Панпсихизм в драматургии Л.Н. Андреева тема диссертации и автореферата по ВАК 10.01.01, кандидат филологических наук Пак Сан Чжин

Диссертация и автореферат на тему «Панпсихизм в драматургии Л.Н. Андреева». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 263040
Год: 
2007
Автор научной работы: 
Пак Сан Чжин
Ученая cтепень: 
кандидат филологических наук
Место защиты диссертации: 
Санкт-Петербург
Код cпециальности ВАК: 
10.01.01
Специальность: 
Русская литература
Количество cтраниц: 
160

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Пак Сан Чжин

Введение. Драматургия и театр Л. Андреева «панпсих» как явление художественного эксперимента в русской литературе Серебряного века и мировом искусстве.

Глава I. Панпсихизм как литературный принцип.

1. Проблема создания русской философской («панпсихической») драмы.

2. Драма А.П. Чехова «Чайка» в интерпретации Л. Андреева как первое осуществившееся явление панпсихизма на русской почве.

Глава II. Пьесы Л. Андреева «Екатерина Ивановна» и «Профессор Сторицын» - начало андреевского панпсихизма.

1. «Екатерина Ивановна».

2. «Профессор Сторицын».

Глава III. Трагедия мысли. Повесть «Мысль» - драма «Савва» - драма «Мысль».

1. Повесть «Мысль».

2. Драма «Савва».

3. Драма «Мысль».

Глава IV. Две классических пьесы андреевского театра панпсихе - «Тот, кто получает пощечины» и «Собачий вальс».

1. «Тот, кто получает пощечины».

2. «Собачий вальс».

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Панпсихизм в драматургии Л.Н. Андреева"

Рубеж конца XIX - начала XX века - особый, переломный период в жизни России, - отмечен в литературе напряженно драматическим переживанием текущей действительности, активизацией образного мышления и, в конечном итоге, поиском новых художественных концепций. Искусство и литература «серебряного века» всегда искали новые возможности выразить особенности духовной жизни эпохи. Противоречивые и во многом неоднозначные черты данной эпохи нашли отражение в творчестве одного из самых талантливых художников начала XX века Леонида Андреева.

Критический» реализм, «фантастический» реализм, «неореализм», импресионизм, экспрессионизм, символизм - таковы определения творческого метода JI. Андреева в современной ему критике. Впоследствии писателя называли то неореалистом, то экспрессионистом, то символистом, многие считали его предшественником экзистенциализма. Его в то же время называли Андреевым большим, Андреевым маленьким, маленьким Достоевским, авангардистом, декадентом, и даже неврастеником.

Нельзя ограничить все его творческое поле какой-то одной тенденцией или одним параметром, так как JI. Андреев прежде всего был великим экспериментатором и шел своим путем в литературе, исходя из творческих потребностей и творческой индивидуальности. Скорее, можно только сказать о том, что сделал JI. Андреев для литературы XX века: он сам не прошел мимо символизма и оказал влияние на русский символизм. Он предвосхитил эстетические поиски итальянского футуризма и французского экзистенциализма, явился предтечей немецкого экспрессионизма. А как драматург - предвосхитил открытия Бертольда Брехта, Мигеля де Унамуно, Луиджи Пиранделло, Юджина О'Нила. От Леонида Андреева «тянутся нити» к Александру Блоку, Андрею Белому и Вячеславу Иванову, к русским неореалистам 1910-х гг. - Константину Ваганову, Францу Кафке, Серапионовым братьям, обэриутам, театру абсурда, др.

Можно вспомнить высокую оценку Л. Андреева, данную М. Горьким, который говорил об Андрееве как о «самом интересном писателе Европы и Америки»1; Андреев принял активное участие в театральных спорах своего времени и как драматург, и как критик, и как теоретик драмы. С начала нового века он особенно много размышлял над необходимостью и над реальными путями обновления театральной системы и драматургии; в это же время задумал свои первые пьесы. Эти размышления отразились в цикле статей «Под впечатлением Художественного театра», написанных в соавторстве с С. Глаголем (С.С. Голоушевым) в 1902 году, в серии писем Художественному руководству л

МХТ и в двух «Письмах о театре» (1911-1913), явившихся своеобразным эстетическим манифестом нового движения в драматургии и театре.

В «Письмах о театре» 1910-х гг. Андреев подводит предварительный итог своим размышлениям о задачах театра XX века — «Нового театра». Пройдя фазу увлечения театром «ретушированного» реализма и «условным» театром, он приходим к созданию театра панпсихизма. Необходимость перестройки театра Андреев мотивирует тем, что жизнь «все дальше отходит dt внешнего действа, все больше уходит в глубину души, в тишину и внешнюю неподвижность интеллектуальных переживаний»3. Однако, жизнь современной человеческой души Андреев связывал не с судьбой традиционного психологического театра, а с его перестройкой в согласии с идеями панпсихизма, а именно: не с «настроением явленного», как полагали

1 Литературное наследство: Горький и Леонид Андреев: Неизданная переписка. Т. 72. - М., 1965. - С. 278.

2 Письма публиковались Н. Балатовой и В. Беззубовым (Ученые записки ТГУ. Т. 5. - 1962. - Вып. 119; Т. 18. - Вып. 266; Сб. Вопросы театра, - М., 1966).

3 Андреев Л.Н. Письма о театре // Собр. 90ч.: в 6 т. Т. 6. - М., 1996. - С. 511. современники, а с «настроением скрытого, всеобщего» (здесь и в дальнейшем курсивом - С. П.).

Следует отметить, что не все критики и не все исследователи увидели это принципиальное для Андреева различие. Некоторые (И.А. Михеичева, Ю.Н. Чирва, Р. Джулиани и др.) отождествляют эмпирический психологизм с «метафизическим» панпсихизмом, тогда как для Андреева это были категории разного рода. Взамен категории мимесиса и расплывчатого понятия настроения Андреев предложил термин, взятый из философии — «панпсихизм», и очень точно применил его задачам перестройки натуралистического театра в театр философской сущности. Иначе, принципы нового театра писатель связывал с универсальными процессами, происходящими в мире и откликающимися в жизни предметов, растений, животных и людей, имеющих «одну душу».

Представляя Чехова одним из родоначальников панпсихического театра, Андреев утверждает, что особенность его в том, что он был наиболее последовательным панпсихологом. По мнению Андреева, «если часто у Толстого одушевлено только тело человека, если Достоевский исключительно предан самой душе, то Чехов одушевил все, чего касался глазом <.> Все предметы мира видимого и невидимого входят лишь как части одной большой души». То есть, «одушевлено время, одушевлены вещи, одушевлены люди» - в этом Андреев видел тайну очарования чеховских пьес4.

