Основные направления развития предметно-пространственной среды загородного дома в России 1980-х - начала 2000-х гг. :исторические традиции и новаторские приемы тема диссертации и автореферата по ВАК 17.00.04, кандидат искусствоведения Гаврилова, Евгения Владимировна

Диссертация и автореферат на тему «Основные направления развития предметно-пространственной среды загородного дома в России 1980-х - начала 2000-х гг. :исторические традиции и новаторские приемы». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 271533
Год: 
2007
Автор научной работы: 
Гаврилова, Евгения Владимировна
Ученая cтепень: 
кандидат искусствоведения
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
17.00.04
Специальность: 
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
Количество cтраниц: 
229

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Гаврилова, Евгения Владимировна

Глава 1. Историческое развитие предметнопространственной среды традиционной загородной жилой архитектуры Руси до начала XVIII века.

1.1 Традиционное крестьянское жилище Руси основные типы и их развития.

1.2 Характерные черты сложения первоначального типа и архитектурного облика загородной усадьбы состоятельного сословия на Руси.

1.3 Семантика предметно-пространственной среды в русской традиционной жилой архитектуре.

Глава 2. Особенности развития предметнопространственной среды загородного жилища (усадьбы и дачи) 18 - 20 вв. в России.

2.1 Особенности формирования облика загородной усадьбы в XVIII - первой половине XIX вв.

Особенности формирования пространственной среды дачного дома России конца XIX - начала XX вв.

2.3 Основные этапы послереволюционного российского загородного и поселкового строительства.

Глава 3. Основные концепции и приемы архитектурнохудожественного решения предметно-пространственной среды загородного дома в России 1980-х - начала 2000-х гг.

3.1 Основные направления развития загородного малоэтажного строительства на протяжении 1980-х - начала 2000-х

3.1.1 1980-е - начало 1990-х гг. XX века. Некоторые особенности типовых и альтернативных «бумажные» проектов.

3.1.2 Вторая половина 1990-х - начало 2000-х. Основные характерные черты типового и индивидуального проектирования.

3.2 Стилистические тенденции, характерные для решения предметно-пространственной среды загородных домов 1980-х-2000-х годов.

Композиционные и художественные приемы организации предметно-пространственной среды загородных домов 1980-х - начала 2000-х.

3.3.1 Планировочные приемы и организация зонирования помещений.

3.3.2 Приемы связи интерьера с внешним пространством.

3.3.3 Приемы использования художественных возможностей архитектурных конструкций и деталей в формообразовании предметно-пространственной среды.

3.3.4 Приемы использования художественных и функциональных возможностей встроенной и комбинированной мебели.

3.3.5 Приемы использования в решении пространственной среды загородного дома различных отделочных материалов и цветовых сочетаний.

3.3.6 Приемы устройства естественного и искусственного освещения.

3.3.7 Семантический аспект организации предметнопространственной среды современного загородного дома.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Основные направления развития предметно-пространственной среды загородного дома в России 1980-х - начала 2000-х гг. :исторические традиции и новаторские приемы"

Настоящая работа представляет собой попытку систематизации и анализа объектов такой отрасли отечественной архитектуры, как индивидуальное загородное жилое строительство. Рассматриваемый период - это последние двадцать лет XX и начало XXI вв.

Выбор именно таких временных рамок обусловлен тем, что, во-первых, этот период еще не подвергался систематическому научному исследованию, а. во-вторых, именно в это время интересующая нас отрасль приобретает все большее значение в сложении архитектурного облика Центральной части России.

Связано это, в первую очередь, с возросшим благосостоянием определенной категории населения, представители которой получили возможность приобретения частных угодий и жилой собственности; кроме того, развитие тенденции строительства домов за городом обусловлено и увеличивающейся активностью и индустриализацией городской среды, пребывание в которой не дает человеку возможности полноценного отдыха, необходимого для здорового функционирования организма.

Понятие «загород» характерно именно для России - гораздо в большей мере, чем, к примеру, для Европы и Америки. В Америке, чем ближе к центру, тем выше здания и плотность застройки (это связано с ценами на землю); в России же, в основном, высота зданий повышается по направлению к окраинам города (в последнее время положение несколько меняется - российские города, особенно столица, становятся все более однородными по высоте застройки, напоминая современные азиатские города). В американском городе, собственно, нет лимитов плотности застройки в малоэтажных окраинных районах - город никогда не заканчивается, можно сказать, что в Америке существует скорее «пригород», нежели «загород». В России же, напротив, город имеет четко очерченные границы. Во многом именно этот фактор стал причиной существования такого понятия, как «загород».

Загород - это нечто менее официальное, это параллельная жизнь, которая отличается от городской. Как пишет С. Ситар: «Именно благодаря устойчивости понятия «загород» русский город до сей поры сохраняет верность своей архаико-этимологической «огороженности» - «огороженности» в первую очередь от когда-то враждебной, а теперь подвергшейся последовательной романтизации и сакрализации «природы» (233, стр. 6). Именно вследствие этой «огороженности» от природы современная городская среда представляется довольно сложной для постоянного проживания.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что актуальность выбранной темы связана с все возрастающей востребованностью такой отрасли архитектуры как загородное строительство. Именно в рассматриваемый период проявляется многовариантность трактовки этой темы современными зодчими.

Частные загородные дома городских семей иногда именуют специальным термином - «второе жилище». Назначение этого термина в противопоставлении «второго жилища» «первому», основному месту проживания семьи - городской квартире.

В научных исследованиях, в проектной и строительной практике данный термин обозначает довольно обширную группу объектов. Эта типологическая группа включает в себя загородные виллы, индивидуальные кемпинговые домики, садовые дома, частные дома рыбаков, охотников, любителей-натуралистов и пр. (197, стр. 9). Поскольку в последнее время второе жилище получает все большее распространение во всем мире, к нему остро обозначился интерес исследователей, в том числе архитекторов и градостроителей.

Невозможно судить о специфике формообразования загородного дома в отрыве от природного окружения. Единство дома и участка подчеркивают сами названия второго жилища горожан. Это, к примеру, относится к таким словам, как «дача» и «вилла», которые уже изначально имеют двойственный смысл. Параллельно этими названиями именуются и дом (здание), и участок (место), на коем дом размещен.

Тут нужно указать на различия в значениях слов «дача» и «вилла». Слово «дача», самое привычное для русского человека наименование загородного дома, имеет давнее хождение в славянских языках. «Вилла» же - слово более позднее и чуть менее распространенное в обиходе.

Слово «дача» имеет праславянское происхождение и берет начало от слова «дать». Дача, в первоначальном значении - «дарованная князем земля». Слово «вилла» появилось в русском языке посредством европейской культуры, предположительно, в петровскую эпоху. Так и вышло, что на русской земле уживались и дачи, и виллы. Дачами владела сановная знать; виллами же назывались владения иностранцев, прибывших из Европы на временное проживание в России.

Интересен тот факт, что хотя и дачи, и виллы могли быть одинаково добротными, дачи зачастую отличались все же гораздо большей роскошью - в противоположность сегодняшней действительности, когда вилла понимается как более «богатая» разновидность дачи.

Начиная с XIX в. словом «дача» стала именоваться небольшая усадьба или загородный дом, расположенный недалеко от города. Именно в это время появляются многочисленные руководства по строительству частных жилых домов и вспомогательных строений, обильно снабженные иллюстрациями и чертежами и предназначенные для возможного строительства без участия конкретного архитектора.

Хотя русская дача пока и не является виллой в полной мере, какова она ныне во всем мире (место отдыха семьи с повышенным уровнем комфорта, имеющее характерную ландшафтную организацию территории), однако практика «виллостроительства» очень широко развернута в последние годы в нашей стране, проектирование вилл - одно из самых привлекательных занятий для современных зодчих, свидетельство тому - даже самый беглый обзор архитектурно-строительных газет и журналов.

