Педагогические особенности занятий образной хореографией с детьми младшего возраста тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Ушакова, Юнона Васильевна

  • Ушакова, Юнона Васильевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 152
Ушакова, Юнона Васильевна. Педагогические особенности занятий образной хореографией с детьми младшего возраста: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2001. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ушакова, Юнона Васильевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХОРЕОГРАФИИ В 1О КОМПЛЕКСЕ ИСКУССТВ

1.1. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ХО- 10 РЕОГРАФИЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ТАНЦА)

1.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ 26 И ДРУГИХ ВИДОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, УЧЕБНОЙ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.3. СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО 38 ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ В КОМПЛЕКСЕ ИСКУССТВ

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ 54 ОБРАЗНОЙ ХОРЕОГРАФИИ НА ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕ-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБ- 54 РАЗНОЙ ХОРЕОГРАФИИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

2.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО- 75 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТАНЦА ПО СИСТЕМЕ ОБРАЗНОЙ ХОРЕОГРАФИИ.

2.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ОБ- 109 РАЗНОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические особенности занятий образной хореографией с детьми младшего возраста»

Актуальность исследования. В современном педагогическом процессе наметились тенденции, свидетельствующие об его обновлении в вопросах единства, взаимовлияния, взаимопроникновения различных составляющих процесса воспитания и формирования личности.

Социальный заказ общества школе XXI века на воспитание подрастающего поколения реализуется в концепции гуманизации и гуманитаризации образования.

Рождается современный подход к личности, основанный на идее природо-сообразности, культуросообразности, на принципах индивидуально-личностного развития (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Б.Т. Лихачев), в том числе на занятиях искусством (А.П. Ершова, Е.М. Торшилова, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр, Б.П. Юсов и др.). В связи с этим наметился принципиально иной подход в понимании ребенка, находящегося в процессе его становления как целостного индивида, способного к культурному саморазвитию.

Обратившись к психолого-педагогическим исследованиям в области обучения через движение и танец, мы сделали попытку обосновать и экспериментально проверить возможность развития личности ребенка через нетрадиционный подход к образной стороне хореографии во взаимодействии ее с другими видами художественной деятельности.

Хореография является по своей природе синтетическим видом искусства и тесно связана с музыкой (сопровождение), литературой (сюжетная основа), декоративно-прикладным искусством (костюм, декорации, реквизит) и танцем (образностью движения).

Вопросы содержания и форм занятий хореографией в той или иной мере рассматриваются в научной литературе, касающейся обучения детей танцу. А.Я. Вагановой, А.А. Горским, B.C. Костровицкой, Ф.В. Лопуховым, A.M. Мессере-ром и другими преподавателями-хореографами разработаны методики обучения основам классического танца. Разработана методика обучения народному танцу

А.И. Климов, И.А. Моисеев и др.), современным бальным танцам (В.И. Уральская, В. Попов, JI. Попова и др.).

Ряд исследователей (Ф.М. Алекзандер, М. Фельдекрайз) доказали, что характер, мысли, чувства человека отражаются в «мускульном панцире», поэтому для реализации задач гармоничного развития детей педагогам важно знать и понимать, как «действует» тело.

Как отмечают признанные авторитеты профессионального хореографического мира О.М. Виноградов, A.M. Мессерер, Н.И. Тарасов, деятельность наших педагогов до сих пор недостаточно исследована, и вся сложная система взаимосвязей творческих процессов в учебно-тренировочных классах остается еще малоизученной областью.

В современной теории и практике массовая хореография рассматривается как вид невербально - коммуникативного искусства, характеризующийся образно-созидательными пластическими действиями. Хореографическое образование рассматривается в разных планах, но во всех случаях через эстетическую культуру, с одной стороны, и через общее образование, с другой. В искусствоведении сам термин «Хореография» истолковывается узко, лишь как сфера создания сценического танцевального «номера», балетного спектакля, либо как воспроизведение фольклорного наследия - вне педагогического аспекта. В педагогическом плане хореографическое искусство рассматривается как часть духовной культуры (М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Д.С. Лихачев), как духовный опыт приобщения личности к социуму (Г.М. Андреева, В.Н. Шацкая, В.И. Шепель), как возможность познавательной, социальной активности личности и творческого саморазвития (А.П. Ершова, В.В. Медушевский, Л.П. Печко, Е.М. Торшилова, Л.В. Школяр, Б.П. Юсов).

В последние десятилетия достигнуты определенные результаты в исследовании педагогики хореографии: определена сущность и структура массовой хореографии (С.В. Акишев, Н.А. Евстратова, Е.Н. Михайлов); рассмотрен процесс хореографического взаимодействия: педагог - учащийся Е.А. Бодина, А.В. Долгополова, Т.Г. Севастьянихина); прослежены связи хореографии с другими видами искусств и связи хореографии с личностью ребенка, его потребностями и интересами (А.И. Буров, Т.Г. Севастьянихина, Л.П. Печко, Б.П. Юсов). В то же время в массовой хореографической практике сложилось такое положение, что специальная литература об искусстве танца гораздо полнее представлена, чем педагогическая. Снять разногласие между возможностями широкого воздействия хореографического искусства на общее развитие детей и недостаточной разработанностью методики преподавания в учреждениях общеобразовательного типа позволяет предложенный нами новый подход к занятиям хореографией, раскрывающийся через авторский термин «Образная хореография».

Актуальность проблемы позволили нам выбрать темой исследования «Педагогические особенности занятий образной хореографией с детьми младшего возраста».

Объект исследования: содержание и формы занятий образной хореографией с детьми младшего возраста.

Предмет исследования: педагогические особенности занятий образной хореографией как условие развития личности ребенка.

Цель исследования: разработать теоретические и методические подходы к организации занятий образной хореографией с детьми младшего возраста. Задачи исследования.

1. На основе анализа научной, учебной, методической литературы обобщить опыт и практическое состояние проблем детской хореографии.

2. Разработать концепцию преподавания хореографии как художественно-образной деятельности и ввести в научный язык и педагогическую практику понятие «Образная хореография».

3. Определить педагогические условия, особенности содержания и форм занятий в системе образной хореографии и проверить эффективность этих условий в ходе опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза исследования. При организации исследования мы предположили, что занятия образной хореографией с детьми младшего возраста более эффективны при следующих условиях: если они направлены на гармоничное развитие эмоциональной, духовной, интеллектуальной и физической сфер ребенка; если условность танца органически дополнена знакомством с образностью речи, рисунка и музыки и осуществляется такой подход, который направлен на пробуждение осознанности действий у детей и понимание природы образности; если занятия образной хореографией представляют собой целостную педагогическую систему, обращенную к действенной природе ребенка и помогают ребенку мыслить - чувствуя, узнавать специфику художественной ассоциации и своеобразие языка искусств, пополнять его жизненную энергию, развивать творчески и создавать самоощущение его индивидуальности; если постоянно присутствует игровая атмосфера как условие пробуждения интереса к занятиям; если преподаватели прошли подготовку по теории и методике ведения занятий образной хореографией.

