Педагогические условия применения пения как средства адаптации первоклассников к школе: С углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Шаповалова, Наталья Николаевна

  • Шаповалова, Наталья Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 154
Шаповалова, Наталья Николаевна. Педагогические условия применения пения как средства адаптации первоклассников к школе: С углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Екатеринбург. 2006. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шаповалова, Наталья Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. Пение в адаптации первоклассников к школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла.

1.1. Пение как процесс воспроизведения голосом музыкального материала.

1.2. Адаптация первоклассников к школьному обучению как ф психолого-педагогическая проблема.

1.3 Условия введения пения в процесс адаптации первоклассников к школе (с углубленным изучением предметов музыкальноэстетического цикла).

4 Выводы.

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности условий введения пения в музыкальные занятия школы с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла.

2.1. Диагностика адаптированное™ первоклассников к условиям школы.

2.2. Этапы введения пения в процесс адаптации первоклассников к школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла. 2.3. Итоговая диагностика адаптированное™ первоклассников к школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла.

Ф Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия применения пения как средства адаптации первоклассников к школе: С углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла»

Актуальность исследования. Проблема адаптации учащихся к учебной деятельности особенно остро стоит на начальном этапе школьного обучения. Новый статус ребенка - статус учащегося требует от него определенных эталонов в поведении, в общении со сверстниками и учителем. Вхождение в учебный процесс, освоение навыков поведения в школе, смена режима жизнедеятельности сказываются почти на всех первоклассниках. У тех детей, которые не могут быстро приспособиться к школьным условиям, появляются отклонения в поведении, конфликтные отношения со сверстникам, застенчивость и, как следствие, ухудшение самочувствия. Не случайно во многих нормативных документах, работах ученых, в выступлениях учителей, в средствах массовой информации ведется речь о необходимости создания для первоклассников условий, способствующих успешному прохождению адаптационного периода.

В современном образовательном пространстве функционируют школы различного типа, в том числе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла. В таких школах учащиеся посещают уроки сольфеджио, хора, музыкального инструмента, что значительно увеличивает время пребывания их в школе. Увеличение времени пребывания в школе приводит к тому, что у них обнаруживается еще больше адаптационных проблем, чем у первоклассников, обучающихся в общеобразовательных школах.

Психологами (А.О.Дробинская, С.Т. Посохова, Г.В. Сколов и др.) на основе экспериментального исследования было сделано заключение о том, что дети, занимающиеся по более насыщенной, чем в обычной школе программе, отличаются творческой активностью, но часто ощущают эмоциональный дискомфорт, проявляющийся в чувстве тревоги и даже страха. На адаптационные проблемы первоклассников, обучающихся в школах с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла, указывают и учителя (С.Ю. Перова, И.М. Соломина и др.). По их мнению, увеличение недельной нагрузки первоклассников в связи с введением дополнительных музыкальных занятий отрицательно сказывается на их эмоциональном самочувствии, на их отношениях со сверстниками, что выражается в конфликтах между детьми.

Изучение и анализ программ адаптационно-развивающей школьной среды, имеющихся почти в каждой общеобразовательной школе, показывают, что среди включенного в данную работу школьного персонала учителя музыки и педагоги дополнительного образования, ведущие предметы музыкально-эстетического цикла, встречаются крайне редко. Таким образом, педагоги различных дополнительных музыкальных предметов «перекладывают» решение адаптационных проблемы первоклассников на плечи администрации, школьных психологов и учителей начальных классов. Между тем, одним из главных принципов адаптационной работы в школе является ее полидисциплинарный характер (Е.А. Ямбург), когда в нее включаются все учителя, обучающие учеников по различным дисциплинам.

Дополнительные музыкальные занятия при активной адаптационной работе ведущих их преподавателей могут способствовать устранению негативных психоэмоциональных состояний детей, в том числе чувства тревоги и страха, а также негативного отношения к контактам со сверстниками и чувства недоверия к учителю. В процессе освоения этих предметов учащиеся активно включаются в различные виды художественной деятельности, которые способствуют успешной адаптации детей к школьному обучению (А.В.Кузнецова, Н.В. Пилипко, И.В. Рахновская и др.). Пение, игра на элементарных детских музыкальных инструментах, пластическое интонирование, восприятие музыки, по мнению ряда авторов программ по музыкальному воспитанию детей (Ю.Б. Алиева, Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, В.О.Усачевой, JI.B. Школяр, В.А. Школяра) способствуют успешному прохождению первоклассниками адаптационного периода.

Использование различных видов музыкальной деятельности - пения, движения под музыку, простейшего ритмического аккомпанемента музыкального произведения для успешной адаптации первоклассников к школе - рассматривалось в педагогических исследованиях (Т.Ю. Алексеева,

B.В. Барменкова, О.Н. Новикова и др), а также в статьях и методических пособиях (Л.Л.Баз, Е.В. Перламутрова, Ю.С.Шевченко и др.). Однако, указывая на возможность включения пения в адаптационный период обучения первоклассников в школе, авторы не раскрывали особенности начального певческого обучения детей, совпадающего с определенными адаптационными этапами, и не обосновывали возможность введения вокальных произведений во время перемен для активизации слухового опыта детей и создания положительного психоэмоционального состояния.

Наиболее близки к нашему исследованию идеи авторов программы по музыке под редакцией Ю.Б. Алиева, которые указывали , что физиологически правильно организованное пение является средством физического оздоровления ребенка, а значит, и средством его адаптации к школьному обучению.

