Образы пространства в лирике Анатолия Жигулина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Кантомирова, Анна Николаевна

  • Кантомирова, Анна Николаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 227
Кантомирова, Анна Николаевна. Образы пространства в лирике Анатолия Жигулина: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Волгоград. 2009. 227 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кантомирова, Анна Николаевна

Введение.

Глава 1. Пространство несвободы в поэзии А. Жигулина

1.1. Пространство Сибири и Колымы

1.1.1. «География зимы» в пространстве несвободы.

1.1.2. Социоцентрическая доминанта в лагерной поэзии Жигулина.

1.1.3. Цветовая символика в пространстве несвободы.

1.2. Московское пространство

1.2-, 1. Семантический параллелизм московского и колымского топосов в ранней лирике А. Жигулина.

1.2.2. Пространство Москвы в поздней лирике Жигулина.

Глава 2. Идиллическое пространство в лирике А. Жигулина.

2.1. Топос города в ранней лирике поэта.

2.2. Пространство детства в контексте «зрелой» лирики Жигулина.

2.3. Человек в идиллическом пространстве природы

2.3.1. Пространственные ориентиры ментального ландшафта.

2.3.2. Семантика образа полыни в лирике А. Жигулина.

2.3.3. Символика образа березы у А. Жигулина.

Глава 3. Пространство полета в поэзии А. Жигулина "

3.1. Семантика полета в контексте ритмики жигулинского стиха.

3.2. Образ техногенного полета в пространстве детства.

3.3. Образ полета птицы в пространстве несвободы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образы пространства в лирике Анатолия Жигулина»

Степень изученности темы. Анатолий Жигулин - уникальная фигура в русской литературе. Можно сказать, что его открытие читателями состоялось дважды: в конце 1950- начале 1960-х годов он стал известен как певец «сурового Севера», а в конце 1960-х годов - уже как «певец мягко-русского пейзажа» [Аннинский, 1983, с. 94], как поэт-пейзажист, философ природы. Литературоведы неоднократно предпринимали попытки ограничить лирику Жигулина рамками то «трудной темы», то «тихой лирики». Одним из первых обратил внимание на талант поэта А.Т. Твардовский, не раз публиковавший его стихи в «Новом мире». В 1970-х годах поэзию Жигулина причисляли к «тихой лирике». Это весьма условное определение, данное критиками, не принималось самими «тихими лириками», в том числе Жигулиным. В течение нескольких десятилетий его поэтическое творчество вызывало стабильный интерес, живой, хотя и негромкий, отклик в критике и читательской среде.

Однако его поэтическое творчество как явление самобытное, непохожее на само время, до настоящего момента остается неисследованным.

Самые ранние статьи (начала 1960-х годов) - А. Абрамова, В. Гусева, Ю. Дмитриева, В. Масика, Ф. Овчаренко, И. Пущина и др. представляли читателям имя Жигулина. Статьи появлялись как отклики на публикации подборок стихов либо издание сборников стихов Жигулина. Полностью соответствовавшие реалиям времени, эти статьи, в основном, обозначали центральную тему творчества поэта - «.суровой молодости в условиях дальнего рабочего Севера» [Лавлинский, 1986, с. 87].

В начале 1970-х годов о поэте начали писать очень активно.

Представляла интерес эволюция, происходившая в творчестве Жигулина во второй половине 1960-х-начале 1970-х годов. Изменилась «география мотивов»: «северные» пейзажи вытесняются пейзажами природы средней з полосы России. Новый стиль художника, новые интонации позволяют критикам делать выводы об изменении качества поэзии Жигулина. Целый ряд исследований (работы А. Ланщикова, А. Истогиной, Л. Аннинского, Д. Голубкова и др. авторов) зафиксировали этот «перелом» [Ланщиков, 1980, с. 54], «сдвиг в новое качество» [Лавлинский, 1975, с. 88], момент «конфликта между прежним Жигулиным-рассказчиком и новым Жигулиным-исповедником» [Ланщиков, 1980, с. 54]. В течение двух десятилетий поэтическое творчество Жигулина является объектом пристального внимания критиков.

Появилось немало исследований, авторы которых рассматривали образный строй и тематику жигулинской лирики. В ряде работ В. Акаткина, Л. Аннинского, А. Истогиной, В. Лазарева, Ал. Михайлова внимание сосредоточено на образах природы, родины, темах войны, памяти и истории.

Очень часто имя Жигулина упоминается в различных публикациях, посвященных анализу «тихой лирики» («деревенской» лирики»). Оно представлено здесь наряду с именами Н. Рубцова, С. Куняева, А. Кушнера, Н. Рыленкова, Н. Тряпкина, А. Передреева и других поэтов - «тихих лириков». Так, Л. Лавлинский называет Н. Рубцова «творческим собратом» А. Жигулина [Лавлинский, 1975]. Отмечается сходство тематики и мотивов лирики А. Жигулина и С. Куняева [Лавлинский, 1975], А. Жигулина и А. Кушнера, Н. Рыленкова [Македонов, 1986], А. Жигулина и В. Соколова [Ланщиков, 1980]

Ряд работ о творчестве Жигулина связан с поисками «наставников», среди которых множество раз упоминается А.Т. Твардовский (В. Акаткин, А. Македонов, Л. Аннинский, Л. Лавлинский, Ал. Михайлов, А. Ланщиков). «Отправной» точкой для подобных исследований, видимо, стала статья Д. Голубкова (оказывающаяся в пространстве данных поисков хронологически-ранней). Автор ее делает вывод о том, что «.творчество Жигулина насквозь традиционно» и обнаруживает в нем органичный «сплав двух таких различных стилистических манер, как обнаженно-размашистая эмоциональность Есенина и прицельная точность Бунина-поэта» [Голубков, 1971, с. 282]. С этим впоследствии полностью соглашается- А. Македонов, обнаруживающий в лирике А. Жигулина и «отзвуки позднего Заболоцкого» [Македонов, 1986, с. 210]. Продолжение традиций поэтов-земляков И.С. Никитина и A.B. Кольцова отмечают JI. Аннинский, О. Ласунский, В. Будаков, В. Кожинов, О. Михайлов связывают мотивы жигулинского творчества с поэзией Ф.И. Тютчева, A.A. Фета.

В 1980-х годах появляются-критические работы, в которых намечаются попытки проследить эволюцию творческого пути Жигулина. Это работы В. Акаткина, Р. Винонена, JI. Аннинского.

Поворотным моментом в творческой- судьбе. Жигулина стала публикация в 1988 году в журнале «Знамя» произведения, которое автор называл «моя главная книга» — автобиографической повести «Черные камни». Творчество» Жигулина начинает восприниматься прежде1 всего в контексте «лагерной»- прозы, а его имя упоминается' рядом с именами-В.Т. Шаламова, А.И. Солженицына, Ю.О. Домбровского, О.В. Волкова. После публикации «Черных камней» развернулась бурная полемика;, было опубликовано более 250 статей;, рецензий, откликов и разборов. Этот публицистический «шквал» надолго «заслонил» от читателя поэтическое творчество «тончайшего лирика» [Ласунский, 1985] Жигулина.

После выхода в свет автобиографической повести «Черные камни» (1988) заметок о Жигулине-поэте практически не встречается: Исключение составляют несколько статей, написанных, в основном, к юбилеям, затем в связи со смертью поэта в 2000 году.

До- настоящего- времени о творчестве Жигулина- написано всего две монографии: А. Ланщикова «Уроки гнева и любви.» и А. Истогиной «Цветущий терновый венец» - новое, дополненное издание книги «Все, чем живу и дышу.»: О творчестве Анатолия Жигулина», вышедшей в 1986 году в Воронеже. Обе работы рассматривают в целом творчество поэта в контексте эпохи и его собственной Судьбы. В организации материала доминирует биографический принцип.

