемами.

Россия начала XXI века не ушла от животрепещущих нравственных и социальных проблем: в связи со строительством в современной России гражданского общества, правового государства, процессами, в основе которых - коренная переоценка ценностей, которая невозможна без осознания значимости исторического прошлого. Именно поэтому, особую актуальность приобретает обращение к традициям русской нравственной философии, к многообразию теорий.

Творческое наследие П. JI. Лаврова имеет в этой связи важное значение: до настоящего момента, его этические идеи рассматривались не только отдельно от его философских и социологических концепций, но и в отрыве от этики русского революционного народничества в целом, нравственная философия же П. Л. Лаврова определялась лишь как некое метафизическое основание для его философского эволюционного учения

1 Франк С. Л. Смысл жизни. М., 1993 С.38 антропологизма. Вместе с тем этика П. JI. Лаврова представляет собой особую систему, построенную на философии позитивизма, теорию морали, ещё не до конца изученную и оцененную.

Этика П. JI. Лаврова приобретает особую актуальность в наш динамичный век, так как является этикой действия, как интеллектуального, так и практического, направленного на преобразование социальной реальности. Эту особенность подметил С. А. Левицкий, отмечая, высокий нравственный потенциал этической теории П. Л. Лаврова: «.человек имеет право на свой субъективный нравственный идеал, и что в своих действиях он нравственно обязан следовать этому идеалу» . Только в систематической работе над собой и на благо других, личность может приблизиться к нравственному идеалу, к его воплощению в реальность.

Этика П. Л. Лаврова уникальна тем, что обращена практически ко всем сферам человеческой жизни, к целостному процессу функционирования социума. Мыслитель даёт нравственную оценку политическим, социальным, экономическим, культурным аспектам жизни общества, выявляя корни противоречий, которые приводят к конфликтам, зачастую вооружённым. П. Л. Лавров полагает, что закономерности социальных явлений непосредственным образом связаны с уровнем нравственного развития общества. Показателями нравственного развития общества являются социальная справедливость и осознание моральной ответственности.

В нравственной философии П. Л. Лаврова основным носителем моральных ценностей выступает личность: от уровня нравственного развития личности зависит моральное состояние общества. Моральное здоровье общества связано с уровнем и состоянием развития нравственности отдельной личности. Личность своими мыслями и действиями должна обеспечить возможность нравственного развития всех без исключения, а это возможно, только при создании общества и государства, которое будет

2 Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. М., 1991 T.1, С. 188. основано на справедливом общежитии. Для этого она должна постоянно трудиться, совершать нравственные поступки, быть морально ответственной ^ за свои деяния. П. JI. Лавров разработал целую систему нравственной ответственности в справедливом обществе. В этом заключено большое гуманистическое и воспитательное значение теории П. Л. Лаврова.

Система соотношения целей и средств в достижении идеалов справедливого общежития имеет немаловажное значение и для современных социальных отношений, зачастую основанных на неравном взаимодействии целей и средств, рождающих уродливые, порой жестокие и бесчеловечные отношения между людьми. Именно на деформированной идеологии цели и ♦ средств формируется идеология безграничной власти, переходящей в террор.

Для теории П. Л. Лаврова идеал нравственного общежития - в особой социальной революции, которая связана с нравственным преобразованием личности. Именно поэтому вопрос соотношения целей и средств считается первостепенным для строительства справедливого общества. Социальная революция по Лаврову — это радикальное изменение нравственных акцентов в обществе в сознании людей, вследствие естественного стремления, к справедливости и моральному развитию. Отсюда категорическое отрицание использования насильственных средств в революции: радикальные ^ социальные изменения не могут иметь нравственно положительных результатов, если будут использованы насильственные безнравственные средства, следовательно, личность не будет подвержена положительному нравственному изменению. Социальная революция, таким образом, теряет свои изначальные цели - нравственное преображение общества на основах справедливости и равенства.

Степень научной разработанности проблемы.

До сих пор этическое учение П. Л. Лаврова рассматривалось, как составная часть этического наследия деятелей русского революционного народничества. П. Л. Лавров объявлялся идеологом народнического движения.

Изучение и оценка трудов П. Л. Лаврова началось ещё при его жизни. Русские религиозные философы, такие как В. В. Зеньковский, Н. О. Лосский, С. Н. Булгаков, Г. Г. Шлет, С. А. Левицкий, Н. А. Бердяев С. Л. Франк, признавали обоснованным методологический подход П. Л. Лаврова к исследованию морали, однако подвергали жёсткой критике её революционную направленность и позитивистскую методологию3.

Русские религиозные философы считали, что теория П. Л. Лаврова, носит атеистический, позитивистский характер. В тоже время, выделяется этическая составляющая антропологизма П. Л. Лаврова, который рассматривается как сочетание автономного этицизма и догматической замкнутости научным детерминизмом. В целом считается, что антропологизм не является этическим учением в чистом виде, и относится к теории социальной эволюции, нежели моральное учение. Это подчеркивали в своих работах С. А. Левицкий, и В. В. Зеньковский.4

В трудах по исследованию русской философии теорию П. Л. Лаврова в основном относят к философскому направлению позитивизма (Н. О. Лосский, Г. Г. Шпет)5, хотя, например В. В. Зеньковский считает П. Л. Лаврова «полупозитивистом»6 и называет его учение этическим имманентизмом, подчеркивая важное место этики в исследованиях П. Л. Лаврова7.

В дальнейшем, многие исследователи философского учения П. Л. Лаврова и его этической составляющей также выделяли особое своеобразное понимание П. Л. Лавровым истории человеческой цивилизации, через развитие нравственности в сознании личности. Такими исследователями

3 См.: Зеньковский В. В. История русской философии. М., 1992 Т.1, ч.2; Франк С. Л. Этика нигилизма. М., 1991; Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество.// Соч. в 4-х т.М., 1993; Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. М., 1991 Т.1, с. 188; Лосский Н. О. История русской философии. М.,1991; Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. М., 1989.