Идеи об адаптационных возможностях пения встречаются также в работах В.П. Морозова и С.В.Шушарджана. По мнению этих авторов, вокальное искусство глубоко эмоционально воздействует на состояние поющего человека. Если сама песня носит драматический характер, то при ее пении происходит «сбрасывание» негативных эмоций, возникает эмоциональное умиротворение и катарсическое «очищение». Возникающие при пении вибрационные процессы (В.В.Емельянов, В.П. Морозов,

C.В. Шушарджан), способствуют созданию положительного психоэмоционального состояния у поющих. Такое же положительное эмоциональное состояние вызывает пение в коллективных и групповых формах. Пение активизирует коммуникативные переживания ребенка, интенсивно формируя чувство причастности к коллективу сверстников.

Анализ литературы и педагогического опыта свидетельствует о возрастающем интересе ученых-исследователей и педагогов-практиков к вопросам, связанным с использованием пения в качестве средства адаптации первоклассников к школьному обучению. Однако этот же анализ показал, что остались нераскрытыми:

- особенности данной работы в школах с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла, а именно, возможности введения пения на дополнительных музыкальных занятиях для успешного прохождения детьми адаптационного периода;

- последовательность адаптационной работы по введению пения в музыкальные занятия - основные и дополнительные, которая отражала бы особенности адаптационных этапов, определенных психологами, педагогами и физиологами;

- условия, при которых бы пение становилось средством адаптации первоклассников к обучению в школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла.

Все вышеуказанное позволило выделить следующие противоречия:

- между необходимостью решения проблем адаптации первоклассников к школе на всех дисциплинах, изучаемых ими в школе, и недостаточной реализацией адаптационной работы на музыкальных занятиях, уроке музыке и дополнительных занятиях в школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла;

- между разработанностью в педагогической теории и практике вопроса об эффективности использования разных видов музыкальной деятельности для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению и малой разработанностью вопроса о введении пения в дополнительные музыкальные занятия как средства адаптации детей к школе;

- между обоснованностью идеи психологов и педагогов о том, что пение является фактором, способствующим адаптации человека к определенной среде, и отсутствием обоснованности условий, способствующих введению пения как средства адаптации первоклассников на уроке музыки и дополнительных музыкальных занятиях в школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: при каких условиях пение может быть средством адаптации первоклассников к школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла?

Выявленные противоречия и проблема позволили сформулировать тему исследования: «Педагогические условия применения пения как средства адаптации первоклассников к школе (с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла)».

Объект исследования - процесс адаптации первоклассников к школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла.

Предмет исследования - педагогические условия применения пения как средства адаптации первоклассников к школе.

Цель исследования - выявить, обосновать и проверить условия, при которых пение может выступать средством устранения адаптационных проблем первоклассников к школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла.

Гипотеза исследования. Пение может выступать средством адаптации первоклассников к школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла при условиях:

- введения в урок музыки и в дополнительные музыкальные занятия коллективных и групповых форм пения, включающих вокальные игры и театрализацию, нацеленных на создание положительного отношения ребенка к сверстникам и учителю; I

- сочетания процесса пения с такими видами художественной деятельности, к которым первоклассники проявляют предрасположенность (выразительное и изобразительное движение, рисование графических схем и цветных карточек, игра на детских музыкальных инструментах), что способствует появлению у них положительного психоэмоционального состояния;

- создания благоприятной вокальной среды, как на уроках, так и в свободное от уроков время - на переменах, что способствует появлению положительного психоэмоционального состояния детей.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Произвести анализ педагогической, психологической и вокально-методической литературы по проблеме исследования;

2. Определить последовательность введения форм певческой деятельности первоклассников на адаптационных этапах;

3. Определить начальные певческие навыки, формирование которых необходимо как для активного включения детей в процесс певческой деятельности, так и для прохождения ими адаптационного периода;

4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность выявленных условий.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: положения о необходимости полидисциплинарного подхода к организации адаптационной работы в школе (Е.А. Ямбург), положения об основных проявлениях успешности адаптации учащихся к школе (Э.М. Александровская, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова, A.M. Прихожан), идеи о возможности певческой деятельности в устранении адаптационных проблем (Ю.Б. Алиев, В.П.Морозов, С.В. Шушарджан), положение о предрасположенности детей младшего школьного возраста ко многим видам художественной деятельности (Т.Г.Пеня, Л.Г.Савенкова, Б.П. Юсов), положение вокальной педагогики о необходимости взаимодействия слуха, зрения, движения и чувства в вокальном обучении (Е.И. Алмазов, К.Мазурин, Д.Е. Огороднов, Г.П. Стулова и др.), идеи о необходимости выделения определенных певческих навыков для начального обучения первоклассников пению (Н.Н.Добровольская, Г.П.Стулова, К.В. Тарасова, А. Тиха и др.).

Методы исследования:

- теоретические, комплексный анализ и синтез литературы по проблеме исследования, анализ школьной документации;

- эмпирические, проективные методы: рисуночный тест, пиктограммы, цветовой тест, метод опроса, а также наблюдение, творческие задания и опытно-экспериментальная работа.

Достоверность результатов исследования обусловлена применением системы теоретических и эмпирических методов, адекватных природе исследуемого объекта, соответствием логики исследования его цели, задачам и предмету, опорой на теоретические положения педагогики, психологии, теории и методики преподавания музыки, вокальной педагогики.

Исследование проводилось с 2001 по 2005 годы и включало три этапа:

Первый этап (2001-2002 г.г.) - изучение литературы по проблеме исследования, поиск и отбор фактов, свидетельствующих о возможности использования пения в качестве средства адаптации к школьному обучению. Разработка концепции исследования. Определение цели, задач исследования, формулировка гипотезы.

