Образы итальянского Ренессанса в контексте английской культуры XIX-начала XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Токмачева Полина Анатольевна

  • Токмачева Полина Анатольевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 265
Токмачева Полина Анатольевна. Образы итальянского Ренессанса в контексте английской культуры XIX-начала XX века: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». 2016. 265 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Токмачева Полина Анатольевна

Введение

Глава I. Историзм - мировоззрение, философская методология, тип художественного видения

1.1. Феномен «историзма» в западноевропейской философии

1.1.1. Понятие «историзма», его истоки, основные вехи

1.1.2. Значение историзма для западноевропейской культуры

1.2. Особенности английского историзма

1.2.1. Историзм в английской философской и политической мысли

1.2.2. Рождение исторического романа в английской литературе

1.2.3. «Археологический натурализм» на английской театральной сцене

1.2.4. «Исторические» стили в архитектуре. Проблема выбора

1.2.5. Историзм в живописи. Общеевропейские тенденции и английские особенности

1.2.6. Значение историзма для европейской культуры

Глава II. «Миф Италии» в английской культуре XIV-XIX веков

2.1. Италия в английской литературе от Чосера до Теннисона

2.2.Итальянская экспансия в английской музыке

2.3. Англо-итальянский архитектурный диалог XV-XIX веков: от усвоения основ (И. Джонс) до общеевропейского триумфа палладианства ( Чемберс, Кент, братья Адам, Соун)

2.4. «Миф Италии» в английской живописи XVI-XIX веков

Глава III. «Итальянский поворот» середины XIX века: обращение к «искусству до Рафаэля»

3.1. Итальянские образы в трудах Джона Рёскина (1819-1900)

3.1.1.Джон Рёскин как философ искусства. Предшественники и последователи. Особенности истолкования его трудов

3.1.2.Основные категории философии Дж. Рёскина: природа, религия, красота и их претворение в искусстве

3.1.3.«Поэзия примитивов» в трудах Джона Рёскина. На основе анализа путеводителя «Прогулки по Флоренции» (1874)

3.1.4. «Камни Венеции» (1851-1853). Культурно-философский анализ

3.2. Братство прерафаэлитов в контексте английской культуры XIX века. «Викторианский авангард»

3.2.1. «Итальянизм» как творческая программа братства прерафаэлитов

3.2.2.Итальянские образы в поэзии, живописи и жизни Д. Г. Россетти

Глава IV. «Итальянизм» 1860-х-1890-х годов. Основные тенденции, персоналии, культурный вклад

4.1.Итальянская тема в трудах Уолтера Пейтера. «Ренессанс. Очерки искусства и поэзии» (1873)

4.2. Прерафаэлиты «второй волны»

4.2.1. Рукотворное Средневековье Уильяма Морриса. Поэзия вещи и рождение дизайна

4.2.2. Ренессансная Италия в творчестве Э. К. Бёрн-Джонса. Воспитание художника

4.2.3. Микеланджеловский период. Поиски пути

4.2.4. Открытие примитивов. Обретение себя. Начало английского модерна

4.2.5. Э. К. Бёрн-Джонс - «викторианский джорджонеск»

4.2.6. «Культ красоты» в Англии 1860-1900-х годов. Явление эстетизма в Европе

4.2.7. «Итальянизм» как основа творческого метода Э. К. Бёрн-Джонса

Глава V. «Миф Италии» на рубеже веков

5.1. Вернон Ли в контексте английской культуры конца XIX века

5.1.1 Разносторонность итальянских интересов Вернон Ли. Особенности историзма в эссе «В похвалу старым домам» и «Genius loci»

5.1.2.Психологические основания восприятия искусства. Эссе «Прекрасное и безобразное» (1897)

5.2. Ренессансный сад под небом Британии

5.2.1. Вернон Ли. Эссе «Старые итальянские сады» (1908)

5.2.2.Итальянский тип сада в садово-парковом искусстве Англии конца XIX-начала XXвека. Сады Гарольда Пето

5.2.3. Феноменренессансного сада в теории Дж. Р. Ситвелла. Эссе «Обустройстве садов... »

5.3. Итальянская Commedia dell'Arte как исторический феномен и порождающая модель театра будущего

5.3.1. «Комедия масок» в представлении Вернон Ли

5.3.2. Персонажи Commedia dell'Arte на английской сцене рубежа веков. Теория и сценическая практика. Г.Ирвинг и Э. Г. Крэг

5.3.3. Commedia dell'Arte на страницах журнала «Маска»

Заключение

Список использованной литературы:

Введение

Обоснование темы

Возрождение, или Ренессанс - одна из духовных вершин человечества. Родиной Возрождения стала Италия, она быстро приобрела славу колыбели культуры и искусств, стала источником вдохновения для многих народов. Образы итальянского Возрождения на протяжении веков продолжали жить в культурной памяти наций, приспосабливаясь к их многообразным особенностям, но только в Англии Х1Х-начала XX века эти образы далёкого чужого прошлого стали основой для сложения нового искусства, занявшего место в средоточии культурной жизни страны. Отзвуки итальянского Ренессанса проявили себя во всех сферах английской жизни, мысли, художественного творчества. Исключительность указанной культурной ситуации заключается не только в поражающем воображение количестве воспринятых и освоенных итальянских образов, но и в том, что они возродились на почве индустриальной Англии XIX века, столь далёкой от итальянского Возрождения во временном, географическом и общежизненном аспекте.

Благодаря внешнеполитической стабильности и финансовому могуществу Британии в период правления королевы Виктории (1837-1901) за этим временем закрепилось имя «золотого века». «Старая добрая Англия» прочно отождествлялась с характерным для него консерватизмом, с незыблемостью традиций и даже с духовной узостью. Однако, при всей старомодности викторианства, его нельзя назвать тихим и безмятежным. Как писал А. Д. Чегодаев: «бурь и ураганов было более чем достаточно в ту тревожную и трагическую эпоху»

За викторианские годы Англия овладела фактически четвертью земного шара, вела крайне агрессивную колониальную политику, стала родиной промышленной революции, а Лондон - центром индустриальной империи. Каждый уголок огромного города демонстрировал нацеленность на прогресс: так

1 Чегодаев. А. Д. Джон Констебль. М., 1968. С

называемый «Хрустальный дворец» (1850-1851) - павильон для лондонской Всемирной выставки 1851 года, выстроенный архитектором Джозефом Пэкстоном из железа и стекла, символизировал наступление новой эпохи; лондонский порт и биржа стали центрами мировой торговли и экономики; сеть железных дорог опутала всю страну; в 1863 году был построен первый пункт лондонской «подземки» - станция метро «Бейкер-стрит» (арх. Дж. Фоулер). Научные достижения английских физиков Майкла Фарадея (1791-1867) и Джеймса Клерка Максвелла (1831-1879) незамедлительно внедрялись в жизнь, демонстрируя новую энергию союза науки и техники; эволюционная теория Чарльза Дарвина (1809-1882) пошатнула креационистские представления.

Внутри английского общества назрели драматические противоречия: обедневшая аристократия не могла смириться с властью богатого класса промышленников, которые диктовали свои условия как в политике и на финансовом рынке, так и в культуре; обострился кризис между рабочим классом и буржуазией; уже с XVI века нарушились вековые патриархальные взаимоотношения землевладельцев и крестьян, последние разорялись и вынуждены были искать работу в городах. Результатом таких социальных конфликтов, порожденных «индустриальной революцией», стали восстания луддитов,2 или так называемые «бунты против машин», за которыми последовали

3

жестокие наказания, движение «суинг» и кровопролитные чартистские путчи.

Реакцией английской культуры на промышленный переворот и социальные потрясения был уход в прошлое. Подобно тому, как Италия в эпоху Ренессанса открыла своё великое прошлое - античность и на основе этого возвела фундамент принципиально новой культуры, так и Англия XIX века искала решение современных проблем в истории. Наряду с национальным Средневековьем,

2 Агрессия луддитов - рабочих из больших городов - была направлена против машин, которые все чаще «отбирали» рабочие места у людей.

3 В 1813 году правительство Англии объявило уничтожение машин преступлением, наказуемым смертной казнью.

4 Движение «суинг» возникло в 1830 г. в деревнях на юге страны, его участники - батраки и бедные фермеры -разрушали сельскохозяйственные орудия лендлордов.

5 В 1836 г в Англии начинаются чартистские движения, связанные с борьбой за всеобщее избирательное право, улучшение условий труда и другие права. Доподлинно известно, что юные художники-прерафаэлиты сочувствовали чартистам и даже принимали участие в некоторых чартистских шествиях.

Англия обратилась к итальянскому Ренессансу, как к родине великого искусства, как к утраченному периоду расцвета изобразительно-пластической культуры, который она - страна Чосера и Шекспира - тем не менее, из-за разрыва Генриха VIII с Римом в середине XVI века, во многом не реализовала в своей истории.

Степень изученности проблемы

Тема англо-итальянских культурных взаимодействий на данный момент представляется актуальной для целого ряда дисциплин: истории, философии, культурологии, искусствоведения, литературоведения. Традицию обращения к этой тематике заложил более полувека тому назад британский историк Дж. Хейл в работе «Англия и итальянский Ренессанс. Рост интереса к его истории и искусству»,6 которая в 2005 году вышла уже четвёртым изданием. Исследование Дж. Хейла становится настоящей энциклопедией, на страницах которой можно найти самые важные факты обращения англичан к итальянской истории и культуре на протяжении XVI-XX столетий. В работе также очерчен основной круг проблем, который в настоящее время пополняется новыми темами, как узкоспециализированными, так и междисциплинарными.

