Нравственная культура в аксиологическом пространстве современной школы тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.02, кандидат педагогических наук Полякова, Галина Борисовна

Диссертация и автореферат на тему «Нравственная культура в аксиологическом пространстве современной школы». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 245911
Год: 
2004
Автор научной работы: 
Полякова, Галина Борисовна
Ученая cтепень: 
кандидат педагогических наук
Место защиты диссертации: 
Санкт-Петербург
Код cпециальности ВАК: 
13.00.02
Специальность: 
Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Количество cтраниц: 
152

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Полякова, Галина Борисовна

Введение

Глава I

Школа как «клетка культурогенеза»

1.1.Культура школы

A. Понятие «культура школы» 10 Б. Дифференциация культурного пространства школы

B. Смысловые поля культурного пространства школы

1.2.Аксиологическое пространство школы

Глава II

Понятие о нравственной культуре

2.1 .Нравственная культура как форма бытования культуры

A. Постановка проблемы 58 Б. Морфология нравственной культуры

B. Экстракультурологический анализ нравственной культуры 86 2.2.Современные подходы к нравственному воспитанию

2.3 Этос ученого заведения

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Нравственная культура в аксиологическом пространстве современной школы"

Обращение к нравственной проблематике имеет два уровня детерминации. Первый обусловлен периодом пост-кризиса российского общества: современная наука (в том числе и педагогическая) находится в состоянии рефлексии относительно разновекторных ценностных доминант социокультурной реальности, поиска новых теоретических моделей жизненного мира.

Глубинный уровень вопроса напоминает, что этическое - категория всевременная, ибо «там, где рядом с человеком появляется другой человек, возникают проблемы соотнесения их интересов и сопряжения различных внутренних миров, не похожих и противоречивых».1 Таким образом, нравственная культура отражает многовековую практику регулирования межсубъектных отношений.

Школа в этой связи находится в сложной ситуации выбора между сущим и должным. Сциентистская направленность в образовании привела к его обезличиванию. Акцентирование педагогической политики на отдельных дисциплинах (гуманитарного, культурологического цикла), частных методиках (ценностного воспитания, личностного ориентирования и проч.) сглаживает, но, в конечном счете, не разрешает задачу по гуманизации учебного пространства, по взращиванию человеческого в человеке.

Сегодня образованию необходим, на наш взгляд, теоретический «взгляд сверху» на основания его жизнедеятельности. Перспективный ход видится в осмыслении образования как неотъемлемого элемента культуры, как части большого целого. Именно культурологический подход - теория среднего уровня - позволяет объединить теоретическую рефлексию и эмпирику, рассмотреть явление целостно, отказаться от линейных, однозначных характеристик, найти новые смыслы традиционных понятий

1 Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. - М., 2000. С.9. педагогики, открыть её «второе дыхание», актуализировать роль субъекта в культурном пространстве.

Решение проблемы нравственных отношений в школе, таким образом, перетекает в культурологическую плоскость. Это даёт возможность прояснить архитектонику нравственной культуры как культурной формы, осмыслить законы её функционирования в целостном аксиокультурном континууме учебного заведения.

Степень разработанности проблемы.

Исследование строилось в русле культурологии образования. Школа предстает клеткой целостного культурного пространства, формирование и развитие которой происходит по общим культурным законам. Основополагающими в этом ключе стали работы Н.Б. Крыловой, Е.А. Александровой, Г.Д. Дмитриева, Н.Е. Щурковой.

Методология исследования культуры была почерпнута из трудов культурфилософов: М.С. Кагана, А.С. Кармина, Э.С. Маркаряна, А.Я. Флиера, Н.З Чавчавадзе.

Проблема соотношения этики и культуры прежде всего была освещена в трудах А.Швейцер, позже развита в исследованиях В.П. Тугаринова, Н.З. Чавчавадзе, Н.В. Голик, А.Е. Зимбули.

Основополагающее значение имели исследования по теории ценности в различных областях социального и гуманитарного знания (М. Вебер, В. Виндельбанд, Г.П. Выжлецов, Н. Гартман, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, Н.О. Лосский, JI.A Микешина, Г. Риккерт, Н.З. Чавчавадзе, В.П. Тугаринов и др.).

Рассмотрение мира ценности как саморазвивающейся системы было осуществлено в философии и культурологии М.С. Каганом, в социологии -И.А.Суриной.

Ценность в образовании и воспитании стала предметом исследования таких учёных как Б.П. Битинас, М.В. Богуславский, Б.С. Гершунский, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, В.А. Мосолов,Н.Д.

Никандров, В.А. Сластенин, З.И. Равкин, Т.В. Цырлина, Г.И. Чижакова и др.

Разработка понятия «нравственная культура» отразилось в этико-культурологической рефлексии следующих ученых: Е.М. Бабосова, В.А.Бачинина, В.А. Блюмкина, Л.Б. Волченко, А.А. Гусейнова, В.Иванова, Р.Жибайтиса, В.Жямайтиса, М.С. Кагана, А.С. Кармина, Ю.С. Согомонова, К.Стокшуса и др.