Второй этап (2002-2004 г.г.) - разработка констатирующего и формирующего этапов исследования, определение условий, способствующих введению вокальных упражнений в музыкальные занятия как средства адаптации первоклассников к школе, проведение констатирующего и формирующего этапа исследования.

Третий этап (2004-2005 г.г.) - пр оведение итогового этапа опытно-экспериментальной работы, обобщение и анализ полученных результатов, формулирование выводов.

Научная новизна исследования:

- определены условия, при которых пение является средством устранения адаптационных проблем у первоклассников, негативного психоэмоционального состояния и негативного отношения к контактам со сверстниками на музыкальных предметах в школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла;

- выявлено, что формирование начальных певческих навыков у первоклассников на адаптационном этапе способствует включению всех учащихся в процесс пения, а также становлению положительного психоэмоционального состояния; четкая артикуляция стимулирует появление активного состояния, радостного настроения; длинный выдох, приводящий к протяженному пению гласных, стимулирует появление резонансных явлений, вызывающих приподнятое настроение у поющих.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что установлена последовательность введения коллективных и групповых форм пения на адаптационных этапах: на этапе острой адаптации - коллективная декламация с элементами пения, способствующая положительному психоэмоциональному состоянию детей посредством активизации артикуляционного аппарата; на этапе первичной адаптации — коллективное и групповое пение с элементами игры и театрализации, способствующее положительному отношению первоклассников к сверстникам и учителю; на этапе естественной адаптации — коллективные, групповые и индивидуальные формы пения первоклассников, способствующие установлению доверительного отношения к ,учителю, устранению боязни соучеников и учителя.

Практическая значимость исследования:

- разработана система вокальных игр, которая может быть использована учителями музыки и педагогами дополнительного образования в адаптационный период обучения первоклассников в школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла на всех трех адаптационных этапах;

- разработаны три типа аудиозаписей вокальной музыки для школьных перемен - небольшие попевки, детские песни композиторовклассиков, исполняемые солистами (детские голоса), романсы, народные песни, исполняемые солистами (детские и женские голоса) в академической манере, которые могут быть использованы как учителями музыки, так и учителями начальных классов для формирования положительного психоэмоционального состояния первоклассников.

Апробация работы осуществлялась в процессе участия автора в конференциях разного уровня: всероссийских (Екатеринбург, 2005; Пермь, 2004), региональных (Екатеринбург, 2004), вузовских (Екатеринбург, 2002; Оренбург, 2005), в процессе обсуждения работы на кафедре пения и методики музыкального воспитания Уральского государственного педагогического университета.

Результаты исследования внедрены в практику работы школ г. Екатеринбурга (школы № 32, 59), г. Первоуральска (школа № 2, 7), поселка Большой Исток (школа № 97) Свердловской области, а также в учебный процесс курсов повышения квалификации учителей музыки городов Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Первоуральска, Красноуральска Свердловской области, города Сургута Тюменской области.

Положения, выносимые на защиту:

1. Пение становится средством адаптации учащихся к школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла при наличии следующих условий:

- применение игр и театрализации в коллективных и групповых формах певческой деятельности, что способствует установлению положительных отношений детей друг к другу и доверительных отношений к учителю;

- включение в процесс пения детей предпочитаемых ими видов художественной деятельности (выразительное и изобразительное движение, рисование графических схем и цветовых карточек, игра на элементарных детских музыкальных инструментах), способствующих положительному психоэмоциональному состоянию детей;

- создание благоприятной вокальной среды на переменах, когда первоклассники узнают вокальные произведения и по желанию подпевают солистам (детские и женские голоса), что способствует появлению у детей чувства радости и удовольствия.

2. Последовательность введения коллективных и групповых форм пения на адаптационных этапах предполагает на этапе острой адаптации -коллективную декламацию с элементами пения, способствующую положительному психоэмоциональному состоянию детей посредством активизации артикуляционного аппарата; на этапе первичной адаптации -коллективное и групповое пение с элементами игры и театрализации, способствующее положительному отношению первоклассников к сверстникам и учителю; на этапе естественной адаптации — коллективные, групповые и индивидуальные формы пения первоклассников, способствующие установлению доверительного отношения к учителю, устранению боязни соучеников и учителя.

3. Формирование начальных певческих навыков у первоклассников на адаптационном этапе способствует включению всех первоклассников в процесс пения, а также становлению положительного психоэмоционального состояния: четкая артикуляция стимулирует появление активного состояния, радостного настроения у учащихся, длинный выдох, приводящий к протяженному пению гласных стимулирует появление резонансных явлений, вызывающих приподнятое настроение у поющих.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Шаповалова, Наталья Николаевна

Выводы

1. Результаты констатирующего этапа опытно - экспериментальной работы показали, что 19% от общего числа обследуемых первоклассников демонстрировали низкий уровень адаптированности к школьным условиям. 60% учащихся проходили процесс адаптации в легкой форме (средний - 21 % и высокий уровень адаптации - 39 %), а 22 % первоклассников находились на относительно низком уровне. Все эти данные демонстрируют наличие адаптационных проблем почти у всех учащихся первого класса на момент их начального обучения (середина сентября) в школе.

2. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы включал такие этапы, которые соответствовали острой, первичной и естественной адаптации. На каждом этапе были определены основные задачи. На этапе острой адаптации - применение коллективных декламаций с элементами пения, на этапе первичной адаптации - коллективные и групповые формы пения, на этапе первичной адаптации - коллективные, групповые и индивидуальные формы пения. Решение этих задач способствовало формированию положительного психоэмоционального состояния детей и положительному отношению к контактам со сверстниками и учителем.

