Особенности формирования национального духа азербайджанского этноса тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.11, кандидат философских наук Муталлимов, Тейюб Баласи оглу

Диссертация и автореферат на тему «Особенности формирования национального духа азербайджанского этноса». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 278538
Год: 
2007
Автор научной работы: 
Муталлимов, Тейюб Баласи оглу
Ученая cтепень: 
кандидат философских наук
Место защиты диссертации: 
Уфа
Код cпециальности ВАК: 
09.00.11
Специальность: 
Социальная философия
Количество cтраниц: 
178

Оглавление диссертации кандидат философских наук Муталлимов, Тейюб Баласи оглу

ВВЕДЕНИЕ . 3

ГЛАВА I МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ ТРАДИЦИЙ

АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ЭТНОСА. 10

1.1. РОЛЬ ТРАДИЦИЙ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ЭТНОСА КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА. 10

1.2. ДУХ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ЭТНОСА КАК ОСНОВАНИЕ ЕГО ТРАДИЦИЙ. 27

1.3. ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДУХА В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

И ЛИТЕРАТУРЕ. 49

ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРАДИЦИЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ЭТНОСА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. 78

2.1. ДУХОВНАЯ СУЩНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ЭТНОСА. 78

2.2. ЭТНОТОПОНИМИКА В ФИЛОСОФСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЗЗРЕНИЯХ

АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ЭТНОСА. 97

2.3. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕДИНОБОРСТВ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДУХА АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ЭТНОСА. 128

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Особенности формирования национального духа азербайджанского этноса"

Актуальность темы исследования может быть определена целым рядом объективных обстоятельств и причин: в эпоху технологических прорывов человечества, его современных научных достижений и открытий, глобализации и интернационализации ценностей, утверждения приоритета общечеловеческой культуры все больший смысл обретает обращение к духовным основам общества и самобытным национальным традициям.

Одним из определяющих факторов сегодняшней этнополитической ситуации являются межэтнические интеграционные и дезинтеграционные процессы в регионах Северного Кавказа Российской Федерации и ряде стран СНГ с компактным проживанием тюркоязычного населения. В ходе разнонаправленного межэтнического взаимодействия актуализируется этническая составляющая социальной идентификации, в значительной степени определяющая векторы развития духовной культуры.

В этой ситуации перед народами, населяющими постсоветское пространство и национальные республики России, встала острая проблема мобилизации своей этничности, сохранения национальной идентичности, возрождения традиционных основ жизнедеятельности. Это обусловило необходимость осознания и переосмысления тюркскими, финно-угорскими и славянскими народами своего места в истории, определения цивилизованных форм общения через диалог равновеликих культур и языков. Неотъемлемыми сторонами духовного, общественно-политического, экономического функционирования этих народов выступает формирование гражданского общества, установления правовых форм толерантного общения, позволяющих избежать межэтнических конфликтов, агрессивных противостояний и даже войн.

Духовность, оказывающая серьезное влияние на общественные и индивидуальные формы человеческой деятельности, требуют серьезного философского анализа, поскольку они во многом определяются национальным духом народа, который, являясь стержневой основой бытия этноса, определяет логику его развития. Изучение проявлений национального духа в различные исторические периоды позволяет проследить его эволюцию и реконструировать некоторые особенности материальной и духовной культуры. Благодаря этому можно решить ряд важных задач при становлении человека новой общественно-исторической формации, выступающего носителем как общечеловеческих, так и национальных ценностей, освобожденного от негативных этностереотипов и стремящегося к установлению диалога и преодоления барьера непонимания. В связи с этим возникает необходимость объективации всестороннего изучения этносоциальных и этнокультурных процессов и основных закономерностей детерминации национального духа.

Степень научной разработанности проблемы. В философских, социологических, культурологических и этнологических исследованиях последних лет широко исследуются такие дефиниции, как «менталитет», «национальное сознание», «этнический характер», «этническая среда», «диаспора», «историческая память», «этногенетические корни» и многие другие понятия, раскрывающие различные грани духовного бытия этносов, их внутренней структуры, сотворчества и цивилизационного развития.

Одним из основоположников европейской традиции этнического детерминизма явился французский просветитель Ш.Монтескье, широко использовавший понятие «дух народа»1, что весьма отвечало мятежному периоду становления европейской демократии. Учения таких известных немецких ученых, как И.Гердер, Г.Гегель, И.Г.Фихте, заложили предпосылки для создания первых теорий нации. Во многом зарождению самостоятельной науки в данной области способствовали также исследования немецких

Монтескье Ш. Избранные произведения / Ш. Монтескье.-М.:Госполитиздат, 1955.-С.161 ученых М.Лацаруса, Г.Штейнгаля, В.Вундта.

Из огромного количества опубликованных работ крупнейших исследователей истории культуры азербайджанского народа -Э.М.Алибейзаде, В. Габибоглу, Э. Саламзаде, Т.Халисбейли - для нас наиболее интересными представляются публикации по историографии и источниковедению, истории культуры и трудовым традициям, традиционным нормам поведения, о семье.

В работе дается обзор исследований отечественных ученых по различным аспектам этногенеза (А.И.Бороноев, Ю.В.Бромлей, Л.С.Выготский, А.И.Горячева, Н.Я.Данилевский, К.П.Иванов, В.И.Козлов, В.И.Кукушкин, А.Ф. Лосев, А.А.Миголатьев, И.В.Суханов, В.А.Тишков, Н.Н.Томашевской, Н.Н.Чебоксаров, Г.Г.Шпет) и зарубежных авторов (В.Вундт, Г.Гегель, И.Кант, А.Тойнби и другие).

Исходя из философских воззрений И.А. Ильина, Шри Ауробиндо и других, нам удалось рассмотреть философскую категорию «дух» в религиозном значении, увидеть смысл, вкладываемый в это многоаспектное понятие европейскими и восточными мыслителями.

В начале 90-х годов XX столетия появилось немало работ философского, этнологического, исторического, антропологического, социологического, педагогического и политического характера, авторы которых исследовали различные аспекты возрождения национальных культур, самобытных традиций, этнической идентификации личности и т.д. Среди них можно выделить имена Р.Г. Абдулатипова, Ю.В. Арутюняна, В.Н. Бондаренко, Д.Ж.Валеева, П.С. Гуревича, А.Г.Здравомыслова, Л.М. Дробижевой, ЗЛ.Рахматуллиной, Т.Г. Стефаненко.

Несмотря на обилие академических и публицистических изданий, исследование проблемы национального духа как проявления этнической ментальности остается неполным и «мозаичным».

