Образ наставника в творчестве Ф. М. Достоевского конца 1860-х — начала 1870-х гг.: св. Тихон Задонский, К. Е. Голубов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Саису Наохито
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 194
Оглавление диссертации кандидат наук Саису Наохито
Введение
Глава 1. Публицистика Ф. М. Достоевского 1860-1870-х гг.: св. Тихон
Задонский
1-1. Введение
1-2. 1861 г.: исторически обусловленный интерес Достоевского к св. Тихону
Задонскому
1-3. Рассмотрение вопроса об образовании русского народа как важный шаг на пути реализации почвеннической идеи; интерес к педагогической деятельности
Тихона Задонского
1-4. Достоевский о русском народе и явлении А. С. Пушкина (публицистика
1861-го года)
1-5. Набросок 1867 г., запись в «Дневнике писателя» 1876 г.: представления Достоевского о Тихоне Задонском
1-6. Выводы
Глава 2. Тихон Задонский и Достоевский: проблема нравственного воспитания в рассказе Мышкина о Мари и детях (роман «Идиот»)
2-1. Введение
2-2. Житийная линия в первой части романа «Идиот»
2-3. Рассказ Мышкина в соотнесении с жизнеописанием и поучением Тихона
Задонского
2-4. Отличие между поучениями Тихона Задонского и рассказом Мышкина
2-5. Вызревание нового замысла в недрах романа «Идиот»
2-6. Выводы
Глава 3. Св. Тихон Задонский и Ф. М. Достоевский: проблема обретения веры и тема наставничества в «Житии великого грешника»
3-1. Введение
3-2. Тема воспитания детей в жизнеописании Тихона Задонского и в замысле
романа «Житие великого грешника» Ф. М. Достоевского
3-3. Проблема создания образа наставника («Преступление и наказание» —
«Идиот» — «Житие великого грешника»)
3-4. «Свобода», «благородство», «служение», «смирение» в понимании св.
Тихона Задонского
3-5. Характер главного героя «Жития великого грешника» в свете рассуждений св.
Тихона Задонского
3-6. Темы смирения и свободы в представлениях св. Тихона Задонского, а также в поучениях наставника и в их реализации учеником в «Житии великого
грешника»
3-7. Противоположные устремления главного героя «Жития великого грешника» и проблема его дальнейшей жизни
3-8. Выводы
Глава 4. Тихон Задонский и Достоевский: ложное смирение Ставрогина в романе «Бесы»
4-1. Условия для спасения Ставрогина в свете учений Тихона Задонского:
введение
4-2 Черновики романа «Бесы»: проблема обретения веры Князем (Ставрогиным): позитивизм (Конт) — православие (Тихон), собственная сила — сила Божия....108 4-3. Истории с пощечиной в жизнеописании иеромонаха Аникиты и в романе
«Бесы»
4-4. Пощечина: отличие реакций литературного Ставрогина и св. Тихона Задонского
4-5. Испытание «насмешкой» и неготовность Ставрогина к настоящему покаянию
(глава «У Тихона»)
4-6. Св. Тихон Задонский и литературный Тихон: тема открытости к миру
4-7. Выводы
Глава 5. Ф. М. Достоевский и старообрядец К. Е. Голубов, вернувшийся к
единоверию
5-1. Введение
5-2. Степень изученности темы «Достоевский и старообрядцы, вернувшие в
единоверию»
5-3. К. Е. Голубов и Достоевский: взгляд на проблемы «Запад и Россия»,
свободы
5-4. К. Е. Голубов и Достоевский: отношение к дарвинизму
5-5. От К. Е. Голубова к Тихону Задонскому: проблема духовного поиска
молодых людей («Идиот», замыслы конца 1860-х гг.)
5-6. Творческая история романа «Бесы»: «свобода» и «рабство» в представлениях
К. Е. Голубова
5-7. Творческая история романа «Бесы»: «свобода» и «рабство» в представлениях
персонажа Тихона
5-8. Выводы
Заключение
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Проблема целостности романов Ф.М. Достоевского: на примере романов "Идиот" и "Бесы"2013 год, кандидат филологических наук Неклюдов, Степан Алексеевич
Поэтика незаконченных произведений Ф.М. Достоевского2016 год, кандидат наук Трофимова Анастасия Владимировна
Христианская нравственность как альтернатива нигилизму в романе "Бесы" Ф.М. Достоевского2007 год, кандидат филологических наук Гогина, Любовь Петровна
Образ князя Мышкина в романе Ф.М. Достоевского "Идиот": проблема реально-исторических прототипов2013 год, кандидат наук Батталова, Айгуль Наилевна
"Житие Великого грешника" - трансформация замысла, жанровое своеобразие, роль в творческой эволюции Ф. М. Достоевского2002 год, кандидат филологических наук Сайченко, Валерия Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образ наставника в творчестве Ф. М. Достоевского конца 1860-х — начала 1870-х гг.: св. Тихон Задонский, К. Е. Голубов»
Введение
Постановка темы. Изучение творчества Ф. М. Достоевского в России и во всём мире в последние десятилетия ведётся весьма интенсивно. В осмыслении его творческого наследия исследователями предложены разные направления. Один из самых важных аспектов изучения — уяснение авторской позиции в художественных произведениях писателя. Достоевский, как известно, создал новую литературную форму: полифонический роман. Он дал каждому персонажу право высказать свои мысли; точки зрения его героев были включены в диалоги и полилоги, и при этом над субъектами слова не возвышалась авторская позиция, в таком случае читателю сложно понять, как соотносятся между собой «голоса» героев и как они взаимодействуют с авторской точкой зрения, в чем состоит интенция автора. Однако Достоевский никогда не был релятивистом. Достоевсковеды (К. А. Степанян, В. А. Свительский и др.) совершенно справедливо разграничивают поэтологический и философско-эстетический уровни в романах писателя, и это позволяет, с их точки зрения, выявлять волю Достоевского-творца. У писателя всегда была своя вполне определенная ценностная ориентация, которая нашла свое выражение в его полифонических романах. Наша работа — одна из попыток уяснить характер отношений между автором и героями в его романном творчестве.
Для понимания позиции Достоевского в первую очередь следует обращать внимание на то, что он был одновременно не только художником, но и мыслителем, который всю жизнь мучился проблемой существования Бога. Поскольку Достоевский был глубоко верующим православным человеком, то для его восприятия как мыслителя, нужно учесть, как он художественно воплотил свою религиозную мысль в произведениях. В его художественном мире христианские идеи становятся очевиднее в их столкновении с идеями атеизма XVIII - XIX вв. (в XIX веке это появилось и в форме нигилизма).
