Онтологическая триада "пространство - человек - текст" как специфическая коммуникативная система: Психолингвистическое исследование тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, доктор филологических наук Борисова, Светлана Александровна

  • Борисова, Светлана Александровна
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 2004, Ульяновск
  • Специальность ВАК РФ10.02.19
  • Количество страниц 490
Борисова, Светлана Александровна. Онтологическая триада "пространство - человек - текст" как специфическая коммуникативная система: Психолингвистическое исследование: дис. доктор филологических наук: 10.02.19 - Теория языка. Ульяновск. 2004. 490 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук Борисова, Светлана Александровна

Ф СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА ПЕРВАЯ ^ ПРОСТРАНСТВО, ЧЕЛОВЕК, ТЕКСТ

КАК ЭЛЕМЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ СИСТЕМЫ.

1.1. Пространство как онтологическая категория.

1.2. Семиотическое пространство.

1.3. Человек и смысловой универсум.

1.4. Восприятие пространства как познание мира.

1.5. Языковая и концептуальная картина мира.

1.6. Текст как форма репрезентации пространства.

ГЛАВА ВТОРАЯ

ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО»

ТЕКСТОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.

2.1. Пространство и время текстовой коммуникации.

2.2.Внутритекстовые пространственные связи и отношения.

2.3.Синтагматическое пространство текста.

2.4.Особенности вербального и невербального поведения реципиентов.

2.5. Составность текстового пространства.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

ОРГАНИЗАТОРЫ ТЕКСТОВОГО ПРОСТРАНСТВА.

3.1 .Научный текст как форма репрезентации научного знания.

3.2. Мобильность текстовых элементов в пространстве восприятия.

3.3. Внутренние границы пространства научного текста.

3.4. Разноуровневые комплексы организаторов текстового пространства.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ТЕКСТОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ХРОНОТОПА ИНДИВИДУАЛЬНОГО И

КОЛЛЕКТИВНОГО БЫТИЯ. ф 4.1. Жизненное пространство «героя пути».

4.2. Организаторы текстового пространства. как вербализаторы концептосферы текста.

4.3.Реконструкция социального и индивидуального пространства. героя места».

4.4. Спациально-темпоральные характеристики языковых единиц.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Онтологическая триада "пространство - человек - текст" как специфическая коммуникативная система: Психолингвистическое исследование»

Пространство и время относятся к числу главных бытийных категорий, являются фундаментальными понятиями культуры, играют важнейшую роль в человеческом мышлении, выступая базовыми концептуальными структурами, па основе которых формируются суждения человека об окружающей его реальности. Пространство -одна из первых реалий бытия, которая воспринимается и дифференцируется человеком, организуется вокруг человека, ставящего себя в центр макро- и микро - космоса: «любое существование возможно лишь в формах определенной пространственной и временной конкретности» (Ю.М.Лотмап). Пространство и время - две важнейшие формы существования материи, объективированные человеком в языке для обозначения ориентации в конкретном пространстве и конкретном времени. Неразрывное единство - «пространство-время», в котором все в мире существует, М.М. Бахтин определил как «хронотоп» - «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений».

Категория пространства и ее границы, свойства и характеристики пространства, пространственные отношения между объектами, расположенными в нем, в разных аспектах являются предметом рассмотрения многих наук. Новейшие концепции, сформировавшиеся в результате привлечения к лингвистическому описанию данных из психологии, культурологии, социологии, философии и ряда других дисциплин, позволили рассмотреть триаду «пространство - человек - текст» как систему в рамках антропоцентрической парадигмы, предусматривающей изучение психических процессов, происходящих в сознании человека, выявление механизмов, обеспечивающих функционирование языковой способности, а также рассмотрения вопросов, касающихся использования человеком языка как средства овнешнения сознания и репрезентации концептов, рассматриваемых в качестве элементов «внутреннего языка» индивида, в форме языковых единиц, а также показать универсальность, глобальный характер онтологической триады, выражающий сущностные характеристики бытия, проанализировать весь комплекс сложных и многосторонних внутрисистемных связей и отношений, выявить и описать особенности триады как специфической коммуникативной системы.

Теоретическую основу исследования онтологической триады «пространство -человек - текст» составили научные труды российских и зарубежных ученых, в которых пространство исследовалось как основная форма бытия (Кант, Ньютон, Лейбниц, Хайдеггер); как характеристика сознания (М.К.Мамардашвили), психики (Л.Веккер); а также культуры, рассматриваемой как «деятельность организации пространства» (Бахтин 1975; Лессниг 1957; Лотман 1986; Флоренский 1993); пространство связывается с картиной мира (Гачев 1967, 1995; Лотман 1988, Топоров 1992), а типология пространства рассматривается в рамках языковой картины мира (Иванов, Топоров 1965, 1974; Никитина 1993; Цивьян 1990); пространственная семантика различных языковых единиц рассматривается как отражение одной или нескольких сторон национальной картины мира (Булыгина, Шмелев 1989; Всево-лодова, Владимирский 1982; Яковлева 1994 и др.). Пространство художественного текста представлено как элемент его структуры (Лотман 1970; Успенский 1970), анализируемой в рамках лингвистики текста (Москальская 1981, Тураева 1986); ряде исследований само пространство рассматривается как текст (Топоров 1983, Брудный 1998, Налимов 1989). В лингвокогнитивных исследованиях пространства (L.Talmy, A.Herskovits, Janda, G.Lakoff, R. Langacker) основное внимание уделяется геометрической концептуализации, выявляемой на базе изучения семантики локативных предлогов; отношения различного характера, возникающие между объектами как реального, так и возможного мира интерпретируются па основе пространственных схем в рамках Гипотезы о вссобщейпространственной Форме (ДжЛакофф).