4 См. :Зеньковский В. В. История русской философии. М., 1992 T.1, ч.2 С. 196, Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. М., 1991 Т.1, С. 188

5 См. Лосский Н. О. История русской философии. М.,1991 С.133; Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. М., 1989, С. 124.

Зеньковский В. В. История русской философии. М., 1992 Т.1, ч.2 С. 158

7 Зеньковский В. В. в своём труде «История русской философии» показал, что антропологизм П. Л. Лаврова носит в первую очередь этическую направленность. См. Зеньковский В В. История русской философии. М., 1992 T.1, ч.2 С. 194-196 были JI. В. Кржевицкий, X. Раппопорт, А. К. Потресов, Н. И. Кареев, М. И. Туган-Барановский, Р. В. Иванов-Разумник, Э. JI. Радлов, П. В. Мокиевский, К. Л. Гизетти, А. Н. Фаресов и т. д.8 Называя П. JI. Лаврова преемником великих русских революционных демократов, А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, Н. Г. Чернышевского, они также подчёркивали важность и научную значимость его этики, считая, что этика П. Л. Лаврова представляет собой развёрнутое теоретическое учение и этим отличается от других философских систем русских революционеров-демократов. В своих работах X. Раппопорт, Н. И. Кареев, М. И. Туган-Барановский, подчёркивали, тесную связь этики и социальной философии9.

Большой интерес представляют исследования трудов П. Л. Лаврова, М. А. Бакунина, П. Н. Ткачёва, Г. В. Плеханова, М. Ф. Фроленко, О. В. Аптекмана10. Высоко оценивая учение П. Л. Лаврова в целом, они положительно отмечали научно проработанное теоретическое обоснование им революционной деятельности. Определённый вклад внёс в изучении творчества П. Л. Лаврова и его бывший соратник Л. В. Тихомиров, который признал ошибочность и бесперспективность революционной борьбы и покинул ряды революционных народников11.

Соратники П. Л. Лаврова по революционной борьбе в целом давали ему высокую оценку, как теоретику революционного движения в России, хотя не всегда соглашались с его методами. Особенное внимание уделялось философским аспектам революционной борьбы в теории П. Л. Лаврова,

8 См. Кареев Н. И. Теория личности ПЛЛаврова. СПб., 1907; Потресов А. К. Этюды о русской интеллигенции. СПб., 1906; Кржевицкий Л. В. Этика в её историческом развитии. СПб 1907; Раппопорт X. Социальная философия Петра Лаврова СПб., 1906; Туган-Барановский М. И. Интеллигенция и социапизм//Сб. Интеллигенция в России. СПб.,1910; Фаресов A. H. Семидесятники. Очерки умственных и политических движений в России. СПб., 1905; Гизетти А. А. Лавров и Вл.Соловьёв Л Сб. статей. «П. Л. Лавров»Пт. 1920; Радлов Э. Л. Очерк по истории русской философии.// Сб. статей. «П. Л. Лавров»Пт. 1920; Мокиевский П. В. П. Л. Лавров как философ.// Сб. статей. «П. Л. Лавров» Пт. 1920;

9 См. Кареев Н. И. Теория личности ПЛ. Лаврова. СПб., 1907; Раппопорт X. Социальная философия Петра Лаврова СПб., 1906; Туган-Барановский М. И. Интеллигенция и социализм//Сб. Интеллигенция в России. СПб.,1910.

10 См. Бакунин М. А. Анархия и порядок. М. 2001; Фроленко М. Ф. Записки семидесятника. М., 1927; Аптекман О. С. Общество «Земля и воля» по личным воспоминаниям. М., 1907;Плеханов Г. В. к вопросу о развитии монистического взгляда на историю.//Избранные философские произведения. Т. 2. М. 1958; Ткачёв П. Н. Что такое партия прогресса.// Избр. произведения. T.l М., 1933. См. Тихомиров Л, В. Почему я перестал быть революционером. М., 1896; Тихомиров Л. В. Начала и концы. Либералы и террористы.// Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты) М., 1995 С. 195 которые признавались достаточно верными, отчасти вследствие того, что до П. Л. Лаврова, научно обоснованной теоретической базы для революционной деятельности никто из деятелей русского революционного движения предложить не мог, ограничивая себя абстрактными, поверхностными рассуждениями.

После Октябрьской революции, в советское время, революционному движению русского народничества было посвящено много научных работ. Первый период издания таких трудов, посвященных как Лаврову, так и другим деятелям народничества относится к 20-м - 40-м годам прошлого столетия. Это труды И. С. Книжника-Ветрова, Б. К. Камкова, А. К. Туна, Л. К. Шмуйловича и ряд других работ12. В этих исследованиях раскрываются различные аспекты философского наследия П. Л. Лаврова, в том числе и делались попытки анализа его нравственной философии. В этой связи подчёркивался позитивистский и утилитарный характер нравственной философии П. Л. Лаврова.

Пик изучения творческого наследия П. Л. Лаврова относится к 60-м — 70-м гг. XX столетия. Это было обусловлено массовым изучением развития марксистского учения в России, а также интересом к личностям идеологов народничества как предшественников марксистско-ленинской теории. К этому периоду относятся работы В. А. Волгина, В. П. Малинина, К. Н. Бочкарёва, Н. С. Федоркина, М. Ф. Карначёва, И. Я Щипанова, А. Н. Маслина, Н. Ф. Уткиной, Б. П. Козьмина, А. И Володина, И. К. Пантина, А. Ф. Шишкина, Е. Р. Теряева, М.Н. Рябцевой.13 В этих исследованиях труды П.

