Оркестровый стиль Антона Брукнера тема диссертации и автореферата по ВАК 17.00.02, кандидат искусствоведения Томашевский, Игорь Владимирович

Диссертация и автореферат на тему «Оркестровый стиль Антона Брукнера». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 478471
Год: 
2013
Автор научной работы: 
Томашевский, Игорь Владимирович
Ученая cтепень: 
кандидат искусствоведения
Место защиты диссертации: 
Санкт-Петербург
Код cпециальности ВАК: 
17.00.02
Специальность: 
Музыкальное искусство
Количество cтраниц: 
157

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Томашевский, Игорь Владимирович

Введение.

Глава

Оркестровый стиль симфоний Брукнера: проблемы периодизации, биографического контекста и редакций.

1.1 Основные научные подходы к периодизации в историографии брукнероведения.

1.2 Субъективно-личностные предпосылки формирования самобытного оркестрового стиля Брукнера.

1.3 Редакции симфоний Брукнера — pro et contra.

Глава

Исторические истоки оркестрового стиля Брукнера.

2.1 Моцартовские традиции в оркестровой полифонии Брукнера.

2.2 Метаморфозы бетховенского симфонизма в композиции и инструментовке Брукнера.

2.3 Рецепция романтических оркестровых стилей.

Глава

Архитектонические основы оркестрового мышления Брукнера.

3.1 «Музыкальная архитектура» как системообразующий принцип оркестрового стиля Брукнера.

3.2 О гетерогенном характере брукнеровского оркестрового мастерства.

3.3 Характерные тембровые идиомы инструментовки Брукнера.

3.4 Оркестровое голосоведение в симфониях Брукнера.

3.5 Музыкально-драматургический замысел первой части Шестой симфонии Брукнера и его оркестровое воплощение.

Глава

Традиции брукнеровского оркестра в истории западноевропейского симфонизма.

4.1 Оркестровый стиль в преемственной связи поколений:

Брукнер — Сибелиус и Хиндемит.

4.2 Брукнер и Малер.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Оркестровый стиль Антона Брукнера"

Актуальность исследования. Обращение к теме настоящей работы обусловлено неуклонно возрастающим интересом мировой музыкальной общественности к творчеству великого австрийского композитора Антона Брукнера (18241896). Радикальная переоценка значимости композиторского наследия Брукнера связана прежде всего с окончательным признанием на рубеже XX-XXI веков подлинной оригинальности брукнеровского музыкального языка. Вопреки сформировавшейся в конце XIX и сохранявшей устойчивые позиции в течение XX столетия точке зрения на Брукнера как автора стилистически несамостоятельного, концепции современного брукнероведения имеют своим прочным фундаментом понимание самобытности его творчества, органично развивающего богатые традиции австро-немецкого симфонизма предшествующих эпох на основе художественного переосмысления их устойчивых конструктивных элементов.

Оркестровка в контексте исследования концепционных и композиционных решений симфоний Брукнера представляется первостепенным по значимости компонентом, поскольку именно она исполняет функцию интегрирующего фактора всей брукнеровской стилевой системы. Неповторимое звучание оркестра в симфониях Брукнера определяется прежде всего наличием характерно брукнеровских тембровых идиом (мощные кульминационные хоралы и оркестровые унисоны tutti в несколько октав, охватывающие весь возможный диапазон звучания; экспрессивное нагнетание кантилены, порученное первым скрипкам с указанием играть на струне соль; «светящиеся» тремоло в нюансе pianissimo в верхнем регистре у струнных инструментов и т. д.), которые и являются внешне наиболее заметными атрибутами драматургических решений его произведений.

Особенную актуальность настоящее исследование приобретает в наши дни, когда творчество Брукнера занимает заметное место в концертных программах симфонических оркестров мира. Известно, что брукнеровские симфонии распространены во множестве изданных версий, отличающихся между собой прежде всего особенностями оркестрового письма, а также купюрами авторского текста.

Сделать правильный выбор адекватного в художественном отношении решения позволяет осведомленность в специфике аутентичной оркестровки Брукнера и различных ретушей, в разные годы внесенных в его партитуры редакторами. Среди изданных партитур весьма распространены перепечатки, выпущенные разными издательствами без каких-либо комментариев источниковедческого характера и изобилующие отступлениями от канонизированных текстов. Поэтому объективно сложившиеся условия исполнительской практики требуют от дирижеров и музыковедов специальных знаний историко-теоретических вопросов брукнеровского симфонизма, определивших становление и эволюцию его оркестрового стиля.

Степень изученности проблемы. Историография западноевропейского брукнероведения достаточно определенно разделяется на два периода. Каждый из них связан с деятельностью различных поколений ученых и специфичной системой приоритетов в понимании истоков и природы оркестрового стиля Брукнера. Идейные основы первого периода заложены младшими современниками

12 3 композитора А. Гёллерихом , М. Ауэром и Э. Дечеем . Их доминирующее положение сохранялось до середины 1940-х годов и получило развитие в трудах К. Грунского4 и А. Хальма5. Методологической базой для научных построений первого этапа являлось истолкование феномена брукнеровского симфонизма с позиций центрального значения метафизического слоя образности и динамического понимания формы, которое было масштабно развернуто в монографии Э. Курта6. В историографии немецкоязычного брукнероведения монография Курта, одного из главных представителей всемирно известной школы знаменитого венского ученого Г. Адлера, — пожалуй, наиболее известный образец этого литературного жанра, кроме всего прочего еще и обобщивший достижения целой эпохи блестящего расцвета немецкой музыкально-исторической науки, связанной с име

1 Göllerich A. Anton Bruckner. Ein Lebens- und Schaffens-Bild. Regensburg, 1974.

2 Auer M. Anton Bruckner. Wien, 1966.

3 Decsey E. Bruckner. Versuch eines Lebens. Hamburg, 2011.

4 Grunsky K. Anton Bruckner. Stuttgart, 1922.

5 Halm A. Die Symphonie Anton Bruckners. Hildesheim, 2000.

6 Kurth E. Bruckner. Berlin, 1925.

1 8 нами А. Ореля и П. Беккера , а также источниковедов, специализировавшихся, на изучении творчества Брукнера — Р. Хааса9 и Ф. Йёзера10.

