Педагогические аспекты системы К.С. Станиславского как средство оптимизации профессиональной подготовки режиссёров в вузе культуры и искусств тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Масленникова, Зоя Алимовна

  • Масленникова, Зоя Алимовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 249
Масленникова, Зоя Алимовна. Педагогические аспекты системы К.С. Станиславского как средство оптимизации профессиональной подготовки режиссёров в вузе культуры и искусств: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2006. 249 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Масленникова, Зоя Алимовна

Введениестр.

Глава I. Педагогические аспекты системы К.С.Станиславского

1.1 Системно-структурный подход в педагогической деятельности К. С. Станиславскогостр.

1.2 Закономерности и принципы воспитания в педагогической деятельности К.С.Станиславскогостр.

1.3 Дидактика в педагогике К.С.Станиславскогостр.

Глава II. Профессиональная подготовка режиссёров в вузе культуры и искусств на основе системы К.С.Станиславского

2.1 Становление традиционной подготовки режиссёров в вузе культуры и искусствстр.

2.2 Авторская методика профессиональной подготовки режиссёров на основе учёта педагогических аспектов системы К.С. Станиславскогостр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические аспекты системы К.С. Станиславского как средство оптимизации профессиональной подготовки режиссёров в вузе культуры и искусств»

Актуальность исследования. Социально-культурные изменения, происходящие в современной России, стремительно нарастающие тенденции духовного возрождения, восстановления утерянной преемственности поколений предопределяют потребность в разработке концептуальных основ формирования подготовки кадров в области культуры. Человек, обладающий художественными (творческими) способностями, всегда являлся центром сохранения и распространения культуры.

Вузы культуры обладают исторически сложившимися ресурсами в подготовке кадров социально-культурной деятельности. Художественные специализации этих учебных заведений в процессе своего развития накопили богатейший опыт системы профессиональной подготовки специалистов художественного просвещения, образования, культуры и искусства. Несмотря на многочисленные публикации по вопросу подготовки руководителей, педагогов и менеджеров социально-культурной деятельности, самодеятельного и профессионального художественного творчества педагогические основы высшего театрального образования не стали ещё в достаточной степени предметом специального рассмотрения. По-прежнему «белым пятном» является «театральная педагогика», методологическую основу которой составляет учение К.С.Станиславского, разработавшего метод сознательного управления бессознательными процессами творческой природы человека в его деятельности.

Перед каждым, изучающим сегодня систему Станиславского в отрыве от театральной культуры XX века, возникает вопрос: не есть ли система лишь справочник, пригодный для артистов искусства психологического реализма? Такие вопросы звучали в прошлом, звучат они и сейчас. Разрыв между веком Станиславского и сегодняшним днём составляет девять поколений. Сотрудников и непосредственных учеников Константина Сергеевича, хорошо знавших систему и получавших её из первых рук, почти не осталось. Поэтому молодому поколению театральных педагогов для достижения мастерства актуализируется путь: внимательно вчитываться в дошедшее до нас наследие К.С.Станиславского, его систему. Для этого требуется изучение опыта работы театральной школы прошлого, который мог бы служить верным ориентиром в оптимизации педагогического процесса сегодня.

Рассмотрение выше названных проблем и определяет актуальность избранной нами темы исследования, в котором отстаивается и доказывается мысль, что система - не задачник с готовыми ответами в конце, а «целая культура», на которой надо расти и воспитываться долгие годы».

Степень научной разработанности проблемы. Педагогические аспекты системы К.С.Станиславского нуждаются в глубокой теоретической и методической разработке, способствующей эффективности обучения студентов вузов культуры и искусств актёрскому и режиссёрскому мастерству. Попытки создания учебных пособий по мастерству актёра предпринимались неоднократно. Так в конце 30-х годов были опубликованы: «Практический курс воспитания актёра» Ю.Кренке под ред. Б.Захавы, методическое пособие «Работа актёра» И.Рапопорта, «Режиссура и методика её преподавания» В.Г.Сахновского, в 50-60-х годах «О технике актёра»

B.О.Топоркова, «Мастерство актёра и режиссёра» Б.Захавы, «О действенном анализе пьесы и роли», «Слово в творчестве актёра» и «Поэзия педагогики» М.О.Кнебель, «Технология актёрского искусства» П.М.Ершова, «Сценические этюды» Л.Шихматова, в 70-80-х годах «Гимнастика чувств»

C.Гиппиуса, «Уроки вдохновения» Л.П.Новицкой, «Воспитание актёра школы Станиславского» ГГ.В.Кристи.

Не все из перечисленных работ, посвящённых театральному обучению, бесспорны в научном отношении. Авторы пытаются раскрыть и теоретически обосновать те стороны системы, которые в театральной педагогике наименее разработаны. Но по старой традиции система сводится главным образом к технологии актёрской профессии (как сделать), к технике актёра, причём главная проблема, волновавшая К.С.Станиславского, -проблема творчества - решается упрощённо, или забывается вовсе.

Вместе с тем, проблема изучения наследия К.С.Станиславского решалась в разное время отечественными учёными: В.Н.Прокофьевым, И.Н.Виноградской, Н.С.Тодрия, Б.Я.Зуяне , Е.И.Горячкинной, М.Н.Строевой, Н.А.Солнцевым, Ю.И.Рубиной, Р.Х.Баталовой, М.О.Кнебель, В.А.Халиф, Айла Капан, И.С.Куликовой, В.А.Максимовой, Н.А.Крымовой, Н.Р.Балатовой, С.В.Клубковым, Ю.М.Орловым, М.М.Шибаевой, И.Г.Скляром, О.М. Головенко и др., - и рассматривалась с различных точек зрения: в основном искусствоведческих, эстетических, философских. Открытые К.С.Станиславским законы органического творчества и разработанная на их основе артистическая техника и метод сценического творчества произвели переворот в театральной педагогике. Теперь редко встретишь человека, который бы, подобно Актёру из пьесы М.Горького «На дне», считал, что в театре «образование - чепуха, главное - талант». Метод стихийной, эмпирической передачи опыта, вкусовщина, субъективизм постепенно уступили место углублённой профессиональной учёбе, опирающейся на познание объективных законов сценического творчества. Так было, пока были живы непосредственные ученики К.С.Станиславского. Но в руках театральных ремесленников система постепенно превращалась в механический набор терминов и технических правил сценического поведения актёра.

В начале 50-х годов XX века прошла дискуссия о «Методе физических действий». «Она обнаружила странное оскудение театральных идей, гибельных для наследия Станиславского. Система не развивалась, а только толковалась, она была законсервирована, освобождена от движущих её противоречий, связи системы с живой театральной культурой мира были обрезаны». Эта дискуссия о творческом наследии Станиславского привлекла внимание к вопросам современной театральной теории. Участники дискуссии пришли к выводу, что ценнейшее наследие Станиславского ещё мало изучено и в ещё меньшей степени использовано в практике нашего театра. Не было ни одного полного исследования самого педагогического процесса К.С.Станиславского. Все исследования в этой области сводились к зарождению «духа» коллективности, ансамблевости новой артистической смены, необходимости воспитывать «психотехнику» актёра, воспитания его в духе этики и дисциплины.

В 1961 году в «Ежегоднике МХАТ за 1953-1958гг» появляется статья Ю.Беренгарда «Система Станиславского и современное учение о высшей нервной деятельности», в которой автор научно обосновал все основные положения системы, раскрывая их в свете научных исследований Школы Сеченова-Павлова, труды которых, особенно «Рефлексы головного мозга», отмечал сам Станиславский.

Опыт изложения школы Станиславского как определённого направления в театральном искусстве был осуществлён Г.В.Кристи в учебном пособии для театральных вузов «Воспитание актёра школы Станиславского». В учебном пособии предлагается тот минимум теоретических знаний, необходимый всякому профессионально-грамотному актёру. По существу, теория в изложении Г В.Кристи сводится к осознанию практики, т.е. к артистической технике. Изложение предмета автор максимально стремился приблизить к педагогическому процессу, но не раскрывает его до конца, рассматривая его в основе своей традиционно с точки зрения последовательного освоения технологии актёрского мастерства, но не педагогического процесса.