Методологической основой исследования является теория развивающего обучения, формирования личности в процессе деятельности; концепция гуманизации и гуманитаризации образования; концепция личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию; концепции художественно-эстетического воспитания средствами комплекса искусств и подхода к искусству с позиции освоения духовной культуры, необходимости обогащения культурной среды ребенка как субъекта духовного развития и саморазвития.

Характер объекта и предмета исследования определил методы, используемые в работе. Метод теоретического анализа работ отечественных и зарубежных педагогов, психологов, философов, искусствоведов и хореографов, касающихся в той или иной степени темы исследования. Эмпирические методы - наблюдение, аудио и видеозаписи, их анализ; опытно-экспериментальная работа по теме исследования. Анализ педагогической литературы, изучение результатов практической деятельности и творческих работ учащихся. Социологические методы и статистические методы обработки экспериментальных данных - тестирование, анкетирование, интервьюирование. Ретроспективный анализ собственного педагогического опыта в качестве преподавателя хореографии в течение 20 лет.

База исследования. 9 детских садов, школы №№1-5 и №8; прогимназия Института искусств и школа искусств г. Геленджика; дошкольная гимназия «Гармония», УВК №1644 г. Москвы. Московский городской педагогический Университет.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1995-1996) изучалась и анализировалась психолого-педагогическая и методическая литература. Теоретический анализ литературы сочетался с практическим изучением состояния проблемы. Была разработана программа эксперимента и диагностические задания для его проведения. На втором этапе (1996-1998) разрабатывалась гипотеза исследования, определялись задачи, отрабатывался понятийный аппарат. На этом этапе была организована опытно-экспериментальная работа, которая выявила педагогические условия занятий образной хореографией с детьми младшего возраста. На третьем этапе (1998-2001) продолжалась опытная работа с целью проверки результатов исследования; был осуществлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы, систематизация и завершение оформления материалов.

Научная новизна исследования заключается в том, что разработана концепция преподавания детской хореографии как художественно-образной деятельности, и впервые введено в научный язык и педагогическую практику понятие «Образная хореография».

Разработана педагогическая система целостного процесса художественного развития детей на основе занятий образной хореографией:

-определены педагогические условия, методы, современные общепедагогические подходы к содержанию и формам занятий хореографией с детьми;

-разработана педагогическая модель образной хореографии, реализуемая в условиях личностно-ориентированного обучения во внепрофессиональной деятельности;

-экспериментально подтверждена эффективность развития ребенка педагогическими условиями занятий образной хореографией.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы специальные принципы организации занятий и направлений работы; выделены особенности содержания и формы занятий; показана возможность и целесообразность использования предложенной методики проведения занятий с учетом индивидуально - дифференцированного подхода к детям с разным уровнем развития интереса к данному предмету. Разработаны критерии и показатели сформированности интереса к образной хореографии и продвижения в ней.

Практическая значимость проведенного исследования связана с тем, что разработаны методические рекомендации для создания новых программ на основе «Образной хореографии», пособий для учителя, курса лекций для студентов.

Эти результаты продвинут решение проблемы подготовки будущих педагогов-хореографов для работы в различных детских учреждениях непрофессионального направления.

Содержание, методы и выводы исследования могут быть использованы также в хореографических и в педагогических училищах, колледжах, вузах, в работе различных типов детских учреждений и в условиях семьи.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивалась многолетней личной опытно-экспериментальной работой с применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, поэтапным количественным и качественным анализом полученных данных; ведением педагогических исследований в единстве с практической деятельностью, подтвердившей положительные результаты в развитии бывших воспитанников.

Положения, выносимые на защиту: • Занятия образной хореографией как целостная педагогическая система, обращенная к действенной природе ребенка.

• Педагогическая модель воспитания образной хореографии с детьми младшего возраста, которая представляет собой систему полихудожественного развития ребенка через движение, на основе интегрированных свойств хореографии и их комплексного взаимодействия с другими видами художественной деятельности, направленную на формирование духовной, эмоциональной, интеллектуальной и физической сферы ребенка.

• Педагогические условия эффективности занятий образной хореографией с детьми младшего возраста

Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы по авторской программе в младших классах средних школ г. Геленджика № 1 - № 8; в 9-ти детских садах города, во Дворце культуры курорта и городском Доме культуры, в детских центрах, прогимназии Института искусств и в школе искусств г. Геленджика. В дошкольной гимназии «Гармония», в УВК № 1644 г. Москвы. На занятиях со студентами в Московском городском педагогическом Университете.

Данные исследования освещались в докладах: на Всероссийской конференции «Образование современной молодежи: проблемы и перспективы» (г. Москва, 1996); на Всероссийском совещании-семинаре «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» (г. Москва, 1996); на Всероссийских семинарских занятиях для директоров и заместителей директоров общеобразовательных школ в городе Сочи (1996, 1997); на творческой лаборатории директоров краевых, областных детских библиотек и заместителей директоров ЦБС по работе с детьми России (г. Геленджик, 1997); на лекциях и семинарских занятиях для студентов и педагогов Геленджикского института искусств (1997-1998).

Основные положения диссертации отражены в 12 публикациях.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Ушакова, Юнона Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опираясь на конкретно-исторический подход к развитию профессиональной школы танца в искусствоведческой и педагогической литературе, рассмотрены педагогические особенности детской хореографии в контексте развития проблемы психологии и педагогики детства. Эти особенности детства накладываются на особенности современного развития детей младшего возраста, в понятие которого мы включаем как дошкольный, так и младший школьный возраст с их возрастными особенностями.

Результаты проведенного исследования, подтвердив основные положения гипотезы, позволяют сделать следующие выводы:

Теоретически обоснованы понятие «Образная хореография» и система образной хореографии, включающая в себя взаимосвязь средств хореографии с музыкой, литературой и изобразительным искусством.

Разработана модель занятий образной хореографией, включающая три направления: первое - знания и понимание движения как источника создания образа себя, образов-символов движения в танце; второе - знания и умения, обогащающие образ танца как средства связи с другими видами искусств; третье - использование образной хореографии для развития интереса к истории культуры, искусству, окружающему миру.