Для полного представления пространственной картины, отображенной в языковой семантике, более адекватным является описание пространственных свойств и отношений в рамках чувственной абстрактной модели пространства, форм и способов его репрезентации в сознании человека. В этом смысле понятие пространства соотносимо с понятием ментальных структур, так как ментальное пространство представляет собой совокупность ментальных репрезентаций соответствующих любой области человеческого знания. Применительно к языку категория трехмерности дает возможность рассмотреть его в виде пространства и объема, в которых появляется и находит свое формирование мыслительная деятельность человека (Степанов 1985). В соответствии с современным лингвистическим подходом основная функция языка состоит не только в передаче информации и осуществлении референции к независимой от него реальности, но и в ориентации личности в ее собственной познавательной деятельностной области, т.е. язык стал в большей степени рассматриваться как система ориентирующего и деятельпостно-го поведения, где коннотация играет решающую роль.

Пространство и время являются сопряженными характеристиками материального бытия, определяют его хронотоп, предполагающий их сосуществование в неразрывном единстве. Более подробное исследование в нашей работе пространства, его форм и характеристик по сравнению со временем, не является свидетельством его приоритета, независимости от времени. Некоторый намеренный «отрыв» пространства от времени позволил акцентировать внимание исследователя на анализе пространственных отношений объектов реальной и текстовой действительности, их взаимоотнесенности и взаимозависимости, поскольку именно на «языке вещей пространство «общается» с человеком. Таким образом, «говорящее пространство» (Ю.М.Лотман), человек и текст рассматриваются нами как элементы коммуникативной системы. Категория времени присутствует в работе как имплицитно, так и эксплицитно при рассмотрении феномена темпорализации пространства, при выявлении лексических единиц со специфическими темпорально-спациальными характеристиками, при описании пространства - времени коммуникации, а также при рассмотрении некоторых других аспектов внутрисистемных отношений.

В названии работы вербализована гипотеза исследования, согласно которой манифестируется возможность придания онтологической триаде «прострапство-человек-текст» статуса коммуникативной системы особого рода, в рамках которой происходит глобальная коммуникация всего сущего, включая объекты живой и неживой природы, что определяет их бытийность в пространстве - времени мира. Конституирующие «говорящее пространство» объекты коммушшируют друг с другом, но реально доступной для анализа и исследования является коммуникация с участием человека, способного отображать ее результаты в различного типа текстах, среди которых форма вербального текста является наиболее распространенной, и используется для сохранения информации в пространстве - времени, для передачи ее следующим поколениям реципиентов.

Актуальность исследования определяется необходимостью комплексного междисциплинарного антропоориентированного исследования триады «пространство - человек - текст» как совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, предусматривающего изучение психических процессов, происходящих в сознании человека при восприятия пространственно-временных характеристик феноменов реальной действительности, адекватного переноса нх в текстовую действительность, а также анализ языковых единиц, вербализующих пространственно-временные характеристики концептуальной системы носителя языка.

Поскольку текстовая коммуникация является одной из наиболее распространенных и доступных форм коммуникативной деятельности, средством объективации новых и формой сохранения полученных ранее знаний, то исследование закономерностей и особенностей смыслового восприятия информации, содержащейся в разного типа текстах, оптимизации процесса получения знаний продолжает оставаться актуальной проблемой. Настоящее исследование развивает положения, актуальные для лингвистики последнего десятилетия, входит в парадигму работ, сочетающих когнитивную, социологическую, философскую и культурологическую направленности исследования коммуникативной деятельности субъекта, включая восприятие текста пространства, познания составляющих его «вещных компонентов» и отношений между ними, а также отображения познанного в различного вида «продуктах», одним из которых является текст как универсальная форма репрезентации многообразия отношений человека и объектов, структурирующих пространство окружающего мира.

Человек рассматривается как центральный элемент системы «пространство - человек - текст» и характеризуется как высший уровень организации материи, воплощающий в себе совокупность знаний, накопленных человечеством в течение веков. Поскольку достижения человеческой культуры не даны субъекту в готовом виде, то изучение механизмов освоения социальных, исторически сложившихся форм деятельности, в т.ч. и текстовой, остается актуальным, поскольку она является одним из определяющих условий социализации человека в липгвокультурном пространстве. Человек рассматривается как активный творец пространства, как ^ пространство образующее материальное тело; при этом индивидуальные особенности вербального поведения коммуникантов в условиях текстового общения проявляются в выборе ими определенного текстового элемента (высказывания или фрагмента текста) как результата процесса индивидуальной мыслительной дея-# тельности носителя языка.

