Основные институты мусульманского уголовного права тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Артемов, Владислав Юрьевич

  • Артемов, Владислав Юрьевич
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 181
Артемов, Владислав Юрьевич. Основные институты мусульманского уголовного права: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Москва. 2008. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Артемов, Владислав Юрьевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА ГОСНОВЫ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА.

LI. Религиозная природа мусульманского права.

1.2. Этапы развития мусульманского права.

1.3. Источники мусульманского права.

1.4. Доктринальные школы мусульманского права(мазхабы).

ГЛАВА 1ГОБЩАЯ ЧАСТЬ МУСУЛЬМАНСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА.

11.1. Классификация преступлений.

11.2. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность

11.3. Виды наказания.

ГЛАВА НЕОСОБЕННАЯ ЧАСТЬМУСУЛЬМАНСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА.

III. 1. Преступления, за которые предусмотрено определенное наказание (хадд или худуд).

111.2. Преступления, за которые предусмотреновоздаяние равным (кисас).

111.3. Преступления, за которые предусмотреноназидательное наказание (тазир).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Основные институты мусульманского уголовного права»

Настоящее диссертационное исследование посвящено рассмотрению мусульманского уголовного права (укубат) — отрасли одной из основных правовых систем мира — мусульманского права. Для европейского исследователя мусульманское право представляет особый интерес вследствие значительных различий между ним и европейскими правовыми системами — евроконтинентальной (романо-германской) и системой общего права (англо-саксонской). Основное различие и, вместе с тем, основная черта, характеризующая мусульманское право, заключается в его религиозной природе: мусульманское право основано на исламе. Без понимания этого не будет возможности понять многие правовые феномены и I явления мусульманского права.

Необходимо отметить, что мусульманское право представляет собой1' правовую традицию, расцвет которой приходится на средневековье исламского мира. В своем классическом виде мусульманское право существовало в средневековых исламских государствах, халифатах, эмиратах и т.п. Но в XIX — 1 пол. XX в. на мусульманские государства распространилось значительное влияние европейских держав, в том числе и в сфере права, эпоха процветания мусульманских империй завершилась, многие страны стали колониями империй европейских и вместо мусульманского в этих странах стало использоваться европейское право. Мусульманское же право сохранялось лишь незначительно, например, в сфере регулирования личных отношений (заключения брака, соблюдение рамадана и т.п.). Во второй же половине двадцатого века в связи с деколонизацией и появлением независимых мусульманских государств в некоторых из них наметилась тенденция к воссозданию и возрождению традиционного для культуры мусульманских народов права. Но мусульманское право в своем классическом виде соответствовало феодальному уровню развития общества как по форме, так и по содержанию. Поэтому возрождение мусульманского права не могло не считаться с современностью и, отсюда, не могло быть абсолютным.

Это особенно касается «формы» права, то есть, в первую очередь, его источников. В классическом мусульманском праве нормативный акт (канун) если и занимает какое-то место в числе правовых источников, то никак не основное. Мусульманское право существовало в виде выводов и традиций различных доктринальных школ и течений (мазхабов). В таком виде, без сомнения, мусульманское право не могло быть возрождено и поэтому основное отличие современного права ряда мусульманских стран от классического мусульманского права заключается в том, что мусульманско-правовое содержание (хотя не везде полностью) там облечено в европейско-правовую форму, то есть систему нормативно-правовых актов, законов и кодексов.

Практически единственным государством, в котором мусульманское право сохранило свою классическую форму, является Саудовская Аравия. В этом государстве нет уголовного кодекса, а правоприменительные органы используют в качестве источников доктринальные выводы классического права и общепризнанные произведения представителей определенной школы. Например, королевские указы 1926—1928 годов обязывали судей следовать в своих решениях выводам ханбалитской школы мусульманского права. В указах перечислялись и соответствующие произведения авторитетных лиц (муджтахидов), в которых эти нормы сформулированы1.