Выявлены критерии и показатели общего художественного и хореографического развития детей младшего возраста.

Определены педагогические условия работы по системе «Образной хореографии»: опора на склонности и способности детей при сформированности положительной мотивации на такие занятия; учет индивидуально -дифференцированного подхода к разным возрастным группам детей; одновременное воздействие на духовную, эмоциональную, интеллектуальную и физическую сферу ребенка; особая подготовка преподавателя к занятиям. Выявлен нетрадиционный подход взаимосвязи различных видов искусств в образной хореографии, и влияние ее на качество развития личности ребенка; выявлена совокупность форм и методов организации образной хореографии, определяющие успешность развития ребенка. Подтверждена возможность эффективного влияния занятий образной хореографией на развитие эмоциональной, духовной, интеллектуальной и физической сферы ребенка.

Экспериментально подтверждено, что разнообразное сочетание элементов, входящих в занятие, создает простор фантазии ребенка, а восприятие и усвоение материала всех видов художественной деятельности закрепляется в душе ребенка и навсегда связывается с широким кругом явлений искусства в жизни. Тогда каждый ребенок - танцуя, рисуя, сочиняя, обыгрывая, будет иллюстрировать не чужой опыт, а выражать свои переживания.

Дальнейшему исследованию подлежат принципы духовно- образного компонента танца и его единства с внутренним миром развивающейся личности в условиях работы со средними и старшими возрастными группами.

В диссертационной работе разработано научно-методическое обеспечение структуры занятий по образной хореографии. Разработан его понятийный аппарат и терминология.

Автором диссертации были разработаны принципы организации занятий; основные направления работы; условия, предъявляемые занятиям; особенности содержания и форм занятий; система критериев и требования к педагогам. Разработаны способы выработки положительной мотивации познавательной деятельности, педагогические особенности методики проведения занятий по возрастам.

Предложен новый подход к осуществлению процесса формирования гармонического развития духовной, эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер развития ребенка.

В результате проведенного исследования педагогических особенностей, содержания и форм занятий образной хореографией во взаимосвязи с музыкой и другими видами художественной деятельности нами были выделены следующие функции:

Обучающая функция - развитие общеучебных умений и навыков таких как: память, внимание, восприятие информации, развитие навыков владения родным и иностранным языком.

Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока в увлекательное «приключение».

Коммуникативная функция - объединение детей в коллектив, установление эмоциональных контактов.

Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему.

Психологическая функция - формирование навыков для подготовки своего состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.

Развивающая функция - гармоничное развитие личностных качеств и активизация резервных возможностей.

Воспитательная функция - психотренинг и психокоррекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций.

Полихудожественный метод развития ребенка и эмоционально-эстетическое воспитание изнутри искусства - это две стороны одной медали, когда одно в отрыве от другого теряет свою научную и художественную полноту.

Формирование образной сферы познания ребенка на основе его эмоционально-интеллектуального развития, определяющего его отношение к реальности, предполагает переосмысление представления о методике обучения детскому танцу, только как способу приобретения ребенком определенного набора специфических личностных качеств, свойств, навыков и умений. Разнообразное сочетание элементов, входящих в занятие, создает простор фантазии ребенка. Занятие для ребенка становится процессом творчества и гармоничного полихудожественного развития.

При четко продуманном и хорошо сбалансированном и спланированном занятии, восприятие и усвоение материала всех видов художественной деятельности закрепляется в душе ребенка и навсегда связывается с широким кругом явлений искусства в жизни. Природа наделила всех детей способностью к проявлению познавательной потребности в конкретный период детства. Удовлетворение этой потребности порождает творческую личность, неудовлетворение - ограниченного, нетворческого человека.

Обобщая опыт истории, можно сказать, что интерес к проблемам хореографического искусства возник, едва это искусство утвердилось как самостоятельный вид музыкального театра.

Хореография не может существовать и развиваться вне связи с другими искусствами, не опираясь на них, как пишут доктор искусствоведения В.В. Ванслов, балетмейстер О.М. Виноградов, композитор С.М. Слонимский, профессор М.И. Чулаки.

Образная хореография, в отличие от общепринятых занятий хореографическим искусством с детьми представляет собой оригинальный вид обучения, и систему полихудожественного развития и воспитания ребенка на основе интегрированных свойств хореографии и их комплексного взаимодействия с другими видами искусств, направленную на формирование духовной, эмоциональной, интеллектуальной и физической сферы ребенка.

В центре внимания курса на всех этапах образ - пластический персонаж (или объект), представляемый литературным языком, предполагающий музыкальное и живописное оформление, и - движение в пространстве.

Гармоничный мир ребенка требует, в одно и то же время двигаться, играть, слышать, фантазировать и изобретать, пополняя тем самым свои художественные и интеллектуальные потребности, получая новые навыки и знания с помощью эмоционально-образного импульса.

Нами определены наиболее доступные дидактические методы работы с детьми младшего возраста, сформулированы методические рекомендации к курсу занятий «Образной хореографией».

Особенности содержания и форм занятий детской образной хореографией зависят от выбора ориентации, по которой будет происходить развитие и обучение ребенка

Образная хореография, в отличие от общепринятых занятий танцевальным искусством с детьми, предполагает взаимодействие с разными видами художественной деятельности.

Проведение специальной работы, способствующей психофизическому развитию детей.

Проведение коррекционно-развивающей деятельности на основе изучения индивидуальных особенностей детей через создание определенных условий для социально- психологической адаптации детей, их раскомплексации и душевному комфорту.

В образной хореографии акцент переносится на внутренний мир ребенка в отличие от общепринятых занятий танцевальным искусством с детьми, когда внимание акцентируется на техничном исполнении танца.

Наша система становится основой «художественного переживания» через образ и характеризуется соответствующим развитием ребенка.

Раскрыты особенности проведения занятий образной хореографией, принятая личностно-ориентированная модель воспитания, основанная на признании самоценности детства, способности взрослого понимать и принимать внутренний мир ребенка. Положительная предвосхищающая оценка является не только условием, способствующим усвоению детьми нравственных представлений, но и средством, побуждающим их к реальным проявлениям доброжелательности.

Определяющим условием для формирования духовной культуры и гармоничного развития ребенка средствами образной хореографии является практическая музыкально-эстетическая деятельность, направленная на формирование самовыражения и самоосознания ребенком своего "я".

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ушакова, Юнона Васильевна, 2001 год

1. Ласамаа И. Как себя вести. Таллинн: Валгус, 1970.- 222 с.

2. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармонии, развития. М.: Политиздат, 1989. - 335 с.