В нашей работе обратимся к романному творчеству Достоевского конца 1860-х гг. — начала 1870-х гг. Существующий разрыв между европейски образованной частью российского общества и народом осмыслялась Достоевским-почвенником как коренная проблема русской жизни 1860-1870-х гг. Её решение он, как известно, связывал со сближением русской интеллигенции и народа при опоре каждой из сторон на православную веру.
Особая тревога писателя была связана с распространением среди российской молодежи нигилистических настроений, с ее ориентацией на европейские идеи свободы, равенства, прогресса, социализма, торжества рационального и позитивного знания. Однако Достоевский полагал, что отпадение молодежи от национальных корней и от веры не имеет необратимого характера. В письме А. Н. Майкову от 25 марта (6 апреля) 1870 г. из Дрездена, в котором речь шла о замысле «Жития великого грешника», Достоевский пишет: «Про нигилизм говорить нечего. Подождите, пока совсем перегниет этот верхний слой, оторвавшийся от почвы России. Знаете ли: мне приходит в голову, что многие из этих же самых подлецов-юношей, гниющих юношей, кончат тем, что станут настоящими, твердыми почвенниками, чисто русскими»1. Однако позднее, в «Послесловии к роману "Бесы"», Достоевский отмечал: «Потеряли образы, тотчас стерлись, новые же прячутся. <....> люди без образа — убеждений нет, науки нет, никаких точек упоров, уверяют в каких-то тайнах социализма. <....> Всю эту кисельную массу охватил цинизм. Молодежь без руководства бросается. <....> Меж тем несколько предвзятых понятий, чувство чести. Ложное понятие о гуманности. Самое мелкое самолюбие» (XI, 308). Актуальным для писателя
1 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. — Л., 1972-1990. Т. XXIX1. С. 119. Далее все цитаты из произведений Ф. М. Достоевского, а также из комментариев, даются по этому изданию с указанием в скобках тома римскими цифрами, страниц - арабскими. Заглавные буквы в написании имен Бога, Богородицы, других святых имен и богословских понятий, вынуждено пониженные в этом издании по цензурным требованиям того времени, восстанавливаются. Пропущенные нами фрагменты в цитируемых текстах обозначены троеточием, взятым в круглые скобки.
становится вопрос о религиозно-нравственном воспитании подрастающего поколения, о сближении религиозного воспитания и светского образования.
Во второй половине 1860-х гг. романист, имея в виду молодых героев-нигилистов, приходит к мысли о необходимости создать образ руководителя, придерживающегося православно-христианских представлений и являющегося носителем «русского Духа». При этом осмысление проблемы религиозно-нравственного воспитания российской молодежи было неразрывно связано для писателя с проблемой «Запад и Россия». Это нашло своё выражение в изображении особенностей отношений между «руководящим — ведомым» (или «учителем —учеником», «наставником — учеником») в его романном творчестве («Идиот», «Атеизм», «Житие великого грешника» и «Бесы»). Мы полагаем, что исследование истории и характера этих отношений способствует более глубокому пониманию авторской позиции в перечисленных произведениях, а также позволяет проследить процесс эволюции отдельных представлений самого Достоевского.
Как хорошо известно, Достоевский включал в свои произведения многочисленные разнотипные цитаты из разных источников (произведения литераторов, философов, христианских подвижников и др.); сочетаясь и взаимодействуя, они включались в художественное единство его произведений. Обращение к этому процессу также открывает перед нами возможность постичь, как писатель художественно воплощал свои размышления. Сопоставляя высказывания Достоевского в публицистике, в письмах, в подготовительных материалах к романам, анализируя разнотипные цитаты в его художественных произведениях, мы приближаемся к пониманию целостного единства его художественного и публицистического творчества.
Немаловажно, что в это время, в конце 1860-х гг., Достоевский захотел написать роман-житие («Житие великого грешника»). Святоотеческая литература была знакома писателю в достаточной степени, чтобы с опорой на житийный
жанр создать историю о неверующем герое, который становится твердо верующим.
В качестве материала для анализа ценностной ориентации писателя и ее воплощения в отношениях «руководящий — ведомый», мы берем жизнеописания и сочинения святителя XVIII века Тихона Задонского, ставшего прототипом героя-наставника для неверующего героя в творчестве писателя рубежа 18601870-х гг. (в частности, в романном замысле «Житие великого грешника» и в романе «Бесы»).
В нашей работе также обратим пристальное внимание на биографию и учение Константина Ефимовича Голубова, бывшего старообрядца и современника Достоевского. Этот старообрядец сохранил свою веру в обстановке секуляризации, преодолел испытующее влияние со стороны современных западноевропейских идей. Особенное значение для Достоевского имел факт возвращения К. Е. Голубова к единоверию.
Достоевский с большим вниманием отнесся к особенностям личностей, опыту жизни и к трудам святого Тихона Задонского и бывшего старообрядца К. Е. Голубова. Романист рассматривал эти реальные исторические фигуры в качестве возможных прототипов героев - «руководителей». При этом Достоевский включал в свои произведения сюжетные элементы, мотивы, образы, понятия, взятые из сочинений или жизнеописаний Тихона Задонского, статей К. Е. Голубова, а также из других источников. В творческой лаборатории писателя шел напряженный процесс сравнения и сопряжения идей различных мыслителей. В ходе этого у романиста вырабатывались (помимо прочего) представления о наиболее подходящем наставнике для молодых русских нигилистов, что в конечном итоге, на этапе завершения романа «Бесы», обусловило его окончательное решение в выборе прототипа.
Особое значение для нас имело то, что в творчестве Достоевского одно и то же понятие может иметь разные смысловые объемы и наполнения, иногда даже
диаметрально противоположные — в зависимости от того, кто является субъектом слова (герои, рассказчик, автор-повествователь; собственно автор в публицистических жанрах). Кроме того, важно, что и сами герои могут по-разному понимать одно и то же понятие. Для выявления расхождений в интерпретациях героями одного и того же понятия надо учесть его культурный контекст. При этом необходимо помнить, что Достоевский возводил отличающиеся друг от друга толкования одного понятия к разным источникам. В результате в творчестве Достоевского в одном понятии нередко сходились разные культурные пласты: к примеру, понимание определенного понятия в православной и житийной культуре противопоставлялось его осмыслению в контексте западноевропейской мысли.
В нашем исследовании одним из ключевых понятий является — «свобода». В основном персонажи-наставники понимают «свободу» в контексте православно-христианских представлений (это касается учений св. Тихона Задонского и трудов К. Е. Голубова), а руководимые ими нигилисты истолковывают «свободу», опираясь на западноевропейские идеи и ценности. Сопоставление этих позиций поможет нам очертить понимание свободы самим Достоевским и в определенной мере представить целостность его творчества.
