Особенности реализации свободы совести в условиях усиления многоконфессиональности в современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.02, кандидат юридических наук Сидоренков, Андрей Иванович

  • Сидоренков, Андрей Иванович
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.02
  • Количество страниц 173
Сидоренков, Андрей Иванович. Особенности реализации свободы совести в условиях усиления многоконфессиональности в современной России: дис. кандидат юридических наук: 12.00.02 - Конституционное право; муниципальное право. Москва. 2004. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Сидоренков, Андрей Иванович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА L СВОБОДА СОВЕСТИ H ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ КАК ОБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ И

РАЗВИТИЯ ПРАВА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И

ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

§2. СУЩНОСТЬ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА СВОБОДЫ СОВЕСТИ И СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

§ 3. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА СВОБОДУ СОВЕСТИВ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И 74 СВОБОДУ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

§ 1. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

§ 2. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

§ 3. ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Конституционное право; муниципальное право», 12.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности реализации свободы совести в условиях усиления многоконфессиональности в современной России»

Актуальность темы исследования. Сохранение свободы вероисповедания является одним из самых старых и наиболее важных компонентов личной свободы. Таким образом, гарантия свободы вероисповедания является важным компонентом гражданских прав. Опять же важность такой свободы доказана историей человечества, начиная с Великой хартией вольностей (1215 год).

Религиозные свободы заключают в себе как минимум два важных и пересекающихся принципа - свободу вероисповедания и недоказуемость религии.

Сегодня есть основания полагать, что идеалы гражданского общества и правового демократического государства терпят сокрушительное поражение в России, а нарушения прав и свобод человека принимают массовый характер и становятся обыденным явлением. Также очевидно, что в России имеет место устойчивая тенденция к авторитаризму, абсолютизации и даже приватизации власти.

Значительную роль в реализации авторитарных тенденций, абсолютизации и приватизации власти в современной России играет контроль и ограничение мировоззренческой сферы. Исторический опыт показывает, что без подавления свободы мировоззренческого выбора не обходился ни один авторитарный режим.

Юридическим измерением свободы мировоззренческого выбора является право «каждого человека» на «свободу мысли, совести и религии», как их определяет ряд основных международных правовых документов (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.) и новейших конституций (в т. ч. Конституция России), следующих их примеру.

Большинство отечественных и зарубежных правоведов относят провозглашение свободы совести к важнейшим завоеваниям человечества, признавая, что свобода совести - неотъемлемый компонент общечеловеческих ценностей, основных демократических прав и свобод человека.

С принятием в 1997 г. . Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» на федеральном уровне начала формироваться законодательная база, предопределяющая нарушения основных прав и свобод человека в России. Нельзя сказать, что клерикализации государственных институтов и органов власти не было в РФ до принятия нового Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Но с его принятием влияние некоторых религиозных организаций на деятельность органов государственной власти, вопреки Конституции РФ, преодолело все разумные пределы и приняло характер государственной политики. То есть явления клерикализации были в значительной мере закреплены юридически на страницах указанного Закона.

Современные направления развития отношений Российского государства и религиозных объединений выявили новые противоречащие Конституции тенденции изменения законодательства о свободе совести, набирающие силу под разговоры о духовности.

В 2001 г. начался очередной, противоречащий Конституции России этап, ставящий целью юридическое закрепление государственных вероисповедных предпочтений: в форме введения критериев «традиционности», и, соответственно, термина «традиционные религиозные организации» в правовое поле России.

В 2001 г. была предпринята попытка введения термина «традиционные религиозные организации».

Совершенно очевидно, что введение понятия «традиционные религиозные организации» в правовое поле России будет способствовать доминированию «самой традиционной» конфессии и новому витку ущемления прав остальных граждан и религиозных объединений, усилению этноконфессиональной напряженности, углублению расслоения людей по отношению к мировоззренческим ценностям и в конечном счете дестабилизации всего общества. Более того, все эти факторы способствуют сакрализации власти с целью ее абсолютизации, имеют тенденцию к изменению конституционного строя РФ.

Современный принцип разделения властей неразрывно связан и даже невозможен без разделения светской и духовной власти, т.е. государственных институтов и религиозных объединений. Несмотря на то что исторически первоначальной целью отделения церкви от государства было вытеснение религии из всех сфер, относящихся к государственной компетенции, и ограничение влияния церкви на политическую жизнь общества, этот принцип многие называют одной из важнейших гарантий свободы совести.

В свое время «признание основополагающего принципа свободы мысли и совести сметало с лица земли старую эпоху иерархии властей».

В современной России фактический отход от декларируемых принципов свободы совести и светскости государства способствует возврату к прошлому в виде абсолютизации и приватизации власти, выстраиванию «вертикали власти».

Таким образом, конфессиональные предпочтения власти сводят на нет конституционный принцип светскости государства и целый ряд других взаимозависимых с ним принципов.

Взаимоотношения институтов государства с религиозными объединениями определяют сегодня не только состояние свободы совести в государстве, но и во многом - будущее России. Эти отношения должны строиться на общих с иными объединениями граждан принципах и соответствовать конституционной модели государственно-конфессиональных отношений. Само наличие неких «специальных» отношений государства и религиозных объединений) создание и применение «лукавых» моделей) заказных концепций этих отношений является юридически не корректным и противоречащим Конституции России.

Правовое регулирование свободы совести в современном демократическом правовом государстве, определившем в качестве цели построение открытого гражданского общества, требует коренной ревизии и реформы принципов, на которых это регулирование базируется.

Уже сегодня глобальные тенденции и проблемы выдвигают международную интеграцию в качестве императива не только процветания, но и выживания человечества. А значит, необходимо преодолеть разделение и разобщение. Чтобы его преодолеть, необходимо устранить из правовых основ существования общества некорректный разделительный принцип на «верующих-неверующих», лежащий в основе разделения между конфессиями, их последователями, а также людьми, не принадлежащими ни к одной из конфессий. Это же разделение лежит в основе разделения народов и наций в связи с еще неизжитым отождествлением религиозно-конфессиональной и национальной идентификации.

Разделительные принципы, противоречащие интеграционным тенденциям, эксплуатируются традиционными политическими структурами, основанными на национальном сознании, и унаследовавшие глубоко укоренившиеся проблемы противостояния большинства против меньшинства. Этноконфессиональный фактор национального сознания является наиболее труднопреодолимым (а возможно, совсем непреодолимым), пока существуют условия для его использования в качестве инструмента политики. Этот фактор препятствует определению Россией достойного места в мировом сообществе.

В связи с этим необходимость совершенствования правового механизма реализации права на свободу совести носит глобальный общечеловеческий характер - является необходимым фактором преодоления этноконфессиональных разделительных принципов, служащих основой существования традиционных политических структур -условием формирования политического руководства национальных государств, способного эффективно осуществлять интеграцию в мировое сообщество.

Объект исследования - взаимоотношения человека и государства по поводу реализации человеком права на свободу совести и свободу вероисповедания.

Предмет исследования - рассмотрение проблем нормативно-правового регулирования конституционного права человека на свободу совести на современном этапе развития Российской Федерации в условиях усиления религиозного монополизма.

Цели и задачи исследования: на основе анализа теоретических положений, действующего и утратившего силу отечественного и зарубежного законодательства, а также сложившихся в России исторических традиций и правовой практики выявить содержание права человека на свободу совести, механизм его реализации, правовые гарантии и формы нормативно-правового закрепления этого права, а также обязанности государства в создании условий для реализации названного права.

