П. И. Чайковский как мастер фортепианной миниатюры (к проблеме исполнительской интерпретации) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Пак, Ги Хван -

  • Пак, Ги Хван -
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 215
Пак, Ги Хван -. П. И. Чайковский как мастер фортепианной миниатюры (к проблеме исполнительской интерпретации): дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2012. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Пак, Ги Хван -

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ФОРТЕПИАННЫЕ МИНИАТЮРЫ В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ЧАЙКОВСКОГО.

§ 1. История создания фортепианных миниатюр.

§ 2. Жанровое и художественное своеобразие миниатюр Чайковского.

ГЛАВА ВТОРАЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦИКЛА «ВРЕМЕНА ГОДА».

§ 1. История создания и общая характеристика цикла.

§ 2. Анализ отдельных пьес цикла.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ФОРТЕПИАННЫЙ ЦИКЛ ОР. 72.

§ 1. История создания и общая характеристика.

§ 2. Анализ отдельных пьес цикла.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. МИНИАТЮРЫ ЧАЙКОВСКОГО В ИНТЕРПРЕТАЦИИ РУССКИХ ПИАНИСТОВ ПРОШЛОГО И СОВРЕМЕННОСТИ.

§ 1. С. Рахманинов, К. Игумнов, Л. Оборин как интерпретаторы миниатюр Чайковского.

§ 2. Сравнительный анализ интерпретаций Ор. 72 М. Плетневым и А. Наседкиным.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «П. И. Чайковский как мастер фортепианной миниатюры (к проблеме исполнительской интерпретации)»

Изучение композиторского и исполнительского искусства прошлого и настоящего - одна из актуальных и насущных проблем современного музыкознания. Особенно важно пополнение знаний о тех областях исполнительского и педагогического репертуара, которые поныне не нашли в теории и практике достаточного освещения. Это должно способствовать обогащению наших представлений как о творчестве того или иного композитора, так и о культурном своеобразии исторической эпохи в контексте современного видения.

Петр Ильич Чайковский - великий русский композитор, творчество которого необычайно широко и многогранно. Музыка его исключительно популярна. Фортепианные произведения Чайковского занимают достойное место в концертном и педагогическом репертуаре пианистов разных стран, в том числе и Республики Корея. Корейские пианисты, получившие музыкальное образование в России (а таких с каждым годом становится все больше), стремятся заинтересовать своих учеников исполнением миниатюр русских композиторов. Фортепианные пьесы Чайковского среди этих сочинений относятся к числу наиболее популярных и любимых. Немалый вклад в процесс привлечения внимания пианистов разных стран к фортепианному наследию композитора внесли конкурсы имени Чайковского, где исполнение его фортепианных сочинений, в том числе и миниатюр, является обязательным для пианистов.

Нельзя не заметить, однако, что среди большого числа фортепианных пьес композитора одни обладают широкой популярностью, другие недостаточно хорошо известны широкому кругу музыкантов. Между тем, эти менее известные сочинения, особенно циклы фортепианных миниатюр ор. 40, ор. 72 и др., исключительно богаты, как в содержательном, так и в художественном аспектах. Среди мало известных пьес композитора встречаются подлинные шедевры.

Вследствие этого представляется АКТУАЛЬНЫМ проведение с позиций современного видения методического и исполнительского анализа всех фортепианных миниатюр Чайковского в их совокупности. В контекст исследования целесообразно включение сравнительного анализа исполнительских интерпретаций произведений композитора пианистами прошлого и современности.

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Фортепианное наследие Чайковского получило в музыковедческой литературе достаточно основательное, но неравномерное освещение. Немалый интерес в этом плане представляют положения, изложенные в трудах Б. Асафьева, А. Алыпванга, К. Зенкина, А. Николаева, В. Цуккермана и др. В основополагающем труде А. Николаева «Фортепианные произведения П. И. Чайковского» акцент делается, главным образом, на рассмотрении произведений крупной формы -сонат и концертов. Фортепианные циклы анализируются здесь лишь в основных чертах. В книге К. Зенкина «Фортепианная миниатюра и пути романтизма» фортепианные циклы композитора также рассматриваются достаточно обобщенно, главным образом, в ракурсе становления в романтической музыке миниатюры как жанра. Средства исполнительской выразительности и проблемы исполнительской интерпретации автором практически не затрагиваются. В работе В. Цуккермана «Выразительные средства лирики Чайковского» особенности музыкального языка композитора раскрываются в контексте целостного анализа его произведений, однако фортепианные миниатюры не становятся здесь предметом специального рассмотрения.

