Н.С. Лесков и сектанты: из истории творческих и религиозных связей тема диссертации и автореферата по ВАК 10.01.01, кандидат филологических наук Сажин, Александр Валерьевич

Диссертация и автореферат на тему «Н.С. Лесков и сектанты: из истории творческих и религиозных связей». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 334235
Год: 
2008
Автор научной работы: 
Сажин, Александр Валерьевич
Ученая cтепень: 
кандидат филологических наук
Место защиты диссертации: 
Санкт-Петербург
Код cпециальности ВАК: 
10.01.01
Специальность: 
Русская литература
Количество cтраниц: 
179

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Сажин, Александр Валерьевич

Введение.

Глава I. Н. С. Лесков и сектанты: биографический и творческий аспекты

1. Введение.

2. Религиозные воззрения Лескова и их интерпретация в критике.

1 * <

3. Интерес Лескова к сектантству и его отражение в публицистике и художественном творчестве писателя.

4. Лесков - «сектант»: проблема литературно-общественной репутации

5. К проблеме «Лесков и старообрядчество»

5.1. Дефиниции.

5.2. Старообрядчество в соотнесении с художественным миром Лескова.

5.3. Старообрядчество: исследовательский контекст.

5.4. Старообрядчество в исследованиях и художественном творчестве Лескова.

Глава II. Биография и творчество Н. С. Лескова с точки зрения девиантологии

1. Теории девиантного поведения.

2. Феномен антиповедения в работах отечественных исследователей

3. Герой Лескова с точки зрения девиантологии.

4. Биография Лескова в аспекте девиантологии.

Глава III. К творческой истории очерка «Обнищеванцы»

1. Новые источники биографии и творчества Лескова. Старообрядческая рукопись: палеографическое описание.

2. История знакомства Лескова с Иваном Исаичем Исаевым

3. Автожитие Ивана Исаича. Образ автора. Четыре «Книги Царств».

4. Лесков в воспоминаниях Ивана Исаича и в современной им критике.

5. Рукопись Ивана Исаича как прототекст очерка Лескова «Обнищеванцы».

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Н.С. Лесков и сектанты: из истории творческих и религиозных связей"

Актуальность исследования. Лескововедение является относительно молодым направлением в изучении истории русской литературы XIX века. Этому есть несколько причин. При жизни Н. С. Лескова не последней в их числе являлось долговременное изгнание писателя из литературной среды вследствие неодобрительной реакции значительного круга современников на его выступления в печати в 1860-е годы. Более поздние сочинения писателя в разных жанрах долго оставались лишь объектом современной ему общественно-политической полемики и лишь в малой степени - литературно-критической интерпретации.

Тем более затруднительным оказывалось объективное научное изучение творчества Лескова в ракурсе проблематики настоящей диссертации: сектантство было в России во второй половине XIX века животрепещущей, актуальной общественно-политической темой, и таким образом произведения Лескова становились объектом энергичной социальной полемики, не располагавшей к объективному исследованию • и интерпретации их литературных и эстетических свойств.

Еще в большей степени отмеченные свойства биографии и творчества Лескова затрудняли изучение его литературного наследия в советское время, в идеологические рамки которого* он вмещался лишь довольно ограниченным набором произведений.

Творчество Лескова принадлежит литературе XIX века, но в то же время как бы «выпадает» из своего времени, а сам автор оказывается вне парадигмы современных ему «писателей первого ряда». Отсюда - неопределенность относительно возможных методов исследования его творчества.

Несмотря на биографические работы Л. А. Аннинского, И. П. Видуэцкой, А. Л. Волынского, Л. П. Гроссмана, А. Н. Лескова, Р. И. Сементковского, А. И. Фаресова, осмысление личности писателя еще далеко не закончено. Также актуальным остается изучение поэтики Лескова, несмотря на то, что в этой области сложился корпус авторитетных исследований А. А. Горелова, О. В. Евдокимовой, О. Е. Майоровой, Н. Н. Старыгиной, И. В. Столяровой, В. А. Троицкого, В. А. Туниманова, Б. М. Эйхенбаума.

Важным и практически, не исследованным остается культурологический аспект социокультурного феномена Н. С. Лескова: Не вписываясь ни в одну социокультурную парадигму, феномен Лескова-человека и Лескова-писателя содержит маргинальные черты: инакомыслие, полемичность, замкнутость, конфликтность, отчужденность от магистралей развития культуры и общества.

Феномен сектантства представляется одним из ключевых для- понимания специфики художественного мира Лескова, и творческой индивидуальности писателя. Интерес Лескова к старообрядчеству и сектантству - это внимание к пограничным явлениям' в культуре, маргинальным, отверженным, то есть таким же, каким-было'долгое время творчество писателя-и-едва ли не вся его жизнь. Интерес как к сектантству и: старообрядчеству в целом; так и к их конкретным представителям, сопровождал Лескова1 всю- жизнь, находя отражение- в творчестве. Сектанты .широко представлены как в публицистике писателя1, так и

1 О раскольниках города Риги, преимущественно в отношении к школам. <СПб.>, 1863; Раскольничьи школы // Библиотека для чтения. - 1863. - № 5. - С. 89; С людьми древляго благочестия: (Письмо 1-е и 2-е) // Библиотека для чтения. - 1863. — № 11. - С. 1-64; 1864. -№ 9.

- С. 1-45; Искание школ старообрядцами // Биржевые ведомости. - 1869. - №№ 28, 30, 37, 43, 44,48, 65, 71, 89; 102; Учение штундистов: (Черты из епархиальной жизни) // Гражданин. -1875. -№ 42; Несколько слов по поводу записки высокопреосвященного митрополита Арсения о духоборческих и других сектах//Гражданин. - 1875.-№ 15, 16; Великосветский раскол. Гренвиль Вальдигрев лорд Редсток: Его жизнь, учение и проповедь // Православное обозрение.

