Образ как категория диалектико-материалистической гносеологии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Макейчик, Александр Александрович

  • Макейчик, Александр Александрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1984, Ленинград
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 189
Макейчик, Александр Александрович. Образ как категория диалектико-материалистической гносеологии: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Ленинград. 1984. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Макейчик, Александр Александрович

1. Введение.

2. Глава I. Категория "образ" в марксистско-ленинской философии.

3. Глава П. Образ как единство объективного и субъективного по содержанию и форме.

4. Глава Ш. Некоторые вопросы взаимосвязи образа с действительностью.

§1. Проблема соответствия образов объективной реальности.

§ 2.Основные черты гносеологического образа.

§3. Гносеологический образ и эмоции.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образ как категория диалектико-материалистической гносеологии»

т рии, на что обращается внимание и в психологии. По нашему мнению, в настоящее время тлеется некоторый разрыв между психологией и гносеологией. Последняя не всегда учитывает результаты психологических исследований, а психология не всегда своевременно может найти методологические философские рекомендации. Но для того, чтобы философия выполняла свои мировоззренческие, теоретико-познавательные и методологически-эвристические функции по отношению к психологии, она должна, как справедливо замечает Й.Эрпенбек,в большей мере, чем до сих пор, использовать и ценить 2 данные психологии.

1 См.: Платонов К.К. Система психологии и теория отражения.ЧЛ.: Наука, 1982,с.9-15.

2 См,: Erpenbeck J* Zur Dialektik von ¿Erkennen, Werten und Handeln aus philosophischer und psychologischer Sicht. - In: Deutsche Zeitschrift für Philosophie, Heft 4/1980, S*449-450.

Несмотря )на то, что проблема образа является одной из центральных в марксистской гносеологии, ее разработанность далека от завершения. Разумеется, многие аспекты ее исследования и описаны -иначе и не могло быть в силу важности проблемы, богатого теоретического наследства классиков марксизма-ленинизма, традиций материалистической философий и других причин. В трудах Ф.И. Георгиева, Д.И. Дубровского, Э.В. Ильенкова, Г.Клауса, A.M. Коршунова, В.Ф. Кузьмина, В.А. Лекторского, Т. Павлова, A.B. Славина, В.П.Тугарино-ва, B.C. Тюхтина, Л.В. Уварова, В.А.Штоф$а и других авторов осмыслены многие гносеологические идеи К.Маркса »Ф.Энгельса,В .И. Ленина »исследованы основные принципы гносеологии как теории отражения, описаны некоторые закономерности диалектики субъектно-объектных отношений в процессах познания и основные черты и функции познавательного образа, рассмотрены процессы функционирования образа в свете кибернетики, раскрыты творческие аспекты формирования образа, его роль в жизнедеятельности людей, показана несостоятельность"иерог-лифизма" и наивно-реалистических тенденций в понимании процессов отражения и т.д. Руководствуясь принципами теории отражения, известных успехов в изучении сознания как образа достигла советская психология« В этом отношении заслуживают внимания работы Б.Г.Ананьева, А.А.Бодалева, А.И. Бронштейна, А.Н. Леонтьева,В.Н.Мясищева, К.К .Платонова, С .Л .Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе и других. Вместе с тем, к настоящему времени философией осмыслены преимущественно отдельные аспекты сознания как образа и явно недостаточно выявлена сущность образа в общем философском плане. Образ часто интерпретируется не как философское,а как частнонаучное понятие. Достаточно сказать, что в гносеологии на сегодня практически нет ни одной монографии, специально посвященной общефилософскому анализу образа. Поэтому и существует необходимость решения рода вопросов, причем важнейших по отношению к сущности сознания как образа.Прежде всего,

Ъто вопрос о содержании и объеме категории образа. В марксистской литературе по этому поводу высказывается несколько более-менее устойчивых мнений.

Во-первых, в психологических исследованиях общепринято считать образами только результаты непосредственного отражения и не распространять эту категорию на мышление. Психологи и разделяющие эту позицию философы различают два специфичных уровня организации психики - образный( чувственный) и не образный( мысленный). Несколько причин обусловливает такую трактовку образа- инерция традиции, идущая от наивного реализма тенденция понимать образ как фотографию или зеркальное отображение, абсолютизация специфики чувственных наглядных образов, методологические и операциональные сложности описания образности мышления ( например, непосредственность чувственных образов позволяет исследователю легко описывать их в некоторых отношениях непосредственно в терминах отражаемого объекта, а опосредованность мысленных образов в совокупности с их абстрактностью, обобщенностью и другими свойствами затрудняет эту процздуру) и другие. Во-вторых, в гносеологических трудах в последнее время столь же общепринято рассматривать в качестве образов чувственное и мысленное дескриптивное сознание. В этом случае из сферы образного исключается оценочное, вопросительное, императивное, отрицающее сознание, которое изучается преимущественно со стороны своей субъективности и считается чисто субъективным по содержанию. Указанные: точки зрения не могут удовлетворять современный уровень философского познания. Они не обладают философской степенью обобщенности в понимании образа, не вполне согласуются с важнейшим для материалистической гносеологии принципом отражения, согласно которому все сознание должно рассматриваться как более-менее адекватное отражение бытия, они не совсем-соответствуют положениям классиков марксизма-ленинизма, которые применяли понятие образ для обозначения всех элементов сознания и сознания в цэлом. Они также не в состоянии правильно интерпретировать обнаруживаемое в различных исследованиях* объективное содержание, соответствующее отражаемым объектами оценочных и вопросительных суждениях, в эмоциях и в других формах сознания.

