Памятники русского искусства середины XIX века в интерпретации Теофиля Готье тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Сназина, Валерия Борисовна

  • Сназина, Валерия Борисовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 214
Сназина, Валерия Борисовна. Памятники русского искусства середины XIX века в интерпретации Теофиля Готье: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2011. 214 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Сназина, Валерия Борисовна

ВВЕДЕНИЕ.2

ГЛАВА 1. РОССИЯ И ОБРАЗЫ ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ ГОТЬЕ .30-

ГЛАВА 2. АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ РОССИИ В ТРАКТОВКЕ ГОТЬЕ.65

2.1 Исаакиевский собор.74

2.2 Мариинский дворец.85

2.3 Царское Село: Екатерининский дворец и Арсенал.105

2.4 Архитектурные памятники Москвы и ее окрестностей.127

ГЛАВА 3. ВЗГЛЯДЫ ГОТЬЕ НА СОВРЕМЕННУЮ ШКОЛУ РУССКОЙ

ЖИВОПИСИ.136

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Памятники русского искусства середины XIX века в интерпретации Теофиля Готье»

Французский писатель, литературный и художественный критик, знаменитый путешественник, знаток и тонкий ценитель искусства Теофиль Готье (1811-1872) посетил Россию дважды - сначала в 1858/59 годах, а затем в 1861 году. Результатом этих поездок явились пять большеформатных альбомов: «Исаакиевский собор», «Императорский дворец Царского Села», «Арсенал Царского Села», «Дворец великой княгини Марии Николаевны» и «Памятник императору Николаю I». Они были изданы в Париже на французском языке под общим названием «Trésors d'art de la Russie ancienne et moderne» (1859-1862) под высочайшим патронажем русского императора Александра II и его супруги Марии Александровны. Кроме альбомов, широкую известность получила книга Теофиля Готье «Путешествие в Россию» (1866). Эти работы, посвященные русскому искусству и культуре, являются объектом данного исследования. Кроме того, объектом исследования являются, конечно, и сами памятники русского искусства середины XIX века, а также более ранних периодов, в, том числе произведения древней русской иконописи, которые рассматриваются на страницах сочинений Теофиля Готье. Предмет исследования - это «археология» Готье, его описание памятников русского изобразительного искусства и архитектуры, прежде всего, его интерпретация произведений современного русского искусства - Санкт-Петербурга и Москвы, созданных на протяжении первой половины XIX века. Основной целью данного исследования является рассмотрение наследия Т. Готье в контексте изучения истории русского изобразительного искусства и архитектуры середины XIX века.

Актуальность и значимость рассматриваемой работы состоит в том, что диссертация является первым монографическим исследованием, посвященным заявленной теме. В ней впервые подвергнуты искусствоведческому анализу альбомы Т. Готье «Художественные сокровища древней и новой России». Они никогда не переводились на русский язык, представляют собой библиографическую редкость, и, до сих пор- не являлись предметом научного исследования ни в отечественной, ни в зарубежной, в том числе, французской литературе. Данные экземпляры, можно сказать, с самого появления издания стали библиографической редкостью. Удалось разыскать все изданные альбомы в книгохранилищах России, установить их точную датировку, ибо даже в этом вопросе в литературе не было единого мнения. Эти материалы, помимо специального научного интереса, обладают еще и практической значимостью. Описания Т. Готье - уникальный документ для изучения состояния- памятников1 русского искусства середины XIX века, важный источник для проведения реставрационных работ, в том числе выдающихся памятников архитектуры - Исаакиевского собора и Мариинского дворца в Санкт-Петербурге, Екатерининского дворца и Арсенала в Царском Селе.

Для подготовки серии альбомов «Художественные сокровища древней и новой России» в Россию вместе с Теофилем Готье приехал и придворный фотограф Пьер-Амбруаз Ришбур, который сделал документальные снимки для данного издания. Ниже мы вкратце рассмотрим те события художественной жизни, предшествующие приезду Готье в Россию; и которые с ним связаны самым непосредственным образом. В 1830-1840-е годы в связи с развитием отечественной науки об искусстве и требованиями художественной практики стала настоятельно ощущаться необходимость в создании публичных музеев, соответствующих передовым научным и художественным достижениям времени. Газеты того времени все чаще публиковали очерки, посвященные устройству некоторых крупнейших хранилищ произведений искусства за рубежом. Так, «Художественная газета», выходившая в Санкт-Петербурге в конце 1830-начале 1840-х годов, включала рубрику «Опыт описания европейских галерей», где особенное внимание уделялось Лувру и музеям

Германии. В Россию идея художественного музея и принципы его архитектурной организации, как известно, приходят из Германии. В 18501860-е годы в России происходит настоящий музейный бум. В 1852 году был открыт Новый Эрмитаж - первый публичный специально спроектированный художественный музей страны. Создается ряд частных галерей, в той или иной степени доступных для публики, в 1856 году была основана Третьяковская галерея. В этом же году император Александр II принял решение о восстановлении Палат бояр Романовых в первоначальном виде и создании в них музея. Эта идея возникла во время коронования государя, он решил возродить любовь и уважение к царской фамилии. Кроме замысла Александра II о создании музеев в России, сопоставимых с крупнейшими национальными музеями в Европе, была насущная потребность представить Россию в выгодном свете и показать, что Россия в этом смысле не отстает от своих западных соседей. После Парижского мира (1856), воспринятого- всём русским обществом как национальное унижение, внешнеполитический престиж России упал чрезвычайно низко и поэтому перед русским правительством стояла задача вернуть былой вес в глазах Европы. К тому же после выхода-в свет книги Астольфа де Кюстина «Россия в 1839 году» (1843), которая явилась жесточайшим и безапелляционным приговором русскому самодержавию; это представлялось, даже насущно необходимым. Кюстин со свойственной' ему амбициозностью подверг критике государственное и политическое устройство России, заключив: «Такое путешествие пойдет на благо каждому европейцу; повидав- своими глазами эту страну, всякий станет доволен жизнью в любом другом месте. Всегда полезно знать, что есть на свете государство, где нет никакого места счастью, - ведь человек, по закону природы своей, не может быть счастлив без свободы»1. Российские власти, дабы снизить негативный эффект, произведенный сочинением Кюстина, а главное - поднять, престиж Российской империи в глазах Запада, решили пригласить в страну известного критика, писателя и путешественника - Теофиля Готье. «Всесильному чародею французской литературы»2 поручалось создать серию альбомов под общим названием «Художественные сокровища древней и новой России» о самых знаменитых художественных и архитектурных памятниках Санкт-Петербурга и Москвы. В периодическом петербургском издании «Иллюстрация» от 1-го мая 1858 года в разделе «Из Франции» сообщалось о том, что «фельетонист Монитера, Теофиль Готье поедет к вам в Петербург, чтоб осмотреть и описать, своею блестящею прозою, драгоценные древности вашего музея в Эрмитаже» . Таким образом, Т. Готье должен был способствовать ознакомлению своих соотечественников с Россией, с ее искусством и культурой. Французское правительство в лице министра финансов Ашиля Фульда одобрило проект и кандидатуру Готье как автора текста. Его опыт работы в качестве литературного, театрального и художественного критика, а также слава заядлого путешественника делали его кандидатуру идеальной. Издание рекламировалось одновременно и в России, и во Франции, и издатели рассчитывали на большой успех. Таким образом вкратце можно охарактеризовать те мотивы, которыми руководствовалось правительство Александра II, определяя контуры данного культурного проекта и подбирая кандидатуру для его осуществления.

Т. Готье с 1852 года работал в правительственной газете «Монитер», где вел художественную критику. В 1858 году, как раз накануне его приезда в Россию, французское правительство подарило ему особняк в аристократическом квартале Нёйи-сюр-Сен и наградило офицерским орденом Почетного легиона. Кроме того, он зарекомендовал себя как придворный поэт принцессы Матильды и завсегдатай на правах остряка в ее салоне. В 18501860-х годах салон принцессы Летиции-Вильгельмины Матильды де Монфор (Бонапарт), двоюродной сестры Наполеона III, был одним из самых блестящих литературных салонов Парижа. Здесь собирались самые известные писатели: Эдмон де Гонкур, Эмиль Золя, Александр Дюма-младший, Гюстав Флобер, многие другие писатели и драматурги. Салон, помимо литературного, был еще и центром политической жизни Второй империи. Здесь бывали члены разных политических партий, а также русские аристократы и члены Русского императорского дома, среди которых морганатическая супруга Александра II, княгиня Екатерина Юрьевская, великий князь Константин Николаевич, герцог Максимилиан Лейхтенбергский.