3. АлександроваН.Г. Ритмическое воспитание-М.: Б.и. 1924.- 18с.

4. Амонашвили Ш.А. Единство цели: (В добрый путь, ребята!): Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987.- 207 с.

5. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986.- 208 с.

6. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986. -175 с.

7. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1992.- Ч.1.- 224 с.

8. Андреас С., Андреас К, Сердце мозга. Екатеринбург: МООПД,1993.- 311 с.

9. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 1994.- 324 с.

10. Ю.Аникеева Н.П., Винникова Г.В., Смирнов С.А. Режиссура педагогическоговзаимодействия: Учеб. пособие. Новосибирск: НГПИ, 1991.- 92 с.

11. Античная музыкальная эстетика. М.: Музгиз, I960.- 304 с.

12. Арсеньева А. Характерный экзерсис в детских хореографических кружках.-М.: Ин-т худож. воспитания, 1949.- 56 с.

13. З.Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей // Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании." 2-е изд. Л., 1973.- С.90-95.

14. Асафьев Б.В. Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки.- 2-е изд. Л.: Б.и., 1973.

15. Ауэрбах Л.Д. Рассказы о вальсе.- М.: Сов. композитор, 1980.- 176 с.

16. Базарова Н.П., Мей В.В. Азбука классического танца: Первые три года обучения.- 2-е изд. Л.: Искусство, 1983.- 207 с.

17. Бакушинский А.В. Исследования и статьи: Избр. искусствовед, тр. М.: Сов. художник, 1981.-351 с.

18. Бакушинский А.В. О задачах и методах художественного воспитания // Искусство в трудовой школе. М., 1926. - С.3-12.

19. Балет: Энциклопедия.- М.: Сов. энциклопедия, 1981.- 619 с.

20. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. Л.; М.: Сов. ком., 1973.-270с

21. Бахрушин Ю. А. История русского балета. М.: Просвещение, 1977.- 287 с.

22. Башич Э. Импровизация как способность творческого выражения // Музыкальное воспитание в странах социализма: Сб. ст. Л., 1975,- С.232-245.

23. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981.- 239 с.

24. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Пятигорск: ПГПИИЯ, 1990.

25. Березова Г. А. Хореографическая работа с дошкольниками.- Киев: 1989.- 202с

26. Березова Г.А. Классический танец в детских хореографических коллективах. -Киев: 1979.-260 с.

27. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М.: Прогресс, 1988.- 400 с.

28. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание.- М.: Прогресс, 1986,- 420 с.

29. Бесчастнов Н.П. Цветная орнаментальная графика. М.: МГТА, 1993.- 83 с.

30. Бим-Бад Б.М. Щит и оборона детства.- М.: Изд-во Рос. Отк. ун-та, 1995.- 67 с.

31. Блага К., Шебек М. Я твой ученик, ты - мой учитель / Пер. с чеш. Д.М.Прошуниной.-М.: Просвещение, 1991.- 143 с.

32. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. М.: Искусство, 1987.-556 с.

33. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т.- М.: Педагогика, 1979.- Т.1.- 304 с.

34. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964.- 547 с.

35. Блонский П.П. Трудовая школа второй ступени // Блонский П.П. Избр. пед. произведения.- М., 1961,- С.225-285.

36. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. М.: Б.и., 1986.- 92 с.

37. Богомолова JI.B. Художественная ритмика. М., 1991.- 27с.

38. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. ис-след.- М.: Просвещение, 1968.- 464 с.

39. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1985.- 143 с.

40. Борисова Е.М. Психологическая диагностика способностей //Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немед. психотерапии и психол. консультирования /Под ред. А.А. Бодалева М., 1987.-Гл.5.- С. 135-154.

41. Брунер Д.С. Психология познания: За пределами непосредств. информации. -М.: Прогресс, 1977.- 412 с.

42. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Л.: ГИХЛ, 1934.- 192 с.

43. Баталова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.: Цитадель, 1999.- 459 с.

44. Валявский А.С. Этическая педагогика: Сб. избр. работ А.С.Валявского.-СПб.: Б.и., 1994,- Вып.2: Свободная школа мышления и общения.- 66 с.

45. Ванслов В.В. Статьи о балете: Муз.- эстет, проблемы балета.- Л.: Музыка, 1980.- 191 с.

46. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1989.- 145 с.

47. Васильева Т.Н. Тем, кто хочет учиться балету: Правила приема в балетную шк. и методика обучен, класс, танцу. М.: ГИТИС, 1994.- 158 с.

48. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец: Учеб. пособие для сред. спец. и высш. учеб. заведений.- М.: Искусство, 1987. 382 с.

49. Вашкевич Э. История хореографии всех веков и народов. М.,1980.

50. Величковский Б.М., Зинчеко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.- 246 с.

51. Венгер Л.А. Восприятие и обучение:(Дошк. возраст).- М.: Просвещение, 1969.- 365 с.

52. Венгер JI.A., Филиппова Е. О критериях готовности к школьному обучению Н Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте /Под ред. В.В. Давыдова, И.В. Дубровской.-М.,1980.- С.129-138.

53. Ветлугина Н.А. Воспитание в дошкольных учреждениях. М., 1987.

54. Ветлугина Н.А. Музыкальные игры и пляски в детском саду. М.: Учпедгиз, 1956.- 263 с.

55. Виноградов Г.С. Детский фольклор. Из истории русской фольклористики. -С.158-188. Л., 1978.

56. Витт Ф.Ф. Практические советы обучающимся пению.- Л.: Музыка, 1968.-64с5 7. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика; Пособие для учителя.- 2-е изд., перераб,- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.- 235 с.

57. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учашихся/ Под ред. И.С. Якиманской.- М.: Педагогика, 1989.- 223 с.

58. Волков Б.С. Возрастная психология. М.: МОПИ, 1991.-110 с.

59. Волков И.П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования.- М.: Педагогика, 1987.- 96 с.

60. Волошин М. Литературные наследия. Статьи. Заметки. М.,1990.

61. Волынский А.Л. Книга ликований: Азбука классич. танца. М.: Изд. хореогр. техникума, 1925.- 331 с.

62. Волынский А.Л. Проблема русского балета. Пг.: Жизнь искусства, 1923.

63. Воронина И. А. Историко-бытовой танец. М.: Искусство, 1980.- 128 с.

64. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. М.: Просвещение, 1981.- 80 с.

65. Воспитание музыкального таланта или скрипач по методу Сузуки / См. сокращенный перевод Ш. Сузуки, В. Старр/ МАДЦЭВ, К.: 1994.

66. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учеб. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во УРАО, 2000.- 614 с.

67. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на проф. подготовку учителя.- М.: Магистр, 1995.- 112 с.

68. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: М., 1982.- Т.2.- С.6-361.

69. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Собр. соч.: В 6 т.- М.,1982. -Т.2.- С.436-454.

70. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.-90 с.

71. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.- 345 с.

72. Гадалка А.Е. Задачи и упражнения для развития творческой фантазии учащихся. -М., 1985.

73. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 97 с.

74. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе //Вопр. психологии. 1963.- № 5. - С. 61-71.

75. Гарибян С.А. Школа памяти: Суперактивизация памяти через возрождение эмоций. М.: Цицеро, 1992.- 64 с.

76. Ги Дени, Люк Дассвиль. Все танцы. Киев. 1983.

77. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники. М.; Л.: Искусство, 1967.- 295 с.

78. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 1972.- 160 с.

79. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. ~М.: NB Магистр, 1993.- 190 с.

80. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969.-77с

81. Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад: Пер. с нем. М.: Изд-во МПИ «Мир книги», 1992.- 69 с.

82. Гурвич А. Б., Что такое психологическая диагностика. М.: Знание. 1985.

83. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. -М.: Педагогика, 1986. 240 с.

84. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.- 542 с.

85. Давыдов В.Г. Начальный курс истории искусств. Всеобщая история искусств для детей. К., 1992.

86. Давыдов В.Г. Основы театральной игры: Программа и методика. К., 1983.

87. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизации // Театр и образование.- М., 1992.- С.154-173.

88. Далецкий Ч. Практикум по риторике: Эксперим. учеб. пособие для учащихся ст. классов гимназий, лицеев, колледжей и шк. гуманит. профиля,- М.: Изд. центр A3, 1995.- 209 с.

89. Данюль С.М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л., 1990.

90. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Гимнастика мозга: Простые упражнения для учения целостным мозгом.- М.: Част, образоват. учреждение психол. помощи «Восхождение», 1998.- 47 с.

91. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать: Трансакц. анализ с геш-тальтупр.: Пер. с англ. М.: Изд. группа «Прогресс-Универс», 1995.- 333 с.

92. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. М.: Рос. открытый ун-т, 1992.- 72 с.

93. Дилтс Р., Халлбом Т., Смит С. Убеждения: Пути к здоровью и благополучию. -Екатеринбург: МООПД., 1993.- 173 с.

94. Дункан А. Танец будущего. Моя жизнь.- Киев: Мистецтво, 1989.- 347с.

95. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986.- 96 с.

96. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников //Вопр. психологии.- 1987. -№ 1 С.44-51.

97. Жак-Далькроз Э. Ритм, музыка и воспитание. Женева, 1920.

98. Жак-Далькроз Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства: Шесть лекций.- 2-е изд.- М.: Изд. журн. «Театр и искусство», 1922.-120с.

99. Занятия по танцу со школьниками: Из опыта работы.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954.- 84 с.

100. Занятия по танцу со школьниками: Опыт работы руководителей дет. хоре-огр. кружков и кружков бального танца / Под ред. Е.В. Коноровой.- М: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 72 с.

101. Захаров Р.В. Слово о танце.- М.: Мол. гвардия, 1977.- 159 с.

102. Захаров Р.В. Сочинение танца: Страницы пед. опыта.- М.: Искусство, 1989.-235 с.

103. Збруева Н.П. Ритмическое воспитание: Пособие для театральных техникумов, вузов, студий.- М.: Гослитиздат, 1935.- 109 с.

104. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития // Вопр. психологии. -1991.-№ 4.- С. 126-138.

105. Иванов Ю.М. Йога и психотренинг. Путь к физическому совершенству и космическому сознанию. М., 1990.

106. Ивановский Н.П. Бальный танец XYI-XIX веков /Под ред. Ю. И. Слонимского: Для хореогр. учеб. заведений.- JI.; М.: Искусство, 1948.- 216 с.

107. Игенбаева Р.Т. Развитие художественного воображения младших школьников на уроках музыки: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М, 1996.- 22 с.

108. Игра как средство воспитания учащихся шестилетнего возраста: Метод, рекомендации для учителей нач. шк. / Сост. Н.Н. Лобанова.- Л.: Б.и. 1986.- 24с

109. Игра: Непериодич. изд., посвящ. воспитанию посредством игры.- Пг., 1918.-№ 1.-72 е.; №2.-64, 56 с.

110. Игра-драматизация в школе.- М.; Пг.: Госиздат, 1923.- 188 с.

111. Игры обучение, тренинг, досуг /Под ред. В.В. Петрусинского.- М.: Новая шк., 1994.-366 с.

112. Ильин Е.Н. Искусство общения: Из опыта работы учителя литературы.-Минск: Нар. асвета, 1987.- 108 с.

113. Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л.В. Занкова, М.В. Зверевой. -М.: Педагогика, 1973.- 176 с.

114. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1981.- 192 с.

115. Кабалевский Д.Б. Воспитательная роль музыки. М.: Музыка, 1983.

116. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе: Эстет, воспитание.- М.: Педагогика, 1973.- 334 с.

117. Каганович Г.П. Импровизация и обучение на фортепиано. Минск, 1977-1980.-Ч. 1-2.

118. Как организовать коллектив дошкольников / М.Хондзё, Т.Сисидо, М.Исикава и др.; Пер. с япон. Н.С.Макаровой.- М.: Педагогика, 1991.- 147 с.

119. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог.- СПб.: Питер, 1994.- 220 с.

120. Карабо-Коун М. Сенсорно-моторный подход в начальном музыкальном обучении.- М.: Знание, 1970.-12 с.

121. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. -М.: Б.и., 1992.- 127 с.

122. Караковский В.А., Новикова Л.И. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школ, воспиг. систем.- М.: Новая шк., 1996.- 157 с.

123. Карлгрен Ф. Воспитание к свободе: Педагогика Р. Штейнера: Из опыта междунар. движения вальдорф. шк,- М.: Изд-во Моск. центра вальдорф. педагогики, 1993.-269 с.

124. Карп П.М. Балет и драма.- Л.: Искусство, 1980.- 246 с.

125. Карп П.М. О балете.- М.: Искусство, 1967.- 227 с.

126. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись.- М.: Высш. шк., 1992.- 270 с.

127. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособие к спецкурсу для высш. пед. учеб. заведений, ин-тов усоверш. учителей, повышения квалификации работников образования,- М.: Арена, 1994.- 222 с.

128. Климова-Фюгнерова М. Наш ребенок: Пер. с чеш.- Прага: 1972.- 444 с.

129. Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи.- Киев: Вшца шк., 1989.- 140 с.

130. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.- М.: Педагогика, 1982.-Т. 1 -656 с.

131. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие: Сб.- М.: Педагогика, 1987.- 413 с.

132. Композиция в декоративно-прикладном искусстве: Метод, пособие / Авт.-сост. А.А.Белов, Е.М.Гвоздев.- СПб.: Образование, 1992.- 87 с.

133. Конорова Е.В. Ритмика в театральной школе.- М.; Л.: Иск.-ство, 1947.- 139

134. Конорова Е.В., Светинская В.Н. Танцевальные кружки старших школьников.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.- 187 с.

135. Коротов В.М. Воспитывающее обучение-М.: Просвещение, 1980.- 191 с.

136. Костровицкая B.C. 100 уроков классического танца.- Л.: Иск., 1972.- 240 с.

137. Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений.- Л.: ЛГИК, 1980.-95 с.

138. Кох И.Э. Основы сценического движения.- Л.: Искусство, 1970.- 566 с.

139. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателя дет. сада и родителей.- М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.- 158 с.

140. Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы: Пер. с нем.- М: Моск. центр вальдорф. педагогики, 1992.- 32 с.

141. Краних Э.М., Воспитание к свободе: педагогика Рудольфа Штайнера. М., 1993

142. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: От истоков до середины XY111 века.- Л.: Искусство, 1979.- 295 с.

143. Красовская В.М. История русского балета.- Л.: Искусство, 1978.- 231 с.

144. Красовская В.М. Русский балетный театр второй половины XIX века.- Л.; М.: Искусство, 1963.-551 с.

145. Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века.- Л.: Искусство, 1971-1972.-4.1-2.

146. Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века.- Л.; М.: Искусство, 1958.- 309 с.

147. Кривко-Апинян Т.А. Мир игры.- М.: Эйдос, 1992.- 160 с.

148. Кринский В.Ф., Ламцов И.В., Туркус М.А. Элементы архитектурно-пространственной композиции.-М.: Стройиздат, 1968.- 168 с.

149. Ланч-Фрейзер Д. Психология танца / Пер. с англ. Ю.В. Ушаковой.- М.: Изд-воРОУ, 1997.- 149 с.

150. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте - М.: Мир, 1993.- 239 с.

151. Леви В.Л. Нестандартный ребенок.- 3-е изд.- М.: Знание, 1989.- 256 с.

152. Левин В.А. Воспитание творчества.- М.: Знание, 1977.- 63 с.

153. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует: Кн. о дет. рисунке.- М.: Сов. художник, 1979.-269 с.

154. Левинсон А.Я. Мастера балета: Очерки истории и теории танца.- СПб.: Б.и., 1914.-136 с.

155. Левинсон А.Я. Старый и Новый балет.- Пг.: Свобод, искусство, 1917.-129с

156. Леонардо да Винчи. Воспоминание детства.- Ростов н/Д, 1990.

157. Леонтьев А.А. Педагогическое общение.- М.: Знание, 1979.- 47 с.

158. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность.- 2-е изд.- М.: Политиздат, 1977.- 304 с.

159. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение М.: Педагогика, 1991.- 176 с.

160. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М.; Просвещение, 1991.- 223 с.

161. Лисицкая Т.С. Ритм. Пластика.- 2-е изд.- М.: Физ. и спорт, 1988.- 158 с.

162. Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика: (230 упражнений).- 2-е изд.- М.: Физкультура и спорт, 1986.- 96 с.

163. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике.- М.: Физ.и спорт, 1984. 176 с.

164. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации и переподгот. науч.-пед. кадров.- 2-е изд., М.: Прометей, 1996.- 463 с.

165. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М.: Дет. лит., 1989.- 237 с.

166. Лопухина И.С. Логопедия речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей.- СПб. Дельта, 1997.- 253 с.

167. Лопухов Ф. В. Пути балетмейстера. Берлин: Петрополис, 1925.- 173 с.

168. Лопухов Ф. В. Хореографические откровенности. М.: Иск - тво, 1971 - 215 с

169. Лопухов Ф. В. Шестьдесят лет в балете.- М.: Искусство, 1966.- 367 с.

170. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика.- М.: Искусство, 1974.-598 с.

171. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель.- М.: Мол. гвардия, 1993.-383 с.

172. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции рус. дворянства (XVIII нач.XIX века).- СПб.: Искусство-СПб., 1994,- 399 с.

173. Лук А.Н. Эмоции и личность.- М.: Знание, 1982.- 175 с.

174. Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии. М.: Искусство, 1979.- 184 с.

175. Лупан С. Поверь в свое дитя: Пер. с фр.- М.: Эллис Лак, 1993.- 253 с.

176. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер.с англ.- М.: Междунар. пед. акад., 1994.- 365 с.

177. Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого.- М.: Прометей, 1993.- 175 с.

178. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности: Науч.-метод. пособие,- Дубна: Феникс, 1999.- 253 с.

179. Матчанов В.А. Игра как средство воспитания техники сценической речи. -Л., 1971.

180. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.- М.: Знание, 1981.-96 с.

181. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 160 с.

182. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению.- М.: Просвещение, 1987.- 93 с.

183. Мессерер A.M.-М.: Искусство, 1967.

184. Мессерер A.M. Уроки классического танца.- М.: Искусство, 1967.- 552 с.

185. Методические рекомендации по современному бальному танцу.- Краснодар, 1984.

186. Методические рекомендации. Голос лектора. Краснодар, 1981.

187. Методическое пособие по ритмике. М.: Музыка, 1987.

188. Михайлов Е.Н. Формирование адекватного отражения музыки в движениях как условие музыкального развития младших подростков: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1986.- 16 с.

189. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемой к детскому воспитанию в Домах ребенка.- М.: ТОО «Монтессори-центр», 1993.- 168 с.

190. Монтессори-материал. М.: Рос. Монтессори-Центр; Zelhem, Niderlande: Nienhuis, 1992.- Ч. 1: Школа для малышей.- 80 с.

191. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина.- М.: LINKA-PRESS, 1995.- 270 с.

192. Мухина B.C. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А.Венгера.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1985.- 272 с.

193. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. кл.- М. Просвещение, 1986.- 144 с.

194. Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса. -М„ 1981.

195. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проб л. эстет, воспитания: Кн. для учителя.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1987.- 255 с.

196. Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера.- М.: Искусство, 1988.- 191 с.

197. Немов Р.С. Психология образования: В 2 кн.- М.: Просвещение: 1994.

