Общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкессии второй половины XIX - начала XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.02, кандидат исторических наук Лайпанова, Зухра Казиевна

Диссертация и автореферат на тему «Общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкессии второй половины XIX - начала XX веков». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 188922
Год: 
2004
Автор научной работы: 
Лайпанова, Зухра Казиевна
Ученая cтепень: 
кандидат исторических наук
Место защиты диссертации: 
Черкесск
Код cпециальности ВАК: 
07.00.02
Специальность: 
Отечественная история
Количество cтраниц: 
168

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Лайпанова, Зухра Казиевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НАРОДОВ КАРАЧАЯ И ЧЕРКЕСИИ

1Л. Буржуазные реформы второй половины XIX в. и модернизация экономики

1.2. Изменение социальной структуры' общества

1.3. Общественно-политическое движение

ГЛАВА II ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ

2.1. Развитие образования и культуры

2.2. Основные этапы общественно-политической мысли

ГЛАВА III. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ - МЫСЛИТЕЛЕЙ КАРАЧАЯ И ЧЕРКЕСИИ

3.1. Общественно-политическая мысль о европеизации

Карачая и Черкесии

3.2.Традиционная культура в освещении общественно -политической мысли

3.3.Вклад представителей общественно - политической мысли в развитие литературы, изучение истории, фольклора и письменности народов Карачая и Черкесии

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкессии второй половины XIX - начала XX веков"

Актуальность темы исследования определяется главным образом тем, что история становления и развития общественно-политической мысли в Ка-рачае и Черкесии до сих пор не была предметом специального изучения.

В современную эпоху, когда происходят радикальные изменения в социально-экономическом, политическом и духовном развитии общества, а также трансформация национальных отношений, произошедшие в конце XIX- начале XX веков, перед исторической наукой встала задача объективного и всестороннего исследования отношений центра и субъектов Российской Федерации не только на современном этапе, но и до установления Советской власти.1

Современное состояние российского общества, модернизирующие изменения во всех сферах его жизни требуют внимательного отношения и использования исторического опыта России и ее национальных окраин, понимания своеобразия и закономерностей предшествующей обновленческой эпохи в истории нашей страны.

Эта проблема затрагивает и вопросы проведения модернизирующих реформ второй половины XIX-начала XX веков на Северном Кавказе, в том числе в Карачае и Черкесии. В этом контексте представляет большой научный и практический интерес изучение общественно-политической мысли в национальных окраинах страны, в частности в Карачае и Черкесии, в тот период, когда такие передовые представители горской интеллигенции, мыслители Карачая и Черкесии, как Адиль - Гирей Кучукович Кешев, Мисост Ку-чукович Абаев, Коста Леванович Хетагуров, Ислам Пашаевич Крымшамха-лов, Паго Исмаилович Тамбиев, Ислам Абдул-Керимович Хубиев, Умар Джашуевич Алиев, стремились выработать наиболее подходящие отношения своих народов к рыночным отношениям и к европейской цивилизации.

Общественно-политическая мысль играла значительную роль в проведении нового российского курса в национальной политике на Северном Кавказе с учетом региональных особенностей.

Исследование творческого наследия общественно-политических мыслителей народов Карачая и Черкесии и других северокавказских народов имеет большое значение для развития взаимоотношений центра и северокавказских субъектов Российской Федерации и на современном этапе истории.

Объектом исследования диссертации является критическое изучение передовой общественно-политической мысли народов Карачая и Черкесии второй половины XIX-начала XX веков.

Предметом исследования является выявление общего и особенного в творческом наследии деятелей культуры и мыслителей.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 60-х годов XIX века до установления советской власти в крае в феврале 1918 года.

