Образ-концепт Странника в раннем творчестве М. Горького: Генезис и типология тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Прошунин, Андрей Владимирович

  • Прошунин, Андрей Владимирович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 238
Прошунин, Андрей Владимирович. Образ-концепт Странника в раннем творчестве М. Горького: Генезис и типология: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Воронеж. 2005. 238 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Прошунин, Андрей Владимирович

Введение.

•л Глава I

Генезис образа-концепта Странника: культурная и литературная традиция в личностно-творческом самоопределении М. Горького.

I. 1. Образ-концепт Странника в свете теории концептосферы: к постановке проблемы.

I. 2.Феномен русского странничества и формирование мировоззренческих ориентиров Горького-художника.

I.3. Особенности восприятия писателем темы Странника в западно-европейской традиции

Глава II

Топология странствия в художественной картине мира М. Горького.

II. 1. Исходные рубежи и целевые направления странствия.

И. 2. Пространственные координаты образно-смыслового концепта «земля» (к проблеме национальной идентификации феномена странничества).

II. 3. Образно-смысловой концепт «вода» в динамике художественно-пространственных форм (к проблеме интенциональной доминанты странничества).

Глава III

Онтология и типология странничества в художественной системе писателя.

III. 1. Герой-странник в горьковской концепции человека.

• III. 2. Типы странничества в образном ряду произведений писателя.

III. 3. «Странный» человек в свете личностно-творческих интенций М. Горького.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образ-концепт Странника в раннем творчестве М. Горького: Генезис и типология»

Понятие странствия, сопрягаемое с категорией движения в пространстве-времени, представляется одной из важнейших форм социокультурного развития человечества. На концептуальном уровне о явлении странничества можно говорить как о древнейшем архетипе, зафиксированном артефактами мировой культуры, где в ходе материально-духовного освоения различных явлений жизни русская культура обладает по-особому значимым и специфичным1 историческим «опытом движения», что позволяет говорить о России, как о «стране странничества и искания Божьей правды», а «величие русского народа и призванность его к высшей жизни» видеть «сосредоточенным в типе странника»2. Подобный исторический * российский «опыт» нашел свое выражение и в национальной литературной традиции, что проявилось в творчестве практически всех крупных отечественных художников.

Фигура М. Горького в этом ряду не исключение; напротив, для многих исследований XX века, обращенных к рассмотрению горьковского писательского феномена, стало своеобразной традицией подчеркивать, что «образный строй произведений Горького динамичен на всех уровнях, ^ начиная с лексики., до общих принципов сюжетосложения и характеристики персонажей»; такая динамичность нередко определялась как «доминанта художественного мира Горького»3. Подобный тезис получает дальнейшее развитие и в новейших исследованиях рубежа XX-XXI веков4.

В целом же, тема Странника в творчестве М. Горького, как правило, не выделялась в качестве специального предмета исследования, но, тем не менее, постоянно присутствовала в научно-критическом восприятии » писателя, начиная от первых откликов современников на его произведения

Н.К. Михайловский, A.M. Скабичевский, А.А. Белозеров, П.Ф. Кудрявцев, В. Воровской, Д.С. Мережковский, М. Гельрот и др5).

И в дальнейшем указанная тема не обойдена ни в одной из крупных работ о раннем этапе творчества писателя: как в советском горьковедении (И. Груздев, А. Волков, Ю. Юзовский, Э. Бабаян, Н. Крутикова, В. Пискунов, Е. Заика, Б. Бялик, Р. Певцова6), так и в исследованиях зарубежных славистов (А. Труайя, Е. Хекельшнайдер, И. Уайл, Г. Хьетсо7).

Однако, несмотря на то, что в указанных работах был накоплен большой аналитический материал и сделано немало разнообразных наблюдений (по-своему важных, но часто и односторонне-социологизированных - в контексте «горьковского мифа»), тема Странника не получила целостного и углубленного рассмотрения. В тех случаях, когда исследователи все же обращались к ней, приоритетное внимание уделялось воспоминаниям писателя о периоде своих странствий по Руси, при этом обозначенная тема рассматривалась на уровне отдельных замечаний, а ее значение редуцировалось до «идеологии. анархического противления», «бегства от мира»8.

Таким образом, тотальная «эксплуатация» темы Странника в творчестве Горького и вместе с тем отсутствие в этой области крупных специальных работ - являют своего рода парадокс и вместе с тем определяют проблему, стоящую перед современными исследователями.

Последние два десятилетия можно обозначить как новый этап в горьковедении, характеризующийся возникновением новых методологических подходов, разрушением «горьковского мифа», введением в научный обиход новых, ранее неизвестных или недоступных материалов. В свете этого тема Странника в творчестве М. Горького приобретает особую актуальность и, так или иначе, затрагивается в современных работах фундаментального плана (JL Колобаева, В. Баранов, J1. Спиридонова, П. Басинский, А. Удодов, Т. Белова, Т. Никонова)9, и в ряде специальных статей10.

При всем этом до сегодняшнего дня нет работ, посвященных обобщенному исследованию темы Странника в творчестве Горького. Между тем, необходимость в таком обобщении (или, по крайней мере, попытки определения подходов в данном направлении исследований) представляются назревшими.

Все это и определяет актуальность такой попытки, предпринятой в нашей работе.

В качестве объекта исследования предстает период раннего творчества Горького (1892-1902 гг.) - его путь от начинающего литератора до всемирно известного писателя.

Предметом исследования является образ-концепт Странника, нашедший свое воплощение в творчестве и личностном становлении писателя, с «выходами» в социокультурный контекст эпохи и большого исторического времени.

Материалом исследования служит художественное, публицистическое, эпистолярное наследие писателя; биографические и автобиографические материалы и артефакты, составляющие исторический и социокультурный контекст предметного поля изучения.

Основная цель диссертации - проследить генезис и определить типологические особенности образа-концепта Странника в личностно-творческом становлении и художественной самореализации М. Горького на рубеже XIX-XX вв.

Достижение поставленной цели предполагается в результате решения ряда конкретных задач исследования:

-уточнение термина «образ-концепт» в свете современной теории концептосферы применительно к теме Странника;

- прояснение процессов генезиса социокультурного феномена странничества (в контексте отечественной и западной традиций и в личностно-творческом становлении Пешкова-Горького);

- выявление пространственных координат странствия в художественной картине мира писателя;

- обозначение и систематизация типологии образов-персонажей в проекции на личностно-творческие интенции автора.

Решение этих задач, акцентированных в горьковедении впервые, определяет научную новизну исследования; впервые, естественно, осуществляется их комплексное решение, что позволяет прояснить формально-содержательные доминанты образа-концепта Странника как устойчивого образа-лейтмотива, наполненного концептуальным смыслом, опосредованного традицией, типологически очерченного и тесно связанного с творческой индивидуальностью автора. В свете этого новизна заключается и в самой формулировке темы исследования.