198. Нестеренко В.Е. Рисунок головы человека.- Минск: 1992.- 123 с.

199. Никитин Б.П. Развивающие игры.- М.: Педагогика, 1981.- 120 с.

200. Ниренберг Д., Калеро Г. Читать человека как книгу.- М.: Экономика: Оз-доровит.-производ. предприятие «Акад. здоровья», 1990.- 47 с.

201. Новерр Ж.Ж. Письма о танце.- Л.; М.: Искусство, 1965.- 375 с.

202. Новые исследования в педагогических науках / АПН СССР.- М.: Педагогика, 1989.-№ 1(53); №2(54).

203. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии / АПН СССР.- М.: Педагогика, 1989.- № 1; № 2.

204. Новые технологии воспитательного процесса/ Н.Е.Щуркова, В.Ю.Питюков,и др.- М.: МП Новая шк., 1994.- 112 с.

205. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей.- М.: Онега, 1994.- 272 с.

206. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 287 с.

207. Орфа К. Система детского музыкального воспитания.- Л., 1970.

208. Островский А. Музыкальная грамота для детей. Л., 1972.

209. Паркинсон К.Н., Расгомжи М.К., Паври С. Дети. Как их воспитывать.-СПб.: Макет, 1992.- 123 с.

210. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1985.- 223 с.

211. Педагогика Марии Монтессори: Курс лекций.- М.: Моск. Монтессори-центр, 1993.-80 с.

212. Петр Великий. Воспитание. Личность (репринтное воспроизведение издание 1911 г.)-М., 1990.

213. Петрова А.Н. Сценическая речь: Учеб.-метод. пособие.- М.: Искусство, 1981.-191 с.

214. Петровский А. В. Что мы знаем и чего не знаем о себе?.- М.: Педагогика, 1988.- 160 с.

215. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избр. психол. труды.- М., 1969.- С.55-231.

216. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.- М.; Л.: Учпедгиз, 1932.- 412 с.

217. Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли других людей по их жестам: Пер. англ.- М.: Ай Кью, 1994.- 262 с.

218. Попов С.В. Валеология в школе и дома: (О физ. благополучии школьников).- СПб.: Союз, 1997.- 254 с.

219. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко.- М.: Педагогика, 1987.- 192 с.

220. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского.- М.: Педагогика, 1987.- 239 с.

221. Психология эмоций: Тесты / Под ред.В.К. Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.- 287 с.

222. Пушкин А.С. Об искусстве: В 2 т. М.: Искусство, 1990.- Т. 1-2.

223. Ражников В.Г. Динамика художественного сознания в музыкальном обучении: Дис. д-ра пед. наук в виде науч. докл.- М., 1993.- 70 с.

224. Рауля Ф. Хореография, или искусство записи танца.- Париж, 1701.

225. Рацкая И.С. Как понимать музыку. М.: Искусство, 1982.

226. Ритмические построения и пляски: Для школ II ступени / Под ред. Н.Александровой, Н.Збруевой, Е.Коноровой, М.Румер. М,: Госиздат. Муз.сектор, 1930.- 86 е.- (Моск. ассоц. ритмистов).

227. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие.- М.: Владос, 1995.- 528 с.

228. Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй.- М.: Прогресс, 1978.- 212 с.

229. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В.Давыдов.-М.: Большая Рос. энциклопедия, 1993; 1999.- Т. 1-2.

230. Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика- М.: Просвещение, 1989,- 174 с.

231. Рубинштейн C.JT. Воображение // Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.- М., 1989.- Т.1.- Гл. IX. С.344-359.

232. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Под ред. Е.В.Шорохова.-М.: Педагогика, 1973.- 423 с.

233. Рупии Б.М. О психологии импровизации // Психология процессов художественного творчества.-Л., 1980.

234. Рупии П.А. Игры детей и их педагогическое значение. М.; Л., 1948.

235. Руубер Г. О закономерностях художественного визуального восприятия. -Таллинн: Валгус, 1985.- 344 с.

236. Савенкова Л.Г. Человек в просранстве мира и культуры.- М., 2000.- 286 с.

237. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак: Психол. анализ знаково-символ. деятельности дошкольника. Тула: Приок. кн. изд-во, 1993.- 263 с.

238. Севастьянихина Т.Г. Влияние обучения бальным танцам на развтие детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. к. псих, наук.- СПб, 1999.- 22 с.

239. Сензюк П.К. Композиция в декоративном искусстве: Альбом.- Киев: Рад. шк., 1988.- 79 с.

240. Сентюрина Н.И. Живое слово ребенка в выразительном чтении и устной речи: (Теория и практика).- СПб.: тип.В.Д.Смирнова, 1913.- 292 с.

241. Сиверцева Л.А. Школьный театр кукол: Из опыта работы.- Минск: Нар. асвета, 1988.- 93 с.

242. Сидоров А.А. Современный танец.- М.: «Первина», 1922.- 63 с.

243. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Кн. для учителей и воспитателей.-М.Просвещение, 1980.- 144 с.

244. Слонимский Ю. Путь характерного танца // А.В.Лопухов. Основы характерного танца.- Л.; М., 1939.- С.3-32.

245. Слонимский Ю.И. Предисловие // Новерр Ж.Ж. Письма о танце и бале-тах .- Л.;М., 1965.-С.7-36.

246. Слонимский Ю.И. Советский балет: Материалы к истории сов. балетного театра.- М.; Л.: Искусство, 1950.- 88 с.

247. Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол. Смена театр, систем.- М.: Искусство, 1983.-270 с.

248. Современный бальный танец / Под ред. В.М.Стриганова, В.И.Уральской.-М.: Просвещение, 1978.- 431 с.

249. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: Кн. для будущих родителей. 2-е изд. - М.: Дет. лит., 1989.- 365 с.

250. Сопер П. Основы искусства речи.- 3-е изд., испр. Ростов н/Д: Изд-во Агенства «Яхтсмен», 1995.- 416 с.

251. Сполдинг Д . Обучение через движение: Учеб. пособие / Пер. с англ. А.В. Малушиной.- М.: Изд-во РОУ, 1992 72 с.

252. Станиславский К.С. Из записных книжек: В 2 т. М.: Всерос. театр, о-во, 1986.-Т. 1-2.

253. Столович Л.Н. Искусство и игра. М.: Знание, 1987.- 63 с.

254. Струве Г.А. Музыка для всех. М.: Мол. гвардия, 1978.- 206 с.

255. Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для уч.- М.: Просвещение, 1981.191 с.

256. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т.- М., 1979.- Т.1.- С.26-266.