Педагогические исследования, углублённо анализирующие многообразные аспекты нравственного воспитания, позволили вычленить устойчивую тенденцию к системному осмыслению процесса нравственного воспитания и развития личности школьника. Она нашла отражение в работах О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, В.Б. Ежеленко, И.А. Каирова, Е.С.Протанской, Л.И.Рувинский, А.И. Шемшуриной, Н.Е. Щурковой. B.C. Ханчина, И.Ф. Харламова, В.В Янушкявичуса и др.

Проблема среды учебного заведения поднималась в работах - Ю.С. Мануйлова, JI.C. Выгодского, В.В. Зеньковского. Теория оптимизации социально -психологического климата коллектива была разработана Б.Д. Парыгиным, в образовании - Н.И.Шевандриным, М.Д.Матюшкиной. Понятие «этос» было введено Платоном, Аристотелем, в методологии нового и новейшего времени отражено в трудах М.Вебера, М. Оссовской, В.И. Бакштановским, Ю.С. Согомоновым.

Методология выявления ценностных ориентаций и диагностики нравственного развития была почерпнута в исследованиях Т.П. Грибоедовой, А.И. Шемшуриной, Л. Колберг, Д. Леонтьева, К.А.Шварцмана, М.Рокича, Е.Ильина, И.Б. Дермановой, В.Ядова, А. Собкина, И.А.Суриной.

Объектом исследования явилось аксиологическое (аксиокультурное) пространство школы.

Предметом исследования стала нравственная культура как явление школьной жизни.

Цель исследования состояла в разработке теоретической модели бытования нравственной культуры как ценностной составляющей культуры школы.

Задачи исследования обусловлены разрешением следующих проблемных блоков:

- рассмотрение школы как культурного института;

- адаптация применения понятия «аксиологическое пространство» в педагогической практике;

- анализ понятия «нравственная культура» с точки зрения его культурного наполнения;

- выявление уровневого бытования нравственной культуры как ценности жизненного мира школы;

Методологическая основа и методы исследования. Методологической базой исследования послужили системный, праксиологический, аксиологический, семиотический, герменевтический, сравнительно-типологический методы, а также метод анализа и синтеза.

Научная новизна исследования. В работе впервые рассмотрена аксиосфера школы и её деятельность с позиций философии культуры, теории культуры во взаимодополнительности с педагогической наукой. Работа выполнена в русле инновационной методологии - культурологии образования.

Гипотеза. Нравственная культура является неотъемлемой ценностной составляющей архитектоники культуры школы. Её основное назначение сосредоточено в теоретической, прогнозирующей (проективной), мобилизующей, внушающей, воспитательной функциях. Особое место занимает интегративная функция нравственной культуры, играющая роль сплачивающего начала на уровне коллективного субъекта (детско-взрослого сообщества) и «цементирующего» - на уровне нравственного становления индивидуального субъекта (личности).

Основные положения, выносимые на защиту:

Рассмотрение учебного заведения с точки зрения его культуры позволяет выявить место школьной культуры в пространственно-временном континууме мегакультуры, соотнести задачи, стоящие перед системой образования, с общей культурной традицией, раскрыть механизмы культуротворчества, рассмотреть культурное содержание школы в его полисубкультурной представленности, формирующей неповторимый облик культурной идентичности каждого члена детско-взрослого сообщества.

1. Культурный облик конкретного учебного заведения напрямую зависит от ценностных предпочтений его субъекта (коллективного или индивида). Понятие «аксиологическое пространство школы даёт возможность:

• проследить функционирование ценности на разных уровнях школьной культуры: и как идеал в основании педагогической цели, и как компонент среды учебного заведения;

• раскрыть механизмы её внутренней и внешней детерминации.

2. Аксиокультурологический подход к содержанию жизнедеятельности учебного заведения актуализирует проблему его гуманизации, истинной гармонизации межличностных и личностно-коллективных отношений, выступающих скрепами, сплачивающим началом школьного пространства. Это обстоятельство заставляет рассмотреть нравственную культуру как форму культуры школы и ценностную её составляющую.

3. Нравственная культура выступает как форма культуры, «ответственная» за осознание опыта созидания и совершенствования социума, за содержание морального проекта человеческой деятельности, за сплачивание общества вокруг нравственных идеалов и норм, за формирование стремления эти нормы, идеалы и ценности воплощать в жизнь, за воодушевление на свершение конкретных нравственных поступков. 4. Архитектоника нравственной культуры изоморфна строению мегакультуры, и потому в ней нашли отражение все три вида модальности: и человеческая, и предметная (духовная, художественная, материальная), и процессуально-деятельностная, проявляемая в процессах распредмечивания (нравственное воспитание) и опредмечивание (этос школы).

Теоретическая значимость работы заключается в определении теоретических позиций, связанных с пониманием школы как феномена культуры, в комплексном рассмотрении аксиологического пространства учебного заведения, его этоса, построении модели бытования нравственной культуры как ценностной составляющей школьной культуры.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования модели аксиокультурного пространства школы для проектирования и выстраивания жизнедеятельности конкретного учебного заведения, в выработке собственного «культурного почерка». Материалы исследования могут быть использованы при разработке курсов по культурологии образования, практической культурологии, практической деонтологии.