Из фортепианных циклов Чайковского наиболее подробно проанализирован в музыковедческой литературе «Детский альбом». Этому произведению посвящены методические разработки и учебные пособия

С. Айзенштадта, Н. Корыхаловой, М. Смирновой, а также ряд статей, среди которых выделяются работы М. Месроповой и А. Кандинского-Рыбникова. В работе М. Туманиной с методических позиций освещен также фортепианный цикл «Времена года». В. Эпштейн подробно проанализировал интерпретацию цикла «Времена года» К. Игумновым. Что касается других циклов Чайковского, в том числе и венчающего его фортепианное наследие ор. 72, то, за исключением обобщенного рассмотрения их К. Зенкиным, сочинения эти в музыковедческой литературе специально не рассматривались.

По вопросам истолкования фортепианной музыки Чайковского высказывались многие исследователи, исполнители и педагоги -А. Гольденвейзер, М. Гринберг, К. Игумнов, Г. Коган, В. Ландовска, Л. Наумов, Г. Нейгауз, Я. Милыитейн, М. Плетнев, Д. Рабинович, С. Рихтер, М. Смирнов, В. Софроницкий, Я. Флиер, и др. Что касается корейского музыкознания, то в нем проблемы исполнения фортепианной музыки Чайковского до настоящего времени практически не затрагивались.

При всей ценности перечисленных выше трудов, нельзя не отметить, что они не решают проблемы исследования фортепианных миниатюр композитора в комплексе. Отсутствуют обобщающие труды, в которых как популярные, так и менее распространенные в исполнительском и педагогическом процессах фортепианные циклы композитора рассматриваются всесторонне. Не проанализированы и особенности исполнительской интерпретации миниатюр Чайковского с позиций истории и современности.

ОБЪЕКТОМ настоящего диссертационного исследования являются фортепианные миниатюры Чайковского в их совокупности.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ составляет проблема рассмотрения фортепианных пьес композитора в исполнительском и педагогическом процессах.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: проанализировать фортепианные миниатюры

Чайковского с исторических, методических и исполнительских позиций, а также в контексте прочтения их пианистами прошлого и современности. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

• охарактеризовать основные черты фортепианного стиля Чайковского

• рассмотреть фортепианные миниатюры Чайковского в контексте творческого наследия композитора в целом;

• определить роль фортепианных миниатюр в плане эволюции стиля композитора

• определить жанровую принадлежность фортепианных миниатюр Чайковского;

• проанализировать фортепианные циклы «Времена года» и восемнадцать пьес ор. 72 с исполнительских и методических позиций;

• дать систематизацию исполнительских указаний Чайковского в фортепианных миниатюрах;

• дать сравнительный анализ интерпретаций восемнадцати пьес ор. 72 современными пианистами М. Плетневым и А. Наседкиным;

• определить стилистическое своеобразие интерпретации фортепианной музыки Чайковского пианистами прошлого и современности.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ДИССЕРТАЦИИ составили:

• литературные труды П. И. Чайковского;

• нотные тексты музыкальных произведений Чайковского;

• фундаментальные исследования Б. Асафьева, А. Альшванга, А. Николаева, К. Зенкина и др.;

• фундаментальные труды по проблемам целостного анализа музыкального произведения В. Мазеля, В. Цуккермана и др.

При анализе конкретных музыкальных произведений и проведении сравнительного анализа исполнительских интерпретаций автор опирался на методологию, разработанную в трудах исследователей фортепианно-исполнительского искусства А. Алексеева, Л. Баренбойма Г. Когана, Н. Корыхаловой, Д. Рабиновича, М. Смирновой и др., а также на собственный исполнительский и слушательский опыт.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: в диссертации использованы методы исторического, музыкально-теоретического, интонационного анализа, а также метод сравнительного анализа исполнительских интерпретаций. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

• фортепианные миниатюры Чайковского в их совокупности образуют целостное единство;

• жанровая система миниатюр Чайковского обладает качеством универсальности;

• в циклах фортепианных миниатюр нашла отражение эволюция композиторского стиля Чайковского;

• исполнительские указания композитора весьма развернуты, оригинальны и образуют целостную систему;

• темпо-ритмические, динамические, артикуляционные указания композитора, а также его словесные исполнительские ремарки тесно взаимосвязаны;

