Общественно-политические процессы в государственных театрах России в марте – октябре 1917 года тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, доктор наук Гордеев Пётр Николаевич

  • Гордеев Пётр Николаевич
  • доктор наукдоктор наук
  • 2021, ФГБУН Санкт-Петербургский институт истории Российской академии наук
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 720
Гордеев Пётр Николаевич. Общественно-политические процессы в государственных театрах России в марте – октябре 1917 года: дис. доктор наук: 07.00.02 - Отечественная история. ФГБУН Санкт-Петербургский институт истории Российской академии наук. 2021. 720 с.

Оглавление диссертации доктор наук Гордеев Пётр Николаевич

Введение

Глава I. Февральская революция и смена власти в государственных театрах

1.1. Императорские театры накануне революции

1.2. Февральская революция и казенная сцена

Забастовка хора

Вокруг «Маскарада»

Петроградские императорские театры в дни восстания

Н.Н. Львов - комиссар над Дирекцией театров

Революция в московских императорских театрах

1.3. Смена руководства в театральном ведомстве

Комиссар А. И. Сумбатов-Южин и формирование новой администрации в

московских государственных театрах в марте 1917 г

В поисках нового директора театров

Глава II. Вокруг «театральной конституции»

2.1. Грезы о широкой автономии: проекты А.И. Сумбатова-Южина и совещание

театральных деятелей 29-30 марта

2.2. «Временное положение об управлении государственными театрами»:

«театральная конституция» 1917 года

2.3. Проект «Статута государственных театров»

Театральная комиссия при Совете по делам искусств

«Комиссия десяти»

Глава III. Демократия за кулисами: общественная жизнь в театральных

коллективах

3.1. В Александринском театре

3.2. В Мариинском театре

3.3. В Малом театре

3.4. В Большом театре

3.5. Среди рабочих и служащих

Глава IV. Революционная повседневность казенной сцены

4.1. Императорские театры в «свободной России»: быть или не быть?

«Их надо вовсе уничтожить...»

Ни гастролеров, ни дебютов: «отгораживание» бывших императорских театров в 1917 году

4.2. Попытки «демократизации»

Абонемент как символ старого режима

Новый зритель в старом театре

Царские ложи и казенные кресла

«Запрещенные» дни

«Солист Его Величества Народа»

4.3. Революционная цензура и революционный репертуар

Революционная цензура на казенной сцене

В поисках революционного репертуара

4.4. Политика и артисты во время революции: попытка общего взгляда на проблему

Заключение

Список источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Общественно-политические процессы в государственных театрах России в марте – октябре 1917 года»

Введение

Актуальность темы исследования. Прошедшие столетние юбилеи Февральской и Октябрьской революций породили новый всплеск интереса к событиям 1917 года - впрочем, никогда сколько-нибудь серьезно не утихавшего (российская революция, в отличие от Великой французской, «не закончилась», справедливо отмечает исследователь, «поскольку значительная часть россиян, в том числе и ряд историков, до сих пор отождествляют себя с ее деятелями»1). Относительно хорошая изученность основных сюжетов этого краткого, но чрезвычайно насыщенного исторического периода (проблем двоевластия и коалиции, политических кризисов, деятельности политических партий) ставит перед исследователями задачу рассмотрения того влияния, какое революция, ставшая «временем "распыления" власти»2, оказывала на различные сферы общества.

В данном отношении представляется вполне обоснованным изучение общественно-политических процессов, происходивших в государственных (до Февральской революции - императорских) театрах, на границе двух миров (разумеется, тесно переплетенных) - политики и искусства. Этот целый, хотя и специфический, пласт истории российской революции до сих пор находился на периферии исследовательского интереса специалистов по политической истории.

0 судьбе бывшей императорской сцены в 1917 г. много писали театроведы, но социальная проблематика для них, как правило, находилась не на переднем плане. Кроме того, с точки зрения источниковедения история театра как дисциплина является несколько отстающей в сравнении с «общей» исторической наукой: огромный массив неопубликованных документов до последнего времени оставался не введенным в научный оборот, а материалы периодической печати, также весьма обширные, использовались фрагментарно.

1 Колоницкий Б.И. Юбилейный год и историки революции // Российская история. 2018. № 1. С. 181-182.

2 Соловьёв К.А. Временное правительство в политической системе России 1917 г. // Там же. 2016. № 5. С. 20.

Актуальность исторического исследования определяется не только «устойчивым интересом» к той или иной проблеме «как в научном сообществе, так и в обществе в целом» (что применительно к работам по истории российских революций несомненно), но и «появлением новых исторических источников»3. В 2010-х гг. был осуществлен целый ряд публикаций, в значительной степени расширяющих представление специалистов о процессах, протекавших на казенной сцене между Февралем и Октябрем. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина издал последний том уникальных дневников директора императорских театров В.А. Теляковского4, автором этих строк были опубликованы дневниковые записи преемника Теляковского, главноуполномоченного по государственным театрам Ф.Д. Батюшкова, текст проекта «Статута государственных театров»5. Подобные ценные документы эпохи дают историку возможность по-новому, более глубоко и всесторонне изучить революционное время в государственных театрах.

Фокусирование исследования по истории революции на событиях, происходивших в театральном ведомстве, позволяет проследить сложные взаимоотношения (возникшие на почве широко трактуемого лозунга театральной «автономии») представителей государственной власти с артистами трупп и техническим персоналом театров, а также с прессой и публикой. Поставленные в ходе дискуссий 1917 г. вопросы: о границах, до которых может простираться воля «коллектива», о непростых отношениях «коллектива» и «премьера», а также «коллективов» друг с другом (артисты и рабочие театров), о степени независимости от государства его же служащих (артистов) - не потеряли

3 Менщиков И.С. Актуальность историческая // Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь / Отв. ред. А.О. Чубарьян. М., 2014. С. 13.

4 Теляковский В.А. Дневники Директора Императорских театров. 1913-1917. Санкт-Петербург. М., 2017.

5 Гордеев П.Н. «Проект нового Статута государственных театров»: забытая театральная «конституция» 1917 г. // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2012 год. / отв. ред. Т.С. Царькова. СПб., 2013. С. 578-606; Дневниковые записи и мемуарный очерк Ф.Д. Батюшкова о его пребывании на посту главноуполномоченного по государственным театрам в 1917 году (из собрания Рукописного отдела Пушкинского Дома). Публикация П.Н. Гордеева // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2013 год. / отв. ред. Т.С. Царькова. СПб., 2014. С. 360-379.

актуальность и в наши дни. Некоторые из выявленных революцией проблем, взятые в широком обобщении (в частности, вопрос о групповом эгоизме «сорганизовавшихся» служащих как двигателе эпохи перемен, стремление «реформировать другого», сохранив в неприкосновенности собственные права и привилегии) имеют значение для понимания революционного процесса в целом.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования избраны государственные театры России в марте - октябре 1917 г. (к ним относились Мариинский, Александринский и Михайловский театры в Петрограде и Большой и Малый театры в Москве). Предметом являются общественно-политические процессы, происходившие в государственных театрах в это время.

Цель и задачи исследования. Цель исследования - с максимально возможной полнотой изучить общественно-политические процессы в государственных театрах в марте - октябре 1917 года. Поставленная цель, в свою очередь, определяет основные задачи:

- исследовать влияние Февральской революции на императорские театры;

- установить, каких реформ в театральном ведомстве требовали артисты и технический персонал;

- определить, как соотносились с этими требованиями пожелания внешних по отношению к театрам сил - государства, прессы, общественных организаций, представителей частных театров;

- выявить наиболее значительные изменения, произошедшие в марте -октябре 1917 г. в области управления государственными театрами;

- установить, имелась ли у представителей Временного правительства программа дальнейших преобразований и в чем она заключалась;

- изучить общественно-политические процессы, происходившие в отдельных театрах и труппах, а также среди театральных рабочих и служащих, дать оценку последствиям внедрения в жизнь государственных театров начал самоуправления.