12 См.: Книжник-Ветров И. С. П. Л. Лавров. М., 1930; Камков Б. Историко-философские взгляды П. Л. Лаврова Петроград 1917; Тун А. К. История революционных движений в России. Пт.: Госиздат, 1920; Покровский М. Н. Очерки по истории революционного движения в России XIX-XX веков. М., 1927; Л. К. Шмуйлович. Философские взгляды П. Л. Лаврова Л., 1941

13 См. Малинин В. А. История русского утопического социализма. М., 1991; Малинин В. А. Философия революционного народничества. М., 1972; Малинин В. А., Сидоров М. И. Предшественники научного социализма в России. М., 1963; Маслин А. Н. Материализм и революционно-демократическая идеология в России в 60-х годах XIX века. М., 1960; Матковская И. Я. Проблемы развития прогрессивных этических мыслей в России. Домарксистский период. М., 1990; Дружинин Н. М Революционное движение в России XIX века. Избр. труды, М., 1985.; Карначев М. Ф. Очерки истории революционно-демократического движения в России (60-е - нач. 80х rr.XIX в.). Воронеж, 1985.; Теряев Е. Р. Философия русских революционных демократов. М., 1967; Шишкин А. Ф. Из истории этических учений. М., 1959; Федоркин Н. С. Утопический социализм идеологов революционного народничества. М., 1984; Щипанов И. Я. Философия

JI. Лаврова оценивались как довольно прогрессивные для своего времени, хотя и не дошедшие по своему уровню до диалектического материализма К. Маркса. Для советских исследователей, таких как: А. И. Димиденко, Б. А. Волгин, В. П. Малинин, К. Н. Бочкарёв, Н. С. Федоркин, М., И. Я Щипанов, Б. П. Козьмин, А. Ф. Шишкин, Е. Р. Теряев14 и др., представлял несомненный интерес генезис и эволюция взглядов П. Л. Лаврова, которые, по их мнению, в итоге должны были привести к пониманию и принятию им марксистского учения как истинного. Однако, к их сожалению, этого не произошло, хотя П. Л. Лавров был один из пионеров изучения творчества К. Маркса, первым переводчиком его трудов на русский язык.

В этот период времени появляются также публикации, которые посвящены этике П. Л. Лаврова, комплексному исследованию его нравственной философии. Наиболее характерна в этом плане работа М. Н. Рябцевой.15 В этой работе этика П. Л. Лаврова определяется как этика революционной борьбы, подчёркивается её революционный характер, однако в этой работе отсутствует категориальный и аксиологический анализ его этической системы. Кроме того, были исследованы антропологический и психолого-личностный аспекты нравственной философии П. Л. Лаврова.

В последние годы, после некоторого перерыва, связанного со сменой политического и экономического строя, в России, начинает возрождаться интерес к этическому наследию представителей русского народничества. и социология русского народничества. М., 1980; Рябцева М. Н. Этика революционной борьбы в творчестве П. Л. Лаврова.// Очерки истории русской этической мысли. М., 1976; Володин А. И. Начало социалистической мысли в России. М., 1966; Итенберг Б. С. П. Л. Лавров в русском революционном движении. М, 1988; Володин А. И., Итенберг Б. С. Лавров. М., 1981; Бочкарёв Н. И. Революционная демократия и марксизм: история, методология исследования и современность. М., 1989. Пантин. И. К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке. М.,1973; Богатов В. В. Философия П. Л. Лаврова. М., 1972;

14 Наиболее характерен такой подход для таких исследований, как : Демиденко А. И. П. Л. Лавров. М., 1969; Рудницкая Е. Л. Русская революционная мысль. М., 1984; Тхоржевский С. С. Испытание воли. Повесть о Петре Лаврове. М., 1985; Галактионов А. А. Ннкандров П. Ф. Русская философия XI-XIX вв. Л., Наука 1970; Козьмин. Б. П. Из истории революционной мысли в России. М., 1967; Володин А. И., Итенберг Б. С. Лавров. М., 1981; Бочкарёв Н. И. Революционная демократия и марксизм: история, методология исследования и современность. М., 1989; Итенберг Б. С. П. Л. Лавров в русском революционном движении. М, 1988; Богатов В. В. Философия П. Л. Лаврова. М., 1972; Пантин И. К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке. М., 1973;

15 См.Рябцева М. Н. Этика революционной борьбы в творчестве П. Л. Лаврова.// Очерки истории русской этической мысли. М., 1976 s

Этот процесс закономерен, ибо нравственная философия русского революционного народничества, является неотъемлемой частью русского философского и культурного наследия. Это работы известных отечественных специалистов в области этики, которые посвящены анализу отдельных аспектов, а именно проблемы целей и средств, соотношения морали и насилия в этике русского революционного народничества. Это работы А. А. Гусейнова, Р. Г. Апресяна, Е. И. Дубко, Г. Иррлитца, О. Г. Дробницкого, В. Н. Назарова, Е. Д. Мелешко и т. д16. Это фундаментальные исследования в области теории морали отечественных ученых, в которых рассматривалась структура морали, законы ее функционирования, сущность основных этических категорий и другие проблемы, имеющие непосредственное отношение к предмету исследования.

В современных учебных пособиях по этике анализу этического учения известного идеолога народничества уделяется особое место в разделах по русской этике XIX века. Однако это не даёт возможность проанализировать подробным образом вопросы, связанные с различными сторонами этики П. Л. Лаврова, её отличительными особенностями и гуманистической направленностью.17

Нравственная философия П. Л. Лаврова представляет собой многогранное и многоаспектное учение, которое отличается от других этических концепций того времени. Но, несмотря на вышесказанное, ни одной специальной научной работы на эту тему до сих пор не появилось, и предлагаемая диссертация призвана восполнить этот пробел.

Цели и задачи исследования.

Целью данной работы является целостный анализ и реконструкция

16 См. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., 1995; Гусейнов А. А. Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987; Мелешко Е. Д. Философия непротивления Л. Н. Толстого: Систематическое учение и духовный опыт.- Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н Толстого, 1999; Назаров В. Н. Моральный метод в социологии: социальный морализм народничестваУ/История этических учений. Под ред. А. А. Гусейнова. M.: Гардарики, 2003; Р. Г. Апресян. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. M.: Институт философии, 1996. Дробницкий О.Г. Моральная философия. M.: Гардарики, 2003.