Теоретико-методологическая основа диссертации определяется поставленными в исследовании задачами, что, в свою очередь, диктует выбор путей и способов их решения в опоре на традиционные и современные методологические ориентиры. Так, обращение к теории концептосферы актуализирует для нашей работы соответствующие труды отечественных (Д.С. Лихачев, Е.С. Кубрякова, В.А. Лукин, Ю.Д. Апресян, Н.Н. Болдырев, В.Г. Зусман и др.11) и зарубежных (Р.Барт, Д. Чандлер, Е. Бенвенист)12 ученых, а также исследователей воронежской филологической школы (З.Д. Попова, И.А. Стернин, А.П. Бабушкин, Л.В. Ковалева)13. В качестве методологических ориентиров также использованы работы воронежских исследователей по проблемам национальной идентичности и системного подхода к изучению литературного процесса (Е.Г. Мущенко, А.Б. Удодов М.К. Попова, Т.Г. Струкова и др.14). Такой подход диктуется самой природой предмета исследования — сложной и многоаспектной; это подразумевает применение конкретных методов анализа: историко-генетического> структурно-типологического, историко-культурного.

Структура работы состоит из Введения, трех глав, Заключения, раздела «Примечания», списка использованной литературы и выстроена в соответствии с логикой исследования - по задачам и этапам.

В первой главе уточняется понятийно-терминологический аппарат исследования и рассматривается формирование образа-концепта Странника на этапе личностно-творческого становления писателя во взаимодействии различных культурных и литературных традиций.

Во второй главе выявляются особенности хронотопа странствия в художественной картине мира писателя, что позволяет прояснить специфику национального типа Странника.

В третьей главе определяется место и значение образа-концепта Странника в горьковской концепции человека, намечается типология странничества для художественной системы писателя — в проекции на личностно-творческие интенции и ценностные ориентиры авторского сознания.

В Заключении формулируются итоговые выводы, которые являются основой для положений, выносимых на защиту.

Теоретическая значимость работы видится в том, что ее положения и выводы дополняют современную теорию концептосферы применительно к понятию образа-концепта Странника в социокультурном и литературно-художественном контексте его функционирования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы, положения, результаты могут быть использованы в научной и образовательной практике: в исследованиях ученых-горьковедов, при изучении иных писательских персоналий в намеченном аспекте, при подготовке учебных пособий, лекционных курсов, семинаров по русской литературе в высшей школе, в руководстве курсовыми и дипломными работами студентов-филологов.

Апробация основных положений диссертации осуществлялась на ежегодных научных конференциях сотрудников ВГПУ «Тонковские чтения» (2003, 2004, 2005 гг.), Эйхенбаумовские чтения (2004 г.), на III Учительской конференции ВГПУ-ВОИПКРО (2004 г.). Положения работы и диссертация в целом обсуждены в Научно-практической лаборатории по изучению литературного процесса XX века и на кафедре русской литературы XX века и зарубежной литературы ВГПУ. По теме диссертационного исследования опубликовано 3 работы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Прошунин, Андрей Владимирович

Заключение

Обращение к теме странничества в раннем творчестве М. Горького позволило выявить важные факторы личностно-творческого становления писателя на рубеже XIX-XX вв., среди которых движение-странствие становилось одной из доминантных форм художнической самореализации, спроецированной на поиск смысложизненного предназначения. Многообразие различных явлений странничества, нашедших отражение в творчестве писателя и реалиях его жизненной судьбы, складывается в единый комплекс, который может быть обозначен как «образ-концепт Странника». В свете теории концептосферы данное понятие обозначает феномен культуры, вбирающий в себя обобщенное содержание множества форм выражения странничества в культуре и языке, где индивидуально-личностные реалии жизненной судьбы и творческого самовыражения тяготеют к идентификации с ментальными моделями национальной «жизни и духа».

Личностно-творческий «универсализм» Горького проявляется уже на этапе восприятия им «страннической традиции» - из разных источников: в собственных биографических реалиях и в освоении отечественной и западной литературной традиции.

Их взаимодействие в художнической самореализации писателя привело к образованию особого «сплава», по-своему уникального в русской литературе: при доминирующем значении отечественной традиции и жизненного опыта западная традиция по-своему обогащала, придавала «стереоскопичность» образу горьковского Странника.

Биографические реалии странствий 1888-1892 годов, вызванных желанием «познания себя», проецирующимся на «познание России», последовательно расширяли для Горького горизонты российской действительности в ее символико-обобщающих обозначениях («мир степи», «мир моря», «мир реки» (Волги), «пространство неба»). Анализ художественной структуры горьковских произведений позволяет выявить в качестве основных топологических параметров, конституирующих картину мира писателя, концепты «земли» и «воды», заключающие в себе непосредственные координаты странствий героев. «Земля» конкретизируется чаще всего в образе «степи» («русской равнины») - при качественной несхожести «ночной» и «дневной» пространственных моделей. Если под странствием героев писателя понимать только физическое движение, то последнее представляется возможным, прежде всего, в «дневной» степи, обладающей пределами (горизонтами), в силу визуального наличия которых и возможно определенное целенаправленное перемещение в пространстве. Пространство же «ночной» степи является по-своему и непрерывным и непредельным в силу отсутствия видимых горизонтов. «Ночная» степь, утрачивая визуальные пределы, тем самым лишает Странника не просто возможности ориентировки, но и возможности целенаправленного физического движения (за исключением движения к конкретным видимым конечным ориентирам, например, к костру). Однако «ночная» степь так же по-своему инициирует движение, но не физическое, а духовное, — к постижению «тайны», которая ощущается уже не «за горизонтом», а рядом; это активизирует смыслопоисковую направленность человеческого сознания.

Другим весьма важным «источником» энергии и тайны, а также координатой движения героев в художественном мире писателя выступает пространство «воды» (моря, реки). Как показало проведенное исследование, в картине мира писателя «река» предстает своеобразной метафорой жизни героя, зеркалом его отношений с окружающим миром и своеобразным проводником в будущую жизнь, обладающим «очищающей» а подчас и «оживляющей» функцией. В свою очередь, образ моря в горьковской картине мира выполняет, помимо вышеуказанных, еще одну важную семиотическую функцию: противостояния пространствам земли и неба (последнее традиционно предстает как сфера интенционального, трансцендентного - в соответствии с ментальной моделью). Но благодаря возникновению такой оппозиции как раз и становится возможен «диалог» пространств, зачастую оказывающий влияние на развитие дальнейшей судьбы героя. Гармоничное объединение в глазах героя или повествователя пространств моря, земли, неба создают своеобразную ауру, в которой становится возможным постижение тайн и загадок мира.

В целом, образы «земли», «воды», «неба» в своем триединстве представляют определенную систему координат горьковской картины мира, в которой происходит движение героев писателя («уход», «приход», «встреча», «возвращение» и др.). При этом следует особо подчеркнуть, что движение-странствие, осуществляемое в пределах обозначенных пространственных образов «земли» (степи, равнины), «воды» (реки, моря) и «неба» (здесь имеется в виду «движение души», протекающее параллельно и во взаимосвязи с физическим движением) в раннем творчестве М. Горького становится не просто основой сюжетного действия, но и одной из ведущих опор художественного мироздания писателя.