Вторая попыгка осмысления творческого наследия Станиславского была предпринята в 1998 году - «Симпозиум Станиславского в связи со 100-летием Художественного театра».

Подводя итоги обзора литературы, охватывающие вопросы театральной педагогики, связанные с системой К.С.Станиславского, можно сделать вывод, о недостаточной изученности данной проблемы.

К.С.Станиславский воплощал свою систему в жизнь, посредством педагогического процесса, воспитывая новую артистическую смену в студиях. На этом основании выявилась необходимость в проведении системно-структурного анализа педагогической системы Станиславского, являющейся «краеугольным камнем» современной театральной педагогики.

Таким образом, обращение к системе К.С.Станиславского в процессе подготовки актёров и режиссёров для профессиональных и любительских театров, с одной стороны, и недостаточная разработанность её педагогических аспектов с другой, составили противоречие, предопределившее выбор темы диссертационного исследования.

Учитывая, ставшую традиционной односторонность в освещении педагогического наследия К.С.Станиславского, диссертант посчитал актуальным анализ педагогических аспектов системы К.С.Станиславского.

Объектом исследования - является профессиональная подготовка режиссёров в вузе культуры и искусств.

Предметом исследования - выявление и воплощение педагогических аспектов системы К.С.Станиславского в учебно-воспитательном процессе вузов культуры и искусств.

Цель исследования - обоснование педагогических основ системы К.С.Станиславского и разработка оптимальной методики профессиональной подготовки режиссёров в вузах культуры и искусств на основе учёта педагогических аспектов системы К.С. Станиславского.

Гипотеза исследования состоит в том, что профессиональная подготовка режиссёров в вузе культуры и искусств станет эффективнее, если будет основываться на педагогических аспектах Системы К.С.Станиславского. В связи с этим, успех в подготовке студентов будущих режиссёров будет зависеть от учёта преподавателями принципов, методов и приёмов, проверенных «Школой Станиславского»: природосообразности; самодеятельности: самообучения, самовоспитания, самообразования; культуросообразности; ориентации на ценности и ценностные отношения; субъективности; целостности; активности; гуманизации; социальной защиты растущей творческой индивидуальности; упорядоченности; единства; профессиональной целесообразности; политехницизма; демократизации в сочетании с контролем и самоконтролем; и использовании в процессе обучения «метода физических и словесных действий» как путь к обновлению актёрской и режиссёрской технике.

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

- рассмотреть историческое значение системы К.С.Станиславского для развития современной театральной педагогики; уточнить педагогические аспекты деятельности К.С. Станиславского, его воспитательные и дидактические закономерности и принципы;

- определить специфику традиционных методов профессиональной подготовки режиссёров;

- разработать авторскую методику организации обучения будущих режиссёров в процессе профессиональной подготовки на основе учёта педагогических аспектов системы К.С.Станиславского.

Методологической основой настоящего исследования стали философские положения о развитии личности и определяющем значении деятельности в этом процессе; идеи отечественных философов Н.А.Бердяева, И,Л. Ильина и др. - о духовности, высших ценностях, творчестве и творческой свободе, самопознании и самосовершенствовании как образце духовности; К.Юнга - о связи самосознания с развитием духовности. Проблемы диалектики в работах - В.И.Ленина, Ф.Энгельса, Г.В.Ф.Гегеля,

М.С.Кагана и др.; методология К.С.Станиславского, как реформатора мировой театральной системы, отражённая в его наследии и наследии ведущих мастеров театрального искусства и его непосредственных соратников и учеников: М.О.Кнебель, Е.Б.Вахтангова, Л.А.Сулержицкого, Г.В.Кристи, М.А.Чехова, М.С.Щепкина, В.Г.Сахновского, Б.Е.Захавы,

B.О.Топоркова, В.И.Немировича-Данченко, В.П.Маркова, В.А.Орлова, Вальдемара Пансо, П.М.Ершова, А.Д.Попова, Л.М.Леонидова, и др.

Теоретическую основу исследования составили педагогические труды А.В.Луначарского как первого наркома просвещения, заложившего фундамент теории и практики культурно-просветительных учреждений, профессионального, общего и высшего образования; труды отечественных педагогов: К.Д.Ушинского как основоположника отечественной педагогической системы, Л.С.Выготского (создавшего научную школу теории развития поведения и психики человека), А.С. Макаренко (теория воспитательного коллектива как формы педагогического процесса), В.А.Сухомлинского (создателя педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка как высшей ценности процессов воспитания и образования; комплексная программа: «Воспитание красотой»), В.И.Водовозова (сторонника «реального» метода преподавания; программа преподавания словесности на основе идейно-художественных особенностей литературного произведения), Л.Н.Толстого (духовно-нравственные основы развития личности; считавшего, что существуют общие закономерности психического развития, что образование, включающее в себя обучение и воспитание, столь же объективный процесс, как и явления природы; главная задача обучения - развитие творческого мышления, где центральное место занимает идея духовного роста человека),

C.Г.Шацкого (создателя научной школы нового направления, в основе концепции которой идея эстетического воспитания в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческих потенций личности в коллективе), П.П.Блонского (одного из ведущих теоретиков направления «Педология»; проблемы связи обучения и труда как факторов социального развития личности; своеобразие разных возрастных периодов и связанных с ними особенностей воспитания и обучения; «советский Песталоцци»), Ю.К.Бабанского (создателя оптимального целостного процесса педагогической деятельности), М.Н.Скаткина (исследования по фундаментальным проблемам дидактики; дидактическая концепция содержания образования и методов обучения), В.А.Сластенина (проблемы воспитания и формирования мировоззрения; творчества в деятельности педагога), Ю.П.Азарова (теории и практики мастерства педагога).

- и зарубежных: Я.Коменского, Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега.

В качестве конкретной методологии подтверждающей и научно-обосновывающей положения системы К.С.Станиславского, исследование основывается на принципах гуманизма и приоритета общечеловеческих ценностей, гуманистической психологии о ценности, неповторимости и самореализации личности, отражённые в трудах психологов,

- как отечественных: Л.С.Выготского (проблемы педагогической психологии и развития), С.Л.Рубинштейна (проблемы общей психологии, основоположника деятельностного подхода в психолого-педагогической науке на основе принципа единства сознания и деятельности), А.Р.Лурия (разработавшего культурно-историческую концепцию развития психики, создателя теории деятельности, нового направления нейропсихологии), А.Н.Леонтьева (создателя теории деятельности, экспериментальные и теоретические работы, посвящённые проблемам развития психики, психологии восприятия, мышления, развитию индивидуального сознания как процесса освоения (присвоения) знаний, умений и норм), А.А.Леонтьева (теории деятельности), К.К.Платонова (проблема системного подхода к науке «Психология»; деятельность и психология межличностных отношений),

В.Д.Небылицына (проблемы свойств нервной системы и физиологического субстрата; проблемы темперамента; роль нервной системы в индивидуально-психологическом своеобразии деятельности), Б.Г.Ананьева (создателя «онтопсихологии», направленной на целостное изучение человека и образования как фактора его жизненного пути), К.А.Абульхановой-Славской (проблемы личности в процессе деятельности и общения), М.Г.Ярошевского (автора концепции научной деятельности, единицей анализа которой выступает исследовательская программа; разработка системы понятий, раскрывающей психологическую специфику научного творчества), Б.М.Теплова (создателя новой отрасли - дифференциальной психологии, разработка психофизиологического подхода к изучению индивидуальных различий; исследования связанные со зрительными и слуховыми ощущениями, умственными способностями), А.А.Смирнова (экспериментальные исследования проблем памяти; возрастная и педагогическая психология), В.Н.Мясищева (теории отношений), А.В.Запорожец (теория деятельности; проблемы детской психологии развития и обучения; создатель теории сенсорного и умственного развития), О.К Тихомирова (психологии мышления и структуры мыслительной деятельности человека), П.М.Якобсона (психологии эмоций), Б.Ф.Ломова (экспериментальные опыты, посвящённые вопросам воображения, формирования пространственных представлений; сформулированные принципы системного подхода к проблеме общения; взаимосвязь общения и познания, общения и деятельности), Ю.Б.Гиппенрейтер (теория деятельности);

