Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Виноградова, Елена Владимировна

  • Виноградова, Елена Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1997, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 258
Виноградова, Елена Владимировна. Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 1997. 258 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Виноградова, Елена Владимировна

ПЛАН ДИССЕРТАЦИИ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА И РАЗВИТИЯ ИЗОБРАШЕНИЯ ЖИВОТНЫХ В ТВОРЧЕСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Особенности анималистического жанра и его место в истории развития изобразительного искусства

Использование произведений искусства художников-анималистов в работе с детьми дошкольного возраста . ^

Анализ характерных особенностей содержания рисунков детей старшего дошкольного возраста, изображающих животных

Развитие изображений животных в детском творчестве

Глава II. СИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ИСКУССТВОМ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО 1АНРА И ФОРМИРОВАНИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

ДОШКОЛЬНИКОВ

§ I. Содержание, формы и методы ознакомления дошкольников с анималистическим жанром и обучения отражению образа животных в изобразительной деятельности детей.

§ 2. Формирование и развитие фантастических, сказочных изображений животных в творчестве детей дошкольного возраста на основе ознакомления их с произведениями изобразительного искусства анималистического жанра . П

§ 3. Условия, необходимые для ознакомления с анималистическим жанром и формирования выразительности образа животных в детском творчестве

§ 4. Ознакомление с анималистическим жанром как средство профессиональной подготовки педагогов для дошкольных учреждений

ВЫВОДЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества»

Актуальность исследования. Развитие каждого ребёнка как творческой индивидуальности и неповторимой личности - одна из важнейших задач современного образования и воспитания. Особое значение в этом процессе имеет художественно-творческое развитие, определяющее возможность проявления и полноту раскрытия творческих способностей детей в разных видах художественной деятельности.

Важнейшим средством активизации процесса художественно

9 творческого развития является искусство. Произведения изобразительного искусства, облагодаря художественно-образной форме отражения действительности, не только глубоко волнуют человека, вызывая сопереживание, но и учат эстетически воспринимать действительность, образно мыслить и вносить элементы творчества в собственную деятельность.

Освоение действительности в форме художественных образов является наиболее универсальным средством развития личности дошкольников, так как этот возраст характеризуется потребностью в различных формах познания мира и особой сензитивностью к разным видам художественной деятельности. В исследованиях известных психологов и педагогов / А.В.Бакушинский, Л.С. Выгодский, Е.А.Игнатьев, Р.Г.Казакова, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, Г.В.Лабунская, А.А.Мелик-Пашаев, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Т.Я.Шпикалова и другие / подчёркивается необходимость решения проблемы художественно-творческого развития личности средствами изобразительного искусства начиная с дошкольного возраста, отмечается значимость искусства в приобщении детей к социальной культуре, к художественной деятельности, в развитии способности воспринимать прекрасное в жизни и искусстве.

В теории дошкольного воспитания имеется ряд исследований, ^ посвященных проблемам приобщения дошкольников к искусству.

Исследователи отмечают, что дети проявляют интерес к различным видам изобразительного искусства. Им доступно понимание содержания живописных произведений, восприятие их средств выразительности / Н.А.Вершинина, Н.М.Зубарева, Р.М.Чумичева /; дети способны воспринимать графику, условность её художественных образов /Е.В.Езикеева, Р.Я.Киснова, Р.А.Мирошкина /. О формировании эстетического отношения к произведениям монументальной скульптуры у старших дошкольников говорится в исследовании Е.В. Гончаровой; о восприятии скульптуры малых форм в работе Г.М.Вишневой; о художественно-творческом развитии старших дошкольников в процессе ознакомления с архитектурой в исследовании С.Ю.Бологовой. О влиянии искусства на развитие продуктивного творчества дошкольников свидетельствуют материалы исследований 3.А.Богатеевой, А.А.Грибовской, Е.Б.Горунович,

Л.В.Компанцевой, Ю.В.Максимова, Р.Н.Смирновой, Н.Б.Халезовой и других.

Широкие возможности в воспитании и развитии личности имеет образ животных в изобразительном искусстве. Ознакомление детей с анималистическим жанром способствует формированию познавательных интересов, знакомит с неповторимым и разнообразным миром животных, с взаимодействием человека и животных, учит любви и пониманию, формирует отзывчивость к красоте, развивает эстетические чувства, знакомит с историей и культурным наследием страны, воспитывает уважение и бережное отношение как к живым объектам, так и к произведениям искусства, способствует развитию содержания изобразительного творчества детей дошкольного возраста.

Мир животных издревна восхищал глаз художника удивительной неповторимостью, многообразием форм, пластикой, динамикой, I необыкновенной живописностью образов, гармонией во взаимоотношении с окружающим миром. Замечательные по силе и точности рисунки животных создали А.Пизанелло, Леонардо да Винчи, П.Рубено, А.Дюрер, П.Поттер, Э.Делакруа, П.Шерико, А.Руссо и другие; русские художники - И.Е.Репин, В.М.Васнецов, В.А.Серов, В.А. Ватагин, Г.Н.Карлов, Д.М.Горлов, А.М.Лаптев, Г.К.Савицкий,

А.А.Рылов, И.С.Ефимов и другие. Особое значение в воспитании детей дошкольного возраста имеет творчество художников-иллюстраторов Ю.Васнецова, Д. Горлова, В.Конашевича, В.Лебедева, Т.Мавриной, Е.Рачева, В.Сутеева, Е.Чарушина и других.

Многие художники отмечают, что образ животных в изобразительном искусстве обладает огромной воздействующей силой как на взрослого, так и на ребёнка. Неслучайно, анималистические изображения являются объектом внимания таких наук как филосо-* фия, эстетика, искусствоведение, археология, психология, педагогика, естетсвенные науки / биология, зоология /. Так философия рассматривает художественное изображение животных с точки зрения их смысловой и символической значимости в жизни человека и общества в разные эпохи. Эстетика, говоря о природе прекрасного, исследует образы животных в разных видах искусства - в литературе, поэзии, музыке, танце, живописи, графи-% ке, скульптуре и т.д., ища подтверждения тем или иным законам эстетического познания и развития мира; творчество художников, стилевые, художественные закономерности жанрового развития, технические особенности, изобразительная специфика народов и и эпох, являются предметом внимания искусствоведов. Благодаря объединению результатов археологических исследований и фантазии художника мы можем увидеть картину жизни на Земле за миллионы лет до появления человечества. Зоологический рисунок несёт иллюстративную функцию и имеет большое педагогическое значение, особенно в ознокомлении с животным миром, ведь животные настолько многообразны, что жизни одного человека не хватит, чтобы встретится с каждым из них в естественных условиях, зато благодаря зоологической энциклопедии мы можем достаточно реально представить себе картину животного мира на Земле.

