Особенности взаимодействия системы здравоохранения и Русской Православной церкви (на примере Ивановской обл. в современных условиях) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 14.00.52, кандидат медицинских наук Хренникова, Светлана Михайловна

  • Хренникова, Светлана Михайловна
  • кандидат медицинских науккандидат медицинских наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ14.00.52
  • Количество страниц 233
Хренникова, Светлана Михайловна. Особенности взаимодействия системы здравоохранения и Русской Православной церкви (на примере Ивановской обл. в современных условиях): дис. кандидат медицинских наук: 14.00.52 - Социология медицины. Москва. 2007. 233 с.

Оглавление диссертации кандидат медицинских наук Хренникова, Светлана Михайловна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ).

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ

ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ г. ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКА ДО 1917 ГОДА.

ГЛАВА 4. ОТНОШЕНИЕ ВРАЧЕЙ, СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ И ПАЦИЕНТОВ К РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ, КАК ОРГАНИЗАЦИИ, СОТРУДНИЧАЮЩЕЙ С ГОСУДАРСТВОМ В ДЕЛЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

4.1. Отношение врачей к Русской Православной Цбркви.

4.2. Отношение студентов-медиков к Русской Православной Церкви.

4.3. Отношение пациентов к Русской Православной Церкви.

4.4. Сопоставительный анализ отношения респондентов к РПЦ.

ГЛАВА 5. МНЕНИЕ ВРАЧЕЙ, СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ, ПАЦИЕНТОВ И ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

5.1. Отношение врачей к взаимодействию системы здравоохранения и Русской Православной Церкви.

5.2. Отношение студентов-медиков к сотрудничеству системы здравоохранения и Русской Православной Церкви.

5.3. Отношение пациентов к взаимодействию системы здравоохранения и Русской Православной Церкви.

5.4. Отношение врачей, студентов-медиков и пациентов к сотрудничеству системы здравоохранения и Русской Православной Церкви в зависимости от ряда социально-гигиенических факторов.

5.5. Отношение православных священнослужителей к взаимодействию системы здравоохранения и Русской Православной Церкви.

ГЛАВА 6. КОМПЛЕКС ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология медицины», 14.00.52 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности взаимодействия системы здравоохранения и Русской Православной церкви (на примере Ивановской обл. в современных условиях)»

Актуальность исследования.

Социально-политические и экономические преобразования в России в последние десятилетия усугубили проблему охраны здоровья населения. Известно, что к числу ведущих факторов, обуславливающих здоровье (индивидуальное и общественное), относится и деятельность органов и учреждений здравоохранения, «берущая» на себя 10-15% такой зависимости [72].

Наиболее существенным проявлением неблагополучия демографического состояния последних лет, наряду с падением рождаемости, стал прогрессирующий рост смертности населения [141]. Усилилось влияние на смертность таких неблагоприятных факторов, как алкоголизм, курение, насильственные причины, несбалансированность питания, загрязнение окружающей среды. В настоящее время здравоохранение не может оставаться в стороне от общегосударственной политики рационального использования имеющихся средств, выявления резервов повышения эффективности любого вида деятельности [141].

Одним из факторов социальной стабилизации и оптимизации функционирования системы охраны здоровья населения на современном этапе, несомненно, является религия, имеющая и «терапевтическую функцию» [100]. В мировой истории накоплен богатейший опыт эффективного взаимодействия медицины и различных религиозных конфессий [8, 15, 18, 22, 25, 27, 58, 59, 77, 137].

В связи с этим в Концепциях развития здравоохранения и медицинской науки РФ на 1997 - 2005, 2006 - 2010 годы отмечена необходимость поиска действенных форм сотрудничества с общественными, благотворительными и религиозными организациями. Одной из основных задач Концепции развития здравоохранения Ивановской области на 2007 - 2009 годы является также расширение социальной базы здравоохранения с привлечением к решению вопросов охраны здоровья общественных и религиозных организаций.

Согласно определению ВОЗ, здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Таким образом, духовное благополучие является необходимым компонентом здоровья. Медицина и религия имеют общий объект интересов — это человек во всей полноте его жизни. Компетенция медицины — в основном, лечение патологии, возникающей в сфере физического бытия человека, а также душевных расстройств. Компетенция религии - лечение духовной составляющей личности, в меньшей мере - душевных расстройств. Взаимодействие медицины и религии заключается во взаимном дополнении в связи с тем, что их сферы компетенции дополняют друг друга [75].

Целый ряд заболеваний людей в современных условиях обусловлен духовной опустошенностью, потерей смысла жизни, размытостью нравственных ориентиров. Наркомания, алкоголизм и другие распространенные болезни - расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, бездуховность и утрату подлинных идеалов.

Принципиальный подход социологии медицины к проблеме социально значимых заболеваний был определен академиком РАМН, профессором Решетниковым А.В. (2002), что позволяет успешно изучать данный вопрос в категориальном поле этой науки.

В Основах социальной Концепции Русской Православной Церкви [88] среди прочих важных областей соработничества Церкви и государства в настоящий исторический период отмечается: забота о сохранении нравственности в обществе; духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание; дела милосердия и благотворительности; развитие совместных социальных программ; деятельность по сохранению окружающей среды; поддержка института семьи, материнства и детства; здравоохранение.

В течение многовекового существования России сложились устойчивые традиции плодотворного сотрудничества Русской Православной Церкви как ведущей религиозной организации страны с медицинскими учреждениями. Деятельность РПЦ была направлена на утверждение в обществе нравственности, милосердия, укрепления здоровья людей. К сожалению, за годы советской власти этот бесценный опыт во многом был утерян, в забвении оказались формы, методы, принципы самого сотрудничества и взаимодействия двух важнейших социальных институтов.

В настоящее время в России идет сложный и трудный процесс становления правового государства, сопровождающийся законодательным обеспечением свободы совести граждан, такое сотрудничество становится особенно актуальным [50].