- так и зарубежных: Э.Берна (теории отношений), А.Маслоу (практические вопросы воспитания одарённых детей; идеи «педоцентризма», «детоцентризма»; считавшего главной задачей педагогики: «помочь человеку обнаружить в себе то, что в нём уже заложено»), К.Роджера (сторонника неформального обучения, отдававшего приоритет эмоциональной жизни ученика; «недирективная педагогика»; утвердившего категорию -«самооценка»; межличностное общение учителя и ученика), А.Анастази и С.Урбина (вопросы психологического тестирования), Э.Фромма (создателя концепции «гуманистического психоанализа»; проекты создания гармоничного «здорового общества»; методы «социальной терапии»),

A.Беркли (проблемы слуховых восприятий), и др.;

- достижениях отечественной физиологии, связанных с проблемами деятельности мозга и высшей нервной деятельности: И.П.Павлова (учения о высшей нервной деятельности), И.М.Сеченова (учение о поведении живых существ, механизмах сознания и воли человека; происхождение сложных форм познавательной деятельности, раскрывающие закономерности развития восприятия, памяти, интеллекта и др. психических функций), И.И.Мечникова, П.К.Анохина (биология эмоций), В.Н.Кащенко (психолого-педагогической коррекции), П.В.Симонова (физиологии эмоций),

B.В.Умрихина (вопросы дифференциальной психофизиологии), А.Н.Лука (проблемы мышления и творческих способностей), И.М.Фейренберг (психологии действия), Ю.Беренгарда;

- и зарубежной физиологии: Г.Мэгун (физиология и влияние ретикулярной системы на все нервные механизмы; функциональная активность мозговой деятельности), Р.Аткинсон (проблемы памяти и процесса обучения), У.Росс Эшби (исследования памяти), Г.Настева и Р.Койнова (о ведущей роли коры головного мозга и высшей нервной деятельности человека), А.Киселинчева (проблемы теории отражения и Учения И.П.Павлова) и др.

Проблемы развивающего обучения рассматривались в трудах зарубежных учёных прошлого: Я.Коменского, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега;

- и отечественных психологов и педагогов: П.П.Блонского, Л.С.Выготского, М.Б.Волович, В.В.Давыдова, П.С.Жедек, В.В.Репкина, Н.В.Репкиной, Г.А.Цукермана, Д.Б.Эльконина, и др.

Проблемы профессиональной подготовки в области социально-культурной деятельности в трудах: А.И.Арнольдова, А.А.Аронова, Н.К.Баклановой, А.Д.Жаркова, Л.С.Жарковой, Л.С.Зориловой,

A.Г.Казаковой, Т.Г.Киселёвой, Г.Н.Новиковой, В.И.Черниченко,

B.М.Чижикова и др.

Психолого-педагогические аспекты обучения в творческих вузах в трудах: А.Л.Гройсмана, П.М.Ершова, В.А.Успенского и др.

Проблемы дидактики в трудах: В.И.Загвязинского, Л.В.Занкова, Е.Н.Кабановой-Мелер, Лотар Клинберг, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, В.И.Черниченко и др.

Проблемы творчества и педагогики, психологии способностей в трудах: Б.Г.Ананьева, Н.К.Баклановой, Л.С.Выготского, В.А.Крутецкого, В.С.Мерлин, Г.Г.Нейгауза, К.К.Платонова, Б.М.Теплова и др.

Большинство научных трудов перечисленных учёных были опубликованы после смерти К.С.Станиславского. Многие из них подтверждают наличие законов природы человеческого общения, открытых К.С.Станиславским.

Подготовка специалиста - режиссёра для профессионального творчества или для самодеятельного любительского творчества, - почти не имеет различий, ибо в основе своей имеет одни и те же корни. В исследовании рассматривается только раздел изучения системы, именуемый «школой», являющийся основой выработки творческого мировоззрения и подготовки к разделу: «Работа режиссёра с актёром».

Методы исследования. В диссертации использовался комплекс теоретических (анализ, синтез, аналогия) и эмпирических методов исследования: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, психологопедагогический тренинг, опытно-экспериментальная работа; анкетирование и тестирование.

Базой исследования стал Московский государственный университет культуры и искусстз. Обследованию подвергались студенты по специальности «Режиссура», специализации: «Режиссёр-педагог», квалификации: «Режиссёр любительского театра», на занятиях по предметам «Режиссура», «Актёрское мастерство», «Словесное действие» и «Сценическая речь»; студентами специализации «Режиссура театрализованных представлений» по предмету «Искусство звучащего слова»; студентами специальности «Социально-культурная деятельность», специализации «Речевые коммуникации» и «Технологии речевой деятельности» по предметам «Основы режиссуры и мастерства актёра», «Сценическая речь», «Техника речи», «Культура речи» и др.

Этапы исследования. Исследование проходило в 4 этапа с 1995 по 2006гг. Исходным моментом для начала исследования послужила работа диссертанта в качестве педагога-стажёра у профессора Школы-Студии (ВУЗ) им. Вл.И.Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М.Горького засл. арт. РСФСР В.П.Маркова, результатом которой явилась опубликованная статья «Начало пути. На уроках профессора В.П.Маркова» в сборнике научных трудов Мин. культ. СССР и Школы-Студии (ВУЗ) им. Вл.И.Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького «Создание сценического образа и искусство перевоплощения актёра» (1989г.).

На первом этапе (1995-1999гг.) - констатирующем - изучалась разработанность проблемы в психолого-педагогической и театральной теории, осуществлялось теоретическое осмысление проблемы, анализ литературы по теме исследования, разработка принципов системно-структурного анализа педагогической системы К.С. Станиславского. Параллельно велось наблюдение за практической деятельностью испытуемых. Всего в исследовании участвовало 2506 человек. В экспериментальной работе - 106 человек, из них: студентов МГУКИ - 72 человека; преподавателей МГУКИ - 20 человек; преподавателей, участников курсов повышения квалификации - 20 человек. Выявлялись возможности и индивидуальные особенности испытуемых: психологическая подвижность, темперамент, способность к обучению и т.д., намечался общий замысел исследования (цели, задачи, гипотеза). Результаты этого этапа нашли обобщение и отражение в докладе «Гуманистические основы педагогической системы К.С.Станиславского» на международной научной конференции «Человек в мире культуры» (г. Москва, 16-17 февраля 1995г).

На втором этапе (1999-2002гг.) - было проведено опытно-экспериментального исследование, в ходе которого корректировались исходные данные положения теории и методики педагогического исследования; была разработана теоретическая концепция и продолжалось параллельное эмпирическое исследование, состоявшее из:

- наблюдения за испытуемыми в ходе проведения уроков «тренинга и муштры»; за уровнем их развития, динамикой профессиональной направленности, развития мышления, профессионального самосознания;

- отбора и проверки наиболее эффективных упражнений на основе учёта методики К.С.Станиславского.

Результат исследования этого периода - выступления с докладами, затрагивающими проблему единства психики и физики «Актуальные проблемы курса «Культура речи» и «Некоторые особенности обучения культуре речи», Тезисы обоих докладов опубликованы в сборниках научных трудов МГУКИ.

На третьем этапе (2002 - 2004гг.) проводилась обработка и обобщение опытно-экспериментальной работы, формулировка общих выводов по проблеме. Результаты этого этапа нашли отражение в разработанной автором программе «Основы педагогического мастерства» и докладе «Путь к творчеству - основа развивающего обучения» на

Международной научно-практической конференции «Время культуры и культурное пространство». Тезисы доклада опубликованы.

На четвёртом этапе (2004 - 2006гг.) - было осуществлено оформление результатов исследования п виде кандидатской диссертации.

В исследовании использован опыт работы автора в качестве профессиональной актрисы, воспитанной в традициях Художественного театра и в качестве педагога Школы-Студии МХАТ и Московского государственного университета культуры и искусства.