- охарактеризовать попытки демократизации казенной сцены, выразившиеся в реформе абонементной системы, дискуссиях вокруг бесплатных

мест, «запрещенных» дней, почетных артистических званий, «соответствующего моменту» репертуара;

- установить основные тенденции общественно-политического характера, существовавшие в государственных театрах к моменту свержения Временного правительства.

Понятийный аппарат. Под «государственными театрами России», вынесенными в заголовок диссертационного исследования, имеется в виду определенное учреждение (носившее до начала марта 1917 г. название Дирекция императорских театров, с начала марта по начало мая - Дирекция государственных театров, с мая и до конца 1917 г. - Управление государственными театрами), подведомственные ему театры и служащие -артисты, административный и технический персонал. Конкретизации требует термин «общественно-политические процессы». В современной политологии приводятся разные толкования понятия «политический процесс», среди которых встречается и определение его как «одного из общественных процессов»6. Однако, в исторической науке продолжают изучаться «общественно-

7

политические процессы» , и это закономерно: «живую жизнь», с которой имеют дело историки, порой нелегко уложить в рамки абстрактных схем. В сравнительно аполитичной атмосфере бывших императорских театров далеко не каждое общественное событие или движение имели изначальную политическую направленность, но в совокупности важнейшие из них (самоорганизация артистов и театральных рабочих, проблемы поиска «революционного» репертуара, «отгораживания» казенной сцены от частной и др.), несомненно, оказались

6 Жеребкин М.В. Политический процесс: типология и режимы функционирования. М., 1999. С. 16.

7 Жуков А.Н. Социально-экономические и общественно-политические процессы на Смоленщине на завершающем этапе новой экономической политики: 1925-1929 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. Брянск, 2008; Михайлов Н.В. Общественно-политические процессы в гарнизонах Воронежской и Тамбовской губерний (март - октябрь 1917 г.): Дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 1996; Реутов Е.В. Общественно-политические процессы в автономиях Южной Сибири (1985-1991 гг.). Абакан, 2015; Ряполова Е.В. Общественно-политические и социокультурные процессы в годы хрущевской «оттепели». 1953-1964 гг.: по материалам Кубани: Дис. ... канд. ист. наук. Краснодар, 2003; Устинова Л.В. Общественно-политические процессы в российской провинции: 1943-1953 гг. (на примере Курской области). Курск, 2007.

«заражены» политикой. Поэтому мы считаем возможным говорить именно об общественно-политических процессах, под которыми, применительно к теме настоящего исследования, понимаем разнообразные коллективные движения, дискуссии, проекты (а также индивидуальные выступления с тем или иным обозначением своего мировоззрения), происходившие в государственных театрах России в марте - октябре 1917 г. и прямо или косвенно связанные с насыщенной политической жизнью страны в указанный период.

Хронологические рамки исследования в целом ограничены мартом -октябрем 1917 г. Этот период четко очерчен в отечественной истории двумя крупнейшими историческими событиями - падением монархии и приходом к власти большевиков. В то время были предприняты попытки кардинальных реформ в демократическом духе, коснувшихся разных сфер жизни российского общества, в том числе и бывших императорских театров, ставших государственными.

Территориальные рамки исследования ограничиваются Петроградом и Москвой, так как только в этих городах находились государственные театры.

Степень изученности темы

Общественно-политические процессы в российских государственных театрах во время революции до сих пор не становились предметом специального комплексного исследования. В то же время отдельные стороны деятельности театров в 1917 г. привлекали внимание как театроведов, так и (намного реже) специалистов по политической истории России. В изучении темы можно выделить три основных этапа: советскую историографию, работы эмигрантов и зарубежных ученых, вышедшие до 1991 г. и, наконец, труды современных (постсоветских) исследователей.

Первые труды о революционном периоде в истории казенной сцены увидели свет еще в 1920-х - 1930-х гг. Значительную роль в разработке темы

сыграли ученые так называемой «гвоздевской школы»8, трудившиеся в Отделе истории и теории театра Государственного института истории искусств. Из трудов специалистов этого круга следует отметить пространные и богатые фактами статьи С.С. Мокульского, А.А. Гвоздева и А.И. Пиотровского о петроградских театрах в эпоху революции9 (перекличкой сюжетов с 1917 годом интересна и работа К.Н. Державина о театре в эпоху Великой французской

10\ т—г »-» »-»

революции ). Представители «гвоздевской школы» не скрывали своей политической и художественной пристрастности, апологетически оценивали историческую роль и творческий путь В.Э. Мейерхольда, которого Мокульский в одной из работ объявил «величайшим режиссером наших дней» и «союзником»

«нашей молодой науки о театре»11. В то же время московский театровед Н.П.

12

Кашин опубликовал работу по истории управления Малым театром , В.А. Филиппов посвятил свою книгу изучению традиций театра и их преломления в

13

советскую эпоху . Целый ряд исследований о московских театрах, рассмотренных в том числе с точки зрения статистики и в отношении развития театрального законодательства, увидел свет к десятилетнему юбилею революции14, а также к столетнему юбилею Большого театра15.

Выходили труды, посвященные отдельным театральным деятелям: Н.Д. Волков написал двухтомную монографию о В.Э. Мейерхольде и большую статью

8 См. о ней: Песочинский Н.В. Начало театроведения. Гвоздевская школа // Имена. События. Школы. Страницы художественной жизни 1920-х годов. СПб., 2007. Вып. 1. С. 71-107.

9 Мокульский С. Петроградские театры от Февраля к Октябрю // История советского театра. Л., 1933. Т. I. С. 1-80; Гвоздев А.А., Пиотровский А.И. Петроградские театры и празднества в эпоху военного коммунизма // Там же. С. 81-290.

10 Державин К.Н. Театр в законодательстве Великой Французской Революции // О театре: Временник Отдела истории и теории театра Государственного института истории искусств. Л., 1927. Вып. II. С. 7-34.

11 Мокульский С. Переоценка традиций // Театральный Октябрь. М.; Л., 1926. Сб. I. С. 27-29.

12 Кашин Н.П. Исторический очерк Управления Малого театра // Московский Малый театр: 1824-1924. М., [1924]. С. 555-600.

13 Филиппов В.А. Малый театр. [М.], 1928.

14 Родионов А.М. Материалы к истории театрального законодательства. (Москва - период 1917-1927 гг.) // Театры Москвы: 1917-1927. Статьи и материалы. М., 1928. С. 96-152.

15 Волынский А.Л. Балет в Большом театре // Московский Большой театр: 1825-1925. М., [1925]. С. 139-160.

о творческом пути Л.В. Собинова16, Э.М. Бескин выпустил в свет работу об А.И.

17

Сумбатове-Южине , С.Г. Кара-Мурза писал об актерах Малого театра, в том числе о Южине и О.А. Правдине18. Исследователи этого поколения были живыми свидетелями событий, о которых писали, порой - весьма активными (Бескин, к примеру, во время революции был редактором московской «Театральной газеты», Кугель издавал журнал «Театр и искусство») и зачастую поддерживали дружеские отношения с героями своих статей и книг. Несмотря на присущие их работам недостатки (определенная идеологическая тенденциозность, некритическое восприятие биографии выдающихся театральных деятелей), они стали важным вкладом в историографию русского театра начала XX века.

С конца 1930-х вплоть до середины 1950-х гг. количество выходивших в СССР исследований в целом по истории революции и, в частности, о революционном периоде в театрах резко уменьшилось. Об аналитической глубине и источниковой базе тех трудов, что все же были опубликованы, как правило, не приходилось и говорить. Примером может служить монография И.С. Смирнова, в которой все мероприятия Временного правительства в области культуры характеризуются предельно кратко: «внешняя ликвидация министерства двора, проведенная Временным правительством, не затронула существа этого аппарата. Разве только то, что были введены должность правительственного главноуполномоченного бывших императорских театров и должность уполномоченного Временного правительства при Академии художеств», а далее следует рассказ о борьбе Советской власти с «саботажниками»19. В этом же ключе выдержана и усеянная сталинскими цитатами книга Б.И. Ростоцкого,

призывавшего своих читателей «вспомнить применительно к области театра

20

никчемную деятельность буржуазного Временного правительства» . Даже в

16 Волков Н.Д.: 1) Мейерхольд. В 2 т. М.; Л., 1929; 2) Творческий путь Л.В. Собинова // Л.В. Собинов. Жизнь и творчество. М., 1937. С. 21-100.

