Ориентация будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений на творческое освоение профессии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Белошапка, Римма Анатольевна

  • Белошапка, Римма Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1997, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 187
Белошапка, Римма Анатольевна. Ориентация будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений на творческое освоение профессии: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 1997. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Белошапка, Римма Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕВДЕНИЙ НА ТВОРЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ПРОФЕССИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ 15

1.1. Становление и развитие проблемы творческого освоения профессии15

1.2. Источники и движущие силы творческого освоения профессии будущими, .музыкальными руководителями37

1.3. Сущность, структура и противоречия процесса творческого освоения профессии в педагогическом колледже65

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ

РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ93

2.1. Педагогические условия повышения результативности творческого освоения профессии будущими музыкальными руководителями в жизнедеятельности студенческого коллектива03

2.2. Характеристика рациональных методических приемов ориентации студентов дошкольного отделения на творческое освоение профессии121

2.3. Экспериментальное исследование эффективности авторской методики в развитии у студентов творческой профессиональной направленности139

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ориентация будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений на творческое освоение профессии»

Курс на переориентацию социально-экономических устоев общества поставил вопрос о расширении и укреплении творческих качал во всех сферах общественной жизни. Эта задача выдвигается в ряд наиболее актуальных и перспективных, ей придается особый практический смысл, и требуется новый уровень ее теоретического осмысления.

Развивающийся рынок труда требует так организовать подготовку специалиста, чтобы он был способен творчески решать поставленные перед ним задачи, Это требование обусловливает повышение воспитательных и обучающих функций средней и высшей профессиональной школы, так как истоки сформированности творческих качеств личности лежат, в основном, в системе профессионального образования.

Сегодня мы испытываем потребность в новых педагогических идеях, новаторстве в практике. Нашей высшей школе предстоит обеспечить более качественную подготовку специалистов на опережающем уровне, а это предполагает необходимость формирования нового типа социальных, профессионально-трудовых и психолого-педагогических качеств будущего творческого музыкального руководителя для дошкольных учреждений. Поэтому в ряду проблем, связанных с повышением эффективности подготовки специалиста, как наиболее важная встает проблема ориентации будущего музыкального руководителя на творческое освоение профессии.

Но творческое отношение к профессии не может возникнуть само по себе. Оно формируется соответствующим стилем воспитания, обучения, реализация которого тесным образом связана, в первую очередь, с творческим ростом будущих преподавателей.

Как в нашей стране, так и за рубежом проблема формирования ■ творческих способностей у студентов привлекает внимание представителей различных отраслей знаний, многих исследовательских коллективов. К сожалению, количество исследователей творчества молодежи, особенно вопросов ориентации на творческое освоение профессии, как в нашей стране, так и за рубежом, все еще довольно незначительно. Хотя научный анализ работы по формированию творческих способностей у детей и молодежи по созданию и стимулированию творческой направленности личности обучающегося музыке характерен для трудов О.А.Апраксиной, Т.П.Артемьевой, Б.В.Асафьева, С.Н.Бирюкова, Ф.Д.Брянской, П.Ф.Вейса, Н.А.Ветлугиной, Е.В.Давыдовой, М.Т.Картавцевой, В.Н.Мясищева, К.В.Тарасовой, Б.М.Теплова, Б.И.Шеломова.

Музыкальная подготовка подрастающего поколения - неотъемлемая часть его эстетического воспитания. Процесс эстетического воспитания детей представляет собой организацию и осуществление их разносторонне направленной эстетической по характеру и содержанию творческой деятельности, целенаправленное воздействие педагога на личность ребенка в ходе обучения, внеучебной деятельности и общения.

В системе эстетического воспитания важную роль играет музыкальное воспитание. В трудах известных деятелей в области музы: кального образования и воспитания Ю.Б.Алиева, Л.Г.Арчажниковой, Н.А.Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, Л.А.Рапацкой, М.А.Румер, Г.М.Цыпина, В.Н.Шацкой и др. освещаются вопросы содержания, методов и организации музыкально-эстетического воспитания и образования детей дошкольного и школьного возраста.

В нашем исследовании мы опирались на труды психологов по вопросам взаимосвязи свойств психики человека и его творческой деятельности, о механизме творчества как единстве продуктивных и репродуктивных сторон мыслительной деятельности (В.И.Андреев, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Н.Лук, В.Ф.Овчинников, Я.А.Пономарев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.).

Большую научно-исследовательскую работу в плане совершенствования подготовки педагогических кадров с творческой жилкой ведут преподаватели Сургутского педагогического колледжа Г.И.Бело-шапка, Г.А.Глушаков, Л.Н.Иволгина, Н.В.Коноплина, В.С.Корина, Е.Я.Кормина, Л. М. Пшеничная, Н.Н.Ставринова, И.П.Стихнина, Р.Н.Хо-дяева, О.К.Черепанова и др.

Задачи, стоящие перед нашим обществом, определяют и особые требования ко всей образовательной системе. В обязанность преподавателей средней и высшей школы входит в качестве первоочередной задача развития проблемно-поискового мышления и самостоятельности в интеллектуально-мировоззренческом совершенствовании учащихся и студентов, обогащения творческого компонента личности каждого из них.

Опыт работы и проведенные исследования убеждают нас в том, что усовершенствование процесса формирования музыкально-творческих способностей студентов педколледжа должно осуществляться путем рационального и действенного использования возможностей учебного материала, с учетом актуальных межпредметных связей, динамичности и преемственности преподаваемых дисциплин, с осуществлением ярко выраженной профессиональной направленности.