Связь человека и природы, независимо от рода его деятельности и возраста велика, поэтому художественный образ животных столь широко используется в разных направлениях науки в целях эстетического, нравственного, экологического воспитания, диагностики, коррекции и реабилитации детей.

Для профессиональных художников, изображение животных -это школа наброска, рисования с натуры, развитие наблюдательности, изучения природных форм, движения, цветовых закономерностей и т.д. Изобразительное искусство, как бы остановив мгновение, даёт возможность зрителю поближе познакомится с живым объектом, рассмотреть более внимательно и неторопливо характерные особенности самых различных животных, восхититься магической красотой природы, что редко бывает возможно в природных условиях.

Сущность анималистического жанра, его ценность в социально- эстетическом плане, основы пластической анатомии животных и принципы анималистического изображения средствами живописи, графики, скульптуры отражены в работах В.А.Ватагина, Г.Н.Карлова, Ю.М.Кирцева, Н.П.Костерина, В.С.Кузина, П.Я.Павлинова, М.Ц.Рабиновича, Н.Н.Ростовцева, А.Е.Терентьева, А.А.Унковского и других. Но предназначены эти исследования для будущих ху-^ дожников, учителей изобразительного искусства в школе.

Различные аспекты эстетического воспитания школьников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства представлены в работах В.В.Алексеевой, Н.С.Боголюбова, В.А.Ватагина, Н.М.Коньшевой, Н.Г.Карлова, Н.В.Краснова, B.C. Кузина, Б.Н.Неменского, А.И.Савенкова, В.В.Силантьевой, Я.Я. Чарнецкого, А.Г.Шиманской, Т.Я.Шимкаловой. и других.

В ряде исследований, посвященных развитию детей дошкольного возраста подчёркивается влияние знаний о явлениях и предметах, умения наблюдать, рассуждать о них на возможность выразить воспринятое средствами изобразительного искусства в творческой деятельности / Л.С.Выгодский, Т.Н.Доронова, Р.Г.Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С.Комарова, В.Б.Косминская, Р.И.Капустина, Н.П. Сакулина, Н.Б.Халезова, Е.А.Флерина, Е.К.Янакиева и другие /.

В исследованиях, посвящённых обучению детей дошкольного ^ возраста разным видам изобразительной деятельности, значительное место занимает анималистическая тематика занятий: в лепке / Н.А.Курочкина, Г.В.Пантюхина, Н.Б.Халезова /, в рисовании / Г.В.Лабунская, Р.К.Капустина, Р.Г.Казакова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Е.К.Янакиева /, в аппликации / 3.А.Богатеева, М.А.Гусакова, А.А.Грибовская, B.C. Иванникова, Л.Г.Сухавская /, в конструировании / 3.А.Богатеева, Щ И.Я.Базик, Э.К.Гульянц, Л.В.Куцакова, З.В.Лиштван /. Однако, не проводилось специальных исследований по развитию изображению животных в художественном творчестве дошкольников, поэтому и методические разработки в этой области носят случайный характер.

В исследованиях по ознакомлению детей дошкольного возраста с жанрами изобразительного искусства рассматриваются лишь та-^ кие жанры как натюрморт / Н.М.Зубарева /, пейзаж / Н.М.Зубарева, Л.В.Компанцева /, бытовой и исторический /Р.М.Чумичева /. Исследований, касающихся ознакомления дошкольников непосредственно с анималистическим жанром до настоящего времени не проводилось.

Создание анималистического образа - процесс очень трудоёмкий как для детей, так и для взрослых. Чтобы изображение ^ было точным и выразительным, необходимо знать повадки, характерные особенности животных, обладать острым глазом, точностью восприятия, хорошей памятью, неисчерпаемым терпением, уметь наблюдать, обобщать, фантазировать, иметь навыки и умения по созданию изображений на плоскости или в объёме, знать выразительные особенности различных художественных материалов. Дети редко обладают всем этим в полном объёме, особенно в дошкольном возрасте. Поэтому изображения животных в их творчестве очень * специфичны, условны, нередко однообразны. В связи с этим в работе педагогов возникает немало затруднений, преодоление которых возможно при условии специальной подготовки воспитателей. Практика показывает, что и студенты и опытные педагоги испытывают трудности в обучении детей изображению животных, в определении доступного для дошкольников содержания знаний об анималистическом жанре, выборе форм и методов ознакомления детей с ним, в руководстве творческой деятельностью анималистического содержания.

Изучение литературы и практики работы по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста дало нам возможность подойти к исследованию вопросов : I) об особенностях восприятия детьми дошкольного возраста анималистического изображения в произведениях изобразительного искусства; 2) об особенностях возникновения и развития образа животных в изобразительном творчестве дошкольников; 3) о разработке содержания, форм и методов по ознакомлению дошкольников с анималистическим жанром и обучению изображению животных с использованием различных материалов в рисовании и лепке; 4) о подготовке воспитателей дошкольных учреждений к ознакомлению с анималистическим жанром детей дошкольного возраста и организации творческой изобрази-^ тельной деятельности детей анималистического содержания.

Учитывая большое значение овладения детьми умениями изображать животных в разных видах изобразительной деятельности, возникающие и у детей и у педагогов трудности, а так же отсутствие исследований, направленных на изучение содержания, форм и методов обучения дошкольников передаче образов животных, мы выбрали темой своего исследования изучение наиболее благоприятных педагогических условий развития детского творчества, * на основе ознакомления их с произведениями искусства анималистического жанра.

На основании вышеизложенного актуальность темы определяется необходимостью освещения вопросов, связанных с использованием анималистического жанра как средства воспитания, обучения, и развития личности дошкольников. Разработки комплексной системы, включающей содержание, формы и методы работы с детьми % дошкольного возраста по ознакомлению их с произведениями искусства анималистического жанра в процессе изобразительной деятельности и подготовки педагогических кадров к руководству творческой художественной деятельностью в дошкольных учрежде

Целью исследования является разработка содержания,форм и методов руководства изобразительным творчеством детей дошкольного возраста,на основе ознакомления их с произведениями изобра -зительного искусства анималистического жанра. * Объектом исследования является эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с изобразительным искусством анималистического жанра.