17 Бескин Э. А.И. Южин-Сумбатов. М.; Л., 1936.

18

Кара-Мурза С.Г. Малый театр: Очерки и впечатления. М., 1924.

19 Смирнов И.С. Из истории строительства социалистической культуры в первый период советской власти (октябрь 1917 г. - лето 1918 г.). М., 1952. С. 193-194.

20 Ростоцкий Б.И. К истории борьбы за идейность и реализм советского театра. М.; Л., 1950. С. 6.

специализированных сборниках трудов открыто провозглашались главные принципы искусствоведения той эпохи: «вне всей многообразной работы Ильича на поприще народной культуры писать историю советского искусства

совершенно невозможно. Глава о Ленине должна быть первой и наиболее

21

значительной главой этой истории» .

Впрочем, и в это время увидела свет выдающаяся работа, опиравшаяся на большое количество впервые вводимых в оборот документов архивного фонда Дирекции театров - двухтомные «Материалы по истории русского балета», составителем которых значился писатель М.В. Борисоглебский22. Впоследствии судебным разбирательством было установлено, что Борисоглебский «позаимствовал» рукопись театрала и историка балета Д.И. Лешкова, к тому времени уже покойного, и, подвергнув некоторой переделке, выдал за свою

23

работу . С.А. Конаев, автор работы о письмах Н.Г. Сергеева (последний в «Материалах» характеризуется крайне отрицательно), отметил: «За спорами об авторстве данного капитального для своего времени труда теряется проблема качества конкретных материалов. В статье о Сергееве архивные факты смешаны с нелепицами и сплетнями, источник которых неизвестен»24. Видимо, наряду с материалами личных дел Лешков вносил в текст те или иные собственные впечатления, а также циркулировавшие слухи об артистах, многих из которых он знал лично; нельзя исключать также и «литературную редакцию» Борисоглебского. Все это заставляет исследователя с определенной осторожностью относиться к содержащимся в «Материалах» сведениям и оценкам. На сталинский период приходятся и первые издания монументального «Словаря псевдонимов» И.Ф. Масанова, до сих пор являющегося важнейшим

21 Бровман Г. Ленин и первые шаги советского искусства // Записки Государственного института театрального искусства им. Луначарского. М.; Л., 1940. С. 7-8.

22 Материалы по истории русского балета: 200 лет Ленинградского государственного хореографического училища. 1738-1938 / Сост. М. Борисоглебский. В 2-х т. Л., 1938-1939.

23 Павлова М.М. М.В. Борисоглебский и его воспоминания о Федоре Сологубе // Русская литература. 2007. № 2. С. 100; Латыпова Т.Л. Забытый хроникер // Лешков Д.И. Партер и карцер. Воспоминания офицера и театрала. М., 2004. С. 14.

24 Конаев С.А. «Мы все висим в воздухе...». Письма Н.Г. Сергеева А.К. Шервашидзе (19211933) // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. М., 2014. Вып. 6. С. 556.

подспорьем для всех исследователей, привлекающих в своих трудах в качестве источника периодическую печать. Полное издание словаря вышло уже после смерти ученого, и мы в данной работе опираемся именно на него25.

Следующая волна интереса к судьбе русской сцены в эпоху революции пришлась на вторую половину 1950-х - 1980-е гг. Множество новых документов по истории Александринского театра в 1917 г. было введено в научный оборот А.Я. Альтшуллером26, а по московскому Малому театру - Н.Г. Зографом27. Оба исследователя не раз обращались к архивным фондам РГИА и РГАЛИ, а также рукописным отделам театральных музеев и иным собраниям. Альтшуллер открыл для театроведения ценный источник - отложившийся в Рукописном отделе Пушкинского дома дневник С.И. Смирновой-Сазоновой; впервые, хоть и с купюрами, опубликовал протокол общего собрания александринцев 28 октября, на котором они выразили резкий протест против действий назначенного большевиками комиссаром государственных и частных театров М.П. Муравьева. Зограф, в свою очередь, обратившись к личным фондам О.А. Правдина и А.И. Сумбатова-Южина в Бахрушинском музее, использовал их частную и служебную переписку и сумел - конечно, сообразуясь с цензурными условиями времени -несколько приоткрыть для читателя реальную оценку ведущими артистами революционных событий.

Не особенно удачной попыткой обзора переходного периода в жизни театров стала статья Я.В. Ратнера, хотя и опубликованная в центральном журнале, но, к сожалению, достаточно поверхностная и не лишенная множества мелких ошибок (так, комиссар Дирекции императорских театров Н.Н. Львов без всяких на то оснований назван князем, Ф.А. Головин - депутатом IV Государственной

25 Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. М., 1956-1960.

26 Альтшуллер А.Я.: 1) К истории Академического театра драмы имени А.С. Пушкина в первые годы Советской власти // Ученые записки Государственного научно-исследовательского института театра и музыки. Л., 1958. Т. I. Сектор театра. С. 29-60; 2) Александринский театр // Русская художественная культура конца XIX - начала XX века (1908-1917). М., 1977. Кн. 3. Зрелищные искусства. Музыка. С. 92-106; 3) Пять рассказов о знаменитых актерах: Дуэты. Сотворчество. Содружество. Л., 1985.

27 Зограф Н.Г. Малый театр в конце XIX - начале XX века. М., 1966.

думы, Ф.Д. Батюшков - «помощником по управлению» театрами) . Вехой в истории советского театроведения явился фундаментальный труд Д.И. Золотницкого, автор которого предпринял попытку рассмотреть судьбу всех государственных театров в период Октябрьской революции и последовавших за

29

ней событий . Недостатком этой работы, сравнительно с трудами Альтшуллера и Зографа, стал неоправданный перекос в источниковой базе: практически игнорируя многочисленные архивные документы, Золотницкий обращался преимущественно к периодической печати - важному и ценному источнику, но, конечно, не заменяющему, а дополняющему материалы отечественных архивов.

Как известно, в период правления Л.И. Брежнева вновь усилилась цензура, а в исторических исследованиях возросла идеологическая составляющая. Характерным примером стала изданная в 1977 г. монография А.З. Юфита: на 151 странице двух глав, посвященных предреволюционному театру и театру первых лет революции, автор 56 раз ссылается на труды В.И. Ленина, 5 - на сочинения Н.К. Крупской, 4 - на высказывания К. Маркса и Ф. Энгельса, и дважды - на выступления Брежнева30. При этом всего лишь две сноски указывают на архивные источники по истории театра31.

Отдельные сюжеты, связанные с революционной эпохой на бывшей казенной сцене, рассматривались в работе Е.А. Грошевой, посвященной

32 33

Большому театру . Оперный театр плодотворно изучал А.А. Гозенпуд , балетный - Е.Я. Суриц34 и в особенности Ю.А. Бахрушин35 и В.М. Красовская36,

28 Ратнер Я.В. Из истории советского театра (1917-1919 гг.) // История СССР. 1962. № 6. С. 115-125.

29 Золотницкий Д.И. Академические театры на путях Октября. Л., 1982.

30 Юфит А.З. Революция и театр. Л., 1977. С. 5-156.

31 Там же. С. 50, 115-116.

32 Грошева Е.А. Большой театр Союза ССР. М., 1978.

33 Гозенпуд А.А. Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917. Л., 1975.

34 Суриц Е.Я. Начало пути. Балет Москвы и Ленинграда в 1917-1927 годах // Советский балетный театр. 1917-1967. М., 1976. С. 7-105.