В 60-е - 70-е гг. XIX в. на Северном Кавказе были проведены буржуазные реформы, появились первые светские школы, были опубликованы материалы по истории, этнологии и культуре горцев. Северокавказский регион оказался в российской политической системе, началась ускоренная модернизация социально-экономической, политической и культурной жизни горско-госоциума. Конечная дата диссертационного исследования ограничена 1918 г., когда на северном Кавказе установилась советская власть и началась севе-тизация политической, экономической и культурной жизни общества. Географически диссертация охватывает территорию Баталпашинского отдела Кубанской области, в состав которого входили также Карачай и Черкес-сия.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы явились принципы историзма, научности, объективности. Использовались также методы логического анализа и синтеза, историко-сравнительный, проблемно-хронологический.

Степень изученности проблемы ^ После проведения буржуазных реформ в 60-70-е годы экономика страны, в том числе Карачая и Черкесии, стала на путь модернизации; народное образование, общественно-политическая мысль приобрели новые черты, требуя обновления всей общественно-политической и культурной жизни.

Общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкесии второй половины XIX - начала XX вв. в комплексе не исследована. Она частично нашла отражение в материалах научной конференции «Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX - начале XX ве-♦ ка. Материалы конференции 28-29 марта 1974 года».2

В статьях Т.Х. Кумыкова, Г.Х. Мамбетова, Р.Х. Гугова, М.Ч. Кучмезо-вой, Р.Х. Хашхожевой, К.Г. Азаматова, М.З. Саблирова затрагивались отдельные проблемы общественно-политической мысли народов Карачая м Черкесии.3

В работе Т.Х.Кумыкова "Общественная мысль и просвещение адыгов и балкаро-карачаевцев в XIII - начале XX в. "даются общие оценки представителям общественной мысли Кабарды, Балкарии, Черкесии и Карачая. В ней исследованы социально-экономические и просветительские идеи Адиль-Гирея Кешева, Паго Тамбиева, Мисоста Абаева, Сафар-Али Урусбиева, Ислама Крымшамхалова, Ислама Хубиева, У мара Алиева.4

В исследованиях К.Т. Лайпанова анализируется литературная деятельность Ислама Крымшамхалова.5

Творческое содружество И.П. Крымшамхалова с русским художником-демократом Н.А. Ярошенко нашло отражение в публикации К.Т. Лайпанова.6

В "Очерках истории Карачаево-Черкесии" освещается деятельность

Адиль-Гирея Кешева.

Страницы биографии И.П. Крымшамхалова вошли в художественно-документальный роман З.Б.Хабичевой-Боташевой8, очерк Т.Ш. Биттировой.9

Творческое наследие А.-Г.К. Кешева стало предметом исследования в трудах Л.Г.Голубевой10, В.Б.Корзуна11, Х.Х.Хапсирокова12, А.Х.Хакуашева13 , Р.Х. Хашхожевой14, Т.Х. Кумыкова 15 и других ученых. О М.К. Абаеве и его творчестве опубликовали работы М.Ч. Кучмезова 16, К.Г. Азаматов17, Х.И. Хутуев18, Т.Ш. Биттирова19.

Наиболее полные сведения о Паго Исмаиловиче Тамбиеве содержатся

0С\ 01 в работах Р.Х. Хашхожевой и Т.Х. Кумыкова.

Жизнь и творчество Ислама Абдул-Керимовича Хубиева (Карачайлы) уу 'УХ исследованы в работах А.И. Караевой , Р.С.-Б.Лайпанова и А.Д. Койчуе-ва24.Биографии Умара Джашуевича Алиева посвящены работы К.Т. Лайпа-нова, М.Х.-К. Батчаева25.

Глубоко изучены жизнь и творческая деятельность осетинского общественного деятеля Коста Левановича Хетагурова, который являлся наиболее значимой фигурой не только среди представителей общественно-политической мысли Карачая и Черкесии, но и всего Северного Кавказа. Его литературному творчеству посвящены статьи и исследования С.Ш. Габарае-ва26,С.А.Айларовой,27 В.И. Абаева28 и др.

