Обучение игре с листа на основе активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Карачарова, Татьяна Ильинична

  • Карачарова, Татьяна Ильинична
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Елец
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 156
Карачарова, Татьяна Ильинична. Обучение игре с листа на основе активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Елец. 2006. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Карачарова, Татьяна Ильинична

Введение.

Глава 1. Формирование представлений о сущности умения играть с листа.

1.1. Эволюция взглядов на обучение чтению нот с листа в истории музыкальной педагогики.

1.2. Анализ современных теоретических и методических концепций процесса чтения нот с листа.

Глава 2. Методологические и теоретические предпосылки обучения чтению нот с листа.

2.1. Чтение нот с листа как целостный процесс. Его структурные элементы и психофизиологические особенности.

2.2. Особенности начального этапа обучения чтению нот с листа студентов, владеющих навыками игры на фортепиано.

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию и развитию умения играть с листа.

3.1. Изучение уровня сформированное™ технологической стороны умения играть с листа.

3.2. Проведение формирующего этапа эксперимента.

3.3. Итоги эксперимента.

Выводы по итогам эксперимента.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Обучение игре с листа на основе активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста»

Актуальность исследования. Одним из факторов, во многом определяющим успешность профессиональной карьеры музыканта, является умение играть с листа, необходимое в различных видах исполнительской (сольной, концертмейстерской и ансамблевой) и педагогической деятельности. Поэтому вопросы обучения чтению нот с листа привлекают внимание педагогов и методистов уже многие годы, начиная с методических руководств и трактатов XVI-XVIII столетий (Горчин, Ф.Э. Бах, Ф. Куперен и др.) до теоретических и методических работ нашего времени как отечественных музыкантов (Р. Верхолаз, Т. Беркман, И. Серебровский, А. Алексеев, М. Лерман, В. Островская, М. Фейгин, J1. Баренбойм, Б. Милич, Г. Цыпин, JT. Цибизова, JI. Горелашвили, К. Цатурян, П. Бережанский и др.), так и зарубежных (Й. Гат, JI. Веспреми, Е. Бэннет, X. Кэпп, Л. Хэйвл, В. Кайльман, С. Лоуренс, Л. Моури, К. Херман и др.).

Несмотря на несомненные успехи в этой области, проблема обучения чтению нот с листа до настоящего времени не является полностью решенной. В реальной жизни отмечаются «факты поразительного контраста при сопоставлении выступлений студентов-пианистов в сольных программах и. в чтении с листа» [173, с. 71], признается, что «читка с листа - «ахиллесова пята» подавляющего числа учеников» [151, с. 39], «именно отсутствие этого навыка является слабым звеном в подготовке учащихся, начиная с ДМШ и заканчивая ВУЗом» [158, с. 69].

Одной из существенных причин, объясняющих сложившуюся ситуацию, является, на наш взгляд, отсутствие методики, оптимальным образом развивающей способность к чтению нот с листа, которая опиралась бы при этом на адекватную научную базу и была бы экспериментально подтверждена практическими результатами.

Обозначенное противоречие между значимостью навыков игры с листа на фортепиано и отсутствием эффективной методики обучения этому умению составляет проблему исследования.

Мало изучены методологические основы и методические подходы в обучении игре с листа разных категорий обучающихся. Поэтому конкретизация приемов обучения с учетом специализаций, а также возрастных и образовательных особенностей музыкантов становится сложной задачей.

В наше время наиболее полно разработана методика начального обучения детей в системе ДМШ (в младших классах). Здесь приемы чтения нот с листа самым тесным образом связаны с освоением нотной грамоты и соответствующих навыков игры на фортепиано (Ф. Брянская, С. Ляховицкая, Л. Баренбойм, Б. Милич, В. Михелис, П. Бережанский, В. Голованов и др.).

При этом вне зоны внимания методистов и теоретиков остается многочисленная группа музыкантов, в профессиональной деятельности которых * умение играть с листа приобретает особую актуальность. К ней относятся студенты музыкальных факультетов вузов культуры и искусств. Учебно-методическое пособие Р. И. Хорунжей, направленное на этот контингент студентов, а так же ранее изданное пособие Р. А. Верхолаз, адресованное студентам музыкальных факультетов педагогических вузов, рассматривают отдельные практические аспекты обучения игре с листа и не решают проблему в целом.

Как правило, у данной категории студентов технологические компоненты умения играть с листа резко отстают от развития музыкального мышления и общетехнических навыков игры на фортепиано. Процессы восприятия нотного текста и создания различного уровня представлений оторваны в реальном времени от игровых действий, что сводит чтение с листа на уровень разбора произведения. В этом ракурсе результативным может оказаться обучение игре с листа на основе целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста и его активизации. Однако подобный подход не исследован ни в теоретическом, ни в практическом аспектах.

Вышесказанным определяется тема настоящего исследования и его > актуальность.

Цель исследования - разработать эффективную методику начального (технологического) этапа обучения чтению нот с листа студентов, владеющих навыками игры на фортепиано.

В соответствии с целью выдвинуты следующие задачи исследования:

1. Проанализировать состояние вопроса в историческом и теоретическом аспектах.

2. Определить и обосновать методологическую базу обучения игре нотного текста с листа.

3. Установить специфические элементы формирования и развития умения читать с листа применительно к начальному этапу обучения студентов, владеющих навыками игры на фортепиано.

4. Конкретизировать и систематизировать методические приемы и упражнения, активизирующие процесс восприятия и озвучивания нотного текста с листа.

5. Организовать и провести опытно-экспериментальное исследование в целях выявления результативности выдвинутых теоретических и методических положений обучения чтению нот с листа студентов, владеющих навыками игры на фортепиано.

Объект исследования - процесс обучения игре с листа на фортепиано. Предмет исследования - обучение игре с листа на основе активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста.

Гипотеза исследования - процесс формирования умения играть нотный текст с листа будет успешен, если:

- обучение будет опираться на адекватную теоретическую концепцию, основанную на психофизиологических закономерностях функционирования моторики музыканта;

- будут активно использоваться методические установки, построенные на включении и активизации всех компонентов, составляющих целостное умение, в деятельность по чтению с листа;

- будут выявлены и приведены к общему уровню отстающие в своем развитии навыки;

- будет преодолена интерференция навыков разучивания произведения и чтения с листа.