Рассмотрение отношений «руководящий — ведомый» в романном творчестве Достоевского позволит, с одной стороны, проследить, как показан путь героя-нигилиста к обретению христианской веры (житийный сюжет), с другой, выявить позицию самого автора.
Актуальность данного исследования
В настоящее время возрастает интерес к всестороннему изучению творчества русского гения как читателя, писателя, романиста, фельетониста, журналиста, редактора, геополитика. Несмотря на интенсивное изучение наследия
Достоевского не все аспекты истории религиозно-философских исканий писателя освещены в полной мере, и один из них — педагогический.
В нашей работе предпринимается попытка углубить имеющиеся в достоевсковедении представления о значении личностей святителя Тихона Задонского и бывшего старообрядца К. Е. Голубова, а также духовного наследия святителя и работ бывшего старообрядца для историософских, религиозно-философских исканий Достоевского с 1860-х до начала 1870-х годов, учитывается и анализируется педагогический аспект внимания романиста к их трудам и деятельности, выявляется круг тем, заинтересовавших романиста, и прослеживается процесс их художественного преломления в незавершенном романе «Житие великого грешника» и в романе «Бесы», осмысляется диалогическое начало в освоении Достоевским поучений святого Тихона Задонского и К. Е. Голубова.
Исследование включается в активно развивающееся изучение историософских, религиозно-философских и педагогических взглядов Достоевского и опирается на выработанные в достоевсковедении представления о целостном единстве художественного творчества писателя как в религиозно-философском, так и в поэтологическом аспектах.
Рассмотрение темы наставничества в творчестве Достоевского обусловило необходимость учесть современные достижения смежных литературоведению наук, прежде всего истории России и истории педагогики. Последовательное и взаимосвязанное изучение, с одной стороны, педагогической деятельности святого Тихона Задонского, учет мировоззренческой позиции К. Е. Голубова и, с другой стороны, темы духовного наставничества в творчестве Достоевского («Идиот», «Житие великого грешника», «Бесы») позволяет шире представить один из этапов в истории общественной мысли России XVIII — второй половины XIX столетия. В целом исследование имеет междисциплинарный характер.
Степень разработанности проблемы
Место и роль житийной традиции в художественном творчестве Достоевского плодотворно изучалось такими исследователями, как Р. В. Плетнев, В. Л. Комарович, Г. Б. Пономарева, В. Е. Ветловская, И. Д. Якубович, Н. Ф. Буданова, Е. В. Натарзан. В их трудах в качестве источников для произведений писателя были указаны святоотеческие учения и жизнеописания монахов.
Тема «Тихон Задонский и Достоевский» была поставлена и отчасти рассмотрена следующими исследователями: В. Л. Комаровичем, Р. В. Плетневым, А. В. Чичериным. Тихону Задонскому как реальному прототипу нескольких романных героев Достоевского посвящены работы Р. В. Плетнева, Н. Городецкой, Н. Ф. Будановой, Н. А. Тарасовой. В современном достоевсковедении освещена история знакомства Достоевского с жизнеописаниями и сочинениями Тихона Задонского (Н. Ф. Буданова, Б. Н. Тихомиров, Н. А. Тарасова). Важные уточнения в связи с незавершённым замыслом Достоевского «Житие великого грешника» внесли Т. А. Лапицкая, Б. Н. Тихомиров. Начало описанию цитатного слоя текстов «Жития великого грешника», «Бесов», «Подросток», «Братьев Карамазовых», соотносимого с текстами Тихона Задонского, было положено В. Л. Комаровичем, Р. В. Плетневым, А. В. Чичериным, продолжено Т. Берри, Т. А. Лапицкой, Н. Ф. Будановой, Е. А. Гаричева, Б. Н. Тихомировым, Н. А. Тарасовой, Т. С. Карпачёвой. Кроме этих исследований, в работах, посвященных по теме «Достоевский и православие», часто цитируются фрагменты из сочинений Тихона Задонского и указываются переклички отдельные мысли между святым и писателем (например, в книге С. И. Фуделя «Наследство Достоевского», которая была написана в 1963 г. и впервые вышла в свет только в 1998 г.).
С 2009-го г. обращение к теме «Тихон Задонский и Достоевский» становится более интенсивным. Т. С. Карпачёва осветила в своих статьях темы влияния, оказанного Тихоном Задонским на творчество Достоевского («Житие великого грешника», «Бесы», «Подросток», и «Братья Карамазовы»), сотеологии
Тихона Задонского и Достоевского, пасхальности в их духовном наследии. В 2016 году на Международном форуме «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения» исследователями В. В. Сайченко и Н. В. Свитенко был представлен доклад о значении святого для «Жития великого грешника». Вклад в рассмотрение темы наставничества в романе «Бесы» внесла Н. Н. Арсентьева, ее статья «"Молодежь без руководства". Проблема духовного наставничества в романе Достоевского "Бесы"» способствует расширению представлений о прототипах персонажа Тихона в романе «Бесы». Исследовательница вновь упомянула среди них Тихона Задонского. В статье «Тексты святителя Тихона Задонского в творческой работе Достоевского» Б. Н. Тихомиров рассмотрел слова персонажа Тихона о победе над собой в «Житии великого грешника» и подобные слова Макара Долгорукого в романе «Подросток» и заключил, что в каждом случае Достоевский соединил разные тексты из Библии, сообразуясь с учениями Тихона Задонского и следуя православно-христианской традиции. Подход этого исследователя актуален для нашего исследования, поскольку мы также обратим внимание на соотношение цитат из разных источников.
Специальное исследование темы «Достоевский и К. Е. Голубов» до сих пор не предпринято, несмотря на то, что в подготовительных материалах к роману «Бесы» писатель многократно упоминал фамилию этого бывшего старообрядца. Только Н. Ф. Буданова обращается к теме «Достоевский и К. Е. Голубов» в академических Примечаниях первого Полного собрания сочинений Достоевского. Однако сам жанр примечаний не предполагает развернутого исследования. По существу, тема была только намечена. В диссертации «Творчество Ф. М. Достоевского и древнерусская мистико-аскетическая традиция: Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Нил Сорский» (2009) А. Г. Григорьев рассматривает вопрос о характере влияния рассуждений К. Е. Голубова на формирование понятия «самообладание» и эволюцию этого понятия в творчестве Достоевского с 1860-х гг. до середины 1870-х, включая роман «Подросток».