Поставленная цель предопределила необходимость решения основных задач исследования: на основе действующего законодательства раскрыть конституционно-правовое содержание права на свободу совести и свободу вероисповедания в Российской Федерации; исследовать процесс формирования государственно-конфессиональных отношений в России в его прошлом, настоящем и будущем; проанализировать специфику реализации права человека на свободу совести и механизм государственных гарантий реализации этого права; определить оптимальную модель реализации права на свободу вероисповедания и атеистическое мировоззрение; проанализировать меры по совершенствованию механизмов реализации права на свободу совести в Российской Федерации.

Нормативную основу исследования составили международные и внутригосударственные нормативные правовые акты, регулирующие право человека на свободу совести, как действующие, так и утратившие силу. К числу таких актов следует отнести, прежде всего, Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», законы, регулирующие правоотношения, не связанные напрямую с реализацией права граждан на свободу совести и деятельностью религиозных объединении. («О рекламе»), законы и иные правовые акты, субъектами которых религиозные объединения также не являются, но они содержат нормы, ограничивающие вмешательство государства и его институтов в деятельность религиозных объединений (Федеральные законы об основах федеральной и муниципальной службах. Положение о федеральной государственной службе), группа законов, регламентирующих соблюдение и порядок реализации прав верующих в организациях и учреждениях, специфичные особенности которых накладывают некоторые ограничения общегражданских прав и свобод пребывающих в них граждан (на военной службе, местах заключения, больницах и т.д.), ряд законов устанавливает порядок осуществления отдельных видов деятельности религиозных организаций (образовательной, благотворительной и т.д.), законы и иные нормативные акты, регулирующие имущественные и финансовые правоотношения религиозных организаций, устанавливающие налоговые льготы, законодательные акты, регламентирующие осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о свободе совести и религиозных организациях и устанавливающее ответственность за его нарушения.

Ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение правового, демократического государства, определили необходимость учета таких международно-правовых актов как Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., других международных документов.

Теоретической основой исследования. Вопрос содержания и реализации права на свободу совести периодически попадал в центр внимания как отечественных, так и зарубежных ученых-юристов, философов, политологов, специалистов иных общественных наук, представителей церкви. Проблемой реализации свободы совести занимались: Баглай М.В., Бердяев Н.А., Бойцова В. В., Бойцова JI. В., Гуревич В., Габричидзе Б.Н., Дмитриев Ю.А., Зуев Ю.П., Иоффе А.Н., Казанчев Ю.Д., Карташкин В.А., Козлова Е.И., Кофи А. Аннан, Кудрина Т.А., Кутафин О.Е., Лентовска Е., Лукашук И.И., Мартыненко А. П. Матвеева Т.Д., Миронов О.О., Рагозина Т.Э., Решетов Ю.А., Рудинский Ф.М., Саидов А.Х., Смирнов С., Тиунов О.И., Тихонов А.А., Трошкин Ю.В., Туманов В.А., Тункин Г .И., Хаманев Н.Ю., Хлобустов О.М., Черниченко С.В., Шапиро М.А., Эбзеев Б.С., Энтин М.Л., Юрьев С.С., Ярославский Е.М.

Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: системно-структурный и системно-функциональный, конкретно-социологический, исторический, анализа документов, технико-юридический, лингвистический, сравнительного правоведения и другие научные методы познания социально-политических процессов.

Их применение позволило диссертанту исследовать объекты во взаимосвязях и взаимозависимости, их целостности и всесторонности.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что работа входит в число первых правовых исследований, посвященных проблеме реализации конституционного права человека на свободу совестив условиях усиления религиозного многоконфессионализма в России. В диссертации дан сравнительный анализ конституционных новелл в этой области, пути развития рассматриваемой свободы и ее взаимосвязей с иными институтами конституционного права.

В диссертационном исследовании предпринята попытка пересмотреть понятие светского государства с учетом исторических традиций и роли религиозных объединений в системе гражданского общества. Осуществлено исследование проблемы взаимодействия права человека на свободу совести и вероисповедание и обязанность государства в создании благоприятных условий для реализации этого права.

В диссертационном исследовании сформулированы и обоснованы новые теоретические положение, практические выводы, предложения и рекомендации, которые выносятся на защиту:

1. Вывод о том, что в объем правового регулирования понятия «свобода совести» на различных этапах развития российской правовой системы вкладывалось разное значение. Объем его менялся кардинально в зависимости от степени развития демократии в стране и конкретной расстановки социальных сил в обществе.

2. Вывод о том, что отделение церкви от государства означает, что государство не вмешивается во внутреннюю, религиозную жизнь церкви и не поручает ей осуществлять какие-либо государственные функции, а церковь не вмешивается в дела государства. Это наиболее важная гарантия свободы совести, т.к. освобождение совести гражданина от принудительной государственной опеки предоставляет ему возможность самостоятельно решать вопрос о своих убеждениях. Религиозные организации превращаются в частные общества, которые не могут использовать государственную власть против инаковерующих.

3. Вывод о том, что религиозные объединения являются объектом политических интересов и «специального» контроля со стороны власти как в России, так и во многих государствах мира, вследствие чего формируется «специальное» законодательство, в результате правоприменения которого не только нарушаются права верующих и религиозных меньшинств, но и размывается целый ряд демократических конституционных принципов, составляющих основу конституционного строя.

4. Положение о том, что по сравнению с общим международно-правовым принципом равенства всех религий, зафиксированным в Конституции Российской Федерации, в Законе о свободе совести по сути закрепляется привилегированное положение отдельных религий.

5. Определение того, что введение понятия «традиционные религиозные организации» в правовое поле России в конечном итоге будет способствовать доминированию «самой традиционной» конфессии и новому витку ущемления прав остальных граждан и объединений, а значит, усилению этноконфессиональной напряженности, углублению расслоения людей по отношению к мировоззренческим ценностям и в конечном итоге дестабилизации всего общества.

6. Заключение о том, что идеальная религиозная ситуация в стране, к которой целесообразно стремиться российскому обществу в своем развитии, определяется единством трех компонентов: секулярного

-У государства (гарантирующего свободу совести своим гражданам), религиозного плюрализма и гражданской религии (или нескольких), направленной на позитивное, заинтересованное и активно-созидательное отношение к социальной действительности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы, развивают и дополняют понятийный аппарат, сопутствующий реализации прав человека, освещают и переосмысливают важные аспекты правового регулирования права человека на свободу совести в Российской Федерации. Работа в целом способствует формированию концепции понимания научного содержания категорий «свобода совести», «свобода вероисповедания», дополняет существующую базу для развития законодательства и последующих научных исследований.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в результате исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения способствуют утверждению научно-обоснованного подхода при разработке нормативно-правовой базы, регулирующей право на свободу совести в Российской Федерации.

Материалы исследования и полученные в выводы и предложения могут быть использованы в преподавании курса конституционного права, международного права, прав человека, основанных на них спецкурсов и семинаров.

Эмпирической базой исследования послужили: интервью с учеными, отчеты о научно-практических конференциях, участие в социологических опросах.

В ходе исследования проведено неформальное интервьюирование представителей различных религиозных организаций, в частности, Русской православной церкви, Евангелическо-лютеранской церкви, Адвентистов седьмого дня, Пресвитерианской церкви, Свидетелей Иеговы, Церкви Иисуса Христа святых последних дней, Ислама, религиозных движений «Экология духа, оккультизм и язычество», «Международное Общество Сознания Кришны», «Церковь Откровения».

Апробация результатов исследования. Основные выводы и предложения диссертации были изложены автором в выступлениях на заседаниях кафедры прав человека на научно-практических конференциях

Московского гуманитарного университета, а также использованы в учебном процессе.