- 1876. -№ 9. - С. 138-178; № 10. - С. 300-325; 1877.-№ 2.-С. 294-334; Подпольные пророки: современное явление // Церковно-общественный вестник. 1877. - № 4. - С. 2-4; Религиозные новаторы // Новое время. - 1879. - № 1165. 29 мая; Апостольская община в аристократическом мире // Новости. - 1880. - №167. 26 июня; Новый апостол в большом свете // Новости. - 1881. - № 152. 13 июня; О сущности и значении раскола в России: <Рецензия> // Исторический вестник. - 1881. -№ 12. - С. 840-842; Народники и расколоведы на службе: в его литературных произведениях . Множественные личные контакты Лескова с сектантами и старообрядцами интересны своей диалогичностью и амбивалентностью. Этот биографический и творческий диалог, взаимовлияния помогают исследователю лучше понять писателя и его героя.

Сама взаимосвязь Лескова с явлениями старообрядчества и сектантства представляется весьма актуальной. Это подтверждается'возросшим в последние два десятилетия интересом как к творчеству писателя, так и к культуре старообрядчества и феномену сектантства — пограничным явлениям' в русской культуре. В качестве примера последних исследований можно привести работы А. Дворкина, А. Дугина, Е. Ивахненко, А. А. Панченко, Б. А. Успенского, А. Эткинда.

Принципиальным для настоящего исследования является проблема соотношения понятий нормы и антинормы. Оппозиция норма/антинорма объединяет понятия сектантства и старообрядчества как отклонения от с общепризнанной, господствующей, официально утвержденной нормы (в данном, случае - религиозной), но> и играет ключевую роль в творчестве Лескова. Явленную прежде всего в, социуме, оппозицию норма/антинорма изучает девиантология - область знания, являющаяся междисциплинарной, лежащая на стыке социологии' и психологии. В' аспекте девиантологии получают новое освещение как художественный мир Лескова, населенный «антиками», «чудаками», «оригиналами», «дурачками», маргиналами, фанатиками, изгоями и юродивыми, так и сами по себе пограничные явления - сектантство и старообрядчество.

Nota Bene к воспоминаниям П. G. Усова о П. И. Мельникове) // Исторический вестник. - 1883. -№ 5. -С. 415-423.

2 Тема сектантства и старообрядчества явлена в таких произведениях писателя, как ? «Соборяне» (1866-1872), «Некрещеный поп» (1877), «Однодум» (1879), «Несмертельный Голован» (1880), «Обнищеванцы» (1881), «Инженеры-бессребреники» (1887), «Фигура» (1889), «Юдоль» и «О „квакереях"» (1892).

Настоящее исследование в особенности актуализируется в свете обнаруженных в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки и впервые вводимых в научный оборот рукописных источников, составленных выходцем из старообрядцев сектантом Иваном Исаичем (Исаевым).

Первый представляет собой тетрадь в 55 листов, содержащую воспоминания о знакомстве и общении автора с Лесковым в течение 1880-1881 годов, написанные сразу после выхода из печати очерка Лескова «Обнищеванцы». Сочинение носит название «1880 года и 1881 года двух годовыи религиозный биседы трех лиц первый Николаи Семеновичь Лесков вторыи Иван Исаив а третии Андреи Дементьев в С. Петербурге». Иван Исаич, как это явствует из рукописи, стал прототипом- главного героя очерка. Воспоминания повествуют о многочисленных встречах и беседах Ивана Исаича и Лескова в течение 1880-1881 годов, содержат описание лесковского кабинета, образ самого писателя и эсхатологическую-концепцию сектанта.

Вторая рукопись - его же четырехтомное сочинение с подробнейшим описанием своей биографии; странствий, истории созданной им в« Петербурге секты «обншцеванцев», эсхатологическими рассуждениями и пророчествами. Эти так называемые четыре «Царские книги», или «Книги о всемирной кончине», послужили для Лескова прототекстом очерка «Обнищеванцы»: с ними он познакомился в 1880-1881 годах благодаря автору-сектанту.

Для того, чтобы адекватно интерпретировать выявленные архивные материалы и оценить их значение в биографии и творческой судьбе Лескова, необходимо обстоятельно рассмотреть, весь комплекс проблематики, касающейся ? взаимоотношений Лескова и сектантов: их творческую, идеологическую и ? поведенческую составляющие.

Степень разработанности^ проблемы: Тема, взаимоотношений Лескова и сектантов не является абсолютно новой: на роль сектантства в биографии и творчестве Лескова обращали внимание исследователи. К интерпретаторам взаимосвязей Лескова и сектантов как в аспекте творчества писателя, так и в аспекте его личной судьбы, можно отнести О. В. Анкудинову, Л. А. Аннинского,

А. А. Горелова, Б. М. Другова, С. Н. Дурылина, М. М. Дунаева, А. Н. Лескова, Е. А. Макарову, О. Е. Майорову, Н. Морозову, Ст. Рассадина, Р. И. Сементковского, И. 3. Сермана, В. А. Туниманова, А. И. Фаресова, Г. В. Флоровского, К. А. Янчевскую. Однако выявленные и представленные в настоящей работе архивные материалы, до сих пор не входившие в арсенал исследователей указанной проблематики, дали основание для дальнейшего изучения биографии и творчества Лескова с точки зрения его интереса к сектантству, как на уровне конкретных исторических фактов, так и на уровне их интерпретации, осмысления.

Объектом исследования являются* собственно материалы, которые оказываются необходимы для изучения.заявленной темы «Лесков и сектанты».

Это, прежде всего, указанные выше рукописные источники, выявленные в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки.

Помимо названных рукописных источников, в настоящем исследовании рассматривается публицистика. Лескова о сектантах и старообрядцах и I художественные произведения, в которых явлена эта тема. К последним, относятся рассказы «праведнического цикла» («Пигмей», 1876; «Однодум», 1879; «Шерамур», 1879; «Кадетский- монастырь», 1880; «Несмертельный. Голован», 1881; «Левша», 1881; «Инженеры-бессребреники», 1887); «Житие одной бабы» (1863), «Язвительный» (1863), «Запечатленный ангел» (1873), «На краю света» (1875), «Некрещеный поп» (1877), «Неразменный рубль» (1883), «Совместители» (1884), «Маленькая ошибка» (1885), «Пугало» (1885), «Фигура» (1889), «Дурачок» (1891), «Полунощники» (1891), «Юдоль» (1892); отдельно рассмотрена творческая история^очерка «Обнищеванцы» (1881).