Второй период наступает после окончания Второй мировой войны. Он отмечен воинствующим ниспровержением искаженного в нацистской Германии творческого облика Брукнера, возведенного в ранг культа, к чему имеет касательство дебют целой плеяды авторов, начиная с основоположников англоязычного брук

11 12 нероведения Д. Кука и Р. Симпсона (сюда примыкает и ряд американских му

13 зыковедов, в частности Ф. Барфорд ). Наряду с продолжающейся кропотливой источниковедческой работой, на длительное время возглавленной JI. Новаком14, этот этап характерен особым интересом к архитектоническому принципу формообразовании симфоний Брукнера. В последнем десятилетии XX века архитектонический подход к проблемам концепций, композиционных основ и оркестрового стиля симфоний Брукнера был всесторонне разработан и обобщен Д. Бакесом'\

Бакес — автор единственной полномасштабной фундаментальной монографии об оркестровке Брукнера, созданной до настоящего времени. В целом его работа имеет синтезирующий характер, поскольку круг рассматриваемых в ней проблем выходит далеко за рамки достаточно узкой сферы сравнительного ин-струментоведения. При этом ученый опирается не только на прошлое западноевропейского брукнероведения, но и на весьма значительный по объему материал «Брукнеровских ежегодников» — сборников статей, представляющих собой развернутые публикации докладов на тематических международных конференциях Института Антона Брукнера в Линце, проводившихся в 1980-1990-х годах.

7 Orel A. Anton Bruckner 1824-1896 Sein Leben in Bildern. Leipzig, 1936. о

Беккер П. Симфония от Бетховена до Малера. Л., 1926.

9 Haas R. Anton Bruckner. Laaber, 1980.

10 Oeser F. Die Klangstrucktur der Bruckner-Symphonie — Eine Studie zur Frage der Originalfassungen. Leipzig, 1939.

11 Cooke D., Nowak, L. Anton Bruckner // The new Grove Late Romantic Masters Bruckner Brahms Dvorak Wolf. N. Y., London, 1985.

12 Simpson R. Bruckner and the symphony. London, 1963.

13 Barford P. Bruckner Symphonies. Seattle, 1978.

14 Новак JI. Стиль симфонический и стиль церковный // Музыкальная академия. 1997. № 2. С. 165.

15 Backes D. M. Die Instrumentation und ihre Entwicklung in Anton Bruckners Symphonien. Sinzig, 1994.

Круг наиболее заметных отечественных работ второй половины XX века, посвященных Брукнеру и касающихся вопросов его оркестрового стиля, ограничивается небольшой монографией JI. Раппопорт16, главой в учебнике М. Друскина «История зарубежной музыки»17, популярной монографией И. Белецкого18 и обширным брукнеровским разделом в учебном пособии «Музыка Австрии и Германии XIX века, книга 3», написанным М. Филимоновой19. Вопросы инструментовки Брукнера присутствуют в этих работах в форме отдельных замечаний по поводу органной природы его оркестрового мышления. Работы отечественных брукнероведов связаны премущественно с другими составляющими творческого метода Брукнера: в частности, специфике брукнеровского тематизма посвящена

20 кандидатская диссертация В. Ниловой , проблемам предзаданности формообразования симфоний Брукнера — статья К. Зенкина «О симфонизме Брукнера и его внемузыкальных основаниях»21.

На фоне данной традиции отечественной музыкальной науки особое значение приобретает формула проницательного исторического осмысления творческого феномена Брукнера, выведенная в достаточно известном эссе И. Соллертинского: «Брукнер — это Шуберт второй половины XIX века, Шуберт, закованный в панцирь медных звучаний, осложненный элементами баховской по

22 лифонии и вагнеровской тристановской гармонии» .

Несмотря на обширный корпус существующей литературы о симфоническом творчестве Брукнера, остается значительный простор для научных изысканий в области оркестрового стиля композитора. Практически не исследованы особенности тембрового мышления Брукнера. Не раскрыта тема имеющей место глу

16 Раппопорт JI. Г. Антон Брукнер. М., 1963.

17 Друскин М. С. // История зарубежной музыки. Вып. 4: вторая половина XIX века. М., 1976. С. 131-148. i о

Белецкий И. В. Антон Брукнер. Краткий очерк жизни и творчества. Л., 1979.

19 Филимонова М. Н. Антон Брукнер // Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. 3. М., 2003. С. 332-449.

Нилова В. И. Тематизм симфоний Брукнера: жанровые истоки, типические особенности и принципы развития (на примере Восьмой симфонии): автореф. дис. . канд. иск. JL, 1979.

21 Зенкин К. В. О симфонизме А. Брукнера и его внемузыкальных основаниях // Музыка в пространстве культуры. Вып. 3. Ростов-на-Дону, 2005. С. 37—48.

22 Соллертинский И. И. Музыкально-исторические этюды. Л. 1956. С. 277. бинной взаимосвязи образного строя и его звукового воплощения в брукнеровских произведениях. Необходимым представляется уточнение исторических истоков оркестрового стиля Брукнера, а также характера и степени его воздействия на последующие поколения европейских композиторов-симфонистов.

Объект исследования — симфонии Брукнера зрелого периода творчества (с Третьей по Девятую).

Предмет исследования — оркестровый стиль симфоний Брукнера в контексте их концепционных и композиционных решений.

Цель работы — систематизировать особенности оркестрового стиля симфоний Брукнера, изучить его генезис, структуру, содержательно-смысловое наполнение и воздействие на последующую историю западноевропейского симфонизма.

Задачи исследования:

• проследить исторические предпосылки становления оркестрового стиля Брукнера как многосоставного, комплексного феномена и определить круг композиторов, являвшихся его предшественниками в этой области;

• исследовать неразрывную взаимосвязь принципов инструментовки Брукнера с контекстом музыкально-драматургических концепций семи зрелых симфоний, являющихся различными вариантами окончательно оформившейся в Третьей архетипичной музыкально-драматургической концепции;

• проанализировать характерные примеры брукнеровского искусства инструментовки, демонстрирующие самобытность трактовки Брукнером особенностей позднеромантического оркестрового стиля и органическую обусловленность всего комплекса приемов его инструментовки концепционными замыслами произведений;

• охарактеризовать ситуацию, сложившуюся к настоящему времени с бытованием различных редакций брукнеровских симфонических партитур и I сформулировать объективные критерии подбора адекватных версий для исполнения;

• реконструировать имевшие место прямые и опосредованные воздействия оркестрового стиля Брукнера на последующие поколения европейских композиторов-симфонистов.

