Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Васькова, Лариса Львовна

  • Васькова, Лариса Львовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 205
Васькова, Лариса Львовна. Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2012. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Васькова, Лариса Львовна

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ.

§ 1. Понятие «учебная дисциплина современного танца в учебных заведениях хореографического образования»

§ 2. Историческая обусловленность включения дисциплин современного танца в учебно-творческий процесс учебных заведений хореографического образования.

§ 3. Теоретические подходы к созданию организационно-педагогических условий преподавания дисциплин современного танца.

Глава II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА

ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

§ 1. Межпредметные связи как системообразующий элемент совершенствования процесса преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования.

§ 2. Совершенствование организационных условий процесса преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования.

§ 3. Совершенствование педагогических условий процесса преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования»

Актуальность темы исследования обусловлена высокой значимостью организационно-педагогических условий в развитии педагогических систем отечественного хореографического образования. Возникает острая потребность обеспечения системы хореографического образования и теорией, и технологией совершенствования преподавания дисциплин современного танца, поскольку учащиеся учебных заведений хореографического образования вынуждены адаптироваться в более динамичных организационно-педагогических условиях, что, несомненно, сказывается и на возможностях освоения новых современных художественно-педагогических направлений.

Исключительная сила и широкий спектр воздействия искусства современного танца на учащихся учебных заведений хореографического образования актуализирует необходимость рассмотрения этого уникального феномена, сама природа которого позволяет комплексно формировать как эмоциональную, так и интеллектуальную сферы личности учащихся хореографических училищ. В принципе, современный танец, объективно находящийся в гармоническом, ансамблевом единстве и взаимопроникновении с классическим танцем, обусловлен интегративной, синтетической, педагогической сущностью этого процесса.

Поэтому актуально осмысление новаций российской академической хореографической школы в дисциплинах современного танца в учебных заведениях хореографического образования.

Дисциплина «Современный танец» базируется на танце модерн -системе педагогических идей, взглядов, представлений, объединенных в самостоятельное направление, связанное с именами великих исполнителей и хореографов: Марты Грэхем, Дорис Хэмфри, Лестора Хортона, Рудольфа фон Лабана, Хосе Лимона, Мерса Каннингхэма и многих других. Родоначальники танца модерн стремились создать новое танцевальное направление, способное передать эмоции, чувства, переживания, страсти современного человека, уйти от идей и традиций прошлого, от четких схем и строгих правил академического классического танца, которые не могли, по их мнению, раскрыть всю глубину душевных переживаний. Развиваясь и трансформируясь, современный танец все же пришел к принятию отдельных приемов и движений классического танца, а к концу XX века некоторые хореографы современного танца обратились к главному выразительному средству классического балета - танцу на пуантах.

Творчество Матса Эка, Иржи Килиана, Уильяма Форсайта, Ханса ван Маннена, Начо Дуато и многих других современных хореографов, органично синтезирующих классический и современный танцы, - наглядный пример того, что установка на полный отказ от форм классического танца на практике не смогла быть до конца реализована.

Сегодня танец модерн является системообразующим элементом в подготовке артистов балета, ибо постоянно развивается, видоизменяется, появляются все новые и новые направления, которые сейчас принято называть contemporary.

Значит, актуальность исследования вызвана острой необходимостью научного поиска путей совершенствования организационно-педагогических условий преподавания современного танца в учебных заведениях хореографического образования.

Достаточно сказать, что в Россию приезжают многие известные западные хореографы и переносят на главные сцены Москвы, Санкт

Петербурга и других крупных городов балеты, поставленные в стиле модерн.

В последние годы становится традицией работа западных хореографов с учащимися Московской государственной академии хореографии и уже трудно представить отчетные концерты без обязательных номеров и одноактных современных балетов. В Европе и Америке современную хореографию осваивают не только труппы современного танца, но и многие театры классического балета. Главное, что для поступления на работу в 4 ведущие театры мира необходимо владение не только техникой классического танца, но и основными техниками танца модерн.

Степень научной разработанности проблемы

Существенная роль в осмыслении совершенствования преподавания дисциплин принадлежит исследованиям в области философии образования, носящим в значительной мере прогностический характер. Осознанием необходимости анализа задач развития хореографического образования в рамках Болонского процесса прослеживается в работах Т.Б. Бадмаева, О.Б. Буксикова, Г.В. Бурцева, А.П. Кириллова, Н.Д. Мусина, В.Ю. Никитина, Н.В. Петроченко.

Поэтому методологическая специфика исследования динамики хореографического образования закономерно вскрывает основы хореографической педагогики и при всей ее методической разработанности во многом испытывает влияние смежных сфер - искусствоведения, культурологии.

Психолого-педагогическим проблемам преподавания в учебных заведениях, перспективам их развития большое внимание уделено в трудах Ш.А. Амонашвили, С.И. Архангельского, Б.П. Беспалько, В.В. Краевского, вопросам профессионального образования - П.Я. Гальперина, И .Я. Лернера, В.А. Сластенина.