17 См. Назаров В. Н. Моральный метод в социологии: социальный морализм народничества.//История этических учений. Под ред. А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2004; Нигилизм.//Этика. Энциклопедический словарь. M.: Гардарики, 2001. нравственной философии П. J1. Лаврова в рамках русской этической традиции, рассмотрение учения П. Л. Лаврова, как этической системы категорий и принципов, определение его нравственной философии как этического антропоцентризма.

Реализация указанной цели потребовала постановки и решения ряда исследовательских задач:

1. Определение понятия этического антропоцентризма П. Л. Лаврова, как стержня его этической концепции определение его места и роли в философско-этическом учении П. Л. Лаврова.

2. Выявление идейно-теоретических истоков нравственной философии П. Л. Лаврова, её места в духовной культуре России конца XIX века и значения для современности.

3. Анализ нравственного обоснования революционной борьбы П. Л. Лаврова в контексте исторического опыта России в конце XIX - XX века.

4. Исследование основных категорий этического учения П. Л. Лаврова таких как достоинство личности, нравственное наслаждение, справедливость и свобода воли, моральный долг и нравственный поступок в соответствии с закономерностями становления морали, её генезиса и развития.

5. Раскрытие значения морали для гармоничного социального развития личности.

6. Определение самобытности и уникальности этического учения Лаврова, его гуманистической направленности, и внутренней целостности, завершённой идейной направленности.

Теоретические источники исследования — оригинальные труды П. Л. Лаврова, изданные в разное время, в которых раскрыта сущность концепции антропологизма, как теории эволюции человечества, дано его этическое обоснование которое, в свою очередь и является нравственной философией П. Л. Лаврова. Это, и наиболее известные работы, такие, как «Очерки вопросов практической философии», «Исторические письма», «Современные учения о нравственности и их история», «Опыт истории мысли», и сравнительно мало исследованные произведения, такие, как «Социально-революционная и буржуазная нравственность», «Старые вопросы. Учение

1Я графа Толстого» и др .

Методологическая основа исследования.

Теоретической базой исследования являются философско-этические разработки отечественных и зарубежных авторов. Были использованы работы по общей теории морали А.А. Гусейнова, Р. Г. Апресяна, О.Г. Дробницкого, Е.Л. Дубко19, и др. Разработанное ими в целом представление о сущности, специфике и функциях морали, дают принципиальную возможность постановки проблемы этического антропоцентризма как теоретически значимой в рамках отечественной философско-этической школы. Большое значение для данной проблемы имеет разработка в отечественной философии системного подхода к морали.

В диссертационном исследовании использовались следующие конкретные методы: метод сравнительно-исторического анализа этических концепций; метод объективного целостного философского анализа, обуславливающий углубление сущностного понимания феномена этического антропоцентризма; культурологический подход, позволяющий выявить ценностное содержание этического учения П. Л. Лаврова, обосновать место его этического учения в системе культурных ценностей; хронологический

18 См. Лавров П. Л. Философия и социология. В двух томах. М., 1965; Лавров П. Л. Собрание сочинений в восьми томах Пг. 1917; Лавров П. Л. Собрание сочинений в восьми томах. М., 1934; Лавров П. Л. Народники- пропагандисты 70-х годов. СПб, 1895; Лавров П. Л. О религии. Сборник статей М., «Мысль». 1989; Лавров П. Л. Современные учения о нравственности и efi история. СПб., 1903/1904; Лавров П. Л. Опыт истории мысли. СПб., 1875

19 См. Гусейнов А. А. Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987; История этических учений. Под ред. А. А. Гусейнова. М., 2003.; Апресян Р. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М.: Институт философии, 1996.; Дробницкий О. Г. Моральная философия. М.: Гардарики, 2003. метод, позволяющий проследить, как формировалось нравственная философия П. Л. Лаврова. Большое значение имел метод системного категориального анализа, позволяющий рассмотреть теорию П. Л. Лаврова, как систему взаимообусловленных этических категорий и метод схематичного построения взаимообусловленности в системе этических категорий в учении П. Л. Лаврова.

Научная новизна и ценность исследования.

Научная новизна диссертации состоит в определении этического антропоцентризма как основного системообразующего принципа теории П. Л. Лаврова. В диссертационном исследовании подчёркивается, что этический антропоцентризм представляет собой в учении П. Л. Лаврова результат нравственного, исторического, культурного и духовного развития человечества.

Этический антропоцентризм рассматривается как основание нравственной системы П. Л. Лаврова, определяющий её целостный характер. Выделение этического антропоцентризма, как основополагающего принципа целостного этического учения П. Л. Лаврова позволило проделать категориальный анализ, выделив такие моральные категории как: достоинство личности, нравственное наслаждение, справедливость, свобода личности и воли, моральный долг, нравственный поступок. Принципиальное значение имеет рассмотрение этической и политической составляющей нравственной философии П. Л. Лаврова, определив её как теорию революционного действия, что дало возможность выделить характерные особенности российской ментальности.

В диссертационном исследовании делается попытка показать, что антропологическая этика П. Л. Лаврова несет в себе позитивный потенциал, представляя собой этический синтез социально-исторических и естественнонаучных идей является важной частью этической науки, способствующий обогащению представлений и сущности морали. Новизной исследования является рассмотрение категории справедливости в понимании

П. Л. Лаврова, как особой интегрального понятия, соединяющей этическое и политическое измерение жизни человеческого общества.

Диссертация представляет собой опыт придания понятию «этический антропоцентризм» статуса этической системы. Этическое учение П. Л. Лаврова - это синтез понятий, состоящий из взаимосвязанных элементов. Основой этики П. Л. Лаврова является построение системы взаимообусловленных этических категорий, которые необходимы человеку для его деятельности по созданию справедливого и гуманного общества. Высшей ценностью провозглашается сам человек и его возможность свободно развиваться.

