Особенности этнического и морального самосознания личности в условиях иноэтнической среды: на материале исследования традиционной студенческой молодёжи Дагестана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат наук Луговой, Руслан Александрович

  • Луговой, Руслан Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 222
Луговой, Руслан Александрович. Особенности этнического и морального самосознания личности в условиях иноэтнической среды: на материале исследования традиционной студенческой молодёжи Дагестана: дис. кандидат наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Махачкала. 2014. 222 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Луговой, Руслан Александрович

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРИЯ

ВОПРОСА

1.1.Проблема самосознания личности в отечественной и зарубежной

психологии

1.2.Этническое самосознание как составной элемент структуры

самосознания личности

1.3.Моральная составляющая самосознания личности

I.4.Особенности развития этнического самосознания личности в

условиях иноэтноса

ГЛАВА П.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ДАГЕСТАНСКОЙ МОЛОДЁЖИ

В ИНОЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ: НАЧАЛО XXI ВЕКА

II.1.Методы исследования самосознания личности, использованные в работе: описание и обоснование

11.2.Психологический анализ результатов исследования этнического самосознания дагестанцев в условиях иноэтнической среды

11.3.Анализ материалов исследования содержания структурных звеньев этнического самосознания в процессе межэтнического взаимодействия

11.4. Результаты анализов типов этнической идентичности

11.5.Результаты анализов типов этнической аффилиации

11.6.Анализ результатов исследования морального самосознания

дагестанцев в условиях традиционной и иноэтнической среды

П.7.0собенности стратегии поведения молодёжи Дагестана в процессе

межэтнической аккультурации в иноэтнической среде

ВЫВОДЫ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Распределение ответов по таблицам ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Образец бланка метода «Типы этнической идентичности»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Образец бланка метода «Типы этнической аффилиации»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Образец бланка метода «Жизненные цели» ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Образец бланка метода «Образ достойного человека» ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Образец бланка метода «Диагностики ценностных ориентаций»

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Образец бланка метода «Диагностики межэтнической аккультурации»

ПРИЛОЖЕНИЕ 9-13. Результаты математической обработки статистических данных

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности этнического и морального самосознания личности в условиях иноэтнической среды: на материале исследования традиционной студенческой молодёжи Дагестана»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определяется интенсификацией интеграционных процессов, обусловивших рост числа межкультурных контактов и усиление мобильности россиян. Глобализация XXI века и её последствия — интернализация общественной жизни, унифицирование новых способов и форм бытия, интеграция национальных рынков труда, миграционные процессы, глубоко изменивших содержание этнического и морального самосознания целых этносов и отдельных личностей, в них входящих.

Стало невозможным ограничение политической, экономической и культурной жизни подавляющей части народов Земли этническими и государственными перегородками и избежать контактов с другими народами.

Разнонаправленные миграционные перемещения расширили возможности межэтнического взаимодействия и контактов на всех уровнях, открыли новые перспективы для личностного и профессионального развития.

Между тем, межкультурные контакты нередко приводят к скрытым, и порой деструктивным, воздействиям негативных факторов глобализационных процессов XXI века, связанными с межкультурными различиями. Столкновение в самосознании личности противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно социокультурных норм, ценностей, стандартов потребления и стилей жизни нового окружения вызывают ощущение психологического дискомфорта и напряжение в этническом и моральном компонентах самосознания личности. В этих условиях антитеза «Мы - Они» может принять крайне негативную форму и перерасти в отчуждение.

Кроме того, межэтнические контакты на разных уровнях способствуют постепенной утрате языка этноса, его традиционных норм поведения, ценностных ориентации, усилению ассимиляционных процессов, смене этнической идентичности у части представителей этноса, и, в конечном

счете, в значительной мере определяют сохранность этноса, перспективы, его демографического воспроизводства (И.В.Субботина, 2008).

Северный Кавказ, и в частности Дагестан является одним из самых сложных регионов России. Кардинальная смена общественной формации, экономическая нестабильность, безработица, теракты активизировали и усилили миграцию различных слоев населения и этносов региона. Отток населения из республики в различные города и страны планеты продолжается с начала 90-х годов. Источники утверждают, что около 600 тыс. дагестанцев живут и работают в различных регионах России

Актуальность проблемы состоит в том, что знания типологий и проявлений этнического и морального самосознания молодёжи, мигрирующей в иноэтнос, помогут не только своевременно предупредить возможные конфликты, но и могут способствовать эффективному вхождению в межличностные отношения с новым потенциалом профессиональных и социальных перспектив.

В условиях нестабильности социальных процессов XXI века, устойчивость и позитивная направленность этнического и морального самосознания личности могут способствовать эффективному вхождению личности в сложные межличностные отношения с новым профессиональным и социальным окружением в иноэтнической среде.

Огромное влияние современных социально-политических процессов на самосознание современной личности, трудности, связанные с прогнозированием поведения молодых людей иной культуры и иной религии в новом этнокультурном окружении, заставляют обращаться к научно-аналитическому исследованию таких феноменов как «этническое самосознание» и «моральное самосознание» личности, а также проблемы психологической подготовкой личности к принятию новых моральных и культурных ценностей.

'Народонаселение II Большая Российская Энциклопедия. - М., 2010. - С. 574.

Методологическую основу исследования психологического содержания этнического самосознания личности в условиях иноэтнической среды составляют сущностные марксистские идеи о природе человека, которые ввёл в отечественную психологию в 30-е годы XX века С.Л.Рубинштейн В контексте моего исследования я буду исходить из идеи К.Маркса о том, что «...история отдельного индивида отнюдь не может быть оторвана от истории предшествующих или современных ему индивидов, а определяет её»2.

В настоящем исследовании этническое самосознание специально рассматривается в русле исторической онтогенетической концепции B.C. Мухиной, согласно которой самосознание личности представляет собой совокупность стабильных связей в сфере ценностных ориентации и мировоззрений человека, которые обеспечивают ему самобытную целостность и тождественность самому себе3. Эта идея является ключевой для осознания особенностей этнического самосознания личности в условиях иноэтнической среды.

Согласно автору, структура самосознания личности, строится внутри той общности, к которой принадлежит личность и имеет константные универсальные звенья, выступающие внутренними условиями рефлексии: отношение личности к самой себе. Я солидаризируюсь с позицией В.С.Мухиной в отношении понимания самосознания личности: возникновение самосознания связано с определённым уровнем развития сознания и является необходимым условием становления личности4.

Сформулированная проблема исследования и её методологические основы определили выбор цели, задач и построение гипотез.

' Рубинштейн С. Л. Oci ювы общей психологии - СПб., 2000. — 712 с

" Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Собрание сочинений в 30 т. - Изд. 2-е. - T.3. - М., 1955. - С. 440.

1Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности. - М., Воронеж, 1999. — С.141.

4Мухина B.C. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты): 2-е изд., иенравл. и доп. - М., 2010. - С.855.

Цель исследования - изучение особенностей этнического и морального самосознания личности в условиях иноэтнической среды.

Объект исследования — этническое и моральное самосознание личности в условиях иноэтнической среды.

Предмет исследования - особенности этнического и морального самосознания современной молодёжи - представителей традиционных этносов Дагестана (аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, лакцы) в возрасте 18 - 25 лет, являющихся студентами 4 — 5 курсов, постоянно проживающих в условиях иноэтнической среды. Представленные этносы выбирались, как наиболее многочисленные в Дагестане и уравнены по национальному психотипу. При выборе возрастных групп я следовал согласно выводам социально-психологических исследований, где утверждается, что интенсивность проявлений этничности и этнических стереотипов достигает наивысшего пика в молодёжном возрасте. Молодёжь, характеризуясь высоким уровнем социальной сенситивности, является вектором любых изменений в обществе (В.С.Мухина, 2007), что для целей нашего исследования обретает особое основание при выборе контингента испытуемых.

Гипотезы исследования. Основанием для построения гипотез послужили: психологические, политологические, исторические и этнологические источники и др. В результате анализа всего комплекса проведенных исследований и предварительных результатов были сформулированы следующие гипотезы:

I. В условиях многоэтничной среды России самосознание студенческой молодёжи Дагестана детерминировано сопряжением между миром исконных этнических традиций и иной культурной среды, объединённой сущностным значением общего понятия «россияне». При этом этническое самосознание дагестанцев стабильно удерживает элементы внутриэтнических ценностей, что находит отражение в содержательном наполнении структурных звеньев.