Философский термин «панпсихизм» Леонид Андреев ввел в литературу. Согласно философии панпсихизма (от греческого pan - все и psyche - душа), все вещи одушевлены, обладают жизнью и психикой; это относится и к миру как целому.

4 Там же. - С. 526-527. К сожалению, эти мысли и размышления Л. Андреева, как мне известно, остались без внимания чеховедов.

Горький справедливо увидел истоки андреевского панпсихизма в трудах «Мир как воля и представление» Артура Шопенгауэра, и «Философия бессознательного» Эдуарда Гартмана, а также в оригинальном переложении и трансформации их идей А.А. Козловым, который Андрееву, по-видимому, был также хорошо известен.

Козлов привнес самостоятельные и новые соображения в обоснование панпсихизма. В панпсихизме Козлова «неразрывная связь и единство субстанций, деятельностей, и содержания их, конечно, указывает на один и т о т ж е источник в бытии целого мира»5. Поэтому с точки зрения панпсихизма «субстанции существуют не врознь, а составляют единую мировую систему, ибо они связаны, посредствующею между ними, В ы с о ч айшею Субстанцие ю»6, которую эти субстанции представляют хотя бы в самой малой степени. Таким образом, в явлении панпсихизма сущее всегда воплощено в индивидуальные субстанции, и в этих субстанциях совершаются мир и его эволюция. Значит, согласно панпсихизму, «нет никакого мертвого и внешнего»7.

Процесс формирования панпсихических идей в прозе и в драматургии Андреева происходил уже в 90-е~900-е гг. Однако в пьесах 10-х гг. драматург выработал и реализовал свою панпсихическую теорию осознанно в таких пьесах, как «Екатерина Ивановна», «Профессор Сторицын» (ранние панпсихические пьесы); «Мысль» (панпсихическая пьеса среднего по развитию периода); «Тот, кто получает пощечины», «Собачий вальс» (панпсихические пьесы завершающего по развитию периода).

Таким образом, среди поисков ноцрго философского содержания драмы возникло новое явление, истоки которого Леонид Андреев усмотрел в творчестве Толстого и Достоевского, полное выражение которого он нашел в пьесах Чехова. В своей драматургии 10-х гг. он пытался создать

5 Козлов А. А. Свое слово. Философско-литературный сборник. - СПб., 1898. - № 5. - С. 131.

6 Там же.

7 Там же. - С. 152. репертуарный театр панпсихических драм, куда вошло 12 пьес, в том числе избранные мной для анализа вышеназванные пьесы.

I. Панпсихизм как литературный принцип

Заключение диссертации по теме "Русская литература", Пак Сан Чжин

Заключение

Среди поисков нового философского содержания драмы возникло новое явление, истоки которого Леонид Андреев усмотрел в творчестве Толстого и Достоевского, полное выражение которого он нашел в пьесах Чехова. В своей драматургии 10-х гг. Андреев пытался создать репертуарный театр панпсихических драм. Сюда вошли такие пьесы как «Океан» (1911), «Екатерина Ивановна» (1913), «Профессор Сторицын» (1913), «Мысль» (1914), «Самсон в оковах» (1915), «Тот, кто получает пощечины» (1915), «Собачий вальс» (1916), «Милые призраки» (1917), и «Реквием» (1917).

В данной работе исследованы 5 пьес из перечисленных произведений, и дополнительно в связи с анализом трагедии «Мысль» рассмотрены еще повесть «Мысль» (1902) и пьеса «Савва» (1906). В работе выбраны те пьесы, в которых андреевский панпсихизм обнаруживается наиболее ярко.

Выбор драм «Екатерина Ивановна» и «Профессор Сторицын» во 2-ой главе продиктован четким проведением принципов «панпсих», какими они виделись Андрееву в начале 10-х гг. Это были пьесы о столкновении героев, мистически (панпсихически) переживающих любовь («Екатерина Ивановна») и свою земную судьбу («Профессор Сторицын»).

Анализу «Мысли» как явлению переживания и трагедии разума, бьющегося между абсолютными потенциями и невозможностью их реализации в условиях обыденного существования, посвящена 3-я глава диссертации под названием «Трагедия мысли».

Трагедия 1914 г. «Мысль» трансформировала одноименную повесть 1902 г., где были некоторые зачатки философского и художественного панпсихизма. В ней, однако, главным было столкновение доктора Керженцева, пожелавшего стать сверхчеловеком ницшеанского типа, со своим окружением обычных («нормальных») людей. Трилогия 1914 г., рассмотрена в данной работе как произведение, герой которой, мечтая преодолеть «земное» в человеческих отношениях и достичь вершин высшего разума посредством рискованного эксперимента, терпит крах, сталкиваясь с невозможностью и неразрешимостью своей задачи. Он вступает в конфликт с обыденным сознанием своих друзей и коллег, с одной стороны, с народным сознанием «простой» сиделки Маши, с другой. Для всех них его эксперимент с собственным разумом, испытание его силы и гибкости при имморализме его носителя оказывается явлением «дурной» действительности, и не более того. Сами «ножницы» между «малым» и «большим» разумом в условиях современности, а, быть может, и в веках прошедшего, настоящего и будущего, по мысли автора, оказывается одной из «вечных» трагедий.

В качестве промежуточного звена между двумя «Мыслями» проанализирована пьеса 1906 г. «Савва», где нигилистический ум Саввы, желающего «очистить» землю огнем от веками накопившейся глупости, гибнет под натиском нескольких разновидностей прагматического ума: слепо верующей в Господа сестры Саввы Липы, отрешившегося от земных проблем послушника Сперанского и его «тени» - живущего призраками сознания брата Саввы Тюхи, а также кающегося грешника крестьянина Еремея, живущего под кличкой «Царь Ирод» и превратившего свое страдание отца-убийцы в фетиш. Земное человечество в их лице физически уничтожает у героя веры в сверхразум человека, посягнувшего на «идолы» оазума. к вс. носителей разных типов сознания.

Предмет анализа последней главы диссертации - две классические пьесы андреевского театра панпсих - «Тот, кто получает пощечины» (1915) и «Собачий вальс» (1916).

В центр анализа трагической комедии «Тот, кто получает пощечины» Андреев поставил современного подлинного сверхчеловека - талантливого философа, писателя, избравшего для себя судьбу циркового клоуна в амплуа идейного полемиста и острослова по имени «Тот, кто получает пощечины».