После посещения салона принцессы в Париже русский писатель граф В.А. Соллогуб в своих мемуарах писал: «Принцесса Матильда женщина -замечательного ума; она своей обаятельностью, приветливостью и самым тонким пониманием искусства, живописи, ваяния, литературы приобрела и сохранила после падения империи множество преданнейших друзей. Все, что носило известное имя в последние тридцать лет, усердно посещало ее салон»4. Принцесса Матильда играла видную роль при дворе Второй империи. За щедрость по отношению к людям искусства она заслужила звание «Богоматерь искусства». Принцесса Матильда была три раза замужем. Первый ее муж -потомок богатейшей семьи уральских заводчиков, Анатолий Николаевич Демидов, князь Сан-Донато. Несколько лет совместной жизни были бурными и когда Анатолий Николаевич избил свою супругу хлыстом, она обратилась с жалобой к императору Николаю I с требованием развода. Развод был разрешен в 1846 году и государь повелел бывшему мужу выплачивать принцессе, к которой был очень расположен, пожизненную ренту в двести тысяч рублей ежегодно. Поскольку она была в дружественных отношениях с царской четой, то, по мнению исследователя творчества Готье Мишеля Кадо, «не исключено, что принцесса Матильда, хорошо расположенная к Готье, задействовала свои отношения с императором Александром II и императрицей Марией Александровной, на церемонии бракосочетания которых она присутствовала в Москве в 1841 году»5. Кроме того, можно вспомнить в этой связи и о браке Шарля Огюста де Морни на княжне Трубецкой, племяннице княгини Марии Васильевны Воронцовой. Де Морни приходился кровным братом Наполеону III и был послом в России в 1856-1857 годах. Он присутствовал в Москве 26 августа 1856 года на коронации императора Александра Николаевича и императрицы Марии Александровны. Все это вместе взятое создавало прекрасный! : климат французско-русских отношений и, возможно; предопределило выбор» в пользу кандидатуры-Теофиля Еотье.

Французский исследователь творчества Готье А. Кокар опубликовал в своей работе несколько писем из переписки между Готье и фотографом. Ришбуром, которые позволяют датировать идею возникновения данного проекта осенью 1857 года, здесь упоминается рекомендательное: письмо министра финансов императорского двора Ашиля Фульда, что позволяет высказать несколько дополнительных предположений о поддержке, которой мог располагать Готье именно с русской стороны6. Кроме того, необходимо отметить, что Теофиль Готье, один из немногих западных знатоков искусства, которые в середине XIX века писали: о русском искусстве. Он занимался созданием так называемых Салонов? - отчетов о выставках, в том числе о русском художественном отделе в «L'Artist», где рассказывал о проходящих в Париже выставках, на которых выставлялись отобранные жюрш картины современных живописцев, среди, которых экспонировались также и работы русских художников. Хотелось бы к этому добавить, что критиков и художников, знакомых с русским искусством; в ту пору были все же считанные единицы, и Готье был одним из них.

Безусловно; его эстетические взгляды наложили, определенный отпечаток и на восприятие им России. Основные: положения; эстетической концепции Т. Готье могут быть сведены к вопросу о соотношении искусства и морали, к проблеме полезности искусства и философскому отношению к религии. Готье признает за художником право подчиняться только собственным вечным законам искусства и не пытаться соответствовать столь изменчивой морали человеческого общества. Наиболее рациональным жизненным принципом он видел гедонизм как уклонение от страданий, стремление жить легко и радостно. Эти принципы были выражены в его знаменитом романе «Мадемуазель де Мопен» (1835). Жизнь ради искусства, «искусство ради искусства» - такая теоретическая концепция Готье, разумеется, вызывала споры с самого момента ее провозглашения. Важно также и то, что сам Теофиль Готье жил согласно именно этим своим убеждениям и отстаивал идеал чистого искусства, далекого от суетных забот повседневной жизни. По словам одного из первых его биографов Георга Брандеса, «он любил искусство ради самого предмета, т.е. он любил его, не обращая ни малейшего внимания на нравственность или безнравственность, национальность или космополитизм, пользу или вред» . Он считается во французской литературе основоположником эстетизма, отстаивавшем принцип «искусства для искусства», одним из мэтров так называемой «Парнасской школы», куда входили кроме него самого Жерар де Нерваль, Теодор де Банвиль, Шарль Леконт де Лиль.

Об эстетических взглядах Готье существует обширная литература, в том числе и на русском языке8, поэтому мы не посчитали необходимым посвящать этой теме отдельную главу. В настоящей диссертации рассматриваются не эстетические воззрения Т. Готье, а тот конкретный искусствоведческий анализ памятников русского искусства, сделанный им непосредственно в результате его пребывания в России. Отражение этих же его основных эстетических принципов, сформулированных выше, насколько это возможно, предельно кратко, конечно, без труда можно обнаружить и в его сочинениях о России, и в его книгах путевых заметок. Однако нужно сказать, что творчество Готье как автора путевых заметок выгодно отличается от творчества в этой сфере других французских романтиков - Шатобриана, Ламартина, Жорж Санд, А. де Кюстина или А. Дюма-старшего, также работавших в этом жанре. При этом характерно, что если в поэзии он шел от романтизма к эстетизации и формализации художественных приемов, то в его прозе путешественника он эволюционировал в сторону реализма. В отличие от более ортодоксальных, чем он, романтиков и в отличие от предшественников романтизма, экзотическая природа иных стран отражает в описаниях Готье не состояние души автора, а обретает независимое, объективное существование. Готье исповедует культ чистой реальности без примеси метафизических мечтаний о судьбах человечества или критики общественного устройства и нравов чужих народов, которые были свойственны, например, Виктору Гюго в книге путешествий «Рейн», или Астольфу де Кюстину в его книге «Россия в 1839 году». По мнению современных французских исследователей творчества Готье - М. Кадо [301, 302], Н. Прейс [322], Ж. де Сенвиль [326], он ввел во французскую прозу новые модели описания, отмеченные стремлением к предельной точности. Поскольку, как мы уже отмечали выше, эта тема подробно освещена в многочисленных исследовательских работах, прежде всего, конечно, на французском языке, мы. не останавливаемся на ней, а рассматриваем творческое наследие Готье в контексте изучения истории русского искусства.

Начиная с 1840 года, Готье много путешествует, свои дорожные впечатления ему удалось запечатлеть в целом ряде книг. Помимо работы «Путешествие в Россию» большой популярностью среди них' до сих пор пользуются «Путешествие в Испанию», «Путешествие в Италию», «Константинополь», «В Африке», а также сборник «Восток». Книги путевых впечатлений Готье написаны живым языком и их отличает острая наблюдательность их автора. Он не ставил перед собой задачу дать систематическую характеристику жизни посещаемых стран и описывал то, что видел. Благодаря этому его книгам не свойственна априорность, их отличительной чертой является высокая степень информативности, что и позволяет рассматривать «Художественные сокровища древней и новой России» и «Путешествие в Россию» Т. Готье документами одновременно и литературными, и историческими. Книга «Путешествие в Россию» Т. Готье впервые появилась в переводе на русский язык только в 1988 году, правда, нужно отметить, что наряду с ценными комментариями, выполненными переводчиком этой книги Н.В. Шапошниковой, указанное издание содержит целый ряд купюр, а альбомы «Художественные сокровища древней и новой России» вообще никогда не издавались в России и не были предметом специального научного исследования. Полный их комплект представлен в Национальной библиотеке Франции в Париже.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Сназина, Валерия Борисовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По мнению одного из первых биографов Теофиля Готье Георга Брандеса, французский писатель сумел описать свое путешествие по России «в силу своей феноменальной памяти на внешние особенности предметов с несравненною точностью и правдою»186. Теофиль Готье старался дать читателю максимально точное представление о том, что увидел, выявляя путем ненавязчивого сравнительного анализа в чуждой ему стране наиболее характерные черты, отличающие ее от западной цивилизации. Ценность его описаний состоит также и в том, что они проникнуты живым интересом к русскому народу, к его повседневной жизни, искусству и культуре. При этом он всегда был истинным представителем французской традиции, то есть любил ясность, выражался элегантно и отнюдь не пренебрегал юмором. Оказавшись в России в первый раз, без знания языка, Готье, тем не менее, избегал проторенных путей и в одиночку устремлялся на поиски церквей или каких-либо интересных памятников, чтобы самому их открывать без помощи какого-либо толмача. Только так, считал он, можно обнаружить то, что никогда и никому не показывают и что может оказаться самым оригинальным в посещаемой стране. Такой подход при описании своего путешествия в Россию позволил Готье создать тексты, которые являются весьма содержательными и в настоящее время выступают порою в качестве единственных документальных источников по истории памятников русского искусства середины XIX века. Иконографический метод, которым Т. Готье как искусствовед владел поистине блестяще, в данном случае демонстрирует все свои преимущества.