Несколько иной подход отличает .диссертационное исследование Г. Марфина «Человек и мир в лирике А. Жигулина (к проблеме периодизации творчества)». В поле зрения автора работы попадают стихотворения последнего десятилетия жизни поэта и произведения так называемого «тюремного» цикла, большинство из которых не рассматривались до этого вовсе. Кроме того Г. Марфин предпринимает попытку «уточнения и частичной корректировки в новых социальных условиях» «критического анализа стихотворений начала 1960-х годов» [Марфин, 2003, с. 9]. Исследуя поэзию А. Жигулина «как эволюционирующее смысловое и художественное единство в свете проблемы соотношения человека и мира» [Марфин, 2003, с. 9], автор впервые касается вопросов организации лирического пространства. Исследователь приходит к выводу о создании поэтом в конце 1960-1970 гг. гармоничной модели мира, «особой модели мира и человека, которая стала узнаваема читателем и востребована им» [Марфин, 2003, с. 141] с постепенным накоплением объектного, эмоционального содержания этой модели, к началу 1980-х годов доведенной до логического завершения. С начала 1980-х годов пространственные границы модели претерпевают изменения, «размываются», затем, уже в «четвертый» период (1990-е годы), она стремительно разрушается.

Необходимо признать, что, несмотря на внимание критиков и литературоведов к проблемам стилистической, тематической и интонационной эволюции в поэтическом творчестве Жигулина, а также серьезную научную «проработанность» некоторых аспектов изучения его лирики, она и в настоящее время представляет собой художественноэмпирическое целое, «тонкое и странное, / Что не изучено людьми» 6

Жигулин, 1981, с. 169]. Включенность в «ареальный» контекст любой детали, любого образа, предоставляет возможность нового подхода к изучению поэтического творчества Жигулина.

Обращение к материалам различных статей, разборов, рецензий, монографий и диссертации по творчеству Жигулина позволило составить таблицу-приложение, содержащую информацию о том, какие произведения поэта становились предметом анализа в литературоведении. Таблица наглядно представляет степень изученности лирики Жигулина,. выделяет наиболее популярные, «программные» произведения поэта, существенно облегчает труд исследователя его творчества.

В настоящее время необходимо новое прочтение творческого наследия; Жигулина, основанное на преодолении штампов не только советского,, но и постсоветского литературоведения. Ретроспективный взгляд заставляет переосмыслить соотношение поэзии и прозы в творчестве художника. Автобиографическая повесть «Черные камни» имеет несомненную! ценность как «человеческий документ», однако в качестве значимого художественного явления интерес представляет собой прежде всего лирика Жигулина. Трудно не согласиться с мнением воронежского исследователя, автора первой диссертации по творчеству Жигулина Г.В. Марфина, который отмечал: «Весь основной творческий путь А. Жигулин прошел как поэт» [Марфин, 2003, с.4]. Тем не менее поэтическое творчество Жигулина до настоящего времени не стало в должной мере предметом аналитического рассмотрения в литературоведении.

Жигулина можно отнести к числу писателей, у которых пространственные, образы являются ключевыми. Основные этапы его жизни и творчества были сопряжены с перемещениями в географическом (Воронеж - Сибирь - Колыма - Москва) и биографическом (дом (сад) - тюрьма (лагерь)— больница) плане, что во многом обусловило пространственную доминанту образного "строя лирики поэта. 7

Сказанным выше определяется актуальность данного исследования. Объектом изучения является весь корпус лирической поэзии А. Жигулина 1949-1998 годов.

Предмет анализа - художественный смысл образов пространства в поэтическом творчестве А. Жигулина.

Материалом исследования послужили тексты произведений А. Жигулина: стихотворения, вошедшие в 30 поэтических сборников, а также опубликованные в периодической печати в 1950-1990-х годах; прозаические произведения: автобиографическая повесть «Черные камни» и «малая проза», - примыкающая к ней, рассказы; письма поэтов и прозаиков (К. Симонова,

A. Солженицына, Г. Троепольского), а также читателей к А. Жигулину, воспоминания современников о поэте.

Цель работы состоит в том, чтобы выявить художественный смысл образов пространства в поэзии Жигулина:

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: рассмотреть художественную специфику пространства несвободы в лирике Жигулина;

- выявить особенности идиллического пространства поэзии Жигулина в контексте темы памяти;

- определить художественную семантику пространства природы в лирике поэта;

- охарактеризовать пространство полета в поэтическом творчестве Жигулина.

Методологической основой диссертации стали исследования в области теории лирики (M.JI. Гаспарова, Л.Я. Гинзбург, Ю.М. Лотмана,

B.Е. Хализева), литературоведческие, лингвистические, культурологические работы по теории художественного пространства (труды М.М. Бахтина,,

Г. Д. Гачева, Д.Н. Замятина, В. Л. Каганского, O.A. Лавреновой, 8

Д.С.- Лихачева, Л.Г. Пановой, В.Н. Топорова, Б.А. Успенского, П.А. Флоренского, Т.В. Цивьян), работы по мифопоэтике и семиотике художественного текста (А.Ф. Лосева, Д.Н. Медриша, Е.М. Мелетинского, В .Я. Проппа, М. Элиаде), теории мотивного анализа (А.К. Жолковского), а также литературоведческие исследования о творчестве А. Жигулина -работы В.М. Акаткина, Л. А. Аннинского, А .Я. Истогиной, Л.И. Лавлинского, А.П. Ланщикова, A.B. Македонова, Г.В. Марфина и др.

Методы исследования определены* целями и задачами работы. В диссертации использовался метод традиционного историко-литературного анализа, сравнительно-сопоставительный метод, системный метод, элементы мотивного анализа.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что впервые предпринята попытка целостного, системного рассмотрения художественной семантики образов пространства в поэзии А. Жигулина, установлены типы пространственной организации его лирики на различных этапах творческого развития, закономерности их взаимодействия и эволюции.

Теоретическая значимость диссертации заключается в разработке принципов анализа образов пространства в лирической поэзии, в углублении представлений о типах пространственной организации художественного текста.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в практике вузовского преподавания при разработке лекционных курсов по истории русской литературы XX века, спецкурсов и спецсеминаров по русской поэзии второй половины XX века и по проблемам пространства в литературе; в практике школьного преподавания при разработке элективных курсов для школ с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла; при подготовке научных изданий произведений А. Жигулина.

Положения, выносимые на защиту:

1. В раннем творчестве Жигулина одним из определяющих является тип пространственной организации, определяемый семантикой несвободы. Данный тип пространственного континуума характерен для стихотворений поэта, объединенных воспоминаниями о сибирских и колымских лагерях, а позднее - для поэтических текстов, связанных с репрезентацией пространства Москвы как топоса несвободы.

2. В стихотворениях Жигулина, связанных с образом Воронежа, родного города поэта, формируется тип идиллического пространства, в котором доминирующими являются мотивы памяти о детских- и юношеских годах.

3. Образы природы в поэзии Жигулина являются художественным средством репрезентации различных типов пространства. Пространство несвободы воссоздается через образы суровой зимы, холода, тьмы, через приметы северного ландшафта (колымские камни, сосны), ахроматическую колористику. Идиллическое ■ пространство репрезентируется через ряд флористических образов (деревьев, трав), через приметы ландшафта средней полосы России.

4. Особое значение в поэзии Жигулина приобретает тип образности, связанный с семантикой пространственных перемещений. В лирике поэта данный тип актуализирован через мотив полета - техногенного (самолет, дирижабль) или природного (полет птицы).

Апробация результатов исследования. Материалы исследования были изложены на международных (Москва, 2008, 2009 гг.; Волгоград, 2006, 2007, 2008, 2009 гг.; Вырица, 2008 г.; Борисоглебск, 2008 г.; Курск, 2008 г.), всероссийских (Пермь, 2008 г.; Михайловка, 2007, 2008 гг.), межвузовской (Саратов, 2008 г.), региональных (Волгоград, 2006, 2007 гг.) научных конференциях. По теме диссертации опубликовано 15 статей.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Кантомирова, Анна Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предпринятый в данном исследовании анализ позволяет выявить существенные грани творчества А.Жигулина — художника, для творческого сознания которого широта и многообразие пространственной образности превосходит, содержательные модели, выражающие категорию времени. Можно утверждать, что для Жигулина пространственное начало универсума преобладает над временным.

В ходе исследования нами были выделены основные типы пространства в лирике Жигулина: пространство несвободы, идиллическое пространство, пространство полета.

Мотивы несвободы возникают в стихотворениях, объединенных воспоминаниями о сибирских и колымских лагерях, и эволюционируют в произведениях, связанных с репрезентацией топоса Москвы, где достигают кульминационного выражения.