Обзор имеющейся литературы по исследуемой проблеме свидетельствует о том, что на сегодняшний день не существует специальных работ, посвященных данной тематике, охватывающих ее в целостности. Данная область исследований является еще недостаточно разработанной. Несмотря на то, что библиография трудов по современным этническим и этнокультурным процессам насчитывает сотни работ, исторические и современные процессы в генерации национального духа азербайджанского этноса практически не освещались.

Объект исследования - духовная жизнь азербайджанского этноса.

Предмет исследования - национальный дух азербайджанского этноса, рассматриваемый в контексте исторического этногенеза и современного развития.

Целью данной работы является философский анализ зарождения, становления и развития азербайджанского национального духа через призму произведений устного народного и литературного творчества, памятников духовной и материальной культуры, достижений в области восточных единоборств.

Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:

- исследовать формы традиционного бытия азербайджанского этноса, особенности его духовной культуры, позволившие ему пройти сложные этапы на протяжении ряда общественно-исторических формаций;

- рассмотреть методологические возможности социально-философского подхода в изучении национального духа как особого социального феномена;

- сформулировать сущность и содержание понятий национального духа и национальных традиций как особых форм этнической идентичности, объективно присущей человечеству;

- проанализировать генезис системы ценностных представлений, исторически составляющих философско-мировоззренческие основания азербайджанского этноса, его сущностные социальные черты;

- выявить и раскрыть основные причины возникновения и эволюции национального духа, рассмотреть его роль в становлении и развитии многообразных форм духовной и материальной культуры азербайджанского этноса.

- выявить своеобразие природосообразных особенностей формирования национального духа азербайджанского этноса в историческом развитии и на современном этапе.

Методологической основой исследования послужили положения, разработанные в трудах классиков отечественной и зарубежной мировой философской науки, новейшие исследования современных философов-востоковедов, историков, этнологов и т.д. Ведущим в исследовании является принцип историзма, когда любое явление азербайджанской культуры рассматривается в конкретном социокультурном контексте, как подвижная система взаимодействия культуры жизнеобеспечения и мировоззренческих представлений.

В диссертационном исследовании используется ретроспективный анализ, сравнительно-исторический метод, а также методические приемы полевой этнографии: непосредственного наблюдения, включенного наблюдения и опроса.

Теоретической основой и источниками исследования явились произведения Б.Андерсона, Э.Геллнера, Н.А.Бердяева, К.Г.Юнга, К.Леви-Стросса, Х.Ортеги-и-Гассета, В.Виндельбанда. В работе были использованы концептуальные идеи и положения отечественных исследователей советского периода: Д.Н.Узнадзе, Л.Н.Гумилева, Г.Г.Шпета, М.К.Мамардашвили, И.А.Ильина, А.Ф.Лосева, И.С.Кона. Из авторов работ постсоветского периода необходимо отметить труды Г.Д.Гачева,

Ч.Т.Айтматова, Б.Н.Путилова, В.Н.Басилова. Среди исторических, культурологических, литературоведческих и других произведений особое место занимают труды Э.М.Алибейзаде, В. Габибоглу, Э. Саламзаде, Т.Халисбейли. Источниковедческую базу исследования составили шумерский эпос «Гильгамеш», древнеазербайджанские «Авеста», сказания «Китаби о Деде Горгуда», «Искендернамэ» Низами Гянджеви, являющиеся шедеврами мировой культуры.

Научная новизна определяется тем, что в ней сделана попытка целостного социально-философского осмысления национального духа азербайджанцев, исходя из их творческого, культурного и литературного наследия. Полученные результаты можно сформулировать в виде следующих основных положений:

- выявлено, что традиционные формы жизнедеятельности азербайджанского этноса, особенности его духовной культуры, позволили ему пройти сложные этапы на протяжении ряда общественно-исторических формаций и занять достойное место среди современных крупных тюркских этносов;

- проанализирован генезис системы ценностных представлений, исторически составляющих философско-мировоззренческие основания азербайджанского этноса, его сущностные социальные черты;

- обосновано определение национального духа и национальных традиций азербайджанского этноса как отдельных социально-философских категорий, выявлены основные самобытные черты и духовные особенности, отличающие их от представителей других этносов;

- определены причины возникновения, развития специфических особенностей национального духа азербайджанского этноса: географическое положение, ландшафтные, природно-климатические условия; самобытность национального мышления, доисламские религиозные верования и ислам;

- доказано, что национальный дух является стержневой основой бытия азербайджанского этноса, оказывающий доминирующее воздействие на его материальные и духовные стороны развития, что приводит к сохранению устойчивой межпоколенной этнокультурной связи и преодолению отчуждения молодежи от традиционных форм духовной культуры;

- выявлено своеобразие спортивно-оздоровительных особенностей, характерных для формирования национального духа азербайджанского этноса в историческом развитии и на современном этапе.

Результаты диссертационного исследования используются в процессе преподавания философии, при разработке спецкурсов по развитию национальных культур восточных народов стран СНГ.

Теоретическая ценность работы состоит в том, что исследование особенностей формирования национального духа азербайджанского этноса позволит глубже проникнуть в духовные проблемы современного общества, особенно народов, населяющих постсоветское пространство, а также поможет создать научную базу для прогнозирования и моделирования исторических и социокультурных процессов.

Апробация исследования. Основные идеи и положения диссертации были изложены автором на международной научно-практической конференции «Здоровье и безопасность жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения» (Уфа, 2006), «Проблемы социокультурного бытия в национальном измерении», посвященной 60-летию ЮНЕСКО (Уфа, 2006), республиканской «Методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях» (Уфа, 2006), обсуждалась на кафедре философии Башкирского государственного университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (по три параграфа в каждой), заключения и списка литературы, включающего 293 источников. Общий объем диссертации составляет 178 страниц.

Заключение диссертации по теме "Социальная философия", Муталлимов, Тейюб Баласи оглу

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Духовность этноса во всем спектре социокультурной значимости, проявляющаяся как в культурных слоях памяти, так и современных реалиях его многогранного бытия, и предостерегающая его от повторения исторических ошибок, на пороге третьего тысячелетия актуализируется как философская проблема исследования. Перешагнув порог начала третьего тысячелетия, человечество начинает осознавать, что без сохранения духовных ориентиров и этнокультурного стержня постепенно утрачиваются смыслы существования.

К настоящему времени философская мысль располагает достаточно мощной этнокультурной традицией и обширным материалом по исследованию различных ресурсов национальной духовности. Попытка целостного социально-философского осмысления и анализа произведений азербайджанского народного творчества, памятников культуры и литературы' привела нас к выводу, что формирование национального духа, этнического самосознания и духовной культуры происходит на протяжении значительного исторического периода под влиянием ряда факторов, прежде всего экономических, социокультурных, общественно-политических, ландшафтно-географических, историко-экологических и других.