Научная новизна исследования определяется самой постановкой проблемы рассмотрения системы «прострапство-человек-текст» как триады, как совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, составляющих специфическую коммуникативную систему. В отличие от проведенных ранее исследований, предметом которых выступала диада «человек/автор-текст» мы анализировали гиперсистему «пространство-человек-текст» как онтологическую триаду, характеризующую фундаментальные основы бытийности всего сущего в различных пространственно-временных формах, одной из которых является вербальный текст. Впервые триада «пространство-человек-текст» характеризуется как коммуника-^ тивная гиперсистема особого рода, каждый элемент которой в силу своей значимости рассматривается как самостоятельная относительно замкнутая система со своими границами. Отношения внутри коммуникативной гиперсистемы «пространство-человек-текст» рассматриваются как проявление множественных связей между ее элементами в рамках нескольких сопряженных диад: «человек-текст», в формате которой и человек, и текст представляют собой частные случаи материализации некоторого пространства; «пространство-человек», в которой каждая составляющая может быть представлена как текст; «пространство-текст», элементы которой сопоставимы как семиотические системы, причем преобразование первой щ во вторую возможно только при непосредственном участии человека, языковой личности (Ю.Н.Караулов), также рассматриваемой в качестве семиотической системы.

Впервые «текстуальность» и «пространствеиность» (спациальность) анализируются как сопряженные универсальные характеристики не только элементов триады, но и как определяющие бытийную сущность всех явлений, феноменов и процессов реального и вымышленного миров.

Впервые вводится понятие «организатор текстового пространства» (ОТП) для обозначения смысловых единиц, определяющих цельность и взаимосвязанность разных пространств - реального, концептуального, вербального. Комплекс ОТП рассматривается как совокупность вербализованных форм концептов, составляющих ядро текстовой концептосферы, выступающих в качестве основы для порож-# дения реципиентом вторичного текстового пространства в процессе смыслового восприятия авторского варианта текста.

Впервые проведен комплексный многоуровневый анализ процесса /результата восприятия реципиентами пространства текста, предъявляемого в виде текстовых элементов разного уровня: высказывания, фрагмента (группы последовательно расположенных высказываний), а также целого текста (авторский вариант), в результате которого выявлены закономерности и особенности формирования внутритекстовых отношений между конституентами текстового пространства. На основе экспериментальных данных в терминах «устойчивость/неустойчивость», «мобиль-ногсть/фиксироваиность» проведена оценка фрагментов текста, выявлены условия ^ реконструкции реципиентами их микропространств, установлена степень их соответствия авторскому варианту и определены причины, детерминирующие этот процесс.

Объектом исследования является процесс смыслового восприятия индивидом некоторого участка пространства, репрезентированного автором в вербальных текстах соответствующего типа - социального, научного, художественного, в ходе которого реципиент реконструирует авторский вариант текстового пространства или формирует свой вариант как результат анализа внутрисистемных отношений текстовых элементов в рамках специфической коммуникативной системы «простраи-ство-человек-текст».

Ф Предметом исследования выступает пространство письменного вербального текста, отображающего хронотоп реального мира, в котором посредством многообразных взаимосочетапий отдельных высказываний репрезентированы внутрисистемные отношения между элементами онтологической триады «пространствочеловек-текст», рассматриваемые как средство объективации фрагментов индивидуальных концептуальных систем автора в процессе порождения текста и реципиента в процессе его восприятия, степепь их совпадения для достижения коммуникативного успеха, а также языковые единицы с темпоральпо - спациальпыми (пространственными) характеристиками, посредством которых осуществляется «переход» реального хронотопа в текстовый.

Цель исследования-проапализировать и описать онтологическую триаду «пространств-человек-текст» как коммуникативную систему, в рамках которой некоторый фрагмент пространства выступает как источник информации, характер которой детерминирован его «вещными» конституентами и многообразием возникающих между ними отношении, которая адресована наблюдателю/реципиенту, а также «продукты» функционирования коммуникативной системы - различного типа тексты, объективирующие соответствующие фрагменты «говорящего» пространства - научное, социальное, культурное, художественное, среди которых вербальный письменный текст является наиболее распространенным как посредник в коммуникации, как оптимальная форма сохранения и передачи хропотопнческих характеристик реальной действительности последующим поколениям реципиентов. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

• на основе анализа интегрированных данных аптропоориеитированпых научных дисциплин теоретически обосновать онтологический характер элементов триады «пространство-человек-текст»;

• проанализировать многообразие внутрисистемных отношений; показать сопряженность пространствеиности и текстуальности как универсальных бытийных характеристик всего сущего; охарактеризовать триаду «пространство-человек-текст» как специфическую коммуникативную систему;

• основываясь на результатах теоретического исследования, характеризующего пространство как «вместилище смыслов», человека как «генератора смыслов», рассмотреть письменный текст как результат восприятия наблюдателем некоторого участка пространства, как вербальную форму репрезентации индивидуальной системы смыслов носителя языка;

• исследовать письменный вербальный текст как онтологический объект, как вторичную модель мира («бытия мира»), локализованную в реальном пространстве; процесс восприятия текста реципиентом определить как условие формирования «жизненного пространства» текста;

• проанализировать и сопоставить закономерности и специфику смыслового восприятия разноуровневых элементов текстового пространства - отдельного высказывания, фрагмента (группы высказываний), а также целого текста (авторский вариант); выявить особенности формирования единого пространства текста на каждом этапе; установить зависимость выявления концепта (смысла) текста от уровня воспринимаемой текстовой единицы;

• проанализировать и описать экспериментально выявленные языковые единицы, указанные реципиентами в качестве пространственных и временных маркеров;

• выявить и охарактеризовать языковые единицы, рассматриваемые реципиентами в качестве «организаторов текстового пространства» (ОТП), которые являются наиболее значимыми для индивида ориентирами («фигурами») в процессе смыслового восприятия текста, реконструкции его концсптосферы и ее вторичной вербализации.