Между Минздравом РФ и Московской Патриархией Русской Православной Церкви в настоящее время действует уже третье соглашение о сотрудничестве, подписанное Министром здравоохранения РФ и Святейшим Патриархом в 2005 году. Забота и попечительская деятельность о здоровье людей исконно присущи Русской Православной Церкви, однако положительный опыт участия Русской Православной Церкви в охране здоровья населения, как на общероссийском, так и на местном материале, изучен недостаточно.

Отдельные аспекты участия Русской Православной Церкви в охране здоровья населения рассматривались на общероссийском материале в трудах Мирского М.Б. [80], Поспеловского Д. [92], И.В. Силуяновой И.В. [107], Филимонова С.В. [122], Черкасовой А.Е. [133] и ряда других отечественных ученых. Однако существует немного работ, специально посвященных всестороннему изучению взаимодействия Русской Православной Церкви с медицинскими учреждениями. Практически не получил освещения в научной литературе опыт участия Русской Православной Церкви в охране здоровья населения Ивановской области, затронуты лишь узкие аспекты помощи Церкви больным в нашем регионе на современном этапе [65].

Между тем исследование и обобщение имеющихся материалов, донесение до широкого круга государственных руководителей, общественности и работников системы здравоохранения позволило бы существенно оптимизировать деятельность медицинских учреждений путем налаживания наиболее эффективных и исторически себя оправдавших форм сотрудничества с Русской Православной Церковью. Кроме того, при выработке стратегии и тактики совершенствования системы здравоохранения, принятии конкретных управленческих решений немаловажен такой информационный элемент, как предложения потребителей медицинских услуг, так как эти меры по совершенствованию деятельности ЛПУ в случае реализации будут активно поддержаны большинством пациентов.

Именно такое исследование составляет содержание настоящей диссертационной работы. Очевидно, что адекватно оценить эту ситуацию можно на основе исследования в области социологии медицины, которая позволяет проследить взаимодействие двух социальных институтов медицины и религии под влиянием всей совокупности общественных процессов в современной России [102]. Широкое анкетирование разных групп населения позволяет учесть мнение этих групп и с его учетом выработать практические рекомендации. Все вышеизложенное обуславливает актуальность работы и определяет ее цель и задачи.

Цель исследования: на основании изучения исторического опыта, исследования мнения врачей, студентов-медиков, пациентов и священнослужителей о взаимоотношении двух социальных институтов медицины и религии (на примере Русской Православной Церкви), разработать комплекс предложений по оптимизации их взаимодействия.

Соответственно цели исследования поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать исторический опыт участия Русской Православной Церкви в охране здоровья населения России.

2. Провести контент-анализ видов участия Русской Православной Церкви в охране здоровья населения Ивановской области в период с XIX по ХХв.в.

3. Изучить отношение врачей, студентов-медиков и пациентов к Русской Православной Церкви в современных социально-экономических условиях, как организации, активно сотрудничающей с государством в деле охраны здоровья населения.

4. Изучить мнение врачей, студентов-медиков, пациентов и православных священнослужителей о взаимодействии системы здравоохранения и Русской Православной Церкви на современном этапе.

5. Выявить социально-гигиенические факторы, формирующие положительное восприятие различных форм участия Русской Православной Церкви в охране здоровья населения у пациентов и медицинских работников в современных социально-экономических условиях.

6. Разработать комплекс предложений по использованию положительного опыта участия Русской Православной Церкви в охране здоровья населения.

Научная новизна:

• Впервые проведен углубленный анализ участия Русской Православной Церкви в охране здоровья населения Ивановской области в период XIX -XX вв.

• Изучено отношение врачей, студентов-медиков и пациентов к Русской Православной Церкви в современных условиях.

• Изучено отношение врачей, студентов-медиков, пациентов и священнослужителей Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии к взаимодействию Русской Православной Церкви с системой здравоохранения.

• Изучены факторы, определяющие положительное восприятие пациентами и медицинскими работниками различных форм участия Русской Православной Церкви в охране здоровья населения в современных

• $iaiQffi®06e полученных результатов разработан комплекс мероприятий по оптимизации взаимодействия системы здравоохранения и Русской Православной Церкви.

Научно-практическая значимость.

Результаты исследования позволяют представить в органы управления здравоохранением области объективную информацию об отношении врачей, студентов медицинского вуза, пациентов и священнослужителей к участию Русской Православной Церкви в деятельности лечебно-профилактических учреждений, а также научно обосновать на основе положительного исторического опыта, мнения респондентов комплекс мер по оптимизации взаимодействия системы здравоохранения и Русской Православной Церкви в Ивановской области в современных социально-экономических условиях, способствующих формированию нравственно обоснованных позиций медицинских работников и населения по основным проблемам биоэтики, формированию здорового образа жизни населения, расширению социальный базы здравоохранения.

Результаты, полученные на основе обширного научного исследования, могут быть использованы в других субъектах Российской Федерации с целью оптимизации взаимодействия системы здравоохранения и Русской Православной Церкви в деле сохранения здоровья населения.

Внедрение результатов исследования в практику здравоохранения.

Материалы диссертационной работы использованы при подготовке информационных писем «Мнение православных священнослужителей о роли Русской Православной Церкви в охране здоровья населения России» (2004 г.), «Отношение врачей к взаимодействию системы здравоохранения и Русской Православной Церкви на современном этапе» (2005 г.), «Отношение пациентов лечебно-профилактических учреждений к взаимодействию системы здравоохранения и Русской Православной Церкви» (2006 г.). Результаты настоящего исследования нашли отражение в книге «Развитие системы здравоохранения в Иваново-Вознесенске во второй половине XIX - XX века» (2003 г.). На основании полученных данных составлены учебные материалы для студентов 1-2 курсов «О роли благотворительности в развитии здравоохранения Ивановского края», Иваново, 2004 г., которые используются в учебном процессе кафедры общественного здоровья и здравоохранения, медицинской информатики и истории медицины ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» на курсе истории медицины. Результаты данной работы доложены на круглом столе «Здоровье нации как национальная идея», проводившемся с участием представителей Департамента здравоохранения Ивановской области, преподавателей и студентов ИвГМА (2005 г.), представлены в расширенном порядке в рамках 7-й международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке» на «круглом столе», а также на научно-практических конференциях:

1. Межрегиональная научно-практическая конференция «Государство и Церковь в России: история взаимодействия в сфере благотворительности». Иваново, 2002 год.

