Нравы и обычаи в повседневной культуре хантов и манси тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Рязанова-Даури, Вера Сергеевна

  • Рязанова-Даури, Вера Сергеевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 158
Рязанова-Даури, Вера Сергеевна. Нравы и обычаи в повседневной культуре хантов и манси: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2011. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Рязанова-Даури, Вера Сергеевна

Введение.

Глава Т. Становление и развитие культур хантов и манси.

§ 1. Исторические исследования происхождения угро-финской культуры.

§ 2. Мифологические воззрения обских угров.

§ 3. Медвежьи игрища как символизация национально-этнической идентичности.

Глава II. Обряды жизненного цикла в повседневной культуре хантов и манси.

§ 1. Семантика родильного обряда.

§ 2. Свадебный обряд в культуре хантов и манси: традиции и современность.

§ 3. Архетипы погребального обряда.

Глава III. Проблемы сохранения и защиты культур хантов и манси в условиях современной цивилизации.

§ 1. Сохранение национальных традиций в промыслах хантов и манси.

§ 2. Культура взаимоотношений мужчин и женщин в традициях хантов и манси.

§ 3. Культурная политики по защите ценностей культуры хантов и манси

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравы и обычаи в повседневной культуре хантов и манси»

История древних этносов и их историческая самоопределённость представляет собой сложный путь, в соответствии с которым исторически развивалось и складывалось многообразие этнических образований, формирования сложных судеб и уникальных культур. Россия как многонациональная держава включает в себя многообразие этнических ^ образований и судеб. По-разному складывались судьбы отдельных народов, по-разному формировались пути их развития. Среди обширного многообразия различных культур заметно выделяются и прошедшие сложными историческими путями и два близких друг другу народа - ханты и манси. Эта культура двух народов тесно связана с мощной рекой Объю, густым таёжным лесом в истоках реки и тундрой — в её северных рубежах. Ф Народы ханты и манси имеют свою, хотя её и не совсем раскрытую историками, культуру. Учёным ещё предстоит раскрыть много ярких и содержательных страниц в изучении истории и культуры обских угров. В правилах повседневного обихода этого этноса можно встретить поучительные обычаи, связанные с защитой тех, кому не так повезло в жизни, кто оказался в беде, кому необходима помощь. Не просьба, а естественные, никого не удивляющие из местного населения поступки, когда # без приглашения любой представитель большой этнической семьи человек может зайти в любой благополучный дом и получить в нём необходимую помощь. Замечательные и мужественные люди, опытные охотники, искусные рыболовы, обладающие глубокими знаниями тайги и окружающей среды, ханты и манси составляют удивительно целостное объединение, обеспечивающее единство в повседневных делах.

Но как не помочь представителям этого благородного народа, когда и весь этот народ попадает в беду, оказывается лишённым своих лесных угодий, вынужденным мигрировать, покидая обжитые леса, в город, где уже не может найти себе применения, не обладая теми знаниями, которые нужны городу. В истории культур хантов и манси наступает кризис. Необходима помощь, и данная диссертация настроена на оказание этой помощи, на разрешение тупиков и конфликтов в новых для хантов и манси условиях.

Актуальность рассматриваемой проблемы определена несколькими положениями. На фоне оригинальных культур других народов Сибири и Севера мировоззрение, культ, нравы и обычаи хантов и манси являются самобытными. Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью изучения процессов и явлений, происходящих в условиях современной глобальной трансформации Тюменского Севера. Эти активные изменения выступают реформатором социальной основы коренного населения, играют ведущую роль в переходе к новым преобразованиям в повседневной культуре, в формировании нравов и обычаев. Неоднозначное отношение обских угров (хантов и манси) к данным изменениям требует тщательного научного анализа их позиций для возрождения и сохранения народных духовных ценностей.

В настоящее время происходит стремительное развитие новых разработок нефти и газа, что значительно сокращает традиционные территории охотничьих угодий. Расширение зоны нефтяной добычи сталкивается с интересами коренного населения, нарушаются бережно хранимые традиции, погибают священные места, родовые территории. Возникает миграция коренного населения, которое вынужденно покидать тайгу и перемещается в город. Перемещение населения в город, также создает новые трудности, в том числе и для самого города, поскольку представители охотничьего промысла и рыболовства оказываются лишними в городской среде, неподготовленными к городской жизни. В результате этих изменений в равной степени страдает и коренное население, которое не находит в городе своего места, и город, который не подготовлен к трудоустройству представителей традиционных культур. В целом, деэкологизация культуры способствует заимствованию инокультурных и трансформации собственных традиций и норм хантов и манси.

Сохранить традиции, сохранить свой язык, образ жизни и защитить их от разрушения - важная задача современных традиционных культур. Необходимо создать здоровое моральное состояние повседневной действительности исследуемых народов. Таким образом, актуальность темы «Нравы и обычаи в повседневной культуре хантов и манси» определяется ее практической, исторической, научной значимостью и состоит в освещении роли и места традиций в жизни обских угров в культуре России.

Степень разработанности проблемы. Вся существующая научная литература по угроведению может быть систематизирована и сгруппирована в несколько групп. С конца XVII в. начинается сбор сведений об особенностях обычаев и традиций остяков и вогулов (исторические названия хантов и манси), их ритуалам и повседневному быту. Благодаря исследованиям Н.Витсена (конец XVII в.), экспедициям Н.Спафария (конец XVII в.), Г. Новицкого1 (XVIII в.), П.С. Палласа2 и И.Г. Георги3 (конец XVIII в.), Г.Ф. Миллера4 (конец XVIII в.), Ф.Белявского5 (первая половина XIX в.) происходит накопление научного материала о религиозной обрядности хантов и манси, о почитании домашних духов и о почитании медведя.

В середине XIX века учеными создана новая программа исследования по общему угроведению. В этот же период экспедиции А.Регули6, М.Кастерна в районе Оби дали обширный материал, указывающий на тесную связь хантов и манси с венграми.

Период второй половины XIX - первой половины XX вв. характеризуется изучением материальной и духовной культуры по

1 Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком. С пред. Л. Н. Майкова. - Памятники древней письменности, т. 53. - Л., 1884.

2 Паллас П.С. Путешествия по разным провинциям Российской империи. - СПб., 1788.

3 Георги, И. Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. - СПб., 1799.

4 Миллер Г. Ф. История Сибири. - М,- Л., 1937.

5 Белявский, Ф. М. Поездка к Ледовитому морю. Репр. изд. - Тюмень, 2004.

6 Регули А. Свод мансийского фольклора. - Б.м., 1905. локальным особенностям в обрядности (научные труды Б.Мункачи, Н.В.Сорокина7, О.Финша, А.Брэма8, Н.И. Кузнецова9, H.H. Харузина10,

11 1 Л 1 о I«

П.Н.Буцинского , Г.С. Дмитриева-Садовникова , В.Ф. Зуева , Г.Новицкого , К.Ф.Карьялайнена15, С.К. Патканова16, И.С. Полякова17, У.Т. Сирелиуса18,

A.А.Дунина-Горкавича19, В.Н.Чернецова20 и других).