• исполнительские указания Чайковского необходимо рассматривать во взаимосвязи с основными параметрами сочинения - тональным планом, ритмическим, фактурным своеобразием материала;

• фортепианные миниатюры композитора открывают перед исполнителем широкие возможности вариативности трактовок;

• традиции исполнения музыки Чайковского пианистами прошлого -С. Рахманиновым, К. Игумновым - нашли отражение и развитие в искусстве пианистов последующих поколений;

• современные пианисты М. Плетнев и А. Наседкин предложили новаторские в стилистическом плане истолкования миниатюр Чайковского;

• традиции русского исполнительского искусства в интерпретации миниатюр Чайковского представляют особую ценность и могут послужить образцом для пианистов республики Корея.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что в нем впервые:

• проведено развернутое исследование, в котором фортепианные миниатюры Чайковского рассматриваются в их совокупности как с исторических, жанровых, так и с методических, исполнительских позиций;

• определяется своеобразие исполнительских указаний Чайковского как целостной системы;

• выявляются многообразные взаимосвязи исполнительских указаний и особенностей строения музыкального произведения;

• дается сравнительный анализ исполнительских интерпретаций миниатюр Чайковского современными пианистами;

• рассматривается, как соотносятся в прочтении миниатюр Чайковского исполнительские принципы пианистов прошлого и современности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что:

• разносторонне проанализирован большой пласт миниатюр Чайковского;

• предложена новая систематизация фортепианных миниатюр композитора с учетом темы исследования;

• разработана классификация исполнительских указаний композитора;

• доказана возможность истолкования исполнительских указаний Чайковского как системного художественного явления;

• расширены и углублены возможности использования метода сравнительного анализа исполнительских интерпретаций;

• на основании сравнительного анализа звукозаписей пианистов прошлого и современности подтверждаются тезис о преемственности традиций русского фортепианно-исполнительского искусства;

• на анализе конкретного музыкального материала раскрываются возможности вариативного истолкования музыки Чайковского. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

Всесторонний анализ миниатюр Чайковского в их целостности может способствовать более широкому внедрению их в исполнительский и педагогический репертуар, что имеет особое значение для развития фортепианного искусства в республике Корея. Анализ исполнительских указаний Чайковского как целостной системы, а также сравнительный анализ исполнительских интерпретаций известных мастеров может способствовать привлечению внимания педагогов и концертирующих пианистов к тем миниатюрам, которые и поныне исполняются весьма редко.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Материалы исследования могут быть использованы в курсах истории фортепианного искусства, методики обучения игре на фортепиано, а также истории и теории художественного образования. Анализ исполнительских указаний Чайковского может быть полезен педагогам специального и общего курсов фортепиано, а также исполнителям, работающим над изучением фортепианных миниатюр композитора.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А. И. Герцена. По материалам исследования издано методическое пособие. Отдельные положения работы опубликованы в виде статей, а также отражены в докладах, прочитанных на международных и межвузовских научно-практических конференциях.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Пак, Ги Хван -

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жанровая система Чайковского обладает качеством универсальности, подразумевающим любые сочетания и наклонения»136, - замечает Е. Царева. Высказывание это в полной мере можно отнести и к фортепианному наследию Чайковского-миниатюриста. Все созданные им миниатюры, взятые в их совокупности, образуют некое единство, идеальную сопряженность масштабного и сиюминутного, большого и малого Традиция и новаторство проявлены в музыке Чайковского в неразрывном единстве. Фортепианные миниатюры Чайковского обладает глубоким психологизмом и неповторимым по силе эмоциональным воздействием. Будучи величайшим русским национальным художником, Чайковский никогда не был склонен к национальной ограниченности. Многое наследовал он от традиций западной музыкальной культуры, оставаясь верным русскому мироощущению. Композитор стремился к тому, чтобы творчество его органично вписывалось в общий процесс становления европейского и мирового искусства.

Ярко проявлено в фортепианной музыке композитора вокальное, певческое начало. Особенно тесно оно связано с русской народной песенностью. Смело обращался он и к интонационному строю современного ему музыкального быта - городскому романсу, бытовым танцам и пр. Особенно ярко проявлен интерес к танцевальной стихии, к вальсовости. В миниатюрах ярко дает о себе знать характерное для композиторов-романтиков тяготение к программности.