Предметом исследования является процесс развития детского творчества на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства анималистического жанра. I Рабочая гипотеза включает положения о том,что при целенаправленном ознакомлении с изображением животных в живописи,гра -фике,скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, детям дош -кольного возраста доступно понимание специфики отражения образа животных в изобразительном искусстве.Взаимосвязь изучения творчества профессиональных художников, наблюдений, познания окружающей действительности, мира природы и животных, будет способствовать овладению детьми умением изображать животных в собствен-л ной творческой деятельности и познанию выразительных средств изобразительного искусства.

В исследовании были поставлены следующие задачи :

1. Изучить особенности анималистического жанра в изобразительном искусстве, истории его развития и специфику использования произведений искусства анималистического жанра в педаго -гическом процессе детского сада.

2. Выявить художественно-изобразительные особенности образа животных в детском творчестве, в соответствии с ростом и развитием ребенка дошкольного возраста.

3. Определьть благоприятные педагогические условия »необходимые для ознакомления с анималистическим жанром детей дошколь ного возраста.

4. Разработать и проверить опытно-экспериментальным путём содержание и методы, способствующие эффективному обучению детей изображению животных в рисовании и лепке, на основе ознакомления их с произведениями изобразительного искусства.

5. Разработать практические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по ознакомлению с анималистическим жанром и развитию изображений животных в художественном творчестве де тей дошкольного возраста.

Методологической основой исследования являются: эстетико-философское учение о единстве человека и природы, науки и искусства, нравственного и эстетического. Психолого-педагогические исследования в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности, искусствоведческие положения о видовом и жанровом разнообразии искусства, принципах развития изобразительного искусства в историческом аспекте и его воспитательном значении.

Для решения поставленных задач в ходе работы применялись • следующие методы исследования: анализ философской, искусствоведческой психологической и педагогической литературы; анкетирование; интервьюирование; психодиагностические методы /опрос, наблюдения, анализ детских работ, диагностические задания/; педагогический эксперимент; математическая обработка результатов исследования.

Этапы исследования. % Первый этап /1994-1995/ - анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы; определение цели, объекта, предмета, задач и гипотезы исследования; разработка специальных диагностических заданий, выявляющих уровень художественно-творческого развития старших дошкольников, проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап /1995-1996/ - разработка программы формирую-( щего эксперимента, определение объёма и содержания знаний об анималистическом жанре для детей дошкольного возраста; выбор форм и методов воспитательно-образовательной работы, экспериментальная проверка эффективности разработанной программы.

Третий этап /1996-1997/ - систематизация и обобщение результатов исследования, оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: * - определено содержание ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями анималистического жанра изобразительного искусства, которые содействуют отражению образов и сюжетов о животных в творческих работах детей;

- установлено, что осуществление взаимосвязи ознакомления детей с изображением животных в искусстве и отражения образов животных в изобразительной деятельности детей, повышает эффективность познания дошкольниками окружающего мира, природы, искус* ства и обогащает их творчество в художественной деятельности;

- выявлены особенности восприятия детьми дошкольного возраста образов животных в изобразительном искусстве и их отражение в творческой деятельности детей;

- определены и экспериментально подтверждены педагогические условия, обеспечивающие активизацию художественно-творческого развития детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства анималистического жанра ( разнообразие форм и методов ознакомления детей с произведениями искусства; стимулирование изобразительного творчества дошкольников; организация предметно-пространственной, активно действующей среды; профессиональная подготовка педагогов и другие).

Практическая значимость исследования состоит в разработке программы по художественно-творческому развитию детей старшего дошкольного возраста. Разработанные в исследовании содержание и методы ознакомления детей с произведениями искусства анималистического жанра и отражения образа животных в детском творчестве, способствуют повышению эффективности художественно-творческого развития старших дошкольников. Материалы исследования могут быть использованы в нормативных и специальных курсах по теории и методике изобразительной деятельности детей в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность полученных результатов базируется на теоретических положениях философской, психолого-педагогической литературы, обеспечивается методической обоснованностью поставленных в диссертации проблем, проведением эксперимента на достаточно репрезентативном уровне, использованием взаимодополняющих методов научного исследования, сочетанием качественного и количественного анализа материалов.

На защиту выносятся следующие положения:

I. Эффективность художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства анималистического жанра обеспечивается единством нескольких, взаимосвязанных направлений педагогической деятельности: обогащение опыта эмоционально-эстетического восприятия произведений изобразительного искусства анималистического жанра; формирование начальных представлений о выразительных средствах изобразительного искусства анималистического жанра; формирование изобразительных умений и навыков по созданию на плоскости или объёме образа животных; стимулирование собственной творческой деятельности детей.

2. Показателями динамики творческого развития детей в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства анималистического жанра выступают: уровень восприятия произведений анималистического жанра в живописи, скульптуре, графике, декоративно-прикладном искусстве; уровень эстетической оценки образов животных как в произведениях изобразительного искусства, так и в творчестве сверстников и в собственной изобразительной деятельности; объём знаний о произведениях искусства анималистического жанра, его особенностях, образно-выразительных средствах; уровень овладения детьми художественно-творческой деятельности.

3. Совершенствование подготовки будущих педагогов дошкольных учреждений к руководству изобразительной деятельностью предполагает целенаправленное формирование у студентов специальных и педагогических знаний и умений в области ознакомления с изобразительным искусством анималистического жанра и обогащению содержания изобразительной деятельности детей, необходимых для руководства творчеством дошкольников.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения экспериментальной работы в дошкольных учреждениях города Москвы РР 1917; 1786; 1330; 1420; 1042; 54; многие положения апробировались в работе со студентами педагогических училищ № 5 и № 10 г.Москвы; а так же, со студентами дошкольного факультета МГОПУ. Теоретические позиции, методика и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры эстетического воспитания МГОПУ. Основное содержание диссертации отражено в публикациях автора.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Виноградова, Елена Владимировна

В Ы В О Д Н

1. Исследованием установлено, что при целенаправленном ознакомлении детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра им становится доступно понимание специфики образа животных, переданные в разных видах

1 изобразительного искусства, и создание изображений животных б собственной творческой деятельности.