Материалом исследования послужили партитуры брукнеровских симфоний, в первую очередь относящихся к зрелому периоду творчества — с Третьей по Девятую, выпущенные под редакцией авторитетных представителей западноевропейского брукнероведения Л. Новака, Р. Хааса и А. Ореля. Это объясняется как концентрированностью в них характерно брукнеровских содержательных и технологических компонентов оригинального композиторского языка, так и их большей в сравнении с более ранними симфониями репертуарностью. Для детального анализа в третьей главе выбрана первая часть Шестой симфонии, поскольку она существует в единственной авторской версии: это гарантирует достоверность результатов проведенной работы. В диссертации использованы фрагменты лекций Брукнера как профессора Венского университета и его эпистолярного наследия. Особенно ценный вспомогательный материал, использованный в подготовке исследования :— видео и аудиозаписи симфоний Брукнера в исполнении крупнейших дирижеров — интерпретаторов его творчества, т*аких как

B. Фуртвенглер, Г. фон Караян, Е. Мравинский, О. Йохум, К. Бём, О. Клемперер,

C. Челибидаке, К. М. Джулини, Г. Рождественский.

Теоретико-методологической основой диссертации послужила сложившаяся в европейском музыкознании концепция комплексного исследования оркестрового мышления композитора в контексте исторических проблем стилей и жанров музыкального творчества, отраженная в трудах М. Арановского, Б. Асафьева, Ф. Блуме, А. Карса, М. Михайлова, Е. Назайкинского, В. Медушев-ского и др. Источником методологии анализа оркестрового стиля симфоний Брукнера являются также труды выдающихся отечественных и европейских'музыковедов, специализирующихся на изучении его творчества (И. Соллертинского, Э. Курта, Л. Новака, Д. М. Бакеса, Д. Хортона, Д. Кука, Д. Уильямсона и др.).

Методы исследования: источниковедческий, исторический, историко-стилевой, философско-эстетический, структурно-типологический, сравнительный и инструментоведческий.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Оркестровый стиль симфоний Брукнера — неотъемлемый и глубоко оригинальный компонент брукнеровского симфонизма, который подтверждает самобытность его творчества в контексте истории музыкальной культур^ периода позднего романтизма.

2. Истоки брукнеровской инструментовки гетерогенны. Они включают традиции Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Берлиоза, Вагнера, Листа. При этом его оркестровый стиль представляет собой в высшей степени цельную и интегрированную систему.

3. Своеобразие оркестровки каждой из зрелых симфоний Брукнера определяется музыкальной драматургией произведения, обладающей устойчивыми типологическими чертами и претворяющей широкий спектр историко-стилевых традиций в предустановленных рамках архетипичной структуры сонатно-сим-фонического цикла венской классической традиции.

4. Неповторимое звучание оркестра в симфониях Брукнера объясняется особой, характерной только для этого композитора трактовкой экспрессии и фонизма каждой из групп инструментов (в первую очередь струнных и медных духовых), а также фактурных решений и приемов использования оркестровых tutti, устойчиво ассоциирующихся с его симфониями в дальнейшей истории оркестровых стилей.

5. Влияние брукнеровского оркестрового стиля на композиторов последующих поколений весьма значительно, но оно не связано исключительно с внешними заимствованиями характерных приемов, а также не ограничивается только ближайшей временной перспективой и распространяется далеко в глубину музыкальной культуры XX столетия.

Научная новизна работы заключается в том, что:

• настоящая диссертация является первым в отечественном музыкознании системным исследованием оркестрового стиля Брукнера, понимаемого как неотъемлемый компонент его многосоставных и целостных симфонических концепций;

• прослежено претворение Брукнером музыкально-драматургических принципов и приемов композиторской техники (особенно фугированного цзложения) И. С. Баха, определивших все уровни брукнеровского симфонического мышления и его оркестрового стиля, начиная от архитектонических основ музыкальной формы и кончая проблемами оркестрового голосоведения;

• предпринят опыт обоснования феномена брукнеровского симфонизма как органичного продолжения венской классической симфонической традиции в ее самом широком понимании, включая добетховенский (В. А. Моцарт), бетховенский и послебетховенский этапы ее исторической эволюции;

• уточнен круг воспринятых и развитых Брукнером характерных ресурсов романтического симфонизма;

• определен круг характерных для Брукнера приемов трактовки отдельных групп симфонического оркестра и оркестровых tutti, вызванных к жизни претворением типологических основ брукнеровской симфонической концепции (на материале анализа партитурных образцов симфоний с Третьей по Девятую);

• впервые разносторонне анализируется тема восприятия и претворения традиций брукнеровского симфонизма композиторами конца XIX-XX веков.

Теоретическая значимость результатов данного исследования состоит в том, что:

• выполнен многоаспектный анализ брукнеровского оркестрового стиля, в ходе которого выявлены и систематизированы характерные приемы инструментовки и исследована их обусловленность музыкально-драматургическими построениями симфоний Брукнера,

• определены исторические предпосылки возникновения оркестрового стиля Брукнера на основе его сопоставления с родственными элементами инструментовки композиторов предшествующих эпох, в частности Моцарта, Бетховена, Шуберта, Листа и Берлиоза;

• введены в научное обращение термины музыкальная архитектура и тембровая идиома применительно к инструментовке Брукнера;

• подвергнуты сравнительному рассмотрению трактовки брукнеровского оркестрового стиля в наиболее значительных научных трудах западноевропейских ученых — специалистов в области творчества Брукнера;

• создана теоретическая база для дальнейшего изучения оркестрового стиля симфоний Брукнера как многосоставного, комплексного феномена.

Практическая значимость работы видится в том, что:

• основные положения и результаты настоящего исследования могут быть использованы при построении целостной научной концепции брукнеровского симфонизма в отечественном брукнероведении наших дней в качестве важных составляющих последней;

• теоретические положения и выводы диссертации могут иметь практическое значение для отбора различных версий брукнеровский партитур с целью концертного исполнения;

• содержание диссертации может послужить источником для введения в научную, исполнительскую и педагогическую практику новых знаний в области исторических перспектив развития западноевропейского симфонизма Х1Х-ХХ веков.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Основные идеи, разработанные и обобщенные в настоящем исследовании, могут быть применены в учебных курсах «История музыки», «История оркестровых стилей», «Инструментовка», «Анализ музыкальных форм». Характер выполненной работы также подразумевает возможность использования диссертации практикующими дирижерами — интерпретаторами Брукнера в качестве вспомогательного научного ресурса при выборе предполагаемой к исполнению редакции симфонии.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Отдельные положения работы представлялись на Международных научно-практических конференциях «Музыкальная культура глазами молодых ученых» (СПб., 2009, 2010, 2011, 2012), «Современное музыкальное образование — 2010» (СПб., 2010), «Музыкальное образование в современном мире: диалог времен» (СПб., 2010, 2011), а также на международном симпозиуме «Петербургское приношение Моцарту»

2011). Основные результаты исследования отражены в девяти научных публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы (153 наименования, в том числе 74 на английском и немецком языках). Общий объем исследования — 157 страниц.