Непростая исполнительская судьба миниатюр Чайковского связана с рядом стереотипов, установившихся во взглядах пианистов на природу фортепианной музыки Чайковского. Преодоление этих стереотипов - одна из важных задач современного исполнительского искусства. Всесторонне

136 Царева Е. Чайковский в наши дни. Между двумя датами // П. И. Чайковский. К 100-летию со дня смерти. Материалы научной конференции. Сб. 12. М., 1995. С. 6. изучение фортепианной музыки композитора, а также достижений мастеров исполнительства в данной области позволит пересмотреть сложившуюся ситуацию на концертной эстраде, а также в педагогической практике. «Мне кажется, что исполнители до Чайковского так еще не добрались» - именно так озаглавил свою статью, обращенную к пианистам современный

137 музыкальный критик В. Берлинский, что говорит само за себя

Фортепианные миниатюры Чайковского - это музыка искреннего правдивого чувства, требующая подлинного душевного сопереживания. По мнению Б. Асафьева, многие клавирные пьесы Чайковского по музыкальному материалу являются хрестоматийными, однако далеко не каждому музыканту удается найти собственную ноту в их прочтении. Особую ценность в этом плане представляют достижения русского исполнительского искусства. Как справедливо отметил А. Гольденвейзер, «если эти произведения представляют собой трудную задачу для русских исполнителей, то, разумеется, она еще более трудна для исполнителей других

138 стран» .

Выдающимся интерпретатором фортепианных миниатюр Чайковского был С. Рахманинов, традиции которого нашли продолжение в искусстве В. Софроницкого, П. Серебрякова. Ярко раскрылась в миниатюрах Чайковского своеобразие таланта К. Игумнова, из школы которого вышли такие замечательные пианисты как Л. Оборин, Я. Флиер, М. Плетнев. Ознакомление зарубежных исполнителей, в том числе и корейских музыкантов с опытом, накопленном в российском исполнительском искусстве прошлого и современности - одна из важнейших задач современного музыкознания.

Комплексное изучение фортепианных миниатюр Чайковского с позиций современности позволяет сделать следующие выводы.

137

Берлинский В. Мне кажется, что исполнители до Чайковского так еще не добрались // Музыкальное просвещение. 2005. № 4. М., 2005. С. 1.

138 Гольденвейзер А. О музыкальном искусстве. М., 1975. С. 233.

• жанровая система Чайковского обладает качеством универсальности. В циклах фортепианных миниатюр нашла отражение эволюция композиторского стиля Чайковского;

• исполнительские указания композитора весьма развернуты, оригинальны и образуют целостную систему;

• важнейшую роль в интерпретации миниатюр Чайковского сыграло русское исполнительское искусство;

• ознакомление зарубежных исполнителей, в том числе и корейских музыкантов, с опытом, накопленном в российском исполнительском искусстве прошлого и современности — одна из важнейших задач современного музыкознания.

Духовное послание Чайковского к музыкантам XXI века и поныне таит в себе немало нераскрытых смыслов. Думается, что и много лет спустя пианисты будут по-новому открывать для себя музыку Чайковского. Хотелось бы надеяться, что современное поколение молодых пианистов, в том числе и корейских, продолжит замечательные традиции крупнейших мастеров и предложит новые интерпретации созданных Чайковским фортепианных миниатюр в их полном объеме.

Результаты настоящей диссертационной работы могут быть использованы как основа для дальнейшего изучения проблемы, а также в учебном процессе в музыкальных учебных заведениях России и Кореи.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Пак, Ги Хван -, 2012 год

1. Литература на русском языке:

2. Айзенштадт С. Детский Альбом П. И. Чайковского / С. Айзенштадт. М.: Классика-ХХ1, 2009. - 27 с.

3. Алексеев А. История фортепианного искусства / А. Алексеев. Часть 2.-М.: Музгиз, 1967. - 285 с.

4. Алексеев А. Русская фортепианная музыка. Конец XIX начало XX веков / А. Алексеев. - М.: Музыка, 1969. - 286 с.

5. Алыиванг А. П. И. Чайковский / А. Алыиванг. 3-е изд. - М.: Музыка, 1970. - 816.с.

6. Анатолий Константинович Лядов. Жизнь. Портрет. Творчество. Из писем. СПб.: «Композитор-Санкт-Петербург», 2005. - 167 с.

7. Арановский М. Рукопись в структуре творческого процесса: очерки музыкальной текстологии и психологии творчества: Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Прокофьев / М. Арановский. М.: Композитор, 2009. - 343 с.

8. Арутюнов Д. Взгляды Чайковского на музыкальную форму (на материале высказываний) / Д. Арутюнов // Вопросы истории, теории и исполнительства: Сборник статей. М.: Музыка, 1990. - С. 17-42.