Основные положения диссертации изложены автором в научных статьях, докладывались на научных и научно-практических конференциях, семинарах и «круглых столах» по вопросам механизма реализации права человека на свободу совести и свободу вероисповедания, в частности: научно-практическая конференция аспирантов Московского гуманитарного университета (Москва, 2002 г.), международная научно-практическая конференция «Российский конституционализм и современные тенденции развития правовой системы» (Белгород, 2003 г.), научно-практическая конференция «Юридическая наука и юридическое образование в России на рубеже веков: состояние, проблемы, перспективы» (Тюмень, 2000 г.), Всероссийский чрезвычайный съезд в защиту прав человека (Москва, 2003).

Структура диссертации определена содержанием темы. Она состоит из двух глав, содержащих шесть параграфов, введения, заключения, списка использованной литература и нормативных актов.

Основные выводы проведенного исследования представлены в диссертации по параграфам.

Похожие диссертационные работы по специальности «Конституционное право; муниципальное право», 12.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Конституционное право; муниципальное право», Сидоренков, Андрей Иванович

Выводы:

1. Отношения демократического правового государства, поставившего в качестве цели построение открытого гражданского общества, должны строиться с религиозными объединениями на общих с иными общественными некоммерческими объединениями правовых основаниях.

2. Провозгласив право человека на свободу совести и вероисповедания, государство, тем самым, взяло на себя обязательства по созданию условий для реализации этого права.

3. Наиболее острыми вопросами в сфере свободы совести и вероисповедания являются: возвращение и строительство культовых зданий; проверка соответствия законодательных актов субъектов Российской Федерации федеральному законодательству по вопросам свободы совести и деятельности религиозных объединений; проблема учреждений уголовно-исполнительной системы; проблема взаимодействия Вооруженных сил и религиозных организаций; проблема альтернативной, гражданской службы;

4. Основной проблему в данной области является отсутствие диалога между различными конфессиями и государством.

5. С одной стороны, православие, ислам, буддизм, иудаизм традиционно связаны с той или иной национально-культурной средой, и все, кто в ней укоренен, рассматриваются в качестве его реальных или потенциальных последователей. С другой стороны, протестантизм, новые религиозные движения и культы, как правило, не ограничивают себя определенной культурно-национальной средой, а миссионерская деятельность их приверженцев преследует глобальные цели. Вот эти-то принципиальные типологические различия между вероисповеданиями, существующими сегодня в России, и определяют, в значительной степени, характер складывающихся между ними отношений.

6. Поскольку самой массовой, имеющей своих приверженцев практически во всех регионах страны является Русская православная церковь, то основные векторы религиозно-конфессиональных отношений располагаются между нею и всеми другими религиозными объединениями. Именно эта церковь в настоящее время определяет характер, диапазон и интенсивность этих отношений.

7. При этом разнообразные государственные льготы распространяются, прежде всего, на православных, в какой-то степени это может затрагивать мусульман и иудеев, однако законодательство, давая некорректные и неконкретные формулировки в блоке законов о свободе совести относительно определения вероисповедания, конфессии, религиозной принадлежности лишает большинство приверженцев нетрадиционных конфессий элементарного уважения своего права на свободу совести.

8. Необходимо создать четкую концепцию отношений государства и религиозных организаций, придать ей правовую форму и, главное, неуклонно добиваться ее выполнения; добиться единства законодательной базы в области отношений государства и религиозных организаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Свобода совести и свобода вероисповедания являются одними из основных свобод и личных прав человека и гражданина в России.

Свобода совести - это право быть верующим, неверующим или атеистом. Это возможность выбора в отношении к религии; право каждого самостоятельно, без какого-либо принуждения решить для себя вопрос, руководствоваться ли ему в оценке своих мыслей и поступков религиозными канонами и постулатами или нет, а если да, то какими именно.

Свобода вероисповедания - это беспрепятственная возможность каждого исповедовать какую-либо религию и принадлежать к конкретной церкви, конфессии, а также свободная деятельность религиозных объединений, образуемых гражданами.

Термин «иные убеждения» («.право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать соответствии с ними») не подлежит расширительному толкованию и под этим следует понимать убеждения, связанные с отношением к религии, но отличающиеся от религиозных, например, свободомыслие, агностицизм, материалистические, атеистические, антирелигиозные убеждения.

Право действовать в соответствии с религиозными и иными убеждениями означает возможность каждого выбирать образ жизни, в том числе характер работы, поведения в семье, в общественных местах и т.д. в соответствии со своими убеждениями при непременном условии, что эти действия не будут нарушать действующее законодательство, установленный правопорядок, сопровождаться посягательством на права и свободы других лиц.

Религиозное законодательство представляет собой сегодня целую совокупность правовых актов и норм, связанных с реализацией человеком и гражданином права на свободу совести.

Российское законодательство вступает в противоречие с принципами, установленными международно-правовыми документами, и, соответственно, может быть опротестован гражданами при подаче жалоб в Европейский Суд по правам человека.

По сравнению с общим международно-правовым принципом равенства всех религий, зафиксированным в Конституции Российской Федерации (согласно ч. 1 ст. 14 «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», а согласно ч. 2 этой же статьи «религиозные объединения. равны перед законом»), в Законе о свободе совести по сути закрепляется привилегированное положение отдельных религий.

В Законе о свободе совести (п. 3 ст. 3) говорится, что установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается. Однако, помимо декларированного в преамбуле привилегированного положения отдельных религий, ряд других положений закона устанавливает нормы, по сути ведущие к дискриминации отдельных конфессий на практике. В частности, «нетрадиционные» религиозные организации лишены многих прав и в соответствии с п. 3 ст. 27 Закона не могут: а) просить Президента РФ об отсрочке от призыва на военную службу и освобождении от военных сборов своих священнослужителей, а также не имеют права на замену военной службы альтернативной службой для последователей данной религии; б) создавать образовательные учреждения; в) обучать детей религии вне рамок образовательной программы; г) иметь при себе представительство иностранной религиозной организации; д) проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы; е) производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения; ж) учреждать организации, издающие богослужебную литературу и производящие предметы культового назначения; з) создавать образовательные учреждения, а также учреждать средства массовой информации; и) создавать учреждения профессионального религиозного образования для подготовки служителей и религиозного персонала; к) приглашать иностранных граждан для занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью.

Дискриминационным является также противоречащий как Европейской конвенции, так и Международному пакту о гражданских и политических правах п. 2 ст. 13 Закона, который гласит, что «представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения».

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает исчерпывающий перечень ограничения права на свободу религии, в которые не входит запрещение в связи с обеспечением безопасности страны, закрепленное п. 2 ст. 3 Закона о свободе совести

Ч. 3 и 4 ст. 16 Закона о свободе совести предусматривают возможность совершения религиозных обрядов и церемоний в воинских частях, в местах лишения свободы и местах содержания под стражей. Однако практические гарантии реализации этих прав в Законе отсутствуют.

Отделение церкви от государства означает, что государство не вмешивается во внутреннюю, религиозную жизнь церкви и.не поручает ей осуществлять какие-либо государственные функции, а церковь не вмешивается в дела государства. Это наиболее важная гарантия свободы совести, т.к. освобождение совести гражданина от принудительной государственной опеки предоставляет ему возможность самостоятельно решать вопрос о своих убеждениях. Религиозные организации превращаются в частные общества, которые не могут использовать государственную власть против инаковерующих.

Однако исторически формировались принципы свободы совести и светскости государства без прямой связи друг с другом.

Впервые в России законодательное закрепление элементов свободы совести произошло 17 апреля 1905 г. в Указе «Об укреплении начал веротерпимости», принятом не без влияния революционной ситуации.