Важнейшим методологическим основанием для хореографического искусства являются труды Э.Б. Абдуллина, В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, И.С. Батракова, Б.М. Бим-Бада, A.A. Бодалева, В.В. Гузеева, В.А. Кан-Калика, М.В. Кларина, Е.А. Климова, A.B. Мудрика, В.И. Панова и других, сформировавших целостные теоретические представления о специфике организации педагогического процесса в учебных заведениях различного типа и уровня.

Современная хореографическая педагогика по классическому танцу базируется на трудах Н.П. Базаровой, Л.Д. Блок, Б.Я. Брегвадзе, А.Я.

Вагановой, Е.П. Валукина, В.В. Васильева, Т.И. Васильевой, H.A. Вихревой, 5

С.Н. Головкиной, O.B. Жадиной, P.B. Захарова, М.Ф. Иваницкого, А.П. Кириллова, B.C. Костровицкой, JIM. Лариной, М.К, Леоновой, В.П. Мей, A.M. Месссерера, Т.Б. Нарской, A.B. Никифоровой, П.А. Пестов, A.A. Писарева, Г.Н. Прибылова, H.H. Серебренникова, Н.В. Соковиковой, Н.И. Тарасова, С.С. Холфиной, Л.И. Ярмолович.

Особая роль и огромное влияние на становление и развитие организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования принадлежит профессорско-преподавательскому составу Московской государственной академии хореографии и ее ведущим педагогам: В.В. Анисимову, Е.П. Беловой, Г.В. Беляевой, Е.А. Бобровой, А.Г. Богуславской, H.A. Вихревой, И.А. Ворониной, Т.А. Гальцевой, А.Н. Головко, Ю.Н. Григоровичу, Л.А. Коленченко, Г.К. Кузнецовой, И.Л. Кузнецову, В.Н. Куликовой, М.Л. Лавровскому, М.К. Леоновой, Н.В. Литварь, В.А. Майниеце, A.A. Меланьину, Т.И. Павловой, Т.В. Пуртовой, Н.И. Ревич, И.Ю. Сыровой, Н.М. Толстой, Е.К. Фарманянц, Н.П. Яценко, H.A. Ященковой и др.

Исследованием феномена современного танца в разное время занимались отечественные исследователи В. Никитин, Е. Суриц, Н. Шереметьевская, а также зарубежные авторы S. Banes, D. Cayon, G. Cheney, M. Cohen, R. Copplend, R. Cohan, D. McDonach, I. Duncan, L. Emery, С. Ford, К. E. Gilbert, G. Giordano, A. Hawkins, R. Heppenstall, D. Humphrey, К. Kaltebrunner,xD. Lewis, V. Maletik, P. Magriel, M. John, O. Maynard, G. Shurr, M. Wigman, R. D. Yocom, и др., в работах которых подробно рассмотрен современный танец в историческом, искусствоведческом и педагогическом аспектах.

Поиском более эффективной системы обучения специалистов современной хореографии занимается профессорско-преподавательский состав кафедры народно-сценического, историко-бытового и современного танца: Е.В. Ахулкова, А.Г. Богуславская, И.А. Воронина, А.О. Гаджиева, Т.Н. 6

Докунина, С.А. Иванова, Ж.В. Кудрявцева, М.А. Минеев, Т.И. Павлова, Т.Ю. Петрова, М.О. Северцева, Н.В. Сергеева, Т.В. Терентьева, Н.М. Толстая, Е.К. Фарманянц.

Исследование художественно-творческих аспектов хореографического образования нашло отражение в трудах А.Ю. Бутова, А.Д. Жаркова, JI.C. Жарковой, A.A. Жарковой, A.C. Каргина, В.Н. Нилова, С.М. Оленева, B.C. Садовской, Е.В. Утина, Т.В. Христидис, В.М. Чижикова, H.H. Ярошенко.

Анализ научных трудов отечественных и зарубежных ученых показывает, что рассматриваемая проблема позволяет выявить противоречия между:

- необходимостью создания организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин «Современный танец» в учебных заведениях хореографического образования, адаптированных с классическими, народно-сценическими, историко-бытовыми, дуэтными танцами, и отсутствием этого процесса на практике, что оставляет систему без системообразующего, сущностного стержня; интенсивным развитием авторских технологий обучения современному танцу и внутренними резервами организационно-педагогических условий, которые привносятся извне, но не выявляются как заложенные в самой системе способы обучения;

- построением занятий по современному танцу как целостному учебному процессу и неразработанностью теоретико-методических основ дисциплины «Современный танец», обеспечивающей гармоничность в развитии художественно-творческих способностей учащихся учебных заведений хореографического образования.

В связи с этим проблема данного исследования заключается в том, чтобы выявить организационно-педагогические условия, способные обеспечить совершенствование преподавания дисциплин современного танца в системе подготовки артистов балета, обеспечивающие их гармоничное 7 художественно-творческое развитие в учебных заведениях хореографического образования.

Все это делает актуальной избранную тему диссертационного исследования «Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования».

Объектом исследования является преподавание дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования.

Предмет исследования - процесс создания оптимальных организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования.