Предметом исследования-*в данной работе стала проблематика, связанная-с различными аспектами темы «Лесков и сектантство»:

- происхождение интереса Лескова к религиозной проблематике и, в частности, к сектантству;

- проблема религиозных корней Лескова;

- отражение интереса к сектантству и старообрядчеству в биографии писателя и в его творчестве;

- самовосприятие Лескова в аспекте сектантства;

- исследовательская деятельность Лескова в области сектантства и старообрядчества;

- личность Лескова с точки зрения сектантов.

Современниками Лескова; входившими- в круг его общения; и исследователями были, отмечены необычное поведение писателя и его интерес к необычным; «странным» людям с отклоняющимся поведением. Привлекавшие Лескова «странности» свойственны как персонажам его произведений; так и их прототипам из среды сектантов: и старообрядцев. Этот аспект до сих пор не рассматривался специально. Следовательно, возникает необходимость, в качестве отдельной; проблемы исследования^^ассмотрения этого аспекта в главе диссертации, посвященной такому необычному, отклоняющемуся поведению, его особенностям; реализации и художественнойзначимости:

Предмет исследования определяет цель, которая ставится в работе г изучение'-творческих и религиозных- связей Лескова с сектантами: Эта- цель достигается? путем решения.конкретных задач;.В их число входит: пить, масштаб и специфику интереса Лескова к сектантству и к

- охарактеризовать место феномена сектантства в биографии и творчестве писателя;

- научно описать специфику творческого поведения Лескова* и необычных форм поведения-его героев;

- проанализировать и интерпретировать новые источники- биографии и-творчества Лескова с точки зрения- основной проблематики исследования, включая текстологическое описание и реальный комментарий;

- вписать памятники старообрядческой письменности в историко-литературный контекст а также- в историю взаимоотношений. Лескова с сектантами; старообрядчеству;

9<ПР if'TK-o Ji&f^V hl^Us-i, (tTj-^i LC^ — С-

- выявить новый образ Лескова как писателя, аккумулирующего сектантскую Cj составляющую в мировоззрении и поведении и специфическое отклоняющееся поведение.

Методологическиконцепция исследования опирается на ключевые работы в лескововедении, сектоведении и девиантологии. Это работы в области биографии и творчества Лескова, созданные Л. А. Аннинским, А. А. Гореловым, М. М. Дунаевым, О. В. Евдокимовой, О. Е. Майоровой, Н. Н: Старыгиной, И. В. Столяровой, В. А. Тунимановым, Б. М. Эйхенбаумом; сектоведческие работы В. Д. Бонч-Бруевича, Т. И. Буткевича, А. Дворкина, А. Дугина, А. И. Клибанова, А. А. Панченко, А. С. Пругавина, А. П. Щапова, А. М. Эткинда; исследования, так или иначе затрагивающие проблему девиантного поведения: работы Я. И. Гилинского, С. М. Даниэля, Э. Дюркгейма, Ч. Ломброзо, Ю. М. Лотмана, Р. Мертона, Д. Э. Милькова, В. П. Руднева, О. А. Таротенко, Е. В. Осиповой, Б. А. Успенского, Т. А. Хагурова, С. Е. Юркова. Фрагменты работы, посвященные поэтике Лескова; основаны на фундаментальных исследованиях А. А. Горелова, В^^Хализева и О. Е. Майоровой; к сопоставлению выявленного, прежде неизвестного рукописного материала о Лескове с ранее опубликованным привлечены биографические заметки Е. Ахматовой, Е. Борхсениус, Б. Варнеке, книга сына писателя А. Н. Лескова «Жизнь Николая Лескова». Для составления реального комментария к старообрядческим рукописям использованы многочисленные справочники и словари, а также работы К. П. Богаевской, Л. П. Гроссмана, Ms. Горячкиной и др.

Сопоставляя феномен Лескова и сознание сектантов, поведение девиантного автора и девиантного героя у Лескова, рукописный текст Ивана Исаича о Лескове и очерк «Обнищеванцы» о религиозном движении в фабричной среде, мы используем сравнительно-исторический и сравнительно-типологический методы на основе историко-литературного подхода. С точки зрения логической \f У, исследование осуществляется методом дедукции: от рассмотрения общих принципиальных проблем к их частной реализации в выявленных конкретных архивных источниках и очерке Лескова «Обнищеванцы».

Научная новизна работы состоит во введении в научный оборот прежде не известных рукописных источников, имеющих отношение и к истории сектантства, и к биографии и творчеству Лескова; в принципиально новом подходе к интерпретации интереса Лескова к старообрядчеству; в том, что для интерпретации необычного поведения персонажей-сектантов и старообрядцев, а также самого1 писателя, впервые вводится понятийный аппарат девиантологии, смежной области между социологией и психологией.

На защиту выносятся следующие положения: ?

- тема и феномен сектантства занимают значительное место в публицистике

------— и художественном творчестве писателя и мировоззренчески бл изюиему^

- интерес Лескова к сектантам определяется биографическими реалиями и ментальностью писателя;

- имеется типологическое сходство Лескова и сектантов по типу сознания и личности;

- антиповедение героев< Лескова - и самого писателя, которое до> сих пор характеризуется вненаучными категориями: «странное», «необычное», в лучшем случае, «маргинальное», — возможно интерпретировать с помощью понятийного аппарата девиантологии и определять как девиантное поведение;

- дефиниция- и научная классификация поведенческих форм лесковских персонажей задают принципиально новую парадигму исследования героев Лескова и самого писателя;

- рукописный текст сектанта Ивана Исаича «Книги, о всемирной кончине» является прототекстом очерка Лескова «Обнищеванцы» и дает представление о неизвестной до сих пор творческой истории этого очерка;

- рукописные-воспоминания-Ивана, Исаича-о беседах с Лесковым содержат уникальный образ' писателя и также являются самостоятельным реальным комментарием к очерку «Обнищеванцы».