3. Условия, выделенные в теоретической части исследования -применение игр и театрализации в коллективных и групповых формах певческой деятельности; включение в процесс пения движений, рисунков, графических и цветовых схем, игра на элементарных детских музыкальных инструментах; создание благоприятной «слуховой» среды на переменах, когда детям даются записи солистов (детские и женские голоса), поющих в академической манере определенную вокальную музыку, - являются эффективными для появления у первоклассников чувства радости и удовольствия, установления положительных отношений детей друг к другу и доверительных отношений к учителю, устранения негативных психоэмоциональных состояний.

4. Итоговый этап опытно-экспериментальной работы позволил сделать следующее заключение. Процесс адаптации первоклассников в экспериментальных классах проходил динамичнее, чем в контрольных классах. У большинства первоклассников обнаружилось на конец года проявления положительных психоэмоциональных состояний, а также положительных отношений к контактам со сверстниками и учителем.

5. Выделенные в теоретической части исследования первоначальные певческие навыки, формирование которых происходило на адаптационном этапе способствовали активизации детей - при работе над четкой артикуляции и положительному психоэмоциональному состоянию - при протяженности пения гласных звуков и активном вдохе.

6. Коллективные формы пения, а также введение игровых форм и элементов театрализации, когда каждому ребенку в процессе игры и театрализации необходимо было контактировать с другими детьми и учителем, способствовали установлению доверительных отношений с учителем, участвовавшим вместе с детьми в этих коллективных формах, а также положительных отношений учащихся к контактам со сверстниками. Первоклассники экспериментальных классов знали хорошо всех детей класса и охотно включались в вокальные игры с любым свои соучеником. Тогда как в контрольном классе некоторые ученики отказывались исполнять то или иное вокальное упражнение со сверстником, например, на уроке музыки, мотивируя отказ незнанием соученика.

7. Результаты итогового этапа отразили следующую динамику адаптированности первоклассников к школе. В экспериментальных классах 97,5% первоклассников вообще не испытывали никаких адаптационных проблем или испытывали их в минимальном количестве (62,5 % первоклассников по двум показателям оказались на высоком уровне, а 35% -на среднем). В контрольном классе таких детей было 87 % (53,5 % на высоком уровне, а 33,5 % - на среднем). В контрольных классах было в несколько раз больше детей, у которых процесс адаптации проходил в тяжелой форме: 3,5 % против 0,5 % в экспериментальных классах. Значительная разница в результатах проявляется в сопоставлении количества первоклассников, оказавшихся на относительно низком уровне адаптации в контрольных и экспериментальных классах: 9 % против 2 %. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности условий применения пения на музыкальных занятиях в школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретическая разработка изучаемой проблемы и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы

1. Проблема адаптации первоклассников к школьному обучению является актуальной для современной педагогической теории и практики. Актуальной данная проблема является и для тех учащихся, которые посещают школу с углубленным изучением различных предметов, что усложняет процесс адаптации ребенка к школе из-за увеличенной по сравнению с обычной школой нагрузкой.

2. Нередко адаптация у первоклассников сопровождается негативным психоэмоциональным состоянием, негативным отношением к контактам со сверстниками и отсутствием доверительных отношений с учителем. Названные негативные проявления преодолеваются при введении на музыкальных занятиях (сольфеджио, хор, урок музыки и музыкальный инструмент) пения различного музыкального материала.

3. Пение становиться средством адаптации первоклассников к школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла при условии:

- применения игр и театрализации в коллективных и групповых формах певческой деятельности, что приводит к установлению положительных отношений детей друг к другу и доверительных отношений к учителю;

- включения в процесс пения детей предпочитаемых ими видов художественной деятельности (изобразительных и выразительных движений, рисования графических схем, цветовых карточек, игру на элементарных детских музыкальных инструментах), обеспечивающие положительное психоэмоциональное состояние детей;

- создания благоприятной звуковой среды на переменах, когда первоклассники узнают вокальные произведения и по желанию подпевают солистам (детские и женские голоса), что вызывает у детей чувства радости и удовольствия.

4. Установлено, что последовательность введения коллективных и групповых форм пения на адаптационных этапах, может быть такова: этап острой адаптации - коллективная декламация с элементами пения, способствующая положительному психоэмоциональному состоянию детей посредством активизации артикуляционного аппарата; этап первичной адаптации - коллективное и групповое пение с элементами игры и театрализации, способствующее положительному отношению первоклассников к сверстникам и учителю; этап естественной адаптации -коллективные, групповые и индивидуальные формы пения первоклассников, способствующие установлению доверительного отношения к учителю, устранению боязни соучеников и учителя.

5. Выявлено, что формирование начальных певческих навыков у первоклассников на адаптационном этапе способствует включению всех первоклассников в процесс певческой деятельности, а также становлению положительного психоэмоционального состояния: четкая артикуляция стимулирует появление активного состояния, хорошего настроения учащихся; длинный выдох, приводящий к протяженному звуковедению, стимулирует появление резонансных явлений, вызывающих приподнятое настроение у поющих.

6. Опытно-экспериментальная работа показала, что предложенные нами условия введения пения в двух экспериментальных классах школы с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла в музыкальные занятия являются эффективными для успешного прохождения первоклассниками адаптационного периода.