Цель исследования: разработать научно-методические основы создания организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца, развивающие авторские педагогические технологии обучения, апробировать их в ходе эксперимента и внедрить в практику.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие «учебная дисциплина современного танца» в учебных заведениях хореографического образования;

- раскрыть историческую обусловленность включения дисциплин современного танца в учебно-творческий процесс учебных заведений хореографического образования; проанализировать теоретические подходы к созданию организационно-педагогических условий преподавания дисциплин современного танца в отечественной педагогике;

- определить межпредметные связи как системообразующий элемент совершенствования процесса преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования;

- изучить организационные условия процесса совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования;

- выявить потенциал педагогических условий процесса преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования, ориентированных на оптимальное обеспечение занятий, отражающих требования современного искусства.

Гипотеза исследования состоит в предположении того, что процесс совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования будет наиболее эффективным, если создать оптимальные организационно-педагогические условия для учебно-творческого процесса.

Методологическую основу исследования составили:

- положения философии познания и обучения о развитии личности, о диалектическом единстве теории и практики в подготовке артистов балета;

- философские взгляды мыслителей на природу творчества (Платон, H.A. Бердяев, Г.В. Гегель, И. Кант, К. Юнг, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг и др.) о дидактическом характере сознания и содержащуюся в нем совокупность духовных ценностей, представляющих собой интегративные понятия Человек, Творчество, Искусство, Образование.

- методологические концепции эстетики и искусствоведения В.В. Ванслова, М.С. Кагана, С.Х. Рапопорта, опирающиеся на принципы историзма и единства логического, научного, взаимосвязанности и взаимообусловленности объективных и субъективных факторов, обеспечивающих динамику развития хореографического образования в России.

Теоретической базой исследования явились следующие положения: о деятельности и общении как ведущих факторах в хореографическом образовании (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский,

А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); об образовательной 9 среде как комплексе организационно-педагогических условий учебно-творческого процесса в учебных заведениях хореографического образования; об инновационных технологиях обучения как факторе оптимизации образовательного процесса.

Педагогическая теория развивающего обучения позволяет построить логическую цепь движения исследовательской мысли от собственно содержания хореографического искусства и пластико-интонационной теории Б.В. Асафьева и теории двойственности хореографической формы В.В. Ванслова; научной концепции хореографического воспитания В.Н. Нилова, рациональной системы обучения специалистов хореографии современному танцу В.Ю. Никитина.

Методы исследования. В соответствии с задачами и особенностями предмета исследования использовались методы теоретического познания: анализ и синтез эмпирического материала, построение аналогий, логические методы для установления причинно-следственных связей, метод экспертных оценок и самооценок в учебной деятельности; анализ педагогического процесса практических занятий, педагогический эксперимент.

Эмпирическую базу исследования составила совокупность материалов, полученных в процессе создания оптимальных организационно-педагогических условий, которые характеризовались стремительным ростом возможностей совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования: Московской государственной академии хореографии и Московском областном колледже искусств (МОКИ).

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2009-2012гг. в три этапа.

На первом этапе исследования (2009г.) изучалось состояние проблемы в педагогической, психологической и культурологической литературе.

Определялся общий замысел исследования: цель, задачи, гипотеза, методология, теория, научная концепция, научная новизна, теоретическая

10 значимость, положения, выносимые на защиту. Организация исследования: методы, этапы, апробация.

На втором этапе исследования (2010-2011гг.) была разработана научная концепция и осуществлялось эмпирическое исследование, которое включало опытно-экспериментальную работу по внедрению организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования. Экспериментальный подход к изучению влияния организационно-педагогических условий на совершенствование процесса преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования был осуществлен на кафедре народно-сценического, историко-бытового и современного танца Московской государственной академии хореографии. Это позволило разработать взаимодополняющие методы, способствующие целостному, всестороннему и взаимосвязанному анализу педагогических идей, обеспечивающих эффективность этого процесса.

На третьем этапе исследования (2012г.) были проведены анализ и обработка полученных данных опытно-экспериментальной работы, формулировались обобщающие выводы и результаты исследования, разрабатывались рекомендации по внедрению результатов исследования в практику.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- впервые организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования рассмотрены с позиций единства биологического и психологического, духовного и физического аспектов. Сущность создания организационно-педагогических условий как процесса состоит во взаимодействии организационно-методического и педагогического процессов, которые направлены на профессиональное становление проявляющихся внешних показателей поведения учащихся, изменений в совершенствовании преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования;

- сформулировано понятие дисциплины «современный танец» как специфическое человеческое качество, проявляющееся в способности или таланте в искусстве балета. Данный аспект позволил реализовать дидактический принцип последовательности действий в процессе подготовки артистов балета, с использованием вариантных возможностей современной технологии учебно-творческого процесса, обеспечивающего регулируемую педагогом авторскую методику использования организационно-педагогических условий в учебных заведениях хореографического образования;

- обоснованы и экспериментально апробированы организационно-педагогические условия преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования, последовательность их включения в учебно-творческий процесс, в предметную деятельность в зависимости от этапов освоения того или иного умения или навыка в сочетании с традиционными методами показа непосредственно педагогом;

- рассмотрен процесс реализации организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования с позиций мотивационного развития личности учащегося с использованием в учебно-творческом процессе технологий общения в упражнениях и практических занятиях;