Духовное наследие Тихона Задонского изучается современной российской наукой в самых разных аспектах 2 : биографическим аспектом занимались литературовед и теолог Н. Д. Городецкая, схиархимандрит Иоанн (Маслов); богословским аспектом — иеромонах Николай (Павлык), протоиерей П. Хондзинский (в частности, вопрос о взаимосвязи с инославными богословами, в том числе с Иоганном Арндтом) и т. д. С конца 1990-х гг. историки и педагоги проявили интерес к творческому наследию св. Тихона Задонского. Были защищены две кандидатские диссертационные работы по педагогике св. Тихона Задонского: А. В. Иванова «Педагогическая система святителя Тихона Задонского» (2000), С. В. Видова «Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания» (2006). В 2017 году в статье о воспитательном аспекте сочинений Тихона Задонского богослов Иеромонах Гавриил (Мельников Д. В.) написал: «В идее (у Тихона Задонского. — Н. С.) последования Христу, содержащей тему подражания Его свойствам, заключается еще один педагогический акцент: тема совместного пути со Христом и тем самым живого единения и общения с ним. Для того чтобы подражать и следовать Христу, чтобы возрастал в человеке образ Божий, неизбежно надлежит отречение от своего природного злонравия» 3 . Характерно, что все эти работы посвящены не только изучению системы и философии педагогики святителя, но и их значению для современного нравственного воспитания. Исследователи настаивают на актуальности изучения педагогических взглядов св. Тихона Задонского в сложной социокультурной ситуации современного российского общества.
2 Обзор исследований деятельности и наследия Тихона Задонского см: Свящ. Евгений Мельников Историография работ, посвященных исследованию богословия Святителя Тихона Задонского // Христианское чтение. СПб., 2018. № 3. С. 73-85.
3 Иеромонах Гавриил (Мельников Д.В.). Воспитательный аспект сочинений Тихона Задонского и современное образование // Общество: социология, психология, педагогика. 2017, №5. С. 100-105.
Интерес Достоевского к педагогическим темам и проблемам уже был отмечен в достоевсковедении, вкладом в рассмотрение педагогического аспекта его творчества является выход в свет сборника «Педагопя Достоевского» (Коломна, 2003). Для осмысления историко-культурного контекста имеют значение и работы, опубликованные в сборнике «Педагогические идеи русской литературы» (Коломна, 2003). Инициатива в актуализации вопроса о педагогических идеях русской литературы и о педагогике Достоевского принадлежит В. А. Викторовичу. Педагогический аспект романа «Идиот» отчасти освещен в монографии Е. Г. Новиковой «"Nous serons avec le Christ". Роман Ф. М. Достоевского "Идиот"» (2016).
Вместе с тем в достоевсковедении педагогический аспект темы «Тихон Задонский и Достоевский» до сих пор не рассмотрен, тема духовного наставничества остается малоизученной, ранее к ней обращались А. П. Власкин (роман «Братья Карамазовы») и Н. Н. Арсентьева («роман «Бесы»).
Учеными не был рассмотрен характер отношений между романными героями Достоевского в аспекте «наставник — ученик» от романа «Идиот» к «Бесам». В целом очевидно, что в современном достоевсковедении нет целостного, системного исследования, посвящённого теме духовного наставничества.
Объектом исследования являются историософские, религиозно-философские, педагогические искания Достоевского конца 1860-х гг. — начала 1870-х гг.
Предмет исследования: образ наставника в романном творчестве Достоевского конца 1860-х гг. — начала 1870-х гг. При этом осмысляются место и роль творческого наследия св. Тихона Задонского в контексте историософских, религиозно-философских взглядов Достоевского и его размышлений о религиозно-нравственном воспитании, нашедших свое выражение в проблематике
и поэтике первой части романа «Идиот», незавершенного романа «Житие великого грешника», романа «Бесы» (глава «У Тихона» и др.), а также значение сочинений К. Е. Голубова в творческой истории романа «Бесы».
Цель настоящей работы — выявление роли наследия св. Тихона Задонского и бывшего старообрядца К. Е. Голубова в процессе создания образа наставника в творчестве Ф. М. Достоевского конца 1860-х — начала 1870-х гг.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. описать историко-культурные обстоятельства вхождения жизнеописаний и трудов св. Тихона Задонского, статей К. Е. Голубова в круг чтения Достоевского;
2. изучить тему учительства в первой части романа «Идиот», выявив область сближений между сочинениями св. Тихона Задонского («Сокровище духовное от мира собираемое», «Об истинном христианстве») и рассказом князя Мышкина о Мари и детях;
3. определить место и роль духовного наследия св. Тихона Задонского в процессе формирования в «Житии великого грешника» и в романе «Бесы» историософской, религиозно-философской проблематики, а также в создании образа наставника;
4. представить характер главного героя-нигилиста и роль наставника Тихона на каждом из этапов реализации замысла «Житие великого грешника» в свете жизнеописаний и сочинений св. Тихона Задонского;
5. рассмотреть проблему раскаяния Ставрогина (роман «Бесы») в соотнесении с жизнеописаниями и сочинениями св. Тихона Задонского;
6. проследить в свете учения апостола Павла характер соотношения понятий «рабство» и «свобода» в трудах св. Тихона Задонского, К. Е. Голубова и в творческой истории романа «Бесы».
Материалом исследования послужили романы «Идиот», «Житие великого грешника», «Бесы» Достоевского, жизнеописания и труды св. Тихона Задонского,
в частности, «Житие Тихона Задонского» (опубл. в «Крестном календаре за 1867 год»), «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776), статьи К. Е. Голубова, представленные в работе Н. И. Субботина «Русская старообрядческая литература за границей», опубликованной в июльском и августовском номерах журнала «Русский вестник» за 1868 г.
Научная новизна работы обусловлена осмыслением взаимосвязи историософских, религиозно-философских и педагогических взглядов писателя в 1860-е — 1870-е годы; раскрытием истории положительного героя от князя Мышкина («Идиот») к Тихону («Житие великого грешника»), одним из прототипов которого является святой Тихон Задонский.
Впервые проводится сопоставительный анализ трудов св. Тихона Задонского «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776) и первой части романа «Идиот». На материале первой части романа «Идиот», незавершенного романа «Житие великого грешника», романа «Бесы» впервые последовательно осмысляется тема духовного наставничества.
Впервые рассматриваются место и роль наследия св. Тихона Задонского в процессе не только создания образов персонажей-наставников (Тихона) и образов нигилистов (великого грешника, Ставрогина), но и формирования основополагающих концепций «Жития великого грешника» и романа «Бесы».
Впервые подробно анализируется значение опыта жизни и творчества К. Е. Голубова для творческой лаборатории Достоевского времени становления концепции «русский человек» и создания «Жития великого грешника» и романа «Бесы».
Впервые освещается значимость учения апостола Павла, а также трудов Тихона Задонского, К. Е. Голубова о «рабстве» и «свободе» для романиста, постигающего глубины различных представлений в акте их одновременного соотнесения.
Теоретическая значимость заключается в изучении литературного произведения в историко-культурном и историко-литературном процессе. Работа вносит вклад в освещение одного из важнейших этапов в истории взаимоотношений религиозно-философской мысли России и русской литературы.