Научная новизна исследования заключается в следующем: - уточнено понятие «педагогическая система»: - это целостность элементов её составляющих, индивидуальные связи и отношения главных элементов - «учитель - учебная деятельность - ученик». Концептуально в рамках педагогической системы, как развивающейся на основе закономерности «от простого к сложному, от известного к неизвестному», происходит восприятие, осмысление, присвоение и созидание новых знаний, умений и навыков, ориентированных на воспитание, обучение и развитие личности будущего режиссёра.

- из системы К.С.Станиславского выделены её педагогические аспекты, позволяющие рассматривать её как педагогическую систему. Педагогические аспекты связаны с творческим процессом в деятельности режиссёра. Они включают в себя системно-структурные составляющие: цель, задачи, основные принципы воспитания и условия, способствующие эффективной воспитательной деятельности подготовки режиссёров; дидактику как процесс обучения, образования, самообразования, основанный на закономерностях и принципах, помогающих раскрыть сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения в творческой школе, каковой является вуз культуры и искусств, в целом и конкретного мастера в частности.

- рассмотрено сценическое действие как процесс возникновения новой формы действия, имеющее свои законы развития: подлинное жизненное действие имеет принципиальное отличие от сценического действия способом функционирования. Действующий в жизни может не фиксировать психических элементов, составляющих это действие. Подлинное действие в сценических условиях возможно только при осознании предлагаемых обстоятельств, концентрации внимания, включения эмоциональной памяти, наличия воображения, учёта темпоритма и т.д., и воплощение его должно быть произвольным. Это осознание и произвольность вырабатываются в процессе изучения элементов действия и репетиционной практики.

- выявлена специфика традиционной методики подготовки будущих режиссёров в вузе культуры и искусств; разработана, теоретически обоснована и экспериментально апробирована авторская методика организации обучения сценическому действию (мастерству режиссёра) на основе учёта педагогических аспектов системы К.С.Станиславского, направленных на развитие нового ряда функциональных операций «от сознания к подсознательному творчеству».

Теоретическая значимость состоит в теоретико-методологическом обосновании «педагогической системы» основанной на учении К.С.Станиславского». При этом, научно обосновывая педагогическую систему, мы обращали внимание на организацию воспитания, обучения и развития режиссёра как творческие процессы, важной составляющей которых являются психофизиологические особенности человека, будущего режиссёра, его индивидуальность и приобретённая в процессе профессиональной подготовки новая структурно-функциональная форма действия, являющаяся развитием его высших психических функций. Теоретически значимым является выделение педагогических аспектов в системе К.С.Станиславского и уточнение понятия «воспитание». Под ним в диссертации понимается целенаправленный и сознательно осуществляемый процесс организации и стимулирования поведения и деятельности формируемой личности специалиста - будущего режиссёра по овладению социально-творческим опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями. К педагогическим аспектам системы К.С.Станиславского, которые учитывались в профессиональной подготовке, были отнесены и теоретически обоснованы «закономерности воспитания» как устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности, оптимизирующих подготовку будущих режиссёров в вузе культуры и искусств, основанную на педагогических аспектах системы К.С.Станиславского.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в исследовании теоретико-практические положения, выводы, рекомендации используются с целью повышения эффективности процесса профессиональной подготовки режиссёров в вузах культуры и искусств, формирования педагогического мастерства у выпускников театральных вузов и училищ на основе наследия К.С.Станиславского в предметах: «Режиссура», «Актёрское мастерство», «Сценическая речь», «Сценическое движение», «Искусство звучащего слова», «Словесное действие», «Режиссура слова» и др., сопутствующих театральному искусству курсах. Методические материалы, апробированные экспериментально внедряются в практику театрального образования. Педагогические аспекты системы К.С.Станиславского, использованные в профессиональной подготовке режиссёров, оказывают влияние на успешность формирования знаний, навыков и умений специалиста-мастера. Разработанные материалы могут быть также использованы при создании учебно-методических пособий по вопросам театральной педагогики, в качестве практического материала для создания новых методик и тренингов режиссёров любительских театров в театрах-студиях.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Педагогические аспекты системы К.С.Станиславского актуальны в период реформирования театрального образования не только в России, но и за рубежом. Система К.С.Станиславского имеет чёткую педагогическую направленность, реализуемую через «Школу Станиславского». В связи с этим понятие «педагогическая система К.С.Станиславского» имеет право на существование.

2. Оптимизация профессиональной подготовки режиссёров в вузе культуры и искусств может быть достигнута вследствие воспитания и развития личности на основе педагогических аспектов системы К.С.Станиславского и представляет собой творческий процесс режиссёра, его индивидуальность и приобретённую в процессе профессиональной подготовки новую структурно-функциональную форму действия, осознанно влияющую на становление и формирование мировоззрения режиссёра как личности.

3. Дидактика К.С.Станиславского, в связи с этим, представляет собой целостный процесс, включающий в себя обучение, образование, самообразование, основанный на закономерностях и принципах, помогающих раскрыть сущностные характеристики структурных и содержательных элементов профессиональной подготовки специалистов в творческой школе, каковой является вуз культуры и искусств в целом, и конкретного мастера в частности; имеет основополагающее значение для процесса профессиональной подготовки режиссеров и формирования основ педагогического и профессионального мастерства будущих режиссёров.

4. Изучение и опора на основные теоретико-методические положения педагогической системы К.С.Станиславского, включая его метод, а также следование принципам его педагогической деятельности необходимы в традиционной профессиональной подготовке специалистов на всех творческих специализациях вузов культуры и искусств.

5. Авторская методика профессиональной подготовки режиссёров, представленная как компонент педагогической технологии, основываясь на системном методе с учётом психофизических данных учеников и человеческих ресурсов в их взаимодействии, становится, таким образом, организационно-методическим инструментарием педагогического процесса. Она оптимизирует усвоение профессиональных знаний, реализует развитие новых функциональных форм действия, в результате которых происходит функционирование всех личностных качеств ученика и осуществление педагогического процесса.

Обоснованность и досюверность исследования обеспечены:

1) Методологией и методикой опытно-экспериментального исследования;

2) изучением подлинных материалов наследия К.С.Станиславского, включая архивные данные Музея МХАТ СССР им. М.Горького;

3Практическим педагогическим опытом, реализуемым под руководством мастеров МХАТ: профессоров, народных артистов СССР В.О Топоркова, П.В.Массальского, профессоров, засл. артистов РСФСР В.П.Маркова, Е.Н.Морес, А.М Комоловой; профессора, народного артиста РФ О.П.Табакова; самостоятельным практическим педагогическим опытом;

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлена в научных докладах и сообщениях автора на международных и межвузовских научно-практических и научно-теоретических конференциях, выступлениях на радио (12 публикаций по теме исследования); методика используется в Венской театральной школе (ВУЗ) - педагог Пётр Олев (Австрия); немецкой (г. Бремен) театральной школе (ВУЗ) - педагог профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР С.А.Баркан; автором исследования во МГУКИ и других вузах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Масленникова, Зоя Алимовна

Выводы по 11 главе

В настоящей главе рассмотрены вопросы, связанные с традиционным становлением методики подготовки режиссёров в вузах культуры и искусств (параграф 2.1), дана квалификационная характеристика профессии «Режиссёр», требования, предъявляемые к этой профессии, рассмотрена позиция К.С.Станиславского по отношению к подготовке режиссёров и те задачи, которые он ставит перед ними. Большая тяга зрителя к театральному искусству, как наиболее доступного для понимания из всех искусств, обусловила появление самодеятельного народного творчества, которому, по мнению Станиславского, необходимы самые высокие профессионалы, понимающие свою миссию. Работа режиссёра с непрофессионалами имеет целый ряд своих особенностей и сложностей. Прежде всего, кардинально меняется цель подготовки специалиста, который кроме профессиональных режиссёрских умений, должен быть в первую очередь нацелен на человека, его воспитание и просвещение. Вся учебно-методическая деятельность вузов культуры и искусств осуществляет эту направленность подготовки специалиста режиссёра-педагога, знатока самодеятельного творчества.