Сам Тот рассматривает свой шаг «ухода» (бегство) из мира повседневного в мир «идеальных, естественных» людей, где, как ему казалось, можно открыть «божественное» начало абсолютной универсальной души (панпсихизма). Не взирая на свои титанические усилия пробудить в душах наездников танго на конях, абсолютно прекрасных Консуэлле и Безано помять об их божественном прошлом (она - Психея, Венера., он -её рыцарь), Тот не может достичь цели и добровольно выбирает смерть. Смертью оканчивается и жизнь других двух персонажей - Консуэллы, за внешней оболочкой которой Тоту видится античной богини красоты, и вполне прагматического барона Реньяра, сумевшего полюбить «божественное» в обычной цирковой наезднице. Пьеса-сказка о трагической невоплотимости исконных первоначал и первообразов в эпоху предреволюционного десятилетия («апокалипсис») явилась неким предупреждением о грядущем тотальном разрушении надежд на воплощение идеи идеальной гармонии и торжества абсолютного разума.

Поэма одиночества» (авторское определение жанра пьесы «Собачий вальс») посвящена идее разрушения мифа о приближении царства вечной гармонии и идее осуществления апокалипсических предзнаменований. Автору работы удалось подробно и тонко проанализировать весь объём содержания драмы как явления «панпсих».

Одежды, обстановка, диалоги с элементами экзистенциального остраннения; введение стихии бессознательного, судьбоносных лейтмотивов, музыкальных в том числе; весь хронотоп; интертекстуальные подпитки (связь с героями драм Блока - в частности, с героями «Незнакомки») - всё устремлено к одной цели - выявить доминанты панпсихического движения драматического действия элегической трагедии «Собачий вальс».

Драматургия и театр Андреева «панпсих» - осуществившийся эксперимент одного из главных драматургов Серебряного века в создании разновидности «новой драмы» российского Серебряного века и мировой драматургии.

Поиски Андреева в области создания панпсихической драмы были продолжены в последующей драматургии, преимущественно западной. Его поиски новых средств театральной выразительности (замена внешнего действия внутренним, связанным с философией панпсихизма) были подхвачены Вахтанговым, Таировым и другими известными режиссерами. Но зачастую находки как драматургов, так и режиссеров, шедших в русле исканий Андреева, даже не связываются с его именем. Это связано с прискорбной судьбой Андреева и с печальными судьбами русского театра подреволюционной поры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Пак Сан Чжин, 2007 год

1. Андреев Л.Н. Драматические произведения: в 2-х томах. Т. 1,2 / Редкол. Б. Егоров, Г. Лапкина, В. Маркович, А. Муратов, А. Нинов, В. Пименов, А. Салынский, Ю. Стенник; Сост. и вступ. ст. А. Чирва. Л.: Искуссво,1989. - 526 с.

2. Андреев Л.Н. S.O.S.: Дневник (1914-1919). Письма (1917-1919). Статьи и интервью (1919). Воспоминания современников (1918-1919). / Вступ. ст., сост. и примеч. Р. Дэвиса и Б. Хеллмана. М.-СПб.: Atheneum; Феникс, 1994.-598 с.

3. Джеймс Линч Л.Н. Андреев. Москва. Мелочи жизни // Горький и Леонид Андреев. Неизданная переписка // Литературное наследство. Т. 72. М., 1965.-С. 475.

4. Горький и Леонид Андреев: Неизданная переписка. М.: Наука, 1965. (Литературное наследство. Т. 72). - 632 с.

5. Книга о Леониде Андрееве: Воспоминания М. Горького, К. Чуковского, А. Блока, Г. Чулкова. Б. Зайцева, Н. Телешова, Е. Замятина, А. Белого. Берлин-Пб.-М.: З.И. Гржебин, 1922. - 192 с.

6. Реквием: Сб. памяти Леонида Андреева / Под ред. Д.Л. Андреева и В.Е. Беклемишевой; Предисл. В.И. Невского. М.: Федерация, 1930. - 282 с.

7. Агеев К. Кошмар безверия: Л. Андреев. Рассказы. Т.П. «Мысль». Лит.-худож. альманах изд-ва «Шиповник». Кн. I: Леонид Андреев. «Жизнь человека» / Век. СПб. г 1907. № 8 (25 февр.) - С. 97-98.

8. Адмони В.Г. Поэтика и действительность: Из наблюдений над зарубежной литературой XX в. Л.: Сов. писатель, 1975. - 312 с.

9. Айнгорн Л.Э. Леонид Андреев в Мюнхене // Литература XX-XXI веков: история и поэтика. Исследования. Наблюдения. Публикации. Орел: ООО ПФ «Картуш», 2002. - С. 14-29. А

10. Айхенвальд Ю. Л. Андреев // Айхенвальд Ю.Л. Силуэты русских писателей. М.: Научное слово, 1910. - Вып. 3. - С. 64-84.

11. Алексеевский А.П. Воспоминания о Л.Н. Андрееве. Рукопись. 1929 // ОГЛМТ.-Ф.12. Оп.1. - № 5692. - Л.105.

12. Амфитеатров А.В. Литературный Мейербер // Новости Одессы. -1907.-№1 (21 окт.). С. 3.

13. Амфитеатров А.В. Минуты. IV. Некто в сером // Театр и искусство. -1907. -№50 (16 дек.). С. 842-845.

14. Андреев (Алексеевский) Л.А. Письма к Л.Н. Афонину. 1959-1973 // ОГЛМТ. Ф. 49. - № 7586. - Ед. хр. 28.

15. Андреев А.Н. Из воспоминаний о Л.Андрееве // Красная новь. 1926. - Кн. Девятая (Сент.) - С. 209-223.

16. Андреев В.Л. Детство: Повесть. М.: Сов. писатель, 1963. - 292 с.

17. Андреев Д.Л. Роза мира: Метафилософия истории / Вступ. ст. А.Андреевой; От ред. и послесл. В.Грушницкого. М.: Прометей, 1991. - 288 с.

18. Андреев Леонид Николаевич: Библиография / Ин-тут мировой лит-ры РАН; Сост. В.Н. Чуваков. Вып. I: Сочинения и письма. М.: Наследие, 1995. -272 с,; Вып. 2: Литература (1900-1919). - М.: Наследие, 1998. - 608 с.

19. Андреев Л.Н. Бунт на корабле / Публ. и вступ. ст. Л.А. Иезуитовой // Рус. лит-ра. -1971. № 3. - С. 128-138.

20. Андреев Л.Н. «Верните Россию!»: Сб. статей / Сост. И.Г. Андреевой; Послесл. и коммент. В.Н. Чувакова. М.: Моск. рабочий, 1994. - 268 с.