Апробация исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в выступлениях в виде докладов и сообщений на международных и российских конференциях: «Проблемы современного культурологического образования» (Курск, КГПИ, 14-15 сентября 2000 г.); «VI Некрасовские педагогические чтения: Воспитание вчера, сегодня завтра» (СПб., Некрасовский пед. колледж, январь 2003), «Ребёнок в современном мире. Культура и детство» (СПб., апрель 2003 г.), «Ребёнок в современном мире. Государство и дети» (СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 21-23 апреля 2004 г.), «XVIII Фетовские чтения: Афанасий Фет и русская литература (Курск, КГУ, 29 сентября - 1 октября 2004 г.), «Духовно-нравственные ценности российской государственности и культуры» (Тихвин, правительство Ленинградской обл., 6-8 октября 2004 г.), «V Покровские педагогические чтения: Духовно-нравственная культура православия как основа здорового общества» (СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 11-14 октября 2004 г.), «Философия человека. Современная культура. Общественные коммуникации» (СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 23-24 ноября 2004 г.), «Образование и тайна. Прометей и Гермес: две стратегии» (СПб., СПбГУ, 24 ноября 2004 г.)

Диссертация была обсуждена: на заседании кафедры художественной культуры РГПУ им. А.И. Герцена, на заседании теоретического аспирантского семинара кафедры художественной культуры.

Заключение диссертации по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)", Полякова, Галина Борисовна

Выводы 2-ой главы:

В своем широком понимании нравственная культура выступает как форма культуры, «ответственная» за осознание опыта созидания и совершенствования социума, за содержание морального проекта человеческой деятельности, за сплачивание общества вокруг нравственных идеалов и норм, за формирование стремления эти нормы, идеалы и ценности воплощать в жизни, за воодушевление на свершение конкретных нравственных поступков.

Более узкое понимание нравственной культуры выступает показателем уровня нравственного развития, идет ли речь о той или иной социальной системе, социальной группе или отдельной личности.

Архитектоника нравственной культуры в пространстве жизненного мира учебного заведения преломляется в способах её распредмечивания (современные подходы к нравственному воспитанию школьников), и опредмечивания (этос учебного заведения).

Проблема интериоризации ребёнком элементов нравственной жизни видится сегодня либо через развитие этического сознания ребёнка, научения навыкам саморефлекии относительно собственных действий и поступков, либо через формирование ценностного отношения к окружающей действительности, перевода во внутренний план ребенка субъективных значимых отношений, либо через приобщение ребёнка к вековой традиции, воплощающей в себе непреходящий образ нравственного идеала.

Современные педагогические тенденции говорят о том, что процесс воспитания личности ребёнка полностью не укладывается в классно-урочную систему, существенное значение имеет окружающая ребёнка среда. Этот аспект актуализирует проблему построения нравственно-ориентированного микроклимата учебного заведения, его этоса, который предстаёт как своего рода опредмечивание моральных знаний, идеалов, норм и ценностей, усвоенных и присвоенных детьми и взрослыми в каждодневной практике совершаемых деяний.

Таким образом, нравственное воспитание как целенаправленное педагогическое воздействие на личность ребёнка и этос учебного заведения как влияние нецеленаправленное выступают своего рода взаимодополнительными формациями нравственной культуры школы.

Заключение

Данное диссертационное исследование строилось в рамках инновационного методологического направления - культурологии образования, позволяющего рассмотреть педагогическую реальность с точки зрения её культурного наполнения. Основополагающей, на наш взгляд, является мысль Н.Б. Крыловой, первого разработчика этого научного направления, о том, что, накладывая на сферу образования ключевых понятий культурологии, мы получаем возможность иного (чем в традиционной педагогике или философии образования) угла зрения и нового понимания происходящего.1 В то же время сама культурология, как дисциплина с неустоявшимся, вариативным терминологическим статусом, открывает пути к разноракурсному рассмотрению предмета исследования.

В нашем исследовании мы понимаем культуру широко, онтологически, как четвёртую форму бытия, тогда как в концепциях Н.Б. Крыловой, Н.Е. Щурковой развитие получила преимущественно идея кулътуротворчества. Расширенное трактование феномена культуры позволило нам рассмотреть и культуру школы, и одну из форм её проявления, как часть большого целого, раскрыть основные механизмы её внутреннего и внешнего функционирования. Таким образом, культурное наполнение имеет каждое учебное заведение, но тип проявленной в нём культуры зависит от ценностных предпочтений его совокупного субъекта - детско-взрослого сообщества.

Основополагающим в работе стало положение о том, что ценностный континуум проясняет культурные ' смыслы социальных взаимодействий между субъектами процесса образования, устанавливает упорядоченность культурных смыслов в их ценностном измерении. Аксиологическое пространство выступает, таким образом, самым «живым», многоуровневым, подверженным влияниям и изменениям

1 Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.,2000. С.29-30. образованием, при этом в рамках конкретного института (школы) стремящимся к конформному, коллегиальному существованию.

Понятие «нравственная культура» расширяет границы традиционного нравственного воспитания, опредмечивая прежде всего межсубъектные отношения в школе. Как культурная форма нравственная культура имплицидно присуща каждому конкретному учебному заведению (но в разной мере), «пронизывая» все сферы деятельности его субъекта. Как ценность аксиокультурного пространства она функционирует в двух ипостасях - среды (этоса школы) и структурного компонента образования (нравственного воспитания).