Проведенные теоретические изыскания убеждают нас в том, что актуальность исследования вопросов ориентации будущего музыкального руководителя дошкольных учреждений на творческое освоение профессии определяется как научными, так и практическими обстоятельствами:

- социальным заказом на развитие творческих возможностей личности; '

- обогащением воспитательной функции средней и высшей школы в формировании музыкального руководителя-творца как ключевой фигуры совершенствования всей системы музыкального воспитания в дошкольных учреждениях;

- существующим противоречием между потребностями практики и недостаточностью разработанности теории и основ управления творческим развитием будущего музыкального руководителя в педагогическом колледже;

- недостаточной изученностью педагогических и психологических механизмов развития творческой личности средствами музыкального искусства.

Вышеизложенное и определило выбор нами темы исследования: Ориентация будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений на творческое освоение профессии.

Цель исследования - разработать и апробировать целостную систему обучения будущих музыкальных руководителей в педагогическом колледже с ориентацией на творческое освоение профессии.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений в педагогическом колледже.

Предмет исследования - условия повышения эффективности творческого освоения профессии как составной части данного процесса.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что преподаватель музыкальных дисциплин в педагогическом учебном заведении может обеспечить ориентацию студентов на творческое освоение профессии, если он:

- оперативно определяет и рекомендует студентам перспективные источники творческого освоения избранной ими педагогической профессии;

- включает в образовательно-воспитательный процесс движущие силы обогащения педагогико-методического арсенала будущих специалистов за счет содержимого этих источников;

- выявляет и обоснованно снимает существующие противоречия в деле развития творческой сферы личности каждого обучающегося;

- создает и приводит в действие комплекс педагогических условий для творческого освоения профессии будущими руководителями по музыкально-эстетическому воспитанию детей в дошкольных учреждениях ;

- применяет совокупность ситуативно уместных и педагогически оправданных рациональных методических приемов ориентации студентов на творческое освоение профессии.

В ходе научного поиска решались следующие задачи:

1. Выявить возможности ориентации будущих музыкальных • руководителей дошкольных учреждений на творческое освоение профессии в процессе обучения в педагогическом колледже.

2. Выявить и обосновать условия творческого освоения профессии будущими музыкальными руководителями.

3. Разработать рациональные методические приемы ориентации студентов дошкольного отделения педагогического колледжа на творческое освоение профессии.

Методологическую и теоретическую основу проведенного исследования составили положения о движущей силе противоречий в общеличностном и профессиональном становлении молодежи, о специфике познавательно-творческой деятельности будущего педагога и ее значении для развития духовно-нравственного потенциала общества и самого человека, о сущности и особенностях общего, профессионально-педагогического и музыкально-творческого развития личности студента.

Для решения задач исследования были использованы следующие методы: эмпирические - изучение литературы по теме исследования, целенаправленный анализ содержания соответствующих нормативных и инструктивно-методических документов, осмысление официальной документации, педагогическое наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование, рейтинг, изучение и обобщение опыта, беседы, интервью; теоретические - моделирование, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, аналогия, синтез, интегрирование, систематизация, анализ.

База исследования - Сургутский педагогический колледж Тюменской области.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1988-1992 гг.) изучались общетеоретическая литература по данному вопросу и опыт работы преподавателей музыкальных дисциплин в музыкальных группах дошкольного отделения педагогического колледжа, а также осваивалась образовательно-воспитательная деятельность по музыкально-творческому совершенствованию дошкольников. Проводился констатирующий эксперимент. На этой основе была произведена постановка проблемы и формировались основные положения исследования, разрабатывались формы, методы и содержание работы, способствующие повышению эффективности процесса формирования ориентации будущего музыкального руководителя на творческое освоение профессии.

На втором этапе (1992-1993 гг.) осуществлялось изучений научно-методической литературы, велся планомерный поиск оптимальных совокупностей рациональных приемов и педагогических условий эффективной ориентации юношей и девушек на творческое освоение профессии. Выявлялась структура процесса ориентации будущих музыкальных руководителей в дошкольных учреждениях на творческое освоение профессии. Исследовалась сориентированность завтрашних специалистов по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников на творческое освоение профессии как социально-педагогически значимое качество личности. В процессе формирующего, созидательно-преобразующего эксперимента было задействовано 30 студентов, готовящихся стать высококвалифицированными специалистами в указанной области. Контрольные группы насчитывали 33 человека.

На третьем этапе (1993-1996 гг.) изучалась и оценивалась эффективность предложенной системы формирования ориентации студентов на творческое освоение профессии, подготавливалась необходимая документация. В ходе проверочного эксперимента, наряду с апробацией и корректировкой педагогических условий формирования у студентов музыкальных групп дошкольного отделения потребности повышения результативности творческого освоения профессии, осуществлялся анализ и сопоставление полученных данных об уровне соответствующих способностей студентов из экспериментальной и контрольной групп. Это позволило подтвердить и уточнить выводы о тенденциях и особенностях формирования у студентов педколледжа потребности к творческому освоению профессии, а также наметить эффективные меры по совершенствованию системы музыкально-эстетической подготовки будущих музыкальных руководителей в дошкольных образовательных учреждений.

Экспериментальной базой исследования были студенты музыкальной группы дошкольного отделения Сургутского педагогического колледжа, где автор являлась преподавателем дисциплин музыкально-теоретического цикла и заведующей кафедрой музыкального образования. Массовыми исследованиями на разных этапах поиска было охвачено 36 преподавателей разных учебных дисциплин, 45 работников дошкольных образовательных учреждений и 140 студентов колледжа.