С середины XX века обширно исследуется фольклорный материал, 1 по верования и обряды хантов и манси (Н.И. Новикова , В.М. Кулемзин" , Н.В.Лукина23). Изучаются представления о душе у остяков и вогулов, а также родовых и фратриальных духов, культ медведя. На протяжении сорока лет

B.М. Кулемзиным и Н.В. Лукиной велись исследования религии, шаманизма, традиционной культуры, традиционного природопользования обских угров от Томской области до Полярного Урала.

7 Сорокин Н. Путешествие к вогулам / Труды общества естествоиспытателей при имп. Казанском университете. - Казань, 1873. - Т. 3, № 4.

8 Путешествие в Западную Сибирь / О. Финш, А. Брэм; пер. с нем. - Репринт, изд. 1882 г. - СПб., 2009.

9 Кузнецов, Н. И. Природа и жители восточного склона Северного Урала / Зап. ИРГО. - 1887. - Т. 23. Вып 4. - С. 726-749.

10Харузин, H.H. Медвежья присяга у остяков и вогулов. - М., 1898.

11 Буцинский, П. Н. Заселение Сибири и быт первых ее насельников : дис. . д-ра наук. - Харьков, 1889.

12 Дмитриев-Садовников Гр. На Вахе / Ежегодник Тобольского губернского музея. - Тобольск, 1916. - Вып. 26.-С. 1-15.

13 Зуев В.Ф. Описание живущих в Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедов / Материалы по этнографии Сибири XYI11 века (1771-1772); Путешествия по Обскому Северу. -M.-JI., 1947.

14 Новицкий Гр. Краткое описание о народе остяцком, сочиненное. в 1715 г. - Спб„ 1884.

15 Карьялайнен К. Ф. Религия угорских народов / нер. с нем. Н. В. Лукиной. - Томск, 1994-1996. -Т. 1., 1994. ; Т. 2., 1995. ; Т. 3., 1996.

16 Патканов С. К. Тип остяцкого богатыря по остяцким былинам и героическим сказаниям. - СПб., 1891. ; Стародавняя жизнь остяков и их богатырей по их былинам и сказаниям / Живая старина. — СПб, 1891. -Вып. III-IV. - С. 85-116.; Иртышские остяки и их народная поэзия. - СПб., 1900. ; Остяцкая молитва / сост. Ю. Л. Мандрика ; под ред. С. Г. Пархимович. - Тюмень, 1999.

17 Поляков И. С. Письма и отчеты о путешествии в долину р. Оби, исполненном по поручению Императорской Академии наук / Предисл. С.Г. Пархимовича. — Тюмень, 2002.

18 Сирелиус У. Т. Путешествие к хантам . - Томск, 2001.

19 Дунин-Горкавич А. А. Тобольский Север. — Тобольск, 1911.

20 Чернецов В. Н. Нижнее Приобье в I тыс. н. э. / Культура древних племен Приуралья и Западной Сибири. -Томск, 1957.-С. 136-245.

21 Новикова Н.И. Новые материалы о духах-хозяевах манси / История, археология и этнография Сибири. -Томск, 1979.

Чернецов В. Н. Древняя история Нижнего Приобья / В. Н. Чернецов, В. И. Мошинская, И. А. Талицкая.-М., 1953; Чернецов В.Н. К вопросу о месте и времени формирования Уральской (финно-угро-самодийской) общности / CIFU. - Будапешт, 1963. - С. 20-24

23 Лукина Н. В. Народы Северо-Западной Сибири. - Томск, 1994; Лукина, Н. В. Формирование материальной культуры ханты. - Томск, 1985.

На современном этапе интерес к изучению обско-угорской культуры связан с активным промышленным освоением региона и угрозой исчезновения самобытной культуры хантов и манси. Особый интерес составляет изучение традиционных медвежьих праздников, в организации которых, а также запись, расшифровку и перевод на русский язык, исполняемых традиционных произведений, взяла на себя национальная интеллигенция, которая организовала центры национальных культур -ассоциация «Спасение Югры». Впервые в 1990 г. в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах были созданы гуманитарные лаборатории. В современной научной публикации Т.В. Волдиной24 (2002), посвященной хантыйскому фольклору, важным элементом является осмысление медвежьих песен как феномена культуры сибирских угров. Многие годы над сбором и анализом фольклорного материала, изучением первостепенной обрядности северных манси работает представительница уг этого народа Е.И. Ромбандеева" . Она детально описывает обряды жизненного цикла.

К настоящему времени благодаря деятельности учёных накопилось много наблюдений, связанных с повседневными традициями и культурой народов ханты и манси. Наиболее полно на современном этапе разработаны фольклорные и мифологические данные об обских уграх, в то время как повседневные традиции с трудом поддаются обобщению по причине разнообразия форм поведения, относительной самостоятельности и самобытности каждого поселения, особенностей говора, своеобразия личных имён и топонимики, разнообразия духов и божков.

Объектом исследования является традиционная культура хантов и манси в условиях современности.

24 Волдина Т. В. Хантыйский фольклор: история изучения. - Томск, 2002.

25 Романдеева, Е. И. Душа и звезды. Ханты-Мансийск, 1991; Ромбандеева Е. И. Мансийский обряд, связанный с рождением ребенка / Народы Северо-Западной Сибири. - Томск, 1994. - Вып. 1. ; Ромбандеева Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). - Сургут, 1993.

Предметом исследования являются изменения нравов и обычаев в повседневной культуре хантов и манси в современных условиях.

Цель работы - исследовать традиции и современное состояние нравов и обычаев в повседневной культуре хантов и манси, определить возможные пути сохранения их традиционной культуры.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач: систематизировать и проанализировать исторические исследования угро-финской культуры; проанализировать особенности становления и развития культур хантов и манси; исследовать мифологические воззрения обских угров; описать и проанализировать традиционные медвежьи игрища; изучить эволюцию обрядов жизненного цикла в повседневной культуре хантов и манси; исследовать трансформацию традиций во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами; выявить проблемы сохранения и защиты традиционной культуры хантов и манси.

Методологическая основа и методы исследования. Выбор методологии обусловлен намеченными задачами и поставленной целью. Так, для решения поставленных проблем в основе исследования применен культурологический подход к исследованию традиций и обычаев, который позволяет рассмотреть не только внешний облик традиций и их общие характеристики, но, прежде всего, внутреннее смысловое ядро традиций, его природу и функции, обряды и обычаи в повседневной жизни этих двух народов.

Для раскрытия целостности объекта изучения использован системный подход, что способствует адекватной постановке проблемы. Кроме того, в диссертационном исследовании применены: структурно-функциональный метод, предполагающий изучение внутренних особенностей объекта и предмета культуры, их внешних влияний в условиях повседневности; сравнительно-исторический метод, позволяющий рассматривать общее и особенное двух самобытных культур во времени и пространстве. Важную роль в диссертационной работе играет метод описания и анализа культурных явлений в соответствии с особенностями этих явлений.