Обращение к таким достаточно привычным архетипическим образам («земли» - «воды» - «неба») и их рассмотрение в качестве своеобразных топологических констант позволило обозначить не только определенные модели поведения героев в том или ином пространстве, но и увидеть многоплановость модели странничества в ее типологическом многообразии. В качестве принципа наиболее общей классификации горьковских героев-странников может быть рассмотрена направленность движения образов-персонажей, — как в формах конкретного физического перемещения в пространстве, так и в интенциональной сфере сознания. В самых общих чертах можно говорить о наличии двух основных производных модели странничества и, соответственно, двух типах героев, основываясь при этом на разграничении процесса движения, выделяя в нем тип движения-«удаления» и тип движения-«приближения». В первом доминирует ситуация, либо интенция «ухода» (от «мира», от людей, «бегство от дум», «выламывание» из социума и иные типологические разновидности). Во втором типе следует особо выделить движение героя к определенному ориентиру, связанное с сопровождением «другого», предстающего в этом случае в качестве «провожатого». Функции и значение героя-«проводника» в художественном мире М. Горького могут быть определены следующим образом: перед «проводником» стоит задача не просто «проведения» другого героя в иное пространство, в «иную» жизнь; актуализируется задача спасения своего «спутника», охранение его как от опасных физических факторов, так и от потери душевного «равновесия». При этом, статус «проводника» присущ герою не изначально и не имеет определенной персонажной закрепленности. Проводником может выступить любой персонаж (равно как и повествователь), но только в силу определенных обстоятельств и на определенный промежуток времени.

Следует отметить, что обозначенные типы движения героев-странников нередко находятся между собой в отношениях дополнения и взаимокорректировки и связаны с реализацией героями образно-смысловых архетипов «потери/поиска» в самом широком смысле.

Такое движение горьковских странников «на встречных курсах» отражает взаимодействие центростремительных и центробежных тенденций в развитии общества и универсума в целом.

Тем самым феномен странничества в художественном мире Горького реализуется в диалогической парадигме, где архетип «потери/поиска» несет по-своему универсальный комплекс человеческих представлений-идеалов в их взаимообусловленности и взаимодействии. В силу этого образ-концепт Странника предстает одним из важнейших слагаемых горьковской концепции человека, где «бытовое» и «историческое», культурное и социальное, общечеловеческое, национальное и индивидуальное диалогически сопрягаются в смыслопоисковой направленности человеческого сознания.

На этом уровне находит свое выражение и соответствующая авторская позиция художника, способная интегрировать типологически разные (до полярности и взаимоисключения) образы странников в единый художественно-эстетический образ-концепт. В рамках данного концепта функционирует и тип горьковского «странного» человека, по-особому соединяющегося с типами странников писателя через личность самого автора-творца. Как представляется, такие герои выступают . своеобразными «проводниками» в авторский художественный космос, который подчас предстает как «иномирие», альтернативное насущному бытию. Но такая альтернатива не имеет антагонистического характера.

Констатируя уже сложившуюся за столетие традицию в оценках Горького как «странного», «чуждого» миру человека, сегодня можно по-особому, в ракурсе «странного» явления взглянуть на горьковских странников, как раз и воплощающих наиболее явно смыслопоисковую, смыслотворческую функцию личности. «Пробуждение души» таких героев писателя предстает как реализация главной творческой установки художника, сформулированной им уже в начале писательского пути, — стремление к «одухотворению жизни».

Как представляется, намеченные выше общие контуры образа-концепта Странника в творчестве Горького создают предпосылки для дальнейших продуктивных исследований в намеченном аспекте.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Прошунин, Андрей Владимирович, 2005 год

1. Агурский М. Великий еретик (Горький как религиозный мыслитель) / М. Агурский // Вопросы философии. 1991. - №8. - С. 54-74.

2. Азадовский К.М. Горький в «Архиве Ницше» / К.М. Азадовский // Литературная газета. — 1996. -№1-2.-10 января. С. 6.

3. Азадовский К.М. Русские в «Архиве Ницше» / К.М. Азадовский // Фридрих Ницше и философия в России. С-Пб., 1999. - С. 109-129.

4. Алданов М. Из иконоборца он стал советской иконой / М. Алданов // Литературная газета. — 1993. -№12. С. 6.

5. Алленов С. Г. Фридрих Ницше и религиозно-философская культура России начала ХХв. / С.Г. Алленов // Исторические записки. — Воронеж, 1996.-Вып. 1.-С. 81-88.

6. Апресян Ю.Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира / Ю.Д. Апресян // Семиотика и информатика. М., 1997. - Вып.35. - С. 272-298.

7. Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи: (К русской народной психологии) / П.Е. Астафьев // Воронежская беседа: Альманах. -Воронеж, 1995.-С. 151-174.

8. Ахундов М.Д. Проблема прерывности и непрерывности пространства и времени / М.Д. Ахундов. М.: Наука, 1974. - 253 с.

9. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А.П. Бабушкин. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1996. - 104 с.

10. Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе / Е.В. Барабанов // Вопросы философии. М., 1990. - № 8. - С. 62-73.

11. Баранов В. «Надо прекословить!» М. Горький и создание Союза писателей / В. Баранов // Вопросы литературы. 2003. -№ 5. - С. 34-56.

12. Баранов В.И. Огонь и пепел костра: М.Горький: творческие искания и судьба / В.И. Баранов. Горький, 1990. - 362 с.

13. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М.: Прогресс, 1989-616 с.

14. Басинский П. Логика гуманизма: Об истоках трагедии М. Горького / П. Басинский//Вопросы литературы. 1991.-№2.-С. 129-154.

15. Басинский П. Странный Горький. Очерк жизненной и литературной судьбы / П. Басинский // Лит. учеба. 1996. - Кн. 5-6. - С. 27-38.

16. Басинский П. Трагедия М. Горького / П. Басинский // Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика М.: ACT; Олимп, 1996. - С. 5-17.

17. Басинский П.В. «Какой черт сидел во мне.» (Эпизоды из жизни М. Горького) / П.В. Басинский // Октябрь. 1999. - № 10. - С. 188-190.

18. Басинский П.В. К вопросу о «ницшеанстве» Горького / П.В. Басинский // Известия РАН. Серия литературы и языка, 1993. Т. 52. — № 4. - С. 26-33.

19. Басинский П.В. Правда и сострадание / П .Басинский // ТОПОС Литературно-философский журнал. № 19. - (http:// www.topos.ru /artikle/2949).

20. Басинский П.В. Ранний Горький и Ницше (Мировоззренческие истоки творчества М. Горького 1892-1905 гг.). Дис. .канд. филол. наук / П.В. Басинский. - М., 1997. - 138 с.

21. Басинский П. Опасные связи. Нижегородский ужас Максима Горького: (Формирование мировоззрения писателя) / П. Басинский // Литературная газета. 1998.-№ 12.-С. 11.

22. Басинский П. Умер «тихо». (http://www.imli.ru/deptheory/deptheory history/bo.html).

23. Батурина Т.П. Вторая встреча с Кавказом / Т.П. Батурина. Ставрополь, 1967.-111 с.