В качестве методологической базы выступают:

- психолого-педагогические концепции: поэтапного формирования умственных и практических действий (П. Я. Гальперин; Н. Ф. Талызина и др.); теория развивающего обучения (JI. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская, Г. М. Цыпин и др.);

- работы физиологов и психологов: теория функциональных систем (П. К. Анохин); теория координационных уровней построения движений и теория развития ловкости движений (Н. А. Бернштейн); теория кольцевого управления движениями (JI. В. Чхаидзе); теория уровневой иерархической структуры установки как механизма стабилизации деятельности

А. Г. Асмолова);

- основополагающий принцип воспитания музыканта: единство художественного и технического развития при ведущем художественном;

- концепция психофизического единства творческо-исполнительского аппарата музыканта (О. Ф. Шульпяков);

- теоретические положения научно-исследовательских работ по чтению нот с листа: о комплексном подходе к обучению игре с листа (Ф. Д. Брянская); об особенностях визуального восприятия нотного текста и оперативной памяти i

JI. И. Горелашвили); о художественном способе действия с новым музыкальным материалом при чтении его с листа (К. А. Цатурян); о многоканальное™ управления моторикой пианиста в процессе игры с листа (В. П. Сраджев);

- теория спортивной тренировки (В. М. Зациорский, Л. П. Матвеев, О. Н. Московченко и др.).

Методы исследования: обобщение передового музыкально-педагогического опыта; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; метод экспертной оценки; метод системного анализа; метод > восхождения от абстрактного к конкретному; дедуктивный метод; теоретическое моделирование; статистическая обработка данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Активизация целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста служит универсальным способом работы, пригодным для развития и координации всех компонентов умения и для эффективного обучения чтению нот с листа в целом.

2. Преодоление интерференции навыков разучивания нотного текста и навыков игры с листа является обязательным условием успешного формирования и развития умения читать с листа у музыкантов с наработанными навыками игры на фортепиано.

3. Локальное развитие отстающих звеньев умения играть с листа является эффективным средством создания гармоничного его комплекса при условии, что локальное воздействие будет ориентировано на те функции, которые выполняет тот или иной навык в целостном процессе чтения нот с листа.

Новизна исследования:

- обоснована целостность восприятия и озвучивания нотного текста как основной метод развития умения играть с листа;

- выявлены закономерные причины отставания умения играть с листа от общего музыкального и технического развития студента в классе общего курса фортепиано; I

- разработана диагностическая карта технологической стороны умения играть с листа;

- дана дефиниция ловкости моторно-двигательного аппарата музыканта-инструменталиста;

- конкретизирован научный и методический фундамент для создания комплексной методики обучения игре с листа.

Научная достоверность полученных результатов исследования обеспечена методологической базой; обоснованностью методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; проведенным практическим экспериментом, включающим в себя анализ результатов контрольной и экспериментальной групп, полученных с помощью специально разработанной методики диагностирования технологической стороны чтения нот с листа; высоким профессиональным уровнем членов экспертной комиссии.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования существенно дополняют и развивают имеющиеся теоретические и методические основы чтения нот с листа, связанные с технологическими проблемами начального этапа обучения студентов, имеющих сформированные навыки игры на фортепиано. Исходные теоретические положения могут быть использованы в дальнейших исследованиях, как часть целостной концепции обучения игре с листа.

Практическая значимость исследования определяется тем, что на его основе разработана система методических приемов, позволяющих повысить эффективность начального этапа обучения чтению нот с листа, обеспечить оптимальное освоение базовых технологических навыков, на основе которых процесс совершенствования этого умения будет проходить динамично и результативно. Предназначенные для оптимизации процесса чтения с листа общего курса фортепиано, исследуемые методы работы с новым музыкальным материалом можно адаптировать к обучению игре с листа на любом другом музыкальном инструменте. Практические приемы обучения игре с листа могут быть применимы в ДМШ, в средних специальных учебных заведениях (музыкальных, культурно-просветительных и педагогических), на музыкально-педагогических факультетах педагогических вузов для начавших обучение игре с листа на основе наработанных навыков игры на фортепиано. Основные теоретические и методические положения исследования могут использоваться в курсе лекций по методике обучения игре на фортепиано в средних и высших музыкальных учебных заведениях, на музыкальных факультетах педагогических вузов.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился факультет музыкального творчества Белгородского государственного института культуры.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедре теории, методики музыкального воспитания и исполнительства Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина; на кафедре фортепиано и научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Белгородского государственного института культуры, 2001-2006; на Открытых уроках, проводимых автором в рамках Областного методического семинара для учителей ДМШ и школ искусств Белгородской области и Межрегиональной научно-практической конференции (Белгород, 2002, 2005); на VIII Региональной научно-практической конференции Центрального региона РФ (Курск, 2006); на Всероссийских и Международных научно-практических конференциях в городах Курск (2001), Санкт-Петербург

2003-2006); Кострома (2004, 2006), Тула (2006). Основные аспекты исследования нашли отражение в 14 публикациях, в том числе - двух статьях в изданиях, реферируемых ВАК РФ. Ход исследования, его содержание и выводы наиболее полно отражены автором в монографии «Вопросы теории и методики обучения чтению нот с листа» (Белгород, 2006). Методика, разработанная в ходе исследования, стала основой для авторской экспериментальной программы по курсу «Чтение нот с листа» для студентов факультета музыкального творчества Белгородского государственного института культуры и искусств.

Общий объем публикаций по теме исследования составил 13,35 п. л.

Этапы исследовательской работы. Первый этап исследовательской работы, поисково-теоретический, длился с 1998 по 2002 год. За этот период была проанализирована учебно-методическая и искусствоведческая литература, диссертационные исследования, пособия по чтению нот с листа, а также издания по общей и музыкальной педагогике, по теории спортивной тренировки, психологии и физиологии, прямо или косвенно имеющие отношение к теме исследования. В итоге были конкретизированы цель и задачи исследования, создана методологическая база для проведения педагогического эксперимента.

Второй этап исследования (2002-2005 гг.) заключался в подготовке и проведении педагогического эксперимента, в котором приняли участие студенты факультета музыкального творчества Белгородского государственного института культуры, обучающиеся игре с листа в рамках общего курса фортепиано.

Третий, заключительный этап (2005-2006 гг.), состоял в обобщении и дифференцировании результатов исследования, анализе, обработке итогов эксперимента, выработке выводов и практических рекомендаций по итогам исследования.