Научная новизна исследования заключается в следующем: в исследовании установлена глубокая внутренняя связь культур хантов и манси на примере медвежьих игрищ, которые интерпретируются как маркер национально-этнической идентичности; содержание обрядов и жертвоприношений на святилищах также имеют больше сходства, чем различий (например, в ограничении участия в этих обрядах женщин и детей); изучение нравов и обычаев хантов и манси показало, что в равной мере оба народа, и сегодня почитают и активно посещают культовые места, где совершают моления; выявлена существенная зависимость национальных традиций от этнической составляющей населения; в условиях более смешанного населения хантыйская и мансийская культуры становятся открытыми для инокультурных воздействий, что ведет к деформации традиций, нравов, обычаев и стиля жизни в целом; в результате исследования установлено, что северные ханты и манси, соседствующие и контактирующие с ненцами, переняли их оленеводческую лексику, южные группы хантов и манси, проживающие в более благоприятных климатических условиях, чем северные, восприняли земледелие и животноводство под влиянием тюркских и славянских народов; в ходе изучения обрядов (родильного, свадебного и погребального) выявлено, что в городских условиях элементы традиций в обрядах жизненного цикла хантов и манси пережили трансформацию; выявлено, что традиционные обычаи и обряды с полным набором национальных обрядностей возможны только на стойбище, в городской среде обряды тоже соблюдают, но в довольно сокращенном варианте; раскрыты особенности нравов и обычаев (дистанция между полами, стереотипы красоты, обычай избегания и др.), определяющие взаимоотношения мужчин и женщин обских угров; в современных семьях хантов и манси границы распределения обязанностей всё более сглаживаются; данные коррективные изменения сообщают о том, что культура взаимоотношений между мужчинами и женщинами становятся менее регламентированной; в исследовании выявлены и предложены возможные пути сохранения и защиты традиционной культуры хантов и манси.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ханты и манси, народы генетически связанные по происхождению и языку с мадьярами (историческое самоназвание венгров), в силу взаимодействий с другими этносами (иранцами, монголами, ненцами, славянами и др.), усвоили некоторые элементы культуры этих народов, тем самым, обогатив свою культуру;

2. Медвежьи игрища являются способом формирования национально-этнической идентичности хантов и манси, выступают как единение близкородственных культур;

3. В современных условиях обряды и обычаи частично утрачивают свою мироустроительную и мифологически-магическую функции, превращаясь в фольклорное украшение современных форм жизни хантов и манси;

4. Современные изменения образа жизни хантов и манси вносят изменения во взаимоотношения между мужчинами и женщинами; семейный уклад был и остается патриархальным, но в современных семьях хантов и манси разграничение обязанностей становится менее узким;

5. Процесс формирования новых форм поведения связан с новой трудовой деятельностью и новым местом проживания хантов и манси, обнаруживаются изменения или утраты ценностных основ традиционных обычаев и обрядов;

6. В основе сохранения традиционной культуры лежит сохранение традиционных промыслов (охоты, рыболовства и оленеводства) при условии наличия традиционных экологически чистых угодий;

7. Возможным решением сохранения традиционных культур в условиях городской среды может быть культурная политика, направленная на развитие традиционного уклада жизни и защиту этнической общности (национальный язык, традиционные ремесла, обычаи).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертация вносит вклад в исследование проблемы поддержания и сохранения традиционной культуры народов Тюменского Севера. Материал диссертации может быть использован в преподавании дисциплины «теория и история культуры», «региональная культурология» в учреждениях высшей школы, при подготовке учебных пособий, методических рекомендаций, спецкурсов, семинаров в рамках учебных курсов по культурологии, этнографии и фольклористики. Они могут быть использованы также в выработке для определения (организации) практических мер по сохранению и развитию традиционных культур в условиях современной индустриализации и урбанизации Тюменского Севера.

Положения диссертации могут служить основой для проведения региональных исследований культур коренных народов Севера.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседании кафедры социально-культурной деятельности факультета культуры и искусств Омского государственного университета (2007 г.); на семинарах кафедры культурологии и искусствоведения факультета искусств Югорского государственного университета (2008 г.); на методологическом аспирантском семинаре и заседании кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (2010 и 2011 гг.). Отдельные положения диссертации излагались на Всероссийской научно-практической конференции «Патриотизм и патриотическое воспитание в современном обществе: проблемы, реалии, традиции и инновации, перспективы» (Волгоград, 2009 г.). Результаты исследования и отдельные аспекты проблемы докладывались на семинарах и собеседованиях в Департаменте культуры и искусств Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Теоретические положения и выводы настоящей диссертационной работы апробированы также в научных публикациях по теме исследования, в том числе в статьях в издании, рекомендованном ВАК. Диссертация обсуждалась и получила одобрение на заседании кафедры теории и истории культуры ФГОУ ВПО СПбГУКИ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Рязанова-Даури, Вера Сергеевна

Выводы III главы

Подытоживая сказанное, нужно отметить важность изучения состояния традиций исследуемых северных народов, как неотъемлемой части их самобытной культуры, о чем свидетельствуют народные ремесла, фольклор, искусство, обряды жизненного цикла и обряды, которые сопутствуют промысловой деятельности. И в этом понимании ценности данной культуры следует найти наилучшие пути для сохранения этой уникальной культуры,

• несмотря на осложнения, которые связаны с нефтедобычей, частичной вырубкой леса, отравлением почвы и водных источников, заметно разрушающих облик и опыт самостоятельной жизни хантов и манси. И в этом направлении также нужна серьёзная разработка с привлечением учёных по сохранению этой культуры и сбережению талантов этих двух близкородственных народов.

• Повседневная культура - это то, что повторяется изо дня в день; сфера обыденной практики отдельной личности, семьи или иной малой группы людей. Нравы, обычаи, привычки и каждодневное поведение, социальные и моральные нормы приобретают в современной реальности определенные особенности, а иногда и новый смысл.

Интерес к этим традициям и формам жизни заметно возрастает. Но для того, чтобы действительно сохранить и сберечь национальные культуры, необходима активная помощь городской и окружной администрации. Главной задачей в этом случае является детальная разработка проектов по сохранению и восстановлению ярких и вместе с тем удивительно интересных культур и традиций двух близких друг другу народов. И эта задача, как подсказывает наука, должна быть обязательно решаемой и решённой.

Для сохранения языка, обычаев и других традиционных и культурных компонентов малочисленных народов Севера (МНС) во многих городах и районах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры созданы центры национальной культуры коренных жителей Югры.

Заключение

Повседневность как фундаментальная сфера социальной реальности в разные исторические периоды воспринималась и оценивалась по-разному, а её сущностные характеристики претерпевали значительные изменения. Актуальность диссертационного исследования подтверждается происходящими изменениями в повседневной культуре обских угров.

Обстановка, связанная с нефтедобычей, новыми технологическими проблемами в повседневной жизни народа, предполагает в настоящее время «встраивание» представителей хантов и манси в новые условия городского быта, заметно влияющего на традиционные формы национальной культуры. Подавляющая часть коренного населения предпочитает возвращение к традиционным формам жизни, сохраняя обычаи и обряды с неизбежными изменениями, но одновременно и с приобретением отдельных новых традиций, заново формирующихся в условиях таёжных лесов и рек.