Этнокультурный феномен вхождения в евразийскую цивилизацию играл определенную роль в формировании национального духа азербайджанского этноса на протяжении всей истории его становления, в его сознании и самосознании. Наше исследование, не претендуя на единственно верное и полное решение рассматриваемой проблемы, тем не менее, является одной из первых попыток обобщения философской мысли Востока, этнических представлений азербайджанского народа, изучения его национального духа.

Обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы, определяются цель, объект, предмет исследования, гипотеза, задачи исследования, раскрывается научная новизна, практическая и теоретическая значимость работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту. В диссертации аргументируется мысль о взаимосвязи национального духа и этнокультурной традиции азербайджанского этноса.

Научная новизна настоящего исследования обусловлена в основном социокультурным подходом к изучаемой проблеме и определяется тем, что в ней сделана попытка целостного философского осмысления национального духа азербайджанцев, исходя из его творческого, культурного и литературного наследия. Полученные результаты можно сформулировать в виде следующих основных положений:

- дано определение национального духа как социально-философской категории, выявлены его основные черты, специфические особенности, отличающие его от представителей других этносов;

- раскрыты причины возникновения, развития особенностей национального духа азербайджанского этноса: географическое положение, ландшафтные, природно-климатические условия; самобытность национального мышления, доисламские религиозные верования и ислам;

- доказано, что национальный дух является стержневой основой бытия народа, генерирующей его материальные и духовные стороны развития.

В современной философской литературе о феномене «национальный дух», как и о понятиях, выражающих ее сущность и взаимосвязи, образовался широкий спектр подходов, требующих концептуального осмысления и развития методологических оснований, на которых бы строилось бы исследование духовной проблематике азербайджанского этноса.

Ситнезируя в единой концепции процесс самоопределения азербайджанского этноса и его духовной жизни как единства внешнего и внутреннего бытия, и рассматривая национальный дух как философскую категорию и как неотъемлемую часть бытия каждого этноса, мы пришли к заключению о том, что этнокультурные проблемы и национальные вопросы недопустимо решать поверхностно, без учета того, что национальное самосознание чрезвычайно ранимо, как и национальные чувства.

Рассмотрение и установление категориального статуса и научной экспликации сущностного определения духовности, а именно того, что внутренне устойчиво и независмо конкретно реально, что является истоком определения понятия и многообразия форм проявления духовности, а представляет собой существенный вопрос. Разделение этносов на различные категории, а тем более наличие народов, не обладающих даже минимумом внутрифедеральной государственности, высоким уровнем культуры, постоянно будут источником скрытой этнической напряженности, одной из главных причин, тормозящих процесс формирования национального самосознания и культурный поиск.

В работе доказано, что рассмотренные в первой главе исследования компоненты национального духа в большей степени носят архетипический характер, нежели нормативный, что прежде всего обусловлено его сущностными характеристиками - философской ментальностью, мужеством, поэтичностью сознания и мышления, гостеприимством, обостренным чувством справедливости. Поэтому в диссертационном исследовании самым детальным образом анализируются как духовные, так и материальные стороны бытия азербайджанского этноса. На богатом философском, литературно-эпическом материале в исследовании продемонстрирована жизненность той концепции, согласно которой национальный дух определяет социокультурное бытие этноса, закономерности его развития на протяжении всех исторических, общественно-политических и экономических формаций.

Многовековыми усилиями национального духа, самим фактом эмпирического существования азербайджанцы доказывали себе и другим народам свою естественную жизненную потребность в культурной, художественно-эстетической, профессиональной, военно-патриотической формах социального самовыражения.

Мы убеждены в том, что национальный дух - это главный показатель духовного бытия, определяющего право определенного сообщества, обладающего общими характерными признаками, претендующего на высокий статус называться этносом. Более того, мы убеждены в том, что этнос - категория духовная, и только лишь в этом измерении его можно полноценно исследовать. Когда материальная составляющая начинает превалировать над духовным, неизбежно начинают проявляться кризисные явления в существовании этноса. Определяющий принцип духовного бытия этноса, на наш взгляд должен быть построен следующим образом: этнос истинен тогда, когда духовен. В диссертации определено, что национальный дух этноса - явление объективное, реально существующее, самодостаточное и самоценное.

Поэтому во все времена подъема национального духа и роковых испытаний на фоне исторических катаклизмов азербайджанский народ находил в своей культуре потенциальные духовные силы, мужество оставаться самим собой, не изменять своей культурной традиции, заветам предков, что позволяет ему и в настоящее время воспитать достойных носителей национального духа, способных пронести его через современные противоречивые тенденции глобального мира. В данном отношении в диссертации доказано, что этносу недостаточно обрести на некоторый исторический период неких материалных благ, этнос есть, прежде всего, сложно устроенное единство многообразного, что находит свое проявление в борьбе самых различных природных, социальных, политических, религиозных и иных сущностных сил, являющих собой лейтмотив бытия этносов, образующих собой многоэтничную мозаику человечества.

Материальные ценности и сиюминутный успех, внешнее благосостояние не являлись доминирующими в сознании азербайджанцев, устремленных к поиску духовных идеалов. Вынужденные многие века отстаивать свои исторические рубежи и доказывать свое право на существование, они неосознанно ставили духовное намного выше эмпирического, что нашло отражение в устном народном и литературном творчестве, памятниках культуры и искусства. Поэтический и лиро-эпический склад азербайджанцев помог им не только выжить среди других крупных народов, исчезнувших с лица земли много веков назад, но и сохранить и приумножить свою культуру и доказать свое право на независимость.

Таким образом, национальный дух - это не абстрактная философская категория, искусственно созданная интеллектуалами разных эпох Востока и Запада, а реальное проявление единства многообразия разновариантных форм человеческого бытия, «обреченного» на существование до тех пор, пока духовные начала, традиции, ценности будут определять его настоящее и будущее. Дух этноса, представляя собой особо ценностную категорию, объединяет множество субъективных явлений, индивидульных ярких проявлений лучших представителей этнического сообщества, зачастую мысливших в планетарном масштабе, и внесших неоценимый вклад в развитие человечества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Муталлимов, Тейюб Баласи оглу, 2007 год

1. Абаев Н.В. О некоторых философско-психологических основах чаньских (дзэнских) военно-прикладных искусств// Общество и государство в Китае. -М., 1981.-С. 76-83.

2. Аббаньяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни./ Пер. с итальянск. СПб.: Алетейя, 1997. - 310 с.

3. Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность// Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону., - 1995. - №4. - С. 57.

4. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М.: Мысль, 1991.- 169 с.

5. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. -М.: Политиздат, 1991. -228 с.

6. Абдуллаева Р.Г., Саламзаде Э.А. Современное искусствознание: истоки, проблемы, методы. Баку, 1997. - 396 с.

7. Абрамов В.А., Павлов С.В. Боевые искусства. Уфа: Республиканский центр «Здоровье» Минздрава БАССР, 1990. - 55 с.

8. Аванесова Г.А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом// Вестник Моск. Ун-та. Сер. 7. Философия. 1998. - №4. - С. 3-17.

9. Авдиев В.И. История древнего Востока. М.: Госполитиздат, 1948. -588 с.

10. Авдонин А.Н. Когнитивно-практическая детермината духовной культуры// Бытие человека: Сб. статей / Под ред. B.C. Хазиева. Уфа: Изд-во БГПУ, 2002. - С. 82-92.

11. Авеста в русских переводах (1861-1996) / Сост., общ. ред., примеч., справочный раздел И.В. Рака. Изд. 2-е, испр. - СПб.: Журнал «Нева». Изд.-торг. 1998. - 480 с.

12. Агаев Ибрагим Мамед оглы. Национально-этнические процессы в Азербайджане в современных условиях. Автореф. дис. канд. ист. наук. -Баку, 2005.-23 с.

13. Аджи М. Европа, тюрки, Великая Степь. М.: Изд-во «АСТ», 2004.-473с.

14. Аджи М. Тюрки и мир: сокровенная история. М.: Изд-во «АСТ», 2004. - 649 с.

15. Азаматов Д.М., Вильданов А.Х. Философия// Ватандаш. 1996. -№3.-С. 85.

16. Азербайджанская поэзия VII-XII вв. Т. 2. Баку.: Элм, 1989. -424 с.

17. Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике XVI-XX веков/ В.В. Алексеев, Е.В. Алексеева, К.И. Зубков, И.В. Побережников. М.: Наука, 2004. - 599 с.

18. Акопян К.З. Онтология П.А. Флоренского и проблема генезиса духовности. СПб., 1993.-318 с.

19. Алекберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака'ик» (XI-XII вв.). М.: Изд-во «Восточная литература», 2003. - 847 с.

20. Алекперов А.К. Исследования по археологии и этнографии Азербайджана. Баку, 1960. - 345 с.

21. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М.: ТЕИС, 1996.-568 с.

22. Алексеев П.В. Философы России XIX XX столетий: биографии, идеи, труды. - М.: Академический проект, 1999. - 658 с.

23. Алибейзаде Э.М. История духовной культуры азербайджанского народа /Доисламский период/. Баку, Гянджлик, 1998. - 524 с.

24. Алиев И.Г. Очерк истории Атропатены. Баку.: Азернешр, 1989. -160 с.

25. Алиев И. История Азербайджана. Баку: Элм, 1993. - 284 с.

26. Алиев Р. Художественная специфика мифологического сознания Баку: Гартал, 2001.-120 с.

27. Амин Абид. Книги Деде Горгуда. Баку, 1988. - 125 с.

28. Анар. Деде Горгут. Баку: Гянджлик, 1988. - 128 с.

29. Андрюшина З.Г. Духовный мир личности как социально-философская проблема: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1992. - 19 с.

30. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988.-253 с.

31. Антология Азербайджанского фольклора: Кн. 2/ Собр. А. Ахундов. Баку: Изд. АН АзССР, 1968. - 260 с.

32. Антология даосской философии. М.: Товарищество «Камышников - Комаров и К0», 1994. - 446 с.

33. Антошкина З.Г. Духовность как мера развития личности// Проблемы культуры и искусства: традиции и современность. Тез. межвуз. конф. Казань: КГАКИ, 1994. - С. 18-20.

34. Апресян Г.З. Эстетическая мысль народов Закавказья. М.: Изд-во «Искусство», 1968. - 360 с.

35. Аралова Е.А. Социально-философский аспект проблемы духовности. М., 1992. - 320 с.

36. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. -М.: Наука, 1989.-247 с.

37. Астафьев П.Е. Философия нации и единство мировоззрения. -М.: Журнал «Москва», 2000. 538 с.

38. Асылгужин P.P. Этническая идентичность как социально-философская проблема: Дис. канд. филос. наук. Уфа, 2005. - 167 с.

39. Афанасьева В.К.Гильгамеш и Энкиду. М.: Наука, 1979. - 192 с.

40. Ашурбейли С.Б. История города Баку. Период средневековья.1. Баку, 1992.-401 с.

41. Ахмедов А.И. Азербайджанская кулинария: Фотоальбом. Баку: Ишыг, 1986.-232 с.

42. Бабушкин В.У. Философия духа (опыт интернационального анализа). М.: РАН, 1995. - 298 с.

43. Бадалов Р. Правда и вымысел героического эпоса. Баку: Элм., 1983.- 154с.

44. Бадалов Р. Судьбы этносов в ситуации «конца истории». //Культура и Этнос /Сб. статей, посвящ. памяти JI.H. Гумилева. Баку, 1995, - С.15-28.

45. Бамбуковые страницы: Антология древнекитайской литературы. -М., 1994.-415 с.

46. Бартольд В.В. Работы по исторической географии и истории Ирана М.: Изд-во «Восточная литература», 2003. - 661 с.

47. Барулин B.C. Социальная философия: Учебник. Изд. 2-е. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 560 с.

48. Бачинин В.А. Духовная культура личности. М.: Политиздат, 1986.- 108 с.

49. Бежин JI.E. Под знаком «ветра и потока»: Образ жизни художника в Китае. Ill-VI вв. М.: Наука, 1982. - 221 с.

50. Бердяев Н.А. Дух и реальность. М.: Изд-во «АСТ», 2003. - 679с.

51. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. труды. -М.: Флинта, 1999.-311 с.

52. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.-424 с.

53. Беренс Б. Вселенная Духа. История и философия эзотерики в лицах. М.: Изд-во «Слово и дело», 2001. - 396 с.

54. Бокачев И.А. Духовность в контексте социально-философского анализа: Автореф. дис. докт. филос. н. Ставрополь, 2000. - 42 с.

55. Бондаренко В.Н. О народе, этносе, нации (попытка метафизического анализа)// Философия и современность: мысли, понятия, идеи. Уфа: БашГУ, 1999. - С. 207-213.

56. Бондаренко В.Н. О новой метафизике// Бытие человека: Сб. статей/ Под ред. B.C. Хазиева. Уфа, 2002. - С. 38-48.

57. Бондаренко О. Этническая прогностика: Возможно ли ее создание? //Центральная Азия и Кавказ. 1999 . - № 3.