Главной особенностью этического антропоцентризма П. Л. Лаврова, принципиально отличающей его от других течений, является то, что сама нравственность выступает в качестве некого абсолюта, который заключает и обуславливает все аспекты жизни и деятельности человека, не имеющей, по мнению П. Л. Лаврова, религиозно-метафизического основания.

Исходя из данной концепции мы выносим на защиту следующие положения и выводы:

1. Определение места нравственной философии П. Л. Лаврова в русской философии XIX века, в связи с чем революционная этика П. Л. Лаврова, определяется как этический антропоцентризм, в рамках теории нравственной эволюции человечества.

2. Рассмотрение истоков и эволюции нравственного чувства, значения морального творчества личности в интерпретации П. Л. Лаврова.

3. Значение моральных категорий достоинства личности, нравственного наслаждения, справедливости, рассмотрение проблемы соотношения свободы личности и свободной воли в этическом учении П. Л. Лаврова, их взаимосвязь с теорией нравственного прогресса.

4. Определение нравственного поступка как «деятельного» противления злому в противовес «деятельному неделанию» JI.H.

Толстого.

Научно-практическое значение исследования.

Работа имеет не только теоретико-методологический, но и практический характер. Этический антропоцентизм представляет собой многогранный феномен, затрагивающий многие стороны общественной и политической жизни. Выявление его сущности, характера и закономерностей развития позволяет выйти на новый уровень социальной деятельности и широко применять их в целях социальной диагностики, корректировки социального развития в период становления гражданского общества. Это необходимо для повышения эффективности реформ, которые идут в государстве, усиления их нравственного значения. Особую ценность приобретает диссертационная работа для осмысления истории русской этической мысли. Изучение наследия русской философии чрезвычайно актуально: оно способствует духовному возрождению, пробуждению высоких моральных качеств. Выводы данной работы также могут использоваться в педагогике и психологии, социальном управлении, характеризующихся специфическими особенностями, обуславливающие становление позитивных ценностных систем, способствующих преодолению размывания устойчивых моральных ценностей и предупреждении девиантного поведения.

Апробация работы.

Основные результаты и частные положения изложены в опубликованных статьях, тезисах, докладывались на ежегодных конференциях, проводимых в Тульском Государственном педагогическом университете им. JL Н. Толстого, Тульском Государственном университете, ежегодных международных Хомяковских чтениях, научных семинарах для профессорско-преподавательского состава Тульского Государственного педагогического университета им. JL Н. Толстого. Отдельные положения диссертации активно использованы в спецкурсах по этике, философии, истории этики, истории философии, в Тульском Государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого. Работа выполнена на кафедре философии и культурологии Тульского Государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Шалашников, Геннадий Васильевич

Заключение

Этическое учение П. JI. Лаврова представляется особым самобытным феноменом в рамках истории русской этической мысли. Опираясь на методологию позитивизма, этика П. Л. Лаврова, тем не менее, несёт в себе новое, до того времени не сформулированное таким образом понимание нравственности. Она отвечала запросам того времени и послужила могучим толчком в сознании русской разночинной интеллигенции, для формирования революционного мировоззрения. В тоже время революционность этики П. Л. Лаврова не противоречит её внутреннему гуманистическому содержанию. Мыслитель в целом рассматривал этику в качестве некой особой разновидности человеческой мысли, которая прошла непростой путь своего становления, прежде чем оформилась в качестве некой теории, и руководства к действию.

Для П. Л. Лаврова область нравственности является не только не присущей человеку изначально, но, согласно положениям его этики далеко не все личности способны выработать и вырабатывают в себе нравственные побуждения, путем воплощения в реальность посредством мыслей и поступков возникших нравственных чувств. Лавров, говоря о возможностях нравственного развития каждого человека, сравнивает его возможности в этом плане к возможностям выработать научное мышление. Одна личность способна этого добиться, другая не способна. Нравственность у П. Л. Лаврова имеет прикладной характер, повседневно значимый и применимый в жизни каждого человека. Она носит онтологический характер, но воплощается в человеке, только после того, когда человек сам прикладывает усилия к её действенному развитию в сознании.

Нравственное чувство неизбежно возникает в процессе эволюции у всех людей, в результате насущной деятельности, направленной на удовлетворение насущных потребностей и подсознательному, данному природой, стремлению к наслаждению. П. Л. Лавров говорит о наслаждении, как об особом эмоциональном состоянии, когда человек не просто получает физическое удовольствие, а когда он получает удовольствие внутреннее, эмоциональное. Стремление к наслаждению присуще человеку изначально, но это стремление имеет иной внутренний побудительный механизм для действия, нежели у животных. Человек не может получить истинное наслаждение путём удовлетворения только инстинктивных, физических потребностей. В числе различных наслаждений, развитый человек, в своей деятельности, в своём творчестве, постепенно вырабатывает главное наслаждение - наслаждение нравственной жизнью и ставит это наслаждение на высшую ступень в иерархии наслаждений. Таким образом, П. JI. Лавров большое значение придает психологическим особенностям внутреннего мира человеками делает акцент на то, что природа нравственности в своей сути лежит внутри человеческого сознания, и только от самого человека зависит насколько нравственно развитым он может стать.

Большинство личностей, по мнению П. Л. Лаврова: «останавливаются в развитии на расчете пользы»301. Расчёт пользы представляет собой нравственное устремление, но в промежуточной, достаточно примитивной форме. Он способен раскрыть лишь первоначальную сторону нравственной жизни. Нравственная жизнь начинается в личности, сначала в простой элементарной форме, которая включает в себя:

1. выработкой представления о личном достоинстве,

2. стремлением воплотить в жизнь, в поступки это представление, которое в дальнейшем становится основой его внутреннего нравственного идеала.