В.И. Абаев пишет: «Говорить с народом о том, что его больше всего волнует, и в такой форме, которая его покоряет и захватывает без остатка, -эту тайну Коста постиг в совершенстве, и поэтому он стал поэтом народным

29 в самом высоком и полном значении этого слова».

Ученые дали высокую оценку творчеству и общественно-политической деятельности других представителей культуры Карачая и Черкесии. Т.Ш. Биттирова, говоря о друге Коста Исламе Крымшамхалове, подчеркивает: «Ислам Пашаевич Крымшамхалов - могучая фигура в истории культуры Карачая и Балкарии30.»

Об А.-Г. Кешеве и его творчестве высоко отзывается Т.Х. Кумыков. Он пишет: "Просветитель А.-Г. Кешев сделал весьма многое для соотечественников, и благодарные потомки чтят его память. А.-Г. Кешев внес большой вклад в развитие русского кавказоведения и культуры адыгских народов».31

При исследовании творчества К. Хетагурова и А—Г. Кешева автор использовала некоторые новые сведения из монографии С.А. Айларовой "Обновляющийся Северный Кавказ: общественно-политическая мысль 60-90-х гг. XIX в". В монографии не содержится конкретных данных о большинстве мыслителей Карачая и Черкесии, но, по словам научного редактора книги профессора В.Д. Дзидзоева, автором написано «самостоятельное, новаторское, оригинальное исследование». Из этой работы в частности использованы также некоторые концептуальные положения по проблеме приобщения горских народов к европейской цивилизации.

В концептуальном отношении использована работа М.З. Саблирова «Культура народов Кабарды и Балкарии в конце XIX - начале XX вв»33.

Диссертация опирается на ранее изданные труды - "История народов Северного Кавказа (конец XVIIIb. - 1917 г.),34 А.В. Фадеева35, Н.А. Смирнова36, АЛ. Нарочницкого37, Е.П. Алексеевой38, В.П. Невской39, И.М. Шаманова40, И.Х. Калмыкова41, Р.Х. Керейтова42, А.И.Сикалиева42§, М.Ю. Айбазовой43, Хан-Гирея44, У.Д. Алиева45, Т.Х. Кумыкова46, М.З. Саблирова47, В.К.Гарданова48, Н.Г. Волковой49, М.И. Баразбиева50, М.И. Маремшаовой51, А.И. Мусукаева52, А.И. Першица53, П.И. Магаяевой54, Р.Х. Хашхожевой 55, А.И. Караевой56 ,Т.Ш. Биттировой 57, Р.С. Тебуева и Р.Т. Хатуева58, И.К. Семенова59, А.С. Байрамукова60, Н.Г. Соловьевой61 , fiS)

Р.С. Джендубаева , М.Р. Бегеулова .

Подводя итоги степени изученности исследуемой проблемы, необходимо констатировать, что вопросы социально-экономического и культурного развития Карачая и Черкесии освещены в работах дореволюционных и современных авторов, а проблемы общественно-политической мысли до сих пор не изучены в достаточной степени в отечественной историографии.

Цели и задачи исследования:

1. Проанализировать и обобщить собранный материал, выявить социально-экономические условия формирования общественной мысли Карачая и Черкесии.

2. Выявить вклад интеллигенции в европеизацию горского социума.

3. Показать в динамике, что общественно-политическая мысль народов Северного Кавказа являлась составной частью общероссийского и мирового идейно-культурного процесса.

Источниковая база исследования В основном ее составили научно-публицистические и художественные произведения деятелей культуры Карачая и Черкесии и произведения русских ученых-кавказоведов, а также периодическая печать и сборники документов и материалов.

Широко использованы архивные материалы из фондов Государственного архива Краснодарского края (ГАКК) (фонд 249-Кубанское войсковое правительство, фонд 454 - канцелярия начальника Кубанской области и Наказного атамана Кубанского казачьего войска, фонд 318 - Штаб Кавказского военного округа, Горское отделение) и из фондов Государственного архива Ставропольского края (ГАСК) (фонд 15 - Канцелярия Ставропольской дирекции училищ. Фонд 73 - Ставропольская 1-я мужская гимназия).