Практическая значимость работы обусловлена следующими факторами:
1) работа может быть использована в дальнейших исследованиях достоевсковедов, историков русской литературы, а также специалистов по истории православия, в частности истории нравственного воспитания.
2) результаты исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории русской литературы XIX века в высших учебных заведениях, а также в преподавании литературы в школах.
3) статьи, написанные на японском языке и отражающие результаты исследования, позволяют ознакомить японских русистов и японских читателей русской литературы с историей православия в русском обществе через творчество известного во всем мире, в частности, в Японии, писателя Ф. М. Достоевского, а также являются вкладом в налаживание взаимопонимания между Россией и Японией.
Методологической и теоретической основой послужили работы, отвечающие цели и задачам исследования. Обращение к житийному и святоотеческому контекстам произведений Достоевского потребовало изучения работ В. Л. Комаровича, Р. В. Плетнева, Н. Ф. Будановой, Г. Б. Пономаревой, В. Е. Ветловской, Б. Н. Тихомирова, Е. В. Натарзан, Т. С. Карпачевой). При сопоставлении взглядов Тихона Задонского и Достоевского в аспекте понимания ими важнейших ценностей православия за основу были приняты исследования Н. Ф. Будановой, Б. Н. Тихомирова, Т. С. Карпачевой. Рассмотрение особенностей восприятия романистом религиозных исканий старообрядцев-современников опиралось на исследования О. Г. Дилакторской, И. Д. Якубович, К. А. Баршта, Т. Мотидзуки. Изучение педагогических взглядов Достоевского проводилось с
опорой на литературоведческие работы Н. Н. Арсеньевой, А. П. Власкина, Е. Г. Новиковой, а также на труды педагогов А. В. Иванова, С. В. Видова. При анализе явлений интертекстуальности и прецедентности учитывались работы Б. Н. Тихомирова, С. А. Кибальника, Н. Г. Михновец.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Диалог античной и христианской традиций в романе Ф.М. Достоевского "Идиот"2009 год, кандидат филологических наук Щетинин, Роман Борисович
Искупление и божественное провидение в творчестве А. Мандзони и Ф. М. Достоевского: Сравнительный анализ сюжетики и поэтики2018 год, кандидат наук Капилупи Стефано Мария
Религиозные аспекты творчества Ф.М. Достоевского. Проблемы интерпретации, комментирования, текстологии2006 год, доктор филологических наук Тихомиров, Борис Николаевич
Образ князя Мышкина: христологический контекст романа Ф.М. Достоевского "Идиот"2019 год, кандидат наук Леушина Ольга Владимировна
Антикатолическая проблематика в творчестве Ф.М. Достоевского: геополитическое, историософское и христологическое измерения2024 год, кандидат наук Юдахин Артем Александрович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Саису Наохито, 2021 год
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Арсентьева, Н. Н. Молодежь без руководства. Проблема духовного наставничества в романе Достоевского «Бесы» / Н. Н. Арсентьева // Достоевский: материалы и исследования. — 2016. — Т. 21. С. 56-80.
2. Святая обитель веры и покаяния / ред. Б. О. Архангельский // 400 лет Задонскому Рождество-Богородицкому монастырю. — Изд-во Липецкой и Елецкой епархии. — Липецк, 2010. — 256 с.
3. Архимандрит Игнатий. Раздел «XVIII век» // Краткие жизнеописания русских святых. — СПб., 1875. — С. 70.
4. Асанова, А. А. Выявление феномена «русской души» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» / А. А. Асанова [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 33. — С. 121-125. Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015795409.htm
5. Баршт, К. А. Достоевский: этимология повествования / К. А. Баршт. — СПб. : Нестор-История, 2019. — 456 с.
6. Баршт, К. А. «Исходил, благословляя, папа-антихрист». Об одной парадоксальной формулировке в подготовительных материалах к роману Ф. М. Достоевского «Бесы» / К. А. Баршт // Новый филологический вестник. М., 2019. — № 2 (49). — С. 116-131.
7. Баршт, К. А. О выписках из «Сказания о странствии и путешествии...» Ф. М. Достоевского / К. А. Баршт // Христианство и русская литература: сб. 8 / отв. ред. В. А. Котельников и О. Л. Фетисенко. — СПб., 2016. — С. 87-107.
8.Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. — М., 1979. — 320 с.
9.Белопольский, В. Н. Достоевский и философская мысль его эпохи : концепция человека / В. Н. Белопольский; отв. ред. В. В. Курилов. — Ростов-на-Дону : Издательство Ростовского университета, 1987.
10.Библиотека Ф. М. Достоевского : Опыт реконструкции. Научное описание / [отв. ред. Н. Ф. Буданова; сост. Н. С. Быкова, Н. Ф. Буданова, С. А. Ипатова, Л. Г. Мироненко, Б. Н. Тихомиров, И. Д. Якубович]. — СПб. : Наука, 2005. — 338 с.
11. Буданова, Н. Ф. Бесы / Н. Ф. Буданова // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник / сост. и науч. ред. Г.К. Щенников, Б. Н. Тихомиров. — СПб., 2008. — С. 23.
12. Буданова, Н. Ф. «И свет во тьме светит...»: К характеристике мировоззрения и творчества позднего Достоевского / Н. Ф. Буданова. — СПб., 2011 <на титульном листе 2012>. — 408 с.
13. Буданова, Н. Ф. О некоторых источниках нравственно-философской проблематики романа «Бесы» / Н. Ф. Буданова // Достоевский. Материалы и исследования. — СПб, 1988. — Т. 8. — С. 93-106.
14. Буданова, Н. Ф. От «общечеловека» к «русскому скитальцу» и «всечеловеку» (Лексические заметки) / Н. Ф. Буданова // Достоевский. Материалы и исследования. — СПб., 1996. — Т. 13. — С. 200-212.
15. Буданова, Н. Ф. Павел Прусский и его книга «Беседы о пришествии пророков Илии и Эноха, об антихристе и седминах Данииловых» (Новые материалы к теме «Достоевский и старообрядчество») / Н. Ф. Буданова // Достоевский. Материалы и исследования. — Т. 18. — СПб., 2007. — С. 86-101.
16. Бытко, С. С. О «Хозяйке» и конфессиональной терминологии (к теме «Достоевский и старообрядчество») / С. С. Бытко // Достоевский: материалы и исследования. — Т. 22. — СПб, 2019. — С. 189-207.
17. Василий Чеботарев и Иван Ефимов. Задонский чудотворец в воспоминаниях келейников. Записки о Святителе Тихоне Задонском / Василий Чеботарев и Иван Ефимов. — М. : Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2001. -40 с.