Альбомы Т. Готье «Художественные сокровища древней и новой России», на наш взгляд, являются свидетельством того факта, что царская семья в России была готова к тому, чтобы некоторые личные владения и художественные коллекции стали достоянием общественности задолго до Революции. По примеру Франции, где Лувр и Версаль стали открытыми для публики музеями при Людовике XVIII и по примеру правителей Баварии из рода Виттельсбахов, когда в Мюнхене также в 30-е годы XIX века открывается Пинакотека, Александр II стремился сделать достоянием общественности сокровища царской семьи. И первой попыткой на этом пути стали альбомы, подготовленные Теофилем Готье. Значение созданных Готье серии альбомов о памятниках русского изобразительного искусства и архитектуры России было оценено лишь со временем, да и то не в полном объеме. Одна из задач настоящей диссертации и состояла в том, чтобы определить точную датировку и местонахождение серии альбомов Теофиля Готье о русском искусстве, представить основное содержание этих работ и дать их оценку в контексте изучения памятников русского изобразительного искусства и архитектуры середины XIX века.

В результате проведенного исследования нами были уточнены количество томов (пять), время издания (с 1859 по 1862 годы) и обстоятельства публикации и распространения альбомов Т. Готье о русском искусстве, а также выяснен вопрос об их наличии и сохранности в библиотеках Москвы, Петербурга и Парижа. Серия альбомов «Художественные сокровища древней и новой России» содержит ценнейшие сведения о таких архитектурных памятниках, как Исаакиевский собор и Мариинский дворец в Санкт-Петербурге, Екатерининский дворец и Арсенал в. Царском Селе. Современные исследователи данных архитектурных памятников уже отметили тот факт, что точность искусствоведческих комментариев Готье придает особую ценность его наблюдениям, а его описания рассматриваются порою при проведении реставрационных работ не как авторские интерпретации, а как уникальный исторический источник. Кроме того, в работе были проанализированы взгляды Т. Готье на стилевое своеобразие архитектурного облика Санкт-Петербурга и Москвы.

Теофиль Готье обладал даром тонкого наблюдателя и широчайшей эрудицией, чтобы суметь оценить и русское православное искусство. Его суждения о русской иконописи, порою высказанные, может быть, в несколько резкой форме, на наш взгляд, содержат интересную и заслуживающую внимания аргументацию.

В итоге данного исследования впервые дана полноценная искусствоведческая оценка серии альбомов Теофиля Готье «Художественные сокровища древней и новой России» и книги «Путешествие в Россию», что позволит выявить их место и значение для истории русского искусства и культуры. Диссертация способствует введению в научный оборот новых фактов, интересных для изучения истории русской архитектуры и изобразительного искусства середины XIX века, а также о представлениях в эту эпоху о русском искусстве за рубежом. Результаты диссертации могут быть использованы в качестве источниковедческой базы для изысканий в области историографии истории русского изобразительного искусства, мировой художественной культуры, а также при проведении реставрационных работ памятников отечественной архитектуры середины XIX века. В ходе нашего исследования были восстановлены те фрагменты текста книги «Путешествие в Россию», касающиеся русского религиозного искусства, не вошедшие в русский перевод 1988 года.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Сназина, Валерия Борисовна, 2011 год

1. Готье Т. Избранные произведения: В 2-х т. / Сост. и предисл. В. Столбова.- М.: Художественная литература, 1972. Т. 1. 575 с.

2. Готье Т. Избранные произведения: В 2-х т. / Сост. и предисл. В. Столбова.- М.: Художественная литература, 1972. Т. 2. 479 с.

3. Готье Т. Избранные стихи / Пер. с фр. Вс. Рождественского. Пг.: Мысль, 1923.-62 с.

4. Готье Т. Капитан Фракасс / Пер. с фр. Н. Касаткиной; Вступ. ст. и примеч. И. Лилеевой. -М.: Правда, 1983. 464 с.

5. Готье Т. Мадемуазель де Мопен / Пер. с фр. Е. Баевской. М.: Терра, 1997. -352 с.

6. Готье Т. Путешествие в Россию / Пер. с фр. и коммент. Н.В.Шапошниковой; Предисл. А.Д.Михайлова. М.: Мысль, 1988. -398 с.

7. Готье Т. Путешествие на Восток / Пер. с фр. И. Кузнецовой, М. Зониной. -М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. 344 с.

8. Готье Т. Роман Мумии. Жрица Изиды / Пер.с фр. Э. Щюре. СПб.: Алетейя, 1993.-334 с.

9. Готье Т. Эмали и камеи: Сборник / Сост. Г. К. Косиков. М.: Радуга, 1989. -364 с.

10. Готье Т. Два актера на одну роль: Новеллы / Вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. М.: Правда, 1991. - 527 с.

11. Готье Т., Бодлер Ш. Искусственный рай. Клуб любителей гашиша / Сост. В.М. Осадченко. -М.: Аграф, 1997.-416 с.

12. Готье Т. Тысяча вторая ночь / Пер. с фр. Е. Баевской, Е. Гунста, О. Моисеенко. М.: Эксмо, 2007. - 704 с.

13. Готье Т. О прекрасном в искусстве // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5-ти т. М.: Искусство, 1967. Т. 3. — С. 677-681.

14. Готье Т. Пластика и цивилизация // История эстетики. Памятники мировойэстетической мысли: В 5-ти т. -М.: Искусство, 1967. Т. 3. С. 681-683.

15. Gautier T. L'Art moderne. Paris: Michel Lévy Frères, 1856. - 303 p.

16. Gautier T. Guide de l'amateur au Musée du Louvre. Paris: Charpentier, 1882. -360 p.

17. Gautier T. Les Beaux-Arts en Europe: 2 V. Paris: Michel Lévy, 1855. V. 1. -342 p.

18. Gautier T. Les Beaux-Arts en Europe: 2 V. Paris: Michel Lévy, 1855. V. 2. -320 p.

19. Gautier T., Houssaye A., Saint-Victor P. de. Les Dieux et les demi-dieux de la peinture. Paris, 1864. - 438 p.

20. Gautier T. Émaux et camées: Texte définitif suivi de Poésies / Avec une esquisse biogr. et des notes par A. Boschot. Paris: Garnier, 1954. - LXXXVII, 349 p.

21. Gautier T. Les Grotesques. Nouvelle édition. Paris: Michel Lévy, 1856. -400 p.

22. Gautier T. Portraits contemporains. Littérateurs, peintres, sculpteurs, artistes dramatiques. Paris: Charpentier, 1874. - 464 p.

23. Gautier T. Portraits et souvenirs littéraires. Paris: Michel Lévy Frères, 1875. -319 p.

24. Gautier T. Souvenirs de théâtre, de l'art et de critique. Paris: G. Charpentier, 1883.-332 p.

25. Gautier T. Trésors d'art de la Russie ancienne et moderne. Saint-Isaac. Paris: Gide, 1859. V. 1.-30 p.

26. Gautier T. Trésors d'art de la Russie ancienne et moderne. Palais Impérial de Tsarskoé-Sélo. Paris: Gide, 1861. V. 2. - 19 p.

27. Gautier T. Trésors d'art de la Russie ancienne et moderne. Arsenal de Tsarskoé-Sélo. Paris: Gide, 1861. V. 3. -34 p.

28. Gautier T. Trésors d'art de la Russie ancienne et moderne. Palais de son Altesse Impériale Madame la Grande Duchesse Marie Nicolaïevna. - Paris: Gide, 1862. V. 4.-24 p.