Теоретическая значимость работы обусловлена спецификой открытой старообрядческой рукописи, задающей новый ракурс для изучения личности Лескова и обогащающей тему взаимоотношений Лескова и сектантов.

Междисциплинарный подход, осуществленный в рамках настоящей работы, намечает дальнейшие перспективы для продуктивного изучения Лескова и его героя в аспекте девиантологии как смежной дисциплины, занимающейся феноменом поведения.

Практическая значимость исследования заключается во введении в научный оборот нового, ранее не исследованного материала для биографии и творчества Лескова - рукописного текста выходца из старообрядцев Ивана Исаича (Исаева). Научная концепция, предложенная в настоящем исследовании, призвана ввести в лескововедение до тех пор ^^щ)актиковавшийся^в нем междисциплинарный подход к личности и творчеству писателя.

Рекомендации по использованию полученных результатов. Результаты исследования должны быть учтены при подготовке Полного собрания сочинений Лескова, в частности, при издании в соответствующем томе очерка «Обнищеванцы»; могут использоваться при чтении спецкурсов и спецсеминаров по изучению творчества Лескова, старообрядчества, сектантства, эсхатологических учений; дают возможность научно классифицировать особенности поведения как персонажей литературных произведений, так и самих авторов.

Заключение диссертации по теме "Русская литература", Сажин, Александр Валерьевич

Заключение

В результате проведенной работы была рассмотрена проблематика, связанная с темой «Лесков и сектантство».

В Главе I исследования мы остановились подробно на происхождении интереса Лескова к сектантству и старообрядчеству, рассмотрели, как представлено сектантство в биографии писателя и в его творчестве, охарактеризовали самовосприятие Лескова в аспекте сектантства и предприняли обзор исследований самого Лескова в области сектантства и старообрядчества. И Лескову, и многим его персонажам были свойственны черты, которые связаны с понятием сектантства. Не вписываясь ни в одну социокультурную парадигму, в том числе в парадигму сектантов, феномен Лескова-человека и Лескова-писателя, тем не менее, содержит начала, свойственные сектантству: инакомыслие, полемичность, замкнутость, конфликтность, отчужденность от магистралей развития культуры и общества. Интерес Лескова к старообрядчеству и сектантству - это заинтересованное внимание к пограничным явлениям в культуре, маргинальным, отверженным, то есть таким же, каким было изначально и долгое время творчество самого писателя.

В Главе II работы рассмотрены биография и творчество Лескова с точки зрения свойств и особенностей поведения автора и его персонажей, и делается попытка описания этого поведения в аспекте девиантологии. На примере Лескова мы видим, как жизненные препятствия - фрустрации - приводят к внутриличностному конфликту, в результате которого складывается первичная девиантность личности. Личность вступает в конфликт с референтной группой (например, литературные критики), которая характеризуется нормативной ригидностью, охраняет норму, выполняет социальный контроль и оказывает на девиантную личность социальное давление, а впоследствии применяет к ней санкции (наклеивание ярлыков, изгнание). В случае Лескова налицо отсутствие социальной компетентности личности, которая сказалась в истории с так называемой «пожарной статьей». Нарушив как групповые нормы (нормативные универсалии, принятые в журналистской среде), так и социальные нормы, принятые в столичном обществе того времени в целом, Лесков вступает в противоречие с фоновыми ожиданиями, то есть предполагаемым поведением, которого ждало от него литературное и окололитературное сообщество. В ответ референтная группа прибегает к вышеназванным санкциям, а в общественном сознании-у Лескова складывается одиозная репутация. Как следствие, мы можем наблюдать усиление девиантности, Лескова с сопутствующими элементами аддиктивного поведения (как компенсацией), стремлением уйти от состояния внутреннего психологического дискомфорта в публицистическом и художественном литературном творчестве. Схожие черты, обнаруживаются и в поведении целого ряда лесковских персонажей.

Глава III исследования посвящена выявленным новым рукописным источникам, позволяющим проникнуть в.«творческую лабораторию» писателя и соединить две линии, намеченные в двух первых главах: Лескова как носителя сектантской составляющей в сознании и Лескова-девианта. Впервые вводимые в научный оборот прежде неизвестные рукописные источники относятся как к истории сектанства, так и к биографии и творчеству Лескова. „ Дано их детальное аналитическое исследование, включая образы- автора и главного персонажа, -Николая Семеновича Лескова. Также отдельное внимание уделено тому, как соотносится текст «Бесед.» с очерком «Обнищеванцы», главный герой которого, благодаря новому документальному источнику, предстает перед нами чрезвычайно ярко и достоверно. Записки Ивана Исаича о встречах с Лесковым, аккумулирующие черты религиозных, художественных и агиографических' текстов, а также лежащие на границе литературы и устного предания, исключительно содержательны не только для исследователей жизни и творчества Лескова (в связи с главным действующим лицом произведения), но и ' религиоведов (в связи с основной темой повествования), и - в широком смысле -для культурологов в связи с соприкосновением двух сходных, маргинальных типов сознания в данном социокультурном контексте.

В целом проведенное исследование показало, что заявленная тема имеет ряд аспектов, до сих пор не рассматривавшихся в лескововедении; применение новой методологии в интерпретации поведения героев Лескова и самого писателя позволяет уйти от приблизительных, «художественных» («странные», / «необычные») их характеристик и ввести их описание в научные рамки; новые архивные материалы дали богатый материал как для понимания творческой истории конкретного произведения Лескова - очерка «Обнищеванцы», так и для общего представления о творческом методе писателя при создании своих произведений.