- разработаны и внедрены в учебный процесс методики, направленные на стимуляцию творческого мышления, активности и самостоятельности учащихся учебных заведений хореографического образования; рассмотрена проблема выявления внутреннего потенциала организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования;

- выделено понятие «учебная дисциплина современного танца» в учебных заведениях хореографического образования, направленное на преподавание искусства на высоком смысловом уровне, как важнейший структурный элемент подготовки артистов балета;

- определены научно-методические основы создания организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования как явления, исходящего из понимания внутреннего единства трех сущностных для учебно-творческого процесса категорий, таких, как: мышление, деятельность, художественное творчество субъектов и объектов;

- выделено понятие смысла учебно-творческой деятельности как ведущего теоретического положения для построения организационно-педагогических условий преподавания современного танца;

- разработана хореографическо-педагогическая технология целостного учебно-творческого процесса в учебных заведениях хореографического образования, способствующая эффективному развитию художественно-творческих способностей учащихся, где сформулированы принципы и методы органичного построения организационно-педагогических условий совершенствования процесса преподавания дисциплин современного танца;

- выделены уровни создания организационно-педагогических условий: креативный уровень, имеющий основанием дивергентное мышление учащихся, и художественно-творческий уровень, в основе которого лежит способность (потенциал) к образному мышлению, высокому искусству учащихся учебных заведений хореографического образования.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что: организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования рассмотрены как целостность. Целостность трактуется как единство взаимосвязей содержательного, деятельностного и

13 результативного с вовлечением в учебно-творческий процесс учреждений хореографического образования и упорядочения соединения с межпредметными учебными дисциплинами по содержательному и функциональному принципу независимых элементов;

- раскрыто теоретическое значение организационно-педагогических условий, обеспечивающих прямую связь между ними и овладением учащимися предметными умениями и навыками, обеспечивающими освоение технологий в целостном процессе развития артиста балета на основе логико-дидактического содержания;

- обоснован концептуальный подход построения целостного комплекса организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования, заключающийся во взаимосвязи всех элементов педагогической системы в диалектическом единстве содержания, форм и методов познания современного хореографического искусства;

- сформулированы критерии организационно-педагогических условий преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования, которыми стали: осмысленность по целеполаганию, возможность внедрения авторских технологий обучения;

- выделены уровни преподавания дисциплин современного танца в оптимальных организационно-педагогических условиях: целостность, которая рассматривается во взаимодействии всех условий; креативный уровень, позволяющий учащимся познать специфику современного танца; художественно-творческий уровень, обеспечивающий образную природу изучаемого предмета современного танца на основе «творческого взлета», «творческого напряжения», стимулирующих активность и интерес к сложной профессии артистов балета.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

-разработанный комплекс организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования может быть использован в широкой практике при моделировании и проектировании занятий по современному танцу;

- создана педагогическая технология: творческие задания, виды и формы целостного процесса проведения занятий современного танца, которые могут быть использованы в широкой практике учебных заведений хореографического образования;

- разработаны организационно-педагогические условия, направленные на развитие художественно-творческих способностей учащихся учебных заведений хореографического образования, позволяющие самостоятельно готовиться к занятиям по дисциплине «Современный танец»; материалы исследования могут быть использованы в методологической и методической подготовке педагогов учебных заведений хореографического образования, а также в системе повышения квалификации педагогов искусства.

Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на фундаментальные научные разработки (отечественные и зарубежные) в области философии, психологии, эстетики, общей и хореографической педагогики; рассмотрением объекта исследования в его всесторонних и наиболее существенных внутренних связях и отношениях; применением в ходе работы методов теоретического и эмпирического уровня.

Апробация работы осуществлялась в следующих формах в:

- выступлениях автора на семинарах и научно-практических конференциях, проводимых Московской государственной академией хореографии по вопросам методики преподавания хореографических дисциплин, специфики обучения на различных уровнях образовательных программ, реализации профессиональной практики в учебных заведениях хореографического образования; в выступлениях на кафедре народно-сценического, историко-бытового и современного танца Московской государственной академии хореографии; на всероссийских научно-практических конференциях: на VI научной конференции студентов и аспирантов Московской государственной академии хореографии с докладом: «Балетное творчество Игоря Стравинского», Москва, 21 апреля 2009 года; VII научной конференции студентов с докладом: «Преподавание дисциплины современного танца в учебных хореографических заведениях», Москва, 19 апреля 2010 года;

- публикациях тезисов, статей (см. список авторских публикаций в конце автореферата);

- процессе преподавания на хореографическом отделении ГБОУ ДОД Детской школы искусств №18 «Школа классического танца Детского музыкального театра им. Натальи Сац»;

- диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите кафедрой народно-сценического, историко-бытового и современного танца Московской государственной академии хореографии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущностная характеристика целостной системы организационно-педагогических условий совершенствования процесса преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования определена содержанием учебного плана и учебными программами дисциплин «современный танец», смысловой нагрузкой каждого занятия. Система организационно-педагогических условий процесса совершенствования преподавания дисциплин «современный танец» характеризуется возможностями и состоянием материально-технической базы:

- проведением лекций, семинаров, бесед, индивидуальных занятий, обеспечивающих освоение учащимися дисциплин современного танца;

- использованием технических средств в учебно-творческом процессе. спецификой практических занятий учебной дисциплины «Современный танец» как высокого искусства, с учетом специфики адаптированных к пространству и времени коллективных действий, сознательного подхода учащихся к каждому педагогическому воздействию и координации действий учебной группы.