Достоверность результатов подтверждается: использованием комплекса методов адекватных цели, задачам и логике исследования; результатами десятилетней личной преподавательской деятельности в Сургутском педагогическом колледже и ее анализа; многолетней опытной проверкой разных методик обучения творческому освоению профессии в вышеназванном учебном заведении.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

- осуществлено изучение возможностей творческого освоения профессии будущими музыкальными руководителями в процессе обучения в педагогическом колледже;

- раскрыты психолого-педагогические условия реализации процесса ориентации студента музыкальной группы дошкольного отделения на творческое освоение профессии;

- выявлены актуальные противоречия развития творческой сферы потенциальных профессионалов для дошкольного звена системы образования в учебно-воспитательном процессе педагогического колледжа;

- обозначены и охарактеризованы уровни сориентированности студентов на творческое освоение профессии;

- выявлены и обоснованы педагогические условия и рациональные методические приемы ориентации обучающихся на нетривиальное и многоуровневое творческое овладение тонкостями избранной профессии.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в диссертации дано обоснованное определение понятия ориентация на "творческое освоение профессии" применительно к подготовке будущих музыкальных руководителей для дошкольных образовательных учреждений в стенах педколледжа-вуза. Определены педагогические условия, способствующие творческому освоению профессии студентами.

Практическая значимость результатов проведенного научного исследования состоит:

- в выявлении критериальных характеристик сориентированности будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждении на творческое саморазвитие и разработке на их основе методов диагностирования наличного индивидуального уровня сформированности у студентов основных компонентов креативности;

- в определении эмпирических показателей сориентированности обучающихся на творческое освоение эффективных методик общего и музыкально-эстетического развития дошкольников;

- в составлении методических рекомендаций, которые оправдывают себя на дошкольных и музыкально-педагогических факультетах педагогических учебных заведений.

На защиту выносятся:

- сущность процесса творческого освоения профессии будущими музыкальными руководителями на академических и внеаудиторных занятиях, в досуговой жизнедеятельности педколледжа как психологического феномена, характеризующегося реальным, целенаправленным и последовательным развертыванием студенческой потребности интёнси-фицировать собственную работу по овладению индивидуально доступными высотами педагогического профессионализма посредством использования рекомендуемых преподавателями вузов способов нетрадиционного, творческого по своей сути познания механизмов эффективного наставнического музыкально-эстетического воздействия на вос-питуемых дошкольников;

- условия совершенствования профессиональной подготовки в педколледже будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений за счет расширения сферы нетрадиционного по характеру творческого освоения студентами избранной педагогической профессии и вышеуказанной специальности;

- определение и научное обоснование максимального для местных условий круга источников творческого освоения обучающимися профессии и приемлемого в конкретных учебно-воспитательных ситуациях набора движущих сил, устремляющих потенциальных музыкальных руководителей-воспитателей дошкольных учреждений к высокопродуктивному творческому освоению "секретов" своей профессии;

- методическая целостность в виде совокупности рациональных преподавательских приемов и объективных и субъективных условий, способствующих оптимальной ориентации студентов дошкольного отделения педколледжа на совершенствование их образовательно-воспитательного мастерства, творческого освоения избранной профессии.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись: путем выступлений автора на заседаниях кафедры музыкального образования и Совета Сургутского педагогического колледжа; посредством проведения восьмигодичного научно-педагогического эксперимента по совершенствованию подготовки студентов к музыкально-эстетическому воспитанию детей в дошкольном учреждении за счет целенаправленной и теоретически обоснованной ориентации их на творческое освоение профессии; через представление и оглашение материалов авторского поиска на VII Международной конференции по педагогике ненасилия (Санкт-Петербург, 1994), на Международной научно-практической конференции 1994 г. в г.Умани (Украина) по теме "Экология и образование: проблемы теории и практики", на Российской научно-практической конференции "К.Д.Ушинский и современная школа" (Курск, 1994), на межрегиональной научно-практической конференции 1994 г. в г.Сургуте по теме "Личностно-ориентированные модели образовательного процесса в подготовке педагогических кадров", на Всеукраинской научно-практической конференции "История науки и техники" (Днепропетровск, 1994), на межрегиональной научно-практической конференции "Формирование профессионально-педагогической культуры воспитателя молодежи" (Серпухов, 1997), на 1-й научной сессии Международной педагогической академии (М., 1997), через опубликованные автором научно-методические труды. Всего по итогам исследования опубликовано 14 работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 257 источников, а также 3 приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Белошапка, Римма Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы и проведенное исследование свидетельствуют о том, что ориентация на профессию музыкального руководителя дошкольных учреждений должна активно осуществляться при обучении в педагогическом колледже и закрепляться в ходе самостоятельной профессиональной деятельности. Профессионально-учебная фаза (овладение профессией) является крайне важной и наиболее благоприятной для формирования ориентации на профессию музыкального руководителя дошкольных учреждений: студенты получают необходимые профессиональные знания, умения, навыки и активно включаются в общественно-педагогическую работу; у студентов происходит трансформация мотивов поступления в мотивы овладения профессиональной деятельностью; личностные качества будущих музыкальных руководителей приобретают профессиональную направленность. Все виды аудиторной и внеаудиторной работы направлены на творческую профессионально-педагогическую подготовку. На этапе творческого овладения профессией более четко видится перспектива будущей профессиональной деятельности. Актуализируется вопрос: каким быть? Это непосредственно связано с обучением студентов предвосхищать будущее, грамотно его прогнозировать, искать пути достижения целей, связанных с творческим овладением избранной профессией.

В процессе исследования установлено, что ожидаемый результат ориентации на профессиональную деятельность определяется следующим: становится ли музыкальный руководитель мастером своего дела, добивается ли высоких результатов, реализует ли оптимально в деятельности свой творческий потенциал, происходит ли совершенствование личности и ее самореализации как профессионала.

Для получения такого результата необходима большая работа по формированию ориентации будущих музыкальных руководителей на творческое освоение профессии, которая является частью работы по формированию личности молодого специалиста.