II. Дагестанская студенческая молодёжь в условиях иноэтноса сохраняет

7

особую идентичность этнического самосознания. Она содержит в иерархическом порядке: этническую, общедагестанскую, общероссийскую и планетарную идентичности, которые варьируются в структуре самосознания в зависимости от социальной ситуации и внутренней позиции каждого человека как уникальной личности.

III. Этническая и моральная составляющие самосознание студенческой молодёжи Дагестана в иноэтносе могут частично трансформироваться на индивидуально-личностном уровне. Некоторые представители молодёжи присваивают свойства идеоцентрического (европейского) типа личности, проявляя, при этом, сенситивность и лояльность к ценностям нового этнокультурного окружения.

В соответствии с целями и с гипотезами исследования были поставлены следующие задачи:

• Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме этнического и морального самосознания личности в зарубежной и отечественной психологии.

•Провести эмпирическое исследование молодёжи, проживающей в иноэтнической среде и описать степень влияния последней на этнические и моральные ценности в самосознании молодежи.

•Выявить общее и различное в характеристиках этнического и морального самосознания молодёжи, проживающей в Дагестане и за его пределами.

• Проанализировать психологическое содержание этнического и морального самосознания дагестанской молодёжи через призму онтогенетической концепции B.C. Мухиной самосознания личности.

Методы исследования. Для достижения поставленных целей и задач исследования были использованы следующие методы: 1 — этнопсихологический опросник (В.С.Мухина, З.М. Гаджимурадова); 2 — проективный метод депривации структурных звеньев этнического

самосознания (B.C. Мухина)1; 3 - методическая разработка этнической аффилиации (Г.У.Солдатова); 4 - методическая разработка «типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, C.B. Рыжова); 5 - шкала социальной дистанции Э.С.Богардуса; 6 - метод межэтнической аккультурации (Дж. Берри); 7 - метод «образ достойного человека» (A.A. Хвостов); 8 — методика «жизненные цели» (H.H. Толстых и И.Г. Дубов); 9 — метод диагностики ценностных ориентации (A.A. Хвостов).

Достоверность результатов исследования и обоснованность выводов подтверждены валидностью и репрезентативностью примененных методов, в которых показаны теоретические описания диагностируемого феномена; все методы направлены на исследование всех пяти структурных звеньев самосознания.

Для анализа полученных материалов применялись феноменологические описания, как качественные методы анализа. Статистические методы обработки данных — факторный анализ, критерий X (Хи — квадрат), Т — Тест (критерий Стьюдента).

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось с 2009 по июнь 2012 г. Всего в исследовании приняло участие 100 человек из числа молодёжи - представителей традиционных этносов Дагестана, в возрасте от 18 до 25 лет, постоянно проживающих в иноэтносе (Москва, Мегион (Тюменская область), Санкт-Петербург).

Теоретическая значимость и научная новизна:

• В предлагаемой работе впервые предпринята попытка изучения и сравнения особенностей этнического и морального самосознания представителей традиционных этносов Северного Кавказа (студенческой молодежи Дагестана), проживающих на этнической родине и в иноэтнической среде.

' Мухина B.C. Психодиагностика развивающейся личности:

проективный метод депривашш структурных звеньев самосознания (дети, подростки, молодежь: 9-18 лет). - Архангельск, 1994. - 40 с. 95.

• В исследовании показана хрупкая материя этнического и морального самосознания отдельной личности, подверженной, во-первых, влиянию внутриэтнической и межнациональной идентичностей, и, во-вторых, новых, для представителей традиционных культур, ценностей стремительно изменяющегося мира.

• Показано, что в иноэтнической среде, с одной стороны, происходит консолидация, усиление этнической идентичности, а с другой стороны, развивается новый тип идиоцентрической личности, принимающий ценности культуры, внутри которой эта личность добровольно развивает свой профессиональный потенциал и предполагает сделать карьеру.

Проведенное психологическое теоретическое и эмпирическое исследование идей и результатов, сопряженных с целями нашей диссертационной работы, а также результаты анализа легли в основу следующих основных положений, выносимых на защиту:

I. Психологическое содержание структурных звеньев самосознания личности дагестанской молодёжи, проживающей и обучающейся в условиях иноэтноса единого государства, остается фиксированным на традициях и ценностях внутриэтнической и общедагестанской межнациональной идентичностях, в то же время самосознание начинает продвигаться в сторону общероссийской идентичности.

II. Молодые люди через притязания на признание в инокультурной среде поднимают свой потенциал к акте, через половую идентификацию в инокультурной среде становятся более лояльными к стереотипам иных тендерных ролей, (присваиваемых от русских и от европейцев).

III. При депривации у дагестанских юношей и девушек выявлена

выраженная фрустрация относительно всех структурных звеньев

самосознания, особенно звенья «имени», «притязаний на признание»,

«половой идентификации». При этом у юношей фрустрация проявляется

преимущественно через агрессивные реакции, у девушек — через

игнорирование. Эти реакции проявляются на представителей как своего

10

этноса, так и на представителей русских. В инокультурной среде агрессия и игнорирование обычно микшированы.

IV. Этническое самосознание дагестанцев, представляет собой многоуровневую идентичность. Сложившиеся в истории Дагестана особенности этнического самосознания исконных этносов выстраиваются через взаимодействие разноуровневых идентичностей: от этнической (родовой, джамаатской) до общедагестанской; от общероссийской до планетарной идентичности.

V. Дагестанцы в иноэтносе способны присваивать элементы новых моральных ценностей другой культуры. В иноэтносе у молодежи Дагестана уменьшается значимость таких изначальных стереотипов как кровная месть, клановость. По сравнению с дагестанцами, живущими на этнической родине, усиливаются такие ценности как толерантность, стремление к самореализации. Дагестанцы в иноэтнической среде русских способными присваивать элементы новых моральных ценностей другой культуры.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты обладают потенциалом прогнозирования, и, следовательно, предупреждение возможных типичных психологических проблем молодежи в иноэтносе.

Результаты исследования будут полезны всем, кто в той или иной мере заинтересован в развитии позитивной этнической идентичности и гармонизации межличностных отношений молодежи в процессе адаптации в иноэтносе.

Апробация работы. Полученные фактические данные исследования

использованы в выступлениях и докладах на Международных и

общероссийских научно-практических конференциях: «Гуманитарные науки:

новые технологии образования. Материалы X Региональной научно-

практической конференции 19 - 20 мая 2005. - Махачкала: ИПЦ ДГУ;

«Психологическая служба в системе образования: Материалы

Международной научно-практической конференции 24 - 25 апреля 2008. -

Махачкала: ДПЦ РАО; «Этнопсихологические проблемы в современном

11

мире: материалы международной научно-практической конференции. — Благовещенск: издательство БГПУ, - Вып.У., 25 марта 2011; материалы исследования отражены в тезисах, статьях, 3 из которых опубликованы в журналах, входящих в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий ВАК.

Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование выполнено на 189 страницах включает: введение, две главы, список литературы, приложение. Библиографический список состоит из 263 наименований, 36 из которых - на иностранных языках. В приложениях — I — XI - представлены описания методик, результаты исследования и статистические данные.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

1.1. Проблема самосознания личности в отечественной и зарубежной

психологии

Сущность самосознания, возникнув впервые в философии, классически изучалась как стремление сознания не на объективный мир, а как попытка осознать внутренние взаимосвязи субъективного восприятия1.

В философии самосознание рассматривается как проблема взаимоотношения человека и мира, субъекта и объекта, сознания и бытия2. Согласно этому, анализируются три основополагающие философские подходы.

Представителями первого подхода представлены Платон, Р.Декарт, Д.Беркли, Б.Спиноза, И.Кант, И.Фихте, Г.Гегель, Л.Фейербах. Традиционно эту философскую концепцию относят к западной философии, которая отличается рационализмом, стремлением осознавать и понимать мир на основе абстрактно-логических связей. Центральной точкой данной, так называемой, концепции «Я-философии» является проблема «Я».

Второй подход объединяет представителей русской философии (Г.Сковорода, А.Н.Бердяев, B.C. Соловьев и др.), именуемой как «Мы-философия» и характеризуется иррационализмом. Суть данной концепции в представлении каждой личности - «Я» — в парадигме внутреннего созерцания микрокосма, имеющие теже законы и принципы что и макрокосм. Становление «Я» происходит посредством духовного роста, познание же является инстинктивным процессом.