Ислам — это одна из мировых религий и огромная часть всего человечества (более 1 миллиарда 200 миллионов последователей). Большое значение изучение мусульманского права имеет для России, значительная часть населения которой традиционно исповедует ислам. Знание основ ислама и мусульманского права должно способствовать лучшему пониманию многих процессов, происходящих в российских мусульманских регионах, установлению взаимопонимания между представителями разных религий.

Особую актуальность в настоящее время данная тема, к сожалению, приобретает в связи с такими явлениями, как исламский фундаментализм и терроризм, приобретшими с конца XX века особое, можно сказать, мировое значение. Фундаменталисты и террористы постоянно эксплуатируют тему мусульманского права, шариата, проповедуют необходимость установления «шариатских» режимов в мусульманских странах и регионах, экспансию ложно-понятого или сознательно-искаженного ислама в немусульманские страны и «священную войну» против неверных.

1 Лихачев В.А. Уголовное право в освободившихся странах. М., 1988, стр. 38; см. также: Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986, стр. 204.

Эти явления, к сожалению, не обошли стороной и Российскую Федерацию. В течение нескольких лет на территории Чеченской Республики существовал антиконституционный режим, проводивший политику возрождения мусульманского уголовного права. В 1996 году в Чечне был принят «Уголовный кодекс Чеченской Республики Ичкерия», представлявший собой по существу дословный постатейный перевод на русский язык Уголовного кодекса Судана 1991 года, содержащего практически все нормы и институты классического мусульманского уголовного права. Поэтому именно сейчас, как никогда, важно обратить внимание на мусульманское уголовное право.

Именно уголовное право (наряду, пожалуй, с семейным) как отрасль мусульманского права представляет наибольший интерес вследствие его чрезвычайной оригинальности и специфики. И именно практическая реализация уголовного права в ряде мусульманских государств привлекает повышенное внимание представителей европейской традиции права и международных правозащитных организаций из-за значительного распространения в нем смертной казни, телесных наказаний, включая членовредительские, криминализации религиозных деликтов и др. В уголовном праве степень применяемого к человеку государственного принуждения является наивысшей, от него, в прямом смысле слова, зависит жизнь и смерть человека, что, в результате, значительно повышает важность и значимость этой отрасли.

Мусульманское уголовное право можно назвать малоизученным с точки зрения российской юридической науки1. До настоящего времени появилось не столь большое число исследований в этой области, как того заслуживает актуальность темы. В основном мусульманское уголовное право освещается наряду с другими отраслями права в работах, посвященных мусульманскому праву в целом. Появлялись и некоторые исследования по отдельным узким областям мусульманского правоведения.

Настоящая диссертация ставит своей целью в одной работе обобщить всю классическую теорию мусульманского уголовного права и практику его реализации в законодательствах некоторых исламских государств в настоящее время и является отдельным комплексным исследованием, посвященным мусульманскому уголовному праву как отрасли права.

Предметом настоящего исследования является мусульманское уголовное право, сформированное на основе классических источников мусульманским правоведением в традиционную эпоху, а также проблемы его существования и возрождения в отдельных государствах в настоящее время. Законодательство же и правовые системы тех исламских государств, которые не стремятся к возрождению мусульманского уголовного права или в которых оно не сохранилось, не являются предметом исследования в настоящей работе.