Наиболее изученной областью является исследование итальянских влияний на английскую литературу XVI-XX веков, чему в немалой степени способствует институт англо-итальянских исследований (Institute of Anglo-Italian Studies). Институт был основан в 1988 году на о. Мальта, который в XIX веке был частью Британской империи и гостеприимно принимал итальянских иммигрантов. В настоящее время институт регулярно проводит конференции, выпускает

7

периодическое издание, аккумулирующее статьи исследователей, занимающихся самыми разными аспектами англо-итальянских взаимоотношений: политикой, философией, историей, искусством. Однако лидирующим направлением деятельности института является изучение взаимоотношений Англии и Италии в области литературы.

6 Hale J. England and the Italian Renaissance. The growth of interest in its history and art. Oxford, 1954, 1963, 1996,

7 Journal of Anglo-Italian Studies. http ://www.um.edu. mt/angloitalian/j ournal

Интерес современных исследователей привлекает возникший в XVIII веке феномен Гранд-тура - Большого путешествия - как неотъемлемой части жизненного пути образованного англичанина, и, соответственно, место Италии в его маршруте, то есть опыт непосредственного знакомства англичан с Италией (Э.

о о

Чейни, Э. Уилтон, И. Бинамини ). Особого внимания удостаивается тема восприятия англичанами шедевров итальянского изобразительного искусства (Х. Фрезер10, Л. Остенмарк-Йохансен11). Одной гранью этой проблемы является

использование опыта итальянских мастеров викторианскими художниками,

12

главным образом, прерафаэлитами. Другой не менее важной гранью проблемы становится исследование английской эстетической мысли XIX-начала XX в., направленной на изучение итальянского Возрождения. Если раньше в центре внимания исследователей оказывались только ключевые фигуры, такие как Джон Рёскин (Г. Шапиро13) и Уолтер Пейтер (Л. Остенмарк-Йохансен14), то на данный момент наметилась тенденция к открытию «забытых» английских знатоков итальянского Ренессанса, какими до недавнего времени оставались Джон Аддингтон Саймондс (Дж. Лоу15) и Вернон Ли (А. Браун16). Этот новый интерес был продемонстрирован в сборнике научных статей «Викторианские и

17

Эдвардианские ответы итальянскому Ренессансу» под редакцией Дж. Лоу и Л. Остенмарк-Йохансен. Авторы этого сборника предельно расширили круг англо

итальянской проблематики, затронув такие важные аспекты, как: существование

18

итальянских образов в пространстве викторианской фотографии (Г. Смит ); место итальянских шедевров на британском арт-рынке XIX века, вопросы

8 Chaney Ed. The Evolution of the Grand Tour: Anglo-Italian cultural relations since the Renaissance. L.,

9 Wilton A., Bignamini I. Grand Tour. The lure of Italy in the Eighteenth century. L.,

10 Fraser H. The Victorians and Renaissance Italy. Oxford,

11 Ostermark-Johansen L. Sweetness and strength: the reception of Michelangelo in late Victorian England. L.,1998.

12 The Pre-Raphaelites and Italy. Oxford,

13 Shapiro H. Ruskin in Italy. L.,

14 Ostermark-Johansen L. On the motion of great waters: Walter Pater, Leonardo and Heraclitus // Victorian and Edwardian Responses to the Italian Renaissance. L.,

15 Law J. E. John Addington Symonds and the despots of Renaissance Italy // Victorian and Edwardian Responses to the Italian Renaissance. L.,

16 Brown A. Vernon Lee and the Renaissance: from Burckhardt to Berenson // Victorian and Edwardian Responses to the Italian Renaissance. L.,

17 Law J. E., Ostermark-Johansen L. Victorian and Edwardian Responses to the Italian Renaissance. L.,

18 Smith G. Florence, Photography and the Victorians // Victorian and Edwardian responses to the Italian Renaissance. L.,

коллекционирования и формирования вкусов английской публики (Д. Леви19); традиция изучения истории итальянского Ренессанса в английской системе

00

образования (Б. Г. Коул ), в Оксфорде в частности (Д. С Чамберс ). В настоящее

время англо-итальянская тематика стала также предметом повышенного

22

внимания представителей гендерной философии (Х. Фрезер22).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образы итальянского Ренессанса в контексте английской культуры XIX-начала XX века»

Актуальность исследования

Весьма обширная исследовательская литература на иностранных языках, в том числе относящаяся к самой близкой современности, говорит об актуальности обращения к итальянской проблематике в контексте английской культуры. Тем не менее, в большинстве случаев мы сталкиваемся с частичным рассмотрением проблемы сквозь призму той или иной дисциплины (истории, литературоведения, искусствознания, истории архитектуры и др.) или же в рамках отдельно взятой персоналии. Целостное изучение функционирования образов итальянского Ренессанса в английской культуре XIX-начала XX века как уникального культурного феномена до сих пор оказывалось за пределами внимания исследователей. В то же время, накопленный материал на данный момент, с одной стороны, достаточно обширен для подобного рода обобщения, а с другой -нуждается в комплексном культурно-философском осмыслении.

Актуальным представляется и анализ философских, историко-художественных, теоретико-методологических произведений отдельных ключевых представителей английской культуры - Джона Рёскина (1819-1900), Уолтера Пейтера (1839-1934) и Вернон Ли (1856-1935). Несмотря на высокую степень изученности их философских концепций в западной науке, анализ их текстов сквозь призму итальянской проблематики - ключевой для понимания их воззрений - продолжает представлять безусловный научный интерес.

19 Levi D. Let agents be sent to all the cities of Italy: British Public Museums and the Italian art market in the mid-nineteenth century // Victorian and Edwardian responses to the Italian Renaissance. L., 2005.

20 Kohl B. G. Cecilia M. Ady: the Edwardian education of a historian of Renaissance Italy // Victorian and Edwardian responses to the Italian Renaissance. L., 2005.

21 Chambers D. S. Edward Armstrong (1846-1928), teacher of the Italian Renaissance in Oxford // Victorian and Edwardian responses to the Italian Renaissance. L., 2005.

22 Fraser H. Writing a female Renaissance: Victorian woman and the past // Victorian and Edwardian responses to the Italian Renaissance. L., 2005.

Актуальность работы определяется также недостаточной разработанностью

23

данной темы в отечественной науке. Блестящие статьи П. П. Муратова ещё в первой четверти XX века открыли для российской мысли англо-итальянскую проблематику, которая, однако, в дальнейшем не получила развития. В наши дни воздействию Италии на английскую культуру посвящена глава из книги В. П.

24

Шестакова «История английского искусства». Автор не обходит стороной итальянскую тему также в другой своей книге «Тайное очарование

25

прерафаэлитов». Интерпретации феномена ренессансного сада в эпоху Эдуарда VII посвящена статья А. Г. Вронской «Образы Италии в английском садовом искусстве рубежа XIX-XX веков».26 Итальянские литературные образы фигурируют в исследовании К. В. Загородневой «Жанр эссе об искусстве в

27

английской литературе второй половины XIX века». Обращение к художественным образам итальянского Ренессанса становится стержнем диссертационного труда А. Ю. Броновицкой «Творческий метод Эдварда Берн-

Джонса и тенденции историзма в английской художественной культуре второй

28

половины XIX века».

Однако можно утверждать, что на данный момент в отечественной науке исследования по англо-итальянской тематике малочисленны и носят разрозненный характер, а большинство ключевых первоисточников так и остаются непереведенными и недоступными для отечественного читателя. Постановка проблемы

В силу слишком широкого диапазона затронутых тем не все они становятся предметом анализа в настоящей работе. В предлагаемом исследовании внимание

23 Муратов П. П. Предисловие // Падже В. Италия: Избранные страницы. М., 1914; Муратов П. П. Вступительная статья к книге Воображаемые портреты. У. Пейтер. М., 1916.

24 Шестаков В. П. Grand tour - путешествие в эпоху Возрождения // История английского искусства. М., 2010. C.167-197.

25 Шестаков В. П. Тайное очарование прерафаэлитов. М., 2011.

26 Вронская А. Г. Образы Италии в английском садовом искусстве рубежа XIX-XX веков // Культура, эпоха и стиль. Классическое искусство Запада. Сборник статей к 70-летию докт. искусствоведения, проф. М. И. Свидерской. М., 2010.

27 Загороднева К. В. Жанр эссе об искусстве в английской литературе второй половины XIX в. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Екатеринбург, 2010.

28 Броновицкая А. Ю. Творческий метод Эдварда Берн-Джонса и тенденции историзма в английской художественной культуре второй половины XIX века // Диссертация на соискание научной степени кандидата искусствоведения. М., 2004.