9. Асафьев Б. Глинка / Б. Асафьев. Л.: Светозар, 1930. - 68 с.

10. Асафьев Б. Избранные труды: В 5 т. / Б. Асафьев. М.: Изд-во АН СССР, 1952-1957. - Т. 2. - М., 1955. - 384 с.

11. Асафьев Б. Избранные труды: В 5 т. / Б. Асафьев. М.: Изд-во АН СССР, 1952-1957. - Т. 4. - М., 1955. - 440 с.11 .Асафьев Б. Инструментальное творчество Чайковского // Асафьев Б. Избранное. Л.: Музыка, 1954. - С. 78-142.

12. Асафьев Б. Критические статьи, очерки и рецензии / Б. Асафьев. М.- Л.: Музыка, 1967. 300 с.

13. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс / Б. Асафьев. Л.: Музыка, 1971. - 376 с.

14. Л. Баренбойм. Л.: Музыка, 1969. - 285 с. 20.Баренбойм Л. За полвека. Очерки. Статьи. Материалы / Л. Баренбойм.- Л.: Советский композитор, 1989. 368 с.21 .Баринова М. Музыка и ее представители в моей жизни / М. Баринова.- СПб.: Папирус, 2002. 159 с.

15. Будяковский А. О творчестве и музыкально-эстетических воззрениях П. И. Чайковского / А. Будяковский. СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008.-321 с.

16. Бялик М. Чайковский и Шуман / М. Бялик // П. И. Чайковский. Наследие: Сборник научных статей. Вып. 2. СПб.: Музыка, 2000. -С.160-172.

17. Вайдман П. Слово Чайковского в рукописях его инструментальных произведений / П. Вайдман // Чайковский. Новые документы и материалы: Сборник статей. СПб.: Композитор, 2003. - С. 74-86.

18. ЪО.Васина-Гроссман В. М. И. Глинка. 1804 1857 / В. Васина-Гроссман.- М.: Музыка, 1982. 103 с.

19. Вахидов А. П. И. Чайковский. «Думка» / А. Вахидов. М.: Музыка, 1982.-51 с.

20. Владимир Нильсен артист и учитель: Сборник статей и материалов.- СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2005. 563 с.

21. Вопросы истории, теории и исполнительства. Чайковский. К 150-летию со дня рождения: Сборник статей МГК им. Чайковского. М.: НИЦ «Консерватория», 1990. - 234 с.

22. Вопросы фортепианного исполнительства: Сборник научных статей. Вып. 4.-М.: Музыка, 1976. 205 с.

23. Воспоминания о П. И. Чайковском: Сборник статей. 4-е изд., испр.- М.: Музыка, 1980. 477 с.

24. Воспоминания о Софроницком: Сборник статей. М.: Советский композитор, 1970. - 416 с.

25. Восприятие музыки: Сборник статей. М.: Музыка, 1980. - 256 с.

26. Вспоминая Нейгауза: Сборник статей и материалов. М.: Классика-XXI, 2007.-328 с.

27. Выдающиеся пианисты-педагоги о музыкальном искусстве: Сборник статей и материалов. М.; JL: Музыка, 1966. - 315 с.

28. Гаевский В. Дом Петипа / В. Гаевский. М.: «Артист. Режиссер. Театр.», 2000. - 429 с.4 \.Гаккель Л. Девяностые / J1. Гаккель. СПб.: Культ-Информ.Пресс, 1999.-286 с.

29. Гаккель Л. Еще шесть лет / JI. Гаккель. СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2006.-221 с.

30. Генрих Нейгауз и его ученики. Пианисты-гнесинцы рассказывают: Сборник статей и материалов. М.: Классика-ХХ1, 2007. - 143 с.

31. АА.Глинка М. Литературное наследие / М. Глинка. Т. 2. - Л.; М.:

32. Музыка, 1952.-456 с. 45.Голубовская Н. Искусство исполнителя / Н. Голубовская. СПб.:

33. Композитор, 2007. 487 с. А6.Голубовская Н. Искусство педализации / Н. Голубовская. - Изд. 2-ое.- Л.: Музыка, 1974. 96 с.

34. Al .Гольденвейзер А. Советы педагога-пианиста / А. Гольденвейзер // Пианисты рассказывают. М.: Советский композитор, 1990. - С. 112- 128.

35. Гольденвейзер А. О музыкальном искусстве / А. Гольденвейзер. М.: Советский композитор, 1975. - 245 с.