58. Бородина Н.К. Духовность: истоки и сущность// Школа духовности. 2000. - №4. - С.23-29.

59. Бородина Н.К. Духовность: феномен и понимание. Волгоград: ВолгГАСА, 1999.-129 с.

60. Брагинский И.С. Авеста // Авеста в русских переводах (1861-1996).-СПб, 1998.-С. 22-66.

61. Брагинский И.С. Иранское литературное наследие. М.: Наука, 1984.-598 с.

62. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 412 с.

63. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории). М.: Наука, 1981. 390 с.

64. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Круглый стол «Духовность, художественное творчество, нравственность». -Вопросы философии. 1996. - №2. - С. 3-9.

65. Буниятов З.М. Азербайджан в VII-IX вв. (на азерб. языке). Баку, Азернешр, 1989. - 336 с.

66. Вадимов А., Тривас И. От магов древности до иллюзионистов нашей дней. М., 1964. - 267 с.

67. Васильев JI.C. История религий Востока. М.: изд-во «Университет», 2004. - 704 с.

68. Васильев JI.C. Проблемы генезиса китайской цивилизации: формирование основ материальной культуры и этноса. М.: Наука, 1976. -368 с.

69. Вахидов Р. Восток в современной западной мысли. Рене Генон: Летописец // Ватандаш. 2005. - № 10. - С. 193-206.

70. Веймарн Б.В., Бретаницкий Л.С. Искусство Азербайджана IV-XVIII веков. М.: Искусство, 1976. - 271 с.

71. Виндельбанд В. Дух и история: Избранное. Пер. с нем.- М.: Юристъ, 1995.-687 с.

72. Винер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение. 1998. - №4. - С. 11-12.

73. Вихманн В.Д. Школа каратэ-до: Искусство ката. Пер. с нем. М.: Сов. спорт. 1991.-317 с.

74. Власова В.Б. Традиция как социально-философская категория// Философские науки. 1980. - №4. - С. 30-39.

75. Волков В.Н. Онтология личности. Монография. Иваново: ИвГУ, 2001.-380 с.

76. Габибоглу В. Мировоззрения древних тюрков. Баку: Гартал, 1996.-223 с.

77. Галимов Б.С. Мусин Г.Х. Биосоциосистема: опыт потребностного подхода. Уфа: Изд-во БашГУ, 2000. - 284 с.

78. Галимов Б.С. Начало века конец философии? // Взгляд в XXI век. - Уфа: Изд-во БАГСУ, 1999. - С. 124-133.

79. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы: методологические проблемы. Саратов, 1981. - 41 с.

80. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Космопсихологос. М.: «Прогресс-Культура», 1995. - 480 с.

81. Гегель Г.В.Ф. Наука логики// Энциклопедия философских наук. -Т. 1.-М.: Мысль, 1975.-580 с.

82. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т. 2. М.: Мысль, 1971. - 630 с.

83. Гегель Г.В.Ф. Система наук: 4.1. Феноменология духа. СПб.: Наука, 1999.-443 с.

84. Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. М., 1977. Т. 3. - С. 406.

85. Гейбуллаев Г.А. К проблеме этногенеза азербайджанского народа. Баку, 1984. - С. 109.

86. Гейбуллаев Г.А. К этногенезу азербайджанцев. Т. I. Баку, 1991. — 392 с.

87. Гельвеций. Сочинения. В двух томах. Т. 2. М.: Мысль, 1974. -687 с.

88. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. - 447 с.

89. Гнатенко П.И. Национальный характер: мифы и реальность. -Киев: Вища школа, 1984. 152 с.

90. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1968. - 346 с.

91. Гринин JI.E. Формации и цивилизации// Философия и общество. 1998.-№2.-С. 52.

92. Гроф С. Духовный кризис. Статьи и исследования. М.: МТН, 1995.-256 с.

93. Гулыга А. Дух и духовность// Диалог. 1991. - №17. - С. 18-26.

94. Гумилев JI.H. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М.:1. Экопресс, 1993.-576 с.

95. Гумилев JI.H. Тысячелетие вокруг Каспия. М.: Айрис-пресс, 2004.-384 с.

96. Гумилев JI.H. Этносфера: История людей и история природы. -М.: Экспресс, 1993. 544 с.

97. Гусейнов А.Г. Страницы мирового философского наследия (на азерб. языке). Баку, Азернешр, 1991. - 167 с.

98. Гусейнов Г.Н. Из истории общественной и философской мыли в Азербайджане XIX века. Баку, 1948. - 476 с.

99. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986.-№3.-С. 101-116.

100. Гуссерль Э. Философия как строгая наука/ Пер. с нем. -Новочеркасск: САГУНА, 1994. 357 с.

101. Гуцаленко JI.A. Философско-методологические проблемы становления универсального человека: Автореф. докт. филос. н. -Мн., 1992.

102. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: РГУ, 1979.-111 с.

103. Давлеткулов А.Х. Отражение истории этноса и его социально-духовной жизни в эпической поэзии башкир (социально-философский анализ). Уфа, 1999. - 154 с.

104. Даминдарова Ф.В. Роль народных традиций в нравственном формировании личности (социально-философский аспект): Автореф. дис. . канд. филос. наук. Уфа, 2000. -18 с.

105. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 573 с.

106. Джавад Гейят. Азербайджанское устное творчество. Баку, 1990. -165 с.

107. Джамаладдин Фагихе. Аторпатган (Азербайджан) и литературная революция. Пер. с фарсидского. Баку, 1913. - 185 с.

108. Добкина Н.Н. Нравственное содержание духовности: Автореф.дис. канд. филос. наук. -М., 1995. 17 с.

109. Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк). М.: Наука, 1982. 133 с.

110. Духовность России: традиции и современное состояние. СПб., 1994.-420 с.

111. Духовность, художественное творчество и нравственность: Материалы «круглого стола»// Вопросы философии. 1996. - №2. - С. 3-10.

112. Духовность: традиции и проблемы: Межвуз. Сб. научных статей. -Уфа: БГУ, 1991.-150 с.

113. Дьяконов И.М. Восточный Иран до Кира (К возможности новых постановок вопроса) // История иранского государства и культуры. К 2500-летию иранского государства. М., 1971. - С. 138-140.

114. Дьяконов И.М. Эпос о Гильгамеше// Эпос о Гильгамеше («О всем видавшем»). М., 1961.-С. 143.

115. Дюма Алксандр. Поездка Кавказа. -Париж, 1859. 580 с.

116. Зарипов А.Я. Этнос как субъект социально-политического и культурного развития: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Уфа, 2004. - 20 с.

117. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Рукопашный бой. Культура и традиции. М., 1992. - 240 с.

118. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков. М.: Изд-во «Академический проект», 2004. - 416 с.

119. Зеличенко А.И. Психология духовности. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996.-400 с.

120. Зуммер В.М. Искусство Азербайджана. Очерк // Известия Кавказского историко-археологического института. Тифлис, 1925. — Т. II. — 180 с.

121. Ибн Сина. Избранные, философские произведения. -М.: Наука, 1980.-551 с.

122. Ибн Сина Абу Али. Избранные произведения: т. I. Отв. ред. М. Диноршоев. Душанбе, Ирфон, 1980. - 420 с.

123. Игуменов В.М., Подливаев Б.А. Спортивная борьба. Учебное издание. М.: Просвещение, 1983. - 240 с.

124. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1963. - 320 с.

125. Илларионова Л.П. Духовная культура личности// Школа духовности. 2001. - №6. - С. 23-26.

126. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. -462 с.

127. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 307 с.

128. Ильичева И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней). М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.-208 с.

129. Ионов И.Н. Построение образа российской цивилизации в свете психологии мышления и социологии знания// Общественные науки и современность. 2003. - №6. - С. 102-116.

130. Ионов И.Н., Хачатурян В.М. Теория цивилизаций от античности до конца XIX века. СПб., 2002. - 418 с.

131. Ипатов А.Н. Этноконфессиональная общность как социальное явление (проблема взаимодействия религии и этноса): Дис. . д-ра. филос. наук.-380 с.

132. Ислам: Энциклопедический словарь / сост. Г.В. Милославский,

133. Ю.А. Петросян, М.Б. Пиотровский. -М.: Наука, 1991.-315 с.

134. Исмайлов Г. Антология азербайджанского фольклора. Том III. -Баку, Седа, 2000.-766 с.

135. История Азербайджана. Из древнего мира до начала XX вв. Под ред. чл.-корр. АН Азерб, проф. И.Х. Алиева. Баку, Элм, 1993. - 284 с.

136. История Древнего Востока: Материалы по историографии/ Под ред. В.И. Кузищина, А.А. Вигасина. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 200 с.

137. Источниковедение истории древнего Востока. Учебник для студентов исторических факультетов вузов / Под ред. В.И. Кузищина.-М, 1984.-392 с.

138. Ишмуратов М.М. Восточные единоборства как онтологическое явление: Дис. канд. филос. наук. Уфа, 2004. - 143 с.

139. Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа)// Вопросы философии. 1985.-№9.-С. 91-102.

140. Каган М.С. Проблема «Запад-Восток» в культурологии: Взаимодействие художественных культур. -М.: Наука: «Восточная литература», 1994. 158 с.

141. Каган М.С. Философия культуры. СПб. ТОО ТК «Петрополис», 1996.-416 с.

142. Казакова Л.И. Человек в системе духовной жизни общества: Монография. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1999. - 160 с.

143. Какурин А.А. Теория духовности: (Светское исследование): СПб., 1997.-196 с.

144. Калашников М.Ф. Духовность как социальное явление// Новые идеи в философии. Вып. 5. - М, 1996. - С. 79-84.

145. Канапацкий А.Я. Духовность как фактор преобразования мира// Бытие человека: Сб. статей/ Под ред. B.C. Хазиева. Уфа: Изд-во БГГТУ, 2002.-С. 108-111.

146. Канапацкий А.Я. Мир истинной духовности и система образования // Изд-е Башгосуниверситета. Уфа, 2002. - 188 с.

147. Канапацкий А.Я. Онтологическая истинность духовности: феномен и сущность. Уфа: БашГУ, 2003. - 172 с.

148. Кант И. Критика чистого разума/ Пер. с нем. Минск, Литература, 1998. - 959 с.

149. Капчеля В.М. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития. Кишинев: «Штиинца», 1991. - 80 с.

150. Касавин И.Т. Традиции и интерпретации: фрагменты исторической эпистемологии М., - СПб.: РХГИ, 2000. - 320 с.

151. Кекусинкэй-каратэ в России// Sensei. 1993. - №6. - С. 3.

152. Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность (к XXI Всемирному философскому конгрессу) // Кессиди Ф.Х. Идеи и люди: историко-философские и социально-политические этюды.- М., 2003. -С.127-128.

153. Кессиди Ф.Х. Народ и нация // Философия социологической мысли. Киев, 1992. -№ 6. С. 36-37.

154. Китаби Дэдэ Горгуд / на азерб; Б а к ы: Язычы, 1989. - 420 с.

155. Книга моего деда Горгута. М.-Л, 1962. - 178 с.

156. Кодекс Бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве. М.: Изд-во «Эксмо», 2004. - 432 с.

157. Кодзаи Есисигэ. Современная философия. Заметки о «Духе Ямато» /Пер. с японск., М.: Наука, 1974. - 208 с.

158. Коран/ Пер. с араб. Т.С. Саблукова. М.: Миф, 1991. - 1169 с.

159. Коротаев А.В. Социальная эволюция: факторы, закономерности, тенденции. М.: Восточная литература. - 287 с.

160. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации// Вопросы философии. 1992. -№12. - С. 21-28.

161. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциональнаяпроблема// Философские науки. 1991. -№12. - С. 41-52.

162. Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. -М.: Просвещение, 1982. 222 с.

163. Культура Востока в современном западном мире. М.: Наука, 1977.-218 с.

164. Кунафин М.С. Эволюция принципа объективности Уфа: БашГУ. -316 с.

165. Кушнарева К.Х. Южный Кавказ в IX—II тыс. до н. э.: Этапы культурного и социально-экономического развития. СПб.: Наука, 1993. -318 с.

166. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. -384 с.

167. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. - 366 с.

168. Лосев А.Ф. Дух// Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2. -С. 82-85.

169. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики. Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

170. Луконин В.Г. Культура сасанидского Ирана (Иран в III-V вв. Очерки по истории культуры). М.: Наука, 1969. - 242 с.

171. Лукьянов А.В. И.Г. Фихте о проблеме критериев духовного «Я» // Философские науки. -2002. №6. - С. 81-89.

172. Лукьянов А.В. Проблема духовного «Я» в философии И.Г. Фихте.-Уфа, 1993.

173. Лучанкин А.И. Методологические проблемы исследования традиций народной культуры// Философские науки. 1986. - №6. - С.25-34.

174. Максуд Р. Ислам/ Пер. с англ., М.: Фаир-Пресс, 1988. - 304 с.

175. Мантатова Л.В. Духовный императив устойчивого развития// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2003. - №2. - С. 87-95.