Необходимо отметить, что при всем разнообразии творческого подхода различных мастеров к проектированию загородных домов, есть нечто, их объединяющее: независимо от выбранной стилистической концепции, очень важную роль в формообразовании пространственной среды жилища играет применение многообразных эстетических и технологических возможностей такого материала, как дерево.

Выбор именно этого материала связан со стремлением, во-первых, к экологичности жилища, а, во-вторых, к наибольшей связи с природой. В связи с этими аспектами зодчие стремятся выбирать для строительства и отделки, по возможности, натуральные материалы, такие как дерево и камень. Камень, однако, используется гораздо в меньшей пропорции, нежели дерево, поскольку он не обладает такой широтой технических и художественных возможностей. Только дерево со всем своим богатством фактур и оттенков способно создать ощущение теплоты и уюта даже в самом «техницистском» интерьере. Использование в композиционном решении предметно-пространственной среды именно этого материала способствует максимальному единению внутреннего пространства с природным окружением. Кроме того, из дерева, в связи с легкостью обработки и, одновременно, прочностью, могут быть изготовлены практически любые элементы жилой среды - от строительных конструкций и покрытий полов, потолков и стен, до мебели и бытовой утвари.

В настоящем труде предполагается рассмотреть архитектурную среду современного загородного дома через призму различных художественных приемов использования свойств дерева и влияния его на характер визуализации архитектурной формы в сочетании с другими отделочными и строительными материалами.

Такой подход вызван, во-первых, необходимостью сужения темы, поскольку архитектура загородного жилища рассматриваемого периода очень разнообразна в своих проявлениях, и рассмотрение всех ее композиционных и художественных аспектов представляется слишком обширным для рамок одного исследования. Во-вторых, за последнее время в России, вслед за другими странами, благодаря современным технологиям обработки, дерево, после определенного периода забвения, стало одним из самых популярных строительных и отделочных материалов, не только в жилой, что, в общем-то, характерно почти для всех традиционных культур, но даже и в общественной архитектуре.

Новизна темы - в ее временных рамках (последние 20 лет минувшего -начало нынешнего веков), поскольку деревянным малоэтажным постройкам более ранних эпох уделено достаточно внимания предшествующими авторами; по данной же теме, как говорилось выше, пока не имеется достаточно систематизированного материала. Новизна и в том, что современные образцы отечественной малоэтажной архитектуры предполагается рассматривать в контексте всего исторического российского опыта строительства загородного жилья, в формировании предметно-пространственной среды которого важную роль играло дерево. Такой подход позволит установить, что, несмотря на технологический прогресс и некоторое различие в художественном подходе зодчих древности и современных архитекторов, многие, казалось бы, современные конструктивные, композиционные и образные приемы новейшей архитектуры имеют глубокие корни.

Актуальность исследования состоит в том, что изучению подлежит до настоящего времени незатронутый подробным анализом, но весьма обширный материал. В данный момент очень актуальным представляется выявить и проанализировать пути развития предметно-пространственной среды загородных домов, созданной с помощью дерева, опираясь на отечественный опыт проектирования и строительства 1980-х - начала 2000-х гг. Актуальным является и выявление, на основе анализа исторического материала, общего процесса развития российского деревянного жилого зодчества от Средневековья до наших дней, поскольку дерево испокон веков служило основным строительным материалом для загородного жилища России.

Дерево, как уже говорилось, и с художественной, и с конструктивной точек зрения, как нельзя лучше соответствует современной концепции экологической архитектуры, а поскольку именно это направление приобретает все большее влияние в современном зодчестве, изучение художественных возможностей применения дерева при формировании жилой среды кажется особенно актуальным. Однако, дерево - это не только экологически чистый материал, что сейчас очень ценится; благодаря современным технологиям обработки становятся почти вечными не только дорогие экзотические, но и доступные отечественные породы древесины. Использование внешних качеств этого материала как нельзя более отвечает и ставшей популярной в XX в. концепции перетекания внутреннего пространства дома наружу - поскольку загородный дом помещен в природное окружение, взаимосвязь достигается единством если не фактуры, то, по крайней мере, рода материала.

Кроме того, поскольку для России традиционно создание жилой архитектуры из дерева, особенно интересным кажется аспект нового прочтения исконных композиционных и художественных приемов использования этого материала при создании пространственной среды современного загородного дома.

Благодаря новейшим технологическим возможностям обработки дерева, достигается большое разнообразие и богатство фактуры этого материала и архитектурных конструкций из него, что позволяет достигнуть органичного сочетания его с такими, казалось бы, не сочетаемыми с ним строительными и отделочными материалами, как металл, бетон, стекло и т.п. Заслуживают внимания художественные аспекты применения в создании жилого пространства таких современных приемов, как, например, металлодеревянные конструкции, нарочитая техничность которых становится порой художественным акцентом внутренней среды. Благодаря таким сочетаниям интерьер приобретает поистине современное звучание, не утрачивая при этом ощущения теплоты и камерности, необходимого для создания комфортной жилой среды, которое достигается именно присутствием дерева в интерьере, тогда как остальные вышеупомянутые материалы сами по себе носят оттенок холодности и индустриальности.

Необходимо отметить очень важное в нашем климате качество дерева как строительного материала - нетеплопроводность, во многом благодаря которому оно и было так популярно у наших предков. Современные технологии обработки позволяют деревянным конструкциям и поверхностям противостоять отрицательным воздействиям внешней среды, и помогают повысить огнеупорность дерева, значительно снижая риск пожара - самого страшного бедствия деревень и городов наших предшественников.

Если ранее своеобразным модулем при строительстве жилища была максимальна длина бревна, что не давало возможности устройства больших внутренних объемов помещений, то теперь применение клееных балок и брусьев позволяет перекрывать достаточно большие пролеты и создавать наполненные воздухом двусветные пространства даже при использовании традиционной конструкции сруба. Это позволяет воплощать в дереве самые смелые композиционные и конструктивные приемы.

Основной целью исследования является изучение архитектурно-художественных аспектов предметно-пространственной среды отечественных загородных домов указанного периода, в организации которой важная роль отведена дереву. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить исторический опыт и характерные особенности предметно-пространственной среды российских малоэтажных построек, сформированной с помощью дерева;

2. Проанализировать современные объемно-планировочные решения предметно-пространственной среды загородного дома;

3. Определить влияние новейших конструктивных приемов на характер и художественные особенности планировки жилой среды отечественных малоэтажных сооружений рассматриваемого периода;

4. Осветить эстетические и композиционные особенности и функциональные возможности применения дерева в формообразовании внутреннего пространства загородных домов;

5. Проанализировать принципы и композиционные приемы взаимодействия различных отделочных материалов, и влияние их на художественный образ предметно-пространственной среды;

6. Оценить эстетическую роль деревянного встроенного оборудования как существенного элемента архитектурной среды жилого интерьера;

7. Проанализировать некоторые художественные аспекты создания образа предметно-пространственной среды загородного дома (особенности цветового решения, художественный аспект устройства различных видов освещения);

8. Выявить наиболее популярные стилистические тенденции в современной отечественной малоэтажной архитектуре с использованием дерева.

Хронологические границы основной части исследования - 1980-е - начало 2000-х гг. - время возрождения и активного развития архитектуры в России вообще и области загородного строительства, в частности, время заметных преобразований, формирования различных тенденций развития в этой области в отечественной практике.

Географическими границами основной части исследования является центральная часть России, точнее, пригороды Москвы и Санкт-Петербурга, где и происходит, начиная еще с середины XIX в., наиболее значительное развитие загородного строительства.

Предполагаемый результат исследования - это создание насколько возможно полной картины архитектурно-художественных аспектов структуры пространства отечественных индивидуальных загородных домов 1980 -2000гг., сформированного с использованием дерева и определение круга приоритетов в сфере стилистических тенденций с попыткой объяснения причин предпочтений одних направлений другим.