29. Gautier T. Trésors d'art de la Russie ancienne et moderne. Monument de l'Empereur Nicolas 1er. Paris: Gide, 1862. V. 5. - 5 p.

30. Gautier T. Voyage en Russie: 2 V. Paris: Charpentier, 1867. V. 1. - 400 p.

31. Gautier T. Voyage en Russie: 2 V. Paris: Charpentier, 1867. V. 2. - 293 p.

32. Gautier T. Voyage en Russie. Nouvelle édition. Paris: Charpentier, 1901. -417 p.

33. Gautier T. Travels in Russia: Belgium and Holland. A day in London. -London: Brainard, 1901.-348 p.

34. Gautier T. Russia: 2 V. / Translated from the French by Florence Maclntyre Tyson. Philadelphia: The J.C. Winston Co, 1905. 1 V. - 483 p.

35. Gautier T. Russia: 2 V. / Translated from the French by Florence Maclntyre Tyson. Philadelphia: The J.C. Winston Co, 1905. 2 V. - 461 p.1. Литература:

36. Айвазовский художник и Айвазовский - археолог // Иллюстрация. -СПб., 1858. № 16. - С. 262-263.

37. Айзеншток И.Я. Французские писатели в оценках царской цензуры // Литературное наследство. М.: АН СССР, 1939. Т. 33-34. - С. 769-858.

38. Алешина Л.С. Михай Зичи. -М.: Изобразительное искусство, 1975. 240 с.

39. Анисимов Е.В. Санкт-Петербург столица Российской империи. 17031917. - СПб.: Наука, 2003. - 296 с.

40. Анциферов Н., Брюллов Б., Конашевич В., Макаров В., Нэф Э., Рындина О., Сапожников Т. Окрестности Ленинграда. Путеводитель. М.-Л.: Госиздат, 1927. - 384 с.

41. Артемова Е.Ю. Культура России глазами посетивших ее французов: (последняя треть XVIII века) / Под ред. Л.Н. Пушкарева. М.: Ин-т рос. истории РАН, 2000. - 253 с.

42. Базен Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней / Пер. с фр. К.А. Чекалова. Общ. ред. и послесл. Ц.Г. Арзаканяна. М.: Прогресс-Культура, 1995. - 528 с.

43. Бальзак об искусстве / Сост. В.Р. Гриб. М.-Л.: Искусство, 1941. - 528 с.

44. Бардовская Л.В. Коллекция картин И.Ф. Гроота в Екатерининском дворце-музее // Памятники культуры. Новые открытия. М.: Наука, 1977. - С. 301308.

45. Бардовская Л.В., Введенский Г.Э., Файбисович В.М. Царскосельский арсенал. СПб.: Балтика, 2000. - 135 с.

46. Бардовская Л.В. Янтарная комната: Екатерининский дворец, Царское Село. -СПб.: Аврора; Калининград: Янтарная сказка, 2000. 60 с.

47. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX века. Л.: Художник РСФСР, 1984.-228 с.

48. Белинский В.Г. Петербург и Москва // Физиология Петербурга / Изд. подгот. В.И.Кулешов. М.: Наука, 1991. - 284 с.49: Белякова З.И. Мариинский дворец. СПб.: Белое и Черное, 1996. - 160 с.

49. Бенуа А.Н. Мои воспоминания: В 5 кн. 2-е изд. доп. -М.: Наука, 1993. Кн. 1-3.-711 с.

50. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. СПб.: Знание, 1901. — 285 с.

51. Бенуа А.Н. Русская школа живописи. М.: Арт-Родник, 1997. - 335 с.

52. Бенуа А.Н. Царское Село в царствование Императрицы Елисаветы Петровны. СПб.: Р. Голике и А. Вильборг, 1910. - 262 с.

53. Беркович И. Михай Зичи (1827-1906) / пер. с нем. М. Погани. Будапешт: АН Венгрии, 1965. - 26 с.

54. Боборыкин П.Д. Европейский роман в XIX столетии. Роман на западе за две трети века. СПб.: М.М. Стасюлевича, 1900. - 644 с.

55. Богданович Е.В. Исаакиевский собор. СПб.: Киршбаума, 1883. - 84 с.

56. Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе / Сост., вступ. ст. Г.К. Косикова; коммент. А.Н. Гиривенко, Е.В. Баевской, Г.К. Косикова. — М.: Высшая школа, 1993. 511 с.

57. Брандес Г. Романтическая школа во Франции. Теофиль Готье // Собрание сочинений Георга Брандеса: В 12-ти т. Киев: Фукс, 1902-1903. Т. 9. - С. 71-83.

58. Брюсов В.Я. Теофиль Готье // Полное собрание сочинений и переводов: В 25-ти т. СПб.: Сирин, 1913. Т. 21. - С. 251-253.

59. Бунтман Н. Секреты «всесильного чародея» / Предисл. в кн. Готье Т. Тысяча вторая ночь. М.: Эксмо, 2007. - С. 5-20.

60. Бусева-Давыдова И.Л., Нащокина М.В. Архитектурные прогулки по Москве. -М.: Ворон, 1996.-319 с.

61. Бусева-Давыдова И.Л. О чем рассказывают надписи на иконах // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. М., 2006. № 11.-С. 30-40.

62. Буслаев Ф.И. О русской иконе. М.: Благовест, 1997. - 208 с.

63. Бутиков Г.П. Музей «Исаакиевсий собор». Л.: Лениздат, 1991. - 221 с.

64. Вагнер Л.; Григорович Н. И.К. Айвазовский. М.: Терра, 2001. - 382 с.

65. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. - 404 с.

66. Великовский С.И. Готье Теофиль // Краткая Литературная Энциклопедия: В 9-ти т. М.: Советская энциклопедия, 1964. Т. 2. - С. 305-306.

67. Великовский С.И. Теофиль Готье // В скрещенье лучей. М.: Советский писатель, 1987. - С. 31-34.

68. Венгерова 3. Теофиль Готье // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: В 86-ти т. СПб.: Брокгауз и Ефрон, 1892. Т. 9. - С. 444445.

69. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М.: Искусство, 1986. - 384 с.

70. Волков А. Царское Село. Его дворцы, парки, сады, памятники, в прошлом и настоящем. СПб.: М.О. Вольф, 1894. - 14 с.

71. Волошин М.А. Лики творчества. Л.: Наука, Ленингр. отд-е, 1988. - 848 с.

72. Вильчковский С.Н. Царское село. СПб.: Р. Голике и А. Вильборг, 1911. — 277 с.

73. Воронов М.Г., Кучумов А.М. Янтарная комната: Шедевры декоративно-прикладного искусства из янтаря в собрании Екатерининского дворца-музея. Л.: Художник РСФСР, 1989. - 285 с.

74. Воронов М.Г., Ходасевич Г.Д. Архитектурный ансамбль Камерона в Пушкине. Л.: Лениздат, 1982. - 102 с.

75. Воспоминания князя Григория Григорьевича Гагарина о Карле Брюллове. — СПб.: Э. Гоппе, 1900. 54 с.

76. Восприятие русской культуры на Западе. Л.: Наука, 1975. - 278 с.

77. Врангель H.H. Двенадцатый год и иностранные художники XIX века в России. СПб.: Сириус, 1912. - 50 с.

78. Врангель H.H. Наследие великой княгини Марии Николаевны. СПб.: О-во защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, 1913. — 80 с.

79. Врангель H.H. Искусство и государь Николай Павлович // Старые годы. -СПб: Сириус, 1913, июль-сентябрь. С. 53-64.

80. Выскочков Л.В. Николай I. Изд. 2-е. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 693 с.

81. Вязьменская Ф.Т. Готье Исаакиевский собор / Пер. с фр. М. Гордон // Нева. СПб., 2000. № 9. - С. 225-226.

82. Гарин И.И. Теофиль Готье // Проклятые поэты. М.: Терра-Книжный клуб, 2003.-С. 117-152.

83. Георги И.Г. Описание Российско-Императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного: Сочинение. — СПб.: Императорский Шляхетный сухопутный кадетский корпус, 1794. -767 с.

84. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М.: Современник, 1999. - 494 с.

85. Голлербах Э.Ф. Арсенал // Жизнь искусства. СПб., 1919. № 157-159. - С. 6-7.