Важным источником явились сборники документов и материалов, периодическая печать. («Кавказский календарь» на 1914, 1916, 1917 гг., «Кубанский календарь на 1915 г.», «Личный состав Кавказского учебного округа к 1 января 1903 г.», «Памятная книжка Кавказского учебного округа на 1880 г.», «Памятная книжка Кубанской области на 1881 г.», «Революционное движение на Кубани в 1905-1907 гг.» и др., журнал «Мусульманин» за 1910-1911 гг., газета «Терские ведомости» за 1869-1871 гг. и др.).

Объективность освещения требовала критического подхода к отбору и использованию различных источников.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней исследована в комплексе общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкесии второй половины XIX -начала XX веков, раскрыта её роль в развитии национального сознания, приобщении народов изучаемого региона к передовой экономике и культуре России в условиях трансформации российского общества.

В работе показано стремление национальной интеллигенции приобщить народы Баталпашинского отдела к новым капиталистическим отношениям, содействовать установлению демократических начал в общественной жизни;

- исследованы противоречивость, ограниченность некоторых идей интеллигенции;

- выявлена роль общественной мысли в просвещении народов, в открытии светских школ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Рассматривается социально-экономическое развитие Карачая и Черкесии во второй половине XIX - начале XX веков.

2. Развитие капитализма, трансформировавшее социальные и национальные отношения, обострило социально-политические и национальные отношения, ускорило установление демократических начал в горском социуме.

3. Представители общественно-политической мысли призывали народы к объединению в борьбе за улучшение экономического и социально-политического положения, развитие светского образования, европеизацию культуры.

Практическая задача работы заключается в том, что содержащиеся в ней материалы окажут помощь в изучении истории культуры народов Северного Кавказа. Данное исследование может быть использовано в преподавании истории народов Карачаево-Черкесии в образовательных учреждениях северокавказского региона.

Некоторые положения диссертации могут представлять научно-практический интерес для государственных структур в выработке национальной политики на Северном Кавказе.

Апробация работы. Диссертационная работа обсуждена на заседании кафедры политологии и истории Карачаево-Черкесской государственной технологической академии и рекомендована к защите.

Основные ее положения изложены на научно-практических конференциях, состоявшихся в 2002-2004 гг.

По теме диссертации опубликованы статьи: "Социально-экономические условия формирования общественно-политической мысли в Карачае и Черкесии во второй половине XIX - начале XX веков (Черкесск, 2003), 2,5 п.л.; "Просветительские идеи горских мыслителей и развитие образования и культуры в Карачае и Черкесии во второй половине XIX - начале XX веков" (Черкесск, 2004), 1,86 п.л.; Мораль, горские традиции, обычаи, воспитание в творчестве мыслителей Карачая и Черкесии" (Черкесск, 2004), 1,86 п.л.; "Карачаево-черкесские общественно-политические мыслители о необходимости развития горских народов по пути европейской цивилиза-ции"(Черкесск, 2004), 1,8 п.л.; "Роль мыслителей Карачая и Черкесии второй половины XIX - начала XX веков в развитии национальных литератур "(Черкесск, 2004), 0,5 п,л. , "Культурно-экономические взаимосвязи между русским народом и народами Карачая и Черкесии в XIX - начале XX ве-ков"(Ставрополь, 2004). 0,5 п.л.

Общий объем опубликованных работ составляет - 9,02 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения примечаний, списка использованной литературы и источников.

Заключение диссертации по теме "Отечественная история", Лайпанова, Зухра Казиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Каламбий. Записки черкеса. Два месяца в ауле // Библиотека чтения. - СПб., 1860. Т.159.-С.36.