21. Андреев Л.Н. Дневник 1891-1892 гг. / Публ. Н.П. Генераловой // Ежегодник Рукописи, отдела Пушкинского Дома на 1991 г. СПб.: Гуманит. Агентство «Академический проект», 1994. - С. 81-142.

22. Андреев Л.Н. Дневник. 1892. / Публ Н.П. Генераловой //Лит. архив: Материалы по истории рус. лит-ры и обществ, мысли. СПб.: Наука, 1994. - С. 247-294.

23. Андреев Л.Н. Дневник. 27 марта 1897 9 окт. 1907. Рукопись. Копия // ОГЛМТ. - Ф. 12. - On. 1. - № 27062. - Л. 112.

24. Андреев Л.Н. Письма к А.П. Алексеевскому / Публ. В.Н.Чувакова // Ежегодник Рукописи, отдела Пушкинского Дома на 1977 г. Л.: Наука, 1979.-С. 178-192.

25. Андреев Л.Н. Письма С.А. Венгерову / Публ. и коммент. В.Н. Чувакова // Андреевский сб.: Исследования и материалы / Под научи, ред. Л.Н. Афонина. Курск, 1975. - С. 205-211. (Курск. Гос. пед. ин-тут. Научные труды. Т. 37).

26. Андреев Л.Н. Письма к Л.Н. Дмитриевой. 1891-1892 // ОГЛМТ. Ф. 12. - Оп. 1. - № 2625-2634. - Ед.хр. 10.

27. Андреев Л.Н. Письма Неведомскому М.П. 1904. // Искусство. 1925. - № 2. - С. 266-267.

28. Андреев Л.Н. Письмо Незлобину К.Н. Ваммельсу. 1909, окт. 24 // Утро России. -1909. 2 дек. (№ 47). - С. 6.

29. Андреев Л.Н, Письмо читательнице A.M. Питалевой. 1902 // Звезда. -1925.-№2.-С. 257.

30. Андреев П.Н. Воспоминания о Леониде Андрееве // Литературная мысль: Альманах. Ш.-Л., 1925. - С. 140-207.

31. Андреева А.И. Дневник. 1920. Рукопись. Копия // ОГЛМТ. Ф.49. - №13298.

32. Арабажин К. Леонид Андреев: Итоги творчества: Лит.-критич. этюд. -СПб.: Обществ, польза, 1910. 279 с.

33. Арсентьева Н.Н. Творчество Л. Андреева в контексте христианской антропологии (проблема добра и зла) // Эстетика диссонансов. О творчестве

34. Л.Н.Андреева: Межвуз. сб. научи, трудов к 125-летию со дня рождения писателя. Орел, 1996. - С. 79-86.

35. Ансентьева Н.Н. Проблемы нравственного самосознания личности в творчестве Леонида Андреева // Леонид Андреев: Материалы и исследования. -М.: Наследие, 2000. С. 175-194.

36. Аскольдов С.А. Алексей Александрович Козлов. СПб., 1997. - С. 100110.

37. Афонин Л.Н. Леонид Андреев: Критико-биографич. очерк, Орел: Кн. изд-во, 1959. - 222 с.

38. Бабичева Ю.В. Драматургия Л.Н. Андреева эпохи первой русской революции / Под ред. проф. В.В. Гура. Вологда, 1971. - 184 с.

39. Бабичева Ю.В. Два «представления» Леонида Андреева (К проблеме систематизации драматургического наследия) // Проблемы реализма. Вып. VII / Под ред. проф. В.В. Гура. Вологда, 1980. - С. 127-137.

40. Бабичева Ю.В. Театр Леонида Андреева // Бабичева Ю.Б. Эволюция жанров русской драмы XIX начало XX века. - Вологда, 1982. - С. 50-75.

41. Бабичева Ю.В. Ценные силы России (Л. Андреев) // Бабичева Ю.В. Русская проза начала XX века / Научи, ред. Л.М. Аринина; Предисл. П.Д. Матвеевой. Вологда, 1994. - С. 59-73.

42. Баранов И.П. Леонид Андреев как художник-психолог и мыслитель. -Киев: Изд. кн. магазина С.И. Иванова, 1907. 85 с.

43. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит-ра, 1975.-50 с.

44. Беззубое В.И. Леонид Андреев и Московский Художественный театр // Учен. зап. Тартуск. ун-та. Тарту, 1986. - Вып. 209. - С. 122-242.

45. Беззубое В.И. Концепция народа и революции в творчестве Леонида Андреева 1905-1911 гг. // Учен. зап. Тартуск. ун-та. Труды по русркой и славянской филологии. Тарту, 1977. -№ XXVTIL. - С. 57-79.

46. Беззубое В.И. Леонид Андреев и традиции русского реализма. -Таллин: Ээсти раамат, 1984. 336 с.

47. Безобразова М.В. Ницше и Андреев // Курьер. 1904. - № 48 (18 февр.). - С. 3.

48. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. Т.2.- М.: Искусство, 1994. 510 с. (Серия «Рус. философы XX века»).

49. Бессонов М. Заметки о современной журналистике: Беллетристы последней формации гг. Леонид Андреев и Скиталец // Волынь. Житомир,1902.-№93 (27 апр.) С.2.

50. Блок А.А. Сборник тов-ва «Знание» за 1904 год. «Вор» Л.Андреева // Вестник жизни. СПб., 1905. - № 3 (март). - С. 295-299.

51. Богданов А. Между стеной и бездной. О жизни и творчестве Леонида Андреева Электронный ресурс. Режим доступа: http://andreev.org.ru/index.html.- Загл. с экрана.

52. Бобрищев-Пушкин А.В. «Мысль» // Театр и искусство. 1914. - № 16 (20 апр.). - С. 366.

53. Боева Г.И. Синтетизм в творчестве Л.Андреева: роман «Дневник Сатаны» // Филологич. записки: Вестник литературоведения и языкознания. Вып.9. Воронеж: Воронежский гос. ун-тет, 1997. - С, 38-47.

54. Боцяновский В.Ф. Леонид Андреев: Критико-биографич. этюд. Пб.,1903.-64 с.

55. Боцяновский В.Ф. Леонид Андреев и мировая гармония // Биб-ка «Театра и искусства». -1910. Т. X (31 окт.). - С. 36-72.

56. Боцяновский В.Ф. Богоборцы Леонида Андреева // Боцяновский В.Ф. Богоискатели. Пб. - М.: М.О. Вольф, 1911. - С. 188-242.