86. Голлербах Э.Ф. Город муз. Изд-е 2-е. Л.: Изд. автора, 1930.-192 с.

87. Голлербах Э.Ф. Детскосельские дворцы, музеи и парки: Путеводитель. -Пг.: Госиздат, 1922. 126 с.

88. Головин И.Г. Записки Ивана Головина. Лейпциг: В. Герард, 1859. - 216 с.

89. Готье Ю.Т. Готье, как театральный критик // Театр и спорт. СПб., 1911. № 322. - С. 5-6.

90. Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII- XIX веке // История русского искусства: В 5-ти т. М.: И. Кнебель, 1910. Т. 3. - 586 с.

91. Грабарь И.Э. Москва и Петербург // О русской архитектуре. М.: Наука, 1969.-С. 310-312.

92. Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М.: Наука, 1966. - 388 с.

93. Гумилев Н.С. Теофиль Готье // Аполлон. № 9. СПб: Сириус, 1911. - С. 53-64.

94. Гумилев Н.С. Т. Готье // Готье Т. Избранные стихи. Пг.: Мысль, 1923. -С. 5-16.Гуревич И.М., Ходасевич Г.Д., Беланина В.А. Возрожденные из пепла: Петродворец, Пушкин, Павловск. - Л.: Аврора, 1990. - 384 с.

95. Дейч А. Об авторе книги и её героях // Готье Т. Капитан Фракасс. -Новосибирск: Новосибирское книжное изд., 1958. С. 3-11.

96. Дмитриев В.Д. Дело о Янтарной комнате: Очерк. Калининград: Калининградское книжное изд-во, 1960. - 76 с.

97. Долгоруков П.В. Петербургские очерки. Памфлеты эмигранта. 1860-1867 / Собр. и пригот. к печ. П.Е. Щеголев. М.: Север, 1934. - 474 с.

98. Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи: Очерки русской культуры XII-XX век. М.: Филология, 1997. - 224 с.

99. Дюма А. Путевые впечатления в России: В 3-х т. / Вступ. ст. М. Трескунова. М.: Ладомир, 1993. Т. 1. - 638 с.

100. Дюма А., Доза А. Путешествие в Египет / Пер. с фр. М.Е. Тайманова. М.: Наука, 1988.-287 с.

101. Европейский романтизм: сборник / под ред. И. Неупокоевой. — М.: Наука, 1973.-506 с.

102. Екатерининский дворец музей. - Л.: Управления дворцами и парками, 1935.-16 с.

103. Екатерининский дворец и парк в г. Пушкине / Отв. ред. П. Быков. Л.: Лениздат, 1940. - 78 с.

104. Екатерининский дворец в Царском Селе / Л.В. Бардовская, Г.Д. Ходасевич. СПб.: Царское Село, 2001. - 28 с.

105. Живописное путешествие из Северной столицы в Первопрестольную: Санкт-Петербург Москва. - М.: Интербук-бизнес, 2003. - 239 с.

106. Жиль Ф. Царскосельский музей с собранием оружия, принадлежащего Государю Императору. СПб.: А. Баумана, 1860. - 356 с.

107. Забелин И.Е. Русское искусство. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. -М.: Гросман и Кнебель, 1900. 160 с.

108. Завьялова А.Е. Роман Теофиля Готье «Мадемуазель де Мопен» в творчестве Константина Сомова // Книга в пространстве культуры. М.: РГБ, 2006. Выпуск 1(2). - С. 70-74.

109. Заграничные исторические новости // Исторический вестник. СПб., 1886. Т. 26.-С. 433-443.

110. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1968. - 368 с.

111. Заметки о русской книжной торговле // Библиографические записки. — М., 1859. № 18.-С. 559-566.

112. Западноевропейская лирика / Сост. Н.Я. Рыкова. JL: Лениздат, 1974. — 568 с.

113. Западов A.B. Хрестоматия по истории русской журналистики XIX века. — М.: Высшая школа, 1969. 447 с.

114. Записки ректора и профессора Академии художеств Федора Ивановича Иордан. -М.: Б. и., 1918.-392 с.

115. Зенкин С.Н. Творчество Теофиля Готье: к проблеме позднего романтизма во Франции (1830-1860-е годы): дис. . канд. филол. наук: 10.01.05 / Сергей Николаевич Зенкин; МГУ им. М.В. Ломоносова. -М.: МГУ, 1986. -306 с.

116. Зенкин С.Н. Творчество Теофиля Готье: к проблеме позднего романтизма во Франции (1830-1860-е годы): автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.05 / Зенкин Сергей Николаевич; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: МГУ, 1986.-24 с.

117. Зенкин С.Н. Серьезность легкомыслия // Готье Т. Два актера на одну роль. -М.: Правда, 1991. С. 5-24.

118. Зенкин С.Н. Работы по французской литературе. Екатеринбург: Изд-во Ур. ун-та, 1999.-317 с.

119. Зенкин С.Н. Два восточных путешествия Теофиля Готье // Готье Т. Путешествие на Восток. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. - С. 5-16.

120. Зенкин С.Н. Французский романтизм и идея культуры: Аспекты Проблемы. -М.: РГГУ, 2001. 141 с.

121. Знаменитые иностранцы, посетившие Россию. Теофиль Готье // Русский Художественный Листок. СПб., 1859. № 24. - С. 77-78.

122. Знаменский Ф.А. Исаакиевский кафедральный собор в Санкт-Петербурге. СПб.: М.П, Фроловой, 1908. - 16 с.125126127128129130131132,133,134,135,136,137,138.

123. Золотых И.Г. Теофиль Готье — новеллист // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе / Под ред. Н.П. Михальской. М.: Изд-во МПУ, 1993.-С. 45-58.

124. Золя Э. Т. Готье // Собрание сочинений: В 26-ти т. М.: Художественная литература, 1966. Т. 25. - С. 687-711.

125. Иванов Н. Историческое описание Москвы. Обозрение достопримечательностей, соборов, монастырей, церквей, дворцов, замечательных зданий, музеев, памятников и других мест. — М.: М.П. Погодина, 1872. 304 с.

126. Искусство и художник в зарубежной новелле XIX века / Сост. И.С. Ковалева. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. - 496 с. Историческая панорама Санкт-Петербурга и его окрестностей: В 10-ти выпусках. Вып. 7. -М.: Образование, 1912. -33 с.

127. История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века / Отв. ред. Б.Р, Виппер, Т.Н. Ливанова. -М.: Наука, 1966. 332 с. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. H.A. Соловьевой. -М.: Высшая школа, 2000 - 559 с.

128. История и достопримечательности Исаакиевского собора. СПб.: Штаб Отд. корпуса внутр. ст., 1858. - 87 с.

129. История русского искусства: В 13-ти т. / Под редакцией И.Э. Грабаря. М.: АН СССР, 1959. Т. 4. - 760 с.

130. Калюжная А.Д. Петром основанный прекраснейший сей град.: 300-летию основания города на Неве. — СПб.: Тригон, 2003. 592 с.

131. Карельский A.B. Французская литература // История всемирной литературы: В 8-ми т. М.: Наука, 1989. Т. 6. - С. 143-156.

132. Кафанова О.Б., Соколова М.В. Жорж Санд в России: Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке (18321900). М.: ИМЛИ РАН, 2005. - 589 с.

133. Кеммерер Е.А. Царскосельский арсенал или собрание оружия, принадлежащего Его Величеству Государю Императору Александру Николаевичу. СПб.: A.A. Ильин и Н.К. Флиге, 1869. - 98 с.

134. Кириченко Е.И. Москва. Памятники архитектуры 1830-1890-х годов. М.: Искусство, 1977. - 378 с.

135. Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти т. Курс русской истории. М.:. Мысль, 1989. Т. 5. -480 с.

136. Коваленская H.H. История русского искусства первой половины XIX века. М.: Искусство, 1951. - 199 с.

137. Кондаков H.H. Воспоминания и думы. -М.: Индрик, 2002.-415 с.

138. Кондаков С.Н. Юбилейный1 справочник императорской Академии художеств, 1764-1914: В 2-х т. СПб.: Р. Голике и А. Вильборг, 1915. Т. 1. -351 с.

139. Кондаков С.Н. Юбилейный справочник, императорской Академии художеств, 1764-1914: В 2-х т. СПб.: Р. Голике и А. Вильборг, 1915. Т. 2. -457 с.