Почти все приезжающие люди на стойбища коренных жителей, не хотят уезжать без фотоснимков. Отношение коренного населения к фотографам не всегда благоприятно. Пожилые жители считают, что фотографы, делая снимки, могут наслать болезнь на человека. Ханты и манси, как и их предки, не спешат делиться тайнами языческой веры с культурологами, любителями экзотики из-за боязни потерять покровительство Бога и духов, истово верят, что древняя магия религиозного культа защищает их от бед и несчастий, дарует удачу в жизни. Чтобы собрать весомый культурологический материал, иногда бывает важно показаться «хранителям» святых мест, т.е. понравиться им, войти в доверие, что довольно трудно, так как жрецы культовых мест коренных народов Севера, как, кстати, многие из аборигенов, ведущих традиционный образ жизни, обладают уникальной способностью тонко чувствовать людей.

Важнейшими источниками изучения традиционной культуры служат музейные материалы. Экспонаты, несущие информацию о месте и способе бытования, фиксируют определяющие черты этнической культуры в целом, а также специфические особенности локальных групп. Музейные собрания важны для понимания культурных процессов, которые происходили под влиянием определенных обстоятельств. Каждая музейная коллекция представляет отдельный исторический срез, по которому можно проследить динамику этнокультурных изменений.

Особый интерес вызывает коллекции С.П. Руденко и Р.П. Митусовой. Их отличает комплексный и тщательный подход в подборе материала. Коллекции разнообразны по тематике, содержат подробные сведения по терминологии, информацию о способе бытования вещей. Они объемны по количеству собранного материала. Так, собрание С.И. Руденко по хантам и манси насчитывает свыше 1000 экспонатов, а собрание Р.П. Митусовой по аганским хантам составляет около 400 экспонатов. Важностью представляется, что собраны они в первой четверти XX в., в то время, когда традиционное природопользование не подверглось коренной перестройке, хозяйство в полной мере сохраняло свою комплексность, и механизм социальной самоорганизации не был сломлен. Остается надеяться, что хантыйские и мансийские коллекции музеев будут успешно пополняться и в будущем.

Нельзя не обратить внимание на экологическую проблему, которая на сегодняшний день отрицательно влияет на этносы Обского Севера. Критическое состояние окружающей среды настоятельно требует от современного человека выбора новых приоритетов в шкале социокультурных ценностей. Актуализации этой проблемы способствовали последствия техногенных процессов в зонах промышленного освоения природных ресурсов, где практически разрушена логика взаимодействия человека и природы. Данная проблема особенно характерна для Северо-Западной

Сибири - главной нефтегазоносной провинции России, где результаты инженерной деятельности привели к угрозе исчезновения не только историки накопленного культурного наследия народов Обского Севера, но и самих носителей этой уникальной культуры.

Анализ современного состояния нравов и обычаев в повседневной культуре хантов и манси дает возможность заключить, что процесс формирования новых стереотипов поведения связан со сменой мест проживания и, соответственно, новой трудовой деятельностью хантов и манси. В связи с чем, обнаруживаются изменения или утраты ценностных основ в рассматриваемых в диссертации обычаях и обрядах.

Исследуя различные элементы современного состояния традиционной культуры хантов и манси, наталкиваешься на огромный пласт неизученного и неизведанного в данной области. Особенности изменений в повседневной культуре хантов и манси нужно изучать и в дальнейшем.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Рязанова-Даури, Вера Сергеевна, 2011 год

1. Авдеев, И. И. Песни народа манси / И. И. Авдеев. — Омск : Облгиз, 1936.- 127 с.

2. Акишин, М. О. Новые документы об отношении аборигенов севера Зауралья к русским властям. ХУП-ХУШ вв. / М. О. Акишин // Уральский исторический вестник. Екатеринбург : УрО РАН, 1994. - № 1. -С. 121-132.

3. Алексеева, Л. В. Хозяйство Остяко-Вогульского округа в первой половине 1930-х гг. / Л. В. Алексеева // Тюменский исторический сборник- Тюмень, 2000. Вып. IV. - С. 191-202.

4. Алквист, А. Среди хантов и манси. Путевые записи и этнографические заметки / А. Алквист ; пер. с нем. и публ. Н. В. Лукиной.- Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 1999. 179 с.

5. Андреев А. И. Очерки по источниковедению Сибири XVII в / А. И. Андреев. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1960. - Вып. I. - 280 с.

6. Бакштановский, В. И. Общественное мнение о судьбах народов Севера : поиск справедливого политического решения / В. И. Бакштановский, А. Ю. Согомонов, В. А. Чурилов ; Тюм. гос. нефтегаз. унт. Тюмень : НИИ ПЭ, 1989. - 66 с.

7. Бауло, А. В. Домашние (семейные) святилища северных хантов / А. В. Бауло // Археология, этнография и антропология Евразии. — 2004. -№ 1.-С. 89-101.

8. Бауло, А. В. Поселковые святилища сынских хантов / А. В. Бауло // Межэтнические взаимодействия и социокультурная адаптация народов Севера России. М. : Стратегия, 2006. — С. 251—263.

9. Бахрушин, С. В. Княжеское хозяйство Х1У-ХУ1 вв. / С. В. Бахрушин // Сборник статей в честь В. О. Ключевского «Исторические записки». -М. : Б.и., 1909. С. 563-604.

10. Бахрушин, С. В. Остяцкие и вогульские княжества в ХУ-ХУП вв. : науч. тр. / С. В. Бахрушин. — Л. : Изд-во ин-та народов Севера ЦИК СССР им. П. Г. Смидовича, 1935.-91 с.

11. Бахрушин, С. В. Очерки по истории колонизации Сибири в XVI и XVII вв. : науч. тр. / С. В. Бахрушин. М. : АН СССР, 1955. - Т. 3. Ч. 1. -160 с.

12. Белобородов, С. А. Столица Северного края : очерки истории Самарова Остяко-Вогульска - Ханты-Мансийска / С. А. Белобородов. — М. : УНИСЕРВ, 1997. - 158 с.

13. Белявский, Ф. М. Поездка к Ледовитому морю / Ф. М. Белявский. Репр. изд. - Тюмень : Мандрики, 2004. - 263 с.

14. Буцинский, П. Н. Заселение Сибири и быт первых ее насельников : дис. . д-ра наук / П. Н. Буцинский. Харьков : Типография губернского управления, 1889. — 345 с.

15. Буцинский, П. Н. Крещение остяков и вогулов при Петре Великом / П. Н. Буцинский. Харьков : Б.и., 1893. - 93 с.

16. Волдина, Т. В. Библиографический указатель по фольклору хантов (1880-1999 гг.) / Т. В. Волдина. — Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2000. 128 с.

17. Волдина, Т. В. Хантыйский фольклор : история изучения / Т. В. Волдина. Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2002. — 258 с.

18. Гемуев, И. Н. Религия народа манси. Культовые места Х1Х-нач. XX в. / Н. И. Гемуев, А. М. Сагалаев. Новосибирск : Наука, 1986. - 190 с.

19. Гемуев, И. Н. Легенды и были таежного края / И. Н. Гемуев, А. М. Сагалаев, И. А. Соловьев. Новосибирск : Наука, 1989. - 176 с.

20. Гемуев, И. Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос / И. Н. Гемуев. — Новосибирск : Наука, 1990. — 232 с.