Топос Сибири (Колымы) в лирике Жигулина обусловлен семантикой зимы — времени года, получающего традиционное для лагерной литературы XX в. воплощение в мотивах стужи, страдания и смерти. Образы мороза, ветра, метели приобретают значение сил, враждебных человеку, увлекающих его в бездну хаоса: возникает эффект перемешивания (снежных хлопьев / человеческих судеб) в воронке «черной дыры». Перемешивание, связанное с утратой пространственных опор, логических, ценностных ориентиров, актуализирует мотивы глухоты и слепоты -приметы «зияющего» пространства, топоса смерти.

Как своеобразный прием кодирования информации о пространстве можно считать создающийся в некоторых ранних произведениях Жигулина образ иронического рая, в основе создания которого лежит классическая традиция изображения Сибири как топоса изобилия. В обрамлении колымского ландшафта миф о «чудной планете» получает оригинальную интерпретацию: «изобилие» акцентирует внимание на семантике смерти, а не рая.

Пространство несвободы в ранней поэзии Жигулина детерминировано чертами социума. Идея преобразования колымского хаоса в космос, сотворения пространства, «пригодного» для существования, связана с мотивом избранничества (стихотворения «Рельсы», «Треска»). Рабский лагерный труд приобретает значение демиургического. В таком значении он выступает в текстах, описывающих моделирование пространства («Мы строили новый город / В краю, где безмолвие спит»), организацию его ближних сфер, возможность выхода во вневременье. Такое моделирование, устройство микровселенной по некоему образцу сопровождается приобретением статуса если не бога, то избранника божьего, героя. Необыкновенное «качество» обусловлено включенностью героя в социум равных ему по силе и безграничным возможностям мифических великанов. Отделение и отдаление, соответственно, влечет за собой утрату героического свойства.

Социоцентрической доминантой обусловлено соотношение черного и белого цветов в топосе несвободы. Белый цвет, преобладающий в Сибирском топосе, соотносится с семантикой образов нетронутой, холодной и равнодушной к страданиям человека природы. Черный - сущностная характеристика колымского пространства - маркирует следы деятельности людей, символизирует тесноту сжимающегося, удушающего топоса, представляемого в образе «черной дыры». Максимальная концентрация колора воплощена в образах, непосредственно соотносимых с семантикой гибели, - сосны и камня. Оставаясь приметами северного ландшафта, темные сосны и черные камни в поэтических текстах Жигулина являются знаками смерти, символизируют образы душ, не сумевших вырваться из плена мертвого топоса.

Эволюция мотивов несвободы представлена в текстах, описывающих московское пространство. Само это пространство не является гармоничным, целостным, а состоит из фрагментов-топосов - клеток. Такое восприятие ее лирическим героем Жигулина обусловлено целым комплексом переживаний, связанных с моментом первой встречи. Встрече этой посвящено стихотворение «Москва». Столица, не принимающая лирического героя, представлена поэтом в контексте семантического поля поговорки: Москва слезам не верит. Вполне реальная, а затем воображаемая решетка окна столыпинского вагона отделяет героя от столицы. Он продолжает смотреть на Москву «сквозь железные квадраты», и в образах тесных клеток ее пространства - топоса больницы, общественного транспорта - ощущает негативную, смертную энергию топоса Колымы.

Образы Воронежа (родного города поэта) и природы в лирике

Жигулина представляют идиллическое пространство. Воронеж для лирического героя приобретает значение сакрального центра, куда устремляется душа из сибирского (колымского) и московского топосов. В ранней лирике образ города напоминает рай или сказочное тридесятое царство. Таким он видится герою с просторов Колымы. Символично многократное употребление цветовых эпитетов «синий», «голубой», характеризующих недоступность, удаленность топоса и воплощающих представление о необыкновенном сиянии, сопутствующем видению рая,

Золотая окраска объектов городского пространства (например, фонарей) сближает образ Воронежа со сказочным царством. Трансцендентная, астральная семантика «синего» и «золотого» свидетельствует о небесной сущности города. Опрокинутые в воду луж, рек солнце, звезды, луна создают представление о сферическом устройстве гармоничного топоса.

Преобладание в изображении города фольклорных и мифических мотивов обусловлено влиянием некоего стереотипа, под обаяние которого попадает герой лагерной лирики Жигулина. Схематичный образ городского

167 пространства идентичен множеству образов чудесных городов и дальних стран (сторонок), возникающих в лагерной литературе как антиподы смертного пространства Сибири (Колымы), наделенных исключительно положительным смыслом.

Можно охарактеризовать положение Воронежа как концентрическое. Он находится на возвышении — «Царь повелел /Рубить на взгорье крепость / И оную Воронежем наречь» [Жигулин, 1981, с. 29]. То, что созидание города начинается не с храма, а с острога (своеобразная вертикаль, ось, попытка закрепления в пространстве), свидетельствует о его не «божественной», но «человеческой» сущности. Город созидается людьми, и его положительная семантика многократно умножена повторяемостью актов творения. Каждый новый пожар и последующее воскрешение — витки развития истории города, раздвигающие его пространственные и упрочивающие временные границы. Совпадением жизненного ритма города на новом витке развития (весенний) с жизненным ритмом молодого лирического героя обусловлено разрастание пространственной универсалии до масштабов Вселенной.

В зрелой лирике топос города репрезентирован всего несколькими улицами довоенного Воронежа - той его частью, с которой связаны воспоминания о детских годах. Это особым образом организованное пространство с особым течением времени — «начального», сакрального, соотносимого с «Золотым веком», времени, мифологизированного поэтом. В создании идиллического топоса детства реализована попытка восстановления целостности гармоничной микромодели вселенной, обусловленная устремленностью к сакральному центру, «ностальгией по раю».

Идиллическим представляется и пространство природы, в которое органично включен герой зрелой лирики Жигулина. Поэт избегает панорамных изображений природы, обращая внимание на отдельные детали ландшафта, создавая емкие поэтические образы — например, флористические рассмотренные в исследовании образы полыни, березы). Символическая

168 природа этих образов' аккумулируется и уплотняется при «перенесении» их из текста в текст (когда они играют роль «походных колышков» [Чухонцев, 1977, с. 78]) и адаптации в контексте нового содержания. В этом смысле образы-символы природы становятся' знаками-ориентирами ментального ландшафта. Особым смыслом наделены образы «рубежной» семантики., Образы ограждений (стена, плетень, поветь и т.д.), участвующих в вертикализации пространства, символизируют в то же время защиту сокровенного пространства — пространства души лирического героя. Ландшафтные медиаторы, организующие горизонтальное направление -борозда, ров, межа и т.д. - в стихотворениях Жигулина совмещают, смыкают, накладывают друг на друга пласты времени, аккумулируют энергию памяти.

Таким образом, пространство идиллии у Жигулина оказывается непосредственно соотнесено с пространством воспоминания, пространством памяти.

В лирике Жигулина особую роль играет семантика перемещения' в пространстве. Сама характеристика наиболее значимых топосов — имеющих, скорее, эмпирическое, чем географическое-выражение, предполагает наличие уникального межпространственного сообщения. Оно в лирике Жигулина организуется полетом - волновым движением, репрезентирующим линию пути лирического героя.

Ритмика* жигулинского стиха имеет волновую природу: движение «волны» организовано повторяемостью поэтических мотивов, тем. Постоянное обращение к ним сопровождается в то же время постоянным обновлением их содержания, что и определяет эволюцию творчества поэта. Ткань лирических текстов Жигулина представляют гармоничное единство волновых потоков, где носителем памяти, организующим временное измерение, является звук, пространственное измерение организовано ветром и светом.

Ключевыми в поэзии Жигулина являются образы птиц, чье движение также имеет волновую природу. Каждый тип пространства представлен уникальной группой образов птиц. В довоенном идиллическом пространстве Воронежа и сменяющем его- пространстве войны особую роль играет техногенный полет. В пространстве несвободы символическим оказывается полет гусей, репрезентирующий попытку преодоления топоса смерти. И полет самолетов (дирижабля), и полет гусей имеют линейную траекторию, что обусловлено поэтическим замыслом воплощения длящегося во времени, равного жизни по протяженности, пути. Образ лебединого полета становится символом повторения на новом витке трагической судьбы-представителей рода Раевских - предков поэта.* Кружение лебедя в то же время связано с идеей покровительства ангелом-хранителем. Циклическая траектория полета' чайки символизирует бесконечность душевных метаний ■лирического героя, возвращение на круги пространства несвободы.