Таким образом, получен значительный объем материалов, необходимых для использования при подготовке к изданию и комментированию сочинений Лескова, а также при последующем изучении как творчества писателя так и его биографии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Сажин, Александр Валерьевич, 2008 год

1. Исаев Иван. 1880 года и 1881 года двух годовый религиозныи биседы трех лиц первый Николаи Семеновичь Лесков вторыи Иван Исаив а третии Андреи Дементьев в С. Петербурге // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 1000. On. 1.. Ед. хр. 744.

2. Исаев Иван. Книга I-IV о всемирной кончине // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 573. Санкт-Петербургская Духовная Академия. АII229/1-4.1.. Публикации произведений Н. С. Лескова

3. Лесков Н. С. Полное собрание сочинений: В 30 т. М., 1996 (издание продолжается).

4. Лесков Н. С. Собрание сочинений: В 11 т. М., 1956 - 1958.

5. Лесков Н. С. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1989.4. <Лесков Н. С.>. Апостольская община в аристократическом мире // Новости. 1880. - №167. 26 июня.

6. Лесков Н. С. Благонамеренная бестактность // Исторический вестник. -1881.-№ 11.-С. 652-656.

7. Лесков Н. С. Великосветский раскол. Гренвиль Вальдигрев лорд Редсток: Его жизнь, учение и проповедь // Православное обозрение. 1876. - № 9. - С. 138-178; № 10. - С. 300-325; 1877.-№2.-С. 294-334.

8. Лесков Н. С. «Великосветский раскол»: (письмо в редакцию) // Новое время. -1877. № 362.2 марта.

9. Лесков Н. С. Граф JI. Н: Толстой и Ф. М. Достоевский как ересиархи: (Религия страха-и религия любви) // Н. С. Лесков о литературе и искусстве. — Л., 1984.-С. 111-127.

10. Лесков Н. С. Духовный суд // Новости. 1880. - М« 153, 154, 159. 12, 13, 18 июня.

11. Лесков Н. С. За старообрядцев: Приложение к газете «Минута», № 169. Калужского старца Ф. Фалеева (Рецензия) // Исторический вестник. 1882. - № 1.- С. 225-226.

12. Лесков Н. С. Заказная литература: (Несколько замечаний по поводу образцовой народной книжки) // Исторический вестник. 1881. - № 9. - С. 379. 392.

13. Лесков Н. С. Заметка о зданиях // Современная медицина. 1860. - № 29. 28 июля.13. <Лесков Н. С.> Заметки по поводу канонического запрещения священнослужителям вступать во второй, брак // Церковно-общественный вестник. 1876. - № 42. - С. 2-5.

14. Лесков-Н. С. Искание школ старообрядцами // Биржевые ведомости. -• 1869.-№№28, 30, 37,43,44,48,^65,71,89, 102.

15. Лесков Н. С. Митрополит Исидор в его литературных интересах // Исторический вестник. 1880. - № 7. - С. 326-332.

16. Лесков Н. Народники и расколоведы на службе: (Nota Bene к воспоминаниям П. С. Усова о П. И. Мельникове) // Исторический вестник. 1883. -№'5 -С. 415-423.

17. Лесков Н. С. Несколько слов по поводу записки высокопреосвященного митрополита Арсения о духоборческих и других сектах // Гражданин. 1875. - № 15, 16.

18. Лесков Н. С. Новый апостол в большом свете // Новости. 1881. - № 152. 13 июня.

19. Лесков Н. С. О героях и праведниках // Церковно-общественный вестник.- 1881.-№ 129.-С. 5.20. <Лесков Н. С.>. О раскольниках города Риги, преимущественно в отношении к школам. <СПб.>, 1863. — 89 с.

20. Лесков Н. С. О сводных браках и немощах // Гражданин. 1875. - №№ 3, 4. 25, 26 февраля.

21. Лесков Н. С. О сущности и значении раскола в России: (Рецензия) // Исторический вестник. 1881. - № 12. - С. 840-842.

22. Лесков Н. О художном муже Никите и о совоспитанных ему // Новое время. -1886. № 3889. 25 декабря.

23. Лесков К С. Обнищеванцы // Русь. 1881. - №№ 16 - 21, 24, 25.

24. Лесков Н. С. Обнищеванцы // Лесков Н. С. Русская рознь: Очерки и рассказы (1880-1881). СПб, 1881. - С. 294-389.

25. Лесков Н. С. Письмо в редакцию: Пропавшая книга о школах // Русский мир. 1874. - № 56. 1 марта.

26. Лесков Н. С. Подпольные пророки: современное явление // Церковно-общественный вестник. 1877. - № 4. - С. 2-4.27. <Лесков Н. С.>. Раскольничьи школы // Библиотека для чтения. 1863. -№ 5. - С. 89.

27. Лесков Н. С. Религиозные новаторы // Новое время. 1879. - №1165. 29мая.

28. Лесков Н. С. С людьми древляго благочестия: (Письмо 1-е и 2-е) // Библиотека для чтения.- 1863.-№ 11. С. 1-55; 1864. - № 9. - С.1-45.

29. Лесков Н. С. Спорная область между двумя мирами. Наблюдения и изыскания в области медиумических явлений, с рисунками. Соч. Роберта дель Оуэна, пер. с англ. СПб., 1881: <Рецензия> // Исторический вестник. 1882. - № 1.-С. 231-234.

30. Лесков Н. С. Учение штундистов: (Черты из епархиальной жизни) // Гражданин. 1875. - № 42.

31. Лесков Н. С. Чудеса и знамения: Наблюдения, опыты и заметки // Церковно-общественный вестник. 1878. - №№ 19, 24, 25, 28, 34, 40.

32. I. Публикации других источников

33. Арсенъев И. Православному христианину для беседы с так называемыми штундистами: Беседа священника с прихожанином. — М., 1899. 32 с.

34. Беседа трех святителей // Памятники литературы Древней Руси: XII век. -М., 1980.-С. 137-148.

35. Житие Александра Невского // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. -М., 1981.-С. 426-439.