2. Айларова С.А. Указ. соч. -С.221.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Лайпанова, Зухра Казиевна, 2004 год

1. АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

2. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК):

3. Фонд 454 Канцелярия начальника Кубанской области и наказного атамана

4. Кубанского казачьего войска. On. 1. Д. 328; Оп. 2. Д. 3501; Оп. 4. Д. 116;

5. Фонд 318 Штаб кавказского военного округа, Горское отделение.

6. Фонд 259 Кубанское войсковое правительство. On. 1. Д. 2995.

7. Государственный архив Ставропольского края:

8. Фонд 15 Канцелярия Ставропольской дирекции училищ.

9. Фонд 73. Ставропольская 1-ая мужская гимназия.1.. СБОРНИКИ ДОКУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ

10. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII -XIX вв. Составители В.К. Гарданов, Г.Х. Мамбетов. -Нальчик, 1974. Всеподаннейшая записка по управлению Кавказским краем генерал-адъютанта гр. Воронцова-Дашкова. -Тифлис, 1907.

11. Документы по истории Балкарии. 40-90 гг. XIX в. Составитель Е.О.

12. Крикунова. -Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1959.

13. Записка и.д. начальника Кубанской области и Наказного атамана Кубанскогказачьего войска г.-м. Маламы. -Екатеринодар, 1893.

14. Кавказский календарь на 1914 год.-Тифлис, 1913.

15. Кавказский календарь на 1916 год.-Тифлис, 1915.

16. Кавказский календарь на 1917 год.-Тифлис, 1916.

17. Кубанская справочная книжка.-Екатеринодар,1894. Кубанский календарь на 1915 год.-Екатеринодар,1914. Кубанский сборник на 1916 год. -Екатеринодар, 1915.

18. Личный состав Кавказского учебного округа к 1 января 1903 года.- Тифлис, 1903.

19. Труды комиссии по исследованию современного положения землепользования и землевладения карачаевского народа Кубанской об ласти.-Владикавказ, 1908.1.I. ЛИТЕРАТУРА

20. Абаев В.И. Коста Хетагуров. Народный поэт Осетии.// Звезда, 1939, № 9.

21. Абаев М'.К. О калыме (из пережитков старины).// Мусульманин.-Париж. 1911, № 18; Он же. Балкария. Исторический очерк. //Мусульманин.-Париж, 1911,№ 14-17.

22. Айбазова М.Ю. Мир красоты и воспитание эстетической культуры в народной педагогике Карачая.-Пятигорск: Издательство Пятигорского государственного лингвистического университета, 1999.

23. Алиев А.К. Национальные традиции и их социальные функции.// Образование СССР торжество ленинской национальной политики. -Пятигорск, 1972.

24. Алиев У. Д. Карачай (Карачаевская автономная область).-Ростов-на-Дону: Крайнациздат,1927; Он же. Кара-Халк. -Ростов-на-Дону: Крайнациздат, 1927; Он же (в соавторстве).Адыгея: Крайнациздат, 1927; Он же. -Карачаево-балкарская грамматика: Кисловодск, 1930.

25. Анчабадзе Ю.Д. Прекрасный обычай гостеприимства. // Советская этнография. М., 1985, № 4.

26. Арутюнян С.М. Нация и ее психический склад .-Краснодар, 1966.

27. Атманских А. Животноводство в Карачае Кубанской области ф /зоогигиенический очерк/. -Екатеринодар, 1913.

28. Баграмов Э.А. Национальный вопрос и буржуазная идеология.-М.,1966.

29. Байрамуков А.С. Общественно-просветительская мысль в Карачае во второй половине XIX первой половине XX века и развитие карачаевского этноса. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. -Карачаевск, 1998.

30. Баразбиев М.И. Этногенетические связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в XVIII начале XX вв.-Нальчик, 2002.

31. Бегеулов P.M. Карачай в Кавказской войне XIX в.-Черкесск.2003.

32. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное идательство. 1974; Она же. Средоточениедуховного богатства. // Роль фольклора в формировании духовной жизни народа. Главный редактор А.И. Алиева. -Черкесск, 1986.