Полет чайки приобретает • черты' интегрирующего движения, связывающего точки пути героя в единое кольцо, тем самым иллюстрируя бесконечное возвращение к - прежним' переживаниям и прежним пространствам.

Данная работа представляет лишь первый этап исследования заявленной темы. В творчестве Жигулина предстоит еще много е осознать и изучить. Необходимо научное издание произведений поэта, которое до настоящего времени отсутствует.

Безусловно, и дальнейшее исследование семантики образов пространства в лирике Жигулина представляется интересным и значимым.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кантомирова, Анна Николаевна, 2009 год

1. Жигулин A.B. Белый лебедь. М.: Правда, 1988. - 30 с.

2. Жигулин A.B. Весеннее имя. М.: Мол. гвардия, 1987. - 160 с. (а)

3. Жигулин A.B. В надежде вечной. М.: Сов. писатель, 1983. - 320 с.

4. Жигулин A.B. Воронеж, родина любовь. Воронеж: Воронеж, кн. изд-во, 1982.-350 с.

5. Жигулин A.B. Горящая береста. М.: Сов. Россия, 1977. - 301 с.

6. Жигулин A.B. Далёкий колокол. Стихи, проза. Письма читателей / сост. И.В. Жигулиной / вступит, статья В.М. Акаткина Воронеж: Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2001. - 696 с.

7. Жигулин A.B. Жизнь, нечаянная радость. М.: Мол. гвардия, 1980. -287 с.

8. Жигулин A.B. За рекой Чуною: стихи / предисл. В.Я. Лакшина. -Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1988. 192 с. - («Сибирская лира»),

9. Жигулин A.B. Избранная лирика. М.: Мол. гвардия, 1965. - 32 с. - (Б-ка избр. лирики).

10. Жигулин A.B. Избранное: стихи. М.: Худож. лит., 1981. 351 с.

11. Жигулин A.B. Из разных лет, из разных далей. Стихотворения и эссе. -М.: Худож. лит., 1987. 446 с. (б)

12. Жигулин A.B. Калина красная калина черная. — М.: Сов. писатель, 1979. - 102 с.

13. Жигулин A.B. Костёр-человек. Воронеж: Воронеж, кн. изд-во, 1961. -80 с.

14. Жигулин A.B. Летящие дни: стихи. М.: Сов. писатель, 1989. - 416 с. (а)

15. Жигулин A.B. Лучше было бы умереть. Три рассказа // Знамя. 1998. -№ 3. - С. 143-151.

16. Жигулин A.B. Огни моего города. Воронеж: Воронеж, кн. изд-во, 1959. -55 с.

17. Жигулин A.B. Память. — Воронеж: Воронеж, кн. изд-во, 1964. 64 с.

18. Жигулин A.B. Полвека боли и любви. М.: Союз рос. писателей, 2001. -336 с.

19. Жигулин A.B. Поле боя: лирика. М.: Мол. гвардия, 1968. - 64 с.

20. Жигулин A.B. Полынный ветер. — М.: Мол. гвардия, 1975. 224 с.

21. Жигулин A.B. Полярные цветы: стихи. М.: Сов. писатель, 1966. - 80 с.

22. Жигулин A.B. Прозрачные дни: стихи. М.: Сов. писатель, 1970. - 71 с.

23. Жигулин A.B. Рельсы. М.: Мол. гвардия, 1963. - 103 с.

24. Жигулин A.B. Свет предосенний. М.: Современник, 1972. - 207 с.

25. Жигулин A.B. Соловецкая чайка. М.: Современник, 1979. - 333 с.

26. Жигулин A.B. Стихотворения. М.: Худож. лит., 1976. - 222 с.

27. Жигулин A.B. Стихотворения. М.: Худож. лит., 1987. - 414 с. - (Б-ка сов. поэзии) (в)

28. Жигулин A.B. Стихотворения. М.: Дет. лит., 1988. - 192 с. - (Поэтич. б-ка школьника).

29. Жигулин A.B. Стихотворения. М.: Прогресс-Плеяда, 2000. - 320 с.

30. Жигулин A.B. Черные камни // Знамя. 1988. - № 7. - С. 10-75; № 8. -С. 48-119.

31. Жигулин A.B. Чёрные камни. М.: Кн. палата, 1989. - 240 с. (б)

32. Жигулин A.B. Чистое поле: Стихи. М.: Сов. Россия, 1972. — 111 с.

33. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Худож. Лит., 1984. - Т. 2. -319 с.

34. Горький М. Собрание сочинений: в 30 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1949-1955. - Т. 6. - Пьесы. 1901-1906. - 560 с.

35. Данте Алигьери. Божественная Комедия / пер. с итал. М. Лозинского / вступ. ст. К. Державина. М.: Правда, 1982. - 640 с.

36. Демьянов И. Из колымского цикла // Нева. 1990. - № 5. - С. 110.

37. Домбровский Ю.О. «Я жду, что зажжется искусством моя нестерпимая быль.» // Юность. 1988. - № 2. - С. 56-59.172

38. Заболоцкий H.A. Столбцы: столбцы, стихотворения, поэмы. СПб.: Северо-Запад, 1993. - 511 с.

39. Майков А.Н. Сочинения: в 2 т. М.: Правда, 1984.

40. Мандельштам О.Э. Сочинения: в 2 т. / сост. и подгот. текста С. Аверинцева и П. Нерлера; коммент. П. Нерлера. М.: Худож. лит., 1990.

41. Окуджава Б.Ш. Ах ты, шарик голубой. М.: Эксмо, 2006. - 352 с.

42. Пастернак, Б.Л. Стихотворения и поэмы / сост. Е.Б. Пастернак. М.: Худож. лит., 1988. - 511 с.

43. Пулатов Т. Избранные произведения: в 2 т. Ташкент: Изд-во литер, и искусства, 1991.

44. Пушкин A.C. Полное собрание сочинений: в 10 т. Л.: Наука, 19771979. - Т. III: Стихотворения 1827-1836 гг. - 496 с.

45. Раевский В.Ф. Полное собрание стихотворений. Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд., 1967. - 256 с.

46. Русская поэзия XX века: антология / сост. и вступ. ст. И.К. Сушилиной. М.: Сов. Россия, 1991. - Ч. 1. - 576 с.

47. Ручьев Б.А. Полюс / публ. Л. Гальцевой // Урал. 1988. - № 6. - С. 143144.

48. Ручьев Б.А. Собрание сочинений: в 2 т. / сост.: Л.П. Гальцева, Л.Н. Ручьева. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1978.

49. Симонов K.M. Собрание сочинений: в 10 т. М.: Худож. лит., 19791987. - Т. 12 (доп.): Письма 1943-1979. - С. 480-481.

50. Смеляков Я.В. Собрание сочинений: в 3 т. / сост. В. Осипов; ред. В. Кузнецов. М.: Мол. гвардия, 1977-1978.

51. Солженицын А.И. Малое собрание сочинений: в 7 т. М.: ИНКОМ HB, 1991.

52. Шаламов В.Т. Собрание сочинений: в 6 т. / сост., подгот. текста, прим. И. Сиротинской. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2004-2005.

53. Критика и литературоведение

54. Абрамов А. Деловито, честно, всерьез // Новый мир. 1963. - № 10. - С. 252-254. - Рец. на кн.: Жигулин А. Рельсы: стихи. - М.: Мол. гвардия, 1963. -104 с. (а)

55. Абрамов А. О лучших публикациях 1974 года: ответ на анкету // Лит. газ.- 1975. 8 янв. - С. 4.

56. Абрамов А. Поэзия веры в жизнь // Коммуна. 1963. - 16 авг. (б)

57. Акаткин В.М. Наследники великой темы // Подъем. 1975. - № 3. - С. 141-150.

58. Акаткин В.М. Новая модель мира в лирике А. Прасолова // Материалы юбилейной конф., посвящ. 60-летию филол. фак-та ВГУ. Воронеж: Филол. фак-т ВГУ, 2004 - Вып. 2: Литературоведение. - С. 180-186.

59. Акаткин В.М. Свет надежды // Подъем. 2000. - № 2. - С. 187-209.