Третий подход понимания феномена связан с учениями Ж.-П.Сартра, С. Кьеркегора, В. Франкла, определяющими сущность «Я» через

1 Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М., 1972. - С.40.

'Агапов B.C. Я - концепция как социально-психологическая проблема. Учебно-методическое пособие. — М, 2000.

необъективируемость, так называемая, философия экзистенциализма. Экзистенция, выражающаяся как общность субъекта и объекта, не осознаётся как данность.

Психологические исследования самосознания тесно связаны с пониманием сути феноменов «Я-концепция», «образ Я», «самость», формирование многоплановой модели самосознания и описание его элементов (Мухина В. С., 1984, 2010; Кон И.С.; Чеснокова И.И.; Столин В.В.; Роджерс К.; Агапов B.C.; Берне Р.; Орлов А.Б. и др.).

Создание таких философских подходов сопряжено с изучением свойств, процесса развития самосознания и отдельных его элементов в контексте более общего изучения проблемы личности (Леонтьев А.Н.; Выготский Л.С.; Рубинштейн С.Л. и др.); обозначение периодов этого процесса, исследованием условий, которые играют ключевую роль в этом прцессе (Мухина B.C.; Божович Л.И.; Эльконин Д.Б.).

Современные исследователи по психологии, вобрав в себя философские представления, предлагают множество различных прочтений изучаемого феномена. И если в отечественной психологии до недавнего времени использовали термин «самосознание», то в настоящее время всё чаще используют понятие «Я-концепции», введенный Роджерсом К. в 1951 году и разработанный в дальнейшем в трудах таких зарубежных учёных как Р. Берне 1986, Т. Шибутани, 1969 и др. К. Роджерс известен также разработкой феноменологического подхода в психологии1.

К. Роджерс, объединял понятия «Я» и «Я-концепция» и трактовал этот феномен как структурированный непротиворечивый Gestalt, заключающийся из суждений о свойстве «Я» как субъекта и «Я» как объекта по отношению к другим людям и различным сторонам жизни . Gestalt содержит также оценки, связанные с этими представлениями.

1 Берне Р. Развитие «Я-концепции и воспитания». - М., 1986.- С. 169- 224.

2ХьелЛ, ЗиглерД. Теории личности. Основные положения исследования и применения. -СПб., 1998. -С.89.

Главные концепции К.Роджерса можно выделить в следующие константы. Так, самосознание он видит в системе самовосприятия. Суть фенохменологической теории личностного «Я» заключается в том, что человек живет в своем индивидуальном и субъективном мире. Самосознание формируется благодаря влиянию окружающей социальной среды, как наиболее важной детерминантой. Вместе с самосознанием активизируется притязание в позитивном отношении со стороны окружающих, независимо от того, является ли данное притязание приобретенным или врожденным.

Так как позитивное отношение к себе зависит от оценок окружающих, возможно несоответствие между действительным «Я» индивида и его притязанием в позитивном отношении к себе. При таком несоответствии или дезадаптации, как следствие, индивид стремится уйти от столкновения с реальностью, которая не согласуется с его опытом.

Самосознание выражено как взаимозависимая система. Трансформирмация одного из аспектов системы самосознания ведёт полному изменению природы целого. Роджерс разделяет структуру самосознания на две состовляющие: идеальное «Я» и реальное «Я». Центральным компонентом теории личности К.Роджерса является категория самооценки1.

Р. Берне объясняет «Я-концепцию» как сумму всех суждений индивида о себе. Так, «Я-образ» в этой концепции представляет собой описательную составляющую Я-концепции. В Структуре Р.Бернса существует и самооценка .

X. Ремшмидт3 использует схожее понятие: «самость» и объясняет его как совокупность индивидуальных восприятий и воспоминаний; «идентичность» в его понимании есть осознание личностью тождественности самой себе, постоянности во времени и объединенное с этим чувством, что другие также признают этот процесс.

1 Берне ЛРазвигие «Я-концепцшш воспитания». - М., 1986. - С .169- 224.

2 Берне Р. Я-концепцня и Я-образы // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия / ред.-соств. Д.Я.Райгородский. - Самара, 2003. - С. 133 - 219.

3 Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности — N1., 1994. — С.46.

Однако во-избежании неясности в понимании данных феноменов, ряд учёных подразумевают, что самосознание есть производное из «Я-концепции»1. Разночтения в этом вопросе являются, по меньшей мере, спорной попыткой структурировать сферу самосознания .

Т. Шибутани утверждает о существовании пяти основных измерений, которые позволяют выразить уникальность «Я-концепции» того или иного индивида, также они могут представлять и критерии выделения различных уровней самосознания. Исследователь предлагает в некоторой степени объединение элементов: уровень их осознания, особенности самооценки,

л

адекватности представлений о себе в единый образ «Я».

И.С. Чеснокова рассматривает два аспекта самосознания: первый аспект самосознания предполагает соотнесение «Я» и психологических особенностей другого индивида. На первом этапе определённое свойство осознается в другом индивиде и только после этого преренаправляется на себя. Самовосприятие и самонаблюдение реализуют процесс самопознания. Второй аспект предполагает соотнесения «Я» и «Я». На этом этапе приемами самопознания являются самоанализ и самоосмысление4.

В.В. Столин анализирует данную проблему соотнося уровни самосознания с разными степенями активности человека как организма, индивида, личности. На первом уровне происходит процесс самовыражения в перцептивных действиях.

На втором уровене происходит принятие точки зрения другого на себя, соотнесение себя с поэтапной идентификацией, меняющееся с возрастом идентификацией с родителями, овладением нормы поведения и развитием самооценки, формированием самоидентичности в рамках отношений с семьёй

]Лгапов B.C. Я - концепция как социально-психологическая проблема. Учебно-методическое пособие. — N1., 2000.

2Гаджимуридова 3.M. Этническое самосознание дагестанцев на пороге XXI века (на материале сравнительного исследования этносгереотипов старшего и молодого поколений аварцев и кумыков). — Махачкала, 2002. - С.39

3 Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969.

* Чеснокова II.И. Проблема самосознания в психологии. - М., 1977.- С. 43.

и со сверстниками, развитием самоконтроля, половой и профессиональной идентичности. Такой уровень характеризуют как самосознанием индивида.

Наконец, на высшем уровне развития самосознания, по мнению автора, происходит изменение и создание представлений о прошлом настоящем и будущем, раскрытие социальной ценности и смысла бытия1.

Представленные концепции развития самосознания рассмотриваются с точки зрения иерархической системы - от низших фаз развития, которые связанны с деятельностью человеческого организма, к высшим, совпадающим с фазами его развития в онтогенезе и определяющим становление личности.

Выделение отдельных элементов в структуре самосознания является ещё одним важным аспектом рассмотрения феномена. Эти элементы называются в различных работах структурными звеньями (Мухина B.C. 1975, 2010), компоненты, стороны (И.И.Чеснокова, A.M. Силивестру, A.M. Прихожан М.И. Лисина, П.Р.Чамата и др.)2.

Среди прочих выделяют следующие подходы к изучению данного вопроса:

1. Выделяют в структуре самосознания два ключевых компонента: когнитивного, который связан с процессами самопознания, и эмоционального, который ответственен за развитие самоотношения личности (Лисина М.И., Силиверсту A.M. 1983, Ольшанский 1984, Петрулите A.M. 1984);

2. Рассматривают действенно-волевой (регулятивный) (Чамата П.Р. 1966), волевой (Чеснокова И.И. 1977), функционально-поведенческий (Прихожан А.М 1980) компоненты самосознания, которые ответственны за оценку и регуляцию собственной деятельности. Схожее мнение высказывают Вачков И.В., 1980 и Берне Р., 1986, которые рассматривают динамический или поведенческий компонент в качестве одного из компонентов «Я-концепции», который связан с проявлением в процессе аффективного и познавательного компонента.

1 Столиц В.В. Самосознание личности. - М., 1983.

2 Шибутсши Т. Социальная психология. - М., 1969.

Существуют и другие точки зрения, которые рассматривают структуру самосознания как совокупность определенных составляющих. Так, И.С. Кон1 выделяет в структуре самосознания следующие виды:

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Луговой, Руслан Александрович, 2014 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Лбдулатипов Р.Г. Знамение судьбы. Иллюстрированная историко-публистическая повесть в очерках и документах. - М.: Славянскаий диалог, 1998. - С.60 - 61.