24. Бейслехем Р.Г., Вуль P.M. Заметки о странствиях Горького / Р.Г. Бейслехем, P.M. Вуль // Горьковские чтения. М., 1968. - С. 365-369.

25. Белова Т.Д. Эволюция эстетических взглядов М. Горького (1890-е-1910-е годы) в контексте культурологических исканий эпохи: Автореф. дис. .докт. филол. наук / Т.Д. Белова. М., 2001. - 49 с.

26. Белозерова И.В. Реализация национальных концептов в детективных романах Агаты Кристи / И.В. Белозерова // Вестник Научно-практической лаборатории по изучению литературного процесса XX века. Воронежский госпедуниверситет, 2004. - Вып. VI. - С. 41-54.

27. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. — М.: Едиториал УРСС, 2002.-445 с.

28. Бердяев Н. А. Душа России // Сост. и авт. вступ. ст. М.А. Маслин / Н.А. Бердяев-М.: Республика, 1992. С. 295-313.

29. Бердяев Н.А. О новом религиозном сознании / Н.А. Бердяев // О русских классиках. М., 1993. - С. 225-252.

30. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / Н.А. Бердяев // О России и русской философской культуре. М., 1990. - 540 с.

31. Бердяев Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев. М.: Философское общество СССР, 1990.-240 с.

32. Бердяев Н.А. Философия свободы: Истоки и смысл русского коммунизма / Вступ. ст. А.В. Гулыги / Н.А. Бердяев. М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. - 413 с.

33. Беспалов И. Горький / И. Беспалов // Литературная энциклопедия: В 11 т. М., 1929. - Т. 2. - С. 643-655 (http://www.maximgorki.narod.ru).

34. Блок А. Собр. соч.: В 6 т. Л., 1980-1982. - Т. 1-6.

35. Болдырев Н.Н. Концептуальные структуры и языковые значения / Н.Н. Болдырев // Филология и культура. Материалы международной конференции 12-14 мая 1999 г. Тамбов, 1999. - С. 62-69.

36. Борщуков В.И. Концепция цельной личности в эстетике и творчестве Горького / В.И. Борщуков // Проблемы личности и общества в современной литературе и искусстве. М.: Мысль, 1967. - С. 3-47.

37. Браже Т. Горький «старый» и «новый» / Т. Браже // Уроки литературы в старших классах. М.: Народное образование, 1998. - С. 160-176.

38. Бялик Б.А. Судьба Максима Горького / Б.А. Бялик. 3-е изд., доп. - М.: Худож. лит., 1986. - 478 с.

39. Валентинов Н. Две души писателя: Встреча с Горьким: (Воспоминания) / Н. Валентинов//Слово. 1992.-№ 7. -С. 50-55.

40. Валенцова М.М. Семантика и символика «верха» дома в обрядности славян / М.М. Валенцова // Живая старина. Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. 2000. - № 2. - С. 11-13.

41. Вальков А.А. Идея нации в свете русской социально-философской мысли. / А.А. Вальков. Уфа: Изд-во Башк. ун-та, 1996. - 98 с.

42. Венгеров С.А. М. Горький / С.А. Венгеров // (http://maximgorkiy.narod.ru).

43. Вехи : Сб. ст. о русской интеллигенции. М.: Правда, 1991. - 606 с.

44. Воронцов С.П. «Русская идея» как семиотический феномен / С.П. Воронцов // Человек. М., 1997. - Вып. 3. - С. 87-97.

45. Вуль P.M. A.M. Горький в Крыму. Очерк жизни и творчества / P.M. Вуль. -Симферополь: Крымиздат., 1961.- 108 с.

46. Вуль Р.Ф. Психопатологические картины в произведениях Максима Горького / Р.Ф. Вуль // Клиническая медицина. -1987. Т. 65. -№ 5. С. 141-144.

47. Гавриш Т.Р. «Жизнь Клима Самгина» A.M. Горького в литературном процессе 1920-начала 1930-х годов: Автореф. дис. .канд. филол. наук / Т.Р. Гавриш. М., 1999. - 26 с.

48. Гайденко П.П. Философская герменевтика и ее проблематика / П.П. Гайденко // Природа философского знания. Ч. 1. Сборник. — М., 1975. (http://www.philolog.ru/filolog/suzi.htm).

49. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше / Д. Галеви // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. -/ Пер. с нем.; сост., подг. тек., общ. ред., избр. перев. и примеч. Р.В. Грищенкова. С-Пб.: ООО «Издательство «Кристалл», 1998. - Т. 2. -С. 823-1083.

50. Гачев Г. Национальные образы мира / Г. Гачев. М., 1998. - 479 с.

51. Гачев Г. Образ в творчестве Горького / Г. Гачев // Образ в русской художественной культуре. М.: Искусство, 1981. - С. 207-244.

52. Гвардини Р. Конец нового времени / Р. Гвардини // Феномен человека: Антология / Сост., вступ. ст. П.С. Гуревича. М.: Высшая школа, 1993. -С. 240-297.

53. Гельрот М. Ницше и Горький (элементы ницшеанства в творчестве Горького) / М. Гельрот // Максим Горький :pro et contra / Вступ. ст., сост. и примеч. Ю. В. Зобнина. С-Пб.: РХГИ, 1997.- С. 381-430.

54. Горький М. Собрание сочинений: В 30-ти т. М., 1949-1956. - Т. 1-30.

55. Горький М. Полн. собр. соч. Художественные произведения: В 25 т. — М., 1969-1976.-Т. 1-25.

56. Горький М. Полн. собр. соч. Варианты к художественным произведениям: Т.1.-Варианты к томам I-V (1885-1907). М., 1974.-643 с.

57. Горький М. Полн. собр. соч. Письма: В 24 т. М., 1997. - Т. 1-3.

58. Гражданские и этнические идентичности: проблемы интеграции российского общества. (http://mion.vsu.ru/displayproject7id3 300950070980).

59. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности / Б. Гройс // Вопросы философии. 1992. - № 1. - С. 52-56.

60. Груздев И. Горький и его время / И. Груздев. — 3-е изд. М., 1962. - 700 с.

61. Гудов В.А. М. Горький и Ф.М. Достоевский: Концепция личности. -Дис. .канд. филол. наук: Уральский гос. ун-т / В.А. Гудов. -Екатеринбург, 1997. 246 с.

62. Гутина Е.А. Лексико-семантическое поле в индивидуальной языковой системе. На материале лексико-семантического поля «обида» в художественной речевой системе М. Горького. — Дис. .канд. филол. наук / Е.А. Гутина. Н. Новгород, 1997. - 228 с.

63. Давыдов Ю. Два понимания нигилизма (Достоевский и Ницше) / Ю. Давыдов // Вопросы литературы. 1981. -№ 9-С. 115-160.

64. Давыдов Ю. И. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии / Ю. Давыдов. М.: Мол. гвардия, 1982. - 287 с.

65. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. /

66. B.И. Даль. М.: Русский язык, 1978. - Т. 1-4.

67. Демьянков В.З. Поиятеи и концепт в художественной литературе и в научном языке / В.З. Демьянков // Вопросы филологии. М., 2001. - № 1. -С. 35-47.