На защиту выносятся следующие положения:

1 См. также Аль-Сакаф Хусейн Али Алави. Обстоятельства исключающие преступность деяния по уголовному праву Республики Йемен. Автореф. дисс. к.ю.н. М., 2007, стр. 4

1. Взятому во всей своей совокупности классическому мусульманскому уголовному праву свойственны многие архаические черты. Мусульманское уголовное право, основанное на исламе, возникло и существовало в своем классическом виде в средние века на исламском востоке и соответствовало по своим основным характеристикам правовым представлениям того времени. Для мусульманского уголовного права характерно слабое развитие общих норм и институтов, равно применимых ко всем деяниям: они разрабатывались применительно к тем или иным преступлениям и могли, вследствие этого, различаться. Например, мусульманское уголовное право регламентирует срок давности при употреблении спиртных напитков, прелюбодеянии и некоторых других деяниях, но не определяет общие нормы давности так же детально, как они определены в европейских правовых системах. Оно подробно регламентирует ответственность при рецидиве кражи и, отчасти, употребления спиртных напитков, но общие нормы о рецидиве равно применимые ко всем преступлениям, также остались несформулированными. Автор считает, что возрождение и существование мусульманского уголовного права в современную эпоху должно сопровождаться выделением, развитием и законодательным закреплением общих норм и институтов, созданием Общей части.

2. В классическом мусульманском праве по сравнению с европейским правом деление на отрасли является значительно менее четким. В частности, мусульманское уголовное право (укубат) включает в себя большое число процессуальных норм, а также норм, регулирующих исполнение наказаний, что практически без изменений воспроизводится в современных нормативных актах. Диссертант полагает, что современное развитие мусульманского уголовного права должно сопровождаться более четким разделением норм на материальные, процессуальные и исполнительные с выделением соответствующих отраслей.

3. В своем классическом виде мусульманское право было некодифицировано и продолжает так существовать в отдельных государствах Персидского залива, которые сохранили традиционную систему источников права. Те же мусульманские государства, которые освободились от колониальной зависимости и начали в конце XX века возрождать мусульманское право, идут путем создания системы нормативно-правовых актов и кодексов, содержащих традиционные шариатские нормы. Автор полагает, что существование мусульманского уголовного права в настоящее время затруднительно без его законодательного закрепления и кодификации, о чем свидетельствует и законотворческая практика многих мусульманских государств. Поэтому при возрождении мусульманского уголовного права, если оно имеет место, мусульманско-правовые нормы целесообразно облекать в форму нормативно-правовых актов.

4. Представляется, как минимум, неоднозначной практика возрождения наиболее репрессивных и негуманных норм и институтов мусульманского уголовного права в уголовных законодательствах некоторых государств. В частности, мусульманское уголовное право криминализирует религиозные проступки (грехи), что закономерно следует из его религиозной природы, но что вступает в конфликт с правом человека на свободу совести и вероисповедания. Автор считает недопустимой криминализацию религиозных проступков в настоящую эпоху.

5. В мусульманском уголовном праве в качестве видов наказания предусмотрены такие виды, которые являются телесными, членовредительскими и квалифицированными (например: бичевание (джельд), побивание камнями (реджм) как квалифицированный вид смертной казни, членовредительские наказания), что соответствовало средневековым представлениям о праве и правах человека, но грубо нарушает современные гуманистические принципы, зафиксированные в актах международного права и отраженные в законодательстве Российской Федерации. Диссертант убежден, что ничто не может оправдать законодательное возрождение жестоких видов обращения и наказания и тем более их применение на практике.

6. Мусульманское уголовное право закрепляет неравенство людей по признаку пола, вероисповедания и пр. В частности, в соответствии с мусульманским уголовным правом при посягательстве на жизнь человека возмещение (дийа) за жизнь женщины равняется женщины равняется половине возмещения за жизнь мужчины (об этом более подробно будет сказано ниже). Данное положение закреплено в законодательствах некоторых мусульманских государств. Законодательное закрепление неравенства людей по какому-либо признаку или основанию представляется недопустимым.

7. Некоторые положения мусульманского уголовного права представляют обоснованный интерес и заслуживают внимания, изучения, а, возможно, и практической реализации в традиционно мусульманских государствах. Например, согласно мусульманскому уголовному праву в преступлениях против жизни и здоровья сохраняется значительный частноправовой элемент, состоящий в возможности потерпевшей стороны настаивать на предусмотренном уголовном наказании виновного, истребовать вместо наказания возмещение (дийа) или простить его. Представляется, что практика замены уголовного наказания денежным возмещением в пользу потерпевшего может являться обоснованной, например, при причинении незначительного вреда здорового человека.