Рассмотрены также вопросы связанные с опытно-экспериментальной работой (параграф 2.2): 1. освоения методических принципов обучения специалиста в области исполнительского творчества; 2. раскрытия сущности обучения сценическому действию, идентичному с процессом обучения устной и письменной речи; 3. трудности-противоречия, при этом возникающие; 4. «выработки стойких навыков сознательных действий, осуществляемых подсознательное творчество». В ходе проведённой работы было подтверждено, что в процессе подготовки специалиста наиболее важными условиями (среди прочих) является: подлинная познавательная деятельность, основу которой составляют все элементы действия (внимание, воображение, эмоциональная память, общение, чувство правды и вера, ощущение темпо-ритма, логика и последовательность), соединённые в единый психофизический процесс. Для творческого осуществления сознательной исполнительской познавательной деятельности необходимо развитие творческих способностей, которое может быть осуществлено при условии развития интеллектуальной активности и творческой самостоятельности ученика. Именно эти качества в их взаимосвязи отвечают характеру исполнительства во всех его проявлениях.

Анализ учебного процесса при формировании готовности к осуществлению исполнительской познавательной деятельности позволил выделить ряд признаков критериального характера, свойственных для интеллектуальной активности: интеллектуально-волевой, художественно-творческий и мотивационный. Автором была отмечена динамика развития интеллектуальной активности, что нашло отражение в классификации наиболее типичных трудностей, возникающих при обучении, с которыми приходилось сталкиваться как педагогу, так и обучающимся, но с которыми последние последовательно справлялись. В ходе опытно-экспериментального обучения были выявлены также методические приёмы для формирования творческой самостоятельности. Были выявлены также умения, характеризующие поэтапность формирования и развития названных качеств.

Уровень художественного развития обучающихся нашёл отражение в критериях оценки по наиболее важным показателям формируемых качеств в начале и в конце опытного обучения. Результаты подтвердили правильность избранной методики, показав значительно возросший уровень исполнительских навыков и умений учеников.

Заключение.

Представленное в рамках диссертационной работы исследование позволило в ходе анализа и обобщения его итогов сделать ряд основных выводов.

Наследие или Учение К.С.Станиславского обычно рассматривают в трёх аспектах:

1) Учение о сверхзадаче и сквозном действии;

2) Учение об артистической психотехнике;

3) Учение о театральной этике.

В этих трёх компонентах Системы в целом ни слова не говорится о методе, как воспитании через специально организованный педагогический процесс - сценический метод, выраженный и осуществляемый К. С. Станиславским через педагогический процесс, т.е. через Педагогическую систему, что и является целью нашего исследования.

Этот метод является важнейшей составной частью его учения.

Таким образом, мы берёмся утверждать, что педагогические аспекты системы К.С.Станиславского и есть то, что во всех исследованиях его наследия принято называть «Методом сценической работы». Не «Технология актёрского искусства», не приёмы актёрской психотехники, а именно «метод сценической работы». «Система», посвящённая проблемам актёрского искусства, является в то же время и системой режиссёрского творчества, которое, по убеждению Станиславского, должно опираться, прежде всего, на глубокое знание творческой природы актёра-человека.

В отличие от многих других театральных систем, учение Станиславского опирается на познание объективных законов творчества органической природы артиста-человека. «Она и её созидательные законы одни для всех людей, для всех направлений, писал Станиславский, -Поскольку речь идёт об этих творческих законах, мы все близки и родственны друг другу» (149,8,322). Система не подменяет собой творчества, а создаёт для него наиболее благоприятные условия. Она живёт в умении и таланте самого артиста. Опираясь на природные законы творчества, развития и становления личности художника, она предопределяет подлинное подсознательное осуществление познавательной деятельности окружающего мира и рассвобождает сознательные пути к творчеству, к вдохновению.

Система Станиславского помогла преодолеть стихийность в театральной педагогике и придать ей черты подлинной научности.

Анализ основных положений Педагогической системы К.С.Станиславского привёл нас к заключению о том, что данная педагогическая система является системой развивающего обучения.

Главными положениями своей педагогической системы воспитания артиста К.С.Станиславский считал принципы: природосообразности, указывал на роль самодеятельности в процессе самовоспитания, самообразования и самообучения. Он отмечал особую роль уровня культуры той среды, в которой находится ученик и то учебное заведение, где он проходит обучение. Таким образом, принцип культуросообразности - также наиважнейший в педагогической системе К.С.Станиславского. Можно выделить ещё целый ряд принципов его Педагогической системы: принципы гуманизации, целостности, упорядоченности и т.д. Более подробно эти постулаты рассмотрены нами в 1-й главе исследования. Из вышеизложенного можно заключить, что Педагогическая система К.С.Станиславского охватывает собой все основные педагогические принципы учебной деятельности и её закономерности.

Опираясь на основные положения системы и выдвинутые К.С.Станиславским принципы воспитания творческой индивидуальности, можно заключить также следующее:

1)педагогическая система К.С. Станиславского есть отдельный структурный элемент всей его системы и носит в себе содержание развивающего обучения; его необходимо изучать также как изучаются учение о сверхзадаче и сквозном действии, учение об артистической психотехнике, учение о театральной этике;

2) специфика обучения, в данном случае театральной педагогики, требует определённых условий для организации обучения и таким непременным условием, по мнению К.С.Станиславского, в отличие от традиционной школы является «школа-студия» или «школа на ходу»;

3) специфика обучения театрального специалиста требует определённого отбора кадров, что тоже является, по мнению К.С.Станиславского, непременным условием обучения;

4) непременным условием осуществления учебной деятельности является понимание постановки учебной задачи и её решения как совместное сотрудничество учителя и ученика на почве взаимного совершенствования, при котором учитель своими действиями создаёт необходимые предпосылки для развёртывания учебно-поисковой деятельности, осуществить которую могут только сами учащиеся.

Анализ сущности процесса обучения и его задачи, а также дидактических принципов, сформулированных К.С. Станиславским, позволяет сделать также следующие выводы: К.С. Станиславский понимает сущность процесса обучения театрального специалиста как процесс развития самого человека. К.С. Станиславский основой науки о воспитании считает психологию, и на первое место выдвигает как необходимость для учителя, -знание психологических процессов, которые происходят в учащемся во время его обучения. Природосообразное воспитание обеспечивает развитие всех задатков, - считает К.С. Станиславский.

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что:

Педагогическая система К.С.Станиславского - это научно обоснованная система организации воспитания, обучения и развития актёра и режиссёра, в результате которой в процесс творчества втягивается органическая природа человека, раскрывается его индивидуальность и приобретается новая структурно-функциональная форма действия, являющаяся развитием высших психических функций человека.

При анализе всей педагогической системы К.С.Станиславского, мы приходим к выводу, что по своему значению «система» Станиславского выходит далеко за пределы чисто педагогической системы и может с полным основанием рассматриваться не только как творческая театральная система, но и как система творческой созидательной деятельности в любой области применения, как учение о творчестве.

На основании изучения основных положений педагогической системы К.С.Станиславского нами разработана методика освоения принципов развивающего обучения для расширения творческого диапазона задатков и способностей учеников. Для проверки и реализации методики было проведено опытно-экспериментальное обучение. Все данные материалы отражены во 2-й глазе и в приложении к настоящему исследованию.

Диссертационное исследование не исчерпывает весь круг вопросов, связанных с осмыслением педагогической деятельности К.С. Станиславского. Это лишь первые шаги, особенно в отношении содержания обучения. Но проблемы изучения человеческой деятельности, мотивов поведения человека, его поступков и механизмов их осуществляющих, и возможности передачи этих знаний, навыков и умений так велики, что исследованием выше упомянутых процессов можно заниматься всю жизнь.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Масленникова, Зоя Алимовна, 2006 год

1. Абульханова-Славская К.А. Личность в процессе деятельности и общения.//Психология личности. Т.2.Хрестоматия.- Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999.-С.301-331.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. Книга для учителя. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 448с.

3. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и её становление в процессе индивидуального развития человека.//Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. - С. 7 - 95.

4. Архив К.С. Станиславского.

5. Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности.// Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999.-С. 345-385.

6. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Под общ. Ред. Ю.М.Забродина, Б.Ф.Ломова. М.: Прогресс, 1980. 528с.

7. Ю.К.Бабанский. М.: Педагогика, 1989. - 560с.

8. Базилевская И.Н. Режиссёрские экземпляры К.С.Станиславского (опыт прочтения): Дисс. на соиск. уч. степени д-ра искусствоведения. М.:1974. -379с.

9. Бакланова Н.К. Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в вузе культуры // Проблемы целостного процесса общей и профессиональной подготовки специалистов в вузах культуры: Межвуз. сб. науч. тр. М.: МГИК, 1987. - Вып. 75. - С. 28 - 42.

10. Ю.Баталов Р.Х. Эстетические воззрения К.С.Станиславского: Дисс. На соиск. уч. степени к-та философских наук. М.: 1985.11 .Безпятов Евг. «Элементы научной психологии в театральном искусстве в связи с общими вопросами театра». СПб, 1912.

11. Белов В.И. Педагогические основы и методика воспитания культуры поведения подростков в клубных театральных коллективах: Дисс. на соиск. уч. степени к-та педагогич. наук. М.: 1985. - 222с.

12. Беренгард Ю. Система Станиславского и современное учение о высшей нервной деятельности. Ежегодник МХАТ 1953-1958. - С. 95-139.

13. М.Беседы о режиссуре. Сборник,- М.: из-во»Крестьянская газета», 1938.15.беседы К. С. Станиславского. В студии Большого театра в 1918-1922 гг. Записанные засл. арт. РСФСР К. Е. Антаровой./Общ. Ред. и предисл. Л. Я. Гуревич. М. - Л.: ВТО, 1939.- 164 с.

14. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. М.: Просвещение, 1979.

15. П.Богатырёв В.А. Процесс идейно-нравственного воспитания участников самодеятельного театрального коллектива как система: Дисс. . к-та педагогич. Наук.- Киев: 1986.

16. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.// Вопросы психологии. 1979. - № -4. - С. 23-35.

17. Болотова Н.Р. К.С.Станиславский и Первая Студия МХТ: Дисс .к-та искусствоведения. -М.: 1978. -217с.

18. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2001.-304с.

19. Бритаева Н.Х Эмоции и чувства в сценическом пространстве. Саратов: Из-во Саратовского ун-та, 1986. - 160с.

20. Виноградская И.Н. Жизнь и творчество К.С.Станиславского. Летопись: В 4 т.-М.: ВТО, 1971-1976.

21. Виноградская И.Н. Режиссёрская деятельность К.С.Станиславского в Обществе искусства и литературы: Дис. к-та искусствоведения. 307с.

22. Вопросы режиссуры Сб. статей режиссёров советского театра /Сост. В.Власов. М.: Искусство, 1954. - 464с.

23. Воспитание актера: Материалы лаборатории режиссёров народных театров при ВТО. -М.: Искусство, 1964. 135с.

24. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В.Давыдова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536с.

25. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д.: «ФЕНИКС», 1998. -480с.

26. Выготский Л.С. Психология развития человека М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2004 - 1136 с.

27. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка,- М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004.-512с.

28. Высоцкий Н.О подготовке к специальной деятельности//журнал «Студия» 1912г.-№20.

29. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, при участии из-ва «Юрейт», 2000. - 336с.

30. Головенко О.М. Система К.С.Станиславского в процессе формирования педагогической техники будущего учителя. Автореф. Дис. . к-та педагогических наук. М.: 1991

31. Горчаков Н.М. К.С.Станиславский о работе режиссёра с актёром. /Под общ. ред. и вст. Ст. Ю.С.Калашникова. М.: ВТО, 1958. -283с.

32. Горчаков Н.М. Режиссёрские уроки К.С.Станиславского. Беседы и записи репетиций. 2-е изд., доп. и перераб. /Ред. Н.Д. Волков. - М.: Искусство, 1951.-566с.

33. Горячкина Е.И. Станиславский актер: Дисс. . д-ра искусствоведения. М.: 1969.-851с.

34. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Гос. Комитет Р.Ф. по высшему образованию, 1995.

35. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. (Введение в психологию активности). М.: Политиздат, 1989. 319с.

36. Гройсман А.Л. Психология в 3-х частях. Личность, творчество, регуляция состояний. /Под ред. К.К.Платонова. Пособие для творческих вузов. М.: МИП «№В Магистр», 1992. - ч.2. - 96с., ч.З - 136с.

37. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Сб. статей. Томск: «Пеленг», 1995.- 142с.

38. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. -Томск: «Пеленг», 1992. 114с.

39. Дёмин В.П. Формирование личности режиссёра. Саратов: Из-во Саратовского ун-та, 1983.- 136с.

40. Долинова К.Б. Самодеятельное творчество путь формирования творческой личности: Автореф. дис. к-та пед. наук. — Л.: 1976.-15с.

41. Домрачёва JI.H. Формирование личности актёра в процессе профессионального обучения в высшей театральной школе: Автореф. дис. . к-та искусствоведения. М.: 1976.-28с.

42. Дранков B.JI. О творческой природе педагогического общения в учебном процессе института культуры./ЯТсихолого-педагогические проблемы подготовки студентов в вузах культуры. Межвуз. сб. науч. тр. -Челябинск, 1987. С. 46-61.

43. B.Г.Сахновского. С. 659-699. К.С.Станиславский. Работа актёра над собой. - С. 159-317. К.С.Станиславский. В.Лужский. - С. 477-487. К.С.Станиславский. - «Первые шаги на сцене» (Вст.статья В.Г.Кристи.

44. Кристи В.Г. К.С.Станиславский на репетициях сп-ля «Таланты и поклонники». С. 139-179.

45. Ершов П.М. Технология актёрского искусства. Очерки. /Под ред. Б.Н.Ростоцкого. -М.; ВТО, 1959. 308с.

46. Ершов П.М. Искусство толкования: В 2 ч. ч.1. - Режиссура как практическая психология. - 352с.; ч.2 - Режиссура как художественная критика - 608с. - Дубна: изд. центр «Феникс», 1997.

47. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. -М.: Русская книга, 1996-1999гг.

48. Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974.-328с.

49. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988.-319с.

50. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994. -223с.

51. Кирсанов А.А. Педагогические основы индивидуализации учебной деятельности учащихся: Дисс. д-ра педагогич. Наук. JL: 1983.

52. Киселёва Т.Г. Высшая школа на пути гуманизации //Культурология: нов. подходы: Альманах ежегодн. 1995 . - № 1. - С. 73-84.

53. Киселинчев Асен. Марксистско-ленинская теория отражения и учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности. Пер. с бол г. М.: Изд. иностр. Лит-ры, 1956. - 320с.

54. Климова Л.П. К.С.Станиславский в русской и советской критике. /Отв. ред. Ю.С.Калашников. Л.о.: Искусство, 1986. 149с.

55. Клинберг Лотар. Проблемы теории обучения. Пер. с нем. М.: Педагогика, 1984. - 256с.

56. Клубков С.В. Последняя студия К.С.Станиславского 1935-1938гг.: Дисс. .к-та искусствоведения. -М.: 1995. 170с.

57. Кнебель М.О. Процесс становления режиссёра: Дисс. . д-ра искусствоведения. М.: 1966. - 880с

58. Кнебель М.О. Слово в творчестве актёра. 3-е изд., исправ. - М.: ВТО, 1970.- 160с.

59. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. Учебное пособие для театральных вузов. 3-е изд. - М.: искусство, 1982. - 118с.

60. Кнебель М.О. Поэзия педагогики./Ред. Н.А.Крымова, предисл. Г.Товстоногова. 2-е изд. - М.: ВТО, 1984. - 526с.

61. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. В 5 кн. Кн. 3: Бытие и быт. -СПб.: Филологический факультет СП6ГУ,2004. 400 с.