33. Битова Е.Г. Модернизирующие реформы на Северном Кавказе и местная политическая традиция: отторжение или адаптация // RESPUBLIК А. Альманах социально-политических и правовых исследований. Вып.1.-Нальчик, 2000.

34. Биттирова Т.Ш. Мисост Абаев // Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX начала XX в.; Она же. Ислам Крымшамхалов.// Там же; Она же. Сафар-Али Урусбиев. // Там же.

35. Борцы за власть Советов в Карачаево-Черкесии. Ответственные редакторы Лайпанов К.Т., Напсо Д.А. -Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1976.

36. Боффа Джузеппе. История Советского Союза. В двух томах. -М.: «Международные отношения», 1994, Том I.

37. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. -М., 1992.

38. Габараев С.Ш. Мировоззрение Коста Хетагурова. -М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959.

39. Гаврилов Б.И. История России. -М.: "Новая жизнь", 1997.

40. Джендубаев Р.С. Общественные отношения на Западном Кавказе: зарождение и развитие.-Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1993.

41. Загурский Л.П. Петр Карлович Услар и его деятельность на Кавказе.// Сборник сведений о кавказских горцах. -Тифлис, 1881. Bbin.X.C.LXXVII.

42. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. Ответственный редактор академик Б.Б. Пиотровский. -М.: "Наука", 1988.Том 1.

43. История народов Северного Кавказа (конец .XVIII в. -1917 г.). Ответственный редактор академик А.Л. Нарочницкий.-М: "Наука", 1988. Том 2.

44. История России с древности до наших дней. Под редакцией М.Н. Зуева. -М.: "Высшая школа", 1998.

45. История СССР с древнейших времен до наших дней. -М.: "Наука", 1973. Том 6.

46. Каламбий. Записки черкеса. Составитель Р.Х. Хашхожева. Нальчик, 1988.

47. Калмыков И.Х. Черкесы. -Черкесск : Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1974.

48. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х,. Сикалиев А.И. Ногайцы. Историко-этнографический очерк. Ответственный редактор Я.С. Смирнова. Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1988.

49. Кану ков И. Положение женщин у северных осетин// Кану ков Инал. В осетинском ауле. -Орджоникидзе, 1985.

50. Караева A.M. Очерк истории карачаевской литературы. -М.: Издательство восточной литературы, 1966; Она же. Фольклорноенаследие карачаево-балкарского народа. Черкесск. Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1961.

51. Кешев А.-Г.К. Избранные произведения. Составитель Р.Х. Хашхожева. -Нальчик: "Эльбрус", 1976.

52. Карачайлы Ислам. Статьи и очерки. Составитель Р.С.-Б. Лайпанов. -Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1984.

53. Койчуев А.Д. 100 лет со дня рождения Ислама Карачайлы, общественного деятеля, журналиста, литературного критика, писателя и ученого.// Ислам Карачайлы и современность. Ответственный редактор Койчуев А.Д. Карачаевск, 1999.

54. Корзун В. Б. Литература горских народов Северного Кавказа. -Грозный, 1966;Он же. Коста Хетагуров. Очерк жизни и творчества. -М.: «Советский писатель», 1957.

55. Кусов Г.И. Вокруг Коста. Владикавказ, 1979.

56. Кучмезова М.Ч. Исторические взгляды М.К. Абаева.// Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев.

57. Лайпанов Р.С.-Б. Слово об авторе и книге //Карачайлы Ислам. Статьи и очерки Составители Р.С.-Б. Лайпанов, И.М. Шаманов. -Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1984.

58. Магаяева П.И. Реформы 60 70-х годов XIX в. в горских округах Кубанской области. -Карачаевск: Издательство Карачаево-Черкесского государственного университета, 2003.

59. Малинкин А. Коста Хетагуров. Орджоникидзе, 1939.