В теоретической части исследования нами определена структура и компонентный состав ориентации на творческое освоение профессии. В ходе констатирующего эксперимента мы установили достоверное отношение отношение студентов к профессии музыкального руководителя, осознание ее общественной и личной значимости, мотивы поступления в педагогический колледж в музыкальные группы, удовлетворенность педагогическим процессом, наличие профессионального идеала и самооценку возможности его достижения. Полученные данные позволили выявить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать формированию ориентации на творческое освоение профессии будущими музыкальными руководителями. В этой связи приобретает значение совокупность условий, обеспечивающих наполнение и обогащение компонентов ориентации на творческое освоение профессии будущими музыкальными руководителями.

Система отбора в педколледже, направленная на выявление уровня ориентации на творческое освоение профессии, склонностей и задатков к овладению ею, на определение допрофессиональной готовности к решению творческих гаданий, дает возможность осуществлять конструирование педагогического процесса на личностно-ориентированной основе.

В экспериментальной части исследования описаны результаты начального, промежуточного и итогового замеров творческого освоения профессии по 4-м аспектам:

1. Потребность в нестандартном, творческом освоении профессионально-значимой информации, выработке профессионально-творческих умений и соответствующих личностных качеств.

2. Знание о продуктивном алгоритме творческого освоения профессии и совершенствования педагогического профессионализма. '

3. Осмысление сути, характера, особенностей протекания и специфики управления процессом творческого самосовершенствования.

4. Активность в творческом освоении профессии.

Система использования эффективных методических приемов, благодаря которым достигаются успехи в решении творческих задач, подтверждает выдвинутую гипотезу исследования: в педагогическом учебном заведении - колледже возможно обеспечить целеустремленную ориентацию студентов на творческое освоение профессии.

Подученные результаты могут быть использованы в практике работы педагогических колледжей и музыкально-педагогических факультетов вузов.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что поставленные нами исследовательские задачи решены, а цель предпринятого научного поиска достигнута.

Вместе с тем очевидно, что полученные нами результаты не претендуют на окончательный ответ по всем возникшим в ходе проводимых изысканий вопросам. Специального исследования требуют такие аспекты затронутой нами проблемы, как методика наращивания творческого потенциала будущих специалистов по музыкально-эстетическому воспитанию детей посредством энергичного задействования в этой работе досугового пространства колледжа и за счет целенаправленного объединения усилий всех преподавателей соответствующих отделений учебного заведения на данном направлении образовательно-воспитательной деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Белошапка, Римма Анатольевна, 1997 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Уч. пособие для преподавателей спецкурса вуза. М.: Прометей, 1990.' - 188 с.'

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. - 333 с.

3. Агитаев Е.В. ,Еелошапка Р. А. Доноплина Н.В.,Новикова Е.А. Об одной особенности труда как фактора совершенствования юной личности //К.Д.Ушинский и современная школа / Тез. докл. Всерос. науч.-Практ. конф. Ч. 1. - Курск, 1994. -С. 223.

4. Акимова В.Ф. Воспитание творческих качеств у младших школьников в процессе изучения стихотворения // Вопросы обучения и воспитания младших школьников / Уч. записки Свердловского пед. ин-та. N 69. - 1968. - С.32-49.

5. Активные методы в подготовке учителя. Омск, 1985.23 с.

6. Активные методы обучения студентов вузов. Л., 1985.100 с.

7. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации личности, проблема их формирования // Сов. педагогика. 1981. - N 8. - С. 61-69.

8. Алиев Ю.Б. Основы музыкальных знаний / Программа и метод. рекомендации. М.: МПА, 1993. - 59 с.

9. Аллахвердиева Д. Т. Применение тестов в дидактическойэкспертизе обучения // Высшее образование в России. 1993. - N 2. - С. 102-105.

10. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусств // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. л.: Наука,'1982.- С. 234-245.

11. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань: КГУ, 1988. - 238 с.

12. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. - 416 с.

13. Анохин П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии //Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения.- Л.: Наука, 1983. С. 259-262.

14. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Уч. пособие. М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

15. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности // Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1975. - Вып. 10.- С. 20-26.

16. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М., 1974. - 97 с.

17. Арановский М.Г. Опыт построения модели творческого процесса композитора // Методологические проблемы современного искусствознания. Л., 1975. - Вып. 1. - С. 127-141.

18. Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. М.:•Мысль, 1983.- Т. 4. С. 375-644.

19. Артемьева Т.П. Методологический аспект проблемы способностей. М., 1977. - 184 с.

20. Арчажникова Л.Г. Методика музыкального воспитания: Уч.пособие для студентов. М.: МГЗПИ, 1990. - 21 с.

21. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

22. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки / Дис. . д-ра пед. наук. М., 1986. - 442 с.

23. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. - Кн. 1 и 2. - 376 с.

24. Асафьев Б.В. 0 музыкально-творческих навыках у детей // Избр. статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973. - 82 с.

25. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 1990. - 367 с.

26. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988.479 с.

27. Багмутов В.П.,Миткин В.Я. Об оценке качества лекции // Высшее образование в России. 1994. - N 1. - С. 160-165.

28. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925. - 240 с.

29. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974. - 336 с.

30. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М. - Л.: Сов. композитор, 1973. - 270 с.

31. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 423 с.

32. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1969. - 208 с.

33. Белошапка Г.И. Источники профессионального становлениямузыкального руководителя дошкольного учреждения в современном педагогическом колледже // Инновационные процессы в условиях комплекса "Педколледж педвуз". - Сургут, 1995. - С. 5.

34. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. Ч. 1. - М. - Воронеж, 1996. - 318 с.

35. Беляев С.Е., Беляева Т.А. Программа музыкального обучения дошкольников. Екатеринбург, 1993. - 14 с.