2. III международная научная конференция «Церковь, государство и общество в истории России XX века». Иваново, 2003 год.

3. Международный симпозиум «Развитие государственной медицины в России». Москва, 2003 год.

4. Научно-практическая конференция «Медицина и здравоохранение в годы Великой Отечественной Войны». Москва, 2005 год.

5. Конференция «Неделя Науки -2004» ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». Иваново, 2004.

6. VII Международная научно-практическая конференция «Здоровье и образование в XXI веке». Москва, Российский Университет дружбы народов, 2006.

Материалы диссертации внедрены в работу ГУЗ «Областная клиническая больница», МУЗ «Городская клиническая больница № 3», МУЗ «Городская клиническая больница №7», Департамента здравоохранения Ивановской области, а также Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии, медицинского сектора Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата Священного Синода Русской Православной Церкви.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология медицины», 14.00.52 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология медицины», Хренникова, Светлана Михайловна

выводы

1. Исторический анализ свидетельствует, что медицинская и социальная помощь населению России издревле оказывалась Русской Православной Церковью, преимущественно в монастырях. К началу XX века Русская Православная Церковь проявляла ее наряду с государственными, общественными и благотворительными организациями. Возобновление активной деятельности Церкви в этой области с конца 1980-х гг. вызвало к жизни как традиционные, так и новые формы и методы взаимодействия двух социальных институтов медицины и религии.

2. В ходе проведенного контент-анализа видов участия Русской Православной Церкви в охране здоровья населения Ивановской области в период с XIX по XX в.в. определено, что история г. Иваново-Вознесенска свидетельствует об активной деятельности РПЦ в этом вопросе. Участие Церкви проявлялось в виде: пропаганды здорового образа жизни через организацию церковно-приходских обществ трезвости и участие священнослужителей в светских обществах трезвости; повышения информированности населения о методах и средствах укрепления здоровья; оказания медицинской помощи через подготовку сестер милосердия для организации ухода за больными и ранеными и строительства больничных храмов с целью оказания действенной помощи людям перед лицом жизненных испытаний. Деятельность Церкви была направлена на утверждение в обществе нравственности и милосердия.

3. В ходе исследования установлено, что подавляющее большинство респондентов крещены в Православной Церкви и в более половины случаев относят себя к верующим православного вероисповедания. При этом респонденты показывают низкую информированность по основополагающим вопросам православия, в т.ч. и определяющим нравственную жизнь человека, отношение к важнейшим проблемам биоэтики, формированию здорового образа жизни, оценивают свои знания как низкие и желают пополнить их.

4. По результатам исследования мнения врачей, студентов-медиков, пациентов и православных священнослужителей о взаимодействии системы здравоохранения и Русской Православной Церкви на современном этапе можно отметить, что большинство респондентов относится к усилению активности Церкви в жизни современного российского общества положительно и считает необходимым сотрудничество системы здравоохранения и Русской Православной Церкви в деле охраны здоровья людей. Роль РПЦ на современном этапе врачи видят в воспитании христианской нравственности. Большинство (76,7%) считает необходимым взаимодействие системы здравоохранения с РПЦ для оздоровления нации в настоящее время. Необходимость совместных усилий врачей и священнослужителей в вопросах, касающихся рождения и достойного воспитания детей, в борьбе с алкоголизмом и наркоманией, в вопросах, касающихся эвтаназии, отмечается практически всеми врачами.

5. Выявлены социально-гигиенические факторы, формирующие положительное восприятие различных форм участия Русской Православной Церкви в охране здоровья населения у пациентов и медицинских работников. Большую активность в вопросах религии проявляют врачи в возрастных группах от 30 до 39 лет и от 50 до 59 лет и врачи с высшей категорией. Среди пациентов женщины проявляют большее расположение и интерес к религии, а также к вопросам взаимодействия сферы здравоохранения и Русской Православной Церкви, чем мужчины. По результатам сравнения можно отметить высокую активность пациентов в группе от 50 до 59 лет и пациентов пенсионеров. Горожане чаще, чем жители села отмечают, что после посещения больничного храма физически чувствуют себя лучше. При сравнении двух групп пациентов в зависимости от медицинского учреждения, в котором они получают медицинскую помощь, выявлена тенденция более высокой удовлетворенности медицинской помощью в ЛПУ, которые имеют больничный храм и предоставляют возможность общения со священнослужителями.

6. На основе полученных результатов разработан комплекс предложений по использованию положительного опыта участия Русской Православной

Церкви в охране здоровья населения, включающий следующие направления: формирование нравственно обоснованных позиций врачей по основным проблемам медицинской этики (биоэтики); проведение совместных мероприятий Департамента здравоохранения Ивановской области, Управления координации комплекса общественных связей и региональной политики Ивановской области аппарата правительства Ивановской области и Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархией; знакомство студентов-медиков с нравственными ценностями христианства; ознакомление православных священнослужителей с актуальными вопросами медицины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенного исследования отмечено, что положительный опыт участия Русской Православной Церкви в охране здоровья населения, как на общероссийском, так и на местном материале, изучен недостаточно.

Проведенный контент-анализ показывает много примеров положительного участия Русской Православной Церкви в охране здоровья населения Ивановской области в период с XIX по XX в.в. При постройке больницы всегда организовывались храм или часовня, и выделялась ставка священнослужителя, через приходских священников распространялись директивы для зачитывания и донесения их до прихожан. Русская Православная Церковь выступила в числе первых в кампании по пропаганде трезвого образа жизни, учреждая церковно-приходские общества трезвости с разрешения епархиального начальства. Священники принимали активное участие в организации и деятельности светских обществ трезвости, комитетов попечительств о народной трезвости, объединительных съездов трезвенников. В августе 1914 года в Иваново-Вознесенске были организованы курсы для подготовки сестер милосердия для организации ухода за больными и ранеными. Деятельность Церкви была направлена на утверждение в обществе нравственности и милосердия, на оказание действенной помощи людям перед лицом жизненных испытаний.