2. Совершенствование организационных условий процесса преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования включает постановку цели перед учебной частью, которая вместе с деканатами и кафедрами, формирует ответственность, умение учащихся планировать свое учебное и свободное время, за счет точно разработанного расписания занятий, педагогической нагрузки и концертмейстерской занятости.

Процесс преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования возможен лишь при соблюдении следующих условий:

- состояния аудиторий для занятий и оформленных помещений (желательно специальных) для данного вида занятий, расписания занятий, оборудования и постоянного педагогического и концертмейстерского состава;

- целенаправленного развития ответственности у всех субъектов (в том числе технического персонала) в процессе проведения занятий по современному танцу;

- планирование учебно-творческого процесса, на основе научно обоснованной организации выполнения и контроля принятых решений по координации дисциплин «Современный танец» в рамках межпредметных связей.

Одним из направлений совершенствования организационных условий преподавания дисциплин «Современный танец» является создание творческой атмосферы, здоровой обстановки, выполнение правил поведения учащимися, без которых не может функционировать и творчески развиваться учебный коллектив.

3. Совершенствование педагогических условий преподавания современного танца в учебных заведениях хореографического образования основывается на выявлении у учащихся мотивации, потребностей, интересов, психологических установок на овладение искусством современного танца, чтобы наиболее эффективно раскрыть задатки, способности, талант, обеспечивающие настроенность на творческий успех.

Совершенствование педагогических условий преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования должно осуществляться последовательно, прежде всего, обеспечивая возможность введения новых педагогических методик, или авторских технологий, в зависимости от уровня подготовки конкретной учебной группы.

Если созданные оптимальные педагогические условия позволяют учащимся высоко их оценить, значит, педагогические технологии способны выполнять функцию ориентира в поведении и деятельности учащегося.

4. Эффективность организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования проявляется в модернизации учебно-творческого процесса, связанного с освоением новой иерархии общечеловеческих ценностей, где современный танец занимает видное место. Именно современный танец служит связующим звеном между духовной культурой общества и личности, общественным и индивидуальным бытием. Поэтому модель организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин «Современный танец» строится с учетом динамики данного процесса с опорой на общепедагогическое, научно-методическое и технологическое обеспечение.

5. Межпредметные связи являются системообразующим элементом совершенствования процесса преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования, который интегрирует организационные и педагогические условия. Межпредметные связи позволяют интегрировать дисциплины современного танца, обеспечивая коммуникативный процесс для деятельности, которая проявляется в таких формах, как познание, целостная ориентация, коммуникация педагогов и учащихся.

В настоящее время в учебных заведениях хореографического образования весьма распространен когнитивный подход в обучении. Учащиеся обучаются, копируя движение преподавателя, высчитывая музыкальные размеры, оценивая свое отражение в зеркале. Обучение строится на изучении физической стороны танцевальной техники, которая является основой классических систем танца, и в меньшей степени - на соединении танца с чувствами и разумом, которые являются основой современного танца.

Поэтому главным организационно-педагогическим условием становления преподавания современного танца, позволяющим рассмотреть его в широком контексте, является интеграция деятельности ректората, учебной части, деканата и кафедры народно-сценического, историко-бытового и современного танца. Это обеспечивает высокий уровень творческой профессиональной культуры педагога, позволяет ему осуществить индивидуальный подход к каждому учащемуся.

6. Единство целей и задач коллектива учебного заведения хореографического образования по созданию организационно-педагогических условий позволяет создать атмосферу сотворчества, эмоциональной насыщенности занятий современным танцем, характеризующуюся доверительностью, открытостью, свободным творчеством, культурой взаимодействия педагога и учащегося. Включение в содержание занятий личностного интереса учащегося позволяет эффективнее реализовать педагогический потенциал, что в свою очередь способствует оптимизации учебно-творческого процесса. Наличие ориентированной творческой среды, обеспечивающей осуществление целенаправленной педагогической поддержки в освоении учащимися дисциплин «Современный танец», дает возможность самоуправления с элементами включенности в создание организационно-педагогических условий, что позволяет эффективнее реализовать личностные интересы всех субъектов и совершенствовать процесс преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Васькова, Лариса Львовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель диссертационного исследования достигнута, гипотеза подтверждена, поставленные задачи выполнены.

Автором диссертации произведена попытка очертить основной круг вопросов, связанных с проявлением и употреблением новых понятий в педагогической науке «дисциплина современный танец» и организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца. Их возникновение во многом связано с практической деятельностью учебных заведений хореографического образования на современном этапе развития отечественного хореографического образования. Эти понятия получили широкое распространение в сфере педагогической общественности, а также известное научное признание, несмотря на неутихающие споры вокруг них.