36. Берикханова Л.Ю. Об импровизационных моментах в творчестве учителей-новаторов // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1991. - N 2 (58). - С. 67-70.

37. Бершадская Т. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной (крестьянской) песни. М. - Л.: Музгиз, 1961. - 156 с.

38. Библер B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога. М.: Политиздат, 1975. - 339 с.

39. Бирюков С.Н. Импровизированное^ в музыке // Сов. музыка. 1977. - N 10.

40. Блинова Н.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. - 144 с.

41. Богатырев П.Г. Традиции и импровизация в народном творчестве //VII Междунар. конгресс антропол. и этнограф, наук. М.: Наука, 1964. - 8 с.

42. Боголюбова Н. Творческие упражнения как средство активизации слухового внимания. М.,1969. - 17 с.

43. Бондарчук Ю.В. Формирование творческих начал в процессе подготовки учителя // Развитие творческого мышления студентов на основе диалоговых методов обучения / Тез. докл. третьей межвуз. науч.-метод, конф. Калинин: КГУ, 1990. - С. 21-23.

44. Борисова Л.Г. Молодой учитель: труд, быт, творчество. -М.: Знание, 1983. 80 с.

45. Бочкарева О.В. Диалог как способ активизации творческого мышления студентов // Воспитание учащейся молодежи в духе мира и новое политическое мышление / Материалы Между нар. конф. Ровно: РГПИ, 1990. - С. 239-240.

46. Бочкарева О.В. Решение педагогических задач в условиях диалоговой формы обучения // Развитие творческого мышления студентов на основе диалоговых методов обучения / Тез. докл. третьей межвуз. науч.-метод, конф. Калинин: КГУ, 1990. - С. 23-24.

47. Бружукова Н.М. Система подготовки будущего учителя начальных классов к педагогическому творчеству / Автореф. канд.пед.наук. М.,1993.

48. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: Логико-психологический анализ. М.: Мысль, 1979. - 280 с.

49. Брюсова Н.Я. Детское музыкальное творчество //Искусство в школе. 1929. - С. 40-46.

50. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества.1. М.: Просвещение, 1993.

51. Валлон А. От действия к мысли. М.: Иностр. литература, 1956.- 231 с.

52. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1975. - 231 с.

53. Вейс П.Ф. Ступеньки в музыку: Пособие по сольфеджио. -М.: Сов. композитор, 1980. 199 с.

54. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. -Л., 1964. 194 с.

55. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. - 96 с.

56. Ветлугина Н.А. Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях // Художественное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1974. - С. 5-16.

57. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.,1968. - 415 с.

58. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1983. -255 с.

59. Виноградов Л.В. Методическое пособие для учителя (1-й год обучения дети 6 лет) // Ассоциация педагогов-музыкантов "Элементарное музицирование". - М., 1990. - 100 с.

60. Вишнякова Н.Ф. Развитие творческой активности младших школьников ( на материале внеклассных музыкальных занятий г условиях школ полного дня) /Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1980. - 17 с.

61. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1988.96 с.

62. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

63. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. 1980. - N 1. - С. 31-38.

64. Голубева З.А. Комплексное исследование способностей // Вопросы психологии. 1986. - N 5. - С. 18-30.

65. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993.190 с.

66. Гребенщикова Е.А. История дошкольной педагогики в России. М.: Просвещение, 1976. - 432 с.

67. Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад. М.: Мир книги, 1992. - 72 с.

68. Давыдова А.Ф. Потребность в профессионально-педагогическом творчестве активизатор креативного самосовершенствования будущего наставника детворы // Школа за мир, взаимопонимание и социальное развитие. - Ровно: РГПИ, 1996. - Ч. 1. - С. 53-54.

69. Дементьева Л.В. Формирование эстетической культуры будущего учителя / Автореф. дис. . канд. пед. наук. Вильнюс, 1984. - 17 с.

70. Демьянова Г.А., Кравчук П.Ф. Формирование творческой активности будущего учителя в процессе овладения • знаниями // Комплексность и преемственность в формировании духовной культуры будущего учителя. Вологда, 1989. - С. 57-65.

71. Дунина И.А. Профессионально-педагогическое самовоспитание студентов // Дис. . канд. пед. наук. Рязань,1975. - 167с.

72. Елманова Е.К. Формирование гностических умений будущих педагогов / Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л.,1973. - 21 с.

73. Ермолаева-Томина Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии. 1977. - N 4. -С. 74-84.

74. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований) // Вопросы психологии. 1975. - N 5. - С. 166-167.

75. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Педагогика, 1984. - 176 с.

76. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. -М.: Педагогика, 1990. 70 с.

77. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. -М.: Педагогика, 1987. 159 с.

78. Зайцев В.Ф. Биоритмы творчества. Л.: Знание, 1989.118 с.

79. Закирова А.Ф. Творческое проектирование учебного процесса // Инновационные процессы в образовании. Тамань, 1990. -С. 42-49.

80. Захарова Л.Н. Личностное самопознание в профессиональной самоактуализации как фактор приобщения студентов к педагогической деятельности // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 1992. - С. 42-44.

81. Ибрагимов X. Теоретические основы профессионального самовоспитания будущих учителей в педагогических училищах и колледжах / Дис. . д-ра пед. наук. М., 1996. - 348 с.

82. Иволгина Л.Н. Вариативность проведения музыкально-воспитательных занятий в детском учреждении как объект изучения в педколледже //Поиск оптимальных методик обучения и воспитания молодежи. М. - Сургут, 1995. - С. 163-165.

83. Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. - 439 с.

84. Из истории советского музыкального образования: Сб. материалов и документов 1917-1927 гг. / Сост. Л.А.Баренбойм и др. -Л.: Музыка, 1969. 306 с.