57. Б.п., Альманахи изд-ва «Шиповник». Книга одиннадцатая. СПб., 1909 // Новое слово. -1910. № 1. - С.151.

58. Б.п.. Л.Андреев о новой пьесе «Океан» // Наш журнал. -1910. № 5 (3 окт.).-С. 27-29.

59. Б.п.. Р.Б. Аполлонский о «Профессоре Сторицыне» // Весь мир. СПб., 1912.-№5 (Дек.).-С.24-25.

60. Б.п.. Театр имени В.Ф. Комиссаржевской: «Реквием» // Театральная газ. -1917. 1янв. - С. 6-7.

61. Б.п.. [Лит. обзор] // Вестник литературы. 1923. - № 6-7. - С. 12.

62. Бродовский М. Некто в сером: Критич. этюд о произведениях Леонида Андреева. Киев: Сфинкс, 1907. - 32 с.

63. Брусиловский А. Несколько итогов: (Лит. впечатления) // Одесские новости. 1903. - № 6103 (7 окт.). - СЛ.

64. Брусянин В.В. Леонид Андреев: Жизнь и творчество. М.: Кн-во К.Ф.Некрасова, 1912. - (Биографич. биб-ка) № 2. -126 с.

65. Брусянин В.В. Л. Андреев о своей пьесе «Мысль» и о театре панпсихе // Биржевые ведомости. -1914. № 14080 (1 апр.). - С. 3.

66. Бугров Б.С. Мятежная душа // Андреев Л.Н. Пьесы / Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент, Б.С. Бугрова; Худ. М. Гуров. М.: Сов. писатель, 1991.- С. 3-38.

67. Бурсов В.И. Национальное своеобразие русской литературы. М.-Л.: Сов. писатель, 1964. - 393 с.

68. Бэн Назаревский Б.. Сумерки русской литературы: М. Горький, Л. Андреев, Чириков, Юшкевич: Очерки. М., 1912. -102 с.

69. Ветринский Ч. О «Мысли» // Самарская газета. 1902. - № 248 (21 нояб.). - С. 4.

70. Веселовский А. Западное влияние в новой русской литературе. Изд. 5-е, доп. -М., 1916.-259 с.

71. Войтловский Л.Н. Социально-психологические типы в рассказах Леонида Андреева // Правда. М., 1905. - № 8 (Август). - С. 123-140.

72. Волжский Глинка А.С.. Литературные отголоски: По поводу нового рассказа Леонида Андреева // Журнал для всех. 1904. - № 7 (июль). - С. 423430.

73. Волжский Глинка А.С.. О мотивах страха смерти и страха жизни Л.Андреева // Волжский А.С. Из мира литературных исканий: Сб. статей. -СПб., 1906.-С. 111-127.

74. Волков ЕМ. Романы JI. Андреева и европейская литературная ситуация конца XIX начала XX века // Эстетика диссонансов. О творчестве Л.Н.Андреева: Межвуз. сб. научных трудов к 125-летию со дня рождения писателя. - Орел, 1996. - С. 11-15

75. Волков ЕМ. Два драматурга-современника о судьбе человеческой (Л.Н. Андреев и Г. Гауптман) // Славянский сборник. Вып.1. Орел: Орл. гос. ин-тут искусств и культуры, 2002. - С. 153-163.

76. Волконский М.Н. В защиту «Екатерины Ивановны»: (Особое мнение) // Театр и искусство. -1913. № 18 (5 мая). - С. 402-405.

77. Волошин М.А. Лики творчества («Елеазар» Л.Н. Андреева) // Русь.- 1907. 16 февр. (№ 47). - С. 3.

78. Волошин М.А. Лики творчества / Отв. ред. Б.Ф. Егоров, В.А. Мануйлов.- Л.: Наука, 1988. 848 с. (Лит. памятники).

79. Ганжулевич Т. Русская жизнь и ее течение в творчестве Л. Андреева. Изд. 2-е, доп. СПб.-М.: Изд.Т-ва М.О.Вольф, б/г. - 152 с.

80. Геккер Н. Леонид Андреев и его произведения. Одесса, 1903. - С. 37.

81. Генералова Н.П. «Мои записки» Леонида Андреева (К вопросу об идейной направленности повести) / Рус. лит-ра. 1986. - № 4. - С. 172-185.

82. Генералова Н.П. Леонид Андреев и Николай Бердяев (К истории русского персонализма) / Рус. лит-ра. -1997. № 2. - С. 40-54.

83. Голиков В.Г. Между Саломеей и кокоткой // Вестник знания. СПб., 1913. - Ж 4.-С. 408-419.

84. Головачева А.Г. Пьеса «Чайка» в творческой эволюции А.П. Чехова 1890-х годов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук.-Л., 1985. С. 5.

85. Горфункель АХ «Мальчики» в «Борисе Годунове» // Пушкин и его современники (Новая серия). СПб., 2002. - Вып. 3 (42). - С. 307-308.

86. Горький М. Воспоминание о Л.Н. Андрееве // Горький М. Цолн. собр. соч. Т. 16. М., 1973. - С. 324.

87. Гречнев В.Я. Русский рассказ конца XI XX в.: Проблематика и поэтика жанра. - JL: Наука, 1979. - 208 с.

88. Гречнев В.Я. О прозе XIX-XX вв. (Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, Л. Андреев, М. Горький). СПб.: СПб Госуниверситет культуры и искусств, 2000. -288 с.

89. Григорьев А.Л. Леонид Андреев в мировом процессе // Рус. лит-ра. -1972.-№3.-С. 190-205.

90. Григорьев А.Л. Русская литература в зарубежном литературоведении. -Л.: Наука, 1977. 300 с.

91. Гроссман Л.П. О трагизме и надрыве // Одесские новости. -1911. № 8392 (Напр.)-С. 2.

92. Гроссман Л.П. Беседы с Андреевым // Россия. 1925. - № 4. - С. 242251.

93. Гужиева Н.В. Драматургия Леонида Андреева 1910-х гг. // Рус. лит-ра. -1965.-№4.-С. 64-79.

94. Гулыга А.В. Шеллинг. М., 1982. - 416 с.

95. Девять писем ЛЛ. Андреева к Л.С. Раменской / Публ ЛА Иезуитовой // Рус. лит-ра. -1992. № 3. - С. 148-154.

96. Дерман А. Тленное и нетленное (О «Профессоре Сторицыне» Л. Андреева) // Русское богатство. -1913. № 2 (февр.). - С. 403-410.

97. Джонсон И. Иванов И.. Московские письма // Театр и искусство. -1917.- №2 (8 янв). С. 29-30.