На принципиально ином уровне законодательное закрепление свободы совести и светскости государства отразилось в декрете СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Однако изначальной причиной акта отделения церкви от государства в нашей стране была отнюдь не забота о гарантиях реализации свободы совести граждан. Более того, замена господствующей религии на не менее господствующую идеологию, переход не к светскому государству, а к атеистическому, показали, что отделение церкви от государства имело мало общего с мировоззренческой свободой. Возможно, декларирование свободы совести было призвано сгладить негативную реакцию верующих на это радикальное по тем временам мероприятие, каковым явилось отделение церкви от государства.

Совершенно очевидно, что акт отделения церкви от государства был самостоятельной политико-правовой акцией, направленной на разрушение старого государственного строя. Православная церковь была частью государственного аппарата и выполняла политические и правовые функции. Поэтому Советское правительство еще до принятия декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» расформировало «духовное ведомство», прекратило выдачу государственных средств на содержание церкви, уволило всех священников из армии. Декрет юридически закрепил недопустимость государственных субсидий и преимуществ религиозным организациям, объявил их имущество народным достоянием, изъял народное образование и ведение актов гражданского состояния из компетенции религиозных организаций, устранил из официальных документов указания на конфессиональную принадлежность граждан и т.д.

Таким образом, отношения Советского государства с религиозными организациями всецело подчинялись текущим потребностям господствующей идеологии и характеризовались прагматичным использованием последних в политических целях.

Право на свободу совести и вероисповедания включает в себя возможность получения религиозного образования в объеме, превышающем образовательный стандарт, однако, нельзя забывать о свободе выбора религии, а также о возможности выбора атеистического образа мысли. Поэтому компонент религиозного образования необходимо сделать добровольным.

Право на получение религиозного образования должно включать в себя общетеоретическое осмысление основных религиозных течений мира с более углубленным теоретическим изучением православия и ислама, как религиозных течений, получивших наибольшее распространение в Российской Федерации. Изучение данного объема должно входить в общеобразовательный стандарт, а, следовательно, изучаться всеми.

Право человека на получение религиозного образования должно находиться в ведении Российской Федерации, а деятельность по реализации права на получение религиозного образования должна, по нашему мнению, относиться к ведению субъектов Российской Федерации.

Следует говорить не столько о праве ребенка на выбор получения религиозного образования, сколько о праве родителей на получение ребенком соответствующего религиозного образования. Однако необходимо учитывать мнение ребенка относительно своей религиозной принадлежности.

Права на получение религиозного образования включает в себя и защитную функцию государства от посягательств на психику ребенка со стороны религиозных течений, чья деятельность противоречит законодательству Российской Федерации. А также со стороны религиозных «классических» течений, которые, однако, переступают грань права человека на получение религиозного образования и превращают это в обязанность.

Культ - те или иные мистические практики или богослужения (религиозные культы), либо круг людей, объединенных чрезмерной привязанностью, преданностью и поклонением некоторой фигуре, тенденции, художественной или интеллектуальной программе, практически всегда сопровождающейся явными или скрытыми ритуалами; культы могут быть благотворными и даже позитивными по своей сущности.

Секта - организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им.

Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ, тоталитарная секта) - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц (руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.

Религиозные объединения являются объектом политических интересов и «специального» контроля со стороны власти как в России, так и во многих государствах мира, вследствие чего формируется «специальное» законодательство, в результате правоприменения которого не только нарушаются права верующих и религиозных меньшинств, но и размывается целый ряд демократических конституционных принципов, составляющих основу конституционного строя.

Совершенно очевидно, что введение понятия «традиционные религиозные организации» в правовое поле России в конечном итоге будет способствовать доминированию «самой традиционной» конфессии и новому витку ущемления прав остальных граждан и объединений, а значит, усилению этноконфессиональной напряженности, углублению расслоения людей по отношению к мировоззренческим ценностям и в конечном итоге дестабилизации всего общества.

Идеальная религиозная ситуация в стране, к которой целесообразно стремиться российскому обществу в своем развитии, определяется единством трех компонентов: секулярного государства (гарантирующего свободу совести своим гражданам), религиозного плюрализма и гражданской религии (или нескольких), направленной на позитивное, заинтересованное и активно-созидательное отношение к социальной действительности.

Отношения демократического правового государства, поставившего в качестве цели построение открытого гражданского общества, должны строиться с религиозными объединениями на общих с иными общественными некоммерческими объединениями правовых основаниях.

Провозгласив право человека на свободу совести и вероисповедания, государство, тем самым, взяло на себя обязательства по созданию условий для реализации этого права.

Наиболее острыми вопросами в сфере свободы совести и вероисповедания являются: возвращение и строительство культовых зданий; проверка соответствия законодательных актов субъектов Российской Федерации федеральному законодательству по вопросам свободы совести и деятельности религиозных объединений; проблема учреждений уголовно-исполнительной системы; проблема взаимодействия

Вооруженных сил и религиозных организаций; проблема альтернативной гражданской службы;

Основной проблему в данной области является отсутствие диалога между различными конфессиями и государством.

С одной стороны, православие, ислам, буддизм, иудаизм традиционно связаны с той или иной национально-культурной средой, и все, кто в ней укоренен, рассматриваются в качестве его реальных или потенциальных последователей. С другой стороны, протестантизм, новые религиозные движения и культы, как правило, не ограничивают себя определенной культурно-национальной средой, а миссионерская деятельность их приверженцев преследует глобальные цели. Вот эти-то принципиальные типологические различия между вероисповеданиями, существующими сегодня в России, и определяют, в значительной степени, характер складывающихся между ними отношений.

Поскольку самой массовой, имеющей своих приверженцев практически во всех регионах страны является Русская православная церковь, то основные векторы религиозно-конфессиональных отношений располагаются между нею и всеми другими религиозными объединениями. Именно эта церковь в настоящее время определяет характер, диапазон и интенсивность этих отношений.

При этом разнообразные государственные льготы распространяются, прежде всего, на православных, в какой-то степени это может затрагивать мусульман и иудеев, однако законодательство, давая некорректные и неконкретные формулировки в блоке законов о свободе совести относительно определения вероисповедания, конфессии, религиозной принадлежности лишает большинство приверженцев нетрадиционных конфессий элементарного уважения своего права на свободу совести.

Необходимо создать четкую концепцию отношений государства и религиозных организаций, придать ей правовую форму и, главное, неуклонно добиваться ее выполнения; добиться единства законодательной базы в области отношений государства и религиозных организаций.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Сидоренков, Андрей Иванович, 2004 год

1. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ '

2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Права человека. Сб. международных договоров. ООН. Нью-Йорк. 1989.

3. Декларация ООН от 25 ноября 1981 г. «О ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений», // Права человека. Сб. международных договоров ООН. Нью-Йорк. 1989.

4. Декларация прав и свобод человека и гражданина // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

5. Документ копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ. М. 1993.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32, Ст. 3301.

7. Заключение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «О проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам Российской Федерации. М. 2003.

8. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.

9. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 21, Ст. 240; СЗ РФ. 1995. № 5. Ст. 346.

10. Закон СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» /Ведомости ВС СССР. 1981. N 26. Ст. 836.

11. Конституция РФ // М. 1993.

12. Международный пакт о гражданских и политических правах // Права человека. Сб. международных договоров. ООН., Нью-Йорк, 1989.

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 г. «Об утверждении Положения о порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения» // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1059.

14. Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования «О медицинском страховании работников религиозных организаций» от 30 августа 2000 г. № 4081/30-3/и// СЗ РФ. 2000. № 24. Ст. 1349.

15. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики» от 6 июня 2003 г. N 4127-III ГД// СЗ РФ. 2003. №41. Ст. 613.

16. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения» от 14 марта 1995 г. № 248 // СЗ РФ. 1995. № 11. Ст. 813.

17. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций» от 2 февраля 1998 г. № 130 // СЗ РФ. 1998. № 9. Ст. 520.

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 1994 г. «Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации и ее персональном составе» // СЗ РФ. 1994. № 12. Ст. 1402.

19. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положение о предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу» от 23 января 2003 г. № 51 // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 32.

20. Постановление Государственной думы РСФСР от 19 января 1996 г. «Об образовании комитетов Государственной Думы» // СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 258.

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 1994г. «Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам религиозныхобъединений при Правительстве Российской Федерации и ее персональном составе» // СЗ РФ. 1994. № 12. Ст. 1402.

22. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 г. «Об утверждении положения о порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения» // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1059.

23. Распоряжение Президента РФ от 4 августа 1995 «Об утверждении положения о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации и его составе» // СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3294.

24. Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 943.

25. Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г, № 113-Ф3 // СЗ РФ. 2002. № 31. Ст. 1381.

26. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

27. Федеральный закон «Об образовании» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

28. Федеральный закон «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. №21. Ст. 1930.

29. Указ Президента Российской Федерации «О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу» от 14 января 2002 г., № 24 // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 513.

30. Устав Организации объединенных наций. Международное право в документах: Сборник. Уч. пособие для вузов / сост. Н.Т. Беланова. М.: Юрид. лит., 1982.

31. НА УЧНАЯИ СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

32. Абашидзе А.Х. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву. М. 1996.

33. Аверинцев С. Русское православие переменных времен. Интервью // Церковно-общественный вестник. 1996. № 3. 14 нояб.

34. Ажахов КМ. Обеспечение единых стандартов защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Российской Федерации. Нальчик. 1999.

35. Азаров А .Я. Права человека. Новое знание. М. 1995. Азаров А .Я., Болотина Т. В. Права человека: Пособие для учителя. М. 1994.

36. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека: Международные и российские механизмы. М. 2000.

37. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин / Сост. П.П. Глущенко, Д.И. Балибалова. СПб. 1998.

38. Алексеева JI.M. История правозащитного движения: Учебн. пособие. М. 1996.

39. Алексеева Л.Б., Жуйкое В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации (практическое пособие). М. 1996.

40. Альбанский К. Последний Христос хлыстов // Наука и религия. 1999.

41. Анализ законотворчества в Российской Федерации в контексте права человека на информацию. М. 1999.

42. Антология ненасилия. М. Бостон, 1992.

43. Асеев О.В. Славянское неоязычество в современной России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 1999. № 1.

44. Баглай М.В. Дорога к свободе. М. 1994.

45. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М. 1996.

46. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада). М. 1986.

47. Баренбойм Г.Г. Как предотвратить пытки. Применение психологических знаний для защиты граждан. М. 1997.

48. Барчукова Н. С. Всеобщая декларация и международные пакты об уважении и защите основных прав и свобод человека. М. 1978.

49. Бауринг Билл. Международные обязательства России в области защиты прав человека // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2001. № 2.

50. Бекназар-Юзбашев Т. Права человека и международное право. М. 1996.

51. Белая книга России (Наблюдения и предложения в области прав человека). Франкфурт-на-Майне. 1994.

52. Белов Г.А. Права человека: Учебн. пособие по курсу «Политологам». М. 1996.

53. Бердяев Н. Марксизм и религия. Прага. 1929.

54. Бережное А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М.1991.

55. Бернхардт Р. Европейский суд по правам человека в Страсбурге: новый этап, новые проблемы //Государство и право. 1999. № 7.

56. Бирюков П.Н. Международное право: Учебн. пособие. М. 2000.

57. Блищенко И.П., Абашидзе А.Х. Международная защита прав национальных меньшинств. М. 1993.

58. Блищенко И.П., Паневкин И.К. О планах создания поста Верховного комиссара по правам человека в системе ООН // Сов. государство и право. 1979. № 4.

59. Блищенко И.П., Хлестов О.Н. Международные пакты о правах человека //Сов. государство и право. 1974. № 6.

60. Бойцова В. В. Служба защиты прав человека и гражданина: Мировой опыт. М. 1996.

61. Бойцова В. В., Бойцова JI. В. Грамматика свободы: Конституционное право России и зарубежных стран (англосаксонская, континентальная и иные правовые системы). М. 2001.

62. Бойцова В. В., Бойцова JI. В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». М. 1997.

63. Бурлацкий Ф.М. Проблемы прав человека в СССР и России. М. 1999.

64. Бутрос Бутрос-Гали. Организация Объединенных Наций и права человека. М. 1996.

65. Буценко А.П. Практика Европейского суда по правам человека. М.2001.

66. Бюргенталъ Т. Международные права человека: Краткий обзор. Алматы. 1999.

67. Вагизов Р.Г., Курдюков Г.И., Князькин С.А. Комментарий к закону Республики Татарстан «Об Уполномоченном по правам человека Республики Татарстан». Казань. 2000.

68. В ахания В. В. Роль ООН и ее органов в становлении международных стандартов по защите основных прав и свобод человекам/Актуальные проблемы международного права. М. 1989.

69. Вильдхабер JI. Европейская конвенция о защите прав человека беспристрастность судей // Конституционное правосудие. М. 2003. Вып. 2.

70. Власов С. Эксперимент длинною в полвека // Огонек. М. 1982. № 8.

71. Власть и права человека: Статьи и выступления участников Росс, научно-практ. конф. (Ярославль, 27-29 октября 1998 г.). В 2-х т. М. 1998.

72. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учебное пособие. М. 1997.

73. Всемирная конференция по правам человека. Венская декларация и Программа действий. Нью-Йорк. 1995.

74. Всероссийская научно-методическая конференция по преподаванию прав человека: Материалы конф. / Под ред. А .Я Азарова. М. 1998.

75. Глотов С.А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека. Саратов. 1999.

76. Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые аспекты взаимодействия. Краснодар. 1998.

77. Глущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (теория и практика). СПб. 1998.

78. Головатенко А.Ю. Права человека и статус личности: история современность. М. 1999.

79. Гомиен Донна. Путеводитель по Европейской конвенции о те прав человека. Страсбург. 1994.

80. Гомиен Д., Харрис Д., Зваак JI. Европейская конвенция о г человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М 1998.

81. Городецкая И.К. Международная защита прав и интересов детей. М. 1973.

82. Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. М. 2001.

83. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 1998 год». М. 2000.

84. Григорьев А.Г. Международное право в период вооруженных конфликтов. М. 1992.

85. Даниленко В.Н. Декларация прав и реальность: к 200-летию Декларации прав человека и гражданина. М. 1989.

86. Даниленко Г.М. Международная защита прав человека. Вводный курс: Учебн. пособие. М. 2000.

87. Действующее международное право. В 3-х т./Сост. Э.С. Кривчикова и Ю.М. Колосов. М., 1996. 1997.

88. Дети-беженцы: Рекомендации по обеспечению защиты и помощи. Женева. 1994.

89. Дженис М; Кэй Р., Бредли Э. Европейское право в области прав человека. Будапешт. 1997.

90. Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека (практика и комментарии)/Пер. с англ. М. 1997.

91. Джонсон Г., Силюнидес Я. Всеобщая декларация прав человека. 45-я годовщина: 1948-1993 ./Предисл. Ген. директора ЮНЕСКО Федерико Майора. М. 1994.

92. Дмитриев Ю.А. Альтернативная служба за или против? // Перспективы. 1991. № 4.

93. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. М. 1992.

94. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М. 1994. Дмитриев Ю.А., • Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти И Государство и право. 1996. № 4.

95. Дмитриева Г.К. Международная защита прав женщины. Киев.1985.

96. Доклад Специального докладчика Найджела С. Родли в книге: «Права человека в России международное измерение». М. 1995.

97. Документы Совета Европы: Тексты и комментарии/Под общ. ред. Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека П.А. Лаптева // Журн. росс, права. 2000. № 11. Вып. 2.

98. Документы Совета Европы: Тексты и комментарии/Под общ. ред. Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека П.А. Лаптева // Журн. росс, права. 2000. № 9.

99. Доннели Дж. Что такое права человека?//Права человека: Основополагающие принципы. Вена. 1997.

100. Европейская интеграция и права человека: Сб. статей. Алматы,1998.

101. Европейский суд по правам человека // Международное право Словарь-справочник. М., 1997.

102. Европейский суд по правам человека: Избр. решения. В 2-х т. М. 2000.Т.1.

103. Ежегодник Фонда защиты гласности: Итоги 1998 года/Отв. А К. Симонов. М. 1999.

104. Жданов И. В. Исламская конвенция миропорядка. М. 1991.

105. Жуйков В.М. Права человека и власть закона. М. 1995.

106. Заметки о правах человека и мониторинге прав человека. Варшава.1997.

107. Захарова Н.В. Европейская конвенция прав человека; миф и реальность // Сов. государство и право. 1968. № 2.

108. Защита основных прав Конституционным судом Страсбурга.1995.

109. Защита прав человека в современном мире. М. 1993. Защита прав человека и борьба с преступностью: Документы Совета Европы. М. 1998.

110. Защита прав человека и соблюдение законности органами внутренних дел: Материалы междунар. научно-практ. конф. (10 декабря 1998 г.) / Отв. ред. Л.Ш. Берекашвили, В.П, Игнатов. М. 1999.

111. Институт прав человека в России/Г.Н. Комкова, О.В. Шудра и др./Подред. канд. юрид. наук Г.Н. Комковой. Саратов. 1998.

112. Иоффе А.Н. Свобода совести. История религии. Программа. Правовые акты. Документы. М. 1997.

113. История, философия, принципы и методы правозащитной деятельности: Сб. .материалов Семинара Московской Хельсинкской группы «Права человека». М. 1992. Вып. 1.

114. История общества Сознания Кришны в России // Информационный бюллетень. Центр обществ Сознания Кришны в России. 1994. Вып. 2. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. М. 1996. История Паршека. В 2 т. Самара. 1994.

115. Как заставить стандарты работать: Практ. руководство по эффективному применению междунар. тюремных правил. М. 1998.

116. Каполорти Ф. Исследование по вопросу о правах лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Нью-Йорк. 1979.

117. Карташкин В.А. Всеобщая декларация прав человека в современном мире// Права человека в истории человечества и в современном мире. М. 1989.

118. Карташкин В.А. Как подать жалобу в Европейский суд по правам человека: Комментарий к правилам обращения в суд. М. 2000.

119. Карташкин В.А. Международная безопасность и права человека. М. 1988.

120. Карташкин В.А. Международная защита прав человека. М. 1976. Карташкин В.А. Механизмы защиты прав человека // Журн. росс, права. 1999. № 3/4.

121. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М. 1995.

122. Карташов А.В. Воссоздание Святой Руси. Париж. 1956 (М. 1991). Князькин С.А. Омбудсмен в России: международно-правовой анализ законодательных актов субъектов Российской Федерации. Казань. 1999.

123. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.1995.

124. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1990: В 2-х т. Женева. 1991.

125. Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М. 1994.

126. Конституция Российской Федерации. Комментарий/Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М. 1994.

127. Конституция Российской Федерации: Проблемныйкомментарий/Отв. ред. В.А. Четвернин. М. 1997.

128. Кофи А. Аннан. Общая судьба новая решимость/УГодовой доклад о работе Организации за 2000 год. Нью-Йорк. 2000.

129. Кофи А. Аннан. Партнерство во имя всемирного сообщества: Годовой доклад о работе Организации. 1998 год. Нью-Йорк. 1998.

130. Кофи А. Аннан. Партнерство во имя всемирного сообщества: Годовой доклад о работе организации. 1999 год. Нью-Йорк. 1999.

131. Краткое содержание договоров Совета Европы. Страсбург. 1998.

132. Крэнстон М. Права человека: Документы о правах человека. Париж.1975.

133. Куликов Р. О международной ответственности за нарушение прав человека. М. 1979.

134. Курс международного права: В 7-ми т. Т. 2: Основные принципы международного права. М. 1989.

135. ЛазутоваМ.Н. Права человека: история и современность. М. 1992.

136. Лаптев П.А. О правосубъектности индивида в свете международно-правовой защиты прав человека // Журн. росс, права. 1999. № 2.

137. Лейбо Ю.И., Толстопятенко ГЛ., Экштайн К.А. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и граждан и на»/Под ред. К.А. Экштайна. М.,2000.

138. Лейбо Ю.И., Толстопятенко ГЛ., Экштайн К.А. Права и свободы человека и гражданина. М. 2000.

139. Лентовска Е. Как начиналась работа Уполномоченного по гражданским правам: В 2-х т./Пер. с польск. М. 1998.

140. Лихошерстов С.Е. Об обращении в Европейский суд по правам человека // Моск. журн. междунар. права. 1999. № 4.

141. Личность и государство на рубеже веков. Барнаул. 2000. Лукашук И.И. Конституции государств и международное право. М. 1998.

142. Лукашук И.И. Международное право в судах государств. СПб. 1993. Лукашук И.И. Международное право: Особенная часть. М. 2000. Лукашук И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе. М. 1999.

143. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности/Пер. с франц. М. 1993.

144. Малец Я. Контроль Уполномоченного по правам человека за соблюдением прав заключенных в Польше. М. 1999.

145. Мальцев Г.В. Понимание права: подходы и проблемы. М. 1999. Манасуев А. В. Действие и применение международных договоров//Моск. журн. междунар. права. 1998. № 4.

146. Манов Б.Г.ОСМ и содействие осуществлению соглашений о правах человека. М. 1986.

147. Мария Дэви, Иоанн Свами. Учение ЮСМАЛОС Наука о Свете. 1992. Мартыненко А. П. Право народов в современном международном праве. Киев. 1993.

148. Матвеева Т.Д. Международные и национальные инструменты и механизмы защиты прав человека. М. 1995.

149. Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.1990.

150. Международная защита прав человека: Сб. док./Сост. Г.М. Мелков. М. 1990.

151. Международная хартия прав человека. Киев. 1991. Международное гуманитарное право в документах. М. 1996. Международное право в современном мире. М. 1991.

152. Международное право: Учебник для вузов/Под ред. Ю.М. Колосова и В.И. Кузнецова. М. 1998.

153. Международное право: Учебник/Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М. 2000.

154. Международное сотрудничество в области прав человека: Док. и материалы. М. 1993. Вып. 2.

155. Международное сотрудничество государств в области прав человека. Киев. 1987.

156. Международные.акты о правах человека: Сб. док. М. 1998.

157. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей: Сб. универс. и регион, междунар. док. М. 1997.

158. Международные организации системы ООН. М. 1990.

159. Международный пакт о гражданских и политических правах: Жалоба в Комитет по правам человека в Женеве. Братислава. 1999.

160. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Учебн. пособие для студентов юрид. высш. образов, учреждений. М. 1999.

161. Мень А. Религия, культ личности и секулярное государство // На пути к свободе совести. М. 1989.

162. Механизмы защиты прав человека в России; Доклады Комитета адвокатов по правам человека. М. 1996.