Проблема словоупотребления терминов «современный танец» и «организационно-педагогические условия» состоит и в том, что их смысл нередко отождествляется с понятиями «метод», «методика» и «методология», что, в свою очередь, затрудняет их научное толкование. Поэтому определение места новых лексических единиц «дисциплина «Современный танец» в учебных заведениях хореографического образования в педагогической науке требует взвешенного подхода.

Поэтому в диссертации был проведен историко-педагогический анализ этих понятий, рассмотрено их соотношение. В исследовании это способствовало преодолению противоречивости мнений в трактовках сущности дисциплины «Современный танец» в учебных заведениях хореографического образования, что и определяет ее место в системе профессиональной подготовки будущих артистов балета.

Проведенный нами историко-педагогический анализ вышеуказанных лексических единиц позволил вскрыть объективный характер появления новых понятий в педагогической науке, их смысловое взаимодействие с

153 традиционным понятийно-терминологическим аппаратом педагогики. При этом была отмечена относительная стабильность семантических полей понятий «организационно-педагогические условия», которые не изменили своего смыслового поля. К середине XX века дисциплина «Современный танец» имела тенденцию к расширению и на рубеже веков заметно расширение круга употребляемых его значений. Из объективно наблюдаемых тенденций активности развития семантического поля понятия дисциплина «Современный танец» и в настоящее время требует развития множества смысловых значений. Проведенный анализ также позволил сделать вывод об иерархической смысловой подчиненности понятий «теоретические подходы к совершенствованию преподавания дисциплин «Современный танец».

На основании сравнительного анализа теоретических подходов к преподаванию дисциплин «Современный танец» автор открывает новые представления об их сущности. На основе этих представлений раскрывается сущность понятий «талант», «творческие способности», и творческий характер практической деятельности педагога. Объективный характер обобщенных научно-педагогических знаний диссертационного исследования отражают субъективный характер профессиональной деятельности педагога, ее индивидуальную неповторимую специфику на занятиях современного танца.

Изучение терминологических понятий вывело настоящее исследование на постановку более широкой проблемы, в рамках которой изучается система взаимосвязей педагогической теории и педагогической практики.

Проведенное исследование показывает, что педагоги дисциплины

Современный танец» испытывают трудности в применении общих положений педагогической теории в практике решения частных педагогических задач. Руководство педагогической теорией в собственной практической профессиональной деятельности на занятиях дисциплин

Современный танец» способствует повышению эффективности деятельности по причине уникальности учебно-творческого процесса в

154 учебных заведениях хореографического образования и невозможности его точного воспроизведения вторично. На уникальность и неповторимость педагогического процесса обращают внимание многие исследователи педагогической науки.

Педагогические технологии представляют собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов обеспечения занятий дисциплин «Современный танец». Технологически обеспечивая возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися учебных заведений хореографического образования знаний, умений и навыков на дисциплинах «Современный танец», педагоги могут в организационно-педагогических условиях учебно-творческого процесса добиться конкретного результата. Технология не существует в педагогическом процессе в отрыве от его общей методологии, целей и содержания. Она есть организационно-педагогический инструмент учебно-творческого процесса.

Авторская педагогическая технология конкретно реализуется на дисциплинах «Современный танец». Технологический процесс здесь представляет собой определенную систему технологических единиц в виде комбинаций танца модерн, сориентированных на конкретный педагогический результат. Технологическими процессами в преподавании дисциплин «Современный танец» особенно актуальными являются самоуправления учащихся, самоподготовка к занятиям с педагогом и самоподготовка во внеурочное время; система форм и средств изучения определенной темы учебного курса «Современный танец»; организация практических занятий по отработке умений и навыков освоения разнообразных схем научения и отработки навыков; опорные схемы обучения; организационные структуры формирования самоуправления учащихся учебных заведений хореографического образования.

Поэтому предметом педагогической технологии дисциплин

Современный танец» являются конкретные практические взаимодействия

155 педагогов и учащихся в любой области деятельности, организованно-педагогические условия на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, с использованием компьютеризации и технических средств. В результате достигается устойчивый позитивный результат в усвоении учащимися знаний, умений и навыков. Прямыми задачами педагогической технологии и технических процессов на занятиях дисциплин «Современный танец» является создание организационно-педагогических условий.

Совершенствование организационно-педагогический условий преподавания дисциплин «Современный танец» в учебных заведениях хореографического образования по своей структуре и способам реализации определяется не столько временным параметром, сколько ценностно-ориентированным потенциалом.

Важной особенностью педагогической технологии является «технологичность» содержания обучения на дисциплинах «Современный танец», его способность подвергаться кодированию, не утрачивая при этом своих воспитательно-обучающих возможностей. Существует и другой познавательный материал, не поддающийся технологической обработке без утраты своих обучающе-воспитательных свойств. Один материал легко кодируется и при раскодировании воспроизведение не искажается, не деформируется и осознается учащимися учебных заведений хореографического образования во всей полноте и целостности. Все это и обеспечивает создание организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования.