сконцентрировано на проблеме восприятия шедевров итальянского Ренессанса в английской философии искусства (на основании анализа трудов ключевых фигур эстетической мысли - Дж. Рёскина, У. Пейтера и В. Ли) и в художественной практике - в живописи двух поколений прерафаэлитов; в садово-парковом искусстве (Дж. Ситвелл, Г. Пето) XIX-начала XX века, в деятельности У. Морриса и «Общества искусств и ремёсел», в графике (О. Бердслей) и дизайне эпохи модерна. Была проблематизирована также тема возрождения импровизационного итальянского театра масок (commedia dell" arte) на английской сцене рубежа веков (на основе анализа эссе В. Ли, статей Э. Г. Крэга), до сих пор не получившая развёрнутого научного осмысления в связи с англо -итальянской проблематикой. Каждая из указанных тем анализируется нами сквозь призму историзма как характерной особенности европейской культуры XIX столетия, что само по себе обладает тематической и методологической новизной.

Объектом исследования являются интерпретации образов итальянского Возрождения, представленные на страницах трудов английских философов искусства Джона Рёскина, Уолтера Пейтера, Вернон Ли, в теориях и творческой практике художников-прерафаэлитов и их последователей, представителей садово-паркового искусства Джорджа Ререрсби Ситвелла и Гарольда Пето, в публицистике и сценической деятельности всемироно известного театрального режиссёра-новатора Эдварда Гордона Крэга. Объекты исследования были подобраны таким образом, чтобы осветить проблему обращения к образам итальянского культурного прошлого как целостный и многогранный феномен английской культуры, а также чтобы продемонстрировать единство эстетической мысли и художественной практики как уникальную особенность исследуемого периода.

Предметом исследования является проблема историзма в английской культуре XIX-начала XX века; интерпретация образов итальянского Ренессанса в различных творческих сферах Британии как конкретизация и раскрытие сердцевины этой проблемы, а также значение «диалога культур» для развития духовного потенциала воспринимающей культуры.

Целью диссертационной работы является комплексное исследование функционирования образов итальянского Ренессанса в английской культуре XIX-начала XX века как целостного уникального феномена. Иными словами, предполагается показать масштаб «итальянизации» английской культуры указанного периода, выявить причины и следствия этого явления.

Для достижения указанной цели выдвигается ряд основных задач:

1) исследовать феномен историзма как методологию «наук о духе» и как особый тип мировоззрения, характерный для XIX века; проследить основные этапы становления историзма в западной философии и показать характерные особенности «исторических» направлений и жанров в культуре и искусстве;

2) проследить процесс формирования традиции обращения к итальянскому Ренессансу в английской культуре Х^-Х1Х веков - так называемого «мифа Италии», который в XIX веке в связи с развитием историзма стал средоточием английской культуры;

3) проанализировать труды Джона Рёскина на предмет итальянской проблематики. На основании анализа реконструировать логику его восприятия итальянских шедевров изобразительного искусства и архитектуры, его понимание особенностей ренессансного мировоззрения, природы гуманизма;

4) провести сравнительный анализ представлений Джона Рёскина о ренессансном искусстве с рассуждениями собственно ренессансных теоретиков (Л. Б. Альберти). На основании сопоставления выявить ренессансную и викторианскую составляющие концепций Дж. Рёскина;

5) охарактеризовать «итальянизм» художников-прерафаэлитов на сюжетном, техническом и идейно-содержательном уровнях, показать значение историзма в их творчестве;

6) рассмотреть труды Уолтера Пейтера и творчество прерафаэлитов «второй волны» (Э. К. Бёрн-Джонс, У. Моррис) в широком контексте культуры, прояснить их взаимодействия с ключевыми течениями и настроениями века: с историзмом, декадансом, эстетизмом, модерном;

7) представить фигуру Вернон Ли в культурной парадигме рубежа веков, раскрыть особенности принадлежащей ей психологической теории восприятия искусства, её представления о феномене итальянского ренессансного сада и комедии дель арте, сопоставить её рассуждения со взглядами и практиками её современников - Дж. Р. Ситвелла, Г. Пето и Э. Г. Крэга соответственно.

Методологическая основа диссертации

В последнее время в западной науке укрепилась традиция

29

междисциплинарного подхода к англо-итальянской тематике. Методологическая установка данной диссертационной работы также имеет комплексный характер. При изложении исторического, фактического материала автор использует описательный метод. При рассмотрении художественно-образной стороны произведений прерафаэлитов использовались средства искусствоведческого анализа, а к текстам по философии искусства (трудам Дж. Рёскина, У. Пейтера, В. Ли, Дж. Р. Ситвелла и Э. Г. Крэга) применялся герменевтический метод, который позволяет выявить неявные смыслы текстов, установить мировоззренческие взгляды философов, которые стоят за их «проитальянскими» рассуждениями. Культурно-философский подход предполагает, с одной стороны, рассмотрение английских преломлений образов итальянского Ренессанса в контексте европейской культуры, с другой стороны, - выявление уникальности феномена английского историзма, который обратился не только к «своему» национальному прошлому, но и к «чужому» - к итальянскому Ренессансу, на основании чего в викторианскую эпоху были переосмыслены многие важнейшие эстетические понятия.

Научная новизна исследования подтверждается следующими положениями:

1) значительный исследовательский материал по англоитальянской тематике, накопленный разными дисциплинами, впервые

29 Fraser H. The Victorians and Renaissance Italy. Oxford, 2004; Victorian and Edwardian Responses to the Italian Renaissance. L., 2005.

подвергается целостному анализу, осуществляемому в рамках культурно-философского подхода;

2) данная диссертационная работа является первым исследованием в отечественной научной традиции, посвященным исключительно взаимодействию английской и итальянской культур;

3) существование итальянских образов в пространстве английской культуры, в том числе в творчестве художников объединения прерафаэлитов, XIX-начала XX века, впервые рассматривается сквозь призму историзма и тем самым приобретает европейский масштаб;

4) в рамках данного исследования был реконструирован образ ренессансного сада в представлении теоретиков и практиков эдвардианской эпохи;

5) научный интерес представляет проблема возрождения феномена комедии дель арте на английской сцене рубежа веков, которая ранее была за пределами внимания исследователей в предложенном контексте.

Положения, выносимые на защиту:

1) образы итальянского Ренессанса, широко представленные в разных сферах английской культуры XIX века, не являются просто чередой казусных заимствований или подражаний. Они явились одним из самых наглядных и выразительных проявлений историзма - характерной черты европейской культуры XIX столетия в целом, особого типа мировоззрения, отличительного признака, определившего в этот период индивидуальность культурного облика Запада;

2) так называемый «миф Италии» - традиция обращения к итальянскому Ренессансу как к сокровищнице красоты, гармонии и гуманизма - складывался в различных областях английской культуры на протяжении XIV-XIX веков. «Миф Италии» в его модификациях - как «миф примитивов», «миф Высокого Возрождения», «миф Венеции» -актуализировался именно в XIX веке в связи с историзмом, став эвристической моделью для исследователей и своеобразной культурной

мифологемой, явившись средоточием наиболее творчески активных тенденций в художественном процессе викторианской Англии. В его лоне сформировались крупные индивидуальности в различных областях духовной деятельности - живописцы (Дж. Э. Миллес, У. Х. Хант, Д. Г. Россетти, Э. К. Бёрн-Джонс), графики (О. Бёрдслей), представители искусства сцены (Э. Г. Крэг), садово-паркового искусства (Дж. Р. Ситвелл, Г. Пето), философы искусства (Дж. Рёскин, У. Пейтер, В. Ли);

3) философия Джона Рёскина, сложившаяся в опоре на изучение и переживание образов итальянского Возрождения, приобрела мировой резонанс и способствовала освобождению эстетической теории от влияния академизма и позитивизма, став продолжением романтического культа природы и связанного с ней образа гения-художника-творца. Английская литература об искусстве, возникшая в русле итальянизма конца Х1Х-начала XX века (У. Пейтер, В. Ли), внесла существенный вклад в формирование методологии искусствознания ХХ века и современности;

4) в художественной жизни Англии XIX - начала XX века образы итальянского Ренессанса выступали не как образцы для копирования, а как источники принципиально новых эстетических образований, демонстрируя творческую силу историзма. В рамках прерафаэлитизма «миф Италии» стал основой для последнего эпохального художественного стиля - модерна, и в его рамках для формирования нового вида творчества - дизайна (У. Моррис и др.), способствовал рождению направлений эстетизма и отчасти символизма, а также становлению национального английского стиля -«итальянского стиля» (неоренессанса), наряду с неоготикой, в искусстве и архитектуре;

5) на английской сцене рубежа веков маски итальянской оошшеё1а ёеП'айе благодаря усилиям Э. Г. Крэга, режиссера-реформатора искусства мирового масштаба, стали прототипом нового образа субъекта театрального представления - актера сверхмарионетки, средоточия режиссёрского театра будущего;

6) тип итальянского ренессансного сада, разрабатывавшийся на рубеже XIX-XX веков английскими теоретиками и практиками садово-паркового искусства, способствовал существенному обогащению образов и выразительных средств европейской садоводческой культуры;

7) итоговым выводом из проделанного исследования может служить утверждение, что многогранное творчески эффективное функционирование образов итальянского Ренессанса в английской культуре XIX - начала XX века, рассмотренное с культурно-философской точки зрения, может быть расценено как яркое проявление феномена диалога культур и заслуживает интерпретации в русле подобной парадигмы.