2. Абулъханова К. А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под ред. К.А. Абульхановой, A.B. Брушлинского, М.И. Воловиковой. — М., 1997. - С. 23.

3. Агаее А.Г. Концепция национального развития лезгинского народа. — М.: Наука, 1994.-140 с.

4. Агапов B.C. Я — концепция как социально-психологическая проблема. Учебно-методическое пособие. - М.: МОСУ, 2000.

5. Айгумова 3. И. Специфика менталитета молодежи традиционных этносов Дагестана. - Режим доступа: rlonline.m/articles/rl01_99/505.html

6. Айтберов Т.М., Дадаев Ю.У., Омаров Х.А. Восстания дагестанцев и чеченцев послешамилевскую эпоху и имамат 1877 года. — Махачкала: ДНЦ РАН, 2001.-С. 244.

7. Актант М.А. Дербенд-наме: Пер. с тюрк, и араб. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1992. — 158 с.

8. Алиев К. М. Кумыки. История и современные проблемы // Кавказ. — Баку, 1997. - Август. - С. 35.

9. Алиев K.M. Проблема происхождения кумыков // КНКО. Вести. Информационно-аналитический бюллетень кумыкского научно-культурного общества. - Махачкала: Бари, 2000. - № 1. - С. 4-18.

10. Амирханов Х.А. Чохское поселение: Человек и его культура в мезолите и неолите Горного Дагестана. - М.: Наука, 1987. - С. 22.

11. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. - М., 1996.

12. Артамонов М.И. История хазар. — Л.: Издательство Гос. Эрмитажа, 1962.-523

13. Атаее Б.М. Очерки истории формирования аварского литературного языка. - Махачкала: ДНЦ РАН, 2000. - С. 80.

14. Атаев Д.М. Христианские древности Аварии // УЗ ИИЯЛ. - Т. IV. -Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1958.

15. Баклуишнский С.А., Орлова Н.Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI. М., 1998. - С. 248 -267.

16. Безопасность международная // Большая советская энциклопедия. — 2-е изд. - Т. 4. / Гл. ред. С.И. Вавилов. - М.: БСЭ, 1950. - С. 388.

17. Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. — М., 1889. — С. 46, 49.

18. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: Пер. с англ. - СПб., 1992. - С.93

19. Берне Р. Я-концепция и Я-образы // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия / ред.-соств. Д.Я.Райгородский. — Самара, 2003. С.133 - 219.

20. Берри Дж. У. Аккультурация и психологическая адаптация. Обзор проблемы / Развитие личности, - 2002, №1. — С. 291- 296

21. Блиев М.М. Россия и горцы Большого Кавказа. На пути к цивилизации. -М.: Мысль, 2004.-877 с.

22. Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. - М.: Росет, 1994. - 592 с.

23. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М., 1978. — С. 94-95.

24. Большой толковый психологический словарь Т. 1 (А - О); Пер. с англ. / Ребер Артур. - ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2003. — 79 с.

25. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса, - М., «Наука», 1983, - С. 176 — 413.

26. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. — М.: Наука, 1981. — С. 45.

27. Бромлег7 Этнос и этнография. - М., 1973. - С. 27 - 31.

28. Булатова А.Г, Гаджиев Г.А., Ибрагимов М.-Р.А., Исламмагомедов А.И. Традиционное и новое в современном быте и культуре дагестанцев-переселенцев. - М.: Наука, 1988. - 316 с

29. Булатова А.Г. Лакцы // Народы Дагестана. - М.: Наука, 2002. - С. 348 -375.

30. Булатова А.Г. Лакцы: Историко-этнографическое исследование (XIX — начало XX в.). - Махачкала: ДНЦ РАН, 2000. - С. 44.

31. Величко В.Л. Кавказ. Русское дело и междуплеменные вопросы. — Баку: «Элм», 1990.-С. 179- 180.

32. Воловикова М.И., Гренкова JT.JJ. Современные представления о порядочном человеке // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под ред. К.А. Абульхановой, А. Брушлинский В., М.И. Воловиковой. -М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. — С. 93 -111.

33. Воронов Н.И. Из путешествия по Дагестану // ССКГ. - Вып. I. - Отд. VI.-Тифлис, 1868.-С. 12-14; ССКГ. - Вып. III.-Отд. IV.-Тифлис, 1870. -С. 16-25.

34. Вырост И.С., Национальное самосознание: проблемы определения и анализа // Филос. и соц. мысль, 1989, № 7. - С. 22.

35. Гаджиев А.Г. Происхождение народов Дагестана (По данным антропологии). - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1965. - С. 32, 111-114

36. Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М.: Наука, 1991. - С. 51-55.

37. Гаджиев Г.А., Ризаханова М.Ш. Лезгины // Народы Дагестана. — М.: Наука, 2002. - С. 376 - 398.

38. Гаджиев М.Г. Древнее земледелие и скотоводство в Горном Дагестане // Северный Кавказ в древности и средние века / Отв. ред. В.И. Марковин. — М.: Наука, 1980.-С. 7.

39. Гаджиев М.Г. Раннеземледельческая культура Северо-Восточного Кавказа: эпоха энеолита и ранней бронзы. - М.: Наука, 1991. — С. 21.

40. Гаджиее М.Г., Даеудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в. - Махачкала: ДНЦ РАН, 1996. - С. 29, 123-125, 182.

41. Гаджиев М.Г., Шихсаидов А.Р., Гаджиев В.Г., Османов М.О. Страницы истории // Народы Дагестана. - М.: Наука, 2002. - С. 27.

42. Гаджиева С.Ш. Дагестанские терекеменцы. XIX — начало XX в. Историко-этнографическое исследование. - М.: Наука, 1990. - С. 8.

43. Гаджиева С.Ш. Кумыки: Историко-этнографическое исследование. — М.: Наука, 1961.-С. 45.

44. Гаджимурадова 3. М. Этническое самосознание личности в эпоху интенсификации интеграционных процессов (на материале исследования народов Дагестана), дис. ... д. псих. н. — Москва, 2008.

45. Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание дагестанцев на пороге XXI века (на материале сравнительного исследования этностереотипов старшего и молодого покаления аварцев и кумыков). - Махачкала: Издательство «Юпитер», 2002. -192 с.

46. Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание личности в эпоху интенсификации интеграционных процессов (на материале исследования народов Дагестана) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук — Москва, 2008.

47. Гаджгшурадова З.М., Этническое самосознание личности: структура, содержание, генезис - М., «Прометей», 2006. — 228 с.

48. Гадло A.B. Этническая история Северного Кавказа IV - X вв. - JL: ЛГУ, 1979.-214 с.

49. Гамзатов Р. Великое чудо-человек, 1973.

50. Гаммер М.Ш. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - С. 390 - 394.

51. Гасанов М.М. Дагестан в составе России (вторая половина XIX в.) -Махачкала: Юпитер, 1999. - С. 65-69.

52. Гидатлинские адаты / Под. к печати Х.-М. Хашаев, М.С. Саидов. -Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1957.-41 с.

53. Гласс Дж, Стэтли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ, — М., 1976. — С. 249.

54. Гринберг Л.Г., Новиков А.И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. —JI., 1977.— С. 172 .

55. Губанов H.H., Никольская H.H. О природной и социальной детерминации нравственности и криминального поведения // Философские науки.-2002.-№2.-С. 100-101.

56. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. ВИНИТИ. Вып. I (N 1001). Вып. 2 (N 3734). Вып. 3 (N 3735). М.- Л., 1979.

57. Гумилев Л.Н. О термине "этнос". // Докл. ГО СССР. Л., 1967. вып. 3. -С. 4;

58. Гумилев Л.Н. По поводу предмета исторической географии // Вест. Ленингр. ун-та. 1965, N 18.- С. 113

59. Гумилев Л.Н. Этнос и ландшафт // Изв. ВГО 1968, т. 100, вып. 3. — С. 194

60. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. — М.: Прогресс, 1993.-С. 513.

61. Гуриева С.Д. Факторы нейтрализации этносоциальной установки в межнациональных отношениях // Ананьевские чтения - 2002: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 2001. - С. 260 - 262.

62. Гусейнов A.A. (отв. ред.) и др. - М.: Издательство МГУ, 1975. - С.118 -127.

63. Гусейнов A.A. Великие моралисты. - М., 1995. - С. 5.