Заключение диссертации по теме "Музыкальное искусство", Томашевский, Игорь Владимирович

Заключение

Изучение оркестрового стиля Брукнера привело к обобщениям, касающимся брукнеровской симфонической образности и концепционности в целом. Эта устойчивая закономерность может быть подвергнута классификации в соответствии со следующими положениями.

1. Оркестровка является неотъемлемой органичной частью целостной стилевой системы брукнеровского симфонизма. Именно она придает завершенную звуковую форму всем концепционным, содержательным и технологическим составляющим замыслов каждой из симфоний Брукнера.

2. Исторические предпосылки оркестрового стиля Брукнера имеют многосо ставный, гетерогенный характер. Этот феномен возник на основе сочетания элементов различного исторического происхождения. Их синтез состоялся в контурах венской классической традиции, первичной для брукнеровского симфонизма в целом. Его равноправными составляющими стали шубертовская песенная интонация, грегорианский и протестантский хоралы, строгая полифония и интенсивно-альтерационный стиль гармонии вагнеровской эпохи. Широко разветвленная корневая система брукнеровского оркестрового мышления единосущна комплексной природе симфонической образности Брукнера, где, наряду с проникновенной лирикой, приоритетное значение имеют компоненты, которые являются художественным выражением эпики и философского начала.

3. Проведенное в настоящей диссертации исследование подводит теоретическую базу под современное восприятие оркестрового стиля Брукнера как самобытного явления и делает невозможным дальнейшее существование традиционной и консервативной интерпретации брукнеровской инструментовки в виде приложения принципов вагнеровского оперного оркестра к симфоническому жанру.

4. Оригинальность оркестрового стиля Брукнера проявляется прежде всего во взаимообусловленности с драматургическими решениями его произведений. Именно они определяют специфический колорит и место в форме брукнеровских тембровых идиом, таких как динамически экспрессивные хоральные строфы, вибрирующее звуковое пространство начальных разделов главных партий первых частей, мощные унисоны медных духовых или масштабные громогласные кульминации — tutti.

5. Понимание гетерогенного характера оркестрового стиля Брукнера должно внести определенные коррективы в острую полемику вокруг проблемы редакций и версий брукнеровских симфоний. Оно может служить достаточным орнованием для паритетного сосуществования в исполнительской практике различных изданий партитур симфоний Брукнера, поскольку каждая из них воплощает индивидуальный вариант архетипичного замысла применительно к определенному периоду творческой активности композитора. В этом ряду могут занять достойное место не только канонизированные публикации Полного критического собрания сочинений в редакции Новака, но и иные редакции и версии: как первоначальные, которые Брукнер, как известно, передавал на хранение в Австрийскую национальную библиотеку и предназначал для последующих поколений, так и дальнейшие — сделанные учениками и пропагандистами Брукнера под его наблюдением. ,

6. Симфоническая традиция Брукнера пользовалась большим влиянием в среде западноевропейских композиторов еще при его жизни, и она не утратила своей привлекательности для последующих поколений авторов, обращавшихся к жанру большой, монументальной симфонии. Этому сопутствовало и использование характерно брукнеровских оркестровых решений. Но характер и степень воздействия брукнеровского примера обнаруживают поляризацию подходов даже в творчестве энтузиастов и приверженцев Брукнера. Диапазон различий простирается от прямого продолжения брукнеровских традиций (например, у Хиндемита) до использования последних лишь как отправной точки для создания оригинального оркестрового языка (в частности, у Сибелиуса). Оркестровые же стили Брукнера и Малера обнаруживают столько же сходств, сколько и различий в трактовке ресурсов инструментовки. Они отражают общие и антитетичные отношения концепционных основ симфонического творчества обоих композиторов.

Формирование оркестрового стиля Брукнера было событием, обозначившим начало нового этапа в истории западноевропейской симфонической традиции. Постоянное присутствие симфоний Брукнера в концертном репертуаре последних полутора столетий подтверждает высокое историческое значение его творческих достижений.

145

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Томашевский, Игорь Владимирович, 2013 год

1. Альшванг, А. А. Людвиг ван Бетховен / А. А. Алыпванг. — М.: Гос. муз. изд-во, 1963. — 619 с.

2. Арановский, М. Г. Симфонические искания / М. Г. Арановский. — М.: Советский композитор, 1979. — 288 с.

3. Аберт, Г. В. А. Моцарт: в 2 ч. / Г. Аберт пер. и коммент. К. К. Саквы. — Ч. 1, кн. 1. — М.: Музыка, 1987. — 544 с. Ч. 1, кн. 2. — М., Музыка, 1988. — 607 с. Ч. 2, кн. 1. — М., Музыка, 1989. — 496 с. Ч. 2, кн. 2. — М., Музыка, 1990. — 559 с.

4. Барсова, И. А. Симфонии Густава Малера / И. А. Барсова. — М.: Советский композитор, 1975.— 481 с.

5. Барсова, И. А. Книга об оркестре / И. А. Барсова 2-е изд.. — М.: Музыка, 1978, —208 с.

6. Беккер, П. Симфония от Бетховена до Малера / П. Беккер пер. Р. Грубера, под ред. И. Глебова. — Л.: Тритон, 1926. — 148 с.

7. Белецкий, И. В. Антон Брукнер. Краткий очерк жизни и творчества / И. Белецкий. — Л.: Музыка, 1979. — 88 с.

8. Берлиоз, Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. В 2 томах. / Г. Берлиоз пер. С. П. Горчакова. Том 1. — М.: Музыка, 1972. — 840 с. Том 2. [С дополнениями Рихарда Штрауса.] — М.: Музыка, 1972. — 223 с.

9. Беседы с Альфредом Шнитке сост. А. Ивашкин. — М.: Классика-ХХ1, 2003. —320 с.

10. Благодатов, Г. И. История симфонического оркестра / Г. И. Благодатов.

11. Л.: Музыка, 1969. — 311 с.

12. Вагнер, Р. Моя жизнь / Р. Вагнер пер. Г. А. Ефрона, В. М. Невежиной, А. Я. Острогорской. — М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Изд-во Terra Fantastica, 2003. — 864 с.

13. Василенко, С. Н. Инструментовка для симфонического оркестра: учебное пособие для консерваторий / С.Н. Василенко. — М.: Музгиз, 1952 (т. 1).396 с. — М.: Музгиз, 1959 (т. 2). — 624 с.