Теоретическая и практическая значимость работы

Первая попытка комплексного изучения англо-итальянского культурного диалога может послужить основой для дальнейшего рассмотрения более конкретных тем, а также стать моделью для изучения иных значимых культурных взаимодействий. Возможность использовать материалы и результаты проведенного исследования в общих учебных курсах (философия культуры, история и теория мировой культуры, история искусства) и спецкурсах также имеет существенное практическое значение.

Степень достоверности результатов проведенных исследований Достоверность и обоснованность результатам исследования придает профессионально грамотная, эвристически эффективная разработанность теоретико-методологического аппарата, используемого автором, соответствие содержания работы ее теме, задачам, а также опора на обширный круг источников.

Апробация работы Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в пяти публикациях автора общим объемом 3, 16 п.л. в научных журналах, четыре из которых входят в Перечень ведущих периодических изданий ВАК. Отдельные фрагменты исследования были представлены на пяти конференциях:

• доклад «Прерафаэлиты: от историзма к модерну» на международной конференция студентов, аспирантов и молодых ученых в МГУ «Ломоносов-2012», Москва, 2012;

доклад «Миф Италии в творчестве прерафаэлитов» на международной конференции «Випперовские чтения 2013. Тайное обаяние прерафаэлитов». ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва, 2013;

доклад «Прерафаэлиты и Тициан. Диалог Англии и Италии в пространстве ГМИИ им. А. С. Пушкина» в рамках круглого стола, посвященного выставкам «Тициан. Из музеев Италии» и «Прерафаэлиты: викторианский авангард»» в Высшей школе экономики, Москва, 2014;

• доклад «Итальянизм Э.К. Бёрн-Джонса» на конференции «Искусство Великобритании: вехи истории, диалог культур» в Московском государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств, при поддержке Британского совета, Москва, 2014.

доклад «Три мифа Италии: «миф примитивов», «миф Высокого Возрождения», «миф Венеции» в творчестве прерафаэлитов» на конференции «XXV Алпатовские чтения «Искусство Великобритании в контексте мировой художественной культуры» в Российской академии художеств, Москва, 2014.

В рамках педагогической практики автором были прочитаны несколько лекций по английской литературе из курса «История и теория мировой литературы» на отделении культурологии философского факультета МГУ, где были изложены некоторые аспекты данной диссертации. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова 10 июня 2015 года и рекомендована к защите.

Структура исследования

Диссертационная работа состоит из Введения, пяти глав, Заключения, Списка использованной литературы и Приложения, состоящего из альбома иллюстраций.

Глава I. Историзм - мировоззрение, философская методология, тип

художественного видения

1.1. Феномен «историзма» в западноевропейской философии

Для того, чтобы раскрыть обращение англичан к итальянскому Ренессансу в XIX-начале XX века, представляется необходимым рассмотреть эту проблему в широком культурном контексте эпохи. Несмотря на то, что культурный диалог Англии и Италии шёл на протяжении нескольких столетий, в XIX веке он резко активизировался, что связано со спецификой культуры XIX века, важнейшей установкой которой был историзм.

1.1.1. Понятие «историзма», его истоки, основные вехи

Термин «историзм» был введён в широкое употребление в конце XIX века В. Дильтеем (1833-1911), который использовал его для обозначения методологии «наук о духе», противопоставляя методам «наук о природе». Исходя из различия

30

фактичности в естественных и гуманитарных науках, Дильтей полагал

31

целесообразным применение к последним иной «теории познания»31, подхода, для которого характерны «чисто эмпирические способы исследования, любовное углубление в специфику исторического процесса, такой универсализм при рассмотрении исторических явлений, который требовал определения ценности отдельных фактов только в общем контексте развития, и такой историзм при исследовании общества, когда объяснение и закон современной жизни отыскивались в изучении прошлого, а духовная жизнь везде и всегда ощущалась

32

как историческая» .

Трактовка историзма, предложенная В. Дильтеем, не является универсальной и представляет собой лишь один из многочисленных вариантов

30 В. Дильтей различал факты естествознания и «факты сознания», последние он полагал «структурированными» изначально.

31 Термин «теория познания» был введен в употребление В.Дильтеем.

32 Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории // Соч. Т.1. М., 2000. С. 272.

понимания природы этого феномена. В статье «Основные версии происхождения

33

историзма» Ю. Д. Артамонова анализирует наиболее значимые теории возникновения историзма, в том числе: версию неокантианцев баденской школы (Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. 1899), которые подразумевали под историзмом бессистемное накапливание фактов, своего рода «исторический позитивизм»; критический взгляд К. Р. Поппера (1902-1994), полагавшего, что историзм, а точнее историцизм, не отвечает критериям научности, и обвинявшего его в неверифицируемости («Нищета историцизма». 1993); версию феноменологической герменевтики - М. Хайдеггера (1889-1976) и Г-Г. Гадамера (1900-2002) - которые прочно связывали историзм с понятием герменевтического круга, утверждая, что человек не может находиться вне историчности своего бытия (Г. Гадамер. «Истина и метод». 1960); а также оригинальные представления М. Фуко (1926-1984), который четко разграничивал эпоху Просвещения и «историчность» XIX века, показывая, что позитивное знание возможно именно в веке XIX («Рождение клиники: археология взгляда медика». 1963).

Интерпретации историзма и оценки его влияния значительно расходятся и по сей день, однако для большинства философов историзм непредставим без понятий «развитие» и «индивидуальность». Для исторического подхода характерно исследование объекта именно как изменяющегося во времени, развивающегося, в противном случае идеалы прошлого оставались бы непреложными на все времена, что противоречит основополагающим установкам историзма. «Индивидуальное» же мыслится в его непосредственной связи с общечеловеческим, личностное - с народным, национальным, историческим.

Не подвергается сомнению также, что естествознание, его методы, точность в обращении с фактами оказали существенное влияние на историзм, при этом возникновение историзма было спровоцировано необходимостью преодоления сциентистской направленности философии века Просвещения, с его

33 Артамонова Ю. Д. Основные версии происхождения историзма // Эпистемология & Философия науки. М., 2010. Т.25. № 3.

стремлениями «подогнать» гуманитарные науки под естественные и отвести человеку лишь роль созерцателя.

Расцвет историзма пришелся на XIX столетие, хотя само явление уходило корнями в век Просвещения, против механицизма и рационализма которого и восставал историзм. Именно в XVIII веке, с его бесконечной верой в методы естественных наук и в торжество единственно правильной, абсолютной «точки

34

зрения»34, появились первые проявления историзма как методологии познания социальных явлений и как нового типа мировоззрения. Становлению историзма способствовали столпы философии XVII века и деятели Просвещения: Р. Декарт (1596-1650), открывший познающий субъект («Рассуждение о методе»,1637); Дж. Локк (1632 -1704), поколебавший веру во врожденные идеи («Опыт о человеческом разумении». 1690); Г. В. Лейбниц (1646 -1716) с его релятивистским

35

выводом35 из учения о монадах, делающим возможным сосуществование нескольких картин мира («Монадология». 1714); Ф. Вольтер (1694-1778), изучавший дух старых, темных времен для утверждения превосходства человека эпохи Просвещения («Опыт о всеобщей истории и о нравах и духе законов». 1755-1769; «Философия истории». 1765); в области эстетики Э. Шефтсбери (1671-1713) ушел далеко от рационализма Просвещения, открывая красоту во взаимодействии прекрасного и безобразного, восхищаясь иррациональными ее проявлениями («Характеристики людей, обычаев, мнений и времен», 1711).

Прорывом на пути становления историзма стал труд итальянского философа Джамбаттисты Вико (1668-1744) «Основания новой науки о природе наций»,36 вышедший в 1725 году первым изданием. Новая наука Дж. Вико имела своим предметом «Вечную Идеальную Историю, согласно которой протекают во

34 Понятие «точка зрения» было впервые использовано И. М. Хладениусом. Согласно Хладениусу, «точка зрения -это внешнее и внутреннее состояние зрителя в той степени, в какой оно является определённым видом восприятия и рассмотрения имеющих место вещей». Цит. по Ю. Д. Артамоновой И. М. Хладениус и исходные моменты историографии XIX в.// Эпистемология и философия науки. 2010. N 1. С. 191.

35 «И как один и тот же город, если смотреть на него с разных сторон, кажется совершенно иным и как бы перспективно умноженным, таким же точно образом вследствие бесконечного множества простых субстанций существует как бы столько же различных универсумов, которые, однако, суть только перспективы одного и того же соответственно различным точкам зрения каждой монады». Лейбниц Г. В. Монадология // Соч. в 4 томах. М., 1989. Т.1. С. 422-423.

36 Труд «Основания новой науки о природе наций» было впервые издано в 1725 году, второе издание вышло в 1730-м, третье - переработанное и дополненное-уже в 1744 году, т.е. после смерти автора.

времени Истории всех Наций в их возникновении, движении вперед, состоянии,

37

упадке и конце» . Согласно Вико, человеческая история проходит век Богов, век Героев, век людей, каждый из этих веков говорит на своём языке и имеет свой характер, свою мудрость. Современнику Вико «во времена просвещенные,

38

культурные и величественные» с трудом удаётся вообразить и понять природу древних народов, во многом потому, что он «судит о неизвестных вещах по

39

известным». Тщеславие наций и тщеславие учёных, по Вико, становится источником заблуждений о началах культуры. Вико же предлагает обратиться к изучению древних мифов и языков не как к собранию предрассудков, а как к

40 ~

«истинным и строгим историям нравов древнейших народов», и в них найти обломки древних цивилизаций, причём «филологические обломки»41 для Вико оказываются зачастую важнее и красочнее любых пирамид.