140. Косиков Г.К. Готье и Гумилёв // Готье Т. Эмали и камеи. М.: Радуга, 1989.-С. 305-321.149; Косиков Г.К. Теофиль Готье, автор «Эмалей и камей» // Готье Т. Эмали и камеи. М.: Радуга, 1989. - С. 5-27.

141. Котомин О.Н. Санкт-Петербург и, пригороды. Путеводитель. — СПб.: Паритет, 2001. 160 с.

142. Ощепков А.Р. Россия в книге Т. Готье «Путешествие в Россию» // Знание. Понимание. Умение. 2009; № 2. С. 154-157.

143. Красовская В.М. Теофиль Готье о русском балете / Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. — СПб.: Планета музыки, 2008. С. 315-318.

144. Крюковских А.П. Дворцы Санкт-Петербурга. СПб: Лениздат, 1999. - 317 с.

145. Крюковских А.П. Скульптура Санкт-Петербурга: Художественно-исторический очерк. СПб.: Лениздат, 2001. - 380 с.

146. Курбатов В.Я. Петербург: художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы. П.: Р. Голике и А. Вильборг, 1913. -661 с.

147. Кукольник Н.В. Мариинский дворец // Иллюстрация. СПб., 1845. Т. 1. № 16.-С. 2-8.

148. Кызласова И.Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России. -М.: МГУ, 1985. 181 с.

149. Кюстин А. де. Россия в 1839 году: В 2-х т. / Пер. с фр. под ред. В. Мильчиной. М.: Терра, 2000. Т. 1. - 640 с.

150. Кюстин А. де. Россия в 1839 году: В 2-х т. / Пер. с фр. под ред. В. Мильчиной. М.: Терра, 2000. Т. 2. - 592 с.

151. Ла Барт Ф.Г. де. Разыскания в области романтической поэтики и стиля. — Киев: Императ. ун-т Св. Владимира, 1908. Ч. 1. 520 с.

152. Лазарев В.Н. Русская иконопись. М.: Искусство, 1994. - 540 с.

153. Лансон Г. Теофиль Готье // История французской литературы: В 2-х т. -М.: Изд. Солдатенкова, 1898. Т. 2. С. 410-414.

154. Ласточкин С.Я., Рубежанский Ю.Ф. Царское Село резиденция российских монархов. Архитектурный и военно-исторический очерк. 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: б. и., 2000. - 344 с.

155. Левинсон А.Я. Теофиль Готье и балет // Мастера балета. Очерки истории и теории танца. СПб.: Сириус, 1914. - С. 91-133.

156. Левинсон А.Я. Теофиль Готье и балет // Левинсон А.Я. Старый и новый балет. Мастера балета. 1-изд. СПб.: Планета музыки, 2008. - С. 448-528.

157. Лепахин В.В. Икона и иконичность. Сегед: JATEPress, 2000. - 264 с.

158. Лепахин В.В. Русская икона в восприятии Т. Готье. (Опыт рецензии с опозданием на 125 лет) // Вестник русского христианского движения. -Париж, Нью-Йорк, Москва, 1990. № 160. С. 155-166.

159. Лепахин В.В. Теофиль Готье как иконовед // Икона и иконопочитание глазами русских и иностранцев. М.: Паломник, 2005. - С. 427-445.

160. Лилеева И.А. Поэт и его книга // Предисл. в кн.: Готье Т. Капитан Фракасс. -М.: Правда, 1983. С. 3-9.

161. Литература французской революции. 1789-1870 гг. // История французской литературы: В 3-х т. М.: АН СССР, 1956. Т. 2. - 731 с.

162. Липгарт Э.К. Как коллекционировала великая княгиня Мария Николаевна // Врангель H.H. Наследие великой княгини Марии Николаевны. СПб.: Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, 1913.-С. 8-11.

163. Лукомский Г.К. Краткий каталог музея Большого Екатерининского дворца и его исторический очерк. Пг.: 2-я Государственная типография, 1918. -96 с.

164. Лукомский Г.К. Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства. 2-е изд., перераб. и доп. - Пг.: Шиповник, 1916.-393 с.

165. Лукомский Г.К. Санкт-Петербург. Исторический очерк архитектуры и развития города. Мюнхен: Орхис, 1923. - 24 с.

166. Лященко JI.M. Александр II, или история трех одиночеств. М.: Молодая Гвардия, 2002. - 368 с.

167. Мариинский дворец в истории Санкт-Петербурга и России / А.И. Веретин, Г.Ф.Петров. СПб. : б. и., 1995. - 287 с.

168. Мариинский дворец: Фотоальбом / Фот. Н. Беркетов и др.; Авт.-сост.: Ю. Денисов, Е. Барышникова. СПб.: Законодат. Собр. С.-Петербурга, 2001. -72 с.

169. Мильчина В.А. Жермена де Сталь и ее «философическая география» // Сталь де Ж. Десять лет в изгнании. -М.: ОГИ, 2003. С. 12-41.

170. Мильчина В.А. Россия и Франция. Дипломаты. Литераторы. Шпионы. -СПб.: Гиперион, 2004. 528 с.

171. Михайлов А.Д. Теофиль Готье писатель и путешественник // Предисловие в кн.: Готье Т. Путешествие в Россию. - М.: Мысль, 1988. -С.3-24.

172. Московский Кремль на рубеже тысячелетий / авт.-сост. С. В. Девятов, Е. В. Журавлева; отв. ред. В.Е. Савченко. М.: Памятники ист. мысли, 2000. -504 с.

173. Наумов В. Дневник Гонкуров // Литературное обозрение. М., 1938. № 15. -С. 46-53.

174. Неверов О.Я., Пиотровский М.Б. Эрмитаж. Собрания и собиратели. СПб.: Славия, 1997.-244 с.

175. Неверов О.Я. Частные коллекции Российской империи. М.: Слово, 2004. -256 с.

176. Некрасов И.С. Молельня при церкви Мариинского дворца в Петербурге // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских. -М.: б. и., 1870. Кн. 3. С. 130-139.

177. Нерваль де Ж. Избранное: Стихи. О театре и литературе. Театральная хроника / Пер. с фр. и коммент. М. Кудинова. -М.: Искусство, 1984.-423 с.

178. Нерваль де Ж. Путешествие на Восток / Пер. с фр. М.Е. Таймановой. М.: Наука, 1986.-448 с.

179. Несколько слов о художнике М.А. Зичи. СПб.: A.M. Котомина, 1869. - 67 с.

180. Никитин В.А. Жерар де Нерваль / Предисл. в кн.: Нерваль де Ж. Путешествие на Восток. М.: Наука, 1986. - С. 3-20.

181. Никитин В.А. Красота пустыни в сердце художника / Предисл. в кн.: Фромантен Э. Сахара и Сахель. М.: Наука, 1990. - С. 3-21.

182. Никитин В.А. Путешествия реальные и воображаемые / Предисл. в кн.: Дюма А., Доза А. Путешествие в Египет. М.: Наука, 1998. - С. 3-15.

183. Овсянников М.Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем: Из истории эстетической мысли. — М.: Просвещение, 1988. — 191 с.

184. Обломиевский Д. Д. Французский романтизм. Очерки. М.: Гослитиздат, 1947.-356 с.

185. Образ России. (Россия и русские в восприятии Запада и Востока) / Отв. ред. В.Е. Багно. СПб.: Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, 1998.-464 с.

186. Отзывы иностранцев о русском искусстве. Теофиль Готье // Русский Художественный Архив. М., 1892. Выпуск 3-4. - С. 190-205; Выпуск 5-6. -С. 274-291.

187. Отчет Императорской академии художеств с 4-го ноября 1872 по 4 ноября 1873 года. Готье Т. // Биографические сведения о членах Академиихудожеств. и вообще о художниках, умерших в 1870-1873 годах. СПб., 1874.-С. 23-25.

188. Павлова О.С. Концепция античности в поэзии Т. Готье (Сборник «эмали и камеи»): автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.05 / Павлова Ольга Сергеевна; НПГУ. -Н. Новгород: НПГУ, 2000. 19 с.

189. Павлова О.С. И.В. Гёте и Т. Готье. Формирование концепции античности // Четв. нижегор. сессия молодых ученых. Н. Новгород: НПГУ, 2000. - С. 259-261.