В ходе настоящего исследования всестороннему анализу подвергался также многолетний опыт игры с листа, приобретенный автором в исполнительской (концертмейстерской) и педагогической деятельности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Карачарова, Татьяна Ильинична

Выводы по итогам эксперимента

Как показал эксперимент, обучение игре с листа на основе активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста нашло прямое позитивное отражение в развитии интегративной системы умения. Опора на этот, основополагающий для нашей методики принцип обучения, позволила наиболее оптимальным способом развить не только отдельные компоненты этой сложной способности, но, что самое главное, наладить их взаимодействие.

Примененные нами технологии позволили достичь определенной степени автоматизации навыков позиционной игры и игры «вслепую», метроритмических навыков, наладить мобильные зрительно-двигательные связи, развить навыки визуального упреждения играемого текста и когнитивные навыки, связанные с умением обобщать и упрощать нотный материал, сохраняя при этом основные содержательные элементы фактуры. К значительным результатам эксперимента можно отнести увеличение скоростного темпового барьера, указывающего на повышение порога восприятия нотного текста, а также увеличение доли зрительно-слухо-двигательного и проприоцептивного корректирования игровых движений, помимо доминирующего на констатирующем этапе эксперимента зрительно-двигательного.

Специально отметим, что примененный комплекс практических приемов и упражнений позволил действенно наработать гибкие свойства двигательных навыков, проявлявшихся в возросшей ловкости (пространственной, метроритмической точности и скорости) двигательных координации исполнительского аппарата музыканта.

Наглядным и наиболее ярким подтверждением эффективности методики, примененной в ходе обучения студентов экспериментальной группы, стали такие качества игрового процесса, как возросшая непрерывность и приближенность исполнения к темпу, указанному в музыкальном тексте. Эти критерии успешного чтения с листа характеризуют и технологическую, и образно-смысловую сторону умения. Следовательно, мы можем утверждать, что данная методика параллельно и одновременно решает две проблемы обучения игре с листа: и технологическую, и художественно-образную, что соответствует ведущему принципу воспитания музыканта-профессионала.

Разработанная нами и впервые использованная в данном эксперименте методика диагностирования технологической стороны умения играть с листа позволила с наибольшей достоверностью выявить отстающие навыки и особенности процесса чтения нот с листа у музыкантов, владеющих игрой на фортепиано, наглядно продемонстрировать изменения в развитии каждого элемента и всей способности в целом на итоговом этапе у студентов двух групп.

Мы считаем установленным тот факт, что акцентированное развитие у студентов экспериментальной группы базовых навыков чтения нот с листа, определенных методикой диагностирования на констатирующем этапе как «слабые звенья», позволило сформировать и усовершенствовать технологическую сторону умения играть с листа.

Совокупность методов активизации непрерывности игрового процесса, важнейшими из которых стали психологическая установка на игру в предполагаемых концертных условиях и использование ритмо-стилевых функций синтезатора в качестве вспомогательных технических средств, помогла преодолеть интерференцию навыков чтения нот с листа и разбора текста, сдерживающую, так же как и отстающие в развитии навыки, умение в целом. Без особой специальной работы в этом направлении оно имело бы дефекты, связанные с влиянием методов разучивания произведений.

При повторном диагностировании было отчетливо видно, что студенты экспериментальной группы в достаточной степени овладели методикой чтения. Это выражалось в осознанных и последовательных действиях при работе с новым нотным материалом, а также в возросшей психологической уверенности в своих действиях.

Сравнительные диаграммы по двум этапам эксперимента позволяют утверждать, что у студентов экспериментальной группы не просто улучшились те или иные отдельные навыки, но и произошли качественные изменения в общей структуре умения игры с листа. Ее строение стало более выровненным, сходным по уровню развития.

Таким образом, проведенный эксперимент доказал, что совокупность всех перечисленных форм и методов работы образует эффективную систему обучения чтению нот с листа на основе активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста (на начальном этапе, для студентов, уже владеющих навыками игры на фортепиано).

Заключение

Чтение нот с листа - многосоставное интегративное умение, сложно организованный процесс, обеспечивающийся взаимодействием различных навыков и психофизиологических механизмов, составляющих единый функциональный ансамбль. К его развитию подходили с эмпирических и теоретических позиций. В этой области накоплен внушительный научно-практический опыт, разработаны отдельные теоретические положения, научные концепции, проведены эксперименты.

Тем не менее, в повседневной работе преподавателей фортепиано отчетливо ощущается недостаток в эффективных методиках, адресованных конкретным категориям музыкантов, с учетом их возрастных, психологических и образовательных возможностей. Одна из причин -отсутствие адекватной методологической базы: установка К. Мартинсена, на которую ориентируются авторы многих работ по чтению с листа, противоречива и не во всех практических ситуациях способна оказать действенную помощь.

Более перспективной оказалась концепция, основанная на многоканальности управления моторикой музыканта, на системном подходе. Эта теоретическая концепция, основанная на работах О. Шульпякова, К. Цатуряна, В. Сраджева, в сочетании с работами Н. Бернштейна, А. Асмолова, В. Зациорского, О. Московченко, JI. Матвеева составляет адекватную методологическую базу, с помощью которой были определены принципы обучения, явившиеся узловыми для проведения педагогического эксперимента. Важнейшим из них является положение о целостности восприятия и озвучивании нотного текста, при котором все компоненты целостного умения (аттенционные, когнитивные, мнемонические, имажинитивные, сенсорные, перцептивные навыки) будут взаимодействовать и развиваться одновременно, в тесной взаимозависимости.

Адекватная методологическая база позволила вывести теоретические и методические положения обучения чтению нот с листа, эффективность которых подтверждена итогами эксперимента. Эти положения в большей мере охватывали освоение технологических навыков, актуальных на начальном этапе воспитания умения, у музыкантов с наработанными навыками игры на фортепиано. Как выяснилось, у этой категории студентов технологические компоненты умения играть с листа резко отстают от развития музыкального мышления и общетехнических навыков игры на фортепиано: навыки восприятия нотного текста, способствующие созданию эмоционально-образных представлений, явно совершеннее, чем умение реализовать эти представления в звуках инструмента.

В области владения технологией игры с листа выявлены две существенные причины, тормозящие ее развитие: это отсутствие специфических навыков, обеспечивающих процесс чтения, и интерференция навыков. Для устранения этих причин были разработаны практические методы, развивающие до общего уровня отстающие компоненты умения с обязательным последующим включением их в целостный процесс чтения с листа. Интерференция навыков чтения нот с листа и разбора музыкальных произведений преодолевалась на основе формирования навыков особого качества - гибких. В целом у испытуемых создавалась теоретическая и практическая база, на которой умение играть с листа может развиваться результативно и рационально.