2. Экспериментально-опытное исследование позволило выявить позитивное влияние целенаправленной, последовательной и планомерной работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с анималистическим жанром в изобразительном искусстве на процесс художественно-творческого их развития.

3. Подтвердилась наша гипотеза о том, что взаимосвязь изучения изображений животных в творчестве профессиональных художников, в истории развития изобразительного искусства, в разных его видах, наблюдений и познания окружающей действительности, мира природы и животных, собственной творческой деятельности детей, является важным условием понимания художественных основ изобразительного искусства, творческого развития личности ребёнка. В результате творческие работы дошкольников стали богаче, разнообразнее, выразительнее, появились новые, оригинальные образы, развёрнутые сюжеты.

4. Исследованием дакааана эффективность предложенной модели художественно-творческого развития детей в процессе ознакомления с анималистическим жанром в изобразительном искусстве, представляющих единство нескольких взаимосвязанных направлений педагогической деятельности: обогащение опыта змоционально-зсте-тического восприятия произведений изобразительного искусства анималистического жанра; формирование начальных представлении об особенностях анималистического жанра, его выразительных средствах; развитие изобразительных умений и навыков по созданию на плоскости или в объёме образов животных; стимулирование творческой деятельности детей.

5. В процессе исследования выявлены благоприятные условин, обеспечивающие успешное художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с анималистическим жанром /разнообразность, содержательность, интересность материала, предлагаемого детям для ознакомления, грамотный подбор художественных произведений для ознакомления с анималистическим жанром, эстетическая среда дошкольных учреждений, правильная организация восприятия произведений изобразительного искусства детьми дошкольного возраста, разнообразие форм и методов ознакомления детей с произведениями искусства, разнообразие и качество используемых материалов, побуждение детей к самостоятельности восприятия произведений изобразительного искусства, стимулирование изобразительного творчества детей, профессиональная подготовка педагогов к руководству процессом ознакомления детей с жанровым разнообразием изобразительного искусства и изобразительным творчеством детей и др./

6. Экспериментальные исследования позволили проверить разработанные практические материалы для педагогов дошкольных учреждении, это тематика занятий, творческие задания, вопросы беседы, практические приложения к разработкам тема- тических занятий, таблицы, альбом для детей дошкольного возраста, содержаний цикл упражнений, направленных на развитие изобразительных умений детей.

7. Разработана и проведена экспериментальным исследовани-* ем тематическая программа обучения детей созданию образов животных на основе ознакомления их с искусством анималистического жанра.

8. Выявлены особенности развития анималистических изображений в творчестве детей дошкольного возраста на разных этапах роста и развития ребёнка, /условность, обобщённость образов животных; сюжетность, повествовательность.изображений; преобладание положительных персонажей; зависимость качества изображённых животных от знаний ребёнка о них, умений и навыков в рисовании и лепке и др./.

9. Исследование подтвердило положение о том, что совершенствование профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольных учреждений по руководству изобразительной деятельностью предполагает целенаправленное формирование у студентов специальных и педагогических умений в области ознакомления детей с изобразительным искусством анималистического жанра и развитию художественно-изобразительного творчества дошкольников.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Виноградова, Елена Владимировна, 1997 год

1. Абдуллина O.A. Проблемы формирования педагогических умений и навыков у будущих учителей. В кн: Проблема профессиональной подготовки студентов педагогических вузов и университетов. М.:1976: с.36-47.

2. Акимова А.П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов-мастеров. В кн. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.1 /Под ред. проф. Н.В.Кузьминой. МГУ, 1973, с.37-44./

3. Акимова А.П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания: Автореф., канд.пед.наук. -Л., 1972, с.25.

4. Алексеева В.В. Что такое искусство. Цикл альбомов. Вып.1. Станковое искусство. М.:Сов.художник, 1979, - 161с.

5. Алексеева В.В. Что такое искусство. Цикл альбомов. Вып.2. Монументальное искусство, плакат, гравюра, книга. М., Сов.художник, 1979, - 323с.

6. Алексеева В.В. 9то такое искусство. М.:Сов.художник, 1991, 235с.

7. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителей. М: Просвещение, 1984,-160с.

8. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. В 2-х т. М: Искусство, 1967, - 536с.

9. Ю.Алтаев А.Л. Впереди веков.- М.:Просвещение,1959,-422с.

10. Аркин Е.А. Беседы о воспитании. М.:Игд.ПК ВЛКСМ "Молодая гвардия'1, 1945,-203с.

11. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на приро-* ду: Опыт сравнит.изуч.слав. преданий и верований в связи смифическими других родстз.народов. В Зт. М.:Солдатенвов, 1869, - Т.3,-816с.

12. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса:/«Метод.основы/.-М.:Просвещение, 1982,-192.

13. Вакушинский А.В. Исследования и статьи.-М.:€ов.худож-^ ник, IG8I, с.-351с.

14. Бакушинский А.В. Художественно" творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. Изд. "Новая Москва", 1925, 248 с.

15. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970, - 186с.

16. Барш А.О. Рисунок з средней художественной школе. -М.:Искусство, 195?, 35с.

17. Беспалько В.П. Лекции по педагогике для слушателей ФШ и аспирантов /конспект/. Н.: 1974, - 81с.

18. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. М.: Просвещение, 1986, - 205с.

19. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. U.:Просвещение, 1979, - 143с.

20. Богоявленская Л.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д.:Изд-во Ростов, ун-та, 1983, - 176с.

21. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.:Просвещение, 1968, - 464с.

22. Борев Ю. Зстетика. 3-е изд. - М.: Политиздат, • 1981, 399с.

23. Васильева Е.И. Развитие творческой инициативы у детей дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием. В кн.: Вопросы эстетического воспитания в детском саду. М.:1. Учпедгиз, i960, с.25-28.

24. Ватагин В.А. Воспоминания. Записки анималиста. Статьи. -М.: Советск.художник, 1980, 23ос.

25. Ватагин В.А. Изображение животного. М.¡Искусство, 1957, - 165с.

26. Ватагин ВА. Каталог выставки к 100 летию со дня роддения. М.: ГТГ, 1983, 25с.

27. Венгер Л.А. Педагогика способностей. Изд.Знание, М.: 1973, 95с.