Методологической основой работы послужили теория деятельности Л.II. Леонтьева, теории сознания А.А. Леонтьева и М.К .Мамардашвили, теория языковой личности Ю.Н. Караулова, теория речевого общения Е.Ф.Тарасова, смыслового восприятия И.А. Зимней, текстовой деятельности Т.М. Дридзе, концепции текстового пространства В.Н. Топорова, Б.А. Успенского, хронотопа М.М. Бахтина, пространства культуры и семиосферы Ю.М. Лотмана Работа выполнена в русле онтологии и представлений Московской психолингвистической школы о закономерностях функционирования языкового сознания и тексте как письменной форме его фиксации (Е.Ф. Тарасов, IO.A. Сорокин, Н.В. Уфимцева).

На защиту выносятся следующие положения:

• онтологическая триада «пространство - человек - текст» выступает как специфическая коммуникативная система, как естественная среда бытия человека, в границах которой осуществляется его познавательная деятельность, овнешненными» формами которой выступают тексты различного типа, среди которых наиболее распространенной является письменная вербальная форма как способ фиксации языкового сознания автора, репрезентации фрагмента его концептуальной системы; концептуальная система человека является естественной средой «бытия» текста, «жизненное пространство» которого формируется в процессе текстовой коммуникации как результат совпадения (в различной степени) концептуальных систем автора и реципиента; текстуальность и пространственпость являются универсальными (сопряженными) характеристиками материальных тел и процессов, имеющих место в рамках гиперсистемы "пространство - человек - текст", включая мыслительную (внутреннюю) деятельность человека, овнешнепную в тексте; пространство реального мира как смысловой и семиологический универсум, текст как языковой знак и человек как семиотическая система соотносятся как семиологические феномены; индивид интерпретирует поступающую информацию о внешнем бытии в рамках «смыслового» и семиотического фильтра, преобразовывая се в текст; пространственные схемы восприятия человеком окружающего мира и текста, в котором специфическим образом репрезентируется информация об объектах, процессах и явлениях реального (и вымышленного) мира, принципиально схожи и анализируются в терминах «фигуры» и «фона»; наиболее значимые для индивида ориентиры в реальном пространстве (фигуры) репрезентируются в тексте вербальными единицами, составляющими комплекс «организаторов текстового пространства» (ОТП), которые получают статус «фигур» в процессе смыслового восприятия пространства текста реципиентами; процесс смыслового восприятия любого типа текста рассматривается как сложная многоуровневая деятельность интегративного типа, имеющая место в пространстве - времени коммуникации, дискретные фрагменты которой характеризуются в терминах коммуникативное пространство и коммуникативное время. При этом коммуникативное время охватывает период неносредственного нахождения некоторого фрагмента текста, понимаемого как коммуникативное пространство, в зоне восприятия реципиента; «жизненное пространство» текста формируется только в период коммуникативного пространства-времени и рассматривается как часть «жизненного пространства» реципиента, поскольку представляет собой процесс/ результат овиешиения его внутренней мыслительной деятельности, проходящей в определенных пространственно-временных и смысловых рамках; концептосфера воспринимаемого текста формируется в процессе/результате переработки и анализа реципиентом связей и взаимоотношений всех текстовых концептов и концептуальных структур; при этом обязательными элементами текстовой концептосферы являются концепты, вербализованные языковыми единицами, входящими в комплекс ОТП, поскольку их наличие/отсутствие детерминирует степень понимания объективированной в тексте информации; понятие организатор текстового пространства (ОТП) является генерализированным и универсальным, оно характеризует единицы, структурирующие и упорядочивающие пространство любого типа - вербальное, реальное, концептуальное и пр. Организаторы текстового пространства выступают как «контактные точки» концептуальных систем автора и реципиента, реальной и текстовой действительности, характеризуются как указатели определенных смысловых пространств, детерминирующих процесс понимания текстовых элемаггов. языковые единицы как текстовые конституепты могут «приобретать» не свойственные им значения темпоральности / спациальности (прострапствен-ности) в зависимости от контекста и концептуальной системы индивида и выступать одновременно в качестве маркеров и пространства, и времени (темпорально-спациальпые маркеры); письменно зафиксированные речевые реакции реципиентов рассматриваются как «продукты» вторичной вербализации концептосферы текста, репрезентированной на основе индивидуальных комплексов организаторов текстового пространства (ОТП); при этом, экспериментально выявлено, что наличие в составах комплексов ОТП одинаковых языковых единиц, вербализующих одни и те же концепты, детерминирует порождение реципиентами вторичных текстовых пространств близких по смыслу, по в разной степени различающихся по протяженности и вербальному оформлению; • индивидуальные особенности вербального поведения коммуникантов в условиях текстового общения проявляются в выборе ими определенного текстового элемента (высказывания или фрагмента текста) как результата процесса индивидуальной мыслительной деятельности носителя языка; В качестве методов исследования были выбраны теоретический анализ инте-гративного типа, психолингвистический эксперимент, тестирование, наблюдение, описательно-сопоставительные методы качественного и количественного анализа данных, а также метод моделирования различных «состояний» текстового пространства, модифицированный и адаптированный к условиям исследования.