Поскольку данная тема пока недостаточно подробно разработана современными исследователями, тогда как предыдущие эпохи изучены, напротив, весьма исчерпывающе, научное значение этой работы можно определить как попытку систематизации накопленного материала с целью использования при создании последующей главы истории русского жилого деревянного зодчества.

Вообще же изучению различных аспектов жилой малоэтажной архитектуры России посвящено множество трудов исследователей как XIX -XX, так и начала XXI вв.

Основными источниками сведений о характере средневекового деревянного жилища Руси (помимо отдельных сохранившихся памятников) являются описания путешествий иноземцев - Адама Олеария, Мейерберга и Эрика Пальмквиста. Местные источники представлены старинными планами городов и монастырей; одним из наиболее полных является план Тихвинского монастыря, составленный в 1679 г.

Научный интерес к проблеме формирования среды традиционного жилища появляется только к 70-м годам XIX в., хотя еще ранее Россия открыла для себя и древнерусскую иконопись, и литературу, и декоративно-прикладное искусство. Видный историк и археолог И.Е. Забелин обосновал археологическую теорию русского стиля, исходя из самобытности народного зодчества. Одним из первых призывал обратить внимание при создании «национального стиля» на традиционное деревянное зодчество Русского Севера талантливый зодчий JI. В. Даль. После его трагической смерти начатое им дело продолжил В. В. Суслов. Начиная с 1883 г., он посетил все необъятные северные просторы нашей страны, побывал в Швеции, Норвегии, Финляндии. Главный труд Суслова - «Памятники древнерусского зодчества» - был издан Академией Художеств в 1885-1901 гг.

В 1911 году вышел в свет его альбом архитектурных фантазий - «Русское зодчество по преданиям народной старины», который был восторженно встречен современниками.

В 1916 году был издан фундаментальный труд М.В. Красовского - «Курс истории русской архитектуры. Деревянное зодчество». Необходимо отметить, что именно в этот период завершался тысячелетний период развития деревянного зодчества, наступал кризис традиции, многие памятники разрушались и до 1917 года. Сам автор с сожалением писал, что «деревянных памятников осталось мало».

М.В. Красовский сумел проникнуть в своем исследовании в глубь веков, показав развитие древнейших традиций в строительстве жилых зданий. Эта книга завершает дореволюционный период исследования русской жилой архитектуры.

В связи с событиями революции 1917 года и последовавшей переоценкой культурных и исторических ценностей, интерес к традиционному зодчеству на некоторое время остыл и вновь появился лишь к 50-м годам XX века.

В 50-е годы появляются такие издания, как «Памятники народного зодчества среднего Поволжья» И.В. Маковецкого, «Русское народное зодчество в Западной Сибири» Е. Ащепкова. Предполагалось, что эти книги дадут «в руки архитектора-практика ценный материал, который может быть использован и при осуществлении намеченного новым пятилетним планом массового жилищного строительства» (22, стр. 5).

Затем, уже в конце 60-х - 70-е годы появляются первые труды замечательного архитектора-реставратора А.В. Ополовникова, такие как «Реставрация памятников народного зодчества» 1974 года, где представлены точные обмеры памятников архитектуры Русского Севера и подробное описание технологий строительства наших предков.

Итоговым же трудом этого ученого стала книга «Избяная Литургия», увидевшая свет в 2002 году, уже после его смерти. Однако, материалы для нее большей частью были собраны именно в 70-е - 80-е годы.

Тут надо сказать, что исследования 50 - 70-х годов в большей мере затрагивают непосредственно архитектуру отдельного дома и его деталей, в то время как исследователи 80-х годов XX века большее внимание уделяют композиционной структуре целых поселений и связи ее с ландшафтом.

В этот период появляются такие исследования как «Ансамбль в народном зодчестве русского Севера» Ю.С. Ушакова, «Деревянная архитектура русского Севера» М.И. Мильчик и Ю.С. Ушакова.

В 90-е - 2000-е годы появляются такие издания, как «Русский рубленый дом. Вчера и сегодня» А.И. Прохоренко и П.Н. Денисова и «Деревянный дом от мала до велика» Б. Ланге. Сходство их в том, что авторы на основе представленного ими исторического материала предлагают новые концепции трактовки традиционных приемов композиционной организации деревянного жилища, адаптированные к современным требованиям и стандартам.

Также в это время издается книга «Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия» группы санкт-петербургских авторов, посвященная изучению каждой детали внутреннего убранства избы - и с функциональной, и с семантической стороны.

Российская жилая загородная архитектура представлена не только традиционным зодчеством и интерпретацией его мотивов профессиональными архитекторами. Начиная с конца XVII века, российская архитектура начала воспринимать влияние зарубежных архитектурных стилей. Конечно, это относится лишь к определенной категории жилой архитектуры, представленной усадьбами знатных людей, традиционная же архитектура начала существенно меняться лишь к концу XIX столетия.

Однако, тип русской усадьбы, сложившийся уже к концу XVIII века, в чем-то представляет не меньший интерес, чем традиционное зодчество, поскольку, несмотря на свое заграничное происхождение, он имеет и свои особенные, неповторимые черты. Самая характерная особенность русской усадьбы - это то, что при всей «классичности» форм, свойственной европейской каменной архитектуре, она, зачастую, создается из того же материала, что и традиционная изба - из дерева.

Описание интерьеров усадеб второй половины XVIII - начала XIX вв. мы находим уже у современников - это произведения Болотова А.Т. («Жизнь и приключения Андрея Болотова, рассказанная им самим для своих потомков») и Бутурлина М.Д. («Записки Р.А.»).

В 50-е годы XX столетия появляется труд Н.Я. Тихомирова «Архитектура подмосковных усадеб». Но, пожалуй, наибольшее внимание к этой области начало появляться в 90-е годы прошедшего века, и эта тема не теряет своей актуальности до сих пор.

Ныне даже существует периодическое издание «Русская усадьба» выпускаемое Обществом изучения русской усадьбы. Это своеобразный сборник статей на самые разнообразные темы, касающиеся различных аспектов этой области.

Характер интерьера усадеб XIX в. раскрывается в диссертации Машакина А.И. «Мебель ампира в интерьерах подмосковных усадеб» (М., 2002).

Во второй половине XIX - начале XX века, в связи с социальными преобразованиями и технологическим прогрессом, постепенно начинает складываться тип загородного дома, близкого по своей структуре к современному. Этот период получил достаточное отражение и в иллюстрированных изданиях своего времени и в научных публикациях более поздних лет.

В 1908 - 1910 гг. выходит в свет «Архитектурная энциклопедия XIX в.» в семи томах Г.В. Барановского, где в томе «Виллы, дачи и загородные дома» подробно представлена уже не традиционная жилая архитектура, а вариации на ее тему, предложенные зодчими конца XIX - начала XX вв.

Большой интерес представляет «Альбом проектов дач, особняков, служб с чертежами и проектами» Г.М. Судейкина, вышедший в свет в 1916 г. При изучении этих проектов видно, что уже в то время в облике жилища начали проявляться черты, характерные для произведений второй половины XX века.

Интересны научные статьи современного автора М.В. Нащокиной, такие как «Дачные пригороды Москвы» (Московский журнал, 1990, №4,6,9) и «Архитектура дачных поселков конца XIX - начала XX вв.» (Ф.О. Шехтель и проблемы истории русской архитектуры конца XIX - начала XX вв., М., 1988).

Пожалуй, наиболее систематическое изложение этапов развития жилой малоэтажной архитектуры от истоков вплоть до наших дней дано в исследовании Поморова С.Б. «Второе жилище горожан или дом на природе» (Новосибирск, 2004). Однако, вследствие широты охваченного материала, аспекты, интересующие нас, затронуты лишь вкратце.