21. Георги, И. Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений,жилищ, одежд и прочих достопамятностей / И. Г. Георги. — СПб. : Б.и., 1799.-Ч. 1.-76 с.

22. Глушкова Т. Н. Роль ткани и тканой одежды в обрядовой практике обских ургов / Т. Н. Глушкова, С. А. Дудкина // Археология, этнография и антропология Евразии. 2003. — № 3 (15).— С. 112—121.

23. Головнев, А. В. Историческая типология хозяйства народов Северо-Западной Сибири / А. В. Головнев. — Новосибирск, 1993. — 204 с.

24. Головнев, А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров / А. В. Головнев. — Екатеринбург : ИИА УрО РАН, 1995. 606 с.

25. Гондатти, Н. Л. Культ медведя у инородцев Северо-Западной Сибири / Н. Л. Гондатти // Императорское Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. — М. : Б.и., 1888. Т. 48. Вып. 2. - 87 с.

26. Гондатти, Н. Л. Следы языческих верований у инородцев СевероЗападной Сибири / Н. Л. Гондатти. М. : Б.и., 1888. - 91 с.

27. Давыдова, Г. М. Взаимоотношения северных манси и северных хантов (по антропологическим данным и фамильному составу) / Г. М. Давыдова // Материалы VI международ, конгресса финно-угроведов. — М. : Наука, 1989.-Т. 1.-С. 165-167.

28. Диенеш, И. Поединки и экстатические души шаманов / И. Диенеш // С1Ш. Будапешт, 1985. - С. 60-61.

29. Дмитриев-Садовников, Г. Лук ваховских остяков и охота с ним / Г. Дмитриев-Садовников // Ежегодник Тобольского Губернского Музея. -Тобольск, 1915. Вып. 24. № 2. - С. 1-22.

30. Дмитриев-Садовников Г. На Вахе / Г. Дмитриев-Садовников // Ежегодник Тобольского губернского музея. — Тобольск, 1916. — Вып. 26. — С. 1-15.

31. Дунин-Горкавич, А. А. Тобольский Север : в 3 т. / А. А. Дунин-Горкавич. М. : Либерея, 1995. - Т. 1. - 376 с.

32. Дунин-Горкавич, А. А. Тобольский Север : в 3 т. / A.A. Дунин-Горкавич. М.: Либерея, 1996. - Т. 3. - 208 с.

33. Жуков, Д. А. Миграционные процессы у восточных хантов в конце XVIII-XIX вв. : учеб.-справ пособие / Д. А. Жуков. — Томск : Изд-во Том. ун-та, 1999. С. 133-135.

34. Загадки мансийские (вогульские) / авт.-сост. Т. Д. Слинкина ; науч. ред. Е. И. Ромбандеева. — Ханты-Мансийск : ГУИПП Полифафист, 2002. 178 с.

35. Зашихин, Е. Югра: горизонты настоящего / Е. Зашихин. — Ханты-Мансийск : Сократ, 2006. 295 с.

36. Зуев, В. Ф. Описание живущих Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедов / В. Ф. Зуев ; путешествия по Обскому Северу. JI. : Изд-во АН СССР, 1947. -196 с.

37. Иваненко, Е. А. Игрушки обских угров / Е. А. Иваненко. -Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2007. — 60 с.

38. Иванов, С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX-нач. XX в.) / С. В. Иванов ; Народы Сибири и Дальнего Востока М. ; JI. : АН СССР, 1963. - 494 с.

39. Иванов, С. В. Скульптура народов севера Сибири XIX первой половины XX в. / С. В. Иванов. - JI. : Наука, 1970. - 296 с.

40. Иванова, В. С. Культ огня в мировоззрении северных манси / В. С. Иванова // Реальность этноса : материалы докл. межд. науч.-практ. конф. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. - С. 348-349.

41. Иванова, В. С. Лексика погребального обряда северных манси (с момента смерти до погребения) / В. С. Иванова // Тезисы секционных докладов X межд. конгресса финно-угроведов : лингвистика. Ч. II . / Map. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2005. — С. 64-65.

42. Иванова, В. С. Обрядность северных манси в конце XIX начале XXI века: локальные особенности : дис. . канд. ист. наук : 07.00.07 / В. С.

43. Иванова ; РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). СПб, 2009. - 316 с.

44. История и культура хантов / Н. В. Лукина, и др. ; Администрация Ямало-Ненец. автоном. Округа ; Окруж. лаб. этнографии и этнолингвистики Ямала. — Томск : Изд-во Том. ун-та, 1995. — 162 с.

45. История Сибири. Сибирь в составе феодальной России / ред. А. П. Окладников. Л. : Наука, 1968. - Т. 2. - 538 с.

46. История Ханты-Мансийского АО с древности до наших дней / отв. ред. Д. А. Редин. — Екатеренбург : Волот, 1999. 466 с.

47. Кальман, Б. Н. Два обряда очищения в культе медведя обских угров / Б. Н. Кальман ; пер. с нем. Н. В. Лукиной // Вестник ТГПУ. Гуманитарные науки. Томск, 2004. - Вып. 4. - С. 91-94.

48. Канев, А. Н. Роль лодки в погребальном обряде обских угров / А. Н. Канев // Археология Западной Сибири. — Нижневартовск : Изд-во педагог, ин-та, 1998. С. 41-50.

49. Каннисто, Ю. А. О драматическом искусстве у вогул / Ю. А. Каннисто // Материалы по изучению Пермского края. Пермь, 1911. -Вып. IV. - С. 24-43.

50. Канов, В. И. Основы экономики окружающей природной среды / В. И. Канов. Томск : Курсив, 2007. - 286 с.

51. Караулов, Ю. Н. Хантыйский язык / Ю. Н. Караулов // Основы финно-угорского языкознания. Марийский, пермские и угорские языки. — М., 1976.-С. 239-252.

52. Карьялайнен, К. Ф. Религия угорских народов / К. Ф. Карьялайнен ; пер. с нем. Н. В. Лукиной. Томск : ТГУ, 1994-1996. - Т. 1., 1994. - 152 с. ; Т. 2., 1995. - 284 с. ; Т. 3., 1996. - 264 с.

53. Кастрен, А. М. Путешествие по Лапландии, Северной России и Сибири / А. М. Кастрен. М. : Магазин путешествий, 1860. - Т. 6, Ч. 2. -436 с.

54. Козьмин, В. А. Оленеводческая культура народов Западной Сибири / В. А. Козьмин. СПб. : С.-Петерб. ун-та, 2003. - 236 с.

55. Колесников, А. Д. О формах колонизации / А. Д. Колесников, С. В. Бахрушин // Вопросы истории Сибири досоветского периода. Бахрушинские чтения. — Новосибирск, 1973. — С. 166—181.

56. Контлер, JI. История Венгрии. Тысячелетие в центре Европы / JI. Контлер. М. : Весь Мир, 2002. - 656 с.

57. Косарев, М. Ф. Некоторые аспекты развития древнего мировоззрения (по сибирским материалам) / М. Ф. Косарев // Религиозные представления в первобытном обществе : тез. докл. М., 1987. - С. 35-37.