В представлении Дж. Вико, движение наций идет вперед, и в противоречиях истории итальянский философ стремится найти закономерность, независимую от желаний отдельных людей. «Вещи, - согласно Вико, - возникают в свои времена

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Токмачева Полина Анатольевна, 2016 год

Источники:

1. Алигьери Д. Божественная комедия. Перевод М. Лозинского. М.: Правда, 1982. - 440 с.

2. Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. Материалы и комментарии. В 2 томах. Пер. В. П. Зубова. М.: Издательство Академии Архитектуры, 1935-1937. - 392 + 795 с.

3. Байрон Дж. Собрание сочинений в четырёх томах. Т. 4.М.: Правда, 1981. - 496 с.

4. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. - 543 с.

5. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Полное собрание сочинений. Т.У. М.: Издательство Академии наук СССР, 1956. - 264 с.

6. Белинский В. Г. Руководство к всеобщей истории // Собрание сочинений в девяти томах. Т. 4. М.: Художественная литература, 1979.

http://az.lib.rU/b/belinskii w ^Аех! 0470^Ыт1

7. Библер В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. № 6. М., 1989. - С. 31-42.

8. Вико Дж. Основания новой науки о природе наций. М., Киев: Яей-Ьоок - ИСА, 1994. - 656 с.

9. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. Перевод А. М. Водена // Гегель. Сочинения. Т. VIII. М., Л.: Соцэкгиз, 1935. - С.57-480.

10. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука,

1977.

11. Голсуорси Дж. Сага о Форсайтах. Ч. III. В петле. М.: Художественная литература, 1973. - 862 с.

12. Диккенс Ч. Картины Италии. Пер. А. С. Бобовича. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.1ib.ru/INPROZ/DIKKENS/ita1ia.txt

13. Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории // Соч. Т.1. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. - 762 с.

14. Крэг. Э.Г. Актёр и сверхмарионетка. Пер. Воронина В. В. // Воспоминания, статьи, письма. Сост. и ред. Образцова А. Г и Фридштейн Ю. Г. М.: Искусство, 1988. - С. 212-233.

15. Крэг Э. Г. Генри Ирвинг // Крэг Э. Г. Воспоминания, статьи, письма. Сост. и ред. Образцова А. Г и Фридштейн Ю. Г. М.: Искусство, 1988. - С. 88-151.

16. Крэг. Э.Г. Заметка о масках. Пер. Воронина В. В. // Воспоминания, статьи, письма. Сост. и ред. Образцова А. Г и Фридштейн Ю. Г. М.: Искусство, 1988. - С. 233-240.

17. Лейбниц Г. В. Монадология // Соч. в 4 томах. Т.1. М.: Мысль, 1982. -С. 413-430.

18. Мейнеке Ф. Возникновение историзма. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 480 с.

19. Моррис У. Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма. Под ред. А. А. Аникста. М.: Искусство, 1973. - 512 с.

20. Оуэн Р. Избранные сочинения. Т. 1. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1950. - 397 с.

21. Падже В. Италия: Избранные страницы. Пер. Е. Урениус. Под ред. и с предисл. П. Муратова. М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1914. - 400 с.

22. Поэтический мир прерафаэлитов. М.: Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино, 2013. - 372 с.

23. Пейтер У. Данте Габриэль Россетти. Вступительная статья к сборнику сонетов «Дом Жизни» // Россетти Д. Г. Дом жизни. Поэзия. С-П.: Азбука-классика, 2005. - С. 5-21.

24. Пейтер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2006. - 399 с.

25. Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека. Пер. Брагиной // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-и тт. Т.1. М.: Искусство, 1962-1970. - С. 506-514.

26. Рёскин Дж. Современные художники. Общие принципы и правда в искусстве. Т. I. Пер. П. С. Когана. М.: Товарищество типографии А.И.Мамонтова, 1901. - 476 с.

27. Рёскин Дж. Прогулки по Флоренции. С-П.: Азбука-классика, 2007. -

248 с.

28. Рескин Дж. Лекции об искусстве. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2011. — 319 с.

29. Рёскин Дж. Камни Венеции. С-П.: Художник и знаток, 2012. — 352 с.

30. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Айрис-пресс, 2010. - 640 с.

31. Трельч Э. Историзм и его проблемы. М.: Юрист, 1994. - 719 с.

32. Шекспир У. Собрание сочинений в восьми томах. Под редакцией А. А. Смирнова и А. А. Аникста. Т. 2. М.: Искусство, 1957-1960. - 548 с.

33. Шелли П. Б. Шелли. Письма. Статьи. Фрагменты. М.: Художественная литература, 1972. - 537 с.

34. Шефтсбери А. Э. К. Эстетические опыты. М.: Искусство, 1974. - 542

с.

35. Browning E. B. Poetical works. L.: Collins' Clear Type Press, 1890. - 474

P.

36. Browning R. Old pictures in Florence. Florence, 1900. - 55 p. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.readbookonline.net/readOnLine/15528/

37. Bulwer Lytton E. Rienzi, the last of the Roman tribunes. L.: Saunders and Otley, 1835. - 444 p.

38. Burne-Jones G. Memorials of Edward Burne-Jones. V. 1, 2. L. and N. Y.: Macmillan, 1904. - 309 p. + 372 p.

39. Craig E. G. Conversation between Jules Champfleury and Gordon Craig // The Mask. A Quarterly journal of the art of the theatre. Florence.1912. Reissued N.Y.: Benjamin Blom, 1967.

40. Craig E. G. The commedia dell'arte ascending // The Mask. A Quarterly journal of the art of the theatre. Florence.1912. Reissued N.Y.: Benjamin Blom, 1967. -p. 104-145.

41. Craig E.G. The commedia dell'arte, or professional comedy // The Mask. A Quarterly journal of the art of the theatre. Florence.1912. Reissued N.Y., 1967. - p. 3351.

42. Fuseli H. The life and writings of Henry Fuseli. 3 vol. L., H. Colburn and R. Bentley, 1831. - 443 p.

43. James H. The Letters of Henry James // James Lubbock. Vol I. L.: Macmillan, 1920. - 441 p.

44. Lee V. Studies of the Eighteenth Century in Italy. L.: T. Fisher Unwin, 1880. - 298 p.

45. Lee V. A Phantom Lover: A Fantastic Story. Edinburgh and L.: William Blackwood and Sons, 1886. - 76 p.

46. Lee V. Juvenilia. Being a second series of essays on sundry aesthetic questions. L.: T. Fisher Unwin, 1887.

47. Lee V. Limbo and other Essays. L.: G. Richards, 1897. - 292 p.

48. Lee V. Genius Loci: Notes on Places. L., N. Y.: John Lane company, 1907. - 211 p.

49. Lee V. Ariadne in Mantua: a Romance in Five Acts. Oxford, 1903. - 66 p.

50. Lee V. The spirit of Rome. L., N. Y.: John Lane company, 1906. - 205 p.

51. Lee V. and Anstruther-Thomson C. Beauty and Ugliness and other studies in Psychological Aesthetics. 2ed. L., N. Y.: John Lane company, 1912. - 376 p.

52. Reynolds J. Discourses on Art. Chicago: A. C. McClurg and Company, 1891. - 219 p.

53. Ruskin J. Modern painters. Vol. I. // The complete works of John Ruskin. N.Y and Chicago: University of Chicago Press, 2009. - 429 p.

54. Ruskin J. Pre-raphaelitism // Pre-raphaelitism. A collection of critical essays. Chicago and L.: The University of Chicago press, 1974. - P. 92-105.

55. Ruskin J. Diaries of John Ruskin. Edit. Evans J., Whitehouse J. H. Oxford: Clarendon Press, 1856. - 215 p.

56. Ruskin J. The Brantwood diary of John Ruskin, together with selected related letters and sketches of persons mentioned. Edit. Viljoen H.J. New Haven: Yale University Press, 1971. - 632 p.

57. Sitwell G. On the Making of Gardens, L.: John Murray, Albemarle street, W, 1909.

58. Sizeranne R. In memoriam, Sir Edward Coley Burne-Jones: A tribute from France. Magazine of art. Paris, 1849.

59. Shaw B. Our theaters in the Nineties: Criticism Contributed Week by Week to the Saturday review from January 1985 to May 1989. L., 1941. - 43 p.

60. Stephens F.G. The purpose and tendency of Early Italian Art // Pre-Raphaelitism. A collection of critical essays. Chicago and L.: University of Chicago Press, 1974. P. 57-64.

61. Wilde O. English Renaissance in Art. // Essays and Lectures. L.: Methuen, 1909. - 45 p.

Исследовательская литература:

62. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. Спб.: Азбука-классика, 2004. - 480 с.

63. Аникин Г. В. Эстетика Джона Рёскина и английская литература XIX века. М.: Наука, 1986. - 320 c.

64. Аникст А. А. Начало английского гуманизма // История английской литературы. Том I. Выпуск первый. М.-Л.: Академия Наук СССР, 1943. - С. 273300.

65. Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М.: Советский писатель,1974. - 607 с.

66. Аникст А. А. Вступительная статья к сборнику Эстетика Морриса и современность. М.: Изобразительное искусство, 1987. С. 7-53.