7. Исследование проблемы адаптации учащихся к школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла может быть продолжено в аспекте выделения и обоснования таких условий, при которых пение было бы средством адаптации учащихся другой возрастной группы - пятиклассников - к основной школе, испытывающих так же, как и первоклассники, адаптационные трудности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шаповалова, Наталья Николаевна, 2006 год

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб. для студентов вузов / Г. С. Абрамова. М.: Акад. проект, 2001. - 704 с.

2. Агаджанян, Н. А. Адаптация и резервы организма / Н. А. Агаджанян. -М.: Физкультура и спорт, 1983. 176 с.

3. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 208 с.

4. Александровская, Э. М. Социально-психологические критерии адаптации в школе / Э. М. Александровская // Школа и психологическое здоровье учащихся. М.: Медицина, 1998. - 235 с.

5. Александровский, Ю. А. Состояния психологической адаптации и их компенсация / Ю. А. Александровский. М.: Наука, 1976. - 272 с.

6. Алексеева, Т. Ю. Музыкальное искусство как педагогическое средство коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников: дис. . канд. пед. наук. / Т. Ю. Алексеева. Екатеринбург, 1998. - 148 с.

7. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе / Ю. Б. Алиев. - Воронеж: МОДЭК, 1998. - 352 с.

8. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки: метод, пособие для учителей пения общеобразоват. шк. / Ю. Б. Алиев. М.: Просвещение, 1978. - 175 с.

9. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1983.-224 с.

10. Артоболевская, А. Д. Первая встреча с музыкой: из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошк. и мл. шк. возраста / А. Д. Артоболевская. -4-е изд. М.: Сов. композитор, 1989. - 103 с.

11. Барменкова, В. В. Педагогические основы создания культурно-развивающих условий для детей с трудностями в адаптации к школе: автореф.дис. канд. пед. наук / В. В. Барменкова; Тюмен. гос. пед. ун-т. Тюмень: б. и., 1998.-24 с.

12. Барсов, Ю. А. Из истории русской вокальной педагогики / Ю. А. Барсов // Вопросы вокальной педагогики: сб. ст. Л.: Музыка, 1982. - Вып. 6. - С. 6-22.

13. Безбородова, JI. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие для студентов муз. фак. пед. вузов / J1. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. М.: Академия, 2002. - 416 с.

14. Безруких, М. М., Ребенок идет в школу: знаете ли вы своего ученика?: проблемы психологической адаптации: пособие для студентов пед. ин-тов, пед. училищ и колледжей и родителей / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. М.: Академия, 1996. - 240 с.

15. Безрукова, В. С. Педагогика: учеб. для инж.-пед. спец. / В. С. Безрукова. Екатеринбург: б. и., 1994. - 339 с.

16. Беляева-Экземплярская, С. Н. О психологии восприятия музыки / С. Н. Беляева-Экземплярская. М.: Рус. книжник, 1924. - 115 с.

17. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизическая адаптация человека / Ф. Б. Березин, Я. JI. Коломенский, Е. А. Панько. М.: Медицина, 1988. - 268с.

18. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.А. Работа психолога в начальной школе. М,: Совершенство, 1998.- 352 с.

19. Божович, JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. - 254 с.

20. Брусиловский, Л. С. О музыкотерапии в реадаптации психических больных / Л. С. Брусиловский // Труды Ленинградского Научно-исследовательского психоневрологического института. Л., 1969. - Т. 49. - С. 342-349.

21. Бугров, В. Г. Педагогическая профилактика психологической напряженности у первоклассников: дис. . канд. пед. наук / В. Г. Бугров. -Челябинск, 2002. 128 с.

22. Вариативность музыкального образования в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла: материалы обл. науч. практ. конф. / отв. ред. В. И. Адищев. - Пермь: 111 НУ, 1998. - 113 с.

23. Велиханова, Н. Ф. Психолого-педагогическая реабилитация социально-дезадаптированных детей и младших подростков в условиях школы-интерната: автореф. . дис. канд. пед. наук / Н. Ф. Велиханова. -Коломна, 2000.-21 с.

24. Венгер, A. J1. Психологическое обследование младших школьников / A. JI. Венгер, Г. А. Цукерман. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 160 с.

25. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. -М.: Просвещение, 1967.-415 с.

26. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: рек. и разраб. комплекс, программ по искусству для шк. и внешк. занятий / под общ. ред. Г. П. Шевченко и Б. П. Юсова. Луганск, 1990.-180 с.

27. Вилюнас, В. К. Психологический анализ эмоциональных явлений. Эмоциональная структура личности / В. К. Вилюнас // Новые исследования в психологии. 1974. - № 1. - С. 15-18.

28. Волков, Б. С. Методы исследований в психологии: учеб.-практ. пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волков. М.: Пед. о-во России, 2003. - 208 с.

29. Волчегорская, Е. Ю. Расширение границ восприятия музыки / Е. Ю. Волчегорская // Музыка в школе. 2004. - № 3. - С. 31-34.

30. Ганзен, В. А. Восприятие целостных объектов / В. А. Ганзен. М.: МГУ, 1974.- 153 с.

31. Ганзен, В. А. Систематика психических состояний человека / В. А. Ганзен, В. Н. Юрченко //Вестник ЛГУ. 1991. - Вып. 1. - С. 41-42.

32. Гин, С. И. Первые дни в школе: пособие для учителя первых кл. / С. И. Гин, И. Е. Прокопенко. 4-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2004. - 80 с.

33. Глейтман, Г. Основы психологии / Г. Глейтман, А. Фридлунд, Д. Райсберг. СПб.: Речь, 2001. - 342 с.

34. Гладская, С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах / С. Гладская // Музыкальное воспитание в школе. М., 1979.-Вып. 14.-С. 24-31.