Для разработки комплекса мероприятий по оптимизации взаимодействия системы здравоохранения и Русской Православной Церкви в современных условиях выделены 4 основные группы наблюдения (объекты исследования): пациенты и медицинские работники ЛПУ Ивановской области, студенты Ивановской государственной медицинской академии, священнослужители Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии.

В ходе проведенного исследования определено положительное восприятие всеми респондентами Русской Православной Церкви. Так, установлено, что врачи в большинстве случаев крещены в Православной Церкви в (91,44 случаях на 100 опрошенных), относят себя к верующим (62,38 случаев на 100 опрошенных) православного вероисповедания (90,0 случаев). 10 заповедей Моисея и, 9 заповедей Блаженств могут вспомнить только в 24,29 случаях на 100 опрошенных.

При этом больше узнать о Православии желает статистически достоверное большинство - в 60,48 на 100 опрошенных (р ( 0,05). Наибольший интерес вызывает история Русской Православной Церкви (67,62 случаев на 100 опрошенных). Эти знания респонденты хотели бы получить через брошюры или книги на религиозные темы - в 56,19 случаях на 100 опрошенных.

За время общественно-политических и экономических реформ в России за последние 10 лет религиозные убеждения докторов изменились в 31,43 случаях на 100 опрошенных. Из них в 28,09 случаях на 100 опрошенных врачи стали верующими.

При изучении образа жизни студентов, наличия у них вредных привычек, получены следующие результаты: 3Л опрошенных студентов не курят (76,32%), однако среди курящих 18,52% курят много от ХА до 1 пачки в день. Основная часть студентов (60,0%) иногда употребляет спиртные напитки, 6,96% алкоголь употребляют регулярно. К уголовной ответственности привлекались 1,02% студентов. 6,12% респондентов пробовали наркотики.

В Православной Церкви крещены в 89,79 случаях на 100 опрошенных (р ( 0,05). Подавляющее большинство респондентов относят себя к верующим -в 90,82 случаях на 100 опрошенных (р ( 0,05). Из них к православным христианам себя относят в 77,04 случаях на 100 опрошенных (р ( 0,05). Студенты в 91,32 случаях на 100 опрошенных ищут для себя ответ на вопрос о смысле жизни. Причем, примерно одинаково часто в 25,5 случаях на 100 опрошенных видят свой смысл жизни в том, чтобы вступить в брак, родить и воспитать детей и в 33,16 случаях стремятся достичь жизненного благополучия. Больше узнать о Православии желают в 33,16 случаях на 100 опрошенных. Эти знания респонденты хотели бы получить одинаково часто через брошюры или книги на религиозные темы и курс лекций по основам православного вероисповедания (28,57 и 29,08 случаев на 100 опрошенных соответственно).

Большинство пациентов (62,23 случаев на 100 опрошенных) оценивают свое здоровье как плохое, в 27,12 случаях - среднее и лишь в 10,65 случаях на 100 опрошенных - хорошее. По сравнению со здоровьем большинства людей такого же возраста в 57,63 случаях на 100 опрошенных респонденты считают, что их здоровье примерно такое же, в 31,71 случаях говорят, что хуже. Здоровье человека, по мнению пациентов, всецело зависит от условий жизни (73,37 случаев на 100 опрошенных), реже от качества медицинской помощи (29,54 случаев), наследственности (23,0 случаев) и от состояния греховности человека (20,58 случаев). В связи с этим, для улучшения здоровья пациенты считают, что в первую очередь им необходимо улучшение жизненных условий (63,2 случаев на 100 опрошенных), улучшение качества медицинского обслуживания (45,52 случаев), а также улучшение качества питания (30,02 случаев) и почти в равной степени совершенствование условий труда и избавление от вредных привычек (18,87 и 18,64 случаев).

Список литературы диссертационного исследования кандидат медицинских наук Хренникова, Светлана Михайловна, 2007 год

1. Авдеев Дмитрий Александрович. Из дневника православного психиатра // М. Фирма "Климпер". 1995. - С. 64

2. Авдеев Д.А. В кабинете у врача. // Очерки православной психотерапии. М.: «Русский Хронограф», 2001. - 159 с.

3. Авдеев Д.А. На нервной почве. Врачевание души: истинное и ложное. // М.: «Русский Хронограф», 2001. 128 с.

4. Авдеев Д.А. Духовная сущность психических расстройств // (размышления православного врача). М.: «Русский Хронограф», 1998. - 62 с.

5. Антипенков В. А. Врач, больной и православная церковь. // Клинич. геронтология. 1996. - N 4. - С. 62-63.

6. Антипенков В. А. "Отче святый, врачу душ и телес" (о Соборовании). / / Клинич. геронтология. 1997. - N 4. - С. 61-62.

7. Барбур И. Этика в век технологии // Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея. Москва. - 2001. - С. 380

8. Барбур И. Религия и наука: история и современность. // Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). М.: Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея. - 2000. - С. 430

9. Бенедиктов, Иван Иванович. Духовное акушерство // И. И. Бенедиктов. Екатеринбург. - Полиграфист. - 2000. - С. 135 с.

10. Ю.Беззубова Е. Б. Международная конференция "Психология и христианство: путь интеграции" // Независимый психиатр, журн. 1995. N 4. С. 46-47.

11. Библия или Книги Священного Писания Ветхаго и Новаго Завета в русском переводе с параллельными местами. // СанктПетербург. Синодальная типография, 1904 г.

12. Блохина Н. Н. Медицинские учреждения женских православных монастырей в деле охранения народного здравия в дореволюционной России. // Пробл. соц. гигиены, здравоохранения и история медицины. -2001.-N4.-С. 51-53.

13. Ботулу А. Д. О концепции духовного здоровья: (К постановке вопроса). // Дальневост. мед. журн. 2001. - N 4. - С. 87-90.