Материалом исследования послужили более 7000 речевых реакций реципиентов, полученных в результате восприятия ими разного уровня элементов художественных и научного текстов, которые были проанализированы и систематизированы в соответствии с задачами эксперимента. Речевые реакции представляют собой письменно зафиксированные испытуемыми заголовки текстовых фрагментов, целостных текстов и авторских вариантов текстов; списки разноуровневых комплексов «организаторов текстового пространства»; списки языковых единиц с пространственными, временными и пространственно-временными семантическими характеристиками; письменно зафиксированные варианты вторичной вербализации реципиентами текстовых концептов (концептосфер).

Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что результаты исследования вносят вклад в решение актуальных проблем лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации, рассматривающих восприятие реального хронотопа во всем многообразии спациально-темпоральных отношений. Выявлены и проанализированы языковые единицы, репрезентирующие пространственно-временные отношения в вербальных текстах, дополнены и расширены семантические характеристики отдельных языковых единиц, выступающих маркерами как темпоралыюсти, так и спациалыюсти (спациотемпоралгемы). Полученные результаты дополняют и развивают качественные характеристики таких онтологических сущностей, как пространство, человек, текст, функционирующих в рамках единой коммуникативной гиперсистемы, определяющей бытийпость мира.

Практическая ценность диссертации заключается в возможности использования результатов исследования в теоретических курсах по лингвистике и психолингвистике, теории коммуникации, теории текста и др., а также в диагностических процедурах в процессе исследования языкового сознания индивида, выявления особенностей восприятия человеком хронотопа реальной действительности и способности соотнести его с «пространством - временем» текста. Отдельные результаты исследования могут применяться при проведении сопоставительных исследований восприятия пространства одного социума представителями другой лингвокультурной общности, с учетом специфики языковых сознаний коммуникантов.

Апробация работы проводилась в секторе психолингвистики и теории коммуникации Института языкознания РАН, на заседаниях Научно - методического совета Ульяновского государственного университета, Ученого совета факультета лингвистики и международного сотрудничества, научно-методических семинарах кафедр английской лингвистики и перевода, общего и германского языкознания Ул-ГУ, на региональных межвузовских научных конференциях (Ульяновск, 1998-2004 гг.); на научно-практической конференции «Образование на рубеже XX и XXIвеков» (Ульяновск 2000); на 7-й, 8-й, 9-й и 10-й Международных конференциях «Россия и запад: диалог культур» (МГУ, 2000 - 2003гг); на Международной научно- практической конференции «Деловой английский в деловом мире стран СНГ» (Москва, РУДН, 2003г); на ежегодных Всероссийских научных конференциях и семинарах (Пенза, 1999 - 2003 гг.); на 1-й Международной конференции «Языки и транснациональные проблемы» (ИЯ РАН, 2004).

Структура диссертации определяется спецификой поставленных задач, характером объекта и предмета изучения. Диссертационная работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория языка», Борисова, Светлана Александровна

Для современной лингвистики актуальна проблема изучения внутреннего мира человека, способов восприятия и познания человеком объектов этого мира, а также познание человека как части языковой картины мира, как «творца текстов и храни лища смыслов» (Налимов 1989), поэтому рассмотрение системы «человек - про странство- текст» как триады, как совокупности взаимосвязанных и взаимообу словленных элементов, таюке является актуальной. Новейшие концепции, сформи ровавшиеся в результате привлечения к лингвистическому описанию данных из психологии, культурологии, социологии, философии и ряда других антропоориен тированных дисциплин, позволили нам рассмотреть эту триаду как систему, про вести комплексный анализ отношений между ее элементами и описать их в рамках междисциплинарного подхода, показать универсальность самой триады, ее гло бальный характер, выражающ1н1 сущностные характеристики бытия мира, охарак теризовать ее как коммуникативную систему. Именно глобальный характер систе мы позволил определить ее как специфическую коммуникативную систему, В отличие от ранее проведенных, наше исследование выполнено в русле меж дисциплинарного подхода, позвол1шшего проанализировать весь комплекс слож ных и многосторонних внутрисистемных связей и отнощеннй. Работа выполнена в рамках антропоцентрической парадигмы, предусматривающей изучение психиче ских процессов, происходящих в сознании человека, выявления и механизмов, обеспечивающих функционирование языковой способности, а также рассмотрения вопросов, касающихся использования человеком языка как средства овнешнения сознания и репрезентации концептов, рассматриваемых в качестве элементов «внутреннего языка» индивида, в форме языковых едщнщ.Настоящее исследование дополняет ряд работ последнего десятилетия, соче тающих когнитивную, социологическую, философскую и культурологическую на правленности рассмотрения проблемы, в котором особое внимание уделяется ин дивидуальным характеристикам говорящего субъекта (автора) и воспринимающего субъекта (реципиента) как важным составляющим процесса текстовой коммуника ции; расширено понимание пресуппозиции как необходимой основы, «совместных знаний» коммуникантов для достижения адекватности в восириятии реальной (и