35. Глушакова, Т. И. Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре: автореф. дис. канд. пед. наук / Т. И. Глушакова. М., 1982. - 16 с.

36. Головин, С. Ю. Словарь психолога-практика / С. Ю. Головин. 2-е изд. - Мн.: Харвест, 2003. - 976 с.

37. Гроф, С. Путешествие в поисках себя: измерения сознания / С. Гроф; пер. с англ. Н. И. Папуше. М.: Изд-во Трансперсонал, ин-та, 1994. - 342 с.

38. Гуняшова, Т. Е. Взаимосвязь музыки с предметами естественных, гуманитарных и эстетических циклов / Т. Е. Гуняшова // Музыка в школе. -2003.-№1.-С. 54-57.

39. Демченко, А. Д. Вокальные игры с детьми: программно-метод. пособие по постановке пев. и речевого голоса ребенка дошк. / А. Д. Демченко. -М., 2000.-71 с.

40. Добровольская, Н. Н. Вокальные упражнения в хоре подростков / Н. Н. Добровольская. М.: АПН РСФСР, 1959. - 112 с.

41. Добровольская, Н. Н. Что надо знать учителю о детском голосе / Н. Н. Добровольская, Н. Орлова. М.: Музыка, 1972. - 32 с.

42. Дубровина, И. В. Практикум по возрастной и педагогической психологии: для студентов сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина. 2-е изд. - М.: Академия, 2000. - 234 с.

43. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емельянов. СПб.: Лань, 2000. - 192 с.

44. Ефимов, В. А. Прозрение. Многонациональная русская цивилизация: взгляды на человека, общества и мироздания / В. А. Ефимов. СПб.: Обществ, инициатива, 2003.

45. Жданова, Т. А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре / Т. А. Жданова // Музыкальное воспитание в школе: сб. ст. / сост. О. Апраксина. -М.: Музыка, 1978. Вып. 13. - С. 37-46.

46. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Манелис Н.Г., Успенская Т.Ю., Суворинова Н.Ю., Борисова Т.Х., Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии. -1999. № 4. С. 21-28.

47. Запорожец, А. В. Изменения моторики ребенка-дошкольника в зависимости от условий и мотивов его деятельности / А. В. Запорожец // Известия АПН РСФСР. 1948. - Вып. 14. - С. 130-162.

48. Информационный сборник Министерства народного образования РСФСР: окт., 1988. М.: Просвещение, 1989. -№ 28. - 34 с.

49. Каменский, В. О певческих навыках в первых и вторых классах / В. Каменский // Вопросы певческого воспитания школьников: в помощь учителю пения.-Л, 1959.-С. 31-52.

50. Карнакова, Н. Понимать и чувствовать. / Н. Карнакова, Е. Моргорская // Искусство в школе. 2002. - № 2. - С. 61-64.

51. Карпова, Г. А. Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия школьника: метод, рек. / Г. А. Карпова; Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 1997. -35 с.

52. Китаев-Смык, JI. А. Психология стресса / JL А. Китаев-Смык. М.: Наука, 1983.-346 с.

53. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова. М.: Академия, 2003. - 176 с.

54. Коломинский, Я. JI. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: кн. для учителя / Я. JI. Коломинский, Е. А. Панько. М.: Просвещение, 1988. - 189 с.

55. Комплект интегрированных полихудожественных программ. М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 148 с.

56. Константинова, С. И. Социально-психологическая адаптация спортсменов высокой квалификации с учетом параметров их индивидуальности: автореф. . дис. канд. пед. наук / С. И. Константинова . -Новосибирск, 2000. 22 с.

57. Кочнева, И. Музыкальный словарь / И. Кочнева, А. С. Яковлева. JL: Музыка, 1986. - 70 с.

58. Кравченко, А. М. Секреты бельканто: кн. для нач. певцов / А. М. Кравченко. М.: Софт Эрго, 1993. - 160 с.

59. Крупенчук, О. И. Стихи для развития речи / О. И. Крупенчук. СПб.: Литература, 2005. - 64 с.

60. Кузнецова, А. В. Взаимосвязь школьной адаптации и творческого мышления младших школьников: автореф. дис. . канд. психол. наук / А. В. Кузнецова. Сургут, 2005. - 22 с.

61. Лебедева, Г. К. Проблема утомляемости и пути сохранения устойчивой работоспособности учащихся на уроках музыки в начальной школе: автореф. дис. канд. пед. наук / Г. К. Лебедев. М., 1981. - 16 с.

62. Левитов, Н. Д. О психологических состояниях человека / Н. Д. Левитов. М.: Просвещение, 1964.-344 с.

63. Лиханова, М. В. Эмоционально-осознанное интонирование в вокально-хоровой работе со школьниками / М. В. Лиханова // Музыка в школе. 2003. - № 6. - С. 59-62.

64. Луканин, А. Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе / А. Луканин, А. Перепелкин. М., 1964. - 95 с.

65. Мазурин, К. Методология пения. Курс педагогики пения: рук. для учителей и пособие для учащихся / К. Мазурин. М.: Изд-во П. Юргенсона, 1903.-162 с.

66. Малинина, Е. М. Вокальное воспитание детей / Е. М. Малинина. Л.: Музыка, 1967.-87 с.

67. Малыш за роялем: учеб. пособие / сост. И. Лещинская, В. Пороцкий. -М.: Сов. композитор, 1989. 112 с.

68. Менабени, А. Г. Вокально-педагогические знания и умения / А. Г. Менабени. М.: Прометей, 1995. - 121 с.