60. Акаткин В.М. С мыслью о будущем // Подъем. 1985. - № 6. - С. 132136.

61. Акаткин В. М. Тревожный покой // Подъем. 1971. - № 5. - С.137-140.- Рец. на кн.: Жигулин А. Прозрачные дни. М.: Сов. писатель, 1970. - 71 с.

62. Акаткина Е.Ф., Акаткин В.М. В надежде вечной. // Мол. коммунар. -1990. 1 янв. - С. 6.

63. Александров И. Слова, идущие от сердца // Коме, правда. 1980. - 1 окт. -С. 4.

64. Анисимов Г., Емцев М. Этот хранитель древностей (О писателе Юрии Домбровском и его книгах) // Домбровский Ю.О. Факультет ненужных вещей: роман в 2 кн. М.: Сов. писатель, 1989. - 720 с.

65. Аннинский Л. Восхождение к свету // Дружба народов. 1972. - № 6. -С. 278-280. - Рец. на кн.: Жигулин А. Прозрачные дни: стихи. - М.: Сов. писатель, 1970. - 71 с.

66. Аннинский Л. Калина черная // Жигулин А. Жизнь, нечаянная радость. -М.: Мол. гвардия, 1980. С. 5-12. (а)

67. Аннинский Л. К.П.М., 19-58-8, Я-815, И-594 // Дружба народов. 1990. -№ Ю. - С. 267-270.

68. Аннинский Л. Мера сил // Лит. обозрение. 1980. - № 5. - С. 41-46. (б).

69. Аннинский Л. Проба истины // Наш современник. 1970. - № 3. — С. 118-120. -Рец. на кн.: Жигулин А. Поле боя. - М.: Мол. гвардия, 1968. - 64 с.

70. Аннинский Л. Цена милосердия // Юность. 1983. - № 1. - С. 93-96.

71. Афанасьев А.Н. Древо жизни: избранные статьи / подгот. текста и коммент. Ю.М. Медведева; вступ. ст. Б.П. Кирдана. -М.: Современник, 1982.- 464 с. (Б-ка «Любителям российской словесности»).

72. Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси. Поэтические воззрения славян на природу М.: Эксмо, 2007. - 608 с.

73. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет.- М.: Худож. лит., 1975. 504 с.

74. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества 2-е изд. / сост. С.Г. Бочаров; подгот. текста Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина; примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. — М.: Искусство, 1986. - 445 с.

75. Бек Т. Логика и тайна строки // Лит. обозрение. 1975. - № 8. - С. 6670.

76. Бердяев H.A. Русская идея / сост., вступ. ст. и примеч. М.А. Блюменкранца. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2004. - 624 с.

77. Бердяев H.A. Самопознание (Опыт философской автобиографии). — М.: Книга, 1991.-447 с.

78. Будаков В. Признательность // Подъем. 1980. - № 3. - С. 149-150.

79. Буртин Ю. Ни шагу от самого себя // Жигулин A.B. Далёкий колокол. — Воронеж: Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2001. С. 668-669.

80. Ванчугов В. В. Философия города Электронный ресурс. http://emsu.ru/um/view.asp7c-716&р~3 (дата обращения 03.05.2009).

81. Васильев В. Посвящается Жигулину // Мол. коммунар. 1980. — 6 марта.

82. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / ред., вступ. ст. и примеч. В.М. Жирмунского. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 648 с.

83. Винонен Р.И. Чувство пути: над страницами современной поэзии. М.: Современник, 1981. - 368 с.

84. Волков H.H. Цвет в живописи. изд. 2-е, доп. - М.: Искусство. 1985. -320 с.

85. Галов С. Стихи земляка // Коммуна. — 1977. 14 мая.

86. Гайворонская JI. Семантика календаря в художественном мире Пушкина (дни недели, времена года): дис. . канд. филол. наук. - Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2007. - 242 с.

87. Гаспаров Б.М. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Дружба народов. — 1990. № 3. -С. 223-242.

88. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. М.: Наука, Издательская фирма «Восточная литература», 1993. - 304 с.

89. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М.: Наука, 1974.-484 с.

90. Гаспаров М.Л. О русской поэзии: анализы, интерпретации, характеристики. СПб.: Азбука, 2001. - 480 с.

91. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Сов. писатель, 1988. - 448 с.

92. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и Славянством. М.: Раритет, 1997. - 680 с.176

93. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм (Эпос. Лирика. Театр). М.: Просвещение, 1968. - 302 с.

94. Гинзбург Л .Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. - 414 с.

95. Гинзбург Л. Частное и общее в лирическом стихотворении // Вопросы литературы. 1981. - № 10. - С. 152-175.

96. Глазычев В.Л Образы пространства (проблемы изучения) Электронный ресурс.http://www.glazYchev.rU/publications/articles/l978 оЬгагу prostranstva.htm (дата обращения 10.01.2009).

97. Голубев А. Колымский ветер. Уроки судьбы Анатолия Жигулина // Мол. коммунар. 1996. - 17 сент.

98. Голубков Д. Душа-победительница // Мол. гвардия. 1971. - № 7. - С. 278-284. - Рец. на кн.: Жигулин А. Прозрачные дни. - М.: Сов. писатель, 1970.-71 с.

99. Горловский А. Истоки чувства // Лит. Россия. 1968. - 30 авг. - С. 16.

100. Горловский А. Поэзия и судьба // Юность. 1986. - № 1. - С. 90-91. -Рец. на кн.: Жигулин А. Стихотворения. - М.: Сов. Россия, 1984. - 238 с. (а).

101. Гудошников Я. Лирика молодых // Коммуна. 1958. - 1 июля.

102. Гусев В. «Огни» согреют сердце // Молодой коммунар. 1960. - 10 февр. - Рец. на кн.: Жигулин А. Огни моего города. - Воронеж: Воронежское кн. изд-во, 1959. - 55с.

103. Гусев В. Человек побеждает // Подъем. 1961. - № 3. - С. 138-140.

104. Деготь Е. Большой и малый мир в русском пейзаже романтической традиции // Пространство картины: сб. статей / сост. Н.О. Тамручи. — М.: Сов. художник, 1989.-С. 104-138.

105. Денисов В. Нерешительная муза тридцатилетних?: на вопросы корреспондента «МК» отвечает участник XX Дня поэзии ВГУ, поэт Анатолий Жигулин // Мол. коммунар. — 1976. 3 апр.

106. Дмитриев Ю. Рельсы // Мол. коммунар. — 1963. — 16 авг. — Рец. на кн.: Жигулин А. Рельсы. М.: Мол. гвардия, 1963. - 103 с.

107. Друзин В. Надо это видеть // Октябрь. 1973. - № 8. - С. 207-215.

108. Евтушенко Е. Человек со страниц Шаламова // Жигулин А. Далёкий колокол. Воронеж: Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2001. - С. 673-674.

109. Егоров Б.Ф. Категория времени в русской поэзии XIX века // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: сб. статей / под ред. Б.Ф. Егорова. Л.: Наука, 1974. - С. 160-172.

110. Егоров Б.Ф. Российские утопии: исторический путеводитель. СПб.: «Искусство—СПБ», 2007. — 416 с.

111. Елкин A.C. Повесть о стихах и их судьбах. М.: Сов. Россия, 1969. — 228 с.

112. Ермилова Е. Открытия и прописи // Лит. газ. 1973. - 10 янв. - С. 5.

113. Жаравина Л.В. «Со дна библейского колодца»: о прозе Варлама Шаламова: монография. — Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2007. — 236 с.

114. Жигулина И.В. «По высокому праву судьбы.» // Уроки литературы. -2005.-№7.- С. 7-10.

115. Жирмунская Т. Рецензия. // Лит. обозрение. 1976. - № 12. - С. 58. -Рец. на кн.: Жигулин А. Стихотворения. - М.: Худож. литер., 1976. - 222 с.

116. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: курс лекций / под ред. З.И. Плавскина, В.В. Жирмунской. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 464 с.

117. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. Инварианты Тема - Приемы - Текст / предисл. М.Л. Гаспарова. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.