36. Горностаева В. «Времена года» / В. Горностаева // Советская культура, 1980. 24 окт. № 86. - С. 6.

37. Гофман И. Фортепианная игра / И. Гофман // Гофман И. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Классика-ХХ1, 2003. - 191 с.51 .Григорьев Г. Статьи. Воспоминания. Материалы / Г. Григорьев. М.: Советский композитор, 1984. - 286 с.

38. Григорьев Г., Платек Я. Современные пианисты: Биографические очерки / Г. Григорьев, Я. Платек. М.: Советский композитор, 1985. -472 с.

39. Грохотов С. Музыкальный бидермайер: эпоха стиль - география / С. Грохотов // От барокко к романтизму: Научные труды Московской госуд. Консерватории им. П. И. Чайковского. - Вып. 2-М.: НТЦ «Московская консерватория», 2010. - С. 89-108.

40. Дюбал Д. Вечера с Горовицем / Д. Дюбал. М.: Классика-ХХ1, 2008. -360 с.

41. Землянский Б. Тринадцать прелюдий Рахманинова ор. 32 / Б. Землянский // Как исполнять Рахманинова: Сборник статей. М.: Классика-ХХ1, 2003. С. 48-92.

42. Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма / К. Зенкин. М.: Композитор, 1997. - 478 с.

43. Как исполнять Рахманинова: Сборник статей. М.: Классика-XXI, 2003.-234 с.

44. Как исполнять русскую фортепианную музыку / Сост., авт. вступ. ст. Е. В. Ключникова. М.: Классика-ХХ1, 2009. 160 с.

45. Коган Г. Вопросы пианизма. Избранные статьи / Г. Коган. М.: Советский композитор, 1968. - 461 с.

46. Х.Коган Г. О фортепианной фактуре. К вопросу о пианистичностиизложения / Г. Коган. М.: Советский композитор, 1961. - 194 с.

47. Коган Г. Работа пианиста / Г. Коган. М.: Советский композитор, 1961.- 194 с.

48. Коган Г. У врат мастерства / Г. Коган. М: Советский композитор, 1958.- 115 с.lA.Kopmo А. О фортепианном искусстве / А. Корто. М.: Классика-ХХ1, 2004. - 203 с.

49. Корыхалова Н. За вторым роялем / Н. Корыхалова. СПб.: Композитор, 2008. - 563 с.

50. Композитор, 2012. 433 с. 19.Кременштейн Б. Постскриптум. Записки педагога / Б. Кременштейн.- М.: Классика-XXI, 2009. 207 с.

51. Луначарский А. Культурное значение музыки Шопена (К столетнему юбилею) / А. Луначарский // Шопен каким мы его слышим. М.: Музыка, 1970.-С. 38^9.

52. Мазель Л. Вопросы анализа музыки / Л. Мазель. М.: Советский композитор, 1978. - 376 с.

53. Малинина И. «Детский альбом» и «Времена года» П. И. Чайковского. Методическая разработка для преподавателей детских музыкальных школ и училищ / И. Малинина. М.: Музыка, 2003. - 96 с.

54. Ъб.Малинковская А. Фортепианно-исполнительское интонирование: Очерки / А. Малинковская. М.: Музыка, 1990. - 191 с.

55. Мария Вениаминовна Юдина. Статьи. Воспоминания. Материалы. М.: Советский композитор, 1978. 416 с.88 .Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника / К. Мартинсен. М.: Музыка, 1966. - 220 с.

56. Мастерство музыканта-исполнителя: Сборник статей. Вып.1. - М.: Советский композитор, 1972. - 346 с.

57. Милъштейн Я. Статьи. Воспоминания. Материалы / Я. Милыптейн. -М.: Советский композитор, 1990. 288 с.

58. Михайлов М. Этюды о стиле в музыке / М. Михайлов. М.: Музыка, 1990.-231 с.

59. Монсенжон Б. Рихтер. Дневники. Диалоги / Б. Монсенжон. М.: Классика-ХХ1, 2003. - 468 с.

60. Музыка и современность: Сборник статей. М.: Советский композитор, 1961. - 70 с.

61. Музыкальное наследие Чайковского: Из истории его произведений. -М.: АН СССР, 1958.-718 с.99 .Назайкинский Е. О музыкальном темпе / Е. Назайкинский. М.: Музыка, 1974.- 198 с.