8. Представляется, что заслуживает внимания положение мусульманского уголовного права о том, что грабеж является менее общественно опасным преступлением, чем кража, как раз в силу открытого-характера завладения чужим имуществом, при котором сохраняется возможность позвать на помощь, задержать виновного, запомнить его и т.п.

Необходимо отметить, что для своего времени мусульманское уголовное право содержало значительное число прогрессивных норм и институтов — таких, как, например: уголовная ответственность только физического лица и, соответственно, запрет уголовной ответственности животных, неодушевленных предметов и умерших лиц; установление минимального возраста уголовной ответственности, а также разграничение возраста ограниченной и полной уголовной ответственности, что появилось в европейских законодательствах позднее; установление минимальной стоимости имущества (нисаб), необходимой для привлечения лица к уголовной ответственности за кражу, и др.1

Методологической и теоретической основой диссертации является комплекс обще- и частно-научных методов познания, а также относящиеся к теме исследования научные труды и нормативные материалы. Особенно подробно в диссертации рассматривается действующее уголовное законодательство Судана и Северной Нигерии.

Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для дальнейших исследований по мусульманскому уголовному праву. Кроме того, положения диссертации могут оказаться полезными для изучения в соответствующих юридических учебных заведениях, а также для ознакомления с ними практических работников, особенно тех, кто в той или иной мере касается ислама, мусульманских государств и их правоохранительных органов.

Результаты диссертационного исследования были рассмотрены и положительно оценены на заседаниях отдела уголовного и уголовно-процессуального законодательства; судоустройства, отдела уголовного законодательства и судоустройства зарубежных государств и отдела теории законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Основные цели и

1 См. также: Шарль Р. Мусульманское право. М. 1959, стр. 41, 43; Елаян Г.Ф. Основы мусульманского уголовного права. Махачкала. 2002, стр. 44,45. теоретические положения работы нашли отражение в публикациях автора по теме исследования.

Диссертация состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются вопросы общего характера, как для уголовного права, так и для иных отраслей мусульманского права. Во второй главе рассматриваются вопросы Общей части мусульманского уголовного права. В третьей — вопросы Особенной части.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Артемов, Владислав Юрьевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нами закончено рассмотрение мусульманского уголовного права, явления в мировой правовой традиции интересного и необычного. Как можно оценить его и перспективы его реализации в правовых системах конкретных государств? Представляется, что классическое мусульманское уголовное право по всем своим характерным чертам соответствовало тому уровню развития общества и государства, при котором оно возникло.

Мусульманское право — это религиозная правовая система. Его религиозная основа, криминализация религиозных деликтов (напр., вероотступничества), слияние государственных и религиозных институтов зачастую предполагают отсутствие подлинной религиозной свободы и свободы совести в государстве, что представляет собой, в лучшем случае, архаический пережиток.

Определенный архаизм свойственен и форме классического мусульманского права. Неразвитость юридической абстракции, отсутствие общей части, некодифицированность и т.п. делают реальное воплощение мусульманского уголовного права затруднительным в современных условиях. Это осознается и исправляется в тех государствах, которые все же стремятся к его восстановлению. Прежде всего, это выражается в принятии уголовных законов и кодексов. Уголовные законы и кодексы, содержащие шариатские нормы, существуют в ряде исламских государств.

Нельзя не сказать, что для своего времени мусульманское уголовное право1 содержало^ значительное число прогрессивных норм, нашедших свое воплощение в европейских законодательствах лишь позднее. Сюда надо отнести и запрет на уголовную ответственность неодушевленных предметов, животных и умерших лиц, установление минимального возраста уголовной ответственности, установление минимально-необходимой стоимости имущества для применения наказания хадд за кражу и др.