Столь же узкое понимание образа проявляется и в утверждениях о существовании наряду с идеальными" материальных образов".

I См.:Бродский И.Н. Отрицательные высказывания.-Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973; Кафтонова Г.М. О месте эмоций в про-цзссе отражения: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд.философ, наук.- Томск: Изд-во Томского ун-та, 1974; Кобляков В.Н. Об истинности моральных суждений,- Вопросы философии, 1968, № 5, с.61-71 ; Микешина I.A. Ценностные ориентации субъекта и формы их отражения.-Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1982, № 6, с.44-56; Семенов Ю.Н. Общественный прогресс и социальная философия современной буржуазии: Критический очерк американских и английских теорий.-М.: Наука, 1965; Чунаев С.Ф. Об отношении чувства красоты к объективной реальности.- В кн.: Методологические вопросы общественных наук.- Л.,1968, с.280-294 и др. т

Некоторые авторы считают образами отражения на поверхности воды, отпечатки растений и животных в горных породах, чертежи, схемы, изображения на экранах телевизоров и т.п., подменяя так или иначе философский смысл образа частнонаучным. В.АЖйэфф р распространяет категорию образа на материальные модели. Г.Клаус считает гносеологическими образами иконические знаки, о наскальные изображения древних людей. Подобное толкование образа сомнительно, двусмысленно ввиду идеальности сознания как образа. Необходимо различать различную природу этих явлений, то есть идеальных образов и материальных изображений. В гносеологическом смысле об образе можно говорить тогда, когда объект прямо или косвенно отражается в сознании. Для того, чтобы говорить, например, о графике как образе объективного процесса, субъет должен сопоставить его с самой реальностью. Неточные же истолкования термина образ могут создавать возможность и опасность субъективизации действительности и объективизации субъективного образа. В современных кибернетических устройствах изготовление чертежей, графиков, схем, карт и т.д. возможно автоматически по определенной программе. Такие структуры в смысле соответствия аналогичны информации закодированной в цифровой форме,

1 См.: Ветров A.A. Образ и знак.-В кн.: Ленинская теория отражения и современная наука.- В 3-х т.Т.1. Отражение,познание, логика.-София, 1973, с.360-375; Коршунов А.М. Проблема образа и ее естественнонаучное обоснование.- В кн.:Философские проблемы естествознания: Курс лекций.-LI. ,1967, с.266-291;Мед-ведев Н.В. Теория отражения и ее естественнонаучное обоснование .М.:Соцэкгиз, 1963; и др.

2 См.: Штофф В.А. Моделирование и философия.чМ.; Л.:Наука,

Ленинградское отделение, 1968, с.227.

3 См.: Klaus G. Semiotik und Erkenntnistheorie. - Berlin: VEB Deutscher Verlag Дег Wissenschaften, 1963, S. 164. хотя цифра в этой системе взглядов (в отличие, например, от графика или схемы) образом не называется. В противоположность материальным изображениям, произведенным рукой человека или машиной, идеальный образ существует только в голове и не может функционировать ,в отличие от улыбки Чеширского Кота из страны чудес Л.Кэррола, вне субъекта.

Названные точки зрения в целом отличаются некоторой логической непоследовательностью и включают ошибочные употребления термина образ в гносеологическом смысле.

Другим важнейшим для понимания сущности образа является вопрос р соотношении объективного и субъективного в нем. Обычно по этому поводу утверждается, что образ объективен по содержанию и субъективен по идеальной форме существования. Некоторые авторы, правда, обращают внимание на наличие в содержании образов субъективных элементов в виде нежелательных искажений картины объекта, т привносимых субъектом. Однако ни то, ни другое не согласуется с логикой теории отражениям многочисленными фактическими данными и принципиальными утверждениями психологии, физиологии ВНД, медицины, обнаруживающими в содержании образов принципиальное единство объективного и субъективного при определяющем значении