14. Векслер, Ю. С. Альбан Берг и его время. Опыт документальной биографии / Ю. С. Векслер. — СПб.: Композитор, 2009. — 1136 с.

15. Витачек Ф. Е. Очерки по искусству оркестровки XIX века / Ф. Е. Вита-чек —М.: Музыка, 1978. — 151 с.

16. Власова, Н. О. Творчество Арнольда Шёнберга Изд. 2-е. / Н. О. Власова.

17. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. — 528 с.

18. Вульфиус, П. А. Франц Шуберт / П. А. Вульфиус. М.: Музыка, 1983. —447 с.

19. Гуревич Л. И. История оркестровых стилей: учебное пособие ,д;ля вузов / Л. И. Гуревич. — М.: Композитор, 1997. — 203 с.

20. Дарваш Г. Правила оркестровки / Г. Дарваш ред. рус. пер. С. Горчаков.

21. Будапешт: Корвина, 1964. — 120 с.

22. Друскин М.С. Антон Брукнер / М. С. Друскин. История зарубежной музыки. Вып. 4: вторая половина XIX века. — М.: «Музыка», 1976. — С. 131-148.

23. Зенкин К. В. О симфонизме А. Брукнера и его внемузыкальных основаниях / К. В. Зенкин // К. А. Жабинский, К. В. Зенкин. Музыка в пространстве культуры. Избранные статьи. Вып. 3. — Ростов-на-Дону, 2005. —С. 37.

24. Иванова, Е. В. Текст и музыка в мессах Брукнера / Е.В.Иванова // Музыкальная академия. — 1997. — № 2. — С. 172.

25. История отечественной музыки второй половины XX века отв. ред. Т. Н. Левая. — СПб.: Композитор, 2010. — 556 с.

26. Каре, А. История оркестровки / А. Каре пер. Е. П. Ленивцев, В. Э. Ферман, Н. С. Корндорф, под ред. М. В. Иванова-Борецкого и Н. С. Корн-дорфа. — М.: Музыка, 1990. — 304 с.

27. Кириллина, Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество: в 2 т. / Л. В. Кириллина. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. — 536 с. (1 т.), — 596 с. (2 т.).

28. Клебанов Д. Л. Искусство инструментовки / Д. Л. Клебанов. — Киев: Музыкальная Украина, 1972. — 219 с.

29. Когоутек, Ц. Техника композиции в музыке XX века / Ц. Когоутек. — М.: Музыка, 1976. — 367 с.

30. Коженова, И. В. Ян Сибелиус. / И. В. Коженова // История зарубежной музыки: Учебник. Вып. 5 ред. И. Нестьев. — М.: Музыка, 1988. — С. 396.

31. Коженова И. В. Национальное своеобразие симфонизма Сибелиуса. Автореф. дис. кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Коженова Ирина Васильевна. — М., 1990. — 23 с.

32. Кожухарь В. И. Инструментоведение. Симфонический и духовой оркестры / В. И. Кожухарь. — СПб.: Планета музыки, 2009. — 320 с.

33. Коннов В. П. Антон Брукнер и Вена на рубеже веков / В. П. Коннов // Музыкальная академия. — 2006. — № 4. — С. 172.

34. Коннов В. П. Антон Брукнер и Гуго Вольф / В. П. Коннов // Павел Александрович Вульфиус. 1908-2008. Судьба. Творчество. Память: Статьи. Материалы и документы. Воспоминания сост. В. А. Лапин, И. С. Федосеев. — СПб.: 2008. — С. 186.

35. Коннов, В. П. Рудольф Штайнер и Антон Брукнер / В. П. Коннов // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен. Сб. статей по материалам III Международной научно-практической конференции. Ч. 2. — СПб: Перспектива, 2011. — С. 65.

36. Курт, Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера / Э. Курт пер. Г. Балтера. — М.: Музыка, 1975. —552 с.

37. Левая, Т. Н., Леонтьева О. Т. Пауль Хиндемит. Жизнь и творчество / Т. Н. Левая, О. Т. Леонтьева. — М.: Музыка, 1974. — 449 с.

38. Левая, Т. Н. Полифония в крупных формах Хиндемита / Т. Н. Левая // Полифония. Сборник теоретических статей сост. и ред. К. И. Южак. — М.: Музыка, 1975. —С. 141.

39. Левик, Б. В. Рихард Вагнер / Б. В. Левик. — М.: Музыка, 1978. — 447 с.

40. Лобанова, М. Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность / М. Н. Лобанова. —М.: Сов. композитор, 1990. — 312 с.

41. Малер, Г. Письма / Г. Малер общ. ред. и послесловие И. А. Барсовой. — СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2006. — 887 с.

42. Мильштейн, Я. И. Ференц Лист В 2-х т. / Я. И. Милыптейн. — М.: Музыка, 1970. — 1464 с. (т. 1 — 864 е., т. 2 — 600 с).

43. Михайлов, Ал. В. Варианты эпического стиля в литературах Австрии и Германии / Ал. В. Михайлов // Языки культуры: учебное пособие по культурологии. — М.: Языки культуры, 1997. — С. 350.

44. Михайлов М. К. Стиль в музыке. Исследование / М. К. Михайлов. — Л.: Музыка, 1981, —264 с.

45. Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. 1. под общ. ред. Т. Э. Цытович. — М.: Музыка, 1975. — 511 с.

46. Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. 2. под общ. ред. Т. Э. Цытович. — М.: Музыка, 1990. — 527 с.

47. Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. 3. — М.: Композитор, 2003. — 451 с.

48. Музыка Французской революции XVIII века. Бетховен. — М.: Музыка, 1967. —343 с.

49. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке / Е. В. Назайкинский — М.: ВЛАДОС, 2003. — 248 с.

50. Николаева Н. С. О симфонизме Брукнера. Брукнер и Вагнер / Н. С. Николаева // Памяти Н. С. Николаевой. Научн. труды Моск. гос. консерватории, Сб. 14. —М., 1996. — С. 15.

51. Николаева, Н. С. Пути в будущее от Девятой симфонии Бетховена / Н. С. Николаева // Бетховен: Сб. ст. сост. Н. JI. Фишман, вып. 2. — М.: Музыка, 1972,— С. 297.

52. Нилова В. И. К критическому пересмотру периодизации симфонического творчества Брукнера / В. И. Нилова // Анализ. Концепции. Критика. — Д.: Музыка, 1977. — С. 156.