58. Косарев, М. Ф. Древняя история Западной Сибири: человек и природная среда / М. Ф. Косарев. М. : Наука, 1991. - 302 с.

59. Кравченко, А. И. Культурология : учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. М. : Акад. Проект : Трикста, 2001. - 496 с.

60. Кряжков, В. А. Статус малочисленных народов России / В. А. Кряжков. М. : Юринформцентр, 1994. - Кн. 2. - 488 с.

61. Кузнецов, Н. И. Природа и жители восточного склона Северного Урала / Н. И. Кузнецов // Известия ИРГО. СПб, 1887. - Т. 23. Вып. 4. - С. 726-749.

62. Куклы Агана. Каталог работ персональной коллекции Бондаренко Ф. С. — Нижневартовск : Сидаш и К, 2003. 36 с.

63. Кулемзин, В. М. Медвежий праздник у ваховских хантов / В. М. Кулемзин // Материалы по этнографии Сибири. Томск : Изд-во Том. унта, 1972.-С. 93-99.

64. Кулемзин, В. М. Шаманство васюганско-ваховских хантов / В. М. Кулемзин. Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 1976. - 154 с.

65. Кулемзин, В. М. Васюганско-ваховские ханты в конце XIX — начале XX вв. / В. М. Кулемзин, Н. В. Лукина. Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 1977.-225 с.

66. Кулемзин, В. М. Человек и природа в верованиях хантов / В. М. Кулемзин. Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 1984. - 192 с.

67. Кулемзин, В. М. Материалы по фольклору хантов / В. М. Кулемзин, Н. В. Лукина. — Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 1978. 216 с.

68. Кулемзин, В. М. Болезни в религиозных представлениях хантов / В. М. Кулемзин // Сибирь в прошлом, настоящем и будущем. -Новосибирск, 1981. Вып. 3. - С.77-79. - (История и культура народов Сибири).

69. Кулемзин, В. М. Знакомьтесь: ханты / В. М. Кулемзин. — Новосибирск : ВО Наука, 1992. 136 с.

70. Кулемзин, В. М. Условия сохранения и разрушения традиций (культура хантов) / В. М. Кулемзин // Народы Северо-Западной Сибири / под ред. Н. В. Лукиной. Томск, 1994. - Вып. 1. - С. 126-129.

71. Лапина, М. А. Участие молодых ученых в научных исследованиях / М. А. Лапина // Молодежь Югры: вчера, сегодня, завтра. — Ханты-Мансийск : ГУИПП Полиграфист, 1999. С. 165-167.

72. Лукина, Н. В. Заметки о питании хантов / Н. В. Лукина // Западная Сибирь в эпоху средневековья. Томск, 1983. - С. 178-179.

73. Лукина, Н. В. Традиции приготовления пищи у восточных хантов / Н. В. Лукина // Урало-алтаистика : археология, этнография, язык / Ин-т истории, филологии и философии СО АН СССР ; отв. ред. Е. И. Убрятова. -Новосибирск, 1985.-С. 130-133.

74. Лукина, Н. В. Формирование материальной культуры хантов / Н. В. Лукина. Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 1985. - 367 с.

75. Лукина, Н. В. Общее и особенное в культе медведя у обских угров / Н. В. Лукина // Обряды народов Западной Сибири. Томск, 1990. — С. 179-191.

76. Лукина, Н. В. Пища восточных хантов / Н. В. Лукина // Обские угры (ханты и манси) : материалы к серии Народы и культуры / Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. М., 1991. — Вып. 7.-С. 88-116.

77. Лукина, Н. В. Ханты — чужие на своей земле? / Н. В. Лукина, В. М. Кулемзин // Народы Сибири: права и возможности ; Ин-т археологии и этнографии СО РАН. Новосибирск, 1997. - С. 104-121.

78. Мартынова, Е. П. Общественное устройство в ХУП-Х1Х вв. / Е. П. Мартынова // Очерки истории и культуры хантов. Томск : ТГУ, 1995. - С. 77-120.

79. Мартынова, Е. П. Очерки истории и культуры хантов / Е. П.Мартынова. М. : ИЗА РАН, 1998. - 235 с.

80. Медведь в культуре обско-угорских народов : сб. науч. ст. // Материалы V Югорских чтений / под ред. Т. А. Молдановой, А. Д. Каксина. Ханты-Мансийск, 2002. - 145 с.

81. Мельников, Б. В. Отчет о работах археолого-этнографической экспедиции летом 1990 г. / Б. В. Мельников. Омск : ОмГУ., 1997. - С. 2529.

82. Мельников, Б. В. Об этническом составе Тарско-Васюганского междуречья в ХУП-начале XX вв. / Б. В. Мельников // Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий (по данным археологии). Омск, 1992. - С. 70-73.

83. Миллер, Г. Ф. История Сибири / Г.Ф. Миллер. М. ; Л., 1937. - Т. 1.-607 с.

84. Миненко, Н. А. Северо-Западная Сибирь в XVIII первой половине XIX в. : историко-этнографический очерк / Н. А. Миненко. -Новосибирск : Наука, 1975. - 308 с.

85. Митусова, Р. П. Медвежий праздник у аганских остяков Сургутского района / Р. П. Митусова // Тобольский край. — Тобольск : Б.и., 1926.-№ 1.-С. 11-14.

86. Мифы, предания, сказки хантов и манси / предисл. и примеч. Н. В. Лукиной ; под общ. ред. Е. С. Новик. — М. : Наука, 1990. 568 с.

87. Мифология манси / А. В. Бауло, и др.. Новосибирск : Изд-во ИАЭт СО РАН, 2001. - 196 с.

88. Молданов, Т. Боги земли казымской / Т. Молданов, Т. Молданова. Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2000. - 106 с.

89. Молданов, Т. Кань Кунш Оланг. Земля кошачьего коготка / Т. Молданов. — Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2004. — 202 с.

90. Молданова, Т. А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис / Т .А. Молданова. Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 1999. - 261 с.

91. Молданова, Т. А. Орнитоморфная символика в фольклоре и верованиях хантов / Т. А. Молданова // Вестник ТГПУ. Гуманитарные науки. Томск, 2004. - Вып. 4. - С. 95-97.

92. Мошинская, В. И. Древняя скульптура Урала и Западной Сибири / В. И. Мошинская ; АН СССР ; Ин-т археологии. М. : Наука, 1976. -214 с.

93. Мошинская, В. И. О некоторых особенностях в отношении к собаке у обских угров / В. И. Мошинская, Н. В. Лукина // Археология и этнография Приобья / ред. Н. В. Лукина. Томск : Изд-во ТГУ, 1982. - С. 226-233.

94. Музыка и танец в культуре обско-угорских народов : материалы науч.-практ. конф. / отв. ред. Н. В. Лукина ; Ком. по вопр. МНС ;

95. Правительство Ханты-Манс. авт. окр ; Науч.-исслед. ин-т обско-угор. народов. — Томск : Изд-во Том. ун-та, 2001. — 66 с.

96. Надь, 3. Об одном шаманском бубне васюганских хантов / 3. Надь // Вестник ТГПУ. Гуманитарные науки. — Томск, 2006. Вып. 1. — С. 123-126.