I См.: Голованов Н.П. Единство объективного и субъективного в познании. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. философ, наук.-Горький: Изд-во Горьковского ун-та, 1974; Ла-пицкий В.В. Структура и функции субъекта познания.-Л.:Изд-во Ленингр.ун-та ,1983; Мамытов М. Проблема активности и адекватности отражения в марксистской гносеологии.Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд.философ.наук.-Ташкент: Изд-во Ташкентского педагогического ин-та, 1980; и др. объективного. При этом психология и другие науки показывают,что субъективность содержания образов существует не только и не столько в оценочно-негативном смысле, сколько в смысле неизбежности зависимости от субъекта в формах изменения порогов чувствительности, расширения или сужения приобретаемой информации об объекте, корректировки степени адекватности отражения и в других. В цзлом это требует переосмысливания традиционного тезиса об объективности содержания и субъективности формы образа в том плане, что и содержание образа и его форма имеют объективно-субъективный характер. Этот вывод согласуется и. с данными конкретных наук, и с диалектикой содержания и формы.

Итак, краткий анализ степени разработанности проблемы гносеологического образа обнаруживает потребность в выяснении ряда вопросов, раскрывающих смысл сознания как образа с позиций философской методологии и позволяет сформулировать цели и задачи диссертации.

Основная цель исследования состоит в том,чтобы сформулировать , исходя из марксистско-ленинской трактовки сознания и его форм как субъективных образов объективной реальности, всеобщие признаки образа в гносеологическом смысле и показать применимость категории образа к различным фордам сознания, включая и те, которые до сих пор не бшш предметом гносеологического анализа с вышеуказанных позиций. Основная цель диссертации реализуется на основе решения следующих задач: исследовать и обобщить идеи классиков марксизма-ленинизма о сущности познавательного образа, а также результаты изучения сознания как образа в марксистской философской литературе и в материалистической психологии; проанализировать возможность трактовки в качестве образов таких материальных познавательных средств, как схемы, модели, чертежи и т.п.; исследовать методологическое значение категории образа дня философского и частнонаучного изучения сознания; обосновать применимость категории познавательного образа к эмоциям, как одной из форм сознания.

Методологической и идейно- теоретической основой исследования являются положения классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС и постановлений ЦК КПСС, принцрпы диалектико-материалистической теории отражения, труды советских и зарубежных философов- марксистов. Выводы работы обосновываются также фактическими данными и принципиальными утверждениями некоторых частных наук, прежде всего психологии.

Научная новизна диссертации заключается в обосновании всеобщности категории образа в ее марксистско-ленинской гносеологической трактовке, применимости ее по отношению к любым формам сознания и к сознанию в целом. В диссертации различаются понятия образа и образных средств. Дается определение специальных материальных познавательных средств ( моделей, схем, чертежей и т.п) как материальных образных средств, или материальных изображений. Диссертация содержит обоснование единства объективного и субъективного в образе как по содержанию, так и по форме при определяющем значении объективного.

Положения и выводы диссертации обладают определенным научным и практическим значением. Они позволяют последовательно, с единой точки зрения охарактеризовывать различные конкретные формы созна -ния, преодолевать имеющиеся в философской литературе элементы наивного реализма, более точно и убедительно критиковать буржуазные идеалистические и ревизионистские гносеологические концепции.

Выводы, полученные в диссертации, могут послужить научно-теоретической основой для объяснения частными науками конкретных форм сознания,в том числе эмоций, вопросительных, оценочных суждений и других. В практическом отношении выполненная работа может быть использована в различных видах педагогической, воспитательной, пропагандистской деятельности: в лекционных курсах марксистско-ленинской философии, этики, эстетики, некоторых других наук; в пропаганде марксистско-ленинской теории; в подготовке учебных пособий по теории познания.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Макейчик, Александр Александрович, 1984 год

1. Маркс К. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т.1, с.3-27.

2. Маркс К. К критике гегелевской философии права.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.1, с.219-368.

3. Маркс К. Критические заметки к статье "Пруссака" "Король прусский и социальная реформа".- Маркс К. »Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.430-448.

4. Маркс К. Тезисы о Фейербахе.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с. 1-3.

5. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.8, с.115-217.

6. Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т.13, с. 1-167.

7. Маркс К. Замечания на книгу А.Вагнера "Учебник политической экономии". -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19,с. 369-399.

8. Маркс К. Капитал.Т.1.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.907.

9. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.41-174.

10. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.1 559 с.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.- Соч. 2-е изд., т.З, с.7-554.

12. Энгельс Ф. Диалектика природы.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т.20, с.339-626.

13. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т.21, с.269-317.

14. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? -Полн.собр.соч., т.1, с.125-346.

15. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве ( отражение марксизма в буржуазной литературе).- Полн.собр.соч., т.1, с.347-534.

16. Ленин В.И. Десять вопросов референту.-Полн.собр. соч.,т.18, с.1-6.

17. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм.- Полн.собр.соч., т.18, с.7-384.

18. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма.-Полн.собр.соч., т.23, с.40-48.

19. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики'.1 Полн. собр. соч., т.29, с.77-218.

20. Ленин В.И. Конспект книги Лассаля "Философия Гераклита Темного из Эфеса".- Полн.собр.соч., т.29, с.303-515.

21. Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках т.т. Троцкого и Бухарина.- Полн.собр.соч., т.42, с.264-304.

22. Ленин В.И. Заметки публициста. О восховдении на высокие горы, о вреде уныния,о пользе торговли, об отношении к меньшевикам и т.п. -Полн.собр. соч., т.44, с.415-423.х х

23. Материалы Пленума Центрального комитета КПСС от 14-15икня 1983 г.-М.: Политиздат, 1983 , 80 с.

24. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979г.-М.:Правда, 1979, -16 с.

25. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС, 15 июня 1983 г.- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983г.-М.Политиздат, 1983, с.67-80.

26. Ананьев Б.Г. Ощущения и потребности.-Ученые записки ЛГУ им.А.А.Жданова. Серия философских наук, вып.II.Психология и педагогика. Отв. ред. В.Н.Мясищев.-Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1957, Л 244, с.66-74.

27. Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов П.Ф. »Ярмоленко A.B. Осязание в процессах познания и труда.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-263 с.

28. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания.- М.:Изд-во АПН РСФСР, i960.-486 с.

29. Ананьев Б.Г. Теория ощущений.-Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1961.-456 с.

30. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей.-М.: Просвещение, 1964.-304 с.

31. Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека. В кн.: Возрастная психология взрослых. Тезисы докладов к научной конференции. Выпуск 1.-Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1971, с.5-13.

32. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1969.

33. Ананьев Б.Г. 0 проблемах современного человекознания.-М.: Наука, 1977.- 380 с.

34. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые.-М.: Мысль, 1970. -183 с.

35. Анохин П.К. Узловые вопросы в изучении высшей нервной деятельности.- В кн.: Проблемы высшей нервной деятельности. Ред. П.К. Анохин. -М.: Изд-во АМН СССР, 1949, с.9-130.

36. Аристотель. Об истолковании.- Соч. в 4-х т., т.2-М.:Мысль, 1978, с.91-117.

37. Астауров Б.Л. Проблемы общей биологии и гене тики. 4/1.: Наука, 1979.-293 с.

38. Ата-Мурадова Ф.А. Развивающийся мозг. Системный анализ. Генетические детерминанты.-М.: Медицина, 1980.-295 с.

39. Баев Б.Ф. О некоторых особенностях внутренней речи при решении различных видов мыслительных задач.-Доклады АПН РСФСР,-1957, №3, с.47-50.

40. Бакурадзе О.М. Истина и ценность.-Вопросы философии, 1966,с.45-49.

41. Беленков Н.Ю. Структурно-физиологические основы организации эмоций.- В кн.: Экспериментальная нейрофизиология эмоций. Под ред. A.B. Вальдмана.-Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1972, с.27-62.

42. Беритов И.С. Нервные механизмы поведения высших позвоночных животных. 4L: Изд-во АН СССР, I96I.-355 с.

43. Бодалев A.A. Восприятие человека человеком.-Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1965.-123с.

44. Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности.-Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1970.- 135 с.

45. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком.-М.: Изд-во Московского государственного университета, 1982.-199 с.

46. Божович Л .И. Познавательные интересы и пути их изучения.-Известия АПН РСФСР. Вопросы возрастной физиологии ребенка. Отв., ред. I.A. Орбели. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955,вып.75, с.3-14.

47. Бойко Е.И. Мозг и психика ( физиология, психология, кибернетика ) .-М.;Просвещение, 1969.-191 с.

48. Бродский И.Н. Отрицательные высказывания.-^!.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1973.-Ю4 с.

49. Бронштейн А.И. Вкус и обоняние.-М.: Изд-во АН СССР, 1956. -60 с.

50. Вавилов С.И. Глаз и солнце ( о свете,солнце и зрении).-Изд.5-е.-М.: Изд-во АН СССР, 1950.-124 с,

51. Вентури Л. От Мане до Лотрека.-Пер. с ит. М.: Иностранная литература, 1958.-131 с.

52. Ветров АД. Образ и знак.-В кн.: Ленинская теория отражения и современная наука.- В 3-х т. Т.I.Отражение,познание, логика.-София: Наука и искусство, 1973, с.360-375.

53. Витгенштейн Л.И. Логико-философский трактат. Пер. с нем.-М.: Иностранная литература, 1958.-E33 с.

54. Войшвило Е.К. Понятие.-М.: Изд-во Московского государственного университета, 1967.-286 с.

55. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм.-М.: Просвещение, 1975,-174 с.

56. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956т-519 с.