Нравственная жизнь, по мнению П. Л. Лаврова, может «получить прочное основание, когда человек сознает, что процессу этой жизни присуще постоянное развитие», внутреннее совершенствование. Личность постепенно осознаёт и сознательно начинает вырабатывать в себе способность наслаждаться собственным развитием и потребность развиваться далее, не останавливаться на достигнутом. Осознание человеком необходимости постоянного стремления к развитию, и его конкретные действия в этом направлении изучены и заключены Лавровым в теорию нравственного прогресса, которая занимает важное место в его этическом учении.

Главным инструментом, с помощью которого возможно осуществление нравственного прогресса, является критика. Подвергая критике свои мысли и поступки человек способен оценить существующее в них нравственное содержание. Он также должен подвергать критике, обычаи и ценности, которые беззаговорочно признаются в обществе, чтобы также выяснить их действительный нравственный смысл. В самой сущности процесса нравственного прогресса, по мнению П. Л. Лаврова, заложена нераздельная связь с процессом критики. Нравственный аффект по теории П. Л. Лаврова, является единственным аффектом, допускающим и непременно требующим критику. Это положение дает для торжества нравственности рядом с субъективным признаком необходимость выработать, развивать и осуществить в жизни убеждение.

Убеждение, это не что иное, как проверенный критикой образ нравственного идеала, и проанализированная возможность его практического воплощения. Это внутренняя готовность воплотить этот идеал в любой момент. Это уверенность в его правильности и глубоком нравственном значении, как для собственного развития, так и для развития всех. Первый объективный признак нравственного убеждения заключается в том, что оно не может отрицать критику, быть независимым от неё. Вторым объективным признаком нравственного убеждения является то, что, по словам П. Л. Лаврова, зависит «уже от того антропологического условия, что человек не может жить вне общества, и потому его нравственность не может быть исключительно личной». Убеждения должны содержать нравственное начало, которое применимо не только для собственного нравственного прогресса, но и которое пригодно для нравственного прогресса общества, которое способно «допускать и требовать укрепления и расширения общественной солидарности». Отсюда признание за другими личностями человеческого достоинства и требование поступать с ними сообразно их достоинству, т. е. требование справедливости как формулирующее и исчерпывающее объективный признак общественной нравственности.

П. Л. Лавров в своём учении выделяет в качестве основных понятия нравственного чувства, достоинства, нравственного наслаждения, развития критического мышления. Основными этическими категориями следует считать категории нравственного наслаждения, справедливости, нравственного долга и нравственного поступка. П. Л. Лавров утверждает, что, для развитого человека «они так же определенны и осязательны, как понятия геометрии, все же остальные правила нравственной казуистики или морали не имеют ничего прочного, но обусловливаются своим отношением при данных обстоятельствах к этим основным понятиям» .

П. Л. Лавров выстраивает особое соотношение для своей антропологической этики и утилитаризма. Он его устанавливает следующим образом: вследствие того, что большинство личностей не доходит до степени нравственного развития и остается на ступени расчета своей пользы, поэтому утилитаризм, может нести моральное развитие, так как он изначально присутствует в основе антропологической этики, но более прост для восприятия. Утилитарная аргументация, которая в большинстве случаев совпадает в выводах с тем, что Лавров признаёт антропологической этикой, гораздо чаще, по его мнению, может быть применена для «формирования нравственных убеждений, мыслей и поступков, чем аргументация научной этики, годная лишь для людей уже развитых»303.

Однако Лавров отмечает, что все утилитаристы, допускающие оценку пользы не только количественную, но и качественную стоят уже более или менее сознательно на почве антропологической этики. Качественная оценка пользы, это степень того насколько польза для личности может быть востребована как польза общественная. Кроме того, П. JI. Лавров устанавливет соотношение между тем, насколько могут быть опровданы средства, путём которых достигается цель. Например требование справедливости на практике должно осуществлению справедлививого общественного строя общества, а это в итоге приводит к борьбе, относительно которой «.справедливость указывает лишь необходимость борьбы, а не формы ее, то при определении этих форм борьбы в частности утилитаризм является едва ли не единственным руководящим приемом для развитого человека». В этом случае имеет место быть принцип наибольшей пользы при наименьшем вреде для всех окружающих. На этой основе и должен проводиться моральный выбор.

Теперь необходимо в нескольких словах указать главные характерные особенности антропологической этики П. Л. Лаврова. Его этика носит черты гедонизма, так как точкой своего отправления она имеет удовольствие, стремление личности к наслаждению и счастье, которые личность находить в своем прогрессивном нравственном развитии. В то же время это мораль несколько идеалистическая, так как должна в сознании человека подчинять удовольствие материальное, т. е. грубое, высшему наслаждению, борьбе за идеал.

Мораль П. Л. Лаврова личностно ориентирована, поскольку за точку своего отправления она берет индивидуума, его потребности и его стремления; но она социальна по средствам своего осуществления и особенно потому, что П. Л. Лавров принимает во внимание только индивида, живущего и действующего в обществе, при помощи общества и в своих же собственных интересах для общества.

Этика П. Л. Лаврова в своей сути носит революционный характер. Это заключено в двух основных причинах: во первых она заставляет не довольствуется тем, чтобы именем своих принципов судить только индивида, но она судит и само общество. Она анализирует существующий социальный строй, признает его имморальным потому, что он не соответствует, прошедшим проверку критикой, прогрессивным убеждениям, нравственному идеалу, ставшему долженствованием, идеалу прогрессивного и универсального развития, и провозглашает как обязанность, борьбу с ним. Этика П. JI. Лаврова требует радикального изменения существующей социальной системы, не удовлетворяясь частичными реформами; что характеризует всякую революционную систему. Она революционна также и потому, что проповедует, необходимость бороться с социальной несправедливостью силою, но только в неизбежном, крайнем случае.

Несмотря на это, следует признать, что этическое учение Лаврова имеет изначально гуманную направленность потому, что она имеет только одну цель, а именно положить конец бесчисленным страданиям живущего на Земле человечества. Страдания, которые причинила бы самая жестокая борьба против существующего общества, по мысли философа, незначительны по сравнению со страданиями, которые несет человечество в настоящем. Утверждения не бесспорные, но в учении П. Л. Лаврова они вполне обоснованы.