35 Впервые бахрушинская «История русского балета» увидела свет в 1965 г., мы используем современное (четвертое, исправленное) издание: Бахрушин Ю.А. История русского балета. СПб., 2009.

36 Книги В.М. Красовской об истории балетного театра публиковались начиная с 1950-х гг., мы используем в настоящей работе издания последних лет, вышедшие уже после смерти ученого:

работы которых стали классикой отечественного балетоведения. Вышел целый ряд трудов, посвященных тем или иным деятелям отечественной сцены; в данном случае следует прежде всего отметить работы Д.И. Чхиквишвили и Ю.А. Айхенвальда о выдающемся актере, лидере труппы Малого театра А.И.

37 38

Сумбатове-Южине , Н.И. Слоновой о Е.К. Лешковской , К.Л. Рудницкого о В.Э. Мейерхольде (одной из центральных и наиболее спорных фигур 1917 г. в театральном мире)39, Г.З. Мордисона о Н.Н. Ходотове40, Н.П. Рославлевой о В.Д. Тихомирове41, О.М. Мартыновой о Е.В. Гельцер42, Л.Н. Раабена об А.И. Зилоти43, Л.Н. Раабена и И.Э. Шермана о Н.А. Малько44. Появились и отдельные публикации о директоре императорских театров В.А. Теляковском45. В исследованиях, посвященных русскому театру в период революции 1905-1907 гг., затрагивались определенные сюжеты, получившие развитие в 1917 г.46

Важным этапом в изучении истории театра, как драматического, так и музыкального, стало издание многотомных Театральной и Музыкальной энциклопедий, над статьями для которых работали сотни исследователей47. В статьях Ю.К. Герасимова давалась характеристика целому ряду влиятельных

Красовская В.М.: 1) Русский балетный театр начала XX века. Танцовщики. СПб., 2009; 2) Русский балетный театр начала XX века. Хореографы. СПб., 2009.

37 Чхиквишвили Д.И. Александр Иванович Сумбатов-Южин. Жизнь и творчество. Тбилиси, 1982; Айхенвальд Ю.А. А.И. Сумбатов-Южин. М., 1987.

38 Слонова Н.И. Лешковская. М., 1979.

39

Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. М., 1969.

40 Мордисон Г.З. Артист - гражданин (творческая и общественная деятельность Н.Н. Ходотова в 1900-е годы) // Русский театр и общественное движение (конец XVIII - начало XX века). Л., 1984. С. 126-138.

41 Рославлева Н. Его жизнь, его дело // Василий Дмитриевич Тихомиров: артист, балетмейстер, педагог. М., 1971. С. 14-108.

42 Мартынова О.М. Екатерина Гельцер. М., 1965.

43 Раабен Л.Н. А.И. Зилоти - пианист, дирижер, музыкальный деятель // Александр Ильич Зилоти. 1863-1945. Воспоминания и письма. Л., 1963. С. 11-42.

44 Раабен Л., Шерман И. Н.А. Малько - жизнь, дирижерская и общественная деятельность // Малько Н.А. Воспоминания, статьи, письма. Л., 1972. С. 11-42.

45 Золотницкий Д. Об авторе этой книги // Теляковский В.А. Воспоминания. Л.; М., 1965. С. 516.

46 Янковский М. Театральная общественность Петербурга в 1905-1907 гг. // Первая русская революция и театр: Статьи и материалы. М., 1956. С. 127-184; Обрам В. Из истории музыкально-театральной жизни Москвы 1905-1907 гг. // Там же. С. 185-217.

47 Театральная энциклопедия: В 5 т. М., 1961-1967; Музыкальная энциклопедия: В 6 т. М., 1973-1982.

рецензентов эпохи, работы которых неоднократно цитируются в настоящем исследовании48. З.С. Паперный писал о театральных фельетонистах49, а М.С. Берлина опубликовала статью, посвященную взаимоотношениям Александринского театра с одним из ведущих драматургов начала XX века, Л.Н. Андреевым50. М.Н. Пожарская стала автором фундаментального исследования, посвященного театрально-декорационному искусству51, К.Л. Рудницкий уже в перестроечное время опубликовал две монографии, посвященные искусству

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор наук Гордеев Пётр Николаевич, 2021 год

Литература

1. Айхенвальд Ю.А. А.И. Сумбатов-Южин. - М.: Искусство, 1987. - 303

с.

2. Альтшуллер А.Я. К истории Академического театра драмы имени А.С. Пушкина в первые годы Советской власти // Ученые записки Государственного научно-исследовательского института театра и музыки. Т. I. Сектор театра. - Л.: б. и., 1958. - С. 29-60.

3. Альтшуллер А.Я. Александринский театр // Русская художественная культура конца XIX - начала XX века (1908 - 1917). Кн. 3. Зрелищные искусства. Музыка. - М.: Наука, 1977. - С. 92-106.

4. Альтшуллер А.Я. Пять рассказов о знаменитых актерах: Дуэты. Сотворчество. Содружество. - Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1985. -209 с.

5. Артемьева А.Н. Фонды разных учреждений Министерства двора, хранящиеся в ЦГИА СССР // Материалы к истории русского театра в государственных архивах СССР: Обзоры документов. XVII век - 1917 г. / Ред.-сост. И.Ф. Петровская. - М.: б. и., 1966. - С. 103-118.

6. Бахрушин Ю.А. История русского балета. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2009. - 333 с.

7. Берлина М.С. Пьесы Леонида Андреева на Александринской сцене // Русский театр и драматургия 1907-1917 годов. - Л.: ЛГИТМиК, 1988. - С. 68-93.

8. Бескин Э. А.И. Южин-Сумбатов. - М.; Л.: Государственное объединенное издательство «Искусство», 1936. - 164 с.

9. Биневич Е.М. Карикатуристы идут в театр. - СПб.: Петрополис, 2011. - 647 с.

10. Бровман Г. Ленин и первые шаги советского искусства // Записки Государственного института театрального искусства им. Луначарского. - М.; Л.: Искусство, 1940. - С. 7-24.

11. Бронникова Е. Южин и другие // Жизнь по закону развивающей красоты: сборник статей об А.И. Сумбатове-Южине. - М.: Малый театр, 2009. -С. 73-87.

12. Брянский А.М. Театральные библиотеки, музеи и архивы Ленинграда. - Л.; М.: Искусство, 1940. - 36 с.

13. Булдаков В.П. Культурная «мозаика» революционных коллизий // Российская революция 1917 года: власть, общество, культура. В 2-х т.- М.: РОССПЭН, 2017. - Т. 2. - С. 392-425.

14. Бурджалов Э.Н. Вторая русская революция: Москва. Фронт. Периферия. - М.: Наука, 1971. - 463 с.

15. Видман В. Театр и революция: Их отношения и взаимодействие в XVIII, XIX и XX столетиях. - М.-Пг.: Государственное издательство, 1923. - 100 с.

16. Волков Н.Д. Мейерхольд: В 2 т.- М.; Л.: Academia, 1929. - Т. 2. - 492

с.

17. Волков Н.Д. Творческий путь Л.В. Собинова // Л.В. Собинов. Жизнь и творчество. - М.: Музгиз, 1937. - С. 21-100.

18. Волынский А.Л. Балет в Большом театре // Московский Большой театр: 1825-1925. - М.: Управление государственных академических театров, [1925]. - С. 139-160.

19. Галиева М.А., Смирнов В.А. «Индивидуальный язык» директора Императорских театров В.А. Теляковского // В.А. Теляковский и русский театр на рубеже XIX-XX веков. - М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2016. - С. 74-77.

20. Гвоздев А.А., Пиотровский А.И. Петроградские театры и празднества в эпоху военного коммунизма // История советского театра.- Л.: Ленгихл, 1933. -Т. I. - С. 81-290.

21. Гельфанд Е. Основные принципы организации Комеди Франсез // Комеди Франсез. Сб. ст. - Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1980. - С. 158-170.

22. Герасимов Ю.К. Театральная критика с 1890-х годов до 1917 года // Очерки истории русской театральной критики. Конец XIX - начало XX века. - Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1979. - С. 3-54.