28. Ветлугина H.A. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. М.:Просвещение, 1980, с.135с.

29. Виноградова Н.В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой.:Пособие для воспитателя., -2е изд. -М.:Просвещение, 1982, 112.

30. Волынский H.H. Зелёное дерево жизни. М.: Дет.литература, 1978, с.158с.

31. Волков H.H. Цвет в живописи. М.¡Искусство, 1984,-315с.

32. Воспитание и обучение в детском саду /Под ред. A.B. Запорожца, и Т.А.Марковой./ М.¡Педагогика, 1976, - 558с.

33. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детскомвозрасте:Психолог.очерк. -2-е изц. М.:Просвещение, 1967,-96с.

34. Выготский Л.С. Вопросы детской /возрастной/ психологии// Собр.соч. :В от. .М. : 1934, -Т.4, -с.244-235.

35. Генезис сенсорных способностей /Под ред.Л.А.Венгера.-М.:Педагогика, 1976, 256 с.

36. Грек В.А. Рисую штрихом.-Минск,Скарына, 1992, 26с.

37. Грмбовская A.A. Организация работы изостудии б дошкольных учреждениях. -М.:"РОТЗКС", 1993, -50с.

38. Гриневич E.H. Очерки о жизни зверей. -М.:Учпедгиз., 1981, 214с.

39. Гусарова И.Л. Эстетическое воспитание в детском саду. Лекции для студентов-заочников дошкольных факультетов пед. ин-ов. -М.:Учпедгиз, 1962, -52с.

40. Пембовский Ян. Психология животных. -М.:Иностр.лит. -1959, -387с.

41. Дмитриева H.A. Краткая история искусств. -М.:Искусство, Вып.1-3, 1993, -341с.

42. Дмитриев Ю. Соседи по планете. Домашние животные. -М.:"Юнисам", 1932, -256с.

43. Дмитриев Ю. Соседи по планете. М.:Мол.гвардия, 1977-1984, -Кн.1-4.1. Кн.1,1. Чк ?1. Кн.З,1. Кн. 4

44. Насекомые. -.1977, -256с. Землеводные и пресмыкающиеся. -Мл екопитающиеся. 1981, - 304с. Птицы. - 1984, - 304с.

45. Дороноза Т.Н. Формирование действий контроля на занятиях рисованием у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. .канд.пед.наук. V'.: 1973, - 18с.

46. Дьяченко ОД!. Об особенностях воображения у детейдошкольного возраста //Нов.исслед. в психологии. М.: Педагогика. 1979, -$2/21/,-с.60-64.

47. Езикеева Е.А. Картина как средство эстетического вести-§ тания детей дошкольного возраста. В кн.: Вопросы эстетического воспитания в детском саду. М.¡Учпедгиз, I960, с.69-71.

48. Езикеева Е.А. Развитие способности художественного носприятия у дошкольников / на материале иллюстрации/. В кн.: Развитие художественных способностей. /Под ред. Н.П.Сакули-ной. изд. АПН РСФСР. М. : 1959, Вып.ЮО, с.141-176.

49. Елкин В.Н. дерево рассказывает сказки. М.:Просвещение,1971, 93с.

50. Ельшевская Г.В. Иллюстрация. М.:Сов.художник, 1988, - 408с.

51. Ермаш Г.М. Искусство как мышление. -М.:Искусство,1972, 277с.

52. Ермаш Г.М. Искусство как творчество. М.¡Искусство, 1972, - 184с.

53. Шегалова С.К. Русская народная живопись. М.: Просвещение, Г934, - 161с.

54. Запорожец A.B. Психология. Учебник для дошкольных педучилищ. 4-е изд. -М.¡Просвещение, 1968, - 228с.

55. Захарова В.М. Предметное рисование в детском саду. М.:Учпедгиз, 1963, 42с.

56. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзажи в эстетическом воспитании детей 5-7 лет. -М.: Просвещение, 1969, Шс.

57. Ибрагимов У.Ш. Формирование умений руководства изобразительной деятельностью f у педагогов как средство повышения эффективности развития детского изобразительного творчества.

58. В кн. Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания к обучения в детском саду. /Ред.кол.H.H.Поддьяков/ отв. ред./ и др. ?vl.:Изд. АПН СССР, 1984, с.45-50.

59. Иванов ПЛ. О сущности красоты. М.:Просвещение, 1967,-266с.

60. Игнатьев Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению // Психология рисунка и живописи: Вопр.психоло-гич. исслед. формирования образа/ АПН РСФСР, отв.ред.Е.И. Игнатьев, М.:1954, -с.5-58.

61. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческойдеятельности человека. М.:Знание, 1968, - 32с. -/Б-чка "Актуал.пробл.педагогики и психологии"/.

62. Игнатьев Е.И. 0 некоторых особенностях изучения представлений и воображения // Психологические исследования представлений и воображения.- 1356, с.3-17.-/Известия/ АПН РСФСР. Ин-т Психологии.- Вып.75/.

63. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. IL: Учпедгиз, 1951, - 223с.

64. Игнатьев Е.И. Развитие изобразительной деятельности У ребёнка дошкольного возраста. В кн.: Вопросы эстетического воспитания в детском саду. м., Учпедгиз, i960, с.17-23.

65. Игнатьев Е.И. Теоретические вопросы исследования рисования по представлению //Психология рисунка и дивописи: Вопр. психолог.ииследсз. формирования образа/ АПН РСФСР, Отв. ред. Е.И.Игнатьев, -М.:IS54, с I05-II6.

66. Игнатьев Е.И. Формирование сложного образа, пригодного для полноценного рисования по представлению // Психология рисунка и живописи: Вопр.психолог.исслед. формирования образа/ АПН РСФСР, отв.ред.Е.И.Игнатьев, -M.-I954, -с.69-104.

67. Ильина Т.В. История Искусства. Русское и современное Искусство. М.:Выс.школа, 1983, - 385с.

68. Искусство Древней Руси. Г.К.Вагнер, Т.§.Владышевская М.:Искусство, 1993, 249с.

69. Искусство в жизни нетей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. -М.:Просвещение,

70. Искусство и дети. Г.В.Лабунская, В.П.Шестаков, Б.П. Юсов, -М.:Искусство, 1959, 250с.

71. Исследование художественных интересов школьников. /Под обш.ред.Е.В.Квятковского, Ю. У. Шсхта-Бабушкина.«!. Педагогика, 1974. -160с.