В то же самое время нельзя не обратить внимание на криминализацию религиозных деликтов и, самое главное, на значительное распространение в мусульманском уголовном праве телесных наказаний, включая членовредительские, широкое использование смертной казни, в том числе и квалифицированных ее видов.

Человеку современной правовой культуры трудно представить, что сегодня, в XXI веке могут существовать старые и приниматься новые акты, предусматривающие в качестве видов наказания: побивание камнями, бичевание, отрубание рук и ног, членовредительские наказания по талиону1.

Исходя из вышесказанного, необходимо отметить, что представляется как минимум неоднозначной практика возрождения наиболее репрессивных норм средневекового мусульманского уголовного права, в первую очередь криминализация религиозных проступков, что несовместимо с фундаментальными правами и свободами человека, а также законодательное

1 См. также: Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986, стр. 213. закрепление и практическое применение вышеперечисленных негуманных видов наказания, противоречащих многим международно-правовым актам.

С другой стороны, немало норм и институтов мусульманского уголовного права представляют обоснованный интерес и заслуживают как теоретического, научного рассмотрения, так и, возможно, практической реализации в соответствующих государствах. Сюда можно отнести и сохранение некоторого частно-правового элемента в преступлениях против жизни и здоровья, включая выплату денежной компенсации потерпевшему вместо уголовного наказания, и признание большей общественной опасности кражи как тайного хищения по сравнению с грабежом — открытым хищением и др.

Изучение мусульманского уголовного права в настоящее время стало особенно актуальным в связи с такими явлениями как исламский фундаментализм и международный терроризм. Фундаменталисты и террористы как раз и ставят своей целью последовательное возрождение мусульманского уголовного права, экспансию ложно-понятого или сознательно-искаженного ислама в другие страны и регионы и установление шариатских режимов.

Знание мусульманского уголовного права необходимо для нашей страны, значительная часть населения которой исповедует ислам. Знание основ ислама и мусульманского права должно способствовать лучшему пониманию многих процессов, происходящих в российских мусульманских регионах, установлению взаимопонимания между представителями разных религий.

1. Абдуллмахи Ахмед Ан-Наим. На пути к исламской реформации. Пер. с англ. М. 1999.

2. Аль-Сакаф Хусейн Али Алави. Обстоятельства, исключающие преступность деяния по уголовному праву Республики Йемен. Автореф. дисс. канд.юр.наук. М. 2007.

3. Амин Омар Ахмед. Развитие уголовного законодательства Судана: основные институты общей части. Авторефер. дисс. канд. юр. наук. М., 1998.

4. Амин Омар Ахмед. Развитие уголовного законодательства Судана: основные институты общей части. Дисс. канд. юр. наук. М., 1999.

5. Анвар Гуль Ака. Право и религия (на примере Афганистана). Дисс. канд. юр. наук. М., 1994.

6. Арабская хартия прав человека // Вестник МГУ. Право. 1997. № 5.

7. Арабский халифат и мусульманское право. Учебное пособие. М., 1997.

8. Арухов З.С. Ваххабизм и духовенство в политической структуре саудовского общества. Махачкала, 2002.

9. Баишев Ж.Н. Общие принципы исламского права, теория доказательств и система наказаний. Учебное пособие. Алматы, 1996.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Артемов, Владислав Юрьевич, 2008 год

1. Ю.Барковская Е.Ю. Мусульманское право и правовая культура. М., 2001.

2. П.Берг JI.B.X. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб., 1882.

3. Большой юридический словарь. М., 1997.

4. Ваххабиты XVIII—XX века. Историческое исследование. М., 2002.

5. Всеобщая исламская дикларация прав человека 1981 г. // Лафитский В.И. Поэзия права: страницы правотворчества от древности до наших дней. М., 2003.