98. Дубровский С. У Леонида Андреева: От нашего корреспондента; Новый роман Андреева; Андреев о порнографии; О Горьком // Московская газ. -1911. 5 окт. (№ 124). - С.2.

99. Ермакова М.Я. Отражение философии релятивизма в пьесах ЛЛндреева эпохи реакции // Материалы X научи, конференции литературоведов Поволжья. Ульяновск, 1969. - С. 123-125.

100. Жакевич Э, Леонид Андреев в Польше // Учен. зап. Высшей пед. Школы (Ополе), Рус. филология. - 1963. - № 2. - С. 39-69.

101. И-в. Н. Новое искусство и Л.Андреев // Тульские новости. 1907. -№ 65 (26 сент.). - С. 2.

102. Иванов-Разумник Р.В. О смысле жизни: (Ф. Сологуб, Л. Андреев, Л. Шестов).-СПб., 1908.-312 с.

103. Иезуитова Л.А. Леонид Андреев и Вс. Гаршин // Вестник Ленингр. ун та. 1964. - № 8. - Вып. 2. - С. 97-109.

104. Иезуитова Л.А. Рассказы Л. Андреева конца 1890 начала 1900-х годов // Учен. зап. Ленингр. ун-та. - 1968. - № 339 (вып. 72). - С. 147-170.

105. Иезуитова Л.А. «Преступление и наказание» в творчестве Л.Андреева («Мысль» и «Мои записки») // Метод и мастерство. Вып.1: Рус. лит-ра. -Вологда, 1970. - С. 333-347.

106. Иезуитова Л.А. «Собачий вальс» Леонида Андреева: Опыт анализа драмы «панпсихе» // Андреевский сборник: Исследования и материалы / Под научи, ред. Л.Н. Афонина. Курск, 1975. - С. 67-90 (Курский гос. пед. ин-тут. Научи, труды. Т. 37).

107. Иезуитова Л.А. Творчество Леонида Андреева (1892-1906). Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. - 240 с.

108. Иезуитова Л.А. Леонид Андреев и Эдвард Мунк // Рус. лит-ра. 1987. - XXII. - Отд. оттиск. - С. 63-74 (North Holland).

109. Иезуитова Л.А. Андреев-публицист в канун революции // Рус. лит-ра.-1989. -№3.- С. 199-209.

110. Иезуитова Л.А. Леонид Андреев и лубок // Филологич. записки: Вестник литературоведения и языкознания: Вып. 9. Воронеж: Воронежский гос. ун-тет, 1997. - С. 5-21.

111. Иезуитова JI.A. Комедия А.П. Чехова «Чайка» как тип новой драмы // Анализ драматического произведения. Л., 1988. - С. 341.

112. Измайлов A.A. JI. Андреев // Измайлов А.А. Литературный Олимп.-М., 1911. С. 235-293.

113. А.И. Измайлов А.А. Леонид Андреев о своей повести [«Мои записки»] // Биржевые ведомости. 1908. - № 10797 (6 нояб.). - Веч. вып. - С. 3.

114. Аякс Измайлов А.А.. У Леонида Андреева // Биржевые ведомости. -1907. № 10225 (28 нояб.). - Веч. вып. - С. 3.

115. Измайлов А.А. «Черные маски» Леонида Андреева // Русское слово. 1908. - № 280 (3 дек.). - С. 5.

116. Из писем Л. Андреева К.П. Пятницкому (1904-1906) / Публ. Архива A.M. Горького; Вступ. ст., подгот. текста и коммент. В.Н. Чувакова // Вопр. лит-ры. -1971. - № 8. - С. 160-184.

117. Ильина Н.А. Экспрессионистические тенденции в прозе Леонида Андреева 1900-х годов («Стена», «Красный смех») // Литература XX-XXI веков: история и поэтика. Исследования. Наблюдения. Публикации. Орел: ООО «Картуш», 2002. - С. 61-67.

118. Искржщкая И.Ю. Леонид Андреев и пантрагическое в культуре XX века // Эстетика диссонансов. О творчестве Л.Н. Андреева: Межвуз. сб. научи, трудов к 125-летию со дня рождения писателя. Орел, 1996, - С. 64-65.

119. История философии: Запад-Россия-Восток. Кн. 4: Философия XX в. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой, A.M. Руткевича. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1999. - 447 с.

120. Кадмин Н. Литературные заметки // Образование. 1908. - № 5. - Отд. 3.-С. 52-56.

121. Казакова Н.А. «Савва» Л.Н. Андреева: контуры театра «ретушированного» реализма // Филологии. записки: Вестник литературоведения и языкознания: Вып. 9. Воронеж: Воронежский гос. ун-тет, 1997. -С. 21-28.

122. Каранчи Л. Леонид Андреев о психологическом изображении. Оттиск публикации ин-та филологии и славистики Дебреценского ун-та. Венгрия, 1972 // ОГЛМТ. Ф. 49. - № 15065.

123. Катаев В.Б. Проза А.П. Чехова: Проблемы интерпретации. М„ 1979.- С. 27.

124. Катаев В.Б. Чехов А.П. // Русские писатели XIX век, Биобиблиографический словарь: в 2 ч. Ч. 2. М., 1996. - С. 404.

125. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М.: Наука, 1975.- 280 с.

126. Келдыш В.А. К проблеме литературных взаимодействий в начале XX в. // Рус. лит-ра. 1979. - № 2. - С. 3-27.

127. Кен Л.Н, Леонид Андреев и немецкий экспрессионизм // Андреевский сборник:Исследования и материалы / Под научи, ред. Л.Н. Афонина. Курск, 1975. - С. 44-66. (Курский гос. пед. ин-тут. Научн. труды. Т. 37).

128. Кен Л.Н. «Поэма одиночества» Леонида Андреева (к истории прочтения пьесы «Собачий вальс») // Рус. лит-ра. 1991. - № 2. - С. 190-197.

129. Кирсис С.С. Леонид Андреев и некоторые проблемы французского экзистенциализма // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. -Тарту, 1985. Вып. 645. - С. 122-132.

130. Козлов А.А. Свое слово. Философско-литературный сборник. СПб., 1898.-№5.-С. 73-160.

131. Козлов А,А. Философские этюды. Ч. I. СПб., 1876. - С. 63.

132. Крайний А. Гиппиус З.Н. Братская могила. Леонид Андреев. Рассказы; Л. Зиновьева-Аннибал. Трагический Зверинец; Тридцать три урода. Сб. знания XVI, «Ссыльным и заключенным» (изд. «Шиповник») и многие, многие другие // Весы. 1907. - № 7. - С. 57-63.