Создавая организационно-педагогические условия, субъект в процессе общения не только реализует функции обучения и воспитания на занятиях дисциплин современного танца, но и решает другие педагогические задачи фиксации наиболее значимого социально-деятельностного опыта. Это прежде всего развитие коммуникативных умений педагога, которые

156 структурно могут быть представлены как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения и педагогической техники.

Перцептивные умения необходимы педагогу и учащимся как проблема восприятия человека человеком, позволяют очертить круг умений, необходимых педагогу на этапе изучения особенностей другого субъекта общения и его расположенности к общению. Они сводятся к наиболее общему умению понимать других (учащихся, учителей, родителей). А для этого педагогу необходимо знание ценностных ориентаций учащихся, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах в уровне притязания. Необходимо также и знание имеющихся у учащихся представлений о себе, знание того, что ему в самом себе нравятся, что он приписывает себе, против чего возражает на занятиях дисциплин «Современный танец».

Не менее важным, чем умение понимать других, является умение внести в центр своей системы ценностных ориентаций другого учащегося. Это сложнейшее умение чувствования бытия другого человека, чувствовать рядом с собой человека, уметь понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир.

Совокупность перцептивных умений педагога можно представить следующим взаимосвязанным рядом:

- воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению и от себя, получаемых в ходе совместной деятельности; проникать в личностную суть учащихся, устанавливать индивидуальное своеобразие учащихся и определять их внутренний мир;

- определять характер переживаний, состояние учащегося, его причастность или непричастность к тем или иным комбинациям по незначительным признакам;

- находить в действиях и других проявлениях у учащихся признаки, делающих их непохожими друг на друга, а может быть и на самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;

- видеть главное в учащихся, правильно определять их отношение к социальным ценностям, учитывать их поведение на занятиях современного танца, до занятий и после занятий «поправки» на воспринимающего и противостоять стереотипам восприятия другого учащегося (идеализации, фаворитизму, «эффекту ореола»).

Данные об учащихся, полученные в результате «включения» перцептивных умений, составляют необходимую предпосылку успешности педагогического общения на всех этапах учебно-творческого процесса создания организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования.

На этапе моделирования занятий по дисциплине «Современный танец» педагог опирается прежде всего на свою память и воображение. Ему необходимо мысленно восстановить особенности предыдущего общения с учащимися, поставить себя на их место, идентифицироваться с ними, увидеть окружающий мир и происходящее в нем их глазами.

На этом этапе необходимы умения устанавливать психологический контакт с классом, способствующий передаче информации и ее восприятию учащимися, создавать обстановку коллективного поиска, совместной творческой деятельности, вызывать их настроенность на общение с педагогом и его предметом преподавания.

Управление общением в учебно-творческом процессе предполагает овладение педагогом умениями распределять внимание учащихся на занятиях «Современный танец», выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и обращения; анализировать действия учащихся, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях;

158 создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классе.

Все эти организационно-педагогические условия будут способствовать процессу совершенствования преподавания дисциплин «Современный танец» в учебных заведениях хореографического образования.

Вышеуказанные организационно-педагогические условия позволяют исполнить современный танец свободно и легко. «Надо быть совершенно уверенным, - говорила А.Я. Ваганова, - что учащийся проработал движение, что оно «въелось» и пройдет во всякой комбинации. Только на основе прочно усвоенного материала возможен подлинный артистизм, свободная, непринужденная и выразительная манера исполнения танца»44.

При этом условии современный танец становится не просто перемещением в пространстве в тех или иных направлениях под музыку, а посредством выразительно исполненных движений раскрывает настроение и создает пластический образ.

Уметь творчески, вдохновенно и виртуозно танцевать - значит обладать одним из главных элементов актерского мастерства -выразительностью.

Не менее важную роль в воспитании выразительности играет музыка. Музыка - это душа танца. Ее ритмичность, напевность и выразительность требуют одухотворенного и выразительного исполнения.

Поэтому развитие музыкальности у учащихся способствует эмоционально-эстетическому восприятию и переживанию музыки, выразительному исполнению танцевальной лексики, чувству танцевального ритма, музыкально-хореографическому мышлению, воображению и памяти. Недостаточная музыкальность особенно отрицательно сказывается на исполнении движений, которые в сценическом действии перестают быть выразительными.

44 Со слов учеников А.Я. Вагановой.

Настоящему танцовщику необходимо не только уметь слушать музыку и проникаться ее содержанием, но и любить ее, понимать, чувствовать и увлекаться ею. Поэтому педагоги дисциплин «Современный танец», стараются уделять на занятиях особое внимание не только развитию ритмической, но и эмоциональной связи музыки и танца. Без подлинной музыкальности нельзя овладеть выразительностью, так как содержание музыкального произведения и сценического действия едино, неделимо.

В учебно-творческом процессе педагоги приучают учащихся к тому, чтобы они стремились выполнить каждое задание не только технически грамотно, но и творчески увлеченно, музыкально и выразительно.

Музыкальность будущего танцовщика складывается из трех взаимосвязанных между собой исполнительских компонентов.