72. История русского искусства. Изд. 3-е переработ. М.: Изобразительное искусство. 1987, 385с.

73. Каган М.С. Морфология искусства. М. -.Искусство, 1972. - 440с.

74. Казакова Р.Г. Формирование первоначальных основ способности рисовать с натуры у детей 5-7 лет:Втореф.дис. кандидат пед.наук /Моск.Гос.пед.ин-т им.В.И.Ленина,-М.,1969, -15с./

75. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Ь.:Педагогика, 1983,-112с.

76. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников: Пособие для воспитателей дет.сада.-М.:Просвещение, 1980, -159с.

77. Казакова Т.Г. Развивайте о дошкольников творчество: Пособие для воспитателей дет.сада.-М.:Просвещение,1985,-192с.

78. Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. М.: Просвещение, 1971, -110с.

79. Каменева Е.О. Какого цвета радуга.-М.:Дет.литература. 1971. -165с.

80. Капустина Р.И. Обучение детей дошкольного возраста изображению объектов окружающей действительности. Шадринск, Гос, пед ин-т, 1988, -52с.

81. Карлов Г.Н. Изображение птиц и зверей. -М.:Просвещение. 1975, -192с.

82. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной, деятельности /АПН РСФСР. -М.,1959, 304с.

83. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. -М.:Выс.школа, 1992,

84. Клыков A.A. Беседы о животных. -2-е изд.исправл.-М.: Учпедгиз, i960, 148с.

85. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельностив детском саду. М.:Педагогика, 1981, -192с.

86. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. -М.:Педагогика, 1984, -120с.

87. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования, 2-е изд., переработ, и дополнен., -М.:Просвещение, 1975, -157с.

88. Комарова Т.С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду: Автореф.дис.д-ра пед. наук. /АПН СССР.НИИ общ.педагогики,-М.,1979,-35с.

89. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. -Ы.: " 1994, 32с.

90. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников, -М.:Просвещение, 1970, -153с. 92. Конмпанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. -М.:Просвещение, 1983, -223с.

91. Косминская В.Б. Развитие эстетического восприятия всвязи с обучением рисованию. В кн.:Вопросы эстетического воспитания в детском саду. М.,Учпедгиз, I960, с.35-43.

92. Костерин Н.П. Учебное рисование. Учебн.пособие для d учащихся пед.училищ по спец.Р2002 "Дошкольное воспитание" и2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях", -2-е изд.,перераб. -М.:Просвещение, 1984, 240с.

93. Краткий словарь по эстетике:Кн. для учителя /Под ред. Ь'. Ф.Овсянникова. -М.: Просвещение, 1983, -223с.

94. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: ^ Просвещение, 1971, -144с.

95. Кузин B.C. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981, 160с.

96. Кузин Б.С. Оснозы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе: Пособие для учителей. -2-е изд. дополен. и перераб.-М.:Просвещение, 1977, 206с.

97. Кузин B.C. Особенности изобразительной деятельности как познавательная деятельность /АПН РСФСР, НИИ шк.-М.:19б9, -100с.

98. Кузин B.C. Психология: Учебник для художеств.училищ. -2-е изд.перераб.и дополнен.-М.:Высшая школа, 1982.- 256с.

99. Кучиньская А. Прекрасное:Миф и действительность.-М.: Прогресс, 1977, 154с.

100. Кун H.A. Легенды и мифы Древней Греции.-М.:Просвещение, 1957, 443с.

101. Краснов Н.В. Беседы по искусству в начальной школе.-Л.:Учпедгиз, 1962, 161с.

102. Краснов Н.В. беседы по искусству в средней школе.-М.Искусство, 1970. 173с.

103. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. -М.:1. Просвещение, 1968. 207 с.

104. Лазарь Т.И. Педагогические требования к построению содержания занятий разных видов рисования в старшей группедетского сада. В кн.:Проблемы совершенствования обучения и воспитания детей в детском саду, Минск, 1980, с.13-21.

105. Ларичев В.Е. Прозрение. -М.:Полит.литература, 1990,- 328с.

106. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Полит.издат, 1975, 304с.1109. Лилов А. Природа художественного творчества. -М.:1. Искусство, 1981, 479с.

107. НО. Лернер И.Я. Дидактическая основа методов обучения. -М.:Педагогика, 1081, -185с.

108. Дукач Д. Своеобразие эстетического. -М.:Прогресс, 1985, -T.I. 335с.

109. Любимов л.Д. Искусство Древней Руси. -М.: Просвещение, 1981. 335с.

110. Маршак БД!. Рисование дошкольника на основе наблюдений окружающего. -Минск,Народная Асвета, 1964. 73с.

111. НО. Макарова Е.Г. 3 начале было детство. -М.:Педагогика, 1980. 251с.

112. Макарова Е.Г. Освободите слона. :Знание, 1985,- 79с.

113. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. -М.: Просвещение, 1983. 135с.

114. Мастера искусства об искусстве. -Ш.: Искусство, 1970 Т.5,7.

115. Материалы и техники рисунка. Под ред. В.А.Королёва. -М.:Искуство, 1387. 31с.

116. Мейлах B.C. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования // Психология процессов художественного творчества/ Отв.ред. B.C.Мейлах, К.А.Хренов.-Л.: Наука. Лениградск.отд-ие, 1380. -с.5-23.

117. Мейлах B.C., Высочина Е.И. Новое в изучении художественного творчества: Проблемы комплексного подхода.-М.: Знание, I9S8. -64с.-/Новое в низни, науке, технике.Сер."Эстетика" ; $ Ю/.

118. Мелентьев Ю.С. Не за три моря.-М.: Молод.гвардия, 1979. 287с.

119. Лелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности.- '-L : Знание, 1381. 96с.-/Новое в жизни, науке, технике.Сер. "Педагогика и психология"; 3 I /.

120. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию /Под ред. Н.П.Сакулиной и Т.С.Комаровой, -М.: Просвещение, 1379. 272с.

121. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду / Под ред. Н.П.Сакулиной.-5-е изд.испр.-М.: Просвещение, 197I. 256с.

122. Методика проведения бесед но искусству. Пособие для учителей. Составитель А.Н.Гавриков. М.-Л.: Просвещение, 1355. 109с.

123. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребёнкакак форма усвоения социального опыта, -ы. :Педагогика, 1981.- 240с.

124. Мухина Б.С, детская психология.-М.:Просвещение, 1985. » 270с.

125. Народное искусство в воспитании дошкольников.-М.: Пед. общ.России. Для педагогов дошкольных дошкольных учреждений и изостудий. Ред.проф. Комарова Т.С. IS96. -140с.

126. Неменский Б.М. Мудрость красоты:.О проблемах эстетического воспитания. Кн. для учителя.-М.:Просвещение, 1981.щ 192 с.

127. Никитин Л.П. Новиков Ю'.В. Окружающая среда и человек. -М.: Высшая школа, 1980. А?Лс.

128. Николаева О.Н. Ознакомление старших дошкольников с зависимостями, существующими в природе, как средство умственного воспитания /на материале жизни животных/: Автореф.дис. канд.пед.наук /АПН СССР.НИИ доаксльн.воспитания. М.-1979.- 27с.

129. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. Зетлугина H.A., Казакова Т.Г., Пантелеев Г.Н. и др. -М.: Просвещение, 1939. 235с.

130. Обучение детей рисованию. Пособие для воспитателей детских садов. Изд. 2-е, испр. и дополн./Под ред. С.В.Парафее-вой.-М.:Просвещение. 1972. 85с.

131. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон.-М.:Просвещение, 1992. 181с.

132. Овсянникова Ю. Русский лубок.-М.:Сов.художник, 1952, -50с.

133. Оганоз А. Логика художественного отражения.-М.:1. Искусство, 1972. -120с.

134. Орловский Г.И. О художественном образовании учителя рисования. / Из опыта работы/. Л., 1961. 165.с

135. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства иего работы. Некоторые размышления о профессии.-М.: Просвещение,1972. 80с.

136. Орловский Г.И. Учитесь смотреть и видеть.-М.:Просвещение, 1959. 115с.

137. Основы дошкольной педагогики /Под ред.A.B.Запорожца и Т.А.Марковой.-М.:Педагогика, 1981. 272с.

138. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. В.Б.Косминская, Н.Б. Халезова, -М.: Просвещение, 1981. 135с.

139. Павлинов П.Я. Графическая грамота. -М.гГос.учебно-пец.изд.1935. с.23-64.

140. Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует.-М.:Сов.художник. 1955. -105с.

141. Палинов П.Я. Каждый может научиться рисовать.-М.: Сов.художник, 1966. с.80-90.

142. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеев Л.В. Декоративное искусство детям.-М.:Просвещение, 1976. 143с.

143. Пантелеев Л.В. Развитие чувства у детей 5-7 лет. Автореф.канд.пед.наук.-М.:1970- 23с.

144. Пенкин М.С. искусство и наука.-М.:Современник, 1982. 302с.

145. Перепелкина Г.П. Искусство смотреть и видеть.-М.: Просвещение, 1982. 155с.

146. Петровский A.B. Роль фантазии в развитии личности. -М.: Знание, 1961. -48с.

147. ПоддЪяков H.H. К постановке проблемы умственноговоспитания в детском саду.//Умственное воспитание дошкольников/ Под ред.H.H.Подцьякова.-M:1972. с.5-52.

148. Подцьяков H.H. Мышление дошкольника.-М.: Педагогика, 1977. 272с.

149. Поздняк Л.В. К проблеме подготовки организаторов дошкольного воспитания. В кн.Совершенствование подготовки*, специалистов дошкольного профиля./ Отв.ред.Р.Г.Казакова/.-М.: МГПИ m Ленина, £982. с.56-73.

150. Полуянов Ю.А. Воображение и способности.-М.:Знание, 1952. 54с.-/Новое в жизни, науке, технике.Сер."Педагогика и психология": Ш II/.

151. Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности учителя. /Предисловие действительного члена АПН СССР Ю.К.Бабанского.-М.: Педагогика, 1983. 128с.

152. Программа воспитания в детском саду.-8-е изд. испр.-М.: Просвещение, 1978. 160с.

153. Программа /"Развитие".-М.:Детский центр Венгера, 1992, младший, средний, старший дошкольный возраст.- 50с.: -105с: -120с.

154. Программа, учебно-методическ. пособие."Синтез искусств в эстетическом воспитании." О.А.Куревина, Л.С.Васильева. -M.: 1993. 55с.

155. Психологический словарь /Под ред.В.В.Давыдова, A.B. Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.-М.: Педагогика, 1983. 448с.

156. Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц, и её применение в рисунке.-М.: Выс. школа, 1971. 150с.

157. Развитие удомественных способностей. / Подред. Н.П. Сакулиной.-М.: Изд.АПН РСФСР. 1959. 368с.

158. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.-М.:Найка, 1994. 60бс.

159. Розет И.М. Псизология фантазии. Экспериментально-теоре-ё тическое исследование внутренних закономерностей продуктивнойумственной деятельности.-Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1977. 312с.

160. Романова Е.С. Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике.-М.:Дидакт., 1991. 249с.

161. Ростовцев H.H. Академический рисунок: Учебник длящ студентов худоя.-граф.пед.ин-ов. -2-е изд., доп. и перераб.-М.:1. Просвещение, 1984. 240с.

162. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного исуусства в школе.-М.:Просвещение, 1974. 244с.

163. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию.-М.:Просвещение, 1982. 226с.

164. Рубинштейн С.Л. 0 мышлении и путях его исследования. /АПН СССР. Ин-т философии.-М. 1958. 147с.

165. Рябов В.Ф. Человек творит искусство.-М.:Дет.литература, ÍP98I. 159с.

166. Савостьянов Е. Единство познания и творчества в искусстве. Проблемы социалистического реализма.-М.:Изобраз.искусство, 1977. 311с.

167. Сакулина Н.П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях рисованием. В кн.:Развитие художественных способностей./Под ред.Н.П.Са-кулиной,-М.,изд.АПН РСФСР, 1959. вып. 100, с.7-97.

168. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве.-М.: Просвещение, 1965. 214с.

169. Сакулина Н.П. Умственное воспитание на занятиях изобразительной деятельности // Умственное воспитание дошкольников/ Под ред. H.H.Подцьякова.-М.,1972, с.85-120.

170. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей.-М.:Просвещение,$ 1982. 208с.

171. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. /Под ред. Н.А.Ветлугиной.-М.¡Педагогика. 1980. -203с.

172. Семушина Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя дошкольного учреждения. В кн.: Совершенствование подготовки специалистов дошкольного профиля.-М.: МГПИ им. В.И. Ленина, Р982. с.82-83.

173. Сенсорное воспитание в детском саду /Под ред.H.H. Подцьякова, В.Н.Аванесовой.- 2-е изд.,испр. и дополн.-М.: Просвещение, 1973. 192с.

174. Сетон-Томпсон Э. Животные герои.-М.:Моск.рабочий, 1982. - 217с.

175. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославь. Академия "Развития". 1996. 188с.

176. Система эстетического воспитания в детском саду. /АПН РСФСР; Под ред.H.A.Ветлугиной.-М.;1962. 372с.

177. Смольяников И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. Книга для учителя.-М.:Просвещение, 1984. 207с.

178. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников/ Под ред. Н.Н.Поддьякова.-М.: Педагогика, 1980. 216с.

179. Старикович С.3>. Замечательные звери. :РОСМЗН, 1994.-144с.t 185. Старкова З.С. Литература и живопись.-М.: Просвещение,1985. 11с.

180. Страунинг A.M. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. Детск. дошк.учреждения. Обнинск, 1990. 49с.

181. Строков В.В., Дмитриев Ю.Ю. Леса и их обитатели.-М.: t Лесная пром-ть, 1965. 325с.

182. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов пед. ин-ов /Космин-ская В.Б., Васильева Е.И. казакова Р.Г. и др. 2-е изд. перераб. и допол.-М.: Просвещение, 1985. - 255с.

183. Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи.-^.: Просвещение, 1980. 160с.

184. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства.-М.:Проввещение, 1981. 180с.

185. Терентьев А.Е., Ростовцев H.H., Развитие творческих способностей на занятиях рисованием.-М.: Просвещение, 1937. 138с.192. теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания.//Известия АПН РСШСР.- М., 1947, Вып.П.

186. Тюхтин B.C., Ларкин Ю.Ф. Содержание и форма в искусстве. М.¿Знание, 1984. - 64с.-/Новое в жизни, науке,технике .Сер."Эстетика",£ 7/.

187. Униковский A.A. Рисунки-наброски. -?/. : Просвещение, 1982. 55с.

188. Умственное воспитание детей дошкольного возраста./Сб.научн.трудов МГПИ им.В.И.Ленина.-М.:1980. 142с.

189. Усова А.П. Обучение в детском саду. /Под ред. A.B. Запорожца, 3-е изд. ,испр.-М. .'Просвещение, 1981. 176с.

190. Шабри К.Э., Николаева С.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животным миром.// Умственное воспитание дошкольника/под ред. Н.Н.Под-дьякова. -М. : Педагогика, 1972,- с.I2I-I52.

191. Флерина Е.А. Детский рисунок.-".:Новая Москва, 1924, 82с.

192. Флерина Е.А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях: Пособие для высш.пед.учебн.заведений и пед.техникумов. -М. : Учпедгиз, 1934. 96с.

193. Флерина S.A. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.-М.:Учпедгиз, 1956. 160с.

194. Злерина Е.А. эстетическое воспитание дошкольника /АПН РСФСР.-М.:1961. 334с.

195. Халезова Н.Б. Народная пластика ш декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя.-М.:Просвещение, 1984. 112с.

196. Художественное творчество в детском саду. /Под ред. H.A.Ветлугиной.-М.:Просвещение, 1974. 175.

197. Художественное и научное творчество /Под ред.В.С. Мейлаха.-Л.:Наука, 1972. 333с.

198. Художественное творчество и ребёнок. /Под ред. Н.А.Ветлугиной,-М.:Педагогика, 1972. 287с.

199. Чарнецкий Я.Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня.-М.:Просвещение, 1991. 156с.

200. Чарушин Е.И. Тюпа, Томка к сорока.- М.:Дет.литература, 1981. 58с.

201. Чистяков П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. I832-I9I9. М.:Искуство.1353. 592с.

202. Чунаев С.Ф. Природные основы красоты: Автореф.дис1. канд.филос.наук /ЛГУ им. А.А.Дданова.-Л. ,1955. 16с.

203. Чумичёва P.M. Ознакомление с социальной значимостью содержания жанровой живописи детей дошкольного возраста. Автореф. дис.канд.пед.наук /МГПИ им В.И.Ленина.-М.,1985.-18с.

204. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в I классе: Пособие для учителя. —1&. : Просвещение, 1981. 191с.

205. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во II классе: Пособие для учителя.-М.:Просвещение, 1984. 207с.

206. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования.-М.: Просвещение, 1974. 150с.

207. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество. Пробл.руководства изобразительным творчеством детей. -М. : Просвещение, 1969. 271с.

208. Эйзенштейн С.М. Психология искусства /Неопубл.конспекты ст. и курса лекций/ // Психология процессов художественного творчества/ Отв.ред.Б.С.Мейлах, Н.А.Хренов.-Л.: Наука.-Ленингр. отд-ие, 1980. с.173-203.

209. Злы-шшш Д.В. Детская психология /Развитие ребёнка от рождения до семи лет/.-М.: Учпедгиз, I960. -328с.

210. Эстетическое сознание и процесс его Формирования, -отв.ред. Н.И.Кияшенко, Н.И.Лейзеров.-М.:Искусство, 1981. -256с.

211. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Пед.чтения. Под ред.В.В.Колокольникова.-М.: Изд.Академ.пед.наук, 1962. 47с.

212. Энциклопедический словарь юного художника.-!.: Педагогика, 1983. 405с.

213. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Автореф.дисд-ра пед.наук /НИИ обш. пробл.воспитания АПН CGC. -M., 1984. -32с. 9 221. Якобсон П.М. Психология художественного воспитания.-М.:Искусство,1964. 35с.

214. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. -М.:Знание, 1971. 45с. - /Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Искусство"; 5/.

215. Янакиева Е.К. Ознакомление с природой как средствообогащения изобразительной деятельности детей 4-5 лет: Автореф.дис----канд.пед.наук.-М.,1986./НИИ дошк.вос-ия Академ.пед.наук СССР. 16с.

216. Язык изобразительного искусства. Костин В.И., Юматов В.А. М.:Знамя. 1978. - 95с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.