118. Жуховицкий Л. Как кровь в жилах. // Юность. 1981. - № 5. - С. 87-88. - Рец. на кн.: Жигулин А. Жизнь, нечаянная радость. - М.: Мол. гвардия, 1980. - 287с

119. Жуховицкий Л. «Я спал, обняв сырую землю.» // Жигулин A.B. Далёкий колокол. Стихи, проза. Письма читателей. Воронеж: Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2001. - С. 677-679.

120. Завадская Е.В. «В необузданной жажде пространства» (поэтика странствий в творчестве О.Э. Мандельштама) // Вопросы философии. 1991. -№11. -С. 26-32.

121. Зайцев В.А. Русская поэзия XX века: 1940-1990-е годы: уч. пособие. -М.: Изд-во МГУ, 2001. 264 с.

122. Зайцев В.А. Традиция и эксперимент: о путях русской поэзии на рубеже XX-XXI веков // Филологические науки. 2001. - № 2. - С. 3-12.

123. Замятин Д.Н. Географические образы в гуманитарных науках // Человек. -2000.-№5.-С. 81-87.

124. Замятин Д.Н. Геополиктика образов и структурирование метапространства // Политические исследования. 2003. - № 1. - С. 82-103.

125. Замятин Д.Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов. М.: Знак, 2006. - 488 с.

126. Замятин Д.Н. Образ страны: структура и динамика // Общественные науки и современность. 2001. - № 1. - С. 107-112. (а)

127. Замятин Д.Н. Политико-географические образы и геополитические карты мира: Представление географических знаний в моделях политического мышления // Политические исследования. 1998. - № 6. - С. 80-91.

128. Замятин Д.Н. Феноменология географических образов // Человек. -2001. № 3. - С. 18-35. (б)

129. Зобов P.A., Мостепаненко A.M. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: сб. статей / под ред. Б.Ф. Егорова. Л.: Наука, 1974. -С. 11-25.

130. Золотусский И. Покой и свет // Лит. газ. 1971. - 4 авг. - С. 6. - Рец. на кн.: Жигулин А. Прозрачные дни. - М.: Сов. писатель, 1970. - 71 с.

131. Зуев Н. Песня пахаря // За строкой учебника: сб. статей / сост. П. Горелов. М.: Мол. гвардия, 1989. - С. 73-90.

132. Иванов В.В. Категория времени в искусстве и культуре XX века // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: сб. статей / под ред. Б.Ф. Егорова. Л.: Наука, 1974. - С. 39-67.

133. Из рукописного наследия Г.И. Спасского / публ. A.C. Янушкевича, К.В.

134. Анисимова // Пространство культуры и стратегия исследования: статьи иматериалы о русской провинции: XX Фетовские чтения (Курск, 15-18180сентября 2005 г.) / под ред. Н.З. Коковиной, М.В. Строганова. — Курск: Курский гос. ун-т, 2006. С. 109-146.

135. Ионкин А. У поэтического костра // Подъем. 1964. - № 1. - С. 122-123.

136. Истогина А.Я. Под знаком памяти // Лит. обозрение. 1989. - № 7. - С. 54-57. - Рец. на кн.: Жигулин А. Черные камни. - М.: Моск. рабочий, 1989.

137. Истогина А.Я. Право на память // Подъём. 1977. - № 6. - С. 122-125.

138. Истогина А.Я. Тревожный дух обновленья // Волга. 1984. - № 4. - С. 189-191.

139. Истогина А.Я. Цветущий терновый венец: Творчество Анатолия Жигулина. М.: Русский путь, 2000. - 152 с.

140. Каганский В.Л. Ландшафт и культура // Общественные науки и современность. 1997. - № 1. - С. 134-145.

141. Карасев Л.В. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы философии.- 1992.-№8.-С. 92-104.

142. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. -Волгоград.: Перемена, 2002. 477 с.

143. Касавин И.Т. «Человек мигрирующий»: онтология пути и местности // Вопросы философии. 1997. - № 7. - С. 74-84.

144. Клусон Ю. Воронежские симфонисты // Коммуна. 1976. - 24 окт. — С. 3.

145. Кораллов М. Из Воронежа и Берлага. // Вопросы литературы. 1989. -№9.-с. 118-149.

146. Кожинов В. Климат поэзии // Коме, правда. -1971.-12 февр.

147. Кожинов В. Статьи о современной литературе. М.: Современник, 1982.- 303 с.

148. Кожинов В: Стихи и поэзия // Страницы современной лирики. М.: Дет. литер., 1983. - С. 5-22.

149. Кондаков ИВ. «По ту сторону» Европы // Вопросы философии. 2002. -№ 6. - С. 3-18.

150. Кондратьева ■ И.Ю. Пространственно-временная организация ранней лирики Б. Пастернака: автореф. дис. . канд. филол наук. Астрахань, 2004.- 17 с.

151. Королев В. Память // Лит. газ. 1975. - 27 авг. - С. 6. - Рец. на кн.: Жигулин А. Полынный ветер. - М.: Мол. гвардия, 1975. - 222 с.

152. Костинский Г.Д. Географическая матрица пространственности // Известия РАН. Сер. Географическая. 1997. - № 5. - С. 26-32.

153. Кузьмина H.A. Интертекст и его роль в процессе эволюции поэтического языка изд. 2-е, стереотипное. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 272 с.

154. Кулаков В. Стихи и время // Новый мир. 1995. - № 8. - С. 200-208.

155. Курбатов В. «Все в этом мире ново.» // Лит. обозрение. 1977. - № 11.- С. 68-70.

156. Курбатов В. Старая тяжба, или Окно в Россию // Взгляд: сборник. Критика. Полемика. Публикации. М.: Сов. писатель, 1991. - Вып. 3 - С. 4459.

157. Лавлинский Л.И. Веление времени // Коммунист. 1984. - № 2. - С. 7588.

158. Лавлинский Л.И. Мета времени, мера вечности: статьи о современной литературе. М.: Худож. лит., 1986. - 269 с.

159. Лавлинский Л.И. Не оставляя линии огня (О лирической поэзии наших дней). — М.: Современник, 1975. 319 с.

160. Лавренова O.A. Географическое пространство в русской поэзии XVIII -начала XX вв. (геокультурный аспект). М.: Институт Наследия, 1998t - 128 с.

161. Лазарев В. Чувство пути: заметки о поэзии А. Жигулина // Наш современник. 1978. -№ 2. - С. 179-185.

162. Лакшин В. «Новый мир» во времена Хрущёва (1961-1964): страницы дневника//Знамя.-1990.-№6.- С. 66-121; № 7.- С. 90-137.

163. Лакшин В. Память души // Октябрь. 1987: - № 6. - С. 206-208. -Рец. на кн.: Жигулин А. В. Из разных лет, из разных далей. Стихотворения и эссе. - М.: Худож. лит., 1988. - 446 е.

164. Ланщиков А.П. Анатолий Жигулин: «Уроки гнева и любви.». М.: Сов; Россия, 1980. - 128 с.

165. Ланщиков А.П. В одних метафорах ли дело? // Лит. газ. 1979. - 21 нояб. - С. 4.

166. Ланщиков А.П. Возраст судьбы. М.: Современник, 1985. - 365 с

167. Лапчинский Г. О, Родина!'// Подъем. 1974. - № 4. - С. 135-137.

168. Ласунский О. Поэтическая родина А. Жигулина // Коммуна. 1979. - 30 сент.174: Ласунский О. Телепремьера поэта // Мол. коммунар. 1984. - 16 окт.

169. Ласунский О. Тончайший лирик России // Анатолий Владимирович Жигулин: указатель литературы / сост. О.М. Андреева. Воронеж, 1985. - С. 5-8. - (Серия библиогр. указателей «Воронежские писатели и литературоведы». - Вып. 13).

170. Левицкий Л. Рецензия. // Новый мир. 1970. - № 2. - С. 280. - Рец. на кн.: Жигулин А. Поле боя. - М.: Мол. гвардия, 1968. - 64 с.

171. Лейдерман Н. «.B метельный, леденящий век»: о «Колымских» рассказах Варлама Шаламова // Урал. 1992. - № 3. - С. 171-182.

172. Лихачев Д.С. Внутренний' мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. - № 8. - С. 74-87.

173. Лихачёв Д.С. Древнерусская литература и< современность // Русская литература. 1978. - № 4. - С. 25-32.

174. Лихачёв Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. изд. 3-е, испр. и доп. - М.:.Согласие,.1998. - 356 с.