36. Поучение Владимира Мономаха // Памятники литературы Древней Руси: Начало русской литературы. XI начало XII века. — М., 1978. - С. 393-413.

37. Амфитеатров А. В. Николай Семенович Лесков // Амфитеатров А. В. Собр. соч.: В 37 т. СПб., 1911. - 1916. Т 22: Властители дум. С. 327-344.

38. Анкудинова О. В. Лесков- и штундисты: К проблеме изучения христианских идей в творчестве писателей 90-х годов // Творчество Н. С. Лескова. Курск, 1980. - С. 147-159 (Науч. тр. Курск, гос. пед. ин-та. - Т. 213).

39. Аннинский Л. А. Несломленный: Повесть о Николае Лескове // Аннинский Л. А. Три еретика. -М., 1988. С. 229-351.

40. Аннинский Л. А. Почва правды: Вступ. ст. // Лесков Н. С. Честное слово: Сб. / Сост., вступ. ст. и коммент. Л. А. Аннинского. М., 1988. - С. 5-16.

41. Барсукова О. М. Образ праведника: Классика и современность: («Праведнический» цикл Н. С. Лескова и «Матренин двор» А. И. Солженицына) // Теория и практика преподавания русской словесности. М., 1995. — Вып. 1. - С. 28-39.

42. Богаевская К. 77. Н. С. Лесков о Достоевском: 1880-е годы: Сообщение // Достоевский Ф. М.: Новые материалы и исследования. М., 1973. -С. 607-609 (Литературное наследство. Т. 86).

43. Видуэцкая И. 77. Николай Семенович Лесков. М., 1979. - 64 с.

44. Горелов А. А. Земля праведников и подвижников // Лесков Н. С. Очарованный странник: Повести и рассказы / Сост., вступ. ст. и коммент. А. А. Горелова. М., 1983.-С. 5-20.

45. Горелов А. А. «Праведники» и «праведнический» цикл в творческой эволюции Н. С. Лескова // Лесков и русская литература: Сб. ст. М., 1988. - С. 39-61.

46. Горелов А. А. Лесков и народная культура. Л., 1988. — 296 с.

47. Горелов А. А. «Праведники» как категория народной этической оценки и «праведнический» цикл произведений // Горелов А. А. Лесков и народная культура. Л., 1988. - С. 223-263.

48. Горячкина М. С. Сатира Лескова. М., 1963. 232 с.

49. Громов 77. 77., Эйхенбаум Б. М. Н. С. Лесков: (Очерк творчества) // Лесков Н. С. Собр. соч.: В 11 т. -М., 1956 1958. - Т. l.-C. V-LIX.

50. Гроссман JI. 77. Н. С.Лесков: Жизнь, творчество, поэтика. М., 1945. -320с.

51. Другое Б. М. Н. С. Лесков: Очерк творчества. М., 1957. - 192 с.

52. Десницкий В. Предисловие // Лесков А. Н. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям. М., 1954. - С. III-VII.

53. Достоевский Ф. М. Ряженый // Достоевский Ф. М. Полное собр. соч.: В 30 т. Л., 1972- 1990 (Дневник писателя. 1873. - Т. 21. - С. 77-91).

54. Дунаев М. М. Н. С. Лесков //Православие и русская литература: В 5 ч. М., 1996 - 1998. - Ч. IV. - С. 382-526.

55. Дунаев М. М. Николай Семенович Лесков // Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII XX вв. - М., 2002. -С. 537-582.

56. Евдокимова О. В. Эстетика и формы самосознания Н. С. Лескова: (на материале критического и эпистолярного творчества писателя) // Russian Studies., 2000. Т. 3. - № 2. - С. 63-90.

57. Левашова О. Г. Традиции «праведнического цикла» Н. С. Лескова в творчестве В. М. Шукшина // Проблемы межтекстовых связей. Барнаул, 1997. -С. 114-121.

58. Лихачев Д. С. Особенности поэтики произведений Лескова // Лихачев Д. С. Литература Реальность - Литература. - Л., 1984. - С. 138-148.

59. Майорова О. Е. Н. С. Лесков: структура этно-конфессионального пространства // Тыняновский сб. М., 1998. - Вып. 10. - С. 118-138.

60. Макарова Е. А. Старообрядческая «модель» человека в эстетике Н. С. Лескова: К постановке проблемы // Проблемы метода и жанра. Томск, 1994. -Вып. 18.-С. 183-192.

61. Меньшиков М. О. Художественная проповедь // Меньшиков М. О. Критические очерки. СПб., 1899. - С. 330-352.

62. Морозова Н. Русское старообрядчество в оценке Н. С. Лескова // Труды по русской и славянской филологии. Лингвистика. Новая серия. IV. Русские староверы за рубежом. Тарту, 2000. - № 4. - С. 85-97.

63. Писарев Д. И. Прогулка по садам российской словесности // Писарев Д. И. Соч.: В 4 т. М., 1956. - Т. 3. - С. 259-263.

64. Протопопов М. Больной талант // Русская мысль. 1891. - № 12. -С/258-278.

65. Рассадин Ст. Смиренный ересиарх, или Русский русский: (Николай Лесков) // Рассадин Ст. Русские, или Из дворян в интеллигенты. М., 1995. - С. 350-365.

66. Романенко А. Воспоминания о Н. С.Лескове: Публикация, вступление и комментарии // В мире Лескова: Сб. статей. М., 1983. - С. 318-321.

67. Саэюин А. В. Неизданные письма Н. С. Лескова // Вестник молодых ученых. СПб., 2004. - Вып. 5. - Серия «Филологические науки». - С. 58-64.

68. Сементковский Р. Николай Семенович Лесков // Лесков Н. С. Полное собрание сочинений: В 36 т. Т. 1. - СПб., 1902. — С. 5-66

69. Серман И. 3. Примечания // Лесков Н. С. Собрание сочинений: В 11 т. М., 1956 - 1958. - Т. 4. - С. 542.