97. Научно-исследовательский институт угроведения : библиография трудов (1991—2001 гг.) / сост. С. П. Берендеева, JI. А. Цюпер ; отв. ред. Н. В.Лукина ; отв. за выпуск Т. В. Волдина. — Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2004. — 140 с.

98. Никитин, Н. И. Русские землепроходцы в Сибири / Н. И. Никитин. М. : Знание, 1988. - 64 с.

99. Нилов, В. Н. Северный танец: традиции и современность / В. Н. Нилов. М. : Северные просторы, 2001. - 165 с.

100. Новикова, Н. И. Право нефти и права аборигенов / Н. И. Новикова // Этнографическое обозрение. — 2008. № 3. - С. 28-36.

101. Новицкий, Г. Краткое описание о народе остяцком, сочиненное в 1715 г. / Гр. Новицкий. СПб : Б.и., 1884.- 116 с.

102. Обские угры (ханты и манси) / РАН Институт этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая ; материалы к серии «Народы и культуры». М., 1991. - Вып. 7. - 242 с.

103. Огрызко, И. И. Христианизация народов Тобольского Севера в XVIII в. / И. И. Огрызко ; под ред. В. Бахрушина. Л. : Ленинградское отд-ние учеб. пед. изда-ва Наркомпроса РСФСР, 1941. - 148 с.

104. Онина, С. В. Оленеводческая лексика хантыйского языка : семантические группы и словарь / С. В. Онина. Йошкар-Ола : Map. гос. ун-т., 2000. - 76 с.

105. Онина, С. В. Вопросы и задания по материальной и духовной культуре обско-угорских народов / С. В. Онина ; Департамент по вопр.малочисл. народов Севера ХМАО ; Науч.-исслед. ин-т угроведения. -Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2003. 44 с.

106. Остроумов, И. Г. Вогулы-манси / И. Г. Остроумов // Материалы по изучению Пермского края. — Пермь : издание Пермск. науч.-пром. музея, 1904. Вып. 1. - С. 155-202.

107. Очерки истории Югры / отв. ред. Д. А. Редин, Н. Б. Патрикеев. -Екатеринбург : Волот, 2000. — 408 с.

108. Павлинская JI. Р. Экология этнических культур Сибири накануне XXI века / Л. Р. Павлинская. СПб. : Наука, 1995. - 223 с.

109. Паллас, П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи : в 3 ч. ; Ч. 1. / П. С. Паллас. СПб. : Б.и., 1788. - 480 с.

110. Памятники лесостепи и подтаежной полосы / А. В. Матвеев, Н. П. Матвеева, А. Н. Панфилов и др.. -Новосибирск, 1995. — 240 с.

111. Папай, Д. Североостяцкие медвежьи песни / Д. Папай. -Будапешт, 1934.

112. Патканов, С. К. Стародавняя жизнь остяков и их богатырей по их былинам и сказаниям / С. К. Патканов // Живая старина. СПб, 1891. -Вып. III-IV.-C. 85-116.

113. Патканов, С. К. Иртышские остяки и их народная поэзия / С. К. Патканов. СПб. : Б.и., 1900. - 381 с.

114. Патканов, С. К. Остяцкая молитва / С. К. Патканов ; сост. Ю. Л. Мандрика ; под ред. С. Г. Пархимович. — Тюмень : Изд-во Ю. Мандрики, 1999.-395 с.

115. Патранова, В. Ханты-Мансийск город большой судьбы / В. Патранова. - Тюмень : Софт, 1997. - 120 с.

116. Патрушев, В. Финно-угры России (II тыс. до н.э-П тыс. н.э) / В. Патрушев. Йошкар-Ола : Марийское кн. изд-во, 1992. - 212 с.

117. Перевалова, Е. В. Эротика в культуре хантов / Е. В. Перевалова. -Екатеринбург : УрО РАН, 1992. С. 85-97.

118. Перевалова, Е. В. Русские в представлениях обских угров и лесных ненцев / Е. В. Перевалова // Русские старожилы : материалы III Сибирского симпозиума / «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск, 2000. - С. 97-100.

119. Перевалова, Е. В. Обдорские князья Тайшины / Е. В. Перевалова // Древности Ямала. Екатеринбург ; Салехард, 2000. - Вып.1. - С. 152— 190.

120. Перевалова, Е. В. Войны и миграции северных хантов (по материалам фольклора) / Е. В. Перевалова // Уральский исторический вестник. 2002. - № 8. - С. 36-58.

121. Песикова, А. С. Нормы поведения на хантыйском стойбище / А. С. Песикова // Народы Северо-Западной Сибири. — Томск, 1998. — Вып. 5. — С. 60-66.

122. Поляков, И. С. Письма и отчеты о путешествии в долину р. Оби, исполненном по поручению Императорской Академии наук / И. С. Поляков ; предисл. С. Г. Пархимовича. Тюмень : Изд-во Ю. Мандрики, 2002.-200 с.

123. Попова, С. А. Обряды перехода в традиционной культуре манси / С. А. Попова. Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2003. — 180 с.

124. Попова, С. А. Термины родства манси в свете их духовной культуры / С. А. Попова // Вестник ТГПУ. Гуманитарные науки. — Томск, 2006.-Вып.1.-С. 126-129.

125. Попова, С. А. Мансийские календарные праздники и обряды / С. А. Попова ; науч. ред. Н. В. Лукина ; Правительство Ханты-Манс. авт. окр. Югры. - Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2008. - 137 с.

126. Прыткова, Н. Ф. Одежда хантов / Н. Ф. Прыткова // Сборник Музея антропологии и этнографии. — М.-Л., 1953. — Вып. XV. — С. 123—233.

127. Радлов, В. В. Из Сибири / В. В. Радлов. М. : Наука, 1989. -750 с.

128. Регули, А. Свод мансийского фольклора / А. Регули. Б.м. : Б.и., 1905.- 198 с.

129. Ремесла обских угров / по материалам семинаров этнографического музея Торум Маа. — Ханты-Мансийск : Стерх, 1999. -35 с.

130. Ремизовская (Кунгурская) летопись, изд. археологической комиссией / сост. Г. Ф. Миллер ; Средне Сибирские летописи : дополн. к актам истор. / изд. археологической комиссией. — СПб., 1821. 117 с.

131. Ромбандеева, Е. И. Душа и звезды : предания, сказания и обряды народа манси / Е. И.-Ромбандеева. Ханты-Мансийск : Стерх, 1991. -112 с.

132. Ромбандеева, Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов) / Е. И. Ромбандеева. — Сургут : Северный дом, 1993. 208 с.

133. Ромбандеева, Е. И. Мансийский обряд, связанный с рождением ребенка / Е. И. Ромбандеева // Народы Северо-Западной Сибири. — Томск, 1994.-Вып. 1.-С. 6-14.

134. Руденко, С. И. Предметы из остяцкого могильника возле Обдорска / С. И. Руденко // Материалы по этнографии России. СПб., 1914.-С. 35-56.

135. Семенова, Вт~И. Средневековые могильники Юганского Приобья / В. И. Семенова. Новосибирск : Наука, 2001. - 296 с.

136. Сибирь XVIII века в путевых описаниях Г. Ф. Миллера. -Новосибирск : Сибирский хронограф, 1996. Вып. VI. - 310 с.