176. Маркарян Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи. М.:1. Наука, 2000. 127 с.

177. Масутатсу О. Боевое каратэ. М.: Асхат, 1991. - 48 с.

178. Медведко С.В. Традиции|/ Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь/ Под ред. М.П. Мчедлова и др. М.: Республика, 2001. - С. 436-437.

179. Мень А. Культура и духовное возрождение. М.: Искусство, 1992.-495 с.

180. Миголатьев А. А. Философия цивилизации// Социально-гуманитарные знания. 2003. - №6. - С. 71 -94.

181. Мифология Азербайджанского фольклора. Т. II. Азербайджанская ССР. Баку, 1968.-290 с.

182. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т./ под ред. С.А. Токарева. М.: Сов. Энциклопедия, 1991. - / Т I: А-К. - 671 с. T.II: К-Я. - 719 с.

183. Монтескье Ш. Избранные произведения / Ш. Монтескье.-М.:Госполитиздат, 1955.-799 с.

184. Мурашов В.И. Кризис духа и его преодоление// Школа духовности. 2000. - №2. - С. 68-84.

185. Мустафаев Дж. Философские и этические воззрения Низами. Изд. АН Азеб. ССР, Баку, 1962. 256 с.

186. Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. 2-е изд., доп. Уфа: Гилем, 2002. - 504 с.

187. Насими Имадеддин. Избранное. Баку: Азернешр, 1973. - 674 с.

188. Насиреддин Туси. Ахлаги-Насири. Баку, 1980. - 256 с.

189. Недзвецкая Э.А. Философия и духовный мир личности// Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1997. №3. - С. 77-85.

190. Нижников С.А. Генезис понятия духовности. М., 1991. Деп. В ИНИОН РАН 27.11.91. №45360.

191. Нижников С.А. Проблема духовного в западной и восточнойфилософии и культуре. М., 1992. - 270 с.

192. Низами Гянджеви. Собрание сочинений: В 3-х т. Т.2: Лейли и Меджнун. Семь красавиц/ Перевод с фарси. - Баку: Азернешр, 1991. - 685 с.

193. Низами Гянджеви. Собрание сочинений: В 3-х т. Т. 1: Лирика: Сокровищница тайн/ Перевод с фарси. Баку: Азернешр, 1991. - 860 с.

194. Низами Гянджеви. Собрание сочинений: В 3-х т. Т. 3: Искэндернаме/ Перевод с фарси. Баку: Азернешр, 1991. - 760 с.

195. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. М,: изд-во «Азбука-классика», 2004. - 336 с.

196. Ниязи Мехти. Средневековая мусульманская культура: эстетика проявленного и философия сокрытого. Баку, 1996. - 320 с.

197. Новая философская энциклопедия: В 4-х т./ Ин-т философии РАН. М.: Мысль, 2001. - Т. III. - 692 с.

198. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов-Минск, 1998.-896 с.

199. Новосельцев А.П. Генезис феодализма в странах Закавказья: (опыт сравнит.-ист. исслед.). М.: Наука, 1980. - 286 с.

200. Олеарий А. Книга моего деда Горгута. М.-Л., 1962. - С. 178.

201. Онуллахи С.М. История города Тебриз в XIII—XVII веках. Баку: Элм, 1982.-327 с.

202. Очерки по Азербайджанской философии, т. I. Изд. АН Азерб. ССР, Баку, 1966.-270 с.

203. Пивоваров Д.В. Дух, душа и смысл жизни человека (Философия религии): Учеб пособие. Екатеринбург: УрГУ, 1993. - 89 с.

204. Пименов А. Век, который умел считать, или что случилось, когда дух отстал от материи // Родина. 1996. - №11. - С. 31-35.

205. Платонов Г.В., Косичев А.Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение)// Вестник Моск. ун-та. Серия. 7. Философия. -1998. №2. - С. 3-32. - №3. - С. 16-33.

206. Плахов В.Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. - 220 с.

207. Попов В.Д. Психология и экономика. Социально-психологические очерки. М.: Сов. Россия, 1989. - 302 с.

208. Попов Г.В. Боевые единоборства народов мира. М.: Междунар. отношения, 1993. - 157 с.

209. Пронин В.В. Интегральная духовность как преодоление кризиса культурной идентичности молодежи. Автореф. кис. канд. филос. н. -Н.Новгород, 1997.-31 с.

210. Пронина Г.Г. Проблема человека как целостного объекта исследования// Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.). В 3 т. - Ростов-н/Д.: Изд-во СКНЦ-Ола, 1998.

211. Пурынычева Г.М. Сущность и истоки русской духовности: Автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1999. - 38 с.

212. Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. JL: Наука, 1988.-223 с.

213. Путилов Б.Н. Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика. М.: Изд. фирма «Восточная литература», 1997. - 294 с.

214. Рак И.В. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. СПб.: Журнал «Нева»: Летний сад, 1998. - 270 с.

215. Рассолова И.Ю. Духовная картина мира: социально-философский анализ: Дис. канд. филос. наук. Уфа, 1997. - 167 с.

216. Рахматуллина З.Я. Башкирская традиция (социальнофилософский анализ). Уфа: БашГУ, 2000. - 304 с.

217. Ребане Я.К. Информация и социальная память. К проблеме социальной детерминации познания // Вопросы философии, 1982. №8. - С. 46.

218. Ремезов В.А. Духовность как культурная ценность личности// Философские науки. 1997. -№2.-С. 158-161.

219. Рефик Оздек. Золотая книга тюрков. Том I.- Баку.: Язычы, 1992. -181 с.

220. Рефик Оздек. Золотая книга тюрков. Том II.- Баку.: Язычы, 1993. -230 с.

221. Рефик Оздек. Золотая книга тюрков. Том III Баку.: Язычы, 1996. -240 с.

222. Рустамханлы С. Книга жизни (литературно-историческое эссе). -Баку: Гянджевик, 1990. 384 с.

223. Рыбаков С.Е. Этнос и этническое // Философские исследования. -М, 2001. №2. - С.60-76.

224. Семенов А.И. Духовность: социально-философские аспекты исследования: Автореф. Дис. канд. филос. наук. Волгоград, 2001.-21 с.

225. Семенова О.А. Гносеология духовного: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Иваново, 1996. - 26 с.

226. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности. Начало древнегреческой философии. М.: Фирма «Интерпракс», 1996. - 192 с.

227. Сент-Экзюпери, Антуан де. Сочинения: Пер. с фр. М.: Кн. палата, 2000.-991 с.

228. Сергейчик Е.М. Философия истории. М.: Изд-во «Лань», 2002. - 608 с.

229. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека// Философские науки. 1990. -№12. - С. 100-105.