163. Микеле де Сальвиа. Процедура прохождения заявлений в Европейском суде// Росс, юстиция. 2000. №11.

164. Михайлов Г.А. Особенности религиозной ситуации в России // Религия и право. 1999. № 1.

165. Михайловская И.Б., Кузьминский Е.Ф., Мазаев Ю.Н. Права человека и социально-политические процессы в посткоммунистической России. М. 1997.

166. Мовчан А.П. Международная защита прав человека. М. 1958.

167. Мовчан А.П. Права человека и международные отношения. М. 1982.

168. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М. 1991.

169. Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М. 1982.

170. Национальные омбудсмены: Свод правовых положений (по состоянию на 1 января 1998 г.). Варшава. 1999.

171. Национальные проблемы и права человека: Сб. материалов Семинара Московской Хельсинкской группы «Права человека»/Под общ. ред. Л.И. Богораз. М. 1993.

172. Национальные учреждения по правам человека: Руководство по созданию и укреплению национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека. Нью-Йорк. Женева. 1995.

173. Неправительственные организации и деятельность Совета Европы в сфере прав человека: Возможности для сотрудничества. Страсбург. 1998.

174. Никифорова М.А. Права человека в истории человечества и современном мире//Сов. государство и право. 1989. № 6.

175. Новиков Д., Гребнев Е., Панаев Э. Тупик или будущее цивилизации? // Интеллектуальный мир. 1996. № 11.

176. Новые религиозные правые» в современной России // Религия и политика в посткоммунистической России. М. 1994.

177. Обеспечение прав человека в Содружестве Независимых Государств: Вып. 1: Основополагающие документы Содружества, договоры России о дружбе и сотрудничестве с государствами СНГ/Под общ. ред. О.О. Миронова. М. 1999.

178. Обзор роли и деятельности неправительственных правозащитных организаций. Страсбург. 1995.

179. Обзор роли и деятельности неправительственных правозащитных организаций: Доклад о Междунар. конф. для правозащитных

180. НПО стран Центральной и Восточной Европы. Любляна 11-13 ноября 1994 г. М. 1995.

181. Образ и реальность: Вопросы и ответы об Организации Объединенных Наций. М.1999.

182. Обращения граждан: организация и порядок рассмотрения: Сб. нормат. актов. Изд. 3-е. дополн. М. 1997.

183. Общая теория прав человека/Под ред. Е.А. Лукашевой. М. 1996.

184. О нарушениях прав человека в России: Сб. материалов Моск. иссл. Центра по правам человека. 1997 год. М. 1998.

185. Организация Объединенных Наций: Всемирная конференция по правам человека. Венская декларация и Программа действий. Июнь 1993 г. С выступлением Генерального секретаря ООН Бутроса Бутроса Гали на открытии конференции. Нью-Йорк. 1,995.

186. Организация Объединенных Наций. Основные факты: Справочник/Пер. с англ. М. 2000.

187. Основные международные документы по правам человека: Материалы и комментарии. Алматы. 1998.

188. Основные права человека в сфере труда и их защита. Основополагающие международные правовые документы-стандарты. Комментарии специалистов. М. 1999.

189. О соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации в 1994-1995 гг. М. 1996.

190. О соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации в 1998 г.: Доклад Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. М. 1999.

191. Островский Я.А. ООН и права человека. М. 1968.

192. Периодический доклад Российской Федерации, представляемый Комитету ООН по правам человека в соответствии со статьей 40

193. Международного пакта о гражданских и политических правах //Права человека в России международное измерение. М. 1 995.

194. Пименов А. Непрошедшее прошлое: к характеристике нетеистической религиозности //Религия, магия, миф: совр. филос. исслед. М. 1997.

195. Повень Л. Бердье Ж. Утро магов: Власть магич. Культов в нацит. Германии. М. 1992.

196. Положение детей в мире. 2000 год. Нью-Йорк. 2000. Полосин В. Второй Вавилон вместо третьего Рима. Что дальше? Опыт богословского осмысления российской трагедии // Наука и религия. 1992. № 1.

197. Права человека и работа в социальной сфере: Пособие для училищ по подготовке социальных работников и для работников социальной сферы. Нью-Йорк; Женева. 1995.

198. Права человека. История, теория и практика: Учебн. пособие/Отв. ред. Б.Л. Назаров. М. 1995.

199. Права человека накануне XXI века. Российско-американский диалог/Отв. ред. Б. Гросс. П. Джувилер. Е. Лукашева. В. Карташкин. М. 1994.

200. Права человека: Сб. междунар. док. М. 1998.

201. Права человека: Сб. универс. и регион, междунар. док./Сост. Л.Н. Шестаков. М. 1990

202. Права человека: Учебник для вузов/Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.1999.

203. Права человека: Учебник-хрестоматия/Отв. ред. А.Х. Саидов. Ташкент. 2001.

204. Права человека: Учебн. пособие. Алматы. 1999. . Права человека: Учебн. пособие. Минск. 2001.

205. Право народов на самоопределение: идея и воплощение. М. 1997. Проблема ответственности за разжигание межнациональной розни. М. 1993.

206. Рагозина Т.Э. Система защиты прав человека в рамках ООН//Права человека в современном мире. Донецк. 1995.

207. Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. Т. 2: Региональный омбудсмен/Под ред. А.Ю. Сунгурова. Прилож. к жури. «Северная Пальмира». СПб. 1999.

208. Рассказов Л.П„ Упоров И.В. Естественные права человека: Учебн. пособие. СПб. 2001.

209. Разшанкудлов Х.Р., Рахманов А. Р. Права человека: история и современность. Ташкент. 1998.

210. Решетов Ю.А. Право на самоопределение и отделение//Моск. журн. междунар. права. 1997. № 1.

211. Рисом Р. Проблемы защиты прав человека в объединенной Европе//Государство и право. 1993. № 4.

212. Российская Федерация в Совете Европы: проблемы применения норм о защите прав человека. Матер. Междунар. семинара (17-18 апреля 1997г.). Екатеринбург. 1998.

213. Российское гуманитарное право: Учебн. пособие для вузов/Под ред. Ю.А. Тихомирова. Н.И. Архиповой. Н.И. Косяковой. М. 1998.

214. Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград. . 997.

215. Рудинский Ф.М. Свобода совести в СССР. М. 1961.

216. Рудинский Ф.М. Универсальная концепция прав человека и современная Россия: Сб. научи, трудов юрид. фак. Моск. гор. педагог, ун-та М„ 1998. Кн. I.

217. Рудинский Ф.М. Шапиро М.А. Свобода совести и религий: международно-правовые пакты и национальное законодательство // Государство и право. 1992. № 5.

218. Сандулов Ю.А. Христианство и культ дьявола // История религии. СПб. 1997.

219. Савицкий В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации: Учебное пособие для вузов. М. 1996.

220. Саидов А.Х. Абдуллаев Е.В. Религиозная толерантность в Узбекистане: факты и размышления. Ташкент. 1999.

221. Саидов А.Х. Международное право прав человека/Отв. ред. Б.Н.Топорнин. М. 2002.

222. Сборник докладов региональных правозащитных организаций о положении с правами человека в субъектах Российской Федерации за 1998 г. М. 1999. Т. 1-Ш.

223. Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. М. 1998.

224. Сборник нормативных документов и справочных материалов о деятельности Уполномоченного по правам челн иска Свердловской области. Екатеринбург. 1998.

225. Свобода личности в праве: Исследование по вопросу об обязанностях личности перед обществом и ограничениях прав и свобод человека по ст. 29 Всеобщей декларации прав человека. Нью-Йорк. 1993.