85. Исаева Н.И. Психологические особенности профессионального самовоспитания студентов педвуза / Автореф. дис. канд.псих. наук. М., 1984. - 16 с.

86. Искусство и творческая деятельность. К.: Наук, думка, 1979. - 314 с.

87. История дошкольной педагогики в России. М.: Просвещение, 1987. - 430 с.99. йовайша Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 1983. - 129 с.

88. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

89. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке. М., 1977. - 254 с.

90. Кабанова С.Б. Самовоспитание в системе воспитательной работы со студентами педагогического вуза / Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. - 16 с.

91. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. - 200 с.

92. Кампанелла Т. Город Солнца. М.: Худ. литература, 1971.- 131 с.

93. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / Автореф. дис. . д-ра псих. наук. Л., 1985.

94. Кан-Калик В. А. ,Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

95. Карагулла Ш. Прорыв к творчеству. Мн.: Сантана, 1992.- 240 с.

96. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. -М., 1982. 176 с.

97. Кисленко В. Я. Использование диалога в формировании педагогической рефлексии // Развитие творческого мышления студентов на основе диалоговых методов обучения / Тез. докл. третьей межвуз. науч.-метод, конф. Калинин: КГУ, 1990. - С. 67-69.

98. Козленко В.Р., Лаптиева Р.Н. К вопросу отношения некоторых свойств личности, способствующих творческой деятельности учащихся // Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средней школы и студентов. М.: МГПИ, 1981. - С. 100-125.

99. Козлова С.А. Формирование общественной направленностидошкольников в процессе познания социальной действительности / Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1988. - 39 с.

100. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994. - 344 с. '

101. Коменекий Я.А. О культуре природных дарований // Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1955. - С. 449-479.

102. Конаныхина А.Г.,Конаныхин П.В. Оптимизация научно-исследовательской работы на факультетах педагогического профиля // Проблемы выбора оптимальной модели учебного процесса / Тез. докл. четвертой межвуз. науч.-практ. конф. Тверь: ТГУ, 1991. - С. 95-97.

103. Конаныхин П.В. Общечеловеческий идеал: сущность, функции, специфика формирования в современных условиях // Социально- психологические проблемы обучения и воспитания учащихся и студентов. Тверь, 1992. - С. 79-82.

104. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. -М.: Политиздат, 1984. 335 с.

105. Коноплина Н.В. Управление инновационными процессами в условиях педагогического колледжа / Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1994. - 17 с.

106. Концепция непрерывного образования // Нар. образование. 1989. N 10. - С. 3-9.

107. Концепция общего среднего образования. Проект ВНИК // Уч. газета. 1988. - 23 августа.

108. Концов А.И. Общеобразовательная культура педагога -важный компонент развития его творческого потенциала // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 1992. - С. 30-31.

109. Корина B.C. Музыкальное мышление в структуре обучения студентов колледжа на музыкальных // Поиск оптимальных методик обучения воспитание молодежи. М. - Сургут, 1995. - С. 124-133.

110. Кормина Е.Я. Резервы повышения уровня эстетической подготовки педагогических кадров в условиях учебно-научно-производственного комплекса "Педколледж педвуз" // Поиск оптимальных методик обучения и воспитания молодежи. - М. - Сургут, 1995. - С. 59-61.

111. Коробов Е.Т. Эмоциональный фактор активизации обучения // Формирование профессионально-педагогических умений будущего учителя. Днепропетровск, 1989. С - 7-11.

112. Косова М.Г. Творческая деятельность основа воспитания личности / Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1970. - 21 с.

113. Котельников Н.Н., Ломов А.И. Развитие творческой индивидуальности студентов будущих педагогов в процессе формирования общественной активности // Теория и практика ориентации молодежи на профессию учителя. - Вологда, 1989. - С. 115-129.

114. Котляровская М.А., Штуден Л.Л. Приобщение к творчеству. Новосибирск, 1987. - 125 с.

115. Кочетов А.И. Педагогическое диагностирование. Мн.,1987.

116. Кочкова Т.Ю. Дифференцированный подход в эстетическом воспитании студентов педагогических институтов / Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1994. - 16 с.

117. Круг лов Ю.Г. Фольклорная практика: Уч. пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение ,1983. - 207 с.

118. Кудинов А.Н. Развитие творчества студентов основа современной модели высшего образования // Развитие творческогомышления на основе диалоговых методов обучения / Тез. докл. третьей межвуз. науч.-метод, конф. Калинин: КГУ, 1990 - С.3-4.

119. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя.- Л.: Знание, 1985. 32 с. '

120. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. N2. -С.21-30.

121. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству.- М.: Просвещение, 1990. 159 с.

122. Кучерявый А.Г. Формирование потребностей в творческом мышлении у студента-практиканта //Развитие творческого мышления студентов на основе диалоговых методов обучения / Тез. докл. третьей межвуз. науч.-метод, конф. Калинин: КГУ, 1990. - С. 73-75.

123. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. - 275 с.

124. Леонова О.А. Образовательная технология профессионального воспитания учителя / Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1995. 19 с.

125. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

126. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. - 584 с.

127. Леонтьева О.Т. Карл Орф. М.: Музыка, 1984. - 335 с.

128. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество. М.: Наука, 1969. - С. 413-419.

129. Лилов А. Природа художественного творчества. Л.: Искусство, 1981. 476 с.

130. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. -М.: Прометей, 1996. 452 с.

131. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

132. Локк Дж. Мысли о воспитании // Пед. соч. М.: Учпедгиз, 1939. - 320 с.

133. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976.- 144 с.

134. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. -125 с.

135. Лукьянова М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя / Авторе, дис. . канд. пед. наук. М., 1996.- 18 с.