В определенной мере освящает ситуацию, сложившуюся в загородном строительстве выпущенное в 2006 г. издание проекта «Альманах 100» - «100 частных загородных домов. Архитектура и архитекторы», где Н. Малининым дается краткий обзор особенностей архитектуры частного загородного жилища в России последних лет.

Также определенный интерес представляет монографический сборник «Жилище в России: век XX. Архитектура и социальная история» (М., 2001) под редакцией Уильяма К. Брумфилда и Блэр Рубл, здесь, как указано в названии развитие архитектуры отечественного жилища рассматривается в контексте исторических преобразований.

Непосредственно характеристике интерьера загородного жилища разных эпох уделено внимание в таких источниках, как монография Прониной И.А. «Терем. Дворец. Усадьба», статьи Земцова С., Николаева Е., Герчук Ю., Кириченко Е. в журнале «Декоративное искусство СССР» (55, 99, 100, 119). Изучению жилого интерьера эпохи модерна посвящена диссертационная работа Струговой О.Б., тема интерьера советской дачи затронута в диссертационной работе Аксельрод К.И. «Подмосковная дача в советской архитектуре».

В основном, материалы по выбранной теме представлены публикациями в таких отечественных периодических изданиях как «Архитектура СССР», «Архитектурный вестник», «Проект Россия», «Проект Классика», «Architectural

Digest», «100% Загородный дом», «Архидом», «Salon», «Интерьер Digest», «Деревянные дома», «Лучшие интерьеры», «Штаб-квартира» и др.

Однако, изучая тексты публикаций, необходимо делать скидку на то, что у каждого периодического издания существует свой «формат», то есть определенный подход к подаче материала и критической трактовке его, иначе говоря, некоторые публикации представляются довольно субъективными. Правда, поскольку материалы снабжены фотографиями, а зачастую чертежами и схемами, они предоставляют довольно ценный материал.

Наиболее значительными из этих изданий в научном плане представляются журналы «Проект Россия» и «Проект Классика», особенно первый, поскольку там, помимо простых описаний архитектурных объектов, представлены и научные статьи современных архитекторов и искусствоведов, посвященные архитектуре именно последних десятилетий.

Интересны в определенной мере и такие труды, как «Формообразование объектов загородной среды» Колодина К.А. и «Архитектура российского села» группы авторов. Являясь учебными пособиями по курсу архитектуры, они раскрывают основные тенденции развития в этой области начиная с 70-х годов прошлого века до начала нынешнего.

Также определенный интерес представляют сборники типовых и индивидуальных проектов загородных домов, поскольку там проявляются тенденции, характерные для определенного времени - если авторские объекты отличаются большим разнообразием композиционных и конструктивных решений и стилевых направлений, то типовые проекты отражают, в определенной мере, технологические возможности рассматриваемого времени и проектный подход официальных архитектурных организаций. В 1980-е -начало 1990-х гг. это такие издания как: «Ваш дом» под редакцией Бутусова Х.А., «Летние садовые домики» под редакцией Букина Ю.К., «100 деревянных домов» Кожевникова И.П. и Шумова А.П., «Дом для вашего сада. Оригинальные архитектурные разработки»; с середины 90-х появляются такие издания как: «Современные деревянные дома», «Загородный дом» и др.

Следует отметить, что при всей кажущейся однотипности и некоторой монотонности предлагаемых проектов, иногда здесь присутствуют и довольно интересные, нестандартные композиционные и конструктивные решения, ради выявления которых и имеет смысл рассматривать подобные издания.

Интерьерам типовых загородных домов посвящены такие издания, как «Интерьер жилища» Манучаровой Н.Д., «Объемно-планировочное и конструктивное решение сельского жилого дома» Рудакова В.Н., «Интерьер загородного дома» Сухарева М.И., «Интерьер загородного дома» Рыженко В.И. и др.

Общим концепциям развития современной отечественной жилой среды посвящены множество трудов Рябушина А.В., Чекминой И.О., Курбатова Ю.И. (133,223,224,225, 226,227,267).

Кроме того, в связи с все большим взаимопроникновением специальностей архитектуры и дизайна, с появлением специальности архитектора-дизайнера и понятия «дизайн архитектурной среды», в последнее время издается множество трудов различных авторов, посвященных различным аспектам этого понятия. В этом плане интересны такие исследования, как «Дизайн архитектурной среды» Ефимова А.В и др., «Очерки о реальности профессии архитектор-дизайнер» и «Основы пластической культуры архитектора-дизайнера» Ермолаева А., «Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник» под общей редакцией Минервина Г.Б. В этих трудах раскрываются основные положения понятия «дизайн архитектурной среды» и, поскольку они также в определенной мере являются учебными пособиями кафедры ДАС МАрхИ, основанной в 1987 г., Минервиным Г.Б., рекомендации к обучению этой специальности, предложенные в первых трех изданиях позволяют лучше понять особенности некоторых современных направлений в сфере загородного домостроения, т.к. в этой области в настоящее время очень активно работают выпускники этой кафедры.

Итак, для подробного и последовательного рассмотрения выбранной темы исследование кажется целесообразным разделить на три главы и построить следующим образом:

- первая глава посвящается историческому обзору особенностей предметно-пространственной среды традиционного деревянного жилища (как крестьянской избы, так и знатных хором) вплоть до XVIII века, когда с петровскими преобразованиями произошли значительные перемены и в характере жилой среды;

- вторая глава посвящается историческому изучению появления (начиная с петровской эпохи) и развития «авторской» архитектуры; здесь внимание будет обращено на предметно-пространственную среду рядовых деревянных помещичьих усадеб (дворцовая и каменная архитектура не входят в рамки нашего исследования) XVIII - первой трети XIX вв., загородных особняков и дач второй половины XIX - начала XX вв., дачных и садовых домов послереволюционного периода вплоть до 1980-х гг.;

- третья глава посвящена детальному анализу сложения характера предметно-пространственной среды типовых и индивидуальных загородных домов периода 1980-х - начала 2000-х, созданных отечественными архитекторами вблизи Москвы и Санкт-Петербурга, поскольку именно в этих районах, согласно традиции, сложившейся еще в середине XIX века, происходит наиболее активное в России загородное строительство. Здесь будут рассмотрены различные стилистические направления, характерные для этого периода, проанализированы композиционные и художественные аспекты предметно-пространственной среды загородных домов.

В заключении будет подведен итог исследования с выявлением основных положений.

Вышеприведенная структура диссертации обусловлена стремлением рассмотреть сложение образа современного загородного дома в контексте исторического развития этого типа жилища в России. Этот подход поможет выявить художественные и композиционные особенности и приемы организации пространственной среды, характерные именно для отечественного зодчества, а также проследить своеобразную преемственность некоторых традиционных приемов в архитектурном творчестве современных авторов.

Заключение диссертации по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура", Гаврилова, Евгения Владимировна

Заключение.

Подводя итог анализу развития пространственной среды современного загородного жилища в России, следует выделить основные тенденции, выявленные в ходе настоящего исследования.

Развитие предметно-пространственной среды загородного дома на протяжении 1980-х - начала 2000-х происходит под влиянием двух основополагающих тенденций: национальной и интернациональной.

Период последнего десятилетия характеризуется обращением к традиционному деревянному крестьянскому зодчеству: используются как планировочные принципы средневекового жилища Руси, так и декоративные приемы, которые с помощью применения новых материалов получают современное звучание. В ходе исследования выявлены три основных направления развития национальной архитектурной традиции:

-реставрационное;

- декорационное;

- синтетическое.