68. Долгополов JI. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX -начала XX в. / JI. Долгополов- JL: Сов. писатель, 1985.-351 с.

69. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1984. - Т. 14, 21, 26.

70. Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова / Б.С. Дыханова. М., 1980. - 174 с.

71. Дыханова Б.С.Об особенностях поэтики Н.С. Лескова на рубеже 60-70-х годов XIX в.: Автореф. дис. .канд филол. наук / Б.С. Дыханова. -Воронеж, 1974.-22 с.

72. Дыханова Б.С. Эволюция повествовательных форм в прозе Н.С.Лескова (динамика народного самосознания и ее стилевое воплощение): Автореф. дис. .докт. филол. наук / Б.С. Дыханова. Воронеж, 1992. - 33 с.

73. Егорова А.П. М. Горький и Ф. Ницше (к проблеме творческого метода) / А.П. Егорова // Горьковские чтения. Материалы конференции. — Н. Новгород, 1994. С. 65-69.

74. Еремина И.Ф. М. Горький и П. Славейков (Черты ницшеанства в образах романтических героев) / И.Ф. Еремина // Неизвестный Горький. Материалы и исследования. Коломна, 1995. - С. 206-215.

75. Ермакова О. П. Пространственные метафоры в русском языке / О.П. Ермакова // Логический анализ языка. Языки пространств / Отв. ред. Н. Д. Арютюнова, И. Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000.1. C. 289-298.

76. Есенин С.А. Полн. собр. соч.: В 7 т. М.: Наука; Голос, 1995. - Т. 1-7.

77. Жаботинский В. Повесть моих дней / В. Жаботинский. Иерусалим, 1989. - (http://www.nietzsche.ru/Iook/azadovski.php).

78. Жегалов Н. Великое, вечно живое.: Традиции русской классики в творчестве Горького / Н. Жегалов // Вопросы литературы. 1984. -№8.-С. 53-89.

79. Жегалов Н.Н. Идейно-художественные традиции Лескова и творчество Горького / Н.Н. Жегалов // Лесков и русская лиература. М.: Наука, 1988.-С. 218-244.

80. Желтова Н.И. Горький / Н.И. Желтова // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР.Ин-т.рус. лит. (Пушкин. Дом).-М.: Сов. Энцикл., 1981.-С. 117-118.

81. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи / Н.И. Жинкин. // Язык. Речь. Творчество. М., 1998. - С. 146-162.

82. Жукоцкая З.Р. М. Горький: от «сверхчеловека» к «всечеловеку» в зеркале символических форм / Жукоцкая З.Р., Жукоцкий А.Д. // Философские науки.-2003.-№ 1.-С. 47-61.

83. Заика С.В. «Макар Чудра» в русской дооктябрьской критике / С.В. Заика // Наследие М. Горького и современность. М.: Наука, 1986. — С. 28-41.

84. Игнатов А. Русская философия истории: романтический консерватизм / А. Игнатов // Вопросы философии. 1999. - № 11. - С. 102-121.

85. Игнатов А. Черт и сверхчеловек: Предчувствие тоталитаризма Достоевским и Ницше / А. Игнатов // Вопросы философии. М., 1993. -№4.-С. 35-46.

86. Идентичность и терроризм. (http://www.inosmi.ru/translation/209051.html).

87. Ильин И.А. К России о России / И.А. Ильин // Социум. М., 1992. -№5.-С. 31-35.

88. Ильин И.А. О русской идее / И.А. Ильин // Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М.А. Маслин. М., 1992. - С. 436-443.

89. Иокар Л.Н. Критика о Горьком в личной библиотеке писателя / Л.Н. Иокар // Неизвестный Горький: Новый взгляд на М. Горького. — М.: Наследие, 1995. С. 192 -206.

90. Калашников В.А. Горький и герои его ранних рассказов / В.А. Калашников. Минск. — 1975. - 150 с.

91. Калашников В.А. Писатель и его герои. О полемической направленности и некоторых других особенностях рассказов М. Горького / В.А. Калашников. — Минск.: Наука и техника, 1969. — 175 с.

92. Карташев А.В. Влияние церкви на русскую культуру / А.В. Карташев // Север. Петрозаводск, 1996. - № 7. - С. 156-160.

93. Кедров К. «Уход» и «воскресение» героев Толстого / К. Кедров // В мире Толстого. М., 1978. - С. 248-273.

94. Кедров К. Фольклорно-мифологические мотивы в творчестве Н.С. Лескова / К. Кедров // В мире Лескова. М., 1983. - С. 58-73.

95. Келдыш В.А. Начало творческого пути («Макар Чудра») / В.А. Келдыш // Наследие М. Горького и современность. М.: Наука, 1986. - С. 20-28.

96. Киреев Р.Т. Горький: Моя первая женщина умерла (любовь в жизни и творчестве писателя) / Р.Т. Киреев // Музы любви. Соч.: В 2 т. — М.: Русский Парнас, 1995. Т. 1. - С. 238-247.

97. Клюс Э. Ницше в России. Революция морального сознания / Э. Клюс. -С-Пб.: Акад. проект, 1999. 240 с.

98. Ковалева Л.В. Проблемы фразеологизации концептов в русском языке/Л.В. Ковалева // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Ч. I. - Воронеж, 2003. - С. 25-31.

99. Колобаева Л. Горький и Ницше: (к обсуждению проблемы ницшеанства в творчестве молодого Горького) / Л. Колобаева // Вопросы литературы. 1990.-№ 10.-С. 162-173.

100. Колобаева JI. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX вв. / JI. Колобаева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 333 с.

101. Колобаева JI.A. Горький и Ницше / JI.A. Колобаева // Вопросы литературы.-1990.-№ 10.-С. 162-173.

102. Кондаков И. В., Корж Б. В. Ницше в русской культуре Серебряного века / И.В. Кондаков, Б.В. Корж // Общественные науки и современность. -2000.-№6.-С. 176-186.

103. Костецкий В.В. «И гость, и странник.» (http://ihtus.ru/ol2.shtml).

104. Котенок П. Чем красна изба / П. Котенок // Свет, 2001. -№4.-С. 62-63.

105. Кравченко А. Проблема положительного героя в творчестве A.M. Горького. Спецсеминар / А. Кравченко, З.Е. Семенова. — Чебоксары, 1971. -54 с.

106. Крутикова Н. Е. В начале века. Горький и символисты / Н.Е. Крутикова. Киев: Наукова думка, 1978. - 307 с.

107. Кубрякова Е.С. Об одном фрагменте концептуального анализа «память» / Е.С. Кубрякова //Логич. анализ яз. Культурные концепты. — М., 1991.-С. 85-95.

108. Кубрякова Е.С. О понятиях места, предмета и пространства / Е.С. Кубрякова // Логический анализ языка. Языки пространств / отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. -С. 84-91.

109. Кубрякова Е.С. Проблема представления знаний в современной науке / Е.С. Кубрякова // Язык и структуры представления знаний. Научно-аналитический обзор. Сб. М., 1992. - С. 4-38.

110. Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова / Е.С. Кубрякова. М.: Наука, 1981. - 199 с.

111. Кубрякова Е.С. Язык пространства и пространство языка (к постановке проблемы) / Е.С. Кубрякова // Известия РАН. Серия литературы и языка. -1997. Т. 56. - № 3. - С. 22-31.

112. Кубрякова Е.С., Шахнарович А.Н., Сахарный JI.B. Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи / Е.С. Кубрякова,

113. A.Н. Шахнарович, JI.B. Сахарный. М.: Наука, 1991. - 240 с.

114. Кузнецов В. «Блудный сын» Октября: Две души М. Горького /

115. B. Кузнецов // Слово 1993. - №9/10/11/12. - С. 44-47.

116. Кукушкина Е.Ю., Никитина С.Е. Жанровые «портреты» фольклорного дома / Е.Ю. Кукушкина, С.Е. Никитина // Живая старина. Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. 2000. - № 2. - С. 5-7.

117. Курылев Ю.И. Философско-эстетические воззрения A.M. Горького / Ю.И. Курылев. Саратов, 1998. - 152 с.

118. Лаханн Б. Существовать и мыслить сквозь эпохи! Штрихи к портрету Фридриха Ницше / Б. Лаханн // Иностранная литература. 2001. -№ И.-С. 204-255.

119. Лебедева А.Б. Семантика «ограничивающих» слов / А.Б.Лебедева // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000. - С. 93-97.

120. Лермонтов М.Ю. Собр. соч. : В 4-х т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. Л.: Наука, 1979.-Т. 1-2.

121. Литературный процесс и судьбы цивилизации XX века: / Под ред.

122. A.Б. Удодова. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2002. - 139 с.

123. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Изв. РАН СЛЯ - 1993. — № 1.-С. 2-9.

124. Лихачев Д.С., Панченко A.M. «Смеховой мир» Древней Руси / Д.С. Лихачев, A.M. Панченко. Л., 1976. - 204 с.

125. Лукин В.А. Концепт истины и слово истина в русском языке (Опыт концептуального анализа рационального и иррационального в языке) /

126. B.А. Лукин // Вопросы языкознания. М. - 1993. - № 4. - С. 63-87.

127. Лурия А.Р. Проблемы и факты нейролингвистики / А.Р. Лурия // Теория речевой деятельности. М., 1968. - С. 198-219.

128. Любе Г. Историческая идентичность / Г. Любе // Вопросы философии. -1994.-№4.-С. 108-113.

129. Любутин К.Н. Размышления на тему «Максим Горький как философ» / К.Н. Любутин // Философия и общество. 2002. -№ 1.-С. 5-15.

130. Макаров А. Новая глава науки о Горьком / А. Макаров // Вопросы литературы. 1985. - № 9. - С. 241-245.

131. Максим Горький: PRO ET CONTRA: личность и творчество Максима Горького в оценке русских мыслителей и исследователей: 1890-1910-е гг.: Антология / Сост. Ю.В. Зобнин. С-Пб.: РХГИ, 1997. - 896 с.

132. Малахов B.C. Идентичность / B.C. Малахов // Современная западная философия: Словарь.-М., 1998.

133. Медведев Н. «Странник». -(http//piter.orthodoxy.ru/pspb/nl 11/ta008.htm).

134. Мень А. История религии: В 2-х кн.; Кн. 1. В поисках Пути. Истины и Жизни: учеб. пособие / А. Мень. М.: Издательская группа « ФОРУМ-ИНФРА-М», 1999. - 216 с.

135. Мережковский Д.С. Не святая Русь (религия Горького) / Д.С. Мережковский // Акрополь: Избр. лит-критич. статьи. М.: Кн. палата, 1991.-С. 304-314.

136. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Советская Энциклопедия, 1988. -Т 1, 2.

137. Михайлов О.Н. Страницы русского реализма (Заметки о русской литературе XX века) / О.Н. Михайлов. М.: Современник. - 1982. - 288 с.

138. Михайловский Б.В. Творчество М. Горького и мировая литература 18921916 / Б.В Михайловский. -М.: Наука, 1965. 648 с.

139. Михайловский Н.К. Критические статьи о произведениях М Горького / ILK. Михайловский. (httpy/som.fio.ru/getblod.asp?id=10016366).

140. Мишина Е.Ф. Антонимическое употребление конкретной лексики в речи М. Горького / Е.Ф. Мишина // Термин и Слово. Межвузовский сб. Горький, изд. ГГУ им. Н.И. Лобачевского, 1980. - С. 65-75.

141. Мочкин А.Н. Ф.Ницше и ФМ Достоевский / А.Н. Мочкин // Методологические проблемы историко-филос. исслед.-М., 1981.-С. 26-29.

142. Муромский ВЛ Все дальше от канона (новые труды о Горьком) / В Л. Муромский // Русская литература — 1997. № 1. - С. 250-256.

143. Муромский В.П. К Горькому живому, нехрестоматийному (по материалам публикаций последних лет) / В. П. Муромский // Литература в школе. 1992. -№ 5-6. - С. 28-40.

144. Мущенко Е.Г. Путь к новому роману на рубеже XIX-XX веков / Е.Г. Мущенко. Воронеж, 1986. - 186 с.

145. Неизвестный Горький: Новый взгляд на Максима Горького: (Сборник) / Рос. АН, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наследие, 1995. — 263 с.

146. Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем: В 15-ти т. Л., 1981. - Т. 1,2.

147. Немудров Н.Ф. Из Нижнего в Тифлис (о карте странствий А.М.Горького по Руси в 1891 г.) / Н.Ф. Немудров // Горьковские чтения.1964- 1965.-М., 1966. С. 375-386.

148. Немцев В.И Максим Горький и проблемы литературного процесса 20-30-х годов / В.И. Немцев. (http^club.cluster.sgujii/literature/l 3 .html).

149. Никитина Е.С. Келья в три окошечка (о пространстве в духовном стихе) / Е.С. Никитина // Логический анализ языка. Языки пространств / Отв. ред. Н.Д. Арютюнова, И.Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. -С. 348-355.

150. Никитина И.В. По следам героев Горького / И.В. Никитина. — Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1981.-191 с.

151. Никонова Т.А. «Новый человек» в русской литературе 1900-1930-х годов: проективная модель и художественная практика: Монография / Т.А. Никонова. Воронеж: Изд-во Воронежского, гос. ун-та, 2003. - 232 с.

152. Никонова Т.А. Мифология «нового мира» и тенденции развития русской литературы первой трети XX в.: Автореф. дис. .докт. филол. наук / Т.А. Никонова. Воронеж, 2004. - 35 с.

153. Ницше Ф. Соч.: В 2 т. / Сост., редакция изд. вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна; пер. с нем. М.: Мысль, 1990. - Т. 1-2.

154. Новик Е.С. Система персонажей русской волшебной сказки / Е.С. Новик // Структура волшебной сказки. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т., 2001.-С. 122-163.

155. Нордау М. Вырождение: Психопатические явления в области современной литературы и искусства / М. Нордау. М.: Республика, 1995. - 398 с.

156. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. — 528 с.

157. О, Русская земля! / Сост., предисл. и примеч. В.А. Грихина. М.: Сов. Россия, 1982.-368 с.

158. Овчаренко А.И. Новые герои — новые пути. От М.Горького до В. Шукшина / А.И. Овчаренко. М: Современник, 1977. - 479 с.

159. Овчаренко А.И. О положительном герое в творчестве М.Горького 18921907. Статьи / А. И. Овчаренко. М.: Советский писатель, 1956. - 584 с.

160. Осоргин М.А. Конец отца Якова (http://mochola.narod.ru/bem20otecyak ov.htm).

161. Патография гения. Максим Горький // Мы и мир. Психологическая газета. -2001. № 4. - С. 8-10.

162. Певцова Р.Т. Молодой М. Горький и Ф. Ницше / Р.Т. Певцова // Проблемы художественного метода, жанра, стиля в русской литературе: Межвузовский сб. науч. тр. М.: МГОПУ, 1995. - С. 58-68.

163. Певцова Р.Т. Проблема своеобразия мировоззренческой позиции и художественного метода молодого М. Горького: Автореф. дис. докт. филол. наук / Р.Т. Певцова. М., 1996. - 44 с.

164. Петрова М.Г. Н.К. Михайловский и критика «Русского богатства» / М. Г. Петрова // Горький и его эпоха. Вып. 2. - М., 1989. - С. 59-104.

165. Пискунов В. Тема о России. Россия и революция в литературе начала XX в. / В. Пискунов. М.: Сов. писатель, 1983. - 376 с.

166. Подуст О.С. Национально-религиозные основы русской литературы / О.С. Подуст // Известия Научно-координационного центра по профилю «филология» (ВГПУ-ВОИПКРО). Воронеж: ВЭПИ, 2004.-Выпуск II. - С. 70-74.

167. Полещук В. // Новый Таллинн. 2003. - № 1-2. -(http://www.lichr.ee/rus/statyi/Russians-final.htm).

168. Полещук В. Русские в Эстонии, их идентичность и этнический конфликт / В. Полещук // Новый Таллин. 2003. - № 1-2. -(http://www.lichr.ee/rus/statyi/Russians-final.htm).

169. Полуяхтова И.К. Горький и Ницше (Язык поэзии) / И.К. Полуяхтова // Ранний М. Горький. Горьковские чтения. -Н. Новгород, 1993. С. 102-107.

170. Померанц П. Будущее мироустройство и русская идея / П. Померанц // Век XX и мир. М., 1990. - № 2. - С. 27-32.

171. Попова 3.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д. Попова, И.А. Стернин .- Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. — 191с.

172. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / З.Д. Попова, И.А. Стернин. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 1999. 30 с.

173. Попова М.К. Национальная идентичность в литературоведении: терминологический аспект проблемы: монография / М.К. Попова, В.В. Струков (http://www.vsu.ru).

174. Попова М.К. Национальная идентичность и ее отражение в художественном сознании / М.К. Попова. Воронеж: ВГУ, 2004. - 170 с.

175. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека / В.И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира.-М.: Наука, 1988.-216 с.

176. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки / В.Я. Пропп. М.: Лабиринт, 2003.-144 с.

177. Прошунин А.В. Идея преступления и наказания в творчестве Достоевского и Горького / А.В. Прошунин // Известия Научно-координационного центра по профилю «филология» (ВГПУ-ВОИПКРО). -Воронеж: ВЭПИ, 2004. Выпуск II. - С. 101-104.

178. Равдин Б.Н. К проблеме «Горький и Ницше» / Б.Н. Равдин // Четвертые Тыняновские чтения. Тезисы докладов и материалы для обсуждения. — Рига, 1988.-С. 17-20.

179. Репьева И. Демоны М. Горького / И. Репьева // Учительская газета. — 2002. 10 дек. (№ 50). - С. 20.

180. Российская ментальность: (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 1994. -№ 1. С. 25-53.

181. Русская литература XX века: Проблемы современного прочтения. Пособие для учителя / Под ред. А.Б. Удодова. — 2-е изд. Воронеж: МОУ ВЭПИ, 2005.-104 с.

182. Рыбак С.А. У истоков личности. Мир детства в изображении A.M. Горького. Кишинев, 1970. - 232 с.

183. Рылькова Г.С. Жажда страдания / Г.С. Рылькова // Russian Literature, 1997.-XLI.-С. 37-50.

184. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма: Проблема «жизнетворчества»: Автореф. дис. . докт. филол. наук / В.А. Сарычев. -Воронеж, 1991.-34 с.

185. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма: Проблема «жизнетворчества» / В.А. Сарычев. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1991. - 320 с.

186. Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания / К.А. Свасьян // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. / Сост., редакция изд. вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна; пер. с нем. М.: Мысль, 1990. -Т. 1. - С. 5-46.

187. Семенова С. Человек и мещанин. Отношение к смерти у Максима Горького / С. Семенова // Преодоление трагедии: «Вечные вопросы» в литературе. М.: Советский писатель, 1989. - С. 285-299.

188. Семенова С.Г. Мыслительные диапазоны М. Горького / С.Г. Семенова // Человек. 1999. - № 5. - С. 113-125.

189. Семенова С.Г. Мыслительные диапазоны М. Горького / С.Г. Семенова // Человек. 1999. -№ 6. - С. 115-132.

190. Сидоров С. О странниках земли Русской. -(http//www.pagez.ru/olb/l 59.php).

191. Сиротина В.А. «Море смеялось» (к стилистике ранних романтических произведений М. Горького) / В.А. Сиротина // Русская речь, 1971.-№1.-С. 19-27.

192. Скворцов А.А. Достоевский и Ницше о Боге и безбожии / А.А. Скворцов//Октябрь. -М., 1996.-№ 11.-С. 142-154.

193. Скворцов А.А. Этика Фридриха Ницше / А.А. Скворцов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. М., 1996. - С. 205-225.

194. Соловьев Вл. Русская идея // Сост. и авт. вступ. ст. М.А. Маслин / Вл. Соловьев. -М.: Республика, 1992. С. 185-205.

195. Спиридонова JI.A. Горький: Диалог с историей / JI.A. Спиридонова. -М., 1994.-320 с.

196. Спиридонова Л.А. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться.» Ранние романтические произведения М. Горького / Л.А. Спиридонова // Русская словесность, 1999. -№3. С. 50-53.

197. Степун Ф. Мысли о России / Ф. Степун // Новый мир. 1991. -№6.-С. 201-240.

198. Странник Александр Крайнев // Горница. 1995. - № 3. -(http://piter.ortodoxy.ni/pspb/n 116/ta010.htm).

199. Струкова Т.Г. Национальная идентичность в постмодернистском дискурсе. Развитие проблемы толерантности в современной литературе. Глобализация: ее отражение в современном романе / Т.Г. Струкова (http://www.vsu.ru).

200. Струкова Т.Г. Пространственные характеристики корабля в морском романе / Т.Г. Струкова // Эйхенбаумовские чтения: тезисы докладов международной научной конференции. Воронеж, ВГПУ, 1998. — С. 67-69.