60. Малкандуев Х.Х. Этническая культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик: "Эльбрус", 2001

61. Маремшаова И.И. Балкария и Карачай в этнокультурном пространстве Кавказа. -Нальчик: "Эльбрус". 2003.

62. Нарочницкий A.JI. Прогрессивная роль России в судьбах народов Северного Кавказа (Материалы Всесоюзной научной конференции 2-3 октября 1979 г., г. Грозный.) -Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1982.

63. Напсо М.Д. Истоки дружественных связей русского и северокавказских народов.// Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии.

64. Вып.1. Черкесск, Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1983.

65. Невская В.П., Тройно Ф.П. Первые аграрные преобразования в Карачаево-Черкесии (1920 1928). // История горских и кочевых народов Северного Кавказа. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1975.

66. Невская Т.А. Связи народов Карачая и Черкесии с русским народом и сближение их материальной культуры (XIX -нач. ХХвв.).// Проблемыэтнической истории народов Карачаево-Черкесии. Ответственныйредактор В.П. Кобычев. -Черкесск, 1980.

67. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. -М: "Проспект", 1997.

68. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Ответственные редакторы Невская В.П., Романовский В.А. -Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1967. Том 1.

69. Очерки истории Ставропольского края с древнейших времен до 1917г.

70. Ответственный редактор А.А. Коробейников. -Ставрополь:

71. Ставропольское книжное издательство, 1984

72. Палий И.Г. Социальная утопия России XX века: характер и опыт реализации. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 1995.

73. Петров Г. Верховья Кубани Карачай. // Памятная книжка Кубанской области на 1880 год. -Екатеринодар, 1880.

74. Район железной дороги Невинномысская Сухум в экономическомотношении и вероятный грузооборот дороги. -СПб, 1914.

75. Саблиров М.З. Культура Кабарды и Балкарии в конце XIX начале XX вв.-Нальчик,2001.

76. Семенов И.К. Известия дореволюционных авторов как источник изучения социально-экономического развития карачаевцев и балкарцев в пореформенный период. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. -Карачаевск, 2000.

77. Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVI XIX веках.1. М.,1958.

78. Соловьёв Владимир. Новая популярная энциклопедия "История отечества". М.:"АСТ-Пресс", 2000.

79. Соловьева Н.Г. Социально-экономическое развитие и общественное движение в Карачае и Черкесии во второй половине XIX начале XX веков. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. - Нальчик, 2002.

80. Сысоев В.М. Карачай в географическом, бытовом и историческом отношениях// Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК). -Тифлис,1913. Вып.43.

81. Тамбиев П.И. Составление и вступительная статья Р.Х. Хашхожевой.70. -Нальчик, 1984.

82. Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаево-балкарцев. -Москва.-Ставрополь: «Илекса», 2002.

83. Тугов В.Б. Бибаркт (Эльбурган) колыбель абазинской культуры.// Бибаркт (Эльбурган). -Карачаевск, 1996.

84. Тугов В.Б. Адиль-Гирей Кешев. -Карачаевск, 2000.

85. Хашхожева Р.Х. Поиски и находки. Избранные статьи. -Нальчик: «Эльбрус». 2000.

86. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители XIX начала XX вв. -Нальчик: «Эльбрус», 1993; Она же. Поиски и находки. Избранные статьи. -Нальчик: «Эльбрус», 2000.

87. Хапсироков Х.Х. Пути развития адыгских литератур. -Черкесск:. Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1988.

88. Хетагуров Коста. Полное собрание сочинений в пяти томах. -Владикавказ: РИПП им. В.А. Гассиева, 1999.

89. Хетагуров Коста. Собрание сочинений в трех томах. -М., 1951.

90. Хутуев Х.И. Вступительное слово директора Кабардино-Балкарского НИИ Х.И. Хутуева.// Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX века. (Материалы конференции 28 - 29 марта 1974 г.) -Нальчик, 1976.

91. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древних времен до октября 1917 года. Составитель, научный редактор, руководитель авторского коллектива Б.А. Трехбратов Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1997.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 188922