текстовой) действительности, ее познания и отображения полученной информации в различного типа текстах, которые являются универсальными репрезептаптами многообразия отношении человека и объектов, структурирующих пространство окружающего мира В ходе исследования проанализированы пространственные характеристики кон ституентов бытия, при этом особое внимание уделено человеку как основному эле менту бытия, реципиенту текстов окружающей действительности, и тексту, ре презентирующему в вербальной форме взаимоотнощения между объектами реаль ного бытия, который является «продуктом» отражения сознанием человека реаль ного мира. Пространство играет важнейшую роль в человеческом мышлении, вы ступает в качестве базовой концептуальной структуры для формирования сужде ний человека об окружающей его реальности, является одной из первых реалии бытия, которая воспринимается и дифференцируется человеком, организуется во круг человека, то есть рассматривается как атрибут самого существования. При этом, согласно теории М.К.Мамардашвили само сознание пространственно и ха рактеризуется текстуальностью.Пространство наряду со временем является важнейшей формой существования материи, объективирова1пюй человеком в языке для обозначения ориентации в конкретном пространстве (времени), все в мире существует в неразрывном един стве «простра1ютва- времени», и все может быть представлено как текст в его ши роком толковании как упорядоченной определенным образом системы знаков.Пространство как семиологический феномен само выступает в качестве текста, оно наполнено разнообразными знаками, смыслами, «прочитать» которые способен индивид, владеющий соответствующим знаковым кодом, в качестве которого для человека выступает язык. Этот процесс В.В.Налимов называет «распаковывание смыслов», которыми наполнена Вселенная вокруг человека. В результате созна тельного осмысления пространства окружающей действительности, «прочтения» текста некоторого участка пространства (процеживания сквозь «смысловой фильтр» информации внешнего мира) человек порождает авторские тексты как ре зультат его индивидуального «видения» и «ощущения». В то же время созданные одним человеком тексты доступны для понимания другими людьлп! в силу универ сальности механизмов восприятия и понимания, сходства концептуальных систем и знанию необходимого в каждом конкретном случае языкового кода.Онтологическая триада «пространство - человек - текст» как коммуникативная система «вмещает» в себя в качестве конституентов все объекты реальности, кото рые «коммуницируют» в пространстве при посредничестве человека, и с его по мощью воспринимаемые участки окружающего пространства перекодируются в вербальные тексты, доступные для понимания другими индивидами. В рамках этой специфической системы присутствуют отправитель, получатель и резуль тат/продукт коммуникации, причем автором сообщения (адресантом/отправителем) выступает как живая, так и неживая природа М.М.Бахтин, В.В.Налимов). Специ фический характер коммуникативной гиперсистемы «человек - пространство - текст» проявляется в ее глобальности, она «вмещает» в себя все процессы и явле ния, имеющие место в реальной действительности, отображает взаимоотношения объектов, «наполняющих» смыслом мировое пространство окружающее человека.Онтологический характер этой системы» определяется базовым характером эле ментов , определяющим саму суть существования действительности, восприятия конституирующих ее объектов, способов получения знаний и их сохранения в тек стах различных видов (вербальных, музыкальных, архитектурных и т.п.). В рамках нашего исследования именно вербальный текст рассматривается как основная форма объективащш внутрисистемных отношений, связывающих пространство, человека и текст, который рассматривается как форма их овнешнения.Все пространство вокруг нас представляет собой сложный текст, составленный из отдельных фрагментов, которые вместе с тем связаны друг с другом незримыми, но ощущаемыми и осознаваемыми индивидами смысловыми связями. Элементы, составляющие триаду «пространство-человек - текст», как феномены не просто взаимосвязаны, они обусловливают существование и определяют бытийность друг друга. Смысл является объединяющим их феноменом: пространство представляет ся как «вселенная смыслов» (В.В.Налимов), человек как «носитель индивидуально го смысла», а текст как смысл, воплощери1ый в вербальную форму.Текстуальность (свойство быть текстом) и пространственность анализируют ся как сопряженные универсальные характеристики не только элементов триады, но и как определяющие бытийную сущность всех явлений, феноменов и процессов реального и вымышленного миров, что позволяет представить самого человека как текст и человеческое сознашю как текст, с помощью которого «прочитывается» текст пространства окружающего мира (теория сознания М.К.Мамардащвили).Человек рассматривается как центр, как пространствообразующим констнтуен том множества разнообразных пространств: социального, биологического, геогра фического, культурного, научного, художественного, причем в процессе воспри ятия текста он обусловливает возникновение его «жизненного пространства», тек стового бытия. Сознание человека, его ментальный мир является объединяющим элементом, условием бытийности и устойчивого функционирования коммуника тивной гиперсистемы «пространство - человек - текст», способствует трансформа ции пространства реального мира в разного типа тексты, обеспечивая тем самым сохранность полученной информации и ее последующую доступность. Таким об разом, человек выступает как центральная фигура мироздания вокруг которого, с одной стороны, образуется пространство, а с другой стороны, именно человек и способен это пространство трансформировать в другие виды пространств, в том числе и текстовое.Человек и текст как материальные тела сосуществуют в реальном пространстве, являются его составляющими. Человек «погружен» в мир текстов: пространство вокруг него заполнено разнообразными текстами, совокупность которых рассмат ривается как сложный «текст пространства» реалыюго мира, наполненного разно образными вещами, как «вещное пространство», выступающее объектом лингвис тического и психолингвистических исследований в тесьюй связи с изучением и описанием феномена человека как языковой личности, которая «стоит за текстом» (Караулов 1987). Текст как материальное тело в статическом состоянии существует в пространстве объективно, независимо от сознания человека. В процессе воспри ятия текста реципиентом проявляются его динамические свойства, формируется «жизненное пространство», т.е. человек является необходимым условием жизни текста, его бытия. Текст рассматривается в нащем исследовании в глобальном и специфическом смысле: пространство рассматривается как текст и некоторый текст формируется как результат восприятия индивидом исходного текста про странства. Таким образом, система «пространство - человек - текст» может быть сведена к традиционной для психолингвистики триаде: Текст 1(Т1) - Реципиент (Р) • Текст 2 (Т2), где в качестве TI выступает пространство реального мира или ав торского текста, в качестве реципиента - наблюдатель, а Т2 формируется как ре зультат наблюдения, овнешненнын текстом воспринятый реципиентом фрагмент реальной /текстовой действительности. Текст как вербализованная модель дейст вительности рассматривается как достоверный источник да11ных о взаимоотноше ниях, связывающих составляющие оьпхшошческойтриадькшространспю-человек-текст».