230. Симонов П.В, Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождениедуховности. М., 1989. - 352 с.

231. Соколов С.Н. Зороастризм // Авеста в русских переводах (1861-1996).-СПб., 1998.-С. 7-21.

232. Соколовский С.В. Перспективы развития концепции этнонациональной политики в Российской Федерации. М., 2004. - 258 с.

233. Соколовский С.В. Этнографические исследования: идеал и действительность // Этнографическое обозрение. 1993. -№ 2. - С.5-12.

234. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.-542 с.

235. Спиркин А.Г. Человек, культура, традиция// Традиция в истории культуры. -М.: Наука, 1978. С.5-14.

236. Сравнительно-сопоставительная грамматика тюркских языков: Региональные конструкции/ Э.Р.Тенишев, Г.Ф. Благова, И.Г. Добродомов и др.; Отв. ред. Э.Р. Тенишев. М.: Наука, 2002. - 767 с.

237. Степанянц М.Т. Восточная философия. Вводный курс. Избранные тексты. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «Восточная литература», 2001. - 511 с.

238. Степанянц М.Т. Мир Востока: Философия: Прошлое, настоящее, будущее. М.: Восточная литература, 2005. - 375 с.

239. Сумбатзаде А.С. Азербайджанцы этногенез и формирование народа. Баку, 1990. - 303 с.

240. Тавадов Г.Т. Этнология. М.: Проект, 2002. - 352 с.

241. Тарас А.Е. Энциклопедический справочник «Боевые искусства». 200 школ боевых искусств Востока и Запада. Минск: Харвест, 1996. - 640 с.

242. Твой олимпийский учебник: Учеб. пособие для учреждений образования России. / B.C. Родиченко и др.; Олимпийский комитет России. 3-е изд. перераб. и доп.- М.: Сов. спорт, 1999. 160 с.

243. Тейяр де Шарден. Феномен человека. Пер. с франц. М.: ООО «Изд-во ACT», 2002. - 554 с.

244. Тенишев Э.Р., Благова Г. Ф., Грунина Э. А. и др. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Региональные реконструкции. -М.: Наука, 2002. 767 с.

245. Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. - С. 47.

246. Томашевская Н.Н. От социального пространства к социальному времени: Опыт этнической истории башкирского этноса в новое время. -Уфа: Китап, 2002. 240 с.

247. Томпсон М. Восточная философия/ Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.-380 с.

248. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Прогресс: Культура, 1995. -624 с.

249. Трифонов В.Г., Караханян А.С. Геодинамика и история цивилизаций. М.: Наука, 2004. - 668 с.

250. Трофимов В.К. Душа русского народа: Природно-историческая обусловленность и сущностные силы. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998.-191 с.

251. Тюркский мир. Сборник научных статей. Вып. №1. - М.: Изд. фирма «Восточная литература», 2004. - 104 с.

252. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990.

253. Универсалии восточных культур (коллективная монография). -М.: Изд-во «Восточная литература», 2001. 431 с.

254. Файзуллин Ф.С., Зарипов А.Я. Грани этнической идентификации// Социс. 1997. - №8. - С. 40-46.

255. Фаруг Сумер. Роль анатолийских турок в возникновении и становлении Сефевидского государства. Анкара, 1976. - 360 с.

256. Федотова В.Г. Душевное и духовное освоение действительности. -М.: Наука, 1991. -132 с.

257. Философский словарь/ Под ред. М.М. Розенталя. М.: Политиздат, 1972.-496 с.

258. Философский энциклопедический словарь. -М: Сов. энцикл., 1983.-815 с.

259. Финогентов В.Н. «. И ропщет мыслящий тростник» (О бессмысленности и смысле жизни человека. О временном и вечном в бытии человека. О свободе и несвободе человека). Уфа: УТИС, 2000. - 182 с.

260. Фомин В.П., Линдер И.Б. Диалог о боевых искусствах Востока. -М.: Мол. гвардия, 1991. 367 с.

261. Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности. -Саратов: Изд-во СГУ, 1997. 196 с.

262. Фрай Р. Наследие Ирана. Пер. с англ. В.А.Лившица и Е.В.Зеймаля. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «Восточная литература», 2002.-463 с.

263. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -511с.

264. Франкфорт Г. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М.: Амфора, 2001. - 314 с.

265. Фромм Э. Душа человека. М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. -662 с.

266. Хазиев B.C. Философское понимание истины: Автореф. дис. д-ра. филос. наук. Уфа, 1994. - С. 36.

267. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993.-447 с.

268. Халисбейли Т. Низами Гянджеви и азербайджанские народные истоки. Баку: Азернешр, 1991. - 296 с.

269. Хамит Зубеир Кошай. Древняя история Эрзерума и его окрестностей. Анкара, 1984. - 240 с.

270. Хетчер У.С. Понятие духовности. Киев: МП «Феникс», 1992.

271. Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учеб. пособие в 2-х частях. Ч. 2. / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М.: Высш. шк, 1980. 256 с.

272. Чалаби Т. Мастер каратэ. Баку.: Эхо, 2001. - 144 с.

273. Шарипов Р.Г. Менталитет древних тюрков: философско-мировоззренческий анализ. Уфа, 1998. - 171 с.

274. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия: предыстория философии. Д.: Наука, 1971. - 240 с.

275. Шевченко В.Н. Духовность, деятельность, культура// Свободная мысль. 1993. - №5. - С. 81-88.

276. Широкогоров С.И. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений// Известия восточного факультета Дальневосточного университета (Шанхай). 1923. XVIII. - Т. 1. -С. 124.

277. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию// Шпет Г.Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. -574 с.

278. Щедровицкий Г.Н. Философия, наука и методология. М.: Наука, 2001.-641 с.

279. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Изд-во «Восточная литература», 2003. - 358 с.

280. Этническая история и фольклор: Сб. статей. М.: Изд-во «Наука», 1977.-С. 141-165.

281. Этнография Азербайджана. Том I. Баку: Элм, 1988. - 454 с.

282. Эфендиев П. Азербайджанское устное народное творчество.

283. Баку, Маариф, 1992, 477 с.

284. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. -Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа», 1999. 304 с.

285. Юнг К. О психологии восточных религий и философий. М.: Медиум, 1994.-253 с.

286. Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

287. Anderson, Benedict. Imagined communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London: Verso, 1991.

288. Avesta. 1 книга. (Перевод с фарси Исмаил Шамс). Баку, 1995. -323 с.

289. Gellner, Ernest. Nations and Nationalism. N.Y.: Cornell University, 1983.

290. Sensei. 2003. - №1. - 48 c.

291. Sensei. 2003. - №2. - 56 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 278538