14. Болодинский В. К. И. П. Павлов о религии. //Журн. высш. нерв, деятельности им. И. П. Павлова 1995. 45. N5. С. 1062-1067.

15. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. // М. 1994. - с. 4564.

16. Бочаров А.С., Чернышев А.В. Очерки современной церковной психологии // Редакция «Свет Православия». 2004. - 303 с.

17. Брук Дж. X. Наука и религия: Историческая перспектива // Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). М.: Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея. - 2004. - С. 352

18. Василевская И. В. "Трудная" жизнь или "легкая" смерть: нравственно-религиозные основания выбора. // Биомедицинская этика: проблемы и перспективы: Материалы междунар. конф., Минск, 12-13 окт. 2000 г. -Минск. 2000. - С. 50-52.

19. Веселов Е. И., Мухин А. П. Военно-медицинская академия и Русская православная церковь. // Вестн. Рос. воен.-мед. акад. 2001. - N 1. - С. 72-74.

20. Виноградова Л. Н. Опыт экспертиз религиозных организаций, обвиняемых в деструктивном действии на психическое развитие. Медицина, этика, религия и право // Материалы конф., 25-26 нояб. 1999г. М. -2000.-С. 145-155.

21. Войт JI. Н. Церковь и благотворительное движение. // Труды 1-го Съезда врачей Амурской области (28-29 сент. 1995 г.). Благовещенск. - 1995.-С. 180-182.

22. Войно-Ясенецкий врач-хирург, гуманист нашей эпохи. Часть 6. // Синграальная хирургия. - 2001. - N 4. - С. 55-62.

23. Войт, Любовь Николаевна. История благотворительного движения в медицине Амурской области (Вторая половина XIX века XX век). // Год издания: 1995, место публикации: М., объем: 42.

24. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. // Сборник официальных документов. М. - 1995.

25. Высоцкая М. В. Биоэтические аспекты деятельности новых религиозных движений в контексте моделей их интерпретации. // Биомедицинская этика: проблемы и перспективы: Материалы междунар. конф., Минск, 12-13 окт. 2000 г. Минск. - 2000. - С. 47-50.

26. Голубинский Е.Е. История русской церкви. 2-е изд. // М. 1902. - Т.1, 2 половина. - С. 566

27. Гарагуля В. К. Воспоминания о Луке. // Асклепий. 1998. - 1. N 1-2. -С. 23-26.

28. Государственный Архив Ивановской Области (далее ГАИО) Ф.2 Оп.1 Д.2733 Л.13-1731.ГАИО Ф.2 Оп.2 Д.646 Л. 10

29. ГАИО Ф.2 Оп.1 Д.2733 Л. 118

30. ГАИО Ф.2 Оп.1 Д.4143 Л. 1-434.ГАИО Ф.31 Д.7 Л.2635.ГАИО Ф.31 Д.87 Л.1436.ГАИО Ф.31 Д.690 Л. 1037.ГАИО Ф.31 Д.725 Л.938.ГАИО Ф.31 Д.762 Л. 1539.ГАИО Ф.2 Оп.1 Д.5317 Л.9

31. ГАИО Ф.2 Оп.1 Д.5317 Л.214

32. ГАИО Ф.2 Оп.1 Д.5318 Л. 10,139

33. ГАИО Отчет больницы для мастеровых и рабочих Иваново-Вознесенска за 1014 год. Иваново-Вознесенск, 1915.С.6343.ГАИО Ф.2 Оп.1 Д.5488 Л.7

34. ГАИО Ф.2 Оп.1 Д.5317 Л.546

35. ГАИО Ф.2 Оп.1 Д.5568 Л.5-6

36. ГАИО Ф.2 Оп.1 Д.5316 Л.369

37. ГАИО Ф.2 Оп.1 Д.5318 Л.48248.ГАИО Ф.2 Оп.1 Д.531

38. ГАИО Ф.2 Оп.1 Д.5316 Л.288

39. Добролежин Е. Посты в жизни православных христиан. Диабет. Образ жизни.// 1998. N4. С. 10-14.

40. Духовное и народное целительство в экологии и медицине // II Между-нар. конгр., 18-20 февр. 1999 г. - Тез. докл. участников конгр. - М. 1999.

41. Епископ Уфимский и Стерлитамакский Никон. Взгляд православной церкви на проблему абортов. // Здравоохр. Башкортостана: Спец. вып. -2000.- N5. С. 16-17.

42. Жизнь ради жизни. Беседы о православии и медицине. // Издательство «Эском». Сыктывкар. - 2002. - 168 с.58.3агрина Н. А. И. П. Павлов и религия. // Рос. мед.-биол. вестн. им. И.П. Павлова. 2000. - N 1-2. - С. 220-224.

43. Захаров И. С. Н. И. Пирогов и религия. // Вестник истории военной медицины. СПб. - 1996. - Вып. 1. С. 45-49.бО.Знаменский П.В., профессор. История русской церкви // Уч. пособие. -Крутицкое патриаршее подворье. М. - 1996. - С. 15-18

44. Игумен Августин (Анисимов) Записки миссионера. // Изд. Ю.А. Николаев. Н.Новгород. - 2003. - 156 с.

45. Игумен Августин (Анисимов) По вере вашей да будет вам. // Проповеди на литургии. Изд. Ю.А. Николаев. - Н.Новгород. - 2004. - 228 с.

46. Игумен Августин (Анисимов) Не пропустите встречу с Богом. // Изд. Ю.А. Николаев. Н.Новгород. - 2004. - 220 с.

47. Иеромонах Анатолий (Берестов) Грех, болезнь, исцеление. // Беседы с православным врачом. Душепопечительский православный центр святого праведного Иоанна Кронштадтского. - М. - 2003. - 127 с.

48. Ильин В. Пока беда не вошла в дом. // Издательство Макариев-Решемского мужского монастыря. Иваново. - 2002. - 105 с.