64. Гусейнов A.A. Великие моралисты. - М.: Республика, 1995. - С.5.

65. Даниялов Г Д. Строительство социализма в Дагестане. 1918 — 1937. — М.: Наука, 1988. - С. 69-70.

66. Дашдалшров А. Ф., К методологии исследования национально-психологических проблем // Сов. этнография. - 1983, № 2. - С. 68

67. Дашдалшров А. Ф. Личность и нация. - Баку, 1976. - С. 147.

68. Дермапова И.Б., Коростыдева Я А. Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. A.A. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб., 1997. - С. 25 - 26.

69. Дробижев М.И. Этические идеи эсеров // Очерки этической мысли в России конца XIX - начала XX века / Под ред. О.П. Целиковой, Р.В. Петропавловского. - М., 1985. - С. 277.

70. Дробиэ/сева Я.М. Ценности и символы в контексте новых концепций этничности. В кн.: Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. - М.: ИЭА РАН, 1994

71. Дубко Е. Я. Анализ фундаментальных этических идей: Автореф. дис. ... докт. филос. наук. - М., 1989. - С.5

72. Дубко Е.Я. Анализ фундаментальных этических идей: Автореф. дне.... докт. фнлос. наук. - М., 1989. - С. 29.

73. Дубко Е.Я. Человек и моральный нигилизм в теории классического психоанализа // Социальная сущность и Функции нравственности / Ред. кол.: A.A. Гусейнов (отв. ред.) и др. - М., 1975. - С. 118 - 127.

74. Дубко Е.М. Анализ фундаментальных этических идей: Автореф. дис. ... докт. философ, наук. -М.: 1989. - С. 29.

75. Дубко П. Я. Риск морального выбора // Моральный выбор / Под ред. А.И. Титаренко. - М., 1980. - С. 88.

76. Дугарова Т. Ц. Особенности этнического самосознания современных бурят россии дис. ... доктора психологических наук. - М., 2010

77. Ермолов А.П. Записки. - Ч. 2. - М., 1868. - С. 47.

78. Закс Я. Статистическое оценивание: Пер. с нем. — М.: «Статистика», 1976. —С. 309.

79. Здравомыслова О.В. Поведение людей в семье // Базовые ценности

россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы /

157

Отв. ред. A.B. Рябов, Е.Ш. Курбангалиева. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2003.- С. 207-220.

80. Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. — М.: Политиздат, 1974.-С. 56.

81. Ибрагимов Х.А. Опыт социологического исследования соотношения языков и национального (этнического) самосознания // Социально-этническое и культурное развитие городского населения Дагестана. — Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1978. - С. 55 - 58.

82. Ибрагимов М.-Р.А. К вопросу о типологии этнических общностей Дагестана XIX - начала XX в. // Историческая этнография. Проблемы археологии и этнографии: Межвузовский сборник. — Вып. III. - Л.: ЛГУ, 1985.-С. 55.

83. Ибрагимов М.-Р.А. К истории изменений административных границ Дагестана (1860-1996 гг.) // Дагестан в составе России: эволюция государственно-правового статуса. Материалы научно-практической конференции (г. Махачкала, 15 октября 1996 года). - Махачкала: Юпитер, 1997.-С. 167.

84. Ибрагимов М.-Р.А., Аджиев A.M. Кумыки // Народы Дагестана. — М.: Наука, 2002. - С. 475 - 492. .

85. Ибрагимов М-Р.А. К истории формирования русского населения Дагестана (вторая половина XVI — начало XX в.) // Советская этнография. — 1978.-№2.-С. 84.

86. Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социологические исследования, - 1992, - С. 50 - 57.

87. Иванова А.Л. Психология этнической идентичности личности. — Краснодар: КГУ, 2001. - С. 90.

88. Иорданский В.Б. Этническое самосознание изнутри: его структура // Рабочий класс и современный мир. 1990. №4. - С.151.

89. Исламмагомедов А.И. Аварцы // Народы Дагестана. - М.: Наука, 2002. -С. 116.

90. Исламмагомедов А.И. Аварцы. Историко-этнографическое исследование XVIII - начало XX в. - Махачкала: ДНЦ РАН, 2002. - С. 38-49.

91. История Азербайджана. - В 3-х т. - Т. I. С древнейших времен до присоединения Азербайджана к России. - Баку: АН Аз.ССР, 1958. - С. 203. История, география и этнография Дагестана XVIII - XIX в. Архивные материалы. / Под ред. М.О. Косвена и Х.О. Хашаева. М.: Издательство восточной литературы, 1958. - С. 291.

92. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. — Т. 2. — XX век. - Махачкала: Юпитер , 2005. - С. 79.

93. История Дагестана. В 4-х томах. - Т. I. - М.: Наука, 1967. - С. 106 - 115.

94. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. / Отв. ред. Б. Б. Пиотровский. - М.: Наука, 1988. - С. 277.

95. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб., 1997. - С. 159.

96. Казарова Т.В. Этический анализ самосознания личности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. -М., 1987. - С. 21.

97. Керейтое Р.Х. Этническая история ногайцев (К проблеме этногенетических связей ногайцев). — Ставрополь: КРЧ ИГИ, 1999. — С. 22.

98. Кирсанов В. А., Маргинальность и типы этнической самоидентификации // Материалы научно-практической конференции «Обновление: межнациональные отношения и перестройка» — Л., Лениздат, 1989- С. 159-161.

99. Кисриев Э.Ф. Национальность и политический процесс в Дагестане. — Махачкала: ДНЦ РАН, 1998. - С. 15 - 33.

100. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: Пер. с англ. - Киев: ПАН ЛТД, 1994. - С. 159-160.

101. Клементьев Е.И., Пименов Е.Е. Язык, контакты и элементы этнической идентификации. IX Международный конгресс антропологических и этнографических наук. Доклады советской делегации. - М., 1973. - С.4 — 5.

102. Клецина И.С. Тендерная социализация: Учебное пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - С. 19 - 20.

103. Климова С.Г. Критерии определения групп «мы» и «они» // СОЦИС. -2002. №6. - С.94.

104. Климова С.Г. Критерии определения групп «мы» и «они» // СОЦИС. -2002.-№ 6.-С. 94.

105. Козлов В. И. Что такое этнос? //Природа. 1971 .№ 2. - С. 74.

106. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и его место в теории этноса // Советская этнография. — 1974. — № 2. — С.79 — 92

107. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и его место в теории этноса. / Козин Н, Г, Бегство от России. - Саратов, 1996. — С -11

108. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // СЭ. - №2. - 1974. - 0.54

109. Козлов В.И. Проблематика «этничности»// Этнографическое обозрение. - 1995. -№ 4. - С.39 - 55.

110. Кон КС. Открытие «Я». - М., 1978.

111. Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 78 - 165.С.

112. Кудрявцев A.A. Феодальный Дербент. - М.: Наука, 1993. —С. 121.

113. Лапина Т.С. Социальные функции морали // Мораль и этическая теория / Под ред. О.П. Целиковой. - М., 1974. - С. 79.

114. Лаэурский А.Ф. Избранные груды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы.-СПб., 2001.-С. 114.

115. Лугуев С.А. Культура поведения и этикет дагестанцев (XIX — начало XX в.). - Махачкала: ДНЦ РАН, 2006. - 304 с.

116. Лурье С. Двойное дно этничности. — М.: Панорама, 1998. - С.45

117. Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания. - СПб., 1994 - С. 51.

118. Лященко О.Г. Влияние средств массовой коммуникации на формирование нравственного самосознания: Автореф. лис.... канд. филос. наук. - Ставрополь, 2003. - С. 13.

119. Магомедов А. А. Дагестан и дагестанцы в мире (историко-политологический очерк). - Махачкала. Издательство "Юпитер", 1994 г. — 344 с.

120. Магомедов М.Г. Образование Хазарского каганата. — М.: Наука, 1983. — 225 с.

121. Маркс К„ Энгельс. Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. - С. 89

122. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Собрание сочинений в 30 т. - Изд. 2-е. - Т.З. - М., 1955. - С.37.

123. Материнский инстинкт. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Режим доступа: ru.wikipedia.org>wiki/

124. Махмузова A.B. Особенности самосознания личности разделённых этносов в условиях полиэтнической среды (на материале исследования дагестанских караногайцев) ...диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук. ДГПУ Махачкала - 2008; С - 229.