136. Луначарский А.В. 0 народном образовании: Статьи и речи.- М., 1958. 559 с.

137. Львова Ю.Л. Развивать дар творчества. К.: Рад. школа, 1987. - 135 с.

138. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1985. - 158 с.

139. Ляшко Н.П. Стандартизация профессиональной подготовки учителя музыки в свете требований общечеловеческих духовно-нравственных ценностей // Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи. М. - Серпухов, 1996. - С. 78-79.

140. Мазель Л. А. Статьи по теории и анализу музыки. М., 1982. - 328 с.

141. Малиновская В.Н. Формирование основ педагогического мастерства в структуре профессиональной подготовки учителей (вусловиях педагогического колледжа) / Дис. в форме науч. докл. . канд. пед. наук. М., 1994. - 30 с.

142. Малиновская В.Н.,Смятских А.Л. Методическое пособие по курсу "Введение в специальность и основы педагогического мастерства". М., 1992. - 4.1 - IV.

143. Мальцев С.М. О психологии музыкальной импровизации. -М.,1991. 85 с.

144. Марков М.Е. Искусство как процесс. М.: Искусство, 1970. - 168 с.

145. Матюшкин A.M. Вопросы методики экспериментального исследования психологических закономерностей творческого мышления // Научное творчество. М., 1969. - С. 375-380.

146. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 205 с.

147. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1972. - 205 с.

148. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: комплексный подход. Опыт, поиски, перспективы. М.: Искусство, 1985. - 318 с.

149. Мелик-Пашаева А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. - 96 с.

150. Миропольский С.И. О музыкальном образовании народа в России. СПб, 1910. - 248 с.

151. Музыкальное воспитание в СССР. М., 1978. - 488 с.

152. Муха А. И. Процесс композиторского искусства: Проблемы и пути исследования. К., 1979. - 269 с.

153. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика,1990. 104 С.

154. Мясищев В.Н. Проблемы способностей. М.: Ивд-во АПН РСФСР, 1962. - 308 с.

155. Мясищев В.Н.Склонности и способности. Л. ,1962. - 107с.

156. Немов Р.С. Психология. М.: Просвещение, 1994. - Т.1-2.

157. Никандров Н.Д. Содержание, методы и формы обучения в педагогическом институте. Л., 1977.

158. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: МГУ, 1972. - 154 с.

159. Николко В.Н. Творчество как новационный процесс: Фило-софско-онтологический анализ. Симферополь: Таврия, 1991. 97 с.

160. Об образовании: Закон РФ. М.: Новая школа, 1992. - 55с.

161. Овчинникова В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. М.: Выс. школа, 1984. - 87 с.

162. Оганянц Б.С.,Константинов С.Д. Творчество и обучение // Человек и творчество. М., 1973. - С. 151-165.

163. Огородников И. Т. Воспроизводящее и творческое овладение знаниями // Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся в обучении. М., 1978. - С. 3-16.

164. Озеров В.Ф., Орлов Е.В. Пути к импровизации (по материалам музыкальной печати Австрии, ФРГ и США. 1974-1975 гг.). М. : Информцентр по предметам культуры и искусства. Экспресс-информация. Серия "Музыка",1975. - Вып. 2. - 20 с.

165. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб.документов и материалов. М., 1984. - 57 с.

166. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История, становление, сущность. М.: Музыка, 1984. - 302 с.

167. Орлов Ю.М. Самопознание и самосовершенствование характера. М., 1987. - 95 с.

168. Осипова Е.К. Психологические основы формирования профессионального мышления учителя / Автореф. дис. . д-ра псих, наук. М., 1998. - 23 с.

169. Осипова Л.В., Самойлова Т.Н. Основы жанровой импровизации. Екатеринбург, 1993 - 38 с.

170. Осипова Л.В., Самойлова Т.Н. Развитие навыков импровизации. Екатеринбург, 1992. - 19 с.

171. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране // Правда. 1987. - 21 марта.

172. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В.Петровского. М. ,1986. 34 с.

173. Основы педагогического анализа: Спецкурс. Программы педагогических институтов / Сост. Л.Ф.Спирин, М.Л.Фрумкин. М.,1987. 15 с.

174. Педагогика сотрудничества: отчет о встрече учителей-экспериментаторов // Педагогика наших дней. Краснодар, 1989. - С. 402-415.

175. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. М.: Педагогика, 1988. 312 с.

176. Пестадоцци И.Г. Что дает метод уму и сердцу // Избр. пед. соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1981. - Т.2. - С. 74-93,

177. Петрова Г.А. Педагогические основы эстетической подготовки учителей в высших учебных заведениях / Дис. . д-ра пед. наук. М., 1995. 149 с.

178. Петроченко Г.Г. Педагогические ситуации в дошкольной педагогике. Мн.: 1984. - 79 с.

179. Пискунов А.И. Система общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов и пути ее совершенствования. М., 1988. - 105 с.

180. Платонов К. К. Проблемы способностей. М.: Педагогика, 1977. - 272 с.

181. Подымова Л.С. Формирование творческого стиля деятельности учителя на основе игрового моделирования // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. -Воронеж. 1992. - С. 151-153.

182. Поляков Н.Е. Решение педагогических задач как средство развития у студентов педагогического мышления // Вопросы формирования личности учителя в условиях педагогического института. -Саратов, 1970. 34 с.

183. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993. - 113 с.

184. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 352 с.

185. Постадюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань, 1989. - 200 с. '

186. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество.- М.: Знание, 1987. 80 с.

187. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. -М., 1989. 117 с.

188. Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. -329 с.

189. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. - Воронеж, 1996. - 256 с.

190. Пушкин В.Г. Сознание и творчество // Творческая активность сознания. Л., 1986. - С. 3-14.