49. Илькевич А. Г. Актуальные этические проблемы современной медицины и пути их решения в свете православного вероучения. // Биомедицинская этика: проблемы и перспективы : Материалы междунар. конф., Минск, 12-13 окт. 2000 г. Минск. - 2000. - С. 39-40.

50. Йеротич В. Психологическое и религиозное бытие человека // Библей-ско-Богословский Институт св. апостола Андрея. Москва. - 1994. - С. 210

51. Кучеренко В. 3., Черкасова А. Е. Православная церковь и охрана здоровья населения. // Пробл. соц. гигиены, здравоохранения и история медицины. 1999. - N 4. - С. 26-29.

52. Каллист (Уэр) Епископ Диоклийский. Православная церковь // Пер. с англ. (Серия «Современное богословие»). М.: Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея. - 2001. - С. 374

53. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение // ГЭОТАР-МЕДИА. 2001.-520 с.

54. Матвеев Г. Н. Современная больница и права верующего. // Сингра-альная хирургия. 2002. - N 1. - С. 50-51.

55. Махортова М. В. Христианская этика и нравственные проблемы образования и воспитания современной молодежи. Здоровый город здоровые дети // Материалы Регион, науч.-практ. конф. - (24-26 марта 1999 г.) - Ставрополь. -1999. - С. 163-166.

56. Медицина, этика, религия и право // Материалы конф., 25-26 нояб. 1999г.; Сост. В. И. Шамшурин. М. Междунар. ун-т (в Москве). 2000. С. 246 с.

57. Милочкина 3. К. К возрождению нации через веру и духовное цели-тельство. // I Международный конгресс "Экология и дети": Медико-экол. и соц.-экон. пробл., пути их решения : Тез. докл. Сочи. 1999. - Ч. 1.-С. 107-108.

58. Михайлова J1. Б. Исламская традиция и проблемы биомедицинской этики. // Методологические и социальные проблемы медицины и биологии: Сб. науч. тр. М. - 2000. - Вып. N 12. - С. 30-36.

59. Московское городское кредитное общество. Церковь Николая Чудотворца при госпитале Московского городского Кредитного общества // Авт.: Иванов Ю. В. М. - 1997. - С. 23 с.

60. Могилевская, Ангелина Павловна. Исцели ближнего своего и самого себя // Пособие для духов, консультанта / А. Могилевская СЕРИЯ: Исцели свою жизнь. - Тамбов. Аттика. - 2000. - С. 273 с.

61. Мирский М.Б. Медицина России X XX веков: Очерки истории. // М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. - 632 е.; ил.

62. Митрополит Макарий. История Русской Церкви // Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. -М. 1994. - С. 23-156

63. Московский церковный вестник, 1989, № 15 (статья Я.Н. Щапова)

64. Несмелое В.И. Наука о человеке. // Казань, 1994. Т. 2.

65. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа // Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 1997 г.

66. Нувахов, Борис Шамильевич. История милосердия и благотворительности в отечественной медицине XVIII-XX веков. // Тип диссертации: д-ра ист. шифр специальности: 14.00.00 07.00.10. Год издания: 1993, место публикации: М., объем: 42, иллюстрации: ил.

67. Овчинникова М.Б. Кто поможет православному справиться с болезнью // Рассказы современных священников, православных врачей и их пациентов. Фавор. - Москва. - 2002. - 385 с.

68. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. // Материалы Юбилейного Архиерейского Собора. М., 2000.

69. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. // Издание Сретенского монастыря. М., 2002. - 430с.

70. Отчет по городской больнице им Х.И. и Е.О. Куваевых за 1910 год. // Иваново-Вознесенск, 1911, С.30

71. Павлова А. Т., Павлова О. С. Природа человека: биоэтические параметры. // Биомедицинская этика: проблемы и перспективы: Материалы междунар. конф., Минск, 12-13 окт. 2000 г. Минск. - 2000. - С. 58-60.

72. Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР // Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея. Москва. - 1995. - С. 41-71

73. Православие и проблемы биоэтики. // Московский патриархат. Церков-но-общественный совет по биомедицинской этике. Православный медико-просветительский центр «Жизнь». Москва - 2001.

74. Православная Церковь и современная медицина. // (Сборник. Под общей редакцией к.м.н. священника Сергия Филимонова) СПб: «Общество святителя Василия Великого» - 2001. - 425 с.

75. Православная энциклопедия // Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II М. - Православ. энцикл. - 2000. - К 2000-летию Рождества Христова. - Т. 1. - А - Алексий Студит, 2000. - 751 е.: ил.

76. Православная энциклопедия // Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II М. - Православ. энцикл. - 2000. - К 2000-летию Рождества Христова. - Т. 2. - Алексий, человек Божий - Анфим Анхиаль-ский, 2001.-751 е.: ил.

77. Православная энциклопедия // Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II М. - Православ. энцикл. - 2000. - К 2000-летию Рождества Христова. - Т. 3. - Анфимий - Афанасий, 2001. - 751 с. : ил.

78. Психология и христианство: путь интеграции // Междунар. конф. -Москва. 7-9 сент.- 1995 / Редкол.: А. В. Махнач (ред.) и др. / М. Моск. центр психологии и психотерапии христиан: перспектива в психологии. 1995. С. 98 с.

79. Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни: Сб. ст. // Свято-Филарет. моек. высш. православно-христиан. шк. М. - 1997. - С. 172 с.

80. Радугин А.А. Социология // Библионика. 2006. - 223 с.

81. Решетников А. В., Кучеренко В. 3., Черкасова А. Е. Межинституциональное взаимодействие медицины и религии как предмет медико-социологического исследования. // Экономика здравоохр. 2001. -N 11-12.-С. 65-68.

82. Решетников А.В. Социология медицины (введение в научную дисциплину) // Руководство. М.: Медицина, 2002. - 976 с.

83. Решетников А.В. Социология медицины: учебник / А.В. Решетников. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 256 с.

84. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. // М.: Издательство Библей-ско-Богословского Института св. апостола Андрея, 1996. с.352 (с. 61. И)

85. Савенко Ю. С. Психиатрия и религия: пути взаимодействия // Медицина, этика, религия и право: Материалы конф., 25-26 нояб. 1999г. М. - 2000. - С. 162-166.

86. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Наука и религия. Дух, душа и тело. // «Троицкое слово», 2001. 292 с.

87. Силуянова, И.В. Современная медицина и православие // М. Изд-во Моск. подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Студ. православ. газ. МГУ "Татьянин день". - 1998. - С. 201 с.

88. Силуянова И. Этика врачевания. Современная медицина и Православие. // Издание Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М. - 2001. - 319 с.

89. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений // Татьяна Сергеевна Сорокина. 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Издательский центр «Академия», 2004. - 560 с.

90. Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Московской Патриархией Русской Православной Церкви. // Вопр. наркологии. 1996. - N 2. - С. 24-25.

91. Социальное служение Русской Православной Церкви в современных условиях. // Кремлев. медицина. 2001. - N 5. - С. 35-37.

92. Страницы истории медицинского колледжа при Ивановской государственной медицинской академии // под ред. Н.Е. Филиппова: Ивановская государственная медицинская академия Иваново, 1999. -86с.

93. Старков О. В. Религиозные преступные организации и духовное возрождение нации. // Безопасность и здоровье нации в аспекте преступности М. - 1996. - С. 71-76.

94. Сущевич В. В. Эволюция человека в свете современных знаний и христианской апологетики. // Биомедицинская этика: проблемы и перспективы: Материалы междунар. конф., Минск, 12-13 окт. 2000 г. -Минск. 2000. - С. 54-58.

95. Титовец А. А., Смирнов Н. А. Современная медицина в контексте христианской этики и теологии. // Биомедицинская этика: проблемы и перспективы: Материалы междунар. конф., Минск, 12-13 окт. 2000 г. -Минск. 2000. - С. 40-45.

96. Трунов Д. Г. Религиозные организации и психотерапия. // Журн. практ. психолога. 2000. - N 1-2. - С. 40-56.

97. Углов Ф. Г. Принципы православия и духовное возрождение русского народа. // Вестн. хирургии им. И. И. Грекова. 1998. - 157. - N З.-С. 12-14.

98. Учение о спасении в разных христианских конфессиях // (Серия «Диалог»). Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея. -Москва.-2005.-С. 168

99. Учебник для сестер милосердия и пастырей, несущих служение в больницах // Под общей ред. свящ. Сергия Филимонова СПб.: «Общество святителя ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО», 2000. - 624 с.

100. Филимонов, Сергей Владимирович. Церковь, больница, больной // СПб. Православ. паломник. - 1999. - 269 с.

101. Филимонов С., Филин И., Лебягина Г. В., Ясюкевич Н. Ю., Аку-лин И. М., Корюков А. А.Жарков Н. Ф., Трохачев С. Ю., Гнездилов А. В., Шеховцева Л. Ф. Православная церковь и современная медицина //

102. Авт. коллектив: С.Филимонов, И. Филин, Г. В. Лебягина и др.; Под общ. ред. С. Филимонова. СПб. - О-во святителя Василия Великого. -2000. - 426 с.

103. Филимонов С.В. Медицина и Православие: медико-социальные, организационные и этические проблемы // Тип диссертации: д-ра мед. наук; шифр специальности: 14.00.33 Год издания: 2004, место публикации: С-Петербург.

104. Фирсов М.В. История социальной работы в России // М. 1999. -С. 39-40

105. Хартия работников здравоохранения. Ватикан-Москва, 1996.

106. Хахина И. А., Казьмина О. Ю., Поляков Ю. Ф. Особенности социальной поддержки у больных шизоаффективными расстройствами с религиозным мировоззрением. // Соц. и клинич. психиатрия 2000. -10. -N 3. - С. 21-25.

107. Худошин А. Мои беседы с православными врачами // М.: 2004. -382 с.

108. Хуземанн Ф., Вольф О. Образ человека как основа врачебного искусства. // Эскиз духовно-научноориентированной медицины. Т. 1. -Антропософ, мед. журн. 1995. N 1. С. 16-32.

109. Черкасова А.Е. Медико-социологическое исследование межинституционального взаимодействия медицины и религии // Тип диссертации: д-ра мед. наук; шифр специальности: 14.00.52 Год издания: 2005, место публикации: М.

110. Черкасова А. Е., Давыдова Л. П. Взаимодействие лечебно-профилактических учреждений Москвы с православными организациями. // Здравоохр. Рос. Федерации. 2002. - N 1. - С. 13-15.

111. Черкасова А. Е. Русская православная церковь в борьбе с алкоголизмом. // Здравоохр. Рос. Федерации. 2000. - N 1. - С. 20-21.

112. Черкасова А. Е. Проблемы и перспективы в области организации сотрудничества государственной системы здравоохранения России с

113. Русской православной церковью. // Медицина и здравоохранение в дни войны и мира: Материалы науч.-практ. конф., посвящ. 55-летию победы в Великой Отеч. войне 1941-1945 годов (25-26 апр. 2000 г., г. Москва) М. - 2000. - С. 226-227.

114. Шамшурин В. И. Право и медицина: религиозно-философские и нравственные проблемы. // Медицина, этика, религия и право: Материалы конф., 25-26 нояб. 1999г. М. 2000. - С. 1-17.

115. Шитова Т. В. Этические измерения современной психиатрии: правовой и религиозный аспекты. // Биомедицинская этика: проблемы и перспективы: Материалы междунар. конф., Минск, 12-13 окт. 2000 г. Минск. - 2000. - С. 149-151.

116. Шкодивский Н. И., Петровский И. Н., Котюх В. А., Кашель А. Ф., Шкодивский П. Н., Мальченко А. Г. В. Ф. Войно-Ясенецкий. Хирург -ученый педагог - архиепископ - святитель. // Асклепий. - 1998. - 1. N 1-2.-С. 19-22.

117. Шмеман А., Прот. Исторический путь православия. // М. 1992.

118. Штейнер Р., Вегман И. Основы искусства врачевания согласно духовно-научному познанию. // Антропософ, мед. журн. 1997. - N 2. -С. 3-6.