Этос отражает степень коллегиальности, содружества, солидарности детско-взрослого сообщества, он указывает вектор гуманизации межсубъектных отношений в учебном заведении. Формы реализации нравственного воспитания в школе различны: от опосредованных, взаимодополнительных с процессом обучения, до специфических, выделенных в отдельные учебные курсы. С культурфилософских позиций этос учебного заведения и нравственное воспитание предстают как процессы опредмечивания и распредмечивания нравственной культуры в реальности жизненного мира школы.

Представленная в диссертационном исследовании концепция культуры учебного заведения, его аксиосферы предлагает широкое поле для последующих исследований.

С точки зрения дальнейших теоретических штурмов возможны направления по углублению культурфилософских оснований педагогического пространства. Продуктивно изучение культуры школы как саморазвивающейся системы (переход от пространственного ракурса анализа к темпоральному, рассмотрение данных характеристик во взаимодополнительности, во внешней и внутренней детерминации).

Отдельной темой исследования может стать вопрос о субкультурах школы, возможно углубление их типологической представленности, выявление культурных механизмов их жизнедеятельности в педагогической реальности.

Требует дальнейших теоретических и эмпирических подкреплений концепция аксиологического пространства школы. Важны также дальнейшие исследования по изучению культуры школы во всём континуумё культурных форм.

Особого внимания заслуживает акцентуация на проблеме этоса учебного заведения как некоего духовного начала, аксиологической модальности групповой солидарности детско-взрослого сообщества школы. Теоретические положения модели функционирования нравственной культуры настоятельно диктуют на необходимость перевода их в педагогическую реальность жизненного мира школы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Полякова, Галина Борисовна, 2004 год

1. Абишева А.К. О понятии «ценность» // Вопросы философии, 2002, №3. С.139-146.

2. Авдеев С.М. Проблема нравственного идеала в русской философско-педагогической мысли (истоки, становление, эволюция). Автореферат дис. . канд. филос. наук. СПб., 2001, 23 с.

3. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования / Под редакцией З.И. Равкина. М., ИТП и МИО РАО, 280 с.

4. Аксиология и праксиология этических деловых игр. Тюмень, Тюменский научный центр, 1990, 79 с.

5. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы. Саратов, СГУ, 2003, 200 с.

6. Амонашвили Ш.А. Почему не прожить жизнь нам героями Духа// Учительская газета, 2002, № 46-51.

7. Анисимова Е.Н. Человеческое тело в художественной культуре XX столетия. Автореферат на соискание научной степени кандидата культурологии. СПб., 2001, 22 с.

8. Арамавичуте В.А. Нравственная позиция учащихся средних учебных заведений и пути её формирования. Автореферат на соискание ученой степени д-ра педагогических наук. Вильнюс, 1990, 40 с.

9. Арамавичуте В.А. Нравственное воспитание учащихся средних ученых заведений: Учебное пособие. Вильнюс, ВГУ, 1989, 88 с.

10. Ю.Артюхова И.С. Ценности и воспитание.// Педагогика, 1999, 34. С. 117121.

11. П.Бабаева А.В. Изменение форм поведения в процессе трансформаций русского культурного пространства. Автореферат дис. . д-ра философских наук. СПб., 2002, 45 с.

12. Бабосов Е.М. Нравственная культура личности. Минск, Наука и техника, 1985, 184 с.

13. Багаутдинов A.M. Нравственная культура студенчества в условиях духовного обновления российского общества. Уфа, БашГУ, 1998, 129 с.

14. Багреева Е.Г. Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков в процессе музыкальной деятельности. Автореферат дис. . канд. пед. наук.-М., 1985, 16 с.

15. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.С. Прикладная этика: опыт университетского словаря. Тюмень, НИИ прикладной этики ТюмГНГУ; Центр прикладной этики, 2001, 268 с.

16. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.С. Этика и этос воспитания. -Тюмень, НИИ прикладной этики ТюмГНГУ; Центр прикладной этики, 2002, 256 с.

17. Бахтин М.М. К философии поступка. М., Лабиринт, 1996, 175 с.

18. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., Художественная литература, 1990, 541 с.

19. Бачинин В.А. «За человека страшно мне.» (Искусство перед реальностью духовного кризиса). -М., Знание, 1991, 62 с.

20. Бачинин В.А Духовная культура личности: Философские очерки. М., Политиздат, 1986, 108 с.

21. Бачинин В.А. Моральная культура личности. Автореферат дис. . канд. филос. наук. М., 1980, 24 с.

22. Белик Л.А. Детство как феномен культуры// Культурология. Антропологические теории культур. М., РГГУ, 1998, 241 с. С. 107-121.

23. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. Волгоград, Перемена, 461 с.

24. Бердяев Н.А. Самопознание. Л., Лениздат, 1991, 398 с.

25. Берулава М. Введение в гуманизацию образования // Лицей, 1998, №1.

26. Библия и русская литература: Хрестоматия / Автор составитель М.Г. Качурин. - СПб., Каравелла, 1995, 584 с.

27. Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. М., Фонд духовного и нравственного образования, 1996, 141 с.

28. Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н., Цырлина Т.В. Нравственное воспитание: Философско-этические основы. Воронеж, Изд-во Воронежского ун-та , 1990, 144 с.

29. Богданова О.С. и др. Нравственное воспитание старшеклассников: Книга для учителей. М., Просвещение, 1988, 204 с.

30. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителя. М., Просвещение, 1985, 176 с.

31. Богданова О.С. и др. Этические беседы с подростками: Книга для учителей. М., Просвещение, 1987, 189 с.

32. Богуславский М.В Ценностные ориентации российского образования в первой четверти XX в.// Педагогика, 1996, № 3.

33. Богуславский М.В. XX век Российского образования. М., ПЕР СЭ, 2002, 336 с.

34. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., РУДОМИНО,.1995, 174 с.

35. Борисов С.Б. Латентные механизмы тендерной социализации детей и подростков: Учебное пособие. Шадринск, Изд-во Шадринского пед. ин-та, 2001,252 с.

36. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). М., Знание, 1985, 64 с.

37. Будаева Л.Н. Аксиология креативности старшеклассников: Учебное пособие. Оренбург, ОГАУ, 2001, 95 с.

38. Быстрое Г.А. Идейно-нравственное воспитание студентов средствами музыки. Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Минск, 1986, 18 с.

39. Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. М., Эдиториал УРСС, 2000, 204 с.

40. Быховская И.М. "Человек телесный" в социокультурном пространстве и времени: (Очерки социальной и культурной антропологии): М., ФОН, 1997,209 с.

41. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: Традиции и современность. М., Б.И., 1993, 180 с.

42. Валицкая А.П. Образование в России: Стратегия выбора: Монография. СПб, 1998, РГПУ им. А.И. Герцена, 128 с.

43. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб., Лань, 1999, 480 с.

44. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., Юрист, 1994, 704 с.

45. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М., Юрист, 1995, 687 с.

46. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость, этикет: Ценности культуры и морали. М., МГУ, 1992, 117 с.

47. Вопросы нравственной культуры: Тезисы симпозиума. Вильнюс, Пяргале, 1981, 147 с.

48. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/ Под ред. Н.Е. Щурковой. М., Новая школа, 1998, 208 с.

49. Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Основы педагогики: Учебное пособие. М., Изд-во УРАО, 1999, 616 с.

50. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика Пресс, 1999, 534 с.

51. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., СпбГУ, 1996, 150 с.

52. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса.-М., Республика, 1994, 367с.

53. Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников: Методическое пособие. СПб., Паритет, 2003, 160 с.

54. Священник Анатолий (Гармаев) Этапы нравственного развития ребёнка. Минск, Лучи Софии, 2002, 336 с.

55. Гартман Н. Этика. СПб., Владимир Даль, 2002, 707 с.

56. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию

57. Гершунский Б.С. Философия образования. М., Флинта, 1998, 432 с.

58. Голик Н.В. Этическое в культуре. СПб., Санкт-Петербургское философское общество, 2002, 256 с.

59. Горяинова О.И. Человек в культурном пространстве // Время культуры и культурное пространство: Сборник докладов. М., МГУКИ, 2000, 353 с. С.8-9.

60. Грибоедова Т.П. Нравственное развитие личности школьника: подходы к диагностике. Новокузнецк, Изд-во ИПК, 2001, 66с.

61. Григорьева-Голубева В.А. Становление гуманистических ценностей педагога (В аспекте языковой личности). Автореферат дис. .д-ра пед. наук. СПб., 2002, 43 с.

62. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии, 1994, № 3. С.54-61.

63. Гуманистические ценности европейской цивилизации и проблемы современного мира: Учебное пособие для 10-11 классов средней школы /под ред. B.JI. Полякова. СПб., Специальная литература, 1999, 564 с.

64. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. М., Гардарики, 2001, 280 с.

65. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М., Логос, 2000, 224 с.

66. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, Изд-во Уральского университета, 1998, 208 с.

67. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. М., ВЛАДОС, 2000, 432 с.

68. Диалоги о гуманизме: Межвузовский сборник научных трудов. СПб., Образование, 1992, 162 с.

69. Диалоги об образовании. Российский и шведский опыт. СПб., Изд-во ЛАНЬ, 1999, 544 с.

70. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., Народное образование, 1999, 208 с.

71. Дополнительное образование в области Христианской культуры, этики и морали: Экспериментальные программы для общеобразовательных и внешкольных учреждений, Вып. 2. М., МГАП Мир книги, 1993, 72 с.

72. Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избранные труды. М., Гардарики, 2002, 523 с.

73. Дробницкий О.Г. Краткий словарь по этике. М., 1965.

74. Евдокимова Е.А. Семья как этико-философская реальность (на материале русской литературы XIX века). Авторефрат дис. . канд. филос. наук. СПб., 2002, 18 с.

75. Ежеленко В.Б. Педагогическая практика воспитывающего обучения в школе. Новая педагогика: Методическое пособие для студентов высших учебных педагогических заведений. СПб., Нестор, 2004, 92 с.

76. Ежеленко В.Б. Педагогический метод. СПб., РХГИ, 1995, 338 с.

77. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - СПб., Тускарора, 2003, 184 с.

78. Зеньковский В.В. Педагогика. Клин, Христианская жизнь, 2002, 223 с.

79. Иванова Г.П. Освоение нравственных ценностей учащимися общеобразовательных школ в современных условиях. М., Социум, 2001, 160 с.

80. Ивин А.А. Ценности и понимание // Вопросы философии, 1987, №8. С.31-43.

81. Иконникова С.Н. История культурологических теорий: Учебное пособие в 3-х ч. 4.1. СПб, СПбГУКИ, 2001, 104 с.

82. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., Питер, 2002, 512 с.

83. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., Питер, 2000, 288 с.

84. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., Изд-во ACT, 2003,365 с.

85. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / Под редакцией академика РАО А.И. Пискунова. М., ТЦ Сфера, 2001, 512 с.

86. Кабанис П.Ж. Отношение между физической и нравственной природой человека: В 2 т. Т. 1. СПб , 1895, 381 с.

87. Кабанис П.Ж. Отношение между физической и нравственной природой человека: В 2 т. Т.2. СПб , 1895. 448 с.

88. Каган М.С. Се человек.: Жизнь, смерть и бессмертие в «волшебном зеркале» изобразительного искусства. СПб., Logos, 2003, 318 с.

89. Каган М.С. Философия культуры. СПб., Петрополис, 1996, 415 с.

90. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., Петрополис, 1997, 205 с.

91. Караковский В.А. Общечеловеческие ценности основа учебно-воспитательного процесса//Воспитание школьников, 1993, №2.

92. Кармин А.С. Культурология: культура социальных отношений. СПб., Лань, 2000, 128 с.

93. Кирсанова P.M. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок: костюм -вещь и образ в русской литературе XIX века. Автореферат диссертациина соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1991, 32 с.

94. Кожевников С.Б. Аксиология повседневности. Краснодар, КГУ, 2003,246с.

95. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики СПб., ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001, 288 с.

96. Кон И.С. Дружба: Этико-психологичские очерки. М., Политиздат, 1989, 348 с.

97. Кон И.С. Психология ранней юности. Книга для учителя. - М., Просвещение, 1989, 254 с.

98. Кон И.С. Ребёнок и общество. М., Наука, 1988, 270 с.

99. Косарева JI.M. Ценностные ориентации и развитие научного знания // Воросы философии, 1987, №8. С. 44-54.

100. Крайг Г. Психология развития. СПб, Питер, 2000.

101. Круглов А. Ценность и святыня // Здравый смысл, 1999, №12. С.7-21.

102. Крылова Н.Б., Газман О.С. и др. Новые ценности образования №6: Забота поддержка - консультирование. - М., Инноватор, 1996, 196 с.

103. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., Народное образование, 2000, 272 с.

104. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. -М., Народное образование, 2001, 448 с.

105. Кузицин Г.М. Проектирование культурного пространства: теория и практика// Время культуры и культурное пространство: Сборник докладов. М., МГУКИ, 2000, 353 с. С.49-51.

106. Культура Петербургского региона в науке и образовании: Материалы научно-практической конференции 28-29 сентября 2000 г. -СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000, 111 с.

107. Культура «своя» и «чужая»: Материалы международной интернет -конференции, проходившей 16 сентября-16 ноября 2002 г.; под общейредакцией И.М. Быховской, О.И. Горяиновой. М., Фонд независимого радиовещания, 2003, 253 с.

108. Культурологическое образование: Комплекс учебных программ с методическими рекомендациями по культурологическим дисциплинам, СПб, Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998, 312 с.

109. Культурология: Учебное пособие / Под ред. А.А. Радугина, М., Центр, 2000, 304 с.

110. Культурология XX век. Энциклопедия в 2-х тт., СПб, Университетская книга, 1998, 447 с.

111. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара, Сам ГПУ, 2002, 400с.

112. Куруленко Э.А. Творчество в пространстве культуры детства. Автореферат дис. на соиск. учен. Степени д-ра культурологических наук, СПб., 1999,41 с.

113. Лаврухина Е.А. Социальный спрос и заказ в образовании // CREDO NEW, СПб, № 1, 2002, с.81-102.

114. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии, 1996, № 4.

115. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие для студентов вузов. СПб., СПбГУП, 2000, 508 с.

116. Лисовский В.Т. Социальные изменения в молодёжной среде // CREDO NEW, СПб, № 1, 2002, с.8-41.

117. Лихачев Д.С. Письма о добром. СПб., БЛИЦ, 1999, 191 с.

118. Лосский И.О. Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей. Харьков, Фолио, М., Изд-во ACT, 2000, 864 с.

119. Лузина Л.М. Входящему в школьный класс (приглашение к диалогу). Псков, ПГПИ им. С.М. Кирова, 2000, 244 с.

120. Лука, святитель (В.Ф. Войно-Ясенецкий). Дух, Душа и Тело. М., Русское зерцало, 1999, 175 с.

121. Макаренко А.С. о воспитании: Золотой фонд педагогики. М., Школьная пресса, 2003, 192 с.

122. Мамардашвили М.К. Мой опыт нетипичен. СПб., Азбука, 2000, 400 с.

123. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. М., Н. Новгород, Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002, 157 с.

124. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. -Ереван, Изд-во АН Армянской ССР, 1973, 146 с.

125. Маркарян Э.С Понятие «культура» в системе социальных наук. М, Наука, 1973, 32 с.

126. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории, СПб, Лань, 1997, 384 с.

127. Матюшин .Г.Г. Нравственные отношения. М., МГОПУ, 2000, 298 с.

128. Матюшкина М.Д. Социально-психологический климат в школе. Формирование команд как один из методов организационного развития: Методическое пособие. СПб., СПбГУПМ, 2003, 76 с.

129. Мельникова Л.В. Толерантность как сберегающий подход в современной культуре. Автореферат дис. . канд. филос. наук. -Тюмень, 2003, 21 с.

130. Мерцалова Л.И. Проблема сердца в русской религиозной философии XIX века (этический аспект). Автореферат дис. . канд. филос. наук. -СПб., 2002, 23 с.

131. Мид. М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М., Наука, 1988, 429 с.

132. Моральные ценности и личность/ Под ред. Титаренко А.И., Николаичева Б.О. М., МГУ, 1994, 176 с.

133. Моль А. Социодинамика культуры. М., Прогресс, 1973, 406 с.

134. Мосолов В.А. Воспитание в России. Опыт парадигмального анализа педагогической мысли XI XX веков. - СПб., ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2000, 264 с.

135. Мусхелишвили Н.Л., Сергеев В.М., Шрейдер Ю.А. Ценностная рефлексия и конфликт в разделённом обществе // Вопросы философии, 1996, №11. С. 3-23.

136. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. (Синергетика исторического прогресса). Курс лекций. М., Наследие, 1996, 184 с.

137. Национальные ценности образования: история и современность. / Под редакцией З.И. Равкина. М., ИТОП РАО, 1996, 296 с.

138. Никандров Н.Д. Ценности как основа социализации и воспитания// Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. С.15-33.

139. Никандров Н.Д. Общечеловеческие ценности и цели воспитания// Лицей, 1998, №1.

140. Нравственная культура: Сущность. Содержание. Специфика: Сборник статей. Вильнюс, Минтис, 1981 ,271 с.

141. Нравственное воспитание учащихся средствами школьного театра (методические рекомендации). Ташкент, 1988, 41 с.

142. Ортега-и-Гассет Хосе. Эстетика. Философия культуры. М., Искусство, 1991, 588 с.

143. Основы православной культуры: Книга для учителя./ Сост. O.K. Харитонова под ред. прот. В Дорофеева. М., Покров, 2002, 192 с.

144. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие / Под общ. редакцией JI.M. Мосоловой. СПб., Лань, 2001, 288 с.

145. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. -СПб., Питер, 1999, 288 с.

146. Отечественная философия детства: Тезисы докладов и сообщений VIII Международной конференции «Ребёнок в современном мире. Отечество и дети». СПб., СПбГТУ, 2001, 446 с.

147. Панфёров В.Н. Психология человека: душа и тело. Организм и психика. Функции психики: Учебное пособие. СПб., Б.И.,1997, 105 с.

148. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учебное пособие. СПб., СПбГУП, 2003,616 с.

149. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., Советская энциклопедия, 1968, 875 с.

150. Педагогическая этика: Учебно-методическое пособие. Кемерово, Кузбассвузиздат, 2000, 135 с.

151. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. М., БРЭ, 2002, 528 с.

152. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов. - М., ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001, 368 с.

153. Практикум по возрастной психологии/ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, СПб, Речь, 2001, 688 с.

154. Прикот О.Г. Педагогика отождествления и педагогическая системология. СПб., Изд-во ТВП инк., 1995, 260 с.

155. Природа ребёнка в зеркале автобиографии: Учебное пособие по педагогической антропологии / Под ред. Б.М. Бим-Бада и О.Е. Кошелевой. М., Изд-во УРАО, 1998, 432 с.

156. Психология и этика: опыт построения дискуссии / Под ред. Б.С. Братуся. Самара, БАХРАХ, 1999, 128 с.

157. Психология личности и образ жизни. М., Наука, 1987, 220 с.

158. Риккерт Г. О понятии философии // Философия жизни. Пер. с нем. -Киев, Ника-Центр, 1998, 521 с. С.448-483.

159. Рождественский Ю.В. Словарь терминов (Общеобразовательный тезаурус): Мораль. Нравственность. Этика. М., Флинта, Наука, 2002, 88с.

160. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., Педагогика, 1990, 624 с.

161. Розин В.М. Культурология: Учебник. М., ИНФРА-М, ФОРУМ, 2001, 344 с.

162. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Под ред. В.В. Давыдова. М., БРЭ, 1998, 672 с.

163. Русская культура и образование: Материалы и разработки по философии и педагогике культуры. Вып.VII. СПб., СПбГУПМ, 1997, 128 с.

164. Селиванова Н. Воспитание: от теории к практике// Воспитательная работа в школе, 2003, № 5. С.5-9.

165. Сергеев А.Н. Воспитание духовности старшеклассников в условиях современной гимназии. Автореферат дис. на соиск. учен. Степени канд. пед. наук. СПб, 2003, 19 с.