175. Лободов В. Власть вечности и поля (Некоторые особенности поэтики Анатолия Жигулина) // Подъём. 1977. - № 4. - С. 130-135.

176. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. - 367 с.

177. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1972. - 271 с.

178. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). СПб: Искусство-СПб, 2001. - 415 с.

179. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера -история. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 464 с.

180. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн: Александра, 1992.

181. Лотман Ю.М. Об искусстве / сост. Р.Г. Григорьев, М.Ю. Лотман; вступ. ст. Р.Г. Григорьева, С.М. Даниэля. СПб.: Искусство, 1998. - 702 с.

182. Макевнина И.А. Поэзия Варлама Шаламова: эстетика и поэтика: дис. . канд. филол. наук. Волгоград: ВГПУ, 2006. - 242 с.

183. Македонов A.B. Поэзия народного подвига. М.: Современник, 1986. -253 с.

184. Македонов A.B. Свершения и кануны: монография. Л.: Сов. писатель, 1985. - 360 с.

185. Максапетян А.Г. Языки описания и модели мира (постановка вопроса) // Вопросы философии. 2003. - № 2. - С. 53-65.

186. Манжос П. Интервью с Михаилом Каменецким // Аргументы и факты -Черноземье. 2000. - № 33. - С. 10.

187. Марфин Г.В. Семантика цвета в лирике Анатолия Жигулина // Материалы юбилейной конф., посвящ. 60-летию филол. фак-та ВГУ. -Воронеж: Филол. фак-т ВГУ, 2004 Вып. 2: Литературоведение. - С. 172180.

188. Марфин Г.В. Человек и мир в лирике А. Жигулина (К проблеме периодизации творчества): дис. . канд. филол. наук. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2003. - 209 с.

189. Марченко А. Дар «долгой» памяти // Лит. газ. 1974. - 6 марта. - С. 4.

190. Марченко А. Что такое серьезная поэзия? // Вопросы литературы. 1966. -№11.-С. 35-55.

191. Масик В. Творческая заявка // Коммуна. 1960. - 14 февр. - Рец. на кн.: Жигулин А. Огни моего города. - Воронеж: Воронеж, кн. изд-во, 1959. - 55 с.

192. Масик В." Современность душа поэзии: по страницам журнала «Подъем» // Мол. коммунар. - 1962. - 2 марта.

193. Махмудов А. Свет яркий, лучезарный // Коммуна. 1973. - 15 июля. -Рец. на кн.: Жигулин А. Свет предосенний. - М.: Современник, 1972. - 207 с.

194. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. — Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1980. 296 с.

195. Мелетинский Е.М. Миф и двадцатый век // Избранные статьи. Воспоминания / отв. ред. Е.С. Новик. М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 1998.- С. 419-426.

196. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. 3-е изд., репринтное. - М.: Восточная литература РАН, 2000. - 407 с. - (Исследования по фольклору и мифологии Востока).

197. Мельник Я. Вечная боль // Лит. обозрение. 1988. - № 7. - С. 54-55.

198. Мещерин Ю. Ярче пылай, костер! // Мол. коммунар. 1961.-30 июля. -Рец. на кн.: Жигулин А. Костер-человек. - Воронеж: Воронеж, кн. изд-во, 1961.-79 с.

199. Миль Л. Подлинность лирики // Лит. обозрение. 1973. - № 3. - С. 2426.

200. Михайлов А. Пространство Каспара Давида Фридриха // Пространство картины: сб. статей / сост. Н.О. Тамручи. М.: Сов. художник, 1989. - С. 5587.

201. Михайлов Ал. Опыт: Не Лаокоон, но о живописи и поэзии без установления границ меж той и другой // Новый мир. 1978. - № 1. — С. 235243.

202. Михайлов Ал. Ритмы семидесятых // Новый мир. 1976. - № 3. — С. 233-246.

203. Михайлов Ал. Собеседники. Статьи. Очерки. Портреты. М.: Сов. писатель, 1985.-448 с.

204. Михайлов О.Н. Верность: Родина и литература. М.: Современник, 1974. -254 с.

205. Михайлов О.Н. Строгая мера // Наш современник. 1971. — № 10. — С. 123-124.

206. Млечин Л. Не пыль на ветру: «Колымские рассказы» Варлама Шаламова и «Черные камни» Анатолия Жигулина // Новое время. 1988. - 29 июля. -№31.-С. 48.

207. Муравьёв В. «Мы новые колокола.» // Лит. газ. 1989. - 27 дек. - С. 5.214. «Нахлынь, всё то, что было.»II Собеседник. 1989. - Сент. (№ 39). -С. 12-13.

208. Николина H.A. «Проза достоверности» (О стиле произведений В.Т. Шаламова) // Русский язык в школе. 2007. - № 5. - С. 49-54.

209. Новиков В. Клич чести // Лит. газ. 1988. - 17 авг. - С. 4.

210. Новиков В. Струны, натянутые временем // Лит. газ. 1982. - 30 июня. -С. 5.

211. Новикова М.Л. Хронотоп как остранненное единство художественного времени и пространства в языке литературного произведения // Филологические науки. 2003. - № 2. - С. 60-69.

212. Новикова О., Новиков В. Чистый звук // Новый мир. 1982. - № 3. - С. 247-250. -Рец. на кн.: Жигулин А. Избранное: стихи. - М.: Худож. лит., 1981. -351с.

213. Овчаренко Ф. Частицы сердец // Коме, правда. 1963. - 7 авг. - С. 3.186

214. Огрызко В. «Трудная тема, а надо писать»: автограф даёт Анатолий Жигулин: беседу с писателем ведёт Вячеслав Огрызко // Кн. обозрение. -1988. 19 авг. (№ 34). - С 4, 15. (а)

215. Огрызко В. «Трудная тема, а надо писать»: Анатолий Жигулин размышляет над читательской почтой // Кн. обозрение. 1988. - 18 нояб. (№ 46).-С. 8-9. (б)

216. Огрызко В. «Трудная тема, а надо писать»: беседу с Анатолием Жигулиным ведет Вячеслав Огрызко // Жигулин А. Черные камни. М.: Кн. палата, 1989. - С. 5-10.

217. Орлов С. Душой народа озаренная: заметки о современной русской поэзии // Октябрь. 1975. - № 4. - С. 203-210.

218. Панкратов В. «Душа его летать не разучилась» // Воронеж, курьер. -2000.-31 окт.

219. Панова Л.Г. «Мир», «пространство», «время» в поэзии Осипа Мандельштама. М.: Языки славянской культуры, 2003. - 808 с. - (Studia philologica).

220. Пашнев Э. «Словно лебедь в алмазной короне» // Воронеж, курьер. -1999. 31 декабря 1999-10 января 2000. - С. 8.

221. Первушина Е., Шигина Е. «Стих останется боль моя» // Воронеж, унт.- 1980.- Иянв.-С. 4.

222. Петров А. Лесные университеты Анатолия Жигулина // Жигулин А. Далёкий колокол. Воронеж: Изд-во им. Е. А. Болховитинова, 2001. - С. 584-590.

223. Подкопаев Б. Честный и мужественный талант // Коммуна. 1966. - 2' окт.

224. Подорога В. Пространство, или География «русской души Хрестоматия по географии России. Образ страны. Пространства Р J сост. Д.Н. Замятин, А.Н. Замятин. М.: МИРОС, 1994. - С. 131-136.

225. Португалов В.В. Частицы сердца // Лит. газ. 1965. - 2 марта.187

226. Порудоминский В.И. Куда? Уж эти мне поэты! Биогеографические заметки //Человек. 1994. -№3. -С. 150-168.

227. Пропп В Л. Морфология волшебной сказки; Исторические корни волшебной-сказки / коммент. Е.М. Мелетинского, А.В. Рафаевой; сост.,,науч. ред., текстолог, коммент. И.В. Пешкова. М.: Лабиринт, 1998. - 512 с. -(Собрание трудов В.Я. Проппа).

228. Пущин И. «Костер-человек» // Коммуна. 1961. - 18 июля; - Рец. на кн.: Жигулин А. Костер-человек. - Воронеж:. Воронеж, кн. изд-во; 1961. - 79 с:

229. Рассадин С. Давайте разберем:. // Лит. газ. 1979. - 21 марта. - С. 5.