191. Развитие певческого голоса, музыкального длуха, восприятия и музыкально-творческих способностей детей и юношества / Материалы V науч. конф. М., 1977. - 114 с.

192. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования РФ // Вестник образования. 1992. - N11. -С. 15-18.

193. Римский-Корсаков Н.А. О музыкальном образовании // Полн.собр.соч. Т.2. - М., 1963. - 201 с.

194. Романова В.П. Педагогическое руководство самовоспитанием в педагогическом училище / Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1984. 16 с.

195. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.: Изд-во АН СССР, 1958. 213 с.

196. Румянцева З.В. Развитие интеллектуальных умении учителяпроцессе решения музыкально-художественных задач // Как решать педагогические задачи? / Тез. докл. и сообщ. Междунар. науч. -практ. конф. М. - Кострома, 1992. - С. 59-61.

197. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или 0 воспитании // Пед. соч. В 2 т. М.: Педагогика, 1981, - Т.2. - 334 с.

198. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: МПА, 1995. - 192 с.

199. Симонов В.П. Управление образовательным процессом в средней школе: методология, теория, технология / Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1993. - 32 с.

200. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1980. -624 с.

201. Соколова Т.А. Педагогическая импровизация как проявление инновационной деятельности учителя // Инновационная деятельность учителя в учебно-воспитательном процессе школы: проблемы, опыт, решения. Псков, 1992. - С. 55-57.

202. Советский энциклопедический словарь. М. ,1977. 1532 с.

203. Ставринова Н.Н. Подготовка воспитателей-исследователейдля дошкольных учреждений в педагогическом колледже / Ав^ореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1996. - 25 с.

204. Старов М.И. Формирование системы отношений учителя в процессе его профессиональной подготовки / Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1996. - 40 с.

205. Страбахин Н.И. Повышение самостоятельности решения студентами эвристических задач // Пути и методы совершенствования самостоятельной работы студентов / Тез. докл. науч.-практ. конф. преподавателей. Новгород, 1988. - С. 23-24.

206. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.// Избр. произведения: В 5 т. К.: Рад. школа, 1977. - Т. 3. - 279 с.

207. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. - 176 с.

208. Тарасов Г.С. Музыкальная потребность, музыкальные способности, музыкальное восприятие // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. К.,1986. - 119 с.

209. Тафель Р.Е. Анализ исследования творческих способностей в американской психологии // Вопросы психологии. 1972. - N4.1. С.166-173.

210. Творческий процесс и художественное восприятие. Л.: Наука, 1978. - 278 с.

211. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей //Избр. труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. - Т.1. - С. 42-223.

212. Терегулов Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: Теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. М.: Педагогика, 1992. - 294 с.

213. Терехина Л.А. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе общепедагогической подготовки / Автореф. дис. . канд. пед. наук. М. ,1996. - 23 с.

214. Тихомирова Л.А. Значение музыкально-краеведческого воспитания студентов // Формирование личности будущего учителя начальной школы. Тверь: ТГУ, 1991. - С. 98-108.

215. Ткачева Н.Ю. Формирование профессиональной направленности у будущих учителей // Проблемы подготовки педагогических кадров. Белгород, 1988. - С. 70-76.

216. Тотанова А.С. Изучение учителем результатов своей деятельности как фактор самоусовершенствования / Автореф. дис.канд. пед. наук. Л., 1982. - 18 с.

217. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. 1966. -461 с.

218. Учитель, которого ждут / Под ред. И.А.Зязюна. М.: Педагогика, 1988. - 153 с.

219. Ушинский К.Д. Собр.соч.: В 10 т. М. -Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1952. Т.З. - С.115.

220. Ферстер Н.П. Творческая фантазия. М.: Русский книжник, 1924. - 100 с.

221. Фешина П.Я. Эстетическое образование и воспитание будущего учителя в педагогическом вузе / Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1975. - 27 с.

222. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и'методика. М.: Магистр, 1992. - 160 с.

223. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. М., 1996. - 108 с.

224. Черепанова O.K. Особенности развития профессионально-творческого потенциала студентов музыкального отделения в пед-колледже // Поиск оптимальных методик обучения и воспитания молодежи. М. - Сургут, 1995. - С. 133-136.

225. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М. ,1985. 75 с.

226. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

227. Шацкий С.Т. Школа для детей и дети для школы // Избр. пед. соч. В 2 т. М.: Педагогика, 1980. - Т.2. - С. 39-85.

228. Шевченко Л.Л. Педагогическое творчество. М., 1996. -120 с.

229. Шевченко П.И., Красовский В.Д. Общие основы подготовки будущего учителя к профессиональному творчеству. Днепропетровск, 1991. - 105 с.i

230. Шеломов Б.И. Импровизация на уроках сольфеджио. Л., 1977. - 96 с.

231. Шиянов Е.Н. Личностно-деятельный подход как принцип гуманизации учебного процесса в педвузе // Проблемы выбора оптимальной модели учебного процесса / Тез. докл. четвертой межвуз. науч.-практ. конф. Тверь: ТГУ, 1991. - С. 26-28.

232. Шиян О.М. Искусство овладения педагогическими технологиями. М. - Донецк, 1994. - 108 с.

233. Шиян О.М. Развитие педагогического мастерства: овладения педагогическими технологиями, алгоритмами продуктивного решения педагогических задач. Донецк - М., 1994. - 158 с.

234. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности учителя. М. ,1967. - 125 с.

235. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. М., 1992. - 173 с.

236. Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. -М., 1989. 78 с.

237. ЯцынаО.П., Мирушевская И. А. Ценностный аспект художественно-творческой деятельности // Проблемы комплексного изучения и гармонического развития человека. Тверь: ТГУ, 1991. -4.2. - С.16-17.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.