18. Видмарович, Н. П. Духовое преодоление мира в произведениях Тихона Задонского / Н. П. Видмарович // III Клушинские чтения: Материалы международной научной конференции 19-20 декабря 2005 года / науч. ред. М. В. Антонова. — Орел, 2006. — С. 47-52.
19. Видов, С. В. Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания: дисс. канд. филол. наук. / С. В. Видов. — Рязань, 2006. — 408 с. 180.
20. «Педагопя» Ф. М. Достоевского : сб. статей / ред.- сост. В. А. Викторович. — Коломна, 2003. — 217 с.
21. Педагогические идеи русской литературы : материалы конф., 20-22 авг. 2003 г. / ред.-сост. В. А. Викторович. — Коломна, 2003. — 240 с.
22. Виттакер, Ричард. Последний русский романтик: Аполлон Григорьев (18221864 гг.) = Russia's last romantic: Apollon Grigor'ev (1822-1864) / Р. Виттакер; [Пер. с англ. М. А. Шерешевской]. — СПб., 2000. — 556, [2] с.
23. Власкин, А. П. Тихон — Хромоножка — Зосима — Смердящая: догадки и недоумения / А. П. Власкин // Достоевский и мировая культура. — № 32, ч. 2. — СПб., 2015. — С. 52-62.
24. Гавриил, иеромонах (Мельников Д. В.). Воспитательный аспект сочинений Тихона Задонского и современное образование / иеромонах Гавриил (Мельников Д.В.) // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. № 5 - С. 100-105.
25. Гаричева, Е. А. Голоса героев в романе Ф. М. Достоевского «Подросток» / Е. А. Гаричева // Христианство и русская литература. Сб. 8. — СПб., 2002. — С. 364382.
26. Гиппиус, А. Н. Жизнеописание святого Тихона Задонского, епископа Воронежского и всея России чудотворца / А. Н. Гиппиус // Жизнеописания достопамятных людей земли Русской Х—ХХ вв. / сост. C. С. Бычков. — М., 1992.
27. Григорьев, А. Г. Творчество Ф. М. Достоевского и древнерусская мистико-аскетическая традиция: Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Нил Сорский: дис. канд. фил. наук. / А. Г. Григорьев. — М., 2009. — 274 с.
28. Гулыга, А. В. Творцы русской идеи / А. В. Гулыга. —2-е изд. — М. : Молодая гвардия, 2018. — 333[3] с. : ил. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1013).
29. Дилакторская, О. Г. Скопцы и скопчество в изображении Достоевского (к истолкованию повести «Хозяйка») / О. Г. Дилактороская // Филологика (РЫЫо^са). Т. 2. — СПб., 1995. — № 3 / 4. — С. 59-84.
30. Достоевский, А. М. Из «Воспоминаний» // Достоевский Ф. М. в воспоминаниях современников. В 2-х т. Т. 1. / Редкол.: В. Вацуро, Н. Гей, Г. Елизаветина и др.; Вступ. статья, сост. и коммент. К. Тюнькина; Подгот. текста К. Тюнькина и М. Тюнькиной. — М. : Худож. лит., 1990 . — 623 с. (Литературные мемуары).
31. Достоевский Ф. М. Письма: в 4 т. / Ф. М. Достоевский / под ред. А. С. Долинина. — М.; Л., 1930. Т. 2. 617 с.
32. Достоевский, Ф. М. Полн. Собр. соч.: в 30 т. / Ф. М. Достоевский. — Л., 19721990.
33. Елагин Н. В. Жизнь святителя Христова Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, с присовокуплением избранных мест из его творений. / Н. В. Елагин. — М., 1861.
34. Житие Святителя Тихона Задонского // Крестный календарь на 1867 год. — М., 1866. - С. 7 -11.
35. Захаров, В. Н., Касаткина, Т. А., Панюкова, Т. В. Комментарии // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. / В. Н. Захаров, Т. А. Касаткина, Т. В. Панюкова. — Т. IX. Приложение. Бесы : роман : опыт реконструкции журнальной редакции : текстологическое исследование, комментарии. — Петрозаводск, 2010. — С. 900902.
36. Евангелие Достоевского: в 2 т. / В. Н. Захаров, Б. Н. Тихомиров. — М., 2010.
— Т. 2. — 1136 с.
37. Задонский Тихон. Покаяние: Из творений Святителя Тихона, Епископа Воронежского и Елецкого. Рекомендовано Ученым Комитетом Министерства Народного просвещения для библиотек народных училищ / Тихон Задонский. — СПб., 1878. — 8 с.
38. Захаров, В. Н. «Бесы» опыт реконструкции журнальной редакции романа / В. Н. Захаров // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений. Приложение: Бесы: Роман: Опыт реконструкции журнальной редакции; Текстологическое исследование, комментарии. — Петрозаводск, 2010. — Т. 9. — С. 673-706.
39. Захаров, В. Н.Почвенничество в русской литературе: метафора как идеологема / В. Н. Захаров // Проблемы исторической поэтики: Евангельский текст в русской литературе XVШ-XX вв. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 10.
— Петрозаводск, 2012. — С. 14-24.
40. Зеньковский, В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. — М., 2001. — 880 с.
41. Злыгостева, Н. И. А. С. Хомяков и почвенническая традиция в русской культуре / Н. И. Злыгостева // А. С. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист : сб. ст. по материалам межднар. научн. конф., состоявшейся 14-17 апреля 2004 г. в Москве в Литературном ин-те им. А. М. Горького. Т. 2 / отв. ред. Б. Н. Тарасов. — М. : Языки славянских культур, 2007. — С. 519-520.
42. Зохраб, А. Достоевский и Дарвин / А. Зохраб // Достоевский и мировая культура. № 28. — СПб., 2012. — С. 30-64.
43. Иванов, А. В. Педагогическая система святителя Тихона Задонского: дисс. канд. филол. наук. / А.В. Иванов. — Елец., 2000. — 134 с.
44. Иеромонах Николай (Павлык). Грех и добродетель по учению святителя Тихона Задонского. / Иеромонах Николай (Павлык). — М. : Русский хрониграф, 2013. — 368 с.
45. Карпачева, Т. С. «Хлыстовский след» в повести Достоевского «Хозяйка» / Т. С. Карпачева // Достоевский и мировая культура [Текст] : альманах / О-во Достоевского, Лит.-мемор. музей Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге ; [гл. ред. К. А. Степанян ; ред. совет: Н. Т. Ашимбаева и др.]. — СПб., 2016 — № 34. — С. 30-39.
46. Карпачева, Т. С. Пасхальность творчества свт. Тихона Задонского и Ф. М. Достоевского / Т. С. Карпачева // Вестник Новгородского государственного университета. — Новгород., 2015. № 84. — С. 31-34.