62. Назайкинский Е. Поэтика музыкальной миниатюры / Е. Назайкинский. -М.: Музыка, 1979. 165 с.

63. Назайкинский Е. Психология музыкального восприятия / Е. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. - 384 с.

64. Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке / Е. Назайкинский. М. : Владос, 2003.-248 с.

65. Наумов Л. Под знаком Нейгауза / Л. Наумов. М.: РИФ «Антиква», 2002. - 330 с.

66. Наумов Л. П. И. Чайковский / Л. Наумов // Как исполнять русскую музыку. М.: Классика-ХХ1, 2007. - С. 140-148.

67. Генрих Нейгауз. Воспоминания. Письма. Материалы. / Составитель Е. Р. Рихтер. М: Имидж, 1992. - 415 с.

68. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Нейгауз. Изд. 2-ое. М.: Музыка, 1961.-228 с.

69. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Нейгауз. М.: Музыка, 1987.-240 с.

70. Нейгауз Г. Мастерство пианиста / Г. Нейгауз // Пианисты рассказывают. Вып. 2. - М.: Музыка, 1984. - С. 158-172.

71. Нейгауз Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Письма к родителям / Г. Нейгауз. М.: Музыка, 1983. - 567 с.

72. Немировская И. Микрокосм детства в творчестве П. И. Чайковского: «Детский альбом» / И. Немировская // Музыка и время. 2010. № 10. -М.: Музыка, 2010. С. 21-25.

73. Николаев А. Фортепианное наследие Чайковского / А. Николаев.- М.-Л.: Музыка, 1949. 208 с.

74. Николаев А. Советы педагога-пианиста // Пианисты рассказывают. Вып. 1. М., 1990. С. 159-175.

75. Ныркова В. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей / В. Ныркова. М.: Музыка, 1988. - 48 с.

76. Овчинников М. Фортепианное исполнительство и русская музыкальная критика XIX века / М. Овчинников. М.: Музыка, 1987.- 198 с.

77. От урока до концерта: Сборник статей. Вып. 1. - М.: Классика-XXI, 2009. - 80 с.

78. Перелъман Н. В классе рояля. Короткие рассуждения / Н. Перельман. М.: Классика-ХХ1, 2000. - 151 с.

79. Пианисты рассказывают: Сборник статей и материалов. Вып. 1 -М.: Музыка, 1990. - 189 с.

80. Познанский А. Петр Ильич Чайковский: биография / А. Познанский.- СПб.: Вита Нова, 2009. 623 с.

81. Покровская И. Фортепианные миниатюры А. С. Аренского / И. Покровская. Великий Новгород: Новгородский гос. ун-т, 2004. -59 с.

82. Полоцкая Е. Петр Ильич Чайковский как учитель / Е. Полоцкая. -Екатеринбург: AMO, 2007. 367 с.

83. Полякова Л. «Времена года» П. И. Чайковского / JI. Полякова. М.; Л.: Музыка, 1951.-30 с.

84. Протопопов Вл. Полифония Чайковского / Вл. Протопопов // История полифонии. Вып. 5. - М.: Музыка, 1987. - 318 с.

85. Рабинович Д. Исполнитель и стиль / Д. Рабинович. М.: Классика-XXI, 2010.-207 с.

86. Рахманинов: на переломе столетий. Харьков: Майдан, 2004. - 258 с.

87. Рихтер С. О русской музыке / С. Рихтер // Как исполнять русскую музыку. М.: Классика-ХХ1, 2009. - С. 139-140.

88. Розанов Ю. История русской музыки / Ю. Розанов. Том II. - М.: Музыка, 1961.-346 с.

89. Смирнов М. Об одной особенности исполнения фортепианных пьес Чайковского / М. Смирнов // Вопросы музыкальной педагогики: Сборник статей. Вып. 1. - М.: Музыка, 1979. - С. 107-114.

90. Смирнов М. Эмоциональный мир музыки / М. Смирнов. М.: Музыка, 1990.-320с.131 .Смирнова М. Артур Шнабель и его эпоха / М. Смирнова. СПБ.: «Сударыня», 2006. - 352 с.

91. Смирнова М. Из золотого фонда педагогического репертуара: Учебное пособие / М. Смирнова. СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2009. - С. 76-137.

92. Смирнова М. Сопоставляя интерпретации / М. Смирнова. СПб.: Сударыня, 2003. - 228 с.

93. Сраджев В. Закономерности управления моторикой пианиста / В. Сраджев. М.: Контенант, 2004. - 216 с.