190. Петербург и его достопримечательности: Историческое прошлое и настоящее Петербурга / В.М. Суходрев. СПб.: Просвещение, 1901. - 128 с.

191. Петербургская жизнь. Заметки нового поэта // Современник. СПб., 1858. Т. 72.-С. 131-360.

192. Петербургская жизнь. Заметки нового поэта // Современник. СПб., 1859. Т. 74.-С. 318-341.

193. Петербургская летопись. Об Александре Дюма // Санкт-Петербургские ведомости. СПб., 1858. № 252. - С. 1474.

194. Петербургская летопись. Теофиль Готье // Санкт-Петербургские ведомости. СПб., 1859. № 8. - С. 29-30.

195. Петров А.Н. Город Пушкин. Дворцы и парки. JL: Искусство, 1977. -190 с.

196. Петров Г.Ф. Дворец у Синего моста: Мариинский дворец в Санкт-Петербурге. СПб.: Логос, 2001. - 470 с.

197. Петрова Т.А. Дворец великой княгини Марии Николаевны. СПб.: Алмаз, 1997.-192 с.

198. Политика // Иллюстрация. СПб., 1858. №22. - С. 346-358.

199. Половцов А.В. Ф.А. Бруни. СПб.: Р. Голике и А. Вильборг, 1907. - 162 с.

200. Польская Е.Б., Розенфельд Б.М. И пером и кистью. М.А. Зичи // И звезда с звездою говорит. Ставрополь: Ставр. кн. изд-во, 1980. - С. 128-134.

201. Полянин А. Теофиль Готье // Всеобщий ежемесячник. СПб., 1911. Кн. 12. -С. 77-79.

202. Порудоминский В .И: Брюллов. М.: Молодая гвардия, 1979. - 204 с.

203. Православный Петербург в записках иностранцев / Архимандрит Августин (Никитин). СПб.: Нева, 1995. - 224 с.

204. Преображенский П. Исаакиевский собор. История постройки храма, его святилища и художественные достопримечательности. СПб.: М.О. Вольф, 1894.-40 с.

205. Признания литературных отцов. Теофиль Готье // Вестник Европы. СПб., 1875, январь, кн. 1. - С. 196-218.

206. Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб.: A.C. Суворина, 1889.-550 с.

207. Ракова М.М. Русское искусство первой половины XIX века. — М.: Искусство, 1975. 240 с.219: Ракова М.М. Русская историческая живопись середины XIX века. М.: Искусство, 1979.-243 с.

208. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л.: Гослитиздат, 1958. - 567 с.

209. Реизов Б.Г. Из истории европейских литератур. Л.: ЛГУ, 1970. - 371 с.

210. Репин И.Е. Далекое и близкое. Л.: Художник РСФСР, 1986. - 488 с.

211. Ржевская Н.Ф. Литературоведение и критика в современной Франции: Основные направления. Методология и тенденции. М.: Наука, 1985. -270 с.

212. Ровинский Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века.1 Описание фейерверков и иллюминаций. СПб.: A.C. Суворина, 1903. -330 с.

213. Романтизм и реализм в европейской литературе XIX века / П.С. Коган. 2-е изд. -Пг.: Книгоиздательство B.C. Клестова, 1919. 124 с.

214. Российские императоры и оружейная палата / Сост. С.А. Амелехина, Е.А. Моршакова. М.: Художник и книга, 2006. - 280 с.

215. Россия — Европа. Из истории русско-европейских художественных связей XVIII начала XX в. / Сост. A.B. Толстой. - М.: б. и., 1995. - 221 с.

216. Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимовосприятия / Ред. A.B. Голубева. -М.: б. и., 2000. Вып. 1.-365 с.

217. Россия первой половины XIX века глазами иностранцев / Сост. Ю.А. Лимонов. -JI.: Лениздат, 1991. 718 с.

218. Русская живопись XIX века / Под ред. В.М. Фриче. М.: РАНИОН, 1929. -175 с.

219. Русская жанровая живопись XIX начала XX век. Очерки / Под общ. ред. Т.Н. Гориной. - М.: Искусство, 1964. - 380 с.

220. Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX — начала XX века: хрестоматия / Под ред. В.В. Ванслова. М.: Изобраз. искусство, 1977. - 863 с.

221. Русская художественная культура второй половины XIX века / Под ред. Г.Ю. Стернина. -М.: Наука, 1988. 368 с.

222. Санкт-Петербург. Петергоф. Царское Село. Павловск / Авт. текста А.Г. Раскин СПб.: Иван Федоров, 2004. - 142 с.

223. Санкт-Петербург столица российской империи: Альбом / Ю.Б. Шелаев, Е.П. Шелаева, Л.А. Процай и др. - М.: Русская книга; - СПб.: Лики России, 1993.-326 с.

224. Сарабьянов Д.В. Россия и Запад. Историко-художественные связи. XVIII -начало XX века. -М.: Искусство-XXI век, 2003. 295 с.

225. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования. М.: Сов. художник, 1980. - 261 с.

226. Семенникова H.B. Пушкин. Дворцы и парки. Л.: Искусство, 1985. -192 с.

227. Сент-Бев Ш.О. Литературные портреты. Критические очерки / Пер. с фр., вступ. статья и коммент. М.С. Трескунова. М.: Художественная литература, 1970. - 582 с.

228. Серкова В.А. Петербург глазами маркиза де Кюстина и Теофила Готье // Петербургская философия как феномен российской духовности. СПб.: философский факультет СПб. гос. ун-та, 1998. - С. 102-106.

229. Синдаловский H.A. Легенды и мифы пригородов Санкт-Петербурга. -СПб.: Норинт, 2001. 207 с.

230. Смесь. Из общественной и литературной хроники Запада. Биография Теофиля Готье // Вестник иностранной литературы. СПб., 1891. № 4 - С. 369-382.

231. Смесь // Светопись. СПб., 1859. № 1. - С. 24-25.

232. Собко Н.П. Василий Григорьевич Перов, его жизнь и произведения. -СПб.: М.М. Стасюлевича, 1892. 79 с.

233. Соколова Т.В. Июльская революция и французская литература (1830-1831). -Л.: ЛГУ, 1973.-172 с.

234. Соллогуб В.А. Воспоминания графа Владимира Александровича Соллогуба. СПб.: A.C. Суворина, 1887. - 287 с.

235. Сомова О. Царское Село. СПб.-М.: М.О. Вольф, 1869. - 167 с.

236. Сочагин А.Г. Царское село в открытках конца Х1Х-начала XX века. 2-е изд., стер. СПб.: Комплекс, 2002. - 285 с.

237. Сталь де Ж. Путешествие по России // Десять лет в изгнании. М.: ОГИ, 2003. - С. 198-237.

238. Стасов В.В. Избранные сочинения: В 3-х т. М.: Искусство, 1952. Т. 2. -774 с.

239. Столбов В. Теофиль Готье. Очерк жизни и творчества // Готье Т. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Художественная литература, 1972. Т. 1. - С. 3-42.

240. Стрельникова А.Г. Правила оформления диссертаций: метод, пособие. — 2-е изд., доп. СПб.: СпецЛит, 2009. - 76 с.

241. Стрельцов С.А. Николай Егорович Сверчков. М.: Искусство, 1954. - 36 с.

242. Суслов А. Зимний дворец. 1754-1927. Исторический очерк. Л.: КПХИ, 1928.-64 с.

243. Суслов В.В. Церковь Василия Блаженного в Москве СПб.: Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, 1912. — 21 с.

244. Тайманова М.Е. Романтическая Россия Теофиля Готье // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История, языкознание, литературоведение. СПб., 2002. Выпуск 3. - С. 58-67.

245. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М.: Прогресс, Традиция, 1995. - 496 с.

246. Татищев С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование: В 2-х т. М.: Чарли: Алгоритм, 1996. Т. 1. - 608 с.

247. Татищев С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование: В 2-х т. -М.: Чарли: Алгоритм, 1996. Т. 2. 672 с.

248. Толмачев Е.П. Император Александр П и его время: В 2-х кн. М.: Терра, 1998. Кн. 1.-432 с.

249. Толмачев Е.П. Император Александр II и его время: В 2-х кн. М.: Терра, 1998. Кн. 2.-286 с.