257. Теплое Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Вопросы художественного воспитания.- М.; JI.S 1947,- С.7-26.- (Изв. АПН СССР; Вып. 11)

258. Томас К. Переживание образов; Высшая ступень аутогенной тренировки. -М.: Эйдес, 1994.- 79 с.

259. Торшилова Е. Шалун, или Мир дому твоему // Дошкол. воспитание.-2000.- № 6.- С.92-102.

260. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита: Учеб. пособие.- М.: Просвещение, 1980.- 128 с.

261. Уральская В.И. Природа танца.- М.: Сов. Россия, 1981.-110 с.

262. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.М. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение: Владос, 1995.- 282 с.

263. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В.Запорожца.- М.: Просвещение, 1976.- 96 с.

264. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет: Кн. для воспитателя и муз. руководителя / Сост. Т.М. Орлова, С.И. Белкина.- М.: Просвещение, 1988.- 143 с.

265. Ушакова Ю.В. Интегрированный полихудожественный подход в преподавании образной хореографии во внепрофессиональном образовании //Синтез в русской и мировой художественной культуре: Тез.науч.-прак. конф.-С. 164-166.-М.,2001,- 186с.

266. Ушакова Ю.В. Досуг. Творчество. Культура: Сб. науч. тр. Омск: Ом. гос. ун-т, 1999.-1 Юс.

267. Ушакова Ю.В. Как завоевать расположение ребенка // Д ид акт 1997. - № 6. - С.43-44.

268. Ушакова Ю.В. Личность педагога, как средство воспитания детей // Образование современной молодежи: проблемы и перспективы: Материалы на-учн.- практ. конф., 1996 г., 4-5 дек. М.: Ун-т РАО, 1996. - С.81-83.

269. Ушакова Ю.В. Психолого-педагогическая подготовка студентов на материале спецкурса «Образная хореография» // «Психолого-педагогический компонент профессиональной подготовки гуманитария»: Тез. докл. научн. конф., Москва, 2000, май. М., 2000. - С.40-41.

270. Ушакова Ю.В. Учить легко, приятно и основательно И Семейный совет: Прил. к газ. «Аргументы и факты». 1997. - № 13 - 14 (62 -63), июль.- ( Рубрика «Секреты без секретов»),

271. Ушакова Ю.В. Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы: Сб.ст.- Новосибирск; Изд-во,1989. -240с.

272. Ушакова Ю.В. Учить легко, приятно и основательно// «Дидакт» Журнал по проблемам образования и культуры. М., 1999. - № 6(33), ноябрь-декабрь. С.54-55.

273. Ушакова Ю.В. Целостно-личностное развитие на интегрированных занятиях по образной хореографии // Досуг. Творчество. Культура: Сб. науч. раб. Омск, 2000.- Ч.1.- С.92-95.

274. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: (Опыт пед. антропо-. ло-гии) // Ушинский К.Д. Собр. соч.- М.; Л.-1950.- Т.8.- С.7-679.

275. Фельденкрайз М. Осознание через движение: 12 практ.уроков,- М.; СПб.: Ин-т общегуманитар. исслед.: Унив. кн., 2000.- 151 с.

276. Флоренский П.А. Макрокосм и микрокосм // Богословские труды. М.: Москов. Патриархия, 1993.- Вып.24.

277. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с анг. М.: Центр общечеловеч. ценностей: Республика, 1992.- 511 с.

278. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ.- М.: Центр общеч. ценностей, 1993.- 511 с.

279. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека: (Об особенностях воздействия искусства на личность).- М.: Знание, 1982.- 110 с.

280. Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. М., 1987.

281. Франио Г.С. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей: Учеб. пособие для детей. М.: Сов. композитор, 1989.- 104 с.

282. Фролкин В. Традиционные и новаторские черты современной зарубежной системы массового музыкального воспитания // Худож. воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы: сб. ст.- Новосибирск, 1989.

283. Фромм Э. Психоанализ и этика.- М.: Республика, 1993.- 414 с.

284. Харрис Т.А. Я благополучен ты благополучен. - Новосибирск: Гермес, 1993.-285 с.

285. Хорысин В.К. Педагогическая импровизация.Теория и методика.- М., 1992.

286. Цветкова Л.Ю., Боголюбская М.С. Классический танец. Основы импровизации: Программы для школ, лицеев и колледжей искусств. Киев, 1995.

287. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения.- М.: Физкультура и спорт, 1988.- 272 с.

288. Что вы знаете и чего не знаете о себе и других: Психол. тесты и наблюдения над странностями человеч. психологии /Сост. С.Степанов.- М.: Ред. журн. «Семья и школа», 1994.-159 с.

289. Шацкий С.Т. На путях к новой школе // Шацкий С.Т. Избр. пед. соч.: В 2 т.-М., 1980.- Т.2.- С. 7-32.

290. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д.: РИО АО 1995.- 310 с.

291. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. -М: Эйдос, 1994.- Т. 1.- 476 с.

292. Школьные реформы в развитых странах Запада: Эксперим. учеб. пособие. -М.:Б.и., 1992.- 157 с.

293. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории.- Новосибирск: Наука, 1993.- Гл. 4: Музыка и пластика.- С.296-387.

294. Штайнер Р. Путь к самопознанию человека: В восьми медитациях; Порог духовного мира: Афорист. рассуждения.- Ереван: Ной, 1991,- 170 с.

295. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. М.: Журн. «Физкультура и спорт», 1999,- 154 с.

296. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития: (В традиции культ.-ист. теории Л.С. Выготского).- М.: Тривола, 1994.- 167 с.

297. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.- 304 с.

298. Эльяш Н. Образы танца.- М.: Знание, 1970.- 239 с.

299. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для восп. дет. сада / ред. Н.А.Ветлугиной.- 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1985.-207 с.

300. Эткинд М.Г. А.Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX -начала XX в. Л.: Художник РСФСР, 1989.- 478 с.

301. Эткинд М.Г.Александр Николаевич Бенуа.- Л.; М.: Искусство, 1965.- 215 с.

302. Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Вост. и Юго-Восточ. Азии. М.: Наука, 1983.- 232 с.

303. Юности честное зерцало: Репринт, изд.- М.: Планета, 1990.- 88 с.

304. Юсов Б.П. Система художественного образования. К., 1993.

305. Юсов Б.П. Когда все искусства вместе. М.,1995.

306. Юсов Б.П. Современное состояние вопроса: Науч. гипотеза // Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации. Луганск, 1990.

307. Lynch-Fraser Diane. DancePlay creative movement for very young children. Walker and Company. New York, 1982.- 149 c.he

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.