23. Герасимов Ю.К. А.Р. Кугель // Очерки истории русской театральной критики. Конец XIX - начало XX века. - Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1979. - С. 70-90.

24. Герасимов Ю.К. Э.А. Старк // Очерки истории русской театральной критики. Конец XIX - начало XX века. - Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1979. - С. 150-162.

25. Гозенпуд А.А. Русский оперный театр между двух революций. 19051917. - Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1975. - 368 с.

26. Гончаренко А.Н. А.И. Южин - руководитель Малого театра. (Последнее десятилетие - 1917-1927). - М.: ГИТИС, 2004. - 21 с.

27. Гордеев П.Н. Абонемент в театр революции 1917 года // Вопросы истории. - 2013. - № 9. - С. 129-135.

28. Гордеев П.Н. Актриса и революция: Е.Н. Рощина-Инсарова в 19171918 гг. // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и Филология. -2016. - Т. 26. - Вып. 1. - С. 90-94.

29. Гордеев П.Н. Артист и революция: А.И. Сумбатов-Южин о России в 1917 г. // Россия и современный мир. - 2014. - № 3. - С. 221-230.

30. Гордеев П.Н. В поисках революционной драматургии: как бывшие императорские театры старались в 1917 году «соответствовать моменту» // Русская литература. - 2017. - № 3. - С. 81-93.

31. Гордеев П.Н. В.Ф. Безпалов - комендант петроградских государственных театров в 1917 году // Революция 1917 года в России: новые подходы и взгляды. / Ред. колл.: А.Б. Николаев (отв. ред. и отв. сост.), Д.А. Бажанов, А.А. Иванов. - СПб.: ЭлекСис, 2015. - С. 82-113.

32. Гордеев П.Н. Военная служба В.Ф. Безпалова в годы Великой войны // Петербургские военно-исторические чтения. / Ред. кол.: А.Б. Николаев (отв. ред. и сост.), А.В. Аранович. - СПб.: ЭлекСис, 2013. - С. 110-116.

33. Гордеев П.Н. Вопрос о дежурствах младших служащих в петроградских государственных театрах в 1917 году: к истории повседневной

жизни театров в эпоху революции // Архивы и история Российской государственности. - СПб.: б. и., 2013. - Вып. 4. - С. 177-183.

34. Гордеев П.Н. Воровство в московских государственных театрах в 1917 году // Революция 1917 года в России: новые подходы и взгляды. / Ред. колл.: А.Б. Николаев (отв. ред. и отв. сост.), Д.А. Бажанов, А.А. Иванов. - СПб.: ЭлекСис, 2017. - С. 134-146.

35. Гордеев П.Н. Воровство и хулиганство в петроградских государственных театрах в феврале - октябре 1917 года // Новое литературное обозрение. - 2013. - № 123. - С. 131-143.

36. Гордеев П.Н. «Временное положение об управлении государственными театрами»: история создания, редактирования и обсуждения «театральной конституции» 1917 года // Революция 1917 года в России: новые подходы и взгляды. / Ред. кол.: А.Б. Николаев (отв. ред. и отв. сост.), Д.А. Бажанов, А.А. Иванов. - СПб.: ЭлекСис, 2012. - С. 97-166.

37. Гордеев П.Н. «Временные инструкции», или как А.И. Зилоти «заткнул рот» оперной труппе Мариинского театра в 1917 году // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2016. - № 3. - С. 12-17.

38. Гордеев П.Н. Государственные театры России в 1917 году. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. - 856 с.

39. Гордеев П.Н. Государственные театры России в 1917 году. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. - 856 с.

40. Гордеев П.Н. Е.П. Карпов - управляющий труппой Александринского театра в 1917 году // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. - 2015. - № 4. - С. 13-18.

41. Гордеев П.Н. Забастовка хора Мариинского театра в феврале 1917 года // Герценовские чтения 2016. Актуальные проблемы русской истории. / Под. ред. А.Б. Николаева. - СПб.: ЭлекСис, 2017. - С. 106-130.

42. Гордеев П.Н. «Запрещённые» дни в 1917 году // Российская история. -2015. - № 5. - С. 148-157.

43. Гордеев П.Н. И.М. Уралов: артист-большевик на императорской сцене // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2015.

- № 5. - С. 94-98.

44. Гордеев П.Н. Из истории музыкального театра революционной эпохи: борьба оперы с балетом // Музыковедение. - 2015. - № 3. - С. 11-15.

45. Гордеев П.Н. Императорские театры и Государственная дума в дни Февральской революции // Таврические чтения 2014. Актуальные проблемы парламентаризма: история и современность. / Под ред. А.Б. Николаева: В 2-х ч. -СПб.: ЭлекСис, 2015. - Ч. 2. - С. 65-74.

46. Гордеев П.Н. «Их надо вовсе уничтожить»: дискуссия о судьбе бывших императорских театров после Февральской революции // Обсерватория культуры. - 2014. - № 6. - С. 65-71.

47. Гордеев П.Н. Казус Тираспольской: история о том, как уволенная актриса вернулась на сцену при помощи большевиков // Революция 1917 года в России: новые подходы и взгляды. / Ред. колл.: А.Б. Николаев (отв. ред. и отв. сост.), Д.А. Бажанов, А.А. Иванов. - СПб.: ЭлекСис, 2017. - С. 146-156.

48. Гордеев П.Н. Карикатуры в «Петроградской газете» как источник по истории государственных театров Петрограда в 1917 году // Газетная и журнальная иллюстрация: сб. материалов / ГМИ СПб, Научная конференция «Иллюстрация в печати: от прошлого к будущему». - СПб.: ГМИ СПб, 2014. - С. 147-154.

49. Гордеев П.Н. Комиссариат Временного правительства над бывшим Министерством двора // Российская история. - 2017. - № 2. - С. 59-78.

50. Гордеев П.Н. Местные комитеты и другие организации рабочих и служащих в петроградских государственных театрах в 1917 году // Революция 1917 года в России: новые подходы и взгляды. / Ред. кол.: А.Б. Николаев (отв. ред. и отв. сост.), Д.А. Бажанов, А.А. Иванов. - СПб.: ЭлекСис, 2013. - С. 67-152.

51. Гордеев П.Н. Министерская отдушина в женскую гримерку // Родина.

- 2016. - № 8. - С. 112-114.

52. Гордеев П.Н. «Московские театры должны стать немедленно автономными от Петрограда...»: обращения А.И. Сумбатова-Южина к Н.Н. Львову, В.А. Теляковскому и Ф.А. Головину о положении московских государственных театров после Февральской революции // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. -2014. - № 3. - С. 63-66.

53. Гордеев П.Н. Музыка и революция: выборы управляющего оперной труппой Мариинского театра в 1917 году // Музыковедение. 2014. - № 6. - С. 1221.

54. Гордеев П.Н. Н.Н. Львов - комиссар ВКГД и Временного правительства над Дирекцией императорских театров // Таврические чтения 2013. Актуальные проблемы парламентаризма: история и современность. / Под ред. А.Б. Николаева. - СПб.: ЭлекСис, 2014. - Ч. 1. - С. 344-359.

55. Гордеев П.Н. Несостоявшаяся дуэль Р.Б. Аполлонского с В.Э. Мейерхольдом: из истории русского театра в эпоху революции // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. - 2015. - № 1. - С. 6-16.

56. Гордеев П.Н. Особая комиссия по жалобам при Комиссариате Временного правительства над бывшим Министерством двора // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. - 2018. - № 3. - С. 35-38.

57. Гордеев П.Н. «Отгораживание» трупп бывших императорских театров // Вопросы истории. - 2016. - № 8. - С. 116-126.

58. Гордеев П.Н. Павел Макаров - архитектор, масон, революционер // Родина. - 2015. - № 11. - С. 108-110.

59. Гордеев П.Н. Петроградское театральное училище в марте - августе 1917 г. // Революция 1917 года в России: новые подходы и взгляды. / Ред. колл.: А.Б. Николаев (отв. ред. и отв. сост.), Д.А. Бажанов, А.А. Иванов. - СПб.: ЭлекСис, 2016. - С. 53-68.