226. Святой Руси хранитель. Старообрядчество. "Круглый стол" в редакции "Завтра" //Завтра. 1998. № 12.

227. Серединов Т. Краденый закон: полемич. Заметки // Завтра. 199. № 24. Словарь прав человека и народов/Отв. ред. Р.А. Тузмухамедов. В.И. Кузнецов. М. 1993.

228. Слово Виссариона, являющего Последний Завет от пославшего его Отца Небесного. М. 1994. 2-е изд.

229. Смирнов С. Блинушов А. Путеводитель по правам человека в Интернете/Ред. С.А. Смирнов. М. 1999.

230. Социальная защита человека: региональные модели/Под ред. В.Г. Бочаровой. М.П. Гурьяновой. М. 1995.

231. Социальное государство и защита прав человека. М. 1994. Социальные проблемы и права человека: Сб. материалов Семинара Московской Хельсинкской группы «Права человека»/Под общ. ред. Л.И; Богораз. М. 1993. Вып. 3.

232. Справочник для правозащитных организаций. Варшава. Хельсинкский фонд по правам человека. 1997.

233. СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Док. и материалы. М. 1989.

234. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах: Сб. док. М. 2000.

235. Судебная защита прав и свобод граждан: Научно-практ. пособие/Отв. ред. проф. В.П. Кашепов. М. 1999.

236. Судебный контроль и права человека (Материалы российско-британского семинара. Москва. 12-13 сентября 1994 г.). М. 1996.

237. Типовое национальное законодательство руководство для государств по совершенствованию законов о борьбе с расовой1. ЧУдискриминацией. Нью-Йорк; Женева. 1996.

238. Тиунов О.И. Международное гуманитарное право: Учебник для вузов. М. 1999.

239. Тихонов А.А. Совет Европы и права человека: нормы, институты, практика //Сов. государство и право. 1990. № 6.

240. Топорнин Н. Европейский суд на пороге XXI века//Росс. юстиция. 1999. №8.

241. Трошкин Ю.В. Права человека. М. 1997.

242. Туманов В.А. Европейский суд по правам человека: Очерк организации и деятельности. М. 2001.

243. Тункин Г.И. Теория международного права. М. 2001.

244. Тункчн Г.И. Теория международного права/Под общ. ред. JI.H. Шеетакова. М. 2000.

245. Уполномоченный России при Европейском суде по правам человека: первый этап работы/УЖурн. росс, права. 2000. № 4.

246. Хаманева Н.Ю. Уполномоченный по правам человека защитник прав граждан. М. 1998.

247. Хаманева Н.Ю. Салищева Н.Г. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации. М. 2001.

248. Хиль-Роблес Альваро. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмена). М. 1997.

249. Хлобустов ОМ. и др. Права человека и интересы национальной безопасности. М. 1999.

250. Холланд М. Аметистов Э. Защита прав человека в России и США. Глазами друг друга. Нью-Йорк; Москва. 1993.

251. Христианские партии и самодеятельные объединения: Сб. материалов и док. М. 1990.

252. Центр по правам человека: Сб. междунар. договоров: В 2-х т. Нью-Йорк; Женева. 1994.

253. Центральная и Восточная Европа: проблемы прав человека и демократии: Материалы Междунар. конф. ЮНЕСКО «Опыт процесса консолидации демократии в странах Центральной и Восточной Европы» (Москва. 26-28 апреля 1995 г.). М. 1995.

254. Церковь Последнего Завета. СПб. 1997.

255. Черниченко С.В. Личность и международное право. М. 1974.

256. Черниченко С.В. Теория международного права. М. 1999. Т. 2.

257. Что представляет собой Всеобщая декларация прав человека?//Права человека: Вопросы и ответы. Нью-Йорк. 1990.

258. Шаблонова Т.А. (сост.) Жизнь в единении с Природой: Система естеств. оздоровления Учителя Иванова. Барнаул. 1994.

259. Швейцер А. Жизнь и мысли. М. 1996.

260. Шнекендорф З.К. Конвенция о правах ребенка: Программа и материалы спецкурса. М. 1996.

261. Шустов В. Две тысячи жалоб из России в Европейский суд// Междунар. жизнь. 1999. № 8.

262. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М. 1996.

263. Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека и практика Совета Европы. М. 1995.

264. УолшР. Дух шаманизма. М. 1996.

265. Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы. М. 1997.

266. Этос религиозного опыта. М. 1998.

267. Юридическая защита прав человека: Сб. материалов Семинара Московской Хельсинкской группы «Права человека»/Под общ. ред. Л.И. Богораз. М. 1993. Вып. 5.

268. Юрьев С.С. Правовой статус национальных меньшинств (теоретико-правовые аспекты). М. 1998.

269. Я де Мейер. Европейская конвенция прав человека//Права человека в истории человечества и в современном мире. М. 1989.

270. МОНОГРАФИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

271. Alston. Philip (ed). The United Nations and Human Rights: A Critical Appraisal. Clarendon Press. 1992. 675 pp. ISBN 0 19 826001 6.

272. Barker A. New Religious Movements. L. 1992.

273. Craven Mathew C.R. The International Covenant on Economic. Social and Cultural Rights: a Perspective on its Development. Clarendon Press. 1995. 358 pp. plus appendices. ISBN 0 19 825874 7.

274. Columbia University. Center for the Study of Human Rights. Twenty-five Human Rights Documents. Columbia University. Center for the Study of Human Rights. 1994. 219 pp. ISBN 1 881 482 01 4.

275. Cook. Rebecca J. (ed). Human Rights of Women: National and International Perspectives. University of Pennsylvania Press. 1994. 571 pp. ISBN 0 8122 1538 9

276. Davidson. Scott. Human rights. Open University Press. 1.993. 178 pp. plus notes and appendices. ISBN 0 335 15768 8.

277. Die Gurus kommen //Horisont International. B. 1990. Jg. 23. № 41.

278. Eide. Asbjorn. Catarina Krause and Allan Rosas (eds). Economic. Social, and Cultural Rights: A Textbook. Martinus Nijhoff. 1995. 419 pp. plus annexes. ISBN 0 7923 3277 6.

279. Ferguson M. The Aquarian Conspiracy: Personal and Social Transformation in the 1980s. L. 1982.

280. Ghandi. P.R. (ed). Blackstone's International Human Rights Documents. Blackstone Press. 1955. 352 pp. ISBN 1 85431 409 2.

281. HRI Reporter. ISSN 0275-049. Издатель— Human Rights Internet. Продолжающееся издание. Выходит с 1976 г. Периодичность ок. 1 раза в год.

282. Mahoney. Kathleen E and Paul Mahoney (eds.). Human Rights in the Twenty-first Century: A Global Challenge. Martinus Nijhoff. 1993. 1003 pp. ISBN 0 7923 1810 2.

283. Novak. Manfred. UN Covenant on Civil and Political Rights: CCPR Commentary. N.P.Engel. 1993. 723 pp. plus appendix. ISBN 3 88357 106 7.

284. Parliamentary Assembly of the Council of Europe. Forty-Fourth Ordinary Session. 23rd Sitting. Strasbourg. 2 February. 1993 (параграф 15). Roszak T. The Making of a Counter Culture. N. Y. 1976. Roszak T. Where the Wasteland Ends. N. Y. 1.976.

285. Roszak T. Unfinished Animal: The Aquarian Frontier and the Evolution of Consciousness. L. 1976.

286. Shearer. I.A. Starlce's International Law. lid ed. Butterworth. 1994. 507 pp. ISBN 0 406 01623 2 (original Butterworth ed.); ISBN 0 406 05098 8 (Butterworth International ed.)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.