67. Артамонова Ю. Д. Основные версии происхождения историзма // Эпистемология & Философия науки. М., 2010. Т.25. № 3. - С. 169-185

68. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М.: РГГУ, 1995. - 448 с.

69. Батракова С. П. Искусство и миф. Из истории живописи ХХ века. М.:Наука, 2002. - 215с.

70. Благой Д. Исторический роман //Словарь литературных терминов. М.-Л.: Издательство Л. Д. Френкель, 1925. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-3351.htm

71. Брекоткина И. П. Иниго Джонс — художник ренессансного типа. Творческая личность в контексте английской художественной культуры конца XVI - первой половины XVII века. Диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. М., 2012. - 249 с.

72. Броновицкая А. Ю. Творческий метод Эдварда Берн-Джонса и тенденции историзма в английской художественной культуре второй половины XIX века // Диссертация на соискание научной степени кандидата искусствоведения. М., 2004. - 328 с.

73. Брюнгес Г. И. Рёскин и Библия. М.: Издательство Посредника, 1902. -

159 с.

74. Венедиктов А. И. Искусство Англии. Архитектура \\ Всеобщая история искусств. Том 4. Искусство 17-18 веков. Под общей редакцией Ю. Д. Колпинского и Е. И. Ротенберга. М.: Искусство, 1963. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000015^Ю 17^Ыт!

75. Вережникова Т. Ф. Книжная графика Морриса // Эстетика Морриса и современность. М.: Изобразительное искусство, 1987. - С. 141-167.

76. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. - 580 с.

77. Вронская А. Г. Реджиналд Блумфилд и его роль в британском садовом искусстве. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2007. - 331 с.

78. Вронская А. Г. Основные направления садово-паркового искусства Великобритании конца XIX-начала ХХ века. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gardenhistory.ru/page.php?pageid=

79. Вронская А. Г. Образы Италии в английском садовом искусстве рубежа XIX-XX веков // Культура, эпоха и стиль. Классическое искусство Запада. Сборник статей к 70-летию докт. искусствоведения, проф. М. И. Свидерской. М. : Галарт, 2010. - С. 307-323.

80. Габричевский А.Г. Живопись // А.Г. Габричевский. К 100-летию со дня рождения./ Сб. материалов. М.: Государственная Третьяковская галерея, 1992. - 240 с.

81. Габричевский А. Г. Архитектурная теория Ренессанса (Альберти). Доклад. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://niitag.ru/info/doc/?139

82. Гулыга А. В. Гердер и его «Идеи к истории философии человечества» // Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. - C. 612-649.

83. Данилова И. Е. Боттичелли. М.: Изобразительное искусство, 1985. - 55

с.

84. Дживелегов А. К. Шекспир и Италия. Литературная учёба. Февраль. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1938. http://az.lib.ru/d/dzhiwelegow_a_k/text_0270.shtml

85. Дживелегов А. К. Чосер // История английской литературы. Том I. Выпуск первый. М.-Л.: Академия Наук СССР, 1943. - С. 140-169.

86. Дмитриева М. Э. Германия. Австрия. Изобразительное искусство // История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века. Искусство XIX века. Книга II. Германия, Австрия, Италия. С-П. : Издательство Дмитрий Буланин, 2004. - С. 7-47.

87. Доброхотов А. Л, Калинкин А. Т. Культурология. М.: ИД Форум : Инфра-М, 2010. - 480 с.

88. Елистратова А. А. Литература Раннего Просвещения // История английской литературы. Т. 3. Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1945. - С. 290-330.

89. Загороднева К. В. Жанр эссе об искусстве в английской литературе второй половины XIX в. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Екатеринбург, 2010. - 196 с.

90. Кириллина Л. В. Театральное призвание Георга Фридриха Генделя: Очерки о шедеврах. Рукопись, предоставленная автором.

91. Кириченко Е. И. Архитектурные формы XIX века в России. М.: Искусство, 1986. - 344 с.

92. Кнабе Г. С. Древний Рим. История и повседневность. М.: Искусство, 1986. - 206 с.

93. Козлова С. И. Итальянский сад эпохи Ренессанса. М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, 2011. - 203 с.

94. Конен В. Д. Пёрселл и опера. М.: Музыка,1978. - 262 с.

95. Лаевская Э. Л. Живопись Англии // История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века: Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. Музыка. Драма-Театр. Искусство XIX века. Кн. 1. С-П.: Издательство Дмитрий Буланин, 2003. - С. 7-47.

96. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. - 623 с.

97. Маца И. Л., Брайцева О. И. Архитектура Великобритании // Всеобщая история архитектуры. Том 4. Под ред. Гинзбурга. М.: Издательство Академии архитектуры СССР, 1944-1949. - С. 424-448.

98. Михайлов А. В. Эстетический мир Шефтсбери // Эстетические опыты. М.: Искусство, 1974. - С. 7-76.

99. Михайлов А. В. Языки культуры. М.: Языки русской культуры, 1997. — 912 с.

100. Муратов П. П. Предисловие // Падже В. Италия: Избранные страницы. М.: Сабашниковы, 1914. - 362 с

101. Муратов П. Вступительная статья к книге Воображаемые портреты. У. Пейтер. М.: Издательство К.Некрасова, 1916.

102. Некрасова Е. А. Художественное творчество Морриса // Эстетика Морриса и современность. М.: Изобразительное искусство, 1987. - С. 59-85.

103. Образцова А. Г. Синтез искусств и английская сцена на рубеже XIX-XX веков. М.: Наука, 1984. - 334 с.

104. Образцова А. Г., Сальникова Е. В. Англия. Театр. // История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала ХХ века. Искусство XIX века. Англия. Скандинавия. Восточная Европа. Коллективная монография. III книга. Спб.: Издательство Дмитрий Буланин, 2004. - С. 47-100.

105. Палмер С. Автопортрет // Уильям Блейк и британские визионеры. Каталог выставки в ГМИИ им. А. С. Пушкина. М.: Красная площадь,2011.

106. Реизов Б. Г. История и вымысел в романах Вальтера Скотта. М.: Издательство АН СССР. Отделение литературы и языка, 1971. - С. 306-311.

107. Светлов И.Е. Прерафаэлиты. Эпохи. Стили. Направления. М.: Белый город, 2007. - 48 с.

108. Свидерская М.И. История, историческое, «историзм» в культуре XIX столетия // Лики истории в европейском искусстве XIX века. Каталог выставки в ГМИИ им. А.С.Пушкина. 30 ноября 2009 - 8 февраля 2010. М.: Три квадрата, 2009. - С. 10-34.

109. Свидерская М.И. Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XШ-XIX веков. М.: Галарт, 2010.

110. Сизеранн Р. Современная английская живопись. М.: Саблин,1908. -

239с.

111. Сизеранн Р. Рёскин и религия красоты. М.: КомКнига, 2007. - 208 с.

112. Уорелл Й. Навстречу свету. 1840-1851 // Тёрнер. Каталог выставки в ГМИИ им. А. С. Пушкина. М.: Красная площадь, 2008. - 304 с.

113. Чегодаев. А. Д. Джон Констебль. М.: Искусство, 1968. - 184 с.

114. Чура Е.Н. Проблемы художественной теории и практики позднего прерафаэлитизма. Диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. М., 2006. - 330 с.

115. Швидковский Д. О. Историзм в архитектуре // Лики истории в европейском искусстве XIX века. Каталог выставки в ГМИИ им. А.С.Пушкина. 30 ноября 2009 - 8 февраля 2010. М.: Три квадрата, 2009.

116. Шепелевич Л. Ю. Дж. Г. Байрон. Пророчество Данте. Библиотека великих писателей под ред. С. А. Венгерова. Т. 2. 1905. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://az.lib.ru/b/bajron_d_g/text_0640oldorfo.shtml

117. Шестаков В. П. История английского искусства. М.: Галарт, 2010. —

480 с.

118. Шестаков В. П. Тайное очарование прерафаэлитов. М.: Белый город, 2011. - 239 с.

119. Barringer Tim. Reading the Pre-Raphaelites. : Yale University Press, 1999.

- 192 p.

120. Bate P. The English pre-raphaelite painters, their associates and successors. L.: G. Bell & sons, LTD., 1910. - 124 p.

121. Beaty F. L. Byron and the Story of Francesca da Rimini. PMLA. Vol. 75, No. 4, 1960. - P. 395-401.

122. Bell Q. A. New and Noble School The Pre-Raphaelites. L.: Macdonald, 1982. - P. 147-160.

123. Benedetti M. T. Disegni classici di Burne-Jones nella cultura della «Victorian Renaissance» // Paragone. № 31, 1980. - P. 359-361.

124. Benson A. C. Walter Pater. Michigan: Macmillan, 1906. - 226 p.

125. Blau E. Ruskinian gothic. Princeton, N.J: Princeton University Press, 1982.

- 219 p.

126. Brake L. Vernon Lee and the Pater Circle // Vernon Lee. Decadence, Ethics, Aesthetics. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2006. - P. 40-58.

127. Brand C. P. Byron and the Italians. The Byron Journal. № 1. Liverpool: Leverpool University Press, 1973. - P. 14-20.

128. Briggs J. Plural anomalies: Gender and Sexuality in Bio-Critical Readings of Vernon Lee // Vernon Lee. Decadence, Ethics, Aesthetics. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2006. - P.160-174.