119. Штайнер, Рудольф. Духовная наука и медицина // Двадцать докл., прочит, в Дорнахе с 21 марта по 9 апр. 1920 г. / Рудольф Штайнер Калуга. Духов, познание. - 2000. - С. 668 с.

120. Щапов Я.Н. Государство и Церковь Древней Руси X XIII вв. // М.-1989.-С. 94

121. Щепин О.П., Габуева JI.A. Организация и экономика предпринимательской деятельности в здравоохранении // МЦФЭР. 2006. - 432 с.

122. Эвальдс, Эрик. Душепопечительство и терапия // Пер. с фин. СПб. Библия для всех. 1999. С. 192 с.

123. Элио Сгречча, Виктор Тамбоне. Биоэтика. // Пер. с итал. Учебник. М.: Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея. -2002.-С. 413

124. Яковлев М. Я. Терапевты и Христос. // Мед. помощь 1996. - N 5. с. 47-49.

125. Яхнин, Евгений Давыдович. Размышления о разуме, Боге и будущем человечества // Письма друзьям, детям, внукам: (Опыт мировоз-зренч. самопознания) / Е. Д. Яхнин: М. АО "Х.Г.С.". 1997. - С. 142 с.

126. Alszeghy Z., И senso della sofferenza (Смысл страдания) // "Medicina е Morale", 1985, 1, с. 11-22.

127. Ancona L., Prospettive psicologiche del'aborto, // 1986.

128. Andersen S. Hallamaa J., Eutanasia: A Letter to a Nurse on Death and Dying, WCC Publications, Genive 1995.

129. Applebi I.H. Medical History. // 1983. Vol. 27. - P. 302

130. Beauchamp T.L. Perlin S. (eds), Ethical issues in death and dying (Этические проблемы смерти и умирания ), Prentice Hall, Englewood Cliffs, 1978.

131. BECK H. Geschichte der orthodoxen Kirche im byzantinischen Reich // Gottingen, 1980. c.50-63

132. Barnes L.L., Plotnikoff G.A., Fox K. Pendleton S., Spirituality, religion, and pediatrics: intersecting worlds of healing // Pediatrics. 2000. -V.2.-N4.-P. 278-281

133. N. Cellini, Presentazione, в книге A. Ciabattoni M. Pittiruti, Terapie palliative e cure di supporto in oncologia, // SEU, Roma, 1996

134. Chatters L.M. Religion and health research and practice. // Annu. Rev. Pablic Health. 2000. - P.21335 - 21367.

135. Chibnall J.T., Brooks C.A. Religion in the clinic: the role of physician beliefs. // South Med. J. 2001. - V.94. - N 4. - P. 374-379.

136. Eijk W., Is the Dutch euthanasia regulation compatible with "Evangelium Vitae"? // "Medicina e Morale", 1996. 46/3, c. 469-481.

137. Elizari F.J., Eutanasia: lenguaje у concepto (Эвтаназия: язык и концепция) "Moralia" // 1992, 14, с. 145-175

138. FLOROVSKY FR. G. Aspects of Church History. // Belmont, Mass., Nordland Press. 1983. 23-47

139. Gormally L. (ed.), Eutanasia, clinical practice and the law (Эвтаназия, клиническая практика и закон), // The Linacre Centre, London, 1994. с. 23-45

140. Gruman G.J. Bok S. -Veatch R.M., Death and dying: Euthanasia and sustaining life. Historical perspectives // The Free Press, - New York, 1978, c. 261-286

141. Fiori A. Sgreccia E., La clonazione (Editoriale), // "Medicina e Morale", 1997

142. Gillik M.R. Artificial nutrition and hydration in patient with advanced dementia: is withholding treatment compatible with traditional Judaism? // J.Med. Ethics.-2001.-V.27.-N. l.-P. 12-15.

143. International Anti Euthanasia Task Force (IAETF), The courts have spoken: no constitutional right to assisted suicide, "IAETF Update"

144. Kass L.R., Is there a right to die? Hastings Center Report. // 1993, 23, 1, c. 34-43

145. MEYENDORFF REV. PROF. JOHN. Imperial Unity and Christian // Divisions. Crestwood. 1989.-24-26

146. Marcozzi V. II cristiano di fronte all'eutanasia, "La Civilta Cattolica". // 1975. -IY, c. 322

147. Miller F.G., Regulating Physician-Assisted Death, New England Journal of Medicine. // 1994 - jul. 14. - c. 120

148. Mannion M.T. (ed.), Post-abortion aftermath. // 1994. с 123-138

149. Nardi E., Aborto procurato nel mondo greco-romano, // 1971. c. 95103

150. OBOLENSKY D. The Byzantine Commonwealth. Crestwood // 1989. -6-11

151. OBOLENSKY D. The Byzantine Inheritance of Eastern Europe. London, Variorum // 1982. 43-48

152. Post S.G., Puchalski C.M., Larson D.B. Physicians and patient spirituality: professional boundaries, competency, and bioethics. // Ann. Intern. Med. 2000. - V. 132.-N. 7.-P. 578-583.

153. Jonas H., Technik, Medizin und Ethik, Frankfurt am Main, 1985

154. Quintavalla E. Raimon D.E. (a cura di), Aborto, perche? // 1989. -c. 71-75

155. THOMAS J. Private Religious Foundations in the Byzantine Empire. Dumbarton Oaks Studies, v. 24. Washington, D.C., 1987. // 92-94

156. Spaziante E., L'aborto provocato: dimensioni planetarie del fenomeno. Aspetti epidemiologici, demograficie considerazioni di bioetica sociale, // "Medicina e Morale" 1996. - c. 67-69

157. Sgreccia E M.L. Di Pietro, L'interruzione volontaria di gravidanza nel pensiero cattolico, "Affari sociali",// 1989. - c. 54-63

158. Storey P. Spiritual care at the end of life. // Texas Medicine. 2001. -V.97.-N. 8.-P. 56-59.179. http://pravoslavie.ru180. http: // regions.ru

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.