Первое характерно практически точным воспроизведением традиционной архитектуры, второе основывается на подчеркнутом контрасте деревянного сруба и многообразия отделочных материалов, третье представляет собой своеобразный синтез традиционных и современных архитектурных и декоративных приемов. Для периода 1980-х - начала 1990-х в большей мере характерны декорационное и реставрационное направления; середина 1990-х характеризуется использованием, как правило, декорационного направления; в конце 1990-х - первой половине 2000-х предпочтения значительного числа архитекторов оказываются на стороне синтетического направления.

Интернациональные стилевые направления в данном исследовании классифицируются следующим образом:

- направления, развивающие приемы традиционной архитектуры;

- направления, следующие определенному течению архитектуры XX в.;

- направление, основанное на интерпретации приемов всего исторического и современного контекста зарубежной архитектуры;

- направления, основанные на трактовке приемов, выработанных каким-либо крупным мастером архитектуры.

Для последнего десятилетия, на период которого приходится наиболее активное развитие отрасли загородного домостроения, характерны следующие направления:

-ретроспективное;

- постмодернистское;

- неомодернистское.

Ретроспективное следует определенному историческому стилю или течению, постмодернистское совмещает стилистический плюрализм и новейшие технологии, неомодернистское служит воплощением технологических достижений и развивает композиционные приемы, выработанные зарубежными и отечественными архитекторами первой половины и середины XX в.

Основополагающим фактором в объемно-пространственном решении значительного числа загородных домов, созданных на протяжении последнего десятилетия, следует считать стремление к объединению интерьера с природным окружением. Наиболее распространенный и с художественной точки зрения эффектный прием - устройство сплошного остекления, которое изнутри создает эффект «исчезающих» стен, а снаружи воспринимается как естественное продолжение природы, отражающейся на поверхности стекла.

В архитектурно-художественном образе предметно-пространственной среды большинства загородных домов центральной части России 1980-х -начала 2000-х ведущую роль играет дерево как строительный и отделочный материал, что связано, с одной стороны, с интересом к традиционному архитектурному наследию, а с другой стороны, с желанием внести в жилую среду дома ощущения теплоты и уюта, нехватка которого ощущается в наш век технического прогресса. Исследование показало, что особенную популярность применение дерева получило в течение последнего десятилетия, для периода которого характерна стремительная индустриализация.

В ходе исследования были проанализированы различные композиционные и художественные особенности использования дерева в формировании предметно-пространственной среды современного загородного дома. Можно выделить ряд характерных пунктов:

- с помощью использования дерева достигается связь интерьера с внешней средой - за счет эффекта «одноматериальности» (деревья снаружи и дерево внутри), причем зачастую самой архитектурной конструкции придается визуальное сходство с настоящим деревом (стойки-«стволы», фермы-«крона»). Еще более активному «выходу» интерьера на природу способствует появившийся в конце 1990-х и ставший очень популярным в начале 2000-х прием устройства уличных деревянных помостов-террас, которые в некоторых случаях распространяются по всему участку как дорожки, а иногда связывают воедино, наподобие стилобата, несколько построек (главный дом, баню, гостевой дом); органичному внедрению помостов-террас в ландшафт способствует включение в них элементов окружающей среды - деревьев, водоемов, камней.

- одним из наиболее характерных архитектурно-декоративных приемов, используемых в период последнего десятилетия, является сочетание в отделке дома деревянной вагонки (канадский клен или тик) с гладкими оштукатуренными поверхностями - это излюбленный прием архитекторов, работающих в направлении неомодернизма.

- наряду с натуральной древесиной в последние годы значительное распространение получила фанера, ранее не использовавшаяся как строительный материал. В интерьере она используется как в сочетании с элементами натурального дерева, так и с такими «бросовыми» материалами, как, к примеру, профнастил.

- значительное место в предметно-пространственной среде загородного дома занимает деревянное встроенное оборудование, прототип которого встречается еще в крестьянской избе (врубленные лавки и полки, голбец). Получив распространение уже с начала 1980-х, особую популярность подобного рода мебель получила в последнее десятилетие. Наряду со встроенными шкафами используются легкие структурные стеллажи, которые помогают зрительно облегчить несущие конструкции (балки и стены), а также способствуют зонированию помещений.

Что касается планировочной структуры дома, то здесь, при всем многообразии композиционных решений, наблюдается определенная тенденция к созданию перетекающего пространства, своеобразного «ландшафта» в интерьере.

Важным аспектом в художественном решении интерьера становится освещение - как естественное, так и искусственное. В ходе настоящего исследования были выявлены два основных приема работы со светом:

- прием выделения естественным или искусственным светом определенной зоны или деталей внутреннего пространства (прием «светового потока» или «светового пятна»);

- прием художественной режиссуры естественного или искусственного освещения отдельной зоны интерьера или всего дома.

Наиболее ярким примером использования первого приема представляется устройство остекления конька кровли (в случае естественного освещения), где с помощью естественного потока освещения подчеркивается направление движения. С помощью направленного, иногда прожекторного света, акцентируются наиболее интересные конструктивные элементы интерьера, либо выявляется иерархия зон.

Второй прием основан на устройстве остекления с учетом хода солнца (в случае естественного освещения), либо на создании «сценической» подсветки всего здания в темное время суток.

Значительное влияние на формирование предметно-пространственной среды современного загородного дома оказывает семантический аспект. Нужно отметить тот факт, что в традиционной средневековой архитектуре семантический строй имел ярко выраженную религиозную окраску, современный же интерьер имеет скорее символику поэтико-культурологическую или же «материальную», что связанно непосредственно с современным мировоззрением.

В целом надо отметить, что за последнее десятилетие (по сравнению, пожалуй, со всем предыдущим периодом развития загородной жилой архитектуры - от средневековья до начала 1990-х), одним из самых значительных факторов в облике загородного дома стали понятия «модно» и «продвинуто», что в некоторых случаях побуждает как архитекторов, так и заказчиков, в первую очередь думать не о том, как в доме будет житься, а как он будет смотреться. Впрочем, создается и множество проектов, успешно совмещающих яркость художественного образа с функциональностью и уютом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Гаврилова, Евгения Владимировна, 2007 год

1. Аалто А. Архитектура и гуманизм. М., 1978

2. Азизян И.А., Добрицина И.А., Лебедева Г.С. Теория композиции как поэтика архитектуры. М., 2002

3. Аксельрод К.И. Подмосковная дача в советской архитектуре. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. арх. М.,2002

4. Анисимова И.И., Максимова И.А. Жилой дом-минимум. Уч.-мет. пособие. М.,1999

5. Анисимова И.И., Степанов А.В. Архитектурное проектирование малоэтажного дома на одну семью. Уч. пособие. М., 1987

6. Архив 2001. Архитектурные студии и мастерские. Каталог. М., 2001

7. Архитектор: художник или трюкач? Круглый стол в Центре дизайна ArtPlay в рамках выставки «Игровая площадка» (10 июня 2005) \\Проект Россия, 3/2005

8. Архитектура в истории русской культуры. Вып. 1. М., 1996.

9. Архитектура в истории русской культуры. Вып. 2. Столичный город. М., 1998.

10. Архитектура в истории русской культуры. Вып.З. Желаемое и действительное. М., 2001.

11. Архитектура Запада-1. Мастера и течения. М., 1972

12. Архитектура Запада-4: Модернизм и постмодернизм. Критика концепций. М., 1986.

13. Архитектура и материалы будущего. М.,1983

14. Архитектура Петербурга. Материалы исследования. СПб., 1992

15. Архитектура российского села. Региональный аспект.//Учебное пособие. М., 2005

16. Архитектурное и декоративное решение русского интерьера 18 -середины 19 вв., научная сессия. Л., 1968

17. Архитектурное наследство Болгарии. София 1972

18. Архитектурное творчество СССР. Вып. 4., М., 1977

19. Архитектурные школы Москвы. Сб.1. Исторические данные, 17491990-е. М.,1995

20. Архитектурный Вестник. №73, М., 2003

21. Афанасьев К.Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М., 2002.