129. Brooks M.V. John Ruskin and Victorian Architecture. New Brunswick and L.: Rutgers UP, 1987. - 215 p.

130. Brown A. Vernon Lee and the Renaissance: from Burckhardt to Berenson // Victorian and Edwardian Responses to the Italian Renaissance. Hants: Ashgate, 2005. - P. 185-211.

131. Brown J. English Garden through the Twentieth Century. Woodbridge: Antique Collectors Club Dist, 2006. - 288 p.

132. Bullen, J. B. The Pre-Raphaelite Body: Fear and Desire in Painting, Poetry and Criticism. Oxford: Clarendon Press, 1998. - 248 p.

133. Burdett С. The subjective inside us can turn into the objective outside: Vernon Lee's Psychological Aesthetics // Interdisciplinary studies in the Long Nineteenth century. №12, L., 2011. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.19.bbk.ac. uk/index. php/19/articl e/view/610/712

134. Button V. The Arundel Society - techniques in the art of copying. Conservation, Journal. April. 1997. Issue 23. - P. 16-19.

135. Calcaterra C. La prima ispirazione del TrionfT in Nella selva del Petrarca. Bologna: Cappelli, 1942. - P. 208.

136. Calloway S. Tired hedonist: the decadence of the aesthetic movement // The cult of beauty. The aesthetic movement 1860-1900. L.: Victoria and Albert Publishing, 2011. - P. 222-236.

137. Chambers D. S. Edward Armstrong (1846-1928), teacher of the Italian Renaissance in Oxford // Victorian and Edwardian responses to the Italian Renaissance. Hants: Ashgate, 2005. - P. 211-233.

138. Chaney Ed. The Evolution of the Grand Tour: Anglo-Italian cultural relations since the Renaissance. L.: Routledge, 2000. - 432 p.

139. Christian J. Early German sources for Pre-Raphaelite designs // Art Quarterly 36.1973.

140. Christian J. A critical somersault // Edward Burne-Jones, Victorian Artist-dreamer. N.Y.: Metropolitan Museum of Art,1998. - P.1-5.

141. Clive J. The Use of the Past in Victorian England // Salmagundi. No. 68/69.The Literary Imagination and the Sense of the Past. L., 1985-1986. - P. 48-65.

142. Colby V. Vernon Lee: A Literary Biography. Charlottesville : University of Virginia Press, 2003. - 450 p.

143. Collingwood W. G. The life of John Ruskin. 2 vols. Boston and New York: Houghton Mifflin, 1894. - 427 p.

144. Cook E. T. The life of Ruskin. New York: Macmillan Co., 1911. - 615 p.

145. Crawford A., Cars L. Edward Burne-Jones, Victorian Artist-dreamer. N.Y.: Metropolitan Museum of Art, 1998. - 361 p.

146. Cruise C. Pre-Raphaelite Drawing. L.: Thames and Hudson Ltd, 2012. -

248 p.

147. D'Arcy B. Garden of divine imitation. A garden design timeline from the Renaissance to the Edwardian era via ancient Rome. Essex: Little Totham, Maldon Gardens & People, 2009. - 240 p.

148. Faxon A. D. G. Rossetti. L.: Nabu Press, 1994. - 255 p.

149. Ford E. A Short History of English Music. Munich: BookRix GmbH & Co, 2012. - 142 p.

150. Fraser H. The Victorians and Renaissance Italy. Oxford: Blackwell, 2004. - 308 p.

151. Fraser H. Writing a female Renaissance: Victorian woman and the past // Victorian and Edwardian responses to the Italian Renaissance. Hants: Ashgate, 2005. -P. 165-185.

152. Fredeman. W. Pre-Raphaelitism. A Bibliocritical Study. Cambridge: Harvard University Press, 1965. - 327 p.

153. Garrigan K. O. Ruskin on architecture: his thought and influence. Madison: University of Wisconsin Press, 1973. - 220 p.

154. Hale J. The Italian journal of Samuel Rogers. L.: Faber and faber, 1956. -

255 p.

155. Hale J. England and the Italian Renaissance. The growth of interest in its history and art. Oxford: Blackwell, 2005. - 178 p.

156. Hartnoll J. The Reproductive Engravings after Sir Edward Coley Burne-Jones. L.: Julian Hartnoll, 1988. - 61 P.

157. Hersey G. L. High Victorian gothic: a study in associationism. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1972. - 234 p.

158. Hewison R. John Ruskin or the argument of the eye. L.: Thames & Hudson and Princeton University Press, 1975. - 513 p.

159. Hewison R. Ruskin and Venice. L.: Thames & Hudson, 1978. - 245 p.

160. Hilton T. The Pre-Raphaelites. L.: Thames & Hudson, 1970. 216 p.

161. Hobday Ch. A Golden Ring: English Poets in Florence from 1373 to the Present Day. L.: Peter Owen, 1997. - 360 p.

162. Hoch A. The art of Allessandro Botticelli through the eyes of Victorian aesthetes // Victorian and Edwardian responses to the Italian Renaissance. Hants: Ashgate, 2005. - P. 55-87.

163. Jacobi C. William Holman Hunt: Painter Painting Paint. Manchester: Manchester University Press, 2006. - 287 p.

164. Jones M., Buchanan J. E. Directors' foreword // The cult of beauty. The aesthetic movement 1860-1900. L.: Victoria and Albert Publishing, 2011. P. 9.

165. Kenneth C. The Gothic Revival: An Essay in the History of Taste. L.: Constable, 1950. - 236 p.

166. Knight C. Somerset house. The history of the building // The British Art Journal. Vol. 2. No. 2. Somerset House Winter 2000/2001. - P. 6-13.

167. Kohl B. G. Cecilia M. Ady: the Edwardian education of a historian of Renaissance Italy // Victorian and Edwardian responses to the Italian Renaissance. Hants: Ashgate, 2005. - P. 233-257.

168. Kuhns O. Dante's Influence on Shelley // Modern Language Notes. Vol. 13, No. 6. Jun., 1898. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://archive.org/stream/modemlanguageno34johnuoft/modernlanguageno34joh nuoft_djvu.txt

169. Landow G. P. The aesthetic and critical theories of John Ruskin. Princeton: Princeton University Press, 1971. - 498 p.

170. Landow, G.P.William Holman Hunt and typological symbolism. New Haven: Yale University Press, 1979. - 192 p.

171. Law J. E. John Addington Symonds and the despots of Renaissance Italy // Victorian and Edwardian Responses to the Italian Renaissance. Hants: Ashgate, 2005. -P. 145-165.

172. Leon D. Ruskin The Great Victorian. L.: Routledge & Kegan Paul, 1949. -

366 p.

173. Levi D. Let agents be sent to all the cities of Italy: British Public Museums and the Italian art market in the mid-nineteenth century // Victorian and Edwardian responses to the Italian Renaissance. Hants, England: Ashgate, 2005. - P. 33-55.

174. Lisker R. Handelian Opera in England. Orlando and the institution of the Castrato.1987;*revisited* 2012. - [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http : //www.fermentmagazine. org/essays/handel .pdf

175. MacCarthy F. The Last Pre-Raphaelite: Edward Burne-Jones and the Victorian Imagination. N.Y.: Metropolitan Museum of Art, 1998. - 656 p.

176. Maltz D. Engaging delicate brains: from working-class enculturation to upper-class lesbian liberation in Vernon Lee and Kit Antruther-Thomson s psychological aesthetics // Women and British aestheticism.Charlottesville: University Press of Virginia, 1999. - P. 211-229.

177. Mannings D. Reynolds in Venice // The Burlington magazine. Vol. 148. № 1244. Art in Venice and the Veneto. Nov. 2006. - P. 754-763.

178. Maxwell C. Vernon Lee and the ghosts of Italy// Unfolding the South: Nineteenth-century British Women Writers and Artists in Italy. Manchester: Manchester University Press, 2003. - P. 201-221.

179. Moffet M, Fazio M, Wodehouse L. A world history of architecture. L. : Laurence King Publishing, 2003. - 608 p.

180. Morgan H., Nahum P. Burne-Jones, the Pre-Raphaelites and their century. L. : Peter Nahum Ltd, 1989. - 324 p.

181. Northcote J. Supplement to the Memories of Sir Joshua Reynolds. L.: Henry Colburn, 1815. - 418 p.

182. OGorman, F. Ruskin, Vernon Lee, and the cultural possession of Italy //Journal of Anglo-Italian Studies. Malta: Institute of Anglo-Italian Studies, 2002. Vol 7. - P. 81-107.

183. Ormiston R. and Wells N. William Morris: Artist, Craftsman, Pioneer. L.: Flame Tree Publishing, 2010. - 192 p.

184. Ostermark-Johansen L. On the motion of great waters: Walter Pater, Leonardo and Heraclitus // Victorian and Edwardian Responses to the Italian Renaissance. Hants, England: Ashgate, 2005. - P. 87-105.

185. Ostermark-Johansen L. Sweetness and strength: the reception of Michelangelo in late Victorian England. L.: Ashgate,1998. - 336 p.

186. Ottewill D. The Edwardian Garden. New-Haven: Yale University Press, 1989. - 230 p.

187. Poulson Ch. Costume Designs by Burne-Jones for Irving's Production of «King Arthur» // The Burlington Magazine.Vol. 128, No. 994. L., Jan.1986. - P. 18-25.