53. Нилова В. И. Тематизм симфоний Брукнера: жанровые истоки, типические особенности и принципы развития (на примере Восьмой симфонии): авто-реф. дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02 / Нилова Вера Ивановна. — JL, 1979. — 24 с.

54. Новак Л. Стиль симфонический и стиль церковный / Л. Новак // Музыкальная академия. —1997. —№2. —С. 161.

55. Нормет Л. Симфонии Сибелиуса / Л. Нормет. — Таллинн: Aleksandra, 2011, —304 с.

56. Петров Д. Р. Девятнадцатый век как понятие истории культуры. Опыт музыкознания 1960-1990-х годов / Д. Р. Петров. — М.: t Московская гос. консерватория, 1999. — 51 с.

57. Петров Д. Р. Густав Малер и «девятнадцатый век». Становление художника: автореф. дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02 / Петров Даниил Рустамович. —М., 1999. —23 с.

58. Пистон У. Оркестровка. Учебное пособие / У. Пистон пер. К. Иванова, под общ. ред. К. Хачатуряна. —М.: Советский композитор, 1990. — 465 с.

59. Протопопов В. В. История полифонии в 7-ми вып. Вып. 4. / Вл. В. Протопопов. —М.: Музыка, 1986. — 319 с.

60. Раппопорт Л. Г. Антон Брукнер / Л. Г. Раппопорт. — М.: Гос. муз. изд-во, 1963. — 104 с.

61. Раппопорт Л. Г. Антон Брукнер / Л. Г. Раппопорт. // Музыкальная энциклопедия гл. ред. Ю. В. Келдыш, т. 1. — М.: Советская Энциклопедия, 1973. — С. 581.

62. Римский-Корсаков Н. А. Основы оркестровки. С партитурными образцами из собственных сочинений. / Н. А. Римский-Корсаков. — Берлин — М. — СПб.: Российское муз. изд-во, 1913. — 98 с.

63. Саков С. В. Оркестровое tutti. Автореф. дис. канд. искусствоведения / Саков Сергей Владимирович. — М., 2004. — 25 с.

64. Слонимский С. М. «Песнь о земле» Г. Малера и вопросы оркестровой полифонии / С. М. Слонимский // Вопросы современной музыки. — Л.: Музыка, 1963. С. 179.

65. Соллертинский И. И. Седьмая симфония Брукнера / И. И. Соллертинский // Музыкально-исторические этюды Вступительная статья Д. Д. Шостаковича, ред.-сост. М. С. Друскин. — Л.: Гос. муз. изд-во, 1956. — С. 269.

66. Тавастшерна Э. Сибелиус / Э. Тавастшерна сокращ. пер. на рус. яз. Ю. К. Каявы под ред. Г. М. Шнеерсона. — М.: Музыка, 1981. — 279 с. '

67. Филимонова M. Н. Эпическая концепция симфонизма Брукнера и художественные принципы ее воплощения: автореф. дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02 / Филимонова Марина Николаевна. — М., 1984. — 25 с.

68. Филимонова M. Н. Антон Брукнер / M. Н. Филимонова // Музыка Австрии и Германии XIX века, кн. 3. — М.: Композитор, 2003. — С. 332.

69. Пауль Хиндемит: статьи и материалы ред.-сост. И. Прудникова. — М.: Советский композитор, 1979. — 422 с.

70. Финкелыптейн И. Б. Оркестровка как один из факторов формообразования. Автореф. дис. канд. искусствоведения. / Финкелыптейн Израиль Борисович,—Л., 1967. —27 с.

71. Фортунатов Ю. А. Лекции по истории оркестровых стилей восп. о Ю. А. Фортунатове. / Ю. А. Фортунатов. — М.: Московская государственная консерватория, 2004. — 384 с.

72. Холопов Ю. Н., Кириллина Л. В., Кюрегян Т. С., Лыжов Г. И., Поспелова Р. И., Ценова B.C. Музыкально-теоретические системы Учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов /

73. Ю. H. Холопов, Л. В. Кириллина, Т. С. Кюрегян, Г. И. Лыжов, Р. И. Поспелова, В. С. Ценова. — М.: Композитор, 2006. — 632 с.

74. Холопов Ю. Н. Гармония: Теоретический курс: учебник / Ю. Н. Холопов.

75. СПб.: Изд-во «Лань», 2003. — 544 с.

76. Холопова В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм / В. Н. Холопова. — СПб.: Изд-во «Лань», 2002. — 368 с.

77. Хохловкина А. А. Берлиоз / А. А. Хохловкина. — М.: Гос. муз. изд-во, I960. —547 с.

78. Царёва Е. М. Брукнер и брукнерианцы / Е. М. Царева // Музыкальная академия,— 1997, —№ 2. —С. 155.

79. Цытович В. И. О специфике тембрового мышления Б. Бартока. Автореф. дис. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Цытович Владимир Иванович. — Л., 1973. —23 с.

80. Цытович В. И. Специфика тембрового мышления Б. Бартока в квартетах и оркестровых сочинениях // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып 11. — Л.: Музыка, 1972. —С. 147.

81. Чичерин Г. В. Моцарт: Исследовательский этюд 4-е изд. / Г. В. Чичерин. — Л.: Музыка, 1979. — 256 с.

82. Чулаки М. И. Инструменты симфонического оркестра / М. И. Чулаки. — М.: Музыка, 1972. — 177 с.

83. Шорске К. Э. Вена на рубеже веков. Политика и культура / К. Э. Шорске пер. с англ. под ред. М. Рейзина. — СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2001. — 509 с.•к -к

84. Anton Bruckner zum 150 Geburtstag: eine Ausstellung im Prunksaal d. Oesterr. Nationalbibliothek, 29 Mai bis 12 Okt. 1974 gestaltet v. F. Grasberger in Zusammenarbeit mit G. Brosche. — Wien: Oesterreichische Nationalbibliojthek, 1974.141 S.

85. Arnold, G. E. The different versions of the Bruckner symphonies электронный ресурс. / G. Е. Arnold. — режим доступа: http://www.abmckner.com/Data/articles/articlesEnglish/amoldgethediffere/AmoldDiff erentVersionsl 937.pdf

86. Auer, M. Anton Bruckner 6. Aufl. / M. Auer. — Wien: Amalthea, 1966. —542 S.

87. Backes, D. M. Die Instrumentation und ihre Entwicklung in Anton Bruckners Symphonien. Inaugural-Dissertation zur Erlangung des Akademischen Grades eines Dr. phil. Bd. 1-2 / D. M. Backes. — Mainz: 1993. — 593 S.