60. Гордеев П.Н. Письма А.И. Сумбатова-Южина М.Н. Сумбатовой как источник по истории государственных театров России в 1917 г. // Вспомогательные исторические дисциплины.- СПб.: Дмитрий Буланин, 2015. - Т. XXXIII. - С. 119-131.

61. Гордеев П.Н. «Показать на сцене цареубийство»: к истории неосуществленной постановки драмы «Павел I» Д.С. Мережковского в государственных театрах в 1917 году // Обсерватория культуры. - 2016. -№ 1. - С. 70-77.

62. Гордеев П.Н. Политические взгляды Н.Н. Ходотова в 1917 году // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2014. -№ 4. - С. 55-61.

63. Гордеев П.Н. Председатель II Государственной думы Ф.А. Головин -комиссар Временного правительства над бывшим Министерством двора // Таврические чтения 2011. Актуальные проблемы истории парламентаризма / Под ред. А.Б. Николаева. - СПб.: ЭлекСис, 2012. - С. 160-189.

64. Гордеев П.Н. «Рабочая» пьеса на революционной сцене: постановка «Зарева» Е.П. Карпова в Михайловском театре 15 апреля 1917 г. // Вестник Томского государственного университета. - 2016. - № 403. - С. 34-38.

65. Гордеев П.Н. Революционная цензура на сцене государственных театров в 1917 году // Вопросы истории. - 2015. - № 4. - С. 151-159.

66. Гордеев П.Н. «Революция... это не то, что нужно» // Родина. - 2016. -№ 3. - С. 109-112.

67. Гордеев П.Н. С.Л. Бертенсон в 1917 году: политический выбор интеллигента-чиновника // Интеллигенция и мир. - 2014. - № 2. - С. 72-87.

68. Гордеев П.Н. С.М. Волконский и проект реформы системы почетных званий артистов императорских театров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. - 2017. - № 1. - С. 53-63.

69. Гордеев П.Н. С.Т. Обухов - управляющий Московской Конторой императорских театров // Герценовские чтения 2013. Актуальные проблемы русской истории. / Под. ред. А.Б. Николаева. - СПб.: ЭлекСис, 2014. - С. 157-166.

70. Гордеев П.Н. Смена руководства в государственных театрах после Февральской революции // Герценовские чтения 2011. Актуальные проблемы социальных наук. / Отв. ред. В.В. Барабанов; сост. А.Б. Николаев. - СПб.: ЭлекСис, 2012. - С. 137-155.

71. Гордеев П.Н. Совещание театральных деятелей 29-30 марта 1917 г.: дискуссия о судьбах русского театра в эпоху революции // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. - 2014. - № 3. - С. 16-25.

72. Гордеев П.Н. «Солист Его Величества народа». К вопросу о почетных званиях артистов государственных театров России в 1917 году // Вестник архивиста. - 2014. - № 1. - С. 178-192.

73. Гордеев П.Н. Тень Направника: образ великого дирижера в театральной жизни 1917 года // Герценовские чтения 2014. Актуальные проблемы русской истории. / Под. ред. А.Б. Николаева. - СПб.: ЭлекСис, 2015. - С. 149-154.

74. Гордеев П.Н. Ф.Д. Батюшков - главноуполномоченный по государственным театрам в 1917 году // Русская литература. - 2013. - № 2. -С. 180-190.

75. Гордеев П.Н. Февральская революция в московских императорских театрах // Революция 1917 года в России: новые подходы и взгляды. / Ред. кол.: А.Б. Николаев (отв. ред. и отв. сост.), Д.А. Бажанов, А.А. Иванов. - СПб.: ЭлекСис, 2014. - С. 120-146.

76. Гордеев П.Н. Февральская революция и Министерство двора // Революция 1917 года в России: новые подходы и взгляды. / Ред. кол.: А.Б. Николаев (отв. ред. и отв. сост.), Д.А. Бажанов, А.А. Иванов. - СПб.: ЭлекСис, 2011. - С. 21-58.

77. Гордеев П.Н. Французская драматическая труппа в Петрограде в 1917 г. // Архивы и история Российской государственности.- СПб.: б. и., 2012. - Вып. 3. - С. 163-170.

78. Гордеев П.Н. Хор против Шаляпина: эпизод из жизни великого артиста в эпоху революции // Музыковедение. - 2015. - № 7. - С. 3-9.

79. Гордеев П.Н. Царские ложи и казенные кресла: из истории государственных театров в 1917 году // Journal of Modern Russian History and Historiography. - Leiden: Koninklijke Brill NV, 2012. - January. - Vol. 5. - Issue 1. -P. 94-120.

80. Гордеев П.Н. «Я не удивлюсь, если все это окончится скандалом»: как

B.А. Теляковский пытался, но не смог предотвратить забастовку хора Мариинского театра // Музыковедение. - 2015. - № 11. - С. 9-14.

81. Горфункель Е.И. Григорий Григорьевич Ге // Сюжеты Александринской сцены: рассказы об актерах. - СПб.: Балтийские сезоны, 2006. -

C. 419-444.

82. Горчаков Н.А. История советского театра. - Нью-Йорк: Издательство им. Чехова, 1956. - 414 с.

83. Григориадис Г. Сухумские театры. Театр Алоизи // Греческий Сухумский вестник (приложение к газете «Афинский курьер» от 26 ноября - 2 декабря 2014 г.). - 2014. - № 77. - С. 16-17.

84. Григорьев С.И. Придворная цензура и образ Верховной власти (18311917). - СПб.: Алетейя, 2007. - 476 с.

85. Григорьев С.И., Куликов С.В. В.С. Кривенко и Министерство двора: забытый мемуарист в контексте истории забытого ведомства // Кривенко В.С. В Министерстве двора. Воспоминания. - СПб.: Нестор-История, 2006. - С. 5-38.

86. Грошева Е.А. Большой театр Союза ССР. - М.: Музыка, 1978. - 396 с.

87. Гудкова В. Смена караула, или новый театральный зритель 1920-х годов // Новое литературное обозрение. - 2013. - № 123. - С. 104-130.

88. Гуськова И.Б. Владимир Теляковский и Гликерия Федотова. К истории творческих контактов // Бахрушинские чтения: коллективная монография. - М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2017. - С. 128-132.

89. Гуськова И.Б. «Золотой петушок» - от трагедии к сказочной комедии // Музыкальная жизнь. - 2017. - № 1. - С. 56-58.

90. Гуськова И.Б. Пианист, композитор, кавалерист, директор театров // Музыкальная жизнь. - 2015. - № 9. - С. 54-56.

91. Дадамян Г.Г. Театр в культурной жизни России (1914-1917). - М.: Дар-Экспо, 2000. - 195 с.

92. Державин К.Н. Театр в законодательстве Великой Французской Революции // О театре: Временник Отдела истории и теории театра Государственного института истории искусств. Вып. II. - Л.: Academia, 1927. - С. 7-34.

93. Жеребкин М.В. Политический процесс: типология и режимы функционирования. - М.: Человек & Карьера, 1999. - 101 с.

94. Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября (февраль - октябрь 1917 г.). - Л.: Наука, 1988. - 351 с.

95. Зограф Н.Г. Малый театр в конце XIX - начале XX века. - М.: Наука, 1966. - 603 с.

96. Золотницкий Д.И. Академические театры на путях Октября. - Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1982. - 343 с.

97. Золотницкий Д.И. Об авторе этой книги // Теляковский В.А. Воспоминания. - Л.; М.: Искусство, 1965. - С. 5-16.

98. Золотухин В. Ю. Юрьев и В. Мейерхольд. «Маскарад» // Вопросы театра. - 2008. - № 1-2. - С. 226-255.

99. История советского драматического театра. В 6 т. / Отв. ред. К. Рудницкий.- М.: Наука, 1966. - Т. 1. - 407 с.