69. Менабени, А. Г. Методы вокальной работы в школе / А. Г. Менабени // Музыкальное воспитание в школе: сб. ст. / сост. О. А. Апраксина. М.: Музыка, 1976. - Вып. 11. - С. 86-94.

70. Милич, Б. Е. Воспитание ученика-пианиста / Б. Е. Милич. М.: КИФАРА, 2002.-117 с.

71. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения (об основных принципах развития резонансного пения у детей) / В. П. Морозов // Музыка в школе. 2003. - № 2. - С. 31-34.

72. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники / В. П. Морозов. М.: Ин-та психологии РАН, 2002. - 494 с.

73. Музыка 1-8 классы: программа / сост. Ю. Б. Алиев и др.. М.: Просвещение, 1993. - 132 с.

74. Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. энцикл., 1976. - Т. 4. - 974 с.

75. Мухина, В. С. Шестилетний ребенок в школе: кн. для учителя нач. кл. / В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1986. - 144 с.

76. Назарова, Л. Д. Тайные глубины смыслов / Л. Д. Назарова // Народное образование. 2002. - № 6. - С. 42-47.

77. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студентов вузов: в 3 кн. / Р. С. Немов. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - Кн. 1. - Общие основы психологии. - 576 с.

78. Непомнящая, Н. И. Психодиагностика личности: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / Н. И. Непомнящая. М.: ВЛАДОС, 2001. -192 с.

79. Новикова, О.Н. Музыкальная деятельность в адаптации первоклассников к школьным условиям: автореф.дис.к.п.н.- Екатеринбург, 2005.- 22с.

80. Образовательные учреждения Екатеринбурга 2002. Образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, культурные, спортивные и информационные центры: справ. / под обш. ред. Т. А. Непомнящей. Екатеринбург: Дом учителя, 2002. - 82 с.

81. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. М.: Пед. о-во России, 2004. - 442 с.

82. Обучение детей шестилетнего возраста в детском саду и в школе: опыт физиол. гигиен, исслед. / ред. О. А. Лосевой. М., 1987. - 234 с.

83. Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский и др.; под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986. - 464 с.

84. Овчинникова, Т. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором / Т. Овчинникова // Музыкальное воспитание в школе. 1972. - № 8. - С. 148-169.

85. Огороднов, Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: метод, пособие / Д. Е. Огороднов. JL: Музыка, 1972.-152 с.

86. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз. - 1975. - 846 с.

87. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. - 608 с.

88. Педагогическая энциклопедия / гл. ред. И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. -М.: Сов. энцикл., 1968. Т. 4. - 912 с.

89. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. -М.: Большая рос. энцикл., 2003. 528 с.

90. Пеня, Т. Г. Взаимодействие видов искусств как средство художественно-творческого развития первоклассников / Т. Г. Пеня // Межпредметные связи в преподавании искусства в школе: сб. науч. тр. М.: АПН СССР, 1981. - С. 14-24.

91. Пеня, Т. Г. Программа занятий кружка по эстетическому развитию на основе комплексного взаимодействия искусств для младших школьников / Т. Г. Пеня // Основы театральной культуры в школе. М.: НИИ Худож. воспитания, 1988. - С. 68-66.

92. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия: Теория практика: учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Петрушин. М.: ВЛАДОС, 1999. - 176 с.

93. Пилипко, Н. В. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: учеб.-метод. пособие для учителей нач. кл./ Н. В. Пилипко, Т. В. Громова, М. Ю. Чибисова; под ред. Н. В. Пилипко. М.: Перспектива, 2002.-48 с.

94. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы: учеб. пособие для % студентов пед. колледжей / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2000. - 400 с.

95. Прихожан, А. М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте / А. М. Прихожан // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М.: АПН СССР, 1984. - С. 124143.

96. Прохоров, А. О. Методика диагностики психических состояний детей дошкольного возраста / А. О. Прохоров, С. В. Велиева // Психология психических состояний. -Казань: Изд-во КГПУ, 1998. Вып. 1. - С. 162-168.

97. Прохоров, А. О. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности / А. О. Прохоров, Г. Н. Генинг // Вопросыпсихологии. 1998. - № 4. - С. 42-54.

98. Прохоров, А. О. Психические состояния детей дошкольного возраста / А. О. Прохоров, С. В. Велиева // Вопросы психологии. 2003. - № 5. - С. 5667.

99. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. -2-е изд. СПб.: Питер, 2003. - 1063 с.

100. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, В. Мещерякова.

101. М.: Педагогика-пресс, 1996.-440 с.

102. Пшенцова, И. JI. Психолого-педагогические условия успешности обучения первоклассников в адаптационный период: автореф. дис. . канд. пед. наук / И. JI. Пшенцова. Екатеринбург, 1999. - 18 с.

103. Рахновская И.В. Вместе: играем, учимся, переживаем: пособие для практ. психологов по адапт. первокл. / И.В. Рахновская. М.: Шк. Пресса, 2005.- 29 с.

104. Развитие детского голоса: материалы науч. -конф. по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи 26-30 март 1961г. М. АПН РСФСР, 1963. - 344 с.

105. Ребенок за роялем: Педагоги-пианисты социалистических стран о фортепианной методике: сб. ст. / пер. с нем. П. Дорохова и Ж. Согомонян; под ред. Г. Балтер. -М.: Музыка, 1981. 333 с.

106. Рекомендации к организации музыкального образования первоклассников в адаптационный период // Искусство в школе. 2001. - № 5. - С. 92-96.

107. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период // Искусство в школе. 2001. - № 4. - С. 94-96.