133. Красилъников Р.Л. Танатология в ранней прозе Л. Андреева (18971904 гг.) // Юбилейная междунар. конференция по гуманитарным наукам, поев. 70-летию Орл. гос. ун-та: Материалы. Вып. II: Л.Н. Андреев и Б.К. Зайцев. -Орел: Орл. гос. ун-тет. 2001. С. 18-22.

134. Краснов П. Литературное обозрение: К. Случевский. «Песни из уголка». Л. Андреев. Рассказы // Литературные вечера (прилож. к журн. «Новый мир»). -1902. № 2 (февр.). - С.122-127.

135. Homo novus Кугель А.Р.. Александрийский театр: «Король, закон и свобода», пьеса Л. Андреева // День. -1914. 21 дек. (№ 347). - С. 5.

136. Кугель А.Р. Л. Андреев // Кугель А.Р. Русские драматурги. М.: Мир, 1934.-С. 148-162.

137. Кулешов В.И. Образы и ситуации: (Аспекты изучения) // Чеховские чтения в Ялте: Чехов и театр. М., 1978. - С. 57-58.

138. Кулова Т.К. Л. Андреев и М. Горький: Революция 1905 г. Размежевание сил русской литературы // Учен. зап. Москов. пед. ин-та им. Н.К. Крупской. Т. 157. - Вып. 5. - М., 1965. - С. 3-36.

139. Кулова Т.К. Творческие искания Леонида Андреева // Критический реализм XX века и модернизм. М: Наука, 1967. - С. 254-285.

140. Лейбниц Г.В. Сочинения. Т. 1. М., 1982. - С. 413-414.

141. Леонид Андреев критик / Публ. В.Н. Чувакова и А.П. Руднева // Вопр. лит-ры. -1994. - Вып. III, - С. 248-280.

142. Леонид Миронович Леонидов. Воспоминания, статьи, беседы, переписки, записные книжки / Сост., ред., авт. вступит, статьи, с 3-40, и коммент. В Я. Виленкина. М.: Искусство, 1960. - 756 с.

143. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Кулыура / Сост. Н.А. Ростовцев; Вступ. ст. А.А. Тахо-Годи. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1991. - 525 с.

144. Лоэнгрин. Зигзаги: По поводу «Черных масок» // Одесские новости.- 1908.-№7697 (19 дек.).-С.4.

145. Львов-Рогачевский В.Л. Две правды: Книга о Леониде Андрееве.- СПб.: Кн-во «Прометей» Н.Н. Михайлова, [1914]. 232 с.

146. Львов-Рогачевский В.Л. Леонид Андреев: Критич. очерки. -М.: Русский книжник, 1923. 86 с.

147. Мескин В.А. «Мои записки» Л.Андреева в контексте литературы // Эстетика диссонансов. О творчестве Л.Н.Андреева: Межвуз. сб. научи, трудов к 125-летию со дня рождения писателя. Орел, 1996. - С. 21-24.

148. Михайловский Б.В. Творчество Л.Н. Андреева // Михайловский Б.В. Русская литература XX века. М.: Учпедгиз, 1939. - С. 319-332.

149. Михеичева Е.А. Творчество Леонида Андреева в контексте русской литературы начала XX века: Учеб. пособие к спецкурсу. Орел. 1993. -98 с.

150. Михеичева Е.А. Драматургия // Писатели Орловского края. Пособие по региональной литературе. Леонид Николаевич Андреев. Орел: Вешние воды, 1999.-С. 134.

151. Михеичева Е.А, О психологизме Леонида Андреева. М.: МНУ, 1994, -188 с.

152. Михеичева Е.А. Решение психологических задач в процессе работы писателя над текстом («Тьма» Л.Андреева) // Научи, конференция, поев, землякам-орловцам, известным писателям и ученым. Апрель 1995: Тезисы докладов. Орел, 1995. - С. 27-29.

153. Моклица М.В. Л.Андреев и Ф.Ницше: к истокам метода // Эстетика диссонансов. О творчестве Леонида Андреева: Межвуз. сб. научи, трудов к 125-летию со дня рождения писателя. Орел, 1996. - С. 60.

154. Московкина И.И. Проза Леонида Андреева: Жанровая система, поэтика, художественный метод. Харьков: Харьковский гос. ун-тет, 1994. - 152 с.

155. Муратова К.Д. Леонид Андреев // История русской литературы. Т.4. Литература конца XIX начала XX века (1881-1917) / Ред. тома К.Д. Муратова. - Л.: Наука, 1983. - С. 330-372.

156. Муратова К.Д. Л. Андреев в полемике с Горьким (Отношение к мысли) // Творчество Леонида Андреева: Иследования и материалы. Курск, 1983.-С. 3-13.

157. Муратова К.Д. Леонид Андреев драматург // История русской драматургии. Вторая половина XIX - начало XX века (до 1917 г.). - Л., 1987. -С. 511-551.

158. Муслиенко Е.В. Л. Андреев, М. Хвылевый: концепция абсурдного мира // Эстетика диссонансов, О творчестве Л.Н. Андреева: Межвуз. сб. научн. трудов к 125-летию со дня рождения писателя. Орел, 1996. - С. 43-46.

159. Неизданные письма Леонида Андреева: К творческой истории пьес периода первой русской революции / Вспуп. ст., публик. и коммент. В.И. Беззубова // Учен. зап. Тартус. ун-та. Тарту, 1962. - Вып. 119. - С. 278-393.

160. Немирович-Данченко Вл.И. Избранные письма: в 2 т. Т. 2. 19101948 / Комент. В. Виленкина и др. М.: Искусство, 1979. - 742 с.

161. Панкова Е.С. Живая книга (Л. Андреев о романе Б.Келлермана «Туннель») // Эстетика диссонансов. О творчестве Л.Н.Андреева: Межвуз. сб. научных трудов к 125-летию со дня рождения писателя. Орел, 1996. - С. 49-54.

162. Пашкевич А.А. Универсальные проблемы в творчестве Леонида Андреева // Эстетика диссонансов. О творчестве Л.Н. Андреева: Межвуз. сб. научи, трудов к 125-летию со дня рождения писателя. Орел, 1996. - С. 61-62.

163. Пильский П, Леонид Андреев: Личность и творчество // Нильский П. Критические статьи. Т. 1. СПб.: Прогресс, 1910. - С. 1-40.

164. Письма Л.Н.Андреева к А.А.Измайлову / Публ. В.Гречнева // Рус. лит ра. 1962. - № 3. - С. 193-201.