22. АщепковЕ. Русское народное зодчество в Западной Сибири. М., 1950

23. Барановский Г.В. Архитектурная энциклопедия 19 в. Виллы, дачи, загородные дома. Вып. 1, М., 2001.

24. Барташевич А.А. История интерьера и мебели. Ростов н/Д.,2004

25. Барташевич А.А., Титов С.А. Садовый участок: архитектура, интерьер, оборудование. Минск, 1990

26. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки по истории архитектурных стилей. М., 1983.

27. Барщ М., Гинзбург М. Зеленый город: социалистическая реконструкция Москвы /СА. 1930, №1-2.

28. Бауэр Беклер, Ханс Петер. Загородный дом: Индивидуальное проектирование: Советы профессионала. М.,2003

29. Бахтина И.К. Загородные усадьбы в Москве. Илл. каталог. М.,2002

30. Беккер Г.П. Формирование трансформирующейся предметно-пространственной среды для сельского быта. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусств.

31. Белоусов Н. Без тепла человеческих рук архитектура неполноценна.//Проект Россия, М., 3/2004.

32. БенуаА. История русской живописи в 19 в. М., 1995

33. Бергер Вильфрид. Коттедж профессионалов: Конструкции и материалы, технические решения. М.,2003

34. Близнакова М. Жилищное строительство в эпоху новой экономической политики, 1921-1927 гг. Город-сад и дом-сад.

35. Жилище в России: век 20. Архитектура и социальная история. М., 2001.

36. Богданов Ю.Ф. Дом на садовом участке. М.,2002

37. Большая книга по обустройству загородного дома. М.,2004

38. Борисов В.И. Загородный дом и сад. М.,1996

39. Бранковская JI.B. Дизайн интерьера в восточном стиле: Япония, Китай, Индия, Египет. Ростов н/Д.,2004

40. Броновицкая А. Дом «Бунгало» в поселке Первомайское.// Проект Россия, 4/2005, М.

41. Броновицкая Н. Сады-поселки на московской почве: исторический виток.// Проект Россия, 4/2005, М.

42. Буркхалтер М., Суми К. Евгений Асс и Архитектурная лаборатория.//Проект Россия, №7, М.

43. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика 11-17 вв. М., 1995.

44. Бэнем Р. Новый брутализм. Этика или эстетика? М., 1973

45. Ваш дом. Каталог индивидуальных жилых домов усадебного типа для строительства в сельской местности зоны Западной Сибири. М., 1981.

46. Ваш дом. Каталог проектов индивидуальных жилых домов усадебного типа для строительства в сельской местности зоны Юга и Кавказа РСФСР. М., 1981.

47. Ваш дом. Каталог проектов жилых домов усадебного типа для строительства в сельской местности РСФСР. М., 1982.

48. Вершинин Г. О дизайне: девяностые годы.//Проект Россия, 2/2003

49. Взаимодействие пластических свойств материала и архитектурной формы, (сост. Чубарина Н.П.). Свердловск, 1981

50. Виктор Логвинов: интроспекция.//Архитектурный вестник, 2/1999, М.

51. Витрувий. Десять книг об архитектуре. М., 2003.

52. Вопросы теории архитектуры. Архитектурное сознание 20-21 вв.: разломы и переходы. М., 2001

53. Всеобщая история архитектуры. В 12-ти томах. М., 1977

54. Высоковский А. Уют не-герой. //Жилище в России: век XX. Архитектурная и социальная история. М., 2001.

55. Гарканидзе М. Грузинское деревянное зодчество. 1959

56. Герчук Ю. Два интерьера. //Декоративное искусство СССР, №7/1971, М.

57. Гоголь Н.В. Собрание сочинений. Т.6. М., 1959.

58. Голдхорн Б. Архитектурный конкурс «ДомзагороДом».//Проект Россия, 4/2003, М.

59. Голдхорн Б. Вкусно? Нет, круто! // Проект Россия, 3/2005

60. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. М., 1979

61. Гонсалес Е. Дом архитектора.// Проект Россия, 4/2003, М.

62. Гонсалес Е. Частный дом в поселке «Бенилюкс».//Проект Россия, 1/2006, М.

63. Горелов М.М. Станислав Юлианович Жуковский. Жизнь и творчество. 1875-1944. М., 1982

64. Горюнов B.C., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. СПб., 1992.

65. Грабарь Е. Дом с баней в Подмосковье.//Проект Россия 3/2005

66. Григорьев М.П. Лик Японии. М., 1997

67. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991

68. Гропиус Вальтер. Границы архитектуры. М., 1971

69. Губернский Ю.Д., Лицкевич В.К. Жилище для человека. М.,1991

70. Дачная архитектура. Вып. 1. Л.,1991

71. Дворянская и купеческая сельская усадьба в России. 16 20 вв. М., УРСС. 2001.

72. Дворянские гнезда России. История, культура, архитектура. Очерки. М.,2000

73. Дежурко А. Снег на Хоккайдо.//Интерьер+Дизайн, 2/2005, М.

74. Дембовский Д. Творческое наследие Ф.-Л. Райта глазами исследователя и архитектора-практика.//Архитектурный вестник, 4/2003, М.

75. Демиденко Ю. Интерьер в России. СПб.,2000

76. Деревянная архитектура Томска. М., 1987.

77. Деревянное кружево Костромы. Фотоальбом. Ярославль, 1975.

78. Деревянное стандартное домостроение. М.,1970

79. Дизайн в архитектуре. Современность и актуальность (круглый стол).//Проект Россия, 2/2003

80. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. М., 2004

81. Добрицына Н.А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре. М., 2004.

82. Дом для вашего сада. Оригинальные архитектурные разработки. Ростов-на-Дону, 1991.82. Дом и усадьба. М., 1989

83. Дом луны. Объект вне традиций «новой» застройки. WSalon Interior, 2/1997

84. Евсина Н.А. Архитектурная теория в России второй половины 18-нач. 19 вв. М., 1985.

85. Ермолаев А. Главная книга средового существования. М., 2004

86. Ермолаев А. Древо познания.// Architectural digest, 11/2005, М.

87. Ермолаев А. Очерки о реальности профессии архитектор-дизайнер. М., 2004

88. Ермолаев А. Северный дом. //Проект Россия №2/2003, М.

89. Естественнонаучные знания в Древней Руси. М., 1980

90. Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 198891. Ёдике Ю. История современной архитектуры. М., 1972

91. Ефимов А.В. Дизайн архитектурной среды. М., 2005

92. Жизнь и приключения Андрея Болотова, рассказанная им самим для своих потомков. T.I, M.-JI.,1931

93. Журавлев А.А. Пространственные деревянные конструкции. Ростов н/Д.,2002

94. Забелин И.Е. Опыты изучения русских древностей и истории, ч.11, М., 1873

95. Забелынанский Г. Дача. //Проект Россия, 9/1998.

96. Зайцев Б., Пинчуков С. Солнечные узоры. Деревянное народное зодчество Подмосковья. Московский рабочий. М., 1978.

97. Званцев М.П. Нижегородская резьба. «Искусство» 1969

98. Земцов С. Русский интерьер первой половины 18 века.//Декоративное искусство СССР, №5/1965, М.

99. Земцов С. Русский интерьер середины 18 века.//Декоративное искусство СССР, №3/1966

100. Зодчество-1(20). Сборник Союза архитекторов СССР. М., 1975 Ю2.Ивянская И.С. Мир жилища: Архитектура. Дизайн. Строительство. История. Традиции. Тенденции. М.,2000

101. Игумен Александр (Федоров). Образно-символическая система композиции древнерусского города. СПб. Специальная литература. 1999.

102. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. М., «Советская Россия». 1990.

103. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М., 1986.

104. Иконников. А.В. Художественный язык архитектуры. М., 1995. Ю7.Интерьер загородного дома. (сост. Рыженко В.И.). М.,2005 Ю8.Искусство Японии. М., «Изобразительное искусство». 1985.

105. История архитектуры Азербайджана. Академия наук

106. Азербайджанской ССР М., 1963. 1 Ю.История русского искусства. В 15-ти томах. М., «Наука»

107. История человеческого жилища, с древнейших времен до наших дней. М., 1901

108. Кабанова О. Без акцента.// Architectural digest, 2/2005, М.

109. Кабанова О. Крайний случай.// Architectural digest, 11/2005, М.

110. Камай В.Н. Дом (для индивидуального строительства). М.,1993

111. Карцев В.Н. Зодчество Афганистана. М., Стройиздат 1986.

112. Каталог проектов усадебных жилых домов для строительства в Московской обл. М.,1983

113. Кес Д. Стили мебели. М., 2004

114. Кириллова Л.И. Масштаб в архитектуре 21 века. М.,1997

115. Кириченко Е. Интерьер русского модерна. //Декоративное искусство СССР, №10/1971, М.

116. Козырь А. Спецификация заказчиков (загородных домов). \\Проект Россия, 4/2005

117. Колодин К.И. Форообразование объектов загородной среды. М., 2004

118. Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры. М., 2000

119. Копылова Л. Все включено.//100% Загородный дом, 1-2/2006, М.

120. Коробьина И. Архитектура это способ мышления. \\Архитектура СССР. -1984, №5.

121. Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб, 1999.

122. КрадинН.П. Русское деревянное оборонное зодчество. М., 1988.

123. Красовский М. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. СПб. 2002

124. Круглова О. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1974.

125. Крючков П. Живой музей.//Штаб-квартира, 3/2003, М.

126. Кузнецов А.В. Своды и их декор. М., 2003

127. Кук Эми Элизабет. Дачный дизайн. М.,2001

128. Купффер Э.Ю. Жилой дом. Руководство для проектирования и возведения современных жилищ. СПб, М., 1916

129. Курбатов Ю.И. Принципы проектирования современного интерьера. Л.,1983

130. Кэлоуэй С. Элементы стиля. Энциклопедия архитектурных деталей. М., 2003.

131. Ланге Б. Деревянный дом от мала до велика. М., 2001

132. Ларичев Е. Фри-дом: свобода неприсутствия./ЯТроект Россия, 3/2001

133. Лебедев Ю.С. Дом-улитка и другие. М., 1983

134. Ле Корбюзье. Архитектура XX в. М., 1970

135. Ле Корбюзье. Модулор. М., 1976

136. Летние садовые домики. М., 1986

137. Лехтеров В.В., Клюшников Н.Н. Индивидуальный жилой дом. Кишинев., 1984

138. Лисенко Л.М. Дерево в архитектуре. М.,1984 МЗ.Лызлов Н. Карельский эпос.//Интерьер+Дизайн, 2/2005, М.

139. Маковецкий И.В. Памятники народного зодчества среднего Поволжья. М., 1954.

140. Малахов С. Идея дома-башни.//Проект Россия, 3/2001, М.

141. Малахов С. и Репнина Е. Одномоментный город. Российская экспозиция на Биеннале в Роттердаме.//Проект Россия, М., 3/2005

142. Малинин Н. Динозавр в провинциальном зоопарке.// Штаб-квартира, 3/2003, М.

143. Малинин Н. Дом №2./ 100 частных загородных домов. Архитектура и архитекторы. М., 2006

144. Малинин Н. Модный хутор.//Штаб-квартира, 2/2004, М.

145. Малинин Н. Сантехник от архитектуры.//Штаб-квартира, 2/2005, М.

146. Манучарова Н.Д. Интерьер жилища. Киев, 1986

147. Маргиани И.В. Интерьер индивидуального жилого дома в творчестве мастеров архитектуры Запада: «Эпоха мастеров». Уч. пособие. Екатеринбург, 1993

148. Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972

149. Масютин В.М. Современный усадебный дом. Пособие для индивидуального застройщика. М.,1990

150. Машакин А.И. Мебель ампира в интерьерах подмосковных усадеб. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусств. М., 2002.

151. Мешко А. Дерево в нашем доме. Петрозаводск, 1992

152. Микулина Е. Деревянный человечек.// Architectural digest, 11/2005, М.

153. Микулина Е. Откуда дровишки?// Architectural digest, 11/2005, М.

154. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера. Страницы истории. Л., 1981.

155. Михаловский И.Б. Теория классических архитектурных форм. М., 2003

156. Мовчан Г.Я. Старый аварский дом. М., 2001.

157. МолеваН.М. Усадьбы Москвы. М.,1998

158. Москва. Подробное историческое и археологическое описание города. Т.1.М, 1875.

159. Муратов А. Бельведер. Первая реализация в рамках проекта Вилландшафт на Клязьминском водохранилище.//Проект Россия, 3/2005, М.

160. Муратов А. Вилландшафт.//Проект Россия, 3/2004, М.

161. Муратов А. Коттедж в лесу .//Проект Россия, 3/2004, М.

162. Муратов А. Коттеджный поселок Барвиха-Club.// Проект Россия, 4/2005, М.

163. Муратов А. Любовь-морковь.// Architectural digest, 11/2005, М.

164. Муратов А. Подмосковный поселок: на пути к поселениям или к выселкам?// Проект Россия, 4/2005, М.

165. Муратов А. Регламент застройки территории пансионата Клязьминского водохранилища. \\Проект Россия, 4/2005

166. Муратов А. Слово в защиту дерева.//Проект Россия, 3/2004, М.

167. Муратов А. Поселок X-Rose.//npoeKT Россия, 4/2005, М.

168. Мусиенко Ю. Коттедж для экзистенциалистки.//Проект Россия, 3/2001

169. Нащокина М.В. Московский модерн. М.,2005

170. Нащокина М.В. Московский модерн. Проблемы западноевропейского влияния. М.,1999

171. Нащокина М. Сто архитекторов московского модерна. М., 2000

172. Николаев Е. Интерьер русского классицизма.//Декоративное искусство СССР, №9/1966, М.

173. Николаев Е. Русский интерьер начала 19 века.//Декоративное искусство СССР, №9/1967, М.

174. Николаева С.И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. М., 2003.

175. Новиков Ф. Зодчие и зодчество. М., 2003

176. Овсянникова Н.В. Архитектурно-пространственная организация среды досуга в жилище. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. арх. М., 1991

177. Опыт работы предприятия «Наш дом» в формировании интерьеражилой среды по индивидуальному заказу населения. Киев, 1990 188.0рфинский В. Логика красоты. Петрозаводск, Карелия 1982 189.0ськинаЮ. Сельсовет.//100% Загородный дом, 1-2/2006, М.

178. Павлов Н.Л. Алтарь. Ступа. Храм. М., 2001.

179. Палладио Андреа. Четыре книги об архитектуре. М., 1938.

180. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1985

181. Пари А. Дизайн вашего дома и ИКЕА. М.,2003

182. Первая книга М.А.О. М., 2000

183. Планировка и застройка городов. М., 1956.

184. Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. М., 1995.

185. Поморов С.Б. Второе жилище горожан, или дом на природе. Новосибирск, 2004

186. Попадюк С.С. Неизвестная провинция. М., УРСС. 2004199.Поселок Сокол. М.,2004

187. Поселки. \\Проект Россия, 4/2005

188. Пословицы русского народа. Сборник В. Даля. В 3-х томах. М., 2000.

189. Потапов А.А. Очерк древней русской гражданской архитектуры. Вып. 1,М., 1902.