250. Теофиль Готье, автор «Капитана Фракасса» // Вестник иностранной литературы. СПб., 1895. № 3. - С. 65-69.

251. Тертерян И.А. Романтизм // История всемирной литературы: В 8-ми т. — М.: Наука, 1989. Т. 6. С. 16-27.

252. Тренев Д.К. О русской иконописи: по поводу вопроса о ней в Государственной Думе М.: б. и., 1910. - 40 с.

253. Трескунов М.С. Т. Готье // Французская новелла XIX века: В 2-х т. М.: Художественная литература, 1959. Т. 1. - С. 707-710.

254. Трубецкой E.H. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках, Два мира в древнерусской иконописи, Россия в ее иконе. М.: ИнфоАрт, 1991. -109 с.

255. Трыков В.П. Французский литературный портрет XIX века. М.: Флинта: Наука, 1999.-360 с.

256. Турчин B.C. Из истории западноевропейской художественной критики XVIII XIX веков: Франция, Англия, Германия. - М.: МГУ, 1987. - 366 с.

257. Турчин B.C. Русско-французские художественные отношения первой половины XIX века // Советское искусствознание. Вып. 24. — М.: Советский художник, 1988. С. 155-186.

258. Тэн И. Философия искусства / Пер. с фр. А.Н. Чудинова. М.: Республика, 1996.-352 с.

259. Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания и фрагменты дневников фрейлины двора Николая I и Александра II. М.: Мысль, 1990. -191 с.

260. Успенский А.И. Императорские дворцы: В 2-х т. М.: А.И. Снегиревой, 1913. Т. 2.-557 с.

261. Успенский А.И. Императорский Большой Царскосельский Дворец // Художественные сокровища России. -М., 1904. С. 265-425.

262. Фаге Э. Девятнадцатый век. Литературные этюды / Пер. с фр. П. Канчаловского. М.: А.И. Мамонтова, 1901. — 256 с.

263. Федотова Е.Д. Канова: Художник и его эпоха. М.: Республика, 2002. -527 с.

264. Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде: Письма, статьи: В 2-х т. М.: Художественная литература, 1984. Т. 1. - 520 с.

265. Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде: Письма, статьи: В 2-х т. -М.: Художественная литература, 1984. Т. 2. — 504 с.

266. Французские лирики XIX века / Пер. с фр. В. Брюсова. СПб.: Пантеон, 1909.-220 с.

267. Фромантен Э. Сахара и Сахель / Пер. с фр. А.И. Горячева. М.: Наука, 1990.-365 с.

268. Харламов И.Н. Возрождается дворцовая церковь // Ленинградская панорама. Л., 1988. № 12. - С. 34-35.

269. Ходасевич Г.Д. Царское Село. СПб.: Царское село, 2009. - 256 с.

270. Хорват К. Романтические воззрения на природу // Европейский романтизм. -М.:Наука, 1973.-С. 204-253.

271. Церковь во дворце великой княгини Марии Николаевны // Архитектурный вестник. СПб., 1859. №1. - С. 475-476.

272. Цеханская К.В. Икона в жизни русского народа. — М.: Православный паломник, 1998. 320 с.

273. Чегодаев А.Д. Статьи об искусстве Франции, Англии, США. М.: Искусство, 1978. - 428 с.

274. Щученко К.А. Янтарная комната Царскосельского дворца // Русский вестник. -М., 1877. Т. 132. -С. 386-392.

275. Эйхенгольц М.Д. Готье Теофиль // Литературная энциклопедия: В 11-ти т. -М.: Советская энциклопедия, 1929. Т. 2. Ст. 662-665.

276. Эстетика раннего французского романтизма / Сост., вст. ст. и коммент. В.А. Мильчиной. М.: Искусство 1982. - 480 с.291292293294295296297298299,300,301.302.303.304.

277. Югай A.C. Своеобразие приемов портретирования у Мериме и Готье // Поэтика жанра и стиля в зарубежной литературе: сборник. Самарканд, 1993.-С. 56-60.

278. Якирина Т.В.; Карпович И.Д. Исаакиевский собор. Л.: Лениздат, 1972. — 100 с.

279. Яковлев Д.Е. Философия эстетизма. М.: Издательский центр научных и учебных программ, 1999. - 187 с.

280. Baudelaire Ch. Théophile Gautier. Paris: Poulet-Malassis et De Broise, 1859. -68 p.

281. Benesch R. Le regard de Théophile Gautier. Zürich: Juris Verlag, 1969. - 102 P

282. Bergerat E. Théophile Gautier. Entretiens, souvenirs et correspondance. Paris: G. Charpentier, 1879. - 323 p.

283. Bibliothèque nationale. Théophile Gautier. Exposition. Paris: Bibliothèque nationale, 1961. - 80 p.

284. Book-Senninger C. Théophile Gautier auteur dramatique. Paris: Nizet, 1972. — 512 p.r

285. Boshot A. Esquisse biographique // Gautier Théophile. Emaux et Camées. Text définitif (1872) suivi de Poésies choisies. Paris: Garnier, 1954. - P. V -LXXXVII.

286. Coquart A. Théophile Gautier et la Russie // Le Monde Slave. Paris, 1936. T. 3, juillet.-P. 48-72.

287. Cadot M. La Russie dans la vie intellectuelle française (1839-1856). Paris: Fayard, 1967.-641 p.

288. Cadot M. Les voyages en Russie de Théophile Gautier // Revue de Littérature Comparée. Janvier-Mars № 1. Paris, 1984. - P. 5-25.

289. Du Camp M. Théophile Gautier. Paris: Librairie Hachette, 1907. - 200 p. Dumas A. fils. Théophile Gautier // Entr'actes. - Paris: Lévy, 1878. - P. 358367.

290. Fauchereau S. Théophile Gautier. Paris: Denoël, 1972. - 141 p.

291. Feydeau E. Théophile Gautier. Souvenirs intimes. Paris: E. Pion, 1874.353 p.

292. Gautier (Pierre Jules Théophile) // Grand Larousse Universel: 17 V. Paris: Larousse, 1991. V. 7. - P. 4307.

293. Jasinski R. Les années romantiques de Théophile Gautier. Paris: Vuibert, 1929.-335 p.

294. Meaux L. de. La Russie et la tentation de l'Orient. Paris: Fayard, 2001.422 p.

295. Mirecourt E. Théophile Gautier. Paris: Achille Faure, 1867. - 71 p. Montferrand de A.R. Église cathédrale de Saint-Isaak. Description architecturale, pittoresque et historique de ce monument. - Saint-Petersbourg: F. Bellizard et Co, 1845. - 88 p.

296. Mourre V. Gautier Théophile // Dictionnaire Biographique des auteurs: 2 V.Paris: Laffont, 1957. V. 1. P. 554-555.321322323324,325,326,327,328,329.330.331,332,333.334.335.336.

297. Neverov O., Ducamp E. Grandes Collections de la Russie Impériale. Paris: Flammarion, 2004. 255 p.

298. Preiss N. Gautier Théophile // Dictionnaire universel des littératures / Sous la direction de B. Didier: 3 V. Paris: PUF, 1994. V. 2. - P. 1296-1297. Richardson J. Théophile Gautier, his life and times. - London: Max Reinhardt, 1958.-335 p.

299. Richer J. Etudes et recherches sur Théophile Gautier prosateur. Paris: Nizet, 1981.-265 p.

300. Shapira M.C. Le regard de Narcisse. Roman et nouvelles de Théophile Gautier.- Lyon: Presses Universitaires de Lyon, 1984. 266 p. Senneville de G. Théophile Gautier. - Paris: Fayard, 2004: - 400 p.

301. Smith A. Ideal and reality in fictional narratives of Théophile Gautier. -Cainesville: Univ. of Florida, 1969. 62 p.

302. Spencer M. Clifford. The art criticism of Théophile Gautier. Genève: Droz, 1969. -123 p.

303. Spoelberch de Lovenjoul Ch. de. Histoire des œuvres de Théophile Gautier: 2 V.- Paris: G. Charpentier, 1887. V. 1. 495 p.

304. Spoelberch de Lovenjoul Ch. de. Histoire des œuvres de Théophile Gautier: 2 V.- Paris: G. Charpentier, 1887. V. 2. 608 p.

305. Vues du palais d'Hiver à Saint-Pétersbourg. Paris: Alain de Gourcuff, 1995. -304 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.