47. Карпачева, Т. С. Свт. Тихон Задонский и его духовное влияние на творчество Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского/ Т. С. Карпачева // Русский язык как духовный и культурный собиратель нации. Материалы межрегиональной научно -практической конференции посвященной 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя. — Самара., 2009. — Т. 1. — С. 304-311.
48. Карпачева, Т. С. Сотеология свт. Тихона Задонского и Ф. М. Достоевского / Т. С. Карпачева // Ф. М. Достоевский в диалоге культур: Материалы международной научной конференции 25-29 августа 2009 г. / сост. В. А. Викторович. — Коломна., 2009. — С. 43-45.
49. Киносита, Т. Понятие «красоты» в свете идей эстетики Достоевского / Т. Киносита // Достоевский: материалы и исследования. — Т. 11. — СПб., 1994. — С. 96-101.
50. Комарович, В. Л. «Весь устремление»: Статьи и исследования о Ф. М. Достоевском / В. Л. Комарович ; Сост., отв. ред. и автор вступит. ст. О. А. Богданова; подготовка текста и коммент. О. А. Богдановой, А. Г. Гачевой, Т. А. Кошемчук, А. Б. Криницына, Г. И. Романовой, Б. Н. Тихомирова; пер. с нем. А. Б. Криницына. — М., 2018. — 927 с.
51. Комарович, В. Л. Ненаписанная поэма Достоевского / В. Л. Комарович // Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы / под ред. А. С. Долинина. — Вып. 1. — Л. : Мысль, 1922. — С. 177-207.
52. Котельников, В. А. Кенозис как творческий мотив у Достоевского / В. А. Котельников // Достоевский. Материалы и исследования. — СПб., 1996. — Т. 13.
— С. 194-200.
53. Крапивин, Г. Н. К чему руку приложил игумен Пафнутий? / Г. Н. Крапивин // Русская литература / ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН; гл. ред. В. Е. Багно — СПб. : Наука, 2014. — № 4. — С. 145-151.
54. Лапицкая, Т. А., Фридлендер Г. М. Житие великого грешника / Т. А. Лапицкая, Г. М. Фридлендер // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений: в 30 т. — Л., 1974. — Т. 9. — С. 499-524.
55. Левина, Л. А. Некающаяся Магдалина, или Почему князь Мышкин не мог спасти Настасью Филипповну / Л. А. Левина // Достоевский и мировая культура.
— СПб., 1994. — № 2. — С. 343-368.
56. Леонтьев, К. Н. О всемирной любви. Речь Ф. М. Достоевского на Пушкинском празднике / К. Н. Леонтьев // О великом инквизиторе. Достоевский и последующие. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 270 с.
57. Лопухин А. П. Толковая Библия или комментарии на все книги Св. писания Ветхого и Нового Завета (11 томов). / А. П. Лопухин. — Т. 11. — СПб. 1913.
58. Михновец, Н. Г. «Дарвинский» дискурс в «Зимних заметках о летних впечатлениях» и «Записках из подполья» Ф. М. Достоевского / Н. Г. Михновец // Би Беёог Вов1:оеУ8ку. У1Бюпе ШоБойса е в§иагёо & БсгШоге. — КароН. 2012. — С. 127-144.
59. Священник Евгений Мельников. Историография работ, посвященных исследованию богословия Святителя Тихона Задонского / Священник Евгений Мельников // Христианское чтение. — СПб., 2018. — № 3. — С. 73-85.
60. Московцева, Ж. Ю. «Русская идея» во взглядах почвенников: (А. А. Григорьев, М. М. Достоевский, Ф. М. Достоевский, Н. Н. Страхов) / Ж. Ю. Московцева // Научные труды МПГУ : сб. ст.. — М. : Прометей МПГУ, 2005. — С. 107-112.
61. Мочульский, К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский / сост. и послесловие В. М. Толмачева; примеч. К. А. Александровой / К. В. Мочульский. — М.: Изд-во «Республика», 1995. — 608 с.
62. Натарзан, Е. В. Житийные мотивы в творчестве Достоевского: дисс. канд. фил. наук. / Е. В. Натарзан. — Новосибирск., 2000. — 190 с.
63. Новикова, Е. Г. «Nous serons avec le Christ». Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» / Е. Г. Новикова. — Томск, 2016. — 244 с.
64. Парфений, А. П. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Св. Земле постриженника Святыя Горы Афонские инока Парфения / А П. Парфений. — М., 1856.
65. Песков, A. M. «Русская идея» и «русская душа»: Очерки русской историософии / А. М. Песков. — М.: ОГИ, 2007. — 104 с.
66. Плетнев, Р. В. Сердцем мудрые - о «старцах» у Достоевского / Р. В. Плетнев // О Достоевском: Сб. статей / под ред. А. Л. Бема. Сб. 2. — Прага., 1933. — С. 73-92.
67. Пономарева, Г. Б. Замысел «Житие великого грешника» и Ставрогин в «Бесах»: (В творческой лаборатории Достоевского конца 1860-х начала 70-х годов) / Г. Б. Пономарева // Учен. зап. Моск. обл. пед. ин-та им. Н. К. Крупской, 1967. — Т. 186. — Вып. 11. — М., 1967. — С. 277.
68. Прохоров, Г. С. Архив Моногаровской церкви как достоеведческий источник / Г. С. Прохоров // IV Летние чтения в Даровом / ред.-сост. В. А. Викторович. — Коломна, 2016. — С. 158-160.
69. Сайченко, В. В. «Положительный тип, который ищет наша литература», в творческой интерпретации Ф. М. Достоевского / В. В. Сайченко, Н. В. Святенко // Материалы XII Международного форума «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения», г. Липецк-Задонск, 20-22 октября 2016 г. — Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. — С. 135-137.
70. Свт. Тихон Задонский. Собрание творений: В 5 т. / свт. Тихон Задонский / сост. прот. Л. Лебедев.— М.: Изд-во свт. Игнатия Ставрополь, 2003. — (Святоотеч. наследие).
71. Сочинения преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, в 15 томах, изд. 1. — СПб., 1825-26, изд. 2.; — М., 1836-37; изд. 3. — М., 1860.
72. Смирнов, В. Россия в бронзе. Памятник Тысячелетию России и его герои / В. Смирнов. — Новгород: Русская провинция, 1993. — 240 с.
73. Снигирева, С. Д. Мотив самозванства и сектантский контекст в «Бесах» / С. Д. Снигирева// Русская литература — СПб., 2019. — № 4. — С. 81-90.
74. Страхов, Н. Н. Дурные признаки (О книге Ч. Дарвина "Происхождение видов") / Н. Н. Страхов // Время. — 1862. - №11. — С. 1-40.
75. Субботин, Н. И. Русская старообрядческая литература за границей. I-II / Н. И. Субботин // Русский вестник. №7. — М., 1868. — С. 126.