137. Сирелиус, У. Т. Путешествие к хантам / У. Т. Сирелиус ; пер. с нем., публикация д-ра ист. наук Н. В. Лукиной. — Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2001.-344 с.

138. Скрынников, Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака / Р. Г. Скрынников 2-е изд., испр. и допол. - М. : Наука, 1986. — 317 с.

139. Соколова, 3. П. Страна Югория / 3. П. Соколова. — М. : Юность, 1976. 83 с.

140. Соколова, 3. П. Имя и прозвище у обских угров / 3. П. Соколова // Народы и языки Сибири / отв. ред. Е. И. Убрятова. — Новосибирск : Наука, 1980. С. 266-270.

141. Соколова, 3. П. Путешествие в Югру / 3. П. Соколова. М. : Мысль, 1982.-176 с.

142. Соколова, 3. П. Социальная организация хантов и манси в XVIII-XIX вв. Проблемы фратрии и рода / 3. П. Соколова. М. : Наука, 1983. -328 с. -142. Сородичи по языку / гл. ред. Дердь Нановски. ; ред. рус. версии :

143. О. Володарская и др. Будапешт : Фонд им. Ласло Телеки, 2000. - 601 с.

144. Сорокин, Н. Путешествие к вогулам / Н. Сорокин // Труды общества естествоиспытателей при имп. Казанском университете. — Казань, 1873. Т. Зг№ 4. - 48 с.

145. Спафарий, Н. Путевой дневник / Н. Спафарий. Репринт, изд. 1882 г. - СПб. : Альфарет, 2010. - 222 с.

146. Справочная книга Тобольской епархии / Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск : Типография епархиального братства, 1913. - 380 с.ф 146. Старцев, Г. Остяки / Г. Старцев. Л. : Прибой, 1928. - 152 с.

147. Терешкин, Н. И. Очерки диалектов хантыйского языка : Ваховский диалект / Н. И. Терешкин. Л. : Наука, 1961. — 204 с.

148. Титов, А. Сибирь в XVII в. / А. Титов. М. : Б.и., 1890. - 216 с.

149. Титова, 3. Д. Дневник Т. Кенигсфельда этнографический источник первой половины XVIII в. по народам Сибири / 3. Д. Титова // Сов. этнография, 1975. — Вып. 6. - С. 46-58.

150. Топоров, В. Н. К иранскому влиянию в финно-угорской мифологии / В. Н. Топоров // Финно-угорские народы и Восток. Тарту, 1975.-С. 72-76.

151. Тульвисте, П. Э. Типы мышления и традиционные занятия / П. Э. Тульвисте // Культура народностей Севера : традиция и современность. — Новосибирск, 1986.-С. 100-108.

152. Тюгашев, Е. А. Этноконфессиональные процессы в современной Югре / Е. А. Тюгашев, Г. А. Выдрина, Ю. В. Попков. — Новосибирск : Нонпарель, 2004. 222 с.

153. Ученые обско-угорских народов : библиогр. справ. / НИИ обско-угорских народов ; Гос. центр, б-ка Ханты-Манс. авт. окр. ; авт. вст. ст. др. филол. наук Е. И. Романдеева. — Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2001. 294 с.

154. Феденок, Ю. Н. Коренные малочисленные народы Севера: проблемы современного развития / Ю. Н. Феденок // Этнокультурные процессы в России на рубеже XX XXI веков. - М., 2006. - С. 116-141.

155. Финш, О. Путешествие в Западную Сибирь / О. Финш, А. Брэм -Репринт, изд. СПб. : Альфарет, 2009. - 586 с.

156. Фрэзер, Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии / Дж. Фрэзер. М. : Эксмо, 2006. - 960 с.

157. Хакназаров, С. X. Коренные малочисленные народы в условиях интенсивной эксплуатации энергетических ресурсов ХМАО : состояние и перспективы : монография / С. X. Хакназаров ; под ред. А. И. Летувнинкаса. Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2003. - 172 с.

158. Харамзин, Т. Г. Традиционный уклад и образ жизни обских угров : по материалам социологических исследований / Т. Г. Харамзин. -М. : ЖАР, 2002. 296 с.

159. Харамзин, Т. Г. Традиционное природопользование как основа развития материальной и духовной культуры обских угров / Т. Г. Харамзин. М.: ИКАР, 2004. - 240 с.

160. Харузин, Н. Н. Медвежья присяга у остяков и вогулов / Н. Н. Харузин. М., 1899. - 72 с.

161. Церкви Обдорска (1824-1894) / ред.-сост. В. Я. Темплинг // Сибирский раритет. Тюмень, 2009. - Вып. 2, Ч. 2. — 386 с.

162. Чемякин, Ю. П. Новый могильник в Сургутском Приобье / Ю. П. Чемякин // Сов. археология. 1980. - № 3. - С. 276-280.

163. Черная, И. К. Волосы в представлениях и обрядах обских угров / И. К. Черная // Археолого-этнографические издания Западной Сибири. — Томск, 1999.-С. 126-128.

164. Чернецов, В. Н. Вогульские сказки / В. Н. Чернецов. Л. : Гослитиздат, 1935. - 143 с.

165. Чернецов, В. Н. Древняя история Нижнего Приобья / В. Н.Чернецов, В. И. Мошинская, И. А. Талицкая. М. : АН СССР, 1953. -360 с.

166. Чернецов, В. Н. Нижнее Приобье в I тысячелетии н.э. / В. Н. Чернецов // Культура древних племен Приуралья и Западной Сибири. М., 1957.-С. 136-245.

167. Чернецов, В. Н. К вопросу о месте и времени формирования Уральской (финно-угро-самодийской) общности / В. Н. Чернецов ; СШи. -Будапешт: Б.и., 1963. С. 20-24.

168. Чеснов, Я. В. Жест, тело и вещь / Я. В. Чеснов // Религиозные представления в первобытном обществе : тез. докл. — М., 1987. — С. 51-52.

169. Шатилов, М. Б. Ваховские остяки / М. Б. Шатилов // Труды Томского областного краевого музея. 1931. - Т. IV. - 183 с.

170. Шатилов, М. Ваховские остяки (родовые и семейные отношения; управление, суд и обычное право) / М. Шатилов ; под. ред. Г. Пархимовича. Тюмень : Изд-во Ю. Мандрики, 2000. — 288 с.

171. Шульц JI. Салымские остяки (из материалов к этнографии южных остяков) / JI. Шульц ; Тюменское общ-во научного изучения местного края. Тюмень : Гостипография, 1924. - Вып. 1. - С. 166-200.

172. Языки и культура народов ханты и манси : материалы междунар. конференции, посвященной 10-летию НИИ обско-угорских народов. Ч. 1 : Этнология, социология, экономика / Том. гос. ун-т. Томск : ТТУ, 2002. -234 с.

173. Яковлев, Я. А. К вопросу о роли и значении погребального инвентаря позднесредневекового населения Приобья / Я. А. Яковлев, А. И. Боброва // Средневековые древности Западной Сибири / Ом. гос. ун-т. — Омск : ОмГУ, 1995. С. 101-117.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.