Результаты эксперимента показали, что целост}юсть, непрерывность процесса игры с листа выступают как универсальный способ работы, пригодный для активизации и координации всех компонентов умения и для преодоления интерференции навыков. Этот способ работы дополняется локальным воздействием на отстающие звенья сложносоставного умения с помощью специальных упражнений. Для того чтобы локальное воздействие не нарушало функциональный ансамбль, обучение чтению нот с листа ориентировано на системный подход, при котором все компоненты целостного умения должны взаимодействовать и развиваться в тесной взаимозависимости.

Подтвердилось положение о необходимости использования методов спортивной тренировки на развитие ловкости движений, совершенствующих такое качество навыков, как гибкость. В этой связи ловкость движений определена двигательной основой умения читать ноты с листа.

В исследовании были выявлены специфические элементы формирования технологической стороны умения играть с листа применительно к начальному этапу обучения. Это психологическая установка на игру «в предполагаемых концертных условиях», игра в ансамбле с синтезатором, имеющим ритмо-стилевую функцию, специальные упражнения, без выраженных художественных задач, игра которых способствует воспитанию базовых навыков чтения нот с листа.

Качественная трансформация структуры умения играть с листа у студентов экспериментальной группы, обнаруженная при его диагностировании после обучения, свидетельствует об обоснованности положения гипотезы о необходимости специально организованной работы по выявлению и подтягиванию до общего уровня отстающих в своем развитии базовых компонентов умения. Существенное развитие за время обучающего эксперимента навыков игры, не глядя на руки, и модификации фактуры нотного текста положительно сказалось на качественных показателях умения в целом. Именно в этом проявляется доказательство названного положения, составляющего гипотезу исследования.

Получила экспериментальное подтверждение необходимость устранения интерференции навыков. Целенаправленная работа в этом направлении показала не только улучшение показателей игры без остановки и исправлений, но и косвенных признаков сформированности умения читать с листа - психологической уверенности в игре, понимания того, что и как нужно делать. Можно утверждать, что у студентов экспериментальной группы сформировалась методическая и практическая база этого умения.

В процессе подготовки и проведения эксперимента были систематизированы и разработаны методические приемы, упражнения и создана методика обучения студентов чтению нот с листа, охватывающая начальный технологический уровень. Тем самым устранялась диспропорция между более развитым художественным мышлением студентов и технологическими навыками, призванными реализовывать художественные замыслы. С помощью созданной методики формируется устойчивая база для дальнейшего совершенствования этого умения и, прежде всего, для способности достигать художественных целей. Эффективность методики детерминирована опорой на адекватные психофизиологические положения, составляющую ее методологическую основу, а ее применение при обучении студентов по общему курсу фортепиано обеспечивает гармоничное и эффективное развитие умения читать ноты с листа.

Таким образом, настоящее исследование, его теоретические, методологические положения и результаты практического обучающего эксперимента обосновали и доказали эффективность начального этапа обучения чтению с листа, основанного на активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста. Решение задач на технологическом уровне, заключающееся в формировании базовых компонентов умения, преодолении интерференции навыков и достижении непрерывности процесса озвучивания при игре с листа, во многом снимает преграды к воплощению эмоционально-образного содержания музыки. В результате исследования определен научный и методический фундамент для создания комплексной методики обучения игре с листа, пригодной для формирования не только ее технологической части. Целенаправленное построение процесса обучения, основанное на целостном подходе, включении всех компонентов интегративного умения в деятельность по чтению нот с листа, результативнее других, известных на сегодняшний день методов воздействуют на развитие этой способности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Карачарова, Татьяна Ильинична, 2006 год

1. Активизация учебной деятельности: Сборник статей под ред. Г. А. Китайгородской. Вып. 2. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 175 с.

2. Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано / А. Д. Алексеев. -М.: Музыка, 1971.-274 с.

3. Алексеев, А. Д. Из истории фортепианной педагогики / А. Д. Алексеев. -Киев: Музычна Украина, 1974. 140 с.

4. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства: Учебник в 3-х частях. -Ч. 1 и 2.-2-е изд., доп./А. Д. Алексеев. -М.: Музыка, 1988.-415 с.

5. Альбом для чтения нот с листа (для фортепиано) / Сост. и пед. ред. М. А. Шариковой. Вып. I. - М.: Музыка, 1962. - 40 с.

6. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1968. - 547 с.

7. Анохин, П.К. Теория отражения и современная наука о мозге / П. К. Анохин. М.: Знание, 1970. - 46 с.

8. Арановский, М. Г. Мышление, язык, семантика / М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: Сборник статей. М.: Музыка, 1974.-С. 90-128.

9. Арчажникова, Л.Г. Проблемы взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков в процессе обучения игре на фортепиано в общеобразовательной школе: Автореф. дисс. канд. пед наук.-М., 1971.-22 с.

10. Асмолов, А. Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1979.- 150 с.

11. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. - 192 с.

12. Базиков, А. С. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления / А. С. Базиков. -Тамбов: ТГМПИ, 2002. 312 с.

13. Баренбойм, JI. А. Фортепианная педагогика: Учебное пособие по курсу методики фортепианного обучения (для консерваторий). Часть 1 / Л. А. Баренбойм. -М.: Музгиз, 1937.-212 с.

14. Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм. Л.: Музыка, 1974. - 336 с.

15. Баренбойм, Л. А. Путь к музицированию. Вып. 1 / Л. Баренбойм, Ф. Брянская, Н. Перунова. - Л.: Советский композитор, 1981. - 184 с.

16. Баренбойм, Л. А. Путь к музыке / Л. Баренбойм, Н. Перунова. Л.: Советский композитор, 1989. - 168 с.

17. Бах, Ф. Э. Опыт об истинном искусстве игры на клавире / Ф. Э. Бах //

18. A. Алексеев. Из истории фортепианной педагогики. Киев: Музычна Украина, 1974.-С. 40-55.

19. Беляева-Экземплярская, С. Заметки о психологии восприятия времени в музыке / С. Беляева-Экземплярская // Проблемы музыкального мышления: Сборник статей. М.: Музыка, 1974. - С. 303-329.

20. Бережанский, П. Н. Формирование и развитие способности чтения нот с листа: Пособие для преподавателей фортепианных отделений ДМШ / П. Н. Бережанский. Курск, 1996. - 32 с.

21. Беркман, Т.А. Методика обучения игре на фортепиано: Пособие для студентов-заочников музыкально-педагогических факультетов / Т.А. Беркман. -М.: Просвещение, 1977. 104 с.

22. Бернштейн, Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. М.: Медгиз, 1947.-255 с.

23. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.

24. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогических технологий /

25. B. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.

26. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.

27. Большой толковый психологический словарь. В 2-х томах / Сост. А. Ребер. Т. 1. - М.: Вече, 2001. - 590 с.

28. Брянская, Ф. Д. Пособие по чтению нот с листа на фортепиано. В 2-х частях / Под общ. ред. С. Ляховицкой / Ф. Брянская, Л. Ефимова, С. Ляховицкая. - Ч. 1 - Л.: Музыка, 1963, 1964; Ч. 2 - Л.: Музыка, 1969. -114с.

29. Брянская, Ф. Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста: Методические материалы / Ф. Д. Брянская. -М.: Музыка, 1971.-56 с.

30. Брянская, Ф. Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста: Дисс. канд. иск. Л., 1972. - 170 с.

31. Буасъе, А. Уроки Листа / А. Буасье. Л.: Музыка, 1964. - 67 с.

32. Булыго, К. М. Проблемные ситуации в обучении музыканта-исполнителя: Методические рекомендации / К. М. Булыго. Минск: Министерство культуры БССР, Лаборатория по учебным заведениям, 1979.-59 с.

33. Бучнев, А. А. Особенности использования технических средств в обучении и игре на духовых инструментах: Автореф. дисс. . канд. иск. -М., 2002.-28 с.

34. Буховцев, А. Н. Пособие для приобретения первоначального навыка в чтении нот в фортепианных ключах / Сост. А. Буховцев / А. Н. Буховцев. М.: П. Юргенсон, ценз. 1897. - 20 с.

35. Вартанов, С. Я. Аппликатура и позиционность в пианистических стилях конца XIX первой половины XX века: Автореф. дисс. . канд. иск. -М., 1978.-28 с.

36. Варшавский Г. В. О передаче нотного текста в баховские времена / Г. В. Варшавский // Проблемы музыкального образования и педагогики: Межвузовский сборник научных трудов. СПб.: Образование, 1994. -С. 45-46.

37. Введение в теорию физической культуры / Подгот. JI. П. Матвеевым. -М.: Физкультура и спорт, 1983. 128 с.

38. Верхолаз, Р. А. Вопросы методики чтения нот с листа / Р. А. Верхолаз. -М.: АПН РСФСР, 1960. 45 с.

39. Веспреми, Л. Чтение нот / JT. Веспреми // Ребенок за роялем: Педагоги-пианисты социалистических стран о фортепианной методике. М.: Музыка, 1981.-С. 82-85.

40. Выготский, Л. С. Психология искусства / JI. С. Выготский / Сост. авт. послесл. М. Г. Ярошевский Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 480 с.

41. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания / П. Я. Гальперин // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: МГУ, 1976. - С. 221.

42. Гальперин, П. Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. -4-е изд. / П. Я. Гальперин. М.: Книжный дом «Университет», 2002. -336 с.

43. Гат, Й. Техника игры на фортепиано / И. Гат / Пер. с венг. Эржебет Фоно. М./Будапешт: Музгиз/Корвина, 1957. - 232 с.

44. Гитлиц, В. Пособие по чтению нот с листа на материале песен народов СССР (V-VII кл. ДМШ) / В. Гитлиц / Сост., ред., метод, коммент. В. Гитлица. М.: Музыка, 1967. - 78 с.

45. Голованов, В. Техника беглого чтения нот: Для преподавателей и учащихся ДМШ и ДТПИ / В. Голованов. М.: Композитор, 2002. - 61 с.

46. Голованов, В. Техника беглого чтения нот: Нотное приложение / В. Голованов. М.: Композитор, 2002. - 80 с.

47. Горелашвили, Л. И. Некоторые особенности визуального восприятия и оперативной памяти пианиста в процессе игры с листа: Дисс. . канд. иск. Тбилиси, 1977. - 150 с.

48. Горелашвили, Л. И. Некоторые особенности визуального восприятия и оперативной памяти пианиста в процессе игры с листа: Автореф. дисс. . канд. иск. Тбилиси, 1978. - 16 с.

49. Горбунова, И. Б. Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе: Учебное пособие / И. Б. Горбунова, А. В. Горельченко. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - 65 с.

50. Готлиб, А. Заметки о чтении с листа / А. Готлиб // Советская музыка, 1958, №3.-С. 14.

51. Гофман, И. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре / И. Гофман. М.: Музгиз, 1961.-223 с.

52. Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. -160 с.

53. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996.-240 с.

54. Друскин, М. Клавирная музыка / М. С. Друскин. Л.: Музгиз, 1960. -284 с.

55. Дюбал, Д. Вечера с Горовицем / Д. Дюбал. М.: Классика-ХХ1, 2001. -388 с.

56. Евтихиев, П. Я. Анатомо-физиологическая школа: Новое осмысление и оценка / П. Н. Евтихиев. М.: МГПУ, 2002. - 237 с.

57. Живов, Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальных училищах: Методические записки / Л. Живов. М.: Музыка, 1966.-98 с.

58. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогических исследований / В. И. Загвязинский, Р. М. Атаханов. М.: Академия, 2001.-208 с.

59. Запорожец, А. Восприятие и действие / А. Запорожец, В. Зинченко, Л. Венгер, А. Рузская. М.: Просвещение, 1967. - 323 с.

60. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. -М.: Физкультура и спорт, 1971. 200 с.

61. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции / В. А. Иванников. 2-е изд., испр. и доп. - М.: УРАО, 1998. - 140 с.

62. Искакова, Ж. Ж. Специфика подготовки студентов с разным уровнем музыкального развития в классе фортепиано: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1997. - 20 с.

63. Камаева, Т. Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой курс / Т. Камаева, А. Камаев. Первое изд. - М.: Классика-XXI. - 100 с.

64. Качармлша, Т. А. Проблемы освоения нотной грамоты в процессе обучения игре на фортепиано: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1989. -206 с.

65. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. М.: Таланты - XXI век, 2004. - 496 с.

66. Коган, Г. М. Работа пианиста / Г. М. Коган. М.: Музиздат, 1963. -200 с.

67. Кожевникова, 3. Я. Тренировка ловкости баскетболиста / 3. Я. Кожевникова. М.: Физкультура и спорт, 1971. - 76 с.

68. Конопкин, О. А. Психологические механизмы регуляции движений / О. А. Конопкин. -М.: Наука, 1980.-256 с.

69. Королев, Ф. Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях / Ф. Ф. Королев // Советская педагогика, 1978, №9.-С. 105-116.