230. Русакова Е. Искать и находить: заметки о творчестве молодых писателей Курска и Воронежа // Коме, правда. 1959. - 4 сент.

231. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / собр. М. Забылиным / репринтное воспроизведение издания. 1880 года. М.: Книга Принтшоп, 1990. - 616 с.

232. Рябцева Н.Е. Образы пространства: и времени; в; поэзии Инны Лиснянской: дис. . канд. филол. наук. Волгоград: Волгоградский"гос. пед. ун-т, 2005. - 241 с.

233. Савельев В. «Поэзия она живет, как мы.» // Новый мир. - 1978: - -№ 2. -С. 264-267.

234. Сажин В. Песни страданья // Звезда. 1990. - № 1. - С. 178-179.

235. Сапаров М.А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: сб. статей / под ред. Б.Ф. Егорова. Л.: Наука, 1974. - С. 85-103.

236. Семенова М. Быт и верования древних славян. СПб.: Азбука-классика, 2001. - 560 с.

237. Сидоров Е. Будни нашего стиха:, заметки о «Дне поэзии. 1977» // Лит. газ. 1978. - 25 янв. - С. 5.

238. Сидоров Е. Ответственность первого шага // Лит. газ. — 1976. — 26 мая. — С. 6.

239. Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1977. - 223 с.

240. Скобелев В. Память поэта // Коммуна. 1965. - 18 апр.

241. Слуцкий Б. Рецензия. // Юность. 1965. - № 4. - С. 98. - Рец. на кн.: Жигулин А. Память. - Воронеж: Воронеж, кн. изд-во, 1964. - 64 с.

242. Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». М.: «Новое литературное обозрение», 1996. - 208 с.

243. Соколов М. Хранить вечно: беседа с Анатолием Жигулиным // Собеседник. 1988. - Авг. (№35). - С. 12-13.

244. Старшинов Н. Осенняя сосредоточенность // Лит. Россия. 1969. - 18 апр. - С. 17.

245. Строки вдохновенья и труда: XX День поэзии // Воронежский ун-т. -1976. 23 марта.

246. Субботин В. Человечность // Лит. газ. 1968. - 7 авг. - С. 6.

247. Султанов В. Рецензия. // Октябрь. 1962. - № 3. - С. 212-213. - Рец. на кн.: Жигулин А. Костер-человек. - Воронеж: Воронеж, кн. изд-во, 1961. - 79 с.

248. Сухих И. Сказание о Тритоне (1958-1968. «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына) // Звезда. 2001. - № 12. - С. 193-200.

249. Сухих И. Эта тема пришла. // Звезда. 1989. - № 3. - С. 193-199.

250. Таганов Л. Пора больших испытаний: заметки о теме Великой Отечественной войны в советской поэзии // Волга. 1985. - № 4. — С. 165— 168.

251. Тимофеев Л. Поэтика лагерной прозы. Первое чтение «Колымских рассказов» В. Шаламова // Октябрь. 1991. - № 3. - С. 182-195.

252. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1996. - 334 с.

253. Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике М.: Языки славянской культуры, 2005. - Т. 1: Теория и некоторые частные ее приложения. — 816 с.

254. Гурков А. Просто любовь // Коме, правда. 1973. - 1 июня.- С. 2.

255. Урбан А. Возраст современника // Лит. газ; — 1977. — 17 авг. С. 6.

256. Урбан А. Собеседники времени // Лит. обозрение. 1976. - № 6. - С. 20— 275: УспенскийШ.А. Поэтикакомпозиции; - СПБ.: Азбука, 2000- - 352 с.

257. Флоренский? П.А. Анализ пространственности и- времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. - 324 с: (а)

258. Цивьян Т.В. Модель мира и; ее лингвистические основы. изд. 3-е, испр. - М.: КомКнига, 2006. - 280 с.280; Чагин А; «Мне слышатся Истории шаги.» // Лит; учеба. 1979. - № 3. -С: 134-141.

259. Чернейко Л.О. Способы представления пространства и времени в художественном тексте // Филологические науки. 1994. - № 2. - С. 58-70.191

260. Чернов А. Оклик дальних журавлей // Лит. обозрение. 1986. — № 2. -С. 52-54.

261. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1976. — 367 с.

262. Чистов К.В. Русская народная утопия (генезис и функция социально-утопических легенд). СПб., «Дмитрий Буланин», 2003. - 255 с.

263. Чичерин A.B. Ритм образа. М.: Сов. писатель, 1973. - 280 с.

264. Чуковская Л.К. Мастерская человечьих воскрешений. // Референдум: журнал независимых мнений. 1990. — № 35. - С. 16-21.

265. Чупринин С. Крупным планом. Поэзия наших дней: проблемы и характеристики. М.: Сов. писатель, 1983. - 286 с.

266. Чупринин С. «Крылья пошире к стиху подбирай» // Лит. газ. 1975. — 16 июля. - С. 4.

267. Чупринин С. Свет предосенний // Лит. обозрение. 1982. - № 4. - С. 4246. - Рец. на кн.: Жигулин А. Жизнь, нечаянная радость. - М.: Мол. гвардия, 1980. - 287 е.; Жигулин А. Избранное. - М.: Худож. литер., 1981.-351 с.

268. Чупринин С. Шестидесятые семидесятые: волна вослед волне // Новый мир. - 1981.-С. 237-248.

269. Чухонцев О. Стихи Анатолия Жигулина // Юность. 1977. - № 9. - С. 78.

270. Шапиро Ю. Колыма и колымчане: из воспоминаний Электронный ресурс. http://atheismru.narod.ru/humanism/journal/38/shapiro.htm (дата обращения 03.05.2009).

271. Шенгели Г.А. Техника стиха / предисл. Л.И. Тимофеева. М.: Гослитиздат, 1960. - 215 с.

272. Школьник М. Воронеж!. Родина. Любовь // Мол. коммунар. 1980. - 9 окт.

273. Шухов А. Пространство (и расстояние) Электронный ресурс. http://nounivers.narod.rU/ofir/space.htm#met9 (дата обращения 12.01.2009).

274. Эйдельман Н.Я. Первый декабрист: повесть о необыкновенной жизни и посмертной судьбе Владимира Раевского. М.: Изд-во полит, литер., 1990. -398 с.

275. Элиаде М. Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения / пер. с англ. М.: Ладомир, 1999. — 488 с.

276. Элиаде М. Космос и история: избранные работы / пер. с фр. и англ. / общ. ред. И.Р. Григулевича, М.Л. Гаспарова. М.: Прогресс, 1987. - 312 с.

277. Элиаде М. Миф о вечном возвращении Электронный ресурс. http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/Eliade/O1 .php (дата обращения 20.06.2008).

278. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. О литературном развитии<Х1Х — XX вв. -М.: Сов. писатель, 1988. -415 с.

279. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной.»: система пейзажных образов в русской поэзии. -М.: Высш. шк., 1990. 303 е.

280. Ющенко В. Близкое и дорогое // Коммуна. 1971. - 2 марта.

281. Словари, энциклопедии и справочники

282. Бидерманн Г. Энциклопедия символов / пер. с нем., общ. ред. и предисл. И.С. Свеницкой. М.: Республика, 1996. - 535 с.

283. Бирих А.К. Русская фразеология: историко-этимологический словарь -3-е изд., испр. и доп. / СПбГУ; Межкаф. словарный каб. им. Б.А. Ларина; А.К. Бирих, В.М. Мокиенко, Л.И. Степанова / под ред. В.М. Мокиенко. М.: Астрель: ACT: Люкс, 2005. - 926 с.

284. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. 4-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз. - Медиа, 2007.

285. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. Ml: Рос. энциклопедия, 1994.

286. Руднев В .П. Словарь культуры XX века Электронный ресурс. http://thelib.ru/books/rudnev vadim/slovar kulturi хх veka-read.html (дата обращения 14.06.2008).

287. Тресиддер Д. Словарь символов / пер. с англ. С. Палько. М.: ФАЙР-ПРЕСС, 1999.-448 с.

288. Энциклопедический словарь символов / авт.-сост. H.A. Истомина. М.: ACT: Астрель, 2003. - 1056 с.

289. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / авт.-сост. К. Королёв. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. - 608 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.