57. Гальперин 1.Я. »Запорожец A.B., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций.-М.: Изд-во Московского государственного университета, 1978.- 118 с.

58. Гегель. Энциклопедия философских наук. T.I. Наука логики.-М.: Мысль, 1974.-452 с.

59. Гельвеций К.А. Об уме.-Соч. в 2-х т. T.I.-M.-Мысль, 1973, с.143-607.

60. Гельмгольц Г. Популярные речи Л .П.-СПб.: Изд-во К.Л.Рик-кер, 1899.-183 с.

61. Георгиев Ф.П., Хрустов Г.Ф. О предпосылках и особенностях сознания.- Вопросы философии, 1965, № 10, с.14-21.

62. Глоточкин А.Д. ,Пирожков В.Ф. Эмоции и чувства человека, лишенного свободы.4/1.: Изд-во НИ МВД СССР, 1970.-40 с.

63. Голованов Н.П. Единство объективного и субъективного в познании: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.- Горький: Изд-во Горьков-ского государственного университета, 1974.-20 с.

64. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. Пер. с англ. Под общ. ред. А. Р. Лурия и В.П. Зинчен-ко.-М.: Прогресс, 1970,-271 с.

65. Грегори Р. Разумный глаз. Пер. с англ.-М.: Мир, 1972.-210с,

66. Губанов Н.И. Образное и знаковое в чувственном отображе-нии.-Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1980, Ш, с.57-65.

67. Губанов Н.И. Проблема образного и знакового в чувственном отражении.- Вопросы философии, 1982, № 5, с.76-84.

68. Губанов Н.И. К проблеме активности и социальной обусловленности чувственного отражения.- Вопросы философии, 1984, Ш, с.60-69.

69. Губин В Д. Восприятие и проблема адекватности образа.-Вопросы философии, 1979, № 2, с.86-95.

70. Гусев А.К. Интеллектуальное опосредование вкусовых ощущений.-Труды института по изучению мозга им.В.М.Бехтерева. Т.13. Исследования по проблеме чувствительности. Под ред. В.П. Осипова.- Л.: Изд-во института по изучению мозга, 1940, с.169-175.

71. Демидов В.Е. Как мы видим то, что видим.-М.: Знание,, 1979.-207 с.

72. Демокрит. Фрагменты.-В кн.: Материалисты древней Греции.-М.: Политиздат, 1955, с.53-179.

73. Додонов Б.И. Эмоция как ценность.М.: Политиздат, 1978. -272 с.

74. Дробницкий О.Г. Проблема ценности и марксистская философия. -Вопросы философии, 1966, $7, с.33-44.

75. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия.-М.: Политиздат, 1967.-351 с.

76. Дубровский Д.И. Психические явления и мозг:Философский анализ проблемы в связи с некоторыми актуальными задачами нейрофизиологии, психологии и кибернетики.-?^.: Наука,1971. -386 с.

77. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. -М.:Высшая школа, 1980, -286 с.

78. Дубровский Д.И. Проблема идеального.-М.: Мысль, 1983.-228с.

79. Ермолаева В.Е. Этика и логика.-Вопросы философии, 1968, Ш, с .78-83.

80. Зюзин И.К. К вопросу о механизмах эмоции боли.- Труды института по изучению мозга им.В.М.Бехтерева.Т.13. Исследования по проблеме чувствительности. Под ред. В.П. Осипова.-Л.: Изд-во института по изучению мозга, 1940, с.193-198.

81. Иваницкий А.М. Корково-подкорковые отношения и регуляция эмоционального поведения.-В кн.: 18 Международный психологический конгресс: Тезисы сообщений.Т.1.-М.:Наука, 1966, с.104-105.

82. Ильенков Э. Идеальное.-Философская энциклопедия.Т.2.-М.: Советская энциклопедия,1962, с.219-227.

83. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах.-М.: Политиздат, 1968. -319 с.

84. Ильенков Э.В. Проблема идеального.-Вопросы философии, 1979, №, с.128-140; №7, с.145-158.

85. Каган М.С. Проблема субъектно-объектных отношений в марксистско-ленинской философии. Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1980, № 4, с.40-49.

86. Кант И. Критика чистого разума.-Соч., в 6-ти т., т.З.М.: Мысль, 1964, с.69-757.

87. Кант И. Критика способности суждения.-Соч. в 6-ти т.,т.5. -М.: Мысль, 1966, с.161-531.

88. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения.-Соч. в 6-ти т., т.б.-М.; Мысль, 1966, с.349-589.

89. Кауфиан В.И. Восприятие малых высотных разностей.-Труды института по изучению мозга им.В.М. Бехтерева.Т.33. Исследования по проблеме чувствительности. Под ред. В.П. Оси-пова.-Л.: Изд-во института по изучению мозга, 1940,с.114-139.