190. Прахт К. Мебель и архитектура. М., 1993

191. Пронина И.А. Терем. Дворец. Усадьба. Эволюция ансамбля интерьеров в России конца 17 первой половины 19 вв. М.,1996

192. Прохоренко А.И., Денисов П.Н. Русский рубленый дом. Вчера и сегодня. СПб, «Китеж». 1993.

193. Райт Ф.Л. Будущее архитектуры. М., 1960.

194. Рапацкая Л.А. История русской музыки от Древней Руси до «серебряного века». М., 2001.

195. Раппопорт А. Пять проблем теории архитектуры XXI в.//Проект Россия, 1/2006, М.

196. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М., «Наука». 1980.

197. Рекомендации по оформлению интерьеров домов индивидуального строительства. М.,1980

198. Репнина Е. Постпроект.//Проект Россия, 3/2001. М.

199. Рогатин В.А. Методы рационального проектирования односемейных загородных домов на примере Московской обл. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук. М.,2004

200. Розанова Н.Н. История русского жилого интерьера с древнейших времен до начала 20 века. М.,1993

201. Розенталь Р., Ратцка X. История прикладного искусства нового времени. М., 1971

202. Рудаков В.Н. и др. Объемно-планировочное и конструктивное решение сельского жилого дома. М.,1991

203. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия. СПб, 1999.

204. Русская усадьба. Сборник ОИРУ. Вып. 5\21. М., 1999

205. Русская усадьба. Сборник ОИРУ. Вып. 6\22. М., 2000.

206. Русская усадьба. Сборник ОИРУ. Вып. 7\23. М., 2001.

207. Русская усадьба. Сборник ОИРУ. Вып. 8\24. М., 2002.

208. Русская усадьба. Сборник ОИРУ. Вып. 9\25. М., 2003.

209. Русская усадьба на пороге 21 века. Смоленск, 2001

210. Рябушин А.В. Закономерности и тенденции развития предметно-пространственной среды жилища. М.,1976

211. Рябушин А.В. Новые горизонты архитектурного творчества 1970 -1980-е гг. М.,1990

212. Рябушин А.В. Проблемы формирования жилой среды. Концепции единства среды. М.1974

213. Рябушин А.В. Развитие жилой среды. М.,1976

214. Рябушин А.В. Художественные тенденции современной архитектуры 70-х гг. М.1982

215. Сабуро И. История японской культуры. М., «Прогресс». 1972.

216. Савицкий В.В. Индивидуальное жилищное строительство: Состояние, проблемы и перспективы развития. Минск, 1990

217. Самойлов B.C. Современный загородный дом: Энциклопедия строительства. М.,2002

218. Семеняк Г.С., Кожухова Г.П. Строительные материалы и архитектурное творчество. Челябинск, 1997

219. Ситар С. Новое: вперед или вдаль? Шроект Россия, 3/2005

220. Ситар С. Природа загорода.//Проект Россия, 3/2001, М.

221. Скуревич К.Б. Зодчество западных славян и влияние на него романской архитектуры. С-Пб., 1906.

222. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М. Л., 1934.

223. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 2003

224. Собрание писем Оптинского старца Амвросия к мирским особам. 2003.

225. Совершенствование предметно-пространственной среды труда, быта и отдыха людей средствами дизайна. Л.,1989

226. Современные деревянные дома. Каталог фирмы «Нопка». СПб., 2000

227. Соколова О. Fresh&light. //Современный дом, М., 5/2006

228. Соколова Т.М., Орлова К.А. Глазами современников. Русский жилой интерьер первой трети 19 века. Л.,1982

229. Соловьев К.А. Русский художественный паркет. М., 1953

230. Соловьев Н.К. История современного интерьера. М., 2004.

231. Соловьев Н.К. Очерки по истории интерьера. Древний мир. Средние века. М., 1999.

232. Соловьев Н.К. Художественное формообразование интерьера. М.,1996

233. Строим в Карелии. Каталог типовых и индивидуальных проектов жилых домов, рекомендуемых для строительства в Карельской АССР. Петрозаводск, 1990.

234. Стругова О.Б. Русский жилой интерьер конца 19 начала 20 вв. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусств. М.,1992

235. Судейкин Г.М. Альбом проектов дач, особняков, служб с чертежами и рисунками. Репринтное издание 1916 г. Л., 1991.

236. Сухарев И. Музей Тургенева в Бужевале.// Московский журнал, №5/1996

237. Сухарев М.И. Интерьер загородного дома. М.,2004

238. Танге Кендзо. Архитектура и градостроительство. М., 1978

239. ТицА.А. Загадки древнерусского чертежа. М., 1978.

240. Тихомиров Н.Я. Архитектура подмосковных усадеб. М., 1955.

241. Трубецкой Ев. Н., князь. Из прошлого. М., 1917

242. Тыдман Л.В. Изба. Дом. Дворец. М., 2001

243. Тюляев С.И. Искусство Индии. М., 1988.

244. Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера. Ленинград. 1982.

245. Фесенко Д. С пятого Международного Фестиваля архитектуры и дизайна интерьера. Репортаж.//Архитектурный вестник, 4/2003, М.

246. Фомин А. Европейская деревня в Подмосковье.//Дом&Интерьер, 5/2003, М.

247. Ф.О. Шехтель и проблемы русской архитектуры конца 19 начала 20 вв. Сб. науч. трудов. М.,1988

248. Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития. М., 1990

249. Фурман П. Энциклопедия русского городского и сельского хозяина-архитектора, садовода, землемера, мебельщика и машиниста. СПб., 1842.

250. Харит М. Новый век российской усадьбы. Популярная энциклопедия архитектуры. М., 2001

251. Худин А.А. Формирование жилища усадебного типа пригородной зоны крупного города. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. арх. М.,1986

252. Художественное убранство русского интерьера 19 в. JL, 1986

253. Частное строительство в Москве и Подмосковье. Первая четверть 18 в. Подрядные записи. М., 2004.

254. Чекмина Н.О. Проблемы советского интерьера традиции и современность. JI.,1982

255. Чередина И.С. Московское жилье конца 19 начала 20 вв. М.,2004

256. Черных О.И. Дачное строительство Петербургской губернии 18 -начала 20 вв. СПб., 1993

257. Чтобы жить. Стили и направления в индивидуальном строительстве. М., 2000

258. Шайхтдинова Н. Деревянная резьба Тюмени. Свердловск, 1984.

259. Шорбан Е. От заводского барака к городу-саду: деревянное жилище в индустриальную эпоху .//Проект Россия, 3/2004, М.

260. Шуази О. История архитектуры. В 2-х томах. М., 2002

261. Яковлева О., Житков В. Развернутый узор Hi-End технологий.//Дом&интерьер, 5/2003

262. Яралов Ю.С. Национальное и интернациональное в советской архитектуре. М., 1985.276100 деревянных домов. М., 1993277100 частных домов. Архитектура и Архитекторы. М., 2006

263. Alexander Tzonis, Liane Lefaivre, Richard Diamond. Architecture in North America since 1960. London. 1995

264. Chuji Kavashima. Japan's folk architecture. Traditional farmhouses. 2000

265. Contemporary European Architects. Vol. 5

266. Contemporary European Architects. Vol.6

267. Details in architecture- 2. Australia. 2000

268. Details in arcitecture 4. Australia. 2002

269. Heck J.G. Iconographic Encyclopedia. Paris. 2001285.Houses. 1997

270. Jessica Caijill Thompson. 40 arcitects under.

271. L'Arcaplus. Pelle di legno

272. Norges Fortid. Kunst og Haandverk. Kristiania. 1881-1891

273. Paris Apartments. Barselona.2002

274. Philip Jodido. Building a new Millenium

275. Philip Jodido. Tadao Ando. 2001

276. Pierluigi Serranio& Julius Shulman. Modernism Rediscovered

277. Viollet-le-Duc. Encyclopedie Medievale

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 271533