125. Махов А.Е. Сад демонов - hortus daemonum: словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. - М., 1998. - С. 81.

126. Мейланова У.А. Очерки лезгинской диалектологии. — М.: АН СССР, 1964.-С. 21.

127. Мельников В.М., Ямполъский Л.Т. Введение в экспериментальную психологии ничности: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1985. - 319 с.

128. Mud М. Мужское и женское: исследование полового вопроса в меняющемся мире: Пер. с англ. - М., 2004. - С. 45.

129. Микаилов Ш.И. К вопросу о путях образования и развития аварского литературного языка // Языки Дагестана. Вып. 2. - Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1954.-С. 25.

130. Микаилов Ш.И. Очерки аварской диалектологии. — M.-J1.: Наука, 1959. -511 с.

131. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X - XI вв. - М.: Наука, 1963.-С. 48.

132. Михеееа K.M. Я-концепция и конфликт в сфере нравственной жизни личности // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003.-244 с.

133. Михеееа H.H. Психология морального конфликта II Мораль: противоречия и конфликты / Под ред. H.A. Головко. - М., 1987. - С. 42 - 43.

134. Михеееа H.H. Я-концепция и конфликт в сфере нравственной жизни личности // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия / Ред. - сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2003. - 244 с.

135. Мкртумян Ю. К., Основные компоненты культуры этноса // Методологические проблемы исследования этнических культур - Ереван, изд-во АН АрмССР, 1978 - С. 42 - 46.

136. Мровели JJ.. Жизнь картлийских царей. Извлечение сведений об абхазах, народах Северного Кавказа и Дагестана: Пер. с древнегрузинского. — М.: Наука, 1979.-С. 25.

137. Мухина В. С. Проблема генезиса личности: Учебн. пособие к спецкурсу. — М.: Просвещение, 1985. — 104 с.

138. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. — М., 2007.-С. 121-136.

139. Мухина B.C. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций: XXI век// Развитие личности, №1, 2002. — С. 16 — 39.

140. Мухина B.C. Личность: Мифы и Реальность. — Екатеринбург: ИнтелФлай, 2010. - 1072 с.

141. Налчадэ/сян A.A. Этнопсихология. СПб.: Питер, 2004. - 381 с.

142. Народонаселение II Большая Российская Энциклопедия. - М., 2010. -С. 574.

143. Народы Дагестана. - М., 1955. - С. 103; СИЭ № 8, 1965. - С. 530. Обзор литературы и источников о легах см.: Алиев Кемал. Кавказская Албания. - Баку, 1974.- С. 133—139.

144. Национальный состав и владение языками, гражданство. — Книга 1. // Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. - Том 4. - М., 2004. - С. 7-18, С -126.

145. Низовских Н. А. Психосемантическое исследование ценностно-мотивационных ориентации личности // Психологический журнал. — 2005. — Т. 26.-№3. - С. 26.

146. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. - М.: Наука, 1990. - 263 с.

147. Определение мести как философская категория. Режим доступа: reviewessays.eom/print/Revenge-Human-Instinct/31982.html — США

148. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции и практики. - М., 2002. - С.60.

149. Османов А.И. Аграрные преобразования в Дагестане и переселение горцев на равнину (20-70-е годы XX в.). - Махачкала: ДНЦ РАН, 2000. - С. 50.

150. Османов Г.Г. Современный Дагестан: геополитическое положение и международное отношение. - Махачкала: Юпитер, 1999. - С. 36.

151. Османов М.О. Даргинцы // Народы Дагестана. — М.: Наука, 2002. — С. 289-321.

152. Османов М.О. Общие сведения // Народы Дагестана. - М.: Наука, 2002. -С.11-16.

153. Павликова П. В. Особенности этнической идентичности у старшеклассников: Выпускная квалификационная работа. - СПб гос. университет, кафедра социальной психологии, 2001.

154. Панеш Э.Х. Основные направления изучения роли этнопсихологии в межнациональных отношениях (на примере Западного Кавказа) // Этнографическая наука и этнокультурные процессы. Способы взаимодействия. - СПб.: РАН. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, 1993.-С. 17.

155. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М., 1988.

156. Пиотровский M.Б. Коранические сказки. - М.: Наука, 1991. — С. 150.

157. Поршнев Б. Ф., Элементы социальной психологии // Проблемы общественной психологии, -М.,1965, - С. 182.

158. Поэзия народов Дагестана, — Махачкала, 1954, - С.54

159. Прошкина В.М. Особенности психологической защиты при нравственных девиациях у студентов: Аггореф. дне.... канд. психол. наук. — М., 1990.-С. 20.

160. Психология: Словарь / Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - M., 1990.-С.58.

161. Рамазанов XX Отходничество в Дагестане во II половине Х1Хв. Вопросы истории и этнографии Дагестана. Сб. научных трудов ДГУ. — С.42

162. Раншбург И. Формирование и развитие морали // Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности: Пер с венг. - М., 1983. - С. 100 - 110.

163. Ремишидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности - М., 1994.

164. Розенбергер И. Диалектическое равновесие в полярной модели «Self»: пример Японии // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под общ. ред. A.A. Велика. - М., 2001. - С. 284.

165. Селиванов Ф.Л. Оценка и норма в моральном сознании. Издание 2-е, перераб. и доп. - Тюмень, 2001. - С. 36.38. Сидоренко Н.И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности. — М., 1995. — С. 83 - 84.

166. Сефербеков Р. И. Традиционные религиозные представления табасаранцев (Боги демоны; верования, связанные с животными). — Махачкала: ДНЦ РАН, 2000. - С. 26.

167. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2002. — С. 158 — 178.

168. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.; Речь, 2002.-С. 29.

169. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. - 5-е изд. - М., 1983. - С. 49.

170. Слово о Дагестане, - Махачкала, 1967

171. Смолина Т.Н. Особенности этнического самосознания молодежи в зависимости от опыта проживания в инокультурной среде: Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. - СПб.:РГБ, 2006. - С.24 - 74.

172. Современная культура и быт народов Дагестана. — М.: Наука, 1971. — 239 с.

173. Современные культурно-бытовые процессы в Дагестане. - Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1984. - 151 с.

174. Современные этнические процессы в СССР. - 2-е изд. - М.: Наука, 1977.-С. 76.

175. Согомонов Ю.В. Этапы становления мировоззренческих представлений в нравственном сознании // Моральный выбор / Под ред. А.И. Титаренко. — М., 1980.- С. 251.

176. Солдатова Г. У., Психология межэтнической напряженности. — М.; «Смысл», 1998, с. 35 -71, 204..

177. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. — М., 1998,- С. 193

178. Соснокский Б. А. Лабораторный практикум по общей психологии. — М., 1979.- С. 135.

179. Социально-этническое и культурное развитие городского населения Дагестана. - Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1978. - С. 16.

180. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972. - С. 149.

181. Статистическое описание губерний и областей Российской империи. — СПб., 1858. Т. 16. Ч. 5. С.266

182. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М., 2003.

183. Столиц В.В. Самосознание личности. - М., 1983.

184. Столин В. В. Самосознание как объект психодиагностики // Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2004. - С.346 - 359.

185. Страбон. География: Пер., ст. и коммент. Стратановского. — М.: Наука, 1964.-540 с.

186. Субботина И.В. Гагаузы: трансформации миграционного поведения (вторая половина XX - начало XXI вв.) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Москва - 2008.

187. Тахнаева П.И. Христианская культура средневековой Аварии в контексте реконструкции политической истории (VII - XVI вв.). — Махачкала: Эпоха, 2004. - 149 с.

188. Темнова JJ.B. Специфика мыслительного процесса решения нравственных задач: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1991. - С. 20

189. Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды.-Т. Н.-М.-Л.: АН СССР, 1941.-С. 175.

190. Титаренко А.И. Специфика и структура морали; проблемы структуры нравственного сознания // Мораль и этическая теория / Под ред. О.П. Целиковой. - М., 1974. - С. 42.

191. Титаренко А. И. Сущность поступка и его место в структуре морального выбора // Моральный выбор / Под ред. А. А. Гусейнова и др. — М., 1980.-С. 105

192. Толстых Н.Л., Дубов И.Т. Жизненные цели жителей российского мегаполиса // Ментальность россиян / Под общ. ред. И.Г. Дубова. - М.: Имидж-Контакт», 1997. - С. 96 - 134.

193. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии: Пер. с англ. // Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. -М., 1988.-С. 179.

194. Тырнов О. А. Психологические особенности общительности у юношей и девушек // Принцип системности в современной психологической науке и практике: Третьи Международные научные Ломовские чтения. — Т. 2. — М., 1996.

195. У орд К. Азбука аккультурации // Психология и культура. Под ред. МацумотоД. СПб.: Изд-во Питер, 2003. - С . 656 - 709.

196. Услар П.К. Этнография Кавказа: Языкознание. - III. - Аварский язык. — Тифлис, 1889.-С. 4.

197. Фалеев А.Н. Морально-ценностные факторы становления и развития нравственного самосознания в Условиях современной цивилизации: Автореф. дис... канд. филос. наук. -М., 1992.-С. 17.

198. Федоров-Гусейнов Г.С. История происхождения кумыков. — Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1996.-С. 16.

199. Фестингер Л. Когнитивный диссонанс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

200. Филгшоненко Ю.И. Жизненный путь: самореализация личности с опорой на подсознание II Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. A.A. Крылова, JI.A. Коростылевой. - СПб., 1997. — С. 65.

201. Фливберг Б. Кейс - стадии в контексте качественно — количественной проблематики // СОЦИС. - 2004. - №9. - С. 17.

202. Фокс К. Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения: Пер. с англ. -М., 2008.-С. 10.

203. Хабибулин К.Н. Национальное самосознание и интернационалистическое поведение. - Л.: Общ-во Знание, 1989. - С. 10

204. Хайдаков С.М. Сравнительно-сопоставительный словарь дагестанских языков.-М.: Наука, 1973.-С. 21.

205. Хашаев Х.-М. Кодекс Умма-хана Аварского (Справедливого). — М.: АН СССР, 1948.- 18 с.

206. Хашаев Х.-М. Общественный строй Дагестана в XIX в. — М.: АН СССР, 1961.-С. 73; 240.

207. Хвостов A.A. Моральное сознание личности: структура, генезис, детерминанты. Монография. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2005. — С. 172-187; 472.

208. Хвостов A.A., Гаджгшурадова З.М. Моральное самосознание студенческой молодежи двух культур: Дагестанская и русская традиции. Монография. - М., 2005. - 292 с.

209. Хотинец В. Ю., Этническое самосознание. - СПб, «Алетейя», 2000. — С. 93-100.

210. Xотинец В.Ю. Психологические и культурные факторы этнотипического поведения // Психологический журнал. - 2005. — Т. 26. — № 2. - С.22.

211. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения исследования и применения. - СПб, 1998.

212. Чебоксаров H.H. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых //СЭ. 1967. - № 4. - С.47.

213. Чеснокова И. И., Проблема самопознания в психологии. - М.,Наука, 1977.

214. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. - М., 1997. - С. 133.

215. Шамов И.А., Абусуев С.А., Омаров UI.M. Нужно ли Дагестану шариатское государство? август 2010. - режим доступа: www.dargo.ru/news/2010-09-30-591

216. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969.

217. Шигабудинов М.Ш. Отходничество в Дагестане в конце XIX — начале XX вв. - Махачкала. 2000. - С. 14.

218. Шшшновскгш Д.С. Моральное самосознание. Этико-философский аспект. - Киев: Вища школа, 1986. - С.22 - 27.

219. Широкорогов С.М. Этнос. Исследование основных принципов изменений этнических и этнографических явлений. - Шанхай, 1923. — С. 13.

220. Шнхирев П.Н. Психика и мораль в конфликте (О воспитательной силе зла) // Общественные науки и современность. — 1992. - № 3. — С. 30.

221. Шихсандов А.Р. Ислам в Дагестане // Центральная Азия и Кавказ. -1999.-№4(5).-С. 109.

222. Шолохов И.А. Психологические особенности адаптации учащейся молодежи за рубежом. - дис. ...на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — 2002.

223. Шопенгауер А. Афоризмы и максимы: Пер. с нем. - М.: Издательство Лгу, 1990.-С. 218.

224. Штомпка П. Социология социальных изменений: Пер. с англ. — М., 1996.-С.315.

225. Штракс Г.М. Социальное противоречие. - М., 1979. — С. 26

226. Э.Фромм Человек для себя. Исследование психологических проблем этики. Перевод Л.А.Чернышевой Erich Fromm. Man for himself. An Inquiry into the Psychology of Ethics Holt, Rinehart and Winston. - New York, 1964. -M.: "КОЛЛЕГИУМ", 1992

227. Энциклопедический словарь. - M.: Наука, 1991. - С. 45.

228. Энциклопедический словарь. - Т. 1. // Ф.А. Брокгауз, И.О. Ефрон. -СПб., 1890.-С. 27.

229. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленто, ACT, Фонд Университетская книга, 1996. - 592 с.

230. Эфепдиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. — Нальчик: «Эль - фа», 1999. С.48; 58; 84, 92 - 94.

231. Berry J. IV. Acculturation and psychological adaptation: an overview // Journeys into cross-cultural psychology: Selected papers from the 11th International conference of the International association for cross-cultural psychology / Ed. By A.M. Bouvy et al. - Liege; Amsterdam: Swets & Zeitlinger, 1994.-P. 139- 140.

232. Berry J.W. Annis R.C. Acculturative stress: The role of ecology, culture and differentiation // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 1974. - Vol. 5. - № 5. -P. 382-406.

233. Beny J.W. Из сборника статей (Journeys into cross-cultural psychology: Selected papers from the 11th International conference of the International association for cross-cultural psychology held in Liege. Belgium / Ed. By Bouvy A.M. et. al. - Lisse etc.: Swets &Zeitlinger. 1994.

234. Bochner S. The Social Psychology of Cross-Cultural Relations // Cultures in Contact. Oxford, 1982.

235. Christensen P.N., Rothgerber H., Wood W., Matz D. C. Social Norms and

Identity Relevance: A Motivational Approach to Normative Behavior //

169

Personality and Social Psychology Bulletin. - 2004. - Vol. 30. № 10. - P. 1295 -1297.

236. Christensen P.N., Rothgerber H., Wood IV., Matz D.C. Social Norms and Indentity Relevance: A Motivational Approach to Normative Behavior // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2004. - Vol.30. - №10. - P. 1295 -1297.

237. Cooley, C Human Nature and Social Order. New York: Scribners, 1902.

238. Clifford J. The Predicament of Culture: Twentieth Century Ethnography, Literature, and Art. Cambridge, Mass. - L., 1988. - P. 30.

239. Festinger L., Riecken H., Scliachter S. When Prophecy Fails. - N.Y.: Harper @ Row, 1956

240. Gibbs J. C., Basinger K. S., Fuller D. Moral maturity: measuring the development of sociomoral reflection. - Hillsdale (New-York) etc.: Lawrence Erlbawm associates. - 1992. - XII. - P. 218

241. Hall H., Fincliam F.D. Self-Forgiveness: The Stepchild of Forgiveness Research // Jornal of Social and Clinical Psychology. - 2005. - Vol. 24. - № 5. -P.623.

242. Harding C.G. Intention, contradiction and the Recognition of Dilemmas // Moral dilemmas: Philosophical and psychological issues in the development of moral reasoning / Ed. by C. G. Harding. - Chicago, 1985. - P. 53.

243. Harris Y. Reassessing the dimensionality of the moral emotion // British Journal of 1 Psychology. - 2003. - Vol. 94. - № 4. - P.458.

244. Huang K. Campus mental health: the foreigner at your desk// Jornal of American College Health Association. 25. 216 - 19. 1977.

245. Jung C.G. (Ed.). Man and his symbols. New York: Doubleday 1964, p.96.

246. Kagitcibasi C. Autonomy and Relatedness in Cultural Context: Implications for Self and Family // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 2005. - Vol. 36. -№ 4. - P. 403 - 404. McFall L. Integrity // Ethics and personality: Essays in moral psychology / Ed. by J. Deigh. - Chicago; London: The university of Chicago press, 1992.-P. 88.

247. Katz D., Braly K. Racial Prejudices and Racial Stereotypes. Jornal of Abnormal and Social Psychology. - 1935, 30. - P. 175 - 193.