6. Давид Р., Жоффе-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.

7. Елаян Г.Ф. Основы мусульманского уголовного права. Учебное пособие. Махачкала, 2002.

8. Елаян Г.Ф. Ответственность за посягательство на собственность по мусульманскому уголовному праву. Автореф. дисс. канд. юр. наук. Краснодар, 2000.

9. Журавский A.B. Ислам. М., 2004.

10. Иллюстрированная история религий. М., 1992.

11. Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии. М., 2001.

12. Ислам и мусульмане в России. М. 1999.

13. Ислам и право в России. Материалы научно-практического семинара. М. 2004.

14. Ислам и право. Справочные материалы. М. 2004.

15. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

16. Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.

17. Ифрейх Насер Юсеф. Ответственность за преступления против собственности по уголовному законодательству арабских стран. Дисс. канд. юр. наук. М., 1989.

18. Кат Аммар. Экономические преступления по уголовному праву Сирии. Автореф. дисс. канд. юр. наук. М. 2006.

19. Католическая энциклопедия. М., 2002—2005.

20. Керимов Г.М. О возможности применения некоторых норм мусульманского права и шариата в регионах Северного Кавказа и Поволжья // Ислам и право в России. Материалы научно-практического семинара. Выпуск 2. М. 2004.

21. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.

22. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульманина. М., 1999.32. Коран. М., 1990.

23. Кибальник А. Преступление и наказание в доктрине мусульманского уголовного права. // Уголовное право. 2007. № 1.

24. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. 6 изд. М., 2002.

25. Крымский А.Е. История мусульманства. М., 2003.

26. Лихачев В.А. Уголовное право в независимых странах Африки. М., 1979.

27. Лихачев В.А. Уголовное право в освободившихся странах. М., 1988.

28. Массэ А. Ислам. Очерк истории. М., 1982.

29. Мисроков З.Х. Адат и шариат в российской правовой системе. Исторические судьбы юридического плюрализма на Северном Кавказе. М., 2002.

30. Мохаммад Сана. Ислам и право: проблема взаимоотношения в афганском обществе. Теоретико-правовой аспект. Автореф. дисс. канд. юр. наук. СПб., 1995.

31. Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984.

32. Нагиб Али Сейф. Соучастие в преступлении по уголовному законодательству арабских стран. Дисс. канд. юр. наук. М., 1996.

33. Наиль Ахмед Taxa. Источники уголовного права, действующего в Палестине. Дисс. канд. юр. наук. М., 1994.

34. Новый энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. СПб., 1911— 1917.

35. Нофаль И.Г. Курс мусульманского права. СПб., 1886.

36. Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения (фикха). Фетвы. Пер. с араб. М. 2003.

37. Правовые системы стран мира. М. 2003.

38. Православная энциклопедия. М., 2000—2007.

39. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. М. 1993.

40. Садагдар М.И. Основные черты мусульманского права и его развитие в Иране по шиитскому направлению. Дисс. канд. юр. наук. М., 1963.

41. Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М., 1968.

42. Салех Али Сален Аль-Марфадий. Криминологические и социально-психологические особенности преступности несовершеннолетних в Республике Йемен. Автореф. дисс. канд. юр. наук. Ташкент, 1997.

43. Самира Салоям Мухаммед Вахаб. Правовой статус личности в Йеменской Республике. Дисс. канд. юр. наук. М., 1996.

44. Сахих Аль-Бухари. Достоверные предания из жизни пророка Мухаммада да благословит его Аллах и да приветствует. М. 2005.

45. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 40. Тифлис, 1909.

46. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и «современное» мусульманское право // Ислам и право в России. Материалы научно-практического семинара. Выпуск 2. М. 2004.

47. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право (шариат и фикх) // Ислам и мусульмане в России. М. 1999.

48. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. Автореф. дисс. доктора юр. наук. М., 1987.

49. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М, 1986.

50. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманско-правовая культура и ее актуальность для России // Ислам и мусульмане в России. М. 1999.

51. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманско-правовая культура. М. 1997.

52. Сюкияйнен Л.Р. Шариат в современной России: за и против // Ислам и право в России. Материалы научно-практического семинара. Выпуск 2. М. 2004.

53. Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. М., 1991.

54. Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850.

55. Торнау Н.Е. Мусульманское право. СПб., 1866.

56. Уголовный кодекс Российской Федерации.

57. Уголовный кодекс Турции. СПб. 2003.

58. Хайдарова М.С. Формирование и развитие мусульманского права в арабском халифате (VII—XIII вв.). Автореф. дисс. канд. юр. наук. М., 1985.

59. Халдун Фаузи Ибрагим Гандах. Ответственность за преступление против жизни по уголовному праву арабских стран. Дисс. канд. юр. наук. М., 1994.

60. Халиков А.Г. Хадис как источник мусульманского права: суннитское направление. Автореф. дисс. канд. юр. наук. Душанбе, 1995.

61. Хидая. Комментарии мусульманского права. Ташкент, 1893. Т. 1—4.

62. Хрестоматия по исламу. М., 1994.

63. Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959.

64. Шестаков Л.Н. Ислам и права человека // Вестник МГУ. Право. 1997. №5.

65. Эль-Зефири Х.М.Д. Источники мусульманского права и критика их толкования современными мусульманскими юристами. Дисс. канд. юр. наук. М., 1976.

66. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Биографии. М., 1991—1997.

67. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. СПб., 1890—1907.

68. Юхади. Уголовное право Индонезии. Дисс. канд. юр. наук. М., 1971.

69. Ясин Камел. Источники мусульманского права. Автореф. дисс. канд. юр. наук. СПб., 1999.

70. Литература на английском языке

71. Abdulmumini Adebayo Oba. The Sharia Court of Appleal in Northern Nigeria: The Continuing Crises of Jurisdiction // The American Journal of Comparative Law. Vol. 52. N 4. 2004.

72. Anderson, J.N.D. Islamic Law in The Modern World. New York, 1959.

73. Chibli Mallat. The Renewal of Islamic Law. Cambridge. 2003.

74. Encyclopedia of Islamic Law. A Compendium of the Major Schools. 1996.

75. Hossein Moderressi Tabatabai. An Introduction to Shii Law. London. 1984.

76. Islamic Criminal Law and Procedure. New York, 1988.

77. Jamal J. Nasir. The Status of Women Under Islamic Law. London. 1994.

78. Jareborg, Nils. Essays in Criminal Law. 1988.

79. Lama Abu-Odeh. The Politics of (Mis) recognition Islamic Law Pedagogy in American Academia // The American Journal of Comparative Law. Vol. 52. N 4. 2004.

80. Mashood A. Naderin. International Human Rights and Islamic Law. Oxford. 2003.

81. Modern Islamic Law. Berkeley, 1978.

82. Mohammed Hashim Kamali. Principles of Islamic Jurisprudence. 2003.

83. Oussama Arabi. Studies in Modern Islamic Law and Jurisprudence. The Hague, 2001.

84. Roberts, Robert. The Social Laws of the Qoran. London. 1990.

85. Sami Zubaida. Law and Power in the Islamic World. New York, 2003.

86. Schacht, J. An Introduction to Islamic Law. Oxford, 1966.

87. The Concise Oxford Dictionary of the Christian Church. Oxford. 2003.

88. Vogel, Frank E. Islamic Law and Legal Systems. Studies in Saudi Arabia. Brill. 2000.

89. Wael B. Hallaq. Law and Legal Theory in Classical and Medieval Islam. 2003.

90. Weiss, Bernard G. (ed). Studies in Islamic Legal Theory. Brill. 2002.

91. Yasin Dutton. The Origins of Islamic Law. London, 2002.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.