76. Субботин, Н. И. Русская старообрядческая литература за границей. I-II / Н. И. Субботин // Русский вестник. №7. — М., 1868. — С. 325-352.
77. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении: Магистерская диссертация ; Статьи разных лет / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). — М., 1993. — 532 с.
78. Тарасова, Н. А. «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского (1876-1877): критика текста / Н. А. Тарасова — М., 2011. — 392 с.
79. Тарасова, Н. А. Проблемы публикации и комментирования незавершенных замыслов Достоевского конца 860-х — начала 1870-х годов / Н. А. Тарасова // Неизвестный Достоевский [Электронный ресурс]. — 2016. № 3. — С. 81. Режим доступа: http: //unknown-do stoevsky.
80. Тарасова, Н. А. Христианская тема в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: Проблемы изучения / Н. А. Тарасова. — М. : Квадрига, 2015. — 192 с.
81. Тихомиров, Б. Н. «...Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» : Статьи и эссе о Достоевском / Б. Н. Тихомиров. — СПб., 2012. — С. 342-359.
82. Тихомиров, Б. Н. Неизвестный набросок Достоевского к неосуществленному замыслу («Статьи об отношениях России к Европе и об русском верхнем слое») / Б. Н. Тихомиров // Достоевский: Материалы и исследования. — Т. 15. — СПб. : Наука, 2000. — С. 334-339.
83. Тихомиров, Б. Н. Атеизм / Б. Н. Тихомиров // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник / сост. и науч. ред. Г.К. Щенников, Б. Н. Тихомиров. — СПб., 2008. — С. 280-283.
84. Тихомиров, Б. Н. «Лазарь! гряди вон». Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий / Б. Н. Тихомиров. — СПб. : Серебряный век, 2016. — 560 с.
85. Тихомиров, Б. Н. Житие великого грешника / Б. Н. Тихомиров // Достоевский: сочинения, письма, документы. Словарь-справочник / под ред. Г. К. Щенникова, Б. Н.Тихомирова. — СПб., 2008. — С. 291-298.
86. Тихомиров, Б. Н. Тексты святителя Тихона Задонского в творческой работе Достоевского / Б. Н. Тихомиров // Достоевский и мировая культура. № 35. — СПб., 2017. — С. 143-163.
87. Тихомиров, Б. Н. Смерть Поэта / Б. Н. Тихомиров // Достоевский : сочинения, письма, документы : словарь-справочник / под ред. Г. К. Щенникова, Б. Н. Тихомирова. — СПб., 2008. — С. 336-339.
88. Туниманов, В. А. Творчество Достоевского: 1854-1862. — Л.: Наука, 1980. — 296 с.
89. Усакина, Т. Петрашевцы и литературно-общественное движение сороковых годов XIX века / Т. Усакина. — Саратов : Изд-во Саратовского университета, 1965. — 160 с.
90. Федорова, М. М. Метаморфозы принципов Просвещения в политической философии Франции эпохи буржуазных революций / М. М. Федорова — М., 2005. — 184 с.
91. Фомичев, С. А. Рыцарь бедный в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» / С. А. Фомичев // Пушкинская перспектива. — М., 2007. — С. 271-279.
92. Фудель, С. И. Наследство Достоевского. 3-е изд., испр. и доп. / С. И. Фудель ; Сост., вступ. ст. и коммент. Л. И. Сараскиной. — М., 2016. — 340 с.
93. Хондзинский П., прот. На пути синтеза: свт. Тихон Задонский и Иоганн Арндт / протоиерей П. Хондзинский. // Христианство и русская литература: сб. 6 / отв. ред. В. А. Котельников и О. Л. Фетисенко. — СПб., 2010. — С. 3 - 25.
94. Хондзинский П., прот. «Церковь не есть академия»: Русское внеакадемическое богословие XIX века / протоиерей П. Хондзинский. — М., 2017. — 480 с.
95. Чичерин, А. В. Ранние предшественники Достоевского / А. В. Чичерин // Достоевский и русские писатели. — М., 1971. — С. 355-365.
96. Шкуринов, П. С. Позитивизм в России XIX века. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 416 с.
97. Шкуринов, П. С. Философия России ХУШ века / П. С. Шкуринова. — М.: Высшая школа, 1992. — 257 с.
98. Яковенко, В. И. Огюст Конт. Его жизнь и философская деятельность : биографический очерк В. И. Яковенко / с портр. Конта, гравир. в Лейпциге Геданом. — СПб. : Типография товарищества "Общественная польза", 1894. — 110, [2] с. ; 18 см. — (Жизнь замечательных людей : биографическая библиотека Ф. Павленкова).
99. Якубович, И. Д. К характеристике стилизации в «Подростке» / И. Д. Якубович // Достоевский. Материалы и исследования. — Т. 3. - Л. : Наука, 1978. — С. 136143.
100. Tetsuo Mochizuki. Вокруг дискуссий о церковном суде в «Братьях Карамазовы» // Mundo eslavorevista de cultura y estudios eslavos / Tetsuo Mochizuki.
— № 16. Granada, 2017. — С. 172-182.
Энциклопедические издания, словари
101. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля: [в 4 ч. в 21 вып.]. — М.: в тип. А. Семена, 1863-1866. — Ч. 1. А.-З. 1863.
102. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Дополнительный том II: Пруссия-Фома-Россия. СПб., 1907.
103. Почвенничество // Русская философия: словарь / под общ. ред. М. А. Маслина. — М. : Республика, 1995. — С. 421-423.
104. Достоевский : сочинения, письма, документы словарь-справочник / под ред. Г. К. Щенникова, Б. Н.Тихомирова. — СПб.: Пушкинский Дом, 2008. — 472 с.
105. Православная энциклопедия / под ред. патриарха московского и всея Руси Кирилла. — М., 2000. — Т. 27.
106. Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений) / сост. священник магистр Григорий Дьяченко.
— М., 1993.
Иностранная литература
107. Комарович В.Л. Die Urgestalt der Brüder Karamasoff. München, 1928. 618 s.
108. Gorodetzky Nadejda. Saint Tikhon of Zadonsk: Inspirer of Dostoevsky. N.Y., 1976 [1951]. 317 pp.
109. Thomas Berry, "Dostoyevsky and St. Tikhon Zadonsky," New Zealand Slavonic Journal. 1989-1990 (Christchurch: Australia and New Zealand Slavists' Association, 1989): 67-72. (перевод на русский язык: Берри, Т. Достоевский и святитель Тихон Задонский (Пер. Иероманаха Николая) / Берри Т // Иеромонах Николай (Павлык)
Грех и добродетель по учению святителя Тихона Задонского (издание второе, исправленное и дополненное). М., 2013. С. 302-311.).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.