248. Kelly, G.A. A theory of Personality. - New York, 1963.

249. Klapp O.E. Collective search for identity. - New-York: Holt, Rinehart and Winston. - 1969.-P. 185.

250. Kohlberg L. Moral stages and moralization: the cognitive-developmental approach // Moral development and behavior: theory, research, and social issues / Ed. by T. Lickona. - New-York etc.: Holt, Rinehart and Winston - 1976. - P.31 -53.

251. Kohlberg L. Moral stages moralization: the cognitive-developmental approach // Moral development and behavior: theory, research, and social issues / Ed. by T. Lickona. - New-York etc.: Holt, Rinehart and Winston, 1976. — P. 31— 53.

252. Lewis Y. The Self as a Moral Concept // British Journal of Social Psychology. - 2003. - Vol. 42. - P. 2. - P. 232.

253. McFall L. Integrity // Ethics and personality: Essays in moral psychology /. Ed. by J. Deigh. - Chicago; London, 1992. - P. 87 - 89.

254. reviewessays.com/print/Revenge-Human-lnstinct/3l9S2.html- CLLIA

255. Rogers, C.R. Client-centered therapy: Its current practice, implications and theory. - Boston, 1951. - P.61.

256. Schneiderman L. The psychology of social change. - New-York: Human sciences press, inc. - 1988. - P. 105 - 106.

257. Stonequist E. V. The problem of the marginal man // American Journal of Sociology. - 1935.-Vol. 41.-P. 1 - 12.

258. Tajfel, Henri and John C Turner. An Integrative Theory of Intergroup Conflict. Pp. 33-47 in The Social Psychology of Intergroup Relations, edited by

259. Triandis H., Leung K., Villareal M., Clack F. Allocentric versus ideocentric tendencies// Journal of Research in Personality. N19 - 1985. - P. 395 - 415.

260. W. Austin and S. IVorchel. Monterey: Brooks-Cole, 1979.

261. White W.F. Street Corner Society. 2nd ed. - Chicago: University of Chicago Press, [1943] 1955

262. Wright D. The Psychology of Moral Behavior. - Harmondsworth, 1978. -P.210.

263. www.dagstat.gks.ru Федеральная служба государственной статистики. Численность постоянного населения на 1 января 2009 года по Республике Дагестан.

АНКЕТА

Время исследования_

Место

рождения_

Возраст__

Пол_

Национальность_

Вероисповедание_

Как давно Вы живете здесь (назвать место фактического проживания):

1 .Родились здесь

2. 5 лет и более

3. 20 лет и более

4. другой ответ

Дорогой друг!

В настоящее время национальный вопрос стоит наиболее остро и болезненно в нашем обществе. Просим Вас помочь провести исследование по этой теме в Дагестане и ждем от Вас искренних и обстоятельных ответов. Просим Вас внимательно ознакомиться с предлагаемой анкетой и ответить на поставленные вопросы. В большинстве случаев для этого необходимо обвести номер того варианта ответа, который соответствует Вашему мнению. Если ни один из приведенных ответов Вас не устраивает или вопрос поставлен в открытой форме, то напишите ответ сами в специально отведенной графе.

Благодарим Вас за участие в этой работе!

1. Как Вас зовут?_

2. Нравится ли Вам Ваше имя?

1. да

2. нет

3. не задумывался (ась)

3. Хотели бы Вы изменить свое имя

Если «да», то почему, и на какое имя?_

4. «Когда Вы узнали о своей национальной принадлежности?» 3. Почему Вам дали это имя?_

6. «Что Вы можете сказать о своей национальной принадлежности?»_

7. «На каком языке Вы преимущественно говорите в кругу семьи?»_

8. «Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети знали родной язык?»_

9. Ощущаете ли Вы себя гражданином России?

1- Да

2. Нет

3. Не задумывался

10. Какие чувства Вы испытываете к своей национальной принадлежности?:

1. гордость, любовь

2. спокойную уверенность

3. ущемленность, униженность

4. обиду

5. чувство стыда

6. никаких чувств

11. Что Вы можете сказать о своей религиозной принадлежности?

1. Верую и соблюдаю все религиозные обряды (какие?)_

2. Верую, но соблюдать все религиозные обряды не удается

3. Верую, но обряды не соблюдаю

4. Не верую, но уважаю религиозные чувства верующих

5. Не верую и считаю, что с религией надо бороться;

6. К религии безразличен

7. Затрудняюсь ответить

12. Скажите, пожалуйста, какое у Вас представление о Родине? Одни люди считают Родиной то место, где они родились и живут. Другие -всю страну, третьи — планету Земля. А как Вы считаете? (можно отметить все, что считаете необходимым)

1. Россия 3. Родное село, город (название)_

2. Дагестан 4. Другой ответ_

13. Как бы Вы ответили на вопрос «Кто Вы и откуда», если бы Вы поехали в Америку, в Турцию или Францию?

1. Россия

2. Дагестан

3. Назвали бы свою национальность

4. Другой ответ_

14. Как Вы считаете, нужно ли указывать национальность в личных документах?

1. Да, необходимо 3. Нет, не нужно

2. Необязательно 4. Затрудняюсь ответить

15. Как следует, по-Вашему, мнению, определять национальность детей, если отец и мать принадлежат к разным

национальностям ?_

16. Что бы Вы сделали, eaiu бы в документах Вашу национальность ошибочно шш намеренно поменяли бы на другую?

1. Поменял бы на свою национальность;

2. Оставил бы все как есть;

3. Другой ответ_

17. Что, по-Вашему, роднит Вас с другими народами, среди которых вы проживаете? (Можно обвести кружком все, что Вы считаете необходимым для себя)

1. Язык 7. Черты характера

2. Культура, музыка, песни, танцы 8. Историческая судьба, прошлое

3. Обычаи, обряды, традиции 9. Внешность

4. Место жительства 10. Психология

5. Образ жизни 11. Чувство кровного родства

6. Религия 12. Что-то другое (что именно)?_

18. Что, по-Вашему, роднит Вас со своим этносом?

1. Язык 7. Черты характера

2. Культура, музыка, песни, танцы 8. Историческая судьба, прошлое

3. Обычаи, обряды, традиции 9. Внешность

4. Место жительства 10. Психология

5. Образ жизни 11. Чувство кровного родства

6. Религия 12. Что-то другое (что именно)?_

19. Что, по-Вашему, отличает Вас от других народов, среди которых вы проживаете?

1 .Язык 7. Черты характера

2. Культура, музыка, песни, танцы 8. Историческая судьба, прошлое

3. Обычаи, обряды, традиции 9. Внешность

4. Место жительства 10. Психология

5. Образ жизни 11. Чувство кровного родства

6. Религия 12. Что-то другое (что именно)?_

20. Какой язык Вы считаете родным?_

21. Владеете ли Вы свободно родным языком? 1.Да (каким?)__2.Нет

22. Известно, что на предприятиях и хозяйствах работают вместе люди разных национальностей. Как, по Вашему мнению, это влияет на отношения в коллективе?

1. Отдается предпочтение представителям «своего» этноса при приеме на работу и при выдвижении на новые должности;

2. Превалирует число работников одной с начальником национальности;

3. Преимуществом и предпочтением пользуются работники одной с начальником национальности;

4. Образуются микрогруппы по национальному признаку;

5. Другой ответ__

23. В Вашем населенном пункте живут люди отличной от Вашей национальности. Скажите, пожалуйста, готовы ли Вы принять людей своей и иной национальности в качестве:

дагестан цы Иная нация

друга да нет да нет

супруга да нет да нет

соседа да нет да нет

члена Вашей семьи да нет да нет

своего начальника да нет да нет

24. Можете ли Вы сказать, что достаточно хорошо знаете обычаи и традиции своего народа?

1-Да 2. Нет

25. Перечислите, пожалуйста, обычаи и традиции, которые Вы знаете и соблюдаете в повседневной жизни

26. Опишите, пожалуйста, как Вы представляете себе: Идеальный образ дагестанской женщины

Идеальный образ дагестанского

мужчины_

27. Какие проблемы вызывают у Вас сегодня наибольшую озабоченность?

1. Межнациональные отношения; 3. Политическая ситуация в республике;

2. Мировые события; 4. Моя личная жизнь;

3. Экологические катаклизмы; 5. Другое (что именно?)._

28. Удовлетворены ли национально-культурные и материальпые потребности Вашего народа па уровне Дагестана и России?

1. Совсем неудовлетворенны. 3. Удовлетворены полностью

2. Удовлетворены частично. 4. Затрудняюсь ответить.

Спасибо

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.