100. Кабанес О., Насс Л. Революционный невроз // Революционный невроз. - М.: Институт психологии РАН, Издательство КСП+, 1998. - С. 253-568.

101. Кара-Мурза С.Г. Малый театр: Очерки и впечатления. - М.: издание автора, 1924. - 272 с.

102. Кашин Н.П. Исторический очерк Управления Малого театра // Московский Малый театр: 1824-1924. - М.: Государственное издательство, [1924]. - С. 555-600.

103. Кларк К. Петербург, горнило культурной революции. - М.: Новое литературное обозрение, 2018. - 484 с.

104. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М.: Наука, 1987. - 438 с.

105. Колоницкий Б.И. Д.В. Философов и его дневник // Звезда. - 1992. - № 1. - С. 189-192.

106. Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть. К изучению политической культуры Российской революции 1917 года. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. - 347 с.

107. Колоницкий Б.И. «Товарищ Керенский»: антимонархическая революция и формирование культа вождя народа (март - июнь 1917 года). - М.: Новое литературное обозрение, 2017. - 511 с.

108. Колоницкий Б.И. Юбилейный год и историки революции // Российская история. - 2018. - № 1. - С. 181-187.

109. Конаев С.А. «Мы все висим в воздухе...». Письма Н.Г. Сергеева А.К. Шервашидзе (1921-1933) // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. - М.: Индрик, 2014. - Вып. 6. - С. 555-584.

110. Королева И.Г. Центральный государственный архив древних актов // Материалы к истории русского театра в государственных архивах СССР: Обзоры документов. XVII век - 1917 г. / Ред.-сост. И.Ф. Петровская. - М.: б. и., 1966. - С. 54-66.

111. Коростелев С.Г. Журнал «Летопись» (1915-1917) и газета «Новая жизнь» (1917-1918) в историко-культурном контексте. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2015. - 414 с.

112. Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века. Танцовщики. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2009. - 520 с.

113. Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века. Хореографы. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2009. - 655 с.

114. Кром М.М. Историческая антропология: Учебное пособие. СПб.; Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге; М.: Квадрига, 2010. - 214 с.

115. Купцова И.В. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в годы Первой мировой войны (июль 1914 - февраль 1917 г.). - СПб.: Нестор, 2004. - 211 с.

116. Лапшин В.П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. - М.: Советский художник, 1983. - 496 с.

117. Ларин О.Я. Примечание // Мережковский Д.С. Полное собрание сочинений Дмитрия Сергеевича Мережковского.- М.: Товарищество И.Д. Сытина, 1914. - Т. VI. - С. 277-280.

118. Латыпова Т.Л. Забытый хроникер // Лешков Д.И. Партер и карцер. Воспоминания офицера и театрала. - М.: Молодая гвардия, 2004. - С. 5-16.

119. Лащенко С.К. Директор Императорских театров А.М. Гедеонов: московские истоки санкт-петербургской театрально-административной карьеры // Искусство музыки: теория и история. - 2012. - № 5. - С. 36-90.

120. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. -М.: Мысль, 1981. - 285 с.

121. Макарова О. А.С. Суворин в дневниках С.И. Смирновой-Сазоновой. Часть I // Новое литературное обозрение. - 2014. - № 130. - С. 112-140.

122. Макерова Н. Мейерхольд и Головин // Третьяковская галерея. - 2014. - № 3. - С. 88-95.

123. Мальцева Е.Г. Александр Ильич Зилоти: пианист, педагог, организатор концертной жизни. - Ростов-на-Дону: Издательство РГК им. С.В. Рахманинова, 2017. - 469 с.

124. Мамчур Е.В. Александринский театр в начале XX века: лица и идеи // Театр. Живопись. Кино. Музыка. - 2015. - № 2. - С. 41-57.

125. Маркова Н.Г., Цинкович-Николаева В.А. Фонд Дирекции императорских театров // Материалы к истории русского театра в государственных архивах СССР: Обзоры документов. XVII век - 1917 г. / Ред.-сост. И.Ф. Петровская. - М.: б. и., 1966. - С. 67-102.

126. Мартынова О.М. Екатерина Гельцер. - М.: Искусство, 1965. - 103 с.

127. Материалы по истории русского балета: 200 лет Ленинградского государственного хореографического училища. 1738-1938 / Сост. М. Борисоглебский. В 2-х т. - Л.: Ленинградское государственное хореографическое училище, 1939. - Т. 2. - 355 с.

128. Менделеев А.Г. Жизнь газеты «Русское слово»: Издатель. Сотрудники. - М.: РОССПЭН, 2001. - 205 с.

129. Менделеев А.Г. «Роковая, родная страна...»: Кадетская газета «Речь» и ее люди. 1906-1917 гг. - М.: Издательство РАГС, 2005. - 290 с.

130. Михайлова М.В. Формирование репертуара на императорских сценах: вкус, политика, цена успеха (позиция В.А. Теляковского) // В.А. Теляковский и русский театр на рубеже XIX-XX веков. - М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2016. -С. 42-49.

131. Мокульский С. Переоценка традиций // Театральный Октябрь. - М.; Л.: б. и., 1926. - Сб. I. - С. 27-29.

132. Мокульский С. Петроградские театры от Февраля к Октябрю // История советского театра. - Л.: Ленгихл, 1933. - Т. I. - С. 1-80.

133. Мордисон Г.З. Артист - гражданин (творческая и общественная деятельность Н.Н. Ходотова в 1900-е годы) // Русский театр и общественное движение (конец XVIII - начало XX века). - Л.: ЛГИТМиК, 1984. - С. 126-138.

134. Николаев А.Б. Временный комитет Государственной думы: хроника заседаний 20-30 марта 1917 г. // Таврические чтения 2017. Актуальные проблемы истории парламентаризма: история и современность. - СПб.: Астерион, 2018. - Ч. 1. - С. 238-255.

135. Николаев А.Б. Думская революция: 27 февраля - 3 марта 1917 года: В 2 т. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. - Т. 1. - 592 с.

136. Николаев А.Б. Думская революция: 27 февраля - 3 марта 1917 года: В 2 т. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. - Т. 2. - 446 с.

137. Николаев А.Б. Источники по истории института комиссаров Временного комитета Государственной думы (по материалам РГИА) // Исследования источников по истории революции 1917 года. - СПб.: Третья Россия, 1996. - С. 10-24.

138. Николаев А.Б. Революция и власть: IV Государственная дума 27 февраля - 3 марта 1917 года. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 695 с.

139. Обрам В. Из истории музыкально-театральной жизни Москвы 19051907 гг. // Первая русская революция и театр: Статьи и материалы. - М.: Искусство, 1956. - С. 185-217.

140. Павлова М.М. М.В. Борисоглебский и его воспоминания о Федоре Сологубе // Русская литература. - 2007. - № 2. - С. 88-103.

141. Паперный З.С. О злободневном и долговечном // Русский театральный фельетон. - Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1991. -С. 5-23.

142. Патракова А.Л. Владимир Аркадьевич Теляковский в семейном окружении // В.А. Теляковский и русский театр на рубеже XIX-XX веков. - М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2016. - С. 7-14.

143. Пашкина Н. Жизнь, прожитая по девизу Гете // Жизнь по закону развивающей красоты: сборник статей об А.И. Сумбатове-Южине. - М.: Малый театр, 2009. - С. 100-117.

144. Петрова Е.А. «Театр революции» Ромена Роллана: (Драмы конца 1890-х - начала 1900-х годов и их исторические источники). - Саратов: Издательство Саратовского университета, 1979. - 248 с.

145. Песочинский Н.В. Начало театроведения. Гвоздевская школа // Имена. События. Школы. Страницы художественной жизни 1920-х годов. - СПб.: РИИИ, 2007. - Вып. 1. - С. 71-107.

146. Петровская И.Ф. Источники по истории русского дореволюционного театра в государственных архивах СССР. (Общий обзор архивных фондов и литературы) // Материалы к истории русского театра в государственных архивах СССР: Обзоры документов. XVII век - 1917 г. / Ред.-сост. И.Ф. Петровская. - М.: б. и., 1966. - С. 12-53.