70. Корто, А. О фортепианном искусстве: Статьи, материалы, документы / А. Корто / Пер. с франц. М.: Музыка, 1965. - 363 с.

71. Краевский, В. В. Методология научного исследования / В. В. Краевский. -СПб.: ЛГУП, 2001.- 143 с.

72. Креч, Д. Восприятие движения и времени // Хрестоматия по ощущению и восприятию / Д. Креч, Р. Крачфилд, Н. Ливсон. М.: МГУ, 1975. -С. 371-385.

73. Кубанцева, Е.И. Чтение нотного текста с листа и импровизация // Е. Н. Кубанцева. Концертмейстерский класс: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. - С. 95-100.

74. Куперен, Фр. Искусство игры на клавесине / Фр. Куперен / Пер с фр. -М.: Музыка, 1973.- 152 с.

75. Ландовска, В. Старинная музыка / В. Ландовска / Пер. с польского 3. Савеловой. М.: П. Юргенсон, 1913. - 133 с.

76. Левитов, Н. Д. Психология труда / Н. Д. Левитов. М.: Учпедгиз, 1963. -340 с.

77. Легкие пьесы для чтения с листа'. Для фортепиано в 4 руки. Младшие классы ДМШ / Сост. и автор перел. Т.Яковлева. М.: Советский композитор, 1975.-36 с.

78. Леймер, К. Современная фортепианная игра: Метод Леймера-Гизекинга // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / Под ред. С. М. Хентовой. -М./Л.: Музыка, 1966. С. 168-183.

79. Лерман, М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста / М. Лерман // Вопросы фортепианной педагогики: Сборник статей / Под ред. В. Натансона. Вып. 3. -М.: Музыка, 1971. С. 69-76.

80. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.

81. Либерман, Е. Работа над фортепианной техникой: Учебное пособие / Е. Либерман. 2-е изд., доп., перераб. - М.: Музыка, 1985. - 136 с.

82. Лонг, М. Французская школа фортепиано / М. Лонг // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / Под ред. С.М. Хентовой. М./Л.: Музыка, 1966. - С. 208-235.

83. Лурия, А. Р. Ощущения и восприятие: Материалы к курсу лекций по общей психологии / А. Р. Лурия. М.: МГУ, 1975. - 112 с.

84. Любомудрова, Н. А. Фортепианные классы Московской консерватории в 60-70-х годах прошлого столетия / Н. А. Любомудрова // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 3. М.: Музгиз, 1962. -С. 263-297.

85. Маккиннон, Л. Игра наизусть / Л. Маккиннон / Пер. с англ., вступ. ст. и прим. Ф. Соколова. Л.: Музыка, 1967. - 144 с.

86. Малое, О. Ю. Методические рекомендации к освоению нотного текста в фортепианной музыке 20 века / О. Ю. Малов. JL: ЛТК им. А. Н. Римского-Корсакова, ФПК, 1984. - 62 с.

87. Малинковская, А. Фортепианно-исполнительское интонирование: Проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в методико-теоретической литературе XVI-XX веков: Очерки / А. В. Малинковская. М. Музыка, 1990. - 191 с.

88. Мартинсен, К. А. Индивидуальная фортепианная техника / К. А. Мартинсен. М.: Музыка, 1966. - 220 с.

89. Мартинсен, К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано / К. А. Мартинсен / Ред., коммент., вступ. статья JI. И. Ройзмана. М.: Музыка, 1977. - 128 с.

90. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / JI. П. Матвеев. М: Физкультура и спорт, 1991. - 542 с.

91. Мейлих, Е. Некоторые вопросы методики и организации занятий по чтению с листа и музицированию: Учебно-методическое пособие для педагогов фортепианного отделения музыкальных школ / Е. Мейлих. -Рига: Метод, каб. учеб. заведений, 1981. 20 с.

92. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина и др. / Под ред. Э. Б. Абдуллина. М.: Академия, 2002. - 272 с.

93. Милерян, Е. А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений / Е. А. Милерян. М.: Педагогика, 1973. -300 с.

94. Милич, Б. Воспитание ученика-пианиста / Б. Милич. Киев: Музычна Украина, 1977.-80 с.

95. Миронова, Н. И. Диагностика двигательных способностей как условие активизации обучения игре на музыкальном инструменте: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М., 1983.- 15 с.

96. Михелис, В. В. Первые уроки юного пианиста / В. В. Михелис. М.: Музгиз, 1962.-64 с.

97. Монсенжон, Б. Рихтер. Диалоги, Дневники / Б. Монсенжон. М.: Классика-ХХ1, 2003. - 480 с.

98. Московченко, О. Н. Теория и методика физической культуры: Курс лекций / О. Н. Московченко. Красноярск: Гос. тех. ун-т, 1994. - 160 с.

99. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Советская Энциклопедия, 1990. - 670 с.

100. Муцмахер, В. И. Осмысленное запоминание как условие успешного усвоения музыкальных произведений: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1974.-19 с.

101. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. - 383 с.

102. Науказ, Д. А. Формирование умений и навыков чтения с листа и транспонирования в процессе концертмейстерской подготовки учителя музыки: Методическое пособие / Д. А. Науказ. М.: Прометей, 2000. -16 с.

103. Нейгауз, Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники / Г. Г. Нейгауз. -М.: Советский композитор, 1983. 528 с.

104. Нейгауз, Г. Г. Воспоминания о Г. Г. Нейгаузе / Г. Г. Нейгауз. М.: Классика-ХХ1, 2002. - 540 с.

105. Немое, Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. уч. зав. В 3-х кн. / Р. С. Немов. Книга 1. Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1995. - 576 с.

106. Николаев, В. А. Шопен-педагог / В. А. Николаев. М.: Музыка, 1980. -84 с.

107. Николаев, А. А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма / А. А. Николаев. М.: Музыка, 1980. - 112 с.

108. Новиков, А. М. Процесс и методы трудовых умений / А. М. Новиков. -М.: Высшая школа, 1986. 288 с.

109. Новиков, А. М. Методология образования / А. М. Новиков. М.: Эгвес, 2003.-319 с.

110. Ныркова, В. Д. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей: История и методологические принципы / В. Д. Ныркова. М.: Музыка, 1988. - 47 с.

111. Островская, В. Г. О чтении с листа: Методическая работа. Рукопись / Библиотека Московской консерватории / В. Г. Островская. М., 1969. -24 с.

112. Особенности процесса чтения нот с листа на дирижерско-хоровом отделении музыкальных училищ: Метод, разработка для муз. училищ / Сост. А. В. Блажевич. М., Министерство культуры РСФСР, 1988. -24 с.