88. Barford, P. Bruckner Symphonies / P. Barford // BBC music guides. — Seattle: University of Washington Press, 1978. — 68 pp.

89. Barnett, A. Sibelius / A. Barnett. — New Haven and London: Yale University Press, 2007. — 445 pp.

90. Botstein L. Sound and structure in Beethoven's orchestral music. / L. Botstein // The Cambridge Companion to Beethoven Edited by Glenn Stanly. — Oxford: Oxford University Press, 2000. — P. 165.

91. Blume, F. Bruckner / F. Blume // Die Musik in Geschichte und Gegenwart Bd. 2. — Kassel: Baerenreiter, 1952. — Sp. 341 ff.

92. Bruckner, A. Gesammelte Briefe. Neue Folge / A. Bruckner Gesammelt und herausgeben von Max Auer., — Regersburg: Gustav Bosse Verlag, 1924. — 408 S.

93. Bruckner, A. Vorlesungen ueber Harmonielehre und Kontrapunkt an der Uni-versitaet Wien / A. Bruckner Hrgb. von E. Schwanzara. — Wien: Oesterreichischer Bundesverlag fuer Unterricht, Wissenschaft und Kunst, 1950. — 288 S.

94. Bruckner Symposion «Die oesterreichische Symphonie nach Anton Bruckner» im Rahmen des Internationalen Brucknerfestes, Linz, 1981 Hrgb. von Othmar Wessely., — Linz: Anton Bruckner Inst., 1983. — 102 S.

95. Bruestle, C. Anton Bruckner und die Nachwelt. Zur Rezeptionsgeschichte des Komponisten in den ersten Haelfte des 20. Jahrhunderts / C. Bruestle. — Stuttgart: J.B. Metzer, 1998, — 391 S.

96. The Cambridge History of Western Music Theory, ed. by Thomas Christensen. — Cambridge: Press Syndicate of the Univ. of Cambridge, 2002. — 1001 pp.

97. Cohrs, B.-G. Anton Bruckners Missverstandene Musikalische Architektur электронный ресурс. / B.-G. Cohrs. — Режим доступа:http:www. abruckner.com/articles/articlesgerman/cohrsbenjamingunna/

98. Cohrs, B.-G., Samale, N. A Brief Analysis with Special Reference to Musical Semantics / B.-G. Cohrs, N. Samale. — Bremen-Rome, 2004. — P. 116.

99. Cooke, D., Nowak, L. Anton Bruckner / D. Cooke, L. Nowak // The New Grove Late Romantic Masters Bruckner Brahms Dvorak Wolf— N. Y., London: Mac-millan press Ltd., 1985. — 401 pp.

100. Decsey, E. Bruckner. Versuch eines Lebens. Nachdruck der Originalausgabe von 1920. / E. Descey. — Hamburg: Severus Verlag, 2011. — 240 S.

101. Dehnert, M. Anton Bruckner. Versuch einer Deutung / M. Dehnert. — Leipzig: Breitkopf & Haertel, 1958. — 276 S.

102. Doernberg, E. Anton Bruckner. Leben und Werk / E. Doernberg. — Muenchen-Wien: Langen, 1963. — 257 S.

103. Doernberg, E. The life and symphonies of Anton Bruckner / E. Doernberg foreword by R. Simpson., — London: Barrie and Rockliff, 1960. — 235 pp.

104. Engel, G. The Life of Anton Bruckner / G. Engel. — Roerich: Museum Press, 1931. — 57 pp.

105. Engel, G. The Symphonies of Anton Bruckner / G. Engel. — Iowa City: Athens Press, 1955. — 99 pp.

106. Fischer, H. С. Anton Bruckner. Sein Leben. Eine Dokumentation von Hans Conrad Fischer / H. C. Fischer. — Salzburg: Residenz Verlag, 1974. — 247 S.

107. Floros, С. Brahms und Bruckner. Studien zur musikalischen Exegetik / C. Floros. — Wiesbaden: Breitkopf und Haertel, 1980. — 248 S.

108. Gault, D. The New Bruckner Compositional Development and the Dynamics of Revision / D. Gault. — Burlington: Ashgate Publishing Company, 1988. — 277 pp.

109. Göllerich, A., Auer, M. Anton Bruckner. Ein Lebens- und Schaffens-Bild / A. Göllerich, M. Auer. — Regensburg: Bosse, 1922-1937. Nachdr.: Bd 1-4, 1974. — Insgesamt 4300 S.

110. Grebe, K. Anton Bruckner. Mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten dargestellt von Karl Grebe / K. Grebe. — Hamburg: Rowohlt, 1972. — 158 S.

111. Griegel, David. Bruckner Symphony Versions / Anton Bruckner Website. Maintained by David Griegel. Режим доступа: http://bruckner.webs.com7index.html.

112. Grunsky, К. Anton Bruckner / K. Grunsky. — Stuttgart: T. Engelhorns Nachv., 1922, — 126 S.

113. Grüninger, F. Anton Bruckner: der metaphysische Kern seiner Persönlichkeit und seiner Werke / F. Grüninger. — Augsburg: Johann Wilhelm Naumann, 1949. — 304 S.

114. Gülke, P. Brahms, Bruckner: zwei Studien / P. Gülke. — Kassel u. Basel: Bärenreiter, 1989. — 145 S.

115. Haas, R. Anton Bruckner / R. Haas. — Laaber: Laaber, 1980. — 157 S.

116. Halm, A. Die Symphonie Anton Bruckners Nachdruck derüberarbeiteten1 2und erw. Ausgabe von 1914, 1923. / A. Halm. — Hildesheim: Georg Olms Verlag, 2000. — 247 S.

117. Harrandt, A. Bruckner in Vienna / A. Harrandt // The Cambridge Companion to Bruckner.— Cambridge: Cambridge University Press, 2004. — P. 26.

118. Harten, U. Anton Bruckner. Ein Handbuch. Gebundene Ausgabe / U. Harten — Salzburg-Wien: Residenz, 1996. — 544 S.

119. Harten, U. Bruckners Aeusserungen zur Orchestermusik seiner Zeit / U. Harten // Bruckner-Symposion «Orchestermusik im 19. Jahrhundert». — Linz: Anton Bruckner-Institut; Wien: Musikwissenschaftlicher Verlag, 1992. — S. 161.