90. Кафтонова Г.М. О месте эмоций в процессе отражения ¡Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.-Томск: Изд. -во Томского государственного университета, 1974,- 16 с.

91. Киликинский Ю.А. Слуховой контроль в работе с двигателями внутреннего сгорания.- Известия АПН РСФСР: Психология промышленного труда. Отв.ред. Д.А.Шанин.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962, вып.119, с.113-126.

92. Кобляков В.П. Об истинности моральных суждений.-Вопросы философии, 1968, № 5, с.61-71.

93. Ковалев А.Г. О чувствах и эмоциях.- Вопросы психологии, 1957. М,с .25-33.

94. Козловский С.М. Узловые проблемы психологии в задаче измерения качества промышленной продукции.-Вопросы психологии, 1976,й 2,с.62-74.

95. Коммуникации в современной науке. Пер. с англ.Общ.ред. ЭЛ.Мирского и В.Н. Садовского.-М.: Прогресс, 1976.-438 с.

96. Коршунов A.M. Проблема образа и ее естественнонаучное обоснование.- В кн.: Философские проблемы естествознания:Курс лекций. Ред. B.C. Молодцов и A.M. Коршунов.-М.:Изд-во Московского государственного университета, 1967, с.266-291.

97. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество.-М.: Политиздат, 1971,-255с.

98. Коршунов A.M. отражение, деятельность»познание.-М.: Политиздат, 1979.-216 с.

99. Коршунов A.M. Диалектика объекта и субъекта в познании: Лекции для студентов философских факультетов государственных университетов.-М.: Изд-во Московского государственного университета, 1982,-134 с.

100. Кочергин А.Н.,Семенов Е.В.»Семенова H.H. Наука как вид духовного производства.- Новосибирск; Наука, Сибирскоет отделение, I98I.-304 с.

101. Кравков C.B. ,Семенковская E.H. К вопросу о влиянии длительного голодания на функции зрения.-В кн.: Зрительные ощущения и восприятия. Т.2. Под общ.ред. ВЛ.Колбановского.М. ;Л.: Соцэкгиз, 1935, с.138-142.

102. Кратин Ю.Г. Нейрофизиология и теория отражения.-Л. :Наука, Ленинградское отделение, 1982.-83 с.

103. Крутецкий B.Ä. Психология математических способностей школьника.-М.: Просвещение, 1968, -431 с.

104. Кузьмин В.Ф. Объективное и субъективное: ( анализ процесса познания).-М.: Наука, 1976,-216 с.

105. Кэррол Л. Алиса в стране чудес.Сквозь зеркало и что там увидела Алиса. Пер. с англ.-София; Изд-во литературы на иностранных языках,1962.-226 с.

106. Лапицкий В.В. Проблема адекватности отображения объекта в процессе познания: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских науК.-Л.:Изд-во Ленинградского государственного университета, 1973,-24 с.

107. Лапицкий В.В. Диалектика процесса познания.- В кн.Материалистическая диалектика как философская наука. Под ред.ВЛ. Рожина.-Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1976,с.65-78.

108. Лапицкий В.В. Структура и функции субъекта познания.-Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1983.-159 с.

109. Левин Г.А. В.И.Ленин и современные проблемы теории познания. -Минск: Изд-во Белорусского государственного университета, 1970.-396 с.

110. Левитов Н.Д. 0 психических состояниях человека,-41.:Просвещение, 1964.-344 с.

111. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология:Учебное пособие для пед.ин-тов.-3-е изд.,перер. и доп.- М.:Про-свещение, 1964,-478 с,

112. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание.-М,: Наука, 1980.-357 с. ' '

113. Ленинская теория отражения и современность. Под общ .ред. Т.Павлова.-София: Наука и искусство, 1969.-725 с.

114. Ленинская теория отражения и современная наука.-В 3-х т. Т.I.Отражение, познание,логика. Гл.ред. Т .Павлов.-София: Наука и искусство, 1973.-526 с.

115. Ленинская теория отражения и современная наука.-В 3-х т. Т.2. Теория отражения и естествознание. Гл.ред. Т .Павлов.-София: Наука и искусство, 1973.-348 с.

116. Ленинская теория отражения и современная наука.-В 3-х т. Т.З. Теория отражения и обществознание. Гл.ред. Т.Павлов.-София: Наука и искусство, 1973.-370 с.

117. Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики.- В 2-х т.Т.1. Отражение»познание,творчество.Гл.ред. ТЛавлов.- София: Наука и искусство, 1981.-688 с.

118. Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики.-В 2-х т.Т.2. Теория отражения и современные естествознание и социальное познание, Гл.ред. ТЛавлов.-София: Наука и искусство, 1981,-758 с.

119. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики 2-е изд.-М.: Мысль, 1965.-572 с.