70. Серман И, 3. Протопоп Аввакум в творчестве Н. С.Лескова // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы. Л., 1958. - Т. XIV. - С. 404-407.

71. Скабичевский А. Чем отличается направление в искусстве от партийности: (По поводу сочинений Н. С. Лескова) // Северный вестник. 1891. -№5.-С. 251-267.

72. Старыгина Н. Н. Проблема цикла в прозе Н.С.Лескова: Постановка вопроса // Жанр и композиция литературного произведения: Межвузовский сб. -Петрозаводск, 1984.-С. 146-162.

73. Старыгина Н.Н. Новеллистический цикл в творчестве Н. С.Лескова 1880-х годов: Опыт целостного анализа //. Анализ художественного текста: проблемы и перспективы. Йошкар-Ола, 1991. - С. 63-78.

74. Столярова И. В. Рассказы о «праведниках» // Столярова И. В. В поисках идеала: Творчество Н. С. Лескова. Л., 1978. - 232 с.

75. Столярова И. В. Н. С. Лесков о литературе и искусстве: Вступит, ст. // Н. С. Лесков о литературе и искусстве. Л., 1984. - С. 4-30.

76. Сухачев II JI., Туниманов В. А: Развитие легенды у Лескова // Миф -фольклор — литература. Л., 1978. — С. 114-136.

77. Туниманов В. Рассказы и легенды Лескова о праведниках // Лесков Н. С. На краю света. Л., 1985. - С. 575-583.

78. Туниманов В. А. Лесков и Л; Толстой // Лесков и русская литература: Сб. ст.-М., 1988.-С. 181-199.44;. Фаресов А. И. Против течений: Н; С. Лесков: Его жизнь, сочинения, полемика и воспоминания о нем. СПб., 1904. - 411 с.

79. Хализев В. Е. Художественный мир писателя и бытовая культура: (На материале произведений Н. С. Лескова) // Контекст. 1981: Литературно-теоретические исследования.-М., 1982.-С. 110-145.

80. Хализев В., Майорова О. Лесковская концепция праведничества // В мире Лескова: Сб. ст. М:, 1983. - С. 196-232.

81. Штрайх С. Н. Неизданное письмо Н.С. Лескова об исследовании раскола // Вестник литературы; 1917. - № 1. - С. 6-11.

82. Эйхенбаум Б. М. «Чрезмерный писатель»: (К 100-летию рождения Н. Лескова) // Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л., 1969. - С. 327-345.

83. Эйхенбаум Б. М. Лесков и современная проза // Эйхенбаум; Б. М. О литературе. М., 1987. - С. 409-423.

84. Янчевская К. А. «Странный» герой Н. С. Лескова: (к проблеме юродства) // Литература и общественное сознание:; варианты интерпретации художественного текста.- Бийск, 2002. Вып. 7. - Ч. 1. - С. 208-211.1.. Исследования по истории литературы и культуры

85. Виролайнен М. Н. Культурный герой нового времени // Легенды и мифы о Пушкине: Сб.ст. СПб., 1999. - С. 329-349.

86. Виролайнен М. Речь и молчание: Сюжеты и мифьгрусской словесности. -СПб., 2003.-503 с.

87. Лотман Ю. М. Литературная биография в историко-культурном контексте // Лотман Ю. М. Избранные ст.: В 6 т. Т. I. - Таллинн, 1992. - С. 804817.

88. Успенский Б. А. Антиповедение в культуре Древней Руси // Проблемы изучения культурного наследия. — М., 1985. С. 326-336.

89. Шапир М. И. Universum versus: Язык-стих-смысл в русской поэзии XVIII XIX веков: В 2 кн. - М., 2000. - Т. 1. - 533 с.1.. Религиоведческие исследования

90. Андерсон В. Старообрядчество и сектантство: Исторический очерк русского религиозного разномыслия. СПб., 1908. - 460 с.

91. Бонч-Бруевич В. Д. Из мира сектантов: Сб.ст. М., 1922. - 330 с.

92. Бонч-Бруевич В. Д. Кривое зеркало сектантства: (По поводу 1-го Всерос. съезда сектантских сельскохозяйственных и производительных объединений). М., 1922. - 40с.

93. Бонч-Бруевич В. Д. Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола: Вып. I VII. - СПб, 1908; Пг., 1916.

94. Бороздин А. К. Источники первоначальной истории раскола // Христианское чтение. 1888. - № 9-10. - С. 507-602.

95. Булгаков С. Н. Православие: Очерки учения православной церкви. -М., 1991.-415 с.

96. Буткевич Т. И. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1913. -608 с.

97. Дворкин А. Введение в сектоведение. Нижний Новгород, 1998. -457 с.

98. Дугин А. «Яко не исполнилось число звериное.»: Об эсхатологической сущности русского раскола // Конец света: Эсхатология и традиция. М., 1997. - С. 50-63.

99. Дугин А. Филолог Аввакум И Дугин А. Русская: вещь: Очерки национальной философии: В 2 т.-М;, 200 Г. Т. 2. - С. 18-37.

100. Замалеев А. Ф., Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. Л;, 1991.-206 с.

101. Ивахненко Е. Н. Россия на «порогах»:. Идейные конфронтации и «пороги» в течениях русской религиозно-философской и политической мысли (XI нач. XX в.): Историко-философское исследование. - СПб., 1999.-298 с.

102. Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Сектантство в православии и православие в сектантстве // Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Собрание сочинений: В 2 т. — Т. 1. 1999. — С. 340-348:

103. Ипполитов М. Каноны старообрядцев. В чем их вред? Пермь, 1960.-20 с.

104. История ересей: Сб. / Сост. А. Лактионов.-М., 2004.- 576 е.

105. Казакова Н. А:, Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV- нач. XV в. М.; Л., 1955. - 544 с.

106. Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси.-М., 1996. — 366с.

107. Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV первой половине XVI в. - М., 1960.- 411 с.

108. Клибанов А. И. Социальные утопии в русских крестьянских движениях. М., 1966. - 48 с.