62. Коломенский А.Я. Человек: психология. Кн. Для учащихся ст. классов. -2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1986. - 223с.

63. Косова М.Г. Творческая деятельность основа воспитания личности: Автореф. дис. к-та филос. Наук. -М.: 1969. - 15с.

64. Кренке Ю. Практический курс воспитания актёра /под общ. Ред. Б.Захавы/- М.: Комитет по делам искусствпри СНК СОЮЗА ССР, 1938. 247с.

65. Кристи Г.В.Воспитание актёра школы Станиславского. /Ред. и пред. BJI. Прокофьева. Учеб. пособие для театр, ин-тов и училищ. 2-е изд. - М.: Искусство, 1978.-430с.

66. Кристи Г. Работа Станиславского в оперном театре. М.: искусство, 1952. -283с.

67. Крыжицкий Г. «Великий реформатор сцены». (К столетию со дня рождения К.С.Станиславского). М.: Советская Россия, 1962. - 1 Юс.

68. Крымова Н.А. О режиссёрских принципах К.С.Станиславского (на основе спектаклей 1925-1930гг.): Дисс. к-та искусствоведения. М.: 1971.

69. Кузнецов В.Г. Пути повышения эффективности педагогического руководства процессом формирования творческой активности молодёжи: Автореф. дис. к-та пед. наук. -М. 1973 ззс.

70. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в мыслительной деятельности и в обучении взрослых: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Л.: 1971.

71. Левина М.М. Сущность и структура методов обучения: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. -М.: 1978.

72. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. -279с.

73. Ленин В.И. Философские тетради. М.: Политиздат, 1978. - ХХ1У. -752с.

74. Ленин В.И. О культуре. 2-е изд. доп. - М.: Политиздат, 1985. - 384с.

75. Леонидов Л.М. Воспоминания, статьи, беседы, переписка, записные книжки. М.: Госиздат «Искусство», 1960. - 756с.

76. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.- 304с.

77. Леонтьев А.Н.Проблемы психического развития. 4 изд.М.,1981.

78. Львова В., Шихматов Л. Первые этюды. Сценические упражнения. М.: ВТО, 1959.-99с.

79. Лук А.Н. Мышление и творчество. -М.: Политиздат, 1976. 144с.

80. Луначарский А.В. О воспитании и образовании / Под ред.А.М.Арсеньева, Н.К.Горчакова, И.А.Каирова, М.А.Прокофьева, В.А.Разумного. М.: Педагогика, 1976.-640с.

81. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д.Хомской. Ростов н/Дону: «ФЕНИКС», 1998.-416с

82. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. М.: Просвещение, 1957-1958.

83. Марков А.Н. Организационно-педагогические условия совершенствования управления самодеятельными коллективами: Автореф. дис. .к-та пед. наук. М.: 1976. 18с.

84. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: В 2 т.- М.: Педагогика, 1978.- 1 т.-544с., 2 т.-488с.

85. Масленникова З.А. Гуманистические основы педагогической системы К.С.Станиславского.//Международная научная конференция «Человек в мире культуры.».- М., 16-17 февраля 1995г. Доклад. -М.: МГУК, 1995.

86. Сценическая речь. (Гласные и согласные)./Сост. Масленникова З.А. Методические указания для студентов-заочников 1-го и 11-го курсов (специализация «Режиссура любительского театра»). М.: МГУКИ, 1996. -36с.

87. Масленникова З.А., Тощев Е.Д. Искусство звучащего слова. Программа курса для специализации «Режиссура театрализованных представлений». -М.: МГУКИ, 2001.-12с.

88. Масленникова З.А. Основы педагогического мастерства. Учебная программа для специализации «Речевые коммуникации» М.: МГУКИ, 2005.-20с.

89. Масленникова З.А. Педагогическая система К.С.Станиславского как система развивающего обучения.//Технологии развивающего обучения. Материалы семинара-лаборатории по проблемам преподавания речевых дисциплин. ML: МГУКИ, 2005. - С. - 63-78.

90. Масленникова З.А. Искусство звучащего слова. Учебная программа для специальности «Реклама», специализации «Копирайтинг». М.: МГУКИ, 2004.

91. Мастерство режиссёра. Второй курс. Сб. научн. Трудов. М.: ГИТИС, 1988.-243с.

92. Мастерство актёра. Теория и практика. Сб. научн. Трудов. М.: ГИТИС, 1985.- 175с.

93. Мораль: сознание и поведение. М.: Наука, 1986. - 208с.

94. Морозов А.В. Психология влияния. СПб.: Питер, 2001. - 512с.

95. Музей МХАТ. Архивные материалы (Архив К.С. архив К.С. Станиславского).

96. Мышление: процесс, деятельность, общение. /Под ред. А.В.Брушлинского. М.: Наука, 1982. - 287с.

97. Мэгун Г. Бодрствующий мозг. 2-е изд. Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. П.К.Анохина. М.: Мир, 1965. - 211с.

98. Настев Г., Койнов Р. Мозг и сознание. Пер. с болг. М.: Наука, 1966. -92с.

99. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1966. - 383с.

100. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М.: МУЗГИЗ, 1958.-319с.

101. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. Изучение элементов психотехники актёрского мастерства (для режиссёров-педагогов культурно-просветительных училищ и народных театров). М.: Советская Россия, 1969.-272с.

102. Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. Система К.С.Станиславского в действии /Ред. Ю.С.Калашников. М.: ВТО, 1984. - 383с.

103. Общая психологит. Учеб. для студентов пед. ин-тов/А.В.Петровский, А.В.Брушлинский, В.П.Зинченко и др.; Под ред. А.В.Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 464с.

104. О Станиславском. Сборник воспоминаний./Сост. и отредакт. Л.Я.Гуревич, пересмотрен и доп. Н.Д.Волковым, коммент. Е.Н.Семеновской. М.: ВТО, 1948. - 659с.

105. Павлов И.П. Полное собр. сочинений: В 4 т. -М.; Л.: Из-во АНСССР, 1951-1952.

106. Пансо Вольдемар. Труд и талант в творчестве актёра. М.: ВТО, 1972. -270с.

107. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов./ Под ред. Ю.К.Бабанского, В.А. Сластенина, Н.А.Сорокина и др. -2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1988. - 479с.

108. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002 640 с.

109. Писаренко Ю. Хрестоматия актёра. Сборник. М.: Теакинопечать, 1930.-258с.

110. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: «Высшая школа», 1984. 174с.

111. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. - 216с.

112. Плоткин В.И. Художественно-педагогическая деятельность театрального коллектива. Автореф. дис. . к-та пед. наук. Л.: 1981. -16с.

113. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учеб. для студ. пед. ВУЗов: В 2-х книгах. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 1 кн. - 576с., 11 кн. -256с.

114. Половникова Н.А. О системе воспитания познавательной самостоятельности школьников // Сов. Педагогика, 1970. №5

115. Попов Ал.Д. Художественная целостность спектакля. М.: ВТО, 1959. -294с.

116. Проблемы генетической психофизиологии человека. / Под ред. Б.Ф.Ломова, И.В.Равич-Щербо. М.: Наука, 1978. - 264с.

117. Проблема общения в психологии. / Отв. ред. Б.Ф.Ломов. М.: Наука, 1981.-280с.

118. Проблемы научного творчества в современной психологии. /Под ред. М.ГЛрошевского. -М.: Наука, 1971. - 334с.

119. Прокофьев В.Н. В спорах о Станиславском. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Искусство, 1976. - 386с.

120. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски и др. Пер. с нем. М.: Педагогика, 1981.-224с.

121. Психология. Учебник для педагогических институтов. 2-е изд. / Под ред. А.А.Смирнова (гл. ред.), А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и Б.М.Теплова. М.: Гос. Учпедгиз Мин. Просвещения РСФСР, 1962. -559с.

122. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Под ред. А.А.Смирнова. -М.: Педагогика, 1977. 184с.

123. Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов. / Межвузовский сборник научных трудов. М.: ГИТИС, 1984. -204с.