147. Петровская И.Ф. Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра. - Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1971. - 199 с.

148. Петровская И.Ф. Театр и зритель российских столиц. 1895-1917. - Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1990. - 271 с.

149. Пожарская М.Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX - начала XX века. - М.: Искусство, 1970. - 410 с.

150. Преображенская И.С. О Рукописном отделе музея имени А.А. Бахрушина // По страницам театральных рукописей. Из фондов Театрального музея имени А.А. Бахрушина: Публикации, обзоры, научные статьи, сообщения. -М.: б. и., 1988. - С. 5-10.

151. Раабен Л.Н. А.И. Зилоти - пианист, дирижер, музыкальный деятель // Александр Ильич Зилоти. 1863-1945. Воспоминания и письма. - Л.: Музгиз. Ленинградское отделение, 1963. - С. 11-42.

152. Раабен Л., Шерман И. Н.А. Малько - жизнь, дирижерская и общественная деятельность // Малько Н.А. Воспоминания, статьи, письма. - Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1972. - С. 11-42.

153. Ратнер Я.В. Из истории советского театра (1917-1919 гг.) // История СССР. - 1962. - № 6. - С. 115-125.

154. Реутов Е.В. Общественно-политические процессы в автономиях Южной Сибири (1985-1991 гг.). - Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2015. - 165 с.

155. Родионов А.М. Материалы к истории театрального законодательства. (Москва - период 1917-1927 гг.) // Театры Москвы: 1917-1927. Статьи и

материалы. - М.: Государственная академия художественных наук, 1928. - С. 96152.

156. Рославлева Н. Его жизнь, его дело // Василий Дмитриевич Тихомиров: артист, балетмейстер, педагог. - М.: Искусство, 1971. - С. 14-108.

157. Ростоцкий Б.И. К истории борьбы за идейность и реализм советского театра. - М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1950. - 112 с.

158. Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. - М.: Наука, 1969. - 526 с.

159. Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство. 1898-1917. - М. ГИТИС, 2014. - 575 с.

160. Свифт Э. Культурное строительство или культурная разруха? (Некоторые аспекты театральной жизни Петрограда и Москвы в 1917 г.) // Анатомия революции. 1917 год в России: массы, партии, власть. - СПб.: Глаголъ, 1994. - С. 394-405.

161. Слонова Н.И. Лешковская. - М.: Искусство, 1979. - 272 с.

162. Смирнов И.С. Из истории строительства социалистической культуры в первый период советской власти (октябрь 1917 г. - лето 1918 г.). - М.: Госполитиздат, 1952. - 256 с.

163. Соловьёв К.А. Временное правительство в политической системе России 1917 г. // Российская история. - 2016. - № 5. - С. 20-36.

164. Сочинская Н.И., Гуськова И.Б. История архива В.А. Теляковского // В.А. Теляковский и русский театр на рубеже XIX-XX веков. - М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2016. - С. 102-108.

165. Старк Э.А. Петербургская опера и ее мастера: 1890-1910. - Л.-М.: Искусство, 1940. - 272 с.

166. Стрельникова А.Б., Филичева В.В. Библиография художественных переводов, выполненных Ф. Сологубом. Неизданные и несобранные поэтические переводы // Федор Сологуб. Разыскания и материалы / Под ред. М.М. Павловой. -М.: Новое литературное обозрение, 2016. - С. 629-709.

167. Стыкалин С.И., Кременская И.К. Советская сатирическая печать. 1917-1963. - М.: Госполитиздат, 1963. - 484 с.

168. Суриц Е.Я. Артист балета Михаил Михайлович Мордкин. - М.: КомКнига, 2006. - 256 с.

169. Суриц Е.Я. Начало пути. Балет Москвы и Ленинграда в 1917-1927 годах // Советский балетный театр. 1917-1967. - М.: Искусство, 1976. - С. 7-105.

170. Устинова Л.В. Общественно-политические процессы в российской провинции: 1943-1953 гг. (на примере Курской области). - Курск: «Индустриальный институт», 2007. - 180 с.

171. Филиппов В.А. Малый театр. - [М.]: Теа-кино-печать, 1928. - 78 с.

172. Фокин А. Управленческие стратегии Владимира Теляковского // Музыкальная жизнь. -2013. -№ 9. - С. 56-59.

173. Фролов В.К. За 50 лет. (1864-1914): (Материалы для истории газеты «Петербургский листок»). Наброски и заметки В.К. Фролова. - Пг.: Типография «Петроградского листка», 1915. - 64 с.

174. Хрусталева О.О. Роман Борисович Аполлонский // Сюжеты Александринской сцены: рассказы об актерах. - СПб.: Балтийские сезоны, 2006. -С. 325-346.

175. Чепуров А. Последний директор // Его Величество чиновник: последний директор императорских театров Владимир Аркадьевич Теляковский (1860-1924). - СПб.: б. и., 2015. - С. 4-8.

176. Чхиквишвили Д.И. Александр Иванович Сумбатов-Южин. Жизнь и творчество. - Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 1982. - 459 с.

177. Шевырин В.М. Николай Николаевич Львов: «Примирить начало власти и начало свободы, чтобы они не пожрали друг друга.» // Российский либерализм: идеи и люди / 2-е изд., испр. и доп., под общ. ред. А.А. Кара-Мурзы. - М.: Новое издательство, 2007. - С. 659-667.

178. Юфит А.З. Революция и театр. - Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1977. - 270 с.

179. Янковский М.О. Театральная общественность Петербурга в 1905-1907 гг. // Первая русская революция и театр: Статьи и материалы. - М.: Искусство, 1956. - С. 127-184.

180. Barber C. Lost in the stars: The forgotten musical life of Alexander Siloti. -Lanham, Maryland: Scarecrow Press, 2002. - 429 p.

181. Frame M. Theatre and Revolution in 1917: The Case of the Petrograd State Theatres // Revolutionary Russia: journal of the Study group on the Russian revolution. - 1999. - Vol. 12. - № 1. - P. 84-102.

182. Frame M. The St. Petersburg imperial theaters: stage and state in revolutionary Russia, 1900-1920. - Jefferson (North Carolina); London: McFarland & co, 2000. - 214 p.

183. Sayler O.M. The Russian Theatre. - New-York: Brentano's, [1922]. - 256

p.

184. Swift E.A. Popular theater and society in Tsarist Russia. - Berceley; Los Angeles; London: University of California Press, 2002. - 346 p.

Диссертации

1. Жуков А.Н. Социально-экономические и общественно-политические процессы на Смоленщине на завершающем этапе новой экономической политики: 1925-1929 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. Брянск, 2008. -229 с.

2. Михайлов Н.В. Общественно-политические процессы в гарнизонах Воронежской и Тамбовской губерний (март - октябрь 1917 г.): Дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 1996. - 198 с.

3. Ряполова Е.В. Общественно-политические и социокультурные процессы в годы хрущевской «оттепели». 1953-1964 гг.: по материалам Кубани: Дис. ... канд. ист. наук. Краснодар, 2003. - 239 с.

Электронные издания

1. Абрамова Е. Подарок императора // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yarreg.ru/articles/52890/ (дата обращения: 17 ноября 2019 г.).

2. Петров М. Хроника жизни и творчества Игоря-Северянина // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.zone.ee/severjanin/life/index.html (дата обращения: 17 ноября 2019 г.).

3. Рудзицкий А. Учитель и его ученики. Памяти академика В.Н. Перетца // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ju.org.ua/ru/publicism/551.html (дата обращения: 17 ноября 2019 г.).

4. Толстой И. Горчаков и Хлестаков // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.svoboda.Org/a/27752817.html (дата обращения: 17 ноября 2019 г.).

5. Хроника жизни и творчества Игоря Северянина // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://severyanin.lit-info.ru/severyanin/bio/hronika-zhizni.htm (дата обращения: 17 ноября 2019 г.).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.