В использова1П1ых нами в качестве экспериментального материала текстах ре презентируются разные виды пространств - художественное, научное, социально бытовое, географическое, характеристики которых были подробно рассмотрены в первой главе работы. В результате трех экспериментальных серий нами выявлено и проанализировано разнообразное множество вариантов пространственных отноше нш"1, характеризующих системы «пространство (реального мира) - человек», «че 418 ••> ловек - текст (пространство текста)», а также и внутритекстовые отношення между элементами (высказываниями и группами высказывании - фрагментами), консти туирующими текстовое пространство; установлены особенности и закономерности формирования пространства текста в процессе восприятия его отдельных элемен тов, определены устойчивые/неустойчивые к деформации участки текстового про странства, выделены мобильные/ фиксированные текстовые элементы, имеющие высокий коэффициент сочетаемости с другими элементами независимо от их про странственной локализации в авторском варианте текста. Три экспериментальных серии показали, что наибольщая мобильность характерна для элементов, состав ляющих научный текст, наименьщая - для художественного текста. Это объясняет ся тем, что при описании научного знания в тексте философской направленности практически отсутствует временной фон, т.е. описание в некоторой степени ста тично, поскольку текстовые высказывания характеризуют разные стороны репре зентируемого концепта, дополняют друг друга и могут быть представлены в любой последовательности, не разрушая целостности текста. В художественном тексте события «помещены» в конкретное время- пространство, поэтому элементы связа ны между собой не только пространственными, но и временными отнощениями, которые «задают» определенный порядок их размещения на стреле времени. Текст социально-бытовой направленности, представляющий собой описание некоторого временного периода жизни социума, ближе по своим характеристикам к тексту на учному, чем художественьюму ввиду статичности описания. Это текст-«портрет» некоторого социума в некотором пространстве-времени, отображающий авторское видение и понимание, где автор выступает как «говорящий» и «герой» одновре менно, С помощью текста репрезентируется некоторый фрагмент бытия в его про странственно-временных параметрах, который становится частью индивидуально го бытия реципиента в момент восприятия этого текста. В результате реципиент порождает свой вариант исходного текста, который после приобретения необходи мых «сущностных» характеристик (устного воспроизведения, магнитофонной за 419 писи, письменной фиксации его содержания и пр.), получает свое «бытие» в про странстве. Этот процесс бесконечен как само пространство, равно как и разнооб разны пространственные формы, феномены и процессы, вещи, которые коиститун руют различного типа пространства, становящиеся, в свою очередь, источником формирования текстов.В рамках исследования пространство как феномен было проанализировано в разных аспектах: как пространство реального мира и как пространство некоторого объекта, в том числе и текста. Пространство ситуации общения и социальное про странство исследовались как контекст порождения и восприятия текста, как «мест ный» контекст коммуникации.В результате анализа текстовых проекций реципиентов были экспериментально выявлены пространственные и временные маркеры - языковые един1щы, которые были оценены испытуемыми как указатели на некоторое пространство или времеи 1юй момент, как ориентиры в текстовом пространстве, причем у большей части от мечено наличие двойных характеристик, которые проявляются в зависимости от контекста и концептуальной системы индивида, и позволяют рассматривать их в качестве спациалъно-темпоральных маркеров.В процессе восприятия и ориентации в пространстве реального мира человеку необходима система ориентиров, координирующих его перемещение «вперед назад», «право-лево», «верх-низ». В пространстве текста также необходимы ориен тиры, «направляющие» процесс формирования индивидом цельного текстового пространства, «удерживающие» его в пределах авторского варианта текстовой концептосферы. Такие ориентиры мы определили как пространственные органи заторы или организаторы текстового пространства (ОТП). Понятие организа тор текстового пространства (ОТП) является генерализированным и универ сальным, оно характеризует единицы, структурирующие и упорядочивающие про странство любого типа - вербальное, реальное, концептуальное и пр. Организато ры текстового пространства выступают как «контактные точки» концептуальных систем автора и реципиента, реальной и текстовой действительности, характери зуются как указатели определенных смысловых пространств, дегфминнруюших процесс понимания текстовых элементов. Комплекс ОТП, состояший из разного ко личества элементов, может рассматриваться как «текст - компакт», который нахо дится в отношениях подобия как к исходному авторскому варианту текста, так и к проекции текстового пространства, «созданной» реципиентом, В исследовании показано, что концептуальная система человека является естест венной средой «бытия» текста. При этом, «жизненное пространство» текста возни кает как результат совпадения (в различной степени) концептуальных систем авто ра и реципиента в процессе текстовой коммуникации. Пространство реального ми ра как смысловой и семнологическин универсум и текст как языковой знак нахо дятся в отношениях подобия как результат действия «смыслового» фильтра, при помощи которого индивид-интерпретатор познает явления и процессы окружаю щего мира (т.е. все сущее), Концептосфера воспринимаемого текста формируется как результат переработки и анализа связей и взаимоотношений всех текстовых концептов и концептуальных структур; обязательными элементами текстовой кон цептосферы являются концепты, вербализованные языковыми единицами, входя щими в комплекс ОТП, так как от их наличия/отсутствия зависит результат пони мания объективированной в тексте информации. Письменно зафиксированные ре чевые реакции реципиентов рассматриваются как «продукты» вторичной вербали зации копцептосферы текста, репрезентированной на основе индивидуальных ком плексов организаторов текстового пространства (ОТП); при этом, эксперименталь но выявлеью, что наличие в составах комплексов ОТП одинаковых языковых еди ниц, вербализующих одни и те же концепты, детерминирует порождение реципи ентами вторичных текстовых пространств близких по смыслу, но в разной степени различающихся по протяженности и вербальному оформлению. Эти текстовые пространства находятся друг с другом в отношениях подобия, что позволяет рас сматривать их как синонимичные или относительно текста оригинала, или относи 421 тельно друг друга. Все типы вторичных текстовых пространств «входят» в единое парадигматическое пространство одного исходного текста.В рамках исследования процесс смыслового восприятия любого типа текста рас сматривается как сложная многоуровневая деятельность интегративного типа, имеющая место в пространстве-времени коммуникации, дискретные фрагменты которой характеризуются в терминах коммуникативное пространство и коммуни кативное время. При этом коммуникативное время охватывает пер1юд непосредст венного нахождения некоторого фрагмента текста, понимаемого как коммуника тивное пространство, в зоне восприятия реципиента. Индивидуальные особенно сти вербального поведения коммуникантов в условиях текстового общения прояв ляются в выборе ими определенного текстового элемента (высказывания или фрагмента текста) как результата процесса индивидуальной мыслительной дея тельности носителя языка.Таким образом, мы рассмотрели в рамках исследования весь комплекс задач, связанных с описанием онтологической триады «пространство - человек - текст» как специфической коммуникативной системы, отметили общие закономерности и особенности ее функщюпирования, определили ее как систему, в рамках которой при непосредственном участии человека происходит переход хронотопа реалыюй ЖИ31Н1 в текстовый хронотоп. Достоверность полученных экспериментальных дан ных обеспечивается корректностью проведения эксперимента, больщим корпусом исследуемого материала - около 7000 тематически - направленных речевых реак ций, которые были проанализированы н систематизированы в соответствии с зада чами эксперимента.