Мораль русского революционного мыслителя-моралиста научна и рационалистична. П. Л. Лавров не устанавливаем никаких неопровержимых догм и постулатов, он основывается исключительно на фактах, доступных, по его мнению, проверке. Он провозглашает человека и судьей и господином своих действий. Он не призывает приносить жертв какому бы то ни было божеству, как это делает всякая религиозная мораль, которая, как он считает, принижает этим самым человеческое достоинство, но не призывает тот час взять всё и низвергнуть. Философ считает, что всякая мораль опираясь на религию, становится глубоко имморальной, в том случае, если мораль по своему содержанию более полезна в нравственном плане для человека и общества, нежели любая религия, с её, не признающими никакой маломальской критики, догматами. Человек морально действует только, если он действует во имя торжества порядка и всеобщей справедливости и солидарности.

Человеческое достоинство, личное достоинство — это для П. JI. Лаврова факт, реальности которого нельзя отрицать. Если любая мораль, и индивидуальная и социальная, может быть выведена из этого принципа, который обладает неоспоримой важностью, то критика в состоянии придерживаться только одной точки зрения—точки зрения знания. Важны знания о нравственности и знания во имя нравственности.

Значение этического учения П. Л. Лаврова для развития русской и мировой этической мысли трудно переоценить. Самобытность, и в тоже время опора на методологию, известных философских направлений делает щ мораль П. Л. Лаврова достаточно универсальной. Эта мораль внесла новое понимание человека, нравственности и общества, поэтому её и приняли для этического обоснования своих действий русские революционеры-народники. Но, несмотря на свою революционность, этическое учение П. Л. Лаврова гуманистично, глубоко морально, в целом носит созидательный для сознания человека характер, что призвано было показать наше исследование.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шалашников, Геннадий Васильевич, 2004 год

1. Азнауров А.А. Этика великих русских революционных демократов. М., 1.60.- 243с.

2. Антонов В.Ф. Революционное творчество П.Л. Лаврова. Саратов, 1984.- 265с.

3. Аптекман О.С. Общество «Земля и воля» по личным воспоминаниям. М., 1907.- 108с.

4. Бакунин М. А. Анархия и порядок. М., 2001.- 704с.

5. Бакунин М.А. Избранные сочинения. Т. 3. М., 1967.- 575с.

6. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства // Антология мировой философии в 4-х томах. Т. 3. М., 1971.- 564с.

7. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1993.- 354с.

8. Богатое В.В. Философия П.Л. Лаврова. М., 1972.- 278с.

9. Богучаровский В.Я. Из истории политической борьбы 70х-80х годов XIX в. М., 1912.- 132с.

10. Бочкарёв Н.И. Революционная демократия и марксизм: история, методология исследования и современность. М., 1989.- 408с.

11. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество.// Соч. в 4-х т. М., 1993.

12. Володин А.И., Итенберг Б.С. Лавров. М., 1981.- 265с.

13. Володин А.И. Начало социалистической мысли в России. М., 1966.-435с.

14. Волгин В.П. Статьи и выступления. М., 1979.- 321с.

15. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Идеологи русского народничества. Л., 1966.- 598с.

16. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX вв. Л., Наука 1970. 649с.

17. Гижицкий П. Основы морали. Одесса, 1895.- 143с.

18. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.-321с.

19. Гусейнов А.А. Краткая история этики. М., 1987.-527с.

20. Демиденко А.И. П.Л. Лавров. М., 1969.- 265с.

21. Джафарли Т.М. Из истории домарксистской этической мысли. Тбилиси, 1970.-310с.

22. Дж. Ролз. Теория справедливости. Новосибирск, 1993.- 154с.

23. Дружинин Н.М. Революционное движение в России XIX века. Избранные труды, М., 1985.- 376с.

24. Зеньковский В.В. История русской философии. М., 1992. Т.1, ч.2.

25. Иванов-Разумник Р.В. (Иванов Р.В.) История русской общественной мысли: В 2 т. СПб., 1914.- 176с.

26. Из истории революционного движения в России XIX-XX веков.//Сборник статей. М., 1958.- 654с.

27. История философии в СССР. В 3 т. М, Наука 1968.

28. История этических учений. // Под ред. А. А. Гусейнова. М., 2003. -885с.

29. ИтенбергБ.С. Движение революционного народничества. М, 1965.

30. Итенберг Б.С. П.Л. Лавров в русском революционном движении. М, 1988.

31. Казаков А.П. Теория прогресса в русской социологии кон. XIX века. Л., 1979.

32. Камков Б. Историко-философские взгляды П. Л. Лаврова. Петроград, 1917, 45с.

33. Кареев Н.И. Теория личности ПЛЛаврова. СПб., 1907.

34. Карначев М.Ф. Очерки истории революционно-демократического движения в России (60-е н. 80х rr.XIX в.). Воронеж, 1985.

35. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. М., 1972.

36. Книжник-Ветров И.С. П.Л. Лавров. М., 1930.

37. Козьмин Б.П. Из истории революционной мысли в России. М., 1967.

38. Конт О. Курс положительной философии. В 2 т., СПб., 1899-1900.

39. Кржевицкий Л.В. Этика в её историческом развитии. СПб., 1907.

40. Кропоткин П.А. Хлеб и воля. М., 1990.

41. Кропоткин П.А. Этика М., 1991.

42. Кульчицкий А.Р. История русского революционного движения. В 2 т. СПб., 1908.

43. Лавров П.Л Важнейшие моменты в истории мысли. М., 1903.

44. Лавров П.Л Народники- пропагандисты 70-х годов. СПб, 1895. 345с.

45. Лавров П.Л Опыт истории мысли. СПб., 1875- 132с.

46. Лавров П.Л О религии. Сборник статей М., «Мысль». 1989. 375с.

47. Лавров П.Л.//С6. статей. Петроград., 1920. 564с.