113. Орбели, Л. Вопросы высшей нервной деятельности / JI. Орбели. M./JL: АН СССР, 1949.-803 с.

114. О работе концертмейстера / Ред.-сост. М. Смирнов. М.: Музыка, 1977.-С. 5.

115. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 4-е изд. - М.: Школьная пресса, 2002. - 512 с.

116. Петрушин, В. И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. М.: ВЛАДОС, 1997. -384 с.

117. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. В 2 кн. / И. П. Подласый. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 576 с.

118. Подольская, В. Развитие навыков аккомпанемента с листа / В. Подольская // О работе концертмейстера: Сборник статей кафедры концертмейстерского мастерства МГК им. П. И. Чайковского. М.: Музыка, 1974.-С. 88-110.

119. Пособие по чтению нот с листа (для фортепиано). Вып.1: Младшие и средние классы ДМШ / Сост. и ред. А. Батагова, Е. Орловой. М.: Советский композитор, 1976. - 34 с.

120. Пресман, М. А. Н. Скрябин. Воспоминания (к 25-летию со дня смерти) / М. Пресман. М.: Музгиз, 1940. - С. 32-33.

121. Прокофьев, С. Детство. Изд. 5-е / С. Прокофьев. - М.: Музыка, 1983. -192 с.

122. Прокофьев, Г. П. Игра на фортепиано / Г. П. Прокофьев. М.: Муз. сектор, 1927.- 152 с.

123. Прокофьев, Г. П. Формирование музыканта-исполнителя / Г. П. Прокофьев. М.: АПН РСФСР, 1966. - С. 288-294.

124. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2003. - 432 с.

125. Риман, Г. Катехизис фортепианной игры / Г. Риман / Пер. с нем.

126. A. Буховцева. М.: Муз. сектор, 1929. - 96 с.

127. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х томах / Гл. ред.

128. B.В.Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - Т. 1 -607 с.

129. Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии. Серия «Мастера психологии» / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2001. - 720 с.

130. Рудь, И. Д. О возможностях теоретико-информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления и восприятия / И. Д. Рудь, И. И. Цуккерман // Проблемы музыкального мышления: Сборник статей. -М.: Музыка, 1974. С. 207-229.

131. Савшинский, С. И. Работа пианиста над техникой / С. И. Савшинский. -J1.: Музыка, 1968.-107 с.

132. Салосин, В. Т. Методологические основания метода активизации резервных возможностей личности обучаемого / В. Т. Салосин, Т. Ф. Кияненко // Активизация учебной деятельности. Межвузовский сборник. Куйбышев: КГУ, 1986. - С. 5-11.

133. Серебровский, И. Б. К вопросу о развитии навыка чтения с листа / И. Б. Серебровский // Труды Ленинградского института культуры им. Н. К. Крупской.-Т. 13.-Л., 1963.-С. 161-168.

134. Серебряная, Я. И. Использование технических средств в обучении навыкам чтения нотных текстов // Вопросы оптимизации обучения игре на фортепиано. Ташкент, 1980. - С. 40-42.

135. Серебряная, Я. И. Слуховые представления и двигательная реакция при чтении нот с листа / Я. И. Серебряная // Тезисы докладов Республиканского семинара преподавателей ССУЗов и ВУЗов культуры и искусств. Ташкент, 1990.

136. Сильд, О. Структура комплекса профессиональных навыков и умений скрипача: Автореф. дисс. канд. иск. Л., 1987.-24 с.

137. Слуцкая, Л. С. Совершенствование профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей (из опыта работы фортепианного факультета МГК им. П. И. Чайковского): Дисс. канд. иск. -М., 2000. 180 с.

138. Смирнов, В. Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии / В. Н. Смирнов // Вопросы психологии, 2004, № 3. С. 64-70.

139. Смирнова, Т. И. Фортепиано. Интенсивный курс: Методические рекомендации: Пособие для преподавателей, детей и родителей / Т. И. Смирнова. -М.: Крипто-логос, 1992. 56 с.

140. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. Минск: Современное слово, 2001. - 928 с.

141. Солсо, Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. М.: Тривола / М.: Либерия, 2002. - 600 с.

142. Сраджев, В. П. Взаимодействие слуховой и двигательной сфер в процессе формирования исполнительской техники пианиста: Дисс. . канд. иск.-Л., 1985.- 173 с.

143. Сраджев, В. П. Теоретические основы формирования исполнительской техники пианиста: Дисс. доктора иск. Киев, 1990. - 383 с.

144. Сраджев, В. П. Закономерности управления моторикой пианиста / В. П. Сраджев. М.: Контенант, 2004. - 216 с.

145. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. Изд. 4-е, пер. и доп. / Л. Д. Столяренко. - Р. н/Д., Феникс, 2001. - 672 с.

146. Суворова, Г. А. Психология деятельности: Учебное пособие для студентов психологических и педагогических вузов / Г. А. Суворова. -М.: ПЕРСЭ, 2003.-176 с.

147. Сулейманов, Р. Ф. Психологические особенности быстрого чтения с листа музыкальных произведений / Р. Ф. Сулейманов // Музыковедение. Приложение к журналу «Музыка и жизнь». М., 2006, № 2. - С. 27-32.

148. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд, стереотипное / Н. Ф. Талызина. - М.: Академия, 2001.-288 с.

149. Теплое, Б. Психология музыкальных способностей / Б. Теплов. Л./М.: АПН РСФСР, 1947.-335 с.

150. Терентьева, Н. А. История и теория музыкальной педагогики и образования: Учебное пособие в 2-х частях / Н. А. Терентьева. СПб.: Образование, 1994, Ч. 1 - 64 е., Ч. 2 - 148 с.

151. Технические средства обучения в курсе фортепиано: Методические рекомендации / Сост. Клин В. Л. Киев: Гос. инст. культуры им. А. Е. Корнейчука, Кафедра ф-но, 1982. - 34 с.

152. Ткач, Э. С. Формирование профессиональных умений и навыков в области музыкально-педагогической диагностики: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1978.-223 с.

153. Толкачева, И. Навык чтения нот с листа / И. Толкачева // Музыкальная педагогика / Под ред. В. В. Крюкова. Р. н/Д.: Феникс, 2002. - 288 с.

154. Трифонов, Н. А. Теория и практика фортепианной педагогики: Учебное пособие / Н. А. Трифонов. Куйбышев, 1979. - 94 с.