94. Сраджев В. Принципы обучения как дидактический фундамент воспитания пианиста / В. Сраджев. Елец.: Муза, 2000. - 32 с.

95. Сухомлинов И. К проблеме интерпретации этюдов-картин Рахманинова / И. Сухомлинов // Как исполнять Рахманинова: Сборник статей. М.: Классика-ХХ1, 2003. - С. 92-118.

96. Тимакин Е. Воспитание пианиста / Е. Тимакин. М.: Советский композитор, 1989. - 144 с.

97. Фейнберг С. Пианизм как искусство / С. Фейнберг. М.: Композитор, 1967. - 598 с.

98. Фрадкина Э. Зал дворянского собрания. Заметки о концертной жизни Санкт-Петербурга / Э. Фрадкина. СПб.: Композитор, 1994. -199 с.

99. Холопова В. Фактура. Очерк / В. Холопова.- М.: Музыка, 1979. 87 с.141 .Холопова В. Формы музыкальных произведений / В. Холопова. -СПб.: Лань, 2009.-496 с.

100. Царева Е. Чайковский в наши дни. Между двумя датами / Е. Царева // П.И. Чайковский. К 100-летию со дня смерти. Материалы научной конференции: Научные труды Московской консерватории. Сборник 12.-М.: ТИЦ «Консерватория», 1995. - С. 6.

101. Цветаева М. Проза. Мать и музыка / М. Цветаева. М.: Современник, 1989. - С. 58-84.

102. ХАА.Цуккерман В. Выразительные средства лирики Чайковского / В. Цуккерман. М.: Музыка, 1971. - 245 с.

103. Чайковский П. И. Вопросы истории и стиля: Сборник трудов. М.: Гос. муз.-пед. институт им. Гнесиных, 1989. - 176 с.

104. Чайковский М. Жизнь П. И. Чайковского: В 3-х т. / М. Чайковский. -М.-Лейпциг, 1900-1902. Т. 3. - 598 с.

105. Чайковский и народная песня: Избранные отрывки из писем и статей. М.: Музгиз, 1963. - 159 с.

106. Чайковский 77. Музыкально-критические статьи / П. Чайковский. -М.: Музыка, 1953.-428 с.

107. Чайковский П. И. Новые документы. Материалы: Сборник статей. -СПб.: Композитор, 2003. 312 с.

108. Чайковский П. Переписка с Н. Ф. фон Мекк: В 3-х т. / П. Чайковский. M.-JL: Музгиз, 1934-1936. - Т. 1. - 643 с. - Т. 2. -676 с.-Т. 3.-682 с.

109. Чайковский 77. Переписка с П. И. Юргенсоном: В 2-х т. / П. Чайковский. М.: Музгиз, 1938-52. - Т. 1. - 688 с. - Т. 2.-718 с.

110. Черная М. Фигурационное письмо в фортепианной музыке П. И. Чайковского / М. Черная // Фортепиано. 2007. № 3/4. М.: Музыка, 2007. - С. 50-60.

111. Шелудякова О. Трактовка гаммы в музыке позднего романтизма на примере творчества П. И. Чайковского / О. Шелудякова // Музыковедение. 2006. № 3. -М.: Музыка, 2006. С. 9-13.

112. Шенберг Г. Великие пианисты / Г. Шенберг. М.: Аграф, 2002. -403 с.

113. Шопен каким мы его слышим. М.: Музыка, 1970. - 310 с.

114. Эпштейн В. «Времена года» Чайковского в интерпретации Шумана / В. Эпштейн. Минск.: Вышейшая школа, 1966. - 96 с.

115. Литература на корейском языке:159.1. Щ2-. 2001 М-к

116. Лю Йон Хён. П.И. Чайковский. Произведения всемирно известного музыканта и его жизнь / Ион Хён Лю. Сеул: Музыка Весна-осень, 2001.- 170 с.160.1. 2Н-7Ц ВД ^2002.

117. Ким Дон Иль и др. П. И. Чайковский. Интерпретация известных музыкальных произведений. Серия «Жизнь и искусство»: В 12-ти томах / Дон Иль Ким и др. Сеул: Мир Музыки, 2002. - 282 с.161.1. Ц -а-^-. ЩЩп) д.^201М#

118. Джероми Сипыман. П.И. Чайковский. Жизнь и музыка / Пер. с японского Хён Су Ким / Сипыман Джероми. Сеул: Мир Музыки, 2011.-288 с.1. V 'г

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.