120. Леонтьев АЛ. Деятельность. Сознание. Личность.2-е изд. -М.: Политиздат, 1977.-304 с.

121. Липпс Т. Руководство к психологии.Пер. с нем.-СПб.: Изд-во 0.Н.Поповой, 1907.-394 с.

122. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов: Экспериментально-психологическое исследование.-М.: Наука, 1974.-172 с.

123. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-546 с.

124. Любутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии.-М.: Высшая школа, 1981.-264 с.

125. Мамытов М. Проблема активности и адекватности отражения в марксиской гносеологии: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.- Ташкент: Изд-во Ташкентского государственного педагогического института, 1980.-26 с.

126. Мантатов В.В. Образ, знак, условность.-М.: Высшая школа, 1980.- 160 с.

127. Медведев Н.В. Теория отражения и ее естественнонаучное обоснование.-М.: Соцэкгиз,1963.-286 с.

128. Микешина Л.А. Ценностные ориентации субъекта и формы их отражения в научном познании.-Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1982, )Ю,с.44-56.

129. Мирошников Ю.И. Познавательная сущность эмоциональных состояний: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.-Свердловск; изд-во Уральского государственного университета, 1975.-17 с.

130. Морозов В.П. Занимательная биоакустика: Рассказы о языке эмоций животных и человека.-ЭД.:Знание, 1983.-184с.

131. Мотрошилова H.B. Познание и общество ( из истории философии ХУП-ХЖ веков) ,-М.-Мысль ,1969.-297 с.

132. Найссер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии.-Пер. с англ. ред.Б.М.Величковско-го.-М.: Прогресс, I98I.-230 с.

133. Натадзе Р.Г. Установочное действие воображения.- В сб.: Экспериментальные исследования по психологии установки.-Ред.А.С. Прангишвили, З.И. Ходжава.-Тбилиси: Изд-во АН Грузинской ССР, 1958,0.243-295.

134. Натадзе Р.Г. Восприятие и установка.- В кн.: Познавательные процессы: ощущения,восприятие, Под ред. А.В.Запорожца, Б.Ф. Ломова, В.П.Зинченко.-М.: Педагогика, 1982,с.80-88.

135. Небылицын В.Д. Различие между зрительным и слуховым анализаторами в изменениях абсолютной чувствительности под влиянием кофеина.-Доклады АПН РСФСР, 1957, Ш,с.Ю1-Ю6.

136. Оганесян С.Г. Об адекватности ощущений и восприятий внешнему миру: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.-Ереван: Изд-во Ереванского государственного университета, 1968.-20 с.

137. Ойзерман Т.И. Некоторые проблемы научно-философской теории истины. Статья первая. Проблема истины и новейший эпистемологический субъективизм.-Вопросы философии,1982, №7, с.70-84.

138. Ойзерман Т.И. Некоторые проблемы научно-философской теории истины. Статья вторая. Истина как единство объективности и относительности знания.-Врпросы философии, 1982, JÊ8, с.17-31.

139. Павлов Т. Теория отражения. Основные вопросы теории познания диалектического материализма.Пер. с болг.-М.¡Иностранная литература, 1949, -521 с. .

140. Перекалина Н.С. Роль потребностей оценки в управлении качеством товаров.-М.: Экономика, I878.-96 с. ,

141. Пенфилд У. и Роберте Л. Речь и мозговые механизмы. Пер. с англ. Под ред. В.Н.Мясищева.-Л.: Медицина, Ленинградское отделение, 1964.-264 с.

142. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур.Пер. с франц.-М.'.Иностранная литература, 1963. 448 с.

143. Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор: Вопросы теории и практики психотерапии на основе учения И.П.Павлова .3-е изд. с некотор. доп. и изм.-М.: Медгиз, 1962.-532 с.

144. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения.-М.: Наука, 1982.-309 с.

145. Платонов К.К. ,Шингаров Г.Х. Эмоции, чувства и воля как форма отражения действительности.- В кн.: Ленинская теория отражения и современность. Ред. Т.Павлов.-София: Наука и искусство, 1969, с.172-188.

146. Познавательные процессы: ощущения, восприятие .Под ред. A.B. Запорожца и др.- М.: Педагогика, 1982.-336 с.

147. Рабкин Е.Б. Полихроматические таблицы для исследования цветоощущения. 9-е из д. пере раб. и доп. -М. ¡Медицина, 1971. -72 с.

148. Ракитов А.И. Эпистемическая природа и логическая структура истины в историческом познании.- Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1983, JG2, с.62- 73.

149. Ракитов А.И. О смысле философских проблем физики.-Вопросы философии, 1983, $ 6, с.58- 68.

150. Ребане Я.К. Информация и социальная память: к проблеме социальной детерминации познания. -Вопросы философии, 1982, № 8, с.44-54.

151. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции.-М.: Музыка, 1968.160 с.

152. Резников Л.О. К вопросу об истинности понятий.- Ученые записки ЛГУ им .А. А.Жданова. Серия философских наук, вып.17.Вопросы логики.Отв.ред. И.Я. Чупахин.- Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1960,№285, с.42-65.

153. Резников Л.О. Гносеологические вопросы семиотики.Л,: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1964.-292 с.

154. Розанцев Э.Г. Химия и вкус.- Природа, 1962, № 5, с.47-51.

155. Розенгардт -Пупко Г.Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте.-М.: Изд-во Ак. мед.наук СССР, 1948.-200с.

156. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии.2-е изд.,М.: Учпедгиз, 1946.-704 с.

157. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: 0 месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира.-М.: Изд-во АН СССР, 1957,-328 с.

158. Фрейд 3. Страх. Пер. с нем.-М.: Современные проблемы, Н.А.Столляр, 1927.-104 о.

159. Чунаев С.Ф. К вопросу о природе красоты.-Вестник ЛГУ им.A.А.Еданова, 1964,вып.I, 1®, с.58-69.

160. Чунаев С.Ф. Об отношении чувства красоты к объективной реальности.-В сб.: Методологические вопросы общественных наук. Вып.I.Ред. В.П.Рожин и др.-Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1968,с.280-294.

161. Шафф А. Некоторые проблемы марксистско-ленинской теории истины. Пер. с польск. Общ.ред. С.А.Яновской.-М.:Иност-ранная литература, 1953.-480 с.

162. Шингаров Г.Х. Эмовди и чувства как форма отражения действительности .-М.: Наука, 1971.-223 с.

163. Шифман Л.А. К проблеме обязательного восприятия формы.-Труды института по изучению мозга им.В.М. Бехтерева.Т. 13.Исследования по проблеме чувствительности. Под ред.B.П. Осипова.- Л.:Изд-во института по изучению мозга, 1940, с.27-43.

164. Школы в науке. Под ред. С.Р. Микулинского.-М.: Наука, 1977.-523 с.

165. Шорохова Е.В., Коганов В.М. Философские проблемы психологии.- В кн.: Философские вопросы высшей нервной деятельности и психологии. Ред. П.М. Федосеев.-М.: Изд-во АН СССР, 1963, с.63-105.

166. Шостак В.И. Природа наших ощущений.-М.: Просвещение, 1983.-126 с.

167. Штофф В.А. Моделирование и философия.-М.; Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1966.-310 с.

168. Штоф|> В.А. Знаковая модель как особый вид знаковой системы.-В кн.: Проблема знака и значения. Под ред. И.С. Нарского.- М.: Изд-во Московского государственного уни-версите та, 1969,с.I22-I3I.

169. Штофф В.А. Человек как субъект познания.- В кн.: Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии.Отв. ред. В.А.Штофф.-I.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1979, с.61-70.

170. Щёлкин А.Г. Диалектика индивидуального и общественного сознания.- В кн.: Философские и социологические исследо-вания.Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, вып.17.,50-56.

171. Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытке применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам.-Соч. в 2-х t.T.I.-M.: Мвсль, 1966, с.77-789.

172. Юм. Д. Исследование о человеческом познании.-Соч.в 2-х T.T.2.-M.: Мысль, 1966, с.5-171.

173. Якобсон П.М. Психология чувств.2-е изд. доп.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-384 с.

174. Ярошевский М.Г., Умрихин В.В. Формирование школы Б.М. Теплова как исследовательского коллектива.-Вопросы психологии, 1983, Ж, с.87-101.х х х

175. Klaus G. Semiotik und Erkenntnistheorie• Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften,. 1963. -¡164 S.

176. Klix F.,Information und Verhalten. -,Berlin: VEB Deutscher Verlag der,Wissenschaften,, 1971 810 S.

177. Vorwerg iG.Die gesellschaftliche Determiniertheit der Ge-fuhlsdimensionen. In: Bericht¡über 1. Kongress der,Gesellschaft für Psychologie, in der DDR. - Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1965, S. 138-145.

178. Wittich D#, Gossler K., Wagner K. Mardistisch-leninische Erkenntnistheorie. VEB<Deutscher Verlag der Wissenschaften,- 1978.;-i558 S.Содержание1. План .2.2. Введение.3.

179. Глава I. Категория "образ" в марксистско-ленинской философии.12.

180. Глава П. Образ как единство объективногои субъективного по содержанию и форме . . ^5.

181. Глава Ш. Некоторые вопросы взаимосвязиобраза с действительностью.86.§1. Проблема соответствия образов объективной реальности.86.§2 Основные черты гносеологического образа, , § 3.Гносеологический образ и эмоции . 126.5. Заключение.164.

182. Список основной использованной литературы . . 1(Л •

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.