48. Лавров П.Л Собрание сочинений в восьми томах Пг. 1917

49. Лавров П.Л Собрание сочинений в восьми томах. М., 1934.

50. Лавров П.Л Современные учения о нравственности и её история. СПб.,1903/1904.

51. Лавров П.Л. Философия и социология. В двух томах. М., 1965.

52. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли. М., 1991.-411с.

53. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М., 1970.

54. Лосский Н.О. История русской философии. М.,1991.- 453с.

55. Малинин В.А. История русского утопического социализма. М., 1991.-354с.

56. Малинин В.А. Философия революционного народничества. М., 1972.-315с.

57. Малинин В.А., Сидоров М.И. Предшественники научного социализма в России. М., 1963.- 198с.

58. Маслин А.Н. Материализм и революционно-демократическая идеология в России в 60-х годах XIX века. М., I960.- 297с.

59. Матковская И.Я. Проблемы развития прогрессивных этических мыслей в России. Домарксистский период. М., 1990.- 275с.

60. Мелентьев Ю.С. Революционная мысль России и Запада. М., 1966.-312с.

61. Мелешко Е. Д. Философия непротивления Л. Н. Толстого: Систематическое учение и духовный опыт.- Тула: Изд-во 'II НУ им. Л. Н Толстого, 1999.- 269с.

62. Милль Д.С. Утилитаризм. О свободе. СПб., 1882.- 132с.

63. Милль Д.С. Опост Конт и позитивизм. СПб., 1897.- 213с.

64. Николин И.Т. Что такое нравственность. Сергиев Посад, 1912.- 87с.

65. Общественное движение в пореформенной России.//Сб. статей. М., 1965.- 342с.

66. От 70-х к 90-м. //Сб. статей. СПб., 1907.- 216с.

67. Очерки истории русской этической мысли. М., 1976. 587с.

68. Очерки истории этики. М., 1969.- 409с.

69. Пантин И.К. Материалистическое воззрение и теория познания русских революционных демократов. М., 1961.

70. Пантин И.К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке. М.,1973.- 432с.

71. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. В 5 т. М., 1958.

72. Покровский М.Н. Очерки по истории революционного движения в России XIX-XX веков. М., 1927.- 217с.

73. Потресов А.К. Этюды о русской интеллигенции. СПб., 1906- 107с.

74. Раппопорт X. Социальная философия Петра Лаврова СПб., 1906.- 97с.

75. Рациональное и эмоциональное в морали. М., МГУ. 1983. — 267с.

76. Русская философия второй половины XIX века. Хрестоматия в 2-х частях. Урал, 1991.- 321с.

77. Рудницкая Е.Л. Русская революционная мысль. М., 1984.- 205с.

78. Рябцева М.Н. Этика революционной борьбы в творчестве П.Л. Лаврова.// Очерки истории русской этической мысли. М., 1976.

79. Современная буржуазная философия/ Под ред. А. С. Богомолова. М., 1978.-582с.

80. Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, «Ника-центр», 1997,-312с.

81. Спенсер Г. Сочинения. Основы этики. СПб., 1899.- 254с.

82. Страда В.П. Гуманизм и терроризм в русском революционном движении// Вопросы философии. 1996, №6.

83. Теряев E.P. Философия русских революционных демократов. М., 1967.-344с.

84. Тихомиров JI.B. Начала и концы. Либералы и террористы.// Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты) М., 1995.

85. Тихомиров Л.В. Почему я перестал быть революционером. М., 1896.-65с.

86. Ткаченко П.С. Учащаяся молодежь в революционном движении 60х-70х годов XIX в. М., 1968. 553с.

87. Ткачёв П.Н. Избранные произведения. Т. 1-4 М., 1961.

88. Толстой Л. Н. Путь жизни. М., 1993.

89. Толстой Л. Н. Исповедь. // Полн. собр. соч. Т. 23. М., 1993.

90. Туган-Барановский М.И. Интеллигенция и социализм//Сб. Интеллигенция в России. СПб., 1910.- 150с.

91. Тун А.К. История революционных движений в России. Пт., Госиздат, 1920.- 205с.

92. Тхоржевский С.С. Испытание воли. Повесть о Петре Лаврове. М., 1985.- 204с.

93. Фаресов А.Н. Семидесятники. Очерки умственных и политических движений в России. СПб., 1905. -104с.

94. Федоркин Н.С. Утопический социализм идеологов революционного народничества. М., 1984.- 204с.

95. Фёдоров А.В. Общественно-политическое в русской армии 40 — 7 Ох годов XIX века. М., 1958.- 264с.

96. Франк С.Л. Этика нигилизма. М., 1991.-432с.

97. Фроленко М.Ф. Записки семидесятника. М., 1927.- 301с.

98. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т. 4. М., 1948.

99. Шелгунов Н.В. Новые ответы на старые вопросы. СПб., 1868.- 152с.

100. Шестов Л.И. Избранные произведения. М., 1992.- 297с.

101. Шишкин А.Ф. Из истории этических учений. М., 1959. —320с.

102. Шкуринов П.С. Позитивизм в России XIX века. М, 1984.- 401с.

103. Шмуйлович Л.К. Философские взгляды П. Л. Лаврова Л., 1941.-265с.

104. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. М., 1989.-328с.

105. Щипанов И.Я. Философия и социология русского народничества. М., 1980.- 279с.

106. Этика: новые старые проблемы.// Сборник статей. М., 1999.-307с.

107. Литература на иностранных языках.

108. Hare R. Portraits of Russians: Personalities between

109. Reform and Revolution. L., 1959;

110. Ventury F. Roots of revolution. L., 1960;

111. Scanlan J.P. Peter Lavrov: An Intellectual Biography // Lavrov P.L.

112. Historical Letters. Berkeley and Los Angeles, 1967;

113. Pomper Ph. Peter Lavrov and the Russian Revolutionary Movement. Chicago, L., 1972.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.