120. Hawkshaw, P. Bruckners large sacred compositions / P. Hawkshaw // The

121. Cambridge Companion to Bruckner. — Cambridge: Cambridge University Press, 2004.—P. 41.

122. Hinrichsen H.-J. (Hg.) Bruckner-Handbuch / H.-J. Hinrichsen. — Stuttgart: Metzler, 2010, —399 S.

123. Hoffmann, H. Raetselhafter Anton Bruckner / H. Hoffmann. — Schwarzach: Rauter, 2003. — 320 S.

124. Horn, E. Orgelgamaesse Strukturen in der Sinfonik Bruckners / E. Horn // Anton Bruckner. Leben, Werk, Interpretation, Rezeption. V. Internationales Gewandhaus-Symposium 1987. — Leipzig: 1988. — S. 74.

125. Horton, J. Bruckner's Symphonies. Analysis, Reception and Cultural Politics / J. Horton. — Cambridge: Cambridge University Press, 2004. — 280 pp.

126. Horton, J. Bruckner and the symphony orchestra / J. Horton // The Cambridge Companion to Bruckner. — Cambridge: Cambridge University Press, 2004. — P. 138.

127. Howie, A. C. Bruckner and the motet / A. C. Howie // The Cambridge Companion to Bruckner. — Cambridge: Cambridge University Press, 2004. — P. 54.

128. Howie, A. C. Bruckner and secular vocal music / A. C. Howie // The Cambridge Companion to Bruckner. — Cambridge: Cambridge University Press, 2004. — P. 64.

129. Jackson, T. L. Bruckner's Oktaven: the problem of consecutives, doubling,and orchestral voice-leading / T. L. Jackson // Perspectives on Anton Bruckner. —

130. Aldershot: Ashgate, 2001. — P. 31.

131. Kirk, Edgar Lee. A study of the Orchestration Technic of Sibelius. / Thesis. -Rochester: University of Rochester, 1948. — 214 pp.

132. Korstvedt, B. M. Anton Bruckner: Symphony No. 8 / B. M. Korstvedt. — Cambridge: Cambridge University Press, 2000. — 143 pp.

133. Korstvedt, B. M. Between formlessness and formality: aspect's of Bruckner's approach to symphonic form / B. M. Korstvedt // The Cambridge Companion to Bruckner. — Cambridge: Cambridge University Press, 2004. — P. 170.

134. Korstvedt, B. M. Bruckner editions: the revolution revisited /

135. B. M. Korstvedt 11 The Cambridge Companion to Bruckner. — Cambridge: Cambridge University Press, 2004. —P. 121.

136. Korte, W. Bruckner und Brahms. Die spätromantische Lösung der autonomen Konzeption / W. Korte. — Tutzing: Schneider, 1963. — 136 S.

137. Kurth, E. Bruckner / E. Kurth. — Bin: Max Hesses Verlag, 1925. — 1352 S.

138. Louis, R. Anton Bruckner / R. Louis. — Hamburg: Severus Verlag, 2012. —408 S.

139. Newlin, D. Bruckner. Mahler. Schoenberg / D. Newlin. — New York: King's Crown Press, 1947. — 293 pp.

140. Nowak, L. Anton Bruckner. Musik und Leben / L. Nowak. — Linz: Rudolf Trauner Verlag, 1995. — 336 S.

141. Oeser, F. Die Klangstrucktur der Bruckner-Symphonie — Eine Studie zur Frage der Originalfassungen / F. Oeser. — Leipzig: Musikwissenschaftlicher Verlag G. M. B. H., 1939, —98 S.

142. Orel, A. Anton Bruckner 1824-1896 Sein Leben in Bildern / A. Orel. — Leipzig: Bibliographisches Institut, 1936. — 40 S.

143. Perone, James E. Orchestration theory: a bibliography / (compiled by) James

144. E. Perone // Library of Congress Cataloging-in-Publication Data. Westport:t

145. Greenwood Press, 1996. — 184 pp.

146. Redlich, H. F. Bruckner and Mahler / H. F. Redlich. — London: J. M. Dent, 1966. —300 pp.

147. Schütz, K. Von der Orgel-Improvisation zur Symphonie. Ein Beitrag zur Klangvorstellung Anton Bruckners / Schütz, Karl // Bruckner-Studien. — Wien, 1975. — S. 271.

148. Simpson, R. Bruckner and the symphony / R. Simpson. — London: The Hollen Street Press Ltd, 1963. — 20 pp.

149. Steinbeck, W. Bruckner / W. Wiembeck // Die Musik in Geschichte und Gegenwart Zweite, neubearbeitete Ausgabe. Personenteil 3. — Kassel: Baerenreiter, 2000, —Sp. 1037.

150. Steiner, R. Das Tonerlebnis im Menschen. 3 Vorträge, Dornach 7.-16. März 1923. Zweiter Vortrag: Stuttgart, 8. März 1923 электронный ресурс. / R. Steiner. — Rudolf Steiner Online Archiv. 4. Auflage 2010. Режим доступа: http://anthroposophie.byu.edu

151. Stocken, F. Simon Sechter's fundamental-bass theory and its influence on the music of Anton Bruckner / F. Stocken. — Lewinston, N. Y.: Edwin Mellen Press, 2009. — 282 pp.

152. Taruskin, R. The Oxford history of Western Music (2nd edition in 5 volumes) электронный ресурс. / R. Taruskin. — Режим доступа: http://intoclassics.net/news/2011-07-18-24334

153. Tröller, J. Anton Bruckner: III. Symphonie d-moll / J. Tröller. — München: Fink, сор. 1976, —65 S.

154. Ulm, R. (Hg.) Die Symphonien Bruckners. Entstehung, Deutung, Wirkung 3. Auflage. / R. Ulm. — Kassel: Bärenreiter, 2005. — 256 S.

155. Voss, E. Studien zur Instrumentation Richard Wagners / E. Voss // «Studien zur Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts», Bd. 24. — Regensburg: Bosse, 1970. — 343 S.

156. Wagner, M. Die Melodien Bruckners in systematischer Ordnung. Ein Beitrag zur Melodiegeschichte des 19. Jahrhunderts / M. Wagner. — Wien: Univ. Wien, 1970. — 494 S.

157. Wagner, M. Zu den Erstfassungen der Sinfonien Anton Bruckners / M. Wagner // Anton Bruckner. Leben, Werk, Interpretation, Rezeption. V. Internationales Gewandhaus-Symposium 1987. — Leipzig, 1988. — S. 96.

158. Wagner, M. Bruckner Leben, Werke, Dokumente / M. Wagner. — Mainz — München: Schott: Piper, 1989. — 430 S.

159. Williamson, D. Conductors and Bruckner / D. Williamson // The Cambridge Companion to Bruckner. — Cambridge: Cambridge University Press, 2004. — P. 231.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 478471