108. Склянкин, А. Из опыта организации музыкальной работы в школе /

109. A. Склянкин // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 4. - С. 49-55.

110. Смирнова, Т. И. Аллегро. Фортепиано: интенсив, курс: пособие для преподавателей и родителей: метод, рек. / Т. И. Смирнова. М.: Изд-во ЦСДК, 1994.-6 с.

111. Сорокина, В. В. Негативные переживания детей в начальной школе /

112. B. В. Сорокина // Вопросы психологии. 2003. - № 3. - С. 43-52.

113. Сосновикова, Ю. К. К вопросу об определении понятия и принципах классификации психических состояний человека / Ю. К. Сосновикова // Вопросы психологии. 1968. - №.6. - С. 112-116.

114. Степанов, С. С. Популярная психологическая энциклопедия / С. С. Степанов. М.: Эксмо, 2003. - 640 с.

115. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г. П. Стулова. М.: Прометей, 1992. - 270 с.

116. Стулова, Г. П. Теория и практика работы с детским хором: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г. П. Стулова. М.: ВЛАДОС, 2002. - 176 с.

117. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1975.-271 с.

118. Тагильцева, Н. Г. Воспитание эмоциональной культуры первоклассников на уроках музыки: метод, пособие / Н. Г. Тагильцева; Урал, гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. - 64 с.

119. Тагильцева, Н. Г. Звуки музыки. Звуки жизни: метод, пособие / Н. Г. Тагильцева; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. - 40 с.

120. Терентьева, Н. А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства/Н. А. Терентьева. -М.: Прометей, 1990. -184 с.

121. Теске, Г. П. Формирование готовности дошкольников к обучению в школе: дис. канд. пед. наук / Г. П. Теске. Челябинск, 1997. - 148 с.

122. Уроки театра на уроках в школе. Театральное обучение школьников 1-Х классов: программа, метод, рек., сб. упражнений / сост. А. П. Ершова. -М.: НИИ Худож. воспитания, 1990. -73 с.

123. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986.-590 с.

124. Хабирова, С. С. Музыкотерапия: проблемы исслед. и подгот. специалистов / С. С. Хабирова // Искусство, наука, техника: пути сопряжения. -Уфа, 1989.-С. 83- 85.

125. Хомякова, Г. Фортепиано: возможно ли обучение без мучения? / Г. Хомякова. Екатеринбург, 1998. - 61 с.

126. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: учеб. пособие / сост. О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1987. - 272 с.

127. Хухлаева, О. В. Динамика структуры самосознания младшего школьника: дис. канд. психол. наук / О. В. Хухлаева. М., 1990. - 170 с.

128. Шаповалова, Е. Ф. Вокалотерапия как нетрадиционный способ оздоровления / Е. Ф. Шаповалова // Социокультурные аспекты психологии и права: межвуз. сб. науч. тр. / Елец. гос. пед. ун-т. Елец, 2003. - С. 50-51.

129. Шереметьев, В. А. Пение и воспитание детей в хоре / В. А. Шереметьев. Челябинск: Версия, 1998. -256 с.

130. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование / Н. Н. Заваденко // Вопросы психологии. 1999.-№4.-С. 21-28.

131. Шушарджан, С. В. Здоровье по нотам: практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию / С. В. Шушарджан. М.: Перспектива, 1994.- 170 с.

132. Шушарджан, С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма / С. В. Шушарджан. М.: Антидор, 1998. - 363 с.

133. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. Б. Эльконин; под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 224 с.

134. Эстетическое воспитание в школах искусств: кн. для учителя: из опыта работы / сост. П. В. Халабузарь. М.: Просвещение, 1988. - 144 с.

135. Юдовина-Гальперина, И. Б. За роялем без слез, или Я детский педагог / И. Б. Юдовина-Гальперина. - СПб.: Союз художников, 2002. - 238 с.

136. Яковлев, А. В. Физиологические закономерности певческой атаки / А. В. Яковлев. JL: Музыка, 1971.-321 с.

137. Ямбург, Е. А. Педагогика, психология, дефектология и медицина в модели адаптивной школы / Е. А. Ямбург // Народное образование. 2002. - №1.-С. 79-84.

138. Ямбург, Е. А. Педагогика, психология, дефектология и медицина в модели адаптивной школы / Е. А. Ямбург // Народное образование. 2002. - №2.- С. 94-101.

139. Ярошевский, М. Г Сто выдающихся психологов мира / М. Г. Ярошевский, Г. Д. Марцинковская. М.: Модек, 1996. - 320 с.

140. Gardner, Н. The acquisition of song: a developmental approach / H. Gardner, L. Devidson, F. MacKernon // National symposium on applications of psychology to the teaching and learning of musik / Musik Educators National Conference. Reston, VA, 1979.

141. Gardner, H. The acquisition of song: a developmental approach / H. Gardner, L. Devidson, F. MacKernon // Documentary report of Ann Arbor symposium.- Reston, Virginia: Musik Educators National Conference, 1981.

142. Keith, F. Singing as therapy for aphasia of speech and aphasia: report of a case / F. Keith // Brain Lang., 1975. V.2 - № 4. - P. 83-488.

143. Nordoff, P., Robbins С Musik als Therapies fur behindene Kinder / Ritt-Cotta, 1983.

144. Radford University. Music Degree Programs. Virginia, 1999. 7 p.

145. Seslye, H. Stress in Health and Disease Wobum, Mass.: Butterworth, 1976.-343 p.

146. Ticha Alena Hlasova vychova v detskem sboru. Praha 2: Tisk Nova Tiskarna Pelhrimov, 2004. 95 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.