166. Сергеева Т.Б. Ценности образования и воспитания в контексте теории социокультурной динамики: Монография. Ростов -Ставрополь, Сервисшкола, 2000, 288 с.

167. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность, М., Наука, 1984, 160 с.

168. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие для преподавателей. М., Педагогическое общество России, 2000. 102 с.

169. Сластёнин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М., Академия, 2003, 192 с.

170. Сластёнин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных дисциплин М., Школьная Пресса. 2002, 512 с.

171. Собкин B.C., Писарский П.С.

172. Современные подходы к этическому образованию в школе. Концепция. Учебные программы. СПб., Изд-во СПбГУПМ, 1997, 78 с.

173. Соколова Т. Формирование у школьников ценностного отношения к себе и другим людям// Воспитание школьников, 1994, № 4. С.15-18.

174. Социология молодежи: Учебник/ Под ред. Проф. В.Т. Лисовского. -СПб., Изд-во С.-Петебургского ун-та, 1996, 460 с.

175. Степашко Л.А. Философия и история образования. М., Флинта, 1999,272 с.

176. Степихова В.Д. Директору школы о власти и властных отношениях: Пособие для руководителей образовательных учреждений. СПб., СПбГУПМ, 2002, 78 с.

177. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологиии. М., Республика, 1994, 464 с.

178. Сурина И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: Вопросы теории и методологии. М., Социум, 1999, 184 с.

179. Сурина И.А. Ценностное пространство общества: теоретико-методологическая концепция. Автореферат дис. на соиск. д-ра социологических наук, М., 2000, 39 с.

180. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования: Учебно-методическое пособие. М., Голос, 1996, 130 с.

181. Сурина И.А., Гайсанов К.Р. Этнические ценности студенчества: Сущность, структура и методы исследования: Учебно-методическое пособие. -М., Социум, 1998, 117 с.

182. Сухомлинский В.А. о воспитании: Золотой фонд педагогики. М., Школьная пресса, 2003, 192 с.

183. Тугаринов В.Г, О ценностях жизни и культуры. Л, ЛГУ, 1960, 156 с.

184. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., Лань, 1998, 448 с.

185. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие. -М., Академический Проект; Екатеринбург, Деловая Книга, 2002, 492 с.

186. Фромм Э Психоанализ и этика. М., ACT, 1998, 566 с.

187. Фромм Э. Человек для себя. Минск, Харвест, 2003, 352 с.

188. Харисова Л.А. Духовно-нравственное обучение школьников: Конспекты занятий. М., ВЛАДОС, 2002, 175 с.

189. Харисова Л.А. Религиозная культура в содержании образования. -М., Просвещение, 2002,336 с.

190. Ценностные приоритеты личности группы: социально-психологическое исследование/ Отв. ред. Бобнева М.И. М., Б. И., 1995,64 с.

191. Цырлина Т.В. Критический анализ буржуазной концепции «ценностное воспитание» в современной педагогике США. Автореферат на соискание ученой степени канд. педагогических наук. -М, 1984,

192. Цырлина Т.В., Курилова Т.Н. Школьный мир современной Америки: Учебное пособие. Курск, КГПИ, 1992, 202 с.

193. Цырлина Т.В. На пути к совершенству: Антология интересных школ и педагогических находок XX века М., 1997.

194. Чебанюк Т.А. Парадигма «человека просвещённого» в русской культуре. Автореферат дис. .д-ра культурологии. М., 2001, 46 с.

195. Шадриков В.Д. Происхождение человечности: Учебное пособие для высших учебных заведений. М., Логос, 2001, 296 с.

196. Шварцман К.А. и др. Воспитание: новые подходы к вечной теме (философия и этика воспитания). М., Луч, 1993, 302 с.

197. Школьный быт и фольклор: Учебный материал по русскому фольклору. Ч. I. Таллинн, Поллукс, 1992, 224 с.

198. Школьный быт и фольклор: Учебный материал по русскому фольклору. Ч. II. Таллинн, Поллукс, 1992, 160 с.

199. Шмелёв А.Г. и др. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов. М., Ростов-на-Дону, Феникс, 1996, 544 с.

200. Шемшурина А.И. Этика. Курс занятий в 9 классе. М., ВЛАДОС, 1999,96 с.

201. Шереги Ф.Э. Социология образования: Прикладные исследования. -М., Academia, 2001, 463 с.

202. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., Б.И., 1993, 153 с.

203. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., Педагогическое общество России, 2000, 120с.

204. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. М., Педагогическое общество России, 2000, 48 с.

205. Щуркова Н.Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника. Автореферат дис. на соиск. .д-ра пед. наук. -М., 1988,38 с.

206. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М., Педагогическое общество России, 2000, 192 с.

207. Этика: Учебное пособие для студентов философского факультета / Под ред.Гусейнова А.А. М., Гардарики, 2003, 493 с.

208. Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. -М., Гардарики, 2001, 671 с.

209. Янушкявичус Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. М., ПРО-ПРЕСС , 1998, 464 с.

210. Янушкявичус Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. М., ПРО-ПРЕСС, 2000, 456 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 245911