109. Кудрявцев Ю. С. Старовер и старообрядец:. оценка в терминах?// Труды по русской и славянской: филологии. Лингвистика. Новая серия. IV. Русские староверы за рубежом. Тарту, 2000; - С. 75-84;

110. Мелъгунов С. П. Из истории религиозно-общественных движений в России XIX века. М., 1919. - 236 с.

111. Муратов М. В. Русское сектантство. М., 1919. - 32 с.

112. Осокин Н. Еретические верования // История ересей: Сб. / Сост. А.Лактионов. -М., 2004. С. 269-416.

113. Панченко А. А. Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2002. - 544 с.

114. Пругавин А. С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. С критическими замечаниями духовного цензора — М., 1905. — 94 с.

115. Розанов В. В. Психология русского раскола // Розанов В. В. Религия и культура: Сб. ст. Париж, 1979. - С. 23-54. Репринт издания: Розанов В. В. Религия и культура: Сб. ст. - СПб., 1899. - 264 е..

116. Сенатов В. Г. Философия истории старообрядчества. М., 1908. -Вып. 1-2.

117. Старообрядческий дневник: (Эсхатологические воззрения современных старообрядцев) // Символ: Журнал христианской культуры при Славянской библиотеке в Париже. 1989. - № 21. - Июль. - С. 99-156.

118. Старообрядчество в России: XVII-XX вв. / Ред. и сост. Е. М. Юхименко. М., 1999. - 459 с.

119. Флоренский П. В. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М., 1914. - 814 с.

120. Фоменко К., свящ. Разбор 10 правил вероучения штундистов. -Киев, 1873.-40 с.

121. Эткинд А. Хлыст: Секты, литература и революция. М., 1998. -688с.

122. V. Исследования по общей социологии, социологии литературы и девиантному поведению

123. Антипина Г. С. Нормы групповые // Российский социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. М., 1998. - С. 319.

124. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. -311 с.

125. Богина Ш. А. Маргинальность // Российский социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. М., 1998. - С. 255-256.

126. Гилинский Я. И. Девиантология. СПб., 2004. - 519 с.

127. Гилинский Я. И. Творчество: норма или отклонение? // Социологические исследования. 1990. - № 2. - С. 41 - 49.

128. Даниэль С. Авангард и девиантное поведение // Авангардное поведение. СПб, 1998. - С. 39-46.

129. Девиантность и социальный контроль в России (XIX XX вв.): тенденции и социологическое осмысление. - СПб., 2000.

130. Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб., 1912. - 544 с.

131. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. СПб., 1994. -400 с.

132. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие. М., 2004. - 288 с.• . 111

133. Коробейников В. С. Мнение общественное // Российский социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. М., 1998.-С. 290.

134. Лотман Ю. М. Дурак, и сумасшедший // Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. - С. 65-104. 1

135. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006: -326 с. '' : :

136. Милъков Д. Русский «заумный» авангард: Поэтика жеста. СПб, 1999. -208 с. .

137. Налчаджян А. А. Поведение ролевое //, Российский социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. -М:, 1998. -С. 385.

138. Руднев BL П. Авангардное искусство // Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. М., 2001. - С. 14-17.

139. Осипова Е. В■ Социология Эмиля Дюркгейма: (Критический анализ теоретико-методологических концепций): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук. -М., 1978. 23 с.

140. Сокулер 3: Структура субъективности, рисунки на песке и волны времени// Фуко М. История безумия^-в классическую эпоху. СПб., 1997. С. 4-14.

141. Таротенко О. А. Психология девиантного поведения: Методическое пособие для студентов, преподавателей, психологов и социальных работников. -Омск, 2004. 88 с.

142. Фуко М: Ненормальные. СПб., 2004. 673 с.

143. Хагуров Т. А. Введение в современную девиантологию: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2003. - 343 с.

144. Юрков С. Е. Под знаком гротеска: Антиповедение в русской культуре (XI нач. XX вв.) - СПб., 2003. - 210 с.

145. Ядов В. А. Теория личности ролевая // Российский социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. М., 1998. - С. 562.

146. Яковлев А. М. Роль социальная // Российский социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. М., 1998. - С. 452.

147. Harre R. The ethnogenetic approach: Theory and practice // Experimenal social psychology.-NY.; L., 1977.-Vol. 10-P. 283-314:

148. VI. Энциклопедии, словари, справочные издания, мемуары, летописи жизни и творчества

149. Ахматова Е. Н. Мое знакомство с Н. С. Лесковым и его письма ко мне // В мире Лескова: Сб. ст. М., 1983. - С. 322-336.

150. Благовещенский Н. А. Николай Герасимович Помяловский: (Биографический очерк) // Помяловский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 2 т. М.; Л., 1935. - Т. 1.-С. XXXI.

151. Борхсениус Е. И. Мои воспоминания о Николае Семеновиче Лескове // В мире Лескова: Сб. ст. М., 1983. - С. 342-359.

152. Варнеке Б. В. Две встречи с Н. С.Лесковым // В мире Лескова: Сб. ст.-М., 1983.-С. 337-341.

153. Гиляров-Платонов Н. П. Из пережитого: Автобиографические воспоминания: В 2 ч. М., 1886. - Ч. 1. - 345 с.

154. Лесков А. Н. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям. М., 1954. - 684 с.

155. Лесков А. Н. Жизнь Николая Лескова: В 2 т. М.5 1984.

156. Микулич В. Веселитская Л.И. Встречи с писателями. Л., 1929. -С. 159-208.

157. Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т.-СПб., 1912.

158. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. В. Осипова. М., 1998. - 666 с.

159. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. М., 2001. - 608 с.

160. Старообрядчество: Лица, события, предметы и символы: Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. - 316 с.

161. Таевский Д. А. Христианские ереси и секты I XXI веков: Словарь. -М, 2003.-319 с.

162. Усов П. С. Воспоминания о П. И. Мельникове // Новое время. -1883.-№№2528-2537.

163. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1993-1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 334235