Первый - это способность верно согласовывать свои действия с музыкальным ритмом. Поэтому современные педагоги стараются обращать особое внимание на то, чтобы музыкальный ритм воспринимался не как простой механический счет долей времени, а как выразительный компонент танца. Прервать внутреннюю связь с музыкальной темой - значит уйти от осмысленного действия только в технику.

Второй - это умение учащихся сознательно и творчески увлеченно воспринимать тему-мелодию, художественно воплощая ее в танце.

Поскольку содержание каждого музыкального произведения распознается по теме-мелодии, которая способна своим выразительным звучанием передать самые различные образы и состояния, следовательно, музыкальная тема должна восприниматься учащимися не отвлеченно и параллельно, а художественно, как единое целое.

Третий компонент - это умение учащихся внимательно вслушиваться в интонации музыкальной темы, стремясь технически верно и выразительно воплотить их звучание в пластике танца.

На выразительность кроме техники, музыкальности и других компонентов, перечисленных выше, влияет память исполнителя.

Если исполнитель современного танца способен воспроизводить хранящийся в его сознании запас впечатлений и опыта, если он может твердо запомнить все стороны роли и сценического действия, значит, память его хорошо развита и это позволит достичь высокой сценической выразительности.

Одним из организационно-педагогический условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования является процесс обучения импровизации.

Импровизация необходима как исполнителям, так и педагогам. Ведь во время создания хореографического произведения исполнитель может «с ходу» придумать какое-то свое движение, отвечающее всем требованиям балетмейстерской задумки и образу. Педагог по ходу ведения занятий, а балетмейстер в процессе постановочной работы также могут придумать незапланированную заранее танцевальную комбинацию, рисунок, переход.

Импровизация раскрепощает учащегося, она дает ему свободу общения и движения, развивает его фантазию.

Импровизацией обладают свыше 80% учащихся, но яркой и выразительной она становится только у тех, кто более часто ее использует в практической деятельности. Следовательно, чем чаще педагог дает задание на сочинение и исполнение учащимися «с ходу», на пройденном материале какой-либо комбинации или этюда, тем быстрее приходит выразительность.

Структура выразительных средств движений современного танца на сегодня представляет собой вершину линии развития форм танцевального движения. Эта структура выработана вековой практикой профессионального балетного театра, закреплена в методике обучения современного танца. Искусственность целой выразительной формы - закономерный итог именно танцевального развития выразительных средств движений человеческого тела.

В движениях современного танца максимальное развитие получают динамические качества тела исполнителей - подвижность суставов,

161 эластичность связок, сила и тренированность мышц, развитие вестибулярного аппарата. Особые требования предъявляются к пропорциональности и стройности, большое внимание уделяется специфической постановке головы, плеч, спины, бедер, рук, ног.

Следует отметить, что педагоги современного танца стремятся к поискам такой выразительности, где бы пантомима, а точнее, пластическая выразительность, приближалась к естественным движениям человека и сливалась с танцем.

Таким образом, организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведения хореографического образования показывают, что их палитра многообразна и неисчерпаема.

Изучение всех систем современного танца, знание их лексики, особенностей стиля и манеры, овладение их методикой и техникой будут способствовать обогащению отечественного хореографического искусства современными формами, откроют новые возможности для развития танцевального и сценического мастерства исполнителей.

Мир современного танца открыт для новых идей, уровень его постоянно растет, танец меняет форму, направление развития, не перестает удивлять и привлекать внимание. Искусство танца основано на индивидуальности танцора или танцовщицы и на том, что он или она хочет сказать своим танцем. И мир с нетерпением ждет, когда вы расскажете ему, кто вы есть, и какой бы вы не выбрали путь в танце - хореографа, педагога, исполнителя или зрителя, танец всегда будет обогащать нашу жизнь.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Васькова, Лариса Львовна, 2012 год

1. Алексеева Е.М. Учить детей творчеству. / Е.М. Алексеева // Дополнительное образование. 2003. - №7. - С.20.25.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 624с.

3. Абуллин Э.Б., Николаева Е.В. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки.: Учебное пособие. М.: Прометей, 2005.

4. Айламазьян A.M. Выразительность в танце и метод музыкального движения. // Актуальные проблемы хореографического образования. -М., 2008.

5. Акопян-Шупп, Р. Глобальный танец: творческий процесс, развитие новой сферы танца / Р. Акопян-Шупп // Голос художника: проблема синтеза в современной хореографии: Материалы международной конференции. Волгоград, 1999. - С.41-50.

6. Акунин В.А. Профессиональное обучение на современном этапе: теории и технологии. М., 1994, - С.82.

7. Александров А.Д. Истина как моральная ценность // Аксиология: частное и общее. Новосибирск: Наука, 1987. - 242с.

8. Андреев Д.Л. Собрание сочинений. Т.2. М.: Московский рабочий: Присцельс, 1995. - С.446.

9. Аракчеев В.Н., Коркин В.П. Акробатика. М.: Физкультура и спорт, 1989. - 144с.

10. Аристотель. Соч.: в 4т., Т.4. М.: Мысль, 1976. - 830с.

11. Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999. - №4. - С 117-120.

12. Архетипы в фольклоре и литературе. Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 1994. - 91с.

13. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002. - 480с.14

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.