155. Узнадзе, Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д. Н. Узнадзе. Тб.: Акад. наук Груз. ССР, 1961. - 210 с.

156. Учебные планы Детской музыкальной школы / Министерство культуры СССР.-М., 1969.

157. Фарфель, В. С. Физиология спорта: Очерки / В. С. Фарфель. М.: Физкультура и спорт, 1960. - 384 с.

158. Фейгин, М. Музыкальный опыт учащегося / М. Фейгин // Вопросы фортепианной педагогики: Сборник статей / Под ред. В. Натансона. -Вып. 3. М.: Музыка, 1971. - С. 3-38.

159. Формирование навыков чтения инструментальной литературы на фортепиано: Методические рекомендации для слушателей ФПК / Сост. Л. Д. Цибизова. М.: Гос. муз-пед. ин-т им. Гнесиных, ФПК, 1989. -116 с.

160. Фролова, Н. А. Совершенствование профессионально-технической подготовки учащегося в контексте традиций мировой музыкальной педагогики (теоретические и методические аспекты): Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1998. - 24 с.

161. Хазанов, П. А. Оптимизация самостоятельных (домашних) занятий учащихся-музыкантов (на материале работы класса общего фортепиано): Дисс. канд. пед. наук.-М., 1996.- 156 с.

162. Хорунжая, Р. И. Пособие по чтению с листа на фортепиано для III-IV кл. ДМШ / Р. И. Хорунжая. JL: Музгиз, 1963.

163. Хорунжая, Р. И. Развитие навыка чтения нот с листа: Учебное пособие по курсу фортепиано для факультетов народного музыкального творчества академий, университетов, и институтов культуры и искусства / Р. И. Хорунжая. М.: МГУК, 1998. - 112 с.

164. Цатурян, К. А. Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1983. -216 с.

165. Цатурян, К. А. Чтение с листа / К. А. Цатурян // Теория и методика обучения игре на фортепиано. -М.: ВЛАДОС, 2001. С. 126-138.

166. Цыпин, Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дисс. доктора пед. наук. М., 1978. - 28 с.

167. Цыпин, Г. М. Обучение игре на фортепиано: Учебное пособие / Г. М. Цыпин. -М.: Просвещение, 1984. 176 с.

168. Цыпин, Г. М. Исполнитель и техника / Г. М. Цыпин. М.: Академия, 1999.- 183 с.

169. Цыпин, Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика / Г. М. Цыпин. СПб.: Алетейя, 2001. - 318 с.

170. Цыпин, Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля) / Геннадий Моисеевич Цыпин; Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова. Тамбов, 2005. - 337 с.

171. Чегодаева, М.Д. Оптимизация индивидуальных занятий с учащимися-музыкантами: К проблеме совершенствования структуры урока в музыкально-исполнительских классах педагогических вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 2003.

172. Чертовский, А. Н. Инновационные подходы к начальному обучению игре на фортепиано (на материале учебной работы с учащимися подросткового и раннего юношеского возраста): Дисс. . канд. пед. наук. -М., 2000. 151 с.

173. Чхартишвили, Ш. Некоторые спорные проблемы психологии установки / Ш. Чхартишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1971. - 273 с.

174. Чхаидзе, Л. В. Об управлении движениями человека / Л.В.Чхаидзе. -М.: Физкультура и спорт, 1970. 136 с.

175. Шахов, Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна / Г. Шахов. М.: Музыка, 1987. - 190 с.

176. Шендерович, Е. В концертмейстерском классе: Размышления педагога / Е. М. Шендерович. М.: Музыка, 1996. - 206 с.

177. Шульпяков, О. Ф. Фактор обобщения в процессе формирования исполнительского мастерства / О. Ф. Шульпяков // Вопросы воспитания музыканта-исполнителя. Вып. 68.-М.: Музыка, 1983.

178. Шульпяков, О. Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ / О. Ф. Шульпяков. JL: Музыка, 1986. - 124 с.

179. Шуман, Р. Жизненные правила музыканта / Р. Шуман // Избранные статьи о музыке. -М.: Музгиз, 1956. 360 с.

180. Щапов, А. П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище / А. П. Щапов. M./JL: Госмузиздат, 1947. - 114 с.

181. Щапов, А. П. Фортепианная педагогика / А. П. Щапов. М.: Советская Россия, 1960.-172 с.

182. Элиава, Н. Л. Проблема установки в психологии мышления: Автореф. дисс. доктора пед. наук. -Тб., 1966.-39 с.

183. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин / Под общ. ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. -554 с.

184. Юдин, А. П. Новый музыкальный материал в структуре обучения музыкальному искусству: сущность, функции, методы управления (в классе фортепиано на музыкально-педагогическом факультете): Дисс. канд. пед. наук. М., 1989. - 208 с.

185. Юдин, И. Формирование концертмейстерского мастерства (класс баяна и аккордеона): Учебно-методическое пособие / И. Юдин. Орел: ОГИК, 1999.-64 с.

186. Яворский, Б. Л. Методическая хрестоматия по курсу общего фортепиано / Б. JI. Яворский. М.: Музгиз, 1937. - 110 с.

187. Якиманская, КС. Развивающее обучение / И.С.Якиманская. М.: Педагогика, 1979. - 144 с.

188. Bennet E., Сарр H. Coplete series of sight reading and ear test: for piano. -Book 1-6. Oakville: F. Harris music Co., 1968-1969.

189. Deutsch L. Guided sight reading A new approach to piano study. - New York: Croos, 1950.-108 p.

190. Havill L. You can sight read. Book 1,2.- Bryn Mawr: Theodor Presser Co., 1969.-48 p.

191. Herrmann K. Vom Blatt. Primavista-lehrgang fur klavierspieler. Textband. -Z.: Hug und Co., 1971.- 155 p.

192. Keilmann W. Introduction to sightreading. -N.Y.: Peters, 1972. 58 p.

193. Lawrence Sidney J. Remedial sightreading for piano student. N.Y.: Hewlett, 1967.-112 p.

194. Maury L. Magic lines and spaces. Solves sight reading problems. La Canada, Calif., 1973.-85 p.

195. Neisser U. Cogniteve psychology. New York: Appleton Centrum Crofts, 1967.

196. Teaching piano: A comprehensive guide a reference book for the instructor / Ed. by Denes Agey et all. New York ect.: Yorktown music press Co., 1981.

197. Schott S. So spielen sie bar Piano. Mainz ect.: Schott Co., 1996. - 269 p.

198. Shrader D. An aural approach to rhythmic sight reading based upon principles of programmed learning. Oregon: University, 1970. - 161 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.