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Борисова, Светлана Александровна, 2004 год

1. Человечность русская черта4. Русская религиозность5. Гуманизм по Достоевскому

2. Европейский гуманизм. Вариант Б.1. Гуманизм в России

3. О человечности русского народа3. Русская социальная мораль

4. Сострадание как исток атеизма5. Достоевский и Ницше

5. Конец гуманистического царстваСегментация на 8 пространственных фрагментов со своими заголовками Вариант А.1. Судьба человека

6. Различие между культурой России и Западной Европы

7. Характерная черта русского народа

8. Взгляды представителей русского народа на гуманизм5. Русская религиозность6. Диалектика гуманизма

9. Идея Достоевского о человеке8. Явление Ницше Вариант Б.

10. Гуманистическая мысль в России

11. Проблемы гуманизма в России

12. Христианский гуманизм России

13. Человечность русского гуманизма5. Русский атеизм

14. Дуализм социальной жизни в России

15. Человечность как основное социальное течение XIX века

16. Метафизическая диалектика гуманизма.Заголовки, данные реципиентами 3 участкам текстового пространства

17. Человечность одна из характерных черт русского народа.

18. Гуманизм России и определение различия между Россией и Западной Европы.

19. Метафизическая диалектика гуманизма ДостоевскогоЗаголовки, данные реципиентами 4 участкам текстового пространства

20. Гуманизм в Западной Европе и в России

21. Человечность и бесчеловечность в России

22. Достоевский и его диалектика гуманизма

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.