201. Сургучев И. Горький и дьявол: (Христианство и творчество) / И. Сургучев // Независимая газета. 1993. - 26 марта. - С. 8.

202. Тимофеева В.Г. История русской мысли и русская литература / В.Г. Тимофеева. Воронеж, Изд-во ВОИПКРО, 1995. - 280 с.

203. Тимофеева В.Г. Основные концепты русской культуры в исторических романах о Петре I. — Дис. .канд. филол. наук. / В.Г.Тимофеева. — Воронеж, 2001.-205 с.

204. Топоров В.Н. Пространство и текст / В.Н. Топоров // Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983. - С. 227-284.

205. Травушкин Н.С. Горький у Каспия. Критико-биографический очерк / Н.С. Травушкин. Астрахань, 1963. - 143 с.

206. Треплев А. Максим Горький на Волге / А. Треплев // О Горьком — современники. М., 1928. - (http://www.collections.spb.ru/gorkiy/ alla/grou 1 /agrou2/a1 /000008.htm).

207. Тресидцер Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С. Палько / Дж. Трессидер. М.: ФАИР - Пресс, 1999. - 448 с.

208. Третьякова Н. Роль Странников в Мире Полудня братьев Стругацких / Н. Третьякова. (http://diaghilev.perm.ru/ruslit/dokJ/22.htm).

209. Троицкий В.Ю. Лесков и Горький / В.Ю. Троицкий j^J^ckobIхудожник. М., 1974. - С. 202-214.

210. Трубецкой Н.Е. Всеобщее, прямое, тайное и равное / Н.Е. Трубецкой // Новый мир. 1990. - № 7. - С. 198-201.

211. Трубина JI.А. «Постоянный действователь истории» / Л.А. Трубина // Литература в школе. 2000. - № 6. - С. 43-52.

212. Тютчев Ф.И. Лирика: В 2 т. / АН СССР. -М.: Наука, 1996. -Т. 1-2.

213. Уайл И. Максим Горький. Взгляд из Америки. Книга о жизни и творчестве A.M. Горького / И. Уайл. — М., 1993. 124 с.

214. Удодов А.Б. Горький / А.Б. Удодов // Русская литература XX века: поиск ориентиров. Ч. I. Мифы и реалии / Под ред. А.Б. Удодова. -Воронеж: ВГПУ, 1995. С. 9-37.

215. Удодов А.Б. М.Горький. Преодоление мифа / А.Б. Удодов // Литература в школе. 1991. -№ 4. - С. 79-87.

216. Удодов А.Б. М. Горький. Преодоление мифа / А.Б. Удодов // Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика. М.: ACT; Олимп, 1996. - С. 656-668.

217. Удодов А.Б. «Русская картина мира» в динамике литературного развития: век ХХ-й / А.Б. Удодов // Известия Научно-координационного центра по профилю «филология» (ВГПУ-ВОИПКРО). Выпуск II. -Воронеж: ВЭПИ, 2004. - С. 68-70.

218. Удодов А.Б. Феномен М. Горького как эстетическая реальность: генезис и функционирование (1880-е начало 1900-х годов) / А.Б. Удодов. - Воронеж: ВГПУ, 1999. -268 с.

219. Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Кн. для учителя / Б. Т. Удодов. М.: Просвещение, 1989. - 191 с.

220. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. / М. Фасмер М.: Прогресс, 1987. - Т. 1-4.

221. Фаустов А.А., Савинков С.В. Очерки по характерологии русской литературы: Середина XIX в. / А.А. Фаустов, С.В. Савинков. Воронеж, 1998.-156 с.

222. Федотов Г.П. Святые древней Руси (Предисл. Д.С. Лихачева и А.В. Меня; коммент. С.С. Бычкова) / Г.П. Федотов. М.: Моск. рабочий,1990.-269 с.

223. Федотов Г.П. Три столицы / Г.П. Федотов // Новый мир. 1989. -№4.-С. 209-217.

224. Филюшкина С.Н. Романтизм в Англии. Дж. Байрон / С.Н. Филюшкина // Зарубежная литература: от Эсхила до наших дней. Воронеж, 1997.-С. 89-120.

225. Форш О. Портреты Горького. (http://som.fio.ru/getblob.asp?id=l 0016366).

226. Франк С.Л. Религиозно-исторический смысл русской революции / С.Л. Франк // Русская идея Сост. и авт вступ. ст. М.А. Маслин. — М.: Республика, 1992. С. 324-341.

227. Фрейд 3. Достоевский и отцеубийство / 3. Фрейд // «Я» и «Оно». -Тбилиси.: Мерани, 1991. С. 407-426.

228. Хьетсо Г. Максим Горький. Судьба писателя / Г. Хьетсо. М., 1997.-344 с.

229. Цивьян Т.В. Архетипический образ дома в народном сознании / Т.В. Цивьян // Живая старина. Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. 2000. - №2. - С. 2-5.

230. Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. и избр. письма: В 2-х т. М.,1991.-Т. 1-2.

231. Чандлер Д Семиотика для новичков. (http://kofko.kubsu.ru/totxim /eng/012002/chandler.html)

232. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. / П.Я. Черных М. - 1992. - Т. 1,2.

233. Шевелев Э. Одиночество: (О личности и судьбе A.M. Горького) / Э. Шевелев // Аврора. 1993. - № 3. - С. 3-23.

234. Шестов Л. Достоевский и Нитше (философия трагедии) / Л. Шестов // Сочинения. / Сост., вступ. статья и прим. Поляков Л.В. — М.: Раритет, 1995.-С. 15-176.

235. Шубарт В. Европа и душа Востока / В. Шубарт // Русская идея. М. -Вып. 3.-1997.-448 с.

236. Эткинд А. ХЛЫСТ (Секты, литература и революция) / А. Эткинд. — М.: Новое литературное обозрение, 1998. 688 с.

237. Юзовский Ю. Творческие идеи Горького / Ю. Юзовский // Горький и театр.-М., Л., 1938.-С. 7-151.

238. Язикова Ю.С. Отражение в смысловой структуре слова языка писателя его мировосприятия и мировоззрения / Ю.С. Язикова // Термин и Слово. Межвузовский сб. Горький, изд. ГГУ им. Н.И. Лобачевского, 1980. - С. 76-84.

239. Яковлева Е.С. О некоторых моделях пространства в русской языковой картине мира / Е.С. Яковлева // Вопросы языкознания. 1993. -№ 4. - С. 48-63.

240. Hekelschneider Е., Borchukow W. Sowjetliteratur in biirgerlicher Sicht / E. Hekelschneider, W. Borchukow. Berlin: Akademie-Verlag, 1989. -189 s.

241. Plotnikowa A. Zagroda w duchowej kulture Slowian / A. Plotnikowa // Dom w jezyku i kulturze. Szczecin. 1997. - S. 187-192.

242. Scherr B.P. Maxim Gorky / B.P. Scherr. Boston, 1988. - 140 p.

243. Troyat H. Gorky: a Biography / H. Troyat. N.Y., 1989.-216 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.