165. Письма JI.H. Андреева к Вл.И. Немировичу-Данченко и К.С. Станиславскому / Публ. и коммент. Н. Балатовой // Вопросы театра: 1966: Сб. статей и материалов. М.: ВТО. 1966. - С. 275-301.

166. Письма Л.Н.Андреева к Вл. Немировичу-Данченко и К.С. Станиславскому: (1913-1917) / Публ. и коммент. Н.Р. Балатовой и В.И. Беззубова // Учен. зап. Тартуск. гос. ун-та. Тарту, 1971. - Вып. 266. - С. 231312.

167. Письма Леонида Андреева к Льву Алексеевскому / Публ. Л.А. Иезуитовой // Рус. лит-ра. -1990. № 3. - С. 151-157.

168. Платон. Сочинения: в 3 т. Т. 1. М., 1968. - С. 289.

169. Полонский Г. «Тьма» ЛАндреева светит // Наш день. СПб., 1907. -№3(24 дек.).-С.2-3.

170. Прутцев Б.И. Полемика вокруг драматургии Л. Андреева в польской критике // Научи, конференция, поев, землякам-орловцам, известным писателям и ученым. Апрель 1995: Тезисы доклады. Орел, 1995. - С. 29-32.

171. Рейснер М. Пролетариат и мещанство: Две души русского народа в учениях Леонида Андреева и М.Горького. Пг.: Кн-во И.Р.Белопольского, 1917.-132 с.

172. Роговой К.А. Художественный текст. Структура. Язык. Стиль. М., 1993.-С. 21.

173. Роле С. Рецепция Леонида Андреева во Франции // Эстетика диссонансов. О творчестве Леонида Андреева: Межвуз. сб. научи, трудов к 125-летию со дня рождения писателя. Орел, 1996. - С, 112-113.

174. Рубцов А.Б. Леонид Николаевич Андреев // Рубцов А.Б. Из истории русской драматургии конца XIX начала XX века. - Минск: Белорус, ун-тет, 1960.-С. 138-287.

175. Русская и зарубежная литература конца XIX начала XX века: Основные течения: Кн. для учителя. 4.1. - Орел, 1998. - 278 с.

176. Русские философы (конец XIX сер. XX в.): Антология. Вып.2 / Сост. С.Б. Неволин, Л.Г. Филонова. - М.: Кн. палата, 1994. - 424 с.

177. Сахновский В. Писатель без догмата (Основные мотивы творчества Л.Андреева) // Новая жизнь. Кн. 1. М., 1916. - С. 166-187.

178. Силард Л. «Мои записки» Л.Андреева: III. Великий Инквизитор Л.Андреева, или «душегрейка новейшего уныния» // Studia Slavica Hungariae, XX. Budapest, 1974. - S. 271-304.

179. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М.: Худож. лит-ра, 1972. - 543 с.

180. Скафтымов А.П. Статьи о русской литературе. Саратов, 1958. - С.334.

181. Слуцкий М.И. Смысл жизни человека по произведениям Андреева, Сологуба, Горького, Метерлинка и решение его в христианстве. -Харьков, 1910. 41с.

182. Смирнов В,В. Проблема экспрессионизма в России: Андреев и Маяковский // Рус. лит-ра. -1997. № 2. - С. 55-63.

183. Смирнова Л.А. Творчество Л.Н.Андреева. Проблемы художественного метода и стиля: Учеб. пособие. М,: МОПИ им. Н.К. Крупской, 1986. - 94 с.

184. Собенников А.С. Художественный символ в драматургии А.П. Чехова. Иркутск, 1989. - С. 36-125.

185. Соболев Ю. «Мысль» Л. Андреева // Рампа и жизнь. -1914. № 12 (23 марта). - С. 8-9.

186. Сорокин Ю.С. «И мальчики кровавые в глазах.»: (Фразеолого-стилистический комментарий к пушкинской строке) // Современная русская лексикография. 1981. Л., 1983. - С. 129-134.

187. Степун Ф. «Екатерина Ивановна» JI. Андреева на сцене Художественного театра // Северные записки: Литературно-политический ежемесячник. 1913. №2 (февр.). С. 124-131.

188. Мирский Е. А. Соловьев. Наша литература // «Журнал для всех». -1902. -№11.- Стлб. 1381-1385.

189. Суханов Ст. Символизм и Л. Андреев как его представитель. -Киев: Изд. Просяниченко, 1903. 26 с.

190. Татаринов А.В. Леонид Андреев и Фридрих Ницше: Идея «сверхчеловека» в раннем творчестве Андреева // Актуальные проблемы филологии. Свердловск: Уральский гос. ун-тет, 1989. - С. 13-14.

191. Татаринов А.В. Художественная демонология в прозе Леонида Андреева 1900-1903 гг. // Эстетика диссонансов. О творчестве Л.Н.Андреева: Межвуз. сб. научи, трудов к 125-летию со дня рождения писателя. Орел, 1996.-С. 87-89.

192. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Преджизнь. Жизнь. Мысль. Сверхжизнь. М., - 1987. - С. 135.

193. Фатов Н.Н. Молодые годы Леонида Андреева: По неизданным письмам, воспоминаниям и документам. М., 1924. - 366 с.

194. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. А.Е. Айкапара. М.: Кронпресс, 1996. - 656 с.

195. Чехов А.П. Чайка // Чехов А.П. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т.13. М.: Наука, 1978. - С. 3-60.

196. Чехов в воспоминаниях современников. М., 1952. - С. 306-352.

197. Чирва Ю.Н. О пьесах Леонида Андреева // Андреев Л.Н. Драматические произведения. В 2-х т. Т.1. Л.: Искусство, 1989. - С. 3-43.

198. Чуковский К. Леонид Андреев большой и маленький. Пб.: Издат. бюро, 1908. - 136 с.

199. Чуковский К. Критические рассказы. Т.1. СПб.: Шиповник, 1911.235 с.

200. Чуковский К. О Леониде Андрееве. СПб., 1911. - 88 с.

201. Шишкина JI.И. Рождение замысла: К творческой истории рассказа Л. Андреева «Губернатор» // Юбилейная международная конференция по гуманитарным наукам. Материалы: Вып. II: Л.Н. Андреев и Б.К. Зайцев. -Орел, 2001.-С. 27-36.

202. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / Пер. с нем. А. Фета; Предисл. к пер. Н. Страхова. Изд. 4-е. СПб.: И-зд. А.Ф. Маркса, 1898. -431с.

203. Leonid Andreev. Photographs by a Russian Writer / Ed. and Introd. by R. Davies; Foreword by Olga Andreyev Carlisle. London: Thames and Hudson, 1989.-P. 144.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 263040