124. Психофизиология. Учебник для вузов. 2-е изд., доп. / Под ред. Ю.И.Александрова. - СПб.: Питер, 2001. - 496с.

125. Рапопорт И. Работа актёра. Методическое пособие. М.: Изд -во «Крестьянская газета», 1937. - 105с.

126. Режиссёрские экземпляры К.С.Станиславского, 1898- 1930:В 6 т. /Вступ. статья Ю.А.Завадского. М.: Искусство, 1980-1994.

127. Ремез О.Я. Введение в режиссуру. Учебное пособие. -М.:ГИТИС, 1987. -86с.

128. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение. Томск: «Пеленг», 1993.-62с.

129. Рибо Теодюль. Болезни личности. Опыт исследования творческого воображения. Психология чувств. Мн.: Харвест, 2002. - 784 с.

130. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996. - 529с.

131. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. Пособие для школьных психологов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. - 496с.

132. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. М.: 1993.

133. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704с. - СПб.: Питер,2002. - 720с.

134. Сахновский В.Г. Режиссура и методика её преподавания. M.-JL: Искусство, 1939.-238с.

135. Сеченов И.М.Рефлексы головного мозга. М.: Из-во Академии Наук СССР, 1961.- 100с.

136. Сибиряков Н.Н. Мировое значение Станиславского. /Предисл. Б.А.Покровского. 2-е расшир. Изд. - М.: Искусство, 1988. - 365с.

137. Симонов П.В. Метод К.С.Станиславского и физиология эмоций. М.: изд-во Академии наук СССР, 1962. - 139с.

138. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. М.: Наука, 1984.- 161с.

139. Скляр И.Г. Эстетика сценического творчества актёра (на материалах системы К.С.Станиславского). Дисс. . к-та философских наук. М.: 2003.- 167с.

140. Соболевская О.С. К.С.Станиславский работает, беседует, отдыхает. /Ред. Н.Н.Захава. М.: СТД РСФСР, 1988. - 368с.

141. Современные зарубежные театральные школы. Межвузовский сборник научн. трудов /сост. В.М.Турчан. М.: ГИТИС, 1987. - 194с.

142. Соловьёва И.Н., Шутова В.В. К.Станиславский. М.: Искусство, 1985. - 168с.

143. Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 8 т. -М.: Искусство, 19541961.

144. Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, Московский Художественный театр, 1988-1999.

145. Станиславский. Писатели, артисты, режиссёры о великом деятеле театра. /Сост. и авт. примечаний С.В.Мелик-Захаров и Ш.Ш.Богатырёв. -М.: Искусство, 1963. 279с.

146. Станиславский К.С. Из записных книжек. В 2 т. -/Сост. и авт. Предисл. В.Н.Прокофьев; ред. и авт. Коммент. И.Н.Соловьёва. М.: ВТО, 1986. -т.1 -680с., т.2.-448с.

147. Станиславский К.С. Художественные записи 1877 1892. /Под ред. и пред. Л.Я.Гуревич, коммент. Е.Н.Семяновской. - М. - Л.: Искусство, 1939. -209с.

148. Станиславский К.С.Избранное./Сост. Ю.С.Калашников и В.Н.Прокофьев.-М.: ВТО, 1982.-512с.

149. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. Сборник/Сост. и подг. К печати Г.Кристи и П.Чушкин. Вст. Ст. В.Н.Прокофьева. = М.: Искусство, 1953.-782с.

150. Станиславский К.С. Материалы, письма, исследования. /Под общ. ред. И.Э.Грабаря, С.Н.Дурылина, П.А.Маркова М.: из-во Академии Наук СССР, 1955.-699с.

151. Станиславский репетирует: Сборник статей./Сост. ред., авт. Предисл. и вступ. статей И.Н.Виноградская. М.: Из-во «Московский Художественный театр», 2000. - 520с.

152. Станиславский К.С. А.П.Чехов в Московском Художественном театре/ Под ред. А.М.Бродского, вступ.ст. И.Я.Виленкина. М.: Изд. Музея МХАТ, 1947.-91с.

153. Станиславский реформатор оперного искусства: Материалы и документы. /Сост. Г.Кристи, О.Соболевская. Ред. Ю.Калашников. - М.: Музыка, 1985.-384с.

154. Станиславский К.С. Режиссерский план «Отелло»./Подг. К печати К.К.Таманцевой. М.- JL: Искусство, 1945. 392с.

155. Строева М.Н. Режиссёр Станиславский (1898 1917гг): Дисс. .д-ра искусствоведения. - М.: 1970. - 658 с.

156. Сулержицкий JI.A. Повести и рассказы. Статьи и записки о театре. Переписка. Воспоминания о Л.А.Сулержицком. /Сост., ред. и авт. вступ. ст. Е.И.Полякова. Общ. ред. В.Я.Виленкин. -М.: Искусство, 1970. 707с.

157. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: ( Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В.Сухомлинская. М.: Педагогика, 1990. - 288с.

158. Теория и практика мастерства актёра. Межвузовский сборник научных трудов. М.: ГИТИС, 1990. - 224с.

159. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Из-во АПН РСФСР, 1961.-536с.

160. Тихомиров O.K. Психология мышления. Учеб. пособие для ВУЗов. -М. Из-во Московского университета, 1984. 272с.

161. Тодрия Н.С. К.С.Станиславский об искусстве актёра(1880-1909гг): Дисс. к-та искусствоведения. М.: 1953. - 285с.

162. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения./ Под ред. Е.П.Медынского, Н.А. Константинова, Н.Н.Гусева. М.-Л.: Изд. Академии педагогич. Наук РСФСР, 1948.-400с.

163. Топорков В.О. Станиславский на репетиции. (Воспоминания)./Отв. ред. В.Н.Прокофьев. М.-Л.: Искусство, 1949.- 191с.

164. Топорков В.О. Четыре очерка о Станиславском. М.: Советская Россия, 1963.-47с.

165. Топорков В.О. О технике актёра. /Под общ. ред. Н.М.Горчакова. М.: ВТО, Искусство, 1954. - 123с.

166. Умрихин В.В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии. / Отв. ред. М.Г.Ярошевский. М.: Наука, 1987. - 204с.

167. Успенский В.А. О формировании мотивов и установок учебно-познавательной деятельности у студентов театральных вузов. М.: ГИТИС, 1982. - 46с.

168. Учитель: Статьи. Документы. Педагогич. Поиск. Воспоминания. Страницы литературы / Ред.-сост. Д.Л.Брудный, М.: Политиздат, 1991. -350с.

169. Ушинский К.Д. Избр. педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. А.И. Пискунова (отв. ред.), Г.С.Костенко, Д.О.Лоркипанидзе, М.Ф.Шабаевой. -М.: Педагогика, 1974. Т. 1.- 584с.; Т.2-440с.

170. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 11тт. M.-JL: изд-во Академии педагогических наук, 1950.

171. Фейгенберг И.М. Видеть предвидеть - действовать. Психологические этюды. - М.: Знание, 1986. - 160с.

172. Философия Гегеля: проблемы диалектики. / Отв. ред. Т.И.Ойзерман, Н.В.Мотрошилова. М.: Наука, 1987. - 304с.

173. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: «Пеленг», 1993. -268с.

174. Черниченко В.И. Дидактика высшей школы: История и современные проблемы. М.: «Вузовская книга», 2002. - 136 с.

175. Шацкий С.Г. Работа для будущего: Документальное повествование: Кн. Для учителя. / Сост.В.И.Малинин, Ф.А.Фрадкин. М.: Просвещение, 1989.-223с.

176. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: 1989.

177. Энгельс Фридрих. Диалектика природы. М.: Из-во Политической литературы, 1987. - ХУ1. - 349с.

178. Эфрос Н.Е. М.С. Щепкин. Опыт характеристики. Изд. «Святозар»: П., 1920.

179. Эфрос Николай. К.С.Станиславский (опыт характеристики). -Петербург, 1918.- 128с.

180. Юнг К.Г. Психология переноса. Статьи. Сборник. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. - 304с.

181. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1974. -447с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.