188. Prettejohn E. The Art of the Pre-raphaelites, L.: Tate Gallery, 2000. - 304

p.

189. Psomiades K. A. Still burning from this strangling embrace: Vernon Lee on Desire and Aesthetics // Victorian Sexual Dissidence. Chicago and L.: University of Chicago Press, 1999. - P. 21-41.

190. Purkis J. On the Quays of Havre: Some Notes on Morris's Walking Tour in France, July to August, 1855 // The Journal ofthe William Morris Society, 6 (Summer 1985) L.: Freedom Press, 1988. - P. 23-25.

191. Richardson T. English Gardens of the Twentieth Century. L.: Aurum Press, 2005. - 224 p.

192. Robinson W. The Wild Garden, L.: Collins Press, 1870. - 206 p.

193. Rosenberg J. D. The darkening glass: a portrait of Ruskin's genius. New York: Columbia University Press, 1961. - 304 p.

194. Rosenfeld J. John Everett Millais. L.: Phaidon Press, 2012. - 256 p.

195. Schoina M. Romantic Anglo-Italians. Configurations of Identity in Byron, the Shelleys, and the Pisan Circle. L.: Ashgate, 2009. - 183 p.

196. Scott G. From «The Bells» to «King Arthur»: a critical record of first-night production at the Lyceum theater from 1871 to 1895. L.: Macqueen, 1986. - 444 p.

197. Shapiro H. Ruskin in Italy: Letters to his Parents. Oxford: Clarendon Press,

1972. - 263 p.

198. Smith G. Florence, Photography and the Victorians // Victorian and Edwardian responses to the Italian Renaissance. Hants: Ashgate, 2005. P. 7-33.

199. Staley A. The Pre-Raphaelite Landscape. Oxford: Oxford University Press

1973. - 194 p.

200. Stein R. Ruskin and aesthetic thought in America, 1840-1900. Cambridge: Harvard University Press, 1967. - 321 p.

201. Streatfeild R. A. Handel, Rolli, and Italian Opera in London in the Eighteenth Century // The Musical Quarterly. Vol. 3. No. 3. Jul. Oxford, 1917.

202. Sutcliffe A. An architectural history of London .New Haven and L.: Yale New Haven Press, 2006. - P. 428-445.

203. Swarbrick J. Robert Adam & his brothers; their lives, work & influence on English architecture, decoration and furniture. L. : B. T. Batsford, 1915. -[Электронный ресурс]. - Режим

доступа: https: //archive. org/stream/robertadamhisbro 1915 swar/robertadamhisbro 1915s war_djvu.txt

204. Taxidou O. The Mask: A Periodical Performance by Edward Gordon Craig. Harwood: Harwood Academic publishers, 1998. - 199 P.

205. Townsend, J. Pre-Raphaelite Painting Techniques. L.: Tate Publishing, 2004. - 208 P.

206. The Pre-Raphaelites and Italy. Oxford: Ashmolean Museum, 2010. - 217

P.

207. Unrau J. Looking at architecture with Ruskin. L.: Thames & Hudson, 1978. - 180 P.

208. Unrau J. Ruskin and St. Mark's. L.: Thames & Hudson, 1984. - 240 P.

209. Vassallo P. British writers and the experience of Italy. Valletta: Malta University Publishing, 2012. - 172 P.

210. Waggoner D. The Pre-Raphaelite Lens. L.: Ashgate, 2010. - 240 P.

211. Walpole H. The letters of Horace Walpole. Oxford : Clarendon press, 1903-1905. - 274 P.

212. Walton H. The drawings of John Ruskin. Oxford: Clarendon Press, 1972.

213. Warrel I. Turner and Venice. L.: Tate Publishing, 2004. - P. 144.

214. Whalley R. The Great Edwardian Gardens of Harold Peto. L.: Aurum Press, 2007. - 192 p.

215. Wharton E. Italian villas and their gardens. N.Y.: The Century Co., 1905. -

270 p.

216. Wilton A., Bignamini I. Grand Tour. The lure of Italy in the Eighteenth century. L.: Tate Publishing, 1996. - 328 P.

217. Wood C. The Pre-Raphaelites. L.: Crescent Books, 1994. - 160 p.

218. Wright T. The life of Walter Pater. L.: Everett & co., 1907. - 292 p.

219. Zorn C. Vernon Lee: Aesthetics, History, and the Victorian Female Intellectual. Athens: Ohio University Press, 2003. - 256 P.

Приложение 1

Рис. 1. У. М. Тёрнер. «Рим из Ватикана. Рафаэль, сопровождаемый Форнариной, готовит свои картины для украшения лоджии» (1820, Лондон, галерея Тейт)

Рис. 2. Г. Н. ОНейл. «Последние мгновения Рафаэля» (1866, Лондон, галерея Тейт)

л

¡йК\

.А л

к!

Рис. 3. Ф. Лейтон. «Великую Мадонну Чимабуэ несут в процессии по улицам Флоренции» (1848, Лондон, Национальная галерея)

Рис. 4. Ф. Уоттс. «Правосудие. Полукруг законодателей» (1852, Линкольн Инн)

Рис. 5. У. Блейк. «Ньютон» (1795-1805, Лондон, галерея Тейт)

Рис. 6. Дж. Холланд «Венецианский канал с группой дам, играющих и поющих: на фоне Санта Мария делла Салюте» ( 1847-1886, Лондон, музей Виктории и Альберта)

Рис. 7. У. Каллоу «Большой канал Венеции» ( 1880, Лондон, галерея Тейт)

Рис. 8. Ф. Диллон «Вид Венеции: Собор Санта Мариа делла Салюте со стороны палаццо Мула, глядя на Восток» (1853, Огайо, Музей Кливленда)

I

Рис. 9. Дж. М. У. Тёрнер. «Венеция, мост вздохов» (1840, Лондон, галерея Тейт)

Рис. 11. А. Эллис «Флоренция со стороны каза Демидофф» (дагерротип, июнь 1841, Брэдфорд, Национальный музей фотографии, кино и телевидения)

Рис. 12. А. Эллис. Палаццо Веккьо и собор Санта Мария дель Фьоре со стороны Южной галереи Уффици (дагерротип, июнь 1841, Брэдфорд, Национальный музей фотографии, кино и телевидения)

Рис. 13. К. Р. Джонс. Мост Санта Тринита и набережная Гвиччардини (негатив калотипа, май 1846, Брэдфорд, Национальный музей фотографии, кино и телевидения)

Рис. 14. Братья Алинари. Надгробие Джулиано Медичи Микеланджело в церкви Сан Лоренцо (колодионный негатив, аперель 1856, Мичиган, Мичиганский музей искусств)

Рис. 15. Братья Алинари. Кампанила (колокольня) Джотто (коллодионный негатив, апрель 1856, Флоренция, архив Алинари)

Рис. 16. Братья Алинари. Палаццо Веккьо (колодионный негатив, аперель 1856,

Мичиган, Мичиганский музей искусств) ■ * *

Рис. 17. Дж. Э. Миллес. «Офелия» (1851-1852, Лондон, галерея Тейт)

Рис. 18. Дж. Э. Миллес «Изабелла» (1849-1849, Ливерпуль, Галерея Уолкера)

Рис. 19. У. Х. Хант «Риенци».(1849, Частная коллекция)

Рис. 20. Дж. Э. Миллес «Христос в родительском доме» (1850, Лондон, галерея Тейт)

Рис. 21. Д.Г. Россетти. Набросок к акварели «Возвращение Тибулла к Делии» (1851, Кэмбридж, музей Фицуильяма)

Рис. 22. Д.Г. Россетти «Блаженная Беатриче» (1864- 1870, Лондон, галерея Тейт)

Рис. 23. Д. Г. Россетти «Любовь Данте» (1860, Лондон, галерея Тейт)

Рис. 24. Зал дебатов. Оксфордский университет.

Рис. 25. У. Моррис. Роспись плафона зала дебатов. Оксфордский университет.

Рис. 26. «Красный дом» У. Морриса (1860, Бексли-Хилс, арх. Ф. Уэбб)

Рис. 27. У. Моррис. Обои «Шпалера» (1862-1864, Лондон, галерея Уильяма Морриса)

Рис. 29. Слева. Э.К. Бёрн-Джонс «Король Кофетуа и нищенка» (1884, Лондон, галерея Тейт)

Рис. 30. Справа. А. Мантенья «Мадонна делла Виттория»(1496, Париж,

Лувр)

Рис. 31. Э.К. Бёрн-Джонс «Персей и нимфы» (ок. 1877, Хэмпшир, галерея Саусгэмптона)

Рис. 32. Д.Г. Россетти «Тщеславная женщина» («МопдаУапда»,1866, Лондон, Тейт)

Рис. 33. Э. К. Бёрн - Джонс «Музыка» (1877, Оксфорд, музей Эшмола)

Рис. 34. Г. Пето. Сад Истон Лодж, ок. 1901.

Рис. 35. Г. Пето. Сад в имении Айфорд Мэнор (1899-1914)

Рис. 36. Дж. Р. Ситвелл. Имение Ренишо.

Рис. 38. Э.Г. Крэг в костюме Пьеро. Спектакль «Что увидела луна». Театр Пэлис.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.